Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина
Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни.
В своём творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем поэтам, чьё творчество можно чётко разделить на периоды, обусловленные влиянием различных литературных течений, его внутренней эволюцией, а также обстоятельствами личной жизни.
Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Юный поэт искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. В стихотворении «Осгар» (1814) представлен образ старца-барда, взятый из баллад древнешотландского поэта Оссиана.
Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам отразились в увлечении популярным среди них жанром послания. Именно так написано стихотворение «Городок» (1815), которое можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нём мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь:
Он к солнцу воспарит,
Превыше смертных станет,
И слава громко грянет:
«Бессмертен ввек пиит».
В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
Какой-то демон обладал
Моими играми, досугом,
За мной повсюду он летал,
Мне звуки дивные шептал…
Проблема взаимоотношения поэта и общества и в дальнейшем волновала Пушкина. В стихотворении «Желание славы» (1825) известность признается необходимой для того, чтобы бросить её к ногам любимой женщины, вызвать в ней чувство ревности.
В стихотворении «Поэт и толпа» (1828) проводится мысль об избранности, отверженности и неподкупности творца, обличается стремление толпы повсюду искать практическую пользу («печной горшок тебе дороже»).
Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе.
Символика стихотворения близка к романтической традиции, здесь творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий.
То, что именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие, подчеркивается в другом стихотворении, написанном в михайловской ссылке, — «Поэт» (1827).
С возрастом в поэзии Пушкина проявляется тенденция отхода от представлений о творчестве как о забаве, безвинной шалости или как о средстве воздействия на общество. Поэзия все более понимается как путь к духовному совершенству, как некая миссии – «глаголом жечь сердца людей».
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) Пушкин как бы подводит итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы.
Только искусство может, в конечном счёте, «прах пережить и тленья убежать», подняться «выше Александрийского столпа».
Предназначение искусства в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Искусство не должно зависеть от мнения «черни»:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Именно этим принципам и следовал Пушкин на протяжении всей своей жизни.
Источник: https://students-library.com/library/read/46681-obraz-poeta-i-tema-tvorcestva-v-lirike-as-puskina
Билет № 4 В.1
Билет №
4 В. 1
Образ
поэта и тема творчества в лирике А.С.
Пушкина (на примере 3–4 стихотворений
по выбору экзаменуемого)
Стихи о
назначении поэта и поэзии занимают в
творчестве Пушкина значительное место.
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
тесно связана с темой свободы в аспекте
свободы творчества.
Вслед за Ломоносовым,
Державиным и Радищевым Пушкин продолжает
искать ответ на вопрос о предназначении
поэта и о высокой роли творчества.
Этой
теме посвящены стихотворения: «Разговор
книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк»
(1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828),
«Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник»
(1836).
В «Разговоре
книгопродавца с поэтом» поэт-романтик
вступает в диалог с книгопродавцем.
Диалогическая форма стихотворения
передает конфликтность точек зрения
на вопросы искусства.
Книгопродавец
становится носителем идеологии
«века-торгаша», «века железного», в
котором «без денег и свободы нет». Поэт
пытается, в свою очередь, сохранить
бескорыстность, свободу творчества.
Но
чтобы быть свободным, надо продавать
свой труд:<\p>
Не продается
вдохновенье,<\p>
Но можно
рукопись продать…
Таким
образом, становится совершенно очевидным
факт зависимости свободы творчества
поэта от публики.
В поисках
защиты творческой свободы искусства
от людской жестокости и пошлости А. С.
Пушкин обращается к библейским мотивам,
а его стихотворения приобретают
философское содержание.
Стихотворение
«Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В
основу стихотворения автором положена
библейская легенда. Но содержание
легенды Пушкин переосмысляет и излагает
по-своему.
Стихотворение
начинается с чуда оживления одинокого
усталого путника:
Духовной
жаждою томим,<\p>
В пустыне
мрачной я влачился,<\p>
И шестикрылый
серафим<\p>
На перепутье
мне явился…
И если
путник опустошен и лишен определенной
цели (он «на перепутье»), он бессилен
(«влачился»), то серафим в своем желании
преобразовательной деятельности
стремителен и энергичен («явился»).
Явление шестикрылого серафима на
перепутье можно рассматривать как
спасение путника от незнания, куда идти.
Действия серафима поначалу носят
осторожный бережный характер:<\p>
Перстами
легкими как сон<\p>
Моих зениц
коснулся он…
Моих ушей
коснулся он…
Путник
приобретает новые ощущения, у него
рождается новое мировосприятие. Его
зрение становится зорким, а слух
сверхчувствительным. Герой стихотворения
начинает испытывать страдания, так как
«принимает» в себя весь мир, многозвучный
и многогранный:<\p>
И внял я
неба содроганье,<\p>
И горний
ангелов полет,<\p>
И гад морских
подводный ход,<\p>
И дольней
лозы прозябанье.
Процесс
превращения человека в поэта-пророка
продолжается. Но теперь действия серафима
становятся более решительными и
беспощадными:
И он к устам
моим приник<\p>
И вырвал
грешный мой язык,<\p>
И
празднословный, и лукавый,<\p>
И жало
мудрыя змеи<\p>
В уста
замершие мои<\p>
Вложил
десницею кровавой.
С какой же
целью производит все эти болезненные
превращения серафим? Какими качествами
он хочет наделить будущего поэта? Миссия
пророка прекрасна и страшна одновременно:
«Глаголом жечь сердца людей…». Но за
получение способности осуществлять
столь важную миссию путнику придется
отрешиться от трепетного чувства:
И он мне
грудь рассек мечом<\p>
И сердце
трепетное вынул,<\p>
И угль,
пылающий огнем,<\p>
Во грудь
отверстую водвинул.
Все эти
преобразования должны привести к
достижению цели: поэт становится
пророком. Назначение<\p>
пророка –
не быть равнодушным, учить других быть
неравнодушными. Строки стихотворения
«глаголом жги сердца людей» можно
истолковать именно так: очищать мир ”
от скверны, лжи, предательства, низменных
желаний. Слово поэта должно служить
добру, пробуждать лучшие чувства в душах
людей.
Стихотворение
«Эхо» написано А. С. Пушкиным в 1831 году
и занимает особое место.
В основу
этого стихотворения положен миф о
гневной богине Гере, которая велела
нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы
лишь повторением последних слов.
Поэт
переосмыслил содержание мифа. Стихотворение
построено как развернутое сравнение:
поэт – эхо. Поэту и эху доступна связь с
миром: легкость отклика, влюбленность
во все голоса жизни. Нет предметов
презираемых, отброшенных, все – поэзия.
Способность поэта к восприятию
многоликости мира объясняется любовью
к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять
мир во всех его проявлениях:
Ревет ли
зверь в лесу глухом,
Трубит ли
рог, гремит ли гром,
Поет ли
дева за холмом…
……………………………
Ты внемлешь
грохоту громов,<\p>
И гласу
бури и валов,<\p>
И крику
сельских петухов…
Сочетания
звуков контрастны, но все они открыты
и доступны поэту и обнаруживают его
могущество, всеведение. Но связь с миром
оказывается односторонней, так как мир
не шлет отзыва на поэтическое эхо:
Тебе ж нет
отзыва… Таков<\p>
И ты, поэт!
Трагедия
поэта состоит в том, что поэт влюблен в
мир, открыт каждому его движению, но мир
к нему равнодушен.
Пушкин
приходит к выводу, что поэзия – трудное
и ответственное дело, поэт отличается
от простых людей тем, что ему дано видеть,
слышать, понимать, предчувствовать и
предвидеть то, что не может простой
смертный. Своим даром поэт воздействует
на простых людей, поэтому велика его
ответственность перед обществом за то,
о чем он будет писать и как будет
воздействовать на умы и души своих
читателей.
В сонете
«Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное
мнение о природе поэта: душа поэта не
чужда ничему человеческому, он может
быть погружен в суету мира. Но могучая
сила вдохновения, действию которой
подчиняется поэт, переводит его жизнь
в другое русло, отрывает поэта от суеты.
Само начало творческого процесса
вдохновлено божеством, сопровождается
пробуждением спавшей души поэта:
Но лишь
божественный глагол<\p>
До слуха
чуткого коснется,<\p>
Душа поэта
встрепенется,<\p>
Как
пробудившийся орел….
Еще одно
условие для творчества – одиночество.
В своем стремлении к одиночеству поэт
не случайно выбирает «берега пустынных
волн» – там легче претворять в стихи
звуки и чувства, которые переполняют
поэта.
В стихотворении
«Поэт, и толпа» А. С. Пушкин поднимает
проблему взаимоотношений: поэт – толпа.
Поэтому для этого стихотворения выбрана
диалогическая форма. В стихотворении
вновь звучит тема творческой свободы.
«Толпа» в стихотворении названа поэтом
«чернью».
Но это не «простонародье», не
«черный народ», это светская чернь –
петербургское окружение поэта в 1827-1837
годах. Именно они пытаются диктовать
свою волю поэту, пытаются его заставить
«петь» под их диктовку.
«Чернь» ждет от
поэта «смелых уроков»:<\p>
Мы малодушны,
мы коварны,<\p>
Бесстыдны,
злы, неблагодарны,<\p>
Мы сердцем
хладные скопцы,<\p>
Клеветники,
рабы, глупцы;<\p>
Гнездятся
клубом в нас пороки.<\p>
Ты можешь,
ближнего любя,<\p>
Давать нам
смелые уроки..
.<\p>
Но толпа
готова принимать «смелые уроки» не с
целью меняться:
А мы послушаем
тебя…
Поэт не
берет на себя миссию исправления. К
концу стихотворения цель поэзии,
назначение поэта становятся очевидными:
Не для
житейского волненья<\p>
Не для
корысти, не для битв,<\p>
Мы рождены
для вдохновенья,<\p>
Для звуков
сладких и молитв.
Утверждение
красоты, божественного смысла, своего
служения – так определяет свою позицию
по вопросу о назначении поэта и поэзии
А. С. Пушкин в 1828 году.
В 1830 году
А. С. Пушкин вновь обращается к теме
поэта и поэзии. Он пишет сонет «Поэту».
Поэт становится «царем», он должен жить
один и ни от кого не зависеть:
Иди, куда
влечет тебя свободный ум,<\p>
Усовершенствуя
плоды любимых дум,<\p>
Не требуя
наград за подвиг благородный.<\p>
«Свободный
ум» – гарантия верности пути поэта, он
не должен обращать внимание на оценку
его творчества.<\p>
В 1836 году
А. С. Пушкин пишет стихотворение «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный…»,
который принято называть «Памятником».
В конце
жизни А. С. Пушкин осознает себя народным
поэтом. Его «Памятник» в некоторой
степени продолжает традиции Горация
«Exigi monumentum» (то есть «Я воздвиг памятник»),
Ломоносова и Державина.
Пушкин
начинает свое стихотворение со сравнения:
поэзия, нерукотворный памятник – и
памятник, воздвигнутый в честь Александра
I – Александровская колонна на Дворцовой
площади в Санкт-Петербурге.
Различие
не только в том, что созданное поэтом
является нерукотворным творением в
отличие от созданного монумента, но и
в том, что поэзия является «непокорной»
чьей-либо воле, она обладает независимостью,
свободолюбием:
Вознесся
выше он главою непокорной
Александрийского
столпа.
Кроме этого
автор стихотворения берется утверждать,
что настоящая поэзия приносит бессмертие,
она преодолевает смерть:<\p>
Нет, весь
я не умру – душа в заветной лире<\p>
Мой прах
переживет и тленья убежит…
В то же
время Пушкин дает конкретные характеристики
настоящему творчеству, свою поэзию он
называет «заветная лира», придавая ей
тем самым любовь и задушевность. Не
менее важным становится и мотив
бессмертия поэтического наследия.
Главную причину своей долгой жизни в
памяти народа Пушкин видит в добре
«…чувства добрые я лирой пробуждал».
Другим источником посмертной славы
поэта становится прославление свободы:
«восславил я свободу». И совершенно
особое место занимает тема милосердия.
Это милосердие к согрешившим, оступившимся,
падшим.
Последняя
строфа стихотворения подводит итог
раскрытию темы поэта и поэзии во всем
творчестве А. С. Пушкина. В конце
стихотворения есть призыв поэта к его
музе.
Он просит ее быть послушной «веленью
Божию», научиться не реагировать ни на
обиды, ни на десть, ни на несправедливый
суд.
Таким образом, в конце своего
творческого пути поэту удалось
сформулировать основные требования к
подлинной поэзии: свобода, независимость
от мнения толпы, исполнение воли Бога.
Все творчество
А. С. Пушкина можно назвать солнечным,
светлым. Все темы и мотивы, нашедшие
отражение в творчестве Пушкина, существуют
в гармоничном единстве, создавая богатый
художественный мир его лирики.
И если
после прочтения стихотворений А.С.
Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище,
достойнее, это значит,, что «чувства
добрые» возобладают над злыми, а душа
читателя, как и душа самого поэта,
«встрепенется, как пробудившийся орел».
Источник: https://StudFiles.net/preview/1636236/
Образ поэта и тема творчества в лирике Пушкина | Инфошкола
Пушкин был первым поэтом, кто полностью отказался от госслужбы и занялся творчествоv, чтобы ответить на вопрос, что же такое поэзия.
Два аспекта:
1) Социальный. С лицейской скамьи Пушкин борется за право называться поэтом и чтобы это был некий статус, профессия.
Пушкин идет на открытый конфликт с властью и обществом. Николай дал Пушкину звание камер-юнкера. Он боялся влияния поэзии на толпу.
2) Философский. Ни одна литература в мире не осознавала свою пророческую миссию так, как русская. Церковь утрачивает значение института нравственности, а литература подхватывает этот тренд.
Тут сливается роль поэта и назначение поэзии.
Каким же было начало его творчества? Ощущение себя как поэта складывалось постепенно. В поэзии Пушкин играл множество различных ролей. Пушкин нащупывал своё «я». Постепенно игра звуков сменилась стихией чувств (после лицея).
«Певец»- у поэта прорывается голос, он еще ничего не пробовал в жизни. Образ певца, обреченного на одиночество. Ответственность за свой дар.
«Деревня»- «витийства грозный дар» говорит Пушкин. Довольно долго Александр Сергеевич отходил от учительской роли поэзии, от того, что она призвана «на тронах поразить порок». Во время южной ссылки он отходит от романтизма (несогласие с миром).
Переломным стихотворением в творчестве было «К морю». Цель поэта не бури и революции, а земля, природа, жизнь.
Нужно не ломать, а воплощать, прислушиваться к жизни. Герой Пушкина проходит все стадии взросления. Это стихотворение-отказ от идей декабризма. Море-символ свободы, движения, революции. А задача поэта — искать другие свободы, поэтому «у берегов остался я». Но море у него не отняли, в душе оно все равно сохранилось.
«Разговор книгопродавца с поэтом». Если поэт пишет стихи на заказ, то остается ли он поэтом? Это был больной вопрос для Пушкина. Но он приходит к выводу, что искусство и материальность несовместимы, потому в конце идет проза.
«Пророк». Сначала мы видим пустыню, мрачную, безграничную. Это пустыня людских толп, городов. Герой чувствует одиночество, у него потерян жизненный путь, смысл жизни.
«Духовной жаждою томим». Тут появляется шестикрылый серафим (высший ангельский чин). Он превращает человека в пророка. Но какого же превращение? Глаз легко коснулся-прозрение, ушей коснулся, а потом вырвал язык. Цена превращения поэта в пророка очень велика, это кровавое действие.
Грудь рассекается мечом и вырывается «трепетное сердце», остается лишь «пылающий уголь», который вечно будет жечь изнутри. Все человеческое убирается. Но герой не сразу стал пророком. Пророком может
стать только тот, кто слышит глас Божий.
Поэт обязан слышать Бога (он в итоге его и услышал).
Далее идет пробуждение к протесту. Жечь сердца глаголом можно только подчиняясь вдохновению и служа духу. Миссия поэта не только прекрасна, но и страшна: очистить мир от скверны без страданий и сострадания невозможно.
Только Бога глас направляет, а поэт не имеет права вносить что-то от себя, он обязан лишь проповедовать.
«Арион». «Нас было много на челне». Это он говорит про декабристов. Но себя он ставит в противовес «а я один им пел». Лишь его выбросило на берег, а все остальные погибли. Его спасает гроза, природа.
Певец должен быть таким: свободным от идей, доверчив к миру, природе. Природа спасает его в знак благодарности за доверие. Поэт должен верить в спасительную силу искусства. Спасен будет тот, кто верит миру.
«Поэт и толпа». Это стихотворение не могло не появиться в творчестве Пушкина. Он до этого еще не говорил об сущности и специфике поэзии. Толпа-чернь-презрение. Поэт с негодованием говорит, ведь он знает, что в поэзии не может быть практической пользы, которую требует толпа.
Чернь точно знает, что поэзия учит нравственности. Чернь
согласна слушать и исправляться, но поэт говорит с раздражением и презрением. Ему нет дела. Чернь боится духовной работы, они готовы только воспринимать уроки.
Но путь духовных происков тернист, на уроках этого не дашь, нужен огромный опыт.
Для восприятия искусства нужен такой уровень, когда не ждешь от него уроков. Искусство — есть дар, способность воспринимать глас Божий, глаголить истину.
Так же этот вопрос он рассматривал и в «Эхо». Эхо становится двойником поэта. Поэт сравним с этим явлением: все находит в его душе отклик, но ему нет обратно отзыва. Но это связь с миром, способность его любить. Поэт обречен на одиночество, он жертва, но испытывает счастье. Поэзия для него — погибель и спасение.
«Памятник». Итоговое стихотворение. Переложил Горация также как и Державин, Ломоносов. Итог творчества сознательно вписан в этот ряд. Искусство нетленно.»Чувтва добрые я лирой пробуждал». Милосердие, сострадание и свобода, как внутренняя категория-это итог творчества Пушкина.
Источник: https://info-shkola.ru/obraz-poeta-i-tema-tvorchestva-v-lirike-pushkina/
Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина
Восстань, пророк, и виждь, и внемли…
А. С. Пушкин
Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина.
Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, характеристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни поэта, в жизни общества.
Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.
Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, получая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в мировоззрении поэта.
Уже в лицейский период, в 1814 г., Пушкин создает стихотворение «К другу стихотворцу». Обращаясь к начинающему стихотворцу, юный поэт говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист не тот, кто рифмы плесть умеет». Будущий гений России говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на поэтическое поприще. Настоящая поэзия требует огромной духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается людьми. Гораздо проще обратиться к «мирским» заботам. «Быть славным хорошо, спокойным лучше вдвое».
В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г.
«Разговор книгопродавца с поэтом» в шутливом тоне в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии поэт и представитель «непосвященной» толпы — книгопродавец. Взгляд автора на литературу, на поэзию несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии.
С одной стороны, поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он выделяет себя из толпы. Это образ романтика, который уходит в прошлое, вспоминает о том времени, когда «в безмолвии трудов»
Делиться не был я готов С толпою пламенным восторгом.
«Какое дело свету?.. Я всем чужой!» — восклицает поэт. Он избирает духовную и поэтическую свободу. Но книгопродавец замечает:
Наш век торговли; в сей век железный Без денег и свободы нет.
И это правда. Поэт не может существовать без общества. Оба — и книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. Книгопродавец достаточно умен, чтобы пощадить самолюбие поэта. И поэт вполне устраивает формула, которую предлагает ему книгопродавец: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Поэт выделяется из общей массы. Поэт — избранник, но избранничество достается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк» и занимает исключительное место в ряду стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии.
В стихотворении «Пророк» говорится о качествах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свою миссию.
Характерно, что если в других стихотворениях Пушкин пользуется образами античной мифологии (Муза, Аполлон, Парнас), то в «Пророке» поэт обращается к библейской мифологии: пророк, еврейский Бог, Серафим.
Будущий пророк томится «духовной жаждою» в «мрачной пустыне» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Посланник Бога Серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слышит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул».
Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит.
Эта цель образно обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей своим поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного избрания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он не выделяется из светской толпы, предается забавам и развлечениям света:
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон,
В заботы суетного света Он малодушно погружен…
Но снисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого коснется», он заставляет пробудиться его душу. Поэт становится одиноким, он ощущает избранность, ему становятся чужды суетные забавы:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы…
Поэт внутренне независим.
В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уверенностью говорит о высоком предназначении поэта.
В таких произведениях, как «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» автор провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, «черни», понимая под этим словом «светскую чернь», людей глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв поэта «идти дорогою свободной» вовсе не означает, что Пушкин выступает проповедником «искусства для искусства».
В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин проводит резкую границу между поэтом и толпой. Поэт одинок среди людей, так как толпа не в состоянии понять его высоких устремлений:
Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.
Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветр она бесплотна —
Какая польза нам от ней.
Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает растущее раздражение поэта. Поэт не приемлет этот враждебный ему мир:
Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас!
В своих стихотворениях Пушкин выступает в защиту реалистического искусства, связанного с запросами общественной жизни.
В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Автор анализирует те качества своей поэзии, благодаря которым он будет «любезен» народу. Поэзия Пушкина гуманна и справедлива; на протяжении всего творчества поэт остается верен идеалу свободы:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Поэзия Пушкина — это своеобразный духовный «нерукотворный» памятник, который переживет века. Именно этот памятник и станет предметом народного преклонения: «К нему не зарастет народная тропа», потому что всё творчество поэта было посвящено идеалу духовной свободы и независимости.
Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоззрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой гражданственности, свободы.
Рецензия
Сочинение об образе поэта и теме творчества в жизни общества и людей последовательно и верно раскрывает взгляд А. С.
Пушкина на роль поэта и поэзии, видевшего свое предназначение в том, что выражено им в строках: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа». Части сочинения соразмерны.
Работа композиционно завершена, отличается точностью словоупотребления, разнообразием синтаксических конструкций, грамотным, уместным цитированием.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи в соответствии с требованиями к особенностям жанра.
На этой странице искали :
- образ поэта в лирике пушкина
- тема творчества в лирике пушкина
- образ поэта в творчестве пушкина
- тема творчества в лирике пушкина сочинение
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/obraz-poeta-i-tema-tvorchestva-v-lirike-a-s-pushkina.html
Тема поэта в творчестве Пушкина
Тема поэта в творчестве Пушкина занимает важное место. И это неудивительно. Ведь поэзия была для Пушкина главным делом его жизни, и потому размышления о судьбе и предназначении поэта пронизывают буквально все его творчество от первого опубликованного в 1814 году текста «К другу стихотворцу», до изданного уже после смерти “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”
Везде, где Пушкин говорит “я”, мы вправе видеть выражение его поэтического кредо.
В этом смысле и политические стихи, и дружеские послания, и любовная лирика, и лирические отступления в «Евгении Онегине», и даже эпиграммы на литературных противников — все эти произведения можно квалифицировать как произведения, в большей или меньшей степени говорящие о судьбе поэта Пушкина.
“Отголоски” этого образа можно встретить в самых неожиданных фрагментах его произведений (Гринева охватывает “пиитический ужас”, когда он присутствует на пиру разбойников; Евгений в «Медном всаднике» размечтался о своей жизни, «как поэт»).
Но, безусловно, главным в творчестве Пушкина было то осмысление судьбы поэта, которое уходит корнями в тысячелетние традиции европейской культуры — осмысление судьбы пророка и жреца.
Наиболее ярко фигура пророка изображена Пушкиным в стихотворениях “Песнь о вещем Олеге” (1822) и «Пророк» (1826). Одна из главных идей “Песни…”:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен…
Это мысль об абсолютной свободе пророка от “земных” обстоятельств. Пророк — это проводник воли Бога на земле; пророк — посредник между Богом и людьми. Эта мысль усилена и стихотворении 1826 года “Пророк”.
Здесь, используя мотивы ветхозаветной книги пророка Исайи, Пушкин показывает превращение обыкновенного человека в выразителя высших истин. Пророк — это “всечувствующий” человек.
Ему ведомы свыше те истины, которые сокрыты от обычных людей, и поэтому он имеет право “глаголом жечь сердца людей”.
Связь “пророческой” темы и «поэтической» Пушкин прямо выразит в стихотворении “Поэт” (1827), вторая часть которого построена на тех же мотивах, что и стихотворение «Пророк».
“Божественный глагол” связывает эти строки со словами из «Пророка»: «И Бога глас ко мне воззвал», а образ орла — с аналогичным образом, с помощью которого Пушкин изображает преображение обыкновенного человека в пророка.
Однако «высшее» знание не гарантирует носителю Божьих истин всенародное признание. Поэт Пушкина одинок. Толпа не понимает его. Она хочет извлечь «пользу» из его творений.
Казалось бы, толпа требует того же, о чем было сказано Пушкиным в «Пророке»: чтобы носитель высших истин эти истины открывал обыкновенным людям. Однако общая ситуация в стихотворениях «Пророк» и «Поэт и толпа» различна. Поэт находится в конфликте с людьми, ибо совершенно не верит в то, что его пророческое слово может принести им благо.
Не оживит вас лиры глас!
Толпа не понимает божественных истин, а способна лишь к восприятию элементарных житейских понятий.
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.
Здесь житейской пользе противопоставлены духовные истины, а поэт прямо сравнивается с жрецом. В этом стихотворении не только формулируется идея свободы поэта — “небес посланника” от мнений черни, но и объявляется главным в его жизни духовная свобода.
Цель поэзии — не в принесении сиюминутной пользы, у нее нет прямых житейских целей. Поэт свободен и не должен обращать внимание на суд современников, потому что он — носитель высшей духовной правоты. В конечном счете эта духовная правота дойдет до людей.
Поэту не нужно торопить это время: он должен быть спокоен, ибо нет пророка в своем отечестве и для своих современников. Лишь будущие народы («и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык…») смогут понять цену пророчеств.
Так раскрывается тема поэта в творчестве Пушкина.
Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/tema_poehta_v_tvorchestve_pushkina/53-1-0-345
Сочинение по литературе. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина
Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих.
Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества.
Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Таким образом, он показывает читателю то, что истинный поэт всегда говорит правду и, кроме того, подвластен только «веленью Божию». М.Ю. Лермонтов также говорит о даровании человеку права быть поэтом высшими силами для того, чтобы «бог гласил его устами»:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенья пророка…
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья.
Следовательно, можно сказать, что эти два русских классика имеют общее понятие о ценности и целях поэтического творчества.
Что касается образа самого поэта, его места в обществе, то и здесь наблюдается схожее мнение Пушкина и Лермонтова. Оба они считают, что поэт отличается от обычных людей. Но эта непохожесть делает его жизнь одинокой и оттого трудной. Тема одиночества поэта в мире отражена в лирике обоих писателей.
Пушкин в стихотворении «Поэту» призывает своего лирического героя не обращать внимания на «суд глупца» и «смех толпы холодной». Он четко говорит о качествах, необходимых поэту для того, чтобы общество не сломало его:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Автор с горечью понимает, что единственный способ остаться собой и попытаться донести народу свои стихи – остаться наедине со своим даром и творить свободно от «бессмысленного народа» и «рабов безумных».
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Лермонтов ярко характеризует данный образ в своем стихотворении «Поэт». Здесь он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал, который когда-то «не по одной груди провел… страшный след // И не одну порвал
кольчугу» теперь «игрушкой золотой… блещет на стене – // Увы, бесславный и безвредный!» Так же и поэт, чей стих «звучал, как колокол на башне вечевой // Во дни торжеств и беж народных» «свое утратил назначенье, // На злато променяв ту
власть, которой свет // внимал в немом благоговенье».
Эти два стихотворения Пушкина и Лермонтова показывают то, что и современники не понимают и не ценят труд поэта несмотря на важность проблем, освещаемых им.
Необходимо отметить, что оба русских классика называют стихотворца пророком. Об этом сказано в их произведениях с одинаковым названием – «Пророк». В них как нельзя более ярко выражены размышления Пушкина и Лермонтова о том, кто же такой поэт и как оценивается его труд обществом. На основе этих двух стихотворений лучше всего описывать образы поэта-пророка в лирике двух великих классиков.
Сперва обратимся к пушкинскому варианту. В нем автор изображает превращение человека в нечто большее, чем просто в поэта. «Шестикрылый серафим» наделяет его «вещими зеницами», «жалом мудрых змей», вместо сердца помещает ему в грудь
«угль, пылающий огнем». Но даже теперь поэт еще не становится тем, кем он должен стать. Для этого ему нужна цель, идея, ради которой он живет. И эта цель дается ему свыше – «глаголом жечь сердца людей». В своем стихотворении Пушкин показывает поэта, отличающегося от простого люда, показывает очевидное его преобладание над всеми остальными.
Чуть более чем через десять лет Лермонтов пишет своего «Пророка», своеобразное продолжение пушкинского. Если у его предшественника поэт-пророк показан в минуту торжества, наделенного всеми нужными качествами для провозглашения истины,
то у Лермонтова образ гораздо более трагичен. Автор говорит о том, что наделенный божественным даром поэт-пророк не понят людьми, отвергнут ими:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм. И худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Причем писатель обращает внимание читателя на то, что не нужен он только людям («Мне тварь покорна там земная; // и звезды слушают меня»).
Несмотря на то что и у Пушкина упоминается, что поэт одинок и не понят в этом мире, у Лермонтова такое противостояние доведено до абсолюта. Поэтому произведения последнего трагичнее по своему сюжету.
Возможно, это объясняется тем, что великие классики жили в разное время.
Пушкин является носителем оптимистических декабристских идей, а Лермонтов – дитя эпохи разочарования, пессимизма, реакции, наступившей в стране после подавления восстания декабристов.
Существует еще одно различие в восприятии образа поэта-пророка двумя писателями, которое достаточно ярко показано стихотворением А.С. Пушкина «Памятник». Великий классик чувствует, что без людей его творчества не будет.
Ему очень важен народ, так как это прежде всего будущий читатель его стихов («И долго буду тем любезен я народу…» или «К нему не зарастет народная тропа…»).
Следовательно, несмотря на то что сегодня его произведения не воспринимаются так, как хочет этого автор, Пушкин верит, что в будущем они обязательно будут оценены по достоинству:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
У Лермонтова же иная точка зрения на этот счет. Он пессимистично смотрит на будущее, которое в его глазах «иль пусто, иль темно». Он не верит в людей, в их способность понять и оценить труд истинного поэта. В этом заключается одно из самых больших различий образов поэта-пророка Пушкина и Лермонтова.
Александр Сергеевич видит светлое будущее русской поэзии. Но для того, чтобы следовать собственному предназначению и пониманию своего долго перед народом и собой, будущий поэт должен учесть своеобразное наставление, каковым является
обращение к музе в последней строфе «Памятника»:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
В заключение следует сказать, что несмотря на схожесть образов поэта-пророка в лирике Пушкина и Лермонтова, различия довольно заметны. Пушкинский поэт горд своим предназначением, он верит, что настанет тот день, когда его стихам удастся проникнуть в сознание и сердца людей.
Это делает образ величественным, вселяет в нас оптимизм. У Лермонтова же поэт показан во время его поражения перед людским непониманием, и будущего у творчества лермонтовского героя нет. Поэтому его образ явно более трагичен и пессимистичен.
Конечно, политическая ситуация в стране не могла не отразиться на
формировании таких образов и поэтому во многом определяет различия в изображении поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым.
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/3516.html
Готовые школьные сочинения
Дек
07 2015
Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина
Если век может идти себе вперед науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, то поэзия остается на одном месте: не стареет и не изменяется. А. С. Пушкин Все мы рано или поздно приходим к Пушкину, или, вернее сказать, Пушкин приходит к нам.
Его начало мы находим в мире детства, когда зачитываемся прелестными, чарующими сказками, переносясь вместе с их героями в дивный край волшебных приключений. И в этот момент менее всего думаем о том, что это – поэзия, великий дар Пушкина.
Просто замечательно читать складные строчки, которые так легко входят в сознание и память: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Или «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
И лишь позже понимаешь, что так писать – дар Божий; эта удивительная прелесть, яркость и ясность образов, сила чувств, блеск ума, виртуозное владение ритмами и звуками подвластны только истинному поэту.
Говоря о поэзии Пушкина, обойдемся без «затасканных штампов»: «гений», «светоч», «солнце»… Оттого, что мы их лишний раз повторим, особого смысла они не приобретут. Пусть лучше каждый, соприкоснувшись с творчеством А. С.
Пушкина, найдет в душе пусть совсем простые, но искренние слова, помня, что прежде всего он был человеком, прошедшим непростой жизненный путь, пусть прекрасный и тернистый.
Уже в лицейские годы all soch © 2005 Пушкин избирает для себя путь литературного творчества, он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его ни ожидали: «Мой жребий пал: я лиру избираю!» Это строки из раннего стихотворения Пушкина «К другу стихотворцу».
В нем автор задумывается над задачей, ролью и судьбой поэта и поэзии в современном ему обществе и в прошлом. Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки: Лачужка под землей, высоки чердаки – Вот пышны их дворцы, великолепны залы… В 1815 г.
Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором поэт характеризуется как защитник передовых общественных идеалов: Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода: Во мне не дремлет дух великого народа. … Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, В сатире праведной порок изображу И нравы их веков потомству обнажу.
Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта-борца, глашатая народных мнений. В 20-х годах Пушкин настойчиво защищает в стихах полную свободу поэта как высший принцип поэтического творчества. Ему приходилось отстаивать свободу своего дара, право идти своими путями, отказываясь от служения николаевской реакции.
В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений о задачах поэзии и поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо», в которых развивает свой взгляд на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве; он идет своими путями, определенными его высоким призванием; творчество поэта – «благородный подвиг»; поэт независим от служения светской «толпе» и «черни»; он независим от суждения современников.
Стихотворение «Пророк» было написано осенью 1826 года. Библейский пророк – прежде всего носитель правды, неподкупности, справедливости, обличитель владык мира сего, защитник интересов народа.
Пророк Пушкина выступает как провозвестник истины: он «глаголом» должен «жечь сердца людей», но он, прежде всего творец, охваченный вдохновением.
У Пушкина пророк несет людям мудрость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами.
Пушкин выражает не только свое понимание призвания поэта как обличителя пороков общества, как учителя жизни. Он показал в «Пророке» роль вдохновения, определяющего творчество подлинного поэта.
Этот смысл стихотворения – рождение вдохновения – у Пушкина передан в библейской форме. Пушкинский поэт – пророк, хотя и обретает высокий божественный дар всеведения, не отрывается от земли.
Его проникновение в тайны природы лишь результат его вдохновения, творческого познания.
Стихотворение написано не от лица автора, а от имени библейского пророка. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился… – так говорит о себе он. Автор как бы самоустраняется, а пророк рассказывает о себе, о нисшедшем на него вдохновении. Поэтому рассказ его выдержан в этом библейском стиле, которым написана книга пророка Исайи.
Пользуясь библейскими образами и мотивами, Пушкин изображает творческое прозрение поэта. Томящийся «духовной жаждой», потребностью творчества, поэт «влачится» в «пустыне мрачной», в духовном одиночестве.
Среди части литераторов и читателей 20-х годов устойчиво держалось мнение, что удел поэзии – возвышенные предметы и явления жизни. Пушкин по-новому посмотрел на поэтическое творчество.
В поле зрения истинного поэта должны быть все предметы и явления многообразного мира – «низкие» и «возвышенные»: «И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход». Поэт-пророк не может быть бесстрастным наблюдателем, холодным бытоописателем.
Его трепетное сердце – «угль, пылающий огнем», способно любить и ненавидеть. Поэт-пророк творит для людей, для народа, а не для избранных.
Мысль о гражданственности творчества с особой поэтической силой высказана в конце стихотворения: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! Пушкин был в полном смысле слова законным и полновластным наследником всех богатств мировой поэтической культуры.
Он создавал свою собственную, неповторимую художественную систему, которая приобретала общенациональный характер и значение. Незадолго до своей гибели Пушкин написал стихотворение «памятник». Оно стал как бы его поэтическим завещанием. По теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф.
Пушкин говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»).
Он как бы и очерчивает географические границы своей славы, предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.
Свой «нерукотворный» памятник, свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с существованием поэзии: И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Эти строки, как и многие другие в стихотворении, вызывают ряд ассоциаций, образов, знакомых по ранней лирике Пушкина.
В четвертой, самой важной по содержанию строфе, Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества. Он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые».
В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей.
Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
» памятник поэту вообще, художнику вообще, такому, конечно, как Пушкин, но и не только самому Пушкину, ибо главное, что его занимает в стихотворении – это то, чем он ни отличается от других художников.
И поэтому, нет ничего естественней концовки его стихотворения: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.
Когда Пушкин закончил стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», ему оставалось жить чуть больше пяти месяцев… Он всегда писал так, будто ощущал, что его завтра не будет, отдавал избранной им теме все свои душевные накопления без остатка. Это произведение – завет предков – предвестие потомкам.
О гениальности А. С. Пушкина, о многогранности его творчества уже сказано довольно много. Но, по моему мнению, вернее всех оценил его поэзию В. Г. Белинский: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность»
Источник: https://www.testsoch.net/obraz-poeta-i-tema-tvorchestva-v-lirike-a-s-pushkina-2/
Творчество А.С.Пушкина — темы, лирический герой
Творческий вклад А.С. Пушкина в развитие как русской, так и мировой культуры поистине неоценим. Его масштабное многоплановое творчество сыграло важнейшую роль в развитии культурных и национально-исторических процессов в России.
Поэт-романтик, свободолюб, реалист, философ. Его путь был нелегким. Изменения в мировоззрении напрямую отображались в его произведениях.
Периоды творчества Пушкина — характеристика, темы, жанры
Поэтому-то анализ творчества поэта принято проводить по периодам его недолгой, но полной и яркой жизни. С каждым годом менялись взгляды поэта, идейная нагрузка его произведений, их проблематика, эстетические вкусы и манера письма.
- если в начале своего творческого пути (лицейский и петербургский периоды (1813-1820 гг.) поэту были свойственны эмоциональность и сентиментализм,
- то южный период (1820-1824) ознаменовал переход к романтизму,
- а начиная с 1824 года художественный метод и стиль Пушкина становятся реалистичными.
Сам же поэт называл свой стиль «истинным романтизмом». Любимым жанром поэта-романтика была поэзия, а зрелый Пушкин-реалист становится прозаиком.
Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.
Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.
Любовная лирика Пушкина
Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив
(прочтем начало стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»).
В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической
(«Черная шаль»).
Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие
(«Я вас любил: любовь еще, быть может…»).
Гражданская лирика — образ поэта
В некоторых стихах, таких как «К Чаадаеву», послание «Н. Я. Плюсковой», поэт новаторски объединяет любовную и гражданскую лирику. Ожидание свободы, пробуждение и другие душевные порывы подаются на «языке любви».
Пушкин задумывается теперь о значении своего творчества для народа. Он осуждает поэзию на заказ, которую широко практиковали поэты-классицисты. Только вдохновение и искренность должны диктовать строчки истинному поэту.
И если образ поэта в юности — это несчастный влюбленный, то с возрастом Пушкин понимает свою гражданскую миссию.
Его дар дан ему свыше не только для того, чтобы воспевать интимные чувства и природу, но и чтобы влиять на людей, нести народу огонь — передовые идеи и высокие цели. Именно такими идеями и заразили его дворяне-революционеры. Теперь лирический герой Пушкина отчаянно борется за правду, стремится к справедливости, мечтает о свободе. Этой тематике посвящены такие стихи, как
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Деревня», «В. Ф. Раевскому», ода «Вольность».
Особенности поздней лирики поэта
В поздней лирике А.С. Пушкина слились два образа:
- поэт-пророк, служащий людям
(«Пророк»),
- и поэт, который служит красоте и искусству, презирая мнение черни
(«Поэт и толпа», «Поэт! не дорожи любовию народной…»).
При этом и самого Пушкина-пророка далеко не всегда понимали его соотечественники. Об этом непонимании – стихотворение
«Свободы сеятель пустынный…».
Поэт испытывает разочарование в пассивности народа и народов, которые привыкли и готовы жить в рабстве.
Поэт-пророк Пушкин ощутил на себе все тяготы, которые несет за собой желание служить простым людям, а не великим мира сего
(«К Овидию», «Наполеон»).
Его свободолюбивая гражданская лирика, содержащая призывы к общественному согласию между бунтующими декабристами и непреклонной монархией, стала причиной ссылок поэта.
Несмотря на то, что пафос его лирики на тот момент был не революционным, а скорее просветительским, А.С. Пушкин был вынужден немало времени провести вдали от своей родины.
В южной ссылке его бунтарские настроения вылились в стихотворениях
«Кинжал» и «В. Л. Давыдову».
Кинжал упоминается как символ карающего меча, а само стихотворение содержит призыв к действию, потому что законным способом справедливости добиться уже невозможно.
Не обделял поэт своим вниманием и красоту природы, которая его окружала. Пейзажная лирика ранних периодов была романтической.
Ее черты:
Необычный лирический герой в необычных обстоятельствах, экзотические пейзажи, отражающие внутренний мир лирического героя.
Образ орла символизирует стремление к свободе
(«Узник»),
А разъяренная стихия – социальную борьбу
(«Кто, волны, вас остановил?..»).
Со временем для Пушкина родные русские пейзажи становятся символом родины, а его лирика теперь обретает черты реализма. Он описывает природу среднерусской полосы, деревенские пейзажи и места, привычные взору, но родные сердцу
(«Зимнее утро», «Осень»).
Философские мотивы
Творчество Пушкина в поздний период – это прежде всего глубокие философские раздумья и работа над прозаическими произведениями.
- Социальная тематика затрагивается
в «Повестях Белкина» и романе «Дубровский»,
в поэмах «Полтава», «Моцарт и Сальери», «Медный всадник», повести «Капитанская дочка».
В этих произведениях поднимаются проблемы значения одного конкретного человека для хода всей истории и столкновения их интересов.
В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин мастерски обрисовал широкую панораму жизни дворянства, подробно описал историко-культурные пространства Петербурга, Москвы, провинциальной деревни.
Но в центре его внимания – судьба конкретного человека, который ищет себя в жизни, и проблема самопознания.
Великий русский поэт жил и творил, впитывая в себя особенности своего времени. Творчество Пушкина не стояло в стороне от проблем и событий, происходящих вокруг него.
Прогрессивные искания, вопросы культуры, истории, духовный выбор нашли свое отражение в огромном наследии, оставленном нам поэтом.
Он писал и верил, что когда-нибудь его поймут и полюбят, «ведь чувства добрые» он «лирой пробуждал».
Попробовать разгадать онлайн кроссворды:
- по лирике А.С.Пушкина — здесь
- по роману «Евгений Онегин» — здесь
- по прозаическим произведениям — здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь<\p>
Источник: https://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/tvorchestvo-a-s-pushkina-temyi-liricheskiy-geroy