Всегда ли разумный поступок является нравственным? | Литерагуру
Разум и чувство — две составляющие человеческой натуры, которые, переплетаясь и соревнуясь друг с другом, не могут существовать раздельно. Только при условии их единства и согласия в человеке возможны гармония и равновесие.
Но когда с человеком случается беда, например, смерть близких, зачастую власть над ним берут чувства, и это правильно, то есть естественно. Человек — Божие создание, наделенное душой, а не бесчувственная машина.
Поэтому я считаю, что иногда чувства нельзя подвергать проверке разума.
Ярким примером человека, подвластного чувствам, является Настена из повести В. Распутина “Живи и помни “. Когда началась война, Андрея (супруга Настены) и остальных мужчин отправили на войну. Не получив желаемого отпуска и устав от ужасной войны, он дезертирует.
Когда Настена Гуськова находит Андрея, она под влиянием чувств не смогла и не захотела рассказать о том, что ее муж жив. Она знала: если об Андрее кто-нибудь узнает, его, безусловно, расстреляют за измену Родине. Настена была по-настоящему предана мужу. Я считаю, что в таких случаях правильно отдаться чувствам, а не сдавать своих родных.
Иначе человек останется одинок, раз не может даже на семью положиться. Если так, семья вообще исчезнет, так как станет не нужна.
В качестве другого примера я хочу привести ситуацию из рассказа Паустовского «Телеграмма». Главная героиня (ее тоже зовут Настя) руководствуется лишь разумом, когда оставляет больную мать ради достижения карьерного успеха.
Она работает в Союзе Художников, и «важное дело» не позволяет ей предпринять поездку в деревню. Катерина Петровна ждет от дочери хотя бы весточки, однако, кроме телеграммы с деньгами, ничего не получает.
Пожилая женщина чувствует, что не переживет зиму, и отправляет Насте последнее послание, но девушка откликается на него слишком поздно. Она приезжает в Заборье на второй день после похорон. И вот тогда чувства восстанавливают попранные права. Внутри у Насти уже не голос, а крик сердца.
Груз вины и уколы совести гнетут ее душу. Испытывая одиночество и боль от потери самого дорого человека, героиня живет чувствами, а не разумом, хотя и понимает, что это запоздалое перевоплощение.
Итак, рассуждения по теме привели меня к выводу о том, что в экстренных ситуациях люди действуют не рационально. Я думаю, нельзя упрекать их за излишнюю эмоциональность, если они находятся в таких обстоятельствах. Для человека такая реакция – норма. Гораздо хуже, если он очерствел настолько, что ничего не воспринимает близко к сердцу.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/vsegda-li-razumnyj-postupok-yavlyaetsya-nravstvennym/
«Разумное и нравственное всегда совпадают»..
«Разумное и нравственное всегда совпадают» Л.Н.Толстой
Мысли о противоборстве разума и чувства волновали человека задолго до появления направлений классицизма и сентиментализма.
Литературные произведения, начиная с Библейских историй, убеждают читателя в том, что конфликт между здравым смыслом и голосом сердца чаще всего решается в пользу одной из сторон.
Победителем может оказаться чувство, и тогда (всё зависит от результата!) о герое могут сказать, что у него горячее, доброе сердце или что он, сожалению, не справился с чувствами.
Что касается победы разума… Интересно, существуют ли люди, способные «просчитывать» с точки зрения здравости, оправданности, логичности каждый свой шаг? А если такое возможно, действительно ли каждое их устремление, побуждение, поступок станут примером для подражания, образцом высокой нравственности? Последний вопрос и будет предметом моих рассуждений сегодня.
Обращение к роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» вполне объяснимо: всю гамму чувств: скуку и досаду, высокомерие и безразличие, гнев и горечь, отчаяние и протест… – испытывают герои произведения.
Зачастую они действуют, поддавшись эмоциям, страстям, и тогда Татьяна пишет Онегину письмо с наивным чистосердечным признанием в любви, скучающий Евгений, дразня Ленского, флиртует с его невестой, а поэт-романтик в горячности вызывает бывшего приятеля на дуэль. Но не эти сцены романа стали для меня своеобразным уроком нравственности, добродетели и целомудрия.
Перечитывая «собранье пёстрых глав», понимаешь особое значение главы восьмой – в ней описан поступок, как прописано в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, « соответствующий требованиям высокой нравственности». Встреча с Онегиным после двухлетней разлуки.
Перед нами княгиня, в которой самый пристальный взгляд (а ведь именно так изучал её Онегин!) не увидел бы изменений: «В ней сохранился тот же тон, Был также тих ее поклон… У ней и бровь не шевельнулась… Не сжала даже губ она»! Автор не пытается обмануть читателя и доверительно говорит об удивлении, поражении Татьяны, о смущении её души, но тут же деталями («равнодушною княгиней», «неприступною богиней») подчёркивает силу её здравого смысла.<\p>
«Основанный на разуме, оправдываемый разумом, здравым смыслом» – так объясняется значение слова «разумный» в словарях, так, думаю, можно характеризовать и поведение героини в сцене объяснения с Евгением Онегиным. Удивительно точно передаёт автор состояние Татьяны, не скрывающей при чтении письма своих чувств. Читатель вновь видит «простую деву», глубоко чувствующую, страдающую, мечтающую о любви. Образ Татьяны настолько цельный, высоконравственный, что не возникает даже мысли о возобновлении отношений героев, невозможно представить себе княгиню принявшей чувства Евгения и ответившей на них! Как стон души звучат слова «А счастье было так возможно, Так близко!..» Внутренне сильная, честная и перед собой, и перед Онегиным, и перед мужем, она отказывается от своих чувств, на первое место ставя здравый смысл, понимание долга, чести, верности. Безусловным примером для подражания, образцом высокой нравственности является для меня героиня А.С.Пушкина, в поступках которой «разумное и нравственное» совпадают.
Источник: https://vopvet.ru/news/razumnoe_i_nravstvennoe_vsegda_sovpadajut/2016-11-22-6092
§ 7. Мораль. –
1. Объясни смысл понятия.
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека в обществе.
2. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил: “Плохих – за то, что творят зло, хороших – за то, что позволяют им это делать”. Оцени ответ Диогена с позиций морали. Плохие люди действительно творят зло, а хорошие люди могут просто не позволять им это делать. И тогда плохих людей станет намного меньше, а хорошие действительно будут хорошими.
3. Заполни на основе текста учебника таблицу.
4. Великому русскому писателю Л.Н. Толстому (1828 – 1910) принадлежит такое высказывание: “Разумное и нравственное всегда совпадают”. Как ты понимаешь смысл этого высказывания? Если человек подумает и совершит разумное действие, то оно совпадет и с нравственным понятием.
Приведи примеры, иллюстрирующие это высказывание.<\p>
Иван хотел обозвать одноклассника, но подумав, он решил этого не делать – нравственное совпало с моральным.
Можно ли было в данной фразе заменить слово “нравственный” словом “моральный”? Свой ответ поясни.<\p>
Да, моральный поступок тоже обдуман, а значит – разумный.
5.
Назови несколько наиболее ценных с точки зрения морали качеств человека. В чём ценность каждого из них? Воспитанный, вежливый, честный, добрый. Воспитанный и вежливый человек никогда не будет грубить, а значит не будет нарушать духовные правила.
6. Василий С. хорошо разбирается в современных информационных технологиях.
Он получил доступ к банковскому счёту одной фирмы, уклоняющейся от уплаты налогов. Василий регулярно перечисляет со счёта фирмы деньги на счёт дома инвалидов локальных войн. Дай моральную оценку поступка Василия. С одной стороны, Василий хочет помочь инвалидам, но его действия являются незаконными, он фактически крадёт деньги и перечисляет их в дом инвалидов.
Предположи, совпадет ли моральная оценка с правовой оценкой действий Василия. Почему?<\p>
Его действия не являются моральными и законными.
7. Прочитай текст и выполни задания. У добра есть свои “секреты” , о которых следует помнить. Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия).
Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, ещё не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти утверждения далеко не бесспорны…Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства её достижения.
Даже самая благая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. (Т.В. Мишаткина, современный учёный)
1. Какие два “секрета” добра раскрывает автор?
Добро есть единство побуждения и результата. Добрыми должны быть и цель и средства её достижения.
2. Проиллюстрируй примером мысль Т.В. Мишаткиной о том, что добрые побуждения могут не проявиться в действии.
Например, мальчик хотел помочь бабушке, но не сделал этого. У него были добрые побуждения, но они не проявились в действии.
3.
Почему автор оценивает несовершённое действие как добро?<\p>
Несовершёное действие автор оценивает как потенциальное добро, потому что у человека есть благие побуждения, и возможно, они превратятся в добрые поступки.
4. Что, по мнению автора, отличает добро реальное от добра потенциального?
Реальное добро – это уже совершенное, а потенциальное- это добро ещё не совершенное, но оно заложено в благих побуждениях.
5. Приведи пример доброго поступка. Выдели в нём побуждение (мотив), цель, средства и результат.<\p>
Мальчик помог другу разобраться с задачей по математике.Мотив- друг неоднократно помогал ему.Цель – помочь другу.Средства – время затраченное на объяснение.Результат – друг понял задачу и получил хорошую оценку.
Источник: https://poobschestvu.ru/8-klass/gdz-po-obshhestvoznaniyu-8-klass-kotova-rabochaya-tetrad/7.-moral.html
Основные правила нравственного поведения
Нравственность – это приобретенное качество личности, следование определенным правилам, с которыми согласуется принятие решения по тому или иному действию в отношении окружающих.
Она почти всегда опирается на религиозную мораль, местные обычаи, философские воззрения или на семейные традиции. Многими она представляется синонимом моральности или этичности.
Таким образом, то, что будет нравственным для одних, для других может считаться недопустимым. Структура нравственности зависит от социальной направляющей.
Нравственное поведение предполагает то, что человек может иметь определенные качества. Рассмотрим их подробнее.
Это готовность отодвигать личные потребности и нужды на второй план. В крайней форме жертвенность представляет собой готовность отдать жизнь ради спасения другого человека. Но это уже крайний случай. Выделяется две основные формы жертвенности:
- Стимулируемая внешними факторами, например, моральными нравоучениями, рассказами о чужом самопожертвовании, героизме, а также другими методами воспитания. Для такой формы характерно наличие обоснованного чувства долга, а также чувства вины в случае его неисполнения.
- Естественная форма жертвенности или самопожертвование характерны для близкородственных связей, где уступки ради кровного члена семьи прописаны на подсознательном уровне. Отсюда же берет начало естественный альтруизм. Частым проявлением является содействие и уступки старших членов семьи по отношению к собственным детям, внукам. Так, в условиях ограниченного провианта именно чада получают еду в первую очередь. Особенно силен этот механизм между матерью и ребенком, где верховенство интересов и нужд второго находится на уровне инстинкта.
Это соответствие каких-либо деяний нормам того свода правил, который человек для себя избирает, как нечто более высокое, чем его собственные желания. Выражается как в личном плане, так и по отношению к чужим действиям. С эмоциональной точки зрения нарушение справедливости самим собой вызывает чувство вины и желание ее загладить.
Если же справедливость нарушается кем-то, то эмоции варьируются от возмущения до гнева (в зависимости от тяжести поступка и реакции «нарушителя» на порицание). Камнем преткновения зачастую является различное представление о том, что правильно, а что неправильно, ведь в одной стране живут люди различных культур.
В такой ситуации особенно важно наличие взвешенного правового поля со стороны государства.
Люди, живущие согласованно с какому-либо кодексу правил (независимо от природы их происхождения), перед принятием решения сверяют свое намерение с аналогичной нормой в том законе, который они считают правильным.
Кто-то делает это непосредственно во время событий, а кто-то представляет различные ситуации, которые, возможно, будут иметь место. Каждый поступок всегда сверяется с нормой.
В случае несоответствия норме, у нравственных людей превалирует закон.
Ставя себя на место другого человека, легче понять не только его мотивы, но и то, как с его стороны выглядит ваше поведение по отношению к нему, а также, что он чувствует в этот момент.
Таким образом, получается взгляд на ситуацию сразу с двух сторон. Это позволяет более полно оценить свой поступок. Сочувствие – одно из качеств ценимых в разные времена во множестве культур, религий и философских школ.
Оно является одним из необходимых условий здорового общества.
Является орудием сострадания, через которое человек, вникнув в проблемы другого (и имея возможность ему помочь), старается исправить сложившееся положение. Справляясь с проблемами других, нравственный индивидуум манифестирует собственное «Я» в одной из наиболее высоких форм.
Это чувство гипертрофированного уважения, восхищения и благодарности по отношению к традициям, великим делам, а также их авторам из предыдущих поколений.
Через него человек растворяется в культуре общества и становится сопричастным к ее взглядам на мир. Благоговение служит цели удержания и поднятия планки морали в обществе, наставляя людей на свершение достойных дел.
Оно внушает страх к низким поступкам под угрозой стать недостойным представителем своей культуры.
Таким образом, чтобы поведение было нравственным, общий свод правил можно выразить так:
- Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте о том, какими будут последствия, как он повлияет на других людей, не причинит ли он им вред. Обдумывайте свои действия заранее.
- Взаимодействуя с другим лицом, думайте не только о своих интересах, но и об интересах сотоварища, коллеги, попутчика. Всегда кто-то совершает первый шаг и уступает первым. Хороший пример зачастую находит отклик, а при его отсутствии станет понятно, с кем ведется дело.
Золотое правило нравственности звучит так: «поступай так, как хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе»
- Обращайте внимание на проблемы окружающих, сочувствуйте им в тяжелое время, особенно одиноким людям и тем, кому не от кого ждать помощи.
- Оказывайте посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Даже небольшое участие со стороны других людей способно придать сил тому, кто оказался в трудной ситуации.
- Старайтесь поступать, руководствуясь взвешенными решениями, обоснованными не чьими-то интересами. Смотрите на вещи абстрагировано (с нейтральной стороны), а также следите за тем, как поступают другие люди. Чтобы зло могло восторжествовать, достаточно бездействия хороших людей.
- Относитесь с уважением к тем, кто был до вас и к их делам, если они были достойными. Старайтесь наследовать им. Тот, кто тянется к высокой планке, может и не выиграть олимпиады, но все же будет ее участником.
Формирование чувства ответственности должно происходить в раннем детстве. Безнравственное поведение неприемлемо для людей. Совесть – это регулятор поведения многих индивидуумов.
В человеческом понимании духовность и нравственность должны быть в каждой личности. Основа этикета имеет критерии, которые определяют допустимые действия.
Основные эталоны и образцы нравственного поведения должны быть в каждом человеке.
О том, что представляет собой нравственность и ее предназначение, смотрите в следующем видео.
Источник: https://vplate.ru/etiket/nravstvennoe-povedenie/
Человек совершает хороший поступок в расчете на вознаграждение. Обоснуйте, является ли этот поступок нравственным
5-9 класс
Нравственность- саммостоятельная оценка человеком своего поведения и своих поступков.
Понятно, что для каждого порог нравственности свой, но если человек рассчитывает получить какое-либо вознаграждение за хороший поступок, то желание вполне обоснованно, ведь всем нам хочется получить награду за совершенную.
Но есть люди, которые готовы сделать что-то хорошее абсолютно из альтруистических побуждений.<\p>
Ответить
Алдияр2002 / 29 авг. 2015 г., 17:32:36
Цели социального прогресса
Veronicamoskalik / 26 авг. 2015 г., 2:22:23
что такое ритуальное общение?
ЭлЮсИ / 23 авг. 2015 г., 4:02:45
твір на тему:що таке справедливість?
Halloween999 / 24 июня 2013 г., 20:32:12
сочинение на тему «Что легче потратить или заработать?»
ОПИСАНИЕ:
Опишите, может ли разбогатеть человек, который все свои деньги тратит на Пассивы; обсудите, может ли разбогатеть человек, который необдуманно покупает Активы; ответьте, всегда ли легко найти Активы, которые должны быстро расти в цене и давать высокие гарантированные прибыли в будущем; расскажите, почему выбор Активов для покупки подчас требует серьёзных размышлений; какие Активы кажутся Вам перспективными в современном мире; как Вы сейчас считаете, что сложнее заработать деньги или потратить их?
Fattachovf2005 / 29 авг. 2014 г., 5:02:00
ПОМОГИТЕ ПЛИЗ!!!
О человеке, совершившем дурной поступок, часто говорят:”Ни стыда, ни совести у него нет”. Как связаны эти два нравственных поступка? Что их объединяет? Может ли быть совесть у лишенного стыда человека?
79527765286 / 29 сент. 2013 г., 13:23:00
Помогите ответить на вопросы прошу ну если не знаете пропускайте, ответьте на что знаете точно! Прошу!!1
Верны ли следующие суждения?
А) Понятия «личность» и «индивидуальность» означают одно и то же.
Б) Без общества человек не может стать личностью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны А и Б
4) неверны оба суждения.
– Выбери все верные ответы.
Познание мира включает в себя:
1) познание законов природы
2) увлечение музыкой
3) наблюдение за погодой
4) самопознание
5) изучение наук
6) изучение общественных событий и явлений
3.
Деятельностью являются:
1) игра
2) учёба
3) восход солнца
4) труд
5) сбор мёда пчёлами
6) извержение вулкана
1. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркни и объясни, почему ты так решил.
Пища, отдых, красота, поддержание теплового баланса, безопасность.
5.
К социальным потребностям человека относятся:
1) потребность во сне, отдыхе
2) потребность в уважении, признании
3) потребность в одежде, жилище
4) потребность в чистом воздухе и воде
в. В приведённом ниже списке все слова, кроме одного, относятся к межличностным отношениям.
Найди и укажи термин, не связанный с понятием «межличностные отношения».
Взаимопомощь, приятельство, дружба, взаимодействие, симпатия, гражданство.
Т. К малым группам относится:
1) компания приятелей
2) ученики класса
3) юные россияне
4) читатели журнала «Огонёк»
8.
Какое качество помогает общению с другими людьми?
1) антипатия
2) настороженность
3) сопереживание
4) заносчивость
У. Установи соответствие между способами поведения в конфликтной ситуации и характером разрешения конфликта: к каждой позиции первого столбца подбери соответствующие позиции из второго
(Г.
Низами)
1 I. Отметь знаком «+» верные суждения.
1. Добро — это отсутствие зла
2. Добро — деяние, направленное на личное благо
3. Добро — это то, что тебе выгодно в данный момент
4. Добро — деяние на благо людей
5. Добро — следование золотому правилу морали
12. Выбери верное суждение.
А) Страх чувство вредное, поскольку оно мешает человеку совершать достойные поступки.
Б) Страх никогда не мешает человеку поступать по совести.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Составь план ответа на вопрос «Что такое добродетели?».
ЗА ХОРОШИЙ ОТВЕТ ДАМ 30 Б. И КОНЕЧНО БЛАГОДРАНОСТЬ С ЛУЧШИМ ОТВЕТОМ
Вы находитесь на странице вопроса “Человек совершает хороший поступок в расчете на вознаграждение. Обоснуйте, является ли этот поступок нравственным.“, категории “обществознание“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “обществознание“.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/1815693_celovek-soversaet-horosij-postupok-v-rascete-na-voznagrazdenie-obosnujte-avlaetsa-li-etot-postupok-nravstvennym/
Мораль в жизни человека
Мировоззрение<\p>
Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания.
82 450 15 апреля 2015<\p>
Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать.
Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать.
В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.
Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.
Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.
Как формируется мораль?
Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье.
Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек.
Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны.
В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.
Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.
Функции морали
Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.
- Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
- Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
- Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
- Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
- Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.
Нормы морали
Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.
- Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
- Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
- Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
- Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
- Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
- Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
- Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.
Принципы морали
Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.
- Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
- Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
- Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
- Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
- Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
- Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.
Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.
Источник: https://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/moral-v-zhizni-cheloveka.html
Нравственные отношения и нравственная деятельность, их анализ
Нравственные
отношения
– это
отношения, которые складываются между
людьми при реализации ими моральных
ценностей. Примерами нравственных отношений можно
считать отношения любви, солидарности,
справедливости или, напротив, ненависти,
конфликтности, насилия и т.п.
Особенность
нравственных отношений – их всеобщий
характер. Они в отличие от права
охватывают всю сферу человеческих
отношений, включая и отношение человека
к самому себе. Как уже отмечалось,
бессмысленно с юридической точки зрения
судить самоубийцу, однако с нравственной
точки зрения моральная оценка самоубийцы
возможна.
Существует христианская
традиция хоронить самоубийц вне кладбища
за его оградой.<\p>
Проблемой для
этики является нравственное отношение
к природе.
Проблема природы в этике предстаёт как
скандал.
Под «этической
проблемой природы»
мы разумеем проблему анализа того, что
составляет моральность,
добро самой
природы, а также проблему анализа
нравственного отношения к природе, в
целом всё то, что связанно в морали и этике с естественным
фактором.
Начиная с Аристотеля, собственно
этический анализ морали имел основным
своим предметом человека, его добродетели,
его поведение и отношения.
И поэтому
логично, что для подобного «собственно
этического» подхода природа
в лучшем случае могла осознаваться как
определённые естественные нравственные
чувства, как врождённые трансцендентальные
императивы разума. Природа сама по
себе, а также живые наши братья меньшие
оказывались не интересными для этики,
отношение к природе представлялось
адиафорным, как это отмечено выше на
примере этики Канта, советской марксистской
этики, теории справедливости Ролза.
Но подобное
отношение к природе противоречит нашим
нравственным чувствам, нашей интуиции
добра и зла. Мы всегда будем видеть
определённый смысл в восточных этических
учениях, проповедующих любовь ко всему
живому, христианской молитве «Всякое
дыхание да хвалит Господа», в благородном
принципе «благоговения перед жизнью».
Нельзя не признать очевидность истины,
выраженную в следующих прекрасных
словах: «Поистине нравственен человек
только тогда, когда он повинуется
внутреннему побуждению помогать любой
жизни, которой он может помочь, и
удерживается от того, чтобы причинить
живому какой-либо вред.
Он не спрашивает,
насколько та или иная жизнь заслуживает
его усилий, он не спрашивает также, может
ли она и в какой степени ощутить его
доброту. Для него священна жизнь, как
таковая. Он не сорвёт листочка с дерева,
не сломает ни одного цветка и не раздавит
ни одного насекомого.
Когда он летом работает ночью при лампе, то предпочитает
закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы
не увидеть ни одной бабочки, упавшей с
обожжёнными крыльями на его стол.
Если, идя после
дождя по улице, он увидит червяка,
ползущего по мостовой, то подумает, что
червяк погибнет на солнце, если вовремя
не доползёт до земли, где может спрятаться
в щель, и перенесёт его в траву. Если он
проходит мимо насекомого, упавшего в
лужу, то найдёт время бросить ему для
спасения листок или соломинку.
Он не боится, что
будет осмеян за сентиментальность. Такова судьба любой истины, которая
всегда является предметом насмешек до
того, как её признают»61.
Необходимо осмыслить
и факт благотворного влияния природы
на человека. Лес, горы, море, реки, озёра
не только физиологически, но и духовно
исцеляют человека. Человек находит
успокоение и отдохновение, вдохновение в природе, в общении с нею.
Почему нам
приносят такую отраду любимые нами
места в лесу или на речке? Очевидно, это
связано не только с ассоциациями и
прежними впечатлениями, которые
пробуждаются в сознании при знакомых
образах, но сами воспринимаемые нами
знакомые тропинки, рощи, поляны, кручи
приносят душе нашей покой, свободу,
духовную силу.
Если нет никакой
положительной моральной ценности в
самой природе, в её созданиях, то подобный
факт духовно-целительной её функции
остаётся рационально необъяснимым.<\p>
Другим фактом,
который, как мы считаем, косвенно
свидетельствует о моральности
природы, является экологическая
проблема. Великий немецкий философ XX
века М.
Хайдеггер отмечал, что взрыв
атомной бомбы есть «лишь грубейшая из
всех грубых констатаций давно уже
происшедшего уничтожения вещи: того,
что вещь в качестве вещи оказывается
ничем»62. Но, аналогично, экологический взрыв
потому и стал действительностью, что
первоначально была «уничтожена» в
сознании людей моральная ценность самой
природы.
Человек перестал осознавать,
что и в природе есть как добро, так и
зло. Определённая вина в этом есть и у
этики, которая, стремясь к научности,
разделила и недостатки науки, в частности
тот, что «наука сталкивается всегда
только с тем, что допущено в качестве
доступного ей предмета её способом
представления»63.
В этом ограниченность
всякого экологического анализа. Экология
изучает природу доступными ей методами
и, прежде всего, эмпирическими, но для
которых недоступна трансцендентность
самой природы.
Это ни сколь не означает,
что экологические исследования не
нужны, – нет, они необходимы и с
теоретической, и с практической точек
зрения.
Однако их можно и нужно дополнять
философскими, этическими исследованиями,
обращёнными к иному, аксиологическому
пласту природного бытия, которые также,
естественно, ограничены в своём роде.
Выбор человека как сознательного
эмоционального существа всегда носит
заинтересованный, ценностный характер
и то, что не имеет для человека ценности,
не может подвигнуть его на дело. Экологические данные, чтобы стать
императивом человеческого поведения,
сами должны «стать» ценностями, субъект
должен ещё увидеть их ценностный аспект. Этика, отталкиваясь от конкретно-научного
материала, должна помочь человеку
осознать ценность окружающего его мира.
Можно и нужно
говорить о моральности
природы, живой и неживой, как совокупности
её моральных
ценностей,
о нравственном
отношении человека к природе, но
бессмысленно
ставить вопрос о нравственности самой
природы, имея в виду под последней
систему определённых ценностей
добра и зла вкупе с определённым
сознанием,
отношениями,
действиями. Природа не является живым существом,
она не одухотворена, не имеет свободы
выбора ни в добре, ни во зле.<\p>
Человек кажется
нравственно неразвитым именно в
отношениях с естеством. И это проявляется уже в нашем современном языке, в котором
просто отсутствуют слова для обозначения
ценностей неживой и живой природы. Встаёт очень важная проблема
совершенствования языка через развитие
в нём «языка морали», на котором способно
отразить весь мир моральных ценностей.<\p>
«Не
то, что мните вы природа:
Не
слепок, не бездушный лик –
В
ней есть душа, в ней есть свобода,
В
ней есть любовь, в ней есть язык».
(Ф.И. Тютчев)
И здесь можно и
нужно использовать язык наших предков,
которые были ближе к природе, воспринимали
её ещё синкретично, через единство
чувственных, рациональных и интуитивных
форм. Надо обратиться к опыту крестьян,
которые не столь отчуждённы рациональной
культурой от природы, как современный
человек.
Но это обращение должно быть
критическим, учитывающим нравственные
открытия культуры.<\p>
Нельзя не признать,
что «неживая природа» «явила» и «явит»
ещё человеку бесконечное многообразие
своих объектов, их связей, хотя несомненна
и ограниченность этой единственности
и единства.
Бесконечное многообразие
здесь предстаёт скучной монотонностью,
мертвящей, навевающей тоску и даже ужас
в своей схожести неразвитой, малой
индивидуальности. Так скучна серая,
слепящая светом и удушающая зноем
пустыня, хотя миллиарды её жёлтых
песчинок не повторяют абсолютно друг
друга.
Равно как величественна, но и
скучна заснеженная тундра, однообразная
в белом цвете своих мириадов сверкающих
снежинок, между которыми также нет
идентичных. Величественно, но скучно
мёртвое спокойное зеркало моря.
Думается,
также скучно, хотя и величественно,
бесконечное, чёрное пространство
космоса, в котором на огромных расстояниях
мерцают маленькие светлые точки звёзд.
Эта скука «неживой
природы» связана с её невыразительной
индивидуальностью, приобщённой к благу
и величественности
бесконечности, прежде всего через
количество.
Но правда и в том, что нигде
более ясно и полно не осознать человеку
бесконечность и трансцендентность
самой ценности бытия,
как среди того же монотонного, однообразного
космоса, моря, пустыни.
Сложнее узреть,
почувствовать единственность
всего здесь сущего и единство,
также имеющее здесь место, в том числе
и единство своего собственного
человеческого «Я», т.е. живого и разумного
бытия, с неживым и неразумным, – сложнее
осознать себя творящим субъектом
ноосферы.
Жизнь и разум «неживой
природой» не отвергаются, не уничтожаются,
для них есть возможность самоутвердиться. И сам живой разум может или реализовать,
или погубить эту возможность, ступив
на путь конфронтации. Воспитать морально
человека, который был бы способен
осознавать моральность природы и
сознательно творить ноосферу, экосферу
– важнейшая задача культуры.
Следующим важнейшим
элементом морали предстаёт моральная
деятельность. Моральная
деятельность
есть
практическая реализация ценностей
добра и зла, осознанных человеком.
«Клеточкой» моральной деятельности
предстаёт поступок.
Поступок
– это действие,
которое субъективно мотивировано,
предполагает свободу выбора, имеет
значение и поэтому вызывает к себе
определённое отношение.
С одной стороны,
не всякое действие человека является
нравственным поступком, с другой – иногда
бездействие человека предстаёт его
важным нравственным поступком.
Например,
мужчина не вступается за женщину при
её оскорблении или кто-то отмалчивается
в ситуации, где надо высказать своё
мнение, – все подобные бездействия
являются отрицательными нравственными
поступками.
В целом можно не так уж
много выделить действий человека,
которые не являются нравственными
поступками, а просто действиями-операциями.
Нравственный
поступок предполагает свободу
воли. Свобода воли проявляется как внешняя
свобода действий и как внутренняя
свобода выбора между разными чувствами,
идеями, оценками.
Именно там, где
отсутствует свобода действий или свобода
выбора, мы и имеем действия-операции,
за которые человек не несёт нравственной
ответственности.
<\p>
Если нет свободы
действий или свободы выбора, то человек
не несёт нравственной ответственности
за свои поступки, хотя может эмоционально
переживать их.
Так, шофёр не несёт
ответственности за то, что он сбил
пассажира, нарушившего правила дорожного
движения, когда физически машину было
невозможно остановить из-за её инерции. Сам шофёр по-человечески может очень
глубоко переживать случившуюся трагедию. У А.Т. Твардовского есть прекрасное
стихотворение, описывающее нравственные
мучения фронтовиков, вернувшихся с
войны, перед теми, кто погиб на фронтах:
«Я знаю, никакой
моей вины
В том, что другие
не пришли с войны,
Источник: https://StudFiles.net/preview/940711/page:11/
Так поучилось
Что такое этика? Какую роль она играет в жизни человека?
ВАРЯ Ш., 10 ЛЕТ. Не знаю. Жить без этики можно, но лучше все-таки ее знать. В жизни человека она играет важную роль. Надо понимать, когда ты сделал плохо и что ты сделал плохо, чтобы сознаться, либо прочувствовать это в себе, чтобы понять, что ты был не прав. Если сознался и прочувствовал — у тебя будет очищена душа.
ЛЕВ В., 11 ЛЕТ. Я этот урок проболел и не помню. Но хотелось бы, конечно, вспомнить. А то все знают, что такое этика, а я — нет. Это неправильно, наверное, да?
УЧЕБНИК. Этика — это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Все вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность».
НИКИТА М., 11 ЛЕТ. Я считаю, что люди как хотят, так и живут, а мораль, по‑моему, вообще фигня. Нет, мораль в том смысле, что не надо воровать, не надо убивать — такая мораль, конечно, нужна. Но этим только религия хорошо занимается — как в нерелигиозном обществе людям внушить, что все это плохо, я вообще не понимаю.
МАРК Д., 11 ЛЕТ. Думаю, что за моралью следить не надо. Ну надо, но в крайних случаях — в случае очень повышенного уровня нечестности. Например, взятки. Мне кажется, что мораль людям лучше находить самим и следить за ней, потому что если бы кто-то следил за моралью, получается, что люди зависели бы от мнения других.
УЧЕБНИК (иллюстрация — Государственная дума). В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция.
Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы. В морали ничего подобного нет — ни «моральных организаций», ни особых «моральных стражей», «смотрителей за моралью».
Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях
ВАРЯ Ш., 10 ЛЕТ. Потому что некоторые люди могут быть в беде, а ты просто-напросто пройдешь мимо, когда они нуждаются в помощи. Но иногда можно побыть равнодушным. Например, когда дерутся маленькие мальчики. Они же играют, а ты их разнимать начнешь.
ВАСИЛИСА К., 10 ЛЕТ. Равнодушные люди не очень веселые, не очень эмоциональные — точнее, вообще не эмоциональные, а это не очень хорошо. Равнодушным быть плохо, потому что равнодушные люди не смеются, и тогда они скучные, и тогда у них нет друзей.
УЧЕБНИК. От каждого человека в значительной степени зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живет. Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное — не осудить другого, а помочь ему стать лучше.
Что такое добро и что такое зло? Приведите примеры. Почему важно бороться со злом?
ЭМИЛЬ К., 11 ЛЕТ. Зло — это хаос, разрушение, убийства и т. д. Добро — это помощь всем и всему. Со злом важно бороться, потому что, если злу дать немного воли, весь мир может погрузиться в хаос.
ДАНЯ П., 11 ЛЕТ. Добро — это справедливость, милосердие и согласие. А зло — это гнусность, жадность, лень и безалаберность. Нужно бороться со злом, потому что иначе всем миром овладеют плохие качества и нас ждет гибель.
УЧЕБНИК. Добро — это поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности; поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям.
Зло — противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
Приведем наиболее распространенные примеры проявления зла: сознательное унижение других людей… насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым.
Как вы понимаете слова «быть разумным эгоистом»? Приведите примеры разумного эгоизма
МАРК Д., 11 ЛЕТ. Эгоизм — это однозначно плохое качество, если его так можно назвать. Разумный эгоизм — это для меня вообще что-то невероятное, потому что я не представляю, как можно плохое качество переделать каким-либо образом в хорошее.
СТЕФАНИЯ С., 10 ЛЕТ. Разумный эгоист — человек, который думает только о себе, но в трудную минуту поможет любому ближнему. Например. Сергей Сыроежкин из фильма «Приключения Электроника».
УЧЕБНИК. Разумный эгоизм — способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живет.
ЮЛЯ С., 11 ЛЕТ. Справедливым, по‑моему, быть не так сложно и не так легко — потому что хочется часто ответить, что каждый справедлив по‑своему.
ДАНЯ П., 11 ЛЕТ. Я думаю, что сложно. Ведь справедливый должен знать грань между милостью и справедливостью. То есть если человек виноват и он справедливый, он должен себя наказать, а если человек виноват и он несправедливый, он помилует себя.
УЧЕБНИК. Справедливость — это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т. п.
Что такое свобода человека?
НИКИТА М., 11 ЛЕТ. У человека не может быть свободы: человеку нужны еда и питье, он всегда будет зависим от этого. А еще земное притяжение не дает взлететь. Максимальная свобода, которую человек может достичь при этих условиях, — это свобода делать что хочешь. Для этого людям нужны власть, деньги… Но такая свобода растлевает.
СТЕФАНИЯ С., 10 ЛЕТ. Современный человек не может быть свободным, потому что он все время ограничен в своих действиях, а свобода человека — это неограниченность его действий.
УЧЕБНИК. Свобода — это способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.
Подумайте над высказыванием: «цель оправдывает средства». Согласны ли вы с ним, и если да, то в каких случаях? Обоснуйте свою точку зрения
ЭМИЛЬ К., 11 ЛЕТ. Я не согласен с этим высказыванием, потому что если буду с ним согласен, то могу делать что хочу и всем объяснять, что это ради какой-то цели. Например, вы ограбили кого-то, он подал заявление в полицию, а вы потом объясняете это действие тем, что бабушке цветов хотели купить.
ЮЛЯ С., 11 ЛЕТ. Если ты стремишься к какой-то цели, ты должен думать, какими средствами ты поможешь себе в ее достижении.
Например, ты спешишь к подруге, подруга тебя сильно заждалась, звонит тебе, а ты еще дома. Она спрашивает: «Ты где?» А ты отвечаешь: «Я уже в пути».
То есть ты стремишься к цели — дойти до подружки — и обманываешь ее ради дружбы, а то иначе вы поссоритесь. В таком случае цель оправдывает средства.
УЧЕБНИК. В морали при обдумывании поступка цель очень важна, она занимает первое место. А вот при выполнении действий важнее средства. Они могут сделать поступок моральным, нравственным или, наоборот, аморальным, безнравственным.
Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?
АНДРЕЙ Ч., 11 ЛЕТ. Честный человек — это такой человек, который выполняет обещания и не обманывает, делает, что его просят, если это нужно по‑настоящему, если это действительно важно. Ну вот я сейчас читаю книжку «Томек на тропе войны».
Там в одной главе Томек сражался с мальчиком-индейцем и мог его легко убить, но решил драться на равных, без оружия. Вот это достойный поступок, это честно. А нечестный… Ну вот Том Сойер.
Он со своей тетей вел себя нечестно, все время обманывал ее, расстраивал, а с друзьями почти всегда был честным.
УЧЕБНИК (иллюстрации — воспитанник военно-патриотического клуба, три мушкетера, российская сборная на параолимпийских играх). Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.
Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение.
Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живет, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.
Расскажите, как вы понимаете золотое правило нравственности
ДАНЯ С., 11 ЛЕТ. Я понимаю правило нравственности, грубо говоря, так: не подкидывай соседу-дачнику битого стекла, а то как-нибудь проснешься от того, что дома стало подозрительно жарко.
СОНЯ К., 11 ЛЕТ. Я не помню, что такое нравственность.
УЧЕБНИК. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности.
Приведем две наиболее известные его трактовки. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Как вы думаете, в чем должен выражаться патриотизм ваших сверстников? Каковы главные обязанности гражданина России?
КАТЯ Л., 11 ЛЕТ. Любить свою страну, город, друзей, семью. Стараться сделать их лучше. Защищать их, если потребуется. Про обязанности гражданина я ничего не знаю.
ЮЛЯ С., 11 ЛЕТ. Я не знаю, что такое патриотизм. Вообще, в первую очередь нужно заботиться о природе — не бросать мусор на улице, помогать его убирать. Если видишь, что кто-то что-то кинул, то можно сделать ему замечание. У мальчиков главные обязанности — это отслужить в армии, а у девочек патриотических обязанностей нет.
УЧЕБНИК. Отечество — это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: сделайте уборку в квартире, помогите однокласснику в учебе, защитите малыша, с друзьями наведите порядок в своем дворе, посадите деревья и ухаживайте за ними.
Седлайте мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь… Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.
Культура России — сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта и устойчивых норм, образцов нравственного поведения, которым обязан следовать каждый гражданин России. К таким образцам относятся труженик, патриот, воин, коллективист.
Почему человеческая жизнь является высшей ценностью? Обоснуйте свою точку зрения
СОНЯ С., 11 ЛЕТ. В жизни все люди мечтают выполнить все свои мечты. Высшей ценностью в жизни является то, что люди живут и радуются своим поступкам, но иногда они не радуются тому, что делают, и делают грех в своей жизни.
МАТВЕЙ Б., 11 ЛЕТ. Мне кажется потому, что она бесценна, ее нельзя продать и без нее человек — это просто кожаный мешок с костями, мышечной массой и органами. А какой в нем тогда смысл?
УЧЕБНИК (иллюстрации — учительница, лаборантка, сварщик, пограничник). Только живя, человек может радоваться и печалиться, веселиться и грустить, любить и дружить. С жизнью связаны все планы.
Они станут реальностью только в том случае, если человек будет жить. Каждая жизнь уникальна, неповторима. Ценна не только счастливая жизнь, но и жизнь, полная страданий и бед.
Она дает неоценимый опыт того, как можно переносить страдания, пережить потерю родных и близких и другие несчастья, как бороться с болезнями и т. п.
Формулировки вопросов и официальные ответы цитируются по: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4−5 классы» (Москва, «Просвещение», 2010). Предмет был введен в школах в прошлом году.
Источник: https://esquire.ru/articles/3971-kids-92/