Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма.Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета — желтого.
Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне.Желтый тон в романе проникает не только в интерьер, но и в портрет. Алена Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате ее — желтые обои, мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках.
У Раскольникова «исхудалое, бледно-желтое лицо», в комнате его — «грязные, желтые обои», когда Родиону становится плохо, ему подают «желтый стакан, наполненный желтою водою». «Больное, темно-желтое лицо» у Порфирия Петровича, в кабинете его — казенная мебель, «из желтого, отполированного дерева».
У Катерины Ивановны — «бледно-желтое, иссохшееся лицо», «отекшее от постоянного пьянства, желтое лицо» у Мармеладова, в комнате Сони — «желтоватые обшмыганные и истасканные обои».
В желтых тонах дан в «Преступлении и наказании» и образ Петербурга. Вот, стоя на мосту, Раскольников видит женщину «с желтым, продолговатым испитым лицом». Неожиданно она бросается в воду. Раскольников узнает, что у нее уже не первая попытка самоубийства.
Раньше она «удавиться хотела», «с веревки сняли». В этой сцене воплощается мотив безысходности, тупика, когда человеку «уже некуда идти». Уныло и грязно смотрятся ярко-желтые домики на Большом проспекте, неподалеку от которого застрелился Свидригайлов.
Каков же смысл этого желтого колорита в романе Достоевского?Известно, что желтый цвет — цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии, располагающий к общению и открытости. В романе же значение этого цвета как будто перевернуто: он зачастую обрамляет бедность, болезни и смерть.
Раскольников сидит в одиночестве в своей «желтой каморе», перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешевой гостинице, и в комнате его — все те же грязные, желтые обои.В постоянном, демонстративном использовании этого цвета — горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст.
Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, — это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности.
Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона.
Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе — очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям.Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки — импульсивны.
Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным.Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета. Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими — именно этого жаждет герой в романе.
Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности.
Кроме того, не стоит забывать о том, что «Преступление и наказание» — петербургский роман. А Петербург второй половины XIX века — город «золотого мешка». «Страсть к золоту сильнее любви, в царстве денежных отношений любовь, красота, женщина, ребенок …превращаются в товар, которым можно торговать…» — писал В. Я. Кирпотин.
Поэтому желтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения.Кроме желтого цвета, в описаниях природы, в портретах в романе Достоевского часто встречается красный цвет, который связан в основном с образом Раскольникова. В своем первом сне он видит больших, пьяных мужиков в красных рубахах. У них красные лица.
Рядом сидит «бабенка» в красном. На мосту Раскольников видит закат «яркого, красного солнца». Процентщице он закладывает «маленькое золотое колечко с тремя красными камешками». Под кроватью Алены Ивановны он находит укладку, «обитую красным сафьяном». Под белой простыней у старухи лежит заячья шубка, «крытая красным гарнитуром».
Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его — кровь.
Таким образом, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию. Все позитивное, радостное в жизни героев настолько затушевано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное, разрушительное начало, льется кровь. Так, цветовой фон сливается в романе с его философской направленностью, мыслями о мире и человеке.
Источник: https://lit-helper.com/p_Simvolika_cveta_v_romane_F_M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie
Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Федор Михайлович Достоевский – величайший русский писатель, оказавший огромное влияние на развитие русской и западноевропейской литературы. Его читает весь мир, впечатляющая сила его романов велика.
«Преступление и наказание» открывает собой период великих романов в творчестве Достоевского, в течение которого были написаны «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Появление «Преступления и наказания» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов.
Организация художественного текста романа подчинена стержневой мысли – показать, что идея Раскольникова о делении человечества на две неравные части бесчеловечна, она неразрывно связана с условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой.
Многие исследователи обращали внимание на символическую особенность литературных характеров Достоевского. Но особую роль в произведении играет цвет. Цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев.
В своей работе мы рассмотрели особенности цветовой гаммы в «Преступлении и наказании», значение его для раскрытия главной идеи романа и провели сопоставление цветовой гаммы и душевного состояния героев.
Чтобы получить ответы на эти вопросы, были изучены первоисточники различных авторов, использовали ресурсы сети «Интернет». Частично мы нашли ответы на поставленные вопросы, но не на все, поэтому дальнейшую работу провели сами.
Значение темной цветовой гаммы в романе «Преступление и наказание»
Анализируя использование цвета в «Преступлении и наказании», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто.
Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и зеленый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.
Роман Достоевского начинается с описания жизни и мира петербургских углов и их обитателей. Показывая условия их жизни, автор использует в основном темные и грязно- желтые цвета.
Всё действие романа происходит в той части Петербурга, где живёт беднота. Перед нами предстает сырой, мрачный город, в котором на каждом углу распивочные. В начале романа появляются в основном тёмные, грязные тона:
• На улице жара стояла страшная всюду извёстка, леса, кирпич, пыльнестерпимая вонь из распивочных и пьяные, поминутно попадающиеся довершали отвратительный и грустный колорит картины.
• Лестница была тёмная и узкая, «черная», но он всё знал и изучил
• Жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки.
• На какую грязь способно, однако, сердце моё.
• В распивочной. Он уселся в тёмном и грязном углу, несмотря на всю грязь обстановки, он с УДОВОЛЬСТВИЕМ остался теперь в распивочной.
Главный герой романа Родион Раскольников живет в темной каморке и гуляет по мрачному городу, посещает темную и грязную распивочную.
Его темные мысли гармонируют с той жизнью грязных распивочных, углов и улиц Петербурга, рождая в его сердце «лед». Именно в такой обстановке у него рождаются темные мысли об убийстве, его теория о сверхчеловеке, которому дозволительно всё, даже решать, кому есть место на земле жить, а кому нет.
Атмосфера удушья на улицах Петербурга, черные и узкие лестницы, темные и грязные углы, распивочные – вот основой колорит города, в котором может жить только психически больной человек, а значит, и нездоровое общество.
Символика желтого цвета
Самым распространенным цветом в романе оказывается желтый. Он присутствует почти постоянно, оказывает сильнейшее воздействие на действующих лиц и читателя, и является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев.
По мнению психолога М. Люшера, желтый цвет – цвет солнца, тепла и радости: «Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим ». Мы встречаемся с противоречием понятия радостного желтого цвета и желтого цвета Достоевского.
Какое же символическое значение желтого цвета в романе Достоевского?
Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции, по мнению психолога Люшера. Однако в романе «Преступление и наказание» этого не происходит.
Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей – это болезненный цвет.
Например: “Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару”; “Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою».
Здесь “желтый сахар” сочетается с надтреснутым сломанным чайником, точно так же, как и судьба Раскольникова имеет трещину или изъян. “Желтый стакан”, т. е.
давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием.
Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: “пожелтелая меховая кацавейка” Алены Ивановны, “совсем рыжая, вся в дырах и пятнах” шляпа Раскольникова, как и вся его жизнь, еще молодая, а уже как будто выцветшая, беспросветная, запятнанная кровью.
Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. “Мебель вся очень старая из желтого дерева. громовые картинки в желтых рамках. “, – так описывает автор квартиру старухи – процентщицы.
Выбор грязно-желтых красок при описании жилища Алены Ивановны неслучаен, они олицетворяют недостойный образ жизни хозяйки. А вот описание каморки Раскольникова: “Это была крошечная клетушка, шагов в 6 длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями.
” Комната с отставшими от стен обоями – вид удручающий. Это не только рушение дома, но и рушение человеческой жизни.
Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом, который давит на него своей теснотой, темнотой, рождая желание вырваться из него, а вырваться некуда: там, на улицах Петербурга, та же атмосфера безысходности. Угнетающая обстановка жилища, города толкает Раскольникова на преступление.
Желтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали.
Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.
Эту мысль подтверждают и слова Люшера: «Желтый как цвет разрядки, освобождающей от раздражающего напряжения, выражает только нервное и психическое состояние».
Исследователи творчества Достоевского отмечают, что во всем мировом искусстве найдется немного произведений, подобных “Преступлению и наказанию”, в которых желтый цвет был бы в такой степени цельно выдержан. Аналогию проводят с живописью, с творческими исканиями голландского художника Ван-Гога.
Картина Ван-Гога “Кафе” изображает залу провинциального трактира с ярким желтым полом и висячими керосиновыми лампами, свет от которых окрашивает фигуру хозяина и всю обстановку в желтый цвет.
“В моем “Кафе”, – писал Ван-Гог, – я попытался выразить то, что кафе – это место, где можно сойти с ума или совершить преступление Все это выражает атмосферу раскаленной бездны, бледного страдания. Все это выражает мрак, в котором, однако, дремлет сила”.
Именно в распивочной Раскольников случайно подслушивает разговор двух студентов о никчемности и ненужности таких людей, как Алена Ивановна, что явилось еще одним толчком к мысли об убийстве. Распивочная – это место, где властвуют темные силы умами людей, а во мраке дремлет страшная сила, способная привести человека к преступлению.
Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно желтый цвет.
Например: Мармеладов – “с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками.
“; лицо Порфирия Петровича, представителя законности действующей власти, было “цвета больного, темно-желтого”, что тоже имеет определенное символическое значение, указывающее на нездоровые законы общества.
Люшер говорит о влиянии желтого цвета на психику человека: « Желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой». Возможно, этим и можно объяснить поведение Раскольникова, его навязчивые мысли о праве сильной личности и дерзком желании испробовать теорию применительно к себе.
Читая слова Люшера о предпочтении желтому цвету людей, стоящих на грани самоуничтожения, представляешь в этой роли Родиона Раскольникова: «Когда отчаявшийся «хватается за соломинку» и хочет принудительно вызвать последнюю надежду, то он еще раз отдаст предпочтение желтому цвету, но вместе с принуждающим черным.
Он зачастую, так же, как и Ван-Гог, в последней картине (июнь 1890) черные вороны кружат под черно-синими грозовыми тучами над волнующим желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения».
В романе явно сочетание темно-черных цветов с желтым представляет перед нами, читателями, неприглядную картину нищеты и болезненности героев, приводящих их к обесцениванию человеческой жизни, к преступлению и самоуничтожению.
Иногда в описании портретов героев определение “желтый” уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению “бледный”. Например: “бледное, с горящими глазами лицо” Сонечки, “. краска бросилась в бледное лицо Дуни” и т.
д. Желтизна и бледность – неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: “широко скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский.
“
Литературовед В. В.
Кожинов обратил внимание на «очень существенное сопоставление в «Преступлении и наказании» двух слов: слово «желтый» не раз соседствует с другим словом одного с ним корня — «желчный», которое, кстати, тоже часто встречается в романе. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Наконец, ему стало душно и тесно в этой желтой каморке».
Или другое место: «Проснулся он желчный. и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка. имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими. обоями». Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии, очевидно, и коренится тот сложный и напряженный смысл, который приобретает в романе слово «желтый».
Во взаимодействии с «желчью» «желтизна» приобретает смысл чего-то мучительного, давящего.
Таким образом, желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни.
Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, дома, окрашенные в желто-серый цвет, Соня Мармеладова, которая вынуждена была пойти “по желтому билету”, женщина – самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, “мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Эту мысль подтверждают и слова психолога М. Люшера: «Желтый – это основной цвет. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться Желтому цвету оказывают предпочтение люди, которые надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или от связи, которая угнетает их как зависимость».
На фоне болезненно желтого цвета дважды в романе встречается этот цвет как чистый, в спокойных тонах. Это говорит о том, видимо, что не все так уж и безнадежно в жизни Родиона Раскольникова, что есть надежда на праведную жизнь.
В романе также выделяются и другие краски, и, прежде всего, цвет глаз у героев. Это “замечательные голубые глаза Сонечки” и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с “холодным, тяжелым взглядом”; это “прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом” на первых страницах романа и эти же глаза “с воспаленным”, а затем и “помертвевшим взглядом” после совершенного убийства и т. д.
Мы видим, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т. е. глубокого, цвета к “воспаленному”, т. е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т. е. бесцветному.
4. Значение в романе красного цвета
На фоне желтого цвета большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь, красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови.
Раскольников замечает, что в квартире “стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром.
Прежде всего, он принялся, было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки”.
Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.
Красный цвет в романе характеризует опасность, которая грозит героям, например в описании Мармеладова: «красноватые глазки» говорят не только о его нравственном падении, но и о болезненной опасности, которая может привести к смерти. Такая же опасность грозит жизни его супруги Катерины Ивановны, которая «в эту зиму простудилась и кашлять пошла уже кровью», а красные пятна на её щеках говорят о нездоровье.
Уже не в своем уме, больная Катерина Ивановна вывела своих детей на улицы города, заставляя их петь, плясать, нарядив их как уличных певцов и певиц: «На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недостало; была только надета на голову красная вязанная из гаруса шапочка». Использование красных цветов при описании детей показывает, насколько опасно жить им в больном обществе.
А яркое, красное солнце, которое видит Раскольников, гуляя по городу перед убийством, или маленькое золотое колечко с тремя красными камешками, которое он оставляет под заклад, становятся предзнаменованием опасности не только для жизни Алены Ивановны, но и для него.
5. Значение зеленого цвета
На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой.
В романе появляется церковь с зеленым куполом, куда не раз ходил Раскольников и любил её и старинные в ней образа. Она как символ пути очищения человека от греха.
Зеленый – цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, “африканском” сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка – идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке.
Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом.
Идя утром на “работы”, он видит дальний берег, где “была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его”. Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то “наступила жизнь”.
Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: “Бог сам знает, как я страдала. “. Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова.
В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга и дает надежду на лучшее будущее героев романа.
Обобщение
Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, голубой, синий, коричневый, розовый и другие), но преобладают цвета темные, грязно-желтые, красные цвета.
Темный колорит города предполагает зарождение черных мыслей в головах людей и толкает на преступление, как это случилось с Родионом Раскольниковым.
В романе “Преступление и наказание” желтый цвет во всех описаниях людей и вещей – это болезненный цвет. Подготовка убийства, переживания Раскольникова показаны в грязно-желтых тонах.
Кульминация романа показана в красных тонах. Это убийство, совершённое Раскольниковым. Болезнь Катерины Ивановны, смерть Мармеладова – в красных красках, олицетворяющих опасность.
Зелёный – цвет возрождения и очищения души героя от греха, цвет праведного пути, цвет надежды, озарения и преодоления всех несчастий. Зеленый цвет усиливает жизнеутверждающий смысл романа «Преступление и наказание».
Источник: https://www.hintfox.com/article/tsvetovaja-simvolika-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestyplenie-i-nakazanie.html
Значение цвета в «Преступлении и наказании» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.
Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем.
Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее.
Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.
В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет.
У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом.
Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.
Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький.
Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается.
Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.
Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.
Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности.
Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови.
Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами.
Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.
Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой. Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.
Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.
На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом.
Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника.
Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами».
У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.
Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты.
После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви.
Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини.
В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.
Использует Достоевский и символику других цветов. Чёрный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице», входит в пустоту тёмной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель.
Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали.
Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы. Белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы.
Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.
У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.
Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория.
Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая».
И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.
Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.
Источник: https://resoch.ru/znachenie-cveta-v-prestuplenii-i-nakazanii/
Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Символика цвета в романе «Преступление и наказание» Выполнила Цветкова Юлия 3 РКН
2 слайд Описание слайда:
В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев.
3 слайд Описание слайда:
Желтый цвет Какова его символика? Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции.
4 слайд Описание слайда:
Желтый тон в романе не только в интерьере, но и в портрете. Алена Ивановна одета в желтую кацавейку, в её комнате – желтые обои, желтая мебель, картинки в желтых рамках.
У Раскольникова болезненно-желтое лицо, в его комнате грязно-желтые обои, ему подают в желтом стакане желтую воду
6 слайд Описание слайда:
Петербург также изображен в желтых тонах.
7 слайд Описание слайда:
В постоянном использовании этого цвета – горькая ирония Достоевского и гуманистический подтекст. Желтый цвет, стал грязным, и означает невостребованность жизнелюбия, таланта, способностей, радость творчества.
8 слайд Описание слайда:
Красный цвет После убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. На мосту Раскольников видит закат красного солнца
9 слайд Описание слайда:
Красный цвет воплощает агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его – кровь.
10 слайд Описание слайда:
Зелёный цвет Зеленый — цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, “африканском” сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется.
11 слайд Описание слайда:
В своём первом сне Раскольников видел яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви.
12 слайд Описание слайда:
После своего вынужденного грехопадения во имя близких Соня Мармеладова укуталась с головой в большой зелёный драдедамовый платок, словно желая найти покой и утешение под его покровом.
13 слайд Описание слайда:
Зелёный – цвет защиты, покрова. Зелёный цвет – символ Богородицы, указывает на то, что жалостливые люди находятся под святым покровом.
14 слайд Описание слайда:
Голубой и синий цвета – символы Сони Мармеладовой. Выделяются голубые глаза девушки.
Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Вода в Африке – спасение. Сонечка с её бездонными голубыми глазами – спасение для Раскольникова.
16 слайд Описание слайда:
Белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали. У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, “чуть-чуть разве с проседью”.
17 слайд Описание слайда:
Мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/simvolika-cveta-v-romane-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-974910.html
Цвета в романе «Преступление и Наказание» (Ф. М. Достоевский)
13:56, 20 февраля 2019 13 0 182
Деталь — значимый элемент в произведении, помогающий нам лучше понять или представить ситуацию, образ. В романе «Преступление и наказание» важным является цвет. Именно через него Федор Михайлович дает возможность читателю прочувствовать произведение, будто «пропустить через себя», создать целостную картину.
Огромное внимание уделил Ф.М. Достоевский деталям в романе «Преступление и наказание». Всё произведение проникнуто символикой, а жёлтый цвет болезни преследует главного героя Родиона на каждом шагу.
Помимо желтого, в романе также играют роль и другие цвета: красный, чёрный, белый. Чем больше желтого использовал автор, тем контрастнее смотрелись на его фоне другие: «…замечательные голубые глаза Сонечки…», «…темные глаза Раскольникова…».
Анализируя использование цвета, можно раскрыть обстановку и душевное состояние каждого героя. Желтый цвет бывает разный, но в романе он не радостно солнечный, а скорее грязный, мрачный.
Во всех описаниях людей желтый цвет символизирует болезнь.
У Раскольникова «…в его исхудалом бледно-желтом лице…», у Мармеладова «…с отёкшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом…» и даже у мимолетного персонажа-женщине на мосту желтое, испитое лицо.
Не только в лицах людей, но и убранстве комнаты и города чувствуется нездоровая обстановка, автор передаёт все чувства через цвет, мы можем почувствовать отвращение, испуг, волнение и другие неприятные эмоции.
Например: «…на грязных желтых обоях с белыми цветочками…», «…мебель вся очень старая и из жёлтого дерева…», «…в этой жёлтой каморке…». Если внимательнее присмотреть к деталям, то все они тоже желтого цвета- нездоровая атмосфера романа великолепно передана Ф.М.
Достоевским. Герои больны, но каждый своей болезнью.
Красный цвет крови тоже встречается нам на протяжении всего романа. Он- предвестник недобрых событий, смерти. Каждый раз, когда Раскольников сталкивается с деталями красного цвета, его мысли о преступлении одолевают его с новой силой, медленно сводя молодого человека с ума.
Противопоставлен желтому — зеленый цвет. В романе он является воплощением чистоты, надежды и свежести. В конце романа Сонечка появляется именно в платке зеленого цвета, как воплощение надежды. Именно в это утро, по мнению Родиона Раскольникова, наступает новая жизнь.
Подводя итоги можно сделать вывод, что выбор автором именно желтого цвета помогает нам понять всю болезненность героев и их поступков. В то время как другие цвета позволяют увидеть пробивающуюся надежду. Внимание Ф.М. Достоевского к деталям играет важную роль в раскрытии произведения.
Источник: https://advert-journal.ru/cveta-v-romane-prestyplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskii/
Достоевский В.Ф. “Преступление и наказание”. Символика в романе
В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны пейзажи, интерьеры, портреты, имена и фамилии персонажей.
Символика имён
Главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Само имя — Родион — греческого происхождения, что означает «житель острова Родос».
Этимологически к тому же корню восходят слова «руда», «рыжий», «роза». «Руда» — в старославянском языке означает «кровь».
Так, уже в самом имени главного героя задается мотив крови, который затем реализуется в сюжете.
Однако здесь есть связь и с самой теорией героя. Остров Родос славился великими полководцами, там обучались Помпей, Цезарь, Тиберий. Так, здесь возникает мотив сильных мира сего, людей, которые смогли преступить через кровь и страдания. Раскольников не может стать Цезарем и Тиберием, поэтому он становится «обыкновенным» убийцей.
Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывала о некоем путешественнике, прибывшем на Родос и хваставшем тем, что некогда он совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение». Так и Раскольников в романе Достоевского.
Его Родосом становится убийство старухи-процентщицы.
Отчество Раскольникова — Романович. Роман — в переводе с латинского означает «римлянин», происходит от греческого слова «крепость», «сила».
Обращаясь к содержанию романа, вспомним, что Раскольников хотел силу в себе испытать, крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться».
Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.
Наконец, сама фамилия — Раскольников — указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его — бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне), другая — холодна, эгоистична, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.
Раскольников бескорыстно помогает Мармеладовым, товарищу по учебе. Обожженный, он спасает из огня детей. Благороден он и по отношению к Дуне, не принимая ее жертвы в виде брака с «прекрасным человеком» Лужиным. И вместе с тем жизнь человеческая для Раскольникова ничего не стоит: проверяя свою теорию, вместе со «злой и вредной старушонкой» он убивает ни в чем не повинную Лизавету.
Интересную интерпретацию имени, отчества и фамилии Раскольникова мы также находим у С. В. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». «Раскольников „раскалывает” породившую его мать-землю, „раскалывает” родину» Романовых (отчество героя — Романович).
Таким образом, Достоевский выступает здесь как бы гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова.
Побочная сюжетная линия романа — линия Мармеладовых. Эта фамилия, напоминающая о сладостях и ассоциирующаяся с довольством, комфортом, чем-то приятным, призвана оттенить бедственное положение героев. Жизнь этого несчастного семейства совершенно противоположна этим ассоциациям.
Постоянная нужда, нищета, голод, болезнь Катерины Ивановны, пьянство Мармеладова, Соня, вынужденная получить «желтый билет», — беды и несчастья сопровождают героев на протяжении всего повествования. «Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного…
общества, и, как „сладок” этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.
Многозначительно в романе и имя Лизаветы, ставшей невинной жертвой Раскольникова. Имя Елизавета древнееврейского происхождения, означает «Божья клятва», «Обет Богу».
Лизавета изображена в романе наподобие юродивой. Это «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка, … бывшая в полном рабстве у сестры своей».
В лице Лизаветы есть что-то детское, защищаясь от нападения Раскольникова, она по-детски закрывается рукой.
Юродивые всегда считались на Руси людьми, близкими к Богу. Убив Алену Ивановну, а заодно и Лизавету, оказавшуюся в квартире случайно.
Раскольников, по Достоевскому, убивает обет Богу, почтение к нему. И после этого жизнь как будто уходит из него.
А затем в финале романа его воскрешает любовь к Соне, той самой Соне, которая читала ему Лизаветино Евангелие и которая сама казалась похожей на нее.
Ситуация здесь в высшей степени символична: в духовном воскресении героя, возвращении его к жизни незримо участвует та, которую он этой жизни лишил. И в этом Достоевский видит высший смысл и высшую мудрость, заложенную в христианстве.
Таким образом, имена и фамилии героев в романе Достоевского глубоко знаменательны, связаны с идейным смыслом произведения, с символикой, с развитием сюжета.
Символика в романе. Крест
В христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий и т.п., которые должны терпеливо переноситься во имя Христа. Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной. Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде.
Мармеладов надеется на спасение через страдание. Читая письмо матери, Родион Раскольников сразу узнаёт и выделяет крест, который готовится нести ради ближних своих его сестра Дуня.
Мать не говорит о жертвенности сестры, не употребляет слова «крест», напротив старается описать ситуацию как наиболее выгодную для них всех, удобную, спасительную в житейском смысле этого слова, но Родион всё мгновенно понял: «Нет, Дунечка, всё вижу и знаю, о чём ты… всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чём молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить». Крест и поругание, даже без обозначения словами-символами, видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны, и в письме Пульхерии Раскольниковой о пережитых Дуней событиях в доме Свидригайловых. Причём кресты не существуют раздельно, они либо передаются людьми от одного другому и принимаются целиком (из сострадания или по необходимости), либо люди вынуждены помогать друг другу нести их.
Символика цифр в романе
Есть в романе немало деталей, неслучайных слов, цифр, связанных с библейскими мотивами. Так, «кроткая», «безответная» Соня поселяется у Капернаумова. А Мария Магдалина жила недалеко от этого селения в Галилее, которое любил Иисус Христос.
Цифры в романе — одна из тайн Достоевского, который считал, что каждая цифра имеет определенное значение. Ряд цифр перекликается с библейскими сюжетами.
Число «три» в романе
– Раскольников ( трижды позвонил в колокольчик старухи; трижды встречается с Порфирием Петровичем; думает, что у Сони 3 дороги, когда она стоит в 3-х шагах от стола )
– Соня ( в её комнате 3 больших окна; отдала Мармеладову 30 копеек; Катерине Ивановне « выложила 30 целковых» )
– Свидригайлов ( хотел предложить Дуне до 30 тысяч; вручает Соне 3 билета, за три дня достает билет за границу)
– Марфа Петровна ( оставила 3 тысячи руб. Дуне по завещанию ; выкупила Свидригайлова за 30 тыс.сребреников; 3 раза приходила к Свидригайлову)
– Марфа Петровна ( оставила 3 тысячи руб. Дуне по завещанию ; выкупила Свидригайлова за 30 тыс.сребреников; 3 раза приходила к Свидригайлову)
– Разумихин ( 3 часа дожидается, пока проснётся Раскольников )
– Дуня (стреляет в Свидригайлова в 3-х шагах )
Достоевский не случайно выделяет число «четыре». Это число тоже относится к библейской числовой символике (четыре варианта Евангелия).
После преступления Раскольником четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня.
Кроме того эта история помещена в четвертом Евангелии от Иоанна.
Число « семь » в романе
– роман состоит из 6 частей и эпилога
– 1-я и 2-я части романа состоят из 7гл.
– 7 часов вечера – роковое время для Раскольникова ( назначает убийство )
– 7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной )
– 7детей у портного Капернаумова
– Раскольников видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком
– Раскольников видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком
– 730 шагов до дома старухи – процентщицы
– 7 лет каторги – срок, определённый в качестве наказания герою романа .
Символика цвета.
Основной цвет романа – жёлтый. Раскольников ( жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; « тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам »). Соня ( комната с « желтоватыми обоями »).
Порфирий Петрович (мебель из « жёлтого отполированного дерева »). Свидригайлов ( жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой).
Старуха – процентщица ( одета в истрёпанную и пожелтелую кацавейку, мебель из жёлтого дерева).
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/dostoevskij_v_f_prestuplenie_i_nakazanie_simvolika_v_romane/85-1-0-719
Желтый цвет в романе “Преступление и наказание” (символы в произведении)
Цвета играют важную роль в романе “Преступление и наказание” и несут в себе определенный смысл. В этой статье представлены материлы о роли желтого цвета в романе “Преступление и наказание” (символы в произведении).
Смотрите:
Все материалы по “Преступлению и наказанию”
Все статьи о Раскольникове
Желтый цвет в романе “Преступление и наказание” – символ болезни, увядания, бедности, страдания.
Этот цвет, чаще других цветов, встречается в тексте романа.
В романе Достоевский использует желтый цвет для описания:
- внешности героев
- обоев и мебели в жилище героев
Чаще остальных “говорящих” символов Достоевский использует желтые обои. Мы видим желтые обои в каморке Раскольникова, в квартире старухи, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича. Желтые обои в “Преступлении и наказании” – это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности.
В таблице ниже собраны цитаты из романа о желтом цвете в романе “Преступление и наказание”.
Желтый цвет: цитаты из романа «Преступление и наказание» |
|
Внешность героев |
|
Раскольникова |
…в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице… |
Мармеладова |
… с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом… |
Старуха-процентщица |
… на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка…[кофта] |
Катерина Ивановна |
…Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад… |
Порфирий Петрович |
…Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое… …в левой руке … большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с желтым камнем… |
Утопленница на мосту |
…увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами… |
Жилище героев и другие помещения |
|
Каморка Раскольникова |
…на грязных желтых обоях с белыми цветочками… …Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями… …Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук… …Он оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку… |
Комната Сони |
…Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам…. |
Квартира старухи-процентщицы |
… Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах… … Мебель, вся очень старая и из желтого дерева… … двух-трех грошовых картинок в желтых рамках… … желтых, истрепанных и истасканных… |
Кабинет Порфирия Петровича |
… Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая … все казенной мебели, из желтого отполированного дерева. |
Комната Свидригайлова в гостинице |
…Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого… |
Другие детали |
|
Описание смерти Мармеладова |
…С левой стороны, на самом сердце, было зловещее, большое, желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом… |
О Соне и ее “непристойной работе” |
… дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живет-с…)… …Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться… (Желтый билет означает, что девушка занималается “непристойной работой”) |
Еда Раскольникова |
…положила два желтых кусочка сахару… |
В конторе |
…его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою… |
Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/01/prestuplenie-i-nakazanie-zheltyj-cvet.html