Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?
Достоевский представил нам величайший роман времени «Перступление и наказание». Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы.
Раскольников, главный герой романа, совершает тяжелое преступление, убивает старуху-процентщицу. Но он, как считает, делает это из высоких побуждений. Так он хотел убить зло, развращающее людей. Но он ошибся. Убив человека, нельзя убить все злое на земле. Он пошел неверным путем.
Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести. В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.
Такой я вижу проблему совести в романе «Преступление и наказание».
В романе Достоевского «Преступление и наказание», проблема совести раскрывается после того, как Раскольников дал оценку своему поступку, это один из кульминационных моментов романа, где главный герой признается об убийстве Соне, после чего абсолютно меняется его мировоззрение, он понимает, что нельзя делить людей «на плохих и хороши» и уж тем более, никоим образом, нельзя вершить самосуд, какой бы плохой человек не был.
Совесть ярко проявляет себя во второй половине этой книги, когда в душе главного героя наступает диссонанс. Родион не может понять, прав он или нет, хорошо или плохо он сделал, убив жадную старуху для помощи семье Мармеладовых. Тем более что он пошел на убийство не только и не столько из-за Сони и ее отца, но и также в подтверждение собственной философии.
Родион пытается осознать, правильно ли было убить старуху-ростовщика, и как теперь быть дальше.
Постепенно его начинает мучать совесть, и это доходит до той ступени, что Родион сам приходит в полицию и признается.
В каком-то смысле можно сказать, что его совесть — это Соня, добрая и спокойная девушка, всем сердцем любящая его.
Изначально у главного героя романа Федора Достоевского Раскольникова не возникало мыслей о совести о том, что он идет против Бога, себя, других. Он разделил людей на плохих и хороших.
Вот старуха процентщица для него была ужасно плохой и алчной женщиной, которая обирала всех до нитки, поэтому и решился он ее убить. Однако потом, после совершенного преступления Родиона просто замучили угрызения совести о том, что он совершил.
Он ужасно мучается, все переосмыляет, сознается в содеянном и становится на другой путь, многое меняется в его сознании. Автор — гуманист объясняет читателям, что не все люди потеряны, даже убийцы.
Начиная писать сочинение по тематике проблема совести в Преступлении и наказании стоит обратить внимание. Во-первых, на аргументы, почему именно Раскольников убил процентщицу. Во-вторых, какие выводы он сделал после содеянного.
И если говорить кратко, то Раскольников делил людей на два типа — хорошие, плохие. У него не было среднего контингента. Именно по этой причине, топором он прибил старуху. Но понял, что был не прав — это не решение проблем. Также это неправильно — кого-то лишать жизни. Но было уже поздно.
И единственное, что парень мог сделать — это сдаться и каяться в содеянном. Именно так он и поступил.
В одном из своих писем Достоевский охарактеризовал свой роман как «психологический отчет преступления». Почему, убив двух человек, Раскольников не в состоянии более жить привычной жизнью, почему не может успокоиться, что ежедневно гнетет и мучает его и, в конце концов, заставляет сознаться. Ответ прост — совесть. Именно ее он не учел в своих расчетах.
Главный герой вдруг совершенно осознанно понимает, что не может так жить, что примирение с самим собой невозможно без примирения с Богом. Что, переступив черту, от отрезал себя от всего того, что он так болезненно, с таким надрывом любил.
Убив старуху-процентщицу и ее сестру, он убил что-то в самом себе, что-то настолько ценное и необходимое, без чего его жизнь потеряла всякий смысл.
И тут мы сталкиваемся с таким феноменом как гуманизм Достоевского. Писатель четко дает понять: герой не потерян для общества, проводя параллель с библейским сюжетом воскрешения Лазаря, он дает нам понять, что возрождение Раскольникова тоже возможно, но оно произойдет только тогда, когда герой найдет в себе силы, чтобы примириться с Богом и с людьми.
Главный герой, Родион Раскольников, является бедным студентом с тяжёлым характером, но в тоже время он довольно умён.
Его постоянно преследует мысль о том, что: почему же некоторые люди считают себя лучше остальных, почему им позволено больше чем остальным, почему они сильнее, почему они могут совершать какие-то поступки и не спрашивать ни у кого мнения.
Раскольников в итоге приходит к выводу о том, что просто у этих «некоторых» людей просто больше смелости, вот они и пользуются всеми возможностями этого мира. И он решил, что такие «сверхлюди» могут убить других бесполезных людей (слабых, никчёмных, трусливых).
И эта идея его долго глодала. В итоге Раскольников решился на преступление — на убийство старушки-процентщицы. В итоге он зарубил её топором и под руку попалась ещё и Алёна — сестра старухи.
Совершив убийство, он скрылся. Но после в нём взыграла совесть. Он не мог нормально спать, он даже днём не мог отдохнуть из-за навязчивых мыслей. Его идея о «сверхчеловевке», стала для него мучением.
Раскольникова начали терзать ужасные сомнения в правильности его поступка: он начал понимать, что не должен был всего этого совершать. Позже он встречает Соню — милую, добрую и милосердную девушку, которая также мучается угрызениями от того, что подрабатывает проституткой.
Раскольников рассказал всё ей о своём страшном поступке и она подтолкнула его к тому, что надо признаться и тогда станет легче. В итоге Раскольников сдался полиции, его сослали на каторгу, но в душе ему действительно стало легче.
Раскольников всё осознал, он понял, что «сверхчеловек» — это придуманная им история, что люди не должны убивать. Человек должен оставаться человеком всегда. Он покаялся и хотя бы ссылкой решил искупить свою вину.
Источник: https://www.sportsalo.com.ua/kak-raskryivaetsya-problema-sovesti-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html
Наказание совестью в романе Ф М Достоевского Преступление
Наказание совестью в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Выполнил: Денисенко Вадим ПИ-1111 -О<\p>
Введение Федор Михайлович Достоевский вошел в классическуюлитературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому большого внимания. Главное для Достоевского — показать внутренний мир героев, открыть перед читателями тайны чужих мыслей, поэтому писателя не интересуют уравновешенные личности, в душе которых не происходит волнений, борьбы добра со злом. Каждое новое произведение Достоевского является честным и обстоятельным ответом на вопрос, заданный самой эпохой: что есть истина? Где искать добро?<\p>
Родион Раскольников и его теория Роман “Преступление и наказание” Достоевский создавал ради всестороннего исследования вопроса: возможно ли “разрешение крови по совести”? Человеком, решающим эту проблему, становится главный герой романа — Родион Раскольников. Вот каким предстает нам герой на первых же страницах романа: “Он был задавленным бедностью. . . до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”. Именно такой человек, загнанный в угол, способен на любое преступление. Жизнь среди жестоких людей в бездушном городе делает из доброго и отзывчивого юноши безмолвного созерцателя. Но нет-нет да и проявятся лучшие стороны души Раскольникова. Так он пожалел пьяную девочку, бродившую по улицам Петербурга, принял участие в ее судьбе, но вскоре вспомнил о себе, о своих бедах. Более он не стремился помочь той несчастной, даже пожалел о потраченных на нее времени и деньгах. Но все же Раскольников не законченный самовлюбленный эгоист, способный на любые подлости ради собственного процветания. Бедность, безысходность и неверие в Бога не смогли бы побудить его на преступление, не будь у героя своей “теории”. Согласно ей люди делятся на два лагеря: “материал” и “творцов”. Следуя этой мысли, Раскольников отнес себя к лагерю людей, которым позволено ради “угнетенного человечества” разрешить себе убийство. Но теория — ничто без практики. Появилась и подходящая жертва — старуха-процентщица — никчемный человек. Деньги, взятые у нее, Раскольников предполагал раздать обездоленным, избавив их от нищеты. Сбылись ли мечты героя? Деньги ростовщицы так и не попали в руки нуждающихся, как не принесли они пользы и самому преступнику.<\p>
Изменения в Родионе после убийства n n Убийство коренным образом изменило Раскольникова. Он становится все более отчужденным, отдаляясь от окружающего мира. Это делается инстинктивно, герой пока не считает себя недостойным общества, где есть люди, виновные более него. Но с каждым днем в Родионе Романовиче происходят все новые изменения. Потеряв связь с внешним миром, он уходит в себя, начинает анализировать каждый поступок, все ближе и ближе продвигаясь к разгадке мучающего вопроса: “А вправе ли я был это делать? ” С этих пор уже более ничего не может отвлечь Раскольникова от страшных мыслей. Теперь он живет как во сне, не заботясь о том, что делает его тело. Отсюда бессмысленные и бесцельные блуждания по городу. Даже родные не могут привести его в прежнее состояние. Но у человека есть предел чувств и сил, за который он не может перешагнуть. Душа Раскольникова не справляется с поставленными перед ней вопросами, а их становится все больше и больше. Нервное напряжение перерастает в болезнь, но и в бредовом состоянии тревожные мысли продолжают преследовать героя. Раскольников будто боится испачкать окружающих своим преступлением. В этот момент он встречает Соню Мармеладову, такую же “отверженную”, как и он. Вот тот человек, с которым он может общаться на равных. Беседы с Соней заставляют героя сомневаться в своей эгоистической позиции — недаром ему так хочется получить утвердительный ответ на тревожащий вопрос: можно ли жить, не обращая внимания на гибель других. Только в разговорах с этой девушкой герой искренен, но из-за этого он заставляет ее страдать, пытаясь возбудить ненависть Сони к себе. Не успокаивается совесть Раскольникова и после признания Соне. Он понимает, что теперь никакое покаяние не сможет избавить его от жестоких угрызений совести. В этот роковой момент и произносит он слова, являющиеся, по моему мнению, ответом на основной вопрос романа. Герой признает, что, совершив преступление, он убил себя, а не старуху.<\p>
Опровержение теории Раскольникова Раскольников получает опровержение своей “теории”, но какой ценой! Жизни у него теперь нет, есть вечное страдание, которое он не в силах прекратить. Бороться за право Родиона Романовича на счастье начинает Соня. Ее непоколебимая вера в Бога, в народную правду заставляет Раскольникова поверить в это. Но, по мнению Достоевского, нет прощения без покаяния. Оно является своеобразным испытанием на пути к иной, чистой жизни. К признанию в убийстве Раскольникова подтолкнуло и самоубийство Свидригайлова. Видимо, даже этот циник, погубивший немало человеческих жизней, не смог примириться со своей совестью. Само провидение показывает Родиону Романовичу наказание за страшные грехи. Вылечить душу героя смогла только самоотверженная любовь Сони. Благодаря ей, он перерождается в нового человека. . .<\p>
Заключение Автор так образно и наглядно нарисовал картину происходящего, что кажется, будто не Родион Раскольников, а уже ты сам испытываешь всю гамму чувств, описанную классиком. n Жаль, что многие люди не руководствуются этим романомпритчей. Преступившие закон почему-то убеждены, что они существа уникальные и им не выпадет то, что суждено остальным. Достоевский своим произведением давно доказал неправоту таких мыслей. Но все же многим приятно тешиться своей неповторимостью. n Человек — не обособленный, оторванный от других остров. Нам необходимо общение и, чтобы войти в полную гармонию с окружающими, надо возлюбить их. n<\p>
Источник: https://present5.com/nakazanie-sovestyu-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie/
Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?
Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?
-
Главный герой, Родион Раскольников, является бедным студентом с тяжлым характером, но в тоже время он довольно умн. Его постоянно преследует мысль о том, что: почему же некоторые люди считают себя лучше остальных, почему им позволено больше чем остальным, почему они сильнее, почему они могут совершать какие-то поступки и не спрашивать ни у кого мнения. Раскольников в итоге приходит к выводу о том, что просто у этих quot;некоторыхquot; людей просто больше смелости, вот они и пользуются всеми возможностями этого мира. И он решил, что такие quot;сверхлюдиquot; могут убить других бесполезных людей (слабых, никчмных, трусливых). И эта идея его долго глодала. В итоге Раскольников решился на преступление – на убийство старушки-процентщицы. В итоге он зарубил е топором и под руку попалась ещ и Ална – сестра старухи.
Совершив убийство, он скрылся. Но после в нм взыграла совесть. Он не мог нормально спать, он даже днм не мог отдохнуть из-за навязчивых мыслей. Его идея о quot;сверхчеловевкеquot;, стала для него мучением. Раскольникова начали терзать ужасные сомнения в правильности его поступка: он начал понимать, что не должен был всего этого совершать. Позже он встречает Соню – милую, добрую и милосердную девушку, которая также мучается угрызениями от того, что подрабатывает проституткой. Раскольников рассказал вс ей о свом страшном поступке и она подтолкнула его к тому, что надо признаться и тогда станет легче. В итоге Раскольников сдался полиции, его сослали на каторгу, но в душе ему действительно стало легче. Раскольников вс осознал, он понял, что quot;сверхчеловекquot; – это придуманная им история, что люди не должны убивать. Человек должен оставаться человеком всегда. Он покаялся и хотя бы ссылкой решил искупить свою вину. -
Достоевский представил нам величайший роман времени quot;Перступление и наказаниеquot;. Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы.<\p> Раскольников, главный герой романа, совершает тяжелое преступление, убивает старуху-процентщицу. Но он, как считает, делает это из высоких побуждений. Так он хотел убить зло, развращающее людей. Но он ошибся. Убив человека, нельзя убить все злое на земле. Он пошел неверным путем.
Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести. В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.
Такой я вижу проблему совести в романе quot;Преступление и наказаниеquot;. -
В одном из своих писем Достоевский охарактеризовал свой роман как quot;психологический отчет преступленияquot;. Почему, убив двух человек, Раскольников не в состоянии более жить привычной жизнью, почему не может успокоиться, что ежедневно гнетет и мучает его и, в конце концов, заставляет сознаться. Ответ прост – совесть. Именно ее он не учел в своих расчетах. Главный герой вдруг совершенно осознанно понимает, что не может так жить, что примирение с самим собой невозможно без примирения с Богом. Что, переступив черту, от отрезал себя от всего того, что он так болезненно, с таким надрывом любил. Убив старуху-процентщицу и ее сестру, он убил что-то в самом себе, что-то настолько ценное и необходимое, без чего его жизнь потеряла всякий смысл.
И тут мы сталкиваемся с таким феноменом как гуманизм Достоевского. Писатель четко дает понять: герой не потерян для общества, проводя параллель с библейским сюжетом воскрешения Лазаря, он дает нам понять, что возрождение Раскольникова тоже возможно, но оно произойдет только тогда, когда герой найдет в себе силы, чтобы примириться с Богом и с людьми. -
Главный герой этого произведения, Родион Раскольников решил убить вредную и алчную старуху-процентщицу, от которой всем окружающим было только горе. Убивает е Раскольников не из алчности, а руководимый такой мыслью, что миру станет лучше без не. То есть решил сам творить судьбу людей, и в результате пришл к мысли, что сильной и властной личности вс позволено ради благородной идеи.<\p> Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения. В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки.
Под конец главный герой пришл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению. -
Изначально главный герой вообще не думает о совести – он создает план. Спустя некоторое время, просыпается совесть героя в виде его хвори. Позже и в виде снов.
Убийство он совершал по плану, но чувствуя смятение, заболел еще сильнее и даже бредил.Когда он немного обдумал вс, то стало лучше. Но он во всм видел подозрение окружающих в свою сторону – этим Раскольников довел себя до опустошительной депрессии. От этого всего и в Бога поверил.
Но потом парень осознал, что мук этих не избежать до того момента, пока не признаешь их – он признался.
Тяжело Родиону было в тюрьме, но там он уже смог открыть сердце для любви и даже планировал, как в 32 года начнт иную жизнь.<\p> - В романе Достоевского раскрыто обычное для человека неприятие преступления, убийства живого существа. Писатель специально выводит в роли жертвы существо мелкое и ничтожное, но словно для облегчения морального прозрения героя добавляет в сюжет случайную жертву – сестру Алены Ивановны. Кто знает, мучился бы Родион так же если бы второй жертвы не было? Но не только убийство раскрывает проблемы взаимоотношений человека со своей совестью. Вся жизнь Родиона – это сплошные муки совести, за преступление которое он совершил, за преступления которые совершают другие, за свое бессилие перед жестокостью и пороками мира. Вспомните мечты Раскольникова об идеальном обществе, Египетском оазисе доброты. Это тоже совесть, ее проявления. Раскольников не разучился сострадать, его преступление выглядит случайным, но и закономерным, попыткой сопротивления мировому злу, которую герой решает предпринять негодными средствами. Хочется надеяться, что любовь в конце романа направит Раскольникова на верный путь, примирит его совесть с внутренним миром, научит его счастью.
<\p>
Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/kak-raskrivaetsya-problema-sovesti-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/
“Совесть” в русской литературе: “Преступление и наказание” – Академия “Фомы”
Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» значительно более известен, поэтому, наверное, не стоит пересказывать его содержание.
Чем интересен этот роман в связи с рассуждениями о совести? Достоевский, еще находясь в ссылке и встречаясь с разного рода преступниками – этот опыт описан им в «Записках из Мертвого дома» – увидел, что преступники бывают очень разными: бывают те, кто совестью мучаются, а бывают те, кто вообще не задумываются о мучениях совести, те, кто позволили себе преступление «по совести» и совершенно спокойны. Эту идею он пытается развить и проанализировать в романе «Преступление и наказание».
Вся соль идеи Раскольникова в том, что человек может представить своей совести такие разумные, рациональные основания, что она позволит ему любой поступок. Большинство людей живет эмоционально, не осмысляя свои поступки очень глубоко.
За какие-то поступки, которые они совершают, совесть их мучает, и они стараются их больше не совершать, за другие совесть их как-то ободряет, и они считают их положительными. Но Раскольников говорит: что если взять некоторую идею и положить ее в основание собственного поступка, то есть создать некую собственную нравственность.
Так он и говорит: у людей, которые право имеют, есть своя нравственность, на то они и право имеющие, и, естественно, исходя из этой правды, совесть будет ориентироваться на другие критерии и тогда будет молчать, будет спокойна.
Мы видим, что люди, окружающие Раскольникова, удивляются, во-первых, тому, что он пытается позволить себе убийство по совести, а во-вторых, тому, что он действительно внутренне не ощущает этих совестных мучений.
Например, Раскольников говорит: «О, тут мы при случае и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем […] свою собственную казуистику выдумаем […]и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели».
По большому счету здесь он вскрывает сам механизм действия совести. Действительно, в определенной ситуации человек может так составить события, выдумать такую логику, внутри которой будут оправданы почти любые поступки.
Мы видим, например, что убийство мы можем оправдать убийством на войне, жестокость можем оправдать некоторыми воспитательными мерами. По крайней мере, человек на это способен.
И вот мы видим, что Раскольников буквально отвергает совестные мучения и говорит, что это некоторая ошибка: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? […] Тем, что он –злодеяние? Что значит слово “злодеяние”? Совесть моя спокойна». То есть первоначально состояние, в которое приходит Раскольников, – это состояние немой совести, когда он настолько убедил ее в своей правоте, что она молчит и не спорит, никак не пытается его укорить.
Глубина романа состоит не только во вскрытии некоторых совестных процессов, но и в том, что Евангелие может оказать на совесть героя исцеляющее влияние. Раскольников, даже находясь уже на каторге, считал, что он просто смалодушничал, что есть все-таки великие люди, которые могут себе позволить те или иные поступки сверх обычных людских поступков.
Мы видим, как Соня, которая читаем ему Евангелие о воскресении Лазаря, этим рассказом как бы пробуждает его совесть. Более того, Раскольников, по всей вероятности, переживает некоторые изменения, но интересно, что они остаются за рамками самого романа.
Мы видим, что его совесть пробуждается и он встает на путь покаяния, но этот путь покаяния, путь благодатный, который начинается с прочтения Евангелия, остается за границами романа и называется Достоевским другой историей: « А вот теперь начинается другая история».
Мы уже не являемся ее свидетелями, и, может быть, это какой-то особый авторский умысел: показать, что дальнейшее возрождение совести с помощью Божьей – это некоторая тайна встречи человека с Богом.
Источник: https://academy.foma.ru/sovest-v-russkoj-literature-prestuplenie-i-nakazanie.html
Тема совести в произведениях Достоевского
.
Что же такое совесть в понимании Достоевского? Решающее значение у Достоевского имеет вопрос: насколько человек искренен и какой степени человечества он достиг. Безразлично как прошло это очищение.
Никакое распутство не порочит, и никакое преступление не губит: нет другого суда перед Богом, кроме совести.
На тему совести в романах Достоевского очень подробно и интересно рассуждал Анненский, слова которого мне бы хотелось процитировать в своей работе.
«Я различаю в романах Достоевского два типа совести. Первый – это совесть Раскольникова, совесть активна: она действует бурно, ищет выхода, бросает вызовы, но мало-помалу смиряется и начинает залечивать свои раны.
Другая, и Достоевский особенно любит её рисовать, – это совесть пассивная, свидригайловская: эта растёт молча, незаметно, пухнет, как злокачественный нарост, бессильно осаждаемая призраками (помните, что у Свидригайлова и самые призраки-то были не только обыденны, но склонялись даже в комическую сторону), и человек гибнет наконец от задушения в кругу, который роковым образом оцепляет его всё уже и уже. (…) Один из критиков назвал талант Достоевского жестоким -это некардинальный признак его поэзии, но всё же она несомненно жестока, потому что жестока и безжалостна прежде всего человеческая совесть. Одна Катерина Ивановна Мармеладова чего стоит? Сколько надо было на сердце неумолимых упрёков совести – своих ли или воспринятых из вне, – всё равно, – для этого эшафодажа бессмысленных и до комизма нагромождённых мук.
Кстати Достоевского обвиняют в сгущение красок, в плеоназмах и нагромождениях – но пусть каждый проверит себя в минуты насторожившейся или властно упрекающей совести – и он ответит на это обвинение сам.
Нагромождение стало бы не художественным, откройся в нём хотя одна черта не подлинного мелодраматического ужаса, но кто и когда мог поставить на счёт своей заговорившей совести её многоречие или преувеличения.
На фоне творческой совести – у нас, обыкновенных людей, она говорит много что вопиет, у Достоевского она же творила и рисовала, – вырастали в романах Достоевского целые образы: таковы сестра закладчицы Лизавета, Сонечка Мармеладова. Этим я хочу сказать, что были в его поэзии лица художественно подчинённые другим, необходимые не столько сами по себе, сколько для полноты и яркости переживаемых другими, часто незримых драм.
Сопоставьте только всю ненужную риторичность Раскольникова, когда он, нагнувшись к ногам Сонечки Мармеладовой и целуя их, поклоняется всему человеческому страданию, сопоставьте этот ораторский жест с тем милым движением, которым та же Сонечка после панихиды по Катерине Ивановне нежно прижимается к Раскольникову, будто ища его мужской защиты, а про себя инстинктивно желая влить хоть немножко бодрости в это изнемогающее от муки сердце, – сопоставьте, и вы поймёте, что должен испытывать, оставаясь один, убийца Лизаветы.»
Но Достоевский изображал и Лужина, которому совесть не нужна. Изображение его получилось у Достоевского грубое, в какой-то мере даже страшное. «Решительно ни чёрточки нет в том же Лужине забавной.» А если подумать, Лужин единственный в романе не терпит никакого наказания за свои деяния.
И что же этим хотел сказать нам Достоевский? Ведь у него не бывает ничего просто так… Я хочу ещё раз заметить, что каждый извлекает из Достоевского что-то для себя, близкое себе. Такая судьба Лужина доказывает мне ещё раз, что мир несправедлив, мир жесток. Моим жизненным наблюдениям я нашла подтверждение в романах Достоевского.
Именно это привлекает меня в его творчестве, он не строит иллюзий о том, что мир в котором мы живем безоблачен. Сколько мы за свою жизнь встречаем таких Лужиных, которые проживают спокойно свою жизнь, причиняя людям боль, они мелкие, расчётливые.
Я удивляюсь, насколько актуальны все вопросы и проблемы, поставленные в романах Достоевского! Именно такие Лужины могут ужиться в современном обществе.
Что как не это говорит о том, что мы живём в жестоком, непонимающем нас мире, мы крутимся в нём, пытаемся сами понять его, но безуспешно… Достоевский изображает не просто события, людей, он показывает то, как люди пытаются ужиться в этом мире, понять его для себя, их постоянные внутренние переживания, он показывает нам «наш мир», в котором мы живём.
Чтобы более точно изобразить психологическое состояние человека, Достоевский нередко прибегает к описанию погоды. Она иногда расшифровывает, иногда только лишь намекает на состояние души героя. И очень важно, что она служит созданию определённого настроения у читателя настроения. Например, описание Петербурга, перед самоубийством Свидригайлова.
«Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошёл по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилось высоко поднявшаяся на ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки.
Мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он рассматривать дома, чтобы подумать о чём-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-жёлтые деревянные домики с закрытыми ставнями.
Холод и сырость прохватывали всё его тело, его стало знобить. Изредка он наталкивался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже и кончилась деревянная мостовая. Он уже поравнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка, с поджатым хвостом. Перебежала дорогу.
Какой-то мёртвенно пьяный в шинели лицом вниз лежал поперёк тротуара поглядел на него и пошёл далее…»
Невольно приходит в голову мысль: разве в такой обстановке может происходить что-то светлое, хорошее, радостное Оно и не происходит. Душевное состояние героя сопоставляется с описанием погоды. Описание ненастной, неприятной погоды создаёт определённую психологическую атмосферу, атмосферу предельного психологического напряжения, часто страдания, душевной муки.
Душевное состояние героя сопоставляется с описанием погоды. В описании очень часто употребляется слово «грязный», видимо, как душа Свидригайлова, которая грязна, порочна. На душе у него «холод и сырость» И читателю становится понятна сама причина самоубийства.
Я подумала : «Наверное, Свидригайлов стал себе настолько противен, что не мог жить осознавая насколько он подл.
Психологическая атмосфера в повествовании настолько сгущена и напряжена, а внимание к внутреннему миру героев настолько прочно, что это даёт возможность писателю применять приём полного или частичного умалчивания о душевном состоянии героя, выражая это переживание через мимику, телодвижения.
Как например в следующем случае: « Как это случилось, он сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам. Он плакал обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела не него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла.
В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла и для неё уже не было сомнения что он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута….
Они хотели было говорить, но не могли. Слёзы стояли в их глазах.»1
Или такой случай: « Раздались восклицания со всех сторон. Князь побледнел. Странным укоряющим взглядом поглядел он Гане прямо в глаза; губы его дрожали и силились сто-то проговорить; какая-то странная и совершенно неподходящая улыбка кривила их.
-Ну пусть хоть мне…а не дам!…- тихо проговорил он наконец; но вдруг не выдержал, бросил Ганю, закрыл руками лицо, отошёл в угол, стал лицом к стене и прерывающимся голосом проговорил:
-О, как вы будите стыдится своего поступка!»2
Умалчивание в данных случаях применяется Достоевским именно в такие моменты, когда выявляются самые глубокие пласты психики и внутреннее состояние героя становится настолько противоречивым и сложным, смутным, что по-другому это уже изобразить нельзя. Умалчивание намекает на неисчерпаемую глубину, тем самым ещё более усиливая психологическое напряжение.
Источник: https://MirZnanii.com/a/54226/tema-sovesti-v-proizvedeniyakh-dostoevskogo
Преступление и наказание проблема совести сочинение – obpotrebnadzor.ru
Проблема совести
(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей. (2) Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок.
(3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься?
(5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной.
Преступление и наказание проблема совести сочинение
Главный герой, Родиной Раскольников, — необычный преступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщицы, чиновницы Алены Ивановны, — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, суть которой состоит в следующем: все люди делятся на две категории, одной из которых дана власть над «дрожащим муравейником», другой — подчиняться, быть лишь «материалом».
Первые имеют право переступить «через кровь по совести», нарушить нравственные нормы.<\p>
Проблема совести в — романе Ф
Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог.
Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.<\p>
Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф
Роман Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием.
Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести. Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия.
Такой груз неожиданных последствий несет на себе теория Раскольникова.<\p>
Образ Родиона Раскольникова в романе Цитатная характеристика Раскольникова Внешность Раскольникова Характер Раскольникова Биография Раскольникова Семья Раскольникова: характеристика «Каморка» Раскольникова Преступление и наказание Раскольникова Теория Раскольникова и ее крах Теория Раскольникова Причины<\p>
Анализ романа Ф
В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения — преступление, «идейное» убийство.
За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студентов университета.
живущий в крайней бедности», написал статью, где высказал свой принцип разделения людей.
Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?
В романе Достоевского раскрыто обычное для человека неприятие преступления, убийства живого существа. Писатель специально выводит в роли жертвы существо мелкое и ничтожное, но словно для облегчения морального прозрения героя добавляет в сюжет случайную жертву — сестру Алены Ивановны. Кто знает, мучился бы Родион так же если бы второй жертвы не было?
Но не только убийство раскрывает проблемы взаимоотношений человека со своей совестью.<\p>
Муки совести Григория Мелехова
Главным действующим лицом романа «Тихий Дон» является донской казак Григорий Мелехов.
Через образ своего героя М.А.
Шолохов передает читателям ужас и тяготы Гражданской войны, которая стала кошмаром для простого народа.<\p>
Большое внимание в романе уделено вопросу совести.<\p>
Григорий характеризуется как правдивый, открытый, честолюбивый казак, поэтому любой неверный поступок вызывает у него душевные терзания.
Как написать сочинение на тему — Ответственность человека за свои поступки?
Роман (бессмертное произведение) Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести.
Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия.
Источник: https://obpotrebnadzor.ru/prestuplenie-i-nakazanie-problema-sovesti-sochinenie-86097/
Как определены в романе достоевского суд закона и суд совести
Мне кажется, что преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства ростовщицы — со статьи в газете, где Раскольников изложил свою жизненную позицию. Суть философии Раскольникова состояла в том, что он разделил людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”.
“Обыкновенные” — это те, кто, невзирая на все жизненные невзгоды — нищету, унижение, — остаются покорными и безответными. “Необыкновенные” люди преступают все законы нравственности и становятся вершителями человеческих судеб.
Раскольников задавал себе вопрос: “Вошь ли я, как все, или человек?”, “Тварь л и я дрожащая или право имею?” Своим преступлением он решил доказать себе и всем людям, что он не “вошь” и не “тварь дрожащая”. Такая философия не рождается на ровном месте. Вся жизнь Родиона Раскольникова привела его к подобным размышлениям и выводам.
Жизнь в абсолютной нищете, невозможность продолжать учебу, вынужденное существование на скудные средства матери, униженное положение сестры — все эти обстоятельства камнем легли надушу молодого человека и вызвали напряженную работу мысли.
Как вырваться из замкнутого круга? Как помочь самому себе и близким людям? Сидя в трактире, он случайно подслушал разговор между студентом и офицером о старухе-ростовщице. Он узнал “точно такие же мысли”, что “наклевывались в его голове” (“Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!”).
Далее последовал расчет — убить ростовщицу! Раскольников убедил себя, что задуманное им не является преступлением. До совершения убийства Раскольникову казалось, что он хорошо обдумал и точно рассчитал все возможные обстоятельства.
Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее, чем его отвлеченные, “книжные” мечты. Вместо одной старухи-процентщицы Раскольников был вынужден убить и ее младшую сестру — кроткую, забитую и бессловесную Ли-завету, которая неожиданно вернулась домой и застала его на месте преступления.
После убийства Раскольников случайно попал в полицию, где навлек на себя подозрение в совершении преступления. Началась его долгая и мучительная борьба со следователем Порфирием Петровичем.
Раскольников пытался сбить следователя с толку, но в результате происходящей в нем внутренней борьбы и беспокойства сам способствовал своему разоблачению.
Раскольников ошибся не только в своем предположении, что все обстоятельства преступления могут быть взвешены и просчитаны. Еще больше он ошибся в самом себе, думая, что преступление не повлияет на его отношение к жизни и окружающим людям.
Раскольников считал, что он ответствен за свои действия только перед самим собой и что суд других для него безразличен. Однако человек иногда даже не предполагает, до какой степени он связан с окружающим миром, с обществом, в котором живет.
Поэтому после убийства ростовщицы Раскольников все больше ощущал мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности с человечеством”. Самые близкие люди — мать и сестра — стали для него почти чужими и бесконечно далекими.
Постепенно Раскольников начал осознавать, что своим преступлением он поставил себя вне нравственных законов, по которым должны жить все люди. Он думал убить ненавистную ему, отвратительную и бесполезную старуху-ростовщицу, сосущую кровь бедняков, а “убил себя”.
После длительной внутренней борьбы и попыток самооправдания Раскольников, по совету Сони и Порфирия Петровича, решил отдать себя в руки полиции. Однако, отваживаясь на преступление, он не знал, что бояться ему следует вовсе не полиции, а самого себя.
Собственный суд, тот ад, что поселился в его душе, — вот наказание, которое его настигло и которого он не ожидал. Достоевский на примере своего главного героя решает вопрос об отношении человека к другим людям.
Философия Раскольникова и его преступление привели его к тому, что он как будто стал единомышленником Лужина, Свидригайлова, ростовщицы Алены Ивановны и всех тех “подлецов”, против которых он восстал. Совесть, мучающая Раскольникова после убийства старухи-процентщицы, — то великое начало, которое объединяет его с человечеством. Оно живет в душе героя и не дает ему спокойно пожинать плоды своего преступления. Философия Раскольникова и его преступление обрекли его на страшное одиночество. Он добровольно исключил себя из мира тех людей, которых он любил и которым сострадал. Даже любовь и забота матери и сестры стали для него невыносимы.
Крах выстраданной философии оказался таким мучительным, а нравственная пытка — столь нестерпимой, что ни суд, ни каторга не стали более тяжелым наказанием.
Таким образом, преступление Раскольникова не закончилось для него в тот момент, когда он сделал признание в полицейской конторе. Я думаю, что какой-то просвет появился только после того, как Раскольников перестал обманывать себя, пытаясь оправдать свой поступок и правильность своей философии.
Если бы Раскольников был другим человеком, способным притворяться и лгать самому себе, наказание, вероятно, не было бы столь жестоким, но не произошло бы и нравственного роста юноши. Совершив ошибку и осознав ее до конца, Раскольников не согнулся под тяжестью своей вины. Он нашел внутренние силы для возрождения.
Гибель его мрачной и бесчеловечной “идеи” стала началом возрождения живого и человеческого начала его личности.
Перелом наступил лишь тогда, когда он отказался от своих убеждений и принял убеждения Сони. И тут началась “новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.
12735 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно. » (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности».
Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью.
Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».
Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление.
то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.
Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен.
Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека.
Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая».
Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим.
Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести.
Это самый страшный и самый справедливый судья на свете.
На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: https://miyakirb.ru/734/
Преступление и наказание проблема совести
Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?
Достоевский представил нам величайший роман времени «Перступление и наказание». Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы. Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести. В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.
Такой я вижу проблему совести в романе «Преступление и наказание». Родион пытается осознать, правильно ли было убить старуху-ростовщика, и как теперь быть дальше.
Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?
Достоевский представил нам величайший роман времени quot;Перступление и наказаниеquot;.<\p>
В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки. Под конец главный герой пришл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.
Изначально главный герой вообще не думает о совести — он создает план.<\p>
Проблема совести преступление и наказание аргумент
Проблемы совести в “преступлении и наказании” Problems of conscience in “Crime and punishment” Текст научной статьи по специальности — Литература Проблемы совести в “преступлении и наказании” Problems of conscience in “Crime and punishment” Текст научной статьи по специальности « Литература.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovesti-v-prestuplenii-i-nakazanii (дата обращения: 06.05.2019).
О. (1998). Проблемы совести в “преступлении и наказании”.<\p>
Преступление и наказание проблема совести сочинение
Проблемы совести в “преступлении и наказании” Problems of conscience in “Crime and punishment” Текст научной статьи по специальности « Литература.
Литературоведение. Томпсон Д. О. Проблемы совести в “преступлении и наказании” // Проблемы исторической поэтики.
1998. №5. Томпсон Д. О. «Проблемы совести в “преступлении и наказании”» Проблемы исторической поэтики (1998).
Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения.
Преступление и наказание совесть аргументы
Проблемы совести в “преступлении и наказании” Problems of conscience in “Crime and punishment” Текст научной статьи по специальности — Литература Проблемы совести в “преступлении и наказании” Problems of conscience in “Crime and punishment” Текст научной статьи по специальности « Литература.
Литературоведение. Устное народное творчество » В анализе романа Достоевского « Преступление и наказание » автор статьи рассматривает совесть как абсолютный нравственный закон, которому подчинены повествование в романе, поступки героев.
Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами.
1.В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.
Еще один пример Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу.
Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему.
Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям: План сочинения по русскому языку (ЕГЭ) За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Это означает то, что эта девушка, которую Раскольников, несомненно.
Мини-курс — Безударные гласные
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881) Время действия: начало июля (предположительно 1865г.) Место действия: Санкт-Петербург, город в Р-й губернии, острог в Сибири Родион Романович Раскольников – бывший студент юридического факультета, 23 года Алена Ивановна – старуха-процентщица, вдова, коллежская секретарша, ок.
60 лет. Семен Захарович Мармеладов – бывший чиновник, за 50 лет. Софья Семеновна Мармеладова – дочь Мармеладова, ок.
18 лет. Пульхерия Александровна Раскольникова – мать Раскольникова, 43 года. Авдотья Романовна Раскольникова (Дуня) – младшая сестра Раскольникова Катерина Ивановна Мармеладова – жена Мармеладова и мачеха Сони, ок.<\p>
Проблемы совести в Преступлении и наказании
Вторая идея психологически сложнее и идеологически радикальнее.
Исходя из “аксиомы”, что “все в руках человека”, 1 Из чернового письма М.
Н. Каткову. Все ссылки на роман и на письма даются по изданию: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1990 (в скобках первая цифра обозначает том, вторая и последующие ― страницу).
Достоевский создал ситуацию, которая неизбежно фокусирует весь роман на проблеме совести. “Никаких на них [Раскольникова] подозрений нет и не может быть”, но герой добровольно доносит на себя.
Что же заставляет его явиться с повинной? Итак, цель повествования ― привести героя к искуплению вследствие требований “земного закона”, “человеческой природы” и “Божьей правды”. Последняя мотивировка касается исключительно сферы совести.
влечет за собой сознание другого, высшего голоса.<\p>
Он сравнивает себя с Наполеонами и Магометами. «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил», — коротко и ясно говорит он Соне.
Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. Но Раскольников начал осуществлять ее практически!
Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы.
Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая».
Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться.
Источник: https://152-zakon.ru/prestuplenie-i-nakazanie-problema-sovesti-12444/