Огэ: аргументы к сочинению «что такое нравственный выбор?»

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

«Нравственный выбор»

Вариант 1

Нравственный выбор – это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз.

Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.

Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.

Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться.

Обратите внимание

С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой – Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

​Вариант 2

Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор – это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом – самый главный выбор человека.

В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру.

Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор.

Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.

В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни.

Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед.

Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.

​Вариант 3

Нравственный выбор – это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием… Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем.

Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор – это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.

Дроганова и личному опыту.

Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25.

В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом.

Важно

Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор – это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.

Вариант 4

Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие…

Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека.

Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту.

Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке.

Другими словами, герой, перед которым встал вопрос – попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться.

В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.

Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор – это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.

Источник: https://owlearn.ru/news/nravstvennyj_vybor/2016-12-13-626

Аргументы к сочинению 15.3 (формат ОГЭ)

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. По-моему мнению, друг – это тот, кто понимает тебя, как самого себя. Кто знает все твои недостатки, но не обращает на них никакого внимания.

Такой дружбе не страшны ни расстояния, ни разница в возрасте, ни наличие различных интересов, потому что такая дружба – НАСТОЯЩАЯ.

А.С.Пушкин «Пущину» <\p>

Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина. <\p>

Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»

«19 октября»

Поэт в стихотворении «19 октября» писал: <\p>

Друзья мои, прекрасен наш союз! <\p>

Он, как душа, неразделим и вечен…

Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.
“Снежная королева” Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.

В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость.

Но не все  люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу».

Совет

Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.

 Вспомним другого литературного героя – Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей. 

В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе – прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей. 

    Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина – В.А.Жуковского, который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты.

Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.

Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.

   А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе.  В одном из произведений А.

Алексина рассказывается о двух подругах – Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них – Люся – всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет.

Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец. 

Взаимоотношения главных героев романа А. Дюма «Три мушкетёра» — классический пример настоящей дружбы. Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.

Источник: https://infourok.ru/argumenti-k-sochineniyu-format-oge-2139967.html

Сочинение Что такое нравственный выбор рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ

Выбор – это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в какую сторону лучше качнуть чашу весов. Лучше всего рассматривать варианты не только со стороны разума, но и со стороны нравственности, совести.

Нравственный выбор – это не просто выбор, сделанный сердцем, а выбор, правильный со стороны морали и этики. Это выбор добра или зла.

Порой нравственный выбор выпадает перед человеком в самых мелких, но подчас и в самых критических ситуациях: поднять или нет деньги, на ваших глазах случайно выпавшие из кармана прохожего, вступиться или нет за человека, которого обижают хулиганы, иногда это даже касается вопросов жизни и смерти.

Обратите внимание

Нравственность  и совесть – это то, что делает человека человеком, его внутренние моральные установки и правила, которые не позволяют ему перейти черту, грань между добром и злом.

Иногда даже совестливому человеку трудно правильно сделать нравственный выбор, ведь часто тёмная сторона выбора завлекает человека своим искушением, соблазном. Конечно, любой выбор нужно делать с умом, но разум часто ищет выгоду, а из-за выгоды часто приходится переступать черту нравственности.

Нравственность помогает человеку не совершать в своей жизни корыстных, подлых и неправильных поступков, ориентирует его в жизни.

Часто нравственность идёт вместе с человеком с самого детства, во многом он получает её от религии, в которой говорится о наказании за грехи. В основном, именно это останавливает человека от неблагонадёжных действий.

Даже детские стихи, наподобие «Что такое хорошо и что такое плохо?» с малых лет приучают человека отделять добро от зла, чёрное от белого.

Нравственный человек обладает такими качествами как умение прощать, доброта, щедрость, понимание, умение любить и дружить, смелость, самоотверженность. Ему чужды жадность, эгоизм, злость, равнодушие, ненависть.

Я считаю, что нравственный выбор часто, действительно, не очень прост. Чтобы облегчить его, нужно стремиться к самосовершенствованию в моральном плане: учиться любить, прощать, воспитывать в себе самые лучшие и правильные качества.

Сочинение рассуждение Что такое нравственный выбор

Нравственный выбор сопровождает каждого человека по всей его жизни. Рано или поздно приходится делать выбор между тем, как лучше поступить, какие блага на данном этапе важнее, можно ли закрыть глаза на что-то ради желанной цели.

Нравственный выбор зависит от воспитания человека, ведь именно родители учат своего ребенка тому, что такое добро и что такое зло, что такое дружба и любовь, они учат, что всегда нужно говорить правду, делиться и помогать нуждающимся.

Если в детстве все кажется гораздо проще и выбор между тем сказать правду или солгать, сделать просто, то по мере взросления задача значительно усложняется, однозначное добро и зло перестают существовать, сплетаясь друг с другом, а вместе с ними и не существует единственно правильной формулы, которая позволит сделать правильный нравственный выбор, потому каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими жизненными установками, принципами и представлениями о морали и этике.

Важно

Нравственный выбор достаточно часто влияет на то, какое человек будет занимать место в обществе, как его будут воспринимать близкие и коллеги, как сложится его судьба. Даже, казалось, маленькая диллема может перевернуть жизнь с ног на голову.

Волевые и сильные люди, которые не хотят идти вразрез своим принципам, делая нравственный выбор, готовы пожертвовать всем, что у них есть и это имеет невероятное влияние на их судьбу. Так, рассказ Льва Толстого «После бала» повествует о сложном жизненном выборе, который пришлось сделать герою.

Читайте также:  Рецензия на альбом «выживут только влюбленные» - 3

Он был без ума влюблен в девушку и ради нее был готов пожертвовать всем, но однажды увидев то, как жестоко наказывают солдата-дезертира, принял решение порвать отношения с возлюбленной и оставить службу, так как она предполагала безоговорочное выполнение  приказов руководства, а делать кому-то больно герой не хотел, потому выбрал другую судьбу, сделав сложный для себя нравственный выбор.

Очень важно, чтобы нравственный выбор был сделан по совести, потому что жить вопреки своим желаниям и убеждениям сложно. При этом нужно помнить и об интересах других людей, нельзя обижать своих близких и оставаться безразличным к их судьбе. Только тогда выбор будет сделан правильно и стыдно за свой поступок не будет.<\p>

Нравственный выбор многому учит человека.

Сделав ошибку один раз, человек обретет бесценный опыт и уже  в следующий раз будет больше думать о том, как ему правильно поступить. Также он учит ответственности, часто молодые люди легкомысленно принимают решения, ставят свои интересы выше других, но когда приходит черед отвечать за свои поступки, понимают, насколько они были неправы и что нужно было делать по-другому.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-oge/chto-takoe-nravstvennyj-vybor-rassuzhdenie-9-klass-15-3-ogeh

Что такое нравственный выбор?

Нравственный выбор — это выбор человека, сделанный на основе его жизненных убеждений. Три варианта сочинений с аргументацией и примерами помогут лучше Вам понять данную тему как для ОГЭ, так и для общего развития.

Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…»)

Определение понятия

Нравственный выбор – совокупность действий и поступков, слов и мыслей в зависимости от морального и нравственного опыта человека. Другими словами, это правила, которые каждый человек устанавливает сам для себя, и применяет их в различных жизненных ситуациях.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте А.Г. Алексина повествуется о становлении характера людей в юные годы, о разном отношении к жизни двух школьников – Вани и Сени Голубкина.

На противопоставлении этих образов автор пытается показать, что некоторые люди не постесняются обвинить других во всех своих несчастьях, способны при этом пойти нечестной дорогой. Таков Сенька. Ваня же обладает более глубокой душевной организацией.

В порыве сочувствия он берет на себя вину одноклассника, но тот отвечает ему презрением вместо благодарности. Однако вера в людей в душе Ваньки настолько сильна, что он осознает: по одному только человеку нельзя судить о качествах всего человечества.

Аргумент из личного опыта

Все мы знаем, что в одной и той же ситуации люди способны повести себя абсолютно по-разному. Наглядный пример – отношение к бездомным животным. Одни способны приютить грязного, дрожащего на морозе котенка, обогреть его, накормить, вымыть. А другие могут просто не обратить внимания на истошно кричащий серый комочек и пройти мимо.

Заключение

Нельзя думать только о себе, о собственном благополучии. Каждый из нас несет определенную ответственность за все, что происходит с окружающими людьми. Порой одно вовремя сказанное слово способно полностью изменить судьбу человека. В жизни очень важно делать правильный нравственный выбор.

Второй вариант сочинения (по тексту Э.Ю. Шима «Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение…»)

Определение понятия

Нравственный выбор – то, на что способен решиться человек во имя других людей, знакомых или чужих, родных или незнакомцев. Некоторые обладают настолько чуткими сердцами и глубокими душами, что готовы рискнуть собственной жизнью во имя спасения рядом стоящего человека, путь он и ведет себя не позволительно грубо, легкомысленно.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте Э.Ю. Шима рассмотрена ситуация нравственного выбора молодого человека, который долгое время терпит от девочки, которая ему нравится, всевозможные издевательства. Она то просит его тайно принести духи матери, то поджигает самодельную ракету его товарищей.

Автор уверен, что таким образом она пользуется любовью мальчика, его первыми настоящими чувствами. От этого она становится жестокой, переходит границы дозволенного. Но как только жизнь Верочки оказалась в опасности, Гоша, не задумываясь, бросился на подожжённый снаряд.

И кто знает, чем закончилась эта жестокая шалость девочки…

Аргумент из личного опыта

Часто люди готовы жертвовать своей жизнью и здоровьем во имя других. Известно множество случаев, когда мужчины или женщины без страха бросались в горящий дом и выносили оттуда детей и животных. В тот момент они с легкостью совершали свой нравственный выбор – лучше рискнуть собой, чем позволить кому-то погибнуть.

Заключение

Думаю, что не все способны на такие подвиги. Очень часто люди стараются оставаться в стороне от происходящих катастроф. Но мы не вправе судить их, у каждого есть свои причины поступать так или иначе. Просто это другой нравственный выбор.

Третий вариант сочинения (на примере текста В.К. Железникова «Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет…»)

Определение понятия

Нравственный выбор – способность человека предпринимать те или иные действия, не взирая на общепринятые нормы и понятия. Тут все зависит только от него самого, от его воспитания, понятий, жизненного опыта, внутреннего самосознания.

Аргумент из прочитанного текста

Так, в рассказе В.К. Железникова описана банальная жизненная ситуация. Папа подарил маме букет цветов на 8 Марта, и мама предложила сыну взять с с собой несколько веточек мимозы, чтобы делать приятное его соседке по парте – Лене Поповой.

Когда оказалось так, что он оказался единственным, кто подарил цветы девочке из всего класса, его начали высмеивать. Дети часто жестоки.

Витя, став предметом насмешек одноклассников, так расстроился и разозлился на мать, что даже не смог почувствовать, какой поступок он совершил – теперь Лена навсегда запомнит этот день, и эти цветы, и Витю. Возможно, впоследствии он поймет, что делать людям приятное – не стыдно.

Аргумент из личного опыта

Действительно, часто в жизни приходится делать свой нравственный выбор, основываясь на мнении окружающих. К примеру, если коллектив выбрал кого-то для битья, то общаться с ним сможет не каждый. А тот, кто на это решится – сам станет объектом издевательств одноклассников. Вот только если мы будем принимать решения, основываясь на мнении большинства, то это будет уже не наш выбор.

Заключение

Очень важно принимать в жизни правильные решения. Нужно стараться не обращать внимания на тех, кто считает, что проявлении симпатии или просто доброго отношения к окружающим – это постыдно. Нельзя заключать сделки с совестью, ведь с тем нравственным выбором, который мы совершаем, жить только нам.

Источник: http://spadilo.ru/chto-takoe-nravstvennyj-vybor/

Что такое нравственный выбор? (По тексту В.Крапивина 2017 года.)

Нравственный выбор – это решение, которое человек принимает во благо другой личности, в соответствии со своими взглядами и убеждениями. На мой взгляд, нравственный выбор демонстрирует, какие моральные ценности предпочитает человек.

 В тексте В.П.Крапивина говорится о путнике, заблудившемся в степи, которого спас огонек керосиновой лампы. Его каждую ночь зажигал здешний мальчишка. Это был его нравственный выбор, так как, несмотря на упреки деда, он, думая, что «вдруг заплутается кто…», зажигал спасительный «маячок».

Герой рассказа А.Платонова «Юшка» совершает свой выбор, когда решается не только помочь девочке-сироте, но и дать ей престижное образование в Москве. Сам недоедая, нося обноски, Юшка собирает деньги для своей приемной дочки. Так заставляет  поступать его совесть, его моральный долг. 

Совет

Таким образом, нравственный выбор показывает, какой он, человек, слушающий команды  души и сердца. 

Ира

Текст 

(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял.

(6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата.

(9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве. 

(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. 

(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет.

(18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки.

(20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет. 

(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея. 

– (24)Заблудились? 

– (25)Мне надо на Кара Сук, – сказал Сергей. 

– (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний? 

– (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей. 

(29)Случается… (30)Есть хотите? 

– (31)Хочу. 

(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока. – (33)Ты, что же, здесь один? 

– (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём. 

– (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб. 

– (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька. 

– (41)Спасибо, – сказал Сергей, протягивая кружку. 

(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий. 

– (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей. 

– (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке… 

(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся. 

(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет. 

– (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю. (54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку. 

– (55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк! 

(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём. (По В. Крапивину*) 

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) детский писатель, автор книг о детях и для детей. 

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/chto-takoe-nravstvennyj-vybor/2611-chto-takoe-nravstvennyj-vybor-po-tekstu-v-krapivina-2017-goda

Сочинение 15.3 “Нравственный выбор” – Cдам русский язык!

(1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.

(3)Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.

(5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе.

(10)Он пользовался ею расчётливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости.

Читайте также:  Сказочный мир уайльда: счастливый принц

(11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.

<\p>

(12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.

(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью.

(23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
(По Ю.

Трифонову)*
* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

Источник: http://sdam-rus.ru/nravstvennyj-vybor/

Огэ сочинение 15.3 о нравственном выборе по тексту в.к.железникова из обз фипи

15.3 Как вы понимаете значение словосочетания “нравственный выбор”? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему “Что такое НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР”.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

СОЧИНЕНИЕ

Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение. Делая нравственный выбор, мы руководствуемся совестью, этическими нормами, высокими целями. К сожалению, не всегда окружающие могут по достоинству оценить наше решение. Докажу справедливость своих слов двумя примерами.

Герой текста В.К.Железникова – мальчик Витя – сделал свой нравственный выбор: он послушался маминого совета и в день Восьмого марта единственный в классе подарил своей соседке по парте Лене Поповой веточку мимозы, чем очень обрадовал девочку. Но реакция одноклассников на его поступок (ребята посмеялись над Витей) заставила героя усомниться в том, что он сделал хорошее дело. 

Вспоминается также легенда о Данко из рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”. Нравственный выбор его героя – отважного Данко – можно назвать подвигом, ведь он решил пожертвовать собой ради спасения своего народа.

Для этого он вырвал из груди своё пылающее сердце и осветил им путь, проходящий через враждебный лес и болота.

Но подвиг Данко остался непонятый его соплеменниками: выйдя из тьмы, они забыли о своём вожаке и спасителе и не заметили его смерти, а один “осторожный человек” даже наступил на горящее сердце ногой.

На мой взгляд, в подобных ситуациях человек должен быть убеждён в правильности принятого им решения. (186 слов)



ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Утром в
хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были
такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

– (3)Это
мне папа подарил, – сказала мама. – (4)Ведь сегодня Восьмое марта.

(5)Действительно,
сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Он немедленно побежал к
себе в комнату, схватил портфель, вытащил открытку, в которой было написано:
«Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта и обещаю всегда тебя
слушаться», и торжественно вручил её маме.

(7)А когда он
уже уходил в школу, мама вдруг предложила:

– (8)Возьми
несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

(9)Лена Попова
была его соседкой по парте.

– (10)Зачем?
– хмуро спросил он.

– (11)А
затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь
подарят девочкам.

(12)Он взял три
веточки мимозы и пошёл в школу.

(13)По дороге
ему казалось, что все на него оглядываются. (14)Но у самой школы ему повезло:
он встретил Лену Попову. (15)Подбежав к ней, протянул мимозу.

– (16)Это
тебе.

– (17)Мне?
(18)Ой, как красиво! (19)Большое спасибо, Витя!<\p>

(20)Она,
казалось, готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

(21)И на первой
перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил
девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки
мимозы.

– (24)Откуда
у тебя цветы? – спросила учительница.

– (25)Это
мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались,
посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

(27)А на
перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже
чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

– (28)А вот
и жених пришёл! (29)Здорó во, юный жених!

(30)Ребята
засмеялись. (31)А тут проходили мимо старшеклассники,
и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

(32)Еле досидев
до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой,
чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

(33)Когда мама
открыла ему дверь, он закричал:

– (34)Это
ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!<\p>

(35)Витя вбежал
в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол.

– (36)Ненавижу
эти цветы, ненавижу!

(37)Он стал
топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под
грубой подмёткой его ботинок.

(38)А Лена
Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не
завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается
солнце, что они такие красивые, такие особенные…                                                                    

 (По В. Железникову)*

 * Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) – современный российский
детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам
взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на
многие языки мира.
<\p>

ЕЩЁ СОЧИНЕНИЯ О НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.

Источник: http://21098675146869350_f3842aed35bc1e00af27dd58622d546ddc2407b6.blogspot.com/2016/05/153_14.html

Написание сочинения-рассуждения. Задание 15.3

Мастер-класс о том, как девятиклассникам готовиться к сочинению-рассуждению провела Дьяченко Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» г. Курска.

 

Как показывает практика, учащиеся 9-го класса при сдаче основного государственного экзамена по русскому языку в части 3 выбирают чаще всего для написания сочинения-рассуждения задание 15.3, где от них требуется дать определение какого-либо термина, аргументировать его и сделать вывод.

В большинстве случаев для рассуждения обучающимся предлагаются нравственные понятия: как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ или КРАСОТА или ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ или ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ или НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и т.д.

Не всегда девятиклассники могут дать определение таким понятиям, не всегда знают, с чего начать,  поэтому при работе над сочинением-рассуждением 15.3 предлагаю некоторые приёмы. Начнём с композиции сочинения-рассуждения 15.3.

Композиция сочинения-рассуждения

Формулировка определения и комментарий к нему.

  1. Основная часть. Доказательства.

Аргумент 1 + пример + комментарий.

Аргумент 2 + пример + комментарий.     

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Теперь прокомментируем работу над каждой частью сочинения.

Вступление. Тезис

В качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова. Рассмотрим эти способы.

Синонимический способ

Полемика – спор.

Оригинал – подлинник.<\p>

Коммерция – торговля.<\p>

Зодчий – архитектор.<\p>

Аморальный – безнравственный.

Перечислительный способ

Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.<\p>

Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.<\p>

Гнус – комары, мошки, слепни.

Нравственные ценности – честность, верность, патриотизм…

Описательный способ

Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.<\p>

Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный

Совесть – то, что заставляет человека предъявлять к себе моральные требования.

Способ отрицания

Бескультурье – отсутствие культуры.<\p>

Бессовестный – не имеющий совести, неправдивый.

Комбинированный способ

Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого.

Комментарий

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например:

 Нравственность – это…        

При подготовке к сочинению-рассуждению не лишним будет обратиться к словарям: лингвистическим или энциклопедическим. Так, работая над пониманием нравственных суждений, можно обратиться к философскому словарю.

Из словаря

Обратите внимание

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений (Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, 2001.719 с.).

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение.

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише, как:

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … .<\p>

Примеры (понятие) можно встретить в жизни.

Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.

Примеры аргументов:

1-й аргумент

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Взрослые, а за ними и дети, обидели безвинного ребёнка. Пятилетняя девочка не должна отвечать за поступки отца.

Она ведь даже не понимает, почему к ней так относятся: избегают, выгоняют, игнорируют. Девчушка стала «задыхаться от  нахлынувшей обиды», а ещё ей было  «не по-детски горько и больно от чувства собственного бессилия».

  Память об этом событии она пронесла через всю жизнь.

2-й аргумент

С этим горьким  чувством  я не раз встречался в жизни. Никогда мне  не забыть тот случай, когда одноклассники не взяли меня в поход.

Они прямо в лицо мне сказали, что я  «слабак» и маменькин сынок, а потом добавили, что на меня нельзя положиться и я их подведу. Это была моя самая большая обида, но я недолго  расстраивался. Твёрдо решил доказать, что я не такой.

Записался  в  спортивную секцию, перестал плакать по  пустякам, жаловаться. А через год меня взяли в поход!

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и  не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами  значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише:

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  и т.д.

Важно

Учащиеся обязательно должны быть ознакомлены с системой оценивания сочинения-рассуждения, поэтому таблица выставления баллов по критериая должна быть прокомментирована учителем.

Не лишним будет напомнить, что что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты, поэтому учащиеся должны стараться писать работу не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Сочинения. Результат работы групп

Сочинение 15.3 Нравственный выбор

Группа 1

Нравственный выбор – это выбор между добром и злом, между положительным и отрицательным. Его каждый человек делает сам. Выбор бывает очень весомым, серьёзным, а иногда и незначительным. Что же определяет этот выбор? Чаще всего на страже нашего выбора стоит совесть.

Читайте также:  Худший грех по отношению к ближайшему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности

С проблемой нравственного выбора сталкивается герой рассказа Домбровского, которому стало тяжело видеть физические страдания краба, его медленное угасание. Зыбин неожиданно для себя понимает, что он поступает неправильно.

Никто не даёт человеку права мучить животное. И он, не желая стать злодеем, принимает правильное решение – выпустить краба в море (предложение 11). От этого поступка герою становится легко, радостно (предложения 51,52).

В произведении Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» перед Алексеем Мересьевым, потерявшим ноги, стоит выбор: смириться с судьбой или снова начать летать, сражаться с врагом, защищать Отечество. Превозмогая нестерпимые мучения, он возвращается в строй.

Итак, совершить какой-либо трудный шаг, хороший или плохой поступок, зависит от внутреннего мира конкретного человека, от его морально-волевых качеств.

Группа 2

Нравственный выбор – это осознанные и продиктованные совестью  действия человека, который протянул руку помощи своему ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Нравственный выбор обязывает человека забыть о своих проблемах ради спасения друга, путника, незнакомца.

Источник: http://umoslovo.ru/index.php/podgotovka-k-gia/94-napisanie-sochineniya-rassuzhdeniya-zadanie-15-3

Как написать сочинение о нравственном выборе?

Если ключевыми словами вашего сочинения окажутся слова нравственный выбор, вы должны понимать, что значат эти слова.<\p>

Что такое ситуация выбора?<\p>

В ситуации выбора у человека (мы не будем говорить здесь о ситуации выбора для животных или насекомых) есть не менее двух вариантов дальнейших действий, и человек этот вынужден выбрать только один вариант.

Например, если у вас есть следующие варианты: идти по улице, говорить по телефону и жевать жвачку, для вас нет ситуации выбора: все эти действия можно делать одновременно. А если перед вами такие варианты: идти по улице или стоять, то придётся принять решение и выбрать что-то одно.

Совет

В ситуации выбора мы попадаем каждый день, и не по разу, но редко замечаем это, потому что, как правило, мы не принимаем решений, которые приведут к серьёзным потерям. Герои литературных произведений часто сталкиваются с ситуациями выбора такого рода, в которых потери неизбежны.<\p>

Проблема выбора и задача.

<\p>

Пока человек не принял решение, как поступить, ситуация является для него проблемной. Проблема состоит в том, что человек не может быстро выбрать между двумя равнозначными для него ценностями и равнозначными потерями. Например, трудно сделать выбор между своей жизнью и жизнью близкого человека. <\p>

Как только выбор сделан, проблема превращается в задачу.

Решение жизненной задачи связано с поиском лучшего пути к цели.<\p>

Разберём пример. Герой “Повести о настоящем человеке” Алексей Мересьев оказывается раненым зимой в лесу и много дней добирается к своим. В конце пути сил хватает только на то, чтоб ползти. Перед героем стоит очень трудная, но всё-таки задача.

Автор не ставит его перед ситуацией выбора: вот лётчик один в лесу, и надо спасать жизнь. <\p>

Ситуация выбора возникает позже. Потеряв обе ноги, Мересьев снова научился летать на самолёте с протезами и вернулся на фронт. Он мог выбрать собственную безопасность, и никто не осудил бы безногого, не назвал трусом. Но он выбирает долг перед Родиной. Долг в его понимании.

<\p>

Что такое нравственность?<\p>

Если сильно упростить научное определение, нравственность – это система правил поведения человека, которая вытекает из понимания что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.<\p>

Чаще всего слова нравственность и мораль считают синонимами, однако эти термины несколько отличаются по смыслу.

Мораль – это правила поведения, заданные человеку извне (родителями, школой, государством, религией), а нравственность связана с правилами поведения, которые человек вывел для себя сам.

<\p>

Что такое нравственный выбор?<\p>

Нравственным выбором можно считать необходимость выбрать одну из двух почти равнозначных человеческих ценностей (как у Мересьева своя безопасность и долг).

Обратите внимание

Человек осознаёт возможные последствия, понимает, что потери неизбежны в любом случае, мучительно выбирает лучшее из зол и в результате все равно оказывается предателем по отношению к одной из ценностей. Мастерство писателя заключается в образной передаче этих мучений (это сложно, потому что основное действие происходит в голове персонажа).

А в сочинении о нравственном выборе желательно отразить, как мастерски писатель показал момент принятия решения и всё то, чем герой вынужден был пожертвовать.<\p>

Если автор пишет, что герой, не задумываясь, бросился в огонь, в воду, в пропасть, на амбразуру и т.д., значит, герой принял решение моментально, без мук выбора, без мук совести.

Значит, у героя уже были чётко расставлены приоритеты и ему не пришлось выбирать из равнозначных ценностей. Здесь можно говорить о мужестве, отваге, чести, смелости, но не о нравственном выборе.

<\p>

Что такое ценности человека?<\p>

Ценности, которые для людей могут оказаться равнозначными: личная безопасность, личная свобода, собственная жизнь, безопасность близких, свобода близких, жизнь близких, безопасность страны, жизнь или безопасность всех членов коллектива, принятие обществом, любовь, месть, честь, долг, религиозные убеждения, идеологические убеждения, гуманизм, цели революции и т.п.<\p>

Чтобы совершить выбор, человек вынужден создать некий рейтинг ценностей, выстроить то, что раньше было равнозначным, в иерархию, а потом предпочесть то, что оказалось ценнее. У каждого человека своя иерархия ценностей. Тем не менее, в обществах есть некие общие иерархии ценностей, с которыми сравниваются ценности каждого. Это и позволяет вообще говорить о нравственности и морали. То есть, другие люди могут оправдать или осудить поступок того, кто сделал выбор, имея представления об общепринятой иерархии. Например, во время Великой Отечественной войны неоспоримыми общими ценностями считались верность Родине, безопасность страны и благо коллектива. Если некто ставил выше этого свою жизнь и безопасность, комфорт, его однозначно осуждали. Те, кто принял эти ценности твёрдо и заранее, совершали смелые и верные с точки зрения морали поступки. Но в этом не было нравственного выбора. Те, кто подверг общие ценности сомнению и начал выстраивать свою иерархию ценностей, попали в ситуацию нравственного выбора, о котором мы и говорим. Писатели показывают примеры того, что отступление от общепринятых ценностей в конечном счете приводит к жизненному краху и деградации личности.<\p>

Между чем и чем приходится выбирать героям произведений? В конфликт могут вступить любые из перечисленных ценностей в самых разных сочетаниях.<\p>

Между какими ценностями выбирает герой. Пример
личная безопасность долг, любовь к Родине Мересьев отправляется на фронт на протезах (Б. Полевой. “Повесть о настоящем человеке”).
личная безопасность принятие обществом Дезертир Андрей Гуськов скрывается в лесу, чтобы не попасть на фронт в конце войны, и вынужден остаться в тайге отшельником (Валентин Распутин. “Живи и помни”).
собственная жизнь, жизнь своего ребёнка безопасность близкого человека Беременная Настёна Гуськова кончает жизнь самоубийством, не желая выдать место, где прячется её муж Андрей Гуськов из предыдущего примера (Валентин Распутин. “Живи и помни”).
собственная жизнь долг перед Родиной Рыбак под угрозой расстрела переходит на сторону Германии (Василь Быков. “Сотников”)
собственная жизнь жизнь другого человека Сотников подставляет себя, пытаясь спасти жизнь Рыбака. (Василь Быков. “Сотников”) 
собственная жизнь честь семьи, идеологические убеждения Вика Люберецкая отравилась перед собранием, на котором её должны были исключить из комсомола, если она не осудит отца. (Борис Васильев. “Завтра была война”).

Автор создаёт сложную, многоступенчатую ситуацию выбора. Предстоящее собрание – необходимость выбрать между двумя равнозначными для девушки ценностями: комсомол и честь любимого отца. Будучи не в силах отказаться ни от того, ни от другого, она отказывается перед другим выбором: смерть или собрание и необходимость делать выбор.

Чем нравственный поступок отличается от не нравственного и безнравственного?<\p>

Герой мучился, но выбор сделан. Выбор может быть в пользу себя, либо в пользу других (или в пользу высшей ценности: мир во всём мире, победа коммунизма, спасение души и т.д.). Если герой выбрал что-то для себя, то его поступок не будет считаться нравственным, а если для других – это нравственный поступок. Обычно положительные герои в русской литературе совершают нравственные поступки, служа примером другим. А отрицательные герои выбирают что-то для себя, а потом их мучает совесть. И это тоже служит уроком читателю. Об этом и пишем в сочинении.<\p>

Зачем авторам тема войны (природных и техногенных катаклизмов и прочих бед)?<\p>

Ситуации, в которых необходимо сделать нравственный выбор, ситуации конфликта базовых ценностей не возникают в обычной спокойной жизни на пустом месте. Если у вас всё хорошо, и вы, например, сидите в кафе со своей половинкой и наслаждаетесь чудным вечером, вам вряд ли придёт в голову вдруг всерьёз задуматься о том, чью жизнь бы вы выбрали: свою или его (её). Приводить равнозначные ценности в какой-то порядок, осмысленно выстраивать их в иерархию никто не станет, если есть возможность не отказываться ни от одной из этих ценностей. Потому что, нельзя доставать нижние кубики из пирамидки, на этом можно разрушить свою личность. Без особой нужды такая работа над собой делается только в рамках психоанализа. <\p>

Важно

Иначе обстоит дело в критических ситуациях, которые создаются во время войн и катаклизмов. Поэтому показать проблему нравственного выбора писатель может, поместив героя в какие-то исключительные обстоятельства, например, в обстоятельства войны. Так автор легко может поддержать свои или общепринятые ценности, сделать произведение интереснее, показав развитие образа героя, заставить читателя покопаться в себе.<\p>

Как анализировать текст и писать сочинение?<\p>

Анализ текста.<\p>

  1. Прежде всего необходимо вычленить в анализируемом произведении ситуацию нравственного выбора героя, а если тема задана по всей литературе какого-то периода, подобрать несколько таких примеров.
  2. Разберитесь, какие именно ценности вступают в конфликт. 
  3. Выявите ценность, в пользу которой сделан выбор. Поймите, почему герой делает этот выбор.
  4. Рассмотрите, какими словами автор описал процесс нравственного выбора. Оцените мастерство писателя (средства выразительности, композиция).

<\p>

Примерный план сочинения. <\p>

  1. Введение. Общие слова о том, что такое нравственный выбор. С горечью, эмоционально говорим об обстоятельствах, которые вынуждают человека делать такой выбор (в зависимости от конкретной темы сочинения, например, пишем, что война является испытанием духовной прочности человека). Можно сказать об актуальности проблемы: и сейчас многие из нас должны совершить подобный выбор, потому что….
  2. Проблема нравственного выбора – одна из центральных в творчестве такого-то автора. Автор такой-то показывает героя, который принимает непростое решение, совершая нравственный подвиг, предательство (ненужное зачеркнуть). 
  3. Характеристика героев. Анализ эпизодов с нравственным выбором (не забудьте про план выразительности и мастерство писателя). Какая описана ситуация? Между чем и чем выбирает герой? Как автор описывает муки выбора. Как герой поступает в итоге? Что с ним случается потом? Как вы относитесь к выбору героя? Как автор относится к выбору героя? Как показано отношение автора к выбору героя (автор выражает мысль прямо в ремарках, устами других героев, с помощью оценочной лексики, через поступки героев, через события)? Как вы относитесь к позиции автора?
  4. Вывод. Тема войны помогает автору раскрыть образ героя и даёт материал для постановки этических проблем (как-то так, но постарайтесь своими словами). Автор дал нам яркий пример нравственного, безнравственного (выбрать нужное) поступка и заставил задуматься о том, что ценно для меня.

<\p>

Цитаты для эпиграфов и аргументов. <\p>

“Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев… (Василь Быков).<\p>

Каждый выбирает для себя <\p>

Женщину, религию, дорогу. <\p>

Дьяволу служить или пророку — <\p>

Каждый выбирает для себя.<\p>

(Юрий Левитанский)<\p>

Надеемся, что шаблон поможет вам самостоятельно проанализировать произведения и поразмышлять о нравственном выборе. <\p>

Источник: https://mogu-pisat.ru/courses/el/course347/lesson2711/?LESSON_PATH=5388.2711

Ссылка на основную публикацию