Одиночество в рассказе чехова «тоска» сочинение

Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П. Чехова «Тоска»)

Конспект урока

Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П. Чехова «Тоска»).

Предмет: литература <\p>

Класс: 9

Тип урока: урок чтения и изучения произведения

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Цели урока: <\p>

  1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.

  2. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь <\p>

ближнему в трудную минуту.<\p>

Оборудование урока:

  1. Проектор, экран, компьютерная презентация.

  2. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

  3. Карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.

Здравствуйте, ребята!

Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:

«Однажды мудрую певчую птицу спросили: «Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?» На что птица ответила: «У меня так много песен, я должна поведать их миру».

Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

Обратите внимание

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».

Откройте тетради, запишите тему урока.

Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).

II. Слово о писателе. Сообщение учащихся.

Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.

Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).

Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.

III. Работа над содержанием рассказа.

Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.

Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.

Составление кластера. <\p>

Вопросы классу:

— Что значит быть одиноким?

— Может ли человек быть одиноким среди людей? <\p>

— Ощущаете ли вы себя одинокими?

Каково лексическое значение этого слова? <\p>

Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

Тоска ж

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

В каком значении использовано это слово в рассказе?

Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние).

Почему же писатель предпочёл слово тоска? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).

Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.

Фронтальная беседа по вопросам:

— Каково начало рассказа? Зачитайте. <\p>

(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).

— Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?

(На душе становится сумрачно, холодно и одиноко). <\p>

— Какова роль данного описания?

(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).

— А как чувствует себя главный герой Иона?

(Ему тоскливо, плохо).

— А почему ему плохо? (У него умер сын.)

— Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один. Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?

(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).

— А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)

— Кому? <\p>

(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)

— Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына. <\p>

Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.

1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.

2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.

3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.

4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.

— Итак, сделаем вывод: <\p>

Важно

Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

— Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?

Выполним это задание в группах.

1 группа: <\p>

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам. <\p>

2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

3 группа: <\p>

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки. <\p>

Повтор: сын помер — от чего?…поезжай; сын помер — все помрем, погоняй; сын помер — …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.

— Сделаем выводы о роли этих художественных средств: <\p>

Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.

— Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)

— Почему Иона решил рассказать ей всё? <\p>

(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе — это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)

— Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)

— Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)

(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)

— Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.

— Как вы объясните многоточие?

— Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей — надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко — просто лень сочувствовать, понимать…

— Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте. <\p>

— Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).

— Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)

— Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.

— Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:

Где жизнь? Хоть шелестом листа

Проговорилась бы она.

Но за спиною — пустота,

Но за спиною – тишина.

И страшно мне шагнуть вперёд,

Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,

Где память за руку берёт

И — нет небес.

Варлам Шаламов 1938 год

— Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году? <\p>

(Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.

— Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.

Тоска

Зелёная, громадная

Накрывает, поглощает, гнетёт

Некому рассказать о своём горе

Одиночество

Выставление оценок за урок. <\p>

Всем спасибо за урок.

V. Задание на дом (групповое)

1 группа: <\p>

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

3 группа: <\p>

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

Источник: https://infourok.ru/tema-odinochestva-cheloveka-v-mire-po-rasskazu-ap-chehova-toska-1631952.html

Рассказ Чехова «Тоска». Тема одиночества главного героя

Конспект урока

Тема урока: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Тип урока: урок чтения и изучения произведения

Цели урока: образовательная: Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова. Продолжить формировать  умение анализировать художественный текст. Развивающая: развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение. Воспитывающая:

Читайте также:  Кратчайший пересказ «тараса бульбы»

 воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь    

ближнему в трудную минуту.

Оборудование урока:

  1. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

  2. Карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

      Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.

      Здравствуйте, ребята!

      Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:

      «Однажды мудрую певчую птицу спросили: «Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?» На что птица ответила: «У меня так много песен, я должна поведать их миру».

      Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Совет

      Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

      Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?  Постараемся ответить на этот вопрос  сегодня на уроке.

      А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».

      Откройте тетради, запишите тему урока.

     Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).

II. Слово о писателе. Сообщение учащихся.

      Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.

      Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).

      Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.

III. Работа над содержанием рассказа.

      Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.

      Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.

      Составление кластера.

      Вопросы классу:

      — Что значит быть одиноким?

      — Может ли человек быть одиноким среди людей?

      — Ощущаете ли вы себя одинокими?

      Каково лексическое значение этого слова?    

     Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

Тоска  

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

      В каком значении использовано это слово в рассказе?

      Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние).

      Почему же писатель предпочёл слово тоска? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).

Обратите внимание

      Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.

      Фронтальная беседа по вопросам:

— Каково начало рассказа? Зачитайте.

 (Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).

— Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?

(На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).

— Какова роль данного описания?

(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).

— А как чувствует себя главный герой Иона?

(Ему тоскливо, плохо).

— А почему ему плохо? (У него умер сын.)

— Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один. Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?

(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).

— А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)

— Кому?

(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)

— Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.

  Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.

1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.

2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.

3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.

4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.

— Итак, сделаем вывод:       

   Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

— Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?

   Выполним это задание в группах.

1 группа:

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

      Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

      Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

3 группа:

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

      Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.

Повтор: сын помер — от чего?…поезжай; сын помер — все помрем, погоняй;  сын помер — …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.

    — Сделаем выводы о роли этих художественных средств:

  Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни  человека.

— Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)

— Почему Иона решил рассказать ей всё?

      (В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе — это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)

— Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)

 — Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)

(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь,  к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)

 — Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.

  — Как вы объясните многоточие?

   — Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей — надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко — просто лень сочувствовать, понимать…

 — Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.

 — Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).

— Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)

 — Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.

 — Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:

Где жизнь? Хоть шелестом листа

Проговорилась бы она.

Но за спиною — пустота,

Но за спиною – тишина.

И страшно мне шагнуть вперёд,

Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,

Где память за руку берёт

И — нет небес.

            Варлам Шаламов 1938 год

 — Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году?

      (Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

      Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.

— Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.

Тоска

Зелёная, громадная

Накрывает, поглощает, гнетёт

Некому рассказать о своём горе

Одиночество

Выставление оценок за урок.

Всем спасибо за урок.

V. Задание на дом.

Важно

      Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.

На следующем уроке мы продолжим изучение творчества А.П. Чехова. Прочитать рассказ «Смерть чиновника».

1 группа:

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

3 группа:

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

Читайте также:  Анализ рассказа «подснежник» (и. бунин)

1 группа:

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

3 группа:

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

Источник: https://multiurok.ru/files/rasskaz-chiekhova-toska-tiema-odinochiestva-ghlavn.html

А. П. Чехов — психолог человеческой души

Сочинения › Чехов А.П. › Тоска

Готовые Домашние Задания

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын.

Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия — извозчика.

Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, «дверью обозналась», забрала наследника, который «настоящий извозчик был».

После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти.

Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы «тоска громадная, не знающая границ», таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих.

Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти.

Совет

Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника — лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина.

А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Сочинения по теме:

  • Психологический образ героев произведений А. П. Чехова «Тоска», Ф. М. Достоевского «Белые ночи», Л. Н. Толстого «Юность» сочинение
  • Образы и характеры герое произведения «Тоска» А. П. Чехова, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского сочинение
  • Анализ произведения А. П. Чехова «Тоска» сочинение

Источник: http://1soch.ru/chehov-ap/toska/a-p-chehov-psiholog-chelovecheskoy-dushi

Сочинение «Сочинение по повести Чехова «Тоска»»

У старика извозчика Ионы умер сын («Тоска», 1886). Сломленный горем старик чувствует себя: бесконечно одиноким в огромном городе, полном «чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей…» Скоро неделя, как умер сын, а он еще ни с кем не смог поделиться своим горем.

Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер. Один за другим сменяются седоки, и с каждым из них Иона пытается завести долгий, облегчающий душу разговор, но никому нет дела до его горя.

«Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски»…»Так и не дождавшись человеческого внимания, Иона идет ночью в конюшню, где стоит его лошадь, пусть неразумное, но все-таки живое существо, «…

Так-то, брат кобылочка, — говорит Иона. — Нету Кузьмы Ионовича… Приказал долго жить… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить…

Ведь жалко?..Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина-Иона увлекается и рассказывает ей все,..» Самое страшное в судьбе Ионы, а также в судьбах Дениса Григорьева («Злоумышленник», 1885) и токаря чем страх перед нищетой. «Через час а она была уже в дороге».

«Назовите мне хоть одного корифея нашей литературы, который стал бы известен раньше, чем не прошла по земле слава, что он убит на дуэли, сошел с ума, пошел в ссылку…» В этих словах героя чеховского рассказа «Пассажир 1-го класса» (1886) слышатся горькие раздумья самого автора.

Несмотря на умение Чехова все переживать молча, у него как-то вырвалось признание, что «одиночество в творчестве — тяжелая штука». Люди, окрулсавшиеписателя, .

не могли по-настоящему оценить значение его труда. Литературный муравейник считал Чехова способным юмористом.

Однако мысль о том, что бок о бок с ними тянет журнальную лямку замечательный писатель, показалась бы литературным коллегам Чехова смехотворной.

Обратите внимание

Чехов очень скоро расстался с иллюзиями относительно нравственных качеств Лейкина. «Лгун, лгун и лгун»,—характеризует он его в письме к брату. Ложью, была игра Лейкина в либерализм, ложью было его якобы писательское отношение к таланту Чехова.

Процесс разложения буржуазного общества Чехов показал в рассказах «Володя большой и Володя маленький» (1893), «Бабье царство» (1894), «В усадьбе» (1894), в повестях «Три года» (1895) и «Моя жизнь» (1896).Писатель И.

Горбунов-Посадов писал Чехову, что его рассказ «Бабье царство», в котором описана жизнь хозяйки большой фабрики, наводит на «печальные и строгие размышления».Мыслящие честные люди не могут быть счастливы в мире угнетения, тунеядства и пошлости.

В этом: Чехов видел залог того, что лучшая часть интеллигенции в будущем станет по-настоящему близка к народу.Антона Павловича глубоко волновал вопрос, что же именно должна делать интеллигенция, . чтобы в корне изменить участь народа.Этой теме носвящена повесть Чехова «Дом с МЕЗОНИНОМ» (1896).

Земская деятельница Лидия Волчанннова, героиня повести, видит цель ЖИЗНИ В ТОМ, чтобы служить ближним»: организовывать школы, аптечки, библиотеки, помогать бедным крестьянам. «Правда, мы,— говорит она, — не спасем человечество и, быть может,-во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы—» правы ».

Теория «малых дел», сторонницей которой является Лидия, находит страстного противника в лице художника, соседа Волчаниновых.

«Народ окутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи,—доказывает он Лидии, — а лишь прибавляете ЕГО вые звенья… голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и ради чего стоит жить.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-sochinenie-po-povesti-chexova-toska/

Одиночество в рассказе Чехова — Тоска — сочинение

Автор: Guru · 29.03.2017

Мини сочинение-рассуждение по рассказу Чехова «Тоска» на тему: Одиночество, боль и тоска главного героя. Эссе по литературе

Рассказ «Тоска»: аудиокнига

Рассказ «Тоска» по праву считается вершиной, покоренной мастерством Чехова. Тонкий лиризм и гнетущее ощущение печали переданы им в совершенстве, поэтому читать это произведении физически больно. Хочется пролезть сквозь строки, прийти и выслушать Иону, ведь любому человеку становится его жалко.

Кажется, что, по сравнению с ним, я счастлив, хотя до прочтения у меня были свои невзгоды и заботы. Я восхищаюсь Чеховым, ведь вызвать такие эмоции может далеко не каждый автор. Мне кажется, что секрет его успеха в том, что он нашел, как описать одиночество, самое безотрадное человеческое чувство.

Важно

Его все изведали и все понимают, что оно собой представляет, и в то же время автор умудрился показать его по-новому.

Боль и тоска в изображении Чехова сопоставимы с мощным потоком, который мог бы залить все, но помещается в «ничтожной скорлупе» в виде жалкой фигуры извозчика. Именно эти ощущения характеризуют тоску Ионы, которую может утолить только искреннее участие. Однако извозчик нигде не может его найти, хотя и колесит по всему городу.

Проблема, поставленная Чеховым в рассказе «Тоска», даже не в том, что герой тоскует по сыну, а в том, что никто не хочет его выслушать и разорвать порочный круг его одиночества. То есть, горе другого человека никого не касается, большой город живет своей жизнью, а Иона – своей, и это порок большого города, в котором мельчают люди.

Внутренний мир героя рассказа «Тоска» полностью затоплен одиночеством. Иона раскрывается только с этой трагической стороны. Его душа по-христиански богата. Он не ропщет на судьбу за смерть сына, он смирился, хотя и был готов умереть вместо него. Он открыт для добра, не озлобился на равнодушный мир и прощает людям их грубость.

Он даже не хочет надоедать им своими излияниями и замолкает, когда видит, что слушателю не до него. Как ни удивительно, именно духовные богатства делают его одиноким. Пошлых и пустых людей объединяет вместе их примитивность, а вот Иона обречен нести бремя своей духовности.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа «телеграмма» для читательского дневника (к. паустовский)

Это неочевидная причина его одиночества, но ее Чехов всеми средствами выносит на первый план, раскрывая характер своего героя.

Иона представляет собой тип маленького человека. У него очень скромные запросы, живется ему чуть ли не впроголодь, а все его достояние – тощая лошаденка. В город он приехал на заработки, в деревне у него осталась дочка, которую нужно содержать.

Поэтому жалкий и бессловесный извозчик усвоил одно правило: господам не перечить. Чтобы они не делали с ним, свободным, по идее, человеком, не крепостным, он терпит и господ еще и нахваливает. Может, в этом бесконечном унижении Иона и утвердился в своем одиночестве.

Совет

Он считает себя недостойным общения, считает, что грубость в его адрес оправдана, поэтому не делает попыток найти равного себе и подружиться. Он всегда как бы просит о милости, рассказывая о тоске. Иона сам себя унижает до такого уровня, чтобы молить о должном и сносить непереносимое.

В потере достоинства его одиночество приобретает чудовищный размах.

Таким образом, тема одиночества в рассказе «Тоска» раскрыта Чеховым с разных сторон: это и порок большого города, и элемент тонкой душевной организации Ионы, и следствие его униженности. Это разностороннее одиночество вгоняет героя в безысходную тоску, которую автор и вынес в название рассказа. В этом емком слове в полной мере выражается трагизм судьбы героя.

Источник: http://rus-poetry.ru/odinochestvo-v-rasskaze-chehova-toska/

Одиночество в рассказе Чехова «Тоска» сочинение — как написать?

Главный герой рассказа Иона Потапов — старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Ознакомившись с рассказом А. П. Чехова «Тоска», я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении «Тоска».

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын.

Первую славу Антону Павловичу Чехову принесли короткие яркие сатирические сценки, благодаря которым он стал известен как юморист.

Но, несмотря на то, что именно произведения юмористического характера принесли писателю литературную известность, вершиной его раннего творчества считается совсем не вызывающий смеха рассказ «Тоска».

Это довольно печальная история о человеке, который чувствует себя одиноким, хоть и находится среди других людей, потому что ему некому излить душу.

одиночество в рассказерассказ тоскасочинениетема одиночествочехов0Пожаловаться—>ОтветитьХороший вопрос? Ставь лайк! 0Поделись вопросом с друзьями: ЗнайчикЗа каждый ответ — большое спасибо, +1 к рейтнгу и +100500 в карму! =)24.06.2018 05:460—>Ответов на вопрос: 0—>—>Форма для ответаВнимание! Вы можете оставить ответ без регистрации.

Подробнее: aznaetelivy.ru

9 класс,антон чехов,краткое сочинение,малая проза,маленький человек,проблема одиночества,рассказ тоска,сочинение-рассуждение,тема одиночества,тема тоски,сочинения Мини сочинение-рассуждение по рассказу Чехова «Тоска» на тему: Одиночество, боль и тоска главного героя. Эссе по литературе

Обратите внимание

Нужны ли людям поддержка, внимание и забота, чтобы не чувствовать себя одиноко? Это один из вопросов, возникающих при чтении текста Антона Павловича Чехова, классика отечественной литературы.

Раскрывая проблему одиночества, автор повествует нам об извозчике Ионе Потапове. Меньше недели назад умер его сын, а извозчик «путём не говорил ни с кем». пассажирам нет дела до Ионы, они даже не пытаются его выслушать. Позже извозчик рассказывает о своей беде лошади.

Он чувствует, что только ей он может поведать о своей горестной утрате.

Подробнее: www.kritika24.ru

А.П. Чехов – психолог человеческих душ. Читая его произведения, понимаешь, какая тонкая материя – душа человека. Трагизм переживаний не зависит от социального статуса человека. Главный герой рассказа «Тоска» — извозчик Иона. В самом рассказе нет энергичного сюжета.

Просто тихий зимний вечер, идет снег. Извозчик Иона ждет своих пассажиров. Душа его опустошена. У него умер единственный сын. Горе заполнило Иону до краев. Ему надо с кем – то поделиться переживаниями. И он пробует.

Но его горе никому не интересно: ни военному, ни молодежи, ни даже извозчикам.

    Почти все рассказы Чехова отличаются небольшим объемом при большой насыщенности сюжета. Не динамичные события (их здесь почти нет), а психологическая, даже философская глубина, точное описание человеческих переживаний – вот что является здесь основным.

Еще по теме: Потап последние новости <\p>

Источник: http://www.chsvu.ru/odinochestvo-v-rasskaze-chexova-toska-sochinenie-kak-napisat/

Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П.Чехова «Тоска») — скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)<\p>Слайд 2
Описание слайда:

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький о А.П.Чехове)<\p>Слайд 3
Описание слайда:

«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». (К..Чуковский о А.П.Чехове)<\p>Слайд 4
Описание слайда:

ПЛАН АНАЛИЗА РАССКАЗА: I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска» II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения. Художественная деталь в рассказе. III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»<\p>Слайд 5
Описание слайда:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ТОСКА (теснить?) — стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. В. И. Даль («Толковый словарь живого великорусского языка»)<\p>Слайд 6
Описание слайда:

История создания рассказа «Тоска» Опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки» В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».<\p>Слайд 7
Описание слайда:

Важно

Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль. ( духовный стих «Плач Иосифа и быль) Эпиграф к «Тоске» задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу.<\p>

Слайд 8
Описание слайда:

Фабула (от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ)- это система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происшествия, соединенные в причинно-следственные ряды. Фабула «Тоски» — это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова: с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души<\p>Слайд 9
Описание слайда:

Сюжет (от франц. sujet — предмет) в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.<\p>Слайд 10
Описание слайда:

Конфликт в худ.произведении — противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами  конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему<\p>Слайд 11
Описание слайда:

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ Портрет -не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом; Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость<\p>

Слайд 12
Описание слайда:

  Вывод: Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска».<\p>Слайд 13
Описание слайда:

Использованная литература  Статья «Одиночество человека в мире (по рассказу А. П. Чехова «Тоска») -http://rudocs.exdat.com/docs/index-541120.html Дунаев, М. М. (1998) Православие и русская литература. В 5 т. М.: Христианская литература. Т. 4. Чехов, А. П. Автобиография (1979) // Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М.: Наука. Т. 16. Чехов, А. П. (1982) Тоска // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 42–46.<\p>Слайд 14
Описание слайда:

Активные ссылки на использованные изображения: А.П.Чехов-http://images.yandex.ru/yandsearch.jpg А.П.Чехов. Рассказы.Повести.Пьесы — http://images.yandex.ru/yandsearch?sourcey._Povesti._Pesy.gif М.Горький — http://images.yandex.ru/yandsearch?source.jpg К.И.Чуковский — http://images.yandex.ru/yandsearch?source by_Repin.jpg Иллюстрации к рассказу «Тоска» — http://images.yandex.ru/yandsearch?text<\p>Слайд 15

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/tema_odinochestva_cheloveka_v_mire_po_rasskazu_apchexova_toska

Ссылка на основную публикацию