“Илиада”: анализ поэмы Гомера
Действие «Илиады» Гомера сконцентрировано вокруг центральной темы поэмы, заявленной в первых строках поэмы: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…». «Гнев Ахилла» является своеобразным композиционным стержнем «Илиады».
Сперва гнев — это обида Ахилла на вождя греков Агамемнона, отобравшего у героя прекрасную наложницу Брисеиду, обида, побуждающая Ахилла удалиться от битвы в наказание грекам.
Эта обида, впрочем, разрешается уже в XIX песне «Илиады», когда герой принимает возвращенную Агамемноном Брисеиду и предложенные вождем греков умиротворяющие дары.
Однако к этому моменту тема гнева приобретает новую трактовку; от рук вождя троянцев Гектора гибнет ближайший друг Ахилла Патрокл, и главный герой возвращается в битву, движимый стремлением отомстить. Этот новый «гнев» может быть удовлетворен только смертью Гектора, который и гибнет от рук Ахилла в XXI песни (описанием его похорон завершается поэма).
В многочисленных последующих интерпретациях эти сменяющие друг друга чувства становились чуть ли не первыми в европейской литературе примерами описания оскорбленной любви и боли за погибшего друга.
Применительно к самой поэме «Илиада», анализ которой нас интересует, такая индивидуально-психологическая трактовка оказывается сильно модернизированной. Оба варианта основной темы реализуют центральный эпический мотив «Илиады» — мотив чести героя.
Брисеида — воинская добыча Ахилла, и ее отъятие оскорбляет его честь воина и вождя. Точно так же убийство Патрокла — это тоже «удар» по самому Ахиллу, ибо Патрокл замещает его в битве, предводительствует его дружиной и, более того, сражается в доспехах Ахилла и на его колеснице.
С гибелью Патрокла Ахилл теряет и свои доспехи (их забирает Гектор) — символ его родовой воинской славы. Соответственно отмщение Гектору опять-таки становится знаком восстановления поколебленного статуса вождя и героя.
Таким образом, своеобразным композиционным стержнем поэмы «Илиада», анализ которой мы проводим, является тема чести, тесно связанная с образами основных эпических героев.
Еще одной ее реализацией становится образ основного противника Ахилла — Гектора (правда, в этом случае добавляется еще один существенный мотив: Гектор действует не только как воин-герой, но и как предводитель троянцев, вождь и защитник Трои).
Потому его поступки продиктованы не только важнейшим для воина стремлением к славе, но и чувством «стыда» перед своим народом. Соответственно гибель Гектора, которой завершается поэма, осмысляется как предвестие поражения и падения города.
Тем самым «Илиада», по сути описывающая несколько моментов сражения, дает панораму хода войны, в том числе предвещая и ее окончательное завершение.
Эта подмеченная еще Аристотелем особенность «Илиады»: в малом промежутке вместить картину всей войны — подкрепляется характерным для эпической поэзии в целом приемом «вставных эпизодов», описывающих многочисленные предшествующие события, в том числе лежащие и за пределами собственно троянского мифа.
Такому расширению горизонтов эпического повествования служат специальные фигуры героев-рассказчиков — Нестора, Феникса и др.
Той же цели служат и специальные сцены, воспринимаемые порою как явный анахронизм: например, «смотр со стен», когда Елена (на десятом году войны) показывает царю троянцев Приаму всех вождей греческого войска.
В такой общемифологической перспективе становится понятной и, безусловно, главенствующая в поэме «Илиада» Гомера тема смерти. Троянский миф по сути представляет собой эсхатологическое повествование о «последней битве», в которой по воле богов (ср.
упоминание о «воле Зевса» в начале поэмы) должно погибнуть поколение героев (тот же сюжет представлен, например, в древнеиндийской «Махабхарате»). Не случайно, что именно тема смерти главенствует в композиционной структуре поэмы. Как неоднократно подмечалось, ее начало (описание мора в стане греков) симметрично финалу (похоронам Гектора).
Образ смерти обрамляет поэму, определяя ее кольцевое строение (внутри него существуют и иные симметричные пары; например, знаменитому «Каталогу кораблей» во II песне соответствуют «игры на похоронах Патрокла» в XXIII и т.п.).
Более того, этот мотив пронизывает всю ткань поэмы: постоянны прорицания гибели, обращенные не только к Гектору, но и к Ахиллу, чья гибель формально остается за пределами поэмы; этим мотивом отмечены и кульминационные точки поэмы (поединки, в которых гибнут сначала Патрокл, а затем Гектор).
При этом характерно, что великая битва описывается не столько как противостояние чужих народов (что соответствовало бы представлениям ученых, видящих в событиях «Илиады» историческую подоплеку — экспансию греков в Малую Азию в конце II тыс. до н.э.
), сколько как междоусобица: у греческих и троянских героев общие корни, они нередко оказываются родственниками (тот же Ахилл говорит: «Троянцы мне не враги»). В эту картину междоусобной распри оказывается вплетенной тема женщины как повода для войны и раздора: с одной стороны, причиной похода греков стало похищение Парисом Елены; с другой — Брисеида становится поводом для разлада в лагере самих греков, становящегося своего рода «проекцией» общей темы братоубийственной брани.
Схему «последней битвы» подчеркивает и безусловный параллелизм двух сюжетных планов «Илиады»: человеческого и божественного. Так называемый «божественный аппарат» во многом организует действие поэмы, причем все события в мире людей находят свое отражение в божественном мире.
Двум героическим лагерям соответствуют две «партии» богов, соответственно стоящих за греков и за троянцев (это божественное противостояние находит наиболее яркое воплощение в XX песни, традиционно именуемой «битвой богов»).
При этом в божественном противостоянии главную роль играет мотив оскорбления и вызванного им гнева: Гера и Афина оскорблены совершенным в свое время выбором Париса, Посейдон — нанесенным ему бесчестьем (некогда он был вынужден стать рабом троянского царя) и т.д.
Особую роль внутри этой системы божественных противников играет фигура Зевса, занимающего позицию высшего судьи и реализующего предначертания судьбы, предстающей как некая справедливость, равная для всех. Этот принцип высшего равновесия, поддерживаемого Зевсом, наиболее ярко воплощается в сцене взвешивания жребиев героев перед поединком Гектора и Ахилла. На этом завершим анализ «Илиады» Гомера.
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/iliada_analiz_poehmy_gomera/62-1-0-1304
4. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие
Илиа́да— эпическая поэма в 15
700 гекзаметров, приписываемая Гомеру,
древнейший из сохранившихся памятников
греческой литературы. Основой для неё
послужили многочисленные сказания
Древней Греции о подвигах древних
героев.
Краткое содержание:
Троянская война длилась десять лет. В
поход на Трою собрались десятки греческих
царей и вождей на сотнях кораблей с
тысячами воинов: перечень их имен
занимает в поэме несколько страниц.
Главным вождем был сильнейший из царей
— правитель города Аргос Агамемнон; с
ним были брат его Менелай (ради которого
и началась война), могучий Аякс, пылкий
Диомед, хитроумный Одиссей, старый
мудрый Нестор и другие; но самым храбрым,
сильным и ловким был юный Ахилл, сын
морской богини Фетиды, которого
сопровождал друг его Патрокл.
Троянцами
же правил седой царь Приам, во главе их
войска стоял доблестный сын Приама
Гектор, при нем брат его Парис (из-за
которого и началась война) и много
союзников со всей Азии. Сами боги
участвовали в войне: троянцам помогал
сребролукий Аполлон, а грекам — небесная
царица Гера и мудрая воительница Афина.
Верховный же бог, громовержец Зевс,
следил за битвами с высокого Олимпа и
вершил свою волю.<\p>
Началась война так. Справлялась
свадьба героя Пелея и морской богини
Фетиды — последний брак между богами
и смертными. (Это тот самый брак, от
которого родился Ахилл.) На пиру богиня
раздора бросила золотое яблоко,
предназначенное «прекраснейшей».
Из-за
яблока заспорили трое: Гера, Афина и
богиня любви Афродита. Зевс приказал
рассудить их спор троянскому царевичу
Парису. Каждая из богинь обещала ему
свои дары: Гера обещала сделать его
царем над всем миром, Афина — героем и
мудрецом, Афродита — мужем красивейшей
из женщин. Парис отдал яблоко Афродите.
После этого Гера с Афиной и стали вечными
врагами Трои.
Афродита же помогла Парису
обольстить и увезти в Трою красивейшую
из женщин — Елену, дочь Зевса, жену царя
Менелая. Когда-то к ней сватались лучшие
богатыри со всей Греции и, чтобы не
перессориться, сговорились так: пусть
сама выберет, кого хочет, а если кто
попробует отбить ее у избранника, все
остальные пойдут на него войной. (Каждый
надеялся, что избранником будет он.
)
Тогда Елена выбрала Менелая; теперь же
ее отбил у Менелая Парис, и все бывшие
ее женихи пошли на него войной. Только
один, самый молодой, не сватался к Елене,
не участвовал в общем уговоре и шел на
войну только для того, чтобы блеснуть
доблестью, явить силу и стяжать славу.
Это был Ахилл. Так чтобы по-прежнему
никто из богов не вмешивался в битву.
Троянцы продолжают свой натиск, во главе
их — Гектор и Сарпедон, сын Зевса,
последний из сыновей Зевса на земле.
Ахилл из своего шатра холодно наблюдает,
как бегут греки, как подступают троянцы
к самому их лагерю: вот-вот они подожгут
греческие корабли. Гера с вышины тоже
видит бегство греков и в отчаянии
решается на обман, чтобы отвлечь суровое
внимание Зевса.
Она предстает перед ним
в волшебном поясе Афродиты, возбуждающем
любовь, Зевс вспыхивает страстью и
соединяется с нею на вершине Иды; золотое
облако окутывает их, а земля вокруг
расцветает шафраном и гиацинтами. За
любовью приходит сон, и, пока Зевс спит,
греки собираются с духом и приостанавливают
троянцев.
Но сон недолог; Зевс пробуждается,
Гера дрожит перед его гневом, а он говорит
ей: «Умей терпеть: все будет по-твоему
и греки победят троянцев, но не раньше,
чем Ахилл усмирит гнев и выйдет в бой:
так обещал я богине Фетиде». Но Ахилл
еще не готов «сложить гнев», и на помощь
грекам вместо него выходит друг его
Патрокл: ему больно смотреть на товарищей
в беде.
Ахилл дает ему своих воинов, свои
доспехи, которых привыкли бояться
троянцы, свою колесницу, запряженную
вещими конями, умеющими говорить и
прорицать.
«Отрази троянцев от лагеря,
спаси корабли, — говорит Ахилл, — но не
увлекайся преследованьем, не подвергай
себя опасности! О, пусть бы погибли все
и греки и троянцы, — мы бы с тобою одни
вдвоем овладели бы Троей!» И впрямь,
увидев доспехи Ахилла, троянцы дрогнули
и поворотили вспять; и тогда-то Патрокл
не удержался и бросился их преследовать.
Навстречу ему выходит Сарпедон, сын
Зевса, и Зевс, глядя с высоты, колеблется:
«Не спасти ли сына?» — а недобрая Гера
напоминает: «Нет, пусть свершится
судьба!» Сарпедон рушится, как горная
сосна, вокруг его тела закипает бой, а
Патрокл рвется дальше, к воротам Трои.
«Прочь! — кричит ему Аполлон, — не
суждено Трою взять ни тебе, ни даже
Ахиллу».
Тот не слышит; и тогда Аполлон,
окутавшись тучей, ударяет его по плечам,
Патрокл лишается сил, роняет щит, шлем
и копье, Гектор наносит ему последний
удар, и Патрокл, умирая, говорит: «Но и
сам ты падешь от Ахилла!» До Ахилла
долетает весть: Патрокл погиб, в его,
Ахилловых, доспехах красуется Гектор,
друзья с трудом вынесли из битвы мертвое
тело героя, торжествующие троянцы
преследуют их по пятам. Ахилл хочет
броситься в бой, но он безоружен; он
выходит из шатра и кричит, и крик этот
так страшен, что троянцы, содрогнувшись,
отступают. Опускается ночь, и всю ночь
Ахилл оплакивает друга и грозит троянцам
страшным отмщеньем; а тем временем по
просьбе матери его, Фетиды, хромой
бог-кузнец Гефест в своей медной кузнице
выковывает для Ахилла новое дивное
оружие. Это панцирь, шлем, поножи и щит,
а на щите изображен целый мир: солнце и
звезды, земля и море, мирный город и
воюющий город, в мирном городе суд и
свадьба, пред воюющим городом засада и
битва, а вокруг — сельщина, пахота,
жатва, пастбище, виноградник, деревенский
праздник и пляшущий хоровод, а посредине
его — певец с лирою. Наступает утро,
Ахилл облачается в божественные доспехи
и созывает греческое войско на сходку.
Гнев его не угас, но теперь он обращен
не на Агамемнона, а на тех, кто погубил
его друга, — на троянцев и Гектора.
Агамемнону он предлагает примирение,
и тот с достоинством его принимает:
«Зевс и Судьба ослепили меня, а сам я
невинен». Брисеида возвращена Ахиллу,
богатые дары внесены в его шатер, но
Ахилл почти на них не смотрит: он рвется
в бой, он хочет мстить. Наступает четвертая
битва. Зевс снимает запреты: пусть сами
боги бьются, за кого хотят! Ратница Афина
сходится в бою с неистовым Аресом,
державная Гера — с лучницей Артемидой,
морской Посейдон должен сойтись с
Аполлоном, но тот останавливает его
печальными словами: «Нам ли с тобой
воевать из-за смертного рода людского?
/ Листьям недолгим в дубраве подобны
сыны человечьи: / Ныне цветут они в силе,
а завтра лежат бездыханны. / Распри с
тобой не хочу я: пускай они сами
враждуют!..» Ахилл страшен. Он схватился
с Энеем, но боги вырвали Энея из его рук:
Энею не судьба пасть от Ахилла, он должен
пережить и Ахилла, и Трою. Разъяренный
неудачей, Ахилл губит троянцев без
счета, трупы их загромождают реку, речной
бог Скамандр нападает на него, захлестывая
валами, но огненный бог Гефест усмиряет
речного. Уцелевшие троянцы толпами
бегут спасаться в город; Гектор один,
во вчерашних Ахилловых доспехах,
прикрывает отступление. На него налетает
Ахилл, и Гектор обращается в бегство,
вольное и невольное: он боится за себя,
но хочет отвлечь Ахилла от других. Три
раза обегают они город, а боги смотрят
на них с высот. Вновь Зевс колеблется:
«Не спасти ли героя?» — но Афина ему
напоминает: «Пусть свершится судьба».
Вновь Зевс поднимает весы, на которых
лежат два жребия — на этот раз Гекторов
и Ахиллов. Чаша Ахилла взлетела ввысь,
чаша Гектора наклонилась к подземному
царству. И Зевс дает знак: Аполлону —
покинуть Гектора, Афине — прийти на
помощь Ахиллу. Афина удерживает Гектора,
и он сходится с Ахиллом лицом к лицу.
«Обещаю, Ахилл, — говорит Гектор, — если
я тебя убью, то сниму с тебя доспехи, а
тела не трону; обещай мне то же и ты».
«Нет места обещаньям: за Патрокла я сам
растерзаю тебя и напьюсь твоей крови!»
— кричит Ахилл. Копье Гектора ударяет
в Гефестов щит, но тщетно; копье Ахилла
ударяет в Гекторово горло, и герой падает
со словами: «Бойся мести богов: и ты ведь
падешь вслед за мною». «Знаю, но прежде
— ты!» — отвечает Ахилл. Он привязывает
тело убитого врага к своей колеснице и
гонит коней вокруг Трои, глумясь над
погибшим, а на городской стене плачет
о Гекторе старый Приам, плачет вдовица
Андромаха и все троянцы и троянки.
Патрокл отомщен. Ахилл устраивает другу
пышное погребение, убивает над его телом
двенадцать троянских пленников, справляет
поминки. Казалось бы, гнев его должен
утихнуть, но он не утихает. Трижды в день
Ахилл гонит свою колесницу с привязанным
телом Гектора вокруг Патроклова кургана;
труп давно бы разбился о камни, но его
незримо оберегал Аполлон. Наконец
вмешивается Зевс — через морскую Фетиду
он объявляет Ахиллу: «Не свирепствуй
сердцем! ведь и тебе уже не долго осталось
жить. Будь человечен: прими выкуп и отдай
Гектора для погребения». И Ахилл говорит:
«Повинуюсь». Ночью к шатру Ахилла
приходит дряхлый царь Приам; с ним —
повозка, полная выкупных даров. Сами
боги дали ему пройти через греческий
лагерь незамеченным. Он припадает к
коленям Ахилла; «Вспомни, Ахилл, о твоем
отце, о Пелее! Он так же стар; может быть,
и его теснят враги; но ему легче, потому
что он знает, что ты жив, и надеется, что
ты вернешься. Я же одинок: из всех моих
сыновей надеждою мне был только Гектор
— и вот его уже нет. Ради отца пожалей
меня, Ахилл: вот я целую твою руку, от
которой пали мои дети». «Так говоря, он
печаль об отце возбудил в нем и слезы —
/ Оба заплакали громко, в душе о своих
вспоминая: / Старец, простершись у ног
Ахилла, — о Гекторе храбром, / Сам же
Ахилл — то о милом отце, то о друге
Патрокле». Равное горе сближает врагов:
только теперь затихает долгий гнев в
Ахилловом сердце. Он принимает дары,
отдает Приаму тело Гектора и обещает
не тревожить троянцев, пока они не
предадут своего героя земле. Рано на
заре возвращается Приам с телом сына в
Трою, и начинается оплакивание: плачет
над Гектором старая мать, плачет вдова
Андромаха, плачет Елена, из-за которой
началась когда-то война. Зажигается
погребальный костер, останки собирают
в урну, урну опускают в могилу, над
могилой насыпают курган, по герою
справляют поминальный пир. «Так воителя
Гектора Трои сыны погребали» — этой
строчкой заканчивается «Илиада». До
конца Троянской войны оставалось еще
немало событий. Троянцы, потеряв Гектора,
уже не осмеливались выходить за городские
стены. Но на помощь им приходили и бились
с Гектором другие, все более дальние
народы: из Малой Азии, из сказочной земли
амазонок, из дальней Эфиопии. Самым
страшным был вождь эфиопов, черный
исполин Мемнон, тоже сын богини; он
сразился с Ахиллом, и Ахилл его ниспроверг.
Тогда-то и бросился Ахилл на приступ
Трои — тогда-то и погиб он от стрелы
Париса, которую направил Аполлон. Греки,
потеряв Ахилла, уже не надеялись взять
Трою силой — они взяли ее хитростью,
заставив троянцев ввезти в город
деревянного коня, в котором сидели
греческие витязи. Об этом потом расскажет
в своей «Энеиде» римский поэт Вергилий.
Троя была стерта с лица земли, а уцелевшие
греческие герои пустились в обратный
путь.
Художественные особенности:
Одна из важнейших композиционных
особенностей «Илиады» — «закон
хронологической несовместимости».
Иногда параллельные события изображаются
как последовательные, иногда же одно
из них лишь упоминается или даже
замалчивается. Этим объясняются некоторые
мнимые противоречия в тексте поэмы.
Стиль поэмы можно охарактеризовать как
формульный. Под формулой при этом
понимается не набор штампов, а система
гибких (изменяемых) выражений, которые
связаны с определенным метрическим
местом строки.
Для Гомера характерны составные эпитеты
(«быстроногий», «розоперстая»,
«громовержец»); значение этих и других
эпитетов следует рассматривать не
ситуативно, а в рамках традиционной
формульной системы. Так, ахейцы
«пышнопоножные» даже в том случае, если
они описываются не в доспехах, а Ахиллес
«быстроногий» даже во время отдыха.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5274406/page:3/
Анализ поэмы Гомера «Илиада»
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
1) Особенности жанра произведения. «Илиада» Гомера относится к жанру эпической поэмы, хотя произведение сохранило следы устной народной поэзии.<\p>
2) Тематика и проблематика произведения. Основная тема «Илиады» — поэмы об Илионе, то есть Трое, — гнев Ахилла, вызванный его ссорой с Агамемноном. Это событие имело роковые последствия для троянцев и греков:<\p>
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал, Многие души могучие славных героев низринул. В мрачный Аид и самих распростёр их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам. Совершалася Зевсова воля, С оного дня, как воздвигшие спор воспылали враждою, Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.<\p>
3) Особенности сюжета произведения. Сюжет «Илиады» взят из цикла мифов о Троянской войне. Согласно сказанию, на свадебный пир героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды. Оскорблённая Эрида проникла незамеченной на свадьбу и бросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за яблока вспыхнула ссора между Герой, Афиной и Афродитой. По приказанию Зевса Гермес отвёл трёх богинь на гору Иду, чтобы там их рассудил пастух Парис. Парис был сыном троянского царя Приама и его жены царицы Гекубы, но родители в своё время оставили новорождённого на горе Иде, так как, согласно предсказанию богов, он должен был погубить троянское царство. Подкинутого ребёнка нашли и воспитали пастухи, а когда он подрос, то сам стал пасти стада на Иде. Каждая из богинь пыталась соблазнить юношу своими дарами, надеясь получить от него яблоко. Гера обещала Парису власть, Афина сулила ему непревзойдённую мудрость и славу, а Афродита — любовь прекраснейшей в мире женщины. Парис отдал яблоко Афродите, вызвав негодование обеих богинь. Афродита открыла Парису тайну его рождения, привела в Трою, где его с радостью встретили родные, а затем помогла ему похитить из Эллады Елену, жену спартанского царя Мене- лая. Оскорблённый Менелай и его брат Агамемнон собрали войско, снарядили корабли и поплыли к Трое. Троянцы отказались добровольно выдать Елену и похищенные с нею сокровища. Началась война, которая длилась десять лет. Среди греков, которые в поэмах называются ахейцами, или данайцами, было много могучих богатырей: юный Ахилл, сын Пелея и Фетиды, предводитель всего войска Агамемнон, мудрый старец Нестор, Диомед, Аякс, Одиссей. Троянское войско возглавлял старший сын Приама Гектор. Греки сумели овладеть Троей только на десятый год войны. По совету хитрого и мудрого Одиссея они сделали вид, что покидают Трою и возвращаются на родину. На морском берегу ими был оставлен большой деревянный конь, а к троянцам подослан перебежчик, который сказал, что этим подарком греки хотят умилостивить богиню Афину. Напрасно напоминал троянцам их жрец Лаокоон о вероломстве греков. Коня ввезли в город, для чего пришлось разобрать часть городской стены, так как статуя не входила в ворота. Ночью, когда все в городе уснули, из чрева коня выскочили спрятанные в нём воины и подали сигнал остальным грекам, которые в сумерках вновь подошли к крепости. Троянцы были перебиты, их женщины и дети уведены в рабство, а Троя разрушена и сожжена. Но и грекам победа не принесла ожидаемой радости. Лишь немногие герои вернулись благополучно домой. О событиях десятого года войны, окончившихся смертью Гектора, рассказывает «Илиада». «Илиада» представляет собой военно-героическую эпопею, в которой первое место занимает рассказ о событиях.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/analiz-proizvedeniya/4123-analiz-poemy-gomera-iliada
О поэме гомера илиада «
Written By: Дементьева Светлана – Апр• 02•12
Автор: Дементьева Светлана
Великое имя Гомера связано прежде всего с зарождением авторской поэзии. Именно Гомер является самым первым европейским поэтом. На протяжении 30 веков поэмы Гомера вызывают восхищение. Читатели испытывают восторг, поэты и критики изучают особенности творчества великого поэта.
Впрочем, творческое наследие Гомера не так велико. Это всего две поэмы: «Илиада» и «Одиссея», и немного гимнов.
Нельзя сказать, что поэма «Илиада» превосходит «Одиссею», но в мире именно «Илиада» считается поэмой номер один! Возможно это связано с описанными в поэме событиями, которые происходили раньше, чем события «Одиссеи».
А возможно на первенство повлияло более глубокое проникновение автора в души героев «Илиады», описание их характеров и страстей. Но с другой стороны, в «Одиссее» свои прелести. Она более панорамна, и в ней больше приключений. «Илиада» же отличается психологичностью, гуманизмом и проникновением в тайну человеческих душевных глубин.
Самым удивительным является то, что Гомер в своей поэме «Илиада» по большому счету не описывает события Троянской войны как таковые. Один лишь эпизод из десятилетней осады Трои , небольшие стычки и сражения, которые не имели особого стратегического значения.
Гибель двух героев, представляющих каждый одну из враждующих сторон, так же с точки зрения исхода войны в целом ничего из себя не представляет. В поэме не описан штурм Илиона и окончательная победа греков. Но зато чувства главных героев Ахилла, Патрокла, Гектора, Приама… читатель видит в развернутом виде.
Надежды, разочарования, боль утраты… вот что принесло славу Гомеру на века.
«Гнев, богиня, воспетой Ахиллеса, Пелеева сына…»
Так начинается «Илиада», так начинается ярость и обида полководца Ахилла на верховного вождя ахейцев Агамемнона из-за захваченной первым прекрасной пленницы. Ахилл, захватив девушку, строил свои планы и надежды на будущую наложницу.
Но Агамемнон решил отобрать прекрасную деву, чем и вызвал описанный справедливый гнев строптивого воина. В результате оскорбленный Ахилл и его люди не принимают участия в продолжении осады Трои. Греки временно были оттеснены.
Но внезапная гибель близкого друга Патрокла в бою, заставляет забыть обиду и перенести свой гнев на врагов. Ахилл яростно сражается и беспощадно убивает наследника троянского трона Гектора. Казалось бы гнев его должен был утихнуть. Но Ахилл не мог успокоиться.
Он издевался и глумился над трупом погибшего Гектора, трижды обогнул Трою с привязанным к его колеснице изувеченным телом. Даже Зевс возмутился бесчеловечностью Ахилла. Но в конце концов мольбы царя Приама, отца погибшего Гектора, успокоили Ахилла.
Он согласился отдать труп врага для захоронения и даже дал обещание не нападать на Трою пока погребение не будет завершено. Далее идет описание оплакивания погибших героев — Патрокла и Гектора и поэма заканчивается.
Казалось бы о чем тут можно было писать? Но Гомер развернул эти события в 24 главы, это свыше 5 тысяч стихов. И все они посвящены одному единственному дню, описанному в мельчайших подробностях.
Одно только описание щита Ахилла чего стоит! В этом, собственно, и заключается величие поэмы «Илиада». Язык Гомера неповторим своими образами, и спутать его с любым другим сложно.
Были попытки подражания, но из этой затеи мало что получилось у желающих.
Стихи Гомера не обошли и Богов. Олимп с небожителями по разрешению Зевса принимал активное участие в развертывающихся событиях.
Справедливости ради стоит заметить, что вся Троянская война, собственно говоря, была спровоцирована Богами. Каждый из них принимал участие в войне, покровительствуя своим героям с противоборствующих сторон.
Исключение составлял Зевс. Он был сторонним наблюдателем.
Поэма «Илиада» Гомера является образцом героического эпоса. Она подобна маяку для поэтов, скульпторов и художников античного и современного миров. Гомер был первым гением, кто смог очень точно передать тонкости характеров своих героев. Ахилл навсегда остается героем из героев, несмотря на свой сложный и противоречивый характер.
Гомер создал целую философию жизни. Практически все античные философские антологии начинались с Гомера. Он воспевал жизнь в ее полноте. Несмотря на трагедии и войны, жизнь все-таки прекрасна!
Видимо, благодаря этой мысли, «Илиада» вот уже 30 веков восхищает и не стареет.
«С жизнью, по мне, не сравнится ничто…
Можно, что хочешь, добыть, — и коров, и овец густорунных,
Можно купить золотые треноги, коней златогривых,
Жизнь же назад получить невозможно, ее не добудешь
И не поймаешь, когда чрез ограду зубов улетела.»
Источник: https://demsvet.ru/luchshie-knigi/o-poeme-gomera-illiada
Изучение античной литературы, анализ поэмы Гомера «Илиада»
Рада приветствовать гостей нашего авторского блога! Несколько слов о себе.
Меня зовут Наталья Сергеевна Полулях, я — соавтор линейки учебников по интегрированному курсу «Литература (русская и зарубежная)» и других учебных пособий.
Я намереваюсь посвятить свои записи вопросам преподавания литературы в школе. Надеюсь, они станут поводом для интересных дискуссий и обсуждений, помогут учителям-словесникам сделать каждый урок увлекательным.
На изучение поэм Гомера программа отводит 2 часа. Как правило, за это время ученики успевают ознакомиться с биографией древнегреческого классика и небольшим отрывком из «Илиады». Традиционно большинство учителей выбирают для анализа песнь двадцать вторую «Умерщвление Гектора», поскольку в ней ярко раскрывается характер Ахилла.
Кроме того, глава дает возможность сопоставить образы двух воинов — греческого и троянского. Если позволяет время, для углубления представления учащихся о главном герое «Илиады» можно рассмотреть еще один отрывок текста — песнь двадцать четвертую «Выкуп Гектора» (стихи 480–570).
Ведь именно в этой песне обнажаются новые грани характера Ахиллеса, закрывается тема его гнева, которая является в поэме главной.
Для размышления над отрывком, развития предметных компетентностей школьников (в частности, формирования качеств творческого читателя) учитель может предложить девятиклассникам следующие вопросы:
- Как автор поэмы называет чувство, которое испытывает Ахилл, увидев отца ненавистного Гектора у своих ног? Подумайте, какие эмоции должен был испытать Ахилл, чтобы родилось это чувство. Как это характеризует героя?
- Какими словами Приам начинает свое обращение к Ахиллу? Почему слова царя Трои болью отозвались в сердце Ахилла? Что предсказал ему в своих предсмертных речах Гектор? Что Ахилл знает о своей судьбе? Раскаивается ли герой в том, что пришел под стены Трои?
- Чем продиктовано решение Ахилла отдать Приаму тело Гектора: волей богов, состраданием к отцу, утратившему всех своих детей, или раскаяньем? Обоснуйте свой ответ цитатами из текста.
- Рассмотрите картину русского художника А. А. Иванова «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Какие чувства отражены на лицах Ахилла и Приама? Какую роль выполняют второстепенные персонажи (стоящие у входа воины Ахилла, застывшая в воздухе рука Ахилла, брошенный на пол жезл Приама)?
Текст для анализа
Песнь двадцать четвертая
Выкуп Гектора
[На следующий день после убийства Гектора Ахилл устроил пышные похороны Патроклу и соревнования (игры) в честь покойного. После похорон Ахилл три раза объехал могилу Патрокла, волоча за собой тело Гектора. Двенадцать дней подряд совершал герой этот жестокий обряд.
Даже мать не смогла усмирить гнев Ахилла. Зевс призывает богов помочь Приаму выкупить у Ахилла тело Гектора. Под покровом ночи Приам пробирается к Ахиллу.
]
Старец, никем не примеченный, входит в покой и, Пелиду
В ноги упав, обнимает колена и руки целует —
Страшные руки, детей у него погубившие многих!
Так изумился Пелид, боговидного старца увидев;
Так изумилися все, и один на другого смотрели.
485 Старец же речи такие вещал, умоляя героя:
«Вспомни отца своего, Ахиллес, бессмертным подобный,
Старца, такого ж, как я, на пороге старости скорбной!
Может быть, в самый сей миг и его, окруживши, соседи
Ратью теснят, и некому старца от горя избавить.
490 Но, по крайней он мере, что жив ты, и зная и слыша,
Сердце тобой веселит и вседневно льстится надеждой
Милого сына узреть, возвратившегось в дом из-под Трои.
Я же, несчастнейший смертный, сынов возрастил браноносных
В Трое святой, и из них ни единого мне не осталось!
495 Я пятьдесят их имел при нашествии рати ахейской:
Их девятнадцать братьев от матери было единой;
Прочих родили другие любезные жены в чертогах;
Многим Арей истребитель сломил им несчастным колена.
Сын оставался один, защищал он и град наш и граждан;
500 Ты умертвил и его, за отчизну сражавшегось храбро,
Гектора! Я для него прихожу к кораблям мирмидонским;
Выкупить тело его приношу драгоценный я выкуп.
Храбрый! почти ты богов! над моим злополучием сжалься,
Вспомнив Пелея отца: несравненно я жалче Пелея!
505 Я испытую, чего на земле не испытывал смертный:
Мужа, убийцы детей моих, руки к устам прижимаю!»
Так говоря, возбудил об отце в нем плачевные думы;
За руку старца он взяв, от себя отклонил его тихо.
Оба они вспоминая: Приам — знаменитого сына,
510 Горестно плакал, у ног Ахиллесовых в прахе простертый;
Царь Ахиллес, то отца вспоминая, то друга Патрокла,
Плакал, и горестный стон их кругом раздавался по дому.
Но когда насладился Пелид благородный слезами
И желание плакать от сердца его отступило, —
515 Быстро восстал он и за руку старца простертого поднял,
Тронут глубоко и белой главой, и брадой его белой;
Начал к нему говорить, устремляя крылатые речи:
«Ах, злополучный! много ты горестей сердцем изведал!
Как ты решился, один, при судах мирмидонских явиться
520 Мужу пред очи, который сынов у тебя знаменитых
Многих повергнул? В груди твоей, старец, железное сердце!
Но успокойся, воссядь, Дарданион; и как мы ни грустны,
Скроем в сердца и заставим безмолвствовать горести наши.
Сердца крушительный плач ни к чему человеку не служит:
525 Боги судили всесильные нам, человекам несчастным,
Жить на земле в огорчениях: боги одни беспечальны.
Сам ты, о старец, мы слышали, здесь благоденствовал прежде.
Сколько народов вмещали обитель Макарова, Лесбос,
545 Фригия, край плодоносный, а здесь — Геллеспонт бесконечный:
Ты среди всех, говорят, и богатством блистал и сынами.
Но, как беду на тебя ниспослали небесные боги,
Около Трои твоей неумолкная брань и убийство.
Будь терпелив и печалью себя не круши беспрерывной:
550 Ты ничего не успеешь, о сыне печаляся; плачем
Мертвого ты не подымешь, но горе свое лишь умножишь!»
Сыну Пелея ответствовал старец Приам боговидный:
«Нет, не сяду я, Зевсов любимец, доколе мой Гектор
В куще лежит, погребенью не преданный! Дай же скорее,
555 Дай сим очам его видеть! а сам ты прими искупленье:
Мы принесли драгоценное. О, насладись им, и счастлив
В край возвратися родимый, когда ты еще позволяешь
Старцу мне бедному жить и солнца сияние видеть!»
Грозно взглянув на него, говорил Ахиллес быстроногий:
560 «Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
Чувствую, что и тебя (от меня ты, Приам, не сокроешь)
Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским;
565 Нет, не осмелился б смертный, и младостью пылкой цветущий,
В стан наш вступить: ни от стражей недремлющих он бы не скрылся,
Ни засовов легко б на воротах моих не отдвинул.
Смолкни ж, и более мне не волнуй ты болящего сердца;
Или страшись, да тебя, невзирая, что ты и молитель,
570 В куще моей я не брошу и Зевсов завет не нарушу».<\p>
(Перевод Н. Гнедича)
Иллюстрация к отрывку (на заставке)
А. А. Иванов. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора (1824).
Полулях Наталья Сергеевна
Источник: https://blog.ranok.com.ua/poema_gomera_iliada/
Художественные особенности, композиция, структура «Илиады»
Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».
«Илиада» охватывает в качестве событий всего 50 дней последнего года войны. Гнев Ахилла и его последствия. «Илиада» – военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет.
Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Ахилл велик, но смертен. Героизм – осознанный выбор Ахилла.
Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег.
Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом – под Троей и божественном – на Олимпе.
Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента.
В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы.
Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э. Главы нумеруются по буквам греческого алфавита.
Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.
События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно.
Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. (III песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов -величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт)) Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе
Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга.
3-я книга знакомит с виновниками войны – Парисом, Менелаем, Еленой. Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения. Смотр со стены.
Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса (Арея) и Афродиту. Эта книга имеет очень архаический характер и заключает в себе ряд сказочных» черт, обычно чуждых повествованию «Илиады» (мотив шапки-невидимки). Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные.
Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах: шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении. Вторая – прощание Гектора с его женой Андромахой и сыном.
Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора (кн. 7) кончается первый день боя.
С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу (9-я книга).
Особняком в общем ходе повествования «Илиады» стоит 10-я книга – рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стая, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика и производят резню в лагере вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса.
Книга 11-я и последующие – новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса.
Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его.
Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно: они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению домой.
С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Ахилл дает согласие на то, чтобы его друг Патрокл одел его доспехи и отразил непосредственную опасность. Обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора.
Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17).
Ахилл потрясен гибелью друга; «гнев» сменяется жаждой мести. 19-я книга приносит «отречение от гнева». Ахилл возвращается к военным действиям.
Запруженный трупами поток Ксанф тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами, но на помощь Ахиллу приходит Гефест, обратив против вод огонь (кн. 21). Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора»)
23-я книга, очень интересная для истории греческих религиозных представлений, посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом.
Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, – оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада»
Вернуться на предыдущую страницу
Источник: https://gumfak.ru/zarub_html/bilet2/bilet02.shtml
Герои Эллады в поэме “Илиада”
История народа, как правило, начинается с фантастических пересказов мифов и красивых легенд. В этих творениях всегда спрятано зерно истории, окаймленное и приукрашенное фантазией.
Уже в первом тысячелетии до нашей эры древние греки слушали рифмованные истории о троянской войне и приключениях хитроумного Одиссея.
Ученые долгое время считали, что события, которые описаны в эпических поэмах “Илиада” и “Одиссея”, больше мифологические, чем исторические. Авторство этих поэм приписывалось древнегреческому странствующему певцу Гомеру.
А в семидесятых годах XIX века археолог Шлиман в раскопках на побережье Эгейского моря нашел ту самую Трою, об осаде которой рассказывается в “Илиаде”.
Если верить Гомеру, война между ахейцами и троянцами произошла в результате похищения троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Менелая – известной красавицы Елены.
Это событие произошло не без помощи верховного бога Зевса, который искал повод для втягивания народов в уничтожающие войны.
В своей поэме Гомер не только рассказывает о дальнейших событиях, но и описывает беспримерное мужество и отвагу героев Эллады.
Описывая боевые сражения, автор неоднократно подчеркивает бесстрашие и самоотверженность любимцев народа – Ахилла и Гектора. • Именно они являются воплощением идеала человека, мужчины, героя. Разгневанный Гектор, словно страшный ураган, заклинал троянцев скорее преодолеть ров.
Герою был дан знак свыше – он видел исцарапанную до крови змею, которая укусила орла. Но Гектор, не щадя себя, вместе с воинами громил башни, разбивал бойницы, выдирал из земли мощные бревна, подпирающие крепостной вал. И именно Гектор прорвался первым сквозь ахейский вал, завоевав наивысшую славу.
Подчеркивая мощь Гектора, Гомер обращает внимание на то, что он был похож на самого бога войны и всегда находился впереди. Тело героя прикрывал щит, обтянутый грубой шкурой и обитый медью. На голове Гектора поблескивал шлем с длинной черной гривой, развевающейся на ветру.
Ему, конечно, известно чувство страха, но Гектор научился с ним бороться, так как война – это обязательство перед родителями, сыном и всеми соотечественниками. Жена героя Андромаха умоляет его не рисковать жизнью, остаться в крепости, но он отказывается. Гектор не может оставить своих воинов, свой народ в такую минуту. Гомер мастерски рисует теплые отношения между героем Трои и Андромахой.
Жена тревожится и просит мужа быть осторожным, на что Гектор нежно советует ей беречь сердце от тяжких треволнений.
Один из эффектнейших эпизодов “Илиады” – бой между Ахиллом и Гектором. Выхватив из ножен тяжелый меч, Гектор бросился на Ахилла, как мощный горный орел сквозь тучи бросается на ягненка или зайца.
Ахилл ждал его, могущественный и страшный в своем воинском совершенстве: огромный щит закрывал его грудь, а на шлеме сияла пышная золотая грива, которую выковал бог Гефест. Во время поединка Гектор был смертельно ранен.
Чувствуя приближение смерти, герой тревожится о родителях, маленьком сыне и молодой жене.
Обоим участникам поединка присуще яростное желание победить и прославиться, а также – воинская доблесть. К тому же Гомер показывает, какой благородный характер у Ахилла. Он искренний, честный и верный товарищ.
Это человек пылкий, подверженный сильным страстям. Ему не чуждо сострадание. Именно непобедимый Ахилл воплощает в себе образ воина тех времен, образы Гектора и Ахилла олицетворяют морально-этические идеалы народа.
Поэмы Гомера, слепого бездомного странника, стали гимном отваги и мужества, ума и честного труда.
Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.
Сейчас считается установленным, что примерно в XII веке до нашей эры племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Ахейцы покорили Трою и вернулись на родину. Память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны.
Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей Тезея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.
Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими.
Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в “Одиссее” много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь “Илиада” посвящена войне, а “Одиссея” – превратностям человеческой жизни.
Сюжет “Илиады” связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты.
Начинается “Илиада” с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады началась чума.
Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Долгая речь жреца образна и ярка. Он просит об отмщении.
- Так вопиял он; и внял Аполлон сребролукий!
- Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
- Лук за плечами неся и колчан со стрелами, отовсюду закрытый;
- Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
- В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.
Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан. Ахилл отказывается участвовать в осаде Трои.
Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно; он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.
Только тогда Ахилл, мстя за друга, вступает в бой. Он убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына.
Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших.
Заканчивается “Илиада” погребением героев двух враждующих лагерей – Патрокла и Гектора.
Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и трря-нец Гектор. Ахилл – гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу – старику Приаму, потерявшему родного сына.
Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера – это не знающий предела героизм и преданность общему делу.
Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни “Илиады”, когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора.
- …говорит Ахиллес быстроногий:
- «Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
- Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
- Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
- Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
- Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским…
Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.
Страницы: 1 2
Источник: https://www.rlspace.com/geroi-ellady-v-poeme-iliada-quot/
“Илиада” Гомера: краткое содержание. Гомер, “Илиада” и “Одиссея” :
У большинства народов мифы слагаются преимущественно о богах. Но Древняя Греция является исключением: в основной, лучшей их части повествуется о героях. Это внуки, сыновья, правнуки богов, рожденные от смертных женщин.
Именно они совершали различные подвиги, наказывали злодеев, уничтожали чудовищ, а также участвовали в междоусобных войнах. Боги, когда стало тяжело от них Земле, сделали так, чтобы в Троянской войне участники сами уничтожили друг друга. Так свершилась воля Зевса.
У стен Илиона погибло множество героев.
В этой статье мы расскажем вам о произведении, которое создал Гомер, – “Илиада”. Содержание ее будет нами кратко изложено, а также мы проведем анализ этой и другой поэмы о Троянской войне – “Одиссеи”.
О чем рассказывается в “илиаде”
“Троя” и “Илион” – это два названия великого города, расположенного в Малой Азии, около берега Дарданелл. Поэма, рассказывающая о Троянской войне, по второму имени называется “Илиада” (Гомера). В народе до нее существовали лишь небольшие устные песни вроде баллад или былин, повествующие о подвигах этих героев.
Гомер, слепой легендарный певец, сложил из них большую поэму и сделал это весьма искусно: он отобрал лишь один эпизод и так его развернул, что сделал его отражением целого героического века. Называется данный эпизод “Гнев Ахилла”, который был величайшим греческим героем последнего поколения.
“Илиада” Гомера посвящена в основном ему.
Кто участвовал в войне
Длилась Троянская война 10 лет. “Илиада” Гомера начинается так. На Трою в поход собралось множество греческих вождей и царей, с тысячами воинов, на сотнях кораблей: в поэме их перечень занимает несколько страниц. Агамемнон, правитель Аргоса, этот сильнейший из царей, был главным из них.
Вместе с ним отправились Менелай, его брат (война началась ради него), пылкий Диомед, могучий Аякс, мудрый Нестор, хитроумный Одиссей и другие. Но самым ловким, сильным и храбрым был Ахилл, юный сын Фетиды, морской богини, сопровождал которого Патрокл, его друг. Приам, седой царь, правил троянцами.
Войско его возглавлял Гектор, сын царя, доблестный воин. При нем были Парис, брат его (война началась из-за него), а также множество союзников, собранных со всей Азии. Таковы были герои поэмы Гомера “Илиада”.
Участвовали в сражении и сами боги: Аполлон сребролукий помогал троянцам, а Гера, царица небесная, и Афина, мудрая воительница – грекам. Громовержец Зевс, верховный бог, следил с высокого Олимпа за битвами и вершил волю свою.
Начало войны
Война началась так. Проходила свадьба Пелея и Фетиды, морской богини – последний брак, заключенный между смертными и богами (тот самый, от которого родился герой Ахилл). Богиня раздора на пиру бросила золотое яблоко, которое предназначалось “прекраснейшей”.
Заспорили из-за него трое: Афина, Гера и Афродита. Парису, троянскому царевичу, Зевс приказал рассудить этот спор. Обещала свои дары ему каждая из богинь: Гера – сделать царем всего мира, Афина – мудрецом и героем, Афродита – мужем самой красивой из женщин.
Герой решил отдать яблоко последней.
После этого Афина с Герой стали заклятыми врагами Трои. Парису же помогла Афродита обольстить Елену, дочь самого Зевса, которая была женой царя Менелая, и увезти ее в Трою.
Когда-то лучшие богатыри Греции сватались к ней и сговорились так, чтобы не перессориться: пусть девушка сама выберет того, кто ей нравится, а если кто-то другой попробует ее отбить, все остальные объявят ему войну. Каждый юноша надеялся, что избранником окажется именно он. Выбор Елены пал на Менелая.
Теперь у этого царя отбил ее Парис, и поэтому все ее бывшие женихи пошли войной на этого юношу. Лишь самый молодой из них не сватался к девушке и отправился воевать лишь для того, чтобы показать свою силу, доблесть, завоевать славу. Этим юношей был Ахилл.
Первая атака троянцев
“Илиада” Гомера продолжается. Троянцы атакуют. Во главе их – Сарпедон, сын бога Зевса, последний из его сыновей на земле, а также Гектор. Холодно наблюдает из своего шатра Ахилл, как бегут греки, а троянцы подступают к их лагерю: они вот-вот подожгут корабли своих врагов.
С вышины Гера тоже видит, как проигрывают греки, и решается в отчаянии на обман, чтобы тем самым отвлечь внимание Зевса. Она является перед ним в поясе Афродиты, который возбуждает страсть, и бог соединяется с Герой на вершине Иды.
Их окутывает золотое облако, а земля расцветает гиацинтами и шафраном. После этого они засыпают, и, пока спит Зевс, греки приостанавливают троянцев. Но недолог сон верховного бога.
Пробуждается Зевс, и дрожит Гера перед гневом его, а он призывает ее терпеть: греки сумеют одолеть троянцев, но после того как усмирит свой гнев Ахилл и выйдет в бой. Зевс обещал это богине Фетиде.
Патрокл отправляется на битву
Однако Ахилл не готов еще это сделать, и вместо него на помощь грекам отправляется Патрокл. Больно ему наблюдать за попавшими в беду товарищами. Поэма Гомера “Илиада” продолжается.
Ахилл дает юноше свои доспехи, которых боятся троянцы, а также воинов, колесницу, запряженную умеющими прорицать и говорить вещими конями. Он призывает своего товарища отразить от лагеря троянцев, спасти корабли. Но при этом советует не подвергать себя опасности, не увлекаться преследованьем.
Троянцы, увидев доспехи, испугались и поворотили назад. Тогда Патрокл не выдержал и стал их преследовать.
Вот выходит ему навстречу сын Зевса, Сарпедон, и бог, наблюдая с высоты, колеблется: спасти сына или нет. Но Гера говорит, пусть вершится судьба. Как горная сосна, рушится Сарпедон, закипает бой вокруг его тела. Тем временем все дальше рвется Патрокл, к самым воротам Трои.
Апполон кричит ему, что не суждено юноше взять город. Тот не слышит. Апполон тогда ударяет его по плечам, окутавшись тучей. Лишается сил Патрокл, роняет копье, шлем и щит, и Гектор наносит ему сокрушительный удар. Умирая, воин предсказывает, что тот падет от руки Ахилла.
Последний узнает печальную весть: погиб Патрокл, и теперь Гектор красуется в его доспехах. С трудом выносят друзья мертвое тело с поля битвы. Троянцы, торжествуя, преследуют их.
Ахилл жаждет ринуться в бой, но не может этого сделать: он безоружен. Тогда герой кричит, и так страшен этот крик, что, содрогнувшись, троянцы отступают.
Начинается ночь, и Ахилл оплакивает своего друга, грозя врагам отмщеньем.
Новые доспехи Ахилла
По просьбе его матери, Фетиды, тем временем Гефест, бог-кузнец, выковывает в медной кузнице новые доспехи для Ахилла.
Это поножи, шлем, панцирь и щит, на котором изображен весь мир: звезды и солнце, море и земля, воюющий и мирный город. В мирном – свадьба и суд, перед воюющим – битва и засада.
Вокруг – виноградник, пастбище, жатва, пахота, деревенский праздник и хоровод, посередине которого – певец с лирою.
Вот наступает утро, и наш герой облачается в свои новые доспехи и созывает на сходку греческое войско. Не угас его гнев, но сейчас он обращен на погубивших его друга, а не на Агамемнона.
Ахилл гневается на Гектора и троянцев. Агамемнону герой теперь предлагает примирение, и тот принимает его. Ахиллу возвращена Брисеида. В его шатер внесены богатые дары.
Но на них почти не смотрит наш герой: он жаждет боя, мести.
Новая битва
Вот наступает уже четвертая битва. Снимает запреты Зевс: пусть боги сами сражаются, за кого хотят эти мифические герои “Илиады” Гомера. Афина в бою сходится с Аресом, Гера – с Артемидой.
Страшен Ахилл, что отмечается в произведении “Илиада” Гомера. Рассказ об этом герое продолжается. Он схватился было с Энеем, но боги вырвали последнего из его рук. Не судьба этому воину пасть от Ахилла.
Он должен пережить и его, и Трою. Ахилл, разъяренный неудачей, губит без счета троянцев, загромождают реку их трупы. Но Скамандр, речной бог, нападает, захлестывая валами. Гефест, огненный бог, усмиряет его.
Ахилл преследует Гектора
Продолжается наше краткое содержание. Гомер (“Илиада”) описывает следующие дальнейшие события. Троянцы, которым удалось выжить, спасаются в городе. Один Гектор прикрывает отступление.
Ахилл налетает на него, и тот бежит: он боится за свою жизнь, но в то же время хочет отвлечь Ахилла от остальных. Они обегают город три раза, а боги с высот смотрят на них.
Колеблется Зевс, не спасти ли этого героя, но Афина просит оставить все на волю судьбы.
Смерть Гектора
Зевс тогда поднимает весы, на которых находятся два жребия – Ахиллов и Гекторов. Чаша Ахилла взмывает вверх, а Гектора клонится к подземному царству. Дает знак верховный бог: покинуть Гектора Аполлону, а Афине – заступиться за Ахилла.
Последняя удерживает противника героя, и он лицом к лицу сходится с Ахиллом. Копье Гектора попадает в щит Гефеста, но тщетно. Ахилл ранит героя в горло, и тот падает. Победитель привязывает тело его к своей колеснице и, глумясь над убитым, гонит лошадей вокруг Трои.
Старый Приам плачет о нем на городской стене. Сокрушается и вдова Андромаха, а также все жители Трои.
Погребение Патрокла
Продолжается составленное нами краткое содержание. Гомер (“Илиада”) описывает следующие события. Отомщен Патрокл. Пышное погребение устраивает Ахилл своему другу. 12 троянских пленников убивают над телом Патрокла. Гнев его друга, однако, не утихает.
Ахилл трижды в день гонит свою колесницу с телом Гектора вокруг кургана, где похоронен Патрокл. Давно бы разбился труп о камни, но Аполлон незримо оберегает его. Вот вмешивается Зевс.
Он объявляет Ахиллу через Фетиду, что тому недолго осталось жить на свете, просит его отдать тело врага для погребения. И Ахилл повинуется.
Поступок царя Приама
Продолжает рассказывать о дальнейших событиях Гомер (“Илиада”). Краткое содержание их следующее. Царь Приам ночью приходит к шатру победителя. А с ним – полная даров повозка. Через греческий лагерь пройти незамеченным ему дали сами боги. Приам припадает к коленям воина, просит вспомнить об отце Пелее, который так же стар.
Горе сближает этих врагов: лишь сейчас затихает в сердце Ахилла долгий гнев. Он принимает дары Приама, отдает ему тело Гектора и обещает, что не потревожит троянцев до тех пор, пока они не предадут земле тело своего воина. Приам с телом возвращается в Трою, и над убитым плачут родственники. Зажигается костер, останки героя собирают в урну, которую опускают в могилу.
Над ней насыпают курган. Поминальным пиром заканчивается поэма Гомера “Илиада”.
Дальнейшие события
Оставалось еще много событий до конца этой войны. Потеряв Гектора, троянцы не осмеливались уже покидать городские стены. Но им на помощь приходили другие народы: из земли амазонок, из Малой Азии, из Эфиопии. Наиболее страшным был эфиопский вождь Мемнон.
Он сразился с Ахиллом, который его ниспроверг и бросился на приступ Трои. Именно тогда герой и погиб от направленной Аполлоном стрелы Париса. Потеряв Ахилла, греки не надеялись уже взять силой Трою – они сделали это хитростью, заставив жителей города ввезти деревянного коня, внутри которого сидели витязи.
В “Энеиде” Вергилий потом расскажет об этом.
Троя была разрушена, а греческие герои, которым удалось выжить, отправились в обратный путь.
Гомер, “Илиада” и “Одиссея”: композиции произведений
Рассмотрим композицию произведений, посвященных этим событиям. Две поэмы, рассказывающие о Троянской войне, написал Гомер – “Илиада” и “Одиссея”.
В основу их легли предания о ней, происходившей в действительности примерно в 13-12 веках до нашей эры.
“Илиада” рассказывает о событиях войны на 10-м ее годе, а сказочно-бытовая поэма “Одиссея” повествует о произошедшем уже после ее окончания возвращении царя Итаки, Одиссея, одного из военачальников греков, на родину, о злоключениях его.
В “Илиаде” рассказы о людских действиях чередуются с изображением богов, которые решают судьбу сражений, разделившись на две партии. События, которые происходили одновременно, при этом излагаются как совершающиеся последовательно. Композиция поэмы отличается симметричностью.
В структуре “Одиссеи” отметим наиболее значительное – прием транспозиции – изображение событий прошлого в виде рассказа о них Одиссея.
Таково композиционное строение, которое имеют поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”.
Гуманизм поэм
Одна из основных причин бессмертия этих произведений – их гуманизм. Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” затрагивают важные проблемы, актуальные в любое время. Автор прославлял мужество, верность в дружбе, любовь к родине, мудрость, уважение к старости и др.
Рассматривая эпос Гомера “Илиада”, можно отметить, что главный герой страшен в гневе, самолюбив. Заставила его отказаться от участия в сражении, пренебречь долгом личная обида.
Тем не менее в нем присутствуют нравственные качества: гнев героя разрешается великодушием.
Одиссей показан как мужественный, хитроумный человек, который может найти выход из любого положения. Он и справедлив. Возвратившись на родину, герой наблюдает внимательно за поведением людей, с тем, чтобы воздать по заслугам каждому.
Он пытается убрать из толпы обреченных на гибель единственного из всех женихов Пенелопы, приветствующего хозяина, когда он появляется в образе нищего бродяги. Но, к сожалению, ему не удается это сделать: Амфинома губит случайность.
Гомер на этом примере показывает, как следует поступать герою, достойному уважения.
Общее жизнеутверждающее настроение произведений иногда омрачается раздумьями о краткости жизни. Гомеровские герои, думая о том, что смерть неизбежна, стремятся оставить славную память о себе.
Источник: https://www.syl.ru/article/171819/new_iliada-gomera-kratkoe-soderjanie-gomer-iliada-i-odisseya