Особенности реализма Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX в.
Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений.
Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем.
Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества.
Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.
Тургенев первый в русской литературе создал книгу, в которой через картины ежедневного современного деревенского быта и многочисленные образы крестьян была выражена мысль о том, что закрепощенный народ составляет корень, живую душу нации («Записки охотника»).
Первым сделал он и попытку воплотить идеал человека эпохи падения крепостного права — 60-х гг. — идеал активного деятеля, борца, убежденного демократа («Накануне»). Тургеневу же принадлежит инициатива анализа личности «нового человека» — шестидесятника, оценки его нравственных качеств и психологических особенностей.
Изобразив демократа-материалиста, сурово отвергающего устои дворянской культуры и под декларации о полноте отрицания, о своем «нигилизме» утверждающего новые принципы взаимоотношений между людьми, Тургенев показал высокое общечеловеческое содержание этих новых идеалов, находящихся в процессе становления. Образ Базарова не был нормативен. Он будоражил умы, вызывая на спор.
Сразу после своего появления тургеневский герой стал предметом страстного обсуждения, борьбы мнений.
Тургенев первый оценил значение и другого проявления социальных сдвигов, которые происходили в России в 60-х гг. XIX в., — изменения роли женщины в жизни общества и самого типа передовых женщин.
Писатель заметил, что разрушению крепостнических дворянских гнезд и патриархальных крестьянских общин сопутствует стремление лучших людей России, в том числе и женщин, к расширению своего кругозора, увеличению арены своей деятельности.
Окончательно отходит в прошлое идеал «теремной» женщины, помыслы которой ограничены кругом семьи, и именно в процессе приобщения женщины к разнородным интересам времени, включения ее в интеллектуальную, творческую жизнь поколения и даже в политическую борьбу открывается все богатство ее натуры, в полной мере обнаруживается то гуманное влияние, которое она может оказать на современников («Накануне», «Новь», «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог»). Наблюдательность Тургенева, его художественная зоркость, его умение подойти с историческим критерием к современным событиям привели к тому, что Тургенев, несмотря на свои либеральные политические убеждения, одним из первых писателей оценил высокое этическое значение самоотверженного служения идеалу, подвига революционерок-народниц.
Тургенев знал и любил своих читателей, его творчество отвечало на вопросы, которые их волновали, и ставило перед ними новые, важные социальные и нравственные проблемы.
Вместе с тем уже на относительно ранних этапах своей деятельности Тургенев приобрел значение «писателя для писателей». Его произведения открывали перед литературой новые перспективы, на него смотрели как на мастера, авторитетного судью в вопросах искусства, и он ощущал свою ответственность за его судьбы.
Участие в литературе, работу над словом, художественное развитие русского литературного языка Тургенев считал своим долгом и общественным служением.
На закате своих дней он выразил в лаконичных, отточенных формулах стихотворения в прозе «Русский язык» мысли, которые были ему дороги на протяжении всей жизни.
Издатель журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевич писал ученому — историку и филологу А. Н. Пыпину об этом стихотворении Тургенева, которое он определяет как «думу» писателя: «Величиной она ровно пять строк, но это золотые строки, в которых сказано более, чем в ином трактате; с такою любовью мог бы Паганини отозваться о своей скрипке».
Однако, говоря о своем «инструменте», о русском языке, которым он владел, как виртуоз, Тургенев думал не о технике искусства, а о проблемах исторической жизни народа.
Лирической эмоцией, выраженной в этом стихотворении, была скорбь гражданина, трагически переживающего социальные и политические коллизии своего времени, но горячо верящего в будущее родной страны.
Начинаясь словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…», оно оканчивается убежденным восклицанием писателя: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
Источник: https://students-library.com/library/read/45477-osobennosti-realizma-turgeneva
Реализм романа «Отцы и дети»
Творчество Тургенева отражает жизнь в ее конфликтах, представляет разнообразные социальные ориентации российской жизни 60-х годов ХIХвека, привлекает внимание к наиболее характерным социальным и историческим типам. Для этого писателя характерно как постижение реальной народной жизни и народных типов, так и новых идей, влияющих на умонастроения людей, которые своей жизнью проверяют величие и ущербность исторических веяний.
Черты реализма в романе «Отцы и дети»
Важная черта романа Тургенева — отражение типичных, а потому и реалистичных, для русской культуры характеров. По-новому показывает писатель и образ «лишнего человека»: «лишний человек» Тургенева способен проявить себя не в конкретном поступке, а исключительно словесно, в призывах к действию («Рудин», «Дым»).
Новый тип героя
Новая для российской действительности, но в то же время типичная фигура — это Евгений Базаров. В нем воплотились реальные черты революционеров -демократов 60-х годов:
- позитивизм как философия Базарова провозглашает превосходство жизненной силы над моральными категориями — долгом, честью и т.п;
- эстетические взгляды героя близки к взглядам Чернышевского —
«Прекрасно то, что полезно»;
- эксперимент для героя — единственный способ изучения человека и природы и человека.
Сочетание типического и индивидуального в судьбах главных антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова — выражено наиболее рельефно:
- судьба Базарова — типичная судьба разночинца, однако его смерть в конце романа — это индивидуальный ход автора;
- судьба Павла Петровича тоже типична, однако ее индивидуальность связана с любовной историей героя, что могло бы при другом характере иметь и другую развязку.
Авторская позиция писателя
В романе «Отцы и дети» отсутствует внешняя авторская оценка (недаром волна критики обрушилась на Тургенева и со стороны либералов, и со стороны демократов: и те и другие посчитали роман пасквилем).
Однако автор, не выражая открыто своей оценки, композицией романа, сюжетными ходами показывает неправоту героев (высказывания Базарова о любви — любовь героя к Одинцовой).
Особое значение в выражении авторской позиции имеет описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Идеи умирают вместе с их основателями, человек смертен, но природа вечна.
В этом жизненный и философский реализм писателя.
Композиционное решение романа
Роман построен как диалог противников, диалог поколений, который автор переносит в плоскость социально-идеологических концепций. Павел Петрович и Базаров изначально обозначены в романе как непримиримых антагониста.
Ходом сюжета Тургенев доказывает, что позиции и того и другого слишком категоричны и поэтому не могут быть признаны верными. Для самого Тургенева нигилизм Базарова неприемлем, так как не имеет позитивной программы.
В основе композиции — реальный конфликт между либералами и революционерами-демократами как двумя поколениями людей, думающих о судьбах России. Именно в композиции заложена полемика автора с героем. Так, за безапелляционными суждениями главного пероснажа о любви, об отношении к женщине ( Базаров об Одинцовой:
«… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»)
следует рассказ о любви героя к Одинцовой. Эта любовь опровергает утверждения героя, а автору позволяет высказать свое несогласие с его позицией. Жизнь многообразнее утверждений нигилиста.
Композиция романа «Отцы и дети» может быть разделена на две части: Тургенев дважды проводит героя по кругу — Марьино, Никольское, родительский дом.
Это позволяет писателю показать, что Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от сложностей реального мира, проигрывает в этой схватке.
Образная система — реализм персонажей романа
В системе образов романа важны все персонажи. Так Павел Петрович — главный противник Базарова. Николай Петрович, Аркадий — это тоже участники спора, но их высказывания значительно мягче, они дополняют спорщиков, но в то же время показывают, что жизнь гораздо разнообразней. Анна Сергеевна Одинцова не похожа на тургеневских девушек прежних романов. Она человек, который знает, чего он хочет.
Любовь к Одинцовой — испытание и для нее, и для Базарова.
Гротескные фигуры Ситникова и Кукшиной дискредитируют позиции нигилиста Базарова, показывают, до какого абсурда может быть доведена социальная теория, если ее переносят на общество люди, подобные Ситникову и Кукшиной.
В композиции, в раскрытии характеров особую роль играет эпилог
- примат вечной природы на смертным человеком в описании могилы Базарова,
- кульминация идеи нелепости нигилизма и его наследников — в упоминании о Кукшиной и Ситникове,
- описание мирного поместного существования семьи Кирсановых — закономерный итог развития характеров Аркадия и Николая Петровича,
- далекое от родины существование Павла Петровича- также закономерно и показывает финал жизни еще живого человека,
- судьба Одинцовой, вышедшей замуж за человека, который является одним из будущих общественных деятелей России, который способен трезво оценить ситуацию, представляет авторский компромисс — результат ожесточенных идеологических споров.
Описания, портреты и речь героев романе «Отцы и дети»
Несомненно важны и портреты героев, детали, речи персонажей:
- описание одежды Павла Петровича и Базарова как бы задает будущий антагонизм их отношений,
- красная, обветренная рука Базарова свидетельствует о том, что он привык к работе,
- а изнеженная рука Павла Петровича говорит о аристократизме;
фраза Базарова
«Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку»
должна, по мнению героя, определить его место в кирсановском доме, показать этим аристократишкам, что он, Базаров, не будет перед ними унижаться; многие фразы этого героя представляют собой афоризмы, хорошо отточенные, быстро запоминающиеся
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,
что свидетельствует о продуманности его нигилизма, а также о его несомненном даровании.
Реализм Тургенева в романе «Отцы и дети» внес много нового в развитие этого литературного направления. Несомненен вклад писателя в решение мучительных проблем, волнующих русское общество в середине ХIХ. Однако развитие нашей страны в ХХ веке заставило по-новому прочесть это произведение русского писателя и оценить его прозорливость.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь<\p>
Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-realizm-romana-otzy-i-deti
Тургенев: лирический реализм
Поэтичность тургеневской прозы отмечают все современники. Среднерусские и западноевропейские пейзажи его текстов располагают к идиллии, но она довольно скоро разрушается: Тургенев мастерски описывает любовные коллизии, которые лишь позже приобретут в его прозе политические обертоны.
«Тургеневские девушки» горды, душевно независимы, способны на жертву; в ранних тургеневских текстах они запоминаются сильнее, чем герои мужского пола.<\p>
- Молодой помещик Астахов, подумывающий о браке, приезжает в свою деревню, сходится с семьёй соседа и увлекается двумя совсем непохожими друг на друга девушками — Надей и Машей. Появление чужака вносит возмущение в местное общество: Астахов против воли вовлечён в дуэль, но её удаётся расстроить, и мир поэтичного затишья возобновляет свою обычную жизнь. Вновь приехав к соседу, Астахов становится свидетелем трагедии, которая потрясает этот казавшийся идиллическим мир. Впрочем, несколько лет спустя всё это уже вспоминается как сон: обстановка, дорогая сердцу Тургенева, здесь ещё важнее самого сюжета, хотя уже здесь появляются первые «тургеневские девушки».<\p>
- В «Асе» реализован классический тургеневский сюжет: герой совершает ошибку и оказывается недостойным любви доверившейся ему женщины. Главный герой Н. Н. знакомится за границей с братом и сестрой Гагиными, которых связывают странная семейная история и не вполне обычные отношения; несмотря на то что Ася ведёт себя очень непоследовательно, именно Н. Н. оказывается виноват в разлуке с ней. Ещё один постоянный мотив тургеневской прозы, работающий здесь, — «русский человек за границей»: поведение соотечественников всегда выделяется на общем фоне.
- Дворянин Фёдор Лаврецкий возвращается из-за границы, разорвав отношения с изменившей ему женой. Он влюбляется в дочь своей кузины Лизу, ничем не похожую на его ветреную супругу. Узнав о смерти своей жены, он объясняется Лизе в любви, но счастливому браку не суждено состояться: жена оказывается жива и здорова. Наряду с Еленой из «Накануне» Лиза — типичная «тургеневская девушка»: красивая, замкнутая, обладающая большой силой воли; к портрету Лизы добавляются религиозность и жертвенность — вплоть до готовности покинуть мир, уйдя в монастырь. Основная сюжетная линия оттенена волнующими побочными, — например, линией немецкого музыканта Лемма, стремящегося к созданию шедевра.Подробнее о книге
- Немолодой Владимир Петрович вспоминает по просьбе друзей о своей первой любви: шестнадцатилетним он полюбил девушку старше него — своенравную, капризную Зинаиду; та кокетничала с ним, даже испытывала его чувства, но явно не относилась к нему всерьёз. Мучимый терзаниями рассказчик с ужасом узнал, что Зинаида — любовница его отца, и стал свидетелем их жестокого разрыва. Автобиографическая повесть, возможно, раскрывает нам источник многих любовных коллизий в прозе Тургенева.
- 22-летний Дмитрий Санин совершает праздный вояж по Европе и спасает 14-летнего мальчика-итальянца. Благодарная семья приглашает его в гости, и он влюбляется в сестру мальчика — 17-летнюю Джемму. Жених Джеммы — ничтожный тип, а храбрость Дмитрия решает исход дела: жениху отказано, Дмитрий сам обручается с прекрасной итальянкой. Однако — типичный тургеневский поворот — Дмитрий делает роковую ошибку: изменяет Джемме и теряет её навсегда. В начале и финале повести мы видим постаревшего Дмитрия: Джемма так и осталась главной любовью его жизни, и он получает письмо от неё с фотографией её дочери, очень похожей на мать.<\p>
Источник: https://polka.academy/lists/100
Проблемы реализма в критических статьях И. Тургенева
Критические суждения выдающихся писателей всегда крайне важны и интересны. Они являются неотъемлемой составной частью истории критики и представляют огромную ценность даже на ее самых зрелых стадиях развития.
В большинстве случаев суждения писателей выступают в качестве важных дополнений, коррективов к уже сложившимся программам направлений, без которых они были бы неполными. Особенно эти суждения ценны для характеристики внутренней творческой лаборатории писателей.
Без этих “признаний” самая совершенная критическая программа выглядела бы слишком схематической.
Мы не предполагаем делать каких-либо обобщений из этих суждений. Они сами говорят за себя. Нам важно осознать, в чем они дополняют и совершенствуют “реальную критику” 60-х и народническую критику 70-90-х годов, в каких моментах писательские суждения были шире и мудрее “официальной” критики реалистического направления.
Взаимоотношения писателей с критико-эстетическими программами направлений не следует рисовать как идиллические. Тут бывают свои внутренние противоречия, как, например, в отношении Тургенева, Достоевского, Л. Толстого к критике и эстетике Чернышевского. Но в конечном счете все писатели-реалисты так или иначе делали общее дело.
Эти линии их принципиальных схождений важно выяснить.
Кроме того, суждения писателей-реалистов служили надежным оплотом против декаданса даже тогда, когда “официальная” передовая критика явно пасовала и делала уступки идеализму, субъективизму, как это было с народнической критикой.
Следует учитывать и различную степень профессиональных связей писателей с критикой, случайность и неслучайность поводов для их выступлений и самый характер выступлений (речь, статья, трактат, дневник).
Тургенев-критик идет рука об руку с Тургеневым-писателем на всем протяжении творчества. Круг его интересов беспредельно широк.
Несколько флегматичный Гончаров сделался критиком в конце жизни, кажется, поневоле, главным образом, чтобы “объяснить” некоторые неудачи романа “Обрыв”.
Достоевский издавал журналы “Время” и “Эпоха”, но общий смысл его критических суждений как писателя-реалиста далеко выходил за рамки “почвенничества”. Л. Толстой изредка выступал на критическом поприще.
Но зато какой резонанс вызвали его трактаты об искусстве и Шекспире! Г. Успенский и В.
Короленко обладали сильным демократическим темпераментом и охотно делились с читателями своими впечатлениями о многом как критики.
Тургенев ведет борьбу за реализм в рамках общепринятых после Белинского и Добролюбова понятий и приемов. Такова речь Тургенева о Пушкине, сказанная в 1880 году при открытии памятника поэту в Москве. Речь повторяла все уже блестяще сказанное о Пушкине Белинским.
Достоинство Тургенева было в том, что он сказал о Пушкине как о первом русском великом “художнике”, освободившем русскую литературу от “подражательности”, как о создателе русского “литературного языка”, после почти полного его отрицания народниками.
Но Тургенев еще колебался, можно ли назвать Пушкина национальным поэтом, как называют, например, англичане Шекспира, а немцы Гете. К числу блестящих, глубоко оригинальных выступлений Тургенева относится его рецензия о русском переводе “Фауста” (1844) и статья “Гамлет и Дон-Кихот” (1860).
Через осмысление образов мировой литературы Тургенев подходил к определению типологии героев русской литературы. Все, что говорил Тургенев о Фаусте как эгоисте, а о Мефистофеле как воплощении скептицизма нового времени,- все это было повторено им в более сложной форме применительно к Гамлету в упомянутой статье.
Гамлет и оказался наследником фаустовского эгоизма, рефлексии. Под гамлетами Тургенев подразумевал современных “лишних людей”. Под донкихотами – вечных энтузиастов, подвижников добра, изобретателей, немного чудаковатых и мечтательных, но подлинных двигателей человечества.
Донкихоты находят нечто великое для всех, а гамлеты эгоистически стараются приспособить их к себе и топят в рефлексии реальные плоды открытий. В сопоставительном анализе двух типов героев, словно в алгебраической формуле, Тургенев искал важные для него творческие импульсы, после того как сам создал “гамлета” Рудина и не совсем удачливого “донкихота” Лаврецкого.
Ему нужен был донкихот всерьез, после того как гамлет превратился в “Гамлета Щигровского уезда”. Донкихот был лишь постулирован в образе Инсарова в романе “Накануне”. Несмотря на то что донкихоты были поставлены Тургеневым выше гамлетов, русские демократы не совсем соглашались признать себя за донкихотов: донкихоты, по Тургеневу, люди односторонние, иногда безумцы, сражающиеся с ветряными мельницами, тогда как у гамлетов есть привлекательная тонкость и глубина анализа…
Тургенев написал блестящий очерк воспоминаний о Белинском (1869). Это было большим, оригинальным дополнением к труду Чернышевского “Очерки гоголевского периода”, который Тургенев, не в пример диссертации того же Чернышевского, высоко ценил.
Тургенев характеризует Белинского как “центральную натуру” своей эпохи, проницательного открывателя и воспитателя талантов, убеждения которого “были очень сильны и определительно резки”.
Но Тургенев навязывал Белинскому свои либеральные симпатии, старался оторвать его от “наследников”- Чернышевского и Добролюбова, уверял, что Белинский не любил выходить из узкого круга эстетических проблем в область публицистики и политики. Это, конечно, неверно. Здесь Тургенев явно сводил счеты с редакцией “Современника” 60-х годов.
В противовес реакционным критикам Тургенев сказал свое веское слово об “Истории одного города” Щедрина. В сущности, он оспорил придирки А. С. Суворина к гротескным приемам автора знаменитой сатиры.
В 1871 году Тургенев написал предисловие к английскому переводу “Истории одного города”, в котором назвал манеру Щедрина родственной по духу сатире Ювенала, реализму Свифта.
Он указал на особые трудности перевода Щедрина, у которого “местный колорит слишком ярок” и заслуживает специального изучения.
Известно, что у Тургенева были крупные расхождения во взглядах с Л. Толстым. Он многим восхищался в творчестве Толстого, но не одобрял чрезмерный его самоанализ, психологизм, эту “капризно-однообразную возню в одних и тех же ощущениях”.
Особенно все эти черты бросались в глаза в “Войне и мире”. Но в 70-80-х годах Тургенев много доброго сказал о Толстом в связи с двумя французскими переводами “Войны и мира”.
Он отмечал в парижской печати мощь психологического анализа Толстого и “способность создавать типы”, огромное познавательное значение его эпопеи.
Еще в отзыве на повесть Евгении Тур “Племянница” (1852) Тургенев высказал предположение, что старый авантюрный роман отжил свое, что теперь нужно идти даже не за В. Скоттом, а за “бытовиками”-Ж. Санд и Диккенсом.
Теперь, в 1880-х годах эпопея “Война и мир” не только подтверждала победу новых форм романа, но и представляла собой сложнейший жанр романа, в котором сплелись достижения прежних форм исторического, социально-бытового и психологического романов. Тургенев начинал все больше ценить масштаб дарования Толстого.
Он боялся, что проповедь “непротивления” может погубить Толстого-реалиста. В страстном предсмертном письме к Толстому Тургенев призывал “великого писателя русской земли” вернуться к художественному творчеству.
Тургенев здесь выступил ревнителем не только таланта Толстого, но и реалистического направления в целом, которое переживало кризис в связи с общественным спадом 80-х годов.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Проблемы реализма в критических статьях И. Тургенева
Другие сочинения по теме:
- Рассуждения о реализме в критических статьях Ф. Достоевского Достоевский обладал ярким талантом литературного критика и полемиста. Еще в 1847 году он опубликовал несколько незаурядных фельетонов в “Санкт-Петербургских ведомостях”….
- Почему эта теория реализма долго развивалась в статьях Белинского? До Белинского русская критика выработала понятие о национальной специфике литературы как передаче русского национального психического склада, колорита природы, быта, языка….
- Проблемы реализма в критике последователей В. Белинского Белинский гордился тем, что его взгляды на современную реалистическую литературу начинали входить в сознание публики. Это было верным признаком того,…
- Пафос повестей и романов Тургенева Тургенев создает изображение главных героев в их сложной и тонкой душевной и умственной жизни. Они встречаются по различным, иногда случайным…
- Природа в восприятии И. С. Тургенева Сочинения по литературе: Природа в восприятии И. С. Тургенева Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо…
- “Тайный” психологизм Тургенева. Стихотворения в прозе Своеобразие и сила тургеневского психологизма заключается в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь,…
- Концепции реализма Белинского и теория “чистого искусства” Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в…
- Общественное содержание произведений Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 грду. Вскоре семья Тургеневых переехала в Спасское-Лутовиново, которое и стало поэтической колыбелью…
- Гоголь для Тургенева Гоголь для Тургенева – “литературный отец”. Тургенев называет себя “одним из самых малых учеников его”, “поклонником и малейшим последователем”. Тургенев…
- Какие они герои Тургенева? Рудин – прогрессист-идеалист сороковых годов; Лаврецкий – идеалист того же поколения, но более славянофильски настроенный; Елена из Накануне воплощает общее…
- Мое отношение к роману Тургенева “Отцы и дети” Роман “Отцы и дети” не случайно считается вершиной творчества И. С. Тургенева: общественная проблематика сконцентрировалась в нем, обнаружив противостояние двух…
- Размышление о критических выступлениях Сумарокова Александр Петрович. Сумароков (1717-1777). В критических выступлениях Сумарокова более или менее законченно оформился кодекс русского классицизма. Сумароков был, можно сказать,…
- Романы Тургенева в зарубежной литературе У Тургенева всегда была поэтическая, или романтическая, жилка, противостоящая реалистической атмосфере его главных произведений. Отношение к природе у него всегда…
- Социально-философское и историческое содержание романов Тургенева После 1852 года, повести, и романы стали у него преобладающими жанрами. По тематике эти произведения значительно отличались от “Записок охотника”….
- Женские образы в романе Тургенева “Рудин” Лучшие черты этих девушек порождены передовой русской культурой. Тургенев делает своих героинь умными, решительными и бескомпромиссными. Таковы Наталья и особенно…
- АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя…
- Герой романа И. С. Тургенева “Накануне” Как известно из воспоминаний писателя, прототипом Инсарова был болгарин Катранов, студент филологического факультета Московского университета. Инсаров по-настоящему героическая натура, он…
- Литературные параллели в творчестве Жорж Санд и И. С. Тургенева Романы и публицистические сочинения Жорж Санд были восторженно восприняты в XIX веке самыми выдающимися писателями и критиками России. Эта популярность…
- Изображение крестьянской жизни в “Записках охотника” тургенева В 1852 году “Записки охотника” И. С. Тургенева вышли отдельным изданием и сразу же обратили на себя внимание. Как точно…
- Эпоха реализма: журналисты, поэты, драматурги Когда в 1846 г. Белинский оставил журнал Краевского ради некрасовского Современника, его место главного критика занял двадцатитрехлетний Валерьян Николаевич Майков…
Источник: https://ege-russian.ru/problemy-realizma-v-kriticheskix-statyax-i-turgeneva/
Реализм в литературе. И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой – презентация, доклад, проект
Слайд 1
Описание слайда:
Реализм в литературе. И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой. Выполнила: Малиночкина Жанна 2-9РТ<\p>Слайд 2
Описание слайда:
Реализм— художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. Реализм— художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма, выводя русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.<\p>Слайд 3
Описание слайда:
Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника».<\p>Слайд 4
Описание слайда:
Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе«Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.). Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе«Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).<\p>
Слайд 5
Описание слайда:
На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно. Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские исевастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно. Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские исевастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве.<\p>Слайд 6
Описание слайда:
Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная».<\p>Слайд 7
Описание слайда:
Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании». Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».<\p>Слайд 8
Описание слайда:
Литературную и культурную жизнь России, можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной деятельности; … небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению. Благодаря поэтам, мы получили новую ветвь в литературе, а так же и в искусстве, ведь многие художники смогли изобразить великолепные картины посвященные их произведениям. Литературную и культурную жизнь России, можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной деятельности; … небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению. Благодаря поэтам, мы получили новую ветвь в литературе, а так же и в искусстве, ведь многие художники смогли изобразить великолепные картины посвященные их произведениям.<\p>
Описание слайда:
Спасибо за внимание!!!<\p>
Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-realizm-v-literature-is-turgenev-ln-tolstoj
Раннее творчество Тургенева
История отечественной литературы
Билет 15
Художественный мир Тургенева.
В романах Тургенева отражены противоречия и переломы исторического развития России, сложное движение общественного и художественного сознания. Такое пристальное внимание к путям истории и общественной мысли во многом обусловило новаторскую роль Тургенева в развитии русского реализма, своеобразие его творчества.
Одно из отличительных свойств многогранного таланта Тургенева — чувство нового, способность улавливать нарождающиеся тенденции, проблемы и типы общественной действительности, многие из которых стали воплощением явлений исторически значительных.
· необычайная чуткость к актуальным проблемам российской действительности и зарождению новых социально-психологических типов;
· «монографический» характер романов, предполагающий, что в центре изображения находится судьба одного человека, раскрывающего свой внутренний мир прежде всего через идейные столкновения и споры; связанный с этой особенностью идейно-мировоззренческий характер конфликтов;
· «концентрированное» изображение действительности, локализация действия в коротком промежутке времени (от нескольких недель до нескольких месяцев), наличие отступлений и эпилогов, проливающих свет на прошлое или будущее главного героя;
· внешняя простота композиции; отсутствие каких-либо внешних эффектов; реалистическая мотивировка поступков персонажей;
· нравственную зрелость и духовное соответствие проповедуемым идеям;
· особый тип героини — так называемая «тургеневская девушка», наделенная внутренней цельностью, бескомпромиссностью, высокими нравственными запросами, а также правом морального суда над героем и его способностью воплотить на практике собственные убеждения;Материал с сайта https://iEssay.ru
· «тайный психологизм», т. е. передача изменений в душевной жизни не с помощью детального психологического анализа, а через внешние ее проявления — мимику, жесты, портрет, пейзаж;
· пейзаж, не только образующий лирический фон, но и подчеркивающий душевное состояние героев; «психологический параллелизм» между тем, что совершается в природе, и тем, что происходит в сознании действующих лиц.
Раннее творчество Тургенева
Первые стихотворения и драматические опыты Тургенева, как и у большинства писателей его поколения, носили романтический характер. Но уже в первых прозаических произведениях, написанных в 40-е годы (в повестях «Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета», «Петушков»), он становится на путь реализма.
В поступательном движении творчества и эстетических воззрений писателя в это время большую роль сыграл Белинский, который помог Тургеневу определить свое место в борьбе славянофилов с западниками, занять позицию отрицания всяких видов отсталости и идеализации отжившего, национальной замкнутости.
Свои взгляды в этом отношении Тургенев отчетливо высказал в споре со славянофилами: «Белинский и его письмо — это вся моя религия». (Речь шла о знаменитом письме к Гоголю.)
Источник: https://sdamzavas.net/3-56361.html
Реализм – Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества
Реализм — исторический тип мимесиса, предполагающий «верное воспроизведение действительности» (см. концепцию «реальной поэзии» у Белинского). В современном литературоведении под реализмом понимают прежде всего творческий метод (вариант: художественный метод или «художественный реализм»).
Реализм вводит принцип адекватности искусства действительности, который обусловлен социально-психологическим и историческим детерминизмом в авторском понимании человека и жизни. В тезаурусе Достоевского реализм — многозначное слово, которое означает и новый метод в искусстве, и принцип поэтики, и здравый смысл, и, наконец, саму действительность, жизнь без прикрас.
Оно имеет положительный и отрицательный смысл.
Достоевский был против ограничения концепций реализма в искусстве (настолько категорично против, что «ихнему реализму» противопоставлял свой «идеализм» — 282; 329); был против копирования действительности, ругал «здравый смысл», который не видит дальше собственного носа, но вместе с тем любил и ценил реализм в искусстве, отстаивал свое понимание реализма в полемике с критиками.
У термина «реализм» была своя красноречивая история в русской критике. Пушкин, Гоголь и натуральная школа обошлись без этого термина. Впервые его попытался ввести в 1847 г. Тургенев, писавший Белинскому, что собирается написать статью «Славянофильство и реализм» (Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1982. Т. 2. С. 231).
Впрочем, Тургенев не написал такой статьи, а Белинский не воспользовался терминологической подсказкой Тургенева. Это слово ввел в 1849 г. друг Тургенева и преемник Белинского по отделу критики в журнале «Современник» П.В. Анненков: «Появление реализма в нашей литературе произвело сильное недоразумение, которое уже пора объяснить.
Некоторая часть наших писателей поняла реализм в таком ограниченном смысле, какой не заключала ни одна статья, писанная по этому предмету в петербургских журналах» (Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. СПб., 1879. Т. 2. С. 31). С тех пор слово вошло в критический обиход «Современника» (А. Дружинин, Н. Чернышевский, Н.
Добролюбов) и стало общеупотребительным термином. Несмотря на то, что ограниченное понимание реализма, против которого протестовал в свое время П.
Анненков, не удовлетворяло ни первых русских реалистов, ни первых теоретиков нового литературного направления, именно узкое понимание реализма было воспринято и стало причиной ряда уже современных «недоразумений» в теории и типологии русского реализма. В этом смысле теория русского реализма и реализма Достоевского — история недоразумений.
Существует немало концепций реализма. Считают реализм мимесисом, а поскольку воспроизведение действительности — универсальная категория, то значит всё — реализм, хотя очевидно, что это не так. Для многих реализм — правда.
А поскольку искусство без правды не существует и правда художественная является универсальной категорией искусства, то все произведения оказываются реалистическими. Реализм часто отождествляют с действительностью: реалисты изображают ее такой, какая она есть.
Это иллюзия, фикция: на самом деле в искусстве такой действительности нет, есть наши представления о ней. Советское литературоведение придало исключительное значение определению реализма Ф. Энгельсом («типические характеры в типических обстоятельствах»).
И хотя Энгельс определил существенный, но не единственный признак реализма, проблема типизации оказалась ключевой в советских работах о русском реализме.
Между тем, русский реализм давал разные модели воспроизведения действительности, в т.ч. и такие, как исключительный или фантастический герой в исключительных или фантастических обстоятельствах. Распространенным «заблуждением» стало ограничение реализма принципом правдоподобия, «формами самой реальной жизни», которые исключают или делают нежелательной фантастику, вредной — идеализацию.
Немало недоразумений вызвала ставшая хрестоматийной горьковская концепция русского реализма как критического. Вопреки распространенному мнению, Достоевский никогда и нигде не называл свой реализм «фантастическим» (см. фантастическое). Вместе с тем социально-психологический и исторический детерминизм в изображении человека и общества не исчерпывают значение реализма писателя.
Многообразие и противоречие существующих концепций реализма Достоевского характеризуются различными определяющими его эпитетами: мистический, социально-психологический, социально-философский, психологический, романтический, фантастический, парадоксальный, христианский и т.д.
Эстетические взгляды Достоевского на реализм хорошо изучены, но раскрыты прежде всего его социально-психологические, философские и исторические аспекты: они недостаточны для понимания своеобразия реализма Достоевского.
Так, все цитируют слова Достоевского о реализме: «При полном реализме найти в человеке человека.
Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен (ибо направление мое истекает из глубины христианского духа народного) — хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему» (27; 65). В этой декларации есть непрокомментированные в научной литературе выражения.
Почему «найти в человеке человека» — «русская черта по преимуществу»? Разве не тот же пафос поиска «в человеке человека» вдохновлял Бальзака и Гюго, о которых писал Достоевский, объявляя о «восстановлении человека» как основной мысли всего искусства XIX в.
? Почему «христианского»? И почему далее Достоевский называет себя не психологом, а «реалистом в высшем смысле», который изображает «все глубины души человеческой» (27; 65)? И какое значение имеет слово «все»? Сказанное ставит новые проблемы в изучении «хорошо изученного». В частности необходимо освоение духовных, а точнее сказать, христианских основ реализма и поэтики Достоевского.
Захаров В.Н.
Реализм — художественный метод, ориентирующий писателя на создание образов, «соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности» (Краткая литературная энциклопедия).
Понятие постоянно используется Достоевским и его героями для обозначения: 1) типа мироотношения, 2) неумолимых законов реальности, жизни действительной, 3) творческого метода — типа эстетического сознания и изображения мира.
Достоевский относил свой метод к реализму, но неизменно подчеркивал его отличие от плоского эмпирического реализма писателей-«типичников», настаивал на его идеологической основе и пророческом характере. «Мой идеализм — реальнее ихнего.
Господи! Порассказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, — да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм, только глубже, а у них мелко плавает. Ихним реализмом — сотой доли реальных, действительно случившихся фактов не объяснишь.
А мы нашим идеализмом пророчили даже факты» (282; 329). Достоевский отмечал, что для его настоящего реализма «ясны, как на ладони, будущие итоги настоящих событий» (Симонова–Хохрякова Л.Х. Из воспоминаний о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1990. Т. 2. С. 348). М.Е.
Салтыков-Щедрин, первым поставивший вопрос о месте Достоевского в истории русского реализма, проницательно заметил, что метод его подчинен поискам «отдаленнейших исканий человечества» — гармонии духовной и нравственной, гармонии социальной и мировой. В дальнейшем, однако, вопрос о принадлежности Достоевского к реализму оказался спорным.
Русская религиозно-философская критика (В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов, А. Волынский, Н. Бердяев и др.) «выводила» Достоевского за пределы реализма, утверждая, что его мистические идеалы «были совершенно отдалены от текущей действительности» (Розанов В.В.).
Советское социологическое литературоведение квалифицировало метод Достоевского как «метафизический», «расчищавший путь для декадентства» (В. Ермилов, Д.
Заславский), либо выделяло две противоборствующие тенденции в его творчестве: реалистическую ориентацию на социальные противоречия и антиреалистичную тенденцию «подчинить конкретный жизненный материал предвзятым реакционно-идеалистическим схемам» (Евнин Ф.И. О художественном методе Достоевского в 1860—1870 годах // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1955. Т. 14. Вып. 6. С. 556). Даже когда были раскрыты глубинные связи Достоевского с реализмом, русским и мировым (см.: Г.М. Фридлендер, Г.К. Щенников), специфика реализма Достоевского являлась полем мало исследованным, в частности в отечественном литературоведении оставался дискуссионным вопрос о соотношении реализма и романтизма в творчестве Достоевского. Зарубежные ученые (Д. Фэнгер и др.) относят Достоевского, вместе с Бальзаком, Диккенсом и Гоголем, к так называемому течению романтического реализма.
Внимание исследователей, признающих реализм Достоевского, сосредоточено на определении таких специфических качеств его, как универсализм, антропоцентризм и трагизм. Каждое из этих качеств получает, в зависимости от методологии и целей исследователя, историко-социологическое, религиозно-философское или эстетико-поэтологическое определение.
Универсализм в историко-социологическом аспекте — это необычайная широта эпохальных обобщений у Достоевского: он не просто отражает историю в человеке — он в судьбе современного ему человека показывает движение всей человеческой истории, он проверяет и угадывает историю человеком, которого она формирует.
Человек у него детерминирован универсально: и бытом, и культурно-исторической средой, и свойствами национального характера, и потребностями общественного развития, и всем состоянием мира.
В ряду этих универсальных детерминант особое, чрезвычайно важное место отведено религиозному сознанию и самосознанию народа, его поискам «русской идеи» — утверждению «русского Христа».
Религиозно-философский аспект универсализма Достоевского, хорошо раскрытый отечественными философами конца XIX — первой половины XX вв., — это обращение писателя к коренным загадкам бытия и человеческого духа, это его религиозная концепция человека.
Реализм Достоевского антропоцентричен: в центре его художественного исследования природа человека, и именно глубокое изучение человеческой натуры определило исключительное значение его творчества в мировой культуре. «В поглощенности Достоевского человеком есть исступленность и исключительность…
Человек — микрокосм, центр бытия, солнце, воздух, вокруг которого все вращается» (Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 26). С особым пристрастием Достоевский изображает «двойственность человека» — духовное раздвоение развитой личности.
Он вскрывает исторические причины этого раздвоения: столкновение в сознании человека разных ценностных форм в переходный период истории, потерю людьми нравственных основ в эпоху атеизма.
Вместе с тем он ищет дальше корни «двойственности»: в родовой (и прежде всего религиозной) природе человеческой души, в ее трансцендентных началах; для писателя сердце человеческое — средоточие всех изначальных противоречий бытия — поле битвы Бога и Дьявола.
Определение его метода как «мистического реализма», безусловно, отражает существенную сторону творческих ориентаций писателя. Однако нравственная природа человека в изображении Достоевского — это никогда не гаснущая в нем «искра Божия» и достигнутый всей земной историей уровень человечности человека.
Своеобразие реализма Достоевского в исключительной ориентации писателя на трагическое состояние мира: в его творчестве человек всегда предстает в трагическом конфликте, мотивированном и исторически и онтологически, и грядущее обновление общества мыслится как результат субъективных усилий личности, сопряженных с необходимостью страдания, с преодолением собственного «я».
Источник: https://www.fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/041/