Кратчайшее содержание сказки «растрепанный воробей» для читательского дневника (к. паустовский)

“Растрепанный воробей”

Паустовский К. сказка “Растрепанный воробей” Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки “Растрепанный воробей” и их характеристика

  1. Маша. Очень добрая и отзывчивая девочка. Любит животных, любопытная.
  2. Пашка. Спасенный воробей. Благодарный и благородный. Смелый, решительный.
  3. Седая ворона. Разбойница и воровка
  4. Мама. Актриса, очень красивая и добрая.
  5. Петровна. Нянечка, старая и озабоченная чем-то.
  6. Милиционер. Строгий, но очень добрый и веселый.

План пересказа сказки “Растрепанный воробей”

  1. Маша смотрит в окно
  2. Стеклянный букет
  3. Ворона на ветке
  4. Как ворона воровала
  5. Ларек мороженого
  6. Бедный Пашка
  7. Добрый милиционер
  8. В гостях у Маши
  9. Благодарность воробья
  10. Похищение букета
  11. Слезы мамы
  12. Воробьиная атака
  13. Триумф на спектакле
  14. Появление Пашки
  15. Последнее чудо.

Кратчайшее содержание сказки “Растрепанный воробей” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Девочка Маша жила с няней и мамой, а ворона часто воровала у них разные вещи.
  2. Ворона жила в ларьке и однажды чуть не убила воробья Пашку, которого спасли милиционер и Маша
  3. Пашка был благодарен Маше и старался вернуть вещи, украденные вороной.
  4. Когда ворона утащила стеклянный букет, подарок папы, Пашка собрал воробьев и они напали на ворону
  5. Маша в этот момент была на спектакле и ее мама плакала, когда спектакль закончился.
  6. Но прилетел Пашка и сбросил ей букет и теперь мама плакала от счастья.

Главная мысль сказки “Растрепанный воробей”
Чудеса случаются только с добрыми людьми.

Чему учит сказка “Растрепанный воробей”

Сказка учит любить животных и птиц, помогать тем, кто попал в беду, заботиться о братьях наших меньших. Учит верить в чудо. Учит быть добрыми и честными. Учит никогда не брать чужого. Учит уметь быть благодарным. Учит, что вместе даже маленькие воробьи – большая сила.

Отзыв на сказку “Растрепанный воробей”

Мне очень понравилась эта сказка. Мне понравилась девочка Маша, которая не могла оставить в беде маленькую птичку. Мне понравилась ее мама, которая так переживала из-за украденного букета. И мне очень понравился воробей Пашка, смелый и решительный, который лучше всякого человека все понимал и сотворил в конце настоящее чудо.

Пословицы к сказке “Растрепанный воробей”

За добро добром и платят, а за худо – худом.
Мала ворона, да рот широк.
Долг платежом красен.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Без беды друга не узнаешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Растрепанный воробей”

В тот вечер Маша стояла у окна и старалась не шуметь,чтобы не разбудить нянечку Петровну. Ведь иначе та сразу отправила бы девочку спать.
Мама как всегда ушла в театр, но она никогда еще не брала с собой Машу. А девочке очень хотелось попасть в театр, в огромное здание с колоннами и конями на крыше.
Мама готовилась впервые в жизни танцевать Золушку и на премьеру обещала взять с собой и Машу, и Петровну.
За два дня до этого мама достала из шкафа стеклянный букет, который подарил ей папа и что-то ему прошептала. Она сказала Маше, что папа просил надеть этот букет когда мама будет танцевать Золушку. И она положила букет на столик просила не трогать его даже мизинцем.
И сейчас букетик лежал на столике за спиной Маши. Девочка смотрела на снег, который падал за окном и на седую ворону на дереве. А ворона смотрела на Машу и ждала, когда Петровна уведет девочку умываться и откроет окно проветриваться. Тогда она залетала в комнату и воровала все, что плохо лежит.
Ворона часто оставляла за собой мокрые следы и тогда Петровна ругалась и называла ее разбойницей.
Свою добычу ворона таскала в старый и забитый досками ларек мороженого, в котором прятала свои сокровища по всем щелям. Она боялась, что в ларек заберутся воробьи и украдут ее добычу.
Однажды она поймала в ларьке воробья по имени Пашка.
Жизнь воробьев в те времена была трудной. Овса в городе не осталось и воробьи подались кто куда. Кто-то улетел в деревню, кто-то к морю. Дед Пашки, старый воробей Чичкин, вспоминал, что раньше воробьи собирались стаями по нескольку тысяч штук и устраивали грандиозные драки.
Ворона поймала Пашку и ударила его клювом по голове. Пашка упал и притворился мертвым. Тогда ворона выволокла его из ларька на дорогу. Здесь на дороге его и нашел милиционер. Он подобрал чуть живого воробья и засунул его в варежку. Когда мимо проходили Маша и Петровна, милиционер отдал воробья девочке. Маша принесла Пашку домой и накормила его.
Целые сутки прожил Пашка у Маши и видел, как прилетала ворона и утащила рыбью голову. Потом он каждый день прилетал к Маше и думал, чем же отблагодарить девочку.
Он стал воровать у вороны украденные вещи. И приносил старую пастилу, печенье. Иногда он ошибался и приносил карты, расчески и ручки, которые ворона воровала в других домах.
В тот вечер Петровна долго не посыпалась и Маша открыла форточку, чтобы посмотреть как в нее протискивается ворона. Ворона забралась в комнату и утащила стеклянный букет. Маша вскрикнула и Петровна проснулась. Вернулась мама и долго плакала, а Петровна всех утешала.
Утром Пашка увязался за мамой и проводил ее до театра, а потом куда-то исчез.
Вечером мама нарядила Машу и повела их с Петровной на представление. В это время Пашка собрал большую стаю воробьев и они атаковали ларек, в котором жила ворона. Воробьи протискивались по одиночке в ларек и там поднялся страшный гвалт. Пух и перья летели в разные стороны.
Прибежал милиционер и, отодрав доски, прекратил драку.
В это время в театре начался спектакль и Маша увидела свою маму – Золушку. Спектакль был чудесным и зрители были в восторге. Когда музыка отыграла, все принялись бешено аплодировать и многие удивлялись, почему у счастливой Золушки слезы на глазах.
И тут в театр ворвался растрепанный воробей. Он закружил над сценой и все заметили, что у него в клюве что-то блестит. Дирижер остановил музыку, а Золушка протянула руки. И воробей сбросил ей в руки маленький хрустальный букетик.
Мама приколола букетик к платью дрожащими пальцами. Дирижер взмахнул палочкой и снова заиграла музыка.
Вечером Маша спросила, вспомнила ли мама папу, когда прикалывала букет, и мама ответила, что да. Тогда Маша спросила почему же она плакала, а мама сказала, что от большой радости люди часто плачут.
Когда девочка уснула, мама долго смотрела в окно, на снег и воробья Пашку на дереве и думала, что в этот миг на многих людей сыплются как снег счастливые и добрые сны.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Растрепанный воробей”

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/10/blog-post12.html

Паустовский Растрепанный воробей: краткое содержание

Константин Паустовский “Растрепанный воробей” – эту сказку читают многие дети по школьной программе. В данной статье мы разберем краткое содержание произведения, кто его главные герои и какова главная мысль.

Статья может быть полезна для заполнения читательского дневника или для принятия решения о выборе книги с рассказами и сказками этого выдающегося автора.

<\p>

Обратите внимание

Здравствуйте уважаемые читатели, описывая книги про животных для детей, я поняла, что данное произведение нужно вынести в отдельную статью.

Иначе 5 книг, с которыми очень хотелось познакомить родителей, не смогли бы быть охвачены достойным вниманием. Перейдя по ссылке выше, вы сможете увидеть их список.

Паустовский Растрепанный воробей – краткое содержание, пересказ

В послевоенной Москве, жила девочка Маша со своей мамой и нянюшкой. Ее папа был моряком и участвуя в войне был ранен, чуть не утонул, но выжил.

В то время нужно было восстанавливать Родину и отец Маши работал на Камчатке, дома его видели редко. Мама девочки была балериной в Большом театре.

Кстати, название театра ни разу не упоминается, но описываются чугунные лошади с управляющим их человеком. Что дает нам понять куда именно каждый вечер уходила на репетиции мама.

Девочка проводила вечера с нянюшкой, и пока та отдыхала, Маша любила смотреть в окно. История произошла зимой, Константин Паустовский тонко касается жизни птиц в это время года. Рассказывая о том, что во времена, когда люди всё больше передвигались на повозках, птицам зимой доставались зерна из лошадиного корма.

Теперь же, когда народ передвигается на автомобилях, пичужкам приходится трудно. Неподалеку от здания, в котором проживала девочка, стоял ларек. Летом в нем продавали мороженное, на зиму забивали досками.

Вот в нем и поселилась ворона, которая каждый вечер протискивалась в открытую форточку квартиры и воровала кусочки еды.

В том же районе обитал воробей Пашка. Как-то раз он решился залезть в ларек, чтобы полакомиться запасами вороватой вороны. Но не успел он влететь, как та клюнула его по голове и выкинула на улицу.

Маленькую пичужку подобрал милиционер, посадил в варежку, а потом предложил воробушка Маше. Девочка с удовольствием согласилась, отнесла птичку домой, накормила, отогрела. Теперь воробей мог влетать в открытую форточку когда хотел.

Он был очень благодарен девочке и старался, как мог, отблагодарить ее, принося “сувениры”.

Одним вечером мама Маши достала очень хрупкую брошь в виде букета. Она попросила девочку не трогать ее, объяснив, что это подарок ее отца и она будет очень расстроена если с брошью что-либо случится.

Важно

Когда мама ушла на очередную репетицию, а нянюшка всё еще дремала, девочка решила посмотреть как ворона таскает вещи. Она приоткрыла форточку, спряталась за шифоньер и стала ждать.

Воровка вскоре появилась, но какого же было изумление, когда Маша увидела, что именно она забрала. Мамину брошь!

Мама так сильно плакала, что даже девочка разрыдалась вместе с ней. Оказалось, что папа Маши подарив эту брошь, попросил приколоть ее и подумать о нем, когда жена выступит в Большом театре в роли Золушки. И вот день настал.

Девочка с нянюшкой пришли в театр, где выступала мама, играл оркестр и Маше с трудом верилось, что эта хрупкая красавица ее мама.

В конце представления в зал влетел воробей, он сделал несколько кругов и выронил из клюва пропавшую брошь прямо в руки Золушки.

Оказалось, Пашка нашел как отблагодарить Машу. Он подслушал, что ворона утащила нечто ценное. Пролетел за Машиной мамой, чтобы узнать где та работает. А затем собрал стаю воробьев и они напали на ларек. Так маленький воробушек сотворил поступок подобный сказке.

– Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?

– Да, – ответила помолчав, мама.

– А почему ты плачешь?

– Потому что радуюсь, что такие люди как твой папа, бывают на свете.

– Вот и не правда! – пробормотала Маша. – От радости смеются.

– От маленькой радости смеются, – ответила мама, – а от большой плачут.

Растрепанный воробей – главные герои

Вот такая прекрасная сказка, со счастливым концом, написана Константином Паустовским. Давайте посмотрим кто же ее главные герои:

  • Девочка Маша;
  • ворона;
  • воробей Пашка.

Самым главным героем, Паустовский Растрепанный воробей, сделал Машу. Какая она? Добрая – она заботится о слабом, раненном воробушке.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила.

Она любит маму и переживает потерю папиного подарка вместе с ней.

А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.

Еще девочка любознательная.

И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы.

Именно из-за этого ее качества и произошла неприятность.

Совет

Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Что можно сказать о вороне? Она вызывает большой интерес у девочки, которая вместе с нянюшкой, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате.

Непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона таскает со стола объедки еды, что неудивительно зимой. Но она не всё съедает, многое заталкивает в расщелины ларька. Также она умна и не любит вторжения на свою территорию.

Но ворона была ученая, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.

А что нам известно о третьем главном герое – воробье Пашке? Он ловкий смелый и полон благодарности к девочке. Отношения Маши с воробьем дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит.

Он постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть.

И самое главное – именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Паустовский Растрепанный воробей – второстепенные герои

  • Мама девочки;
  • няня Петровна;
  • отец Маши;
  • милиционер.

Мама Маши балерина, которая практически все вечера находится на репетициях.

Она готовится к выступлению в роли Золушки. Нам известно, что женщина очень любит мужа и скучает по нему.

Бережно хранит подаренную им брошь и хочет ее надеть в день выступления, чтобы хоть частично почувствовать его присутствие.

https://www.youtube.com/watch?v=Ey6aEO2J1UM

Няня Петровна – это пожилая женщина, которая постоянно находится с Машей. Она добрая и немного строгая. Вечером она отдыхает на диване, а перед сном открывает форточку, чтобы проветрить помещение.

Отец Маши – это косвенный персонаж, о котором мы знаем из мыслей мамы и воспоминаний самой девочки.

Читайте также:  Аргументы из литературы по направлению «равнодушие и отзывчивость»

Ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием Камчатка, и вернется нескоро, только весной.

Обратите внимание

Милиционер – мужчина с добрым сердцем, который не только подобрал раненого Пашку, но согрев его в своей рукавице, предложил Маше взять его домой. Мы знаем, что он курил табак, крошки которого Пашка обнаружил в его кармане. А также, что милиционер исправно выполнял свои обязанности.

Милиционер начал отдирать доски, чтобы открыть заколоченную дверь в ларек и прекратить драку.

Паустовский Растрепанный воробей – главная мысль

Сказка Растрепанный воробей пронизана волшебством. Паустовский хотел донести мысль, что в обычной жизни тоже есть место волшебству. А как иначе объяснить то, что птица поняла переживания девочки и помогла ей в трудную минуту? Главным чудом в произведении является любовь, которая связывает его героев – их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.

Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик, если не он сам, смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете.

Сказка наполнена любовью, которую испытывают друг к другу все действующие лица. И все же присутствует немного печали от расставания мамы с любимым мужем, Маши с отцом и постоянно отсутствующей мамой.

Но это жизнь и в ней есть место верным друзьям как Пашка, любви к ближним независимо от того далеко они или близко.

Уважаемые читатели, я надеюсь вы нашли полезным мой полный разбор произведения. Если вы помогаете ребенку с домашним занятием, то обсудите все описанные мною моменты и уверена, что ваш школьник не только получит заслуженную 5-ку, но также глубже поймет произведение, которое написал Константин Паустовский Растрепанный воробей.

Вам также будет интересно:

Денискины рассказы
Краткое содержание: “Пропавшая буква” и “Мангуста”

Источник: https://www.millionairekids.ru/paustovskij-rastrepannyj-vorobej/

Краткое содержание Паустовский Растрепанный воробей для читательского дневника

Сказка Растрепанный воробей наполнена атмосферой волшебства. Паустовский показывает, что даже в самой обычной жизни есть место добру и волшебству. За идею можно взять желание автора показать то, как важно помогать друг другу, любить и поддерживать в трудную минуту.

Рассказ начинается со знакомства с персонажами, девочка Маша, которая живет с няней, мамой и папой. Папа был моряком и брал участие в войне , где был ранен, но не смотря ни на что-выжил.

Мама работала в театре и в последнее время готовилась к спектаклю Золушка, она очень переживала и да бы придать себе уверенности, она взяла с собой букет, который подарил ей муж, чтобы та всегда помнила о нём.

Важно

Маша любила вечерами смотреть в окно, на тихое небо и на то,как идет снег. За Машей с дерева наблюдала ворона, она ждала пока девочка уйдет в другую комнату, чтобы залететь и схватить, что попадется. Но ворона оставляла следы лап, поэтому няня Петровна приходя в комнату возмущалась.

И потом они с Машей принимались искать то, что в этот раз унесла ворона, обычно это были сладости или колбаса. Ворона обитала в ларьке, где летом продавали мороженное, зимой же она забивала всё, что украла в уголки, да бы никто не нашел. Бывало, что снилось ей, как воробьи крадут её еду и тогда она громко каркала, пугая местного милиционера.

Но вот однажды забрел в её ларек воробей Пашка. Тяжелые сейчас были времена для этих птиц, кушать было нечего, в основном одни машины кругом. Кому повезло, те в село отправились зимовать, другие в приморские города, а остальные в городе остались. Пашка залетев в ларек хотел что-то найти покушать, но не успел, ворона кинулась на него и клюнула в голову.

Воробей прикинулся мертвым и ворона выкинула его на улицу.

На помощь пришел ему милиционер, он поднял его и засунул в рукавицу, Пашке было очень больно и хотелось кушать, но в кармане милиционера кроме крошек от табака ничего не было. На следующий день милиционер предложил Маше забрать себе воробья, та конечно же согласилась.

Она принесла его домой отогрела и накормила, воробей поправился за сутки, а затем каждый день стал прилетать к Маше покушать.

В это время он хотел отблагодарить девочку и не нашел ничего лучшего, как принести в клюве гусеницу, а затем он заменил как старая ворона ворует вещи из комнаты и потихоньку начал их возвращать.

Однажды ворона украла стеклянный букет и как раз вернулась мама, они с Машей долго плакали. Пашка решил отомстить вороне и собрал всех воробьев, они проникли к ней в ларек и начали разборки. В это время в театре был спектакль Золушка, к которому так сильно готовилась мама и в конце влетел воробей и выронил брошь прям в руки Золушки.

Паустовский. Краткие пересказы:

  • Заячьи лапы
  • Растрепанный воробей

Картинка Растрепанный воробей

Сейчас читают:<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/paustovskij/rastrepannyj-vorobej

«Растрепанный воробей»: краткое содержание. Паустовский, «Растрепанный воробей»

Искусство и развлечения 17 января 2015

В своих произведениях Константин Георгиевич Паустовский поведал нам, как нужно любить природу, животных. Это отнюдь не нравоучения, писатель просто рассказывает различные истории о животных, растениях, птицах.

После прочтения этих произведений хочется охранять братьев наших меньших. Надеемся, что одобрил бы это краткое содержание Паустовский.

«Растрепанный воробей» – интересный и трогательный рассказ, и мы постараемся не только передать сюжет произведения, но и помочь читателю удостовериться в том, что в маленьком тельце птицы может биться большое благородное сердце.

Знакомство с Машей

Перед нами комната маленькой девочки. Автор смог достоверно описать обстановку, поэтому читателю легко мысленно перенестись туда, где начинается рассказ.

Часы на стене пробили 8 раз. Это железный кузнец ударял в свою наковальню. С этого эпизода начинается сам рассказ и его краткое содержание. Паустовский, растрепанный воробей, Маша – фамилия автора, имена и прозвища главных героев будут звучать в пересказе довольно часто. Зато вы хорошо запомните их.

Прошел час, кузнец, который был ростом с игрушечного солдатика, ударил в свою наковальню уже 9 раз. Именно в девять вечера няня укладывала девочку Машу спать. Та не хотела ложиться в постель, поэтому вела себя тихо, чтобы не разбудить няню, дремавшую на диване.

Маша стояла около окна и думала о маме, которая ушла в театр. Там женщина работала – танцевала. Девочка вспоминала, каким большим был театр, с колоннами. Наверху, на его крыше, пытались встать на дыбы чугунные лошади, но их удерживал человек с венком на голове. Эти фигуры стоят на здании Большого театра, значит, мама девочки служила балериной именно там.

Папин подарок

Произведение «Растрепанный воробей» продолжается воспоминаниями девочки об отце. Благодаря им мы узнаем, что во время Великой Отечественной войны он был на фронте, служил на корабле, отважно сражался с врагами.

В данное время отец Маши находился на Камчатке и должен был вернуться только весной, а события рассказа происходят зимой.

Маме девочки через 2 дня предстояло исполнить партию Золушки. Дочка еще ни разу не была в Большом театре, но женщина пообещала взять ее на премьеру.

Совет

Недавно мать достала из сундука маленький букет, сделанный из стекла. Ее муж привез эту брошь в подарок жене из далекой страны. Он хотел, чтобы любимая женщина приколола сувенир на красивое платье Золушки, когда героиня сказки будет танцевать во дворце.

Мама положила брошь на стол и строго-настрого приказала дочери не трогать ее. Девочка была послушной и смотрела на красивую вещицу только издалека.

Интересно было бы узнать, как бы написал краткое содержание Паустовский. «Растрепанный воробей» – рассказ не только об этой птице, но и о людях, с которым связала ее судьба. Поэтому автор, пересказывая свое произведение, тоже наверняка познакомил бы собеседника с девочкой Машей и ее родителями, рассказал бы о стеклянном букете, который в сюжете играет важную роль.

Видео по теме

Вороватая особа

Помимо положительных героев, есть в сказке и отрицательные. Их немного – всего одна ворона, но и она причинила много неприятностей не только людям, но и маленькому воробью.

А пока вернемся к тому моменту, когда Маша стоит около окна и смотрит через него на улицу. Она увидела седую ворону, та тоже глядела на девочку. Оказывается, птица знала распорядок дня людей.

Няня Петровна на ночь всегда проветривала комнату, поэтому открывала форточку. Пока она отводила девочку умываться, хитрая птица проникала в помещение и быстро брала то, что плохо лежит.

Мокрые отпечатки лап и пропавшие вещи красноречиво говорили о том, что в комнате побывал незваный гость.

Петровна, возвратившись, видела следы пребывания вороны, и они с Машей начинали искать, что на этот раз утащила воровка. Пока она брала только кусочки колбасы, сахар, печенье. Эти припасы птица прятала в заброшенном ларьке, в котором было ее логово. На холоде еда замерзала и могла храниться долго, поэтому вороне голод не грозил.

Далее читателя познакомит с благородным героем произведения краткое содержание.

Паустовский, «Растрепанный воробей»: отважный Пашка

Таким образом ворона обеспечивала себя съестными запасами. А вот воробьи иногда были вынуждены голодать. Раньше люди передвигались на лошадях. Около этих животных можно было полакомиться овсом, поэтому птицам было проще пережить холодную зиму. Но теперь транспортные средства стали другими – люди ездили на машинах, автобусах, поэтому воробьишкам приходилось очень нелегко зимой.

Неудивительно, что чувство голода занесло воробья по имени Пашка в ларек. Он не успел проглотить даже крошку хлеба, как его тотчас же застала ворона. Она была больше и сильнее его и стукнула Пашку клювом по голове. Но воробей был умным, он притворился мертвым, иначе злая птица просто бы добила его.

А так ворона выбросила Пашку из своего домика. Он упал на снег, но остался жив. Вот такой написал Паустовский рассказ. Растрепанный воробей лежал на снегу еле живой – ему было плохо, очень болела голова после удара вороньего клюва. Но бедолаге повезло, на шум к ларьку подошел милиционер и спас его, положив в теплую варежку и взяв с собой.

Пашка обретает дом

В этот день недалеко от ларька гуляла Петровна с Машей. Милиционер подошел к девочке и спросил, не нужна ли ей птица. Та ответила утвердительно.

Девочка была очень заботливой. Дома она пригладила птице перья, накормила, напоила бедолагу. Так и остался жить в теплом доме растрепанный воробей. Отзыв о своей спасительнице Пашка мог бы оставить наилучший, конечно, если бы он умел писать. Но маленькая птичка пыталась придумать более подходящие способы, чтобы отблагодарить свою спасительницу.

Пашка не все время находился в доме. Когда ему хотелось, он улетал, но потом возвращался с подарками. Воробей решил восстановить справедливость и по-тихому забирал у вороны то, что она украла. Добытое Пашка приносил в дом к девочке. Но она не была рада засохшей гусенице, конфетной обертке, черствому кусочку пирога.

Однако вскоре воробей смог принести то, чему Маша и ее мама очень обрадовались.

Заветный букетик

Когда в очередной раз няня открыла форточку для проветривания, ворона утащила бесценную для семьи вещицу – стеклянные цветы. Увидев пропажу, мама и Маша заплакали. Балерина уехала в театр в подавленном настроении.

Тогда Пашка собрал команду воробьев, и они с трудом, но смогли отнять у воровки букетик.

В это время няня с Машей смотрели, как красиво танцует Золушка. Но та была очень грустной. И в этот момент под потолком показался воробей, который что-то держал в клюве. Это был тот самый букет. Паша раскрыл клюв и заветная брошь упала прямо в ладони балерины. Мама приколола букетик на платье и стала самой счастливой. На такой радостной ноте заканчивает свой рассказ Паустовский.

Обратите внимание

Растрепанный воробей, главные герои-люди – Маша, мама, милиционер – вызывают у читателя только положительные эмоции. Девочка и милиционер спасли Пашку, а он в ответ сделал семью девочки счастливой.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/129235/

К. Паустовский. Растрёпанный воробей

  • Что  произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Когда  кончился  спектакль, в котором Машина мама танцевала Золушку, и музыка весело запела о счастье, в это самое время в зрительный зал ворвался, маленький, растрёпанный после жестокой драки, воробей.

 Он закружился над сценой, и все заметили, что в клюве у него блестит хрустальная веточка. Зал стих. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка приколола его к своему платью. Зал рукоплескал.

Воробей сел на люстру и начал чистить перья. Золушка кланялась и смеялась.<\p>

Пересказ отрывка будет подробным.<\p>

План:

1. Окончание спектакля.
2. Появление растрёпанного воробья.
3. Хрустальная веточка.

4. Золушка счастлива. 

  • Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями? Запиши диалог с другом.
Читайте также:  Образ мармеладова в романе «преступление и наказание»

– Мог ли ты ожидать от воробья таких действий?
– Пашка ведёт себя как неравнодушный человек.
– Как по-новому раскрылся перед тобой характер Пашки?

– Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый.

– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?

– Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.

– Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы?
– Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить её обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство.

– Можно ли произошедшее назвать чудом?

  • В рассказе «Растрёпанный воробей» животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером.
    Проследи, как описывается воробей Пашка.

«маленький растрёпанный воробей по имени Пашка», «прилетал  к  Маше,  поклевывал  крошки и соображал,  чем бы Машу отблагодарить», «начал  ловко  утаскивать  из ларька ворованные  вещи  и приносить их обратно к Маше», «как маленький пушистый снаряд», «нахохлился и задумался», «почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся», «собрал всех воробьёв, какие жили поблизости,  и  воробьи  всей  стаей  напали на вороний ларёк», «было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки», «воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет».

Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, ловкий, умный, смелый.

  • Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.<\p>

Было  очень  хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась  за  маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижёром.

Ответы по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Источник: http://volzsky-klass.ru/k-paustovskij-rastryopannyj-vorobej/

Сказку Паустовского Растрепанный воробей читать онлайн

Автор: Константин Паустовский

Год издания рассказа: 1963

Рассказ Паустовского «Растрепанный воробей» совсем небольшое произведение, которое, тем не менее, получило широкую известность. Этим оно во много обязано мультипликационному фильму, снятому по его мотивам в 1967 году.

Кроме того, немало этому поспособствовало наличие рассказа в школьной программе.

Именно благодаря таким добрым и живым произведениям Константин Паустовский по сей день занимает высокое место среди самых читаемых русских классиков.

Рассказа «Растрепанный воробей» краткое содержание

В рассказе Константина Паустовского «Растрепанный воробей» читать можно о маленькой девочке Маше. В то время, когда ее нянюшка Петровна мирно спала на диване девочка встала и тихо наблюдала за окном. Мамы дома не было. Она как всегда вечерами была в театре. Там она танцевала.

Но в театр, на крыше которого застыли бронзовые лошади и всадник, мама дочку некогда не брала. Мама всегда волновалась перед выступлениями, особенно сейчас. Ведь через два дня ей предстояло играть Золушку. Не дожидаясь этой даты, она достала из сундука маленький стеклянный букетик цветов, которые подарил ей папа.

Его он привез из какой-то страны. Ведь он был моряком и много путешествовал. Когда была война, он потомил два фашистских корабля, несколько раз сам тонул, но остался жив. Сейчас он служил на Камчатке. А букетик он велел маме приколоть на платье, когда она будет танцевать Золушку. Вот он и дождался своего часа.

Мама положила букетик на стол и строго настрого велела Маше не прикасаться к нему, ведь он был очень хрупким.

Главная героиня рассказа «Растрепанный воробей» Паустовского смотрела в окно. Там шел снег, а на ветке сидела ворона. Она ждала, пока Петровна откроет форточку, чтоб проветрить комнату, а сама поведет Машу умываться.

В это время она залезет в форточку и что-нибудь украдет. А вернувшиеся хозяйки затем будут искать, что стянула эта старая воровка. Ворона жила в заколоченном ларьке, в котором летом продавали мороженное.

Свою добычу она прятала в щелях ларька.

Однажды старая ворона застала у себя в ларьке воробья – Пашку. Жизнь у воробьев сейчас стала очень сложная. Лошадей в городе почти не осталось и соответственно овсом то же было не поживиться.

Важно

Это раньше, как рассказывал дед Пашки – Чичкин, воробьёв в городе было столько, что когда они взлетали то даже лошади путались. А сейчас большинство из них подались в деревню и жить стало сложно. К вороне в ларек Пашка забрался в надежде что-то украсть.

Но ворона его сразу заметила и дала клювом по голове. Пашка прикинулся мертвым, а ворона его выкинула из ларька. На улице Пашку подобрал милиционер, засунул в варежку и в карман. В кармане Пашке было голодно и обидно. Но лежал он там не долго.

Милиционер встретил на улице Машу и предложил ей воробья на воспитания. Пашку отдали прямо в рукавице, чтоб не убежал.

Главная героиня сказки «Растрепанный воробей» Паустовского принесла воробья домой. Она расправила ему перышки, накормила и отпустила. Пашка сначала сел на кузнеца в настенных часах, но тот чуть не ударил его молотом, когда начал отзванивать одиннадцать часов.

Тогда Пашка решил опуститься на голову баснописца Крылова, но тот был скользкий и воробей чуть не упал. В доме Маши воробей прожил целые сутки. И когда ворона залетела стянуть копченную рыбью голову, спрятался в корзину с красными цветами.

С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше поклевать крошек и всегда думал, как бы ее отблагодарить. Сначала он принес замерзшую гусеницу, но Петровна бранясь выбросила ее. Тогда Пашка начал таскать вещи украденные вороной назад.

Но ворона таскала вещи не только из Машиной квартиры и потому Пашка часто ошибался.

В то утро которое положило начало произведению «Растрепанный воробей» Паустовского Маша хотела посмотреть, как ворона таскает вещи из их квартиры. Она открыла форточку и стала ждать.

Совет

Ворона долго не появлялась, но затем залетела, каркнула своему отражению в зеркале, схватила стеклянный букетик и улетела. Маша вскрикнула, но было уже поздно. Когда же об этом узнала мама, то она плакала так долго, что и Маша заплакала с ней.

Все это узнал воробей Пашка. Утром он проводил Машину маму в театр на репетицию и решил действовать.

Вечером Маша вместе с Петровной и мамой отправились в театр. А Пашка по приказу Чичкина собрал всех окрестных воробьев. Они сначала хотели выманить ворону из ларька, но та не поддавалась на их оскорбления. Тогда все воробьи ринулись в ларек и началась драка. Да какая драка! Чтоб успокоить этот рукопашный бой по уставу милиционер даже начал выламывать доски ларька.

Тем временем в театре высокий человек взмахнул рукой и грянул оркестр. Маша увидела большую нарядную комнату и Золушку. Музыка нарастала и вскоре заполнила весь зал и даже капельдинеры, которые обычно не смотрели представление, вошли в зал и тихонько прикрыли за собой двери.

А когда представление окончилось, все увидели на глазах счастливой Золушку слезы. В это же время над сценой закружился воробей. Сразу было видно, что он только-только из драки и держит в клюве что-то блестящее. Золушка протянула руку, и воробей бросил к ней в ладонь стеклянный букетик. Его Золушка приколола себе на платье.

Загремел оркестр и зал задрожал от оваций.

Уже дома, когда мама велела спать, Маша спросила, вспомнила ли мама о папе, когда прикалывала букет. Мама ответила, что да, и заплакала.

Главная героиня рассказа «Растрепанный воробей» спросила, почему она плачет, ведь от счастья смеются, а не плачут? На что мама ответила, что от маленькой радости смеются, а от большой плачут.

И уже когда Маша уснула, то ее мама подумала, что счастливые сны и сказки сыплются на людей как снег. А за окном на ветке спал Пашка.
<\p>

Рассказ «Растрепанный воробей» на сайте Топ книг

Рассказ «Растрепанный воробей» Паустовского читать настолько популярно, что он занял высокое место в нашем рейтинге лучшей отечественной классики.

А благодаря тому, что практически во всех учебных заведениях есть урок «Растрепанный воробей» Паустовского, произведение представлено и среди лучших детских книг.

И учитывая тенденции мы еще не раз увидим произведение «Растрепанный воробей» в рейтингах нашего сайта.

Рассказ Паустовского «Растрепанный воробей» читать онлайн на сайте оп книг вы можете здесь

Источник: https://top-knig.ru/rastrepannyj-vorobej/

Папмамбук

«Растрепанный воробей» – это сказка. Но «сказочность» проявляется только в необыкновенной понятливости воробушка, которого спасает девочка Маша. Он понимает человеческую речь и способен сочувствовать людям. А описание жизни воробьиного «сообщества» очень напоминает человеческое.

Воробьи сетуют на сложности нынешней воробьиной жизни и испытывают ностальгические чувства по отношению к тем временам, когда в городе вместо машин еще ездили на лошадях, и кругом полно было рассыпанного овса. Однако юмористическая интонации лишь отдельными штрихами проскальзывает в этой в целом драматичной и в то же время необыкновенно лирической истории.

Повествование вовлекает читателя в водоворот событий и чувств, не позволяя ему ослабить внимание.

Здесь есть все, что обычно привлекает ребенка: элементы детектива (ворона крадет заветный стеклянный букетик Машиной мамы), сложные приключения (воробьи разрабатывают тактику нападения на ларек, в котором живет ворона, чтобы отнять букетик, и вступают с ней в неравный отчаянный бой, так что автору приходится «вызывать милицию»), вещи и предметы кажутся живыми (шевелится железный кузнец на часах, чтобы в нужный момент ударить по маленькой наковальне; отопление в трубах пищит «свою теплую песню»; чугунных лошадей на крыше театра с трудом удерживает чугунный человек с венком на голове).

Но главное в «Растрепанном воробье» – это рассказ о высоких и сильных чувствах.

Обратите внимание

Украденный вороной букетик – вещь драгоценная не в силу стоимости, а как знак памяти и любви. Это подарок отца Маши ее маме – балерине. Машин отец – моряк, во время войны он сражался в море с фашистами, а теперь служит далеко от дома, на Камчатке.

Он просит Машину маму приколоть этот букетик к платью, когда она будет первый раз танцевать Золушку: «Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

Почему-то это важно – вспомнить о ком-то в самый счастливый момент своей жизни, разделить с отсутствующим здесь и теперь человеком свое счастье.

С рассказа мамы о просьбе отца и начинается «Растрепанный воробей». Но мама тут же добавляет: Маша еще маленькая и вряд ли поймет, что это значит. Маша сердится, что ее «подозревают в непонимании».

Однако для любого ребенка это очень важный момент – оказаться «лицом к лицу» с чьей-нибудь любовью, с ее непостижимой тайной, узнать о взрослых чувствах и об их сложности.

И хотя Маше кажется, что она все понимает, и именно ее забота о маленьком воробушке оборачивается возвращением заветного букетика (как в сказке – в самый последний момент), все же ее удивляет, что мама от счастья плачет. Маша думает, что от радости нужно смеяться. На что мама ей отвечает: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут!»

Это важное открытие для ребенка-читателя.

Сказку «Растрепанный воробей» можно найти в разных сборниках рассказов и сказок Константина Паустовского. Мы рекомендуем книгу «Воробьиные истории» издательства «Энас» (2011 г.

), в которой кроме «Растрепанного воробья» читатель найдет еще и историю М. Горького «Воробьишко», а также сказку Д. Мамина-Сибиряка «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».

Эту книгу можно читать детям, начиная с четырех-пяти лет. Годится она и для самостоятельного чтения восьмилеток.

Важно

А в издательстве «Махаон» вышла книга под названием «Растрепанный воробей». Это сборник рассказов и сказок Константина Паустовского.

Дизайн, характер иллюстраций и плотность текста махаоновского сборника сразу поднимает возрастную планку для читателей: книга адресована младшим школьникам третьего-четвертого класса. Ну, и любителям К. Паустовского более старшего возраста.

Очень жалко, что никто не решился выпустить «Растрепанного воробья» отдельной, качественно проиллюстрированной книгой.

Отдельная сказка в «своей» книге всегда живет иначе, чем в сборнике, и переживается иначе. А «Растрепанный воробей» – выдающееся произведение, которое требует правильно организованного переживания.

Марина Аромштам

Источник: http://www.papmambook.ru/articles/262/

Читать

Паустовский Константин

Растрепанный воробей

Константин Георгиевич Паустовский<\p>

Растрепанный воробей<\p>

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.<\p>

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.<\p>

Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.<\p>

Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.<\p>

Читайте также:  Краткое содержание пьесы шекспира «макбет» для читательского дневника

Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.<\p>

Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был морякрм и привез этот букетик из какой-то далекой страны.<\p>

Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием “Камчатка”, и вернется не скоро, только весной.<\p>

Совет

Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.<\p>

– Вот, – прошептала мама, – ты и дождался.<\p>

– Чего дождался? – спросила Маша.<\p>

– Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, – ответила мама. – Папа подарил мне этот букет и сказал: “Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне”.<\p>

– А вот я и поняла, – сказала сердито Маша.<\p>

– Что ты поняла?<\p>

– Все! – ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.<\p>

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.<\p>

В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.<\p>

Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.<\p>

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:<\p>

– Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!<\p>

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.<\p>

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.<\p>

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.<\p>

Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.<\p>

Обратите внимание

Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена – их иногда вспоминал Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, – воробьиное племя все дни толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую.<\p>

А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело.<\p>

Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные – в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая.<\p>

“Раньше, – рассказывал Чичкин, – воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: “Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?”<\p>

А какие были воробьиные драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочем не допустят…”<\p>

Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.<\p>

Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула – выбранилась на все воробьиное вороватое племя.<\p>

Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв.<\p>

– Эх ты, беспризорник! – сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. – Невеселой жизни ты воробей!<\p>

Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.<\p>

Важно

Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и строго спросил:<\p>

– Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?<\p>

Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:<\p>

– Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.<\p>

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила. Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку. Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий – Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне – и наколотил одиннадцать раз.<\p>

Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.<\p>

С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу – нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.<\p>

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=69018&p=1

К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

? С. 157 Что ты можешь сказать о Маше: она любознательная? добрая? впечатлительная? Что известно о её семье: о маме, папе и няне Петровне?

Маша любознательная. Это видно из того, какие вопросы её волнуют: «И было непонятно, как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы.

Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом…».

Маша добрая девочка – она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по её вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Впечатлительность Маши ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «– Золушка! – тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены».

Совет

Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

Чтобы ответить на вопрос о Машиной семье, нам придётся ещё раз внимательно просмотреть текст. Машин отец был моряком, потом он «ушёл на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной».

Машина мама – балерина: «…она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу»; «Все последние дни мама волновалась.

Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».<\p>

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей.

Из текста понятно, что Петровна уже пожилой человек, что она добрая и немного строгая.

Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьём Пашкой? 

Надо отметить, что ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша вместе с Петровной часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате.

Сначала Маша наблюдает за вороной из окна («…непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу»). Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку».

Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.

Обратите внимание

Что же касается отношений Маши с воробьём Пашкой, то они дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесёт в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Расскажи всё, что ты знаешь про Пашку.

Следующее задание («Расскажи всё, что ты знаешь про Пашку») направлено на выявление одной из линий повествования.

Можно ещё раз обратить внимание на название рассказа и отметить, что эта линия является одной из главных, по мнению самого автора.

<\p>

Пашка ловкий, умный, смелый (пусть найдите подтверждение каждого из этих качеств). Коротко расскажите, что случилось с Пашкой и как он оказался у Маши дома.

А теперь расскажи о случае с букетиком от лица Пашки. Получилось? Тогда попробуй посмотреть на этот же случай глазами Петровны!

Задание рассказать о случае с букетиком от лица разных героев рассказа (воробья Пашки и няни Петровны) развивает умение смотреть на мир глазами другого человека или животного.

Чтобы выполнить это задание, мы должны хорошо представлять характеры тех героев, от лица которых мы будем говорить.

Нужно ещё раз обратить внимание на то, что воробей Пашка шустрый, ловкий, умный, смелый, что он обожает Машу.

Важно, помнить, что нянюшка Петровна добрая, но строгая, немного ворчливая. Вспомните, что Петровна говорила о проделках вороны; как она относилась к воробью Пашке.

— Жизнь меняется с течение времени, — сказала Анишит Йокоповна. — Эти изменения называются ИСТОРИЕЙ.

О каком важном историческом событии упоминается в рассказе?

Важно

Исторические события, которые упоминаются в рассказе: это исчезновение извозчиков и появление автомобилей в городах и Великая Отечественная война.<\p>

Как исторические события сказались на жизни воробьёв? 

Мы должны найти размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина, о происшедших вокруг переменах; ещё раз отыскать строчки, где рассказывается, как Машин папа уходил на войну и был там ранен.

Что является главным чудом в рассказе? Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?

Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу,
поддержать в трудный момент жизни.

 Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви, для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете (мама мечтала танцевать Золушку).

Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдётся такой воробей, который его вернёт!

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

Источник: https://e-razumniki.ru/k-paustovskij-rastryopannyj-vorobej-literaturnoe-chtenie-3-klass-pnsh/

Ссылка на основную публикацию