Анализ поэмы мильтона «потерянный рай»

Мильтон «Потерянный рай» – анализ — Русская историческая библиотека

читайте на нашем сайте Краткую биографию Джона Мильтона 

Еще молодым Джон Мильтон мечтал создать эпическую поэму, которая прославила бы английский народ. Первоначально он думал написать религиозное эпическое произведение. Самый замысел поэмы был тесно связан с пуританским религиозным искусством.

В 1630-х годах план эпического полотна, задуманного Мильтоном, изменился. В этом нашло свое отражение идейное развитие поэта: замысел принял более конкретный национальный характер.

Мильтон хотел создать «Артуриаду» – эпопею, которая возрождала бы сюжеты романов «Круглого стола», воспевала бы подвиги легендарного короля Артура – вождя британских племен в их борьбе против англо-саксонского нашествия.

Обратите внимание

Однако ни в 1630-х, ни в 1640-х годах Джон Мильтон не смог приступить к осуществлению замысла эпической поэмы. Только опыт 1650 – 1660-х годов помог ему создать (1658-1667) поэму «Потерянный рай», о которой он думал в течение долгих лет.

Джон Мильтон. Портрет ок. 1629

Анализируемая здесь поэма «Потерянный рай» состоит из 12 песен (Мильтон называет их книгами), в ней около 11 тысяч стихов. Написана она так называемым «белым стихом», близким к русскому пятистопному ямбу.

В 1660-х годах, после окончания английской революции и реставрации Стюартов, Мильтон хотел всем замыслом своей поэмы призвать не к восстанию против реакции, а к собиранию духовных сил, нравственному, моральному совершенствованию.

Русский критик Белинский назвал поэму Джона Мильтона «апофеозой восстания против авторитета», подчеркнув, что революционный пафос поэмы ярче всего выражен в образе Сатаны.

В этом и заключалось противоречие поэмы: мятежник и гордец Сатана, побежденный, но продолжающий мстить богу, должен был стать отталкивающим персонажем, должен был вызывать осуждение читателя, а он, несомненно, оказался самым сильным образом поэмы.

Мильтон хотел опоэтизировать идею нравственного совершенствования, но «Потерянный рай» воспринимался как призыв мужаться и продолжать борьбу.

Поэме Мильтона присуще и своеобразное чувство историзма. Мильтон показывает, что люди, выйдя из рая и лишившись тех идиллических счастливых условий, в которых они жили до «грехопадения», вступили в новый, высший период своего развития. Беспечные обитатели «божьего сада» стали мыслящими, работающими, развивающимися людьми.

Мильтон «Потерянный рай». Сатана спускается на землю. Художник Г. Доре

Анализ показывает, что «Потерянный рай» – прежде всего поэма борьбы. Недаром Мильтон в начале девятой книги уверенно говорит, что избрал сюжет более значительный и героический, чем любой из его предшественников, обращавшихся к жанру эпопеи.

Важно

Действительно, «Потерянный рай» – героический эпос, созданный поэтом, который, хотя и не участвовал лично в войнах своего времени, сумел показать грозную стихию войны, ее страшный и кровавый труд, а не только парадные схватки героев, воспел отвагу и доблесть своих современников.

Эпические черты «Потерянного рая» заключаются не только в пространном описании вооружения и одежды борющихся сторон, но и в известном гиперболизме (это касается особенно Сатаны), и в параллелизме (бог, его пэры, его войско – и Сатана, его пэры, его войско), и в том, как трижды Сатана начинает говорить, обращаясь к войску, и трижды смолкает.

В «Потерянном рае» эпична и система сравнений. Характеризуя своих героев, Джон Мильтон не раз прибегает к развернутым эпическим сравнениям, которые широко использованы в поэмах Гомера и Вергилия. Так, во второй книге поэмы Сатана сравнивается с флотом, грифоном, кораблем Арго, Улиссом (Одиссеем), опять с кораблем.

Но не одни гигантские батальные сцены увлекали Мильтона. При всей своей эффективности они были только гениальными вариантами уже существовавших батальных сцен, известных по другим эпопеям.

Доведя «Потерянный рай» до решительной схватки «добра и зла» в девятой книге, Мильтон отказался от эпической батальной поэтики и показал эту схватку не в виде нового космического побоища, а в диалогах и монологах людей.

Поле боя – залитые солнцем луга Эдема, и его оглашают не трубы серафимов, не грохот несущихся колесниц, а птичий щебет.

Переходя от космических масштабов к описанию психологии человека, делая анализ душевного мира героев основным объектом изображения, Джон Мильтон выводил «Потерянный рай» из русла эпопеи. До сих пор, как и полагается в эпосе, события все же преобладали над персонажами.

Но в девятой книге многое меняется. Эпическая предыстория (ибо все-таки повесть Рафаила о Сатане – только предыстория) уступает место острому драматическому конфликту, в ходе которого изменяется самая сущность человека.

Совет

Герою эпопей XVI – XVII веков не свойственно изменяться. Это целостный, законченный образ, выражение устоявшейся социальной традиции. Но Мильтон стремится как раз к тому, чтобы показать, как изменились герои поэмы в результате происходящих событий.

Адам и Ева, изгнанные из рая, поднимаются на новую, высшую ступень человечности.

В девятой и частично десятой книге «Потерянного рая» драматический элемент преобладает над эпическим. Перерождение идиллического человека в трагического героя, выход из пасторали к суровой действительности (а это и есть главная тема эпопеи Мильтона) происходит именно здесь. При этом Мильтон особое внимание уделяет описанию переживаний Адама и Евы в момент острого кризиса.

Тесно связаны с драматическим началом «Потерянного рая» речевые характеристики персонажей. Наличие таких характеристик делает портретное мастерство Мильтона еще более своеобразным.

Говоря об ораторских способностях Сатаны, Джон Мильтон обвиняет его в лживой софистичности речей.

Об этом свидетельствуют не только великолепные политические филиппики Сатаны, целеустремленные и зажигающие, но и его беседа с Евой; речь искусителя облечена в безукоризненную светскую форму.

Сатана всячески подчеркивает свое преклонение перед Евой – женщиной, «дамой». Он окружает Еву мистической эротикой, называет ее «повелительницей», «небом нежности», «богиней среди богов», «дамой превыше всех».

Известным противопоставлением ораторски и литературно организованной речи Сатаны является в «Потерянном рае» речь Адама – сравнительно бедная по словарю, но лаконичная и выразительная. В ней Мильтон пытается проанализировать душевный мир того искреннего и еще неискушенного существа, каким является его человек до «грехопадения».

Но особая выразительность речевого портрета Сатаны еще раз доказывает, что, несмотря на замысел Мильтона, именно Сатана явился наиболее поэтическим персонажем поэмы, дал автору материал для создания подлинно значительного художественного образа.

Обратите внимание

В «Потерянном рае» борются не только люди. Постоянно сталкиваются друг с другом и силы природы.

При анализе поэмы сразу бросается в глаза, что её поэмы и природа тесно связаны между собой.

Герои все время остро ощущают природу: так, например, Сатана мучается в адском пламени и становится еще мрачнее среди унылых просторов и гор преисподней.

Напрягая все свои силы, преодолевает он космические пространства хаоса, чтобы победить природу, и смягчается при виде Эдема, прелесть которого постоянно восхваляют первые люди.

Природа в «Потерянном рае» Мильтона – не просто фон, на котором действуют герои; она изменяется вместе с настроениями и чувствами персонажей поэмы. Так, соответственно хаосу страстей, кипящих в душе Сатаны, раскрывается мир хаоса, преодолеваемый им по пути к Эдему.

На смену пасторальной гармонии, окружающей людей еще безгрешных, приходит трагическая картина смуты и разрушения, врывающихся в мир вслед за «падением» первых людей, – это космическая параллель к плачевной и унизительной распре между Адамом и Евой, упрекающими друг друга.

Насколько многообразны и конкретны в «Потерянном рае» мрачные пейзажи ада и фантастические кущи рая, настолько бесцветны декорации неба, на фоне которых движутся пуританские абстракции бога и его сына.

Никакие астрономические и космогонические ухищрения не помогли Джону Мильтону сделать эти декорации величественными.

Важно

Их искусственность становится особо ощутимой рядом с живописной мрачностью ада и пышным изобилием Эдема.

Наряду с элементами эпоса и драмы в «Потерянном рае» большую роль играют авторские отступления. В них выражается личность поэта, участника жестоких классовых боев; они расчленяют поток эпических описаний, подчеркивая идейное значение определенных частей поэмы в развитии общего замысла.

Мировоззрение поэта формировалось в огне революционной борьбы. Революционная эпоха обусловила и особенности его эпоса: пеструю стилистику, тяготеющую к синтезу жанров. Однако попытки Мильтона создать новый синтетический жанр не увенчались полным успехом.

Религиозное и историческое содержание «Потерянного рая» находится в непримиримом противоречии. Это сказывается в резком различии между образами, опирающимися на реальность, и образами аллегорическими, выражающими религиозно-этическую идею. Последние близки к сложным аллегориям, характерным для аналитической прозы Джона Мильтона.

Заботясь о том, чтобы отвлеченное понятие материализовалось как можно более зримо и реально, Мильтон громоздил сравнение в «Потерянном рае» на сравнение.

Так, например, он счел недостаточно выразительным сравнение разгромленных ратей Сатаны, падающих с неба, с листьями, сорванными осенним ветром, и усилил его сравнением с египетскими полчищами, погибшими в Красном море.

Сам Сатана – и комета, и грозовая туча, и волк, и вор.

Тот же Сатана, достигнув Эдема и радуясь концу путешествия, делает несколько веселых вольтов, прежде чем опуститься, – кувыркается перед совершением злодеяния! Одно из его внезапных волшебных перевоплощений уподобляется взрыву порохового склада.

Хаос образов «Потерянного рая», многословные, растянутые описания, осложненные множеством вводных слов и оборотов, – свидетельства той напряженной борьбы за стиль, которую вел Мильтон. Органическое соединение этих словесных глыб было невозможно, как невозможен был союз критического разума и теологии, к которому стремился Мильтон-мыслитель.

Совет

Джону Мильтону не удалось достичь эпического синтеза, несмотря на все его усилия, но анализ «Потерянного рая» убеждает, что эта поэма стала замечательным явлением английской литературы.

Каковы бы ни были противоречия «Потерянного рая», это было первое и крупнейшее обобщение событий 1640 – 1650-х годов и первое подлинно значительное художественное произведение английской литературы, направленное против реставрации монархии.

Эпическое произведение, о создании которого Мильтон мечтал еще на студенческой скамье, было закончено и вошло в жизнь столетия как анализ и обобщение исторического опыта современности и как мощное оружие в борьбе против абсолютизма.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2786-milton-poteryannyj-raj-analiz

21. Поэма Мильтона «Потерянный рай». Проблематика произведения. Образ Сатаны. Черты барокко

Поэма Мильтона «Потерянный рай».
Проблематика произведения. Образ Сатаны. Черты барокко.

В основе поэмы М-две библ.легенды:о борьбе
Бога и сатаны за власть,об Адаме и Еве.Обращение к библии неслучайно,м называет
библию «источником мудрости».Он по-своему переосмысливает библ.легенды,дает им
филос.обоснование. Гл.задача-показать трудность пути,по к-рому чел-во движется
к познанию истины. Сюжет:Нач-ся с восстания мятежных ангелов против Бога,оно
заканч-ся их поражением.

Сатана и его полчища вынуждены покинуть небеса и
поселиться в преисподней и отсюда ведут борьбу против Бога.Сатана наносит удар
по святому-по земному Раю,где живут первые люди.Он в образе змея-искусителя
совращает Еву.История об Адаме и Еве приобретает филос.звучание.1-в истории
двух первых людей противопоставлены два разл.

состояния чел-ва:изначальное
райское сущ-ние в идеальных условиях (жизнь без забот),люди невинны и жизнь
чел-ва после грехопадения.2-следуя библ.легенде,М считал,что после греха
началась порча чел-ва.Но по смыслу легенды Адам и Ева совершили тяжкий грех.У М
др.мнение-нельзя назвать грехом такое благо,как стремление ч-ка к знанию.Адам и
Ева, напротив,поднялись на новую ступень чел.отношений.

3-блаженство Рая-это
иллюзия,не соответствующая природе ч-ка,т.к.в ч-кедолжны нах-ся в гармонии и
телесное и дух.начала.М считает,что жизнь Адама и Евы в Раю была
неполной.Только познав добро и зло,они испытали радость настоящ.любви.Не только
дух.,но и физич.М с симпатией рисует их образы.Адам-мужеств.,волевой.

М любуется
поступком Адама,к-рый желая разделить с Евой наказание,вкушает с ней запретный
плод.В Еве подчеркнута самоотверженность.Она не хочет,чтобы Адам добровольно
обрекал себя на мучения.Сущность жизн.ф-фии М получила воплощение в речи Адама
после изгнания их из Рая.Ева помышляет о самоуб-ве.адам успокаивает ее речью о
ценности жизни,к-рую дарует сам Бог.

Адам осознает,что теперь его жизнь будет
полна тягот и лишений,но утверждает,что жизнь прекрасна.Перед изгнанием из
Рая,архангел Михаил,по велению Бога,показывает им будущее чел-ва.

Сначала перед
нами мирная картина,к-рую внезапно прерывает первое убийство-Каин убивает
Авеля,на земле голод,болезни,смерть.Адам и Ева узнают,что чел-во ожидает Всемирный потоп за страшные грехи.Узнают,что явится Христос,к-рый попытается
собств.муками искупить чел.грехи.Заканч-ся поэма изгнанием Адама и Евы.

Впереди
их ждет сложная жизнь,наполненная тяготами,радостями и горестями.В пр-нии,ч-к
изображен как высшее из земных сущ-в,как наместник Бога на земле.
Др.легенда,нашедшая отражение в поэме-борьба Бога и Сатаны.Сатана-падший
ангел.Бог был святыней для М.Но образ Сатаны он окружает ореолом
героизма.Вопреки библ.легенде,образ Сатаны выглядит привлекательно.

Обратите внимание

М привлекает
в нем свободолюбие,непокорность духа.Мильтон не приемлет гордыни Сатаны.По
М-гордыня-это ничем не оправданное стремление личности подняться выше
отведенног места великой цепи бытия.Он осудил и эгоизм,индивидулизм
Сатаны.Нов-во Мильтона: Сатана-это не строго «-« герой,в нем есть и хорошее,и
плохое.Просто хорошее он скрывает за внешним величеств.обликом.

Душевное
страдание заставляет его ценить внутр.спокойствие. Худ.своеобр-е
поэмы.Больш.роль играет природа.Это не просто фон,а полноправное действ.лицо.(в
раю-идеальная природа,даже дожди не мрачны,а благодатны.После 1-го убийства
природа меняется,приходи мрачный пейзаж).Стиль
поэмы-напыщенный,витиеватый.Громоздка сравнения на сравнения.

Читайте также:  Нужна ли человеку правда? (по пьесе горького «на дне»)

Так сатана-это и
комета,грозовая туча,волк,крылатый исполин.В поэме много растянутых
описаний.Исп-ся прием индивидуализации речей персонажа(сопоставив мд
собой-яростное воззвание сатаны,медленное величеств.речение Бога,полное
достоинство в монологе Адама,нежная напевная речь Евы). Продолжением этой поэмы
явилась «Возвращ.рай»-пересказ христ.

легенды о том,как сатана старался
соблазнить Иисуса.Иисус-прежде всего ч-к мужественный и стойкий.Но эта поэма
более слабая и отлич-ся абстрактностью и излишними религ.-моралист.интонациями.

В сознании  Мильтона 
уживаются  два  ряда 
представлений.  Бог  — воплощение высшего блага, Сатана и его
соратники — исчадия зла;  но  тот  же
бог для Мильтона — небесный царь, и в качестве такового он  ассоциируется 
с земными королями, ненавистными поэту, и тогда поэт не может не сочувствовать
тем, кто восстает против единодержавной власти.

В поэме есть и другое  противоречие. 
М  восхищается  героическим непокорством Сатаны в той
мере,  в 
какой  оно  выражает 
непримиримость  по отношению  к 
любой  тирании,  земной 
и  небесной. Если в первых книгах
контраст между силами  неба  и 
ада  символизирует борьбу добра и
зла в жизни, то центральной темой «П Рая»  является отражение этой борьбы в чел
сердце.

  Эта  тема 
со  всей  ясностью определена в беседах низвергнутых
ангелов, обсуждающих,  как  им 
продолжать борьбу против бога после поражения.  Сатана 
прослышал,  что  бог 
готовится создать некий новый мир и новое существо – чел. Совратить  его 
с  пути добра — вот цель, которую
теперь ставит себе Сатана, чтобы 
восторжествовало зло.

Сатана в религиозной мифологии  всегда 
был  воплощением  сил,  губящих
человека. 

Важно

Наивные средневековые представления 
о  природе  человека 
Мильтон поднял на новую философскую высоту. История Адама и Евы, о
которой повествуется далее, имеет 
символический смысл.

В ней противопоставляются два состояния  человечества 
—  изначальное райское
существование в идеальных условиях, когда люди 
были  невинны  и  не
знали пороков, и жизнь  «после  грехопадения».  Следуя 
библейской  легенде, М утверждает,
что «порча» человечества началась с того момента,  когда они вкусили плод с древа познания добра
и зла.

Двойственность мировоззрения поэта сказалась и  здесь.По смыслу библейской легенды, Ева, а
следом за нею Адам совершили  грех.  Но мог ли М, чел большой культуры, признать
грехом  такое  благо 
как знание? Блаженство рая — по М 
иллюзия,  не  соответствующая  природе чел, ибо в чел телесное и духовное
должно находиться  в  гармонии.

Райская жизнь Адама и Евы была
бестелесной, и яснее всего  это  видно 
в  их любви. С познанием добра
и  зла они  впервые прониклись  ощущением 
своей телесной природы. Но чувственность не убила в них  духовности. 
Лучше  всего это проявляется в
том, что, узнав о проступке Евы, Адам решает 
разделить  с ней вину.

Он делает
это из любви к ней, и его любовь и сочувствие 
укрепляют и любовь Евы к нему. Правда, потом  между 
ними  происходят  ссора, но она завершается примирением, ибо
они сознают нераздельность их судеб. Сущность жизни философии М получила
выражение в  речи Адама после изгнания
его и Евы из рая. Ева в отчаянии 
помышляет  о  самоубийстве.

Адам успокаивает ее речью о
великой ценности жизни.  Он  признает, 
что они обречены на муки и испытания, и нисколько не склонен
преуменьшать  тяготы  и опасности земного бытия, так непохожего на
райское блаженство. Но  при  всех своих трудностях жизнь в глазах Адама не
безрадостна. 

Деятельная жизнь и труд — таково предназначение человека и  это 
отнюдь не проклятие. М — и он делает это не раз — поправляет Библию с
позиций гуманизма во имя утверждения жизни и достоинства человека. «П
Рай» своего рода поэтическая энциклопедия.

Архангел  Рафаил излагает Адаму  философию 
природы  —  происхождение 
Земли,  строй  неба  и
движение светил, беседует о живой и мертвой природе, о телесном  и 
духовном началах жизни.

Совет

Конечно, все это выступает в обличий библейской
мифологии, библейские   персонажи   знают,  
что существует телескоп; слышали они и об открытии Колумба и
упоминают  виденных  им на вновь открытом континенте индейцев.

Заключительная  часть  поэмы 
проникнута  духом смирения и
покорности,  Это голос поэта-борца,
непримиримого ко  злу,  до 
конца  преданного благородной идее
освобождения человечества от страдания, искажающего жизнь. Стиль  поэмы 
отличается   возвышенностью.
Речи   персонажей   звучат величественно  и 
торжественно.

  Каждая  из  них  —  
пространный   монолог, проникнутый
пафосом, ибо каждое говорящее лицо полно сознания значительности происходящих
событий. Пышное  красноречие  М 
имеет,  однако,  разные тональности.

В этом легко  убедиться, 
сравнив  яростные  воззвания 
Сатаны, медленные  речения  Бога, 
поучительный  тон  рассказов 
архангелов,  полные достоинства
монологи Адама, нежную речь Евы. Заметим при 
этом,  что  Сатана как вождь падших ангелов
отличается  подлинной  зажигательностью  речи, 
но, выступая в роли змея — совратителя Евы, он обнаруживает
своеобразную  логику и хитрость
искусителя. Большое впечатление производят пейзажи Мильтона,  они 
величественны  и громадны,  в 
них  ощущается  космический 
размах,   столь   соответствующий содержанию  поэмы.  
Поэт   обладает   необыкновенной   фантазией,  
могучим воображением, позволяющим ему расцветить скупые строки
библейского  рассказа многокрасочными
описаниями.

Источник: http://studhelps.blogspot.com/2013/07/21milton.html

Поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», их идейно-тематический анализ — ЛИТЕРАТУРА АНГЛИИ. ДЖОН МИЛЬТОН — История зарубежной литературы XVII-XVIII вв

ЛИТЕРАТУРА АНГЛИИ. ДЖОН МИЛЬТОН

2. Поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», их идейно-тематический анализ

В 53 года Дж. Мильтон написал поэму «Потерянный рай». Через три года — «Возвращенный рай» и драму «Самсон — борец».

Еще в Кембридже он мечтал создать эпическую поэму, которая прославила бы английский народ. Сначала думал написать религиоВНОе произведение. Только опыт 50 — 60 лет помог ему создать поэму, ведь замысел приобрел более конкретного национального харак-теру.

Произведение состоял из 12 песен и содержал около 11 тысяч стихов.

Поэма утверждала, что путь страдания человечества приводит к его прогрессу.

В центре — борьба сатаны, падших ангелов против Бога — небесного «авторитета».

Сатана вынужден покинуть небеса и поселиться в Аду, где очень трудно было дышать. Но он и непобедимы ангелы не остановились и готовились продолжить борьбу против Бога. Сатана решил нанести свой удар на лучшее, что было создано Богом, — Рай Земной, в котором жили первые люди — Адам и Ева. Дальше сюжет разворачивался в соответствии с библейской легендой.

Заслуга Мильтона заключалась в том, что он первым в мировой литературе осветил образ Сатаны.

Краткие и сдержанные строки Святого Писания поэт наснажив свободным дыханием живой жизни с его яркими красками, волшебными звуками и движениями — от мощных катаклизмов небесной битвы ангелов и сатанинского войска, создание земли и всемирного потопа до нежнейших прикосновений и движений в раю. Эта барокково-містеріальна насыщенность динамикой движений, звуков, цветов, пространственными эффектами передалась и Гетевому «Фаусту».

Традиционные персонажи средневековой мистерии — Бог, Адам, Ева, дьявол, ангелы — приобрели у Мильтона нового звучания. Грехопадение первых людей он изобразил почти как акт прометеїзму. Ева и Адам одержимы стремлением к самостоятельному знания.

Высшая сущность человека, в отличие от неразумной природы, могла оказаться лишь в свободной воле (типовая ренессансная мысль), которая выражалась в свободном познании мира. Ничто не могло препятствовать человеку свободно познавать природу добра и зла (типичная барочная мнение).

Обратите внимание

Так, Ева пришла к выводу, что сама человеческая природа обусловила право сорвать запретный плод с дерева познания.

Эта жажда познания, осознание права на независимое и свободное знание сделали Адама и Еву посредниками персонажей просветительской литературы, и не в последнюю очередь — Фауста из произведения Гете.

Мильтон ввел до материального плана своего произведения идею провіденціалізму — мотив, распространенный в сутки укрепление ренессансных государств. В таком произведении описывалась решающее историческое событие прошлого, которая приводила мир (общество) до современного его состояния.

Провіденціальний план поэмы автор резко развел исходную точку событий как причину (грехопадение Адама и Евы) и точку зрения поэта — наблюдателя как историческое следствие.

В отличие от «будничных злодеяний» в Дантовій поэме, грехопадение прародителей определяло судьбу всего человечества на земле.

Мильтона, как барочного мыслителя, больше увлекала проблема человеческой совести и самосознания. Подобно Данте, который с точки зрения гуманности признал за грешниками в Аду право на страсти, Мильтон также оправдал Адама и Еву с высшей позиции. Это позиция барочного индивидуализма, сущностью которого было право личности утверждать себя в самостоятельном мышлении и принятии решения.

Поэтому понятно, почему так нетрадиционно для мистерий воплотил Мильтон образ сатаны. В этом персонаже многие черты ренессансного титанизма.

Он вызвал в памяти шекспировских персонажей, которые в своих монологах выражали глубокую обиду на судьбу, что стала на пути их стремлением, и готовность их преодолеть ее решительным и дерзким поступком. Зависимость Сатаны от Бога сковывала его свободную волю в то время, как он пытался самостоятельного решения.

Важно

Этим объяснялся его бунт, направленный против принуждения и насилия над личностью в любых формах. Это бунт самоопределение — фактически проявление барочного индивидуализма.

Став одиноким, Сатана обрек себя на трагическое одиночество и страдания одинокой души. Ему не просто примириться с мыслью, что ради самоутверждения он должен был поднять руку на красоту, юность, счастье. Он не просто хотел вызывающе разрушить светлую гармонию и безмятежное спокойствие первых людей в Раю.

Просто он не мог смириться с тем, что эта гармония рабского самозасліплення и спокойствие бездумной покорности сводили людей до уровня неживой природы и сохраняли высшую власть, источник вечной неровности. Сатана вызвал у читателя не только осуждение, а симпатию и сочувствие.

Такое раскрытие образа Сатаны было весьма далеким от материального канона.

Сложность нерешенной диалектики произведения Мильтона заключалась вот в чем.

Поэт склонялся к признанию свободной воли человека, которая проявлялась в самостоятельно принятом решении на основе индивидуального мышления, и здесь он выступал как последователь Возрождения.

Однако как барочный мыслитель Мильтон склонен к признанию зависимости всего сущего от неизменного и вечного мирового порядка и высшей воли.

В поэме символом мирового порядка, гармонии, незыблемых законов Вселенной был Бог. Он — творец, суть его творчества — красота. Бог воплотил в поэме античный (и ренессансный) идеал прекрасного и гармоничного фатума. Однако Мильтон не в состоянии примирить индивидуальную свободную волю и барочный рок. Это придало его произведению барочной напряженности, трагедийности.

Поэту принадлежала пальма первенства в разработке нового жанра — так называемой барочной поэмы.

Барокко решительно вводило в литературу проблему морали. Раскрывая мир в состоянии бурного движения и становления, искусство барокко отражало в человеке мучительную внутреннюю борьбу, которая разворачивалась, как правило, между двумя равнозначными мотивам.

Доминантой поэмы была коллизия равнозначных мотивов. Мильтон раскрывал борьбу мотивов в душе Адама и Сви. По своим моральным содержанием эти мотивы равнозначны и характеризовали высшую человеческую сущность: преданность и благодарность (в данном случае — Богу, который создал человека) и ум и любви; однако они приходили в трагическое столкновение между собой.

Совет

Ева рассуждала так: если Бог сотворил их как живых людей, то есть выделил из неживой природы, то их человеческая сущность может выразиться лишь в свободной воле.

Свободная воля человека выражалась в свободном познании мира. Ничто не могло препятствовать человеку свободно познавать природу добра, зла.

Так Ева пришла к выводу, что сама человеческая природа обусловила право сорвать запретный плод с дерева познания.

Далее подавалось сложное мотивировка поступка Адама. Его побудили разделить грех Свы верность и сострадание. Эти лучшие человеческие чувства, вместе с мышлением, также присущи человеческой природе.

Мильтон пытался снять трагедийность написанием второй (увы, незаконченного) части поэмы — «Возвращенный рай». Новым ее героем стал Иисус Христос, а главным содержанием — попытка Сатаны искусить Иисуса.

Искушение грехом — существенный сторону мистерии. Средневековый человек именно так представляла жизнь — как искушение.

Сатане в этой поэме противостоит Иисус. Его образ был абстрактным воплощением идеи поэта.

Он — воплощение ума, что уже победил, это готовая идеальная фигура. Интерес поэта к духовному миру человека, к противоречиям, что жили в ней и боролись, еще раз уступил место теологической догматике, которая отчетливо проявилась в «Возвращенном рае», чем в первой поэме.

Обратите внимание

Усилилась и классицистическая тенденция. По сравнению с «Потерянным раем» черты персонажей теперь уже резко разграничены. Сатана, прежде всего, — соблазнитель; Иисус — тот, кого соблазняли. Все другие душевные качества покорены этим двум самым главным.

Второстепенные персонажи поэмы лишь намечены. Композиция поэмы сжата и ограничена, отсутствуют лирические отступления, сохранялись лишь то, что необходимо для развития основной линии повествования.

3. Трагедия «Самсон-борец»

Вслед за образом героя, стойкого в пассивном сопротивлении, Мильтон создал другой образ, более активный. Его Самсон, пережив жестокие искушения и овладев своими страстями, направил всю свою силу против врагов.

Читайте также:  Анализ рассказа тургенева «му-му»

Только в конце 60-х годов сложились мнения автора о трагедии, изложенные в коротком предисловии к «Самсона — борца» — «О том роде драматической поэзии, который называется трагедией».

Трагедия Мильтона была призвана не только развлечь, но и поразить читателей (к постановке на сцене она не предназначалась), призвать их к борьбе против феодально-абсолютистской реакции.

В образе Самсона сочетались живые противоречивые черты удивительного человеческого характера. Герой полон осознания своей трагической вины: он призван освободить свой народ от угнетателей, не выполнил этого задания и сам стал рабом.

Осознание этой вины тем тяжелее для него, поскольку ответственность он возлагал только на себя. Самсон — воин, Самсон — избранный, Самсон — защитник своего народа. Вследствие этого он слишком требовательно относился к самому себе.

В последней трагедии Мильтона не было ни небес, ни ада. В этой земной и человеческой трагедии художник поставь над теологом. Образы ее в значительной мере подсказаны актуальными политическими идеями, которыми жил автор.

Важно

Трагедия построена по принципу классических «единств»: она разворачивалась в одном месте, в течение одного дня, в ней не было ни одной сцены, которая не имела бы прямого отношения к действию.

Источник: http://zarlitra.in.ua/16-24.html

Изображение архангела Михаила в поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай»: аспект хронотоп

УДК 821.111.1+821.161.1(09) 112+81.25 В.И. Бортников, Е.В.Никольский

ИЗОБРАЖЕНИЕ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ПОЭМЕ ДЖОНА МИЛЬТОНА «ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ»: АСПЕКТ ХРОНОТОПА1

Статья посвящена вопросу о функционировании образа ангела в поэме Дж. Мильтона «Потерянный Рай». Цель работы — в противовес советской мильтонистике, отводившей ключевые роли в данном произведении темным силам, показать фабульное доминирование светлых сил.

Описано сохранение и преобразование христианских традиций при изображении Мильтоном архангела Михаила, реализующего в произведении две функции -«воина» и «вестника».

Комплексный анализ категории хронотопа — пространства и времени, в пределах которых герой реализует обе функции — позволяет определить исследуемого персонажа как прообраз Христа и выстроить интертекстуальную связь поэмы «Потерянный Рай» с поэмой «Возвращенный Рай».

По итогам вовлечения нескольких переводных вариантов поэмы в материал анализа обнаруживается категоризация текстового хронотопа через взаимодействие с тональностью (модальностью), что приводит к выводу о наделении Михаила в поэме «этимологической» функцией архангела.

Ключевые слова: архангел Михаил, Мильтон, перевод, «Потерянный Рай», хронотоп.

Место поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай» в английской и мировой литературе XVII в. можно считать уникальным, поскольку, будучи близкой античному эпосу в плане объединения всего мира в единую картину [32. С.

7], она сюжетно связана с библейской и англосаксонской темами борьбы против тиранов и язычников [26. С. 123].

Совет

Основываясь на Библии, Мильтон довольно существенно отступает от ее текста, отражая авторское мировоззрение и идеи революции, «витавшие в воздухе» в то время [23. С. 401-422].

Отечественная мильтонистика располагает изысканиями в области жанровой и тематической специфики произведения (см., напр.: [6; 24; 27; 32-34] и др.). Значительное внимание уделено семантическому центру фабульной борьбы — Сатане2. Роль этого героя трактуется так: «Сатана зажил в поэме собственной жизнью…

Фигура выглядит столь величественной и привлекательной, что рядом с ней теряются и тускнеют все остальные персонажи» [31. С. 89]; «через живописуемое войско Сатаны развивается «поэтический экскурс в область демонологии» [26. С.

318], Сатане противопоставляются «ангелы-автоматы», различимые только «по функциям и чинам» [26. С. 317-318]. Увлечение автора темными силами неизбежно вело к подробному их рассмотрению и, как следствие, образы ангелов в произведении детально не анализировались.

Данное упущение хотелось бы восполнить в настоящей статье, посвященной анализу архангела Михаила в поэме Мильтона. Образ предводителя светлых сил

будет сопоставлен с образом Падшего Архангела (Сатана нередко номинируется как «Arch-Angel».

' 3

«Arch-» восходит к греч. арх^- [12. С. 242] , что не совсем верно богословски , но означает предводителя падших ангелов). Комплексный анализ образа Михаила функционально разработан помимо «главного героя», хотя Архангел обретает полноту только в соотношении с Сатаной.

Выдвинутая гипотеза методологического характера очевидным образом ставит под сомнение позицию Падшего Архангела как главного героя поэмы соотносительно с Архангелом Михаилом (ср. их номинации — «Аггел» и «Архистратиг», греч. аууе^о^ «вестник» [11. Ст. 5; 12. С. 18], по «Литературной энциклопедии» 1930 г.

размежевавшиеся с «ангелом» в русском языке [1], и арх1-стхрахщо

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazhenie-arhangela-mihaila-v-poeme-dzhona-miltona-poteryannyy-ray-aspekt-hronotop

Джон Мильтон («Потерянный рай», «Возвращенный рай») — Ресурс студентов-филологов

Джон Мильтон (1608-1674)

Общий обзор творчества

Наиболее выдающимся английским поэтом середины XVII в. был Джон Мильтон. Он родился в семье нотариуса, получил образование в Кембриджском университете. Мильтон отказался от вступления в духовное сословие, что ему предлагало руководство университета, и посвятил себя литературному творчеству.

Он очень много путешествовал и принимал активное участие в политической жизни своей страны. Литературную деятельность Мильтона делят на 3 периода: 1-й — характеризуется формированием его взглядов и эстетических вкусов. Поэзия Мильтона с самого начала — серьезная поэзия. В ней отсутствуют свойственные эпохе эротические мотивы, гедонизм (удовольствие).

Творчество Мильтона отличает идейность, философская глубина, политические мотивы. 2-й период в его творчестве берет начало с того момента, когда путешествие поэта по Италии было прервано слухами о войне в Англии. Мильтон писал, что не мог развлекаться в безопасности, когда его сограждане борются за свободу.

Обратите внимание

В нем зреет недовольство королевской властью, поэтому он выступает сторонником буржуазно-республиканского строя. Мильтон погружается в политику, перестает писать стихотворения и обращается к публицистике. Он сочиняет такие памфлеты, как «Иконоборец», «Защита английского народа», «Ареополитика» — это одно из самых ярких произведений этого периода.

Этот памфлет представляет собой обращение к английскому парламенту — Ареопалу. Мильтон требует от парламента утверждения свободы слова. По его мнению, это — необходимое усиление справедливости государства. Мильтон высоко ценит печатное слово и пишет, что «тот, кто уничтожает книгу, убивает самый разум человека». Мировую славу ему принес памфлет «Защита английского народа».

В нем Мильтон излагает свои политические принципы. «у христиан не должно быть никакого короля, а если уж и иметь его, то король должен быть слугой народа. Самодержавие и христианство несовместимы». В этот же период он написал около 60 сонетов, которые носят политический характер. 3-й период совпадает с поражением революции и падением республики.

Однако Мильтон предлагает сохранить глубокую веру в конечное торжество республиканского строя. В этот период Мильтон тяжело заболел и ослеп, поэтому свои наиболее выдающиеся произведения «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» он диктовал своим друзьям и дочерям.

Поэма «Потерянный рай»

Жанровое своеобразие и сюжет»Потерянный рай» Мильтона — выдающееся произведение мировой литературы. Эта эпическая поэма состоит из 12-ти книг. Создавая «Потерянный рай», он подражает «Илиаде» Гомера и «Энеиде» Вергилия. Исследователи отмечают стремление к синтезу эпоса, драмы и лирики.

Жанровое своеобразие заключается в синтезе 2-х начал: философской темы и религиозной тематики. Подобное сочетание в европейской литературе было довольно распространенным явлением. В этой связи следует назвать последнего поэта средневековья Данте и его трилогии: ад, чистилище, рай.

Религиозная тематика на какое-то время ушла из литературы. однако в годы жизни Мильтона вновь проникает в литературу. В основу своей поэмы Мильтон положил библейские мифы о борьбе Бога и Сатаны и об Адаме и Еве. Обращение Мильтона к Библии неслучайно, т.к. он всегда хранил верность ей, считая источником мудрости.

Используя библейские мифы, Джон Мильтон ставил перед собой сложную задачу: показать, каким трудным, тернистым путем движется человечество вперед к познанию истины. Поэма начинается с восстания мятежных ангелов против Бога и заканчивается их поражением.

Сатана и его полчище были вынуждены покинуть небеса и поселиться в преисподней. Однако и здесь они продолжают вести войну против Бога.

История Адама и Евы

Сатана решил нанести удар по самому чистому и святому — земному раю, где живут первые люди Земли. Сатана одержим желанием подчинить их своей власти. Ему в образе змея-искусителя удалось совратить Еву. Ева съедает запретный плод и дает его Адаму. История 2-х первых людей Земли имеет глубокий философский смысл.

Мильтон противопоставляет друг другу 2 совершенно разных состояния человечества: 1 — изначально райское существование в идеальных условиях. Это жизнь, лишенная забот, тревог, волнений. На этой стадии жизни люди были невинны, не знали порока. Это была жизнь до грехопадения. Другое состояние — жизнь после грехопадения.

Они были изгнаны Богом из рая и зажили трудной, опасной жизнью. Мильтон, следуя Библии, считал, что после того, как Адам и Ева вкусили запретный плод, началась порча человечества. однако по смыслу Библии Адам и Ева совершили грех. Мильтон же не признает, не считает грехом такое благо, как стремление человека к познанию.

Важно

Он стремится показать, что грехопадение было неизбежным. По его мнению, Адам и Ева поднялись на новую ступень человеческих отношений и, следовательно, поступили правильно. М. считает, что блаженство рая — иллюзия, несоответствие истинной природе человека, по его мнению, в человеке телесное и духовное должно находиться в гармонии.

Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, неполной. Яснее всего это видно в любви. До грехопадения они не замечали своей наготы, не испытывали физического влечения друг к другу, после — в них проснулась чувственность и любовь. Однако это не убило в них духовность.

Их стала соединять и духовная, и физическая близость, что вполне естественно в общении между собой 2-х любящих друг друга людей. Они по-настоящему любят друг друга и очень самоотверженны в своей любви. Адам, узнав о проступке Евы, решил разделить с ней ее вину и съедает яблоко и делает это ради любви к ней. это возвеличивает Адама как человека мужественного и решительного.

Однако и Ева ведет себя не менее самоотверженно. Она не хочет, чтобы он обрек себя на мучения, хочет одна нести свою вину. Сущность жизненной философии Мильтона получила воплощение в речи Адама после изгнания их из Рая. Ева помышляет в отчаянии о самоубийстве. Он успокаивает ее речью о ценности жизни, которую дарует людям сам Бог.

Он признает, что люди обречены на страдания и испытания. Осознает, что теперь их с Евой жизнь будет совсем другой, очень трудной. Однако, несмотря ни на что, жизнь в его глазах — прекрасна. Мильтон вкладывает в уста своего героя — собственную мысль: утверждает, что предназначение человека — деятельная жизнь и труд. Именно труд закаляет людей.

Будущее человечества

Перед изгнанием из рая архангел Михаил показывает по велению Богу Адаму и Еве будущее человечества. Сначала это мирный труд хлебопашца и пастуха. Потом эта радостная картина сменяется страшным зрелищем 1-й смерти: Каин убивает Авеля. после этого на Земле воцаряется Смерть, Голод, Болезнь.

Архангел показывает 1-м людям Земли, что Бог пошлет в наказание людям потоп. Адам и Ева узнают о том, что на Землю явится Христос, который собственными муками попытается искупить человеческие грехи. В от же время сама жизнь, показанная архангелом, не лишена и радости. в ней есть и хорошее — любовь, дружба.

Эта широкая картина человеческой жизни, в которой большую роль играет труд, благодаря чему поэма приобретает оптимистическое философское звучание. в конце поэмы Михаил объясняет Адаму и Еве, что род человеческий в будущем загладит грех своих прародителей, которые осмелились ослушаться Бога.

Совет

Это искупление грехов приведет к распространению христианского учения. Хр.учение, говорит архангел, открывает людям путь к нравственному совершенству. Поэма заканчивается изгнанием Адама и Евы из рая, которые уходят из Эдема, взявшись за руки.

впереди их ждет не безмятежное райское существование, а осмысленная человеческая жизнь, наполненная трудом, радостями и горестями. Человек изображается в этом произведении как высшее из земных существ — наместник Бога на Земле.

Образ Сатаны

В «Потерянном рае» показывается война между Богом и Сатаной. Сатана — это падший ангел. Бог был святыней для Мильтона, но нельзя не заметить, какими ореологическими (?) чертами он окружает образ Сатаны. Образ дьявола, вопреки библейской трактовке, привлекателен, величественен. Мильтона привлекает этот образ непокорность духа, свободолюбием.

Сатана тоже сын Бога, но восставший против своего отца, вступивший на путь зла. Но: Мильтон не приемлет такого качества Сатаны, как его непомерная гордыня. В представлении Мильтона гордость и гордыня — совершенно разные вещи.

Гордыня трактуется Мильтоном как ничем не оправданное стремление личности нарушить границы, установленные природой, желание подняться выше отведанного человеку места в великой цепи бытия. В образе Сатаны Мильтон осудил индивидуализм. Сатана следует порывам титанической разнузданной индивидуализации и поэтому сеет вокруг себя смерть.

Но в образе Сатаны Мильтон отмечает и положительные стороны — свободолюбие, страстность, раскаяние, которые, правда, приходят к нему слишком поздно. Так Змей и Дракон, каким является Сатана под пером Мильтона, очеловечиваются и превращаются в страдальца. Психологически сложный образ сатаны нашел художественное выражение и в его портрете. Это крылатый исполин со щитом за спиной.

Читайте также:  Творчество игоря северянина: анализ стихотворения «увертюра»

В минуту гнева Сатана подобен комете. автор уподобляет Сатану Атласу — древнегреческому гиганту, который держит на своих плечах весь земной шар. Все это дает нам право утверждать, что Мильтон новаторски подходит к изображению образа Сатаны.

Художественное своеобразие поэмы

Большую роль играет в поэме пейзажные зарисовки. Природа — не просто фон, на котором происходит действие, а полноправное действующее лицо произведения. Автор использует прием контраста. В раю первых людей окружает идеальная природа. Даже дожди там — теплые и благодатные. Но на смену этой идиллии, окружающей еще пока безгрешных людей, приходит другая природа — мрачный пейзаж. Стилевое своеобразие поэмы заключается в том, что написана она очень напыщенным витиеватым стилем. Мильтон буквально «громоздит» сравнение на сравнение. Например, Сатана — это одновременно и комета, и грозная туча, и волк, и крылатый исполин. В поэме много растянутых описаний. При этом автор прибегает к индивидуализации речи персонажей. В этом можно убедиться, сопоставив между собой яростного грозного воззвание Сатаны, медленное величавое речение Бога, полные достоинств монологи Адама, нежную напевную речь Евы.

Поэма «Возвращенный рай»

Поэма «Возвращенный рай» представляет собой пересказ о том, как Сатана пытался совратить Иисуса Христа. Именно на этом образе сосредотачивает внимание Мильтон. Если Адам и Ева не смогли устоять против соблазна, то Иисус оказывается более стойким, более мужественным. Он победил Сатану и спас человечество.

Для Мильтона Иисус — это идеальный человек-гражданин. Несмотря на одиночество, всеобщее непонимание, он находит в себе силы противостоять злу, царящему в мире, он ни на шаг не отступает от своих принципов. По сравнению с «Потерянным раем», «Возвращенный рай» — более слабое произведение.

Оно невыгодно отличается абстрактностью и религиозно-моралистическими интонациями.

Вывод: произведения Мильтона переведены почти на все европейские языки. В Росси они стали известны уже с середины XVII в. Значение этого автора велико для русской литературы.

Нравственная высота поэта, его ненависть к тирании, преклонение перед героизмом освободительной борьбы нашли горячее сочувствие среди русских писателей. Радищев поставил его имя в один ряд с Шекспиром и Гомером.

Источник: http://filfucker.ru/referati/dzhon-milton-poteryanniy-ray-vozvraschenniy-ray

Джон Мильтон «Потерянный рай»: ветхозаветный библейский сюжет в стихах

Джона Мильтона  считают  вторым  после  Шекспира великим английским поэтом. Звучный, торжественный стих Мильтона, яркие  и  впечатляющие образы соответствуют величественности темы, избранной  поэтом.

  Тема  эта  — человек и его судьба, смысл человеческой жизни. Во всей мощи его поэтическое мастерство проявилось в созданной им поэме «Потерянный рай» (1663), которая стала одним из главных текстов европейской литературы.

Это изложенная стихами история сотворения, падения Сатаны, грехопадения.

Известный писатель и богослов Клайв Стейплз Льюис так написал об ортодоксальности мильтоновского «Рая»:

«Коль скоро дело касается догматики, “Потерянный рай” — поэма необыкновенно христианская. За исключением нескольких стоящих особняком фрагментов, ее нельзя даже назвать специально протестантской или пуританской. Она представляет собой великую центральную традицию».

Кто такой Джон Мильтон

Джон Мильтон (9 декабря 1608 — 8 ноября 1674) родился в семье лондонского нотариуса. Отец Мильтона, убежденный пуританин, воспитывал сына в кальвинистских традициях.

Начальное образование и первые литературные впечатления Мильтон получил в школе при церкви св.

Павла в Лондоне, находившейся в руках рьяных пуритан – Джиллов, которые оказали сильное влияние на формирование мировоззрения и литературных вкусов подростка.

Обратите внимание

Джон Мильтон был прекрасно образованным человеком. После обучения дома и в школе св. Павла в 1625 г. он стал студентом Крайстс-колледжа Кембриджского университета, который окончил в 1632 г. с получением степени магистра искусств.

Сделав тяжелый выбор, Мильтон отказывается от карьеры священника и на шесть лет уезжает в отцовское имение, расположенное неподалеку от столицы, где продолжает самостоятельно заниматься. В начале 1638 г.

он отправляется в путешествие по Франции и Италии, в ходе которого знакомится со многими знаменитостями, в частности, с Г. Галилеем. В 1639 г.

срочно возвращается в Англию в связи со слухами о приближающейся гражданской войне.

Поселившись после путешествия в Лондоне, Мильтон основал частное учебное заведение, в котором обучал племянников, но уже скоро увлекся общественной, публицистической деятельностью. В 1641 г.

опубликован первый прозаический памфлет, посвященный английской Реформации.

Впоследствии Мильтон, будучи ярким приверженцем революции, врагом монархии, напишет целый ряд политических памфлетов на злобу дня, красноречиво демонстрирующих его ораторский дар, богатое воображение и неравнодушие к судьбам родины.

В 1642 г. поэт женился на Мэри Пауэлл, молоденькой девушке, с которой у него было очень мало общего. Через месяц совместной жизни новоиспеченная супруга уехала к родителям и вернулась только в 1645 г., на все это время лишив Мильтона покоя. На протяжении 1645-1649 гг.

он стал намного меньше заниматься общественными делами, вероятнее всего, углубившись в предварительную работу над историей Британии. Казнь в январе 1649 г. Карла I заставила его расстаться с уединением и разразиться смелым памфлетом «Обязанности государя и правительств». В марте 1649 г.

Важно

Мильтона назначают секретарем при Государственном совете, в обязанности которому вменялась переписка на иностранных языках.

50-ые стали в жизни Мильтона настоящей черной полосой. В феврале 1952 г. он полностью лишился зрения, в мае при родах умерла супруга, в июне умер маленький сын. Вторая жена, с которой он связал судьбу в конце 1656 г., умерла в начале 1658 г. До 1655 г. слепой Мильтон продолжал работать секретарем с помощью помощников — переписчиков, чтецов.

В период 1660-1674 гг. Мильтон по-человечески был совершенно одинок: с оставшимися двумя дочерьми отношения у него не складывались. После воцарения на престоле Карла II он подвергся опале.

Его острые политические памфлеты сожгли, ему довелось сидеть в тюрьме, даже сама его жизнь оказалась в опасности и была спасена только благодаря влиятельным друзьям.

Однако именно в это непростое время он пишет лучшие свои произведения, посвященные библейской тематике, — «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), а также «Самсоноборец» (1671), которые стали достойным окончанием его литературного пути.

8 ноября 1674 г. Джон Мильтон ушел из жизни в Лондоне.

«Потерянный рай»: рождение идеи

Еще молодым Джон Мильтон мечтал создать эпическую поэму, которая прославила бы английский народ. Первоначально он думал написать религиозное эпическое произведение.

В 1630-х годах план эпического полотна, задуманного Мильтоном, изменился. В этом нашло свое отражение идейное развитие поэта: замысел принял более конкретный национальный характер.

Мильтон хотел создать «Артуриаду» – эпопею, которая возрождала бы сюжеты романов «Круглого стола», воспевала бы подвиги легендарного короля Артура – вождя британских племен в их борьбе против англо-саксонского нашествия.

Обратите внимание

Однако ни в 1630-х, ни в 1640-х годах Джон Мильтон не смог приступить к осуществлению замысла эпической поэмы. Только опыт 1650 – 1660-х годов помог ему создать (1658-1667) поэму «Потерянный рай», о которой он думал в течение долгих лет.

Поэма «Потерянный рай» состоит из 12 песен (Мильтон называет их книгами), в ней около 11 тысяч стихов. Написана она так называемым «белым стихом», который сравнивают разве что с белым стихом Уильяма Шекспира.

Русский критик Белинский назвал поэму Джона Мильтона «апофеозой восстания против авторитета», подчеркнув, что революционный пафос поэмы ярче всего выражен в образе Сатаны.

Библейские мотивы «Потерянного рая»

Мильтон впервые нарушает принятые в обществе трактовки ветхозаветных сюжетов, тем самым отступая от церковных догм. Эпоха революций, смены жизненных укладов, ценностей и понятий — все это и многое другое заставляет по-другому взглянуть на добро и зло, показанные в образах Всевышнего и Дьявола.

Противопоставления: добро — зло, свет — мрак, Отец – Люцифер — вот на чем построена пьеса Мильтона. Сцены из райского сада переплетены с описанием войны между войсками Врага и ангелами. Терзания Евы, совращенной уговорами Злого духа, сменяются чередой эпизодов, в которых изображены страдания будущих людей.

Помимо мятежа Беса, в «Потерянном рае» так же показана история Адама и Евы. В центре произведения картина успешного соблазнения и падения Божьего творения. Но, несмотря на удачу Демона, победу одерживает Всевышний, давая людям шанс на исправление.

Мильтон показывает грехопадение, как реализацию свободы выбора, которую Бог даровал людям. Избирая благочестивый образ жизни, человек сможет вновь обрести Рай и искупить первородный грех.

Как сатана стал «положительным героем»

Несколько слов надо сказать об мильтоновском образе Сатаны. Когда-то возвеличенный романтиками, мильтоновский Сатана до сих пор многими воспринимается как «положительный герой». Естественно христианин Мильтон ничего подобного не имел в виду.

Позитивные черты Сатаны объяснимы тем, что он как-никак Божье Творение, ангел.

Поэма, однако, замечательно описывает, как эти позитивные черты убывают по мере развития мятежа Сатаны. Вот только один пример.

Сатана «эмансипируясь» от своего Создателя объявляет о том, что он сам себя сотворил.

Совет

По мере рассуждения, однако, он приходит к выводу, что он подобно траве из земли, появился случайно: то есть по закономерной логике атеизма переходит от представления себя богом к представлению себя овощем.

«Разум — место само по себе. И из Рая может сделать Ад, а из Ада – Рай» (Джон Мильтон)

Адам – герой всей эпохи

Совсем по-другому строится в поэме образ Адама. Так, Адаму, в отличие от Сатаны, совершенно чуждо своеволие, проистекающее из непонимания истинной природы отношений между творцом и тварью. Адам тоже падет, но падет, как герой литературы классицизма, который до последней минуты будет отдавать себе ясный отчет в том, чтo он делает.

Наилучшим образом это демонстрирует знаменитый монолог Адама из 9-й книги «Потерянного Рая», который он произносит в тот момент, когда, увидев павшую Еву и сразу поняв, что произошло, принимает роковое для себя решение:

«И я погиб с тобою заодно.
Да, я решил с тобою умереть!».

<\p>

Этот монолог призван продемонстрировать, что Адам, как истинный герой эпохи классицизма, рационализирует буквально все движения и побуждения своего существа.

Будучи связанным чувствами к Еве, Адам сам произносит над собой приговор, в мельчайших подробностях понимая всю пагубность своего поступка и отдавая себе полный отчет в происходящем.

Постоянно помня о своем долге, Адам ни на минуту не забывает, кто он таков. Он ценит свой внутренний и внешний облик, и утрата этого облика, наряду с утратой благоволения Божьего, служит для Адама лучшим доказательством непоправимой греховности его проступка.

Но в этом стремлении к самозамкнутости, отграниченности от внешнего мира, в этом постоянном совпадении с самим собой и кроется причина страданий Адама.

Обратите внимание

Обостренное самосознание персонажа эпохи классицизма лишает Адама той органичной связи с мирозданием, какой были наделены персонажи Средневековья и Возрождения.

Трагизм положения Адама, подобно трагизму положения других героев литературы классицизма, заключается в том, что, постоянно осознавая, каким он должен быть, Адам не может выполнить свой долг. Это — трагическая коллизия ясного сознания и одинокой, противопоставленной миру воли.

В «потерянном раю» важны детали

В поэме Мильтона непосредственную роль играет природа во всем своем многообразии. Она изменяется вместе с чувствами персонажей. Например, во время спокойной и беззаботной жизни в Эдеме показана гармония в мире, но стоило людям преступить наказ Бога, как в мир приходит хаос и разрушения.

Но самым контрастным является изображение Рая и Преисподнии. Насколько мрачным и сумрачным показан Ад, настолько безликим и серым на его фоне выглядит Небо. Никакие ухищрения не помогли Мильтону сделать декорации царствия Божьего яркими и красочными.

Однако следует заметить, что изображение Эдема намного краше и детальнее прорисовано, чем описание Небесного Царства. Большое внимание было уделено именно природе земного Рая: высокие деревья, переплетавшиеся кронами, обилие разнообразных плодов и зверьков.

А так же, свежий воздух, «Которым даже Океан — старик… наслаждается». Сад постоянно требовал заботы своих обитателей, поэтому первые люди могут претендовать на звание первых в истории колхозников: им тоже не платили денег и выдавали оклад едой.

Такая бессодержательная и однообразная жизнь претит автору, поэтому он ад освобождению людей.

Мильтон изобразил мрачный, но в то же время чудесный Ад, а так же, светлый и не менее великолепный Рай. Не вооруженным глазом видно, насколько огромна и необъятна палитра красок, содействующая описанию этих двух миров.

Часть 2,  Часть 3,  Часть 4 и Часть 5.

Источник: https://www.invictory.org/articles/reviews/books/793-dzhon-milton-poteryannyj-raj-vethozavetnyj-biblejskij-syuzhet-v-stihah

Ссылка на основную публикацию