Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?

Трудно ли в наше время быть хорошим человеком?

Как часто для того, чтобы понять, стоит ли общаться с конкретным человеком, достаточно всего лишь нескольких минут! И пусть говорят, что очень часто первое впечатление обманчиво, именно начальное общение помогает нам определиться со своим отношением к личности, которую мы видим перед собой.

(331 слово) Отзывчивость – качество, важное во все времена, потому что окружающие нас люди всегда нуждаются в помощи и участии. Сочувствовать им необходимо, чтобы своими скромными силами сделать мир лучше и добрее. Если мы перестанем это делать, наши дети станут жить по законам джунглей, где нет места всему тому, что мы так ценим: надежде, вере и любви.

Нечего скрывать: любой человек мечтает прожить легко, не встречая на свои пути трудностей и невзгод. Тем не менее, те или иные трудности жизни постоянно встают у него на пути. Потому что каждая такая трудность – некая ступенька, что позволяет человеку развиваться, становиться сильнее, расти, подыматься на более высокий уровень осознания.

Что такое отзывчивость? Какого человека в наше время можно назвать отзывчивым? Мне кажется, что это человек, который готов прийти на помощь в сложной ситуации, бескорыстно помогать окружающему миру и людям.

Ведь особенно в наше время, когда все люди озабочены только своими проблемами и стали равнодушными по отношению к другим людям, необходимо быть отзывчивом человеком.

Обратите внимание

Попробую доказать свою точку зрения обратившись к произведению русской литературы.

Подробнее: www.kritika24.ru

Хочешь быть хорошим человеком? Тогда придерживайся 10-ти советов, как стать хорошим человеком и меняй свою жизнь к лучшему! Ну вот скажите, почему о некоторых людях говорят: «Он такой хороший человек», а другие редко вызывают сочувствие и восхищение, хотя ничего дурного и не делают?

В суровой реальности и нашем скверном мире трудно оставаться хорошим человеком.

Существует множество способов и множество определений как быть хорошим человеком, но все же такой личностью считается тот, кто заботится не только о ближних, но и об окружающих людях, тот который делает все то, что бы он хотел увидеть в действиях, применяемых к себе. Это означает поиск путей отношения с уважением, достоинством, добротой и пониманием.

Как измениться и стать лучше, более хорошим человеком, интересует многих современных людей, стремящихся к новым вершинам. Если не быть добрым и готовым всегда прийти на помощь, то вряд ли получится достигнуть удовлетворения жизнью, настоящего внутреннего счастья.

Здравствуйте! Из этой статьи вы узнаете о том, как стать хорошим человеком. Данным вопросом задаются многие люди. И это совсем не значит, что каждый из них является плохим. Просто рано или поздно многие из нас осознают, что хотят развиваться, а, значит, и становиться лучше.

Подробнее: story-woman.ru

В наше время тяжело быть добрым, потому что вокруг столько людей не дружащих со своей психикой и не всегда отдающих отчт своим поступкам и действиям, полно неадекватов, дошло до того, что удивляешься когда видишь нормальный поступок, потому что это стало редкостью, а раньше ведь было наоборот, удивлялись плохим поступкам. В такой обстановке добрым быть тяжело, если только сам характер человека таков по природе.

В суровой реальности и нашем скверном мире трудно оставаться хорошим человеком.

Существует множество способов и множество определений как быть хорошим человеком, но все же такой личностью считается тот, кто заботится не только о ближних, но и об окружающих людях, тот который делает все то, что бы он хотел увидеть в действиях, применяемых к себе. Это означает поиск путей отношения с уважением, достоинством, добротой и пониманием.

Одни скажут, что это внимательность, чувство юмора, интеллект и желание делиться открыто и честно… Другие приведут 10 заповедей и будут призывать соблюдать их.

Важно

Третьи обратятся к этике или к почти философским трудам разных мыслителей. Но мне кажется, что в сегодняшних условия это уже много.

Может быть сегодня достаточно просто не вредить другим, а по возможности помогать им? И этого достаточно? Ведь даже это иногда очень сложно.

Многие люди думают, что они являются самыми хорошими и приятными личностями во всех отношениях. Но, к сожалению, это далеко не так. Большинство считает, что современное общество состоит из одних эгоистов, неблагодарных, подлых, лживых, злых людей и среди них невозможно быть отзывчивым, честным и хорошим человеком. Никак невозможно!

Подробнее: igorkovalenko.com

Когда я задумываюсь над смыслом жизни, то всегда радуюсь потому, что я существую, что рядом является самыми дорогими мне людьми, что мне дано миловаться красотой окружающего мира и открывать этот мир для себя.

В то же время приходит ощущение большой ответственности за этот мир и гордости от осознания того, что ты человек. Но в само понятие «быть человеком» каждый вкладывает свое значение.

И, в большей степени, именно это значение влияет на действия и поступки, а иногда, и на ход самой жизни.

Подробнее: school-essay.ru

Если вы посмотрите на свое окружение, то наверняка найдете человека, которому дали бы определение «хороший». Это человек неконфликтный, отзывчивый, всегда вежливый и дружелюбный, готовый в любой момент прийти на помощь и поддержать. И вам часто хочется быть таким же. Почему?

Подробнее: www.psychologies.ru

Многие уверены, что наше общество состоит из эгоистов, подлецов и лжецов, злых и неблагодарных. И как можно быть среди них человеком хорошим, четным и отзывчивым? Никак. А на самом деле важно понять, что нет ни плохих, ни хороших людей.

Совет

Каждый из нас по-своему замечателен. А равнодушие и озлобленность — не что иное, как маска, защитный панцирь.

Взгляните как-нибудь случайно на свое отражение, когда вы спешите, о чем-то думаете или беспокоитесь — нет ли на вашем лице такой же маски?

Здравствуйте. вот хотелось обсудить эту тему с вами. Мне говорят что я немного наивна и доверчива а какие вы? хорошо ли быть таковыми в наше время? 6 Маргарита Семикозова-Хончук №0 | Людмила (людям милая) писал(а):Здравствуйте, Людмила. Если вам комфортно живется с этими качествами, значит, для вас хорошо.

2

Пустовойтова Елена Юрьевна

<\p>

Источник: http://www.chsvu.ru/trudno-li-v-nashe-vremya-byt-xoroshim-chelovekom/

Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком сочинение

Рассуждения на тему: Равнодушие и отзывчивость

Рассуждения по тематическому направлению Равнодушие и отзывчивость

Равнодушие и отзывчивость

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Рассуждение на тему Равнодушие и отзывчивость

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Когда-нибудь смотрели на свою кардиограмму? Просто так, из любопытства. Сплошные зубчики – вверх-вниз.

В кино есть излюбленный прием – больничная палата, экран монитора, на котором скачут зеленые зубцы, ритмичное попискивание.

«Плохой человек» прокрадывается в палату и отключает систему жизнеобеспечения. На экране зубцы сразу пропадают, и появляется ровная линия.

А попискивание сменяется ровным зуммером. Жизнь не бывает ровной и однообразной. Без всплесков. Ровной бывает только смерть.

Так и с душой. Равнодушие – смерть души. Но, оказывается, с мертвой душой можно жить. Да, еще как!

Намного комфортнее, чем с душой живой.

Почему-то принято считать, что равнодушие – это плохо! Что быть неравнодушным и отзывчивым – хорошо.

Правда, при этом утверждении никто не конкретизирует, для кого «хорошо».

Для самого себя или для того конкретного человека, по отношению к которому ты отзывчив.

Спросите любого, равнодушный ли он человек?

– Да что вы?! Да как можно?! Да я душу готов отдать за ближнего! Я в детстве старушек через дорогу переводил!

Обратите внимание

И еще тысячи примеров, как уступил очередь пенсионеру, помогал соседке вбить гвоздь в стенку и ходил на митинг в поддержку Израиля!

Браво! Брависсимо! Как приятно ощущать себя благородным и неравнодушным человеком!

Какие правильные цитаты приходят сразу на ум:

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». (Антон Павлович Чехов)

«Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям». (Мать Тереза)

И еще как минимум полторы сотни высказываний на тему «Что такое хорошо и что такое плохо. »

Простите мою самонадеянность, уважаемые читатели, но берусь оспорить и доказать полное несоответствие действительности любой из подобных сентенций.

Равнодушие, если вдуматься, имеет двойной смысл. Равнодушие как равное, одинаковое отношение ко «всем душам», то есть ко всем людям без различия на расы, национальности и прочие отличия, «рознящие» людей, и равнодушие как уравновешенность, сбалансированность, сила души, которую никто и ничто не может вывести из равновесия, гармонии.

Ну и что же в этом плохого? Почему большинство поговорок о равнодушии носит негативный характер? Ведь можно их трактовать и в диаметрально противоположном смысле. Что намного приближенней к нашему сегодняшнему существованию. Например, так: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

(Я не влезаю в чужие дела, уважая «прайвеси» своих соседей. И не желаю, чтобы соседи знали о делах в моей «хате».)

«Своя рубашка ближе к телу». (Это священное право собственности. Рубашка другого человека тоже ближе к его телу, а не к моему. Если уйти от предметности (рубашки), то свое, родное, мне ближе, чем чужое. Попробуйте это оспорить). Ну, и так далее.

В своих статьях я неоднократно ссылался на максиму Карла Маркса «бытие определяет сознание». Сошлюсь и на этот раз.

Мы живем в Америке. Принцип взаимоотношений в этой стране (теперь – в нашей стране. ) отражен в одном, максимально емком выражении:

«Это – твои проблемы!» Соответственно и «это – не мои проблемы!»

Каждый справляется со своими проблемами самостоятельно, не «грузя» ими окружающих. На вопрос «Как дела?» здесь не начинают долго и нудно рассказывать о проблемах, а отвечают коротко и максимально лживо: «Файн!» Прекрасно!

Важно

Даже если ты вчера потерял работу, у тебя разбили автомобиль, а представитель «расового меньшинства» ограбил твою жену. Файн! Все остальное – мои проблемы. Потому что у тебя, спросившего, как мои дела, свои проблемы.

Я не знаю, как помочь самому себе, а тем более как помочь тебе. Поэтому многие предполагают считать равнодушие болезнью, которая появилась у общества от безысходности. Это так легко и так удобно считать нормальное состояние ненормальным, «больным». Это так возвышает! Достаточно «выздороветь от равнодушия», и сразу: «Человек человеку – друг, товарищ и местами даже брат!»

Нет, уважаемые читатели, равнодушие – это не болезнь, это скорее защита!

Защита от того, чтобы не сломаться, чтобы не взорваться, чтобы не начать крушить всех и вся без разбору.

Быть отзывчивым, неравнодушным – слишком большая, непозволительная роскошь в наше жестокое время. Эмоционально реагировать на все, что происходит вокруг?

Слишком сильные эмоции незамедлительно начнут разрушать нас. Поэтому мы уходим в равнодушие, в забывчивость – лишь бы не реагировать и не психовать понапрасну. Особенно если чувствуешь, понимаешь, что все равно ничего не изменишь.

Впрочем, мы уже пытались быть «неравнодушными» к судьбе несчастных курдов в Ираке и еще более «неравнодушными» к измученному диктатурой Саддама иракскому народу. К чему это привело, вы все знаете. Наше «неравнодушие и сочувствие» слишком дорого обошлись и народу Ирака, и народу Америки.

Ладно, оставив в покое политическое «неравнодушие» – копаться в нем, – значит проявлять полнейшее равнодушие к собственным нервам, которые, как известно, не железные.

Поговорим о равнодушии бытовом, повседневном.

Человеку стало плохо на улице. Упал. Скорее всего – сердце. Вы подбежали, помогли подняться, усадили, а потом и уложили на скамейку. Вызвали по своему мобильнику “скорую помощь”. Увы, спасти человека не удалось.

Читайте также:  Анализ романа фадеева «разгром»

Прежде всего, обвинят вас!

Совет

Нельзя было трогать, нельзя переносить, надо было оставить человека на земле. Вы поддались такой непозволительной эмоции, как сострадание и сочувствие, проявили неравнодушие. Теперь расплачивайтесь за это.

Второй случай (абсолютно реальный). Произошел буквально пару недель назад. У некой белой женщины, проезжавшей на велосипеде, представитель «расового меньшинства» вырвал сумку (в ней – кредитки, деньги, документы. ).

Женщина – в крик! Проезжавший рядом на автомобиле неравнодушный человек усадил женщину в машину, догнал воришку, отобрал у него сумку (сами понимаете, не добровольно.

), вернул сумку женщине и подвез ее до дома. Уже подъезжая к дому этой женщины, машина попала в аварию. Ее сзади стукнула другая машина. Прибыла полиция, составили репорт.

Заодно рассказали полицейскому о произошедшем ограблении.

Рассказать, чем все это кончилось, или сами догадаетесь?

Могу поведать. Ограбленная женщина судит своего спасителя за аварию. Она «пострадала» во время инцидента. (Стандартный набор – шея, спина, стресс. ) Задержанного через пару часов за ограбление парня, естественно, отпустили – свидетелей ограбления нет, сумки у него нет, все обвинения только со слов потерпевшей.

Грабитель обвиняет мужчину, который отнял у него сумку, в нанесении побоев. Теперь предстоит суд. «Потерпевший» – грабитель. Ответчик – тот самый мужик, который остался «неравнодушен» к чужой беде. Кстати, страховку за машину ему существенно «приподняли». Ограбленная женщина явно будет требовать компенсацию «за боль и страдания». Будьте уверены, она ее получит.

Вопрос на засыпку: как, по-вашему, проявит этот человек неравнодушие и отзывчивость в следующий раз? А его друзья и знакомые, узнавшие обо всех его злоключениях?

Еще и еще раз цитирую: бытие определяет сознание!

Включите вечером телевизор и не уходите во время рекламы.

Взрывы, поджоги, обстрелы, жертвы.

Реклама: «Джейми Линн Спирс получила миллион долларов за первое фото дочери». Очень актуально.

Реклама: «Если хотите похудеть. ». «Пицца за десять тысяч долларов!». «Гамбургер за тысячу!».

В американской армии эпидемия самоубийств.

Обратите внимание

Реклама: «Самым значимым британским изобретением признан унитаз со сливным бачком».

А реалии нашей жизни намного корректней?

Вы все еще верите в высказывание, что «труднее всего пережить безразличие»?

Может, и так, если речь идет о безразличии, равнодушии по отношению к нам близких нам людей. Мы тоже к ним, надеюсь, неравнодушны.

Мы неравнодушны (хотелось бы верить) к своим родителям, детям, близким.

Мы неравнодушны к тому, как работает кондиционер в нашей квартире и не стучит ли мотор в нашем автомобиле.

Мы совсем неравнодушны к своей зарплате, бизнесу и карьере.

Но если вы станете утверждать,

Источник: http://miyakirb.ru/311/

Образцы сочинений по направлению “Равнодушие и отзывчивость”

Что значит быть отзывчивым?

Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым – значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.

В художественной литературе можно найти немало примеров, наглядно показывающих, что значит быть отзывчивым. Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». В нем рассказывается о епископе Бьенвеню, который неустанно творил добро. Однажды поздним вечером в его дом пришел Жан Вальжан.

Уставший и голодный, он искал помощи, но уже не чаял ее получить, ведь все люди, едва узнав, что он только что освободился с каторги, немедленно выгоняли его. Однако епископ был по-настоящему отзывчивым человеком: он впустил Жана Вальжана в свой дом, усадил за стол, велел приготовить ему постель.

Для него неважно было прошлое этого совершенно незнакомого ему человека, он видел лишь, что тот нуждается в помощи, и готов был ее оказать. Надо сказать, что Жан Вальжан отплатил ему злом на добро: он обокрал облагодетельствовавшего его священника.

Когда каторжника поймали и снова привели в дом к монсеньору Бьенвеню, тот не стал требовать для него наказания. Напротив, движимый сочувствием к несчастному человеку, он сказал полиции, что сам подарил Жану Вальжану серебряные приборы.

Почему он так поступил? Ответ прост: потому что быть отзывчивым – значит не желать никому зла, в любой ситуации быть готовым понять другого, помогать, несмотря ни на что.

Еще один пример отзывчивости находим в новелле О.Генри «Последний лист». В ней рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Сама Джонси понимала это и уже ждала смерть.

Важно

Она смотрела в окно на противоположную стену дома, увитую плющом. Была осень, и листья опадали один за другим. Джонси была уверена: как только упадет последний лист, оборвется и ее жизнь. Ее соседка по комнате рассказала об этом старому художнику Берману.

Казалось бы, чем он мог помочь в этой ситуации? Но Берман, будучи отзывчивым человеком, не мог равнодушно смотреть, как умирает юная девушка. Холодной ненастной ночью, когда с плюща облетел последний лист, он вышел из дома.

Под проливным дождем, пронизываемый насквозь ветром, он нарисовал на стене листочек, который никогда не упадет с ветки, что бы ни случилось. Глядя на него, Джонси обрела надежду и победила болезнь. А Берман? К несчастью, продрогший старик заболел и через два дня умер.

Мы видим, что добрый поступок стоил ему жизни. Понимал ли он, чем рискует? Думается, да. Но ведь быть по-настоящему отзывчивым – это значит не думать о себе, о собственном благополучии, если кто-то рядом в беде.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что отзывчивость всегда будет неотъемлемой частью нашей жизни, победит мрак равнодушия и черствости.

(452 слова)

Трудно ли быть отзывчивым?

Трудно ли быть отзывчивым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть отзывчивым – значит отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому.

С другой стороны, по-настоящему отзывчивые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же естественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой.

Отзывчивость можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека.

Совет

Если он по природе своей альтруист, то проявлять отзывчивость для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствует на словах.

Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко.

Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь.

Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать.

Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для отзывчивой женщины.

Вспомним теперь рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело.

Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов.

Все, на что он способен, это лишь размышлять: “Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…” Для него проявление отзывчивости на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.

Обратите внимание

Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как отзывчивость, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять отзывчивость для него вовсе невозможно, он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.

(458 слов)

Н.Г.Люфахуан

 

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-2018/ravnodushie-i-otzyvchivost/2799-obraztsy-sochinenij-po-napravleniyu-ravnodushie-i-otzyvchivost

Рассуждают пастыри. Почему мы теряем теплоту и отзывчивость / Православие.Ru

Почему современный человек теряет теплоту и отзывчивость? В чем причина того, что мы становимся всё безразличней к ближним, к чужому горю и радости? Что мы можем сделать для того, чтобы на элементарном уровне в повседневной жизни победить эту сердечную черствость? На эти вопросы отвечают пастыри.<\p>

Заставить себя делать добро<\p>

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим:<\p>

– Если говорить о проблеме оскудения любви и об усилении безразличия и теплохладности в обществе в глобальных масштабах, то эти процессы прямо пропорциональны улучшению уровня жизни современного человека при господстве нравственного релятивизма. Когда тот или иной народ переживает трудные времена, сострадание, милосердие, помощь ближнему становятся нравственным императивом выживания. Сравните по всем этим показателям (теплота, отзывчивость, сострадание, помощь ближнему и т.д.) население бедных и богатых стран, и вы увидите, что бедняки богаты этими добродетелями, а богачи больше соответствуют характеристике лаодикийских христиан из Откровения апостола Иоанна Богослова: «…ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17).<\p>

Ответ на вопрос: что делать? – напрашивается сам собой: благотворить, буквально заставлять себя делать добро – помогать бедным, больным, оказавшимся в тяжелых обстоятельствах, нанимать репетиторов не только своим детям, но и детям из бедных, особенно многодетных семей. Но во всем должно соблюдать меру, стараться быть рассудительными, чтобы своей внезапной щедростью не навредить собственной семье и не развратить «нуждающихся». А то у нас нередко жертвуют дорогую иномарку настоятелю храма, у которого уже пять таких, а третий священник в этом храме едва сводит концы с концами, не зная, как содержать молодую семью. Добрые дела надо делать не по лицеприятию, а по необходимости. Только тогда сердце благотворителя станет мягче.<\p>

Содействовать единству людей<\p>

Иеромонах Макарий (Маркиш):<\p>

– Вынужден в общем согласиться с таким горьким наблюдением: современный человек теряет теплоту и отзывчивость. Однако же это «в общем» сродни «средней температуре по больнице»: кто-то бьется в жару, кого-то тащат в морг… И действительно, каждому священнику – да и просто многим из нас – то и дело встречается как тупое бесчувствие и бездумие, расчеловечивание и оскотинивание, так и въедливая суетливость, бестактное, вредоносное любопытство, отвратительная привычка лезть в чужие дела, конечно же, под знаменем искренней заботы о ближнем… Так что обобщать надо с осторожностью.<\p>

Тем не менее, нельзя закрывать глаза на такой порок. Иные поспешат приписать его забвению Христа и незнанию Евангелия – но это ошибка, причем весьма опасная. Ведь мы наблюдаем утрату человечности в нашей среде по сравнению с той самой эпохой, когда Христова Церковь и евангельская проповедь были изгнаны с общественной сцены. Сегодня же Христос возвращается в Россию – а навстречу Ему свиное рыло. И сравнение с некоторыми зарубежными странами, далеко ушедшими от Христа и даже никогда Его не знавшими, тоже не в нашу пользу.<\p>

Поэтому смотреть надо шире и видеть яснее. В повседневной жизни, как правило, следуют не религиозному принципу и не тексту священных книг, а нормам и обычаям. Именно они формируют наше поведение, ведут нас к Богу или отталкивают от Него. Вырастают они не из указов и распоряжений, а из жизни, из практики общения между людьми, на конкретной духовной, исторической и социальной почве. И когда нарушается ход жизни и общения, тогда меняются нормы и обычаи. В какую сторону?..<\p>

Вот тут мы и подходим к сегодняшней России. Целый ряд глубоких, радикальных перемен захватил нашу Родину на грани столетия – перемен давно назревших и остро необходимых, но во многом мучительных, словно хирургическая операция. Из-за бессчетных хозяйственных, политических, социальных сдвигов искажены и разорваны связи между людьми на самых различных уровнях; за счет этого утрачены добрые нормы и обычаи. Что же удивляться свинству и тупому безразличию?<\p>

Теперь легко ответить на главный вопрос: как победить их? Победа – в восстановлении общности, в содействии единству людей, опять же на всех возможных уровнях. Назову три главных направления: 1) семья; 2) приходская община; 3) нация. Что способен сделать христианин на каждом из них в своей повседневной жизни – ясно без лишних слов.<\p>

Жить «по рецепту» преподобного Амвросия Оптинского<\p>

Протоиерей Александр Овчаренко:<\p>

– После прочтения вопроса, честно, я задумался, ведь многое можно написать, многое можно процитировать. Сразу почему-то приходит ассоциация: тепла становится меньше, когда мы удаляемся от источника тепла. Чем дальше от Бога, тем «холоднее». Помните классический пример аввы Дорофея про окружность с центром и точками на окружности? Расстояние между точками уменьшается с приближением их к центру, и наоборот. Это очень показательный, наглядный пример. Приближаясь к Богу, расстояние, как величина душевного тепла, между людьми уменьшается!<\p>

Но вот почему именно сейчас, когда нет голода, когда наблюдается достаток и мы не стоим в очереди за хлебом, стали возникать такие вопросы? Почему-то наши бабушки и дедушки не пытались победить черствость, которая сейчас проникла, как ржавчина, во все социальные круги общества. Они просто жили. Жили правильно. Конечно, со своими трудностями, болезнями, конфликтами, страстями, но они жили! А мы, получается, только ноем и стонем, говоря о «кризисе среднего возраста», «перегорании», «синдроме менеджера»… хотя есть в этом доля правды. Вот только важно понять, загоняем ли мы сами себя или загоняют нас – предложив нам, как египтяне ветхозаветным пленным евреям, невыносимо тяжелую работу и неограниченное количество еды. Сегодня человек думает только о работе, а потом о том, как после нее «оторваться». И ему уже не хочется, да и нет никаких сил, кого-то согревать своим «теплом» – самому бы «не замерзнуть». И нет здесь разницы, какой у тебя диплом, место работы или вероисповедание. Но это так, к слову.<\p>

Важно

Вспомнился мне один фильм Станислава Говорухина 2003 года – «Благословите женщину». Он снят по повести И. Грековой «Хозяйка гостиницы». Пересказывать сюжет, анализировать игру актеров или работу режиссера нет смысла: кто захочет, может сам найти, посмотреть и решить, потратил ли он время зря или что-то приобрел после просмотра фильма. Остановлюсь на одном эпизоде. Известная актриса Маргарита Михайловна Кунина (прототипом образа стала Фаина Раневская), которую сыграла замечательная Инна Чурикова, задает уже смертельно больной маме главной героини (еще одна замечательная актриса, Ирина Купченко) вопрос: «А как вы думаете: как жить правильно?» На что та ей отвечает удивительной фразой, афоризмом: «Жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем – мое почтение!» Обыватель, может быть, и пропустит эти слова, но мне, православному христианину, они известны! И сказал их преподобный Амвросий Оптинский еще в XIX веке!<\p>

Если разобрать каждую часть в отдельности, по моему пониманию, то получим вот что.<\p>

Жить – не тужить – это именно жить, не гоняться, не имитировать счастье, не подражать кумирам, как Эллочка Людоедочка, радоваться обыкновенным мелочам, не сравнивать себя с успешными и модными, быть благодарным за то, что имеешь, но эта благодарность ни в коем разе не запрещает мечтать, ставить себе цели и добиваться их.<\p>

Никого не обижать – здесь, я думаю, подразумевается не просто обычная вежливость, гостеприимство или незлобие, но всегдашнее хранение своей совести.<\p>

Никому не досаждать – на этих словах хотелось бы остановиться подробнее. Человек нашего времени – это человек с гордынькой. Он не хочет замечать бескорыстной пользы; по его мнению, есть люди, которым нужен он, и есть люди, которые нужны ему. Он никогда не закроет за собой дверь, хотя и будет на ней прикреплен листок с просьбой беречь тепло. Он никогда не отойдет в сторону, чтобы пропустить, он будет просто наблюдать за вами. Он никогда не задумается над тем, что множество вопросов можно решить самому. Ему нравится обременять ближнего. Он будет перезванивать десятки раз по пустякам, и, опять же, он будет обижаться по пустякам и очень часто. Он любит весь мир в целом, но ненавидит соседа по лестничной площадке. Он манипулятор. О противоположном всему этому говорил Сергей Фудель в письме к сыну: «Надо стараться никому не делать больно. Очень коротка наша жизнь, невероятно коротка, и как-то надо суметь ее прожить с теплом для других, уж если не с любовью, то с каким-то теплом для других. Людям и так уж больно, человек начинает плакать, как только он появляется на свет. Так вот страшно, если мы не уменьшаем, а увеличиваем этот плач».<\p>

Есть прекрасная книга в наследии архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – «Слово о малом доброделании». Это надо прочитать каждому! Делая малое, не замахиваясь на большее, можно сделать и большее. А сразу замахиваясь на большее, можно не сделать и малого. Как сказал мой друг: «Очень много сегодня слов. И картинок. Мы впитываем их и думаем, что постигли сказанное и увиденное. А на самом деле все это так и осталось вне нас. Ну, или тонюсеньким слоем легло где-то очень близко к поверхности ума и сердца. И при малейшей трудности, при самом простом испытании тут же улетучивается куда-то. Чужие слова и картинки – вот наше достояние нынче». Печально… Но виденье этого бедственного положения должно приводить не к унынию и расслабленности, а к покаянию и – повторюсь – к малому доброделанию.<\p>

Старец отец Алексий Мечёв так говорил об отношениях с ближними: «Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет все увеличиваться».<\p>

И последний тезис:<\p>

И всем – мое почтение! Я понимаю это как радостное расположение духа, способность скрывать трудности, как приветливость, искреннюю заинтересованность собеседником, неторопливость в общении. Как ровное отношение без различения пола, национальности, положения, статуса и т.п., как нелицеприятие. Надо видеть в любом человеке образ Божий.<\p>

Мы должны просто жить, соблюдая эти нехитрые рекомендации и не забывая слова Спасителя нашего Иисуса Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).<\p>

Вырваться из скорлупы самолюбия<\p>

Священник Валерий Духанин:<\p>

– В современном обществе нет теплоты и отзывчивости, потому что каждый повернут на себя. Это как если посадить множество людей в одном месте, но при этом каждый будет держать в руках зеркало и любоваться своим отражением. Такие люди вроде бы рядом друг с другом, но каждый занят только собой. Вот почему нет отзывчивости: мы всё хотим только себе, а другой человек – средство к личной выгоде, если же не так, то он сразу становится врагом.<\p>

Совет

Современная жизнь дает больше поводов к эгоизму. Комфорт, всевозможные удобства при полной отгороженности от других. Раньше чувствовали плечо друг друга. Если рядом не было людей, то понимали, что нет тех, кто придет на помощь. А теперь человеку надо, чтобы его никто не тревожил. В итоге – внутренняя пустота и ранимость по самым мельчайшим поводам. Раньше в семьях стойко несли даже потерю детей, многие умирали, а теперь если ты потерял мобильный телефон или остался без интернета, то уже не находишь себе места. Изнеженность привела к тому, что мы горюем по пустякам о себе и стали бесчувственны к ближним.<\p>

Чтобы преодолеть в себе черствость, важно выходить за пределы своего эгоизма. Мне сразу вспоминается случай из жизни карагандинского старца схиигумена Евфимия (Тимакова). Его семью раскулачивали и хотели забрать маму, а отец уже умер. Когда Евфимий, тогда еще молодой Иван, услышал об этом, у него разболелась голова, ноги подкашивались, на него напал жуткий страх. Но все же вместе с братьями они решили маму не выдавать, и представители НКВД сказали ему: «Раз ты спрятал маму, то вот и поедешь в ссылку вместо нее». В этот момент он испытал невероятную радость в душе, голова перестала болеть, в ссылку он отправился бодрым и радостным и пережил всё, что там ни случалось. Вот так человек вышел за пределы своего эгоизма, жертвенно раскрыл свое сердце, и оно наполнилось радостью, Господь дал ему силы, укрепил благодатью.<\p>

Поэтому для христианина единственный путь к отзывчивости – вырваться из скорлупы самолюбия. Когда человек замкнут в себе, он несчастен, нет внутреннего простора. Вырвавшись из эгоизма наружу, душа испытывает свободу и радость. И значит, мы должны каждый раз делать что-то для других, преодолевать себя, жертвовать своим временем, силами, средствами.<\p>

Даже когда не хочется помочь ближнему, необходимо буквально заставить себя, выполнить это, пусть и без внутреннего участия. Как говорили святые отцы: чтобы внутри была любовь, надо делать дела любви. И когда ты совершаешь дела любви, то к этому будут привлекаться и твой ум, и твое сердце, со временем оно откликнется и станет способным к отзывчивости, что крайне необходимо для спасения души каждого христианина.<\p>

Источник: https://pravoslavie.ru/97374.html

Отзывчивость

Отзывчивость – это нравственно-духовное качество индивида, которое помогает ему видеть в людях истинные их качества, способствует проявлению щедрости, терпимости, великодушия касательно этих личностей. Отзывчивый человек всегда умеет найти общий язык с окружающими.

Его поведение базируется на высоко развитом чувстве эмпатии, чувствительности, эмоциональности. Для людей, обладающих этими качествами, альтруизм превыше всего. Человек, легко отзывающийся на просьбы других, всегда стремится помочь, иногда в убыток собственным чувствам.

Сверх развитие такой отзывчивости может привлечь за собой плохие последствия, такого человека будут считать назойливым, всегда лезущим не в свое дело.

Что такое отзывчивость

Быть отзывчивым подразумевает всегда помогать окружающим в независимости от собственных предрассудков и мировоззрения. Искренняя чувствительность к эмоциональному состоянию оппонента, к его проблемам и переживаниям – это очень редко встречается в современном обществе.

Само свойство «отзывчивость» образует совокупность нескольких позитивных качеств: деликатность, душевность, сердечность, внимательность, уважение в обращении, учитывая все особенности собеседника (возраста, пола, статуса). Анализируя эти составляющие можно обозначить, что такое свойство как отзывчивость – системное и многогранное, при этом тесно связано с тактичностью.

Является ли человеческая отзывчивость приобретённым качеством или данным человеку от природы выявить очень сложно. При этом рядом ученых были проведёны некоторые испытания.

Для выявления особенностей проявления или предрасположенности к данному качеству использовались методы наблюдения и эксперимента. Так испытуемым в ходе исследования необходимо было дать ответ на тщательно подобранные вопросы.

В период исследования за их поведением тщательно наблюдали. Помимо этого абсолютно каждый из участников давал разрешение на взятие анализов крови, на изучение своего ДНК.

Сопоставив полученные данные, учёными было установлено, что люди, которые проявляли отзывчивость выше других, имели некоторые заметные изменения в ДНК. Выработка вазопрессина и окситоцина у них была повышена по сравнению с другими.

Более того следует сосредоточить внимание на еще одном эксперименте, проведенном учеными Мичиганского университета. Ими в течение пары лет проводилось наблюдение за 400 парами старше пятидесяти лет, которых объединяли супружеские обязанности.

Обратите внимание

Эти исследования показали, что партнер, который проявляет свойство личности «отзывчивость» к своему партнеру абсолютно во всех ситуациях и проявлениях, болеет намного реже. Человек, который длительный период живет в гармонии, при этом совершает положительные дела, получает чувство удовлетворения от жизни.

Его организм способен активно вырабатывать эндорфин, что способствует успокоению человека, а также обезболиванию во время болезней. Поэтому люди, проявляющие отзывчивость чаще, намного реже болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями.

При общении человека, имеющего свойство отзывчивости, всегда легко заметить. Такой субъект всегда будет тактичен, учтив, принимать во внимание все качества собеседника, при этом поведение его будет сдержанным без указания на неприязнь.

Отзывчивые индивиды всегда стремятся помочь, даже в тех обстоятельствах, когда человек по части этого ничего не просит. Но благодаря искреннему желанию помочь, чувствительности и эмпатии отзывчивые люди могут услышать крик о помощи даже между строк.

Они внимательно прослеживают и анализируют поведенческую реакцию иных участников беседы не только на собственные фразы или действия, но и на чужие. Обрабатывая полученную информацию такому человеку свойственно находить самый гуманный стиль общения с оппонентом.

Отзывчивых людей зачастую отмечают как идеальных собеседников, умеющих не только слушать, а при этом и слышать суть, что говорит человек. Такие люди с легкостью извиняются и признают свою вину. Для них это не составляет совершенно никакого труда и стыда или унижения.

Хотя следует заметить, что таким людям сложно попасть в неловкую ситуацию. Они знают и понимают, когда не нужно задавать те или другие вопросы, и когда лучшей помощью будет – просто промолчать.

Человек с высоким уровнем отзывчивости не только не делает плохих поступков или не обижает, это личность, которая всегда приходит на помощь и делает добрые дела, в независимости просят его об этом либо попросту пытается помочь от чистого сердца. Это своего рода безвозмездное чувство благодарности. Человек способен делать добрые поступки, невзирая на мнение окружающих, при этом не ждать ничего взамен.

Важно

Отзывчивость  – качество добрых и умных людей. Какие ни в коем случае не введут вас в неловкую ситуацию, не зададут глупый вопрос, а наоборот, станут примером для окружающих как грамотно себя вести, и помогут выйти из неловкой ситуации.

В общении отзывчивые люди всегда прислушиваются к другим, они принимают людей, какими они являются, со всеми достоинствами и минусами. При этом никогда не пытаются подстроить людей под себя, под свой стиль поведения.

Большинством людей такого рода образ поведения тяжело воспринимается, их не устраивает личность, которая согласно первому зову бежит на помощь, даже во вред собственным нуждам. Поэтому проблема отзывчивости человека влияет на формирование семьи.

Нередко отзывчивые люди основывают семьи с человеком себе подобным, и такой союз называется идеальным.

Воспитание отзывчивости

Беря во внимание информацию, которая была исследована американскими учёными, можно предположить, что отзывчивость – это генетически обоснованный фактор. Но опыт показывает, что на развитие качества отзывчивости больше влияние имеет воспитание.

То, что дает нам семья с самого раннего возраста, что воспитывают учителя в школе – все откладывается в нашем мировоззрении и в последствие влияет на наше поведение в обществе.

То отношение, которое детям показывают родители, к животным, людям, природе, является основой для формирования отзывчивости.

Если воспитывать у ребенка сострадательность, доброту, учить уважать переживания людей, то эта совокупность качества обязательно в зрелом возрасте перерастёт в такое важное свойство как отзывчивость. Примеры отзывчивости – это не только хорошие поступки, касающиеся людей, но и к животным, которые точно не смогут ничего дать взамен.

Проанализировав поведение современного общества, можно отметить, что не все так плохо, как является на самом деле. Со временем человек, заметив, что к нему относятся плохо, понимает, что его поведение слишком жёсткое или не соответствует нормам. Когда его действия приводят к тому, что общество понемногу его отвергает, он проявляет желание измениться.

Как стать отзывчивым человеком? В первую очередь нужно научиться принимать людей вокруг себя, сделать это сразу очень сложно. Нужно научиться подмечать, что проистекает вокруг нас самих.

Нужно самому себе пообещать, что вы станете добрее, откроете свое внутреннее естество, дабы стать искренним и чутким.

Совет

Каждая капелька доброты, самое маленькое сострадание это большой шаг к воспитанию у себя отзывчивости.

Возможно все намного легче, чем кажется: накормив бездомного собаку или кошку, переведя старую бабушку через дорогу, это и есть простые примеры отзывчивости. После этого мир может измениться и заиграть другими красками. Переборите в себе эгоиста, не только вы имеете необходимость в получении помощи, но и все вокруг вас.

Вы не заметите того, что как только добрые поступки начнете совершать самостоятельно, это непосредственно вернется к вам. В виде подарков, простых комплиментов и той же доброй помощи от окружающих. Все это путь не близкий и воспитание в себе отзывчивости — это очень кропотливая работа. Не следует отступать на полпути.

На стези к совершенству, развивая в себе отзывчивость, нужно не перестараться. Не стоит забывать о таком качестве личности, как тактичность. Ведь умение распознать грань, за которую переступать в деянии доброты не нужно, поможет вам стать самым желанным собеседником, другом, коллегой, любимым человеком.

Чувствуя себя счастливым, человек спешит поделиться этой радостью с окружающим миром. Будьте добрыми и добро обязательно вернется.

Иногда наступает момент, который ставит человека перед выбором. Проблема отзывчивости заключается в том, что она предполагает такие действия, которые могут противоречить воспитанию или необходимо будет чем-то жертвовать, применяя волевые усилия.

Быть отзывчивой личностью дело не из простых. Отзывчивость, как свойство дано не всякому человеку, а только лишь тем, кто умеет поставить чужие нужды в приоритете над своими.

Не нужно искать отзывчивость в каждой личности, ведь в случае, когда не найдете, за этим последует разочарование.

Источник: https://psihomed.com/otzyivchivost/

Будь в курсе

Где проходит грань между человеком как личностью и обезличенным существом?

Продолжаем подробно разбирать направления итогового сочинения, которое, напомним, выпускники напишут 6 декабря. На этот раз разбираемся в нюансах таких непростых человеческих отношений, как равнодушие и отзывчивость.

Комментарий ФИПИ

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.

Словарная работа

РАВНОДУШИЕ — состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему (Словарь Д.Н. Ушакова).

ОТЗЫВЧИВОСТЬ — духовно-нравственное качество человека, выражающееся в сочувственном отношении к другим, готовности помочь.

Синонимы

Равнодушие: апатия, безразличие, безучастность, бесчувственность, душевная глухота, невнимательность, нечувствительность, холодность.

Отзывчивость: душевная теплота, сердечность, сострадательность, сочувствие, чуткость, участливость.

К кому или чему нельзя проявлять равнодушие?

  • Близким (родителям, детям, возлюбленным, друзьям);
  • Нуждающимся в помощи ;
  • Людям, перед которыми выполняем профессиональный долг (отношение врача к пациенту, учителя к ученику, начальника к подчиненному, государства к гражданину) ;
  • Порокам общества и человека (жестокости, лжи, лицемерию, предательству);
  • Жизни в целом .

Равнодушие — тяжкий душевный недуг. Его развитие у человека может означать не только полную безучастность к окружающим, но и к себе. Равнодушие опустошает человека, разъедает его душу, деформирует личность и убивает все прочие чувства. Ущербность равнодушия — в отсутствии любви.

Надо отличать равнодушие от черствости, ведь есть люди, которые от природы нечувствительны, не эмпатичны.

Эгоизм, цинизм и расчетливость могут быть расценены как проявление равнодушия к окружающим, но не тождественны ему.

Обратите внимание

В рассказе «Плотники» В. Шаламов изображает беспощадный к человеку мир Колымы, в котором среди тотального равнодушия не только к окружающим, но и к собственной жизни все-таки остается место отзывчивости и состраданию.

По мысли писателя, на Крайнем Севере тонка грань между человеком как личностью, еще сохраняющей способность мыслить и страдать, и обезличенным существом, уже не владеющим собою и начинающим жить примитивными рефлексами.

Пронизывающий до костей мороз, постоянный голод и изнурительные работы выматывают душевные силы. Когда они заканчиваются, исчезает сам рефлекс выживания: наступает апатия, человек равнодушно смотрит на мир, даже собственная смерть его не волнует.

Чужие смерти становятся привычным делом, на них никто не обращает внимания: «Сосед его умер вчера, просто умер, не проснулся, и никто не интересовался, отчего он умер, как будто причина смерти была лишь одна, хорошо известная всем».

Главный герой рассказа Поташников, как и все, стал равнодушен к окружающему, «смерти не боялся» и привычными глазами смотрел на безразличие других:

Он не винил людей за равнодушие. Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. Мороз, тот самый, который обращал в лед слюну на лету, добрался и до человеческой души.

Если могли промерзнуть кости, мог промерзнуть и отупеть мозг, могла промерзнуть и душа«. Необратимы ли эти изменения, навсегда ли промерзшая, сжавшаяся душа останется холодной? Можно ли отогреть душу такого человека? Есть ли вообще место душевной отзывчивости и состраданию в таких бесчеловечных условиях?

Отвечая на эти вопросы, В. Шаламов рассказывает историю двух интеллигентов-неумех, Поташникова и Григорьева, назвавшихся плотниками, чтобы их перевели на несколько дней на более легкие работы в столярную мастерскую.

Важно

Никогда не держали они в руках ни топоров, ни пил, не умели тесать и выполнять другие столярные работы, но обман был для них единственным способом выжить — несколько дней провести в тепле и набраться сил.

Пожилой инструментальщик Арнштрем, посмотрев на работу Поташникова и Григорьева, сразу понимает, что они солгали, назвав себя плотниками и вызвавшись на работы, но не выдает их начальству. Напротив, он отдает им собственноручно выточенные топорища и угощает хлебом, разрешая два дня провести в мастерской.

Рассказ заканчивается словами: «Сегодня и завтра они грелись у печки, а послезавтра мороз упал сразу до тридцати градусов — зима уже кончалась».

Именно благодаря душевной отзывчивости Арнштрема, его неравнодушию к совершенно незнакомым, но нуждающимся в помощи людям, Поташников и Григорьев выживают, ведь если бы инструментальщик раскрыл их обман, они непременно были бы возвращены на тяжелые работы, где замерзли бы насмерть.

Несмотря на мрачность изображения Колымы и отрицание существования чего-либо положительного в этом антимире, Шаламову в высшей степени дорого все человечное. Как писал Н. Лейдерман: «Он порой с умилением „вылущивает“ из мрачного хаоса Колымы свидетельства того, что Системе не удалось до конца выморозить в людских душах то нравственное чувство, которое называют способностью к состраданию».

Афоризмы и высказывания известных людей:

  • Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов);
  • Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький);
  • Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.

    Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. (Р. Эберхардт);

  • Величайший грех против ближнего не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из человеческих чувств. (Б.

     Шоу);

  • Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека. (М. Е. Салтыков-Щедрин);
  • Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е.

     Салтыков-Щедрин);

  • Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н. С. Лесков);
  • Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель.

    Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу. (В. А. Сухомлинский).

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • В чем проявляется отзывчивость?
  • При каких обстоятельствах отзывчивость особенно важна?
  • Всегда ли нужно быть отзывчивым?
  • В чем опасность равнодушия?
  • Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
  • Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
  • К чему приводит равнодушное отношение к природе?
  • Предполагает ли отзывчивость к себе равнодушное отношение к окружающим?
  • Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого — безразличного?

Список рекомендуемых произведений:

  • А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н. В. Гоголь «Шинель»
  • И. С. Тургенев «Два богача», «Бирюк»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»
  • А.

     П. Чехов «В аптеке», «Крокодиловы слезы», «Тоска», «Крыжовник»

  • А. И. Куприн «Чудесный доктор», «Куст сирени»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • В. Г. Короленко «Дети подземелья»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • А.

     Солженицын «Матренин двор»

  • А. Платонов «Юшка»
  • В. Распутин «Уроки французского»
  • В. Астафьев «Людочка»
  • В. Шаламов «Плотники», «Почерк», «Хлеб», «Тифозный карантин»
  • А. Вампилов «Старший сын»
  • В.

     Розов «Гнездо глухаря»

Источник: godliteratury.ru

Источник: http://cbs-kurgan.com/v_kurse/4400

Ссылка на основную публикацию