Анализ стихотворения «я научилась просто, мудро жить» (а. а. ахматова)

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить” стало одним из первых известных произведений тогда еще молодой поэтессы.

Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и все это отразила в поэтической форме.

Краткий анализ “Я научилась просто, мудро жить” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чем она мечтала и молилась.

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей ее мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Ее грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой для данного произведения.

Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, ее тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырех строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует ее душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трехчастной композиции.

Жанр – лирическое стихотворение.

Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.

Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.

Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своем имении в Слепневском.

Обратите внимание

Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”.

Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но все же надеялась, что возобновление прежней жизни, поскольку все еще испытывала к Гумилеву глубокие чувства.

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема.

Она старается унять тоску, считая ее уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях.

Но все же она хотела бы стать действительно спокойной – и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

Композиция этого стиха трехчастная. В первой строфе-зачине она говорит о своем желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведет, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к теплому очагу и ласковому коту.

Но окончание стиха показывает ее неуверенность в обретенном покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в ее дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что ее душевное спокойствие все же зыбко. Это основная идея произведения.

Это лирическое стихотворение с элементами пейзажной лирики, которое описывает чувства поэтессы, ее душевные метания и желание обрести спокойствие.<\p>

Важно

Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворенном, но все же достаточно зыбком душевном настрое.

В этом стихотворении поэтесса использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие классические приемы, как:

  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit.html

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» (А. А. Ахматова) | Литерагуру

Анна Андреевна Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она творила более 50 лет, ее стихотворения учат и знают уже 4 поколения. Ее творчество нельзя делить на период профессиональной поэзии и период пробы пера.

Даже ранняя лирика поэтессы великолепна. Она начала писать ещё в детстве, а в 1911 году была впервые опубликована ее работа.

Каждое последующее произведение Анны Андреевны раскрывало ее все больше и больше, она показывала новые грани своего мастерства, обращалась к новым темам и мотивам.

История создания

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» написано в 1912 году. В это время Ахматова не жила в городе, ее вдохновляла природа близ уютного домика в имении супруга, в Слепневском. Природа и помогла тогда ещё юной поэтессе впервые обратиться к философским темам, размышлениям о сути и смысле жизни и этого мира.

Также стоит отметить, что изначально стихотворение не было понято широкой публикой. Общество 1910-ых годов ещё не чувствовало предстоящие проблемы России, а вот Ахматова стала задумываться над ними. Произведение получилось несколько мрачным и меланхоличным. Это не понравилось просвещенному читателю, поэтому в свет стихотворение вышло далеко не сразу.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» — пример ранней философской лирики Анны Ахматовой. Она обращается к вечным вопросам о тленности и скоротечности жизни, печальной и радостной одновременно.

Уже в ранний период своего творчества поэтесса отдала предпочтение правилам акмеизма.

Анна Ахматова считала главным смысл, а не форму, она не хотела перегружать стихотворения ни по объёму, ни по лексическому содержанию — не использовала сложных метафор, не увлекалась не всегда понятными сравнениями.

Ее лирика была рассчитана на всех, как на просвещённого, так и для малограмотного читателя. Лирика для всего русского народа.

Стихотворение написано ямбом с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Использование данного размера мотивированно, поэтесса использует ямб, как самый динамичный размер из всех силлабо-тонических, за счет него создаётся ощущение легкого и неформального разговора с читателем.

Образы и символы

Систему образов и символов в данном стихотворении нельзя назвать масштабной. Традиция философской лирики несколько обязывает поэтов не перегружать произведение множеством образов, чтобы акцентировать внимание на главном образе — лирическом герое.

Образ лирической героини в стихотворении очень сильно выражен, с первых строчек мы видим ее размышления о смысле жизни, о том, как живет героиня, то, чем наполняется ее жизнь. Она не мучает себя ненужными тревогами, находясь в гармонии с собой и тем, что ее окружает. Духовные потребности она удовлетворяет в вере. Покой и тишина становятся ее постоянными спутниками.

Ее уединение настолько и концентрированность на себе настолько полны, что даже стук в дверь, проявление внешнего мира, не сможет ее отвлечь. Поэтесса передаёт внутренний мир женщины через природу, поэтому она (природа) и становится вторым главным образом лирического произведения. Это умиротворяющая сила, способная дать человеку отдых и способность погружаться в себя.

Темы и настроение

Настроение всего стихотворения далеко не однозначное — меланхоличные нотки, вызванные размышлениями о скоротечности и тленности жизни и мира, сочетаются с радостными эмоциями довольного человека, который нашел в уединенной и тихой местности себя самого.

  • Основная тема стихотворения — тема быстротечности жизни. Все проходит быстро, поэтому так важно научиться мудро жить. Поэтесса описывает стиль жизни своей героини, то, как она проводит свой обычный день. В этой гармонии она находит время для самопознания, место для себя самой. Это необходимо для творчества, и нет сомнений, что такой человек точно успеет сделать на своем веку что-то стоящее.
  • Тема природы. В ее душе невозможно прочитать «ненужные тревоги», справиться с которыми ей помогает Бог и царство великой природы. Лирическая героиня находит спокойствие в природе и даже обретает некоторую радость и силы начать слагать «весёлые стихи» и радоваться жизни, прекрасной, хоть и тленной.
  • Тема одиночества. Иногда человеку просто необходимо побыть одному, чтобы разобраться в себе и найти свои ответы на вечные вопросы. В данном стихотворении одиночество – не наказание и проклятие людей, а их благо, которое позволяет обрести внутреннюю гармонию.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — уверить читателя в том, что жизнь, хоть и скоротечная, все равно прекрасная, нужно только пробовать искать счастье в мелочах. Лирическая героиня — настоящая женщина, у которой есть свои тревоги и переживания. Плохих эмоций может быть очень много, но она смогла найти выход: успокоение ей приносят природа и Бог.

Смысл жизненной позиции Ахматовой прост: чтобы не становиться заложником своих негативных эмоций, нужно открывать душу лёгким и счастливым настроениям, искать их в самых обычных вещах – прогулке, тихом вечере наедине с собой, безмолвной молитве.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение невелико по объёму, поэтому его нельзя назвать кладовой изобразительно-выразительных средств.

Лирическое произведение содержит в себе немногочисленные, но очень красивые эпитеты — «ненужная тревога» — так подчёркивается отношении героини и даже поэтессы к этому чувству; «тленная и прекрасная жизнь» — главный эпитет стихотворения, содержащий в себе не только высокую образность, но и главную идею произведения.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit-a-a-ahmatova/

Анализ стихотворения Ахматовой Я научилась мудро жить

Это стихотворение было написано в ранний период творчества Ахматовой, в 1912 году. Оно сто­ит особняком среди ранних произведений поэта, потому что здесь впервые отчетливо звучат фи­лософские мотивы. Лирическая героиня размышляет о тленности и скоротечности жизни. Однако наряду с грустными, меланхолическими нотами звучат и радостные, оптимистичные:

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

В этом стихотворении Ахматова использует прием описания внутреннего мира героя через окружающую природу.

Умильно мурлыкающий пушистый кот, огонь, загоревшийся на башне лесопильни, отражают ясное и «мудрое» мировосприятие героини, а приметы осени (поникшая гроздь рябины, шуршащие лопухи) — светлую меланхолию и печаль, связанную с осознанием тленности всего сущего.

Совет

Таким образом, через бытовое и обыденное передаются сложнейшие от­тенки психологических переживаний.<\p>

В последней строфе стихотворения обозначается еще одна тема, тема любви:

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Однако назвать Анну Андреевну не опытной поэтессой к тому времени нельзя, потому что за плечами у молодой женщины (ей всего 23 года) уже выпущенный поэтический сборник «Вечер».

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…-» – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, но в тоже время она — обычная смертная женщина. Этот образ совсем не совпадает с личностью молодой поэтессы и отображает только разные грани женской души и доли.

Конечно же, Анна Андреевна не смогла бы пройти через все ситуации, описанные в своих стихах. Только великий талант позволил ей передать через поэтическое слово всю суть женщины. Однако и сейчас, как и в период творчества А.

Ахматовой, немало читателей отождествляют личность автора с главной героиней стихов.

Женщина из стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…-» рассуждает о том, что человеческая жизнь коротка, а в конце её наступает смерть и неизвестность. Но вместе с печальными, упадническими мотивами читатель может услышать и светлые, отрадные:

Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

С 1911 года и все последующие шесть лет А. Ахматова проживает в Слепнёвском – имении своего супруга. В этот же период тема русской природы красной нитью проходит через всю её поэзию. Вот и в данном поэтическом произведении Анна Андреевна описывает внутреннее состояние героини с помощью мира природы. Причём сквозь описания природы просвечивает любовь и нежность к родному краю.

Обратите внимание

Умилительный пушистый кот-мурлыка, уютный огонь лесопильни, загорающийся ежевечерне, выражают рассудительный взгляд главной героини на окружающий её мир, а вот осенние приметы («шуршат в овраге лопухи», «никнет гроздь рябины желто-красной») – ясную задумчивую грусть, вызванную пониманием того, что всё живое на земле не бесконечно, всему рано или поздно наступает конец. Именно так, посредством быта, обыденности А. Ахматова открывает читателю непростые нюансы душевных переживаний.

Поскольку русская поэтесса была женщиной верующей и ни разу не отступила от Господа, то и главная героиня данного произведения находит утешение в Боге.

Читайте также:  Женские образы в «грозе» а. островского

После внимательного прочтения стихотворения можно сделать для себя даже полезный жизненный вывод. Автор завуалировано учит читателя, как переносить жизненные неурядицы.

Ничего лучше не исцелит и не очистит душу, как природа, вера в Бога и одиночество.

Лишь изредка прорезывает тишьКрик аиста, слетевшего на крышу.И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Эти стихи А.А. Ахматова пишет в 1912 году. Ей всего двадцать три, но она.

  • Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

    Стихотворение «Клевета» написано Ахматовой через год после смерти.

  • Анализ стихотворения Ахматовой «Но я предупреждаю вас…»

    В этой поэтическом миниатюре, в этом лирическом шедевре Ахматовой.

  • Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти Сергея Есенина»

    Стихотворение, которое посвящено смерти Сергея Есенина, Анна Ахматова.

  • Анализ стихотворения Ахматовой «Мужество»

    Стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» посвящено Второй Мировой.

  • Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»

    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…-», вошедшее в сборник.

  • Анализ стихотворения Ахматовой «Лотова жена»

    Стихотворение Анны Ахматовой «Лотова жена» – это вольный пересказ.

    Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Я научилась просто, мудро жить…»

    Я научилась просто, мудро жить,

    Смотреть на небо и молиться богу,

    И долго перед вечером бродить,

    Чтоб утомить ненужную тревогу.

    Когда шуршат в овраге лопухи

    И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

    Слагаю я весёлые стихи

    О жизни тленной, тленной и прекрасной.

    Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

    Пушистый кот, мурлыкает умильней,

    И яркий загорается огонь

    На башенке озёрной лесопильни.

    Лишь изредка прорезывает тишь

    Крик аиста, слетевшего на крышу.

    И если в дверь мою ты постучишь,

    Мне кажется, я даже не услышу.

    Стихотворение написано в 1912 году. Оно является шедевром лирики поэтессы. Её лирическая героиня – не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. Она не совпадает с личностью автора, она – лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женской судьбы.

    Естественно, Ахматова не переживала всех тех ситуаций, которые присутствуют в её поэзии, просто благодаря своему особому дару сумела воплотить в стихах все ипостаси русской женщины. Современники же неоднократно отождествляли Ахматову-человека с её лирической героиней.

    В период с 1911 по 1917 год в лирике Анны Андреевной всё более и более настойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа Слепнёвское.

    Важно

    Русская Природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью:” шуршат в овраге лопухи»,” гроздь рябины жёлто-красной»,” лишь изредка прорезывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу».

    В этот период происходит сближение лирической героини с окружающим её миром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно красивым и гармоничным – миром, к которому стремится её душа. Анна Андреевна верила в Бога, была ему верна. Поэтому в этом стихотворении говорится о женщине, которая нашла утешение в Господе.

    Ясли вчитаться в произведение, то можно разглядеть некий совет: как переносить превратности судьбы. Можно вывести даже формулу: природа, Вера и уединение. Анна Андреевна Ахматова – один из замечательных поэтов нашего времени. Её исключительное лирическое дарование не только тонко передавало душевные состояния человека, но и чутко откликалось на большие события народной жизни.

    Автор, редактор и издатель Махотина Екатерина, шк. № 91, 11 А. Под руководством Каминой С. В.

      Нужно скачать сочинение по теме » Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Я научилась просто, мудро жить…». Жми и сохраняй

    Рейтинг популярных сочинений

    Напрасно про бесов болтают,

    Что справедливости совсем они не знают,

    А правду тож они нередко наблюдают.

  • Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине. План сочинения

    (Каждое утверждение критика следует сопровождать личной оценкой пишущего)

    I. “…Характер.

  • Серебряный век – это время, когда жили и творили Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Последнюю поэтессу часто называют одной из ярчайших представительниц русской литературы прошлого столетия. Некоторые произведения, в том числе «Я научилась просто мудро жить» Анны Ахматовой, стали образцом литературы того периода.

    Биографическая справка

    Будущая поэтесса родилась в 1889 году в дворянской семье. С 1905 года жила в Евпатории. Мать увезла сюда её и сестру после расставания с мужем. В этом городе Ахматова сильно тосковала по родным местам. Именно здесь она пережила первую любовь и пыталась свести счёты с жизнью.

    В 1910 году поэтесса стала женой Николая Гумилёва, а через два года родила сына Льва. В Петербурге Ахматова была очень популярна. Людей привлекали её внешность, манера держать себя и литературное творчество. 1912 год ознаменовался выходом первого сборника, принесшего поэтессе известность.

    Одно из вошедших в него стихотворений назвала Ахматова «Я научилась просто мудро жить» (анализ представлен ниже).

    Войну и последовавшие за ней гонения на тех, кто решил не эмигрировать и остаться в России, Анна Ахматова встретила с честью. Поистине с королевским достоинством пережила она расстрел первого мужа, неоднократные аресты сына, трагическую судьбу друзей. Скончалась поэтесса в Москве в 1966 году.

    Ахматова и акмеизм

    Анна Ахматова, как и некоторые другие поэты Серебряного века, принадлежала к акмеистам. Это новое литературное течение привлекло поэтессу вниманием к слову и форме. Однако манера написания стихов у акмеистов была простой и ясной, что сильно отличало их от приверженцев других направлений, например, символизма.

    Один из ярчайших образцов лирики акмеистов — стихотворение А. А. Ахматовой «Я научилась просто мудро жить». Оно наглядно демонстрирует отличительные черты этого течения: стройность, лаконичность и образность. Темы, которые поднимала Ахматова в своих стихах, были самые разные.

    Любовь, семья, родина, война, смерть – о чём бы она ни писала, везде сквозили её величие, мужество и честность.

    Ахматова: «Я научилась просто мудро жить». Анализ одноимённого произведения

    Поэтесса за свою жизнь создала много произведений, некоторые из них пользуются особой популярностью среди читателей.

    По мнению некоторых почитателей творчества писателей и поэтов того времени, одним из ярчайших образцов лирики Серебряного века является «Я научилась просто мудро жить» (Ахматова).

    Анализ позволяет показать многогранность таланта русской поэтессы и богатство литературы того периода в целом. Произведение было создано в 1912 году, в год рождения сына Льва.

    Совет

    Ахматова представляет читателям лирическую героиню – простую женщину, которую не волнуют бытовые неурядицы. Она может позволить себе философские мысли. Лирическая героиня размышляет о скоротечности человеческой жизни и уготованной всем смерти и неизвестности. Посреди печальных мотивов ясно слышны светлые и жизнерадостные ноты.

    Данный образ не был списан с самой поэтессы, которая в то время была молода и ещё не столкнулась с главными испытаниями своей жизни. В то же время описанная в стихотворении история вполне жизнеспособна. Она позволила раскрыть перед читателями женское естество. Однако многие ценители творчества Анны Ахматовой всё равно ставят в одну плоскость лирическую героиню и личность поэтессы.

    «Я научилась просто мудро жить» Анны Ахматовой – одно из произведений, в котором нашла отражение тема русской природы.

    Она возникла потому, что после замужества Ахматова долгие годы жила в имении мужа Николая Гумилёва, и близость природы не могла не сказаться на творческой душе.

    Описание природы позволило автору раскрыть внутренний мир героини и её переживания. Оно пропитано чувством любви и нежности к малой родине.

    На свою создательницу лирическая героиня похожа верой в Господа, которая вселила в неё надежду и дала утешение. Стихотворение может служить образцом преодоления жизненных трудностей. Одиночество, природа и вера в Бога – вот универсальный рецепт стойкости ко всем испытаниям, которые уготованы человеку.

    После замужества и рождения сына говорила Ахматова: «Я научилась просто мудро жить». Анализ одноимённого произведения раскрывает душу женщины, которая в годы гонений смогла найти утешение в природе и вере в Бога.

    Никто не возьмётся оспорить тот факт, что очень талантлива была Анна Ахматова.

    «Я научилась просто мудро жить» − анализ этого произведения ещё раз демонстрирует читателям мудрость и мужество этой прекрасной женщины, которая даже в самые тяжёлые для России годы оставалась её верной дочерью.

    Она не отказалась от родной страны и была вместе с простыми людьми даже тогда, когда Родина в лице советских властей от них отрекалась.

    «Я научилась просто, мудро жить…» А.Ахматова

    Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить,

    Чтоб утомить ненужную тревогу.

    Когда шуршат в овраге лопухи

    И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи

    О жизни тленной, тленной и прекрасной.

    Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь

    На башенке озерной лесопильни.

    Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь,

    Мне кажется, я даже не услышу.

    Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

    Анна Ахматова – одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у представителей сильного пола.

    Ее первый сборник стихов под названием «Вечер», увидевший свет в 1912 году, вышел небольшим тиражом, однако принес Ахматовой популярность в литературных кругах.

    Отныне ее перестали воспринимать исключительно как супругу поэта Николая Гумилева, с которым к тому времени у 23-летней Ахматовой сложились весьма непростые и даже враждебные взаимоотношения.

    Обратите внимание
    Важно

    Одним из произведений, которое вошло в сборник «Вечер», стало стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…», которое является яркой иллюстрацией духовного становления поэтессы. Менее чем за год она из романтичной провинциальной девушки превратилась во взрослую и опытную женщину, готовящуюся стать матерью.

    [/su_box]

    Даже увлечение поэзией в этот период отходит на второй план, так как Анна Ахматова начинает ценить простые житейские радости, мечтает о семейном уюте и благополучии. Однако ее ждет жестокое разочарование, так как Николай Гумилев по своей натуре является романтиком и заядлым путешественником.

    Ему неинтересно постоянно сидеть подле молодой жены, изображая примерного семьянина, так как в мире еще столько всего неизведанного и удивительного! В результате Анна Ахматова постепенно учится самостоятельно справляться со всевозможными бытовыми проблемами и вести хозяйство, поэтому и рождаются строки: «Я научилась просто, мудро жить».

    Развивая эту тему, поэтесса отмечает, что ее удел – «смотреть на небо и молиться Богу». О чем эти молитвы? Судя по всему, о семейном счастье, которого так желала поэтесса, понимая при этом, что согласилась стать женой человека, для которого домашний очаг не представляет особой ценности.

    Она молится для того, чтобы «утомить ненужную тревогу», которая, судя по всему, вызвана очередной разлукой с мужем, отправившимся на поиски приключений. И осознание того, что теперь ей нужно учиться быть сильной и самостоятельной, вызывает у Ахматовой смешанное чувство решимости, грусти и разочарования.

    Но поэтесса понимает, что только так она сможет стать по-настоящему мудрой и свободной женщиной, способной управлять собственной жизнью.

    Разрываясь между желанием обрести независимость и семейное счастье, в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…» Ахматова использует несколько символов, которые ассоциируются у нее с домашним очагом. В первую очередь, это пушистый кот, который дома лижет ей ладонь и «мурлыкает умильней».

    Кроме этого, в произведении упоминаются яркий огонь «на башенке озерной лесопильни», где, судя по всему, проживает чья-то семья. Однако самым ярким символом дома и семьи для Ахматовой является «крик аиста, слетевшего на крышу».

    На фоне подобных знаков судьбы поэтесса чувствует себя особенно одинокой и несчастной, хотя и не смеет признаться в этом открыто. Но то, что ее семейная жизнь неуклонно летит под откос, уже очевидно.

    Важно
    Совет

    И об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, в которой Ахматова отмечает: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу».

    [/su_box]

    Она адресована Гумилеву и может означать лишь одно – к собственному супругу поэтесса, и раньше не пылавшая страстью, теперь относится и вовсе с полным равнодушием. Ахматова словно бы предчувствует, что очень скоро они расстанутся навсегда, однако воспринимает это как неизбежность и даже необходимость, хороня в душе мечты о полноценной и счастливой семье.

    Послушать стихотворение Ахматовой Я научилась мудро жить

    Темы соседних сочинений

    ← Я гибель накликала милым↑ АхматоваЯ научилась просто жить →

  • Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatovoj/ya-nauchilas-mudro-zhit

    Анализ стихотворения Ахматовой Я научилась мудро жить

    Стихотворение великой русской поэтессы Анны Ахматовой «Я научилась мудро жить» открывает перед нами женщину, рассуждающую о краткости жизни, а так же смерти и неизвестности следующей за ней.

    Читайте также:  Огэ: аргументы к сочинению «что такое нравственный выбор?»

    К написанию стихотворения послужили личные перемены в жизни поэтессы. Прошло не так много времени, как провинциальная девушка стала опытной взрослой женщиной.

    Немало важную роль сыграли личные отношения Ахматовой с мужем Гумилевым. Анна, как и простая девушка, хотела простых житейских радостей, тепла и семейного уюта.

    Разочарование наступило быстрее, чем казалось, путешественник, и большой романтик Гумилев не видел в себе примерного семьянина.

    В стихотворении можно заметить тягу автора к прекрасному, но в тоже время, чему-то простому. Читая строки, в которых царит умиротворение и покой, напрашивается мысль о том, что в жизни героини все далеко не так прекрасно, как хотелось бы казаться.

    Имея великий прирожденный талант Ахматова, смогла передать всю грань женской души своей героини. Жизненные неурядицы поэтесса переносит через главную героиню посредством быта.

    Мудрость жизни можно познать не только в вере, но и в простоте вещей, где главная героиня постепенно сливается с природой.

    Совет

    Главная героиня стихотворения — сильная и волевая натура, которая ничуть не уступает сильному мужскому полу.

    Жизненная драма данного стихотворения выражается расставанием девушки с любимым, что подталкивает ее обрести радости жизни в чем-то другом, будь то домашние хлопоты или же восхищение природой.

    Несмотря на то, что чувства девушки еще не угасли в душе, жизнь открывается перед нею такой многогранной и прекрасной, что просто необходимо двигаться дальше, познавая все больше нового и неизведанного.

    Применения Ахматовой эпитетов и метафор придают стихотворению выразительности и чувственности. Вот так, казалось бы, слабая женщина может оказаться в сотню раз сильнее и мудрее.

    Благодаря пониманию и осознанию проблем, героиня может стать действительно мудрой, независимой, управляющей своей жизнью женщиной. Женщина, которая меняется на глазах, уже просто не хочет возвращаться в прошлую жизнь, к чувствам оставшимся там.

    Наоборот, героиня снова обретает радость и покой, а это лучше ушедших неприятных воспоминаний.

    Стихотворение Ахматовой дает понять, что в суетливой жизни, стоит остановиться хоть на миг, и попробовать найти драгоценные незаменимые минуты. Ценить нужно каждый прожитый миг, ведь жизнь бесценна и неповторима.

    Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматовой

    Это прекрасное лирическое стихотворение было создано Анной Ахматовой в далеком 1912 году, почти на заре ее творчества. На момент написания ей исполнилось всего 23 года, однако она уже выпустила свой первый стихотворный сборник – «Вечер».

    Стихотворение «Я научилась просто мудро жить…» — одно из ярчайших произведений автора. Несмотря на юный возраст, в нем уже отражается спокойный и рассудительный след житейской мудрости поэтессы.

    Лирическая героиня рассуждает о скоротечности человеческой жизни. Всему придет конец, а за ним – неизвестность.

    Обратите внимание

    Однако наряду с этими печальными нотами, явственно звучать и другие – светлые, легкие, по мнению автора, жизнь тленна, но прекрасна.

    Душевное состояние героини передается через мир природы, окружающей ее. В строках стихотворения сквозит нежность и любовь поэтессы к родным краям.

    И здесь отчетливо соединяются спокойствие и умиротворение (мурлыкающий кот, лесопильни уютный огонь) и нотки задумчивой грусти, которая живет в тонах осени (лопухи, что шуршат в овраге, поникшая гроздь рябины).

    Именно осень обнажает перед читателем сердечные тревоги автора.

    Как любая истинно русская душой женщина, Ахматова никогда не умаляла роли Бога в жизни обыкновенного человека. И молитва здесь преподносится как способ успокоения душевных терзаний и лечения сердечных ран. О чем же эти молитвы? Наверное, как и у всех, о семейном счастье и тепле очага.

    Об этом нам говорит символ аиста, который слетел на крышу, и об этом же последняя строчка стихотворения. Все это – отголосок непростой семейной ситуации этого периода в отношениях Анны Ахматовой и Николая Гумилева.

    Анна понимает, что былых отношений не вернуть и словно предчувствует скорое расставание, и пытается примирить чувства с неизбежным, чтобы забыть свои мечты о простом семейном счастье.

    Вариант №3

    Анна Ахматова за всю свою литературную деятельность, смогла показать себя, как поэтесса способная создавать образы и сами стихотворения не хуже чем поэты. В истории российской литературы Ахматова, несомненно, оставила колоссальное литературное наследие.

    Ее стихотворения отличались очень тонкими чувственными проявлениями, которые полностью вводили  нас в мир ее образов, говоря прямо, ее произведения были мне по душе. И в качестве примера хотелось привести ее стих « Я научилась просто жить », входящий в сборник « Вечер », созданный в 1912 году.

    Ознакомившись, мы видим прекрасно олицетворенное стихотворение, для подробного изучение которого потребуется немало слов.

    Важно

    На основе первого знакомства со стихотворением, можно заключить, что оно является прямым излиянием накопившихся эмоций у поэтессы. Мы определенно выделяем чувство смирения, и некое сожаление и неясную тоску по чем то ушедшему без возврата.

     Так в первом четверостишие мы рисуем образ лирической героини, который излучает ощутимое облегчение, это особенно звучит в первой строчке, а в дальнейшем тревогу героини. Вначале уже задаётся направление стиха, то есть тип мысли, следующий в дальнейшем.

    Следующим образом перед нами предстают фигуры природы, на основе которых поэтесса, пишет свои стихотворения, становиться ясно, что они дарят ей вдохновение и умиротворение, и это позволяет забыть ей томимые тревоги.

    И довольно точно можно угадать мысль лирического героя стихотворения, его охватывают смешанные чувства, однозначно выделяется смирение и упадок, возможно после долгой борьбы, которая не принесла никакой пользы. Но героиня, отступила, посчитал не тратить попусту сил, тем самым научилась мудрости жизни.

    Но в пред последним четверостишие Ахматова, построила образ уюта, символизирующий такими деталями, как мурлыкающий кот, и яркий свет в окне. Нет сомнения, что именно этого недостаёт герою, искреннего любящего и взаимного тепла. В заключение автор раскрывает карты, особенно подтверждая в сиротливом образе крика аиста и в двух последних предложениях.

    В итоге можно сказать, что стихотворение очень тонкое, полное понятных образов. Так же Ахматовой затрагивается актуальная тема одиночества, которая так умело, воссоздана, в этом стихотворение.

    Этот стих мне очень понравился, в нем так и чувствуется эта определенная атмосфера, которая редко проявляется в произведениях других писателей.

    Одним словом Анна Ахматова и ее творчество заслуживает большой похвалы.

    Просто

    • Анализ стихотворения Бунина Призраки
      Бунин пишет произведение «Призраки» после того как его жена и ребенок умирают. В 1905 году его жизнь принимает сложнейший поворот, после которого теряется смысл дальнейшего существования.
    • Анализ стихотворения Тютчева Конь морской
      Фёдор Иванович приобрёл широкую известность благодаря своему творчеству, начав писать самые знаменитые (в последующем) свои стихотворения в 1820-1830х гг. Тогда же он и создал своё творение «Конь морской».
    • Анализ стихотворения Баратынского Признание
      Сколь бы ни была сильна любовь, для неё нужно присутствие любимого человека рядом с тобой. Когда он или она рядом, чувство живёт. Ты видишь того, кто тебе неравнодушен, и тебе приятно на душе. Но длительная разлука может уничтожить чувство.<\p>
    • Анализ стихотворения Некрасова Мужичок с ноготок
      Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и
    • Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени
      Бальмонт – выдающийся поэт-символист, произведения которого содержат тонкий смысл, гармоничность звуков и, соответственно, музыкальность. Чтобы показать этот смысл, нужно проникнуться чувствами Бальмонта, понять что<\p>

    Источник: https://analiz-stihov.ru/ahmatova/ya-nauchilas-mudro-zhit

    Анализ стихотворения «Я научилась просто мудро жить…»

    Данное стихотворение можно по праву считать шедевром лирики А.А. Ахматовой, несмотря на то, что создано оно в 1912 году.

    В нем представлена особая ахматовская героиня, свойственная поэтическим творениям Анны Андреевны, — это женщина, которая сосредоточена на своем внутреннем мире, отрешенная от всех внешних проблем.

    Она живет «просто» и «мудро» одновременно, более того, она готова поделиться секретом этого гармоничного существования. Это произведение — своеобразный рецепт, позволяющий ответить на вопрос о том, как нужно жить.

    Первая строфа — важное начало стихотворения — содержит, как это не парадоксально, выводы, которые сделала героиня. Перед нами два своеобразных совета, следование которым влечет за собой «мудрую» и «простую» жизнь: «Смотреть на небо и молиться Богу…» и «И долго перед вечером бродить…».

    Совет

    Гармонию лирическая героиня находит именно в общении с Богом и с окружающей природой. Не случайно во второй и третьей строфах стихотворения Ахматова использует прием психологического параллелизма: внутренний мир героини описывается через природные объекты, окружающие ее.

    Признаки наступления осени (поникшая гроздь рябины, шуршащие лопухи) вызывают у читателя светлую грусть и печаль, связанные с осознанием тленности, конечности всего существующего. А умильно-приятно мурлыкающий кот и загоревшийся на башне лесопильни огонь показывают нам, что героиня воспринимает окружающий мир ясно и правильно.

    Родная природа показана в стихотворении с восхищением, кроткой нежностью и огромной любовью, а эпитеты и инверсия, используемые А.А. Ахматовой, лишь только подчеркивают это восхищение, отражают всю уникальность каждого временного отрезка жизни лирической героини: именно в унылой осенней поре она находит свое вдохновение.

    Сближение героини с окружающим миром способствует тому, что все ей кажется гармоничным и понятным, закономерно движущимся к своему логическому завершению. Об этом свидетельствует оксюморон во второй строфе стихотворения:

    «Слагаю я веселые стихи
    О жизни тленной, тленной и прекрасной».

    Также этот прием помогает проиллюстрировать многообразие и противоречивость всей человеческой жизни, где зачастую соседствуют полярные величины.

    Конечный аспект «простого» и «мудрого» существования представлен в четвертом четверостишии произведения:

    «И если в дверь мою ты постучишь,
    Мне кажется, я даже не услышу».

    Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

    Заказать сочинение

    Здесь тесно переплетены две темы: любви и уединения. Героиня стихотворения А.А. Ахматовой хочет покоя, а не безумных страстей, именно поэтому она готова променять свидание с любимым на минуты одиночества вместе с мурлыкающим котом.

    Обратите внимание

    Такое отстраненное состояние, отрешенность от земных проблем и страстей позволяет переосмыслить многие вопросы, найти на них «простые» и «мудрые» ответы, начать жизнь с чистого листа. А это возможно лишь в гармоничном существовании с природой Богом и самим собой.

    Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvorenija-ja-nauchilas-prosto-mudro-zhit.html

    «Я научилась просто, мудро жить…» А. Ахматова

    «Я научилась просто, мудро жить…» Анна Ахматова

    Я научилась просто, мудро жить,
    Смотреть на небо и молиться Богу,
    И долго перед вечером бродить,

    Чтоб утомить ненужную тревогу.

    Когда шуршат в овраге лопухи
    И никнет гроздь рябины желто-красной,
    Слагаю я веселые стихи

    О жизни тленной, тленной и прекрасной.

    Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
    Пушистый кот, мурлыкает умильней,
    И яркий загорается огонь

    На башенке озерной лесопильни.

    Лишь изредка прорезывает тишь
    Крик аиста, слетевшего на крышу.
    И если в дверь мою ты постучишь,

    Мне кажется, я даже не услышу.

    Анна Ахматова – одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у представителей сильного пола.

    Ее первый сборник стихов под названием «Вечер», увидевший свет в 1912 году, вышел небольшим тиражом, однако принес Ахматовой популярность в литературных кругах.

    Отныне ее перестали воспринимать исключительно как супругу поэта Николая Гумилева, с которым к тому времени у 23-летней Ахматовой сложились весьма непростые и даже враждебные взаимоотношения.

    Обратите внимание
    Важно

    Одним из произведений, которое вошло в сборник «Вечер», стало стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…», которое является яркой иллюстрацией духовного становления поэтессы. Менее чем за год она из романтичной провинциальной девушки превратилась во взрослую и опытную женщину, готовящуюся стать матерью.

    [/su_box]

    Даже увлечение поэзией в этот период отходит на второй план, так как Анна Ахматова начинает ценить простые житейские радости, мечтает о семейном уюте и благополучии. Однако ее ждет жестокое разочарование, так как Николай Гумилев по своей натуре является романтиком и заядлым путешественником.

    Ему неинтересно постоянно сидеть подле молодой жены, изображая примерного семьянина, так как в мире еще столько всего неизведанного и удивительного! В результате Анна Ахматова постепенно учится самостоятельно справляться со всевозможными бытовыми проблемами и вести хозяйство, поэтому и рождаются строки: «Я научилась просто, мудро жить».

    Развивая эту тему, поэтесса отмечает, что ее удел – «смотреть на небо и молиться Богу». О чем эти молитвы? Судя по всему, о семейном счастье, которого так желала поэтесса, понимая при этом, что согласилась стать женой человека, для которого домашний очаг не представляет особой ценности.

    Она молится для того, чтобы «утомить ненужную тревогу», которая, судя по всему, вызвана очередной разлукой с мужем, отправившимся на поиски приключений. И осознание того, что теперь ей нужно учиться быть сильной и самостоятельной, вызывает у Ахматовой смешанное чувство решимости, грусти и разочарования.

    Но поэтесса понимает, что только так она сможет стать по-настоящему мудрой и свободной женщиной, способной управлять собственной жизнью.

    Разрываясь между желанием обрести независимость и семейное счастье, в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…» Ахматова использует несколько символов, которые ассоциируются у нее с домашним очагом. В первую очередь, это пушистый кот, который дома лижет ей ладонь и «мурлыкает умильней».

    Кроме этого, в произведении упоминаются яркий огонь «на башенке озерной лесопильни», где, судя по всему, проживает чья-то семья. Однако самым ярким символом дома и семьи для Ахматовой является «крик аиста, слетевшего на крышу».

    На фоне подобных знаков судьбы поэтесса чувствует себя особенно одинокой и несчастной, хотя и не смеет признаться в этом открыто. Но то, что ее семейная жизнь неуклонно летит под откос, уже очевидно.

    Важно
    Совет

    И об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, в которой Ахматова отмечает: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу».

    [/su_box]

    Она адресована Гумилеву и может означать лишь одно – к собственному супругу поэтесса, и раньше не пылавшая страстью, теперь относится и вовсе с полным равнодушием. Ахматова словно бы предчувствует, что очень скоро они расстанутся навсегда, однако воспринимает это как неизбежность и даже необходимость, хороня в душе мечты о полноценной и счастливой семье.

    Источник: http://pishi-stihi.ru/ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit-ahmatova.html

    А. Ахматова. Я научилась просто, мудро жить… (Анализ)

    Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…»
    написано в мае 1912 года. Тогда же вышел первый сборник «Вечер», который был не
    только замечен, но и одобрен знатоками поэзии.

    Хотя критики оценивают данное стихотворение как
    жизнеутверждающее, где лирическая героиня выступает как повзрослевшая женщина
    (в 1912 году Анне Ахматовой исполнилось 23 года), мне кажется, что данный стих
    производит впечатление небольшого обзора ее жизни, можно даже сказать, отчета,
    словно Ахматова отвечает на вопрос: «Чем вы, собственно, занимаетесь в жизни?»
    Она спрашивает: «Сейчас?» Ей кивают. Она тоже кивает и набрасывает на бумагу
    несколько строф с зарисовкой о своей будничной жизни. Это не письмо, как
    считают критики. Лирическая героиня бы не стала писать подобные строки в
    письме, так как они не несут в себе большой смысловой нагрузки, попытки что-то
    доказать. Возможно, это своего рода черта после определенного этапа, и она
    получила все то, что хотела. Заметим, что она ничего не желает. Поэтическая
    речь спокойна, без эмоциональных всплесков. Героиня не ищет во всем поддержки.
    Она просто находится среди природы, и ей хорошо на душе, спокойно. По лирическому
    настроению данный стих мне напоминает «Не жалею, не зову, не плачу…» Сергея
    Есенина: своего рода итог жизненного этапа, спокойное повествование, с легким
    оттенком грусти.<\p>

    Стихотворение глубоко по содержанию и совершенно по
    форме. Поэтический язык лаконичен, лишен вычурности и сложной символики,
    ориентирован на разговорную речь. Это отвечало канонам акмеизма, к которому
    относилась начинающая Ахматова. «Роза есть роза», — считали акмеисты, поэтому
    Анна Ахматова не использует в стихотворении сложных символов, обращается к
    зримым предметам.

    О том, что это итог, говорит первый глагол
    «научилась», который стоит в прошедшем времени. Значит, в данный момент
    лирическая героиня оценивает все с точки зрения мудрости и простоты. Это мы и
    наблюдаем в стихотворении. Мудрость в простоте, утверждает Анна Ахматова. Слово
    «просто» в градации уточняется словом «мудро».

    Затем глагол «жить» поясняется
    строкой: «смотреть на небо и молиться Богу», то есть это важное действие ее
    жизни. Ему она уделяет наибольшее значение. Возможно, она на этом этапе жизни
    осознала, что небо не пусто – там есть Господь. Господь оказывается важнее
    других мыслей, о которых она думала раньше, глядя на небо.

    Желанием молиться
    лирическая героиня напоминает нам взрослую женщину, испытавшую в жизни множество
    несчастий. Подобная героиня устает от суеты, постоянных проблем, переживаний и
    временами хочет просто поднять глаза к небу и помолиться: за себя, за семью, за
    всех. Тревога. Она появится позже.

    Лирическая героиня долго, до самого вечера,
    бродит (блуждает, без пункта назначения). С виду она спокойна, но внутри сидит
    переживание, совсем ненужное. Оно есть всегда, и лишь временами его можно
    немного «утомить». Тревога лишь упоминается, поэтому можно вполне считать, что
    это не особо важные переживания. О них не стоит так много думать, как кажется
    на первый взгляд.

    Обратите внимание

    Стихотворение написано пятистопным ямбом, и в первой строфе
    обращает внимание ударный гласный «и»: «научилась», «жить», «молиться»,
    «бродить», «утомить», который создает ощущение пронзительности.

    Далее лирическая героиня повествует о том, что она
    видит и слышит в то время, когда бродит без цели наедине с природой. Природа
    здесь предстает как живое существо, богатое цветом и звуком. Лопухи – шуршат.
    Под порывом ветра. В овраге. Овраг – это далеко. Значит, лирическая героиня
    улавливает даже далекие звуки. Образ очень колоритен.

    Мы сразу же представляем
    шуршащий зеленый овраг. Почему же природа – существо? Гроздь рябины – никнет.
    Здесь мы наблюдаем олицетворение, когда природа оживает. Рябина желто-красная в
    сочетании с зелеными, как нам представляется, лопухами образует очень пеструю
    картину. Природа – источник вдохновения для героини.

    Для нее важнее Господь и
    поэзия, нежели иной человек. «Слагаю» — слово высокой поэтической речи. Обычно
    слагают оды (устойчиво используется). Стихотворчеству придается большое
    значение. «Слагаю» — глагол в настоящем времени, то есть героиня творила и
    будет творить и дальше. Слагаемые стихи – веселые. Здесь, мне кажется, автор
    использовал антифразис.

    Невозможно писать стихи о «жизни тленной, тленной и
    прекрасной» в веселом ключе. Здесь необходим элегический дух. Героиня понимает,
    что живое существо природы тленно (слово «тленно» повторяется два раза). «Все
    мы в этом мире тленны», — писал в свое время Сергей Есенин. Жизнь – прекрасна в
    своем «тлении».

    Именно осознание ограниченности времени, увядания делает жизнь
    (человека и природы) ценной и поэтому прекрасной.

    «Я возвращаюсь» можно понять по-разному. С одной
    стороны, это возвращение домой. С другой стороны, это возвращение в реальный
    мир из размышлений о «тленной и прекрасной жизни». Далее следуют образы кота и
    башенки. Кстати, кот в поэзии Ахматовой встречается совсем не редко. Кот
    «пушистый» «лижет ладонь» и «мурлыкает умильней».

    Тактильные ощущения
    представлены в двух аспектах: шершавый язык и пушистая шерсть. Кот мурлыкает –
    еще один орган чувств задействован. Лирическая героиня вслушивается в
    мурлыкание и замечает, что оно стало «умильней». Коту одиноко в пустом доме без
    хозяйки. Затем внимание героини рассеивается, обращается к огоньку на башенке
    лесопильни.

    Это «яркий огонь», а не огонек. Значит, у него вполне была
    возможность привлечь на себя внимание. Возможно, героиня уже не раз его видит.
    И каждый вечер ждет, когда он зажжется возле озера. Кот и огонь лесопильни –
    это постоянство в жизни героини. Они всегда рядом, как и природа.

    Это
    назначение людей – приходить и уходить даже тогда, когда конец жизни еще не
    наступает.

    Важно

    В следующей строфе появляется символ. Он в
    стихотворении один. Аист – символ дома, домашнего очага, постоянства.
    Существует примета: если на вашем доме аисты свили гнездо, все у вас в доме
    будет благополучно. Тишина. Аист кричит, и нет и тени сомнения, что он слетел
    из гнезда на крышу дома героини и теперь зовет свою пару. Пара обязательно
    услышит.

    Только героиня настолько растворилась в тишине и окружающем мире, что
    не услышит того человека, которого бы она раньше обязательно услышала.
    Лирическая героиня полностью разделяет себя, свой мир и мир возможного гостя.
    Чужой мир ей теперь не нужен. Она нашла себя в другом: поэзии, природе, доме.

    Аист напомнил героине о бывшем близком человеке, о своей паре, но это теперь
    ненужная тревога.

    Источник: http://lady-absurd.blogspot.com/2012/08/blog-post_5307.html

    Эссе по стихотворению А.Ахматовой «Я научилась просто мудро жить»

    При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты «серебряного века» в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии.

    В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека.

    Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только «литударников», но и государственных блюстителей партийной идеологии.

    И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога мне.

    «Я научилась просто мудро жить…» Моё знакомство с творчеством Анны Андреевны началось именно с этого стихотворения. Оно является шедевром лирики поэтессы. Потрясающее стихотворение, потрясающая Ахматова! Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Но уже в нем мы можем уловить тонкие ноты философской лирики.

    Поэтесса размышляет о жизни, о смерти, о столь драгоценных минутах, которые каждому нужно научиться находить в своей жизни. Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

    В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи». Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни.

    Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

    Совет

    В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется.

    Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души. Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая – наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой.

    Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души.

    Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, и яркое пламя огня, и пушистый кот.

    Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. В то же время она — обычная смертная женщина.

    В стихотворении говорится о тленности жизни: » жизни тленной, тленной и прекрасной». Ничего нет вечного, всё приходящее. Но остановись, мгновенье! Посмотрите, как всё кругом прекрасно, божье творение. Часто ли мы это замечаем, задумываемся об этом.

    Вот об этом и стихотворение- миниатюра. Прислушайтесь, с каким по-женски добрым настроем звучит стих.

    Таким образом, анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной».

    Обратите внимание

    То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают. Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем чудесным вещам, которые есть в нашей жизни.

    Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

    Источник: https://infourok.ru/esse-po-stihotvoreniyu-aahmatovoy-ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit-613587.html

    Ссылка на основную публикацию