Эпоха Барокко
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»,порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» ) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе,Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения.
Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.
В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики.
К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ.
state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717).
Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека».
Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.
Для барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм.
Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться.
Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели.
Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Караваджо. Юноша с корзиной фруктов
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Миланапрозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи.
Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени.
Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течениекараваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Рубенс. Союз Земли и Воды
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене.
Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641).
С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер(1632—1675).
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
Источник: https://medium.com/eggheado-art/-ca3861e0f495
Барокко как тип культуры и мышления: стилевые особенности
© О.Ю. Жуковец, 2008
УДК 130.2:72(091) ББК 71.0
БАРОККО КАК ТИП КУЛЬТУРЫ И МЫШЛЕНИЯ: СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
О.Ю. Жуковец
Статья посвящена слабоизученной, но вместе с тем актуальной и глубокой теме анализа барокко в контексте его стилевых, мыслительных и культурно-типологических особенностей.
Отмечается, что барокко как понятие принадлежит не только к сфере истории искусства, но и к огромному пространству философско-культурного поиска.
Барокко как тип культуры автор рассматривает с точки зрения компаративного анализа, сопоставляя исследуемую эпоху с предшествующим Ренессансом и последующим классицизмом, рококо и др. Как особый тип мышления автор показывает барокко в антропологическом ключе.
Ключевые слова: барокко, культурология, история культуры, Возрождение, Ренессанс, художественный стиль, типы культуры.
В современной гуманитарной науке понятие «барокко» не ограничивается рамками искусствоведения, а принадлежат пространству философского и культурологического дискурса, их теоретическому инструментарию.
В философской рефлексии барокко (особенно в русской традиции) одной из наиболее важных проблем является выяснение соотношения барокко с другими культурно-историческими эпохами. Академик Д.С.
Лихачев отмечал, что «Историческое положение барокко, общественное значение барокко не менее важны, чем его формальные признаки. Понятие “барокко” не только формально-типологическое, но и конкретно-историческое» [2, с. 188].
Барокко, как и все художественные эпохи, имело преемственность как с предшествующими, так и более поздними периодами философского, религиозного и культурно-художественного развития.
Барочный этап становления культуры и теоретического мышления имманентно связан с эпохой Ренессанса (по мнению многих исследователей, между ними существует переходное звено – маньеризм) и с классицизмом. Различаясь во времени, типоло-
гически барокко соотносимо с культурой средних веков и романтизмом. «Каждый стиль, формируясь, обращается к предшествующим стилям, родственным ему по своему характеру» [там же].
Помимо стилевых и типологических параллелей между поэтикой ранней Византии и поэтикой барокко (тяга к «эмблемам» и «символам», к басен-ности, к игре ума и фокусничанью, к иерог-лифике монограмм и т. д.
), также существовала несомненная духовно-символическая связь. Это прослеживалось во всех видах искусств указанных культур.
Непосредственно барокко продолжало идейно-гуманистические и художественные традиции Ренессанса, хотя между ними имелись и достаточно заметные различия. Мыслители позднего Возрождения резко отрицали новое направление, видели в нем искажение разработанных ими представлений о прекрасном, о целях искусства, о гармонии смысла и формы.
Основатели барочного направления, в свою очередь, не считали своим достоинством связь с предшественниками, демонстрировали разрыв с ними. В действительности этот разрыв не был таким решительным и непреодолимым.
Мастера барокко в чем-то сохранили и одновременно углубили многие ренессансные мысли о мире и личности, преподнося рефлексию о человеке, постоянно
взаимодействующем с природой и обществом. Тем не менее духовным сподвижникам барокко гармония Возрождения казалась недостаточной для отображения всей сложности человеческого бытия.
В отличие от своих предшественников мыслители и художники барокко выявили существенные противоречия между человеком и его социальным окружением, человеком и природой, человеком и законами мироздания, существующими вовне и помимо индивида.
Ощущение противоречивости бытия в эпоху барокко раскалывает ту целостность личности, которая высвечивалась в ренессансных творениях. Естественная, почти физическая, гармония Ренессанса уступила место внутренней, напряженной, метафизической гармонии барокко.
Постижение сущности барочного космизма связано прежде всего с исследованием мирочувствования и миропонимания человека барокко. Внутренний космос личности этой эпохи определяется ощущением себя на грани «бездны бесконечности» и «бездны небытия».
В западноевропейской философии эту экзистенциальную расколотость предельно выразил Б. Паскаль, который во многом не принимал рациональную парадигму и отказывался признавать мир устойчивым.
Подчеркивая особую роль эстетического переживания как необходимого элемента социальной жизни, Паскаль осмысливал общечеловеческие вопросы.
Личность, с его точки зрения, находится на грани бытия и небытия, в абсолютной и темной неопределенности; познание и самосознание не дают ответа на вопросы о сущности человека, ничтожен или богоподобен человек. Эпоха не разъясняет возникновения бытия того, кого никогда не было (рождения), и возможности воскресения или обретения бытия тем, кто уже существовал.
«Кризисное», «пороговое» мироощущение позволило мыслителям барокко сформулировать важнейшие метафизические принципы барочного мышления, заключающиеся в антиномичности восприятия человеком окружающего мира, самого себя и абсолютного, божественного, мира. Мышление барокко в контексте дихотомии «человеческое – социальное» поднимает личность на сверхчеловеческую высоту; создает понятие гения, противопоставленного массе, и понятие роли, свя-
занное с обществом. Социальные роли людей различных сословий (будь то проповедник, ученый, бюргер, крестьянин и т. д.
) преподносятся лишь как символы отдельных элементов, принадлежащих к некоему целому (см., например: [4]).
Целое есть единый тип человека эпохи барокко, который трудно определить в силу противоречивости барочного мировосприятия и соответственного отражения в произведениях культуры.
Новый тип мышления барокко обрел воплощение в новом философском видении художественного стиля. «Последний, при чисто внешнем сопоставлении с ренессансным, может представать как вычурный, декоративный, искусственно усложненный» [1, с. 4].
Однако если принять во внимание его внутреннее содержательное наполнение, те идеи, которые он отражал, то его художественный облик предстанет как логичный, последовательный, адекватный мировосприятию своего времени.
При естественных различиях ренессансного и барочного мировосприятия и формально-художественных методах воспроизведения последнего между ними существует прямая преемственность. Она проявляется уже в самих философских и общекультурных истоках этих тенденций (античность и христианское средневековье).
Идейная и аксиологическая преемственность этих философско-культурных парадигм просматривается в непосредственной связи барочных философов и художников с Ренессансом, особенно в области теории искусства. Теоретики барокко воспринимали идейные воззрения и художественные свершения мыслителей Ренессанса.
Наиболее ярко это отразилось в концепциях, развивающих эстетическую теорию эпохи Возрождения, опирающуюся на «Поэтику» и «Риторику» Аристотеля.
Стилевые принципы мышления барокко были связаны не только с Ренессансом, но и со Средневековьем. Как показали исследования М. Бахтина и А.Ф.
Лосева, Ренессанс был тесно связан с предшествующей эпохой общими принципами искусства и формальными приемами мышления.
Некоторые средневековые представления продолжали достаточно активно жить в западноевропейском Возрождении. Например, неоплатонизм (Флорентийская академия) сохранял средневековые фи-
лософские традиции, но выдвигал на первый план личностное начало. В этот период, как отмечает А.Ф. Лосев, личность находилась на одном уровне с природой и космосом.
Таким образом, «Ренессансу не удалось окончательно преодолеть антично-средневековый неоплатонизм при помощи своей гуманистической направленности, и преодоление это было завещано Ренессансом последующим векам европейской культуры» [3, с. 141], в том числе и культуре барокко.
Следует также принять во внимание параллельность, синхронность существования средневековых и ренессансных тенденций. Это не могло не сказаться на характере не только отдельных памятников, но и культурно-художественного процесса.
Эпоха Средневековья проходит тонкой линией далее в типичных памятниках Ренессанса (например, «Декамерон» Бокаччо); эту же линию можно увидеть в ренессансной философии и теологии (роль испанских мистиков в ренессансной мысли, литературе и искусстве Западной Европы).
Отсюда следует, что барокко обращалось, причем творчески, к наследию Средневековья не только при посредстве Ренессанса, но и непосредственно в самом Ренессансе, в глубинах которого продолжала существовать достаточно сильная средневековая традиция.
В некоторых славянских странах дистанция между искусством средних веков и барокко была более короткой: там, где не было Возрождения, его задачи выполняли художественные направления последующего времени, прежде всего барокко. Так, в России эпоха барокко приняла на себя функции Ренессанса, привносила гуманистические и антропоцентрические идеи и поэтому имела более оптимистический характер, чем в Западной Европе.
Барокко как своеобразный тип культуры, сохраняя преемственность предшествующих этапов истории духовной жизни Европы, сыграло роль связующего звена и дало ряд импульсов для последующих эпох.
Барочная тенденция в более или менее чистом виде продолжала существовать наряду с такими направлениями Просвещения, как классицизм XVII в.
, сентиментализм, предромантизм и рококо, которое некоторыми исследователями рассматривается как разновидность поздне-
го барокко.
Синхронность и параллелизм их существования обусловили воздействие барокко на философские и литературные направления Просвещения, которое, с одной стороны, преодолевало определенные тенденции предшествующего периода, а с другой стороны, использовало и развивало их в духе нового времени. Классицизм, например, в своем рационалистическом восприятии реальности и подчиненных ему, продиктованных его логикой стилевых концепциях противостоял барокко, но в то же время был связан с ним общей теорией искусства.
Знаменательно, что понятие «барокко» часто отождествляется с термином «готика» – еще одной категорией бесформенного и странного для мыслителей XVIII века. И только в конце XIX в., когда искусство после ренессансного периода становится объектом научных исследований, термин «барокко» начинают использовать для всех произведений и культурных парадигм данного периода.
Исследователи многообразных школ, взглядов и направлений придают барокко различные смысловые оттенки, поэтому примирить порожденные ими противоречия практически невозможно [3, с. 119]. Если ограничиться только теми концепциями, которые обладают достаточной цельностью, их можно разделить на три большие группы. Первая (Г. Вельфлин, К. Гурлитт, Х.
Ортега-и-Гассет) – исходит из признания универсальной и вневременной ценности барокко: его черты обнаруживаются в некоторых произведениях искусства, начиная от первобытного общества и вплоть до наших дней.
Барочная составляющая человеческого духа, пребывая в подавленном или активном состоянии, оказывает влияние на мир форм и идей испокон веков, при благоприятных условиях она занимает доминирующую позицию в творческой деятельности.
Вторая группа (Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, С.Т. Махлина, А.М. Панченко) применяет термин только к определенному периоду: к XVII в., а иногда к началу XVIП века. Вместе с тем термину придается необычайно широкое значение, поскольку он используется для характеристики целого комплекса исторических, социальных, художественных и интеллектуальных явлений. Согласно
этим воззрениям век барокко создал свою барочную литературу, философию, духовность, социальную структуру и даже науку.
Третье направление (А. Ригль, В.Л. Та-пье) ограничивает использование термина сферой архитектуры и считает барочными творения Бернини, Барромини, Пьеро да Картона, Гварини, признавая также их предшественников (предбарокко), последователей (позднее барокко) и тех, кто испытывал их влияние.
Названные направления примирить невозможно: в каждом случае барочными называются те произведения, которые не признаются таковыми согласно двум другим подходам.
Автор статьи придерживается концепции второй группы исследователей по следующим причинам. Во-первых, представляется обоснованным ограничение эпохи барокко временными рамками XVII-XVIII вв., что характерно не только для западноевропейской философии культуры, но и для русской философской и культурологической традиций.
Во-вторых, широта значения понятия «барокко» предоставляет возможность анализа барокко с различных логико-дискурсивных позиций, обусловливает появление новой содержательной терминологии, такой как «человек барокко», «эпоха барокко», «барочная наука», «политика эпохи барокко» и т. д.
Новый понятийно-категориальный аппарат в исследованиях эпохи барокко возникнет именно в отечественной философской традиции.
В-третьих, термин «барокко» (или «барочный») в качестве первичного методологического концепта может применяться к искусству разного времени и разных стран при наличии в нем подвижности и эмоциональной насыщенности, которые ассоциируются с понятием «барокко». С этой точки зрения многие произведения эллинистической скульптуры можно назвать «барочными».
Барокко как тип культуры, имеющий исторический контекст, характеризуется следующими признаками: 1) время практического действования, реализации энергии, устремленной вовне; 2) активно непосредственный, как бы стихийный, поиск новых форм в результате психологического надлома, отличающего «человека барокко»; 3) укорененность в тра-
диции, от которой происходит отталкивание, то есть наличие сложного характера преемственности, обеспечивающей высокий творческий уровень мастеров барокко; 4) трагически мистическая, эсхатологическая окрашенность мироощущения в Западной Европе. В России, напротив, – оптимистически утверждающий прорыв к будущему.
Художественный стиль барокко, имманентно «вкорененный» в культуру этой эпохи, обладает основными принципами и закономерностями формообразования, но все же трудно поддается формальному определению, поскольку барокко, как справедливо отметил К.
Гурлитт, – это не столько исторический стиль, сколько «неуравновешенная фантазия», «усиление внешнего», своеобразный творческий импульс, повторяющийся на протяжении всей истории искусства.
Поэтому в философско-культурологической литературе термин «барокко» – один из самых многозначных.
Неоднозначность и дискуссионность понятия «барокко» возникает вместе с появлением самого художественного направления со специфическими приемами и методами исполнения. Одна из характерных черт западноевропейской историографии XVII-XVIII вв.
– это ожесточенные логические споры о стилистических категориях, во многом определяющих мышление барокко.
Возникновение этих интеллектуальных дебатов объясняется в значительной степени тем, что философы и историки данного периода вынуждены были использовать понятие «барокко», значение которого оставалось весьма туманным и неопределенным.
С определенной долей уверенности можно говорить о том, что в философском осмыслении эпохи барокко стилевые направления, сменяющие друг друга, отличаются противоположными ориентациями; иными словами, в теории барокко наблюдается действие закона антитезы.
В данном контексте и возникает проблема, которую автор статьи пытается разрешить. «Барокко» – стиль мышления, стиль культуры или особое мироощущение, может быть, особый уровень чувствования? Представляется, что барокко – это органическое единство названных составляющих.
Как мироощущение, как антропологическая саморефлексия барокко
выражалось в особой метафизике человеческого существования, «распростертого» в пределах конечного мира и бесконечного бытия Бога.
Как тип мышления барокко обладало категориальным строем, опиралось на формальные законы логики, использовало определенные дискурсивные принципы.
В качестве нового культурного типа барокко представлено стилевыми особенностями, художественными приемами и своеобразной, барочной, методологией «сотворения» памятников культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Липатов, А. В. Барокко в славянских культурах / Л. А. Липатов, А. И. Рогов, Л. А. Сафронова. -М. : Наука, 1982. – 351 с.
2. Лихачев, Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков / Д. С. Лихачев. – Л. : Наука, 1979. -206 с.
3. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М. : Мысль, 1978. -750 с.
4. Gurlitt, C. August der Starke. Ein Furstenleben zur Zeit des deutschen Barocks / C. Gurlitt. – Dresden : Sibyllen, 1924. – Bd. I-II. – 411 S.
BAROQUE AS A TYPE OF CULTURE AND THOUGHT: STYLE FEAURES
O.Yu. Zhukovets
The article applies to the weakly developed but actual analysis of baroque in the context of its style, reflective, cultural and typological features.
The author pays attention to the fact that baroque as a notion belongs not only to the sphere of art history, but also to a vast sphere of philosophic and cultural search.
The author considers baroque as a cultural type regarding comparative analysis in contrast to preceding Renascence and following classicism, rococo, etc. The author shows baroque as a special type of thought through the anthropology.
Key words: baroque, culturology, history of culture, Renaissance, Renascence, artistic style, types of culture.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/barokko-kak-tip-kultury-i-myshleniya-stilevye-osobennosti
§ 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стильXvii века
Если
идеалом эпохи Возрождения был гармонически
совершенный человек, личность, для
которой нет противоречий между личным
и общественным, то человеку XVII
века
свойственно бесконечное столкновение
этих начал; если для героя произведений
искусства Ренессанса характерно было
единство с внешним миром, природой, то
герой Нового времени осознает свою
зависимость от окружающей среды и
внешних обстоятельств. Драматизм
действительности, крушение идеала
Возрождения привели к новым формам
восприятия мира. Оптимистический реализм
Возрождения сменяется чувством
неустойчивого положения человека, для
которого характерен тот или иной
внутренний конфликт: столкновение прав
личности и общественного долга, бунт
против слепого подчинения авторитетам
светской или церковной власти, осознание
противоречивости бытия. Личности все
труднее отыскать свое место в новых
отношениях общества, которому все меньше
нужен всесторонний человек Ренессанса
и все
больше, — чеповек-функция. Эта трагическая
коллизия находит выражение в двух
направлениях мысли, в двух способах
соотношения с миром и, наконец, в двух
художественных стилях —
барокко
и классицизме.
П
Микеланджело Караваджо.
Лютнист
роисхождение
термина“барокко”
неясно, известен лишь перевод с
итальянского: странный, вычурный. Можно
предположить, что бароккопредставляет
собой не только художественный стиль
(часто считают барокко лишь направлением
искусства), но и особый образ отношения
к миру и с миром.
Он связан с кризисом
идеалов гуманизма, общественно-политическими
потрясениями, характерными для XVII
века.
Для менталитета человека барокко
свойственны чувство растерянности и
смятения, ощущение противоречивости
мира, непостоянства счастья, всесилия
рока и случая.
Оптимистический идеал
Ренессанса “сменяется
пессимистической оценкой действительности,
а восторженное преклонение перед
человеком и его возможностями —
подчеркиванием его двойственности,
непоследовательности, испорченности”;
постоянно осмысляется “несоответствие
между видимостью вещей и их сущностью,
ощущается разорванность бытия,
столкновение между телесным и духовным
началом, между привязанностью к
чувственной красоте мира и осознанием
бренности земного бытия”
[121, т. 4, с. 64].
В
Церковь св. Карла<\p>
Бартоломео.<\p>
Антверпен
озникновение барокко чаще всего
связывают с Контрреформацией. Дело в
том, что после бурных событий прошлого,
ожесточенных религиозных войн Европа
была разорена и разрушена. Посреди
объятой войнами Европы только Рим
избежал религиозных бурь и потрясений.
В нем оставался оплот католической
церкви, хотя и потесненной в своем
влиянии, но еще очень сильной, особенно
после Тридентского собора, поэтому
именно здесь возникает стремление
утвердить торжество официальной церкви.
Как считает современный французский
теоретик Э.
Маль, главными идеями церкви
этого времени были: мученичество,
видение, экстаз, смерть. Эти религиозные
темы в сознании людей соединялись со
смыслом и благой целью праведного
существования.
Они не могли существовать
только на рациональной основе, к ним
непременно должна была быть примешана
сильная эмоция,
впечатляющая верующего и оказывающая
сильное воздействие на любого другого
человека.
В этом мощном эмоциональном
заряде должно было запечатлеться не
только мистическое состояние приобщения
к религиозному таинству, но и торжествующее
чувство победы церкви над ее реформаторами.
Поэтому барокко возникает первоначально
в религиозном искусстве, прежде всего
в архитектуре.
И романский стиль, и
готика имели вполне определенные и
возведенные до уровня закономерности
правила создания сооружений. Линии этих
построек были четкими и определенными.
Барокко — это“буйство
изогнутых, пересекающихся, переливающихся
каменных масс, потерявших свою “каменность”
и как будто получивших свойства вязкого
пластичного материала”
[99, вып. 2, с. 92]. Постепенно барокко перешло
из архитектуры в скульптуру, живопись
и другие формы духовной жизни.
М
Рембрандт вам Рейн.
Ганимед. 1635 год
П. Рубенс. Автопортрет с<\p>
женой Изабеллой Брант<\p>
на фоне куста<\p>
жимолости. 1609 год
ожет возникнуть вопрос: как же был
связан с кризисом духа столь стремительный
и динамичный (первоначально только
художественный) стиль, как барокко, как
оно в рамках церковного искусства смогло
компенсировать духовную смуту и чувство
растерянности, о которых мы только что
сказали? Надо заметить, что Контрреформация
не могла преодолеть религиозные
расхождения — реформаторы как раз
требовали высокой нравственности в
религиозных чувствах. Церковь в данном
случае боролась за власть — земную и
духовную. Ей нужны были апологеты,
выразители и просто прихожане. Она
должна была царить над внутренним миром
человека, уже вкусившего опасности
рационализма, определять рамки греха
и благочестия, а также судьбы всех
категорий населения — от обывателей
до королей. Привлечь в свое лоно можно
было, противопоставив суровому быту
протестанта яркую зрелищность католицизма.
Поэтому в“искусстве
барокко, даже когда оно непосредственно
служило церкви, не очень-то много того,
что называют благочестием, несмотря на
то, что постоянно изображаются чудеса,
видения, мистические экстазы. В этих
экстазах слишком явно проступают
чувственность, “плотскость”
и даже прямая эротика”
[там же, с. 97].
Один
из самых известных теоретиков барокко
Эммануэле
Тезауро (1592—1675)
называл в качестве главного принципа
“барочного
мышления”
— “принцип
быстрого разума”.
Быстрый разум живет законами, отличными
от законов мышления, он насыщен фантазиями,
метафорами, соединяя важное и случайное,
серьезное и забавное, смешное и печальное.
В нем переплетаются природа и человек,
божественное и созданное человеческим
гением.
Гении, обладающие быстрым
разумом, “из
несуществующего порождают существующее.
Остроумие из невещественного творит
бытующее, и вот лев становится человеком,
орел — городом.
Оно сливает женщину с
обличьем
рыбы
и создает сирену как символ ласкательства,
соединяет туловище козы со змеей и
образует химеру — иероглиф, обозначающий
безумие”
[235, т. 2, с. 625, 626].
В такой системе мышления постепенно
исчезают границы самых различных
явлений, и в искусстве появляется
некоторое пренебрежение целесообразностью,
тем, что называется “здравый
смысл”.
Эти особенности
барокко отразились во всей своей полноте
в творчестве Караваджо, Бернини в Италии,
Веласкеса — в Испании, Ван Дейка и
Рубенса — во Фландрии.
Творчество
Пауля
Рубенса (1577—1640)
особенно явственно демонстрирует
проникновение барокко в светскую жизнь,
освобождение его от религиозной тематики
и существование его как особого
менталитета в контексте культуры XVII
века.
В его картинах царят вечное движение,
напряжение, борьба людей с животными,
часто фантастическими, азарт и торжество
жизни. Он “заставил
любоваться натуральным здоровьем и
натуральной силой. И все это у него
удачно сплавилось с требованиями пышного
декора, помпы, восхваления монархов…
”
[99, вып. 2, с. 122]. В работах художников
этого времени “религиозный
дух незаметно ускользнул”
из искусства.
“То
были времена оперы, кантаты и оратории,
но и театрализованных церемоний,
высокопарных од, витиеватых речей,
длинных титулов, длинных париков,
аллегорий и гипербол в поэзии,
тяжеловесно-затейливого остроумия,
эмблем и метафор”
[там же, с. 97].
В
Мастерская Рубенса.<\p>
Охота на тигров и леопардов
литературе это выражается в стремлении
раскрепостить воображение, поразить и
ошеломить читателя, в пристрастии к
неожиданным образам, сближающим понятия,
сопоставляющим далекие друг от
друга
предметы.
Здесь переплетаются самые
различные формы жизни, реализуется
принцип — от
великого до смешного один шаг, поскольку
в барокко они существуют вместе, как и
другие противоположности: прекрасное
и безобразное (например в сонетах,
посвященных прекрасным дамам, с равным
восхищением могут описываться и их
прелестные волосы, и насекомые, ползущие
по ним), восторженность и грубость и так
далее. На одном полюсе искусства барокко
— образ бунтаря, свободного и безудержного,
не вписывающегося в привычные границы
поведения, как, например, Дон Жуан,
попирающий верность в любви, каждый раз
любящий как в первый раз, безжалостно
убивающий соперников, или лирический
герой произведений Сирано
де Бержерака (1619—1655).
На другом — бунтарь-пуританин, аскетический
и строгий, как герой поэмы “Потерянный
рай”
великого английского поэта Джона
Мильтона (1608—1674).
Для барокко и его теоретиков обязательно
остроумие как способность сближать
понятия (что считалось одним из проявлений
разума), а главные качества такой
способности — Многосторонность и
Прозорливость. Тезауро полагает, что
Прозорливость проникает “…в
субстанцию, материю, форму, случайность,
качество, причину, эффект, цель, симпатию,
подобное, противоположное, одинаковое,
высшее, низшее, а также в эмблемы,
собственные имена и псевдонимы”.
Многосторонность же быстро охватывает
все эти существа и их соотношения, она
“их
связывает и разделяет, увеличивает или
уменьшает, выводит одно из другого и с
поражающей ловкостью ставит одно на
место другого”
[121, т. 4, с.
64].
Барокко как стиль
жизни был характерен, скорее, для
придворных, аристократических кругов,
но и простонародью были свойственны
некоторые проявления этого стиля,
выражавшиеся в комических, пародийных
или близких к протестантской этике
аскетически правильных формах поведения.
К
Антонио Канова.
Три грации
лассицизмсложился
и наиболее ярко выразился в условиях
абсолютной монархии во Франции. Это не
значит, что он не имел места в других
странах. Классицизм, как и барокко, был
имманентно присущ всей культуре XVII
века.
Если барокко со своим богатством и
многообразием ощущений тяготеет к
сенсуализму как способу чувственного
познания мира, то классицизм требует
рационалистической ясности, упорядоченного
метода расчленения целого на части и
последовательного рассмотрения каждой
из них.
Для этого необходима внутренняя
гармония, чувство меры и душевного
равновесия. Менталитету человека,
выражающего классицистическую
направленность, свойственно стремление
к объединению вокруг монарха,
упорядоченности.
Память о религиозных
войнах предыдущего века и желание
стабильности заставляли его принять
строгую иерархию абсолютизма, жесткую
регламентацию королевской власти.
Для
классицистов в искусстве характерно
создание монументальных произведений,
изображение героев действенных,
преисполненных жизненной энергии и
способных — благодаря умению смирять
обуревающие их страсти — подниматься
до разрешения сложных, трагических
конфликтов.
Поэтому театр тяготеет к
трагедиям на исторические сюжеты, в
которых столкновение долга и чувства
всегда кончается победой долга. В этом
направлении работали великие французские
драматурги — Корнель
(1606—1684)
и Расин
(1639—1699).
Но существовала также и комедия
классицизма, разоблачающая противоречия
окружающего мира, о чем свидетельствует
до сих пор не утратившее своей актуальности
творчество Мольера
(1622—1673).
Д
Внутренний вид Пантеона<\p>
в Париже
ля
теории классицизма характерен культ
разума, который связывает этот стиль с
философским рационализмом. Разум в
классицизме — источник и мерило
прекрасного; для последовательного
классициста ценность художественного
произведения в значительной мере
определяется степенью его логической
стройности и ясности, упорядоченностью
его композиции.
Этим и объясняется
склонность классицистов изображать в
качестве героев людей, способных даже
в моменты самых тяжелых и бурных
переживаний трезво мыслить, рассуждать
и подчинять свои поступки велению разума
[121, т. 4].
Это же стремление к упорядочению
продиктовало разным видам искусства в
зависимости от их специфики и определенные
правила, по которым эти произведения
должны создаваться. Правила эти касались
не только темы или сюжета произведения,
но и упорядочивали его внутреннюю
структуру.
Например, в драматургии
существовали знаменитые“три
единства”:
единство места, единство времени и
единство действия.
Единство места
предполагало, что все события совершаются
только в одном месте, одной декорации
на сцене; единство времени требовало,
чтобы действие началось и закончилось
в течение одних суток; единство действия
требовало, чтобы центральный конфликт
был
четко
определенным и единственным. Наиболее
полно нормативную сторону искусства
классицизма изложил Никола
Буало (1636—1711)
в стихотворном трактате “Поэтическое
искусство”,
где он требовал подчинить художественное
вдохновение разуму:
Обдумать
надо мысль и лишь потом писать.<\p>
Пока
неясно вам, что вы сказать хотите,<\p>
Простых
и точных слов напрасно не ищите…
XVII
век подарил человечеству высокие
достижения культуры практически во
всех областях деятельности.
Но отметим
еще раз, что это было время контрастов:
блеску двора “короля-Солнца”
Людовика XIV
противостоял
нищий, не имеющий не только завтрашнего,
но и сегодняшнего дня народ; самым
великолепным умам этого века — дворянин,
не знающий грамоты и кичащийся этим.
Эти контрасты порождают особый драматизм
времени, подготовивший как идеи
Просвещения, так и последующую
множественность в развитии культуры
Новейшего времени.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2492560/page:86/
Культура барокко (стр. 1 из 2)
Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.
Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях.
Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что «объять необъятное». Поэтому отдельные грани (общестилистические черты, мироощущение эпохи, антиномии в искусстве…) рассмотрены мной более подробно, другие — менее.
Особого внимания заслуживает музыкальная жизнь эпохи — чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки XVIIв. Это время выдвинуло двух гениев (в области музыкального искусства): Баха и Генделя, раскрывших разные грани стиля.
В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует несколько версий происхождения термина: 1) от итальянского «baruecco» — жемчужина неправильной формы;
2) «baroco» — одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
3) от итальянского «barocco» — грубый, неуклюжий, фальшивый.
В XVIIIв. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.
В 50е годы XIXв. начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.
В 80е годы XIXв. происходит настоящее «открытие» барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.
В 20е годы XXв. происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.
Эпоха, направление, стиль
… Эпоха, направление, стиль… Где границы этих понятий, как соотносятся они друг с другом? Ответы на эти вопросы пыталось отыскать не одно поколение искусствоведов. Десятки книг и статей посвящены этой теме. И все же мы не найдем в них единственной истины. В самом деле, барокко — это стиль, направление или эпоха? А может быть и то и другое и третье одновременно?..
Средневековье — конечно, эпоха.
Но есть ли у культуры этого времени какие-то общие черты или преобладает смешение стилей? Правомерно ли вообще деление культуры на какие-то периоды, этапы, эпохи? Недаром ученые уже не одно столетие настойчиво пытаются найти то общее и особенное, что таинственно связывает между собой явления искусства, восстановить цепь случайностей, звенья которой оборачиваются к нам новыми гранями. Итак…
Исторические предпосылки
XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века.
Не ослабевает и притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира, архитектурных ансамблей барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль… Порождением духовной атмосферы эпохи стала музыка А. Скарлатти, Д. Скарлатти, Дж.
Фрескобальди, К. Монтеверди, И. Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя, Баха. Если взглянуть из нашего «исторического далека» на эпоху барокко, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла.
Барокко — время от «Гамлета», его «порвалась дней связующая нить» (1601) до смерти Баха, его «Пред троном твоим предстаю я днесь» (1749). Начало эпохи — прорыв в будущее. Но был ли он так уж неожидан?
Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется прежде всего развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений.
Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов.
XVII век — одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был резко неравномерным:
в Голландии уже сложились буржуазные отношения;
в Англии — буржуазная революция;
во Франции — расцвет абсолютизма;
в Италии — контрреформация;
в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет тридцатилетняя война (1618-1648гг.);
Испания является одной из самых отсталых окраин.
Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.
Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVIIв), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности движения стран (что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных школ), большое значение уделяется общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание…
Идеологическая основа
Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм — буржуазные.
В это же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба религиозного и светского начал.
Одновременно развивается наука (географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики).
В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной стабилизации жизненных условий.
Она была результатом либо насильственной политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену общественным потрясениям.
Но со стабилизацией жизненных условий не уничтожаются общественные противоречия.
Не случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика, экономика… XVIIв — время перелома в общественном сознании идеологии гуманизма.
Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм — вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв.
образуется так называемый «трагический гуманизм» — осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит «расслоение» человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего.
Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи — и обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.
Философия
В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие — динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное.
Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе Возрождения, был известным возвратом к дуализму средневекового религиозного сознания.
Снова мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим.
В итоге в философии разгорается противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т. е. борьба идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В конечном счете, развитие философской мысли в данном направлении привело к формулированию антиномий Канта, диалектического мышления Гегеля.
Т. о. идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти монистическое объяснение мира (в чем единство?):
Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог — наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;
Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы;
Томас Гоббс утверждает: единство — в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.
Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия;
Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из бесконечного числа монад — самоценных завершенных жизненных организмов.
Вообще, идея Божества — как средоточия высшего разума, справедливости, истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, — характерна для умонастроения эпохи.
Источник: https://MirZnanii.com/a/128351/kultura-barokko
Стиль Барокко – Все об эпохе искусства
На закате эпохи Возрождения, в конце XVI века появился новый стиль – барокко. Именно о нем пойдет речь в данной статье.
Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности.
Родиной этого стиля принято считать некоторые итальянские города: Рим, Венецию и Флоренцию. Сразу нужно подчеркнуть, что эпоха барокко с самого начала резко противопоставила себя классицизму и рационализму.
Эпоха барокко
Условно считается (как и все исторические периоды), что эпоха барокко продолжалась в течение XVI-XVIII вв. Интересно, что все началось с Италии, которая к 16 веку стала заметно ослабевать на международной арене в экономическом и политическом плане.
Французы и испанцы активно проводили свою политику в Европе, хотя Италия по-прежнему оставалась культурным центром европейского общества. А силу культуры, как известно, определяет ее умение приспосабливаться к новым реалиям истории.
Вот и итальянская знать, не имея денег на постройку богатых дворцов, демонстрирующих их мощь и величие, обратилась к искусству, чтобы с его помощью создать видимость богатства, силы и процветания.
Именно так наступила эпоха барокко, ставшая важным этапом в развитии мирового искусства.
Важно подчеркнуть, что жизнь людей в это время начала основательно меняться. Для эпохи барокко характерно много свободного времени. Горожане предпочитают рыцарским турнирам прогулки на лошадях («карусели») и игру в карты, паломничествам – гуляние в парке, мистериям – театры.
Старые традиции, основанные на суевериях и предрассудках, отпадают. Выдающийся математик и философ Декарт выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.
Интересен факт, что в профессиональной среде вокруг самого слова «барокко» происходит больше споров, чем об эпохе, как таковой. С испанского языка barroco переводится, как жемчужина неправильной формы, а вот с итальянского – baroco обозначает ложный логический вывод.
Этот второй вариант выглядит наиболее правдоподобным вариантом происхождения спорного слова, так как именно в эпоху барокко в искусстве наблюдалась какая-то гениальная нелепость, и даже причудливость, поражающая воображение своей напыщенностью и величием.
Стиль барокко
Для стиля барокко характерны контрастность, динамичность и напряженность, а также отчетливое стремление к пышности и внешнему величию.
Интересно, что представители данного направления чрезвычайно органично объединяли разные стили искусства. Одним словом, Реформация и учение Коперника сыграли ключевую роль в закладке фундамента стиля барокко.
Если для эпохи Возрождения свойственно было воспринимать человека, как меру всех вещей и разумнейшее из существ, то уже Блез Паскаль иначе осознает себя: «чем-то средним между всем и ничем».
Искусство барокко
Искусство барокко отличается, прежде всего, необыкновенной пышностью форм, оригинальностью сюжетов и динамизмом. В художестве преобладает броская цветистость. В живописи наиболее выдающимися представителями этого стиля были Рубенс и Караваджо.
Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль – караваджизм.
Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.
Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт. В Испании этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен.
К слову сказать, именно Пуссен начал закладывать основы нового стиля в искусстве – классицизма.
Барокко в архитектуре
Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.
Архитектурный ансамбль «Цвингер» в Дрездене
Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти.
Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.
Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.
Стиль «Петровское Барокко»
Музыка барокко
Говоря об эпохе барокко, невозможно обойти стороной музыку, так как она в этот период также претерпевала значительные изменения. Композиторы объединяли масштабные музыкальные формы, одновременно пытаясь противопоставлять хоровое и сольное пение, голоса и инструменты.
Возникают различные инструментальные жанры. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что эта эпоха породила гениев мирового значения, которые навсегда вписали свое имя в историю. Творчеством многих из них до сих пор украшены лучшие музеи разных стран.
Если Вы любите интересные факты обо всем на свете — рекомендуем подписаться на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Источник: https://interesnyefakty.org/barokko/