Пейзаж в романе Шолохова «Тихий Дон»
Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами.
В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение.
Тоска Григория, все сужающийся черный круг его жизни даны на фоне победной донской весны – с буйным разливом Дона, со сказочным цветением степи, сплошь покрывающейся фиалками и тюльпанами, с перелетными стаями птиц, с неутихающим шумом привольного ветра в затопленном талой водой обдонском лесу, с лебедями, которых видит Григорий на восходе солнца. В описаниях природы Шолохов достиг высокой степени совершенства. Описанная Шолоховым картина зримо встает перед читателем, так как строится на выразительной силе восприятия. Его образы многогранны. «Золотая дрема лунного света…» –чарующее сияние луны воспринимает Григорий, упоенный молодой радостью жизни, любви. В этом образе – и живописная красота, и лирика, и психология.
Шолохов наделен поразительной способностью видеть мир, и одновременно, через субъективное восприятие этого мира его героями, он раскрывает во всей полноте их богатый внутренний мир. Вспомним сцену в весеннем лесу.
Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав…» Томительный аромат ландыша пробуждает в Аксинье мысли о прошедшей молодости: «И почему-то за этот короткий миг, когда сквозь слезы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах, вспомнилась Аксинье молодость и вся её долгая и бедная радостями жизнь… Словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение – так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом».
Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса. Проходя мимо березки, сорвал ветку.
«На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом… Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ».
Можно ли представить ситуацию трагичнее этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть её навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах. Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошел к этому как психолог.
Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.
Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение.
Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию. Вспомним эпизод, когда в степи работают Наталья и Ильинична.
Последняя измена Григория окончательно надломила Наталью. На фоне надвигающейся грозы она проклинает Григория. Эта сцена предшествует её смерти. Природа вначале безразлична к тому, что должно случиться. Пейзаж нейтрален, ничто не предвещает бури, только на миг набегает тучка.
Пейзаж меняется вместе с настроением самой Натальи. «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».
И, наконец, когда Наталья, обратившись на восток, требует от Бога, чтобы наказал, сразил Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром…». С ужасом смотрела Ильинична на Наталью. «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».
Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.
О том, что пейзаж в романе Шолохова не безразличен человеку и может служить для выражения определенных символов, свидетельствуют многие сцены. Приведем несколько примеров. Отправляясь на побывку домой, Григорий заметил в степи диких гусей. Далее Шолохов рисует красочную картину охоты.
Здесь тонко передан охотничий азарт, почти зримая панорама степных далей и на фоне степи – охотник, подкрадывающийся к осторожным птицам. Безразличная, казалось бы, к Григорию природа вдруг освещает его трагедию.
Судьба сбитого гуся напоминает и человеческие судьбы вообще, и особенно горькую долю самого стрелка: «…один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко шел на снижение… Гусь летел в сторону от встревожено вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Так образ сбитой птицы символически обобщает в сюжете природы судьбу Григория.
К концу «Тихого Дона» символические образы природы встречаются все чаще. После одной из стычек бандитов с красноармейцами Григорий лежит в степи, испытывая странное чувство отрешенности и успокоения. С восхищением он любуется цветком, росшим совсем рядом.
С интересом следил он «…за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой». Вряд ли случайно засияла красота тюльпана, напоминающая о жизни над «мертвым городищем». Вряд ли случайно остановил на ней взор человек, сеющий смерть.
Снова возникают тюльпаны, когда Григорий уходит с бандой от красноармейских разъездов. «Срезанные лошадиными копытами, во все стороны летели, словно крупные капли крови, пунцовые головки тюльпанов.
Григорий, скакавший позади Фомина, посмотрел на эти красные брызги и закрыл глаза…» Прекрасный цветок над мертвым городищем и тюльпаны – брызги крови – это единые звенья иносказания и символики, обращающие нас ко всему пройденному Григорием пути, наполненном страданиями и человеческими жертвами.
Сходен поэтический строй удивительного и загадочного своей силой образа черного солнца. Черным оно показалось Григорию потому, что в час Аксиньиной смерти физические силы оставили его – свет померк в очах.
Смерть коснулась его, виновника смерти Аксиньи и многих других людей, потребовала к себе, – вот что значил для него ужас черного солнца.
Не случайно он прощался с Аксиньей, «твердо веря в то, что они расстаются ненадолго».
Между тем природа в «Тихом Доне» не только противостоит Григорию и осуждает его, но и призывает к пониманию и сочувствию.
Когда Григорий отверг предложение бывшего фоминца Чумакова вновь поискать легкой бандитской жизни, когда решил вернуться к людям, когда впервые за долгое время своего пребывания в лесу чуть заметно улыбнулся – начала оттаивать и природа.
Светлая нота в эмоциональной окраске шального пейзажа романа вполне гармонирует с финалом трагедии. Путь Григория завершается окончательным крушением ложной идеи. Но трагедия разрешима, имеет выход.
Глубокий психологизм, детализация человеческого чувства, соединившись у Шолохова с первозданно-свежим, наивно-поэтическим восприятием мира, дали нам неповторимое сияние, радость того, что мы с полным правом называем шолоховской образностью. Весь окружающий человека мир – в движении, в работе… Все одушевлено, пережито, воспринято чувством. Многообразный мир природы и мир человека соединяются, как проявление единого, вечно сущего – матери-жизни.
(1 votes, average: 3.00
Источник: https://school-essay.ru/pejzazh-v-romane-sholoxova-tixij-don.html
Функции образа природы в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Критика сразу обратила внимание на взаимодействие между природой и человеком в эпосе Шолохова. Миры людей и природы даны как единый поток творящей жизни.
В шолоховский пейзаж вписываются люди и исторические события. Шолохову свойственно пантеистическое представление о природе, как о животворящей силе. Природа у Шолохова – независимая от человека и его желаний сила.
Шолоховские пейзажи критика связывала с традициями классики. Они, по мнению А. Бритикова, противопоставлены людям с их постоянной борьбой.
В композиции «Тихого Дона» пейзаж играет существенную роль. Пейзажные картины способствуют эпизации событий, помогают проследить их последовательность.
В развитии сюжета романа многие пейзажные картины выполняют функцию художественного предварения. Прием этот выступает как смысловая и лирическая прелюдия к драматическим событиям. В них звучит намек на грядущие страдания, жертвы. Перед описанием начала первой мировой войны писатель дает картину природы. в которой много недоброго, предвещающего смерть («Стояло сухое лето. Мелел Дон»).
В описании гражданской войны прием предварения событий имеет важное значение. Гибель отряда Подтелкова предваряет пейзаж: «блекло светилось зарево, травы излучали запах тлена». В поэтике пейзажей широко использована фольклорная символика.
В композиции романа пейзажи способствуют эпизации событий. Они часто выполняют роль эпического параллелизма, который включается в те моменты развития действия, когда повествование достигает своей кульминации. В эпических параллелизмах образ природы развертывается очень широко. Образы природы в эпических параллелизмах самостоятельны.
В 3-й книге образ бурного течения Дона, вливающегося из широкого русла в узкое горло, дан как параллель нарастающему возмущению хуторов при известии о расстреле арестованных казаков (цитата 3).
В эпических параллелизмах образ природы развертывается очень широко. Это делает его художественно значимым, безотносительно к его сюжетно-смысловой функции.
А. Бритиков отмечал, что «эпический параллелизм означает как бы сплошной поток образов природы, сливающихся в пейзажный фон, со своим самостоятельным сюжетом, и этот природный сюжет движется параллельно эпическому действию. Это, с одной стороны, подчеркивает самоценность природы, а с другой – делает пейзаж своеобразным зеркалом всего сложного сюжетно- композиционного движения романа».
В Тихом Доне велика роль философских пейзажей, которые адекватны трагическому состоянию мира. В сцене гибели и захоронения Валета природа выступает как активное действующее лицо (цитата 4). В этом пейзаже содержится мотив братоубийственной войны и мысль о жизни, торжествующей наперекор смерти: “И еще, в мае бились стрепета за самку, за право на жизнь”.
Шолохов соотносит мир человеческих чувств с жизнью природы. К аналогиям с жизнью природы писатель прибегает часто в периоды духовного кризиса героев. Взаимоотношения человека и природы даны в эволюции. Ярче всего прослеживаются на образах женщин (Аксиньи, Натальи, Дарьи), а также – Григория.
В поэтике образа Аксиньи преобладает мотив цветения, мотив весны; в образе Натальи – мотив холода, льда, снега. Детали природного мира, окружающего Наталью, грустные: это тоскливо, мертвенно пахнущие травы.
Чувствам Аксиньи и Григория соответствуют такие образы природы, как ветер, лес, степь, Дон, ароматы цветов. Картины природы, связанные в конце с Григорием обретают трагический смысл: выжженная степь, черное солнце, символизирующее всю глубину горя Григория.
В описании природы уделено внимание цвету, звукам, температуре. Критика насчитывает в “Тихом Доне” около 250 описаний природы.
Для поэтики пейзажей, связанных с судьбой главных героев, характерен темный, свидетельствующий о печали, утратах (черная туча, тишина, темный лес). Черный цвет от обозначения конкретного предмета вырастает до философского символа.
Многозначен образ Тихого Дона – и как реки (воды) и как донской земли, казачьего края. Один из сложнейших образов природы в “Тихом Доне” – это образ Солнца. Солнце воздействует на состояние героев. Показано как южное, жаркое, имеет власть над миром. Когда Мелихов хоронит Аксинью его лицо озарило какое-то превращение – «черный небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
Художественным открытием Шолохова явилось описание донской степи, которая дана во все времена года. Образ простора создает в героях энергию мечты, желание изменить судьбу. Обращение к степи это одновременно и путь самопознания героев. Просто Тихого Дона это не пустота, не чисто физическая безлюдность.
Образ песни (протяжной, коллективной) сопровождает все деяния и перемещения героев. Песня оформляет их состояние, заставляет вспомнить, что «человек – это твое первое имя».
Источник: https://students-library.com/library/read/45744-funkcii-obraza-prirody-v-romane-epopee-ma-solohova-tihij-don
Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — огромный по своему значению русский национальный вклад в мировую литературу. Это подлинный шедевр, в котором Шолохов выступает как писатель-новатор. Используя традиции классиков, он делает собственные открытия, в том числе и в многочисленных пейзажных зарисовках, которыми чрезвычайно богата эта эпопея.
Шолоховские пейзажи щедры переливами интонаций и разностью настроений, щедростью цветовой гаммы, уникальностью художественных деталей, языковым своеобразием. Они удивляют глубиной идейной связи с сюжетом, синтезом эпического и лирического начал.
Пейзажи в «Тихом Доне» динамичны. Автор показывает все протекающие в природе изменения, переходы от зимы к весне, от пробуждения ко сну, от дня к ночи, от цветения к увяданию.
Первые же главы романа поражают удивительной мощью природных красок. Перед читателем предстает неприрученная, первозданная природа: бескрайние поля, золотые, набухающие зерном колосья, царственный Дон, величественная степь…
Уже само название романа обращает внимание читателя на образ природы. «Тихий Дон» — звучит многозначно и символично. Дон-батюшка — вечный, грациозный.
Эта река, подобно человеческой истории, полна изгибов и водоворотов: как бы ни менялась жизнь, в какие бы тупики ни заходила, она бесконечна, ней есть нечто бессмертное. Каждый год разливается Дон, цветет степь, происходит солнцеворот, наливаются спелостью колосья.
Не один раз писатель рисует смену времен года, но тем не менее похожие картины природы все же не повторяют друг друга, они только пробуждают мысль о вечности бытия, о повторяемости жизни и ее неиссякаемой вечности.
Не раз в пейзажном описании возникает образ степи. Он занимает в романе особое место и воплощает народное представление о степи-матушке, матушке-кормилице. Зацветает и увядает степь. Этот образ, как и образ Дона несет в себе идею вечности, бесконечного обновления жизни.
Писатель одухотворяет степь: она одевается колышущимся серебром, ковыль ее молитвенно клонится, земля тоскует о прохладе. Автор подчеркивает единство животного и растительного мира. Здесь и суслики, и сурки, и коршун, и кони, и полынь, и ковыль. Этот пейзаж поражает своей метафоричностью (пшеничная россыпь звезд, сизо-опаловые волны ковыля).
Природные зарисовки придают событиям еще больший эпический размах. Но при этом их отличает еще и необыкновенный лиризм.
Картины природы у Шолохова всегда предельно точные, они в мельчайших деталях передают особенности донской природы и всегда связаны с внутренним состоянием героев или поворотом сюжета.
Жизнь природы и жизнь людей тесно связаны между собой. «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов», как о реке, говорит о человеческом пути автор.
Григорию, находящемуся в банде Фомина редкие, минуты душевного спокойствия дарит именно природа.
Жизнь казаков неразрывно связана с жизнью природы, потому что быт их основан на земледелии. Они зависимы от капризов погоды, неурожаев, засух, морозов и т. д. Их уклад жизни зависит от природного календаря: согласно его законам они сеют, жнут, косят, рыбачат и т. п.
Только война нарушает эту исконную связь. Человеку приходится жить иными заботами, а природа продолжает свое вечное движение.
Поэтому она предстает в романе могучей стихией, ведущей свое, хотя и связанное с человеком, но при этом зачастую совершенно самостоятельное существование.
Находясь во взаимосвязи с образами героев, картины природы часто подчиняются задаче изображения внутреннего мира героя, играют фоновую роль, создают для развития сюжета необходимую обстановку, нужную атмосферу. Так неистовство и сила любви Аксиньи подчеркивается в романе тем, что почти все сцены происходят на фоне буйно цветущей природы.
Мы видим ее с Григорием у Дона, в ярких подсолнухах, в хлебном поле, в степи. Показателен в этом отношении также эпизод гибели Аксиньи Похоронив ее, Гигорий увидел над собой «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
Черный диск солнца — образ необычный, он передает трагическое состояние героя, для которого со смертью возлюбленной действительно померк дневной свет.
Но пейзажи в «Тихом Доне» развиваются также параллельно душевным состояниям персонажей. Это происходит в том случае, если между ними обнаруживается глубокое сходство.
При этом природа и человек как бы независимы друг от друга, и природа выступает как равновеликая человеку сила.
В этом открытии состоит новаторство Шолохова, в романе которого пейзаж представляет собой особый сюжетный символ жизни.
Интересен и удивителен язык писателя в описании природы. Здесь звучит и народная речь, и фольклорные элементы. Читатель встречает пословицы, поговорки, приметы, постоянные эпитеты, диалектные слова, многочисленные олицетворения и метафоры. Все это гармонично сочетается с книжной лексикой и придает повествованию неповторимый колорит.
Мастерски нарисованы шолоховские пейзажные зарисовки и масштабные картины природы. На их фоне разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков, виртуозно изображенная великим писателем.
Источник: https://5litra.ru/soch/286-svoeobrazie-i-rol-peyzazha-v-romane-m-sholohova-tihiy-don.html
Шолохов М.А. “Тихий Дон”. Роль пейзажа
Природа. Поэтика и смысловая роль пейзажа. Традиции классики.
Критика с самого начала обратила внимание на взаимодействие между природой и человеком в эпосе Шолохова. В постоянном соотнесении, сопоставлении жизни людей и природы находит свое выражение одна из самых важных и существенных особенностей художественного мышления Шолохова. Мир людей и мир природы даны как единый поток вечно творящей жизни.
Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой. «Люди, как реки» – утверждал Лев Николаевич Толстой.
И Шолохов продолжает его традиции, уподобляя и судьбу человеческую, и судьбу народную течению реки по извилистому руслу: «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов. Трудно предопределить, по какому она устремит свой вероломный и лукавый ход.
Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно поганенькую россыпь, – завтра идет она полноводная, богатая…»
В шолоховский пейзаж органически вписываются не только люди, но и исторические события. Шолохову свойственно пантеистическое представление о природе, как о великой животворящей силе. Природа у Шолохова – независимая от человека и его желаний, его психологического состояния, сила.
Шолоховские самодовлеющие пейзажи критика связывала с традициями классики. Они, по мнению А. Бритикова, противопоставлены людям с их постоянной борьбой.
В композиции «Тихого Дона» пейзаж играет существенную роль. Пейзажные картины способствуют эпизации событий, помогают проследить последовательность событий. Изображение трудовых процессов (в I-й книге) дано на фоне периоды. Эпическая картина складывается из пейзажных картин, чередующихся с картинами быта и труда казаков.
В развитии сюжета романа многие пейзажные картины выполняют функцию художественного предварения.
Прием этот гармонирует с эпико-трагедийным содержанием романа, выступает как смысловая и лирическая прелюдия к драматическим событиям. В них звучит намек на грядущие страдания, кровь, жертвы.
Перед описанием начала первой мировой войны писатель дает развернутую картину природы, в которой, по народным приметам, много недоброго, предвещающего смерти, тяжелые утраты.
«Стояло необычайно сухое лето. Мелел Дон…Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышащую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния. По ночам на колокольне ревел сыч…Худому быть, пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски…» (т.2, С.242-243).
В описании гражданской войны прием предварения событий имеет важное значение: пейзажи предваряют собой вереницу кровавых человеческих дел.
Гибель отряда Подтелкова предваряет пейзажная зарисовка, которая содержит предчувствие беды: «На западе густели тучи.
Темнело…блекло светилось зарево, принакрытое черной пленой тучи…Даже травы, еще не давшие цветы, излучали непередаваемый запах тлена» (т. 3, с. 367).
В композиции романа пейзажи способствуют эпизации событий. Они часто выполняют роль эпического параллелизма, который включается в те моменты развития действия, когда повествование достигает своей кульминации.
В эпических параллелизмах образ природы развертывается очень широко, чем и достигается писателем самоценность и художественная значимость образа природы.. Образы природы в эпических параллелизмах самостоятельны.
В такой полноте, как у Шолохова, эпические параллелизмы не встречаются ни у одного из писателей ХХ века. В них прослежена неотделимость судеб людей, хода исторических событий от вечного движения природы.
В 3-й книге образ бурного течения Дона, вливающегося из широкого русла в узкое горло, дан как параллель нарастающему возмущению хуторов и станиц при известии о расстреле арестованных казаков.
«Из глубины затихших омутов сваливается Дон на россыпь. Кучеряво вьется там течение. Дон идет вразвалку, мирным тихим разливом.
Но там, где узко русло, взятый в неволю, Дон прогрызает в теклине глубокую прорезь, с придушенным ревом стремительно гонит одетую пеной белогривую волну…в котлованах течение образует коловерть. Завораживающим страшным кругом ходит там вода .
Второй член параллелизма: « С россыпи спокойных дней свалилась жизнь в прорезь. Закипел Верхнее-Донской округ. Толканулись два течения, пошли вразброд казаки, и понесла завертела коловерть…» (т.3, С. 147).
В эпических параллелизмах образ природы развертывается очень широко, как бы безотносительно ко второму члену. Это делает образ природы как бы самоценным и художественно значимым, безотносительно к его сюжетно-смысловой функции.
Как отмечает А.
Бритиков, «эпический параллелизм означает как бы сплошной поток образов природы, сливающихся в цельный пейзажный фон, со своим самостоятельным сюжетом, и этот природный сюжет движется параллельно эпическому действию. Это, с одной стороны, подчеркивает самоценность природы, а с другой – делает пейзаж своеобразным зеркалом всего сложного сюжетно- композиционного движения романа»1.
В композиционно-сюжетной структуре “Тихого Дона” велика роль философских пейзажей, которые адекватны трагическому состоянию мира. В сцене гибели и захоронения Валета природа выступает как активное действующее лицо.
“Через полмесяца зарос махонький холмик подорожником и молодой полынью, заколосился на нем овсюг, пышным цветом выжелтилась сбоку сурепказапахло чобором, молочаем.
Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы яму, поставил на свежевыструганном дубовом устое часовню.
Старик уехал, а в степи осталась часовня, горюнить глаза прохожих унылым видом, будить в сердцах непонятную тоску” (т. 3, С. 392).
В этом пейзаже содержится мотив братоубийственной войны, которая разгорится в последующих книгах, как и мысль о неумираемости жизни, торжествующей наперекор, казалось бы, смерти: “И еще, в мае бились стрепета за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение” (3, 397).
Шолохов- пейзажист постоянно соотносит мир человеческих чувств с жизнью природы. К аналогиям с жизнью природы писатель прибегает особенно часто в периоды духовного кризиса героев. Взаимоотношения человека и природы даны в эволюции. Они ярче всего прослеживаются на образах женщин (Аксиньи, Натальи, Дарьи, Ильиничны), а также – Григория.
В поэтике образа Аксиньи преобладает мотив цветения, мотив весны; в образе Натальи – мотив холода, льда, снега. Детали природного мира, окружающего Наталью, грустные: это тоскливо, мертвенно пахнущие травы.
Масштабам чувства Аксиньи и Григория соответствуют такие образы природы, как ветер, лес, степь, Дон, ароматы цветов.
Картины природы, связанные в конце с Григорием, его судьбой, обретают трагический смысл: выжженная палами степь, черное солнце, символизирующее всю глубину горя Григория.
Шолоховские пейзажи открывали эстетическое и эмоциональное богатство донской природы. В описании природы уделено внимание цвету, звукам, температурным ощущениям, что помогает писателю создать пластически осязательные образы. Критика насчитывает в “Тихом Доне” около 250 описаний природы.
В поэтике пейзажей широко использована фольклорная символика. Для поэтики пейзажей, связанных с судьбой главных героев, характерен темный, черный цвет, свидетельствующий о печали, утратах. Это образы черной тучи, черной тишины, черной полыни, темного леса, черной, выжженной палами степи, черного неба и черного диска солнца.
Черный цвет от обозначения определенного конкретного явления и предмета вырастает до философского обобщения, символа.
Многозначен образ Тихого Дона – и как реки (воды) и как донской земли, казачьего края.
Уже само название романа обращает внимание читателя на образ природы. «Тихий Дон» — звучит многозначно и символично. Дон-батюшка — вечный, грациозный.
Эта река, подобно человеческой истории, полна изгибов и водоворотов: как бы ни менялась жизнь, в какие бы тупики ни заходила, она бесконечна, ней есть нечто бессмертное. Каждый год разливается Дон, цветет степь, происходит солнцеворот, наливаются спелостью колосья.
Не один раз писатель рисует смену времен года, но тем не менее похожие картины природы все же не повторяют друг друга, они только пробуждают мысль о вечности бытия, о повторяемости жизни и ее неиссякаемой вечности.
Не раз в пейзажном описании возникает образ степи. Он занимает в романе особое место и воплощает народное представление о степи-матушке, матушке-кормилице. Зацветает и увядает степь. Этот образ, как и образ Дона несет в себе идею вечности, бесконечного обновления жизни.
Писатель одухотворяет степь: она одевается колышущимся серебром, ковыль ее молитвенно клонится, земля тоскует о прохладе. Автор подчеркивает единство животного и растительного мира. Здесь и суслики, и сурки, и коршун, и кони, и полынь, и ковыль. Этот пейзаж поражает своей метафоричностью (пшеничная россыпь звезд, сизо-опаловые волны ковыля).
Один из сложнейших образов природы в “Тихом Доне” – это образ Солнца, который обладает и философско-историческим и психологическим содержанием.
Показателен в этом отношении также эпизод гибели Аксиньи Похоронив ее, Григорий увидел над собой «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
Черный диск солнца — образ необычный, он передает трагическое состояние героя, для которого со смертью возлюбленной действительно померк дневной свет.
Картины природы в романе “Тихий Дон” точные, в мельчайших подробностях передающие особенности природы Верхнего Дона, выразительные благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность.
Но они всегда связаны или с сюжетным движением романа, или с внутренним состоянием героя. При изображении природы автор использовал принцип эпического параллелизма.
Пограничное состояние природы, замершей в ожидании грандиозных перемен, – параллель состоянию казачьих хуторов, затаивших дыхание накануне Верхнедонского восстания. Пейзажи придают событиям романа эпический размах и вместе с тем наполнены лиризмом.
Иногда лирическое начало выходит на первый план и тогда со страниц романа начинает звучать голос самого автора: «Степь родимая! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донской, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»
Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы героями становится особенно острым. Примером этого могут служить трагические эпизоды романа, в частности зверское убийство казаками красного командира Лихачева.
Идя на смерть, он словно впервые видит красоту весеннего леса, останавливает взгляд на березке: «На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний рассвет, жизнь повторяющуюся под солнечным кругом…
Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ». И человек с такой естественной привязанностью к жизни должен уйти из нее.
Пейзажи в романе – не застывшие картины, они полны динамики. Автор фиксирует изменения, происходящие в природе, переходы от дня к ночи, от зимы к весне. Показательным примером этого может служить описание потаенной жизни степи, ожидающей прихода весны: «Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога занесло снегом. Падины и яры сравняло.
Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прилизанная ветрами, голая белая равнина. Будто мертва степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот.
Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна. Но под снегом все же живет степь.
Там, где, как замерзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, – там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито.
Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к хрупкому чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтоб встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зеленеть в мае. И оно встанет, выждав время! Будет бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок.
И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зерна. Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью. Жухлые подходили дни. События стояли на грани».
Однозначно определить общее настроение этого отрывка нелегко, так как оно несколько раз меняется.
Пейзаж начинается с описания «мертвой» зимней степи: здесь нет движения (многие предложения лишены глаголов), нет звуков, даже полет и «стонущий клекот» ворона не оживляют картину, а делают ее еще более зловещей.
Но когда взгляд писателя-художника более внимательно всматривается в эту картину и проникает в потаенную жизнь степи, возникают краски, появляется движение, едва ощутимое движение природы к весне.
И, наконец, финальные строки с их почти стихотворным ритмом, создаваемые синтаксическим параллелизмом и анафорическими повторами («Будут бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок… будет светить ему солнце… будет баюкать его ветер…»), с выразительным рядом аллитераций звучат как торжественный гимн весне.
Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи.
Последняя измена Григория надломила Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она проклинает его. Эта сцена предшествует смерти героини. Вначале природа вполне безразлична к тому, что должно случиться – ничто не предвещает бури, лишь на мгновение набегает тучка.
Но с настроением Натальи в природе происходят заметные изменения: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».
Когда Наталья, обращаясь на восток, просила Бога, чтобы он наказал Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром…». Ильинична с ужасом смотрела на Наталью: «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».
В один момент движения природы и чувства Натальи совпадают, и проклятие Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительно. В этом эпизоде параллелизм перестает быть одним из приемов изображения пейзажа и превращается в важную особенность композиции и характерную черту авторского стиля.
О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств героев, свидетельствует пейзаж, прерывающий авторский рассказ о возвращении Григория домой на побывку.
Возвращению Григория в родной дом предшествует красочная картина охоты, в которой писатель с большим мастерством передал охотничий азарт, изобразил панораму степных далей. Безразличная на первый взгляд к Григорию природа новым светом освещает его трагедию.
Судьба сбитого гуся напоминает человеческую судьбу и в особенности самого стрелка: «…один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко пошел на снижение…
Гусь летел в сторону от встревоженно вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Образом сбитой птицы автор подчеркивает трагичность судьбы Григория.
Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы бесконечное количество раз рождать неотвратимое будущее.
Чтобы ни делали люди, природа вечна и неизменна. И это прекрасно понимают герои Шолохова, умеющие слушать шум леса, замечать красоту простых луговых цветов, любоваться созвездиями.
В самые трудные моменты жизни они припадают к земле и ищут у нее забвения.
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_rol_pejzazha/85-1-0-926
Сочинение рассуждение по роману М. Шолохова Тихий Дон: своеобразие и роль пейзажа, образ русской природы в произведении и тема любви
Михаила Шолохова можно по праву назвать не просто выдающимся русским писателем, а народным мастером художественного слова.
Ни одно произведение Шолохова не обходится без описания в деталях природы земли русской с ее бескрайними раздольными степями и быстрыми извилистыми реками.
Особенно ярко и щедро в своеобразной манере русского языка гениальный писатель изобразил природу в своем выдающемся творении «Тихий Дон». Уже само название настраивает читателя на то, что роман будет неразрывно связан с природой. Ведь Дон – это не просто река на юге России, это символ целой эпохи вольного казачества.
Река широкая и извилистая, она протекает в основном через степную местность, отражая в своих водах богатство русской земли – золотые поля с колосящейся наливной пшеницей, обильно плодоносящие фруктовые сады, соловьиные рощи и ухоженные казачьи подворья.
Читая произведение «Тихий Дон», мы неоднократно становимся свидетелями, как сменяю друг друга времена года, но при этом с восторгом наблюдаем, что писатель, описывая одну и ту же пору года, ни разу не повторился.
Природа в романе Шолохова неразрывно связана с образами главных героев произведения. Она не просто отражает и дополняет их переживания, чаяния и стремления, но и служит своеобразной декорацией, благодаря которой мы сильнее и отчетливее можем прочувствовать все повороты сюжета.
Так, в сюжетной линии невероятно сильных и эмоциональных отношений Аксиньи и Григория, мы видим, что сцены их свиданий проходят на фоне буйных красок цветущей донской природы. В трагический же момент, когда Аксинья гибнет и Григорий ее хоронит, природа тоже мистически меняется – главный герой вдруг увидел, как почернело небо и солнце:
«…черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
Шолохов вырос на донской земле, поэтому любовь к величественной и невероятно красивой русской природе у него в крови.
Он поклоняется и превозносит природу, для писателя – она живой, мощный по силе и яркий по краскам, образ.
Надо сказать, что само казачество неразрывно связано с природой, поскольку это свободолюбивый народ, большую часть своей жизни проводящий на воле в бескрайней степи. Занимаясь в основном земледелием, донские казаки были тесно связаны с природой и ее капризами. Так, засушливые годы с малым количеством дождей грозили быть без урожайными и голодными.
Обо всем этом мы узнаем из страниц романа Шолохова «Тихий Дон». Писатель открывает для нас природу Дона в особой, свойственной только ему, манере повествования – с фольклорными и самобытными нотками. Все события в произведении развиваются на фоне масштабных и ярких природных пейзажей, которые еще больше подчеркивают драматизм и жизненность сюжета.
Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-tihij-don-sholohov/sochinenie-na-temu-svoeobrazie-i-rol-pejzazha-v-romane-m-sholohova-tihij-don/
Описание природы в произведениях Шолохова Описание природы Тихий Дон Поднятая целина
“Поднятая целина”
Март
“Десятого марта с вечера пал над Гремячим Логом туман, до утра с крыш куреней журчала талая вода, с юга, со степного гребня, набегом шёл тёплый и мокрый ветер. Первая ночь, принявшая весну, стала над Гремячим, окутанная чёрными шелками наплывавших туманов, тишины, овеянная вешними ветрами.
Поздно утром взмыли порозовевшие туманы, оголив небо и солнце, с юга уже мощной лавой ринулся ветер; стекая влагой, с шорохом и гулом стал оседать крупнозернистый снег, побурели крыши, черными просовами покрылась дорога; а к полудню по ярам и логам яростно всклокоталась светлая, как слеза, нагорная вода и бесчисленными потоками устремилась в низины, в левады, в сады, омывая горькие корневища вишенника, топя приречные камыши.
Дня через три уже оголились доступные всем ветрам бугры, промытые до земли склоны засияли влажной глиной, нагорная вода помутилась и понесла на своих вскипающих кучерявых волнах жёлтые шапки пышно взбитой пены, вымытые хлебные корневища, сухие выволочки с пашен и срезанный водой кустистый жабрей.”
“За хутором призывно чернела освобожденная от снега зябь. Взвороченные лемехами пласты тучного чернозёма курились на сугреве паром. Великая благостная тишина стояла в полуденные часы над степью.
Над пашнями – солнце, молочно-белый пар, волнующий выщелк раннего жаворонка, да манящий клик журавшиной станицы, вонзающейся грудью построенного треугольника в густую синеву безоблачных небес.
Над курганами, рожденное теплом, дрожит, струится марево; острое зелёное жало травяного листка, отталкивая прошлогодний отживший стебелёк, стремится к солнцу. Высушенное ветром озимое жито словно на цыпочках поднимается, протягивая листки встреч светоносным лучам.”
“Тихий Дон”
Вторая половина марта – начало апреля
“Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозначной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зеленые, острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь.
С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь.
В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно, зазеленели в перелесках стволы тополей.”
Ещё цитаты из произведений М. А. Шолохова – описания природы.
Вторая половина апреля – начало мая
“Молодая трава здесь, на подсолнечной стороне лога, была выше и гуще. Пресное дыхание согретого солнцем чернозёма не могло заглушить тончайшего аромата доцветающих степных фиалок.
Они росли на прошенной залежи, пробивались между сухими будыльями донника, цветным узором стлались по краям давнишей межи, и даже на кремнистокрепкой целине из прошлогодней, поблекшей травы смотрели на мир их голубые, детски-чистые глаза.
Фиалки доживали положенный им срок в этой глухой и широкой степи, а на смену им по склону лога на солонцах уже поднимались сказочно яркие тюльпаны, подставляя солнцу свои пунцовые, жёлтые и белые чашечки, и ветер, смешав разнородные запахи цветов, далеко разносил их по степи.
На крутой осыпи северного склона, затенённые обрывом, ещё лежали, слитые, сочащиеся влагой пласты снега. От них несло холодом, но холод этот ещё резче подчёркивал аромат доцветающих фиалок, неясный и грустный, как воспоминание о чём-то дорогом и давно минувшем…”
Описание лета
Начало лета – июнь
“Вызрел ковыль. Степь на многие вёрсты оделась колышущим серебром. Ветер упруго применал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.”
Ещё цитаты из произведений М. А. Шолохова – описания природы.
Источник: https://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=876
Глава 1. Пейзаж и исторические события в “Тихом Доне”
Михаил Шолохов – активный участник революции, гражданской войны. Сам прошёл через её горнило, увидел весь ужас революционных свершений. Хотя он и был на стороне революционных масс, но в своём романе правдиво, без прикрас запечатлел трагедийность событий этого времени. Война у М.
Шолохова – это “великое разрушение нравственности”, трагедия народа, кощунство над моралью, разумом, она бесчеловечна, влечёт за собой разрушение семей, война, по мнению Шолохова, “в грязи, в страданиях, в смерти”. В свою очередь Л.Н.
Толстой высказал собственное мнение словами своего героя: “Война – не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка.
Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии, нравы военного сословия – отсутствие свободы.
Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей, и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их” [9, С. 45].
Природа тихого Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе Шолохова “Тихий Дон”. Писатель с любовью описывает те казачьи края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, где ощущается полное единение человека с природой – идеал самого писателя.
Пейзаж Шолохова создаёт картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Во время военных действий писатель акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер, нечто грохочущее невдалеке, морозный сизый туман.
Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замерзшей в “ожидании” Верхнедонского восстания.
Но в последней части романа “иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал мир, проглянувшийся сквозь туман клочок чистого неба ослепил холодной синевой…” Шолохов не раз сравнивает “величаво распростертое” голубок небо, полное беспредельных просторов, с кипящей жизнью на земле, намекая на мысль о вечной жизни, вечного противоборства [11, С. 23].
Само название романа символично и многозначно. Тихий – “величественный”, Дон лишь внешне спокоен и тих, на самом деле река полна водоворотов, подводных камней. Жизнь героев подобна течению реки, что Шолохов и доказывает в своей эпопее.
Но в то же время как бы ни изменялась жизнь, есть в ней что-то вечное, бессмертное. Меняются события истории, судьбы героев, но каждый год цветёт степь, приходят и уходят холод, течет тихий Дон в вечность.
В этом Шолохов философствует о том, что природа и человек тесно связны между собой, и особенно ярко эта связь показана в романе Шолохова “Тихий Дон”.
Все переживания во время войны, тяжесть военного времени Шолохов отобразил в пейзаже. Например, “Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.
По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе – когда вызревает плод и доспевает хлеб, – небо неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой.
… В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали, похоже, было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью” [14, С. 65].
Благодаря метафорам, ярким олицетворениям, создается ощущение, что сама природа участвует в войне.
Еще один пример взаимовлияния – то, как военные события сказываются на мире природы (5 ч.): “Желто-бурая худая коза выскочила из поросшего татарником и тернами буерака, несколько секунд смотрела с пригорка на порубщиков, напряженно перебирала тоненькими, точеными ногами – Что это за штука? – роняя топор, спросил Матвей Кашулин.
С ничем не объяснимым восторгом Христоня рявкнул на весь завороженно-молчаливый лес: – Коза, стал быть! Дикая коза, растуды ее милость! Мы их повидали в Карпатах! – Значит, война ее, горемыку, загнала в наши степя? Христоне ничего не оставалось, кроме как согласиться” [15, С. 87].
И, в целом, война в “ТД” нарушает ту гармонию, которая, по мысли Шлохова, должна существовать между человеком и природой.
Шолохов неоднократно противопоставляет мир войны и смерти естественному миру природы (конец 2 кн.
, после описания похорон): “И еще – в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение.
А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом”.
После похорон деда Сашки – фрагмент, в котором показано “кипение жизни” + образ неба (перекличка с “В. и М. “): “Удрученный воспоминаниями, Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо.
Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь: в степи, зеленым разливом подступившей к самому саду, в зарослях дикой конопли возле прясел старого гумна неумолчно звучала гремучая дробь перепелиного боя, свистели суслики, жужжали шмели, шелестела обласканная ветром трава, пели в струистом мареве жаворонки, и, утверждая в природе человеческое величие, где-то далеко-далеко по суходолу настойчиво, злобно и глухо стучал пулемет” [15, С. 348].
Начало первой мировой войны предварено в романе тревожным летним пейзажем, заставляющим вспомнить “Слово о полку Игореве”. Осень – время кровавой жатвы в романе: “К исходу клонился август.
В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью”.
Создается впечатление, что не только русские и немцы, красные и белые, но и сама природа находится в состоянии войны.
Неразрывность казачьего уклада и природы проявляется и в следующем. Казаки во многом зависят от состояния природы. Неурожаи, засухи, морозы, пожары – все это влияет на жизнь казачества. Поэтому они ценят природу, ее красоту, тонко чувствуют всей своей душой.
Примером этому может служить то, как Григорий Мелехов отнесся к мертвому, им же убитому утенку. “Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони”. Природа предчувствовала любое изменение в жизни людей. И именно описывая пейзаж, Шолохов предупреждает об опасности.
Через состояние природы предвидит те события, которые должны неминуемо прийти в жизнь казачества. Среда, окружающая казаков, предвкушает наступление войны. Природа резко меняется.
“Против хутора мелел Дон, и там, где раньше быстрилось шальное стремя, образовался бор… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячим жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи” [14, С. 45].
Шолоховский пейзаж в романе всегда связан с рядом событий в романе: события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток. Тонко очерченная картина природы – “А весна в тот год сияла невиданными красками” – навевает мысли о чудовищной нелепости кровопролития, таит осуждение бесчеловечности войны.
пейзаж тихий дон шолохов
Через пейзаж Шолохов отражает образ и главного героя – Григория Мелехова. Земля и труд на ней, воинский долг, хутор, курень – вот составляющие духовного мира казака, вот условия, которые сформировали характер Григория. Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию раскрывает автор на протяжении всего романа.
Говоря о характере главного героя, следует отметить свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром: “Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С губ конских ронялась дробная капель. На сердце у Григория сладостная пустота”. Тонкое чувство природы звучит и в прямой речи Григория: “Волосы у тебя дурнопьяном пахнут.
Знаешь, цветком таким белым…” [14, С. 405]
В большинстве случаев пейзажные вставки встречаются в началах главок, т.е. описание природы, как правило, предшествует описанию действий человека. Достаточно часто изменение в природе предвосхищает будущие изменения в жизни людей.
Так, например, мы видим предзнаменование Первой мировой войны в следующем фрагменте: “Ночами густели над Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи. По ночам над колокольней ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми, затравевшими могилами. – Худому быть, – пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски. – Война пристигнет” [14, С. 132].
Имея в виду подобные фрагменты романа, Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут, что “историческое, социальное сопрягается у Шолохова с природным – “степным космосом”.
Эпическое время и эпическое пространство в первой книге “Тихого Дона” шолоховеды вслед за Бахтиным определяют как “идиллический хронотоп”, когда жизнь казачества подана в ее естественных, близких природе проявлениях, а бытовой уклад жизни неразрывно связан с природным циклом” [7, С. 56].
Перекличка между событиями мира природы и событиями мира людей нередко выражается в романе в форме прямого параллелизма или сравнения: “Пахло обтаявшим черноземом, кровью близких боев пахло”, “как выжженная черными палами степь, черна стала жизнь Григория”.
Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачёва. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса.
Проходя мимо берёзки, сорвал ветку: “На ней уже набухали сладостные мартовским соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом… Лихачёв совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ” [14, С.
367]. Можно ли представить ситуацию трагичней этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть её навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах. Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошёл к этому как психолог.
Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.
В повествовании об исторических событиях пейзаж выполняет полифункциональную роль: является одним из главных средств изображения, анализа и обобщения действительности, важнейшим средством воплощения авторской концепции истории. Рассмотрение смысла и роли картин природы в исторической линии сюжета позволяет утверждать, что Шолохов не был бесстрастным летописцем.
Основной смысл романа-эпопеи “Тихий Дон” состоит в правдивом изображении трагических судеб народа и Родины в период революции и братоубийственной гражданской войны.
Катастрофический характер изображаемой эпохи воплощается в предельно экспрессивных формах пейзажной живописи, к которым мы относим пейзажи-предзнаменования, пейзажи, содержащие эпические параллели и контрасты, насыщенные цвето-световой и христианской символикой.
Источник: https://litra.bobrodobro.ru/6569