Сочинение на тему: портрет обломова в одноименном романе гончарова

Размышления о романе Гончарова «Обломов»

Автор: Евгения Кошечкина

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

В самом начале романа И.А.Гончарова «Обломов» автор раскрывает образ главного героя, но не только его внешность, манеры, привычки, но и чувства, мысли. Можно даже почувствовать сам исход романа после этого описания, бесконечно долго тянущегося введения читателей в жизнь Обломова: один только день его существования занимает четверть романа.

Так какой же этот Илья Ильич Обломов? Человек «приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Действительно, Обломов не имел никакой идеи, т.к. он даже и не трудился задавать себе такую сложную задачу. Ему было просто лень что-либо выдумывать.

Хотя Обломов не мог не мыслить, он часто мучил себя задачами: ехать или не ехать в Обломовку, встречаться ли с Ольгой, даже начать ли читать. Но он был настолько безвольным, беспечным и ленивым, что обычно просто не мог решить эти задачи: «Редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение».

Обратите внимание

Все кончалось тем, что он охал, вздыхал или просто засыпал. Вся жизнь текла медленно, однообразно и скучно для него.

Гости, посещающие Обломова, такие как Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, приглашают его на обед, на вечер, просто развлечься. Но они все равно не смогли сдвинуть его с места – у него даже «платье не готово».

Еще один гость, часто посещавший Обломова, – Михей Андреевич Тарантьев. Не даром, не просто так он заходит пообедать к Обломову, а из собственной выгоды, а позже даже ворует у него большие деньги. Это настоящий мошенник, только и умеющий поживиться с помощью хитрых выдумок да придуманных подвохов.

Хотя в детстве он был очень способным, у него не оказалось возможности применить эти способности в учебе, зато «теоретиком» он остался на всю жизнь. «Никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства».

Именно этой своей способностью он и воспользовался, чтобы заполучить оброк с Обломовки.

Обломов сначала хорошо относился к Тарантьеву, даже думал, что тот помогал ему, может быть, потому, что Тарантьев считал, что делает честь всякому своим посещением. Но позже, узнав о подлости, Обломов окончательно порвал с ним и выгнал его. Он сам понял, что Тарантьев – ничтожество (но не без влияния Штольца: они поссорились после его отъезда).

Почему Обломов и Штольц были такими близкими друзьями? Возможно, не только потому, что они росли вместе, а потому, что они были «столь различны меж собой». Штольц с его живым умом, жаждой действия, устремленностью к полноте жизни, и Обломов с его ленивостью, «голубиной нежностью» и «чистой душой».

Штольц прекрасно понимает Обломова, знает, что его необходимо расшевелить, может быть, даже силой заставить его уехать, поменять образ жизни, окружающую атмосферу. Штольц пытается все это предпринять, но бесполезно. Обломов каждый раз увиливает, находит отговорки (говорит, что приедет «попозже»).

Казалось, все потеряно, нет больше шансов.

Важно

Но появляется милый образ Ольги. И в уснувшей душе Обломова пробуждаются чувства. Но он боится понимать эти чувства, не знает, что в нем происходит.

Сама Ольга очень полюбила Обломова. Она видела в нем не только то, что видели все, но и то, что мало кто замечал: его нежность и чистоту, неумение лгать и делать подлости. Эти свойства души Обломова заметил и Штольц.

Возможно, потому, что Штольц и Ольга были очень похожи; у них были общие интересы, общие цели. Ольга надеялась пробудить в Обломове тягу к жизни, она думала, что он изменится благодаря ей, хотела передать ему свои интересы.

Но Обломов, как только возвращался от Ольги и переступал порог своего дома, попадал в атмосферу лени и бездеятельности: ни к чему привыкать не надо, обычная обстановка, обычные люди, обычные новости. Все вставало на свои обычные места. Из-за вымышленных страхов было неудобно и лень появляться дома у Ольги, было боязно встречаться с нею: а вдруг кто-нибудь подумает что-нибудь?

Обломову ничего не оставалось, кроме дремоты, мечтаний да никчемных раздумий. Хотя, послушай бы он Ольгу, все было бы иначе. Но этого не случилось.

Так и провел он всю свою оставшуюся жизнь. Что же так влияло на него, что давило своей непомерною тяжестью? – Обломовщина!

« Назад к списку

Источник: http://www.rhapsody.ru/compositions/razm_oblomov.html

Мерная жизнь Обломова в одноименном романе Гончарова

Утро… Медленно и нехотя просыпалась Обломовка. Здесь «все дышало первобытной ленью, простотою нравов». «Забота о пище была первая и главная жизненная забота». Завтра все должно быть, как сегодня. Все должно быть так, как завещали предки.

Жизнь текла медленно, неторопливо, в безмятежной тишине и покое, при полном отсутствии разумной, живой деятельности. Это, конечно, не проходило мимо пытливого взгляда Илюши: «Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним».

Совет

Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? «Сам Обломов — старик тоже не без занятий», — с иронией говорит Гончаров.

Какие же это занятия? Илья Иванович сидит у окна и «неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.

  • —        Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? — спросит он идущего по двору человека.
  • —        Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.
  • —        Ну неси, неси; да хорошенько,   смотри, наточи! Потом остановит бабу:
  • —        Эй, баба! Баба! Куда ходила?
  • —        В погреб, батюшка, — говорила она, останавливаясь, и, прикрыв глаза рукой, глядела на окно, — молока к столу достать.
  • —        Ну иди, иди! — отвечал барин. — Да смотри, не пролей молоко-то. — А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь?… Вот я тебе дам бегать! Уж я вижу, что ты это в третий раз бежишь. Пошел назад, в прихожую!
  • И Захарка шел опять дремать в прихожую».
  • Это были дневные занятия Ильи Ивановича.

А вот вечерние: «Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов. Потом понюхает табаку, высморкается и опять понюхает…»

Вот и все занятия… А хозяйство постепенно приходит в упадок.   Приказчик,   пользуясь   беспечностью и бесхозяйственностью Ильи Ивановича, присваивает значительную часть доходов. Илья Иванович даже не знает, какой доход приносит имение.

Но только стоило слугам не вовремя подать ему носовой платок, как он начинает кричать, что в доме беспорядок и что он будет строго наказывать виновников. И хоть раз бы проверить приказчика, да наказать его за обман! Но для этого нужно потрудиться! А труд в Обломовке считался наказанием.

И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца «талант хозяйничания», не знал счета деньгам и с детской наивностью думал, что староста Обломовки даст денег, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята делом: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом, и даже престарелая тетка приглашалась на совет.

«Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу.

Всякий совет принимался в соображение, обсуживался обстоятельно и потом принимался или отвергался по окончательному приговору хозяйки».

Окружающая среда губительно действовала на живого, пытливого мальчика, и постепенно он начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. И хотя Илюша был на голову выше дворянских недорослей, вроде фонвизинского Митрофанушки, Обломовка погасила в нем всякое стремление к знанию.

Обратите внимание

Учебой Илюшу не утруждали. Чтобы мальчик не измучился, не похудел, его часто оставляли дома. Какие причины только не выставлялись! В доме пекут блины — причина не ехать в пансион.

Если в четверг праздник, то в понедельник нет никакого смысла мальчику учиться.

Когда же все-таки он ходил в классы, то задаваемые учителями уроки учил не дальше «той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту».

Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем: образования как развития человека для них не существовало.

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что ни в студенческие годы, ни в последующей жизни его уже нельзя было искоренить.

Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. В университете в нем вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды, даже планы семейной жизни. Но период душевного подъема был недолгим. Разлагающее обломовское влияние вошло в плоть и кровь.

Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, он отправил однажды служебную бумагу вместо Астрахани в Архангельск, Напуганный этим, Илья Ильич подал в отставку.

Читайте также:  Сочинение: природа в лирике сергея есенина

«Так кончилась, — иронически замечает Гончаров,— и потом уже не возобновилась — его государственная деятельность». Постепенно Обломов отгораживается от мира, простился с «толпой друзей», продал лошадей, все реже стал выходить из дома.

«Он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире», всеми способами сторонился движения я суеты. И писатель спрашивает: «Что же он делал дома? Читал? Писал?*. Да: если попадется под руки книга, газета, он ее прочтет».

Но значительную часть времени он «проводил, положив локоть на стол, а на локоть голову; иногда вместо локтя употреблял ту книгу, которую Штольц навязывал ему прочесть».

Иногда ему хочется стать другим, покончить с ленью. Вдруг он решает действовать, строит обширные планы переустройства имения. В мечтах он собирается бороться со злом; у него даже «напрягутся жилы» п он, «движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменяет две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом…»

Важно

Обломов только мечтает. Он «после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил». Эти «труды» его утомляют, и он меняет «заботливую позу на другую, менее деловую   и   строгую». И вся работа.

К вечеру у Обломова, пролежавшего весь день, «клонятся к покою» «утомленные силы». Он «тихо, задумчиво переворачивается на спину…

» Что же мешает Илье Ильичу стать другим? Обломовщина, барство и лень, привитые с детства, и жизнь среди таких же бар и лентяев.

Источник: http://www.rlspace.com/mernaya-zhizn-oblomova-v-odnoimennom-romane-goncharova-2/

Образ главного героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

Стиль жизни

Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.

Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность.

С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

Окружение

Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.

Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности.

Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина».

Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.

Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

Перевоспитание

Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской.

Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках.

Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.

Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову.

Совет

И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга.

В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.

Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость.

Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина».

Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

Трагедия Обломова

Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.

Сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Источник: http://spadilo.ru/obraz-oblomova/

Сочинение на тему: “Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов””

Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов”

В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре. <\p>

Илья Ильич Обломов — человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам… Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. <\p>

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка — всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий. <\p>

Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные крошки. <\p>

Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком. <\p>

Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи — и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды. <\p>

Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара — нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга. <\p>

Обратите внимание

Захар и Илья Ильич Обломов — порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой. <\p>

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-oblomov-i-zahar-v-romane-ia-goncharova-oblomo.html

Сочинение на тему «Мое отношение к Обломову»

Иван Александрович Гончаров в своем выдающемся романе «Обломов» описал действительность середины XIX века, отразил образы русского общества, характерные для той эпохи. Выхода романа в свет ждали долго.<\p>

В первой части своего романа Гончаров описывает обычный день из жизни обычного помещика России Ильи Ильича Обломова. Он не работает, не служит, избегает выхода в свет, ведет обычное, скучное существование, лежит все время на своем диване и размышляет о будущем, не имея определенных целей. Вся его жизнь ограничивается рамками одной комнаты, которая служит ему спальней, кабинетом и приемной. Обстановка была удручающей. Лежанье было у него нормальным состоянием. С первого взгляда кажется, что в Илье Ильиче нет ни капли воли, а если уж есть, то так мало, что ее хватает лишь на одно действие: чтобы хоть иногда вставать с постели. Он ничего не старается делать и не видит смысла в делах, так как не считает какую-либо деятельность настоящей целью человека. Он не хочет карьеры чиновника, погруженного в бумагах, он не признает высший свет, ведь в нем, как он считает, нет искренних чувств и вольной мысли. Понятно, что у безвольного человека мало друзей. Все, кто к нему не приходил, делали это лишь для того, чтобы иметь какую-нибудь выгоду. Но был у него один настоящий друг – Андрей Штольц. Только он вносил в мрак его сознания хоть какой-то луч жизни и хотя бы на время вытаскивал Обломова из того болота лени, безразличия и лежания, в котором тот завяз навсегда.<\p>

Андрей знакомит Обломова с девушкой Ольгой, надеясь, что чувства любви способны изменить его друга. Становится видно, что не все чувства в душе Обломова угасли. В герое просыпается любовь. Это чувство становится той долгожданной ниточкой, за какую Ольга старается вытянуть Илью Ильича из его душевного болота к счастью, радости, любви. Но тот пугается своих чувств и отпускает ниточку. Обломов и Ольга – совершенно разные люди. И героиня романа вскоре поняла это. Желание не обременять себя лишними хлопотами берет верх над всеми хорошими душевными качествами, какими обладал Обломов. И жизнь опять теряет у него всякий смысл. Можно сказать, что Илья Ильич постепенно, медленно, сам не осознавая этого, укладывается в гроб. Однако со временем к главному герою все-таки приходит настоящее, пусть и позднее, прозрение. Он признается своему другу Штольцу в том, что осознал: он гаснет. Хотя Обломов и остался прежним, он все же, пусть и запоздало, но признал все свои ошибки. Беда героя в том, что он за всю свою жизнь не видел примера жизненного идеала, настоящего мужчины, а стать таким, как его друг Штольц, он не мог , так как его душа совсем другая.<\p>

Когда читаешь роман, то переживаешь все то, что переживал Обломов. Испытываешь радость и грусть, восхищение и разочарование. С одной стороны видно, что Илья Ильич – настоящий увалень и в нем не возможно найти ни капли стремления к жизни. В тоже время, с другой стороны понимаешь, что таким его сделало общество, что вины его нет. С малых лет он был подвижный, озорной, в молодости стремился к высоким идеалам, думал о своей пользе человечеству. По-моему, он многого бы добился, если бы ничто ему не мешало. Но встретив препятствия, Илья Ильич решил остановиться на достигнутом.<\p>

Я считаю, что автор романа, Гончаров, описывая это душевное падение своего героя, хотел показать читателям, как низко, ничтожно выглядит человек, который в душе Обломов. Из этого романа можно многое почерпнуть. Каждый, читая это произведение, понимает, что без цели жить нельзя, и, если он не хочет стать похожим на Обломова, то должен ставить перед собой и пытаться достичь все новых, а потом и новых целей. Человек должен стремиться к покорению своих вершин при любых обстоятельствах, какие бы жизненные трудности не возникали на пути, какие бы препятствия не приходилось преодолевать. Тогда на такого человека посмотрят с восхищением, и тогда он сможет сказать, что победил в душе обломовщину.<\p>

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/goncharov/oblomov/moe-otnoshenie-k-blomovu

Внешность и портрет Обломова в романе “Обломов”

Роман Гончарова “Обломов” является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд “вечных” тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых Гончаровым, является портретная характеристика героев.

Через детальное описание внешности персонажей раскрывается не только их характер, но и подчеркиваются индивидуальные особенности, схожесть и различия действующих лиц. Особое место в повествовании занимает портрет Обломова в романе “Обломов”.

Именно с описания внешности Ильи Ильича автор начинает произведение, особое внимание уделяя мелким деталям и нюансам облика персонажа.

Портрет Ильи Ильича Обломова

Илья Ильич изображается мужчиной тридцати двух лет, среднего роста с темно-серыми глазами. Он достаточно привлекателен внешне, но “обрюзгший не по летам”. Основной чертой наружности героя была мягкость – в выражении лица, в движениях и линиях тела.

Обломов не производил впечатление человека, живущего великими целями либо непрерывно что-то обдумывающего – в чертах его лица читалось отсутствие всякой определенной идеи и сосредоточенности, “мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.

С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока”. Порой в его взгляде проскакивало выражение скуки либо усталости, однако они не могли согнать с лица Ильи Ильича той мягкости, которая присутствовала даже в его глазах и улыбке.

Важно

Чересчур светлая кожа, маленькие пухлые руки, мягкие плечи и слишком изнеженное для мужчины тело выдавали в нем человека не приученного трудиться, привыкшего все дни проводить в безделье, рассчитывая на помощь слуг. Любые сильные эмоции не отражались на внешности Обломова: “когда он был даже встревожен”, движения его “сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.

Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте”.

Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет уловить основные черты характера героя: внутреннюю мягкость, покладистость, лень, полное спокойствие и даже некое равнодушие персонажа по отношению к окружающему миру, формирующие сложную и многогранную личность.

На глубину характера Обломова указывает и сам Гончаров в начале произведения: “поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: “Добряк должен быть, простота!” Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой”.

Символика одежды в образе Обломова

Проводя все дни в безделье и всевозможных мечтах, строя несбыточные планы и рисуя в воображении множество картин желанного будущего, Обломов не следил за своим внешним видом, предпочитая ходить в любимой домашней одежде, которая словно дополняла его спокойные черты лица и изнеженное тело.

На нем был старый восточный халат с большими широкими рукавами, сшитый из персидской материи, в который Илья Ильич мог дважды завернуться. Халат был лишен каких-либо декоративных элементов – кистей, бархата, пояса – эта простота, возможно, и нравилась более всего в данном элементе гардероба Обломову.

По халату было видно, что герой носит его давно – он “утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным”, хотя и “все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани”. Илье Ильичу нравилось, что халат был мягок, гибок и удобен – “тело не чувствует его на себе”.

Вторым обязательным элементом домашнего туалета героя были мягкие, широкие и длинные туфли “когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу”. Жилет или галстук Илья Ильич дома не носил, так как любил приволье и простор.

Описание внешности Обломова в его домашнем убранстве рисует перед читателями образ провинциального барина, которому не нужно никуда спешить, ведь за него все сделают слуги и который все дни тем и занимается, что нежится на постели. Да и сами вещи скорее похожи на верных слуг Ильи Ильича: халат, “как послушный раб” покоряется любому его движению, а туфли не нужно было искать или долго надевать – они всегда были к его услугам.

Обломов словно воссоздает тихую, размеренную, “домашнюю” атмосферу родной Обломовки, где все было только для него, и выполнялся любой его каприз. Халат и туфли в романе – символы “обломовщины”, указывающие на внутреннее состояние героя, его апатичность, отрешенность от мира, уход в иллюзии.

Символом реальной, “некомфортной” для Ильи Ильича жизни становятся сапоги: “целые дни, – ворчал Обломов, надевая халат, – не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь”.

Совет

Однако сапоги – это еще и символ выхода из-под власти “обломовщины”: влюбившись в Ольгу, герой сам забрасывает подальше любимый халат и туфли, сменив их на светский костюм и такие нелюбимые ему сапоги.

После расставания с Ильинской Илья Ильич полностью разочаровывается в реальном мире, поэтому снова достает старенький халат и окончательно погружается в болото “обломовщины”.

Внешность Обломова и Штольца в романе Гончарова

Андрей Иванович Штольц является по сюжету произведения лучшим другом Обломова и его полным антиподом как по характеру, так и внешне.

Штольц был “весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”, “то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости”.

В отличие от Ильи Ильича, Андрей Иванович худощав, со смугловатым ровным цветом лица, зеленоватыми выразительными глазами и скупой мимикой, которую употреблял ровно столько, сколько было нужно.

В Штольце не было той внешней мягкости, которая являлась основной чертой его друга, ему была присуща твердость и спокойствие, без лишней суетливости и спешки. Все в его движениях было слаженно и отконтролировано: “Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой”.

Казалось бы, оба героя – и Обломов, и Штольц отличались внешним спокойствием, однако природа этого спокойствия у мужчин была различна.

Вся внутренняя буря переживаний Ильи Ильича терялась в его чрезмерной мягкости, беспечности и инфантильности.

Для Штольца же сильные переживания были чужды: он контролировал не только весь мир вокруг и свои движения, но и свои чувства, не давая им даже зарождаться в душе как чему-то иррациональному и неподдающемуся его контролю.

Выводы

В “Обломове” Гончаров, как искусный художник, смог через портрет героев показать всю глубину их внутреннего мира, “прорисовав” особенности характеров действующих лиц, изобразив, с одной стороны, два типичных для того времени социальных персонажа, а с другой, очертив два сложных и трагичных образа, интересных своей многогранностью и современному читателю.

Источник: https://home-task.com/vneshnost-i-portret-oblomova-v-romane-oblomov/

Сочинение на тему “Обломов и обломовщина в романе Гончарова”

Одним из самых популярных классических произведений русской литературы можно назвать роман И. А. Гончарова “Обломов”. Главный герой этого произведения – Илья Ильич Обломов, представитель дворянства, интеллигентный, умный человек, который получил хорошее образование и предполагал посвятить свою жизнь служению Родине.

Автор подробно описывает его внешность: “Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи”.

Обломов, несмотря на свою безынициативность, обладает и положительными качествами: он честен, очень добр и доверчив.

Обратите внимание

Но все эти нейтральные, пожалуй, даже позитивные черты бледнеют перед основополагающими сторонами характера Ильи Ильича: он абсолютно безволен и склонен предаваться лени.

Чтобы перейти к подробному анализу понятия “Обломовщина”, необходимо сначала вспомнить описанный в романе Гончарова “Сон Обломова”. В этом сне Илья Ильич мысленно переносится во времена собственного детства, видит мать и отца, родовую усадьбу, в которой он вырос, тот устоявшийся быт, который не менялся в течение многих лет.

В деревне время текло размеренно и неторопливо, жизнь была спокойной и ленивой, ход событий – устоявшимся раз и навсегда. Не случайно при описании жизни помещиков автор часто использует следующие слова “сон”, “молчание”, “покой”, “тишина” и т. п. Именно они помогают передать с почти документальной точностью атмосферу, царившую в помещичьем доме.

Гончаров и сам вырос в похожей семье, поэтому все события, описываемые им, изложены столь реалистично.

Илья Ильич был, в сущности, воспитан не собственными родителями, а самой атмосферой дома: как типичный русский барин, знатный и богатый, у которого нет никакой необходимости в заботе о завтрашнем дне, ему “не нужно каждодневно трудиться во имя хлеба насущного”. За него всегда будут работать другие, крепостные крестьяне и наемные работники.

Подобное воспитание принесло свои плоды. В душе Обломова постепенно было умерщвлено все живое, естественное, и жизненная энергия в итоге уступила место всепоглощающей лени, сну и покою.

Илья Ильич не стремится к каким-либо глобальным изменениям в своей жизни, его влечет уединение, постоянный отдых в уютном домашнем халате, на удобном, мягком диване, под которым стоят ковровые туфли. К быту, порядку в комнате, интерьеру он совершенно равнодушен: “.

По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала. могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”.

Важно

Роман (бессмертное произведение) “Обломов” уникален тем, что действия как такового в нем практически нет, но при этом развернутый сюжет прочно удерживает внимание читателя. Под обстоятельными, иногда чрезмерно многословными описаниями быта, комнат, одежды и других незначительных подробностей автор скрывает очень динамичное, насыщенное событиями “внутреннее” действие.

Илья Ильич пытается бороться с проявлениями жизни, которые мешают ему отдыхать, и его ожесточенность постепенно растет. Жизнь продолжает двигаться вперед, не подчиняясь лени и апатии, и “Обломовщина” в конце концов оказывается уничтоженной прогрессом. Обломов же до самого конца своей жизни избегает труда, бытовых мелочей: “Ах, Боже мой! Трогает жизнь, везде достает”.

Стремление к праздности проявляется в каждом его поступке, каждом сознательном действии.

Так, Илья Ильич объясняет своему слуге, такому же ленивому и апатичному Захару: “Да разве я мучусь, разве работаю? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу.

Стану ли я беспокоиться?” Имея такое мировоззрение, невозможно чего-либо добиться в жизни – можно лишь спокойно доживать свой век.

Обломов, далекий от реальной, “практической” жизни, не может постоять за себя, даже если проблема затрагивает его личные интересы. Когда ловкий мошенник начинает осторожно расспрашивать Ильи Ильича о его делах, тот откровенно отвечает: “Послушайте.

Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит. – Я ничего не знаю!” Возможно, именно во время этого признания перед Обломовым впервые раскрылась вся трагедия его беспомощного, неестественного положения.

Но даже после этого он не предпринял никаких активных действий для исправления создавшейся ситуации.

Совет

Но “Обломовщина”, как ни странно, начинается не с самого Обломова. Она зарождается в деревеньке Обломовке, где прошло детство главного персонажа романа, и развивается в “Выборгской Обломовке”, где Илья Ильич завершил свое бессмысленное существование.

Неотъемлемой частью “обломовщины” является множество людей: крепостной Захар, проявляющий рабскую преданность своему хозяину и откровенно поддерживающий его позицию, жулики и проходимцы, стремящиеся получить выгоду от обмана наивного барина – Иван Матвеевич, Тарантьев, Затертый и др.

Даже искренняя и сильная любовь Ольги Ильинской, доброй, красивой девушки, не смогла пробудить Обломова к жизни, помочь ему обрести смысл своего существования.

Высокие чувства кажутся Илье Ильичу “претрудной школой жизни”.

Он боится собственного несовершенства и поэтому идет по пути наименьшего сопротивления, выбирая в качестве “прекрасной дамы” услужливую и неприхотливую Агафью Матвеевну Пшеницыну.

Автор подчеркивает, что Обломовы испокон веков строго придерживались старинных обычаев и хранили древние традиции. Эта особенность передавалась из поколения в поколение, обрастая утопическими идеями о гармоничном и взаимовыгодном союзе человека с окружающей его природой.

Но при этом устоявшаяся патриархальность делает невозможной реальную жизнь в бурном современном мире. Исполнение мечты Ильи Ильича невозможно из-за неукротимого движения прогресса.

И понятие “Обломовщина” не просто собирательное название, объединяющее круг общения Обломова и место его обитания, но нарицательное определение любой косности, застоя, инертности и лени.

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-goncharova/

Ссылка на основную публикацию