Что такое фельетон (на примере советской литературы)?

1.3 Художественно-публицистический жанр фельетон

Фельетон,
как и очерк, но с ещё большей эмоциональной
окраской, принято выводить за пределы
литературного искусства именно потому,
что этот жанр несет в себе практическую
задачу и опирается на конкретные факты.

Изначально,
основой в фельетоне так же, как и в
очерке, является фактический материал,
но он подвергается и художественной
обработке. Образность фельетона —
является основным условием его
эффективности (действенности).

Но к
какому, тогда, берегу пристает фельетонный
жанр: художественной литературы или
публицистики?<\p>

Обратите внимание

Бытует
и такое (ошибочное) мнение: произведение
нельзя считать художественным, если
оно оказывает воздействие на
действительность свободнее (прямее),
чем это положено беллетристическим
жанрам. С.

Морозов в своей статье с
кричащим названием «Фельетон – не
художественный жанр» писал: «фельетон,
перешедший границу художественности,
перестаёт быть фельетоном.

Творческая
задача фельетониста – при помощи
комбинации взятых у художников готовых
сочетаний завлечь читателя и умелым
переключением малой темы в большую,
общественного порядка, — получить чисто
газетный эффект. Быстро и сильно повлиять
на массового читателя.»

Следует
отметить, что невозможно исчерпать
представление о природе фельетонного
жанра, опираясь только на законы
художественного произведения.

Где
же место этому жанру?

Необходимо
отметить: фельетон не нельзя причислить
к жанрам художественным без определения
особенностей его художественности. Но
также фельетон не укладывается и в число
жанров сугубо публицистических. Так же
как и очерк, фельетон – своеобразный
двуликий Янус – он подчиняется и законам
художественной литературы и законам
публицистики.

Пора перестать причислять
фельетон к «низким» жанрам, целью которых
является только борьба с отдельными
отрицательными явлениями. Фельетон –
это не колонка для нытья, и не жанр для
«описания недостатков».

И раз, место
фельетонного жанра меж двух огней –
публицистики и художественной литературы
– то, в свою очередь, фельетон должен
отвечать высоким требованиям и
литературной стороны, и публицистической.

1.4 Жанровые особенности фельетона

Немудрено,
что каждое произведение содержит в себе
жанровые признаки.

Фельетон отличается
наличием строгой фактической основы, особой формой построения (наличие
ассоциативной темы, образов), сатирического
заострения темы или лирико-юмористической
интонации, конкретных выводов.

<\p>

Фельетонный
жанр, несмотря на все его публицистические
приметы, нельзя рассматривать вне законов, которые лежат в основе
произведений художественной литературы.

Жанровая
специфика фельетона заключается, прежде
всего, в его принадлежности: художественный
он или публицистический жанр, жанр, не
относящийся ни к тому, ни к другому, или
же – жанр синтетический.

<\p>

Важно

Прямая
и скрытая форма передачи информации и
есть та самая сатирическая природа
фельетонного жанра.

Скрытая форма, по
мне так, намного интереснее прямой, ибо
эта форма (скрытая) – это подтекст,
своеобразная шарада, которую читатель
должен разгадать сам, так как автор свое
сообщение не прямо объяснил, а зашифровал.

Говоря
о композиции фельетонов Дорошевича,
необходимо отметить, что тексты имеют
определенную структуру. Довольно редко
фельетон начинается с изложения
конкретного события, факта, послужившего
поводом для создания произведения.

Скорее, здесь действует ассоциативность,
как один из главных законов жанра.

<\p>

Использование
хорошо знакомых читателям образов и
понятий, которые так или иначе ассоциируются
с темой фельетона — один из наиболее
эффективных методов воздействия на
аудиторию.

Способы
построения, связи всех фактов и образов
в единое целое, а также приёмы зависят
от темы. По своему строению фельетон
отличается от других жанров. Читатель
находит не последовательное развитие
определённой мысли, а разработку темы
с помощью инверсионного эффекта, смещения
оценки из реальной плоскости в комическую.

Чаще
всего фельетоны Дорошевича написаны в
форме диалога, отрывка из дневников,
зарисовки ситуации.<\p>

Яркая
идея, продуманная композиция, образный
язык — от этих компонентов и зависит
уровень фельетона, сила его воздействия.

Доходчивые
сравнения помогают читателям легче
воспринимать размышления автора по
поводу едва ли не любых событий и проблем.

Совет

Журналисты
в своих материалах часто апеллируют к
произведениям литературы, метафорам,
аллегориям, крылатым словам, которые
известны любому образованному человеку.

К этому списку также можно добавить
штампы, которые создают комический
эффект. На ассоциациях, связанных с
известными сюжетами и героями литературных
произведений, спектаклей, фильмов
фельетонисты также выстраивают свои
идеи.

Бывает, что в фельетоне встречаются
фрагменты из басен, пословиц, популярных
песен.

Особенностей
у фельетона много, но интересно еще и
то, что в этом жанре факты реальные, но обыгранные. Они (факты) могут быть и
выдуманными, но настолько типичными,
что читатель может легко узнать ситуацию.

Найти
и воссоздать такую ситуацию — важный
этап в творчестве фельетониста. В
фельетонах Дорошевича зачастую изображены
легко узнаваемые ситуации, которые
актуальны для читателей разных поколений.
Например, в фельетоне «Конкурс» автор
сатирически обрисовывает ситуацию
отбора учащихся в «высшее учебное
заведение» на основании «листов с
результатами конкурсных испытаний».

Но из-за нехватки мест и большого
количества отличных работ отбор проходит
не по упомянутым листам, а по абсолютно
абсурдным критериям: величине отметки
за работу, распространенности фамилии
и даже внешним данным конкурсантов.<\p>

Еще
один закон жанра — создание комического
эффекта и эмоционально-образное развитие
темы. Для этого в текст фельетона вводится
реминисценция.

Когда автор приводит
аргументы для доказательства выдвинутого
тезиса, уместна историческая подоплека.
Комическое обыгрывание фактов составляет
специфику фельетона и выдвигает на
передний план сюжет, подчиняющий себе
композицию.<\p>

Насмешливость
— главная черта, определяющая суть
фельетонного стиля.<\p>

Авторская
маска – необходимый элемент любого
фельетона.

Обратите внимание

Ее необходимость в том, чтобы
создать подтекст, который, к примеру, в
фельетоне советского времени был главным
жанровым признаком. Подтекст отражает
— обусловленное временем — развитие
жанра, приспосабливаясь к различным
социальным условиям.

Дорошевич использует
не одну маску: в фельетонах «Поэтесса»
и «Жизель» — это писатель и критик, в
фельетонах «Русский язык» и «Без
циркуляра» автор изображает себя
маленьким гимназистом, с позиции
взрослого анализируя события и детские
впечатления, послужившие основой данных
фельетонов.

В «Герцене», «Писательнице»
автор является участником событий, от
лица которого ведется повествование.
Также, в творческой копилке писателя
существует ряд фельетонов («Двадцатый
век», «Конкурс», «В аду»), где в центре
внимания находится не герой, а получает
развитие определенная ситуация.

Таким
образом, фельетон нельзя причислить к
разряду низких жанров, которые борются
только с обособленными отрицательными
явлениями.<\p>

По
мнению исследователей, фельетон не
является жанром «описания недостатков»,
т.к. отвечает высоким требованиям
искусства, художественной литературы,
публицистики.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3240220/page:2/

Пример фельетона. История жанра фельетон :

Сатирический фельетон — это жанр образно-поэтической беллетристики, для которого характерно острое, зачастую саркастичное, карикатурное начало, и обязательно злободневность. Его возникновением считают 1800 год, когда в журнал Парижа «Журналь де деба» в первый раз был добавлен специальный лист, в котором начали издаваться сценические и музыкальные отзывы.

Под таким разделом выпускались даже романы, продемонстрировавшие пример фельетона. Развитие данного жанра в России соединено с занятием беллетристов Добролюбова, Белинского и других. Жанр в сфере политики считался основным жанром конца 19 столетия. Фельетон являлся животрепещущим стилем советской прессы.

Особенности жанра

Фельетон предназначен произвести на человека художественно-экспрессивное влияние.

На первых порах он был злободневен и неформален, из этого следует превалирование критики и трактовки острого сообщения, уморительная (язвительная) тенденция в ее подаче, «второй план», увеличивающий изображаемое до масштабов социально важного события, и, безусловно, искусное обладание автором всеми приемами слога и речи, выражающееся в необычном стиле примера фельетона.

Важнейшими условиями анализа считаются его острота, определяемость персонажей и явлений. Для писателя характерно: искренность формулирования своего взгляда на объект, построение с применением средств акцентировки, преувеличения, абстракции и стандартизации первоначальных фактов.

Функции речи

В фельетоне осуществляются все главные функции речи:

  • уведомительная (сообщает о ситуациях, жизненных случаях, на основании которых и базируется фельетонный рассказ);
  • эстетичная (выражает действительность с художественной точки зрения и пытается проявить поэтически-экспрессивное действие посредством речи);
  • образная (писатель формулирует свой взгляд на происходящее);
  • образовательная;
  • развлекательная.

Одна из составляющих жанра – это образ фельетониста. Он может быть идентичен образу повествователя или основательно разниться. Однако зачастую автор словно возносится над описываемым, видя события существенно обширнее и совершеннее, чем даже читатель.

Примером фельетона может быть одно или множество обстоятельств, заключающих в преувеличенном виде особенности, характерные для действий того класса, к которому они имеют отношение. Это фундаментальные точки классификации сатиры.

Журнал «Крокодил»

Данное издание являлось центральным карикатурным советским журналом. Тираж его достигал шести с половиной миллионов экземпляров. В нем обличались не только людские изъяны, но и промышленные несовершенства, и даже недостатки в управлении.

Пародия журнала все время «стреляла» в мишень. «Крокодил» считался злободневным изданием в течение всей своей жизни, а отдельные его «осмеяния» актуальны и в наше время.

В журнале тонко обличалась идеология Запада, стратегия и дипломатия. И ныне ее сатира на подобную тематику крайне остра и метка.

Важно

Однако значительнее всего карикатуры были обращены внутрь Советского Союза. Весьма неплохо осуществлялся труд писателей-сатириков касательно бесчинств в организациях.

Журнал «Крокодил» осмеивал не только неурядицы на производстве, но и обнаруживал негативные качества людей – алкоголизм, халатность, лень, клептоманию, наплевательство.

Крайне верно фельетонисты журнала отмечали положение общества и власти.

Свою карикатуру известный журнал адресовал как на «отдельно рассматриваемый предмет», так и на ситуацию в целом. Чего стоят его школьные сатиры, метко отображающие пороки определенных нынешних учеников и современного образования.

Фельетоны Зощенко

Тематика остроумных сатир и фельетонов Зощенко сходятся. Он бойко осуждал бюрократизм, невежество, нахальность, беззаконие властных лиц, халатность, бытовые непорядки и т. д. Все данные проблемы отражают тему безразличия к людям, что определяет Зощенко как гуманиста.

Он заостряет внимание на вежливом отношении к человеку.

Подобный разбор важных тем сквозь призму человечности выделял публицистику Зощенко от трудов других карикатуристов, и делало его сообщения в прессе и видимыми, и действенными.

Однако его сатира делается более спокойной. С чем это связано? Зощенко уже не использует сказовый стиль, зато усиливается оттенок дидактики, морального наставления в заключение фельетона.

Типология фельетона

– Прозаический фельетон выступает в роли единого рассказа о конкретном отрицательном случае или о «персонаже» события; проблема выявляется на последовательном изображении действительности или на противоречии явлений. Такой жанр может являться целенаправленным (указывается определенная точка действия и фамилии сопричастных) и абстрактным (писатель показывает несуразность или абсурд какого-либо обстоятельства).

– Публицистический фельетон часто изображен в телевидении саркастическим монологом — примечанием писателя, и выступает в роли своеобразного отзыва на определенное явление или обстоятельство.

Жанровые элементы

Объект изображения — ситуации и обстоятельства реальности, имеющие двойственность: социальную вредность и сатирическую природу.

Задача фельетониста — употребление комичного для оценки социально вредных реалий (ирония) и безобидное, кроткое высмеивание человеческих пороков и слабостей (комизм).

Способы изображения — совмещение фактичности, образности и саркастичности.

Роль и место автора

Основное в фельетонном рассказе — не число изображаемых фактов и даже не их наружная ослепительность и эффектность. Главное — характер анализа явлений, способность писателя-фельетониста представить характерную картину и типические свойства события.

Важнейшая задача автора — посмотреть на факты с пози­ции того комического (подлежащего высмеиванию), что есть в данном случае.

Трудность — в мастерстве обличить это комичное, обнаружить его саркастическую природу и подать в образной форме, сквозь систему карикатурных типов, рождающихся не только как следствие поэтических стараний писателя, но и как прямой результат целевого публицистического изучения.

Средства типизации сатиры:

Среди них следующие:

— деталь, способствующая восстановлению отчетливой картины действий; карикатурная, утрированная, введенная в общую систе­му приемов сатирической акцентировки, передает мнение писателя о воспроизводимых явлениях, рождает соответствую­щие чувства у зрителей;

– речь героев, обнаруживающая характер сатиры в обстановке; персонажи «пробалтываются», и конфликт между личной несерьезностью и притязанием на внушительность в словах героя выявляется не менее красочно, чем в действиях; метко подобранная реприза-деталь оборачивается в репризу-характеристику;

– употребление образных фигур из сочинений поэзии или публицистики, драматургии, кино, введение отрывков данных произве­дений в материал фельетона, чтобы при сравнении отыскать ассоциативную связь и добиться комичного результата, породить у зрителя конкретное эмоциональное рассуждение;

– средства комизма и иронии, имеющие в своем основании умышленное, целенаправленное уничтожение смысловых, идиоматических и лексических норм языка.

Фельетоны Ильфа и Петрова в первый раз возникли на страницах комического журнала «Чудак».<\p>

Работа Булгакова в 20-е годы отмечается созданием произведений саркастического жанра.

Вопрос о предметной оригинальности фельетонов Булгакова остается острым и сегодня. Распространенным считается суждение, что мастер трактовал зачастую внутренние проблемы.

Читайте также:  Рецензия на роман гессе «степной волк»

Им выставляются конфликты уничтожения моральных традиций, квартирного кризиса.

Однако изумительное разнообразие данных тем, отражавших реалии 20-х годов 20-го столетия, которые подвергались абсолютной абстракции в художественных сообщениях автора, до сей поры не изучено.

Статьи фельетоны, как одни из признанных газетных стилей сатиры, применялись писателями для сопротивления пережиткам, которые препятствовали социальной жизни.

Пример фельетона: «Если человек неумен, то это на долгий срок. Если же он балбес, то это уж навеки, на целую жизнь. Здесь уж ничего не попишешь…».<\p>

Источник: https://www.syl.ru/article/358297/primer-feletona-istoriya-janra-feleton

ФЕЛЬЕТОН

малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором. История термина. Слово Ф.

— французское (feuilleton — листок, листочек); в словарях XVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в.

В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des D?bats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем

690 в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться Ф. В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1) лит-ый материал «подвала» газеты, 2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф.

Совет

газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России. Ф. в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.

В эпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «R?volutions de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «P?re Duschene» в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию.

Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. «Journal des D?bats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкое существование: Ф. «Journal des D?bats» и др. ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием.

В связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в лит-ре вообще и, в частности, оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des D?bats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф.

— театральной рецензией развивается Ф. — музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф.

со стороны содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер. Ф. мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. — памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique».

В 50—60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, Ф. насыщен политической сатирой (Рошфор). Во время Парижской коммуны с революционными Ф. выступал Жюль Валлес в газете «Le cri du peuple» и Вильом в газете «P?re Duschene». После 80—90-х гг. Ф. во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие факты городской жизни — вот содержание Ф.

этого времени. В Германии Ф. получил свое развитие в 30—50-х гг. в лице Берне (Парижские письма) и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политического Ф. в

691 Германии; их Ф. полны огня, призыва к борьбе против феодализма и мещанской косности. Среди представителей «Молодой Германии» в качестве фельетониста выделяется Гуцков («Письма дурака к дуре»). В эпоху империализма в Германии выделился своими сенсационными фельетонами Максимилиан Гарден — типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма. Ф. в России. Термин Ф.

Обратите внимание

в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике Европы» в 1820: «Ф., — говорит «Вестник Европы», — это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров». Истоки русского Ф. нужно искать в XVIII в.

Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму — Ф. В Ф. сатирических журналов XVIII в. выявляются уже две линии, к-рые указаны Горьким для развития лит-ры вообще. Это — «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы». Ф. «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, Ф. «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» — вторую линию Ф. В Ф.

«Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное зло общества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба за культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовы сцены, судебные постановления и др.

) — вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, к-рые позволяют считать их Ф. Фельетонисты «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», давать критику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и «угрюмость строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами». От Ф.

«Трутня», «Живописца» идет традиция к Ф. крестьянской революционной демократии, к Ф. «Современника», «Искры», от Ф. «Всякой всячины», «Поденщины», «Ни то, ни сио» — к охранительным Ф. булгаринской «Северной пчелы» или «Библиотеки для чтения» и др. В 30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его Ф. «Большой выход сатаны».

Сенковский дал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это — или нападки на своих лит-ых врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны — форма фельетона Сенковского.

Фельетоны Сенковского нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в обществе, — говорит Сенковский, — успокаивать умы», «не помогать политическим бредням» («Брамбеус и юная словесность»). Общественный подъем, развитие лит-ры «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в истории русского Ф. значительное оживление:

692 кроме «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», фельетоны появляются в «Литературной газете», «С.-Петербургских ведомостях», «Русском инвалиде» и др. С Ф. выступают Строев, Губер, Греч, Панаев, Дружинин. В рядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский.

Широкое распространение в 40-х гг. получил Ф. — «физиологический очерк» ( см .). Публицистические статьи, письма, очерки Герцена подчас получают характер Ф., замечательного как социально-политической остротой своего революционного содержания, так и блестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг. выдвинулся на первый план Ф.

революционной крестьянской демократии. Острое и актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика эксплоататорского строя, призыв к борьбе — основные черты Ф. революционных разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью образного воплощения. Ф.

пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и «Русский человек на „rendez-vous“» шли в журналах как фельетоны. Значительная часть Ф. в «Свистке» и «Искре» принадлежала Добролюбову, Курочкину, Минаеву.

Важно

Целый ряд очерков Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского являлись фельетонами («Письма к тетеньке» Салтыкова-Щедрина и др.). Самое композиционное построение Ф. революционеров-демократов является отличным от буржуазно-дворянского Ф. Буржуазно-дворянский Ф.

целиком строился вокруг какого-либо явления быта или лит-ры, причем выводы его не шли дальше этого явления. Совсем другое фельетоны Чернышевского, Добролюбова; в их Ф. берется какое-нибудь частное явление как исходный пункт для построения Ф.

, а затем, как вывод, дается широкое обобщение, имеющее огромное общественно-политическое значение (бичуется царская администрация, суд и т. д., а не отдельные плохие администраторы). Сатира «Свистка» и «Искры» охватывала огромный круг явлений, поэтому к жизни были широко призваны новые Ф. в драматической и, особенно, стихотворной форме (см. напр. Ф.

«Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется — рассказ в стихах и прозе, со свистом и пляскою», «Юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию» Конрада Лилиеншвагера, т. е. Добролюбова, «Москвичи на лекции философии», «Женщина перед лицом русского прогресса», стихотворные Ф. Минаева и др.). Стихотворный Ф.

был доведен до совершенства Некрасовым («Газетная», «Балет», «Кому холодно, кому жарко», «Современники», «Вступительное слово „Свистка“ к читателю» и др.). Глеб Успенский дал прекрасные образцы Ф.-очерков, в к-рых он откликался на самые острые вопросы современности. Революционеры-демократы ценили Ф. как очень удобный способ для проведения своих идей, считая, что он мог бы «оказать немалое пособие

693 серьезной литературе» (Добролюбов). Салтыков-Щедрин зло высмеивал мещанский Ф., Ф.-болтовню, но, когда его упрекнули в том, что его очерки носят фельетонный характер, он ответил: «Водевиль может быть умнее боборыкинской драмы» (письмо Пыпину от 1 ноября 1883). В 60—70-х гг. продолжал существовать и мещанский Ф. Этот Ф. носил прежний традиционный характер веселой болтовни (напр.

фельетоны Масальского в «Сыне отечества», «Весельчака» и др.). Период реакции 80-х гг. — период упадка социально-сатирического Ф. Жестокие преследования цензуры не давали возможности передовым органам пользоваться таким оружием, как Ф. С трудом удавалось Успенскому помещать свои Ф.-очерки. В 80-е гг. Ф.

широко использовался беспринципными юмористическими журналами мещанского типа («Осколки»). Типичным представителем мещанского Ф. являлся Лейкин. В 90—900-е гг.

рост пролетариата, пролетарского движения, организация пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего движения — все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах, газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои.

Фельетонам в этих боях принадлежит большое место. Реакционные газеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочего движения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.).

Совет

Донос, клевета на все честное, революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и самодержавия — вот гнусное содержание реакционных Ф. Беззастенчивая, доходящая до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие — особенности «стиля» Ф. нововременских «Иудушек Головлевых». Ф. либеральных фельетонистов 900-х гг.

отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.). Новые страницы в истории дооктябрьского Ф. открывают фельетоны Горького. Первые его Ф. под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом Иегудиил Хламида («Самарская газета» за 1895).

В своих фельетонах Горький, несмотря на жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся. В 1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («Город Желтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» и др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в «демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя деньгами для подавления революции, наконец

694 самого русского самодержца, тупого, кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так и в Ф. Горький указал путь развития советской художественной и публицистической лит-ры — путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В.

Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические Ф. После Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцвет пролетарской публицистики вообще и пролетарского фельетона в частности.

Развитие социалистического строительства, культурная революция, изживание пережитков капитализма в сознании людей советской эпохи, создание нового быта, перестройка отношения человека к природе, к труду, борьба с остатками буржуазии, разгром троцкистских, бухаринских и иных шпионов и диверсантов — все это дает широкий круг тем для советского фельетона. Советский Ф. не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую, социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи. Непревзойденными шедеврами советского Ф. являются пламенные фельетоны Горького, посвященные обличению международного империализма и его наймитов, врагов народа в нашей стране, а также фельетоны Горького, откликавшиеся на рост культуры в СССР, ставившие вопросы из области лит-ой жизни и указывавшие направление развития советской литературы. Ф. социалистического реализма имеет четкий идейно-композиционный стержень, ему чужда отрывочность, фрагментарность мелкобуржуазного Ф. 900-х гг. Советский фельетонист говорит просто, ясно, твердо; советский Ф. не стремится к внешней вычурности. Советский Ф. крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанные партийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретные факты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в Ф. публицистического и художественного элементов. В. В. Маяковский дал блестящие образцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного Ф. Победа социализма, невиданные в мире успехи социалистического строительства в области индустриализации, сельского хозяйства, культуры настоятельно требуют развития фельетона-бытовой сцены, фельетона-научной статьи, фельетона-научной гипотезы, в к-рых в доступной и «легкой», понятной миллионам трудящихся форме сообщались бы знания не только о действительности прошлого и настоящего, но и о действительности будущего. Библиография : Азадовский М., Затерянные фельетоны Тургенева, Иркутск, 1927 (оттиск из «Сборника трудов Иркутск. гос. ун-та», вып. XII); Журбина Е., Фельетон в газете 40-х годов, акц. изд. о-ва «Огонек», М., 1930 (в серии: Б-ка «Огонек», № 527); Заславский Д., Истоки и пути фельетона, изд. «Огонек», М., 1931 (в серии: «Б-ка журналиста», кн. 2),

Читайте также:  Что помогает человеку стать смелым?

695 Горький в Самаре. Рассказы, фельетоны, воспоминания, «Сов. писатель», 1938; Nettement A. F., Etudes critiques sur le feuilleton-roman, Paris, 1845; Atkinson Nora, Eug?ne Sue et le roman-feuilleton, P.

, 1929 [Chapitre premier, I, Esquisse de l’histoire du roman-feuilleton en France]; Eckstein E., Beitr?ge zur Geschichte des Feuilletons, 2 Bde, 2 Auflage, Leipzig, 1876; Kellen T., Aus der Geschichte des Feuilletons, Essen, 1909; Meunier E.

, Die Entwicklung des Feuilletons in der Grossen Presse, Heidelberg, 1914. А. Кокорев и Р. К.

Источник: https://slovar.cc/lit/enc/2144291.html

Жанр фельетона в русской литературе 1920-30-х гг

Обстановка в русской литературе рубежа 1920-х – 30-х годов, как известно, отличается сложностью и противоречивостью, этот период можно назвать переходным в ее истории, следующей стадией которой стало насильственное объединение всех советских писателей в единый союз. Литературные процессы находили свое отражение в художественной прозе и публицистике того времени.

Довольно ярко и разносторонне они были запечатлены в фельетонах выдающихся сатириков И. Ильфа и Е. Петрова. Жанр фельетона стоит на стыке художественной литературы и публицистики. Различные его модификации, изменчивость в истории его развития, формальные и содержательные признаки не позволяют определить его точную корреляцию с тем или иным видом литературного творчества.

Тем не менее, исследователи сходятся в одном – критической (юмористической или сатирической) направленности фельетона. В первой половине 1920-х годов, период, который традиционно принято считать временем становления и расцвета советской сатиры, большинство фельетонов, основанных на конкретных фактах, тяготели к репортажу, производственному очерку, корреспонденции.

Обратите внимание

Но эмоциональность, «игра с заглавием», склонность к иллюстрации анекдотом, сюжетная выразительность повествования становились типичными характеристиками фельетонного жанра. Помимо так называемого «публицистического фельетона», наиболее весомый вклад в развитие которого внес М.

Кольцов, в сатире 1920-х годов значительное место занимал и основанный на фактах обобщенных, до определенной степени абстрагированных от конкретного случая, беллетризированный фельетон Образцом этой фельетонной разновидности являются произведения Ильфа и Петрова.

Довольно часто этот знаменитый дуэт в своих фельетонах обращался к изображению и анализу литературной обстановки эпохи, что не удивительно, ввиду процессов, происходивших в советской культуре и искусстве на рубеже 1920-30-х годов.

Первыми опытами авторов «Двенадцати стульев» в этом русле были фельетоны 1929 года «Бледное дитя века» и «Великий лагерь драматургов». В первом поднимается актуальный для литературы того времени вопрос о подмене творчества «производством» – в более поздних фельетонах сатириков этот аспект критики станет одним из постоянных.

Продолжает тему творчества, поставленного на поток, фельетон «Великий лагерь драматургов».

В современном театре сатирики выделяют три типа создателей пьес: незадачливых, бесталанных, которых никто не ставит; перелицовывающих творения классиков – романы, повести, стихи (сатирики издевательски комментируют этот тип писак: они находятся под влиянием легенды о некоем портном, который перешил одному графу пиджак, то проносил его четырнадцать лет и передал в наследство сыну, а пиджак все как новый); и драматургов признанных, с высоким самомнением, убежденностью в своей гениальности, в квартирах которых «висят театральные афиши и пахнет супом. К концу 20-х годов, в противовес относительной свободе писателей в выборе тем и приемов их раскрытия, литература в значительной степени идеологизируется и унифицируется. Фактически исчезают все непролетарские писательские группы, попытки реанимировать (1929) всероссийский Союз писателей (он существовал еще в начале 1920-х), объединяющий «попутчиков», или создать Федерацию – Федеральное объединение советских писателей (ФОСП), куда наряду с ВАПП и «Кузницей» вошли «Перевал», ЛЕФ, конструктивисты, эффекта не дали. Требование политизировать литературу, исходившее от РАПП, приобретало все более императивный характер [14]. Этот процесс изменений, безусловно, коснулся и сатиры. Особенно резким критическим нападкам подверглось творчество М. Зощенко. В. Вешнев в 1927 году в рецензии на «Сентиментальные повести» пишет: «Значение юмориста определяется в большей степени тем, каким содержанием он наполняет свой юмор и какое общественное направление он дает своему художественному таланту» Многие фельетоны Ильфа и Петрова на литературные темы сосредоточены на состоянии критики. В них, прежде всего, сатирически изображаются методы оценивания художественной литературы представителями РАПП. В фельетонах И. Ильфа и Е. Петрова конца 1920-х – начала 30-х годов литературная ситуация периода нашла яркое отражение. Авторы подвергают беспощадной критике характерное для среды писателей явление «псевдотворчества», создание произведений на заказ и «злобу дня», засилье идеологии и бюрократизма в искусстве и культуре; иронизируют по поводу состояния сатиры и юмора в литературе; ополчаются против невежества и безапелляционности критиков, особенно представителей РАПП. Также ими освещаются, не без тенденциозности, явления, последовавшие за постановлением Политбюро «О перестройке литературно-художественных организаций». Перспективу дальнейшего исследования фельетонов И. Ильфа и Е. Петрова составляет анализ их стилевых особенностей.

фельетон (от франц. feuille — лист, листок) — жанр художественной публицистики, бытующий главным образом в газетах и журналах… Соединяет в себе злободневность и насыщенную образность, документальную точность и высокий эмоциональный накал. Фельетон имеет преимущественно сатирическую направленность».

В основе фельетона лежит конфликт. Не обязательно комический: «Сатирический конфликт не может исчерпать своеобразия фельетонного жанра. Советский фельетон 20 — начала 30-х гг. развивал лучшие традиции передовой русской фельетонной литературы (Ю.К. Олеша, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко, В.П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А.

Важно

Зорич, О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. выделялись проблемно-публицистические фельетоны М.Е. Кольцова. В 40-50-е гг. обрели широкую известность имена фельетонистов Г.Е. Рыклина, Л.С. Ленча, Д.И. Заславского, С.Д. Нариньяни, С.И. Олейника. В 60-70-е гг. выделяются фельетоны Н.И. Ильиной, Л.И. Лиходеева, И.М.

Шатуновского; появляются романы-фельетоны.

Своеобразной разновидностью является (начиная с 20-х гг.) советский обличительно-тенденциозный фельетон на международные политические темы (В. Маяковский, Д. Заславский, Я. Галан).

Таким образом, мы видим, что жанр фельетона, зародившийся во Франции, в России в связи с политическими особенностями страны претерпел значительные изменения.

Результатом стала целая система разновидностей фельетонов.

Фельетонное наследие Михаила Булгакова — это более 100 выступлений публициста в «Гудке» и цикл фельетонов-очерков (некоторые исследователи называют их «московскими хрониками») в «Накануне».

Вопрос об идейно-тематическом своеобразии фельетонов М. Булгакова остается актуальным и по сей день. Общепризнанным является мнение, что художник освещал в основном внутренние темы.

Но удивительное многообразие этих тем, отражавших многообразие явлений действительности 20-х годов XX века, которые подвергались глубокому обобщению в художественно-публицистических выступлениях писателя, до сих пор не исследовано.

Темы для фельетонов Булгаков не выискивал и не выдумывал. Все те, к примеру, что печатались в «Гудке», написаны по мотивам рабкоровских писем. И содержание их — подлинные эпизоды и сценки быта железнодорожников и их семей. Нехорошая квартира «Мастера и Маргариты» впервые появилась в фельетоне «День нашей жизни».

Здесь передана скандальная атмосфера квартиры № 50 в доме 10 по Большой Садовой, где в то время проживал писатель со своей первой женой Т.Н. Лаппа. Упоминаемая в «День нашей жизни» Анна Тимофеевна имела общего прототипа с Аннушкой Пыляевой рассказа «№ 13.

— Дом Эльпит-Рабкоммуна» и Аннушкой-Чумой последнего булгаковского романа — соседку Булгаковых Анну Горячеву. О ней вспоминала Т.Н. Лаппа: «…На той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо, что творилось.

Совет

Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!»… Ей лет шестьдесят было. Скандальная такая баба. Чем занималась — не знаю. Полы ходила мыть, ее нанимали…»

Жилищный кризис — главная тема и фельетонов «Московские сцены» и «Москва 20-х годов». В первом описана квартира московских знакомых Булгакова — бывшего помощника присяжного поверенного В.Е. Коморского и его жены. Здесь отразилось неприязненное отношение писателя к тем, кто преуспел при нэпе.

Источник: https://cyberpedia.su/12xa7c8.html

Советский фельетон начала 60-х

  • Интересно, какой несостоявшийся Салтыков-Щедрин сочинил этот анекдот? « » Говорят, что в ЦК висят лозунги: «Наша партия включилась в борьбу за…
  • Не Шарли. Смеяться над властью, если это было не слишком опасно, любили почти всегда и практически везде, но больше всего в этом преуспели…
  • Такие вот пироги с мышатами. Источник.

Page 2

  • Ни БАДы, ни китайское колдунство, ни традиционный для б. СССР способ лечения всех болезней, от насморка и ссадины до газовой гангрены и раковой…
  • Министерство здравоохранения против добавки рвотного к боярышнику и прочей х**не которую вливают в себя граждане с невысокой социальной…
  • Вот такое интересное сообщение. В некоторых странах, например в России, риталин внесен список наркотических препаратов и запрещен к употреблению.…

Page 3

  • Вот в этом эпизоде. произошел в Башкирии. Там у 15-летней школьницы во время медосмотра были выявлены признаки вступления в половую жизнь. После…
  • Фильм «ТАСС уполномочен заявить» известен многим, кто застали СССР более или менее в сознательном возрасте. Главным редиской там был некий предатель…
  • В самом прямом смысле. Видимо, иные способы привития целкомудрённости в помыслах не работают. В Пермском крае сельская учительница в присутствии…

Page 4

  • Нет, я понимаю, когда запрещают кататься по территории аэровокзала на скотине: она не уважает труд уборщицы и может засрать весь зал ожидания. Но…
  • Иногда закрадывается догадка о том, что те, кто усиленно топят за совок, делают это не из-за условно-бесплатной медицины (о том, что она была…
  • Я не думаю, что они имеют что-то против Христа. Скорее всего, Он им вполне безразличен. Мне думается, что это — протест против ретивых попов,…

Page 5

  • Чукча и русский выясняют, кем были вожди коммунистического движения. Р.: Ленин — русский, Маркс — еврей, Энгельс — немец, Сталин — грузин. Ч.:…
  • ic.pics.livejournal.com Posted by Daniel Steisslinger on 28 сен 2018, 19:54
  • Непонятно, что у модераторов мордокниги с пониманием прочитанного. Недавно в Израиле подрались гастарбайтеры, в смысле, не иммигранты, а…

Page 6

  • Этим стулом мастер Гамбс, то есть, тьфу, этим постом я открываю новый проект. У меня уже накопилось более 100 постов о мелких, и дело надо…
  • ic.pics.livejournal.com Posted by Daniel Steisslinger on 2 ноя 2018, 23:22
  • Есть за что. Источник.

Page 7

  • Посмотрел клип Despacito, удостоившийся более 4 млрд просмотров. C'est assez joli, но не более того. Очень неплохо сделанная попса, но явно не…
  • Некий мужик умер, и на следующий день после похорон к вдове пришёл в гости её давний любовник и предложил заняться шурами-мурами. Вдова стала…
  • Её написали композиторы, известные и неизвестные (в последнем случае музыка считается народной, но едва ли весь народ собирался на вече, чтобы…

Page 8

  • Главным пороком СССР было то, что после краткого периода 20-х годов он прилагал все возможные и невозможные усилия по консервации традиционного…
  • Если Педивикия не врёт, любимым наставником художника М.В.Нестерова был художник В.Г.Перов. В 1877 году по со­ве­ту Вос­кре­сен­ско­го по­сту­пил…
  • Сижу и слушаюв фоновом режиме на ю-тюбе большие подборки советских песен, причём не официозно-политических, а обычной лирики, разных лет. И заметил…

Page 9

  • Ждёте каких-нибудь Лейзеровича и Калмансона? А вот буй вам, а не морковка. 28 октября 1988 В «Правде» опубликовано письмо Сталина Молотову от…
  • Посмотрел видеофильм, где артисты и спортсмены, успевшие пожить в СССР достаточно длительное время, рассказывали про гастрольные загранпоездки. Не…
  • Для демагогов: те, кто сейчас заблеют о посаженных в тот же период уголовниках или вороватых завмагах — нахуй с пляжа. Понятно, что милиция…
Читайте также:  Образ музы в лирике н. а. некрасова

Page 10

  • Фамилии эти знакомы многим, но биографию знают немногие. Источник.
  • Но лени не как апологии безделья, а как искоренения физического труда с передачей его машинам. Те, кто возводят физический труд на пьедестал, чаще…
  • Если это не фейк, то вот и нашёлся недостающий элемент в донбасском паззле. Те местные жители, которые поддержали сепаратистов, готовы были…

Page 11

  • Нет, украинские шпионы, запрещённая по всему СССР организация ИГ и великий и ужасный Госдеп ни при чём. Тут кое-что иное. На одном из ведущих…
  • Ну, скажите же. Трудно поверить в такое коллективное умопомешательство. В городе Ленинске-Кузнецком на проспекте Кирова открыли памятник Николаю…
  • Мумию нашли не в Е*ипте и не археологи, а менты, в общежитии на Урале. Пирамиды рядом с ней не было. Сфинксов, абреков, кунаков, слонов и махарадж —…

Page 12

  • Такие вот пироги с котятами.
  • Есть за что. Источник.
  • И это всё о казаках. Столичные следователи задержали молодую женщину по имени Алена, подозреваемую в курьезном ограблении. Жертвой злоумышленницы…

Page 13

  • Чукча и русский выясняют, кем были вожди коммунистического движения. Р.: Ленин — русский, Маркс — еврей, Энгельс — немец, Сталин — грузин. Ч.:…
  • ic.pics.livejournal.com Posted by Daniel Steisslinger on 28 сен 2018, 19:54
  • Непонятно, что у модераторов мордокниги с пониманием прочитанного. Недавно в Израиле подрались гастарбайтеры, в смысле, не иммигранты, а…

Page 14

Источник: https://steissd.livejournal.com/5353038.html

Фельетон, как жанр публицистики и его место на страницах печати

План

     1) Фельетон, как жанр публицистики и его место на страницах печати

      2) Цель дипломной работы и методы исследования

  1. Глава 1. Эволюция жанра (от статьи до сатирического произведения)
  2. Глава 2. Художественное начало и действенность фельетона
    1. Фельетон как художественно-публицистический жанр
    2. Сходство фельетона с сатирическим рассказом и их различия
    3. Художественно-публицистические средства в фельетоне
    4. Процесс работы над фельетоном
    5. Композиция фельетона
    6. Действенность фельетона
  3. Заключение
  4. Библиография

1. Введение.

В творчестве, как известно, нет лёгких путей, но особенно трудно сатирику. Может быть, труднее, чем 
кому бы то ни было из его собратьев 
по перу.

<\p>

Призвание сатирика – 
срывать улыбчивые и благочестивые 
маски, обнажая скрытый под ними хищный оскал Иудушки, узнавать и осуждать зло во всех его обличьях.

Деятельность такого рода требует и мужества, и силы мысли, и тепла души, и неутомимости в борьбе со злом, которое упирается, не желая уходить из жизни.

Что же такое сатира? В нашей литературе мы находим ряд ответов на этот вопрос. Различные исследователи сходятся на том, что сатира служит целям обличения, осмеяния общественных пороков.

Но для одних сатира – один из способов отражения действительности в искусстве и литературе, для других – род художественной литературы, для третьих – литературные произведения особой формы.

<\p>

Наряду с художественными 
жанрами сатиры – сатирическим романом, рассказом, поэмой – сложились и 
художественно-публицистические жанры 
фельетона, памфлета, пародии, эпиграммы, в которых творческая задача решается органическим сочетанием образа и понятия, средств художественного изображения и суждений. Наиболее распространённым сатирическим жанром в периодической печати является фельетон. На него мы и обратим особое внимание.

1.1. Фельетон как жанр публицистики, его место на страницах печати.

Итак, фельетон – художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путём инверсионной ассоциативной разработки темы, с использованием приёмов иносказания.

Обратите внимание

Другими словами, фельетон — литературный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики, достигающий своей цели с помощью особых приёмов изложения.

В фельетоне используются элементы сатиры и юмора, его стилю придаётся известная живость, лёгкость и образность.

Фельетон может быть написан 
как на внутреннюю, так и на внешнюю тему. В первом случае фельетонист обличает зло, недостатки в жизни своей страны, содействует поступательному движению общества. Фельетон на внешнюю тему — освещает факты и явления, характеризующие идеологию, политику, мораль других стран.

Наиболее распространённая и устойчивая традиция классификации фельетонных 
типов различает фельетон документальный и фельетон проблемный. Документальный фельетон написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики.

В таком случае, он называется адресным и требования, предъявляемые к точности факта, к обоснованности критической оценки в этом фельетоне весьма высоки.

Проблемным фельетоном называется тот, где нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в его центре – общественно значимая проблема, то есть явления или типы, о которых в нём говорится, ещё бытуют в нашей жизни. Такой фельетон называют безадресным.

Есть в этой классификации зерно истины, однако несовершенство её сразу же бросается в глаза. В самом деле, исходя из неё можно сделать предположение: проблемный – это не документальный, а документальный – значит, не проблемный. Но жизнь жанра противостоит такому разграничению.

Проблемный фельетон тоже должен иметь конкретную фактическую основу, а документальный может основываться на исследовании проблемы. Впрочем, «может» не означает – «обязательно должен». В связи с этим противоречием деление фельетона на проблемный/документальный, как нам кажется, постепенно выходит из обращения, уступая место адресному/безадресному.

Всё это и будет рассмотрено 
в нашей работе более детально.

1.2. Цель дипломной работы и методы исследования.                          <\p>

Важно

В воспоминаниях о 
первых годах своей работы в печати, Семён Нариньяни рассказывал, что однажды ему довелось наблюдать, как Михаил Кольцов писал один из своих фельетонов.

«На моих глазах совершалось чудо – рождался фельетон!»¹ — позже написал Нариньяни. Попробуем и мы проследить за этим «чудом» на страницах нашей работы.

Изучить историю развития фельетонного жанра, исследовать его художественное начало и действенность и, может быть, чем-то помочь будущим исследователям в их работе – всё это цели настоящей  дипломной работы.

<\p>

Основными методами исследования стали изучение литературы и периодической печати по нашей проблеме, сравнение и сопоставительный анализ.<\p>

Глава 1. Эволюция жанра (от статьи до сатирического произведения).

Своеобразие любого жанра рождается в процессе его исторического развития. Фельетонный жанр не представляет собой исключения, и можно сказать, что вне его истории, сложной и противоречивой, решительно невозможно понять его природу.

<\p>

О происхождении фельетона 
сохранилась легенда, по которой он оказывается изобретённым в одно прекрасное точно датированное утро.

А именно 28 января 1800 года, когда в «Журналь де Деба» — органе реакционной французской буржуазной печати – редактор Бертен Старший вложил в очередной номер газеты дополнительный листок («feuilleton» — листок (фр.) ).

Первые фельетоны «Журналь де Деба» содержали в себе репертуар театров, стихотворные загадки, шарады, ребусы, стихи и присылавшиеся подписчиками объявления. Всё это указывало на то, что «feuilleton» рассматривался, прежде всего, как место для объявлений.

Таким образом, традиционная версия, вошедшая во всеобщее употребление, относится не к самому жанру фельетона, а к истории газетной рубрики 
«Фельетон». И  в то же время нужно 
учесть следующее. В первые дни существования «листка» материал туда подбирался случайный по своему конкретному содержанию, но не случайный принципиально.

Совет

Это были литературные мелочи развлекательного, подчёркнуто неполитического, неофициального характера. В них полностью отсутствовали сатира, обличение страсть, неизменно присущие современному фельетону.

Всё это вполне объясняется той социальной функцией, которая присуща французской реакционной буржуазной печати начала девятнадцатого века: отвлечь читателя от политики, заставить забыть о революции.

Лишь отделив фельетонный 
жанр от рубрики «Фельетон», исследователь 
имеет возможность непредвзято 
поставить вопрос о подлинных 
истоках жанра. Примером тому могут 
служить вступительные главы 
книги Д. Заславского «Истоки и пути фельетона» . Убедительно и аргументировано предположение Д.

Заславского, что во Франции фельетон возник в эпоху французской революции, хотя сам термин «фельетон» тогда ещё отсутствовал и особого подвала в газетах заведено тоже не было.

Далее Заславский указывает на первые образцы революционных фельетонов, таких фельетонов, в задачи которых входило не отвлекать и развлекать, а, напротив, привлекать народ к революции.

А что же  в России?

История возникновения 
в русской периодической печати жанра «фельетон» изучена недостаточно. Исследователи справедливо отмечали, что слово «фельетон» означало в языке сначала место на газетной странице (внизу под чертой), где печатались неофициальные материалы – статьи о театре, музыке, «Смесь» и прочее.

Отдел «Фельетон» появился в «Русском инвалиде» в 1815 году. С 1825 года, после выхода «Северной пчелы», которая имела отдел фельетона, он постепенно закрепился в русской газетной периодике и в тридцатые годы девятнадцатого века сделался особенно популярным.

Сама рубрика «Фельетон» утвердилась в газетах в 1841 году.

Говорить о рубрике 
«Фельетон» в период её появления 
– значит, говорить о газетной «Смеси». Что представляла собой «Смесь» 
русской газеты во времена появления 
рубрики «Фельетон»?

«Смесь» выполняла как 
информационные, так и развлекательные функции, и заполнялась материалом, взятых из новых, а иногда и из старых иностранных журналов (судебные процессы, великосветские сплетни и анекдоты всякого рода). «Русский материал», попадавший в «Смесь», был почти только официального порядка: некрологи царствующих особ, перепечатки указов и тому подобное.

«Смесь» представляла собой 3 — 5 небольших заметок по большей 
части в 15 – 20 строк, ничем между 
собой не связанных.

Обратите внимание

С появлением рубрики 
«Фельетон» рубрика «Смесь» не была уничтожена. Она вошла в фельетонный подвал, как подзаголовок. В начале совершенно невозможно было отличить материал, печатавшийся в первых столбцах «Фельетона», от материала последних столбцов, объединённых рубрикой «Смесь».

Но мало-помалу происходит эволюция рубрики, движение «Смеси» к фельетону. Материал «Фельетона» начинает сильно укрупняться, занимая теперь почти весь подвал, часто и вовсе вытесняя «Смесь».

Внутренние подзаголовки уничтожаются, часто фельетон оказывается посвящён одной теме общего характера.

Это можно отнести 
к истории рубрики «Фельетон», сам же жанр развивался следующим образом.

В газетной периодике 
сороковых годов девятнадцатого века можно выделить сразу несколько 
разновидностей жанра фельетон. В 
том числе нравоописательный 
фельетон Ф. Булгарина, В. Межевича, П.

Смирновского, фельетон, представлявший собой хронику литературно-театральных новостей (В. Соллогуб, Э. Губер, Ф. Кони, К. Полевой), фельетон, связанный с физиологическим очерком «натуральной школы», с созданием характерных типов представителей общества (Н. Некрасов, отчасти Ф.

Достоевский). Но всё это ещё нельзя назвать фельетоном в его современном понимании.<\p>

Кризис жанра разрешается 
с появлением фельетона в передовом 
русском журнале сороковых – 
пятидесятых годов, то есть, в эпоху 
оформившегося революционно – демократического движения.

Важно

Точка приложения сил найдена была в фельетоне революционно-демократического «тяготения».

Итак, русский публицистический фельетон начал формироваться в 
соответствии со специфическими особенностями. Он выступил в порядке литературной полемики в форме якобы непритязательных «статеек» в отделах «Смесь» передовых русских журналов.

Широкое звучание фельетон приобретает в сороковые – шестидесятые годы, появляясь в журналах и образуя в них специальные фельетонные разделы.

Как самостоятельный, зрелый, влиятельный и широко распространённый жанр русский фельетон сформировался в этот период, реалистически вбирая в себя достоверные факты и наблюдения российской действительности, правдиво освещая  и образно истолковывая её. Пользуясь всеми видами иносказаний, русский фельетон совершенствуется, приобретая всё более яркую своеобразную форму.

Изучив историю развития фельетонного жанра в разных странах, можно сделать вывод: фельетон (именно жанр, а не рубрика) почти не появляется на страницах газет в относительно спокойное время и, наоборот, бурно развивается в годы революционных волнений.

И это кажется закономерным, ведь, если вспомнить слова Михаила Кольцова, «фельетон – это камень, который даёт широкие, далеко расходящиеся круги по воде»2. «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете»4, — писал Н.В. Гоголь.

И в наше время фельетон не потерял своей остроты, злости и действенности, оставаясь излюбленным и эффективнейшим оружием журналиста.<\p>

Глава 2. Художественное начало и действенность фельетона.

2.1. Фельетон как художественно-публицистический жанр.

Фельетонный жанр при 
всех его публицистических приметах и явной публицистике его природы 
нельзя рассматривать и вне тех 
законов, которые лежат в основе произведений художественной литературы.

Совет

 Так же, как и 
очерк, но с ещё большей экспрессивностью, фельетон выводят за пределы 
искусства главным образом потому, что он имеет практическую, «оперативную» 
задачу в жизни и опирается 
на её конкретные факты.

Между тем, этот мотив 
несостоятелен.

Да, исходным началом 
в фельетоне, так же как и  в 
очерке, выступает фактический материал, но он подвергается не только публицистической, но и художественной обработке. Художественность, или образность, фельетона является непременным условием его действенности. Но в чьё же тогда ведение поступает фельетонный жанр? В ведение художественной литературы или публицистики?

Долгое время бытовало ошибочное мнение, что произведение якобы не может быть художественным, если оно имеет «оперативные» жизненные задачи и воздействует на действительность более непосредственно, нежели это «положено» беллетристическим жанрам. Примером тому может служить статья С. Морозова под названием «Фельетон – не художественный жанр».

Автор писал: «фельетон, перешедший границу художественности, перестаёт быть фельетоном. Творческая задача фельетониста – при помощи комбинации взятых у художников готовых сочетаний завлечь читателя и умелым переключением малой темы в большую, общественного порядка, — получить чисто газетный эффект. Быстро и сильно повлиять на массового читателя.

»

Сейчас снова наметился 
более широкий интерес к фельетонному жанру. Тем существеннее было бы подытожить уже сделанное и продолжить поиски места фельетона в ряду художественных и публицистических жанров. Это мы и попытаемся сделать.

Законы, которыми управляется и 
которым подчиняется фельетон, можно 
понять, лишь рассматривая его, как 
особый литературный жанр, как произведение, имеющее свою структуру, свой строй.

И совершенствовать его как жанр можно только имея всё это в виду.

Но сразу же нужно оговориться, что исчерпать представление о природе фельетонного жанра, опираясь только на законы художественного произведения, тоже невозможно.

Источник: http://turboreferat.ru/literature/feleton-kak-zhanr-publicistiki-i/259646-1434954-page1.html

Ссылка на основную публикацию