Согласны ли вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?

Всякое предательство – это душевная смерть. Ю. Бондарев

Всякое предательство – это душевная смерть.
Юрий Бондарев

Есть ли связь между понятиями «предательство» и «душевная смерть»? С точки зрения русского писателя Юрия Бондарева, вслед за изменой человек непременно теряет друзей, близких, смысл своей жизни. Трудно не согласиться с мнением автора высказывания.

Действительно, когда человек изменяет самому себе, окружающим, идеям общества, он лишает себя будущего, превращая жизнь в существование. «Образцом» вероломного предательства и тяжелейшего раскаяния уже 2000 лет является история Иуды, предавшего Учителя за тридцать сребреников.

Библейская притча не позволяет сомневаться: «всякое предательство-это душевная смерть».

[advert]
Обратите внимание

Примеры отступничества можно найти в произведениях самых разных жанров: опере Рыбникова «Юнона и Авось», полотне Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».  А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, М.А.Булгаков – ряд писателей, в романах которых встречаются сцены измен, предательства, можно продолжить.

Повесть  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»  показала пример вероломного предательства. Читая о том, как младший сын Тараса Бульбы Андрий возвращается из бурсы, трогательно и нежно относится к матери и во всём следует примеру отца, трудно  угадать в запорожце будущего изменника.

Мне кажется, что поступки, которые совершает Андрий, желая спасти от смерти прекрасную панночку, нельзя считать изменой. Действительно, его желания свойственны каждому милосердному человеку. Он прав, когда берёт из лагеря мешок с хлебом, идёт за татаркой по подземному проходу в осаждённый город.

Но невозможно понять решения героя перейти на сторону врага, остаться воевать против бывших товарищей, отказаться от семьи, близких людей, Отчизны. Был ли счастлив герой после предательства? Думаю, нет, ведь не случайно казак бросается в самый опасный участок боя, словно понимая, что будущего у него нет.

Смертью Андрия Гоголь показывает, что если человек совершает предательство, то теряет надежду на прощение, погибает духовно. Наверное, именно это чувствует Тарас Бульба, когда на просьбу старшего сына захоронить Андрия отвечает отказом. 

Убедиться в том, что всякое предательство – это душевная смерть, помог рассказ А.П.Чехова «Ионыч».  Мы знакомимся с главным героем в тот момент, когда он был назначен земским врачом. Автор подчёркивает, что в больнице было очень много работы, что Старцев никак не мог выбрать свободного часа, что больше года он провёл в трудах и одиночестве.

Из разговора уже не доктора Старцева, а Ионыча с Екатериной Ивановной мы узнаём, что в то время у героя была благородная цель жизни, он любил говорить о своей больнице и считал, что быть земским врачом и помогать «страдальцам», служить народу – это счастье. К сожалению, эти идеалы, убеждения, принципы были преданы Дмитрием Ионычем.

Говоря об этом, автор обращает внимание читателя на ряд деталей. Через четыре года Ионыч располнел, перестал уделять внимание пациентам, а единственным его удовольствием стало разглядывание скомканных купюр, которые герой каждый вечер доставал из карманов.

Важно

Читая рассказ, понимаешь, что Чехов нарисовал образ героя, который, предав собственные взгляды, чувства, стремления, превращает свою жизнь в существование. Последние строчки произведения показывают: перед нами душевно и духовно опустошённый Ионыч.

В своём сочинении я обратилась к героям, жившим в 16,19 веках, но и сегодня предательство означает духовное и душевное уничтожение. Поэтому каждому из нас важно осознавать, к каким последствиям может привести измена самому себе, близким, друзьям, Отечеству.

Источник: https://vopvet.ru/news/vsjakoe_predatelstvo_ehto_dushevnaja_smert_ju_bondarev/2018-01-30-7208

Рассуждение о предательстве

РАССУЖДЕНИЕ О ЕБН (Ельцын) — ЦЕНТРЕ. ЕЛЬЦЫН ОКАЗАЛСЯ ЭФФЕКТИВНЕЙ ГИТЛЕРА?

Предательство — выбор человека. Совершенно не важно, что скрывается за занавесом этого отвратительного решения, но нужно давать себе отчет, что на подобный шаг идут абсолютно осознанно.

Самое мерзкое, что предательство — привилегия близких людей, которым вы доверяли если не полностью, то по большей части. Согласитесь, что посторонний человек или незнакомец не способны на это, так как вам просто не будет дела.

Так почему же нельзя прощать предательство? Ведь любовь во всепрощении и все такое… разве нет? Дело в том, что предательство это не то, что совершается в порыве эмоции или в ходе необдуманных действий. Предательство — осознанный, обдуманный шаг человека, направленный на разрушение ваших взаимоотношений.

Даже если такой индивид и раскается в будущем, то это ничего не меняет. Почему?<\p>

Во-первых, он идиот раз делал осознанный выбор и обосрался.<\p>

Во-вторых, предательство не бывает единичным и там где предали раз — будет продолжение.

<\p>

В-третьих, предательство может быть настолько масштабным, что будет стоить вам жизни, репутации и будущего.

Предатели — трусы, уничтожившие доверие, дружбу и доброту исподтишка. Они нагло вытирают о ваши чувства ноги, плюют на ваши переживания и тешат лишь собственное самолюбие в погоне за выгодой.

Даже близких друзей нужно уметь держать на условной дистанции, чтобы не позволить им однажды вцепиться в вашу шкуру для удовлетворения своих интересов.

Никто не может предсказать с какой стороны придется удар и кто решит использовать вас для достижения своих целей.

Ведь так часто люди обжигаются о нечто подобное, а потом в слезах и соплях причитают:<\p>

«Я так тебе доверял(а), а ты предал(а) меня!»

Значит никому нельзя доверять? В целом — да. Однако есть от этого панацея и называется она временем. С годами, пройдя через череду сложных событий мы понимает, что кто-то является надежным и преданным, а кто-то растворяется в гуще событий при удобном моменте. Терпение, друзья, и жизнь сама расставит все по местам, показав кто есть кто и чего стоит.источник

По теме:

«Генеральный план Ост»: о порабощении восточноевропейских народов.

РАБСТВО. В ЧЁМ ПРИЧИНА? НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК АКЦИОНЕРОВ ФРС

«БИОХИМИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА»: ЧЕМ «РОССИЯ 1» ДОКАЗАЛА РОДСТВО ОППОЗИЦИИ И ВЛАСОВА

Убийство СССР — это преступление против многонационального Советского народа и всего человечества. «Беловежское соглашение», 1991 год.

ВОСПОМИНАНИЯ О ЧЕРНОМ ОКТЯБРЕ 1993 ГОДА, ИЛИ КАК ДОБИВАЛИ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ

Минфин предпочел купить доллары, чем финансировать восстановление уничтоженного реформаторами народного хозяйства России

Размышления о биологических основах коммунизма

ЧТО ТАКОЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

СТАЛИНСКАЯ ЭКОНОМИКА СССР: СНИЖЕНИЕ ЦЕН, РАСШИРЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА

АЛЬТЕРНАТИВА СОВЕТСКОМУ КОММУНИЗМУ — БАНКОВСКИЙ ФАШИЗМ

О фундаментальном различии между СССР и Россией, или что конкретно потеряли советские люди.

НОВАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АКЦИОНЕРОВ ФРС: РОССИЯ УВЕЛИЧИЛА ВЛОЖЕНИЕ В ГОСДОЛГ США (денег нет, но вы держитесь… там. Всего хорошего вам…)

ЮРИЙ ДРОЗДОВ: ВСЁ УЖАСНОЕ ДЛЯ РОССИИ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.

(Visited 1 452 times, 1 visits today)

Источник: https://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/21119

Что заставляет человека пойти на предательство?

Что заставляет человека пойти на предательство? Вот проблема, над которой размышляет автор.

 Раскрывая данную проблему, В. Авдеев приводит в пример историю схваченного фашистами активиста французского Сопротивления. Автор подчёркивает, что ни уговоры, ни самые жестокие пытки не могли сломать волю патриота. Не случайно автор называет его “фанатиком”, ведь этот человек действительно был готов пожертвовать жизнью.

Но сломила его волю обычная прогулка по Парижу, давно забытый запах свежей травы, вкус горячего шоколада. Желание просто жить оказалось сильнее самых жестоких пыток.

Совет

Автор акцентирует внимание читателей на изменении в душе героя после предательства: город сразу показался пустым, тишина напомнила “неподвижное безмолвие могилы”, а кофе отдавало горечью полыни.

В. Авдеев не выражает свою позицию явно, предоставляя нам, читателям, сформулировать ее, понять,что никакие пытки не могут сломить мужество некоторых людей…А вот психологический прием возврата в обыкновенную жизнь, в которой кипит город, работают кофейни, ходят красивые женщины, может поколебать волю самого твердого человека и толкнуть его на предательство…

Абсолютно согласен с позицией писателя. По-моему, “испытание жизнью” может сломать волю даже очень сильного человека.

В подтверждение хочу привести случай, описанный в произведении В. Быкова “Сотников”, в котором рассказывается о том, как двое партизан, Сотников и Рыбак, попали в плен. Первый предпочёл смерть героя, а второй согласился на сделку с фашистами, предав товарища.И опять ценой предательства была “проверка на жизнь”!

Желание жить перечеркивает у людей, которых склоняют к предательству, даже мысли о памяти, которую они оставят о себе. На грани выбора:выдержать или предать- не думают они о том, что все знают о подвиге Александра Матросова и Зои Космодемьянской и никто – о трусости или малодушии предателя, в честь которого не возводят памятники, не называют улицы, не пишут стихи… 

Таким образом, на предательство толкает человека сама жизнь, шумная и яркая или тихая и спокойная.

Стас

                                    Текст

Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам.

Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его воли.

Обратите внимание

Пытки стали ещё более жестокими, ещё более изощренными, палачам уже хотелось не столько вырвать нужную информацию, сколько победить узника. Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу.

Они были твердо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.

Как же бесил их этот безумный фанатик! Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твердой, как гранит, решимости.

Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок. Потом посадили в машину и повезли по цветущему Парижу. Завели в кофейню, угостили его горячим шоколадом.

Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чем-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внук пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья… Жизнь шла своим чередом.

От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов. Его никто ни о чем не спрашивал.

А он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моем существовании, ради этого перепачканного кремом ребенка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?

В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стекла машины, звала его остаться… И тогда он произнес: «Ладно». Сказал тихо. Но его услышали. Сказал только одно слово. Но его поняли…

Важно

Через месяц его выпустили… Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью.

Он пришел в то же самое кафе… Но там не было ни бабушки с ее внуком, ни той влюбленной парочки… и почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой.

Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью… Но кофе все равно был горький, как будто его сварили из полыни. 

(По А.Авдееву)

Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/nravstvennaya-problematika/925-chto-zastavlyaet-cheloveka-pojti-na-predatelstvo

Самые яркие персонажи-предатели в мировой литературе

4 ноября в день, когда Россия отмечает День народного единства, в 1708 году в стране завелся предатель: Иван Степанович Мазепа объявил Петру I о своей измене.

Мазепа перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне – шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома русской армией. Что было дальше? За измену присяге он был предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя.

Читайте также:  Характеристика николая ставрогина

Но одна “награда” у него все же осталась: Петр I приказал изготовить в единственном экземпляре Орден Иуды, которым наградили Мазепу за предательство русского царя.

Спустя 120 лет Александр Пушкин решил увековечить образ Мазепы не только в истории, но и в литературе, написав поэму “Полтава”, которую изначально планировал озаглавить фамилией главного героя.

Александр Сергеевич рисует Мазепу как человека абсолютно аморального, бесчестного, мстительного, злобного, как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого (он “не ведает святыни”, “не помнит благостыни”), человека, привыкшего любой ценой добиваться поставленной цели.

Сегодня мы предлагаем вспомнить, кто еще из литературных героев не отличался верностью.

Сказка – ложь, да в ней намек

“Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове”, Аркадий Гайдар

Предатель: Мальчиш-Плохиш – стал собирательным образом негативного персонажа.

Как было дело: Случилось это после войны, когда Красная Армия прогнала белые войска проклятых буржуинов. И жили все тихо и спокойно. Но напали опять буржуины из-за Черных гор. И стали уходить все мужики воевать, и настало время, когда одни старики остались.

Тогда Мальчиш-Кибальчиш призвал всех: “Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?” Отправились тогда они на подмогу.

И лишь один Мальчиш-Плохиш захотел всех обхитрить и таким образом пробраться в буржуинство.

Совет

Чем кончилось: Не могли буржуины победить Мальчиша-Кибальчиша. А Мальчиш-Плохиш взял да и подсобил им: дров нарубил, сена натащил, зажег ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да желтыми патронами. Прогремел взрыв, и схватили буржуины Мальчиша-Кибальчиша.

Что в итоге: Предатель своего дела добился: Мальчиша-Кибальчиша пытали и убили, но не сказал он им красноармейской тайны. А Красная армия пришла и разгромила буржуинов. “А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей реки. И поставили над могилой большой красный флаг.

Плывут пароходы – привет Мальчишу! Пролетают летчики – привет Мальчишу! Пробегают паровозы – привет Мальчишу!

А пройдут пионеры – салют Мальчишу!”.

А про Мальчиша-Плохиша больше никто и не вспоминал.

Что мне отчизна, если есть любовь?

“Тарас Бульба”, Николай Васильевич Гоголь

Предатель: Андрий – жил не по законам сечи, а по зову сердца.

Как было дело: Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Вместе со старшим Остапом закончил Киевскую бурсу. Но всегда отличался более мягким и рассудительным характером, не рубил с плеча.

Чем кончилось: Воплощением любви для него стала прекрасная панночка: “Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!…

и все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!” Андрий готов был служить панночке до последней капли крови.

Из-за любви казак предает свою отчизну: “А что мне отец, товарищи и отчизна? Так если ж так, вот что: нет у меня никого! Никого, никого!”.

Что в итоге: Тарас Бульба всегда был верен идее. И предательство Андрия простить не смог. Поэтому все заканчивается знаменитой фразой: “Я тебя породил, я тебя и убью!”

Олександр Бубнов/ wikipedia.org

Свой среди чужих, чужой среди своих

“Капитанская дочка”, Александр Сергеевич Пушкин

Предатель: Алексей Швабрин – не берег честь смолоду

Как было дело: Алексей Швабрин был сослан в Белогорскую крепость за дуэль, на которой его противник был убит. Относился к обитателям крепости с презрением и высокомерием.

Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство.

Когда во время штурма и взятия Белогорской крепости Швабрин понимает, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, он переходит на сторону Пугачева.

Обратите внимание

Чем кончилось: Когда лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Позже, для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым.

Что в итоге: Алексей Швабрин навсегда останется чужим среди своих, своим среди чужих. Он предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. И отношение “своих” к нему всегда будет соответствующим: “Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака”.

Кто кого?

“Король Лир”, Уильям Шекспир

Предатели: Лир, Гонерилья, Регана, Эдмунд – хотели, как лучше для себя, а получилось как всегда.

Как было дело: “Король лир” – это просто кладезь предателей. Все ясно с первых строк произведения, когда дочери начинают лить патоку в уши своего отца, на самом деле недолюбливая его и мечтая только о власти. “Как не любили дети / Доныне никогда своих отцов”, – начинает Гонерилья. Ей вторит Регана: “Не знаю радостей других, помимо / Моей большой любви к вам, государь!”.

И лишь одна младшая и любимая Корделия говорит искренне: “Я вас люблю как долг велит, / Не больше и не меньше”. Но Лира такие слова не устраивают, поэтому он отдает все королевство ее сестрам. Среди этих разборок мельтешит и Эдмун, незаконнорожденный сын графа Глостера, служившего Лиру много лет.

Эдмунд задумал очернить своего брата Эдгара в глазах отца, чтобы завладеть его частью наследства.

Чем кончилось: Корделия становится королевой Франции и выигрывает. Лир первый месяц живет у Гонерильи, которая его ни во что не ставит, давая понять, кто здесь главный.

У него одна надежда – искать поддержки у второй дочери – Реганы. Но и она продолжает показывать отцу его нынешнее место, унижая прилюдно. И только тогда он осознает, как был несправедлив к Корделии.

Эдмунд предает Глостера, который в итоге лишается глаз.

Что в итоге: Все умерли. Говоря словами Эдмунда: “Колесо судьбы свершило / Свой оборот”. Лир сходит с ума. Корделия, узнав о несчастьях отца, жестокосердии сестер, спешит к нему на помощь.

Важно

Эдмуд приказывает убить их обоих. Но его предательства становятся известны и его убивают. Корделию убивают по приказу Эдмунда. Лир не может этого пережить и умирает.

Гонерилья закалывается, перед этим отравив сестру.

Источник: https://rg.ru/2013/11/02/izmena-site.html

Что такое предательство? (1 вариант, сочинение-рассуждение)

Тема: «Ч». Сочинения на свободную тему

В сочинении имеются отсылки к рассказу М. Худякова и др.

Вариант 1

Предательство — это злоупотребление чьим-то доверием ради своей выгоды. Необязательно нарушать какую-то клят­ву, чтобы быть предателем, достаточно подвести человека, просто поделившись его секретом с кем-то.

Именно так и поступил Серёжка Леонтьев из рассказа М. Худякова. Из-за его болтливости рассказчик стал посме­шищем всей школы. Разве Сергей имел пра­во на то, чтобы даже в шутку выдать чужой секрет? Я счи­таю, нет.

А в повести А. Лиханова «Сломанная кукла» героиню Масю предают самые близкие люди — мама и бабушка, и девочка уходит из Жизни, в которой, как ей кажется, она никому не нужна.

Предательство — это убийство доверия, самый страшный проступок, который невозможно простить.

Вариант 2

Предательство — это подлое поведение, что бы за ним ни стояло — глупость или действительно злой умысел. Преда­тельство — это удар, которого не ждёшь и который трудно простить.

Рассказчик в тексте М. Худякова тоже пострадал от пре­дательства друга. Не важно, по какой причине Серёжка выдал его тайну, в любом случае он поступил подло.

Мне понятны чувства рассказчика, ведь предательство сильно ранит, даже когда оно мелкое.

Совет

Так, однажды на день рождения я подарил другу Викто­ру свой бинокль. Витя, как мне показалось, с радостью принял его, а на следующий день я услышал, как он пре­зрительно отзывался о моём подарке. Мне было очень не­приятно и больно, ведь я считал Виктора своим другом и к тому же бинокль был очень хорошим.

Я не пожелаю никому столкнуться с предательством. Это одно из самых неприятных испытаний в жизни человека.

Вариант 3

Я понимаю предательство как проступок, который пере­чёркивает доверие, дружбу, чувство долга, все тёплые отно­шения. Предательство обладает только разрушительной силой.

Давайте обратимся за примером к тексту М. Худякова. Серёжка Леонтьев предаёт своего друга, рассказывая всем о его чувствах к Гальке Коршуновой. Он не имел права раскрывать чужой секрет!

Предателем был и Андрий из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Отец убил его, не простив измены отчизне и това­рищам.

Действительно, предательство достойно осуждения и су­рового наказания.

Вариант 4

Предательство — это такое поведение человека, после которого происходит полная потеря доверия к нему. Как правило, предатель приносит боль и опустошение.

В тексте М. Худякова мальчик вспоминает о том, как однажды, попав в беду и думая, что умрёт, доверительно рассказал другу Сергею о своей любви к девочке. Но на сле­дующий же день рассказчик сделался посмешищем всей школы, потому что об этом стало известно всем: Сергей без­застенчиво поделился чужой тайной с окружающими.

Это предательство друга изменило мальчика, а шрам от него остался в его душе на всю жизнь.<\p>

Обратите внимание

Тот, кто задумывался над таким явлением, как преда­тельство, Обязательно сделает вывод, что оно сжигает и от­ношения, и чувства. Материал с сайта //iEssay.ru

Вариант 5

Предательство — это нарушение верности тем, кто дове­ряет тебе. Предающий малодушничает, обманывает надеж­ды и ожидания доверившегося ему человека, то есть совер­шает подлость.

Именно так и поступает Серёжка в рассказе М. Худякова. Вначале он несёт раненого друга на спине во­семь километров, но потом рассказывает всем то, чего не должен был знать никто. Это и было преда­тельством. Оно принесло Серёжкиному другу страдания, из­менившие его навсегда. Даже время не смог­ло сгладить последствия этого проступка.

Чтобы избежать подобного, нужно быть честными по от­ношению к другим людям и не предавать их.

<\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/free/ch/chto-takoe-predatelstvo-1-variant-sochinenie-rassuzhdenie

Сочинение-2018: «Верность и измена»

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ

Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению — «Верность и измена».

Комментарий ФИПИ

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Словарная работа

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:

ВЕРНОСТЬ — стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.

ИЗМЕНА — нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.

Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.

Синонимы:

Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.

Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.

Кому или чему можно остаться верным или изменить?

Родине, малой родине, родной земле;

воинскому долгу, присяге

любимому человеку; супругу/-ге

другу, товарищам, близким

самому себе,

убеждениям, принципам,

своему слову

христианским заповедям

Верность и измена — противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств.

Читайте также:  Опыт и ошибки в повести «собачье сердце»

Верность слову, честь, ответственность — качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека.

Предательство веры и нарушение Божьих заповедей — путь к гибели как нравственной, так и физической.

Измена — одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».

Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, — не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале.

Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома».

Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.

Важно

Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины.

Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство — изменяет жене Настене со случайной знакомой.

  Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».

Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю.

Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес.

Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя — эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла.

Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».

Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик.

Совет

Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой.

И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям.

Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.

По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека

Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик.

Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет.

Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.

Афоризмы и высказывания известных людей:

  • Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
  • В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
  • Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
  • Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
  • Долг каждого — любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
  • Основа любви, первейшее её условие — вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
  • Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
  • Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
  • Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
  • Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
  • Может ли верность являться критерием любви?
  • Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
  • Что может толкнуть человека на измену?
  • Как измена может повлиять на отношения людей?
  • Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
  • Можно ли простить предательство?
  • Насколько важна верность своему слову?

Список рекомендуемых произведений:

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/sochinenie-2018-vernost-i-izmena

ИУДА: ЗАЧЕМ ИЗ ПРЕДАТЕЛЯ ДЕЛАЮТ ГЕРОЯ?

Статьи – Библейский персонаж

Трагедия Иуды Искариотского навсегда осталась запечатленной в евангельской истории как назидательный пример страшной судьбы предателя. Но встречается и другое мнение: Иуда, мол, был непонятым героем. В чем ошибочность такого мнения, противоречащего всей христианской традиции, и в чем заключается опасность предательства, расскажет Павел Владимирович Кузенков. 

Поцелуй Иуды. Джотто

– Павел Владимирович, где берет свое начало идея, что Иуда Искариот не предатель, а тот, кто выполнил «повеление Божие о предательстве»?

– Эта идея берет начало от наивного увлечения формальной логикой.

Рассматривая причинно-следственную связь евангельских событий, можно умозаключить, что раз искупительная жертва Господа на Голгофе явилась следствием предательства Иуды, то и грех Иуды играет некую важную роль в божественном Промысле.

Существовала даже целая гностическая секта «каинитов» – поклонников Иуды, который якобы совершил «тайну предательства» по поручению Христа.

Но такие рассуждения опровергались Святыми Отцами. Так, патриарх Фотий приводил в пример императора Диоклетиана: он казнил множество христианских мучеников, которые благодаря этому попали в рай.

Но, говорил святитель, мы не благодарим Диоклетиана, ибо для духовной оценки человеческого поступка важен замысел. Всемогущий Бог даже худые замыслы часто направляет ко благу — но это не значит, что злодеи и грешники выполняют волю Божию.

Человек совершенно свободен в своем выборе между добром и злом, и за этот выбор он и ответит перед Богом.

Иуда был абсолютно свободен в своем выборе. У него был выбор. Когда Христос, видя и зная намерение Иуды, сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:27), он вовсе не побуждал его к предательству.

Господь этими словами пытался пробудить совесть Иуды, как бы торопя его с выбором: «Если решился на злодеяние – делай: да – да, нет – нет». Никто из апостолов не понял тогда этих слов, а Иуда, конечно же, понял сразу. В этот момент он еще мог раскаяться – но гордыня пересилила совесть.

Впрочем, ненадолго: потом, когда дело уже было сделано, совесть опять заговорила, и голос ее стал настолько невыносимым, что Иуда не смог дальше жить и покончил с собой.

Грех Иуды – не просто сребролюбие, лукавство или зависть. Предательство – это вероломство, измена доверию. Иуда был учеником Господа, он был не просто приближен ко Христу – ему был доверен ящик с деньгами. Понятно, что такое его положение означало особое доверие Господа. И именно его он предал.

А предательство доверия есть крайняя форма надругательства над любовью, основе верности. Когда мы любим кого-то, мы полностью доверяем этому человеку, и при этом становимся беззащитными перед его изменой. Если происходит обман в ситуации соперничества, борьбы – такое никто предательством не назовет.

Обратите внимание

Люди постоянно используют в общении уловки или хитрости – но вероломство возникает только там, где они нарушают клятву, обманывают доверившихся им. Прообраз всех подобных предательств – деяние Денницы, высшего ангела, облеченного особым доверием Бога. Именно поэтому написано в Писании об Иуде: «Вошел в него сатана» (Лк. 22:3; Ин. 13:27).

Всякий, совершающий предательство, действует по образу сатанинскому.

– Как вы считаете, почему в наши дни многим стала близка и понятна эта ошибочная концепция об Иуде как герое?

Героизация предателей – это один их самых эффективных способов борьбы с религией. Героизируя предателя или оправдывая каким-то образом его поступки, говоря, что он был движим лучшими намерениями и т.д.

, можно размыть саму идею веры и любви. Как сейчас, например, относятся к супружеской неверности? Ее ведь перестали воспринимать как предательство! А это значит, что нет и любви.

Оскудение же любви, как мы знаем, есть признак приближения конца человеческого рода.

Иуда Искариот бросающий сребрянники

– Если предательство противопоставляется любви, а любовь подразумевает свободу, то, выходит, нельзя сказать, что у Иуды не было выбора, нельзя сказать, что он был вынужден предать Христа…

Любое предательство есть реализация свободы. В этом и коварство. Нам нужно просто понять сам смысл слова «свобода». Свобода нужна человеку для того, чтобы избирать истину, избирать верный путь.

Если мы избираем путь неверный, ошибочный, греховный, то это отдаляет нас от блага, и свобода становится опасна. Поэтому свобода ценна не сама по себе, а только тогда, когда ведет к истине. В любом практическом деле мы пользуемся свободой только до того момента, когда узнаем, как правильно.

И никто в здравом уме не будет отстаивать «свободу» ошибаться при решении задачек по математике или при управлении самолетом.

Свобода духовная нужна человеку для того, чтобы он к истине пришел самостоятельно. Только собственный выбор разумной души угоден Богу. Нельзя силой принудить к добру – хотя иногда и очень хочется… Закон, действующий страхом, необходим лишь как первый шаг в воспитании человека.

Но по мере его взросления, по мере выявления образа Божия в человеке главную роль начинает играть совесть. В этом смысл эпохи Благодати, открывшейся с Пришествием Христа. Свобода – необходимое условие для духовного совершенствования, и поэтому она считается одной из важнейших ценностей христианства.

Но не сама по себе, а лишь как путь к вере. Верой спасается человек.

Предательство считается одним из самых страшных грехов, поскольку оно отвергает сам принцип веры. Оно – абсолютная противоположность вере и любви.

И если Бог есть любовь, а вера спасает, то можно сказать, что сатана – это измена, а вероломство закрывает путь к спасению. Это диаметральные противоположности, и свобода лишь дает возможность выбора в разных направлениях.

Есть выбор верности, а есть выбор измены и предательства, за которыми стоят гордыня и эгоизм.

– Может ли эгоизм в человеке быть причиной неверности и предательства?

– Эгоизм – это любовь, замкнутая на самого себя. Потому что есть любовь к самому себе, замкнутая на Боге, ибо сказано: «Любите ближнего как самого себя» (Лк. 10:27).

Это такая любовь, которая начинается с самого себя и продолжается дальше, простираясь на ближнего, дальнего и восходя к Богу.

Важно

А эгоизм – это любовь, которая замкнута на самом себе, а точнее, противопоставлена любви и к ближнему, и к Богу.

Христос в Гефсиманском саду. Репин. И. Е. Конец 1880-х

Очень опасно состояние общества, в котором культивируется эгоизм. Поскольку любовь только к самому себе не знает ни предательства, ни верности, ни любви. Тем самым разрушаются сами основы социального бытия.

Еще в древности Аристотель и другие мыслители говорили, что человеческое общество держится на любви, без которой оно немедленно начинает разрушаться. Эгоисты не жизнеспособны, они быстро погибают сами и губят социальный организм.

Поэтому, как показывает история, мягкое, «понимающее» отношение к предателям характерно для гибнущих цивилизаций, а прославление верности – для бурно развивающихся.

Как разобщить людей, как сделать их беззащитными? Нужно создать культ свободы, культивировать право выбора как таковое – в том числе и на измену. Ты никому ничего не должен, ты никому ничем не обязан, живи так, как тебе комфортно, делай то, что тебе выгодно.

Такие лозунги человеку кажутся удобными, логичными, он действительно обретает большую свободу – но при этом он, часто незаметно для себя, теряет нечто действительно ценное: семью, друзей, родину и, в конечном счете, самого себя.

С ним происходит то же, что происходит с Иудой: человек приходит в состояние абсолютной пустоты, бессмысленности своего существования, которое становится невыносимым. Писание говорит: «Лучше бы такому человеку не родиться» (Мф. 26:24) – настолько страшно это состояние, что даже небытие лучше, чем такое бытие.

Именно поэтому предатели обычно заканчивают свою жизнь самым жалким образом. Предательство одинаково губительно на всех уровнях, от личного до вселенского. Одна из самых известных тем – военные предательства. Какие бы мотивы не стояли за поведением человека, нарушившего присягу, – ему нет оправдания.

Совет

Возмем, к примеру, фигуру советского генерала Власова, которого иногда пытаются назвать чуть ли не борцом за Православие. Да, действительно, власовская Русская Освободительная Армия использовала религиозную риторику, но в его основе все равно лежало предательство. Власов был верным коммунистом и любимцем Сталина. И согласившись служить нацистам, он совершил безусловное предательство. Все прочее – от лукавого.

Кстати, идея противостояния верности и предательства очень прочно укоренена в политической истории православной России.

Она начинается с вероломного убийства Святополком Окаянным своих братьев Бориса и Глеба, а завершается фервальскими событиями 1917 года и подвигом Николая II.

И юные князья, и последний император стали жертвами предательства и прославлены народом как страстотерпцы – редчайший лик святости, означающий совершенное подражание Христу.

Вообще говоря, апология предательства характерна для погибающих, разлагающихся обществ. Это идея апокалиптическая.

Как мы помним, в Откровении Иоанна Богослова одним из образов разложившегося человечества предстает вавилонская блудница (гл. 17). Но кто такая блудница? Женщина, по определению неспособная на верность и на любовь.

Культивирование блуда – такой же яркий символ абсолютного духовного разложения, как и прославление Иуды.

Характерно, что в XX веке образ Иуды была одной из излюбленных тем антирелигиозной пропаганды в отечественной и мировой культуре. В 1907 году Леонид Андреев создал образ «любящего предателя» – яркое свидетельство глубочайшего духовного раздвоения предреволюционной России.

После революции поэт Демьян Бедный сочинил «Новый завет без изъяна», где выставил Иуду оболганным простецом, предавшим Христа «нечаянно». Апология Иуды стала естественным следствием настоящей «эпохи предательств», открывшейся в России в феврале 1917 года и едва не погубившей наше Отечество.

Не понимая этого, мы не поймем ни причин поражения Белого движения, ни смысла жестоких и невиданных по масштабу репрессий, ни абсолютной нетерпимости к изменникам в советское время.

Иуда Искариот. Репин И. Е.

– Трагическая история Иуды часто вызывает сочувствие людей. Казалось бы, Иуда понял, что за страшный грех он соделал, раскаялся, – но все равно Церковь считает его предателем. Как к этому относиться?

Предательство потому и рассматривается как тяжелейший проступок, что из него нет выхода. Есть такие грехи, которые необратимы в своих крайних проявлениях. Спасения возможно лишь через искреннее и полное покаяние.

Обратите внимание

Но состояние предателя таково, что именно в тот момент, когда он раскаивается, когда видит весь ужас своего поступка, он не может дальше жить. Пока он не раскаялся, он может обманывать свою совесть, убеждая себя, что это лишь обычная хитрость, стратегия поведения, что так делают все.

Но когда человек вдруг осознает, что он предал веру, предал любовь, жизнь ему становится невыносимой. Такое состояние практически невозможно выдержать.

Но и в случае предательства возможно спасение – через сокрушение и чистую, искреннюю веру. Когда апостол Петр отрекся от Христа по малодушию, он тоже, осознав это, впал в страшное отчаяние.

Но Господь, предвидя это, предупредил его: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:32). Поскольку Иуда был неверующий, он не мог избавиться от постигшей его безысходности.

А Петра спасла именно его неоскудевшая вера в бесконечную милость Господа: она не дала ему погрузиться в ужасный омут отчаяния.

Показательно, что именно апостол, прозванный за твердость своей веры «камнем», точнее «утесом», прошел через такое испытание. Господь смирил Петра, самоуверенно говорившего, что готов принять смерть за Учителя, и показал нам всем: смотрите, люди, не гордитесь, не кричите о крепости своей веры, а лучше смиряйтесь и плачьте о своих немощах.

Вера – дар божественной благодати. Но выбор между предательством и верностью всегда стоит перед людьми. Все культуры, в том числе и языческие, возвеличивали героев, которые были верны своему роду, отечеству, верны слову. Верность всегда считалась одним из высших качеств человека, эталоном чести, на котором воспитывали поколения.

А те государства и общества, в которых развивалась индифферентность к измене и даже высмеивание верности (как, например, в Советском Союзе в последние годы его существования), быстро прекращали свое существование.

Когда предательство теряет свою драматичность, когда входят в моду поговорки типа «не мы такие, жизнь такая», «ничего личного, только бизнес» – именно в такой атмосфере происходит духовное разложение человека и общества.

Поэтому так важно воспитывать детей на примерах верности. Ведь дети особенно чувствительны ко лжи, к обману.

Важно

Где-то в возрасте пяти лет ребенок начинает понимать, что можно обманывать, и вот здесь очень важно научить его, что есть хитрость, шутка, игра – а есть предательство.

Во время игры можно хитрить: умение распознавать хитрость и выявляет самого ловкого, умелого. Но совсем другое, когда ты начинаешь обманывать людей, которые тебе верят.

К сожалению, понимание этих базовых вещей размывается из-за того, что новое поколение растет в атмосфере компьютерных игр, фильмов и чатов. Понятия «честно» и «нечестно», оттачиваемые в живом общении подростков, затемняются в атмосфере бездушной виртуальности.

Общество потребления жизненно заинтересовано в том, чтобы человек всю жизнь прожил «играючи» – ведь тогда он становится источником дохода. А в игре нет ни предательства, ни любви, только самозабвенный азарт и безответственный расчет на то, что любой «ход» можно отменить. Это очень опасно. В реальной жизни каждый поступок необратим.

И такие поступки, как предательство, наносят непоправимую внутреннюю травму.

Павел Кузенков

Беседовал Андрей Головач

Сретенская Духовная Семинария

Источник: https://hram-troicy.prihod.ru/biblejjskie_personazhi/view/id/1195133

(no title)


Можно ли оправдать предательство.

       Предательство оправдать невозможно. Его можно только забыть, спрятать в далёкий ящик и никогда его не доставать. Предательство, как вечно не заживающая рана кровоточит и заставляет болеть сердце.

Наверное, это сказано слишком категорично, но это – правда!
    Полемика на счёт является ли предательство оправдываемым действием или нет, ведётся уже давно. Люди из покон веков рассуждают о том, что имеют ли предатели второй шанс на доверие, или не имеют. А сколько литературных произведений было написано на эту тему, взять хотя бы “Бедная Лиза” Н.М.

Карамзина, когда молодой человек, думающий только о своём благополучии, предаёт такую чистую и искренне верящую девушку-Лизу. После этого Лиза никак не могла больше сосуществовать вместе с болью, которую принесло предательство. Девушка оказалась со слишком хрупкой душой, которая умерла сразу же, как только предательство увидели глаза.

Неудивительно, как страшно девушка поступила со своей жизнью, просто оборвав её на самом начале.

     Вообще, предательства бывают разными. Одно из самых тяжелых, наверное, предательство друга ради собственного блага или выгоды. Я просто не представляю, что думает тот человек, который готов «продать» кому угодно своего друга, получив от этого предательства выгоду.

Потом, всё же оказывается, что полученная выгода не оправдывает содеянного злодеяния, но понимание этого приходит слишком поздно.

Писатель Андреев также написал в своём произведении «Иуда Искариот», про то, каким жестоким может быть осознание своего предательства – понимание того, что деньги порой играют большее значение, чем самый дорогой тебе человек, тот, чью любовь ты хотел бы заслужить и на которого хотел бы походить. Иуда не смог нести ту ношу содеянного предательства и покончил жизнь самоубийством. Для кающегося человека, это, наверное, самый лёгкий способ уйти от ответственности.

Совет

     Бывают предательства и близких людей – измена. Саму измену можно как-то оправдать, но с изменой уходит и доверие, которое, по большому счёту, уже никогда не сможешь вернуть.

Ведь если человек так долго обманывал тебя, предавал твои искренние чувства,то он просто не заслуживает твоего доверия.

Позже с доверием уходит и любовь, а вместе с ней и боль от того, что тебя предал самый дорогой человек на земле.

    Честно сказать, исключая измену, можно найти общую причину большинства предательств. Причиной чаще всего становятся разноцветные бездушные бумажки-деньги. Наш мир стал настолько продажным, а души людей настолько привязанными к  деньгам, что люди, порой, и не задумываются, что они делают. Так постепенно люди темнеют в душе и, сами того не замечая, предают самых близких себе людей.

     Конечно, можно и оправдать предательство, опираясь на то, что действуешь в своих интересах. Действительно, сейчас стало настолько сложно жить, именно в моральном аспекте, что люди могут оправдать предательство и тем, что просто пытаются выжить. В этом есть своя правда, жестокая, непонятная, но есть.<\p>

    Лично меня пока ещё не затронула эта тема. Мне повезло, в моей жизни я ещё ни разу не встречала столь вопиющего предательства. Часто бывает, что какая-то мелочь в поступке, в отношении или в словах подталкивает меня к осознанию того, что это предательство, пусть и не ярко выраженное (как измена), но я это чувствую. Были предательства друзей, которые, по началу, мне казались просто ужасными и непростительными. Но проходило время, душевная рана затягивалась, и приходили новые друзья – настоящие друзья. С одной стороны,  даже хорошо, что предательства совершаются, ибо как бы мы смогли узнать для себя, кто на самом деле наш друг? Тех же, кто меня предавал, я никогда не могла оправдать. Предательство можно забыть, простить, но не оправдать. Да, простить предавшего человека можно, но для этого нужно иметь огромное сердце и слепо верить в бесконечную дружбу и любовь. Я же, чаще всего, просто забываю человека, просто вычёркиваю его из своих мыслей и жизни, на время, пока горечь от предательства уже не будет обжигать душу. Я смогу потом общаться с этим человеком, но общаться так, чтобы у него больше не было бы возможности, хоть как-то, ранить меня.<\p>

      Вообще, предательству нет места в нашем мире, а если оно себе и находит приют, то людей приютивших его оправдывать не стоит, ведь они сами знают, что делают – возмездие всё равно к ним придёт, рано или поздно, но постучится к ним в окно…<\p>

Источник: https://kseska11.livejournal.com/22854.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]