Сочинения 15.1, 15.2, 15.3 по тексту алексеева (про дружбу)

Примеры сочинений 15.1, 15.2, 15.3 на ОГЭ по русскому языку 2019 года (по тексту Алексеева) | Литрекон

Как известно, на ОГЭ по русскому языку ученики должны написать одно эссе, выбрав одну из трех предложенных тем. Многомудрый Литрекон приводит образец каждого сочинения, чтобы читателю было понятно, что от него требуется на экзамене. Структура сочинений полностью соответствует критериям оценки.

15.1

(102 слова) Знаки препинания, по мнению Е. И. Никитиной, несут не только функцию отделения и выделения. Также они могут выразить смысловые значения, делая письменную речь более живой и яркой. Примеры этому находятся в тексте М. Алексеева.

Так, в предложениях 13-15 используется сочетание вопросительного и восклицательного знаков. Это показывает эмоциональность речи героев, здесь не просто задается вопрос, а сразу высказывается отношение к нему.

Многоточие в предложении 28 показывает, что это в последнем предложении заключена главная мысль всего текста, информация для размышления. Автор предлагает читателям самостоятельно порассуждать на тему своего произведения, примерить ситуацию на себя.

Таким образом, знаки действительно говорят и могут играть и важную смысловую роль.

15.2

(127 слов) Смысл финала текста заключается в том, что каждый из мальчиков не может найти в себе силы помириться первым, несмотря на взаимные страдания. Дружба перешла во вражду из-за случайности, но признать ее ни у кого не хватает сил.

В предложениях 2-9 герой с теплом отзывается о своем приятеле, времяпрепровождение с которым интересно и необычно. Друг Ванька умел особенно свистеть, что не давалась рассказчику Мише, но первый не задавался своим талантом, утешал товарища, что у того все со временем получится.

Когда друзья стали врагами, «тесновато стало на душе» у Миши. Никакие развлечения не приносили той же радости, но в герое говорила оскорбленная гордость. Он понимал, как сложно без друга, но переступить через себя и помириться не мог.

Таким образом, случайная ссора может прервать крепкую дружбу, лишить жизнь ярких красок.

15.3

(157 слов) Дружба – сближение на основе общих интересов и предпочтений. Человек счастлив, если у него есть друзья, которые всегда поддержат и помогут в тяжелых ситуациях.

Мальчики Ваня и Миша из текста М. Алексеева были верными друзьями: вместе и в школе, и на прогулках. Друг без друга привычные забавы казались уже менее интересными: «Без него речка – не речка, лес – не лес, сады – не сады, да и для чего мне всё это, когда рядом не будет Ваньки Жукова!».

Пример преданной дружбы – отношения Петра Гринева и Савельича из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дядька молодого офицера следует за ним везде, чтобы помочь, оградить от всех напастей.

За это Петр платит Савельичу благодарностью. Так, после их размолвки из-за проигранных денег дворянин Гринев извинился перед своим крепостным, а такие отношения нельзя отнести к разряду «барин-слуга».

В них ощущается теплота взаимной симпатии.

Обратите внимание

Близкий человек, который хорошо к тебе относится, необходим каждому. Дружба требует взаимных уступок и чуткости, тогда она может сохраниться на всю жизнь.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/oge/primery-po-russkomu-yazyku-2019-goda-po-tekstu-alekseeva/

Какое задание ОГЭ по русскому легче: 15.1., 15.2. или 15.3?

С 2014 – 2015 учебного года в часть 3 экзаменационной работы, связанной с написанием сочинения, добавлена возможность выбора формата сочинения. Учащиеся теперь могут выбрать одно из трех заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. В связи с этим возникает вопрос: какое задание легче? Что выбрать? Рассмотрим подробнее каждое из заданий.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни  и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

 Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Прочитанный текст мог быть примерно таким (открыть в новом окне)

Именно такой была формулировка задания части 3 последние несколько лет. Смысл предложенного высказывания необходимо раскрыть, приводя аргументы и примеры из прочитанного ранее текста.

А это было сделать не так просто, так как, во-первых, нужно очень хорошо владеть теоретическим материалом, так как цитаты, помещенные в задании, зачастую были наполнены лингвистическими терминами.

Во-вторых, нужно уметь анализировать прочитанный текст и обращать внимание на интересные языковые явления, что для девятиклассника представляло особую сложность. Такой текст часто получался очень техническим, мало напоминающим обычное сочинение. Вот пример сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по заданию 15.1.:

 

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.

Важно

Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).

А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письмо погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет  градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(126 слов)

Чтобы успешно написать сочинение на лингвистическую тему (15.

1), школьники должны хорошо знать языковые средства выразительности, разбираться в них, уметь определять их роль в тексте, а это довольно трудная задача Учитывая вышесказанное и невысокие результаты школьников за предыдущие года сдачи ГИА по русскому языку, в экзаменационную работу добавлены два альтернативных задания ОГЭ: 15.2. и 15.3.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Данное сочинение более напоминает привычные школьникам развернутые письменные ответы на вопрос, мастерство в написании которых ученики отрабатывали, например, на уроках литературы. Поэтому задание 15.2. представляется несколько легче предыдущего. Вот так может выглядеть сочинение ОГЭ в формате задания 15.2 по прочитанному тексту:

Смысл финала текста я понимаю так: для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой. Приведем примеры из текста Б.Васильева, подтверждающие это.

Во-первых, в предложении № 17  письма называются “бесценными”. Данный эпитет употребляется вместе со словом “листочками”, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс.

Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых “листочков” для пожилой женщины.

Во-вторых, в предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой, где люди обычно хранят самое ценное (“Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души”). С помощью данной метафоры Васильев показывает ту значимость, которую имели письма для старушки.

Совет

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души. (149 слов)

Читайте также:  Новый роман во французской литературе

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте  и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами  определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

 

Данная формулировка отдаленно напоминает формулировку задания ЕГЭ по русскому языку части 2, в которой требуется написать сочинение-рассуждение, и, на мой взгляд, значительно облегчает выпускникам задачу в написании сочинения.

Вторым аргументом разрешено использовать факты из жизненного опыта. Ну чего проще? Вот как может выглядеть сочинение в формате задания 15.3. по прочитанному тексту:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла». 

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с  детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Обратите внимание

Учитывая все вышесказанное, задания 15.2. и 15.3. выглядят несколько проще на фоне запутанного задания 15.1.

Вот из и выбирайте! Многих ошибок, связанных с незнанием лингвистических терминов и явлений, я уверен, удастся избежать!
Дополнительно читайте:
Как писать сочинение 15.

1 ОГЭ по русскому языку
Как писать сочинение 15.2 ОГЭ по русскому языку
Как писать сочинение 15.3 ОГЭ по русскому языку
 

Вот и все! Успехов на экзамене!
 

Поделитесь данным материалом с друзьями на страничке в социальных сетях:

Источник: http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/blog/kakoe_zadanie_ogeh_po_russkomu_legche_15_1_15_2_ili_15_3/2015-02-23-3

Пишем сочинение-рассуждение 15.2

Структура сочинения-рассуждения 15.2

      1. Тезис.

      2. Аргумент – пример 1 + комментарий.

      3. Аргумент – пример 2 + комментарий.

      4. Заключение (по тезису).

      1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

      Ваша задача – объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.

      При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  •   Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  •   Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…
  •  Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

     Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.<\p>

      2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.

      В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны

  • соответствовать тезису;
  • иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

       Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

  • Попробую доказать справедливость своего суждения.
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям …
  • Это подтверждают предложения …
  • Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что…
  • Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.

        Возможно использование вводных слов во-первых, во-вторых.

     3. Вывод. 

      Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию

       В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.

Пример сочинения-рассуждения 15.2

Источник: http://cabinet305.umi.ru/gotovimsya_k_oge/oge_-_russkij_yazyk/pishem_sochinenie-rassuzhdenie_15_2/

9 класс Как писать сочинение по русскому языку. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА

Постараюсь написать про все сочинения: 15.1, 15.2, 15.3.
Сейчас наша задача понять, как читать и как анализировать текст.
9 класс. Как писать сочинение по русскому языку. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.


Задание 15 требует написать сочинение-рассуждение на одну из трех тем
по вашему выбору: нужно дать прямой ответ на вопрос, подтвердив свое понимание примерами из текста (а в задании 15.3 – и из жизни).

В основе любого сочинения (и даже сочинения 15.1) ваше понимание
исходного текста.

  • во-первых,
    понять, что хотел сказать автор, какова его главная мысль, т.е. в чем смысл
    текста; 
  • во-вторых, включить содержание текста в свой кругозор, в свой опыт, в
    свою систему ценностей.

Если эти задачи выполнены, то дать ответ на вопрос не составит большого
труда.

Начнем!

Для примера возьмем текст Алексина (№ 3279 от Сдам ОГЭ)

обязательно внимательно прочитайте все три варианта задания 15: в
процессе анализа текста вы сможете выбрать, какой вопрос вам больше подходит.

Итак,
прочитаем задание 15 (я оставил только важное и выделил, на что обратить
внимание).

За­да­ние
15 .
 Ис­поль­зуя
про­чи­тан­ный текст, вы­пол­ни­те на от­дель­ном листе ТОЛЬ­КО ОДНО из за­да­ний:
15.1, 15.2 или 15.3. Перед на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния за­пи­ши­те номер вы­бран­но­го
за­да­ния: 15.1, 15.2 или 15.3. 

15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние,
рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния
вы­да­ю­ще­го­ся линг­ви­ста А. М. Пеш­ков­ско­го: «У каж­дой части речи свои
до­сто­ин­ства».

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры,
ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая
тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле.  

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние.

Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл
фи­на­ла
тек­ста: «— Ты про­дол­жа­ешь жить чужой жиз­нью, вос­тор­га­ешь­ся
не сво­и­ми успе­ха­ми, — кон­ста­ти­ро­ва­ла мама.

— Это, по-тво­е­му, плохо?
— уди­ви­лась я. — Сиять отражённым све­том? — Она за­ду­ма­лась и по­вто­ри­ла
то, что я уже слы­ша­ла от неё: — Смот­ря чьим све­том!»

При­ве­ди­те
в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих
Ваши рас­суж­де­ния

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние
слова ДРУЖ­БА?

Сфор­му­ли­руй­те
и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние
. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние
на тему «Что такое друж­ба», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние.

Читайте также:  Трагедия катерины в пьесе островского «гроза»

Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те
2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент
при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го
опыта
.

(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.

(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с
ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей
пятёрки, не вызывая к доске.

(5)Она беспощадно экспериментировала на себе
самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по
разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством
складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на
промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их,
сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.

(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и
исполняла их под гитару.

(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без
натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление — все эти чувства сменяли друг
друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было
Машиным образом.

(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как
она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.

(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы.
(15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него
обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились
ещё восхищённее.

(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться — и я
обороняла от них Лялю.

– (18)Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.

(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и
создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не
сулили.

(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,
чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были
всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими
успехами, — констатировала мама.

– (23)Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.

– (24)Сиять отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то,
что я уже слышала от неё:

– Смотря чьим светом!

                                                                                              (По А. Алексину)<\p>

Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924
г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на
кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др.,
повествуют главным образом о мире юности.
 

  • Любой текст состоит из абзацев. 
  • Первое предложение всегда так или иначе содержит тему текста. 
  • Предложение, содержащее идею, смысл текста может быть в любой части текста. 
  • В простых для понимания текстах смысл обычно – в конце текста. 
  • В сложных текстах смысл, авторский замысел вообще может быть не выражен прямо, словами. 
  • Каждый абзац имеет свою микротему, которая связана с общей темой текста, но в то же время имеет и собственную значимость (подтему). 
  • Любой текст можно разбить на смысловые части. Обычно смысловых частей три.
  • Почему текст именно так, а не иначе разбит на абзацы – известно автору текста. 
  • Озаглавив микротемы абзацев, мы поймем логику авторской мысли, композицию (смысловое членение на части) текста.

Предлагаю действовать так. 

Будем следить за тем, что говорит рассказчица, и за тем,
что хочет сказать автор; ключевые слова по ходу чтения выделяем, делаем и
другие пометки «для себя».

Озаглавим текст, например, так: МОЯ ШКОЛЬНАЯ ДРУЖБА с
Лялей и Машей. Действительно, первое предложение, которое всегда содержит тему
текста, об этом:<\p>

(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей
Завьяловой.<\p>

Первый
абзац – одно предложение
,
значит,
это предложение – просто тема текста, своей микротемы в первом абзаце нет.

Микротема
второго абзаца – Таланты Маши

(2)Маша умела
всё: рисовать, петь,
ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей
пятёрки, не вызывая к доске.

(5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было
выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на
ней хотелось сыграть,
как на гармони.

Еще можно отметить сравнение с Леонардо, гиперболическое
«умела всё», юмористическое «на ней хотелось сыграть, как на гармони». Отметим лексику:
экспериментировала, выдумывала, изобретала.

Микротема
третьего абзаца – литературный талант Маши и преклонение героини.

(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на
промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая
для потомства, а многие помнила наизусть.

Важно

В отдельный абзац Алексин выделил литературный талант Маши, отметим «для
потомства» и «помнила наизусть» лексика: противопоставлены «сочиняла, забывала»
– и «собирала, помнила, сберегая».

Микротема
четвертого абзаца – музыкальный таланты Маши

(8)С моцартовской
лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.<\p>

Эпитет «моцартовская легкость». Лексика для Маши
по-прежнему «творческая»: «перелагала, исполняла».

Микротема
пятого абзаца – лицо и образ Маши

(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление —
все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.

Выделим ключевые «Машины» слова: подвижным, без
натуги, отсутствие однообразия.

Микротема
шестого абзаца – вывод: первенство Маши бесспорно

(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было
бесспорным.<\p>

Слегка ироничный вывод: спортивное «многоборье», «не
боролась».

Микротема
седьмого абзаца – Красота – первенство Ляли

(13)Во всём, кроме
женственности и красоты: тут первой
считалась Ляля.

Всё-таки не во всём!

Микротема
восьмого абзаца – про красавиц

 (14)Красивые женщины даже во
сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться.
(16)Ляля восхищённых взоров не замечала,
и они от этого становились ещё восхищённее.

Не замечала жертвенного поклонения.

Микротема
девятого абзаца – самоирония и гордость героини

 (17)Мне самой от поклонников не
приходилось обороняться — и я обороняла от них Лялю.

Микротема
одиннадцатого абзаца – «Не живи чужой жизнью»

– (18)Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.

Микротема
двенадцатого абзаца – отношение к подругам

(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и
создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.

Все это сказано спокойно, без оценки.

Микротема
тринадцатого абзаца – героиня о гордости за подруг и своей «скромности»

(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,
чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были
всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

Читайте также:  Будущее в пьесе «вишневый сад» (а. п. чехов)

Микротема
четырнадцатого абзаца – диалог с мамой (авторская позиция)

– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими
успехами, — констатировала мама.

– (23)Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.

– (24)Сиять отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то,
что я уже слышала от неё:

– Смотря чьим светом!                                              

писатель Алексин от лица героини рассказывает
о ее дружбе с девочками одноклассницами. Героиня сначала рассказывает про Машу
и ее талантах, а также о своей гордости за подругу и проявлениях своей дружбы.
Затем героиня рассказывает о красавице Ляле и о том, как она (героиня)
обороняла подругу от поклонников.

В конце текста Алексин от лица героини рассказывает, что сулили каждой
из трех подруг, и об отношении мамы героини к таким проявлениям дружбы дочери.

т.е. дать прямой ответ на вопрос «Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста». Например, такой:

Финал этого текста – это его главная мысль, то, что хотел сказать
писатель Алексин своим читателям.

Теперь вставляем в сочинение наш комментарий и 

Например, о дружбе с Машей можно вставить после «о своей
гордости за подругу и проявлениях своей дружбы» следующие слова: «(7)Я собирала
четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие
помнила наизусть». А после «что сулили каждой из трех подруг» вставим «(19)Маше
сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и создательницы
счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили».

например, такой:

Таким образом в финале текста Алексин предлагает читателям задуматься
над вопросом: «жить чужой жизнью – сиять отраженным светом?»

15.2 Фи­наль­ные
стро­ки тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на зна­чи­мы. Мама не хочет, чтобы дочь
слепо по­кло­ня­лась своим по­дру­гам — имен­но об этом фраза «Сиять отражённым
све­том».

Совет

По­ду­мав, мама до­бав­ля­ет: «Смот­ря чьим све­том!» И это су­ще­ствен­ное
до­бав­ле­ние: мама не пред­ла­га­ет от­ка­зы­вать­ся от по­друг; если это на­сто­я­щая
друж­ба, то можно жерт­вен­но, бес­ко­рыст­но слу­жить близ­ким тебе по духу
людям. Под­твер­дим это при­ме­ра­ми их тек­ста.

Ге­ро­и­ня Алек­си­на гор­дит­ся сво­и­ми по­дру­га­ми. Она, как
адъ­ютант, го­то­ва сле­до­вать за ними и ока­зы­вать­ся в нуж­ный мо­мент
рядом. Так, за Машей она со­би­ра­ет на­пи­сан­ные и бро­шен­ные стихи (пред­ло­же­ние
номер 7). С го­тов­но­стью обо­ро­ня­ет Лялю от на­до­ед­ли­вых по­клон­ни­ков
(пред­ло­же­ние номер 17).

На­сколь­ко есте­ствен­ны и бес­ко­рыст­ны эти по­ступ­ки! Имен­но
так и ведут себя на­сто­я­щие дру­зья.

Сама ге­ро­и­ня го­во­рит об этом в пред­ло­же­нии
номер 21: «Я гор­ди­лась Ля­ли­ной кра­со­той и Ма­ши­ны­ми та­лан­та­ми более
гром­ко, чем соб­ствен­ны­ми до­сто­ин­ства­ми, имен­но по­то­му, что эти до­сто­ин­ства
были всё-таки не моими: в не­скром­но­сти меня об­ви­нить не могли».

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что в друж­бе нужно
быть го­то­вым усту­пить, по­ста­вить ин­те­ре­сы друга выше соб­ствен­ных, а
ге­ро­и­ня Алек­си­на — при­мер, как надо дру­жить.

Источник: http://litera865.blogspot.com/2016/04/blog-post_17.html

ОГЭ. Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года

В данной статье размещены ссылки на материалы по написанию сочинений в формате ОГЭ 2015 по сборнику И.П.Цыбулько. Материалы взяты с сайта “По уши в ОГЭ и ЕГЭ”.Вариант 1 (текст по Ю.

Олеше про Пушкина)

  • 15.1 (высказывание о междометии)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое дружба)

 Вариант 2 (текст по В. Железникову про Ленку  и Димку)

Сочинения 15.1, 15.

2, 15.3 в Социальной сети работников образования





Вариант 3 (текст по Р. Госман про подруг Олю и Лену)



Вариант 4 (текст по А. Иванову про Овечкина)

  • 15.1 (высказывание Л.Успенского о языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое дружба)

Вариант 5 (текст по Т. Устиновой про Тимофея и Машу)

  • 15.1 (высказывание М.Е.Салтыкова-Щедрина о синтаксисе, грамматике и знаках препинания)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое добро)

Вариант 6 (текст по А. Сент-Экзюпери про Маленького принца и Лиса)

  • 15.1 (высказывание из Литературной энциклопедии про диалог)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое добро)

Вариант 7 (текст по Ю.Я. Яковлеву про Косту и собаку)

  • 15.1 (высказывание К.Г.Паустовского о языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое добро)

Вариант 8 (текст по Ю.Я. Яковлеву о Косте и багульнике)

Вариант 9 (текст по В. Астафьеву про Белогрудку)

  • 15.1 (высказывание Л.В.Успенского о грамматике)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое человечность)



Вариант 10 (текст по А. Лиханову про Толика и Тёмку)

  • 15.1 (высказывание И.А.

    Гончарова о языке)

  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое человечность)



Вариант 11 (текст по Э. Сетон-Томпсону про Яна и оленя)

  • 15.1 (высказывание А.А. Зеленецкого об эпитетах)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.

    3 (Что такое человечность)



Вариант 12 (текст по Ю. Яковлеву про директора и Таборку)

  • 15.1 (высказывание Г.Г. Граника о восклицательном знаке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое человечность)



Вариант 13 (текст по К.

Осипову про Александра Суворова)

Вариант 14 (текст по книге М.Н.Ботвинника и др. о Демосфене)

  • 15.1 (высказывание А.А.Реформатского о местоименных словах)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое самовоспитание)

Вариант 15 (текст по Л. Пантелееву про честное слово)

  • 15.1 (высказывание А.А.Реформатского о синтаксисе)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое самовоспитание)

Вариант 16 (текст по Б. Полевому про Мересьева)

  • 15.1 (высказывание С.И.Львовой о пунктуационных знаках)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое самовоспитание)



Вариант 17 (текст по А. Лиханову про дом ребёнка)

  • 15.1 (высказывание Л.Ю.Максимова об абзаце)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое сострадание)



Вариант 18 (текст по А. Лиханову про тётю Груню)

  • 15.1 (высказывание А.И.Горшкова о выразительности)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое сострадание)

Вариант 19 (текст по В. Осеевой про Лёвку и Серёжу)

  • 15.1 (высказывание М. А. Кронгауза о речи)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое сострадание)

Вариант 20 (текст по А.Лиханову о школе-интернате)

Вариант 21 (текст по В.Осеевой о Павлике и старичке)

  • 15.1 (высказывание Г. фон Габеленца о языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Какого человека можно считать сильным)

Вариант 25 (текст по А.Баркову о тетеревином токе)

Вариант 26 (текст по В. Катаеву об И.Бунине)



Вариант 28 (текст по Ю. Сергеева о Гриничке)

  • 15.1 (высказывание М.В.Панова о языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое красота)

Вариант 33 (текст по Н. Гарину-Михайловскому о Тёме и Жучке)


Вариант 34 (текст по В. Железникову о Валерке)

  • 15.1 (высказывание А. М. Пешковского о частях речи)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Природа – это …)



Вариант 35 (текст по Ю. Домбровскому о крабе)

  • 15.1 (высказывание В. Г. Короленко о русском языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Природа – это …)

Вариант 36 (текст по М. Лоскутову о собаке Борожай)
 

Источник: http://vinegretis.blogspot.com/2015/02/2015.html

Ссылка на основную публикацию