Женские образы в романе “Преступление и наказание” (женские характеры, персонажи)
Роман “Преступление и наказание” Достоевского подарил миру таких ярких персонажей, как бедный студент Раскольников, пьяница-чиновник Мармеладов, подлец Лужин и др. Помимо ярких мужских характеров в романе есть немало запоминающихся женских образов.
Главными и второстепенными женскими образами в романе “Преступление и наказание” являются следующие героини:
Кроме того, в романе есть так называемые “третьестепенные героини”, о которых известно гораздо меньше, чем об остальных:
- Настасья (служанка в доме, где живет Раскольников)
- Амалия Ивановна Липпевехзель (хозяйка квартиры, где живут Мармеладовы)
- Дарья Францевна (женщина, содержащая “непристойное заведение”)
- Пашенька (хозяйка дома, где живет Раскольников)
Краткую характеристику всех героинь в таблице смотрите здесь.
Бедность героинь
Большинство женских образов в романе “Преступление и наказание”- это бедные женщины, оказавшиеся в непростых жизненных ситуациях. Богатыми являются лишь старуха-процентщица и Марфа Петровна (из третьестепенных героинь к богатым можно отнести Амалию Ивановну).
Возраст героинь
В следующей таблице представлены центральные женские образы романа в 3 возрастных категориях:
Молодые женщины | Женщины среднего возраста | Женщины в возрасте |
Соня Мармеладова (18 лет)<\p> | Катерина Ивановна (30 лет) | Марфа Петровна (около 55 лет) |
Дуня (21-22 года) | Лизавета (35 лет) | Старуха-процентщица (60 лет) |
Пульхерия Александровна (43 года) |
Смерть героинь
К сожалению, по замыслу автора многие героини романа “Преступление и наказание” умирают или погибают в ходе развития сюжета Из 7 основных женских образов – 5 героинь в романе умирают или погибают. На страницах романа смерть настигает:
- Катерину Ивановну
- старуху-процентщицу
- Лизавету
- Пульхерию Александровну
- Марфу Петровну
Только две молодые героини, Дуня Раскольникова и Соня Мармеладова, остаются в живых к концу романа. Это довольно жуткая статистика, но таков замысел Достоевского. Ниже в таблице представлен более список главных и второстепенных героинь, “погибающих” и “выживающих” на страницах романа:
Героини, чья жизнь обрывается в романе | |
Старуха-процентщица | Жертва преступления Раскольникова |
Лизавета | Жертва преступления Раскольникова |
Марфа Петровна | Умирает при странных обстоятельствах (вероятно, по вине своего мужа – Свидригайлова) |
Катерина Ивановна | Скоропостижно умирает от чахотки (не имея должного ухода и средств к лечению). Трое ее детей остаются сиротами. |
Пульхерия Александровна | Умирает из-за нервного расстройства (так как не может пережить трагедию с сыном Родионом) |
Героини, чья жизнь продолжается в романе | |
Соня Мармеладова | После суда над Раскольниковым Соня едет за ним в Сибирь, чтобы вместе начать новую жизнь. Соня уходит из своей “грязной профессии”. В Сибири она работает швеей.<\p> |
Дуня (около 21-22 лет) | Дуня Выходит замуж по любви за Разумихина. Вместе с мужем Дуня планирует начать свое дело и через 5 лет переехать в Сибирь ближе к брату. |
Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/01/zhenskie-obrazy-prestuplenie-i-nakazanie.html
Женские образы в романе Преступлении и наказании сочинение
Женские образы в классических произведениях имеют очень большую роль и значение. В романе Достоевского , который очень глубок по своей психологии , эти образы уникальны. В то же время они собирательные. Каждая героиня олицетворяет собой определенный тип людей.
Злая старуха процентщица , которая с самой первой встречи не вызывает никаких симпатий , вбирает в себя образы алчных , ищущих везде выгоду, низких и подлых людей. Сухая старушонка с вострыми и злыми глазками , вострым носом. Ее описание сразу же характеризует ее как человека плохого.
В душе Раскольникова она вызывает массу переживаний и всей своей сущностью подталкивает его к совершению преступления. Не то что бы он являлся человеком злым , он таким образом , в своем понимании , пытался избавить мир от таких мерзких людей , какой являлась эта старушонка. Он не пытал ненависть конкретно лишь к ней.
Он действительно считал таких людей лишними , без которых мир был бы намного лучше , и все эти его размышления сосредоточились на ней.
Полный антипод Алены Ивановны – ее сестра Лизавета. Это кроткая девушка , не сделавшая никому зла , олицетворяющая собой униженных и оскорбленных. И жизнь свою она заканчивает как жертва обстоятельств.
Вообще интересен контраст не столько таких разных по своей сущности сестер , сколько их гибели. Умирает плохой человек и вместе с ним хороший. Это утяжеляет вину Родиона , все больше терзает его. Смерть Лизаветы и является наказанием за совершенное преступление.
Это словно говорит о том , что как бы нам не хотелось , мы все же не в праве вершить правосудие таким образом.
Большое значение для героя , естественно , имеют его мать и сестра. Пульхерия Раскольникова – любящая мать, радеющая о благополучии своих детей. Но , к сожалению , для той социальной ниши , к которой они относились , зачастую благополучие было не совместимо с счастьем.
Так Дуня , сестра Родиона , готова была выйти замуж за довольно успешного человека ради того , чтобы ее родные не бедствовали. Она любила брата более себя самой , как писала Пульхерия в письме сыну. Авдотья была девушкой рассудительной , терпеливой , не страдала честолюбием. Была в ней и гордость.
Но она не была ее пороком , не затмевала ее достоинств и широты души.
Несомненно , самой главной из всех героинь романа является Соня Мармеладова.
Именно она оказывала на Раскольникова огромное влияние , помогала ему разобраться в себе , не оставила в тяжелый период его душевных терзаний. «Так не на земле ,а там..
о людях тоскуют, плачут , а не укоряют» это характеристика Сони. Девушка обладает ангельской внешностью и характером , готова приносить себя в жертву.
Она искренна и благодушна. А приходится ей заниматься неблагопристойным делом ради того , чтобы прокормить семью. Между тем Соня верующая девушка , ей приходится нарушать заповедь.
Но она находит в себе силы жить с этим. Она является отверженной в обществе , но живет ради высших идеалов , печась о других людях и их душах. Рядом с Раскольниковым она в действительности выполняет роль ангела.
Она как бы приставлена к нему в этой роли.
В романе автор раскрывает душу героя , претерпевшую много мучений и нравственные переломы. Женские же образы здесь , напротив , все стойкие , не уступающие своим позициям. В каждой из героинь преобладают определенные качества. Плохие остаются плохими , хорошие – хорошими , в отличии от Родиона , который из бедного юноши превращается в безжалостного убийцу , а затем в раскаявшегося грешника.
Женские образы в романе Преступлении и наказании
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Некрасова стихотворение Железная дорога 6 класс
Стихотворение отражающее социальную позицию великого русского поэта Некрасова было издано в 1864 году, через несколько лет после начала проведения реформы крепостного права<\p> - Сочинение на тему Хлеб и война (15.3 9 класс )
Главным является то, что среди трех вышеперечисленных ценностей хлеб занимает именно первое место. Вероятно, что многие люди пока что не знают о ценности хлеба. - Сочинение на тему Лесная поляна (описание)
Конец августа – хорошее время для сбора грибов в средней полосе России. Выбраться на лесную поляну, вдохнуть полной грудью свежий воздух, забыть о времени и вернуться домой с полными корзинами и ведрами. Что может быть лучше?<\p> - Сочинение на тему Если бы я был президентом
Если бы я была президентом, то я бы постаралась сделать мир чуточку лучше. Ведь, очень приятно пройтись весенним деньком в солнечную погоду по чистому родному городу?<\p> - Сочинения по литературе
- Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс
Осень по праву считается самой красивой и загадочной порой. Каждый из нас может воспринимать осень по- разному, для кого-то это пора грусти, ведь лето закончилось, впереди холодная долгая зима. А для кого-то напротив осень- это красочное,<\p>
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/zhenskie-obrazy-v-romane-prestuplenii-i-nakazanii
Женские образы в преступлении и наказании
Женские образы
«Преступление и наказание» — одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Оно было не раз экранизировано, выходило популярной постановкой в театре.
В своем социально-философском романе автор наилучшим образом передает атмосферу в Петербурге в середине XIX века. Из-за нового режима и перехода на капиталистический уровень взаимоотношений, кругом нищета и разруха.
В таком обществе даже самых адекватных людей посещают только мрачные мысли.
Идею убить старуху-процентщицу Родион Раскольников придумал не сам. Она была им подслушана в трактире. Та комната-шкаф, в которой он жил, тяготила героя.
Добавить к этому постоянное отсутствие денег и невозможность заработать их честным путем, то можно понять, почему герой оказался в таком двусмысленном положении.
Немалую роль Достоевский отвел в своем романе женским образам: Соне Мармеладовой, Дуне, Катерине Ивановне, Марфе Петровне, старухе-процентщице и ее сестре Лизавете.
Описывая их взаимоотношения с героем, он мог в полной мере раскрыть свой персонаж, его достоинства и недостатки.
Центральная роль среди женского контингента, конечно же, принадлежит 18-летней Соне Мармеладовой — дочери Семена Захаровича и Катерины Ивановны.
Из-за бедности и пьянства отца, она была вынуждена пойти «по желтому билету», то есть выйти на панель ради заработка. Кому-то нужно было помогать Катерине Ивановне и младшим детям.
Читая произведение далее, мы видим, что мать девушки вскоре умирает от чахотки и трое детей остаются сиротами. Соня показана автором как сильный персонаж, несломленный.
В конце произведения, получив три тысячи рублей от Свидригайлова на новую жизнь, она едет за Раскольниковым в Сибирь и начинает работать швеей. Еще один женский персонаж, чья жизнь в романе продолжается, это Дуня — младшая сестра Раскольникова.
Девушке 21-22 года. Полное имя героини — Авдотья Романовна Раскольникова.
В свое время ей пришлось работать гувернанткой в богатой семье, где она пережила немало унижений. Самодур Свидригайлов часто издевался над девушкой и доводил ее до отчаянного состояния.
До этого он довел свою жену Марфу Петровну, которая умерла при странных обстоятельствах. Дуне предлагает замужество Лужин из-за того, что она девушка бедная, без приданого, а его человека крайней степени расчетливого это устраивает.
В конце концов, она ему отказывает и выбирает Разумихина.
Подводя итог, можно сделать вывод, что женские образы в произведении Достоевского построены на контрасте. Каждая из героинь имеет свою ярко-выраженную индивидуальность и уникальность. Даже старуха-процентщица со своей сестрой удостоены отдельно описания.
www.sdamna5.ru
Изложение на тему «Женские образы в романе «Преступление и наказание»
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» содержит в себе сразу несколько интересных женских образов. Это Соня Мармеладова, сестра главного героя Дуня, его мать Пульхерия Александровна, сестра старухи-процентщицы Лизавета Ивановна и сама старуха Алёна Ивановна.
Соня Мармеладова выделяется среди всех прочих героев романа духовной силой, с помощью которой она несет добро окружающим людям.
Ведь стать «блудницей» ей пришлось не по доброй воле, а ради помощи своей семье. Соня совершает акт самопожертвования во имя других.
НО, НЕСМОТРЯ НА ТУ ГРЯЗЬ, В КОТОРУЮ ДЕВУШКА ОКУНУЛА СВОЕ ТЕЛО, ОНА СУМЕЛА СОХРАНИТЬ ЧИСТОТУ ДУШИ.
Основными чертами Сони Мармеладовой являются самопожертвование, всепрощение и смирение.
Свою жизнь она старается выстроить согласно канонам и обычаям христианской веры, к которым впоследствии стремится привлечь главного героя.
Под влиянием Сони он познал себя, обрел веру в будущее, отыскал свой жизненный путь.
Дуня и Пульхерия Александровна Дуня, сестра главного героя, и его мать, Пульхерия Александровна, так же занимают значительное место в жизни Раскольникова. Ради него они готовы пожертвовать собой.
Дуня согласна даже выйти замуж за нелюбимого человека, для того, что бы иметь возможность оказать брату материальную помощь.
<\p>
Пульхерия Александровна – это любящая мать, которая стремится всю любовь и заботу отдать сыну.
Лизавета Ивановна
Образ Лизаветы Ивановны, сестры старухи-процентщицы, отличается добротой, скромностью и кротостью. Этот человек никому не причинял зла или боли.
Момент убийства Раскольниковым этой невинной женщины стал переломным для главного героя, с него начала рушится его теория.
Алёна Ивановна
Процентщица Алёна Ивановна изначально вызывает у читателя отвращение. Она олицетворяет общественное зло. Главный герой желает избавить людей от страданий.
Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» построены на контрасте. Каждая героиня имеет свою ярко выраженную индивидуальность и уникальность.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » Изложение на тему «Женские образы в романе «Преступление и наказание»
sochinenienatemu.com
Женские образы в романе Преступление и наказание
Женские образы в романе Преступление и наказание сочинение
План
1. Система персонажей в романе «Преступление и наказание»
2. Описание внешности и характера Авдотьи Романовны
3. Описание Пульхерии Александровны
4. Описание внешности и характера Лизаветы Ивановны
5. Описание внешности и характера Алёны Ивановны
6. Описание внешности и характера Сони Мармеладовой
Небольшое количество главных действующих лиц в романе «Преступление и наказание» позволяет Фёдору Михайловичу Достоевскому тщательно прорисовать каждого персонажа.
Читатель мало знает о прошлом большинства героев (за исключением некоторых представителей семейства Мармеладовых и Раскольниковых), но образы действующих лиц не выглядят неполными. Это объясняется тем, что герои действительно похожи на реальных людей.
Рассмотрим подробнее женскую часть системы персонажей романа «Преступление и наказание».
Начнём с Авдотьи Романовны – сестры главного героя. Она была высокой стройной двадцатидвухлетней девушкой. Девушка напоминала внешностью брата: вдумчивое, серьёзное лицо, бледный цвет кожи, такие же чёрные блестящие глаза, тёмно-русые волосы.
Единственное, что немного портило её красоту – алая губка, которая выдавалась вперёд. Дуня сильна характером. Она готова терпеть любые унижения, лишь бы помочь родным. Вместе с большой силой в ней также была мягкость и нежность.
Прототипом данной героини стала одна из любимых женщин Достоевского – А.Я. Панаева.
Пульхерия Александровна – мать убийцы. Она до конца не верила в причастность сына к смерти старухи-процентщицы, несмотря на все догадки и доводы. Сорокатрёхлетней женщине пришлось многое пережить, в том числе смерть мужа. Она показана настоящей любящей матерью, которая готова на всё ради семьи.
Образ Лизаветы Ивановны в романе необычен: о ней читатель узнаёт всё лишь со слов других персонажей. Сначала в кабаке, где молодые люди характеризуют сестру старухи-процентщицы как трудолюбивую, добрую, скромную, весьма миловидную девушку.
Затем на улице, где Раскольников становится свидетелем разговора Лизы о дополнительной работе.
Несмотря на то, что девушка работала день и ночь, а все деньги отдавала Алёне Ивановне, её сестра не позволяет Лизе самостоятельно принимать решения о месте работы.
Алёна Ивановна вызывает у читателя отвращение. Она – шестидесятилетняя крошечная старушонка, с тонкой шеей и вострыми глазами.
Процентщица осторожна, бережлива, отбирает у сестры последние деньги, а всё своё состояние завещал монастырю.
Практически никому из героев романа не жалко, что такой отвратительный человек стал жертвой убийцы. Прототипом этой героини стала родственница автора – А. Ф. Куманина.
Сонечка Мармеладова – персонаж, который на веки остался в истории русской литературы. Её прообразом была жена автора А. Г. Сниткина. Восемнадцатилетняя героиня с худым бледным лицом, голубыми глазами и светлыми волосами.
Несмотря на хрупкое телосложение, девушка обладает духовной силой. Кроткая, добрая, живущая по законам Божьим девушка из-за бедственного положения семейства Мармеладовых стала работать проституткой. В Сонечке святость смешана со смертным грехом.
Но она, несмотря на свою порочность, продолжает верить в победу справедливости и оставаться христианкой.
В романе «Преступление и наказание» автор представил девушек разного возраста, с разной внешностью и характером. Но всех их объединяет одно – схожесть с реальными людьми.
www.ote4estvo.ru
Женские образы в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Роль женских образов в литературе всегда была очень велика. Они помогают многим авторам раскрыть важные черты характера главного героя, своей грацией и красотой способны вызвать восхищение у читателя.
Достаточно вспомнить Татьяну Ларину из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Эта женщина близка к русской культуре и природе. Образ Катерины из драмы «Гроза» Островского также заслуживает внимания.
Катерина сравнивается с лучом света, который светит в темном царстве.
В этой статье мы рассмотрим основные женские образы в романе «Преступление и наказание» и их роль в произведении. Это Соня Мармеладова, Пульхерия Александровна, Дуня, Алена Ивановна и Лизавета Ивановна.
Соня Мармеладова
Безусловно, среди всех вышеперечисленных героинь выделяется Соня. Поэтому именно с нее следует начать, характеризуя женские образы в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Из романа можно сделать вывод о том, что эта девушка обладает большой духовной силой, помогающей ей нести добро людям.
Федор Михайлович называет Соню блудницей. Однако девушка стала такой вовсе не по своей воле. Она хотела помочь своей семье. Фактически Соня жертвует собой ради других. Она пытается примириться с ничтожным, жалким положением, в котором оказалась эта героиня. Удивительно то, что Соне удается, несмотря ни на что, сохранить непорочность и чистоту собственной души.
Безусловно, это говорит о том, что перед нами сильная личность.
Всепрощение, смирение, самопожертвование – таковы основные черты, свойственные этой героине. Девушка живет согласно канонам и обычаям христианства, что пытается привить впоследствии и Родиону, который потерял свой внутренний стержень.
Нужно заметить, что именно влияние этой девушки помогает Раскольникову познать себя, найти путь в жизни, обрести веру в будущее.
Соня испытывает сильное чувство любви к этому герою, поэтому она не оставила его, когда Раскольников оказался в плену своих тревог и переживаний.
Достоевский в образе Сони создал антипод Родиону Раскольникову и его теории. Жизненная позиция этой героини отражает взгляды писателя, его веру в справедливость, добро, смирение, всепрощение, но прежде всего в то, что любой человек достоин любви, каким бы он ни был.
Мать Родиона и его сестра — женские образы в романе «Преступление и наказание» Достоевского, которые также играют очень важную роль в судьбе Раскольникова, главного героя.
Дуня согласна даже выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь главному герою подняться из нищеты. Дуня, как и Соня, продает себя, чтобы не позволить брату и матери влачить нищенское существование.
Однако, в отличие от Сони Мармеладовой, у нее есть возможность выбрать покупателя.
Пульхерия Александровна
Ф.М. Достоевский создал бессмертные женские образы. В романе «Преступление и наказание», краткое содержание которого легло в основу множества фильмов и спектаклей, представлен целый ряд интересных характеров. Один из них — Пульхерия Александровна. Эта женщина еще молода по современным меркам – ей 43 года.
Однако Пульхерии Александровне пришлось многое пережить, как и другим героям романа Достоевского, униженным и оскорбленным. Она говорит Родиону: «Ты наше все, вся надежда, упование наше». В письме к Раскольникову эта женщина выражает всю свою заботу и любовь.
Пульхерия Александровна – любящая мать, которая поддерживает своего сына и верит в него, несмотря ни на что.
Лизавета Ивановна
Очень большую смысловую нагрузку несут женские образы в романе «Преступение и наказание». Интересна в этом отношении и такая героиня, как Лизавета Ивановна. Сестра старухи-процентщицы, в сущности, является олицетворением униженных и оскорбленных.
Она отличалась добротой, кротостью, скромностью. Эта женщина не причинила никому боли или зла. Однако Родион убивает ее, чтобы избавиться от свидетеля. Таким образом, героиня становится жертвой обстоятельств. Этот момент оказывается переломным для Раскольникова.
Его теория постепенно начинает рушиться.
Алена Ивановна
Рассматривая женские образы в романе «Преступление и наказание», следует также сказать несколько слов и об Алене Ивановне. Старуха-процентщица с самого начала вызывает у нас отвращение. Автор описывает ее как сухую, крошечную старушонку, около 60-ти лет, с злыми и вострыми глазками, простоволосую, с маленьким вострым носом.
Ее мало поседевшие, белобрысые волосы жирно смазаны маслом. Длинная и тонкая шея Алены Ивановны сравнивается с куриной ногой. Эта женщина олицетворяет общественное зло. Раскольников, убивая ее, стремится избавить человечество от горя и страдания. Но оказывается, что лишение жизни даже самого плохого человека не откроет дороги к лучшему будущему.
Счастье нельзя построить на пролитой крови.
В заключение
Женские образы в романе «Преступление и наказание», безусловно, удались автору. Каждая героиня произведения индивидуальна, уникальна, обладает своими особенностями мышления и сознания.
Проходят десятилетия, а правда женского характера, которую запечатлел Достоевский, продолжает существовать. Она будоражит умы все новых и новых поколений читателей, приглашает нас или согласиться с писателем, или вступить с ним в полемику.
Женские образы в романе «Преступление и наказание» и по сей день никого не оставляют равнодушным.
fb.ru
Женские образы в «Преступлении и наказании»
Источник: https://112ak.ru/6695-zhenskie-obrazy-v-prestuplenii-i-nakaz/
Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Разное / Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского
Скачать сочинение |
В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти — разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки).
И сами женщины не всегда чутки по отношению к другим: несколько эгоистична Варя, бессознательно эгоистична и героиня “Белых ночей”, есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины (княгиня из “Неточки Незвановой”). Он их не приземляет и не идеализирует. Одних только женщин у Достоевского нет — счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей.
Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.
В произведениях Достоевского все женщины делятся на две группы: женщины расчета и женщины чувства. В “Преступлении и наказании” перед нами целая галерея русских женщин: проститутка Соня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна.
Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В. Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй — она носительница народной нравственности.
В Соне воплощен народный характер в его неразвитой “детской” стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме — в сторону юродивой — недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.
Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь.
Сонечка выступает от лица всех “униженных и оскорбленных”. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.
Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.
Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и “наказанием” бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном.
“Да неужто ж человек — вошь?!” — эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души.
Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой; возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.
Таким образом, в романе “Преступление и наказание” автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица “вечной Сонечки” проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
В “Идиоте” женщиной расчета является Варя Иволги -на. Но основное внимание здесь уделено двум женщинам: Аглае и Настасье Филипповне. В них есть что-то общее, и в то же время они отличаются друг от друга. Мышкин считает, что Аглая хороша “чрезвычайно”, “почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое”. При общем — прекрасны, у каждой свое лицо.
Аглая красива, умна, горда, мало внимания обращает на мнение окружающих, недовольна укладом жизни в своей семье. Настасья Филипповна — иная. Конечно, это тоже неспокойная, мечущаяся женщина. Но в ее метаниях преобладает покорность судьбе, которая к ней несправедлива. Героиня вслед за другими убедила себя в том, что она падшая, низкая женщина.
Находясь в плену расхожей морали, она даже называет себя уличной, хочет казаться хуже, чем есть, ведет себя эксцентрично. Настасья Филипповна — женщина чувства. Но она уже не способна любить. Чувства в ней перегорели, и любит она “один свой позор”. Настасья Филипповна обладает красотой, при помощи которой можно “мир перевернуть”. Услышав об этом, она говорит: “Но я отказалась от мира”.
Могла бы, но не хочет. Вокруг нее идет “кутерьма” в домах Иволгиных, Епанчиных, Троцкого, ее преследует Рогожин, который соперничает с князем Мышкиным. Но с нее хватит. Она знает цену этому миру и потому отказывается от него. Ибо в мире ей встречаются люди или выше, или ниже ее. И с теми и с другими она быть не хочет. Первых она, по ее пониманию, недостойна, а вторые недостойны ее.
Она отказывается от Мышкина и едет с Рогожиным. Это еще не итог. Она будет метаться между Мышкиным и Рогожиным, пока не погибнет под ножом последнего. Мира ее красота не перевернула. “Мир погубил красоту”.
София Андреевна Долгорукая, гражданская жена Версилова, мать “подростка”, — высоко положительный женский образ, созданный Достоевским.
Основное свойство ее характера — женственная кротость и потому “незащищенность” против требований, предъявляемых к ней. В семье она все силы свои отдает заботам о муже, Версилове, и о детях. Ей и в голову не приходит защищать себя от требовательности мужа и детей, от несправедливости их, неблагодарного невнимания к ее заботам об их удобствах. Совершенное забвение себя свойственно ей.
В противоположность гордым, самолюбивым и мстительным Настасье Филипповне, Грушеньке, Екатерине Ивановне, Аглае София Андреевна — воплощенное смирение. Версилов говорит, что ей свойственны “смирение, безответность” и даже “приниженность”, имея в виду происхождение Софии Андреевны из простого народа.
Что же было для Софии Андреевны святыней, за которую она готова была бы терпеть и мучиться? Святым было для нее то высшее, что признает святым Церковь, — без умения выразить церковную веру в суждениях, но имея ее в своей душе, целостно воплощенную в образе Христа. Свои убеждения она выражает, как это свойственно простому народу, в кратких конкретных заявлениях.
Твердая вера во всеобъемлющую любовь Божию и в Провидение, благодаря которому нет бессмысленных случайностей в жизни, — вот источник силы Софии Андреевны. Сила ее — не ставрогинское гордое самоутверждение, а бескорыстная неизменная привязанность к тому, что действительно ценно.
Поэтому ее глаза, “довольно большие и открытые, сияли всегда тихим и спокойным светом”; выражение лица “было бы даже веселое, если бы она не тревожилась часто”. Лицо очень привлекательно. В жизни Софии Андреевны, столь близкой к святости, была тяжкая вина: через полгода после свадьбы с Макаром Ивановичем Долгоруким она увлеклась Версиловым, отдалась ему и стала его гражданской женой.
Вина всегда остается виною, но, осуждая ее, надо учитывать смягчающие обстоятельства. Выходя замуж восемнадцатилетней девушкой, она не знала, что такое любовь, исполняя завещание своего отца, и шла под венец так спокойно, что Татьяна Павловна “назвала ее тогда рыбой”.
В жизни каждый из нас встречается со святыми людьми, скромное подвижничество которых незаметно постороннему взгляду и не ценится нами в достаточной мере; однако без них скрепы между людьми распались бы и жизнь стала бы невыносимой. София Андреевна принадлежит именно к числу таких неканонизованных святых.
На примере Софии Андреевны Долгорукой мы выяснили, какой была женщина чувства у Достоевского.
В “Бесах” выведен образ готовой к самопожертвованию Даши Шатовой, а также гордой, но несколько холодной Лизы Тушиной. Нового, по сути, в этих образах нет. Подобное уже было. Не является новым и образ Марии Лебядкиной. Тихая, ласковая мечтательница, полу-или совсем помешанная женщина.
Новое в другом. Достоевский впервые с такой полнотой вывел здесь образ антиженщины. Вот прибывает с запада Майе Шатова. Она умеет жонглировать словами из словаря отрицателей, но забыла, что первая роль женщины — быть матерью. Характерен следующий штрих. Перед родами Майе говорит Шатову: “Началось”.
Не поняв, тот уточняет: “Что началось?” Ответ Майе: “А почем я знаю? Я разве тут знаю что-нибудь?” Женщина знает то, чего ей можно было и не знать, и не знает того, чего не знать ей просто нельзя. Она забыла свое дело и делает чужое. Перед родами, при великой тайне появления нового существа эта женщина кричит: “О, будь проклято все заранее!”.
Другая антиженщина — не роженица, а повитуха, Арина Виргинская. Для нее рождение человека есть дальнейшее развитие организма. В Виргинской, однако, не совсем умерло женское. Так, после года жизни с мужем она отдается капитану Лебядкину. Женское победило? Нет. Отдалась-то из-за принципа, вычитанного из книжек. Вот как о ней, жене Виргинского, говорит рассказчик: супруга его, да и все дамы, были самых последних убеждений, но все это выходило у них несколько грубовато, именно тут была “идея, попавшая на улицу”, как выразился когда-то Степан Трофимович по-другому поводу. Они все брали книжек и, по-первому даже слуху из столичных прогрессивных уголков наших, готовы были выбросить за окно все, что угодно, лишь бы только советовали выбрасывать. Вот и здесь, при родах Майи, эта антиженщина, видимо, усвоив из книжки, что детей должен воспитывать кто угодно, только не мать, говорит ей: “Да и ребенка хоть завтра же вам отправлю в приют, а потом в деревню на воспитание, там и дело с концом. А там вы выздоравливайте, принимайтесь за разумный труд”.
Это были женщины, которые резко противопоставлялись Софии Андреевне и Сонечке Мармеладовой.
27502 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Разное / Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00021801184864043780
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского
С самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов.
С «Бедных людей» начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины, чаще всего не обеспеченной материально, а потому беззащитной.
Женщины у Достоевского, если они не обладают деньгами, претерпевают унижения (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки).
Но женщины сами могут быть жестокими; несколько эгоистична Варя Доброселова из «Бедных людей», бессознательно эгоистична и героиня «Белых ночей»; есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины (княгиня из «Неточки Незвановой»).
Автор их не принижает, но и не идеализирует. Одних только женщин у Достоевского нет – счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей. Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.
В произведениях Достоевского все женщины делятся на две группы: женщины расчета и женщины чувства. В «Преступлении и наказании» перед нами целая галерея русских женщин: проститутка Соня, убитая жизнью Катерина Ивановна, а также процентщица Алена Ивановна, Лизавета Ивановна.
Образ Сони имеет две трактовки. Согласно первой в героине воплощены христианские идеи, по второй – она носительница народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой «детской» стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме – в сторону юродивой – недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.
Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию.
Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Соня Мармеладова выступает от лица всех «униженных и оскорбленных». Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.
Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.
Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и «наказанием» бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. «Да неужто ж человек – вошь?!» – эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове.
Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла победить в противоборстве с дьяволом Раскольникова – его идеей. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание.
Вера в Бога была ее единственной опорой; возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.
Таким образом, в романе «Преступление и наказание» автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица «вечной Сонечки» проповедует идеи добра и сострадания, страдания и самопожертвования, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
Алена Ивановна – тоже женщина, но она принадлежит ко второй группе: это типичная, даже утрированная «женщина расчета». Фактически ее роль сведена до роли примера, иллюстрирующего теорию Раскольникова. Ее образ максимально лишен привлекательности, это «гадкая старушонка», но Достоевский изображает ее такой намеренно.
Он хочет показать, что даже такая малосимпатичная личность имеет превосходство перед привлекательным, думающим Раскольниковым: на ее руках нет крови. Достоевский осуждает ее, влекущую жалкое существование, поклоняющуюся деньгам, но лучше власть денег, чем власть топора.
Это и демонстрирует Достоевский в образе Алены Ивановны.
Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.
Источник: https://scribble.su/work/400/104.html
Женские образы в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
�я чувственности. Одухотворенная и тонкая, она ни на мгновение не бывает воплощением пола. Ее страсть в воспаленности духовных обострений…. Но и Скафтымов не отметил, что первым о страдальческой, духовной по преимуществу красоте женщин у Достоевского писал Анненский.
В критической и научной литературе утвердилось представление о Соне как об одном из самых бледных и даже неудачных образов романа. Н. Ахшарумов, сотоварищ Достоевского по движению петрашевцев, писал сразу же после опубликования Преступления и наказания: Что же сказать о Соне?..
Лицо это глубоко идеальное, и задача автора была невыразимо трудна; поэтому, может быть, исполнение ее и кажется нам слабо. Задумана она хорошо, но ей тела недостает, – несмотря на то, что она беспрестанно у нас на глазах, мы как-то не видим ее.
Отведенная ей роль полна смысла, и отношения этой особы к Раскольникову довольно ясны. Все это, однако, в романе выходит вяло и бледно не столько в сравнении с энергическим колоритом других мест рассказа, сколько само по себе.
Идеал не вошел в плоть и кровь, а так и остался для нас в идеальном тумане. Короче сказать, все это вышло жидко, неосязательно.
Через сто лет Я.О. Зунделович в книге о Достоевском пошел еще дальше: он считает, что художественная слабость образа Сони нарушила композиционную стройность романа и повредила целостности общего впечатления, …
закономерно встает вопрос, – говорит он, – не является ли место Сони в романе как религиозного бродила преувеличенным? Не нарушило ли широкое раскрытие ее образа композиционной стройности романа, который был бы более завершенно-замкнутым, если бы не желание автора наметить уже в романе о диалектике преступления пути искупления.
Я.О. Зунделович доводит точку зрения своих предшественников до логического конца: он считает образ Сони излишним. Она – только рупор идей, не находивших себе адекватного художественного воплощения, необходимых Достоевскому как религиозному проповеднику, а не как писателю. Соня указывает Раскольникову путь спасения в словах, лишенных эстетической силы.
Образ Сони – образ дидактический, на этом сходится большинство исследователей Достоевского. Ф.И. Евнин подводит итоги. Перелом мировоззрения Достоевского произошел в шестидесятых годах; Преступление и наказание – первый роман, в котором Достоевский попытался выразить свои новые религиозно-этические взгляды.
В третьей записной книжке к Преступлению и наказанию недвусмысленно указывается, что идея романа – православное воззрение, в чем есть православие. В Преступлении и наказании у Достоевского впервые появляется персонаж, главная функция которого – служить воплощением православного воззрения (Соня Мармеладова).
Свое мнение Ф.И. Евнин проводит очень настойчиво. Что в фигуре Сони находит выражение религиозно-охранительная тенденция романа, не нуждается в доказательствах. Все же он аргументирует свой тезис и доводит его до самой резкой определительности: В изображении Достоевского Соня Мармеладова… прежде всего носительница и воинствующая проповедница христианской идеологии.
В последнее время начала широко изучаться тема Достоевский и христианство. Хотя существует давняя традиция рассмотрения христианских аллюзий в его творчестве. Следует указать на работы таких исследователей как Л.П. Гроссман, Г.М. Фридлендер, Р.Г. Назиров, Л.И. Сараскина, Г.К. Щенников, Г.С. Померанц, А.П. Скафтымов.
Надо сказать, что рассмотрение данной темы было заложено ещё в работах М.М. Бахтина, но по цензурным соображениям он не мог дать развитие данной темы и лишь намечает её пунктиром. Очень много писали о связи творчества Ф.М. Достоевского с христианской традицией русские религиозные философы (Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Соловьёв, Л.
Шестов и другие), творчество которых было незаслуженно забыто на долгие годы. Ведущее место в этих исследованиях в наши дни занимает Петрозаводский государственный университет во главе с В.Н. Захаровым.
В своей статье О христианском значении основной идеи творчества Достоевского он пишет: Эта идея стала “сверхидеей” творчества Достоевского – идеей христианского преображения человека, России, мира.
И это путь Раскольникова, Сони Мармеладовой, князя Мышкина, хроникёра в “Бесах”, Аркадия Долгорукого, старца Зосимы, Алёши и Мити Карамазовых. И далее: Пушкинской идее “самостояния” человека Достоевский придал христианский смысл, и в этом вечная актуальность его творчества.
Очень интересные работы на эту же тему пишет Т.А. Касаткина, которая рассматривает произведения Ф.М. Достоевского как некие священные тексты, выстроенные по христианским канонам.<\p>
Из современных исследователей данного вопроса можно назвать такие имена как Л.А. Левина, И.Л. Альми, И.Р. Ахундова, К.А. Степанян, А.Б. Галкин, Р.Н. Поддубная, Е. Местергази, А. Мановцев.
Обращаются к этой теме и многие зарубежные исследователи, работы которых стали широко доступны нам в последнее время. Среди них М. Джоунс, Г.С. Морсон, С. Янг, О. Меерсон, Д. Мартинсен, Д. Орвин. Можно отметить крупную работу итальянского исследователя С. Сальвестрони Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского.
Глава 1. Женские образы в произведениях Ф.М. Достоевского
1.1 Особенности создания женских образов
В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти – разные. С Бедных людей начинается в
Источник: https://www.studsell.com/view/44079/10000
Образы героев в «Преступлении и наказании» – Русская историческая библиотека
Читайте также отдельную статью об образе Раскольникова в романе
Интересно проследить, как создавался Достоевским образ Свидригайлова. В черновых записях «Преступления и наказания» этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома» характеризуется как предел «нравственного падения… решительного разврата и… наглой низости».
«Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью… Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности.
Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!» Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства.
Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.
Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия
Образ Лебезятникова в «Преступлении и наказании»
Все другие образы романа не подвергались большой переработке.
Делец и карьерист Лужин, считающий любые средства приемлемыми для достижения своих корыстных целей, пошляк Лебезятников, принадлежащий к числу тех людей, которые, по словам Достоевского, «пристают к самой модной ходячей идее, чтобы опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат», – были задуманы такими же, какими мы их видим в окончательной редакции романа. Между прочим, подчеркивая типичность образа Лебезятникова, Достоевский создает даже термин «лебезятничество». По некоторым данным, в характере Лебезятникова были отражены некоторые личные черты знаменитого русского критика В. Белинского, который поначалу приветствовал сочинения молодого Достоевского, а потом подверг их критике с топорно-примитивных «материалистических» позиций.
Образ Разумихина в «Преступлении и наказании»
Образ Разумихина в процессе работы над «Преступлением и наказанием» также остался неизменным по своему идейному содержанию, хотя по первоначальным наметкам он должен был занять гораздо большее место в романе. Достоевский видел в нем положительного героя.
Разумихин выражает почвеннические взгляды, присущие самому Достоевскому. Он выступает против революционных западных веяний, отстаивает значение «почвы», славянофильски понимаемых народных основ – патриархальности, религиозно-нравственных устоев, терпения.
Рассуждения Разумихина у Порфирия Петровича, его возражения сторонникам «теории среды», которые социальными условиями жизни объясняли поступки человека, возражения фурьеристам и материалистам, стремящимся якобы нивелировать человеческую натуру, ликвидировать свободу воли, утверждения Разумихина, что социализм – западная идея, России чуждая, – все это прямо перекликается с публицистическими и полемическими статьями Достоевского.
Разумихин является в ряде вопросов выразителем позиций автора и потому особенно ему дорог.
Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия
Образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании»
Образ Сони Мармеладовой определился не сразу. В самых ранних записях упоминается только «дочь чиновника», «она». Достоевский, очевидно, вначале предполагал больше подчеркнуть профессиональные черты этой героини: «Встречает раз ее промышляющую. Скандал на улице. Она украла» (Вторая записная книжка, стр. 15).
В конце той же записной книжки занесены размышления о характере этого образа: «NB. Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой» (стр. 149).
«Пьяная с рыбой» – это, очевидно, образ пьяной, избитой проститутки, выброшенной на улицу и колотящей соленой рыбой по лестничным ступеням, образ, который нарисован героем «Записок из подполья».
Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателем такой, как и в окончательном тексте романа, – воплощением христианской идеи: «NB. Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей развратницей, которой не замолить спасения» (Первая зап. кн., стр. 105).
Образ Сони – апофеоз страдания, пример высочайшего подвижничества, полного забвения собственной личности. Жизнь для Сони немыслима без веры в бога и бессмертие души: «Что я без бога-то была», – говорит она. Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал и Мармеладов.
В ответ на замечание Раскольникова, что бога, может быть, и нет, Мармеладов говорит: «То есть бога-то нет-с и пришествия его не будет… тогда… тогда жить нельзя… Слишком зверино… тогда в Неву и я бы тотчас же бросился. Но, милостивый государь, это будет, это обещано, для живых, что ж, что же тогда для нас и останется… Кто бы ни был живущий, хотя бы в (…
) по горло, но если только он и в самом деле живущий, то он страдает, а стало быть, ему Христос нужен, а стало быть, будет Христос. Господи, что это вы сказали? Не верят в Христа только те, которые потребности в нем не имеют, которые мало живут и которых душа подобна камню неорганическому» (Вторая записная книжка, стр. 13).
Эти слова Мармеладова не нашли места в окончательной редакции, очевидно, потому, что после объединения двух замыслов – романа «Пьяненькие» и повести о Раскольникове – образ Мармеладова отошел на второй план.
В то же самое время тяжелая жизнь низов города, изображенная Достоевским с такой яркостью и рельефностью, не может не вызвать протеста, проявляющегося в той или иной форме. Так, Катерина Ивановна, умирая, отказывается от исповеди: «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»
Во время печатания «Преступления и наказания» в «Русском вестнике» между писателем и редакцией этого журнала наметились расхождения. Редакция потребовала изъятия главы романа, в которой Соня читает Раскольникову евангелие (4 глава 4 части по отдельному изданию), с чем Достоевский не соглашался.
В июле 1866 года Достоевский сообщал А. П.
Милюкову о своих разногласиях с редакцией «Русского вестника»: «Я с ними с обоими [Любимовым и Катковым] объяснялся – стоят на своем! Про главу эту я ничего не умею сам сказать; я написал ее в вдохновении настоящем, но может быть она и скверная; но дело у них не в литературном достоинстве, а в опасении за нравственность.
В этом я был прав – ничего не было против нравственности и даже чрезмерно напротив, но они видят другое, и, кроме того, видят следы нигилизма. Любимов объявил решительно, что надо переделать. Я взял, и эта переделка большой главы стоила мне по крайней мере трех новых глав работы, судя по труду и тоске, но я переправил и сдал».
Посылая переработанную главу в редакцию, Достоевский писал Н. А. Любимову: «Зло и доброе в высшей степени разделено, и смешать их и использовать превратно уже никак нельзя будет. Равномерно прочие означенные Вами поправки я сделал все, и, кажется, с лихвою… Все то, что Вы говорили, я исполнил, все разделено, размежевано и ясно. Чтению евангелия придан другой колорит».
«Не знаю, что будет далее, – писал Достоевский Милюкову, – но эта начинающая обнаруживаться с течением романа противоположность воззрений с редакцией начинает меня очень беспокоить».
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3897-obrazy-geroev-v-prestuplenii-i-nakazanii