«тихий дон» шолохова: своеобразие романа

Анализ «Тихий Дон» Шолохов

Анализ произведения “Тихий Дон” Шолохова будет актуален для учащихся 11 классов при подготовке к урокам литературы, а особенно – тем, кто планирует сдавать ЕГЭ.

В “Тихом Дон” анализ художественного текста сложен по многим аспектам: культурно-историческим, политическим, индивидуально авторским.

Для более глубокого понимания книги необходимо познакомиться с биографией автора и историей создания текста.

Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году.

История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году.

Тема – жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Композиция – 4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении.

Жанр – роман-эпопея.

Направление – соцреализм либо исторический реализм.

Роман-эпопея был написан во время пребывания автора в станице Вешенской.

Начав работу в 1925 году, автор приостановил её, осознав, что необходимо начать с предыстории жизни кубанской станицы, а не с военных событий.

Обратите внимание

Он планировал охватить в художественном повествовании исторический период с 1917 года по 1922. Однако переработав замысел, Шолохов решил изменить обозначенный период: действие в романе начинаются с 1912 года.

Ещё не оконченный роман стал издаваться благодаря протекции А. Серафимовича уже в 1928 году отдельными частями. Книга имела огромный успех, она сразу же принесла популярность автору.

Однако печатать полную версию романа издательства не спешили, было много спорных вопросов в плане цензуры и освещения автором действительности. Благодаря ходатайству Максима Горького перед И. В. Сталиным роман издали в 1935 году целиком.

Резонанс в литературной среде был настолько грандиозен, что у некоторых писателей возникли сомнения в том, что Шолохов мог сам за такой небольшой срок написать столь талантливое сложное произведение весьма масштабного объёма.

<\p>

Всё дело в том, что писатель был слишком молод (25 лет), не имел богатого жизненного и литературного опыта. Многие, не будучи знакомы с биографией автора, засомневались в его творческих способностях.

Молодой, но очень талантливый, целеустремлённый и крайне работоспособный автор знал суть жизни и истории донского казачества до самых мелочей. Была назначена комиссия, которая проводила расследование по факту авторства книги (оно включало анализ образов “Тихого Дон”, а также анализ произведения в целом), в итоге завистливые писатели и критики получили официальное подтверждение того, что Шолохов – настоящий автор произведения.

В 1928 году Шолохов находится на пике своей популярности, его приглашают на литературные вечера, встречи и выступления по всей России, где он делится литературными планами и читает новые главы “Тихого Дона”. Позже, когда меняются многие редакторы издательств и руководство литературных ведомств, у М.

Шолохова возникают проблемы с публикацией 3 тома романа. Только после встречи автора со Сталиным на даче М. Горького, вождь вынес окончательный приговор: отдать в печать, несмотря на противоречивый образ главного героя, идея романа служит правому делу. В 1958 году М.

Шолохов получает Нобелевскую премию за своё бессмертное детище.

Смысл романа можно сформулировать следующим образом: в переломные годы для России меняется не только политическая ситуация и жизнь людей, меняются взгляды и принципы людей, война ломает судьбы и создаёт новый уклад.

Тема и идея произведения – показать жизнь донского казачества в сложные для родины времена, дух и законы, уклад и философию их жизни, вечные ценности этого свободного народа.

Важно

Эта тема настолько разнообразна и масштабна, что охватить все её аспекты крайне сложно.

Анализ 1 тома позволяет раскрыть все ключевые образы и идейную направленность произведения. Извечные проблемы взаимоотношений, уважения к старшим, любви к женщине, родине, земле и труду отражены в романе Шолохова.

Проблематика книги подчинена идее романа – жизненный уклад казачества в связи с историческими событиями – это то, что является сюжетообразующим и смысловым центром романа.

Чтобы обозначить смысл названия романа (изначально автор хотел назвать его “Донщина”), нужно увидеть скрытую антитезу в смысловом плане произведения и образе тихой спокойной реки. Она была и будет, её течение спокойно и неспешно, а жизнь людей (которая тесно связана с матушкой-рекой) бурная, стремительная и неспокойная.

У тихого Дона стремительно меняются поколения, идёт братоубийственная война, меняются устои и традиции. Философская суть книги: жизнь человека и течение реки очень похожи, но люди уходят, а стихия остаётся.

<\p>

Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григория Мелехова, именно его образ центральный, сюжетообразующий.

События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литераторами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Тихого Дона».

Роман-эпопея Шолохова получил такое жанровое определение именно за охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке.

Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя.

Совет

Таким образом, в книге Шолохова жанровое своеобразие обусловлено широким размахом, раскрывающим судьбы народов и общечеловеческие проблемы.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/analiz-proizvedeniya-sholohova.html

Художественное своеобразие романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Писатель должен тесно сливать идею сформою и на нее налагать оригинальную,самобытную печать своей личности, своего духа.

В. Г. Белинский

Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохова можно считать вершиной творчества писателя, лауреата Нобелевской премии. Это роман-эпопея: изображение реальных событий и реальных исторических деятелей сочетается здесь с картинами повседневной бытовой жизни героев.

С одной стороны, писатель глубоко вторгается в душевный мир человека, описывает тончайшие движения ума и сердца своих героев, показывает сложность внутреннего мира «простого» человека, его недюжинную натуру.

С другой стороны, он дает описание крупномасштабных социальных картин, отражает трагический процесс умирания старого и рождение нового мира. При этом автор использует многообразные художественные приемы.

Композиция романа кольцевая, то есть все события начинаются на мелеховском дворе и заканчиваются там же, куда возвращается главный герой, Григорий Мелехов, после долгих метаний.

В центре романа — история семьи Мелеховых. Сквозь призму личной судьбы каждого ее члена Шолохов показывает все важнейшие этапы жизни донского казачества: накануне и в период Первой мировой войны, во время войны гражданской. Такой прием позволяет особенно остро ощутить трагизм событий той эпохи, которые словно катком, прошлись по судьбе каждого казака.

Большое место в романе занимает мир природы, в этот мир природы включены все герои Шолохова. Для Григория волосы Аксиньи «дурнопьяном пахнут, этаким цветком белым». Дети пахнут «солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они…

Обратите внимание

как крохотные степные птицы». Природа спасает и очищает. Не раз, особенно после пережитых волнений, Григорий припадает к земле, словно ищет у нее защиты. В эти минуты у него обостряется слух и зрение, он видит и полет орла, и ползущего жука, и прекрасный цветок.

Чувства героев как бы материализуются через природу. К примеру, состояние Аксиньи после одного из разрывов с Григорием сравнивается с пустым и одичалым гумном, но есть и надежда: «встает же хлеб, потравленный скотом.

От росы, от солнца, поднимается втолченный в землю стебель; сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову…» В другой раз Аксинья обращает внимание на растущий под кустом ландыш. И будто увидела она в этом цветке всю свою прошедшую жизнь.

А Шолохов, описывая сон женщины, осыпанной розовыми лепестками шиповника, словно уже предугадывает ее будущий трагический конец.

Широко использует Шолохов такой прием, как одушевление. Солнце перед восходом «томится». Молния сравнивается с пахарем-работником. Серые волны гальки на берегу Дона «табунятся» и т. д.

Шолоховские герои живут бурной, драматической жизнью. Иногда в силу своего природного характера. А иногда автор намеренно ставит их в центр драматических событий.

Это еще один прием, позволяющий более полно высветить разные грани человеческого характера, показать падение или, наоборот, возвышение личности.

В условиях драматических поворотов, трагических ситуаций, когда рвутся привычные связи, можно увидеть истинное лицо человека, его нравственную силу, его возможности.

Важно

Язык произведения богат народной речью. Здесь и диалектизмы (баз, курень, поречье и много других), и простонародная речь (теперя, теперича, нонешний, бечь, идти пеши, окромя, тяжельше и др.), и налет заимствований из украинского языка (нехай, дюже, зараз, хорониться, трошки).

Текст также полон диалектных идиом: живет, как хохол на отживе; ходить козырем; чует кошка, чье мясо съела; молчи, как дохлая; всех слез не вычерпаешь; хлеба в закромах по ноздри; от ума отошел с перепугу и др.

Такой подход позволяет автору окунуть читателя в атмосферу станичной жизни, придать своим персонажам индивидуальные черты. По речи можно определить принадлежность человека к социальной среде, оттенок характера, душевное состояние. Материал с сайта //iEssay.

ru<\p>

Шолохов не раз описывает, как на души людей воздействует народная песня: она очаровывает, уносит мысли вдаль, вызывает слезы, объединяет день сегодняшний с днем минувшим.

Язык Шолохова то суров и гневен, то нежен и печален, то исполнен крепким искрометным юмором, то скорбен и грустен.

В самом названии произведения «Тихий Дон» звучит скорбная ирония. Всем своим романом автор показывает, что Дон не тихий — он кипящий и бурный. В романе огромное число персонажей (более шестисот), большинство из них гибнет, однако несмотря на это произведение Шолохова не оставляет ощущения безысходности.

Вся совокупность использованных в романе «Тихий Дон» художественных приемов способствует этому, помогает достичь правдивости, достоверности, жизненности в изображении людей и событий.

На этой странице материал по темам:

  • тихий дон композиция кратко
  • поэзия труда в тихом доне
  • идейно художественное своеобразие романа эпопея шолохова тихий дон
  • описание орла в романе тихий дон
  • художественное своеобразие тихого дона кратко

<\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/sh/sholohov/sochineniya/tihij-don/hudozhestvennoe-svoeobrazie-romana-m.-a.-sholohova-tihij-don

Особенности жанра “Тихого Дона”

Шолохов при работе над «Тихим Доном» с самого начала понимал, что создает не просто роман. В это время его настольной книгой была «Война и мир» Л. Н.Толстого, сочетающая жанровые признаки романа и эпопеи.

“Тихий Дон”, так же как “Война и мир”, сочетает в себе различные жанровые принципы. Изображение жизненного потока происходит с эпопейной свободой, однако это не отменяет романного начала.

Действие произведения начинается и заканчивается у куреня семьи Мелеховых, каждый член этой семьи имеет свою историю, прослеженную автором на страницах романа. В отличие от «Войны и мира» главный герой в интересующем нас произведении один.

Григорий Мелехов переживает и личные неурядицы, и все бедствия двух войн, и их последствия. Правда, Григорий Мелехов является центральным персонажем не всех глав произведения.

Совет

Петро Мелехов, Мишка Кошевой, Иван Алексеевич, Митька Коршунов, Бунчук и другие находятся в центре авторского внимания во многих главах и даже их комплексах. Таким образом, романное начало, предполагающее внимание к человеческой индивидуальности в ее отношениях с другими, очень значимо в структуре “Тихого Дона”.

Эпопея же должна быть обращена к судьбам народов, к общезначимому. Она исследует основы жизнеустройства, миропорядка. Связь событий в ней осуществляется не только и не столько за счет сюжета, сколько мироощущением, в котором общее преобладает над частным.

Действие в первой части “Тихого Дона” разворачивается неторопливо. По меркам романа не обязательно изображение двух рыбалок, поездки казаков на лагерные сборы и т.д., это необходимо для эпопеи.

Читайте также:  Анализ пьесы островского «бесприданница»

Вторая часть «Тихого Дона» наиболее романна, ведь здесь изображена в первую очередь личная жизнь Григория, пристальное внимание уделено его внутреннему миру. Однако и здесь присутствуют эпизоды, ценные сами по себе, например: сцена с бугаем отца Митьки Коршунова, распоровшим шею кобылице.

В третьей части “Тихого Дона”, например, описание подвига Кузьмы Крючкова — это исторический вставной эпизод. Он никак не связан с основными действующими лицами романа, его участники никогда больше не появятся на страницах произведения. Эта сцена не соответствует жанру романа, а характерна для эпопеи.

Во 2-й книге, а также большей части 3-й развитие главного романного действия несколько задерживается событиями эпоса. И далее автор уделяет много внимания историческим событиям, даже если они не имеют отношения к судьбам центральных персонажей. В седьмой части “Тихого Дона” речь идет о ходе крупных фронтовых операций, о стратегических планах воюющих сторон и т.д.

Эти исторические вставки не нужны в романе, но эпопея без них обойтись не может.

Все описанные в «Тихом Доне» события, на первый взгляд иногда несопоставимые, на самом деле тесно связаны между собой: все они оставляют след в жизни человека, в его духовной биографии. Романное и эпопейное начала в «Тихом Доне», как и в «Войне и мире», очень тесно переплетены, только единство это носит трагический характер.

Казаки всегда были сословием, чьей обязанностью являлись служба в армии, участие в войнах. Сражение предполагает необходимую жестокость, но даже в сражении существует норма поведения. Уже Первая мировая война разрушает представление об этой норме. Смерть становится обыденным явлением, жизнь обесценивается.

В этой войне органичен образ Чубатого, хладнокровного убийцы, попавшего в свою стихию, но нормальный человеческий взгляд на неприятеля как на человека в этой войне еще правомерен. Однако чем ближе революция и война Гражданская, тем все более невозможен взгляд с позиции уже найденной абсолютной истины. Автор ищет истину вместе с героями.

Обратите внимание

Он не может, не имеет нрава быть беспристрастным судьей. В Гражданской войне это невозможно.

Особенность шолоховского повествования о Гражданской войне в том, что он главным героем своего эпоса делает народ. Шолохова можно признать сторонником традиционных моральных норм.

Гражданская война во многом отменяет эти нормы, и эта отмена есть суть трагедийности «Тихого Дона». Трагедийность романа — следствие не особенностей художественного замысла писателя, а исторических событий, изображенных в нем.

Автор стремится передать трагедию, существующую в жизни, а не осуществить художественную, литературную трагедию.

Основа композиции романа-эпопеи — контраст между жизнью до революции и после нее. Разлом, произошедший в жизни страны после октября 1917 года, в «Тихом Доне» виден при сопоставлении картин мирной жизни и жизни после революции. Вековой уклад хутора разрушен полностью. Факт крушения норм коллективной жизни казачьего круга несомненен.

Таковы основные особенности жанра “Тихого Дона”.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: “Академия”, 2010

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/sholokhov_m_a/osobennosti_zhanra_tikhogo_dona/14-1-0-547

Особенности реализма М. Шолохова. Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Идейно-художественное своеобразие произведения

«Тихий Дон» – яркий пример романа-эпопеи, он посвящен крупным историческим событиям (первой мировой и гражданской войны в России), в нем действует большое количество персонажей, представляю­щих самые разные социальные группы, политические и нравст­венные позиций.

Общенациональный масштаб изображения, судьбоносность описываемых событий и народная точка зрения на логику жизни – вотосновные признаки эпопеи. Эпопея состоит из четырёх книг, 8 частей, которые неравномерно распределены, особенно в первой и третьей книгах. Основное действие романа длится девять лет – с весны 1912 по весну 1921 г.

События исторического плана становятся неотъемлемой частью жизни шолоховских героев, а частные интересы и судьбы персонажей вливаются в общую социально-историческую картину.

Композиционным принципом построения романа становится антитеза: мирная трудовая жизнь, круговорот природы, лю­бовь, с одной стороны, – война, смерть, ненависть и жестокость враждующих между собой людей, с другой.

Трагедия, изображенная и романе «Тихий Дон», – это траге­дия отторжения от земли, разочарования в воинском долге, рас­пада семьи, разрушения традиционных устоев жизни донских хуторов. Именно хутор становится в романе зеркалом, в котором отражаются события большой истории.

Кульминация событий романа – участие и учесть обитателей этого селения в казачьем восстании. Таким образом, хутор Татарский становится фокусом мышления судеб большинства персонажей романа.

Важно

В финале «Тихого Дона» Григорий, с сынишкой на руках, стоит у ворот собственного дома. «Это все, что осталось у него в жизни», – пишет М. Шо­лохов. Родная земля, семья, собственный дом – вот те ценности, существованию которых человек обязан всем человеческим в себе.

Композиционно шолоховская эпопея строится вокруг трагического жизненного пути одного чело­века – Григория Мелехова. Это путь, в котором недвусмысленно прочитывается судьба всего донского казачества. В Григории органично сочетаются родовые черты его земляков и неповторимые индивидуальные особенности.

Семья, честь семьи – священные для казака понятия. В цент­ре романа оказывается судьба семьи Мелеховых. Шолохов не раз подчерки­вает, что Григорий унаследовал именно от своего рода, от семьи и внешность, и характер, и жизненные принципы.

Любовь, отношение Григория к Аксинье и Наталье характеризуют героя, с одной стороны, как казака до мозга костей, верного традициям и семей­ному долгу, а с другой – как человека способного в порыве бурной страсти нарушить любую норму, любой запрет.

В любви ярко проявляются такие черты характера Григория, как прямота и честность. Он любит Аксинью и не желает скрывать этого. В ре­зультате он обрекает на страдания и Аксинью, и Наталью, но при этом не меньше страдает и сам.

Конфликт между долгом и страс­тью, характерный для образцовой высокой трагедии, разыгрывается в романе в «декорациях» казачьего куреня, в душе простого крестьянина.

Дон, земля, хутор, семья – к этим незыблемым ценностям добавляется не менее священное для казака понятие воинского долга. Григорий и в бою не уступает землякам-казакам. О его мужестве свидетельствуют четыре Георгиевских креста, четыре медали и офицерское звание.

Правда, чем дольше тянутся военные дейст­вия, тем больше тянет его к крестьянскому труду. Во сне он видит степь, сердцем рвется к любимой женщине. Воина вносит серьезные коррективы в представления Григо­рия о казачьем воинском долге перед царем и отечеством.

Совет

Война, по Шолохову, разлагает души людей, убивает в них человеческое. Огрубев и ожесточившись, он выносит из первой мировой усталость, разочарование и настоятельную потребность разобраться самому в том, как устроена жизнь.

Здесь и начинается путь центрального героя к истине, к народной правде.

Характер Григория Мелехова – трагический.О трагичес­ком говорят в случае неразрешимого при жизни героя художест­венного конфликта, когда поступки героя приводят к гибели либо его самого, либо его жизненных ценностей. К финалу романа Григорий остается в живых, но для его совести это самое тяжкое из возможных возмездий.

Мир, в начале романа казавшийся незыблемым, к финалу разру­шен до основания. Сметены вековые устои человеческой жизни. Тем не менее финал романа восстанавливает нарушенное социальными катаклизма­ми эпическое равновесие бытия. «Тихий Дон» возвращается в свое спокойное, величественное русло. Символическая фигурка ребенка на руках у отца свидетельствует о том, что жизнь продол­жается.

Источник: https://cyberpedia.su/3×7651.html

Готовые школьные сочинения

Апр
11 2014

Художественное своеобразие романа Михаила Шолохова “Тихий Дон”

Художественное своеобразие романа Михаила Шолохова “Тихий Дон”. Язык романа “Тихий Дон” Михаила Шолохова неординарен.

Нельзя сказать, что Шолохов открыл что-то новое в русской словесности, но в целом – по совокупности признаков – его проза выделяется среди общей массы произведений того времени.

Рассмотрим некоторые детали, характерные для романа. Первое, что привлекает внимание, это диалектная лексика и просторечия.

Используются они не только для обозначения бытовых реалий (”майдан”, “баз”, “курень”, “жалмерка” и т. п.), но значительно шире: и реплики персонажей, и авторский описания, частично изложены на диалекте (”гутарили про него на хутору чудное …”).

Кроме того, экспрессивность текста значительно повышается благодаря частому (по два-три раза на страницу) появлению эмоциональных морфологических производных: “непролазь”, “клешнятый”, “заосенять”.

Такое пристрастие к диалектизмам может диктоваться как происхождением самого Шолохова, так и его желанием полнее погрузит читателя в мир донского казачества. Следующая особенность стиля “Тихого Дона” – это его высокая метафоричность.

Причем метафоры слабо организованны или неотобранны: они не выстраиваются в смысловой ряд, ассоциации носят локальный, дробный характер.

Обратите внимание

Особенно нагружены метафорами пейзажи, картины природных явлений. Неоднородность образного ряда можно показать на примере описания грозы, разворачивающегося в пределах полутора страниц: сначала “первые зерна дождя засевали отягощенную внешней жарой землю”, затем “над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон”, и, наконец, “дождь царапал ставни”.

В результате впечатление динамики процесса достигнуто, но образы не построены по аналогии, они ситуативны, принадлежат каждой конкретной фразе. При всем при этом метафоры Шолохова весьма оригинальны, некоторые из них сделали бы честь большому поэту.

Многие сейчас уже затерты подражаниями (”полынная проседь”, “под уклон сползавших годков”), но в то время это было новое веяние.

Объяснением вышесказанного может быть молодость и неопытность талантливого Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч. ру писателя по началу и его нежелание менять устоявшийся стиль затем.

С перегруженностью метафорами – по контрасту – сочетается прозрачность и простота синтаксиса. Текст написан короткими предложениями, преимущественно простыми.

Когда описываются некоторые действия, то каждой фазе соответствует свое предложение.

Ярким примером служит следующий отрывок: “Перед светом привезли старика домой. Он жалобно мычал, шарил по горнице глазами, отыскивая спрятавшуюся Аксинью. Из оторванного уха его катилась на подушку кровь. Ввечеру он помер. Людам сказали, что пьяный упал с арбы и разбился”.

Короткие предложения не дают читателю оторваться, держат его в постоянном напряжении. Изредка появляются деепричастные обороты: без них текст был бы слишком сух. Неосложненные предложения, возможно, на уровне подсознания еще раз подчеркивают простоту нравов казаков. Это подтверждается и тем, что степень сложности синтаксиса зависит от тематики эпизода.

Важно

Обычно усложнение происходит в главах с выраженной лирической тональностью, тогда как простые синтаксические конструкции чаще присутствуют в изобразительных главах.

Еще одной особенностью языка “Тихого Дона” является сравнение человека с животными, не только в физическом, но и в духовном плане.

Речь идет не просто о прямых сравнениях (”шел Степан под гору, как лошадь, понесшая седока”), но и о детализации описаний, когда у читателя возникает впечатление схожести со зверем, просто от изображения действия: “когда поворачивает Григорий голову, носом втыкаясь Аксиньи в подмышку”, “Аксинья, вихляя все своим крупным, полным телом, пошла навстречу”. К тому же, имеющиеся в романе сравнения с животными не пусты. Когда написано “так кидает себе волк на хребтину зарезанную овцу”, персонажи действительно ведут себя так, двигаясь в соответствии с повадками упомянутых зверей.

Такие сравнения показывают иногда исподволь, а иногда и явно близость героев и природы, которая является для Шолохова символом продолжения жизни. Изучению своеобразия языка Михаила Шолохова в романе “Тихий Дон” можно посвятить не одну книгу.

Но даже особенностей, перечисленных выше, достаточно для того, чтобы сделать выводы о чертах, отличающих творчество писателя и возможных причинах их появления.

В романе “Тихий Дон” мы видим, как тесное переплетения истинного таланта писателя, своеобразия народного языка юга России и нравов казачества образовали живой и колоритный мир, который надолго остается в памяти читателя.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Художественное своеобразие романа Михаила Шолохова “Тихий Дон”. . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/xudozhestvennoe-svoeobrazie-romana-mixaila-sholoxova-tixij-don/

Исследовательская работа по литературе “Своеобразие структуры романа М.Шолохова “Тихий Дон”

МОУ Чамеровская средняя общеобразовательная школа

Весьегонского района Тверской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА <\p>

Своеобразие структуры

романа М.Шолохова «Тихий Дон»

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Москвина Елена Васильевна

2015

Роман М.Шолохова «Тихий Дон» – сложное, многоструктурное произведение, состоящее из четырех книг – восьми частей. В таком формальном признаке, как деление на части, «получила свое отражение историческая основа»i.

Читайте также:  Образ россии в «ревизоре» н. в. гоголя

« Тихий Дон» имеет около девяноста печатных листов, – рассказывал писатель до войны корреспонденту «Известий» Исааку Экслеру, одному из первых приоткрывая завесу над историей создания романа. – Всего же мною написано около ста листов. Удалить пришлось листов десять… А вообще материала было так много, что одно время я подумывал о пятой книге романа»ii.

Что это именно так, подтверждает четвертый том «Тихого Дона», наиболее объёмистый, в нем печатных страниц на сто больше, чем в ранее вышедших томах. Произведем несложный подсчет. В собрании сочинений М.А.Шолохова (изд-во «Правда», 1980) четыре книги романа составляют свыше 1800 страниц печатного текста.

Книга первая включает в себя три части, вторая – четвертую и пятую, третья – шестую, четвертая – седьмую и восьмую. Все книги и части примерно равны по объему, за исключением четвертой книги и шестой части, которые превышают остальные. Третья книга имеет только одну часть (шестую), которая насчитывает 65 глав, и почти в два раза больше всех остальных частей произведения.

Совет

Роман состоит из двухсот тридцати двух глав, среди которых есть главы исторические – 69 , главы, рассказывающие об истории семьи Мелеховых – 95, вставные главы – 70, главы с любовным сюжетом – 8 и т.д. (см. таблицу 1).

Количество исторических глав возрастает по мере создания текста, и больше всего их во второй и третьей книгах, так как в них рассказывается об империалистической войне, революционном движении и гражданской войне.

С введением в роман событий первой мировой войны бытовые и семейные сцены не исчезают со страниц «Тихого Дона», их примерно равное количество во всех книгах, они начинают чередоваться с батальными эпизодами. Например, во второй книге части четвертой первые четыре главы посвящены описанию империалистической войны: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер.

Окопы над болотом, поросшим ольхой»iii, а в пятой, шестой и седьмой главах рассказывается о семье Мелеховых и некоторых других семьях хутора Татарского: «Сбочь хутора Татарского, по небу, изморщенному седой облачной рябью, колесило осеннее солнце.»iv; далее снова продолжается повествование о войне: «Первую бригаду одной из пехотных дивизий, находившуюся в резерве Юго-Западного фронта…»v.

Такое структурное строение глав свойственно всему роману. <\p>

Дальнейшее расширение рамок повествования, все более широкий охват событий войны и революции продолжает совмещаться с пристальным вниманием автора к местному колориту, к тем изменениям бытового и семейного уклада, которые определялись условиями переломной революционной эпохи. Своеобразие структуры романа, чередование глав исторических и семейно-бытовых показывают, как распадается веками складывавшийся быт, ломается казавшийся незыблемым традиционный уклад. И в этом коренном изменении привычного образа жизни казачества ощущается отзвук исторических событий, революционный, переломный характер эпохи, крутые изломы судеб, сознания и психологии героев.

Уже в первых двух частях «Тихого Дона» задается особая мерность композиционного решения огромного художественного текста: рассказ движется небольшими главками (от одной до шести страниц объемом), каждая из которых – завершенный эпизод, сценка, картина, этюд – сгущает поток жизни в избранные моменты и коллизии, созидающие в целом разнообразное, живое полотно существования хутора Татарского, семей Мелеховых, Астаховых и т.д. Экскурсия в предысторию, камерные сцены выразительно чередуются с массовыми, хоровыми, где в динамическом контрапункте выплескиваются народные голоса и мнения в самом широком и живописном диапазоне или рисуются своего рода этюды коллективной жизни, то мирной, то пошатнувшейся, осиротелой, военной, а то и вовсе порушенной на корню гражданским противоборством и остервенением.

В романе «Тихий Дон» «действие начальных глав развивается медленно, ибо внимание автора сосредоточено на тщательном, порой на этнографически точном описании быта казацкого хутора, целых семей, различных по своему социальному положению.

И охват событий здесь ограничен (в первых двух частях) преимущественно жизнью хутора Татарского и поместья Ягодного»vi. Художественным пространством первой части становится, кроме дома Мелеховых, луг, поле, Дон, поместье Ягодное.

<\p>

Обратите внимание

Преимущественно закрытое, замкнутое пространство первой и второй частей сменяется открытым историческим пространством – империалистической войны в третьей части, завершающей первую книгу «Тихого Дона».

«11-я кавалерийская дивизия после занятия Лешнюва с боем прошла через Станиславчик, Радзивилов, Броды и 15 августа развернулась возле города Каменка – Струмилово»vii – так начинается Х11 глава третьей части.

А ХУ11 глава этой же части начинается описанием дома Мелеховых: «Мелеховы на двенадцатый день после известия о смерти Григория получили от Петра два письма сразу»viii. В тексте романа видно, как Шолохов использует принцип «пульсирования»: пространство то сужается до изображения хутора, дома, комнаты, сеней и т.д.

, то расширяется до описания огромных пространств. Этот своеобразный принцип организации художественного пространства передает ритм трагического времени, его «пульс».

Противоречивая фигура донского казака поставлена перед лицом этого события общенационального и всемирно-исторического значения, перед лицом широких народных масс, участвующих в войне. Выдвижение на первый план событий начала войны было вместе с тем выдвижением на авансцену Григория Мелехова как центрального героя «Тихого Дона» и тесно связанного с линией Григория фронтового казачества, а также проблемы взаимодействия человека и истории, вины исторических обстоятельств перед судьбой личности. Об этом говорит А.Хватов: «Проблема «человек и история» ставится в «Тихом Доне» как проблема ответственности личности перед историей и истории перед личностью»ix.

Особенностью художественной структуры третьей части является так же и то, что образ Григория в своей главной тональности здесь предельно сближен с образом повествователя. Нельзя недооценивать значение дневника погибшего в бою безымянного студента, оригинально использованный Шолоховым. «Дневник использован для развития основных тем романа»x.

Этот документ интеллигентского сознания прекрасно работает как фон, перебивка планов, своеобразная фигура сравнения, рельефно выделяющая главное – народный тип чувства и переживания.

По мнению Гуры В., «принцип двуплановости становится с конца первой книги характерной структурной особенностью «Тихого Дона».

Писатель чередует описание быта народа, его трудовой жизни с показом фронтов мировой войны, общественно-политических событий в стране, в которых участвуют его герои. Как и в «Войне и мире» Л.

Толстого, картины мира в романе Шолохова перемежаются картинами военных действий»xi.

Важно

Начиная со второй книги (четвертой части), развитие действия «Тихого Дона» резко убыстряется, структура второго тома опять-таки определяется логикой исторического развития, движения народных масс в революции.

«В шестой части «Тихого Дона» Шолохов отходит от прямого изображения исторических событий и утверждает такой способ повествования, при котором углубленный психологический анализ отдельных характеров уже играет определяющую роль (что вовсе не противоречит эпичности повествования)»xii.

Шолохов всматривается «в детали психологических переходов у своих персонажей ( впрочем, далеко не у всех)»xiii, особенно в шестой части.

Например, «Григорий всегда, сталкиваясь с неприятелем, находясь в непосредственной от него близости, испытывал все то же острое чувство огромного, ненасытного любопытства к красноармейцам, к этим русским солдатам, с которыми ему для чего-то нужно было сражаться»xiv. В связи с таким структурным строением объём шестой части превышает все остальные.

В седьмой и восьмой частях рассказывается о судьбе Григория Мелехова и истории семьи Мелеховых. Эти части составляют четвёртую, завершающую книгу, которая, как уже говорилось выше, превышает по объёму все книги эпопеи.. А по количеству глав четвертая книга самая маленькая ( их в ней всего 47).

Для сравнения: в первой – 68, во второй – 65, в третьей – 51. «Седьмая часть романа построена на сопоставлениях, а восьмая – на контрасте межу Мелеховым и хуторянами. Двухплановость и контрастность – характерные черты построения последней части романа»xv.

Последние две книги отличаются тем, что в них наибольшее количество вставных конструкций. В третьей книге их – 26, в четвертой -25. « Система вставок – от крупных глав до мелких эпизодов – вообще характерна для шолоховской художественной структуры романа .

Шолоховские вставные новеллы являются ограниченной частью образной системы. Эти вставки так тесно связаны с повествованием, что их нельзя вынуть, серьёзно не нарушая основной сюжет.

В ещё большей степени это относится к «вставным» главам (например, глава о Наталье, («рассекающая» встречу Степана с Григорием на охоте). Органичность вставок с обрамляющими эпизодами достигается единством тематики или персонажей или того и другого вместе»xvi.

Совет

Существует прямая связь между шолоховской вставной новеллой и замедлением и ускорением повествования. Все это взаимосвязано и взаимообусловлено. Обращаясь к приему вставной новеллы – рассекая ту или иную ситуацию и заполняя «разрыв» новым эпизодом – писатель замедляет повествование. Прием замедления вошел в структуру и стиль «Тихого Дона» из самой жизни.

Обширная эпопея Шолохова проникнута чувством движения. На наших глазах совершается исторический процесс. Это движение истории не только определяет построение эпопеи, проявляется в общих картинах, судьбах героев, оно влияет на структуру повествовательного языка автора.

Якименко Л. говорит о том, что «Шолохов широко использует в «Тихом Доне» авторский рассказ – предварение. Повествуя об определенных конкретных событиях, писатель часто указывает на то значение, которое эти события могут иметь в будущем»xvii.

Такой прием изображения создает ощущение эпичности исторического движения. А форма рассказа – обобщения дает возможность писателю, сохраняя всю конкретность повествования, свести воедино многие явления жизни.

В такой форме повествования наиболее отчетливо видно влияние исторически значимых событий на жизнь народа.

В романе идет течение обыденной общей жизни (как в первых частях) или хроникально-историческое повествование ( четвертая, пятая, шестая части), и в них накаляются точки эмоционального сгущения, вспыхивают особенно заряженные места текста, производящие наибольшее впечатление.

Это сцены любви, межчеловеческих отношений в семье, в малом социуме хутора или военного отряда, вообще весь ареал эроса в широком смысле слова: страсть, нежность, ревность, страдание, дружба, солидарность, переплетение человеческих характеров и судеб, например, сцена свидания в полночь Григория и Аксиньи в книге первой, части первой главе девятой, Это проводы казаков в майские лагеря в книге первой части первой главе третьей, описание отношений в семье Мелеховых в книге второй части пятой главах восьмой и девятой и т.д.; это и эпизоды индивидуального и массового насилия, издевательств над человеком и людьми, жестокости и убийства – сфера смерти, трупная изнанка жизни. Таковы полюсы романа – эрос и смерть: их противостояние, а временами и схождение – сюжет особый и важнейший; в нем чаще всего и выявляется глубинная авторская мысль о человеке вообще.

Лирические описания, развернутые диалоги, дневники (записная книжка студента, которую находит Григорий Мелехов в книге первой части третьей главе одиннадцатой), письма (пишут домой многие герои романа: Петр и Григорий Мелеховы, Евгений Листницкий и т.д.

) приказы, исторические документы, многообразие действующих лиц, главных и эпизодических (а всего их в романе по подсчетам С.М.

Обратите внимание

Семанова, восемьсот семьдесят человек), – все это художественно едино выражает основную, проходящую красной нитью через весь роман идею: раскрыть закономерности войны и революции, как трагических поворотных событий, показать их влияние на все стороны человеческой жизни.

Разрешение основных конфликтов произведения при трагическом завершении сюжета свидетельствует о композиционном искусстве Шолохова, показавшего противоречивые судьбы героев как участников всемирно-исторических событий, дела людей, в муках и крови ищущих истину.

По мнению А.И.Солженицына, «нагруженные своды такой размашистой эпопеи требуют во многих местах – художественных опор»xviii. И Шолохов предусматривает это, и расставляет более или менее равномерно вдоль повествования. Такие художественные опоры, как пейзажи, портреты персонажей и черты их характеров, внутренние и внешние жесты героев, немногие любовные сцены.

Шолохов постоянно проявляет зоркую наблюдательность за реальными фактическими деталями, явлениями, бытовыми предметами – мелкие предметные наблюдения щедро рассыпаны по книгам, автор настойчив а сборе таких наблюдений и сохранении их. «Это дает повествованию крепкую плоть»xix.

«Сухо чмокнув, лопнула толстая леса», «скрипит люлька» (кн.1, ч.1, гл.3), «внезапный клекочущий и близкий крик ворона в лесу» (кн.1, ч.2, гл. 8) и т.д. Вот «плыло в синеватой белизне солнце».

Вот «млело поле с нескошенными делянами жита, с жаворонком, плясавшим на уровне телеграфного столба»xx.

Единство художественной структуры романа-эпопеи определяется развитием всего широкого сквозного потока общего действия, основывающегося на многоконфликтном, многоплановом повествовании, на богатых и развитых общественных связях героев, в соотношении характеров которых и раскрывается основная идея произведения. Многообразие сюжетных линий или многоплановой композиции неизбежно, ибо только такое многообразие способно охватить широкий круг людей и выразить единую концепцию произведения как художественного целого.

Читайте также:  Анализ баллады «лесной царь» (в. жуковский)

По словам А.Бритикова, «структура романа-эпопеи не копирует историческую хронику действительности. Она вбирает историю народа, переплавленную в человеческих страстях, закодированную, так сказать, в индивидуальных судьбах. Важнее всего поэтому движение героя внутреннее – постижение им сути исторической жизни»xxi.

Структура романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон» разнообразна, многопланова. Используя разнообразные принципы построения художественного произведения, автор создает образ главного героя, Григория Мелехова, и показывает влияние истории на судьбу человека. <\p>

iЯкименко Л. «Тихий Дон» М.Шолохова. М. 1958. стр. 494-495

ii Шолохов М. Собр. соч. в восьми томах, т.8 М. 1986. стр.184.

iii Шолохов М.А «Тихий Дон» М.1991. кн.2 ч.4 гл.1 стр.310. <\p>

iv Там же кн.2 ч.4 гл.5 стр.349

v Там же кн.2 ч.4 гл.8 стр. 367

vi Маслин Н. Роман Шолохова. М. 1963. стр.62-63

vii Шолохов М.А. «Тихий Дон» книга М.1991.1, часть 3, гл. Х11. стр. 252 <\p>

viii Там же к.1 ч.3 гл. ХУ11. стр.274

Важно

ix Хватов А.И. На грани в борьбе двух начал // Художественный мир Шолохова. М. 1978. стр.246

x Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова М. 1964. стр.123 – 124

xi Гура В. Как создавался «Тихий Дон» М. 1997. стр.133-134

xii Маслин Н. «Роман Шолохова» М. 1963. стр. 68

xiii Солженицын А. Приемы эпопей // Новый мир №1. 1998. стр.181

xiv Шолохов М.А. «Тихий Дон» М.1991. к.3 ч.6 гл.1Х стр.509

xv Лежнев И. Путь Шолохова М. 1958. стр.339 – 342.

xvi Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова. М. 1964. стр.125 – 127

xvii Якименко Л. «Тихий Дон» М.Шолохова. М. 1958. стр 507 – 509

xviii Солженицын А.И Приёмы эпопей // Новый мир .1998. №1 стр.189

xx Шолохов М. Тихий Дон М.1991. кн.1 ч.3 гл.5 стр.207 <\p>

xxi Бритиков А.Ф. Мастерство М.Шолохова. М. Л. 1964. стр.108 <\p>

П р и л о ж е н и е 1.

Таблица 1

Сводная таблица о количестве тематических глав в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».

Темы глав

1

книга <\p>

2

книга

3

книга

4

книга

Всего

в

романе

Исторические

4

28

26

11

69

Об истории семьи Мелеховых

16

7

16

20

60

О судьбе Григория Мелехова

10

3

11

12

35

Вставные главы

8

11

26

25

70

С любовным сюжетом

5

2

3

10

Дневники

1

1

Источник: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-literature-svoeobrazie-strukturi-romana-msholohova-tihiy-don-538251.html

Сочинение «Художественное своеобразие романа Михаила Шолохова «Тихий Дон»»

Язык романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова неординарен. Нельзя сказать, что Шолохов открыл что-то новое в русской словесности, но в целом – по совокупности признаков – его проза выделяется среди общей массы произведений того времени. Рассмотрим некоторые детали, характерные для романа.

Первое, что привлекает внимание, это диалектная лексика и просторечия. Используются они не только для обозначения бытовых реалий («майдан», «баз», «курень», «жалмерка» и т.п.), но значительно шире: и реплики персонажей, и авторский описания, частично изложены на диалекте («гутарили про него на хутору чудное …»).

Кроме того, экспрессивность текста значительно повышается благодаря частому (по два-три раза на страницу) появлению эмоциональных морфологических производных: «непролазь», «клешнятый», «заосенять».

Такое пристрастие к диалектизмам может диктоваться как происхождением самого Шолохова, так и его желанием полнее погрузит читателя в мир донского казачества.

Следующая особенность стиля «Тихого Дона» – это его высокая метафоричность. Причем метафоры слабо организованны или неотобранны: они не выстраиваются в смысловой ряд, ассоциации носят локальный, дробный характер. Особенно нагружены метафорами пейзажи, картины природных явлений.

Неоднородность образного ряда можно показать на примере описания грозы, разворачивающегося в пределах полутора страниц: сначала «первые зерна дождя засевали отягощенную внешней жарой землю», затем «над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон», и, наконец, «дождь царапал ставни».

В результате впечатление динамики процесса достигнуто, но образы не построены по аналогии, они ситуативны, принадлежат каждой конкретной фразе. При всем при этом метафоры Шолохова весьма оригинальны, некоторые из них сделали бы честь большому поэту.

Совет

Многие сейчас уже затерты подражаниями («полынная проседь», «под уклон сползавших годков»), но в то время это было новое веяние. Объяснением вышесказанного может быть молодость и неопытность талантливого писателя по началу и его нежелание менять устоявшийся стиль затем.

С перегруженностью метафорами – по контрасту – сочетается прозрачность и простота синтаксиса. Текст написан короткими предложениями, преимущественно простыми. Когда описываются некоторые действия, то каждой фазе соответствует свое предложение. Ярким примером служит следующий отрывок: «Перед светом привезли старика домой.

Он жалобно мычал, шарил по горнице глазами, отыскивая спрятавшуюся Аксинью. Из оторванного уха его катилась на подушку кровь. Ввечеру он помер. Людам сказали, что пьяный упал с арбы и разбился». Короткие предложения не дают читателю оторваться, держат его в постоянном напряжении.

Изредка появляются деепричастные обороты: без них текст был бы слишком сух. Неосложненные предложения, возможно, на уровне подсознания еще раз подчеркивают простоту нравов казаков. Это подтверждается и тем, что степень сложности синтаксиса зависит от тематики эпизода.

Обычно усложнение происходит в главах с выраженной лирической тональностью, тогда как простые синтаксические конструкции чаще присутствуют в изобразительных главах.

Еще одной особенностью языка «Тихого Дона» является сравнение человека с животными, не только в физическом, но и в духовном плане.

Речь идет не просто о прямых сравнениях («шел Степан под гору, как лошадь, понесшая седока»), но и о детализации описаний, когда у читателя возникает впечатление схожести со зверем, просто от изображения действия: «когда поворачивает Григорий голову, носом втыкаясь Аксиньи в подмышку», «Аксинья, вихляя все своим крупным, полным телом, пошла навстречу». К тому же, имеющиеся в романе сравнения с животными не пусты. Когда написано «так кидает себе волк на хребтину зарезанную овцу», персонажи действительно ведут себя так, двигаясь в соответствии с повадками упомянутых зверей. Такие сравнения показывают иногда исподволь, а иногда и явно близость героев и природы, которая является для Шолохова символом продолжения жизни.

Изучению своеобразия языка Михаила Шолохова в романе «Тихий Дон» можно посвятить не одну книгу. Но даже особенностей, перечисленных выше, достаточно для того, чтобы сделать выводы о чертах, отличающих творчество писателя и возможных причинах их появления.

Обратите внимание

В романе «Тихий Дон» мы видим, как тесное переплетения истинного таланта писателя, своеобразия народного языка юга России и нравов казачества образовали живой и колоритный мир, который надолго остается в памяти читателя.<\p>

Источник: https://litsochinenie.ru/hudozhestvennoe-svoeobrazie-romana-mihaila-sholohova-tihiy-don.html

Анализ романа “Тихий Дон” Шолохова

Михаил Шолохов создал не просто роман, а роман-эпопею под названием “Тихий Дон”, и это произведение, которое включило в себя четыре тома, стало центральным в творческой биографии Михаила Шолохова. Коротко говоря, в романе описывается судьба донского казачества. Сейчас мы сделаем краткий анализ романа “Тихий Дон” и обсудим отдельно образ Григория Мелехова, главного героя произведения.

Шолохов рисует жизнь обычной семьи казаков, и на фоне их судеб изображается донское казачество и его трагедия. Семья Мелеховых живет на хуторе под названием Татарский, и мы видим следующих ключевых персонажей:

  • Глава семьи – старший урядник Пантелей Прокофьевич
  • Жена его Василиса Ильинична
  • Старший сын Петр и жена Дарья
  • Младший сын Григорий и жена Наталья (вторая жена Аскинья)
  • Единственная дочь Дуняша

Выше приведены далеко не все персонажи произведения, а лишь некоторые главные герои, без обсуждения которых невозможно сделать анализ романа “Тихий Дон”. В первую очередь в этой статье мы сосредоточимся на обсуждении образа Григория Мелехова.

Первая книга романа “Тихий Дон”, анализ которого мы сейчас проводим, повествует о том, какая была казачья жизнь в те времена. Встречается много подробностей быта казаков, их особенности, ценности и принципы. Причём, Шолохов не приукрашивает и не идеализирует, проявляя объективность в отношении строгих порядков и разумных правил.

И вот привычная жизнь нарушена, потому что наступает Первая мировая война, прокатилась революция и началась Гражданская война.

Эти печальные события вносят полный дисбаланс в гармоничный быт казаков, всё наполняется жестокостью, насилием и ненавистью – теми понятиями, которые буквально вселяются в сердца людей.

Хотя Шолохов рисует семью Мелеховых, на ее образце видна судьба других людей, которые оказались в безысходности – вся тяжесть войны легла на их плечи.

Пантелей Прокофьевич заражается тифом и умирает, его жена Василиса Ильинична тоже. Петр убит красными комиссарами, а его жена Дарья решает свести счёты с жизнью из-за того, что у нее “плохая болезнь”. Погибла и жена младшего сына Григория. Выживает только лишь Григорий Мелехов и его сын Михаил, а также сестра Дуня, вышедшая замуж за человека, который убил её старшего брата.

Важные детали анализа “Тихий дон”

Анализ романа “Тихий Дон” подразумевает важную деталь – Михаил Шолохов, показав драматическую судьбу донских казаков, очень тонко и с высокой гармонией увязал исторические детали с документальным подтверждением и привнес художественный вымысел.

Ведь сам автор родился и вырос на берегу Дона, поэтому он на своей жизни глубоко прочувствовал те проблемы, с которыми столкнулось казачество, живущее многие годы в тех местах.

Казак умел совмещать жизнь земледельца, воина и семьянина, поскольку своё поле и дом нужно было защищать от набегов со стороны татар.

Важно

Ввиду вышесказанного становится понятно, что творилось внутри Григория Мелехова на протяжении всей его жизни. Он постоянно вёл внутреннюю борьбу интересов собственника и обычного трудолюбивого работника.

Для казака свобода превыше всего, поэтому Мелехов с одной стороны готов был оказать поддержку власти красных, но с другой стороны он не мог отдать свою землю, за которую боролся, и именно это побудило его поддержать, всё-таки, белых.

Образ Григория Мелехова в романе

Главный герой романа “Тихий Дон” казак Григорий Мелехов раскрывается перед читателем особенно широко. Это вполне логично, ведь именно на примере этого персонажа Михаил Шолохов показывает всё донское казачество – его трудную судьбу.

Что наиболее ярко видно в образе Григория Мелехова при анализе романа “Тихий Дон”? Например, что обычный казак не хочет и не может без душевных терзаний оставить свой привычный уклад, то что он привык делать каждый день.

И пусть такая жизнь изнуряет казака, потому что подразумевает большой труд, но зато он чувствует себя близким к родной земле. Даже когда по принуждению власти казакам пришлось оставить всё это, душа таких перемен не приняла.

Начиная читать роман, читатель видит образ Григория Мелехова таким: это казак, который твердо стоит на своей земле, он привык к труду и должен стать хорошим семьянином. Но внутри Григория взрывной характер и малоопытность, он делает много ошибок.

Бросив законную супругу Наталью, Мелехов развивает чувства к замужней соседке Аксинье Астаховой и уходит к ней. Аксинья тоже изменяет своему мужу Степану, таким образом Григорий и Аксинья уезжают из Татарского, нанявшись на службу к одному помещику.

Дальше судьба немилосердно обходится к Григорием. Даже не делая глубокий анализ романа “Тихий Дон”, очевидно, что Григорий мечется по жизни в поисках верного решения.

После всей грязи, которой он насмотрелся во время Гражданской войны, Мелехов не понимает, что делать: кто прав, что будет дальше…

Совет

В конце концов, образ Григория Мелехова вырисовывается окончательно – он приезжает домой, где остался жив его сын Михаил и сестра Дуняша, правда, она стала женой Михаила Кошевого, а это кровный враг Григория.

Стоит завершить анализ романа “Тихий Дон” таким выводом: Григорий явился неким воплощением не только казачества, но и русских людей в целом, тех, кто испытал на себе всю тяжесть революции и Гражданской войны.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-romana-tihiy-don-sholohova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]