Смысл названия поэмы «Мертвые души»
Название «Мертвые души» столь многозначно, что породило тьму читательских догадок, научных споров и специальных исследований.<\p>
Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И.
Буслаев рассказал в своих воспоминаниях, что, когда он «в первый раз услышал загадочное название книги, то сначала вообразил себе, что это какой-нибудь фантастический роман или повесть вроде «Вия». Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» – литературный комментарий – М., «Просвещение», 1964 . – с. 21.
Действительно, название было необычно: душа человека считалась бессмертной, и вдруг мертвые души!
«Мертвые души», – писал А. И. Герцен, – это заглавие носит в себе что-то наводящее ужас». Герцен А.И., т. II, с. 220. Впечатление от названия усиливалось тем, что само это выражение не употреблялось до Гоголя в литературе и вообще было мало известно. Даже знатоки русского языка, например профессор Московского университета М. П.
Погодин, не знали его. Он с негодованием писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые». Письмо хранится в Отделе рукописей библиотеки им. В.И. Ленина в Москве.
Погодин, собиратель старинных рукописей, знаток исторических документов и русского языка, писал Гоголю с полным знанием дела. Действительно, это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в законах и других официальных документах, ни в научной, справочной, мемуарной, художественной литературе. М. И.
Михельсон во много раз переиздававшемся в конце XIX века собрании крылатых выражений русского языка приводит словосочетание «мертвые души» и делает ссылку только на поэму Гоголя! Других примеров Михельсон не нашел в громадном литературном и словарном материале, просмотренном им.
<\p>
Каковы бы ни были истоки, основные смыслы названия можно найти только в самой поэме; здесь и вообще каждое общеизвестное слово приобретает свой, чисто гоголевский оттенок.
Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произведения. Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», дал ему, по признанию Гоголя, Пушкин: он рассказал историю о том, как хитрый делец скупал у помещиков мертвые души, т. е. умерших крестьян.
Дело в том, что с Петровского времени в России каждые 12 – 18 лет проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, поскольку за крестьянина мужского пола помещик обязан был платить правительству «подушную» подать. По итогам ревизии составлялись «ревизские сказки» (списки).
Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, в списках он все равно числился и за него помещик платил подать – до составления новых списков.
Вот этих-то умерших, но числящихся живыми пройдоха-делец и задумал скупить по дешевке. Какая же тут была выгода? Оказывается, крестьян можно было заложить в Опекунском совете, т. е. получить за каждую «мертвую душу» деньги.
Самая высокая цена, которую пришлось уплатить Чичикову за «мертвую душу» Собакевичу, – два с полтиной. А в Опекунском совете он мог получить за каждую «душу» 200 рублей, т. е. в 80 раз больше.
Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался лишь один неосязаемый чувствами звук».
Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.
Итак, первый, наиболее очевидный смысл названия: «мертвая душа» – это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции.
Часть из этих «душ» имеет в поэме свои имена, характеры, о них рассказываются разные истории, так что они, если даже и сообщается, как приключилась с ними смерть, оживают на наших глазах и выглядят, пожалуй, живее иных «действующих лиц».
«Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме.<\p>
Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного…<\p>
Каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные…
А Пробка Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!» Гоголь Н.В. Мертвые души – М.,«Эксмо»,2010 г. – т.1,гл.5,с. 29.
Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.
Но «мертвые души» – не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое
Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?».
Так, Герцен записал в дневнике в 1842 году: «…не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Герцен А.И., т. II, с. 220. Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.
<\p>
Художественную ткань поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир автор показывает, воссоздавая современную ему действительность. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение божественного начала в человеке.
А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому, что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника.<\p>
Заглавие, данное Гоголем своей поэме, было «Мертвые души», но на первом листе рукописи, представленном в цензуру, цензор А.В. Никитенко приписал: «Похождения Чичикова, или… Мертвые души».
Так и называлась около ста лет поэма Гоголя.<\p>
Эта хитрая приписка приглушала социальное значение поэмы, отвлекала читателей от мыслей о страшном названии «Мертвые души», подчеркивала значение спекуляций Чичикова. А.В.
Никитенко снижал своеобразное, небывалое название, данное Гоголем, до уровня названий многочисленных романов сентиментального, романтического, охранительного направлений, завлекавших читателей удивительными, витиеватыми названиями. Наивная уловка цензора не снизила значения гениального творения Гоголя. В настоящее время поэма Гоголя печатается под заглавием, данным автором, – «Мертвые души».
Источник: https://litra.bobrodobro.ru/7265
В чем смысл названия поэмы “мертвые души”?
Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма “Мертвые души”. Приступая к созданию своего грандиозного по замыслу произведения, он писал Жуковскому, что “вся Русь явится в нем!”.
В основу конфликта поэмы Гоголь положил главное противоречие современной ему действительности между исполинскими духовными силами народа и его закабаленностью.
Реализуя этот конфликт, он обратился к самым насущным проблемам того периода: состоянию помещичьего хозяйства, моральному облику поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношениям крестьянства с властями, судьбам народа в России.
В поэме Гоголя “Мертвые души” выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает чиновников, помещиков и главного героя поэмы Чичикова. Сюжетно поэма построена как история похождений Чичикова – чиновника, скупающего “мертвые души”.
Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.
Образы помещиков, которых посещает Чичиков, представлены в поэме контрастно, поскольку несут в себе различные пороки. Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
Если Манилов сентиментален и слащав до приторности, то Собакевич прямолинеен и груб. Полярны их взгляды на жизнь: для Манилова все окружающие – прекрасны, для Собакевича – разбойники и мошенники.
Манилов не проявляет настоящей заботы о благополучии крестьян, о благосостоянии семьи; он все управление передоверил плуту приказчику, который разоряет и крестьян и помещика.
Зато Собакевич – крепкий хозяин, готовый ради наживы на любое жульничество. Манилов – беспечный фантазер, Собакевич – циничный кулак-выжига. Бездушие Коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, – это цены на пеньку, мед; “не продешевить бы” и при продаже мертвых душ.
Коробочка напоминает Собакевича скупостью, страстью к наживе, хотя тупость “дубинноголовой” доводит эти качества до комического предела. “Накопителям”, Собакевичу и Коробочке, противостоят “расточители” – Ноздрев и Плюшкин. Ноздрев – отчаянный мот и кутила, опустошитель и разоритель хозяйства.
Его энергия превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
Если Ноздрев пустил по ветру все свое состояние, то Плюшкин превратил свое в одну видимость. Ту последнюю черту, к которой может привести человека омертвение души, Гоголь показывает на примере Плюшкина, чей образ завершает галерею помещиков.
Этот герой уже не столько смешон, сколько страшен и жалок, так как в отличие от предыдущих персонажей он утрачивает не только духовность, но и человеческий облик. Чичиков, увидев его, долго гадает, мужик это или баба, и, наконец, решает, что перед ним ключница.
А между тем это помещик, владелец более чем тысячи душ и громадных кладовых.
Правда, в этих кладовых хлеб гниет, мука превращается в камень, сукна и холсты – в пыль. Не менее жуткая картина предстает взору и в барском доме, где все покрыто пылью и паутиной, а в углу комнаты “навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах.
Что именно находилось в этой куче, решить было трудно”, так же как трудно было “докопаться, из чего состряпан был… халат” хозяина. Как же случилось, что богатый, образованный человек, дворянин превратился в “прореху на человечестве”? Чтобы ответить на этот вопрос. Гоголь обращается к прошлому героя.
(Об остальных помещиках он пишет как об уже сформировавшихся типах.) Писатель очень точно прослеживает деградацию человека, и читатель понимает, что человек не рождается чудовищем, а становится им.
Значит, эта душа могла жить! Но Гоголь замечает, что с течением времени человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предает идеалы юности.
Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.
Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе, ни в крепколобой хозяйке, ни в “жизнерадостном хаме”, ни в похожем на медведя помещике-кулаке. Все это лишь видимость с полным отсутствием духовного содержания, потому эти герои и смешны.
Убеждая читателя, что его помещики не исключительны, а типичны, писатель называет и других дворян, характеризуя их даже фамилиями: Свиньин, Трепакин, Блохин, Поцелуев, Беспечный и т. п.
Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя – Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников – эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все его окружение.
Но он оказался более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения. В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни.
Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже “мертвая” душа. Ему недоступна “блистающая радость” жизни.
Счастье “порядочного человека” Чичикова основано на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства и сделал его “мертвой” душой.
Гоголь показывает появление в русской жизни человека нового, у которого нет ни знатного рода, ни титула, ни поместья, но который ценой собственных усилий, благодаря своему уму и изворотливости пытается сколотить себе состояние.
Его идеал – копейка; женитьба мыслится им как выгодная сделка. Его пристрастия и вкусы чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свои ходы.
Внутренняя многоликость, неуловимость подчеркивается и его внешностью, описанной Гоголем в неопределенных чертах: “В бричке сидел господин, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод”. Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе отдельные черты зарождающегося типа и собрал их воедино в образе Чичикова.
Чиновники города NN еще более обезличены, чем помещики. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду муслины, атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях, пересудах, мелком тщеславии, зависти.
Они отличаются друг от друга только размером взятки; все бездельники, у них нет никаких интересов, это тоже “мертвые” души.
Но за “мертвыми” душами Чичикова, чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера. По выражению А. И. Герцена, в поэме Гоголя проступают “позади мертвых душ – души живые”.
Талантливость народа открывается в сноровистости каретника Михеева, сапожника Телятникова, кирпичника Милушкина, плотника Степана Пробки.
Сила и острота народного ума сказались в бойкости и меткости русского слова, глубина и цельность русского чувства – в задушевности русской песни, широта и щедрость души – в яркости и безудержном веселье народных праздников.
Безграничная зависимость от узурпаторской власти помещиков, обрекающих крестьян на подневольный, изнуряющий труд, на беспросветное невежество, порождает бестолковых Митяев и Миняев, забитых Прошек и Пелагей, не знающих, “где право, где лево”, покорных, ленивых, развращенных Петрушек и Селифанов. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве “мертвых” душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния, бросающиеся в любое рискованное дело, лишь бы выбраться из крепостной зависимости.
Не найдя правды у верховной власти, капитан Копейкин, помогая себе сам, становится атаманом разбойников. “Повесть о капитане Копейкине” напоминает властям об угрозе революционного бунта в России.
Крепостническая мертвенность разрушает добрые задатки в человеке, губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов Руси реальные картины русской жизни кажутся особенно горькими.
Обрисовав в поэме Россию “с одного боку” в ее отрицательной сущности, в “потрясающих картинах торжествующего зла и страждущей ненависти”, Гоголь еще раз убеждает, что в его пору “нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
В чем смысл названия поэмы “мертвые души”?
Другие сочинения по теме:
- “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Мертвые души Гоголь Н. В “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:…
- Сочинение на тему: Особенности поэмы Гоголя “Мертвые души” Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов…
- Как я понимаю название поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности – и общества в…
- Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Сочинения по литературе: Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души Н. В. Гоголь всегда считал поэму “Мертвые души”, работа…
- Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя “Мертвые души” Поэма М. Гоголя “Мертвые души” – произведение сложное, в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбе России,…
- Композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Сочинения по литературе: Композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать…
- Структура поэмы Гоголя “Мертвые души” Если обратиться к структуре поэмы, то можно заметить, что в ней выведены представители господствующих сословий: дворяне, чиновники, “миллионщики” и т….
- Гоголевский “смех сквозь слезы”; в поэме “Мертвые души”; Мертвые души Гоголь Н. В Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже…
- Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя “Мертвые души” Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,…
- Вопросы и ответы по теме “Лирика А. С. Пушкина” и М. Гоголя “Мертвые души” Что такое “лирика”? Слово “лирика” происходит от греческого слова “лира”, которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом…
- Процесс написания второго тома поэмы “Мертвые души” Полнее процесс написания второго тома “поэмы” писателя раскрывается в цикле под названием “Четыре письма к разным лицам по поводу “Мертвых…
- Мертвые души в поэме М. В. Гоголя Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается…
- ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “……
- Сочинение на тему: Мертвые души – роман о душе России “Мертвые души” это произведение Гоголя о судьбе России в целом, о ее месторасположении в мире. Однако сначала может казаться, что…
- Сочинение: Русь в романе “Мертвые души”. Лирические отступления в поэме Эпиграфом к работе над темой выбираем слова А. И. Герцена : За мертвыми душами – души живые”. Анализ начинаем с…
- Быт и характер пяти помещиков в поэме “Мертвые Души” Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и…
- Чичиков – герой своего времени. Сочинение по повести Н. Гоголя “Мертвые души” У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением “Мертвых душ” в русскую литературу…
- Сравнительная характеристика Плюшкина, Коробочки и Собакевича и Ноздрева в поэме “Мертвые души” Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным…
- Тема России и народа в романе “Мертвые души” Школьное сочинение вариант 1. Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму “Мертвые души” в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После…
- Каков смысл названия поэмы А. А. Блока “Двенадцать”? Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни…
Источник: https://ege-russian.ru/v-chem-smysl-nazvaniya-poemy-mertvye-dushi/
В чем смысл названия поэмы “мертвые души”
Свое сочинение мне хотелось бы начать с высказывания И. Анненского: “А что греха таить, господа? Ведь “Мертвые души” и точно тяжелая книга и страшная. Страшная и не для одного автора. Чего заглавие-то одно стоит, точно зубы кто скалит: “Мертвые души”. Ведь никогда и нигде в мире то, что называют пошлостью так не покоряло и так не было прекрасно”.
Прочитав в первый раз эти строки, я задалась довольно-таки интересным вопросом: в чем заключается смысл названия поэмы “Мертвые души”?
Название “Мертвые души”, безусловно, имеет множество значений. Это породило в свою очередь огромное количество споров. Сейчас мы постараемся их разрешить.
Существует прямой, точнее сказать, очевидный смысл названия, который вытекает из сюжета произведения. Главный герой Чичиков скупал умерших крестьян, которые числились живыми согласно “ревизским сказкам”. После этого он планировал заложить этих крестьян в Опекунском совете, тем самым получить немалые для того времени деньги.
Таким образом, становится ясно, что “мертвые души” – это умершие крестьяне, которые существуют в бюрократическом “обличии” и являются предметом спекуляции.
Но только ли это подразумевал Н. В. Гоголь. Конечно, нет. Смысл заглавия поэмы отражается также в галерее помещиков (а именно в образах Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина).
Писатель с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его существования в этом мире. Образ Коробочки менее привлекателен, но лишь в незначительной степени отличается от образов других помещиков.
Что касается Ноздрева, то мы прекрасно видим, какой беспутный образ жизни он ведет. Этот герой уже давно не стремится постигать что-то новое, он не развивается душевно, не меняется на протяжении достаточного количества времени. Собакевича Н. В.
Гоголь сравнивает с медведем, видимо потому, что он такой же неуклюжий и грубый. В деревне Плюшкина читатель замечает “какую-то особенную ветхость” (нагроможденная мебель в доме, в основном преобладает уличный хлам). Здесь мы видим запустение и полное разорение.
Таким образом, можно сказать, что всех вышеуказанных помещиков объединяют общие черты, присущие каждому из них: пошлость, бесчеловечность, праздность и, конечно, духовная пустота. Именно помещики и “безответно мертвые обыватели”, по мнению автора, и относятся к “мертвым душам”.
Мы привыкли воспринимать душу как нечто вечное, бессмертное. Но мир стал настолько жесток и бесчеловечен, что душа является лишь отличием живого человека от мертвого. Согласитесь, очень страшно это осознавать. Этот мир стал безумным, люди напрочь забыли о душе, а, как известно, бездуховность ведет к расколу сознания.
(Пока оценок нет)
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение В чем смысл названия поэмы “мертвые души”« Бунин “Солнечный удар” сочинениеСочинение по творчеству Горького »
Источник: https://schoolessay.ru/v-chem-smysl-nazvaniya-poemy-mertvye-dushi/
Смысл названия поэмы «мертвые души» — классика
КЛАССИКА
Н. В. ГОГОЛЬ
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности — и общества в целом, и отдельной личности. В своих произведениях писатель стремился показать обществу «всю глубину его настоящей мерзости». Иронизируя, смеясь над человеческими пороками, Гоголь стремился избежать мертвенности души.
Эта же тема звучит в комедии «Ревизор». По версии Гоголя, «сборный город» N — аллегория души, где пагубные страсти — его неправедные горожане.
Смысл названия поэмы «Мертвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мертвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во- вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать. Что же губит этих чиновников и помещиков? По мнению Гоголя, «приобретение — вина всего», поэтому именно тема копейки появляется всюду в произведении, где речь идет о мертвых душах.
Отец завещал Чичикову: «…больше всего береги и копи копейку…» Впоследствии, следуя этому совету, Чичиков из обыкновенного мальчика превратился в дельца и ловкача, у которого в душе не осталось почти ничего святого. Видимо, поэтому Д. С. Мережковский назвал Чичикова «странствующим рыцарем денег».
Аналогично тому, как школьник Павлуша зашивал в мешочки по пяти рублей, Коробочка набирала «понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода».
Гоголь словами Чичикова называет Коробочку «дубиноголовой», имея в виду, по всей видимости, не только то, что она недалекая женщина, но и то, что она черства душой и сердцем. У Коробочки, как и у Чичикова, осталась только страсть к накоплению.
Эта же черта, только в гипертрофированном виде, есть и у Плюшкина. Он каждый день ходил по своей деревне, подбирал все, что попадалось ему на пути, и складывал в кучу в углу комнаты.
Именно об этом герое Гоголь написал: «И до такой ничтожности, гадости мог снизойти человек!» Если сравнивать кучу Плюшкина и дорожную шкатулку Чичикова, то можно прийти к выводу, что это аналогичные вещи, с той лишь разницей, что Чичиков располага
ет все предметы: мыльницу, бритвы, песочницы, чернильницы, перья, сургучи, билеты визитные, театральные и другие, бумаги, деньги — согласно плану.
С темой денег, а следовательно, и с темой мертвенности души тесно связана сюжетная вставка — «Повесть о капитане Копейкине», который потерял на войне руку и ногу, не мог больше себя обеспечивать и обратился к властям с просьбой о пансионе. Однако его просьба не была удовлетворена. Бедность, голод заставили Копейкина настаивать.
Генерал только сурово и неодобрительно взглянул, и у Копейкина «души уж нет — уж она ушла в пятки». Следовательно, если Гоголь употребил это выражение, то он подразумевал, что Копей- кин — живой духовно человек.
Таким образом, Гоголь поставил перед читателем проблему зависимости нравственно чистых людей от приобретателей и от денег вообще.
Итак, мертвыми душами в поэме можно назвать и Чичикова, и Коробочку, и Плюшкина.
Кто такие тогда «весьма обходительный и учтивый» помещик Манилов, «несколько неуклюжий на вид» Собакевич и «исторический» человек Ноздрев? Можно ли сказать, что они живут полноценной жизнью? Конечно же нет.
Притворно и приторно-сладкий в обращении с окружающими Манилов, крепкий хозяин Собакевич и кутила Ноздрев одну из сторон своей жизни (соответственно: подчинение всего пустой манерности, псевдохозяйственности и игре) превратили в доминирующую и чуть ли не единственную.
Нравственной жизни ни у кого из них нет, они тоже мертвы духовно.
Однако Чичиков и Плюшкин, в отличие от других помещиков, показаны в развитии, но в развитии обратном, то есть в деградации, и, по замыслу Гоголя, должны были возродиться во втором томе произведения.
Интересно заметить, что у Данте в «Божественной комедии» грешники попадали сначала в ад, потом в чистилище, а затем уже в рай. Именно этот путь могли проделать Чичиков и Плюшкин.
Некоторые исследователи считают, что та последовательность, согласно которой Чичиков попадал к помещикам, сходна с девятью кругами ада Данте, где тяжесть грехов увеличивается от первого круга к девятому, собственно от Манилова к Плюшкину. С этим утверждением можно не согласиться, однако вполне возможно предположить, что каждый помещик — это своего рода грех, о тяжести которого может судить только Господь.
Мотив земного суда и законности также присутствует в поэме и всегда проявляется рядом с темой копейки, которая губит души: законность аферы Чичикова (но не по Божьим заповедям); невозможность для капитана Копейкина по земному суду получить положенное ему по принципам гуманизма пенсионное обеспечение; Коробочка, продав Чичикову мертвых крестьян, тут же поехала в город узнать, не продешевила ли она и законна ли эта сделка. Можно сделать вывод, что человек, нарушающий закон Божий, стремясь приобрести как можно больше материальных благ, неумолимо теряет человеческий облик, становясь мертвым духовно.
В целом «Мертвые души» — произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы — оксюморон). В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в XI главе «Мертвых душ».
Писатель утверждал, что наряду с «мертвыми людьми» в России есть место богатырям, ибо каждое звание, каждая должность требует богатырства. Почему? Да потому, что они, места эти, опозорены взяточниками и бюрократами. У русского народа, «полного творящих способностей души», богатырская миссия.
Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществима, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче.
Однако Гоголь верит в то, что если открыть глаза народу на его упущение, на мертвые души, то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию.
В поэме есть и живые духовно, данные в развитии персонажи. Это умершие, но при жизни имевшие духовную жизнь крестьяне: Федотов, Петр Савельев Неуважай-Корыто, Степан Пробка — «тот богатырь, что в гвардию годился бы», Максим Телятников, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита и Андрей Волокита, Попов, Абакум Фыров и другие.
Для Гоголя также важна живая душа писателя, который не льстит людям, а отважился сказать им правду. Такой писатель, пророк отвержен обществом. Он пытается «глаголом жечь сердца людей», как пророк Пушкина, но люди его не принимают, как не принимали пророка Лермонтова.
Интересно заметить, что, в отличие от посланников Божьих, пророк Гоголя говорит о будущем с оптимизмом, верит в лучшее, надеется, что благодаря живым духовно людям Русь возродится.
Почему же тогда был сожжен второй том «Мертвых душ», где писатель хотел показать лучшие помышления русского народа, все благородство его породы? Это Гоголь объяснил в «Выбранных местах из переписки с друзьями» тем, что II часть поэмы привела бы к пустой гордости и хвастовству и была бы на руку губителям всего человеческого в человеке.
«Мертвые души» можно считать исповедальным произведением, так как Н. В. Гоголь замечал недостатки не только в окружающих, но и в себе. Писатель говорил о том, что героев поэмы он наделил «сверх их собственной гадости моей собственной дрянью». Гоголь верил, что его произведение заставит читателей задуматься о своей душе: жива она или нет.
Источник: https://scribble.su/work/ekzamen/35.html
Смысл названия поэмы “Мертвые души” Гоголя
Пожалуй, главный вопрос поэмы, который неизбежно задаёт себе читатель: кого Гоголь имел в виду, называя так свое произведение уже на этапе замысла? Отвечали и сейчас отвечают на этот вопрос по-разному, в зависимости от подхода к проблематике поэмы.
Наиболее традиционный и распространённый взгляд основывается на конфликте изжившей себя системы крепостного права, с одной стороны, и жизненной силы крестьянства, души русской нации — с другой. Отсюда следует, что мёртвыми душами Гоголь считал помещиков, живыми — крестьян.
Однако, если сводить смысл поэмы лишь к этому, пусть и верному суждению, упрощается идейный пафос поэмы. Во-первых, помимо помещиков и крестьян в произведении показаны разные слои населения, социальные типы, индивидуальные характеры.
Какой «душой» считать кучера Селифана или, например, прокурора? Если определять по социальному признаку, к какому разряду относить персонажей, то тогда основными критериями станут происхождение человека и его статус; если же по моральным качествам, то хороших людей мы будем именовать «живыми» душами, плохих — «мёртвыми».
Вспомним восклицание Гоголя в письме Жуковскому о замысле произведения: «Вся Русь явится в нём!» Оно означает, что проблематика поэмы коснётся каждого человека.
Важно также, что название произведение получило с самого начала: Гоголь имел в виду вовсе не конкретных людей, а явление, состояние омертвелости, «мёртвости» души человека, близкое к духовному умиранию личности.
Само сочетание «мёртвые души» парадоксально объединяет несовместимые сущности: смерть и вечную жизнь души — и представляет собой не обычный литературный оксюморон, а нравственно-философскую идею, предупреждение человеку не потерять свою бессмертную душу.
Поэтому неверно указывать на того или иного персонажа, называя его «живой» или «мёртвой» душой. В поэме создаётся идеал одухотворённой, осмысленной, творческой жизни — его и следует считать ориентиром, давая различные оценки героям.
Цель своей поэмы Гоголь видел в пробуждении совести человека, каждый должен посмотреть на себя с пристрастием: «А кто из нас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый вопрос: „А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?”».
Поэтому искать «омертвелость» души, настаивал Гоголь, нужно прежде всего в себе. Разумеется, это требование глубинное, общее и выходит за пределы данного литературного произведения. В поэме важнейшую роль играет фактор ответственности человека за свою жизнь и исполнение своего долга.
В этом отношении, безусловно, сатирический пафос поэмы направлен на помещиков и чиновников.
О какой гражданской и человеческой ответственности может идти речь при виде безучастного ко всему Манилова, недоверчивой и ограниченной Коробочки, неразумного и бесшабашного Ноздрёва, циничного и алчного Собакевича, вселенской прорвы, безудержного накопителя Плюшкина? Такими же резкими характеристиками Гоголь наделяет городское чиновничество, но всё же внимание к чиновникам невозможно сопоставить с подробнейшим описанием характеров помещиков, их образа жизни, поместья и хозяйства. «Помещичьи» главы отличаются на общем фоне поэмы недосягаемым уровнем художественной выразительности, эти пять глав можно даже назвать пятью актами человеческой комедии.
Об образах крестьян мы судим положительно, потому что знаем: от их труда зависит жизнь помещика, чиновника, всего населения страны. Источник физического существования и духовной жизни нации зарождается в крестьянстве, распространяясь затем на другие слои общества.
Мы не видим созидательного труда крестьян, не слышим фольклорных песен, творческая одарённость русского простого народа проявляется эпизодически, например в лирическом отступлении о русском слове или мастерстве каретника Михеева.
Гоголь видит свою задачу в том, чтобы показать, как подавляется творческая воля и жизненная активность человека в условиях крепостного рабства. Вот почему на передний план выходят судьбы крепостных крестьян.
Гоголь не скрывает их слабости, недостатки, дурные качества, то есть он не идеализирует крестьян, но и не относится к ним свысока, как к жертвам крепостного режима. Пафос гоголевского обличения выше и сложнее: описывая крестьянские судьбы, художник создаёт истории гибели людей, изначально лишённых права на свободную и достойную жизнь.
Печальна судьба плотника Степана Пробки, жизнь которого сломала крепостная неволя: он не мог остановиться в страсти зарабатывания денег, брался за любую работу и в результате погиб. Гоголь говорит здесь о том, что можно заработать денег и выкупить себе волю, но нельзя купить чувство свободы, будучи рождённым в неволе.
Таким образом, призыв быть «не мёртвыми, а живыми душами» обращён Гоголем не только к помещику или крестьянину — герою произведения, но и к каждому из нас. Гоголь не осуждал человека, не преследовал его своей сатирой. В смехе Гоголя много скорби, но есть и надежда.
В лирическом отступлении в начале седьмой главы писатель говорит о своём предназначении и судьбе: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!»
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/smysl_nazvanija_poehmy_mertvye_dushi_gogolja/35-1-0-1978
Смысл и внутренняя наполненность в названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души
Готовые Домашние Задания
«Мертвые души» смело можно назвать самым главным и итоговым произведением Гоголя. Писатель работал над своим творением на протяжении многих лет, с 1835 по 1842 год. Первоначально писатель хотел построить свое произведение по примеру «Божественной комедии» Данте.
В первом томе Гоголь хотел описать ад, во втором – чистилище, в третьем – рай для России и героев поэмы. Со временем менялся замысел «Мертвых душ», менялось и название поэмы.
Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души» Я думаю, что в эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, они очень важны для понимания произведения.
Итак, почему же «Мертвые души»? Первый ответ, который приходит в голову, – потому что это связано с сюжетом книги.
Деловой человек и большой мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по России и покупает мертвые ревизские души. Он это делает, якобы, для того, чтобы вывезти крестьян в Херсонскую губернию, и начать там хозяйствовать.
Но на самом деле Чичиков желает получить за души деньги, заложив их в опекунском совете, и зажить счастливо.
Со всей своей энергией герой берется за дело: «перекрестясь по русскому обычаю, приступил он к исполнению». В поисках мертвых крестьянских душ Чичиков поехал по деревням русских помещиков. Читая описание этих помещиков, мы постепенно понимаем, что эти люди и есть настоящие «мертвые души».
Чего стоит любезнейший, очень воспитанный и либеральный Манилов! Все свое время этот помещик проводит за пустыми рассуждениями и мечтами. В реальной же жизни он оказывается совершенно беспомощным и никчемным. Манилов не интересуется действительной жизнью, дело ему заменяет слово.
Это совершенно пустой человек, прозябающий в бесплодных мечтах.
Так же пуста и мертва помещица Коробочка, к которой по случайности заехал Чичиков. Любой человек для этой помещицы, прежде всего, потенциальный покупатель.
Она и разговоры может вести только о купле-продаже, да еще о своем покойном муже. Внутренний мир Коробочки давно остановился и застыл.
Об этом говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах, а также мухи, которые просто заполонили весь дом Коробочки.
Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… Все эти помещики давно перестали жить духовной жизнью, их душа умерла или находится на пути к полному омертвению.
Недаром помещики сравниваются автором с животными: Собакевич похож на медведя средней величины, Коробочка изображается в окружении птиц.
А Плюшкин вообще ни на кого и на что не похож: он предстает перед Чичиковым бесполым существом, без возраста и социального положения.
Духовная жизнь заменяется у помещиков чревоугодием. Коробочка – хлебосольная хозяйка, сама любящая поесть. Она угощает Чичикова «грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепешками…» Лихой Ноздрев больше любит выпить, чем закусить. Это, по-моему, вполне соответствует его широкой и разудалой натуре.
Самый большой чревоугодник в поэме – это, конечно, Собакевич. Его крепкая, «деревянная» натура требует ватрушек величиной с тарелку, бараньего бока с кашей, девятипудового осетра и так далее.
Плюшкин же дошел до такой степени омертвения, что ему уже и еды почти не нужно. Храня у себя огромные богатства, он питается объедками да и Чичикова угощает ими же.
Следя за передвижениями Павла Ивановича, мы обнаруживаем все больше и больше «мертвых душ». Чичиков появляется в домах видных чиновников города N, после покупки крестьян он начинает ходить по различным инстанциям, оформляя свои приобретения.
И что же? Мы понимаем, что среди чиновников почти все являются «мертвыми душами». Их мертвенность особенно отчетливо видна в сцене бала. Здесь нет ни одного человеческого лица. Повсюду кружатся головные уборы, фраки, мундиры, ленты, муслины.
Действительно, чиновники еще более мертвы, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей», берущая взятки, бездельничающая и наживающаяся на нуждах просителей. Никаких умственных интересов у чиновников не проявляется. Гоголь иронически замечает по поводу интересов этих людей: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал…»
Интересно, что, служа бездушным господам, и крепостные начинают терять себя, свою душу. Примером являются и черноногая девка Коробочки, и слуга Чичикова – кучер Селифан, и крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй.
Важно заметить, что главным в человеке Гоголь считал душу. Именно душа является божественным началом в каждом из нас.
Душу можно потерять, можно продать, можно проиграть…Тогда человек становится мертвым, независимо от жизни его тела. Человек с «мертвой» душой не приносит никакой пользы ни окружающим его людям, ни своему отечеству.
Больше того, он может вредить, губить, уничтожать, ведь он ничего не чувствует. Но, по мысли Гоголя, душа может возродиться.
Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», автор, по-моему, имел в виду прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни. Такие люди бесполезны и даже опасны. Душа – это божественная часть человеческой натуры. Поэтому, по мнению Гоголя, за нее нужно бороться.
Сочинения по теме:
- Столкновение будущего и настоящего в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” сочинение
- Жизнь, позиции и нравы в губернии N по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” сочинение
- Анализ характера Чичикова и сравнение его с эпохой современности в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” сочинение
- Характеристика визита Чичикова к одному из именитых помещиков в произведении Н. В. Гоголя “Мертвые души” сочинение
Источник: https://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/smysl-i-vnutrennyaya-napolnennost-v-nazvanii-poemy
Сочинения на Getsoch.ru
В чем смысл названия поэмы «Мертвые души»?
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Своё сочинение мне хотелось бы начать с высказывания И.
Анненского: «А что греха таить, господа? Ведь «Мёртвые души» и точно тяжелая книга и страшная. Страшная и не для одного автора. Чего заглавие-то одно стоит, точно зубы кто скалит: «Мёртвые души».
Ведь никогда и нигде в мире то, что называют пошлостью так не покоряло и так не было прекрасно».
Прочитав в первый раз эти строки, я задалась довольно-таки интересным вопросом: в чем заключается смысл названия поэмы «Мёртвые души»?
Название «Мёртвые души», безусловно, имеет множество значений. Это породило в свою очередь огромное количество споров. Сейчас мы постараемся их разрешить.
Существует прямой, точнее сказать, очевидный смысл названия, который вытекает из сюжета произведения. Главный герой Чичиков скупал умерших крестьян, которые числились живыми согласно «ревизским сказкам». После этого он планировал заложить этих крестьян в Опекунском совете, тем самым получить немалые для того времени деньги.
Таким образом, становится ясно, что «мертвые души» – это умершие крестьяне, которые существуют в бюрократическом «обличии» и являются предметом спекуляции.
Но только ли это подразумевал Н.В. Гоголь? Конечно, нет. Смысл заглавия поэмы отражается также в галерее помещиков (а именно в образах Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина).
Писатель с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его существования в этом мире. Образ Коробочки менее привлекателен, но лишь в незначительной степени отличается от образов других помещиков. Что касается Ноздрёва, то мы прекрасно видим, какой беспутный образ жизни он ведет.
Этот герой уже давно не стремится постигать что-то новое, он не развивается душевно, не меняется на протяжении достаточного количества времени. Собакевича Н.В. Гоголь сравнивает с медведем, видимо потому, что он такой же неуклюжий и грубый.
В деревне Плюшкина читатель замечает «какую-то особенную ветхость» (нагроможденная мебель в доме, в основном преобладает уличный хлам). Здесь мы видим запустение и полное разорение.
Таким образом, можно сказать, что всех вышеуказанных помещиков объединяют общие черты, присущие каждому из них: пошлость, бесчеловечность, праздность и, конечно, духовная пустота. Именно помещики и «безответно мертвые обыватели», по мнению автора, и относятся к «мертвым душам».
Мы привыкли воспринимать душу как нечто вечное, бессмертное. Но мир стал настолько жесток и бесчеловечен, что душа является лишь отличием живого человека от мертвого. Согласитесь, очень страшно это осознавать. Этот мир стал безумным, люди напрочь забыли о душе, а, как известно, бездуховность ведёт к расколу сознания.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/23-v-chem-smysl-nazvaniya-poemy-mertvye-dushi.html
Мертвые души: смысл названия
В мае 1842 года выходит в печать первый том гоголевских «Мертвых душ». Произведение было задумано автором еще во время его работы над «Ревизором».
В «Мертвых душах» Гоголь обращается к основной теме своего творчества: господствующим классам русского общества. Сам писатель говорил: «Огромно и велико мое творение, и не скоро конец его».
Действительно, «Мертвые души» — выдающееся явление в истории русской и мировой сатиры.
«Мертвые души» — сатира на крепостничество
«Мертвые души» — произведение критического реализма. В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (VII глава).
Здесь открывается особенность гоголевского реализма: способность обнажить и показать крупным планом все изъяны человеческой натуры, которые не всегда бросаются в глаза.
В «Мертвых душах» отразились основные принципы реализма:
- Историзм. Произведение написано о современном писателю времени – рубеж 20-30 годов XIX века – тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
- Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет детали.
- Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи сравнительных оборотов и пословиц.
Смысл названия: буквальный и метафорический
Гоголь задумывал написать произведение из трех томов. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же «Мертвые души» должны были состоять из трех частей. Даже название поэмы отсылает читателя к христианским началам.
Почему «Мертвые души»? Само название – оксюморон, сопоставление несопоставимого. Душа – это субстанция, которая присуща живому, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что не все потеряно, что положительное начало в искалеченных душах помещиков и чиновников может возродиться.
Об этом и должен был быть второй том.<\p>
Смысл названия поэмы «Мертвые души» лежит в нескольких плоскостях. На самой поверхности — буквальный смысл, ведь именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах.
Собственно, в этом суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В обстоятельствах продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» — это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого.
Ими правит жажда наживы (чиновники), скудоумие (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).
Глубинный смысл названия
Все новые аспекты открываются по мере чтения поэмы «Мертвые души».
Смысл названия, таящийся в глубинах произведения, заставляет задуматься над тем, что любой человек, простой обыватель, может со временем превратиться в Манилова или Ноздрева. Достаточно в его сердце поселиться одной небольшой страсти.
И он не заметит, как взрастет там порок. С этой целью в XI главе Гоголь призывает читателя посмотреть вглубь души и проверить: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»
Гоголь заложил в поэму «Мертвые души» смысл названия многоплановый, открывающийся читателю не сразу, а в процессе осмысления произведения.
Жанровое своеобразие
При анализе «Мертвых душ» возникает еще один вопрос: «Почему Гоголь позиционирует произведение как поэму?» Действительно, жанровое своеобразие творения уникально. В процессе работы над произведением Гоголь в письмах делился с друзьями своими творческими находками, называя «Мертвые души» и поэмой, и романом.
На титульном листе первого издания было написано: «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (на первой части настояла цензура) — и далее крупно был выделен подзаголовок «Поэма».
Сам писатель настаивал, чтобы именно так оформляли «Мертвые души». Смысл названия произведения поэмой сводится к тому, что Гоголь планировал продолжить работу, и во втором и третьем томах показать возрождение порочных героев.
И тогда «Мертвые души» из сатиры превратятся в поэму.
Этим не исчерпываются жанровые особенности произведения «Мертвые души». Смысл названия его поэмой объясняется самим Николаем Васильевичем в пособии по словесности. Там он называет поэмой жанр, промежуточный между эпопеей и романом.
В центре такого жанра должен стоять герой – обычный человек, через приключения которого показываются нравы современной ему эпохи. В пример Гоголь приводит «Дон Кихота» Сервантеса.
<\p>
Кроме того, в «Мертвых душах» есть еще один аспект, благодаря которому произведение считается поэмой – это многочисленные лирические отступления, характерные для данного воспевающего жанра.
Помимо перечисленных качеств, «Мертвые души» тесно граничат с плутовским и даже социальным романом. Но относить произведение к данному жанру не стоит ввиду отсутствия любовной интриги.
Герои и антигерои в поэме
В первом томе «Мертвых душ» («Ад» по Данте) Гоголь задумал показать зло – порочное чиновничество и помещичий класс. Реализовано это было через систему образов. Герои-мертвые души – те чиновники и помещики, которых встречает Чичиков, выполняя свою хитроумную махинацию.
Образы помещиков представлены по мере возрастания духовного упадка и моральной низости.
При описании каждого из них Гоголь акцентирует внимание на том, что это не частный случай, а тип людей: «Манилов принадлежит к людям так себе»; Коробочка — «Одна из тех матушек»; «Таких людей, как Ноздрев, приходилось всякому встречать немало».
Подобных нравственно оскудевших людей рождает социальная среда. В поэме вынесен приговор как помещикам, так и всей крепостнической системе в целом.<\p>
Еще один отрицательный образ поэмы «Мертвые души» — чиновничество. В городе царит разруха и бардак.
Бюрократический аппарат – то место, где можно выгодно заработать. Процесс получения взяток поставлен на поток. Вспомним эпизод, когда Чичиков дает взятку Ивану Антоновичу. Действия чиновника доведены до автоматизма: увидеть купюру – накрыть бумажкой – сделать вид, что все в порядке.
Отрицательные герои формируют смысл названия поэмы – «Мертвые души». Однако, по мнению Гоголя, не все так плохо: двоим героям он дает шанс исправиться. Процесс воскрешения из мертвых связан с категорией движения. Двое персонажей поэмы показаны в процессе развития: дана биография Чичикова и Плюшкина. Этим Гоголь намекает, что они способны измениться в дальнейшем.
Несомненно, положительный герой в поэме – это автор, раскрывающийся через лирические отступления. Он понимает и любит Россию, видит огромный потенциал в русском народе. Кроме того, Гоголь подчеркивает положительные качества русского народа: сочный язык, трудолюбие, честность, самобытность, изобретательность. Именно это позволит измениться Руси и стать сказочной птицей-тройкой.
О втором томе «мертвых душ»
В состоянии глубокого творческого кризиса в течение десяти лет пишет Гоголь второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дело идет очень туго и не особо его удовлетворяет.
<\p>
Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы.
Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.
Увидев в поэме «жизненную неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».
Источник: https://rus-poetry.ru/mertvye-dushi-smysl-nazvaniya/