Сочинение на тему – Красота природы в творчестве Есенина
Тема природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились раздумьями, которые навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений на эту тему, но и выделяется в этом хоре своей самобытностью, его узнаешь сразу, он понятный и очень близкий.
Наверное, ни один из русских поэтов XX столетия не пользовался и не пользуется популярностью такого широкий круга читателей, таких разных по возрасту, образованием, жизненным опытом. Секрет его популярности, наверно, в том, что поэту удалось воссоздать национальное восприятие мира, или, как говорят сегодня, русский менталитет.
Картины природы в его поэзиях трогают и зачаровывают читателя. Он будто высказывает то, что ощущает, но не может высказать читатель. И вместе с поэтом его читатели переживают чувство своего единства с природой.
Лирика природы Есенина очень интимная: березка для него – и сестра, и невеста, и жена; старый клен – друг, с которым давно не виделись; даже его собственный волосы – это рожь его родного поля. Явления природы у поэта подобный людям: они разговаривают, сочувствуют, осуждают:
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни в чем.
Красота родного края, уверенный поэт, не в блистательности и экзотичности, а в тех чувствах, которые она вызывает:
В пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть, На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь. В край разливов грозных И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам Я школу проходил.
Поэзия Есенина удивительно земная и, вместе из тем, космическая. Она пронизана и озарена чувствам любви ко всему живого:
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Много дум я в тишине продумал, Много песен о себя сложил И на этой на земля угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
Природа родного края дает поэту возможность размышлять о смысле жизни, свое назначение и судьбу. Он ощущает свою личную ответственность за все, что его окружает. В природе он черпает силы и вдохновение.
Читатель на всю жизнь запоминает яркие образы, созданные поэтом: “костер рябины красной”, “осень – рыжая кобыла”, “голубые двери дня”, “белых яблонь дым”, “страна березового ситца”, ” душа-яблоня”, ” весенняя гулкая рань”, “кленовая листьев медь”.
Тема природы отображает и эволюцию поэта, его мировоззрения. Ранняя лирика поэта захватывает читателя гармоничностью мировосприятия, передает влюбленность поэта у жизнь, во все, что его окружает.
Когда поэт приобретает жизненный опыт, изменяется его восприятие природы: именно она, природа, символизирует мир красоты, гармонии, мудрости, а люди, их отношения нередко противостоят гармонии природы:
Знать, у нас во всех такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополь. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
Дальше эта тема приобретает настоящее философское содержание, поэт задумывается над такими проблемами, как прогресс и природа, современность на фоне истории, вечное и проходящее. Поэзия Есенина близкая и поняла не только русским читателям. Она раскрывает богатый духовный мир поэта, его влюбленность в природу родного края, передает тончайшие переживания, разнообразные оттенки чувств.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Сочинение на тему – Красота природы в творчестве Есенина
Другие сочинения по теме:
- Сочинение на тему: красота природы Время от времени краса природы элементарно завораживает, видится, будто недостает ничто в мире великолепнее. Краса решетка никак не с нежели…
- Мир природы в лирике С. А. Есенина Тема родины одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной…
- Мастерство есенина – художника в изображении вечерней природы Сочинения по литературе: Мастерство есенина – художника в изображении вечерней природы (по стихотворению “О красном вечере задумалась дорога…”) Одной из…
- Образы Родины и природы в поэтике Есенина Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с…
- Сочинение на тему: “Природа родного края” Сочинение на тему: “Природа родного края” Природа родного края. В разных частях земного шара природа отличается. Даже на территории одной…
- Сочинение на тему “Картины родной природы в лирике А. С. Пушкина” И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен….А. С. Пушкин. Пушкин “начало всех начал”, он целый мир русской…
- Сочинение на тему: “Охрана природы” Сочинение на тему: “Охрана природы” О теме: О том, что надо беречь природу, что если мы и дальше будем продолжать…
- Размышления о творчестве Сергея Есенина Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он себя просто не мыслил, хотя…
- Сочинение: О Русь! Взмахни крылами!..” (По лирике С. А. Есенина.) Эта Сочинение по Достоевскому, пожалуй, подходит С. Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и…
- Красота русской природы в стихах Тютчева Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С. Е….
- Мое понимание пейзажной лирики Есенина Мы все любим родную природу. Наверное, мы рождаемся с этим чувством, ведь человек – часть природы, а как можно не…
- Сочинение на тему: “Пробуждение природы весной” Сочинение на тему: “Пробуждение природы весной” Весна! Пробуждение природы. О весне часто говорят: весна красна. “Красна” – не потому что…
- Родина и природа в лирике С. Есенина Сочинения по литературе: Родина и природа в лирике С. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина…
- Сочинение на тему: “Любовь к родному краю” Сочинение на тему: “Любовь к родному краю” О теме: Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая…
- Сочинение на тему: красота мира Наша планета территория дивна и неподражаема. Краса нашего решетка элементарно пленяет, невозможно никак не восторгаться ее. Колоритное голубое небо над…
- Сочинение на тему: загрязнение природы Раньше люди никак не задумывались о загрязнении находящейся вокруг среды, однако в данный момент растрачивают большие средства, чтоб вернуть былую…
- Сочинение на тему: “Родная природа” Сочинение на тему: “Родная природа” Природа родного края. Родная природа – это все, что нас окружает. То, что не создано…
- Россия в творчестве С. А. Есенина “Моя лиpика Россия в творчестве С. А. Есенина “Моя лиpика жива одной лишь любовью – любовью к pодине. Чyвство pодины основное в…
- Родина и ее исторического будущего в творчестве Сергея Есенина Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия, пережив множество событий, готовится вступить в XXI век. Сегодня в погоне за…
- В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина? Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами. Сборник “Радуница” складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался…
Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-na-temu-krasota-prirody-v-tvorchestve-esenina/
Русская природа в лирике сергея есенина
Б своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии.
Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается:
Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Жизнь природы неотделима от жизни человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире
Странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблок дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии.
Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая” также передается нам при помощи образов природы. Осень – это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего,
Но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.
Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика, жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”.
Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Поэт не мыслит себя без русской природы. “Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше?
Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…
(1 votes, average: 3.00
Источник: https://goldsoch.info/russkaya-priroda-v-lirike-sergeya-esenina/
Русская природа в лирике Сергея Есенина
Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни.
Его Родина — Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах.
Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его “беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность.
Вся жизнь Есенина тесно связана с народом.
Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”.
Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни.
И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.
Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.
С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвестъ и умереть.
В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии.
Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”).
Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.
Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта…” — писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.
Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину.
В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы.
И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.
(1 votes, average: 4.00
Источник: https://school-essay.ru/russkaya-priroda-v-lirike-sergeya-esenina.html
Сочинение на тему природа в лирике Сергея Есенина, – Сочинения по литературе
Читайте также:
Есенин
МИР ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА<\p>
Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.
Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.
Родился я с песнями в травяном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
В мире природы для поэта все родное и близкое. И русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность.
Читая стихи, видим мир глазами самого народа, и пусть родимый дом старый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые… Все это согрето горячей есенинской любовью.
В этой любви к маленькой родине закладывается основа и подлинного патриотизма, и духовности.
Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья.
Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой.
Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:
О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманной глубины, v Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Еще интересен характерный для Есенина прием «олицетворение наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Примером этому служит стихотворение:
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Исследователи много писали о преемственности лирики Есенина, о том, что сближает ее со стихами Никитина, Кольцова, Некрасова, но Есенин дал совершенно новые ценности, новую личность в поэзии. Потрясающие строки о счастье:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве…
Так мог сказать поэт вообще. Но дальше идут слова, переворачивающие представление о том, что может человек счесть за счастье. Такой доброты и глубины нет ни у кого:
…и зверье, как братьев наших меньших,
никогда не бил по голове.
И здесь главное слово не «меньшие», а «братья». Душа поэта полна нежности, она проста, как и его лирика. Клен — брат, березка — «чужая жена».
Есенин чувствует за них, и это не метафора, а живое и сильное ощущение родства. Он мог бы сказать, что все живое на Земле состоит в родстве, все рождено из одной первичной клетки.
Поэтому дерево не просто живое, оно так же живо и способно ощущать, как человек:
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки- ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных.
Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто.
Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать «, «такую лапу не видал я сроду».
С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:
А ты, любимый,
Верный нечий пес?
С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:
Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать
Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле
Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.<\p>
Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.<\p>
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-priroda-v-lirike-sergeya-esenina/
Тема природы в лирике С. Есенина
«Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно связан с родной природой. Русская природа для Есенина — это вечная красота и вечная гармония мира, врачующая людские души.
Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвышенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка.
Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир красоты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо.
Живые картины природы в стихах Сергея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы нашего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь человек, умеющий ценить земную красоту, уже не сможет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения:
За темной прядью перелесиц,<\p>
В неколебимой синеве,<\p>
Ягненочек кудрявый — месяц<\p>
Гуляет в голубой траве.
<\p>
Часто применяя характерный для его лирики прием олицетворения природы, Есенин создает свой неповторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и грустит, удивляется и огорчается.
Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что Сергей воспринимал цветы, как живые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:
А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:
Листья падают, листья падают,<\p>
Стонет ветер, Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?<\p>
Кто его успокоит, мой друг?<\p>
В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Он представляет слияние земли и неба, являя природу венцом их союза. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Но беспечная юность кончилась. Красочный, светлый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто перекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золотые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,<\p>
Не жалеют больше ни о ком.
И в то же время:
Горек запах черной гари,
Осень рощи подожгла.
В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувствие безвременной гибели. Стихотворения этого периода исполнены тоски по утраченной молодости, трагизма.
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам:
Кто погиб здесь? Умер?<\p>
Уж не я ли сам?<\p>
Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения.
Родная земля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытностью родного села, с теми песнями, поверьями, сказаниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества.
И даже экзотическая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.
Источник: https://5litra.ru/soch/259-tema-prirody-v-lirike-s-esenina.html
Тема природы в творчестве Есенина
Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.
Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает.
Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью.
Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.
Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает.
Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А.
Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства.
С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова» поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый.
С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.
В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/09/tema-prirody-v-tvorchestve-esenina.html
Сочинение «Тема природы в лирике Есенина»
О, Родина! Как много чувств, эмоций, образов и воспоминаний связано у каждого из нас с этим коротким словом. Каждый человек вкладывает в слово «родина» что-то свое, а потому и многогранна, и неисчерпаема эта тема для поэта.
Родина, родной край, его природа – одна из главных тем в творчестве «последнего певца деревни» – Сергея Есенина. Именно его, как никого другого связывают, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым.
Жил он потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость.
Именно эта ранняя разлука с отчим домом, родной землей придала его стихам о Родине особый смысл. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил о себе Сергей Есенин. И правда, перечитывая стихи поэта вновь и вновь, убеждаешься в полной мере в истинности его слов.
Для ранней поэзии автора характерна гармония, нет тех противоречий, которые появятся в его лирике с приходом новой, революционной власти. Яркие, светлые образы рисует перед нами Сергей Есенин, первые сердечные переживания, ощущение родного и близкого, что окружало молодого поэта – все это мы и находим в раннем творчестве. Он до боли любил все родное. Разве не видно это по его произведениям?
В следующих строках звучит беспредельная привязанность к родной землей, нитью проходящая по всем его произведениям: Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски.
Поэт воспевает всю неброскую красоту средней полосы России: просторы полей, гладь озер и рек, синь родного неба, «топи да болота», «плакучие ивы» – во всем этом, казалось бы, привычном великолепии, Есенин видел неповторимость родного края.
В пейзажной лирике поэт использует множество изобразительно-выразительных средств: здесь и красочные эпитеты: “дьявольски красив”, “серебрянное перо”, “маковый цвет зари”; и олицетворения: Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.
Природа оживает: она дышит, смеется, говорит и плачет. Испльзуется также прием сравнения.
К примеру, молодая березка, стройная и “кудрявая”, ассоциирцется у Сергея Есенина с молодой девушкой: Мне навстречу, как сережки, Прзвенит девичий смех. Или иное сравнение: Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
И все эти средства так мастерски используются поэтом, с той целью, чтобы передать всю красоту и великолепие родного края! Но при всей этой красоте природы поэт не уходит от действительности, не рисует «райской жизни». С точностью, словно сам живет в ветхой избе, он описывает крестьянскую Русь кануна Октябрьской революции.
Тяжелая участь простого народа отразилась в следующих строках: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Щемящее чувство грусти, грусти по «малой» Родине, как сам называл ее Есенин…
Да, она убогая, заброшенная, нищая. Но, ведь, не за то любят родной дом, землю, на которой вырос и по которой ходил. Поэт любит ее и такой, какая она есть – без прикрас. Любит и скорбит об отсталости, дикости, нищете, существующих на Руси.
Есенин очень умело сочетает цвет со звуком в одном образе, получая объемную картину: …Звонкий мрамор белых лестниц… …хвойной позолотой взвенивает лес…
И даже выражаясь немногословно, используя два – три слова в строке, Есенин все равно добивается выразительности в каждом слове: По лугу со скрипом Тянется обоз – Суховатой липой Тянет от колес.
Всего лишь несколько слов, а как много всего запечатлено: и действие, и образ, и звук, и запах… Сергей Есенин всегда искренне переживал за свою родину, желал ей процветания и благоденствия.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-tema-prirody-v-lirike-esenina/
Русская природа в лирике сергея есенина
Сочинения по литературе: Русская природа в лирике сергея есенина В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы.
Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины — родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии. Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек.
Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе.
Поэт одушевляет ее: Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин.
Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси: Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Поэт ощущает себя частью этого огромного мира.
На лоне природы его душа очищается: Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья.
Жизнь природы неотделима от жизни человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть.
В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы.
Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине.
Чувство родины — основное в моем творчестве”.
В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”.
Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России: О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Поэт не мыслит себя без русской природы.
“Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.
Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту.
Ну разве можно сказать лучше? Я навек за сиянье и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан…
Источник: https://historylib.net/russkaya-priroda-v-lirike-sergeya-esenina/
Русская природа в лирике Сергея Есенина
В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии.
Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо.
Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее: Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин.
Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси: Не видать конца и края – Только синь сосет глаза.
Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается:<\p>
Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Жизнь природы неотделима от жизни человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть. В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу… ” чувства поэта и состояние природы сливаются.
Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая… ” также передается нам при помощи образов природы. Осень – это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”).
Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”.
Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России: О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Поэт не мыслит себя без русской природы.
“Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше? Я навек за сиянье и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…
(No Ratings Yet)
Loading…
Зав'язь соня аналіз.
Ви зараз читаєте: Русская природа в лирике Сергея Есенина« Лілія Ніколаєнко – А знаєш, ненависть – це теж любовПочему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души” »
Источник: https://ukr-lit.com/russkaya-priroda-v-lirike-sergeya-esenina/
Сочинение на тему «Человек и природа в лирике С.А. Есенина»
Поэтическое наследие великого русского поэта С. Есенина огромно и многогранно. Есенин — «певец страны березового ситца», «певец любви, грусти, скорби», даже «московский озорной гуляка» и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная, Человек и природа.
Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть.
Поэтический диалог лирического героя (Я) с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. «Человек -это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни.
Поэт пишет: Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек…
Эти строки, наполненные и гордостью, и радостью, и болью, и тревогой за человека, его судьбу, его будущее, могли бы по праву стать эпиграфом ко всем его стихам. Нельзя любить землю вообще или человека — вообще. Это чуждо истинному искусству. Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина.
Поэзия его удивительно земная и вместе с тем «вселенская, космическая». В соединении этих двух начал -масштабность и эмоциональная действенность его поэзии.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Все творчество Есенина наполнено «лирическим чувствованием».
Его теппом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у поэта неотделима от человека, от его настроения:
Отговорила роща золотая,
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Образ рощи, говорящей «золотым» языком берез, сам по себе поразителен и одновременно раскрывает сложное психологическое состояние автора.
И тревожная грусть охватывает нас, когда роща уже «отговорила» — ведь умолкнувший язык был не только «березовый», но и «веселый».
Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных «братьев наших меньших». В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле.
Так, в «Песне о собаке» автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда «месяц над хатой» показапся ей «одним из ее щенков», она умирает от тоски.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь.
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
Пытаясь остановить людей, убивающих животных, поэт защищает их своей пюбовью.
В стихотворении «Собаке Качалова» автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятней.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего.
Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. В стихотворении «Песни, песни, о чем вы кричите?..» ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:
Хорошо ивняком на дороге
Сторожить задремавшую Русь…
В стихотворении «Я покинул родимый дом…» — «… старый клен головой на меня похож».
Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении «Серебристая дорога»:
Дай ты мне зарю на дровни,
Ветку вербы на узду…
Одухотворение природы у Есенина и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
«Родился я с песнями», — скажет о себе Есенин. Из окружающей его фольклорной среды он брал лишь то. что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление в поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов — образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной (верх — небо, низ — подземное царство, середина — земля); дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:
Я хотел бы стоять, как дерево,
При дороге на одной ноге.
Я хотел бы под конские храпы
Обниматься с соседним кустом…
Своими стихами Есенин показывал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии. От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отечеству:
Но и тогда, когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь «шестую часть земли с названьем Русь».<\p>
Источник: https://schoolsochinenie.ru/tchelovek-i-priroda-v-lirike-s-a-esenina.html
Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА
Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явление довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М.
Горький писал: “… Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком”.
Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому — вот основные составные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.
Для героя Есенина родная земля это своеобразный храм, в котором, молясь “на алы зори” и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире палаты и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тайны, горести и мечты:
Говорят со мной коровы На кивливом языке.
Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.
Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким <\p>
колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощущением полноты и красоты жизни.
Мы сочувствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слушаем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузнице. Наслаждаемся отлаженной мастерской работой сельского кузнеца.
С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.
Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, “за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солнца блеск могучий над равнинами полей”. Картины родной природы неразрывно связаны у Есенина с чувствами и переживаниями лирического героя.
Есенинская параллель природа — человек отмечена яркой печатью национальной самобытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека.
Все у него — из мира родной природы, народных поэтических представлений, переживаний.
Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лошадей пробуждают во мне воспоминания о минувшем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая.
Прием очеловечивания природы, перенесения явлений природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался классиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно.
Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее становились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.
В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего переживания с природой. Его пейзаж одушевленный — это образное самораскрытие, философская медитация. В картине природы, в ее поэтической метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свойственно человеку:
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
При этом, особенно в ранний период творчества, поэт использует традиционную фольклорную символику: “понакаркали черные вороны”; “стая туч твоих, по-волчьи лающих”.
Для создания общей эмоциональной картины используются хорошо знакомые каждому явления и состояния природы.
Для передачи грустных настроений, утрат, душевного смятения — образы осени, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:
Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.
Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.
Один из любимейших образов поэта — русская береза. Появляется он в одном из первых опубликованных стихотворений “Белая береза под моим окном”. Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, переживаний. Душа восемнадцатилетнего юноши, очарованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:
Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Становится понятным, что белая береза с тонким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин — это “певучий дар славянской души”; “он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести земли”. Растворение в родной природе, родной стихии и привлекает нас в творчестве этого великого национального поэта.
Глоссарий:
– человек и природа в лирике есенина
– сочинение на тему человек и природа в лирике есенина
– бог природа человек в поэзии есенина
– бог природа человек в поэзии есенина сочинение
– сочинение на тему бог природа человек в поэзии есенина
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-chelovek-i-priroda-v-lirike-s-a-esenina/