Сказочный мир уайльда: счастливый принц

Читать

Уайлд Оскар

Счастливый Принц

Оскар Уайлд

Счастливый Принц

Счастливый Принц стоял на стройной колонне, возвышаясь над черепичными крышами и острыми шпилями. Его одежда была сшита из тонких листьев самого лучшего золота, глаза ему заменяли два светлых сапфира, а на рукояти его шпаги пылал ярко-красный рубин. Жители города были от него в восторге.

“Он прекрасен, как мой флюгер,” — сказал Советник, которому очень хотелось, чтобы все знали про его тонкий художественный вкус. “Но не так полезен,” — поспешно добавил он, опасаясь показаться непрактичным.

“Вот с кого надо брать пример! — говорили молодые мамы своим детям. — Счастливый Принц никогда не плачет.”

“Как я рад, что хоть кто-то на этой земле действительно счастлив,” — грустно промолвил кто-то в сером плаще, глядя на великолепный памятник из темной подворотни.

“Он совсем, как ангел!” — говорили приютские девочки, когда шли домой из храма в своих красненьких курточках и чистых белых передничках. “Откуда вы знаете? — спросил Учитель Математики.

— Вы же никогда не видели ангелов.” “Видели, видели, — защебетали две сестренки, — они приходят к нам во сне.” Учитель Математики сразу нахмурил брови и стал совсем строгим.

Ему очень не нравилось, что дети видят сны.

Как-то ночью над городом летел маленький Скворец. Его друзья еще шесть недель назад улетели в далекий Египет, а он остался. Скворец был влюблен в прекрасную Тростинку. Он встретил ее на ранней весной, когда в погоне за желтым мотыльком летел вниз по реке.

Его так очаровала ее грациозность, что он остановился поговорить с ней. “Будьте моей женой.” — решительно сказал Скворец. Он привык сразу браться за дело. Тростинка сделала ему низкий поклон.

Обратите внимание

И Скворец стал летать, летать вокруг нее, касаясь реки крыльями, и покрывая воду тонкой серебристой рябью. Так он провел все лето.

“Что за нелепая привязанность,” — чирикали другие скворцы: “У нее совсем нет денег, к тому же родственников пруд пруди.” И правда, вся река была запружена тростником.

Когда пришла осень, птицы улетели. Скворец почувствовал себя одиноким, и возлюбленная стала понемногу надоедать ему. “Она даже не умеет разговаривать, — заметил он. — Наверное она кокетка — она все время флиртует с ветром.” Даже после легкого дуновения Тростинка рассыпалась множеством изящных реверансов.

“Пускай она и домоседка, зато мне нравится путешествовать, значит и жене моей должно нравиться”. “Отправишься со мной?” — спросил он наконец. Но Тростинка лишь покачала головой, — она так была привязана к своему дому… “Ты просто дурачила меня!” — вскричал он: “Чтож, прощай! -Меня ждут Фараон и Египетские Пирамиды.

Счастливо оставаться!” И Скворец улетел.

Он летел весь день, и только ночью оказался в городе. “Где же мне переночевать? — подумал Скворец. Надеюсь, Городские Власти уже приготовились к моему прилету.” Тут он увидел памятник, стоящий на высоченной колонне.

“Вот где я остановлюсь! — воскликнул Скворец. -Прекрасное местечко, и столько свежего воздуха!” И он устроился прямо между туфель Счастливого Принца.

“Сегодня у меня золотая спальня,” — самодовольно оглядываясь сказал он. И только он хотел спрятать голову под крыло, как — кап! — откуда-то сверху на него упала капля. “Вот так история, — встрепенулся Скворец. — На небе ни облачка, все звезды видно, и все равно идет дождь! Не зря говорят, что на Севере Европы отвратительный климат. Только этой дурочке тростинке мог нравиться дождик.”

“Кап!” — и еще одна капля упала на него. “Какой прок во всех этих памятниках, если они даже от воды не могут защитить. Полечу, поищу приличный дымоход”. Не успел он раскрыть крыльев, как опять на него упала капля.

Скворец сердито взглянул вверх, и … Что же он увидел? Глаза Счастливого Принца были полны слез, слезы стекали по золотым щекам и падали вниз.

Лицо его было так прекрасно в лунном свете, что маленькому Скворцу стало жаль Принца.

“Кто ты?” — спросил он. “Счастливый Принц”. “Почему же ты плачешь? Я уже весь вымок”.

“Когда я жил, и сердце у меня было человеческое, -отвечал памятник, — я не знал что такое слезы. Я жил во Дворце Утех, куда запрещен вход печали. Днем я играл с друзьями в саду, а вечером открывал бал в Главной Зале дворца. Сад был обнесен высокой стеной, но мне и знать не хотелось, что за ней.

Ведь вокруг все было так прекрасно… Придворные звали меня Счастливым Принцем. О! Если удовольствия могут принести счастье, как я был счастлив! А потом я умер. И сейчас они поставили меня так высоко, что я вижу всю скорбь и всю нищету моего города.

И хоть сердце у меня теперь оловянное, я не могу не плакать”.

“Вот как! А я думал он весь из золота”, — подумал Скворец. Но он был слишком вежлив, чтобы делать замечания вслух.

“Далеко отсюда, — сказал Принц тихим нежным голосом, -есть тихая улица, а на ней старенький дом. Одно окно в нем открыто, и я вижу женщину, которая сидит за столом. У нее худое измученное лицо, и усталые красные руки, все исколотые штопальной иглой.

Она швея, и сейчас она вышивает Цветы Любви на атласном платье прекраснейшей из королевских фрейлин. Ей надо успеть к Придворному Балу. В углу на кроватке лежит ее сын. Он тяжело болен, у него жар, и он просит апельсинов. Но в доме ничего нет, и мама может только напоить его водой из реки, поэтому он все время плачет.

Дорогой Скворец, отнеси ей, пожалуйста, рубин из моей шпаги. Мои ноги приросли к этой колонне, и я не могу сойти отсюда”.

“Но меня ждут в Египте, — сказал Скворец. Мои друзья уже давно летают над Великим Нилом, над его берегами, богатыми молоком и медом. Там они беседуют с огромными белыми лилиями.

Важно

Скоро они полетят на ночлег в чертог Великого Тутанхамона. Сам Тутанхамон уже лежит там в своей раскрашенной усыпальнице. На нем желтое льняное одеяние, а вокруг курятся благовония.

На шее у него ожерелья из зеленого нефрита, а руки похожи на осенние листья”.

“Милый мой Скворец, неужели ты не задержишься на одну ночь, и не сослужишь мне службу? Мальчику так тяжело в горячке, а его мать падает с ног от усталости”.

“Вообще-то я не очень люблю мальчишек, — ответил Скворец. — Прошлым летом, когда я жил у реки, два здоровенных парня, дети мельника, все время бросали в меня камнями. Конечно же, они не попали. Мы, скворцы, слишком хорошо для этого летаем. К тому же, мое семейство всегда отличалось быстротой и проворностью. Хоть попасть они и не могли, все же это было явное неуважение с их стороны”.

Но Счастливый Принц был так расстроен, что Скворцу стало немного стыдно. “Ладно, — пробурчал он, — я, так и быть, задержусь на ночь, и сделаю, что ты меня просишь. Хотя все-таки у вас здесь слишком холодно”.

“Спасибо тебе, скворчонок,” — сказал принц.

Скворец отколол большой рубин со шпаги Принца, и понес его в клюве над городскими крышами. Он пролетел около городского собора с мраморными ангелами, мимо замка, мимо радостных звуков бала и танцев. Прекрасная девушка стояла на балконе со своим возлюбленным.

“Какие здесь удивительные звезды, — сказал он ей. — И как удивительна сила любви”. “Я как раз приказала вышить Цветы Любви на моем новом платье, — ответила она. — Надеюсь, оно будет готово к Придворному Балу. Впрочем, эти швеи так ленивы”.

Скворец пролетал над рекой, и видел сигнальные огни на мачтах кораблей. Он пролетал над гетто, и видел как старые евреи торговались друг с другом, звеня медью. Наконец, он нашел тот самый дом, и заглянул внутрь.

Бедный мальчик метался на своей кровати, а мама его так устала, что заснула склонившись над неоконченным платьем. Скворец впорхнул внутрь, и положил рубин рядом с наперстком. Потом он нежно облетел кровать мальчика, и взмахами своих крыльев постарался развеять его жар.

“Как хорошо, — прошептал ребенок, — мне уже легче”, и забылся легким сном.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=155850&p=1

Сказки Оскара Уайльда

Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 09.12.2016 17:34 Просмотров: 1659

О́скар Уайльд – английский философ, эстет, писатель, поэт, драматург. При этом он является автором сказок, которые написал для своих сыновей. 

Сказки были изданы в 2-х сборниках: «Счастливый принц» (1888) и «Гранатовый домик» (1891).

Об авторе

Оскар Уайльд (его полное имя – О́скар Фи́нгал О'Фла́эрти Уиллс Уайльд, 1854-1900) – замечательная и противоречивая фигура в английской литературе. По происхождению он ирландец.
Уже при жизни его называли «блестящий Оскар». В начале 90-х годов ХIХ в.

Уайльд имел признание и славу в английских литературных кругах как блестящий острослов, эксцентричная личность и писатель, отличающийся красотой и изяществом стиля, оригинальным умом и своеобразием. Его афоризмы, эпиграммы, парадоксы ловили на лету. Даже сказки Уайльда отличаются глубокой серьёзной мыслью.

Хотя они были предназначены для детей и очень хорошо ими воспринимаются, его сказки интересны и взрослым, т.к. в них он противопоставляет алчность и бессердечность буржуа искренние чувства и нравственное превосходство простых людей.

Он и сам считал, что его сказки будут интересны взрослым, «которые не утратили дара радоваться и изумляться».

Первый сборник «Счастливый принц и другие сказки» (1888)

• «Счастливый принц»• «Соловей и роза»• «Великан-эгоист»• «Преданный друг»

• «Замечательная ракета»

Финский исследователь А. Оялы назвал сборник «Счастливый Принц и другие сказки» «духовным завещанием Оскара Уайльда». Главный их пафос – нравственный.

Сказка «Счастливый Принц»

Над городом стоит статуя Счастливого Принца. Сверху донизу он покрыт листочками чистого золота. Вместо глаз у него сапфиры, на рукоятке шпаги сияет крупный рубин. Принцем все любовались.

Но никто не знал, что сверху он видел всё безобразие и нищету своего города, и, хотя сердце его было сделано из свинца, он не мог удержаться от слез. Об этом принц рассказал Ласточке, которая однажды села у его ног.

Ласточка и Принц подружились, и она стала выполнять его поручения.

Его первое поручение было таким:

– Далеко отсюда в улочке стоит убогий домишко. Одно из его окон раскрыто, и в окно я вижу женщину, сидящую у стола. Лицо у неё худощавое, изнуренное: у неё загрубелые красные руки, исколотые иглою, она – швея.

Она вышивает страстоцветы на атласе для платья прелестнейшей из фрейлин королевы к предстоящему придворному балу. В углу комнаты, на постели, лежит её больной малютка. У него жар, и он просит апельсинов. Матери нечего дать ему, кроме речной воды, и он плачет.

Ласточка, ласточка-крошка, не отнесешь ли ты ей рубин из рукоятки моего меча? Мои ноги прикреплены к пьедесталу, и я не могу двинуться с места.

Ласточка выполнила это поручение, затем другое, третье… И Принц отдал вслед за рубином сапфиры из своих глаз. Теперь Принц стал слепым, и Ласточка решила не лететь на юг, а остаться с ним навсегда. Она сидела на плече Принца и рассказывала ему обо всём, что видела в чужих краях.
Но Принц сказал:

– Ты рассказываешь мне о дивных вещах, но всего удивительнее страдания людей. Нет тайны более великой, чем нищета. Полетай над моим городом, Ласточка-крошка, и расскажи мне о том, что увидишь.

Ласточка стала летать над огромным городом, видела богачей, веселящихся в своих пышных чертогах, в то время как нищие сидели у ворот. Она залетала в темные переулки и видела бледные личики полумертвых от голода детей, безучастно глядевших в темноту улицы.

Под пролетом моста лежали два маленьких мальчика, пытавшихся согреться друг у друга в объятиях.

– Как голодно! – говорили они.- Здесь не дозволено лежать! – заорал на них сторож, и дети побрели под дождь.Ласточка вернулась и рассказала Принцу обо всем, что видела.- Я покрыт чистым, золотом, – молвил Принц.

– Ты снимай его по листочку и отдавай моим беднякам; живым всегда думается, что золото может сделать их счастливыми.Ласточка откалывала золото листочек за листочком, пока Счастливый Принц не сделался серым и тусклым.Но морозы всё крепчали, и Ласточка погибла.

Она упала мёртвой к его ногам. В это мгновение внутри статуи раздался странный треск – точно сломалось что-нибудь. И действительно, его свинцовое сердце раскололось пополам.

Утром все увидели, что Счастливый Принц стал выглядеть ужасно: он превратился в оборвыша.

И было решено снести его. И вот статую Счастливого Принца стащили с пьедестала.

– Раз он уже некрасив, он и не полезен, – объявил университетский профессор искусств.
– Удивительное дело! – говорил старший мастер литейного завода. – Это надтреснутое свинцовое сердце никак не расплавится в горне. Надо его выбросить. И свинцовое сердце выбросили в мусорную кучу, где уже лежала

мертвая Ласточка. 

– Принеси мне две лучших драгоценности города, – сказал Господь одному из Своих ангелов, и ангел принес Ему свинцовое сердце и мёртвую птицу.

– Ты правильно выбрал, – изрёк Господь, – ибо эта птица вечно будет петь в Моем райском саду, и в золотом Моем городе Счастливый Принц будет возносить Мне хвалу.
Так заканчивается сказка «Счастливый Принц».

Совет

О чём она? Разве только о благотворительности? Нет, конечно. Отдать лишнее со своего богатого стола – невелика заслуга. А вот отдать другим всего себя, как это сделали Счастливый Принц и Ласточка, может не всякий.

Спешите делать добро!

Второй сборник сказок «Гранатовый домик» (1891)

• «Мальчик-звезда»• «День рождения инфанты»• «Рыбак и его душа»

Читайте также:  Для чего человеку нужна цель?

• «Юный Король»

Сказка «Мальчик-звезда» («Звёздный мальчик») (1891)

Стояла зима. Была лютая стужа…

Иллюстрация Н. Гольц

Два дровосека возвращались домой, и вдруг впереди блеснула и упала яркая звезда. Дровосеки пустились наперегонки к тому месту. Они увидели большой золотой сверток – это был в несколько раз свернутый плащ из золотой ткани, в котором был укутан ребёнок. Один дровосек предложил оставить его, но другой понёс ребёнка домой.

Жена с удивлением смотрела на свёрток в его руках. Между ними произошёл такой разговор:

– А это ребенок; я нашел его в бору и принес к тебе, чтобы ты позаботилась о нем так же, как и о наших детях.И муж, развернув плащ, открыл жене спящего ребенка.- Неужели тебе мало своих детей? – сказала с упреком жена.

– Как мы будем его кормить и воспитывать, когда нет сил держать и своих детей? Кто поручится, что этот ребенок не принесет нам несчастья!- Это дитя должно принести нам счастье: оно-Дитя-Звезда, – отвечал дровосек и стал рассказывать о дивной находке.

Но жену трудно было успокоить; она ворчала, что и так недостает пищи, а тут еще чужой ребенок.- Бог заботится не только о людях, но даже и о птицах; посмотри: Он и зимой кормит их, – говорил дровосек.Дровосек стоял близ открытой двери и не трогался с места.Чрез открытую дверь потянул резкий ветер.

Жене дровосека стало холодно, и она сказала мужу:- Прикрой дверь, в горницу дует резкий ветер!

– Там, где черствое сердце, всегда бывает холодно, – ответил дровосек.

Жена молча присела к огню.Через несколько минут она посмотрела на мужа. В ее глазах были слезы. Муж заметил это, подошел к ней и передал ей ребенка. Взяв его на руки, она отнесла его в кроватку, где спал ее младший сын.Так Мальчик-звезда стал расти в семье дровосека.Золотой плащ и янтарную цепочку, висевшую на шее ребенка, он спрятал до поры до времени в сундук.

Шло время, и Мадьчик-звезда становился всё прекраснее и прекраснее. Он понимал это и гордился своей красотой. «А в своей гордости он стал жестоким и самолюбивым. Он с презрением относился к детям дровосека и к другим деревенским детям, считая себя благородным, рожденным от Звезды, а их – низкими по происхождению.

Он стал повелевать детьми и называть их своими слугами. Бедных, калек, слепых и вообще слабых и несчастных он также презирал. Не имея к ним ни малейшей жалости, он кидал в них камнями, гнал на большую дорогу и угрожал им, чтобы они не появлялись в следующий раз. Зло издеваясь над слабыми, Мальчик-Звезда любил только самого себя, свою красоту.

Нередко он спускался к ручью и любовался отражением своего красивого лица».

Иллюстрация Н. Гольц

Дети всегда послушно исполняли все, что он приказывал им. Когда он мучил крота, выкалывая ему глаза, дети смеялись. Когда же он кидал камнями в слепых или в прокаженных, они помогали ему. Его жестокость заражала их.
Однажды в их деревне появилась нищенка. Мальчик-Звезда подбежал к ней и стал забрасывать её камнями. Отец, увещевая его, сказал:

– Что дурного сделала тебе эта женщина и за что ты её бьешь?Мальчик-Звезда гордо посмотрела, на него и гневно произнес:- Я не обязан давать тебе объяснений моих поступков. Ты мне не отец, чтобы приказывать!

– Это верно, – ответил дровосек, – но все же я пожалел тебя и спас от гибели, когда ты замерзал близ леса; а потом вот и вырастил тебя.

Иллюстрация Н. Гольц

Эти слова поразили нищенку, и она стала расспрашивать дровосека. Оказалось, что это была мать Мальчика-Звезды. Но он даже слышать об этом не хотел, несмотря на то, что она подробно рассказала, что его похитили разбойники. И теперь она ищет своего сына вот уже 10 лет. Но Мальчик-Звезда ответил:

– Если ты действительно моя мать, то лучше бы тебе не приносить позора мне. До сих пор меня называли сыном Звезды, а не нищей. Уходи же отсюда: я не хочу тебя видеть!
А на просьбу матери поцеловать её на прощание он сказал:

– Ты так безобразна, что я лучше поцелую змею или жабу, но только не тебя…Когда женщина, заплакав, ушла, он вернулся к детям, но те увидели совсем другого мальчика:- У-у! Какой ты гадкий, точно жаба или змея! Мы не станем играть с тобой.

Уходи отсюда прочь!Мальчик взглянул на своё отражение в ручье, увидел ужасный свой вид и понял, что наказан за собственную жестокость. И он пошёл искать свою мать. Всех, кто ему попадался на пути, он спрашивал, не встречали ли его матери.

Крот ему сказал:

– Ты для забавы выколол мне глаза и я не могу отплатить тебе добром за твою жестокость.Коноплянка на его просьбу помочь ответила:- Ты был так жесток, что обрезал мне крылья, и я не могу теперь летать.- Я не отвечу тебе на этот вопрос, – сказала Белка, – потому что ты убил мою мать.

Я боюсь, что ты ищешь и свою мать для того, чтобы убить ее.

Обо всех приключениях Мальчика-Звезды вы должны прочитать самостоятельно. Он много перенёс и многое понял. Он научился делать добро: спас попавшего в капкан зайца, несколько раз помог бедному прокажённому…

И былая красота возвратилась к нему.

Иллюстрация Н. Гольц

Обратите внимание

А нищенка и прокажённый оказались Королевой и Королём, он же сам – их сыном.«Мальчика-Звезду нарядили в лучшие одежды и короновали на царство. И стал он править городом.Как повелитель, он был добр и справедлив. Злого мага он изгнал, а дровосека и его жену одарил подарками, детей же дровосека взял во дворец на службу.

Юный Король не выносил жестокости.

Он постоянно учил своих подданных любви и милосердию. Каждый бедняк мог свободно обратиться к Королю за помощью. И юный Король всем помогал: голодных кормил, а нагих одевал. И воцарился в той стране мир. Но славное царствование юного Короля было кратковременно. Прошлое мучило его, и он страдал. Но еще больше он страдал при виде людских страданий.

Спустя три года он скончался, не выдержав своих страданий».

Эта сказка не требует никаких комментариев.

Литературоведы отмечают, что сказки О. Уайльда обнаруживают сильное влияние Г.Х. Андерсена, для них характерны христианские мотивы. Да и по художественному строю они близки творениям великого датского сказочника, хотя в них сильна сатира на современные автору английские нравы.
Главное в сказках Оскара Уайльда – их нравственное начало.

…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Позже Оскар Уайльд издал некоторые сказки специально в изложении для детей (пер. И.П. Сахарова):

• «День рождения Принцессы»• «Звездный мальчик»• «Принц и ласточка»• «Преданный друг»• «Соловей и роза»• «Великан-эгоист»• «Замечательная ракета»

• «Молодой Король»

Источник: https://ency.info/slovesnost/avtorskie-skazki/643-skazki-oskara-uajlda

Оскар Уайльд “Счастливый принц”

Есть сказки для самых маленьких. Есть сказки просто для маленьких. Есть сказки для школьников.

А есть сказки, которые должен прочитать каждый независимо от возраста – настолько они красивы и в тоже время необыкновенно жизненны, и каждая их фраза наполнена смыслом.

Именно такими сказками прославился ирландский писатель и драматург Оскар Уайльд. Его сказки «День рождения Инфанты», «Рыбак и его душа», «Мальчик-звезда» и другие поражают глубиной и завораживают.

Сказка «Счастливый Принц» – одна из самых известных сказок Уайльда и, пожалуй, одна из немногих его произведений, которые отличаются оптимизмом, даже несмотря на довольно грустный конец. И чтобы понять, для кого она была написана, и вспомнить об истинных ценностях, хочется перечитывать ее снова и снова.
<\p>

Немного об авторе

Оскар Уайльд – одна из самых противоречивых фигур в мировой литературе. Уникальный драматург, великолепный эссеист и автор множества публицистических очерков, чье творчество было наполнено парадоксами и щедро приправлено блестящим остроумием и невероятно тонким чувством языковых нюансов.

Уайльда смело можно назвать мастером художественного слова: его пышные эпитеты, цветистые метафоры и аллегории, сильные и точные повторы, безупречная выверенность фраз словно стирают грани между литературой и живописью.

Оскар Уайльд – яркий представитель философии эстетизма, движения в искусстве 19 века, признававшим красоту единственно возможной истиной, а гедонизм и чувственные удовольствия – самым правильным образом жизни.

Важно

Для сторонников эстетизма искусство не должно ни наставлять, ни поучать, ни обладать каким-либо сложным содержанием. Его суть – преобладание внешнего над внутренним, приоритет красоты, утонченности и изысканности оболочки.

Уайльд не только разделял взгляды эстетов, но и пытался донести суть своей философии до всех выдающих литераторов и представителей искусства Европы. Тем парадоксальнее особенности сказок, вышедших из-под его пера.

Всего Уайльду принадлежат два сборника сказок: «Счастливый принц и другие сказки», впервые опубликованный в 1888 году, и «Гранатовый домик», увидевший свет в 1891.

Уникальность этих сказок заключается в том, что под безупречными и изысканными речевыми оборотами и роскошными описаниями скрывается по-настоящему глубокий смысл и попытка донести до читателей определенную мораль, подчеркнув исключительную важность духовных ценностей, что эстетизму, в общем, не свойственно. Возможно, писателем двигали исключительно отцовские чувства (сказки он сочинял для своих сыновей, Вивиана и Сирила), заставившие его несколько переосмыслить суть бытия, а может быть, это был не более чем на редкость удачный литературный эксперимент – оба версии довольно правдоподобны. Однако и на сегодня сказки Оскара Уйальда нисколько не потеряли своей актуальности.

«Счастливый принц». Чары и парадоксы

Если читать сказку впервые, поневоле можно подумать, что она принадлежит перу Ганса Христиана Андерсена, поскольку сюжетная канва на удивление похожа: говорящая ласточка, улетающая в теплые края, статуя, умеющая мыслить и чувствовать, самопожертвование и самоотверженность главных героев, печальный, но в то же время на удивление светлый конец, четко прослеживающийся религиозный мотив. Однако стилистика произведения заставляет в этом усомниться: роскошные описания, тяготение к пышности Востока, демонстрация богатого владения языком хоть и были свойственны талантливому датчанину, но такого истового поклонения вещественному миру за ним не наблюдалось.

Действительно, то искусство, с каким Оскар Уайльд использует эпитеты, поражает: статуя Счастливого Принца не просто каменная или бронзовая – она золотая, да еще и украшенная сапфирами и рубинами. Ласточка не просто гонялась за мотыльком – он был «большим и желтым», сосульки – «блестящими хрусталиками», а описания египетских пейзажей и вовсе настоящий праздник для литературного гурмана.

При этом нельзя не отметить безупречный вкус Уайльда: текст не ощущается ни перегруженным, ни чрезмерным, ни утомительным. Каждое слово обретает рельеф и полновесную форму, рождая изумительно яркие образы. И в этом – секрет такого успеха как этой, так и остальных произведений писателя. Сказка «Счастливый принц» завораживает красотой и изяществом языка, что невозможно не признать.

Что касается идеи и сюжета, то даже в таком жанре как сказка проявляется знаменитая тяга Оскара Уайльда к парадоксам, причем не столько содержательного, сколько смыслового плана.

Как Принц, который за всю жизнь не знал не то что горя, а мало-мальских неприятностей, оказался после смерти настолько отзывчивым и понимающим, где вольная Ласточка научилась столь аристократической салонной болтовне, и почему она, столь беспечная и легкая на подъем, неожиданно решила пожертвовать собой ради добра – это вопросы сюжетного плана, ответы на которые каждый может найти без труда: достаточно просто перечитать сказку несколько раз. Парадоксы сказки – в ее идее.

Даже несмотря на то, что Уайльд выступал за отделение искусства от морали и считал, что литература должна быть больше развлекательной, нежели поучительной, в этой сказке не обошлось без осуждения людской черствости и равнодушия, высмеивания людской тяги к славе и почету, восхваления доброты, щедрости и самоотверженности и признанию души как наивысшей ценности и основы человечности как таковой. Однако парадокс заключается в том, что признавая исключительную значимость духовного начала, писатель как будто бы отказывает ему в красоте. Доброе сердце принца почему-то оказывается оловянным, преданная и храбрая Ласточка – всего лишь «мертвой птицей» без каких-либо эпитетов, а попасть к престолу Господню Принц смог только когда лишился всей своей позолоты.

Вам наверняка будет интересным произведение Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», в котором рассказывается о мальчике, который был очень красив, но в груди у него было каменное сердце.

Совет

В нашей следующей статье вы найдете краткое содержание грустной сказки Уайльда о прекрасной, но бессердечной Инфанте и маленьком Карлике, танцевавшем для неё в день её рождения и не догадывавшемся о своем уродстве.

Уайльд словно пытается донести до читателя мысль, что суть красоты всего лишь в красоте, а истина и душа всегда неприглядны и неказисты.

Почему писатель отвергает мысль о том, что и форма, и содержание могут быть одинаково прекрасны – загадка.

Возможно, причиной этому стали тяжелые внутренние противоречия, которые мучали драматурга на протяжении всей жизни и которые он так и не смог разрешить, когда его жизнь столь печально оборвалась.

Почему эту сказку стоит прочитать детям

Совсем маленькие дети эту сказку, скорее всего, не поймут, а дети постарше поймут не до конца, хотя, пожалуй, этого и не нужно. Изысканный символизм и глубинность смысла явно не были рассчитаны на детский возраст, поэтому родителям рекомендуется делать упор не на это.

Помимо захватывающих и таинственных описаний дальних стран, которые наверняка очаруют впечатлительные и восприимчивые детские умы и сердца, малышей наверняка тронет печальная история Принца и Ласточки, на примере которой несложно объяснить ребенку важность таких ценностей как щедрость, любовь, доброта, альтруизм и самоотверженность, которыми в сегодняшнем обществе, к сожалению, часто пренебрегают. Возможно, дети и не осознают смысл сказки сразу же – но их ранимые души она, несомненно, тронет и заставит задуматься об устройстве окружающего мира и характерах живущих рядом людей.

Читайте также:  223. равнодушие как путь к одиночеству.

Почему эту сказку стоит прочитать взрослым

Если целосообразность ознакомления с этой сказкой детей раннего возраста под вопросом, то взрослые кажутся явной целевой аудиторией для любых произведений Оскара Уайльда. Вне всякого сомнения, его собственные дети восхищенно внимали отцовским рассказам – по мнению современников, его речь была «легка, красива, занимательна». Но вот понимали ли они все до конца?

Фирменный стиль автора
Для истинных ценителей литературы «Счастливый Принц» Уайльда – еще одна возможность насладиться изумительной красотой, чистотой и легкостью фирменного слога Оскара Уайльда.

Для тех, кто далек от филологических изысков – шанс выбраться из скорлупы равнодушия и отстраненности, куда сегодня загоняет себя большинство людей, и вспомнить, что рядом всегда есть те, кому требуется внимание и помощь.

Своим произведением Уайльд хотел воспеть Его Величество Красоту – однако без морали все же не обошлось, что на самом деле прекрасно.

Если каждый прислушается к тщательно скрытому в сказке призыву стать добрее и человечнее, возможно, и настанет тот день, о котором драматург писал в своем трактате «Душа человека при социализме» «когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия». Сказка «Счастливый Принц», разумеется, не так серьезна как трактат. Но ее смысл не менее глубок и гуманен.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/oskar-uajjld/schastlivyjj-princ.html

Читать онлайн “Счастливый принц” автора Уайльд Оскар – RuLit – Страница 1

Оскар Уайлд

Счастливый принц

На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху до низу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги.

Все восхищались Принцем.

— Он прекрасен, как флюгер-петух! — молвил некий городской советник, жаждавший прослыть за тонкого ценителя искусств. — Но, конечно, флюгер полезнее! — прибавил он тотчас же, опасаясь, что его уличат в непрактичности; а уж в этом он не был повинен.

— Постарайся быть похожим на Счастливого Принца! — убеждала нежная мать своего мальчугана, который все плакал, чтобы ему дали луну. — Счастливый Принц никогда не капризничает!

— Я рад, что на свете нашелся хоть единый счастливец! — бормотал гонимый судьбой горемыка, взирая на эту прекрасную статую.

— Ах, он совсем как ангел! — восхищались приютские девочки, толпою выходя из собора в ярко-пунцовых пелеринках и чистых белоснежных передниках.

— Откуда вы это знаете? — возразил учитель математики. — Ведь ангелов вы никогда не видали.

— О, мы часто их видим во сне! — отозвались приютские девочки, и учитель математики нахмурился и сурово взглянул на них: ему не нравилось, что дети видят сны.

Как-то ночью пролетала тем городом Ласточка. Ее подруги, вот уже седьмая неделя, как улетели в Египет, а она задержалась тут, потому что была влюблена в гибкую красавицу-тростинку. Еще ранней весною она увидала ее, гоняясь за желтым большим мотыльком, да так и застыла, внезапно прельщенная стройностью ее девичьего стана.

— Хочешь, я полюблю тебя? — спросила Ласточка с первого слова, так как любила во всем прямоту; и тростинка поклонилась ей в ответ.

Тогда Ласточка стала кружиться над нею, изредка касаясь воды и, оставляя за собой серебряные струи. Так она выражала любовь. И так продолжалось все лето.

— Что за нелепая связь! — щебетали остальные ласточки. — Ведь у тростинки ни гроша за душою и целая куча родственников.

Обратите внимание

Действительно, вся эта речка густо заросла камышом. Потом наступила осень, и ласточки все улетали.

Когда все они улетели, Ласточка почувствовала себя сиротою, и эта привязанность к тростинке показалась ей очень тягостна.

— Боже мой, ведь она как немая, ни слова не добьешься от нее, — говорила с упреком Ласточка: — и я боюсь, что она кокетка: флиртует со всяким ветерком.

И правда, чуть только ветер, тростинка так и гнется, так и кланяется.

— Пускай она домоседка, но ведь я-то люблю путешествовать, и моей жене не мешало бы тоже любить путешествия.

— Ну что же, полетишь ты со мною? — наконец спросила она, но тростинка только головой покачала; она так была привязана к дому!

— Ах, ты играла моею любовью! — крикнула Ласточка. — Прощай же, я лечу к пирамидам! — И она улетела. Целый день летела она и к ночи прибыла в городе.

— Где бы мне здесь остановиться? — задумалась Ласточка. — Надеюсь, город уже приготовился достойно встретить меня?

Тут она увидела статую за высокой колонной.

— Вот и отлично. Я здесь и устроюсь: прекрасное местоположение и много свежего воздуху.

И она приютилась у ног Счастливого Принца:

— У меня золотая спальня! — разнеженно сказала она, озираясь. И она уже расположилась ко сну и спрятала головку под крыло, как вдруг на нее упала какая-то тяжелая капля.

— Как странно! — удивилась она. — На небе ни единого облачка. Звезды такие чистые, ясные, — откуда же взяться дождю? Этот северный климат Европы ужасен. Моя тростинка любила дождь, но она ведь такая эгоистка.

Тут упала другая капля.

— Какая же польза от статуи, если она даже от дождя неспособна укрыть. Поищу-ка себе пристанища где-нибудь у трубы на крыше. — И Ласточка решила улетать.

Но не расправила она еще крыльев, как упала и третья капля.

Ласточка посмотрела вверх, и что же увидела она!

Глаза Счастливого Принца были наполнены слезами. Слезы катились по его золоченым щекам. И так прекрасно было его лицо в сиянии лунных лучей, что Ласточка преисполнилась жалостью.

— Кто ты такой? — спросила она.

— Я Счастливый Принц.

— Но зачем же ты плачешь? Ты меня промочил насквозь.

— Когда я был жив и у меня было живое человеческое сердце, я не знал, что такое слезы, — ответила статуя. — Я жил во дворце San-Souci, куда скорби вход воспрещен. Днем я в саду забавлялся с товарищами, а вечером я танцевал в главной зале. Сад был окружен высокой стеною, и я ни разу не догадался спросить, что же происходит за ней.

Вокруг меня все было так роскошно! «Счастливый Принц» — величали меня приближенные, и вправду я был счастливый, если только в наслажденьях счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже не живой, меня поставили здесь, наверху, так высоко, что мне видны все скорби и вся нищета, какая только есть в моей столице.

И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу удержаться от слез.

Источник: https://www.rulit.me/books/schastlivyj-princ-read-240218-1.html

Сборник Оскара Уайльда Счастливый принц читать полностью или кратко

Автор: Оскар Уайльд

Год издания сборника: 1888

В сборник Оскара Уайльда «Счастливый принц» вошли пять сказок. Первая из них так и называется «Счастливый принц». Но кроме нее в сборнике представлены сказки «Соловей и роза», «Великан-Эгоист», «Преданный друг» и «Замечательная ракета».

Каждое из этих произведений нашло свое отражение в мировой культуре в виде музыкальных произведений, мультипликационных или короткометражных фильмов, а иногда и в форме мюзиклов.

Во многом благодаря сборнику «Счастливый принц» Оскар Уайльд знаменит не только как классик английской литературы, но и как детский писатель.

Сюжет сборника «Счастливый принц» кратко

Сказки «Счастливый принц» краткое содержание

В сказке «Счастливый принц» Оскара Уайльда читать можно о статуе Счастливого принца, которая стояла на высокой колоне. Все ей восхищались, и мальчуганы, и Городские Советники.

Вся статуя была покрыта золотыми лепестками, глаза были выполнены из сапфиров, а на рукояти шпаги сиял рубин. Как-то раз глубокой осенью, когда все ласточки уже семь недель как улетели в Египет на статую села одинокая ласточка.

Ее задержала любовь к тростнику, который лишь стоял и кивал ветру. Ночь она провела в «золотой спальне», а утром на нее упали слезы Счастливого Принца.

Оказалось, Принц жил в закрытом замке куда не проникала скорбь. Но теперь он видел множество беды и его оловянное сердце сжималось от жалости. Он попросил ласточку задержаться на один день и отнести рубин с его шпаги швее, которая шьет роскошное платье для фрейлины. Ее сын в бреду, но у нее есть деньги только на воду.

Долго он уговаривал ласточку, но она согласилась. На следующий день Счастливый Принц попросил ласточку задержаться еще на один день, для юного драматурга, который вот-вот должен закончить пьесу, но он может умереть от голода. Ему принц готов пожертвовать своим глазом.

Опять ласточка не хотела выполнять его просьбу, но согласилась.

На следующий же день принц попросил пожертвовать его вторым глазом для девочки, которая уронила спички в канаву, и они испортились. Если она вернется без денег ее отец ее убьет. Долго сопротивлялась ласточка, но потом выполнила просьбу принца. А чтоб он мог видеть чужую беду осталась с ним на зиму.

Каждый день она облетала город и рассказывала о бедах, которые видела. На помощь страждущим ушли все золотые листы, прикрывающие принца. Но однажды ласточка поняла, что замерзает. Она поцеловала принца в губы и упала к подножью статуи. В это время мимо проходил мэр. Принц без золотых листов, сапфиров и брильянтов показался ему убогим.

Важно

Он велел ее снести и переплавить. А на место Счастливого принца поставить статую кого-то из советников. Они до сих пор ругаются кого. А статую переплавили. Лишь оловянное сердце не расплавилось в горниле, и Главный Литейщик выкинул его на гору мусора, рядом с мертвой ласточкой.

Но когда Господь велел принести своему ангелу самое ценное из этого города, ангел забрал лишь оловянное сердце и мертвую ласточку.

 
<\p>

Сказки «Соловей и Роза» краткое содержание

Во-второй сказке сборника Уайльда «Счастливый принц» читать можно о Студенте, который печалится, что девушка, которую он любит, пойдет на завтрашний бал без него. Ведь она требует красную розу, а в его саду таких нет. Все это слышит Соловей, который часто слагал песни о любви, но сам ее не знал. Он решает помочь Студенту. Он летит к первому кусту розы.

Но тот может вырастить лишь алую розу. Второй способен вырастить лишь белую розу. А третий куст и вовсе перемерз зимой. Но под настойчивыми уговорами соловья он говорит, что он может вырастить красную розу. Но для этого Соловей должен насадить свое сердце на шип и всю ночь петь самые красивые песни.

Роза как в сказке Экзюпери «Маленький принц» любит Соловья и не желает ему смерти, но это единственный путь.

Соловей рассказывает о своих планах Студенту, но тот решает, что это всего лишь слова и уже позабыв о своей любви с головой уходит в записную книжку. Лишь Дуб оценил жертву Соловья и просит спеть свою прощальную песню. Когда восходит Луна, Соловей летит к кусту розы и выполняет ритуал. От его самой последней песни замер весь сад. Но Студент не спешит просыпаться.

Лишь к полудню он открывает окно и видит прекрасную розу. Его беспокоит лишь ее длинное латинское название. Он легко срывает цветок и окрыленный бежит к дочери профессора. Но девушка вновь отказывает Студенту. Ведь ей подарили настоящие драгоценные камни, а они как известно дороже цветов.

Расстроенные главный герой сказки Уайльда «Соловей и Роза» выкидывает цветок на мостовую.

 
<\p>

Сказки «Великан-Эгоист» краткое содержание

В третьей сказке сборника Оскара Уайльда «Счастливый принц» читать можно о Великане. Семь лет он был в гостях, а когда вернулся, то обнаружил в своем саду детей, которые играли на его персиковых деревьях. Разозлился Велика и выгнал детей.

Вокруг своего сада построил забор и написал табличку «Посторонним вход воспрещён». Не нашли дети нового места для игр и часто вспоминали сад. Но вот пришла весна, и лишь в саду Великана бушевала зима. Лето и осень так же прошли мимо сада Великана.

И вот как-то раз Великан услышал в своем саду песни коноплянки. Оказалось, дети нашли в заборе дыру и забрались к нему в сад. Увидев великана, они убежали и лишь один из них все пытался залезть на дерево.  Великан помог ему, за что получил поцелуй.

Совет

Великан разнес забор в щепки и сам стал играть с детьми. Лишь только не появлялся в его саду тот малыш, которого он подсадил. Но однажды среди зимы одно из деревьев покрылось большими белыми цветами. Под деревом Великан увидел того самого малыша.

Но на его руках и ногах были стигматы (раны как у Исуса Христа). Не понял Великан что это и грозился отомстить тому, кто обидел ребенка. Но малыш сказал, что никому мстить не надо. Он пустил его в свой сад, а теперь ребенок пускает его в свой.

Когда дети вновь пришли к Великану в сад, то нашли его лежащим под деревом и усыпанным большими белыми цветами.

 
<\p>

Сказки «Преданный друг» краткое содержание

Четвертая сказка в сборнике Оскара Уайльда «Счастливый принц» это сказка о Преданном друге. Ее рассказа Коноплянка, Водяной Крысе. Жил-был славный паренёк Ганс и был у него преданный друг Большой Гью-Мельник. Ганс жил со своего садика, продавая цветы на рынке.

Гью часто приходил к нему и набирал огромные букеты и набивал карманы плодами. Ведь у друзей все должно быть общим. Ганс лишь записывал советы Гью в тетрадь. Зимой же, когда Гансу было туго, мельник не заходил к нему ведь когда человеку худо его лучше оставить в покое.

И к себе не звал, ведь зависть может испортить любую дружбу.

Когда пришла весна Гью вновь пришел к Гансу. Он забрал себе огромный букет первоцвета, который тот хотел продать и выкупить заложенную зимой тачку. Вместо этого он предложил забрать его тачку. Правда она была сломана. Ганс согласился залатать его своей доской.

Но мельник попросил этой доской залатать его прохудившуюся крышу и Ганс конечно согласился. Затем еще была несколько «небольших» просьб от Гью, которые совершенно не позволяли Гансу работать в своем саду. Однажды у Гью ночью заболел ребенок.

Он попросил Ганса сходить за доктором, но даже фонаря ему не дал, ведь он совсем новый. Садовник же заблудился и утонул в болоте. На похороны пришли все. И Гью в том числе. Он горевал больше всех. Ведь куда теперь деть эту развалившуюся тачку, за которую никто и кроша не даст.

Читайте также:  Сочинение: наполеон в романе «война и мир»

Теперь надо быть осмотрительней думал он, ведь щедрость всегда человеку во вред. Но Крыса не поняла историю с моралью и ушла. А Утка сказал, что истории с моралью — это опасное дело.

 
<\p>

Сказки «Замечательная ракета» краткое содержание

В последней сказке сборника «Счастливый принц» Оскара Уайльда читать можно о Замечательной ракете. Эта история началась, когда все готовились к свадьбе местного принца и русской принцессы красавицы. Принцесса никогда не видела фейерверка, и поэтому Придворный Инженер решил порадовать ее отличным шоу.

Рядом разместили Петарду, Патрон, Огненную карусель и Римскую Свечу. Все они обсуждали мир, пока в их разговор не вмешался Патрон. Он был очень самолюбив и говорил, что принцу повезло назначить свадьбу на день его запуска. Пока остальные мечтали не отсыреть, он рыдал.

Когда наступил вечер все доставили радость принцессе, а Патрон молчал.

На следующий день дворник выкинул его в канаву. Но Патрон решил, что его отправили на поправку здоровья. Правда лягушка, которая говорила только о себе ему не очень понравилась. А Стрекоза и Утка быстро ушли, так и не решившись поумнеть от его речей.

Обратите внимание

Мальчишки кинули его в костер, чтоб согреть вводу в котелке, и он наконец-то взорвался. Правда спящих мальчишек он так и не разбудил. А вот палка, к которой он был привязан, упала прямо на Гусыню. Та бросилась бежать.

А Патрон напоследок сказал: «Так и знал, что произведу фурор!»

 
<\p>

Сборник сказок «Счастливый принц» на сайте Топ книг

Сборник Оскара Уальда «Счастливый принц» по праву занимает высокое место среди лучших сказок. Кроме того, он представлен в нашем списке лучших книг зарубежной классики, ведь сказки далеко не всегда написаны для детей. И наличие сборника среди лучших детских книг не говорит о том, что эта книга лишь для малышей.

Сборник сказок «Счастливый принц»:

  1. Счастливый принц    
  2. Соловей и Роза   
  3. Великан-Эгоист    
  4. Преданный друг    
  5. Замечательная ракета    

Источник: https://top-knig.ru/schastlivyj-princ/

Оскар Уайльд «Счастливый принц»

Высоко над городом стояла статуя Счастливого Принца, сделанная из золота и драгоценностей.<\p>

И вот у его ног заночевала Ласточка, летевшая на юг.

Входит в:

— сборник «Счастливый принц», 1888 г.

— антологию «Почти как в жизни», 1987 г.

— «Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Золотая книга лучших сказок мира», 2006 г.

— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2004 г.

— антологию «Золотые сказки», 2004 г.

— антологию «Зарубежная литературная сказка», 1994 г.

— антологию «Зарубежная литература для школьников», 1996 г.

— антологию «Барышня-герцогиня», 1988 г.

— антологию «Счастливый принц. Волшебный мир сказок», 1994 г.

— антологию «Сказки для взрослых», 1992 г.

— «Театр FM», 2004 г.

— журнал «Детская Роман-газета № 12», 2015 г.

— антологию «Грустные сказки», 1992 г.

Экранизации:

— «Счастливый принц» / «The Happy Prince» 1999, США, реж: Энтони Белл<\p>

— «Счастливый принц» / «The Happy Prince» 2012, Великобритания, реж: Стефани Грегори<\p>  Издания: ВСЕ (153) /языки: русский (139), английский (12), украинский (2) /тип: книги (144), периодика (1), аудиокниги (8) /перевод: А. Грызунова (4), И. Корунец (1), Е. Кузьмин (4), М. Ладыгин (1), М. Ликиардопуло (3), Т. Некряч (1), И. Сахаров (1), К. Чуковский (70), В. Чухно (11), Л. Шутько (3), Л. Яхнин (3)

1960 г.
1972 г.
1986 г.
1987 г.
1988 г.
1988 г.
1989 г.
1989 г.
1990 г.
1992 г.
1992 г.
1992 г.
1992 г.
1992 г.
1992 г.
1992 г.
1993 г.
1993 г.
1993 г.
1993 г.
1993 г.
1994 г.
1994 г.
1994 г.
1994 г.
1994 г.
1994 г.
1996 г.
1999 г.
1999 г.
1999 г.
2000 г.
2000 г.
2000 г.
2001 г.
2001 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2003 г.
2003 г.
2003 г.
2003 г.
2004 г.
2004 г.
2004 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2006 г.
2006 г.
2006 г.
2006 г.
2006 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2009 г.
2009 г.
2009 г.
2009 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2011 г.
2011 г.
2011 г.
2011 г.
2011 г.
2011 г.
2011 г.
2011 г.
2011 г.
2012 г.
2012 г.
2012 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2015 г.

1995 г.
2001 г.
2006 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2012 г.
Издания на иностранных языках:
1979 г.
1985 г.
1994 г.
2004 г.
2004 г.
2006 г.
2006 г.
2007 г.
2007 г.
2009 г.
2010 г.
2010 г.
2011 г.
2013 г.

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Nonconformist, 4 сентября 2007 г.

Счастье… оно разное очень. Для кого-то счастье, когда Приютские Дети не видят снов, как для Учителя Математики, а для кого-то оно в том, чтобы делать счастливыми других людей.<\p>

И пусть издают сколько угодно постановлений, что «птицам здесь умирать воспрещается», и некрасивым статуям не быть, на Любовь они не распространяются.

mors-vita, 17 апреля 2008 г.

Великолепная сказка, которая показывает мир с разных сторон. Иногда даже в самом не приглядном свете. Но также она показывает, что есть удивительные, прекрасные вещи. Это может быть мертвая птичка и свинцовое разбитое сердце, казалось бы, никому ненужные вещи. Иногда все самое прекрасное скрывается под некрасивой оболочкой.

А порой красота может пожертвовать собой ради чего-то маленького и несчастного, без чего бы мир существовал бы и дальше. Не заметив что, что-то пропало, настолько это маленькое и неприглядное. Но если бы не концовка, то сказка была бы чересчур грустной. Мы должны верить, что прекрасные поступку всегда награждаются.

<\p>

pontifexmaximus, 9 апреля 2017 г.

Крайне горькое лекарство в позолоченной обертке…

Вот что загадочно…

В то самое время, когда викторианская эпоха клонилась к тому, чтобы впасть в старческий маразм, было множество авторов двух сортов.

Кишмя кишели в салонах утонченные эстеты, игнорирующие постыдное однообразие повседневности, повествующие о полотнах Рафаэля и пирах римских императоров, о загадочных восточных культах и о порочных восхитительных циничных аристократах.

А на них волком смотрели мрачные обличители, выдававшие на гора сонмы рассказов о том, как дети безработного шахтера умерли от чахотки, и предрекавшие цивилизации неминуемые кровавые конвульсии, когда голодные пролетарии вонзят свои зубы в рыхлое тело буржуазии…

И все были счастливы, ибо каждый возделывал свою поле и не лез на надел соседей.

Важно

Хотя порой утонченные эстеты ютились в холодных мансардах и закладывали собрание сочинений Ронсара в ближайшем ломбарде ради приобретения дешевой похлебки, а иной обличитель так доходчиво все обличал и так убедительно пугал грядущей катастрофой, что обзаводился счетом в банке, собственным экипажем и проповедовал социализм в престижном лондонском клубе, не выпуская из рук дорогую сигару. Но в жизни было так, а в литературе они соблюдали конвенцию и на чужие угодья не посягали…

И все они благополучно забыты. И если доведется прочесть их тексты теперь, то и эстетские потуги одних не впечатляют, несмотря на всю их изысканность и ученость, и явленные другими картины горя и разорения пугают не больше, чем завывание Кентервильского привидения устрашало пресловутых близнецов-янки…

А вот явленный Уайльдом противоестественный метод скрещивания несколько вульгарного мещанского эстетства, тщетно претендующего на подлинный аристократизм, с благочестивым и отчетливо приторным христианским социальным пафосом, позаимствованным у Андерсена, вопреки всякому здравому смыслу почему-то оказывается действенным…

То есть, всяческие словесные выкрутасы, все это перечисление цветов, изумрудов и сапфиров, вся эта тоска по египетским пирамидам и храмам Баальбека вроде бы раздражают своей неестественностью, а описания бедных сироток, голодающих поэтов и прочего ужасают своей сентиментальной заштампованностью, но когда ласточка умирает, а статую Счастливого Принца отправляют на переплавку вдруг понимаешь, что все эти нагромождения словесной шелухи лишь отвлекали внимание, чтобы автор нанес разящий и беспощадный удар…

Неужели и впрямь глупая пичужка и свинцовый истукан более человечны, чем разумное существо, наделенное сердцем и душой? Куда тогда подевались эти сердце и душа, если никто не способен заметить чужую беду и прийти на помощь? Почему все видят только мишуру и позолоту, не замечая подлинной красоты? В общем, читателю этой сказки даже может стать стыдно и неуютно, а раз так, то прочитана она была не напрасно…

Oreon, 11 декабря 2015 г.

Сперва светлое и радостное начало, но потом, буквально через несколько абзацев сразу узнается Уайльд, по нетрадиционной, а тут еще и корявой, сюжетной сцене: ласточка влюбленная в камыш… (..?). Чистой любовью. Она черкала для него по водной глади крылом, а он качал для нее в такт ветру головой.., один.., среди тысяч таких же камышей по берегам реки…

Так прошло все лето, а потом Ласточка неожиданно (!) узнает, что улететь с ней он не может, да и разговаривать он не умеет… Ласточкой было принято совершенно «неожиданное» решение — лететь за своими подругами на юг.. на семь недель позже остальных. Так летела она аж целый день, пока опять не решила повременить немного уже с памятником.

Несложно, наверно, догадаться, какой у такой ласточки должен быть конец…

Сказка, это жанр, конечно, в первую очередь для детей (в противном случае жанр, как правило, определяют каким-либо иным термином).

Совет

Значит в оценке такого произведения логично исходить из критериев учитывающих целевую аудиторию — ребенку должно быть интересно, а если взрослому захочется чего нибудь философского, я думаю он будет искать среди других жанров.

Несколько дерганный стиль повествования, вялый темп, нетрадиционная (нелогичная и непонятная, особенно ребенку) «любовь», налет грусти и печали, странная (прежде всего для ребенка) концовка..

Непонятно, если вдуматься, о чем должен говорить тот факт, что на весь город не нашлось ни одной достойной человеческой души, а самим ценным оказалось разбитое оловянное сердце и мертвая глупая птица? — Если в этом состоит вся философия произведения, то единственно правильный вывод, какой отсюда следует, как мне кажется, что жители города, не достойные сравниться в широте и доброте души даже с маленькой глупой ласточкой, — не достойны и ее жертвы и ее смерти тоже, не за кого тогда было жертвовать! Да и действительно, нет здесь глубокой философии, а то что кажется таковым на первый взгляд — поверхностно, автор просто решил немного поморализировать и написать про жертвенность и суровость жизни, избрав для этого статую и ласточку. А какой философский вывод из этой морали должен сделать ребенок? Что жизнь на самом деле ужасна, а потом всех неизбежно ждет смерть?

Но, все же должен отметить, что это первое произведение у автора (из тех, что я у него уже прочитал), где он замечает, что кроме его любимых людей светского общества, любимых ему клубов и обедов, существует еще и настоящая жизнь (хотя симптоматично, что у (для) автора это сказка, реальность он все же описывает в других жанрах;)). Так что шесть я все таки поставлю, но не более.. и не смотря на всеобщее, как я посмотрю, увлечение автором.

lima3, 1 августа 2014 г.

Начинается все светло и радостно, прекрасный счастливый принц возвышается над городом, в котором хочется жить. Но стоит заглянуть глубже, и по настоящему оглянутся, понимаешь на свете много ужасного и жестокого. Печальная сказка, жестокая и добрая одновременно.

<\p>

Сказка учит тому что прекрасное и доброе существует в мире вопреки всему, и идет оно изнутри, от сердца, которое может разбиться в стремлении по настоящему помочь.<\p>

И когда бог сказал ангелу — Спустись в этот город и принеси мне самое драгоценное что найдешь там.

— Ангел Взял в мусорной куче разбитое оловянное сердце и мертвую птицу.<\p>

pavel igorevich, 13 марта 2010 г.

Классическая сказка о самопожертование, написанная отвратительным, скучным языком. Никакой интриги не сохраняется — мне было сразу понятно, чем закончится сразу после того, как появилась ласточка. И не надо говорить мне, что это филосовская притча, ведь никакого глубинного смысла там нет. Только поверхностная мораль.<\p>

Обратите внимание

P.S.:Мне никогда не понять, с какого перепуга статуя золотая(!) и зачем было делать ей сердце<\p>

Подписаться на отзывы о произведении
<\p>

Источник: https://fantlab.ru/work47307

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]