Образ матери в поэме ахматовой «реквием»

Образ матери в поэме Анны Ахматовой “Реквием”

“Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад”. Анна Ахматова.

Я поворачиваюсь взглядом к урокам, посвященным творчеству русского поэта Анне Ахматовой (именно в мужском роде “поэта” – а не поэтессы, так как Анна Ахматова так любила говорить), и будто вижу над собой, над моей школой, над моей страной тень матери – птицу, которая своими крыльями старается защитить все, что является важным для людей. Что важнее всего для матери? Дети. Семья. Мужчина. Семейное гнездо. Сохранить семью, своих детей – главнейшая задача каждой женщины на земле. Поэтому для меня образ Анны Ахматовой и описание главной героини поэмы “Реквием” объединяется еще с одним национальным символом – образом Берегини. Это древняя богиня добра и защиты славян от всякого зла. Женщина в длинных одеждах подняла в умоляющей молитве руки к небу. Она будто просит у Бога защитить детей от бедствия, болезней, злого зверя…

“Реквием” Анна Ахматова писала продолжительное время – от 1935 до 1961 года. Это не просто отдельные стихи, которые со временем сложились в поэму, эта целая жизнь женщины и ее ребенка, мужчины, народа.

Лирическая героиня должна была вынести много на своих плечах – аресты мужчины и сына, выстаивание в очередях к тюрьмам. Она страдает и плачет над бедствием, которое выпало на ее судьбу, она также оплакивает судьбу всех людей, которые жили в том времени в ее стране.

Женщина – часть своего народа, она вместе со всеми несет бремя трудной судьбы:

“Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был”.

Читаешь поэму – и мурашки бегают под кожей.

В отдельных небольших стихах Ахматова смогла донести к нам события того страшного времени, когда человека могли арестовать просто так – ночью “черные маруси” отвозили людей в безызвестность, и узнать о них уже было очень тяжело.

Обратите внимание

Кто виновный, кто не виноватый, а страдали все: и те, кого забирали, и те, от кого забирали. Николая Гумилева, первого мужа Анны Ахматовой, арестовали, и долго женщина не могла узнать о его судьбе.

И только позднее стало известно, что поэта расстреляли как контрреволюционера. Обвинения сыпались на людей градом, и отвести их от себя от них было непросто. Люди сознавались в не совершенных ими грехах только потому, что не выдерживали страшных мучений, издевательств, пыток.

Но пострадал не только муж, даже сына Ахматовой и Гумилева арестовали спустя некоторое время, хотя на время смерти отца ему было всего девять лет. Разве он мог быть его политическим соучастником? Для власти этих вопросов не существовало. Действовала страшная машина уничтожения и для тех, кто во втором колене считался “врагом народа”.

Разве может пережить такое горе иметь, разве может она не плакать кровавыми слезами, когда видит такую несправедливость? Поэтому и просит поставить памятник себе:

“… Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов. И где для меня не открыли засов”.

Читаешь о плаче матери, когда от нее забирают ее сына, и действительно слышишь те страшные причитания над умершим, который никогда больше не возвратится к родному дому.

В прошлом году мы ездили на похороны в Тернопольскую область, и впервые там мне пришлось услышать похоронные причитания – люди вслух плачут и рассказывают и о жизни умершего, и о своей собственной боли.

Так вот у Ахматовой эта самая боль ощущается:

“Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть”

Тоска “стрелецких жен”, тоска за сына, переходит в колыбельную песню… Так бывает, когда наседает страшное горе – человек то смеется, то плачет, то одно говорит, то вдруг будто совсем о другом, тогда человек идет “словно лунатик… в мертвый мир…”

Она в поэме – и защитница ребенка, и тот, кто в третьем часу утра через весь город идет к застенку, чтобы отстоять в очереди и узнать хотя бы что-то о своих родных. Она сердцем видит, как подвергают пытке родного сына:

“Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел”

Важно

Палачи понимают, что делают не по-человечески, им стыдно, что они более сильные, и власть матери перед их властью – ничто.

Ахматова поднимает образ матери, обычной женщины, до уровню библейской героини, так как каждая женщина того времени прошла через страшную пытку сталинского режима, она знала, догадывалась об истязании близких, их смерти, она страдала и кричала, она несла в себе страшную боль и тоску.

Мои пальцы тянутся к клавишам пианино.

Тоску можно выливать в музыке – в реквиеме. Ведь “реквием” – это музыкальное произведение, тоска по умершим. Звучит музыка. Кажется, расступаются стены – и в высокие храмовые башни поднимаются души тех, кто был замучен во времена тоталитарного режима.

Люди в храме склоняют главы и молятся: “Пусть простятся им грехи их…” И над всеми ими – над живыми и безжизненными – распростерла свои руки Богоматерь, Берегиня, Защитница. Она никогда не покинет своих детей, она защитит.

Если не в этом мире, то на том свете…

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Образ матери в поэме Анны Ахматовой “Реквием”

Другие сочинения по теме:

  1. Образ матери – страдалицы в поэме Анны Ахматовой “Реквием” Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись “врагами народа”, исчезали безследно, попали в…
  2. “Реквием” Анны Ахматовой подлинно народное произведение 30-е годы для Анны Ахматовой – пора наиболее тяжких испытаний. Через десять лет начнется ужасная вторая мировая война. Но и…
  3. Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой “Реквием”; и в поэме А. Твардовского “По праву памяти” На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты – тени этих…
  4. Особенности жанра поэмы А. Ахматовой “Реквием” А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в…
  5. Поэзия Анны Ахматовой и поэты “серебряного века” Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает…
  6. Поэма А. Ахматовой “Реквием” – голос времени и народа Прежде чем обратиться к “Реквиему”, приведем одно из военных стихотворений Ахматовой и приглядимся к тому, какими средствами создается впечатление записывания…
  7. ПОЗДНЯЯ ПОЭЗИЯ АННЫ АХМАТОВОЙ В литературу молодая Ахматова вошла как интимно-психологический поэт, который может не просто рассказать о чувствах, но и дать возможность читателю…
  8. Отображение трагедии войны в лирике Анны Ахматовой Выдающийся русский поэт Анна Ахматова владела тайной внутренней гармонией. В ней все было значительно – и отчеканенная, скульптурная внешность, и…
  9. Философские мотивы лирики Анны Ахматовой Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались…
  10. Стилистика и художественность поэмы поэме “Реквием” Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В тридцатые…
  11. Источник вдохновения для лирики Анны Ахматовой Анна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту…
  12. Эссе о творчестве Анны Андреевны Ахматовой Ахматова в своей утонченной, наполненной сдержанной искренностью лирике с лишь ей присущей интонацией отобразила чрезвычайно широкий диапазон человеческих чувств и…
  13. Мои любимые стихотворения Анны Ахматовой Творчество крупнейшего русского поэта XX века Анны Андреевны Ахматовой в полном объеме лишь недавно пришло к читателю. Теперь мы точно…
  14. Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой…
  15. Самое большое имя поэтов – имя Анны Ахматовой Это псевдоним (но псевдоним, который фактически заменил подлинное имя даже в частной жизни) Анны Андреевны Горенко. (Ахматова – девичья фамилия…
  16. Произведения моей любимой русской поэтессе (по творчеству Ахматовой) Поэзия этого странного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или…
  17. Образ матери в произведениях Т. Шевченко Поэзия Шевченко – “пламенный культ материнства”. Образ женщины-матери занимает особое место в поэзии Шевченко. Он изображает свой собственный идеал женщины….
  18. Историзм в “Поэме без героя” Ахматовой По первому впечатлению поэма представляется странно-прихотливой игрой воображения, где твердая, будничная, материальная явь причудливо смешивается с гротескными, полубредовыми видениями, обрывками…
  19. Единичная, индивидуальная судьба героя в “Поэме без героя” Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в “Белой стае”, но впоследствии…
  20. Сочинение по любовной поэзии А. Ахматовой Женская душа – всегда тайна. В ней водоворот чувств, эмоций. И не каждая женщина может их высказать до конца. Гениальной…

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-materi-v-poeme-anny-axmatovoj-rekviem/

Русский язык и литература. Литература

Поэма – это и лирический дневник, и взволнованное свидетельство очевидца эпохи, и произведение большой художественной силы, глубокое по своему содержанию. С годами человек становится мудрее, острее воспринимает прошедшее, с болью наблюдает настоящее.

Так и поэзия Ахматовой с годами становилась всё глубже, я бы сказала – обострённее, ранимее. Поэтесса много размышляла о путях своего поколения, и результатом её раздумий является «Реквием».

В небольшой по объёму поэме можно, да и нужно, всмотреться в каждую строку, пережить каждый поэтический образ.

Прежде всего о чём говорит название поэмы.

Само слово «реквием» (в записных книжках Ахматовой – латинское Requiem) значит «заупокойная месса» – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Латинское название поэмы, как и тот факт, что в 1930-е – 1940-е гг.

Ахматова серьёзно занималась изучением жизни и творчества Моцарта, в особенности его «Requiem’a», наводит на мысль о связи произведения Ахматовой с музыкальной формой реквиема.

Кстати, в «Requiem’e» Моцарта – 12 частей, в поэме Ахматовой – столько же (10 главок + Посвящение и Эпилог).

«Эпиграф» и «Вместо Предисловия» – своеобразные смысловые и музыкальные ключи произведения. «Эпиграфом» к поэместали строки (из стихотворения 1961 г.

«Так не зря мы вместе бедовали…»), являющие, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны.

Ахматова честно признаётся, что вся её жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

«Реквием» – поэма сложная, в ней нет, на первый взгляд, целостности, нет единого героя, общей сюжетной линии. Она вся словно собрана из осколков зеркала, в каждом из которых – новая героиня, новая судьба.

И женщина из стихотворений то сливается с личностью автора, то противопоставляет себя другим, то объединяет свою судьбу с судьбами многих. Но всегда, в любом случае, героиня «Реквиема» – женщина, мать и жена.

     Личная тема появляется в 3,4,5 стихах. Это и очень точные временные детали («17 месяцев кричу»), и ласковое обращение («на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели»), это и характеристика самой лирической героини. Но за матерью и сыном встают тысячи подобных жертв, поэтому она стоит, «трехсотая с передачею», в тюремной очереди.

Совет

Образ матери становится сквозным и главным в поэме. Ахматова, рассказывая о своей судьбе, о своих страданиях, подразумевает общий характер такой судьбы:

Читайте также:  Смысл трека «fata morgana» (markul feat oxxxymiron)

 Семнадцать месяцев кричу,  Зову тебя домой,  Кидалась в ноги палачу,

 Ты сын и ужас мой.

  До сих пор вызывает споры вопрос о жанре данного произведения. Что это: лирический цикл или поэма? Обратимся к композиции. “Реквием” состоит из шести частей: эпиграф, вместо предисловия, посвящения, вступления, основной части (главы I – X), эпилога.

   Лирическая героиня выступает в роли автора поэмы, который в трудное время находится вместе с народом там, “где мой народ к несчастью был”. Во-вторых, она выступает в роли матери, переживающей потерю сына

    Сама Ахматова о “Реквиеме” сказала: “Это четырнадцать молитв. Только сейчас я все это записала, а так всегда держала в голове.” “Реквием” Ахматовой – это плач о сыне, незаконно арестованном. Но это и плач обо всех, разделивших его судьбу, плач о матерях, женах, сестрах, лишившихся своих близких.

Источник: https://pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/book/view.php?id=12132&chapterid=102

Образ матери и трагедия народа в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Поэма имеет реальную основу: 2 года Ахматова стояла в тюремных очередях. В 1935 году был арестован ее сын Лев, в 1939 – второй арест сына и мужа. Поэма «Реквием» – это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных.

В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

Об этом говорит автор в предисловии к поэме – о моральном долге перед своими «сестрами по несчастью», о долге памяти перед безвинно погибшими:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Описать все ужасы ежовщины попросила ее незнакомая женщина, так же, как и Ахматова, стоявшая в тюремных очередях. Поэтесса откликнулась. А иначе и не могло быть, ведь как она сама говорит:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Тема заступничества за миллионы матерей зазвучала из уст Ахматовой. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

Ночь.

Через всю поэму проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. В поэме расширены временные и пространственные рамки сюжета, которые показывают общечеловеческую трагедию. Мы видим то простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, сына которой распяли.

Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля.

Обратите внимание

То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей».

Арестовывают невинных людей, и все сильнее матери невольно обращаются к смерти. После «каменного слова» – приговора – нужно научиться дальше жить, надо убить память, сделать душу окаменелой.

И мать снова думает о смерти, как о спасении, только о смерти своей. Лишь смерть сможет спасти ее от страданий и от душевной пустоты, так как эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, также потерявшей Сына.

Но она понимает, что это не выход, и не позволяет смерть унести с собой:

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук,

Слова последних утоливший.

Получается, надо жить ради того, чтобы назвать поименно тех, кто погиб в сталинских застенках, помнить, вспоминать всегда и везде стоявших «и в лютый холод, и в июньский зной под красною ослепшею стеной».

Свой долг Поэта Ахматова выполнила с честью – воспела и возвеличила страдания тысяч матерей, которые стали жертвами кровавого произвола.

Источник: https://students-library.com/library/read/46735-obraz-materi-i-tragedia-naroda-v-poeme-aahmatovoj-rekviem

Образ матери в поэме Ахматовой “Реквием”

Я возвращаюсь взглядом к уроков, посвященных творчеству русского поэта Анны Ахматовой (именно в мужском роде “поэта” – а не поэтессы, потому что Анна Ахматова так любила говорить), и будто вижу над собой, над моей школой, над моей страной тень матери – птицы, которая своими крыльями пытается защитить все, что является важным для людей. Что самое важное для матери? Дети. Семья. Мужчина. Семейное гнездо. Сохранить семью, своих детей – главная задача каждой женщины на земле. Поэтому для меня образ Анны Ахматовой и образ главной героини поэмы “Реквием” сочетается еще с одним национальным символом – образом Берегини. Это самая древняя богиня добра и защиты славян от всяческого зла. Женщина в длинной одежде подняла в благальній молитве руки к небу. Она будто просит у Бога защитить детей от бед, болезней, лютого зверя.

“Реквием” Анна Ахматова писала долго – от 1935 до 1961 года. Это не просто отдельные стихи, которые впоследствии сложились в поэму, это целая жизнь женщины и ее ребенка, мужа, народа. Лирическая героиня должна была вынести много на своих плечах – аресты мужа и сына, выстаивание в очередях у тюрем.

Она страдает и плачет над бедствием, которое выпало на ее долю, она также оплакивает судьбу всех людей, которые жили в то время в ее стране. Женщина – часть своего народа, она вместе со всеми несет бремя тяжелой судьбы: “Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, на горе, был”. Читаешь поэму – и мурашки бегают под кожей.

В отдельных небольших стихах Ахматова смогла донести до нас события того страшного времени, когда человека могли арестовать просто так – ночью “черные маруси” увозили людей в неизвестность, и узнать о них уже было очень трудно. Кто виноват, кто не виноват, а страдали все: и те, кого забирали, и те, от кого забирали.

Николая Гумилева, первого мужа Анны Ахматовой, арестовали, но долго женщина не могла узнать о его судьбе. И только позже стало известно, что поэта расстреляли как контрреволюционера. Обвинения сыпались на людей градом, и откреститься от них было непросто. Люди признавались в не совершенных ими грехах только потому, что не выдерживали страшных мучений, издевательств, пыток.

Важно

Но не только человек пострадал – даже сына Ахматовой и Гумилева арестовывают впоследствии, хотя на время смерти отца ему было всего девять лет. Разве он мог быть его политическим союзником? Для власти этих вопросов не существовало. Действовала страшная машина истребления тех, кто и во втором колене считался “врагом народа”.

Разве может пережить такое горе мать, разве может она не плакать кровавыми слезами, когда видит такую несправедливость? Поэтому и просит поставить памятник себе “не в царском саду”, а вот здесь, “где я триста часов Стояла – и замок не відкривсь ни один”.

Читаешь о плач матери, когда от нее забирают ее сына, и действительно слышишь тот страшный плач, плач по умершему, который никогда больше не вернется к родному дому. В прошлом году мы ездили на похороны в Тернопольскую область и там мне впервые пришлось услышать похоронные причитания – люди вслух плачут и рассказывают и о жизни умершего, и о своем собственном боль. Так вот у Ахматовой такой же боль ощущается:

Как стрелковые знеславлені жены,

Под Кремлем буду выть и выть!

Тоска “стрелецких жен”, вой за сыном, переходит в колыбельную песню. Так бывает, когда осаждает страшное горе – человек то смеется, то плачет, то одно говорит, то вдруг будто совсем о другом, потому что человек идет “словно лунатик. В мертвый мир. “

Иметь в поэме – и защитница ребенка, и та, кто в три утра через весь город идет к застенки, чтобы отстоять в очереди и узнать хоть что-то о своих родных. Она сердцем видит, как пытают родного сына:

Магдалина билась, рыдала,

Любой ученик в горе каменей,

Лишь на Мать, что, немая, стояла,

Никто взглянуть не смел.

Палачи понимают, что делают не по-человечески, им стыдно, но пока что они сильнее, и власть матери перед их властью – ничто.

Ахматова поднимает образ матери, обычной женщины, до уровня библейской героини, потому что каждая женщина того времени прошла через страшные пытки сталинского режима, она знала, догадывалась о убийство близких, их смерть, она страдала и кричала, она несла в себе страшную боль и тоску.

Мои пальцы тянутся к клавишам пианино. Тоску можно выливать в музыке – в реквиеме. Ведь “реквием” – это музыкальное произведение, тоска по умершим. Звучит музыка.

Совет

Кажется, расступаются стены – и в высокие храмовые башни поднимаются души тех, кто был замучен во времена тоталитарного режима. Люди в храме склоняют головы и молятся: “Пусть простятся им грехи их.

” И над всеми ними – над живыми и неживыми – распростерла свои руки Мать, Хранительница, Защитница. Она никогда не покинет своих детей, она защитит. Если не на этом, то на том свете.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Образ матери в поэме Ахматовой “Реквием”« Сочинение на тему смешной случайСочинение по картине Шишкина “Зима в лесу (Иней)” »

Источник: https://schoolessay.ru/obraz-materi-v-poeme-axmatovoj-rekviem/

68. Образ матери и трагедия народа в поэме а.А. Ахматовой «Реквием». (Билет 11) Вариант 1

Поэма
«Реквием» создавалась в конце 30-х годов
XX
столетия, в разгар сталинского террора,
который не обошел и семью А. Ахмато­вой:
был арестован и репрессирован ее сын.
Но содержание поэмы не сводится только
к семейной трагедии. В эпиграфе и в
«Предисло­вии» поэтесса Подчеркивает
общность участи героини со всеми:

…Я была тогда с
моим народом,

Там, где мой народ,
к несчастью, был…

Особое место в
поэме занимает «Вступление», в котором
дается эпически обобщенный образ
времени:

Это было, когда
улыбался

Только мертвый,
спокойствию рад.

И ненужным привеском
болтался

Возле тюрем своих
Ленинград…

Такая обстановка
заставляет забыть об обычных темах
поэзии, о нормальных человеческих
интересах, обо всем, что составляет наше
представление о нормальной жизни:

Для кого-то веет
ветер свежий,

Для кого-то нежится
закат –

Мы не знаем, мы
повсюду те же,

Слышим лишь ключей
постылый скрежет

Да шаги постылые
солдат.

Для героини распалась
связь времен: она не может связал
на­стоящее с прошлым, и себя не узнает:

Нет, это не я, это
кто-то другой страдает.

Я бы так не могла…

И далее:

Показать бы тебе,
насмешнице

И любимице вех
друзей,

Царскосельской
веселой грешнице,

Что случится с
жизнью твоей…

Трагедия – арест
сына, произошедшая в жизни лирической
ге­роини, – это не только трагедия
самой А. Ахматовой, это боль и страдание
многих женщин, с которыми вместе проводила
дни и часы в тюремных очередях поэтесса.
Полнейшая, чудовищная утрата все­го,
что составляет смысл жизни любой матери:

…Эта женщина
больна,<\p>

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын
в тюрьме,<\p>

Помолитесь обо
мне…

В жизни лирической
героини рухнуло все: она не может более
ни на кого опереться ни вокруг себя, ни
даже в самой себе. Ничего не осталось:
все прежние понятия, ценности и весь
прежний опыт раз­давлены, уничтожены.

Читайте также:  Философия жизни в романе булгакова "мастер и маргарита"

Все перепуталось
навек,<\p>

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь,
кто человек,<\p>

И долго ль казни
ждать.

Так тяжело оставаться
в этой жизни, что у героини возникает
только такие мысли:

…У меня сегодня
много дела:<\p>

Надо память до
конца убить,

Надо, чтоб душа
окаменела.<\p>

Надо снова научиться
жить.

«Реквием» – мрачное,
трагическое произведение, в котором
тра­гическое доходит до степени
ужасного. Героиня терпит полное ду­ховное
поражение, в беспросветном своем
одиночестве она теряет самое себя и
призывает смерть:

…И поняла я, что
ему<\p>

Должна я уступить
победу,<\p>

Прислушиваясь к
своему<\p>

Уже как бы к чужому
бреду.

В эпилоге героиня
связывает свое личное горе с всенародным
и теперь прямо говорит о себе как о
«гласе народном»:

…Мой измученный
рот,<\p>

Которым кричит
стомильонный народ…

Вариант 2

1937 год. Страшная
страница нашей истории. Вспоминаются
имена: О. Мандельштам, В. Шаламов, А.
Солженицын… Десятки, тысячи имен. А за
ними искалеченные судьбы, безысходное
горе, страх, отчаяние, забвение.<\p>

Но память человека
странно устроена. Она хранит самое
сокровенное, дорогое. И страшное… “Белые
одежды” В. Дудинцева, “Дети Арбата”
А. Рыбакова, “По праву памяти” А.
Твардовского, “Проблема хлеба” В.
Подмогильного, “Архипелаг ГУЛАГ”
А. Солженицына – эти и другие произведения
о трагических 30-40-х гг. XX века стали
достоянием нашего поколения, совсем
недавно перевернули наше сознание, наше
понимание истории и современности.<\p>

Поэма А. Ахматовой
“Реквием” – особое произведение в
этом ряду. Поэтесса смогла в нем
талантливо, ярко отразить трагедию
личности, семьи, народа. Сама она прошла
через ужасы сталинских репрессий: был
арестован и семнадцать месяцев провел
в сталинских застенках сын Лев, под
арестом находился и муж Н. Пунин; погибли
близкие и дорогие ей О. Мандельштам, Б.
Пильняк; с 1925 г. ни единой ахматовской
строчки не было опубликовано, поэта
словно вычеркнули из жизни. Эти события
и легли в основу поэмы “Реквием”.<\p>

Нет, и не под
чуждым небосводом,<\p>

И не под защитой
чуждых крыл –<\p>

Я была тогда с
моим народом,<\p>

Там, где мой
народ, к несчастью, был…<\p>

Семнадцать
месяцев кричу,<\p>

Зову тебя домой…
Ты сын и ужас мой.<\p>

Узнала я, как
опадают лица,<\p>

Как из-под век
выглядывает страх,<\p>

Как клинописи
жесткие страницы<\p>

Страдание выводит
на щеках…<\p>

Обратите внимание

Меня поражает
глубина и яркость переживаний автора.
Я забываю о том, что передо мной
художественное произведение. Я вижу
надломленную горем женщину, мать, жену,
которая сама не верит в возможность
пережить такое:<\p>

Нет, это не я,
это кто-то другой страдает.<\p>

Я бы, так не
могла…<\p>

А ведь когда-то
была “насмешницей и любимицей всех
друзей, царскосельской веселой
грешницей…” Был любимый муж., сын,
радость творчества. Была обычная
человеческая жизнь с минутами счастья
и огорчений.<\p>

А теперь? Разве
те огорчения могут сравниться с
происходящим сейчас?!<\p>

Картины, одна
страшнее другой, возникают при чтении
поэмы. Вот “уводили тебя на рассвете,
за тобой, как на выносе, шла…” А вот
“трехсотая, с передачею, под Крестами”
стояла, прожигая новогодний лед горячею
слезою. Вот “кидалась в ноги палачу”
и ждала казни. А когда “упало каменное
слово”, училась убивать в себе память,
душу, училась жить снова.<\p>

Мотив смерти,
окаменелого страдания звучит в стихах
поэтессы.<\p>

Но, несмотря на
личное горе, лирическая героиня сумела
подняться над личным и вобрать в себя
горе других матерей, жен, трагедию целого
поколения, перед которой “гнутся
горы”.<\p>

И снова страшные
картины. Ленинград, болтающийся “ненужным
привеском”, “осужденных полки”,
“песня разлуки”. А “высокие звезды
с душами милых” стали теперь звездами
смерти, смотрят “ястребиным жарким
оком”. Поэтесса размышляет о любимой
родине, о России, которая безвинно
корчилась в страданиях, о своих подругах
по несчастью, которые седели и старились
в бесконечных очередях. Ей бы хотелось
всех вспомнить, назвать поименно. Даже
в новом горе и накануне смерти не забудет
она о них. И памятник себе она хотела бы
иметь не у моря, где родилась, не в
царскосельском саду, где подружилась
с музой, а у той страшной стены, где
стояла триста часов.<\p>

Устами лирической
героини поэтесса взывает к нашей памяти,
памяти своих современников и будущих
поколений.<\p>

Поэма Анны
Ахматовой “Реквием” – это осуждение
насилия над личностью, приговор любому
тоталитарному режиму, который базируется
на крови, страданиях, унижениях как
отдельной личности, так и целого народа.
Став жертвой такого режима, поэтесса
взяла на себя право и обязанность
говорить от имени пострадавшего
многомиллионного народа.<\p>

Передать свою
боль, выстраданные в несчастье мысли
помогли Ахматовой ее многогранный
талант художника слова, ее умение вести
диалог с читателем, доносить до него
самое сокровенное. Поэтому поэма
“Реквием” волнует читателей,
заставляет их задуматься о происходящем
вокруг.<\p>

Это не только
надгробный плач, но и суровое предостережение
человечеству.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/3494090/page:104/

ПОМОГИТЕ!! Нужно не большое сочинение: Образ матери в поэме ” Реквием “. – Школьные Знания.com

Годы сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионылучших людей объявлялись «врагами народа, исчезали бесследно, попадали в тюрьмы. О нихможно было говорить только шепотом, от родных «врагов народа» отворачивались.

 Не миновалаэта горькая чаша и семью Анны Ахматовой. Еще в 1920 г. был расстрелян большевиками еепервый муж Г. Гумилев, известный российский поэт, в прошлом офицер царской армии. 1935 г. за«антисоветскую» деятельность были арестованы ее сын Лев Румилёв и второй человек; М. Пунин.

После письма Ахматовой к Сталину их освободили. Однако 1939 г. Льва Гулмилёва арестоваливторично. Приговор – десять лет исправительно-трудовых лагерей. Ахматова пережила долгиегоды отчаяния и страха. И таких людей были миллионы.

 Поэтому поэма о пережитых страданиях,которую Ахматова пообещала написать одной из таких уставших женщин «с голубыми губами»,является голосом целого народа.

Изображая всенародную трагедию, Ахматова олицетворяет образ народа в образах матери и сына.

Насильственный разрыв между ними приводит к нарушению гармонии – основы основ. Больизраненной матери не сравнить ни с чем, и только через ее скорбь можно представить большуютрагедию той эпохи.

Приговор… И сразу слезы хлынут,Ото всех уже отделена,Словно с болью жизнь из сердца вынут,Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет… Шатается… Одна.

Важно

Горе матери настолько безгранично, что она смотрит на него словно отстраненно, ей не верится,что она сможет выдержать все. И несется над закутою страхом горем страной крик души матери:

Семнадцать месяцев кричу,Зову тебя домой,Бросалась в ноги палачу,Ты сьн и ужас мой.

Жизнь без матери сына теряет свой смысл, пожалуй, легче было бы умереть, ней терпеть такоегоре. И она находит в себе мужество идти этим крестным путем, как когда Богоматерьсопровождала своего сына в его страданиях. Через это органично вплетается в поэму раздел оказни Иисуса Христа:

Магдалина билась и рыдала,Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Когда распяли Иисуса, то даже те, кто кричали: «Распни его, распни», не смели взглянуть на Мать,потому что ее страдания – то большое бедствие на земле.

Страх потерять сына делает счастливы, теплые материнские лицо застывшими, скорбными.Героиня поэмы собственными глазами видела,…как опадает глица,Как из-под век проглядывает страх,Хак клинописи жесткие страницыСтрадание выводят на шеках,Как локоны из пепельных и черныхСеребряными делаются вдрут…

Поминая всех умерших в эпилоге поэмы, автор сосредоточивает внимание на образе матери какобобщенном образе всех женщин. Они разные внешне, по характеру, по силе воли, но всех ихобъединило одно горе, постигла одна судьба. В каждой из них Ахматова находит что-то свое, а всебе – каждую из них:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов,

В них вспомишю всегда и везде,О них не забуду и в новой беде…

Правдивый произведение Анны Ахматовой о жизни советского народа в 30-е годы XX в. смог выйтив свет на ее родине лишь в 1988 г., когда прошло уже много лет после смерти автора поэмы.

«Реквием», написанный в 1935-1940-х гг., жил необычным жизнью – только в сердцах и в памятилюдей, которым поэт тайно, шепотом доверил «слово» правды о смертную эпоху и о живуючеловеческую душу, которую нельзя убить

Источник: https://znanija.com/task/16437392

Женские образы в поэме А.Ахматовой «Реквием»

  Имя Анны Аматовой в читательском представлении ассоциируется с любовной лирикой. И действительно, большинство ее стихотворений, особенно раннего периода, связаны с этим прекрасным чувством. Лирическая героиня ахматовских произведений – любящая, страдающая, живая женщина:

    Сжала руки под темной вуалью…

    «Отчего ты сегодня бледна?»
    – Оттого, что я тер…. Печалью
    Напоила его до пьяна…

    Но, говоря о творчестве этой поэтессы, нельзя ограничиваться только любовной лирикой. В ее стихах звучит выражение гражданской позиции:

    Нет и не под чуждым небосводом,

    И не под защитой чуждых крыл, –
    Я была тогда с моим народом
    Там, где мой народ, к несчастью, был.

    Судьба А. Ахматовой была нелегкой. Много испытаний выпало на ее долю, но они не смогли сломить ее. Итогом пережитого ужаса стала поэма «Реквием». Ахматова показала через восприятие одного лирического героя трагедию всей страны, целого поколения:

    Звезды смерти стояли над нами,

    И безвинная корчилась Русь
    Под кровавыми сапогами
    И под шинами черных «Марусь»…

    Стихотворения, вошедшие в поэму, написаны в разные годы – с 1935 по 1940. Как любое произведение искусства, «Реквием» имеет свою, весьма трагическую, историю. С началом сталинских репрессий были арестованы второй муж Ахматовой и сын.

Поэтому «Реквием» может считаться отчасти описанием страданий Анны Андреевны – матери и жены. Отчасти – потому, что Ахматова – слишком талантливый поэт, чтобы ограничиться собственной судьбой.

Она оплакивает всех невинных жертв, она вместе со многими тысячами матерей, прошедшими через ужас тоталитаризма. 

    Напечатана поэма была в 1957 года, но и тогда она читалась только в определенных кругах и не была доступна массовому читателю. В этом же году Ахматова написала небольшое прозаическое вступление «Вместо предисловия». В нем поэтесса рассказала об одной встрече в тюремной очереди. Женщина с «синими губами» попросила ее описать все происходящее. Таким образом, «реквием» можно считать и данью памяти, и выполнением клятвы, и отражением собственных переживаний. 
    «Реквием» – поэма сложная, в ней нет, на первый взгляд, целостности, нет единого героя, общей сюжетной линии. Она вся словно собрана из осколков зеркала, в каждом из которых – новая героиня, новая судьба. И женщина из стихотворений то сливается с личностью автора, то противопоставляет себя другим, то объединяет свою судьбу с судьбами многих. Но всегда, в любом случае, героиня «Реквиема» – женщина, мать и жена. 
    Уже в первом стихотворении «Уводили тебя на рассвете..» картине придано широкое обобщение. Здесь нет личных мотивов, лирическая героиня сравнивает себя со «стрелецкими женами», воющими «под кремлевскими башнями». Смысл понятен: пролитую кровь нельзя оправдать ничем. 
    Личная тема появляется в 3,4,5 стихах. Это и очень точные временные детали («17 месяцев кричу»), и ласковое обращение («на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели»), это и характеристика самой лирической героини – «царскосельской веселой грешницы». Но за матерью и сыном встают тысячи подобных жертв, поэтому она стоит, «трехсотая с передачею», в тюремной очереди. 
    Образ матери становится сквозным и главным в поэме. Ахматова, рассказывая о своей судьбе, о своих страданиях, подразумевает общий характер такой судьбы:

    Семнадцать месяцев кричу,

    Зову тебя домой,
    Кидалась в ноги палачу,
    Ты сын и ужас мой. 

    Более того, название поэмы (реквием – заупокойная служба в католической церкви), христианская символика позволяют сопоставить этот образ с образом Богородицы. Именно эта мысль прямо высказывается в десятом стихотворении поэмы:

    Магдалина билась и рыдала,

    Ученик любимый каменел,
    А туда, где молча Мать стояла, 
    Так никто взглянуть и не посмел.

Совет

    Слишком велико страдание матери, теряющей всего ребенка. Ничто не может сравниться с этим горем. 

    Таким образом, Ахматова выходит за рамки выражения личных переживаний. Поэма многоголосна, в ней сливаются голоса тех женщин, которые стояли в бесконечных тюремных очередях в ожидании «каменного слова», с робкой надеждой на чудо. И поэтесса не может, не вправе забыть это. Она обязана донести весь ужас тех дней до потомков. «Реквием» стал криком измученной души, сотни душ. Никогда не забудется подобное:

    Опять поминальный приблизился час.

    Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
    И ту, что едва до окна довели
    И ту, что родимой не топчет земли,
     И ту, что, красивой тряхнув головой,
    Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»

    «Ревкием» – гениальный сплав судьбы страны и судьбы самой Ахматовой. И мы благодарны этой великой женщине, создавшей поэтическую летопись эпохи.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/akhmatova-a-a/945-zhenskie-obrazy-v-poeme-a-akhmatovoj-rekviem

Тема материнского страдания в поэме Ахматовой «Реквием»

Поэма А. Ахматовой «Реквием» — особое произведение. Это напоминание о всех прошедших неслыханные испытания, это взволнованная исповедь исстрадавшейся человеческой души. «Реквием» — это летопись 30-х годов ХХ века. У Ахматовой спросили, сможет ли она это описать. Спросила незнакомка, стоя в очереди в тюремном коридоре.

И Ахматова ответила утвердительно. К теме увековечения своего страшного времени она шла давно, с тех самых пор, когда впервые был арестован ее сын. Это был 1935 год. А потом были еще аресты.

То, что выходило из-под ее пера в эти годы, продиктовано не одним лишь личным материнским горем — это горе миллионов, мимо которого Ахматова не могла пройти равнодушно, иначе она не была бы Ахматовой…

Поэтесса, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех женщинах-матерях, говорит о «свойственном всем нам оцепенении». Предисловие к поэме, как и эпиграф, — ключ, помогающий понять, что эта поэма написана, как когда-то «Реквием» Моцарта, «по заказу».

Женщина с голубыми губами просит ее об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И Ахматова берет на себя этот «заказ», этот столь тяжкий долг, нимало не колеблясь, — ведь она будет писать обо всех, в том числе и о самой себе.

У Ахматовой забрали сына, но она поднялась над собственным материнским страданием и создала поэму о страданиях Матери вообще: Марии — по Иисусу, России — по миллионам погибших ее детей.

В поэме показано единство всех женщин — всех страдающих матерей, от Богоматери, «стрелецких женок», жен декабристов до «царскосельских веселых грешниц». И ощущая в своем страдании сопричастность страданию многих, поэтесса смотрит на него как бы со стороны, откуда-то сверху, возможно, с неба:

Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень. Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Обратите внимание

Лишь на пределе, наивысшей точке страдания, возникает эта холодная отрешенность, когда о себе и о своем горе говорится беспристрастно, спокойно, как бы в третьем лице… Мотив полубредового образа тихого Дона подготавливает другой мотив, еще более страшный — мотив безумия, бреда и полной готовности к смерти или самоубийству:

Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в черную долину. И поняла я, что ему Должна я уступить победу, Прислушиваясь к своему Уже как бы чужому бреду. И не позволит ничего Оно мне унести с собою (Как ни упрашивай его

И как ни докучай мольбою)…

В какой-то момент наивысшего напряжения страдания можно видеть не только тех, кто рядом во времени, но и всех когда-либо страдавших женщин-матерей одновременно. Объединяясь в страдании, разные времена смотрят друг на друга глазами своих страдающих женщин. Это демонстрирует, например, четвертая часть поэмы.

В ней «царскосельская веселая грешница» глядит в глаза той, «трехсотой, с передачею», — это уже столкновение разных женщин. А преодоление временного разлома происходит через ощущение его в себе, когда действительно «сердце пополам» и две половины — это одновременно и одна и та же, и две разные женские жизни.

Так и проходит она этот путь — по кругам ада все ниже и ниже,

и женские фигуры на пути — Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны,

Чтобы с Жанной на костер опять —

как памятники страданию. А потом — резкий рывок назад в настоящее, к тюремным очередям Ленинграда. И все оказываются едины перед лицом пытки времени. Никакими словами не передать того, что происходит с матерью, сына которой мучают:

А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Это такое же табу, как для Лотовой жены оглянуться.

Но поэтесса — оглядывается, смотрит, и как жена Лота застыла соляным столбом, так и она застывает этим памятником — памятником живым, оплакивающим всех страдающих людей… Такова мука матери из-за распинаемого сына — мука, равносильная муке умирания, но смерть не приходит, человек живет и понимает, что надо жить дальше… «Каменное слово» падает на «живую грудь», душа должна окаменеть, и когда «надо память до конца убить», то жизнь начинается сначала. И Ахматова соглашается: все это «надо» И как спокойно, по-деловому звучит: «Справлюсь с этим как-нибудь…» и «У меня сегодня много дела!». Это свидетельствует о своего рода превращении в тень, превращении в памятник («душа окаменела»), и «снова научиться жить» — значит научиться жить с этим… «Реквием» Ахматовой — подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил великую народную трагедию. Народное прежде всего потому, что «соткан» из простых, «подслушанных» слов. «Реквием», исполненный большой поэтической экспрессии и гражданского звучания, выразил свое время, страдающую душу матери, страдающую душу народа…

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/tema-materinskogo-stradaniya-v-poeme-axmatovoj-rekviem.html

Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Сочинения › Ахматова А.А. › Реквием

Готовые Домашние Задания

Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» занимает важнейшее место. Это связано с тем, что образ матери – центральный в поэме. Он чрезвычайно сложен. В нем сплелись три ипостаси: мать – лирическая героиня (автобиографический образ), мать – обобщающий образ всех матерей и, наконец, мать – Россия.

В «Посвящении» Ахматова сразу вводит обобщающий образ Матери. Происходит это за счет употребления местоимения «мы» и глаголов во множественном числе. К финалу стихотворения из толпы матерей, ожидающих приговора, выделяется образ одной Матери, которой и суждено стать выразителем материнских страданий в поэме:

…И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена…

…Но идет…Шатается…Одна…

Во «Вступлении» появляется образ Руси. Используя прием олицетворения, поэтесса создает ощущение Руси как живого человека, женщины, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «чёрных марусь».

Важно

С первой по десятую часть разворачивается собственно сюжет поэмы. Сначала сына лирической героини уводят, и начинается полоса ожиданий и мытарств. Душу матери одолевают парадоксальные чувства. Примечательна в этом отношении часть третья:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

Ночь…

Ночь – это состояние души матери. Беспамятство вдруг сменяется тихим плачем, а затем надрывным причитанием:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой. (V часть)

Легкие летят недели.

Что случилось не пойму,

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят (VI часть).

В седьмой части «Приговор» мать узнает об участи, уготовленной ее сыну: «И упало каменное слово // На мою еще живую грудь». Сумасшествие, надвигающееся на убитую горем женщину, начинается с просьбы о смерти прийти («К смерти»). Мать готова принять смерть в любом виде, только бы не видеть страданий своего сына. Апогей безумства наступает в девятой главе:

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в черную долину.

Поразительно, но здесь мы уже не видим слез и причитаний. Окаменелость и усталость – вот чувства, охватившие лирическую героиню в этой части. Она как бы собралась и сжалась в комок, но в этой собранности сквозит безумие, отстраненность от мира и реальности.

Высшей точкой поэмы является десятая часть «Распятие». Ахматова использует здесь библейский мотив распятия Христа, но смотрит на все происходящее глазами Марии.

В этом образе страдающей Марии сплелись воедино и мать-лирическая героиня, и все матери жертв террора, и Русь, униженная, растоптанная, вынужденная в молчании смотреть на убийство своих сыновей.

Мария становится неприкосновенной и святой в момент перенесения ею таких же мученических страданий, какие переносит ее сын на кресте:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

В эпилоге автор опять говорит от лица лирической героини. Она вспоминает обо всех матерях, разделивших с нею страшную участь ожидания под «звездами смерти»:

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Совет

Поэт призывает поставить памятник великой Матери для того, чтобы никогда не забывать тот ужас и боль, которую пришлось перенести русским женщинам в страшные годы террора.

Свою поэму Ахматова посвящает всем женщинам и матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Но благодаря их бесконечной любви и перенесенным мукам жизнь будет продолжаться.

Сочинения по теме:

  • Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» сочинение
  • Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века сочинение
  • Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой “Реквием” сочинение
  • Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой “Реквием” сочинение

Источник: https://1soch.ru/ahmatova-aa/rekviem/tema-materinskogo-stradaniya-v-poeme-a-a-ahmatovoy-rekviem

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы

ID: 81746

Название работы: Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы

Категория: Доклад

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Своеобразие композиции поэмы. Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Это четвертый пласт поэмы героиня выступает здесь как новая богородица. Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г.

Язык: Русский

Дата добавления: 2015-02-21

Размер файла: 33.67 KB

Работу скачали: 1 чел.

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы.

«Реквием» складывался постепенно (1935 – 1940) Его можно назвать и поэмой, и лирическим циклом. В «Реквиеме» нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины в «Распятии», даже Христос не назван, Мария – «Мать», Иоанн – «ученик любимый». Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен.

Открывающее основную часть цикла стихотворение «Уводили тебя на рассвете…» непосредственно изображает арест в 1935 г. Н,. Н. Пунина, тогда выпущенного благодаря стараниям Ахматовой. Остальные 9 стихотворений связаны с арестом сына, 26-летнего Льва Николаевича Гумилева, в 1938 г.

, его предварительным заключением и вынесенным ему через 17 месяцев приговором.<\p>

Но автобиографический образ уже двоится.<\p>

За автобиографическим пластом «Реквиема» следует второй – обобщенно-содержательный.

В «Посвящении» цитируется пушкинское послание декабристам, упоминаются «шаги тяжелые солдат» (слово «солдат» тогда еще не было возвращено в обиход), во «Вступлении» назван Ленинград

Ахматова воссоздает то, что бывает с разными людьми в разные времена. Это третий пласт «Реквиема», сопряженный с темой памятника в «Эпилоге».

Обратите внимание

Памятник может быть поставлен не многоликой героине ранних стихов, а реальной женщине-поэту, которую в тюремной очереди кто-то «опознал», словно уличил в «вине» перед властями, творящими беззаконие, и которую «женщина с голубыми губами» спросила: «А это вы можете описать?» – услышав в ответ: «Могу».

Но памятник мыслится поставленным не столько великому поэту, сколько великому горю, которое Ахматова пережила со своим народом, осознав себя и подругой многих осиротевших матерей, и их покровительницей. Это четвертый пласт поэмы – героиня выступает здесь как новая богородица. Завершение этот символ находит в последнем двучастном стихотворении «Распятие».

Композиция «Реквиема» уникальна. Обрамление 10 стихотворений-главок – «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», двучастный «Эпилог» – примерно равно по объему основной части и по содержанию не менее важно, в нем сильнее эпический. Событийный элемент, больше говорится об общем, чем о своем, личном.

В предисловии к поэме А. написала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде» Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты».

Стихотворения, составившие поэму, не записывались – накрепко запоминались накрепко надежными друзьями Ахматовой. Уже в 1961 г. поэме был предпослан эпиграф, отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, –<\p>

Я была тогда с моим народом,<\p>

Там, где мой народ, к несчастью был.

Пространство России охватывает и «сибирскую вьюгу», и «великую реку», и «тихий Дон», и «кремлевские башни», и «море», и «царский сад», и Енисей, и Неву. Но на этих просторах – лишь страдания, улыбается «только мертвый, спокойствию рад». Это переложение слов: «И живые позавидуют мертвым» Любимый Ахматовой Петербург-Ленинград становится «ненужным привеском» своих тюрем.

Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г. , когда оно впервые было записано на бумаге.

Реквием – это заупокойная месса, католическое богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.<\p>

Важно

А. пробует увидеть страдания других людей со стороны, но от этого они не менее трагедийны.

Выражением всеобщего горя становится страшная ночь. Само название поэмы настраивает на торжественно-траурный, мрачный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое происходит от непомерности страдания. Тема смерти обусловливает тему безумия.

Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема.

Библейская тема воплощена в х главе «Распятие»

В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. <\p>

Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=81746

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]