Сочинение: образ ярославны в «слове о полку игореве»

Помогите написать сочинение Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”

Настя Каверина Мастер (1243) 8 лет назад Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой.

В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.

Важно

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича.

Обратите внимание
Совет

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: "Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? " — спрашивает Ярославна у ветра.

[/su_box]

“Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен.

В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве» . Это много позже появится «Домострой» , который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной «рабыней мужа» . И заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове» , и это очень важно и ценно.

Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру..

Ксения Ларина Профи (832) 8 лет назад Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” — гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому Данный текст предназначен только для частного использования – 2005 произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов. Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.

Важно

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича.

Обратите внимание
Совет

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: "Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? " — спрашивает Ярославна у ветра.

[/su_box]

“Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен.

В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.

Андрей Васиков Ученик (149) 2 года назад Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” — гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому Данный текст предназначен только для частного использования – 2005 произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов. Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.

Важно

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича.

Обратите внимание
Совет

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: "Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? " — спрашивает Ярославна у ветра.

[/su_box]

“Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен.

В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.

Влада Кан Знаток (318) 1 год назад Ярославна – это один из самых поэтичных персонажей “Слова о полку Игореве”. В лице Ярославны автор воплотил идеал русской женщины XII века. Что нам известно о биографии Ярославны? Ярославна — это жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла). По мнению исследователей, Игорь женился на Ярославне в 1169 году, будучи 18-летним юношей: “…Надо полагать, что Игорь женился на дочери Ярослава Осмомысла в 1169 г., восемнадцати лет от роду, а может быть и немного раньше. Все сыновья Игоря были и сыновьями Евфросинии, поэтому они позднее стали галицкими князьями…” (В. П. Адрианова-Перетц “«Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков”) В “Слове о полку Игореве” автор изображает Ярославну молодой женщиной. К сожалению, точный возраст героини неизвестен. Можно предположить, что ей : “…Голос Ярославны молодой…” “…Ярославна кличет молодая…” Автор “Слова” называет Ярославну по отчеству. Ярославна — это женское отчество от имени Ярослав. В те времена княгинь нередко звали по отчеству. Но само имя Ярославны остается неизвестным сих пор. Существует версия, что Ярославну звали Ефросиньей. Однако прямых доказательств этому нет. В научной энциклопедии “Слова о полку Игореве” об этом пишут следующее: “…пока нет веских оснований называть имя Ярославны…” (“Энциклопедия «Слова о полку Игореве»” в 5 томах, 1995 г.) С образом Ярославны связан самый трогательный момент в “Слове о полку Игореве” – плач Ярославны. В этом эпизоде выражается вся тоска и печаль Ярославны, ожидающей мужа с войны: “…Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру…” “…На стене рыдая городской… В своем плаче Ярославна обращается к силам природы – к ветру, к Днепру. Она просит природу пожалеть Игоря и его войско и вернуть их домой: “…Что ты, Ветер, злобно повеваешь…” “…Днепр мой славный! Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне…” “…Солнце трижды светлое! Что ж ты войско князя удалоеЖаркими лучами обожгло?..” Главными чертами в образе Ярославны являются скромность, заботливость и верность. Об этом также пишет знаменитый культуролог Д. С. Лихачев: “…в “Слове о полку Игореве” образ скромной, заботливой, верной и любящей женщины, достойной жены своего героя-мужа, выступает с еще большей отчетливостью и большим обаянием…” (Д. С. Лихачев “Человек в литературе Древней Руси”) Княжна Ярославна принадлежит к “высшему сословию” – сословию феодалов. Но ей знакомы заботы и печали любой женщины того времени. Ярославна ждет своего мужа с войны, тоскует и плачет в ожидании. И эти переживания знакомы всем женщинами того времени: “…Женщина и в среде феодалов была предана своим заботам жены, матери, вдовы, дочери. Большие государственные обязанности не были ее уделом. И именно это способствовало сближению женских образов – феодальных и народных. Вот почему Ярославна в “Слове о полку Игореве” представлена в образе лирической, песенной русской женщины – Ярославны…” (Д. С. Лихачев “Человек в литературе Древней Руси”) Впервые “Слово о полку Игореве ” было издано в 1800 году. И с тех пор образ Ярославны вдохновляет поэтов, художников и музыкантов. Например, многие поэты XIX века посвятили свои стихи и поэмы образу Ярославны. Образ Ярославны также представлен в работах таких знаменитых художников, как И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, И. С. Глазунов и др. ScionAltera ScionAltera Ученик (106) 6 месяцев назад Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.

Важно

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.

Читайте также:  Как найти свою цель в жизни?

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича.

Обратите внимание
Совет

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: "Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? " — спрашивает Ярославна у ветра.

[/su_box]

“Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен.

В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве» . Это много позже появится «Домострой» , который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной «рабыней мужа» . И заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове» , и это очень важно и ценно.

Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру..

Источник: https://otvet.mail.ru/question/45470139

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — знаменитый памятник древнерусской литературы. В нем сочетается лаконичность и точность слова, поэтичность и эмоциональность. Эти особенности привлекают к старинной поэме творческих людей уже много веков.

Автор произведения неизвестен, он повествует о событиях давно прошедших дней, которые в результате привели к столь желанному объединению разобщенных князей. «Слово о полку Игореве» стало первым русским произведением, раскрывшим перед нами многогранные образы русских князей, их войск и семей.

Образ Ярославны

Одним из ярчайших образов произведения стал образ Ярославны – молодой жены князя Игоря. Образ ее исполнен трагедии и печали, но вместе с этим лиричен и поэтичен. Ярославна представлена верной и преданной, бесконечно любящей спутницей жизни.

Переживая за благополучие мужа, Ярославна плачет на стене Путивля, не пряча слез и не стыдясь их. Плач передан в традиционной для русского фольклора форме.

В нем есть и церемониальность и искренность, которая не оставляет равнодушным читателя. Ярославна всеми силами души стремится оказаться рядом с Игорем в тяжелую для него минуту.

Она словно чувствует его боль, единственным ее желанием становится облегчение его страданий.

Обращение Ярославны к силам природы

Осознавая, что никто из окружающих не может ей помочь, она обращается к природным стихиям, умоляя не губить родного ей человека. Призыв к ветрам, солнцу и Днепру переполнен безграничным доверием и надеждой, языческой верой во всемогущество природных богов.

«Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я споза­ранку к нему слез на море», — вопрошает она у Днепра. Сквозь уважительный тон можно проследить упрек силам природы за то, что произошло с русским войском: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — обращается девушка к ветру.

Образ русской женщины в «Слове…»

Образ верной жены Ярославны цельный и самодостаточный. В ее причитаниях отчетливо слышится тоска и печаль всех русичей, пострадавших от поражения от половцев.

Через этот образ автор представляет скорбь всех русских людей, особенно русских женщин, ждущих своих мужей с полей сражения, безукоризненно верящих в правильность поступков своих супругов, готовых в любой момент прийти ему на помощь.

Значение образа Ярославны для русской литературы

Образ Ярославны оказал влияние на творчество многих русских писателей и поэтов, стал предвестником героинь Пушкина, тургеневских девушек, женских образов Толстого. «Слово…» переводили с древнерусского разные поэты и писатели. Самые известные переводы плача Ярославны Жуковского и Заболоцкого. Каждый из них по-своему передает страдания девушки, поэтично обрисовывают ее внутреннюю боль.

На мой взгляд, плач Ярославны вызывает непередаваемые ощущения после прочтения, особенно если читать его в оригинале. Автор «Слова о полку Игореве» по истине тонкий психолог, чутко чувствующий прекрасное в мире.

Источник: http://spadilo.ru/obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve/

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе

«Слово о полку Игореве» – яркое произведение – свидетельство средневековья. Чтобы его понять, надо проникнуться сознанием, или как сейчас говорят, менталитетом человека этой жестокой, суровой эпохи.

Средневековый рыцарь–богатырь был рождён для битвы, для войны. Смерть в сражении есть честь и достоинство, победа – вершина жизни. А сама по себе жизнь ничего не значила.

Женщина средневековья – только дама сердца – продолжение воина, хранительница его славы, чести. Сама по себе женщина мало что значила.

Именно в этом качестве предстаёт перед нами Ярославна – жена князя Игоря. Она символизирует объединённый образ всех русских женщин конца двенадцатого – начала тринадцатого веков. Их удел – страдание, оплакивание своих мужей, сыновей, отцов и братьев, погибших на поле боя или попавших во вражеский плен. Поэтому княгиня возникает в поэме, как женщина, оплакивающая своего мужа.

Обратите внимание

Своей любовью она пытается помочь князю спастись из плена. Её плач выражает её готовность пожертвовать всем, ради спасения дорогого человека. Она привлекает силы природы (что характерно для славянской веры), обращается к Солнцу, ветру, Днепру с мольбой о помощи. И автор приветствует её устремление, он сравнивает Ярославну с птицей, летящей вдоль реки, спасительницей своего мужа.

Ярославна оплакивает не только своего мужа, князя Игоря, но и всех погибших русских воинов. Печаль, неизбывное горе нашли отражение в её монологе.

Но она не одна – сотни русских женщин Древней Руси оплакивали своих родных, и в их плаче – любовь, нежность, сострадание. Но мы слышим голос Ярославны.

В её душе мечты о мире и домашнем очаге, хранительницей которого является женщина. Она – воплощение созидательного, нравственного, народного начала.

Плач княгини символизирует печаль Русской земли. Светлый и поэтический образ княгини Ярославны является одним из популярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе. К её образу обращаются многие творцы современности.

Мы можем увидеть её портреты, созданные художниками, сценическое воплощение, музыкальные варианты.

Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а её монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.

Особенно ценным представляется следствие плача Ярославны. Кажется, что именно она спасает своего мужа, ведь все силы природы объединяются, чтобы спасти князя: помогает шумом ветер, прячет в своих волнах Днепр. Возвращается князь, словно солнце освещает Русскую землю.

Ярославна символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а её плач не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу.

Важно

Хочется верить, что ещё много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/old-rus-literature/image-of-yaroslavna-in-lay

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»

Тема: Слово о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» — гениальный памятник древ­нерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, су­ровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привле­кали и привлекают к этому произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох.

Неизвестному ав­тору удалось не только рассказать нам о событиях, ока­завших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дру­жин, жен русских воинов.

Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой.

В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля.

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, горя, задушевного отчаяния! В тяже­лую для мужа минуту она всем сердцем стремится ока­заться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярослав­на обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Свя­тославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днеп­ру и солнцу слышится надежда на справедливость и дове­рие.

Читайте также:  129. ценности, которым изменить нельзя

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я споза­ранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славутича.

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — спрашивает Ярославна у ветра.

«Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Поче­му же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, го­рем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу. Материал с сайта //iEssay.ru<\p>

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен.

Совет

В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после по­ражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писате­лей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Тол­стого и многих других мастеров слова. Жуковский и Забо­лоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощуще­ние от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия пре­красного.

На этой странице материал по темам:

  • реферат на тему образ ярославны в русской поэзии
  • характеристика ярославны слово о полку игореве
  • слово о полку игореве ярославна сочинение
  • слово о полку игореве биография ярославны
  • слово о полку игореве пересказ плачь ярославны

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/other/mify-narodov-mira.-antichnaya-drevnerusskaya-literatura/sochineniya/slovo-o-polku-igoreve/obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve

Сочинение: Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?

Вопрос 3 экзаменационного билета (билет № 21, вопрос 3)

Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?

Основное содержание «Слова о полку Игореве» связано с изображением суровых военных событий.

В то же время богат­ство содержания этого выдающегося памятника древнерусской литературы таково, что «Слово» дает читателю многосторонние знания о самых разнообразных сторонах жизни русичей.

Нахо­дит свое отражение в поэме и тема рода, семьи. Ярким свиде­тельством внимания автора к этой теме можно считать образ Ярославны.

Ярославна — жена князя Игоря, оставшаяся дома ожидать его возвращения из похода. Ее образ возникает в «Слове» в

самый трагический момент развития событий — когда Игорь оказывается в плену у половцев. Отрывок поэмы, в котором звучит голос жены князя, получил у исследователей памятни­ка наименование «Плач Ярославны». Плач — один из жанров устного народного творчества. Это горестное обращение жен­щины к различным силам природы, заклинающее их помочь любимому и спасти его.

Стоя на стене в Путивле, Ярославна вещим сердцем почуя­ла, какая беда случилась с ее супругом. Она готова «кукушкой перелетной» устремиться к нему, чтобы «омыть раны на его кро­вавом теле». Она поочередно обращается к Ветру, Днепру и Солнцу.

Ветру Ярославна шлет упрек: «Стрелы вражьи ты наве­ял на дружины князя». К Днепру обращается с мольбой: «Вороти ко мне милого, чтоб не лить мне горьких слёз».

Обратите внимание

А красное Сол­нце удостаивается укора за то, что «дружину князя зноем жгучим обожгло… в безводном поле жаждой… стрелкам луки стянуло».

В девятнадцатом веке автор одного из стихотворных пере­ложений «Слова о полку Игореве» поэт Аполлон Майков вы­сказал предположение, что в плаче Ярославны можно предста­вить присутствие самого Игоря: «Обстановка этого плача будет: степь, утро, закуковала кукушка, напомнившая особенно живо Игорю его Ярославну, как видел он ее в последний раз на сте­пе в Путивле… Там она стоит и обращает вопли свои в пустын­ную степь — к ветру, к реке, к солнцу, горюя и тоскуя любящим сердцем, чуя постоянно беду над милым…»

Итак, образ Ярославны воплотил в себе женскую верность, неизбывную заботу о близком человеке, ушедшем сражаться за родную землю. Этим образом открывается необъятная галерея обаятельных русских женщин, созданных последующими века­ми развития русской истории и литературы.

Критик Евгений Осетров писал о развитии образа Ярославны в дальнейшей протяженности российской истории: «Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой.

Это она, миновав леса, озера и реки, ходила в «землю басурманскую», вызволяла пленных из неволи; она — Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на ратный подвиг; она — старостиха Василиса в памятном 1812 году».

Этот перечень можно продолжить образом матери из повести Николая Васи­льевича Гоголя «Тарас Бульба», героинями поэм и стихотворе­ний Николая Алексеевича Некрасова и многими другими обра­зами представительниц русского народа, которых мы встречаем в русской классической литературе.

Если же приблизиться к нашему времени и вспомнить годы Великой Отечественной войны, то и тогда далекие потомки Ярославны поддерживали в трудную годину своих мужей и сыновей. «Просто ты умела ждать, как никто другой», — утверждал, обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения Константина Сергеевича Симонова «Жди меня». А героине поэмы Анны Андреевны Ах­матовой «Реквием» выпала тяжелая доля пережить трагедию ожидания родных, попавших в сталинские застенки, когда в бесконечных очередях у тюремного окошка толпились десят­ки тысяч жен, матерей, дочерей и сестер…

Любовь к родине и своим близким, верность, доброта, за­бота — вот те черты характера русской женщины, которые от­ражены в классической русской литературе. А первым таким образом была и остается Ярославна, созданная безымянным автором «Слова о полку Игореве».

На этой странице искали :

  • образ ярославны в слове о полку игореве
  • образ ярославны
  • образ ярославны в слове о полку игореве сочинение
  • сочинение образ ярославны
  • сочинение образ ярославны в слове о полку игореве

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-pochemu-obraz-yaroslavny-iz-slova-o-polku-igoreve-voshel-v-galereyu-klassicheskix-obrazov-russkoj-literatury.html

Сочинение: Образ Ярославны в Слове о полку Игореве

Автор: Разное<\p>

Над широким берегом Дуная,<\p>

Над великой Галицкой землей<\p>

Плачет, из Путиеля долетая.

Голос Ярославны молодой…

Возможно вы искали – Реферат: Радиационная безопасность понятие и сущность

Н. Заболоцкий

“Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры.

Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин.

Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.

Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.

Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,<\p>

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,<\p>

Похожий материал – Реферат: Іван Виговський

Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.

Важно

Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

Очень интересно – Реферат: He Let Her Go An Essay On

на своих легких крыльицах

на воинов моего милого?..

О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

сквозь землю Половецкую…

Вам будет интересно – Сочинение: Тема Маленького человека в творчестве Гоголя

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез

на море рано.

Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.

Светлое и трижды светлое солнце!<\p>

Похожий материал – Реферат: Особенности проведения допроса несовершеннолетнего

Всем ты тепло и прекрасно:

Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи

на воинов моего лады?

В поле безводном жаждою луки скрутило,<\p>

Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-obraz-iaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve.html

Образ Ярославны в Слове о полку Игореве

Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”

Автор: Разное<\p>

Над широким берегом Дуная,<\p>

Над великой Галицкой землей<\p>

Плачет, из Путиеля долетая.

Голос Ярославны молодой…

Н. Заболоцкий

“Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры.

Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин.

Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.

Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.

Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,<\p>

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,<\p>

Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.

Важно

Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

на своих легких крыльицах

на воинов моего милого?..

О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

сквозь землю Половецкую…

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез

на море рано.

Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.

Светлое и трижды светлое солнце!<\p>

Всем ты тепло и прекрасно:

Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи

на воинов моего лады?

В поле безводном жаждою луки скрутило,<\p>

горем им колчаны заткнуло?

Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.

Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.

Далеко в Путивле, на забрале

Лишь заря займется поутру,

Читайте также:  Анализ поэмы маяковского «облако в штанах»

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру…

Источник: https://botanim.ru/content/obraz-yaroslavnyi-v-slove-o-polku-igoreve-146.html

Образ ярославны как символ женской верности

9 класс

Сочинения по русской литературе

Образ ярославны как символ женской верности

Единственный женский образ в «Слове о полку Игореве» — образ Ярославны, жены Игоря. Он всегда привлекал читателей, вдохновлял художников, композиторов, поэтов.

На фоне мужественных воинов, на фоне грозных битв и кровопролития образ этой нежной, красивой женщины является неповторимым. Ярославна'— персонаж исторический.

Она была дочкой галицкого князя Ярослава Осмомысла. Настоящее имя княгини — Ефросинья.

Совет

Князь Игорь Святославич — честный и открытый, он любит свою родину, способен отдать за нее собственную жизнь.

Но за сильными плечами мужественного этого воина стоит нежная и любящая жена, которая героически ждет возвращения любимого мужа. Игорь в неволе создает планы будущего побега.

А в это время его милая Ярославна готова полететь на край света к милому мужу, чтоб залечить кровавые раны на его сильном теле.

Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину; по его мнению, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена.

Рано утром, когда не спит только охрана, выходит Ярославна на городской вал и, плача, укоряет ветер-ветровей за то, что он мечет стрелы половецкие на воинов-русичей.

Возникает вопрос: почему плачет Ярославна в Путивле, ведь Игорь был князем в Новгороде-Северском? Исследователи говорят, что Путивль был укрепленным городом и естественно, когда половцы пошли на Русь, Ярославна перебралась в более безопасное место. Не совсем ясно, почему плачет Ярославна на «забрале».

Города-крепости ограждались стеной, на верху которой делался помост, защищенный с внешней стороны забралом — бруствером. На этом помосте стоял народ, провожая своих воинов в поход; когда враг окружал город, отсюда на него сыпался град стрел. Возможно, существовал некий обычай, когда на городской стене оплакивали погибших в далеком бою.

Так же на берегу Днепра оплакивала мать своего сына Ростислава. «Готские красные девы» поют на берегу моря, плещет «лебедиными крылы на синем море у Дону» Дева Обида, «девици поютъ на Дунай».

Не было ли обычаем петь и плакать именно на берегу? Не потому ли «Слово о полку Игореве» подчеркивает, что поражение войск Игоря произошло «на брезе быстрой Каялы», то есть в месте скорби?

Обратите внимание

Трижды обращается скорбящая жена к силам природы, стремясь облегчить страдания мужа. Обращается к буйному ветру, который принял сторону врага и шлет на русичей тучи половецких стрел. Обращается она и к Днепру-Славуте, просит его сквозь слезы: «Възлелей господине мою ладу къ мне, а быхъ неслала къ нему слезъ на море рано».

Рыдая в отчаянии, Ярославна обращает свой скорбный плач-заклинание к третьей стихии — солнцу пресветлому, чтобы оно в поле безводном горячими лучами своими не мучило жаждой воинов.

Все три строфы плача Ярославны начинаются одинаковым зачином-запевом, что роднит данное произведение с народной песней: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи».

Автор «Слова о полку Игореве» очень точно передает образы природы. Так, например, он сравнивает Ярославну с птицей «зегзицей». Принято считать, что зегзица — это кукушка. Однако издавна эмблемой печали у славян была не кукушка, а чайка. М.

Шарлеман писал: «Следует напомнить, что на Десне между Коропом и Новгородом-Северским крестьяне называют иногда «гигичкой», «зигичкой», «зигзичкой» чайку, по-русски «пигалицу» или «чибиса».

Ярославна в своем отчаянии больше похожа на чайку, которая с таким же отчаянным криком летает над водой.

Обратим внимание: в порыве тоски и печали Ярославна просит силы природы ослабить муки не только ее мужа, она переживает о судьбах всех воинов-русичей: «Светлое и тресветлое слънце! Всемъ тепло и красно еси: чему господине простре горячюю свою лучю на ладе вой? Въ поле безводне жаждею имъ лучи съпряже, тугою имъ тули затче».

Ярославна не только верная жена, но и сознательная пламенная патриотка своего государства, которая выступает от имени всех жен русских.

Важно

Заметим, что автор «Слова о полку Игореве» упоминает плачи несколько раз: плач Ярославны, плач жен русских воинов, падших в походе Игоря, плач матери Ростислава.

Плачи же имеет в виду автор и тогда, когда говорит о стонах Киева, Чернигова и всей Русской земли после похода Игоря.

Многократно он отвлекается от повествования, прибегая к лирическим восклицаниям, столь характерным для плачей: «О, Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!»; «То было въ ты рати и въ ты плъкы, а сицей рати не слышано!» Лирический плач Ярославны, ее обращение к силам природы словно вторит «золотому слову» Святослава, его обращению ко всем русским князьям.

Плач Ярославны — это как бы продолжение обращения Святослава и автора «Слова о полку Игореве» ко всем русским князьям. Однако Ярославна отчетливее, чем Святослав, в свое обращение вплетает личные чувства. Обретя новые силы, Игорь бежит из плена на Русскую землю.

Могущественные природные стихии — и далекий Днепр, и господин-ветер, и теплое ласковое солнце — пробивают каменные нагромождения, покоряются скорбному слову княгини-заступницы: «Прысну море полунощи; идутъ сморци мъглами; Игореви Князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу». Так произошло чудо, сотворенное женщиной, которая тужила безмерно в ожидании мужа-князя.

Образ Ярославны — величественный гимн моральной красоте женщины. Ее сила и человечность, благородство ее чувств, верность в любви возвеличивают ее в наших глазах. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/322.html

Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Слово о полку Игореве» — это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне.

Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много.

Те, кто не знаком с преданиями, дошедшими к нам из глубокой древности, воспринимают слова жены князя, как красивые стихи. Некоторые видят в них скрытый символизм, повествующий о языческих настроениях.

Русь уже окрещена, но в плаче Ярославны явно присутствуют языческие нотки.

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

на своих легких крыльицах

на воинов моего милого?..

О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

сквозь землю Половецкую…

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез

на море рано.

На самом деле все намного глубже и, как ни странно, проще. Русские женщины во все времена считались хранительницами очага. В наше время это понятие утратило свой первоначальный смысл. В Древней Руси хранительница очага, мудрая и сильная женщина, обладала особым даром чувствовать природу, исцелять.

Совет

Люди в то время были очень близки с землей и умели слышать, видеть и понимать окружающий мир. Не символичен плач Ярославны. Автор рассказывает нам о том, что жена князя была ведуньей, в те времена таких женщин очень уважали и ценили в обществе. Ярославна не поплакать вышла на валу, она помогает своему мужу вернуться домой, используя настоящую, древнюю магию.

В минуту испытания она обратилась с просьбой о помощи к стихиям.

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному —

Сам Господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

Неуправляемые силы природы услышали и откликнулись, помогли.

Образ Ярославны можно с полной уверенностью назвать собирательным портретом всех русских женщин. Они красивы, нежны, но обладают невероятной внутренней силой, способной управлять мощными стихиями. Секрет этой силы заключается в великой любви и мудрости.

Мужчины воюют, убивая друг друга, а женщины дарят жизнь, берегут семейный очаг и исцеляют силой своей любви их раны. Они не рабыни, известный всем “Домострой” появится намного позже.

Во времена Древней Руси женщины были равноправными партнерами мужчин и пользовались уважением.

Характеристика князя Игоря в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве»

Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Источник: http://resoch.ru/xarakteristika-yaroslavny-v-slovo-o-polku-igoreve-s-citatami/

Сочинение «Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве»»

Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из «Слова о полке Игореве» веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной.

В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью к родной земле. И кажется, что Ярославна – вся русская земля, которая плачет за своими сыновьями.

Где-то на Дунае, будто «и чайка-жалобница», стонет Ярославна, ожидая своего мужа.

А ее муж – это великий князь Игорь, который попал в плен к половцам. Как тяжело приходится этой несчастной женщине, которая даже не знает, жив ли ее муж! И льются слезы боли, отчаяния, тоскливые слезы большой любви.

Плачет Ярославна, а в ее плаче слышны голоса всех женщин, мужья которых сложили головы на чужбине или оказались в плену. Плач Ярославны в Путивле не просто обращение жены к мужу, это олицетворенная Русь, которая зовет к себе своих защитников.

И она оплакивает Игоря не только как мужа, но и как защитника Родины, который потерпел поражение в битве с врагами.

Она обращается к трем силам природы. Ветру Ярославна ставит в укор за то, что веял хиновскими стрелами на воинов ее мужа (во время битвы ветер веял со стороны половцев): «Почему метаешь хиновские стрелы на воинов моего народа?» У Днепра-Славуты она просит лелеять на своих волнах ее мужа.

На солнце Ярославна жалуется за то, что мучило жаждой русских воинов во время битвы в безводной степи. Плачет Ярославна, чтобы умилостивить природу, чтобы услышала она тот стон, который идет по всем русским землям. Не может эта верная женщина-патриотка терпеть несправедливость, которая идет от захватчиков-половцев.

Обратите внимание

И ее плач, ее бессмертные слова – это и женская тоска, и обвинение сил природы, которые вместо того чтобы помогать русским воинам, старались их погубить.

Автор «Слова» создал бессмертный образ русской женщины с такой поэтической силой, что небольшой по объему «Плач Ярославны» стал шедевром мировой литературы.

В плаче столько поэтических чувств, столько деятельной любви и искренней преданности, столько содержится в обращениях к ветру, Днепру-Славуте, к солнцу живых намеков на реальное положение воинов во время тяжелой битвы и после нее, что не остались равнодушными даже силы природы! Ярославна — образ идеальной русской женщины, женщины-патриотки, он живет и до сих пор в наших сердцах. Живет, как напоминание о большой любви, о верности, о любви к родной земле. Ярославна – это символ Русской земли, которая тоскует по своим защитникам, а ее плач – не только поэтическое творение, а и реальный разговор. Я верю, что еще долгие-долгие года она будет образцом верности и любви для будущих поколений.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-yaroslavna-obraz-zhenshhiny-patriotki-v-slove-o-polke-igoreve/

Ссылка на основную публикацию