Анализ стихотворения батюшкова «мой гений»

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова | Инфошкола

Написанное почти двести лет назад стихотворение К.Н.Батюшкова «Мой Гений» наполнено изысканностью, красотой, свежестью и глубиной чувства.

Какая-то лёгкость, даже невесомость стихотворных строк трогает сердце и близко современным юным читателям, отвечает их внутреннему состоянию. Лёгкость стиха не отменяет глубины смысла.

Понимаешь, насколько лёгок Батюшков, лёгок, но не легковесен.

МОЙ ГЕНИЙ
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.

Обратите внимание

Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милой, незабвенной
Повсюду странствует со мной.
Хранитель Гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

1815

Прочитав стихотворение Батюшкова, поговорим о нём.

— Какое впечатление произвела на вас это стихотворение?
— Как вы думаете, почему автор назвал его «Мой Гений»?

Автор называет Гением свою возлюбленную, потому что она лучшая, замечательная, неповторимая, чудная, завладевшая его сердцем, занявшая все его мысли. Отмечают, что гений — это человек, обладающий особой одарённостью.

Возникает и такая ассоциация: Гений (возлюбленная) — олицетворение доброты и нежности (ангел). Возлюбленная (ангел) — возлюбленная (Гений). Название — посвящение нежно любимой девушке.

С любимой не суждено быть вместе, но она навеки в сердце.

Стихотворение грустное, но удивительно светлое. Обратим внимание ребят на то, что в учебнике слово «гений» написано с маленькой буквы, а в поэтических сборниках — с большой.

— Что это меняет в нашем восприятии?

Образ стал глубже и многограннее, ведь первоначальное значение слова «гений», пришедшего из мифологии, — добрый дух, с рождения сопутствующий человеку и охраняющий его, покровитель человека. Образ возлюбленной не просто живёт в сердце, а становится добрым духом, ангелом-хранителем лирического героя: «Хранитель Гений мой — любовью / В утеху дан разлуке он … »

Слово «гений» часто можно встретить в поэзии начала XIX века как в его мифологическом понимании, так и связанным с женскими образами. (Вспомним пушкинское: «гений чистой красоты».

При чтении стихотворения «Я помню чудное мгновенье … -, написанного, кстати, через десять лет после стихотворения Батюшкова, девятиклассники отмечают общность их звучания и настроения.

) Для Батюшкова Гений — образ вполне осязаемый, живой, это возлюбленная, несравненная пастушка (что совершенно в духе того времени), чувство к которой так
искренно и неподдельно, что мы забываем о пасторальной условности и вспоминаем о том, что в это время — летом 1815 года — Батюшков мучительно переживал разрыв и разлуку с Анной Фурман. Способность высветлить в стихах то, что тяжко давило, мучило в реальности, ещё не оставила его.

— Какова тема стихотворения? Как бы вы озвучили главную мысль этого произведения?
В каких словах она заключена?

Каждое слово дышит любовью. Любовь в печали, в сладости воспоминаний, в милом незабвенном образе несравненной пастушки.

Важно

Любовь,
которая живёт в сердце лирического героя, которая волнует и по прошествии времени, которая оставила след в его жизни, о которой он тоскует, вспоминает, которая его охраняет в его странствиях. Можно упомянуть о биографическом подтексте.

Но так ли это важно? Ведь стихотворение не о конкретном человеке. Оно вневременно, понятно каждому и двести лет спустя. Главная мысль — признание превосходства эмоционального опыта над «головным» началом в человеке — заключена в первых строках:

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Далее память рисует образ несравненной
пастушки.
— Кого напоминает образ возлюбленной,
изображённой в стихотворении? Каков он?
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой …

Образ возлюбленной — в цвете (очи голубые, локоны златые), движении, усиленный четырёхкратным повтором: «Я помню» (как называется
такой приём?), в струящемся звуке и лёгкой интонации. Образ классический, но в нём есть и индивидуальные черты. А напомнил он нам Лизу- героиню повести Карамзина.

— Что подчёркивает классический образ «пастушки несравненной»? А что можно посчитать чертами конкретного человека?
Конечно, Батюшков создал пасторальный образ, что отвечало времени и традиции литературы начала XIX века. Очи голубые, локоны златые и наряд простой пастушки — это классика жанра, а вот небрежно вьющиеся власы, голос милых слов — детали, возможно, индивидуальные.

— Какие ключевые образы мы можем выделить в стихотворении?

— Память сердца, память рассудка, незабвенный образ милой пастушки, хранитель Гений, любовь, печаль, разлука.
Обратим внимание, что похожие слова и образы повторяются в начале и в конце стихотворения. Получается своеобразное кольцо (печальной памяти — печальный сон; сладостью — усладит; стране дальной — повсюду странствует со мной; память сердца — любовью в утеху дан разлуке он).

И в середине, в центре кольца, — образ возлюбленной, четырёхкратный повтор «Я помню … », то есть буду помнить всегда, не забуду никогда, помню и берегу в сердце каждую любимую чёрточку.

Стихотворение Батюшкова удивительно ёмко.

И особая прелесть в звучании «нездешних» слов (неполногласии, окончаниях прилагательных, особой поэтической лексике: «дельной»,
«незабвенной», «златые», «власов», «пленяешь»), Лёгкость восприятия и в особом сочетании рифм, и в стремительно струящемся размере, и в мелодичном звучании, которое придают гласные и сонорные звуки. Чтобы убедиться в этом, можно предложить посчитать количество сонорных и увидеть, что они преобладают в стихотворении ([н] — 31, [м] — 12, [л] — 18).
.

— А чем ещё пленяет нас это стихотворение?

Элегический стих Батюшкова одновременно печален и светел, проникнут особой интонацией доверительности, душевной открытости, подтверждающей известный девиз поэта: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».

Константин Николаевич Батюшков (1787- 1855) — тонкий лирик и ценитель красоты живого русского языка — по праву считается основателем «школы гармонической точности» В отечественной поэзии.

«В лёгком роде поэзии читатель требует возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности; он требует истины в чувствах и сохранения строжайшего приличия во всех отношениях», — так сформулировал он важнейшие принципы поэтического искусства в своей «Речи о влияниях лёгкой поэзии на язык».

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-moj-genij-batyushkova/

«Мой гений» К. Батюшков

«Мой гений» Константин Батюшков

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.

Читайте также:  Жизнь лермонтова: кратко о главном

Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью

И усладит печальный сон.

Совет

В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку.

Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной государственной службе. Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств.

Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение.

Анне Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, одно из которых под названием «Мой гений» датируется 1815 годом. Написано это произведение через несколько месяцев после расторжения помолвки, о чем поэт очень сожалеет. Именно по этой причине первые строчки стихотворения наполнены печалью и тоской.

«О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», — этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что он не в состоянии подчинить свою любовь логике и здравому смыслу. Даже зная о том, что избранница не отвечает взаимностью, Баратынский продолжает ее любить и считает единственной, которая достойна стать его супругой.

Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне счастливым семьянином и прожить со своей молодой супругой счастливую жизнь. Именно об этом мечтал поэт, но понимал, что его возлюбленная дала согласие на брак не из-за высоких чувств, а под давлением родителей.

Это предположение вскоре находит свое подтверждение, когда поэт становится невольным очевидцем разговора между Анной Фурман и ее подругой. Речь идет о предстоящей свадьбе, к которой невеста относится с пренебрежением, считая, что брак даст ей лишь единственное утешение – свободу и избавление от родительских наставлений.

Именно тогда Батюшков принимает решение поговорить с отцом невесты и как бы вскользь упоминает, что у него недостаточно средств на содержание семьи. Этот аргумент оказывается решающим в вопросе предстоящего замужества Анны Фурман, и свадьба расстраивается.

Впрочем, сразу же покинуть Петербург поэту не удается, так как на почве глубокого нервного потрясения он заболевает и нуждается в особом уходе. Именно тогда он объявляет свои друзьям, что его финансовые дела пошатнулись, чтобы скрыть истинную причину переживаний. Но в порыве очередного приступа помрачения рассудка все же выдает свою тайну, заявляя, что не может жить под одной крышей с той, которая готова терпеть его ради денег.

Обратите внимание

Понимая, что обратного пути нет, и взаимоотношения с Анной Фурман разорваны навсегда, поэт продолжает хранить ее образ в собственном сердце.

«Я помню голос милых слов, я помню очи голубые», — отмечает автор, воссоздавая по крупицам портрет самого близкого и родного для него человека. Однако не только внешность Анны Фурман привлекает поэта.

Он искренне убежден, что эта необыкновенная девушка является его гением и ангелом-хранителем. Именно она вдохновляет Батюшкова на творчество и заставляет облачать в стихи свои чувства.

Даже расставшись с Анной Фурман, поэт не только продолжает ее любить, но и искренне верит, что знакомство с ней – подарок судьбы.

То, что чувства оказались лишены взаимности, совершенно не печалит Батюшкова, который счастлив уже потому, что любит сам.

И ему кажется, что именно эта любовь спасает его от одиночества и жизненных невзгод, она помогает материализовать образ избранницы, которая в самый сложный момент «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Примечательно, что свои чувства к Анне Фурман Батюшков пронес через всю жизнь, и с каждым годом они становились лишь сильнее, доведя, в конце концов, впечатлительного поэта до умопомешательства.

Источник: https://pishi-stihi.ru/moj-genij-batyushkov.html

Анализ стихотворения Константина Батюшкова «Мой гений»

Поводом для написания этого стихотворения послужила встреча поэта с молодой прекрасной девушкой Анной Фурман. К сожалению, она не ответила на чувства Батюшкова и не вышла за него замуж, но поэт хранил ее образ в сердце всю свою жизнь. Она стала его музой – вдохновительницей, чистым идеалом и гением души.

Причем гений упоминается в мифологическом смысле, как олицетворение внутренних сил и возможностей. Неразделенная любовь не только не испортила впечатления о девушке, а наоборот вознесла ее ранг некого божества, которому поклонялся поэт.

Элегия «Мой гений» написана в ярком, экспрессивно-лирическом ключе, способном передать чувства и настроения автора. Ведущим чувством, конечно, является любовь – высокая и чистая. Она проскальзывает в каждой строчке.

С любовью поэт говорит о своей прекрасной даме, с любовью описывает ее живой портрет. Но наряду с любовью, в стихотворении присутствует грусть.

Важно

Грусть о том, что было, грусть о неразделенной любви, грусть об утраченных иллюзиях.

Написанная четырехстопным ямбом элегия имеет плавную структуру. Дополняют восприятие точные рифмы, в сочетании мужской и женской формы, перекрестные рифменные созвучия. Выделяется только второе четверостишие, написанное с помощью кольцевой рифмы.

Текст не имеет визуального деления на строфы, но имеет логическое и смысловое деление на части. В первой говорится о сердечной памяти, вторая знакомит читателя с портретом героини, а третья повествует о хранителе гения.

Стройная композиция делает текст цельным и понятным.

Первая часть стихотворения (первое четверостишие) построена на принципе параллелизма: память сердца, память рассудка.

Центральная часть произведения – это образный портрет героини. Четырехкратное повторение «Я помню» усиливает эмоциональность и передает чувства поэта. Идеализированный образ любимой живет в его памяти.

Передача образа осуществляется с помощью ярких эпитетов. Конец стихотворения возвращает к началу. Вновь сталкивается память сердца, с памятью рассудка.

Но теперь, в результате этого столкновения, происходит некоторое успокоение.

Это произведение является ярким примером любовной лирики. Ведущие темы любви и преданности раскрыты в полной мере. Неразделенная любовь показана не с негативной, а с положительной стороны. Стихотворение «Мой гений» по праву можно считать многозначным и многоплановым лирическим произведением.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-konstantina-batyushkova-moj-genij.html

Майкл Уочтел о стихотворении К.Батюшкова «Мой гений»

Стихотворение Батюшкова состоит из четырех катренов (не разделенных графически, но отмеченных пунктуацией и рифмой) четырехстопного ямба. Хотя ямб и не является обязательным размером для элегии, но он, как правило, преобладает – так же, как и в оде.

Читайте также:  Татьяна в романе «евгений онегин»: сочинение

Однако, в отличии от оды, строфическая структура, схема рифмовки и количество стоп в строке варьируются в широких пределах от элегии к элегии. В этом стихотворении Батюшков использует чередующиеся рифмы (А-В-А-В в начале, А-b-А-b в конце), за исключением строк 5-8, где он использует кольцевую структуру (a-B-B-a).

В элегии «Мой гений» определенные фигуры речи сближают ее с одой. В первую очередь это касается апострофы в начале стихотворения и последующей длинной анафоры.

Совет

В произведении также встречаются аллитерации (например, «сердце…сильней…рассудка») ассонансы (например, переход ударных «а» в «о» в строках: «Меня в стране пленяешь дальной / Я помню голос милых слов») и даже важная игра слов: «стране / странствует». Тем не менее, более радикальные тропы, характерные для оды, здесь отсутствуют (напр.

, эпическое сравнение, зевгма, грамматические «ошибки»). Наиболее поразительно то, что субъектом Батюшкова не является ни битва, ни добродетельный государь, а сам поэт и его любовь к безымянной женщине («гений» в названии). Хотя поэт физически разделен со своей возлюбленной, она продолжает присутствовать в его воображении.

Начальные строки, противопоставляющие память сердца (чувства) памяти разума (рассудка), имеют важное значение для понимания эмоциональной основы этой поэзии. Интимным чувствам не было места в оде, но они являются сущностью элегии. Стихотворение заканчивается сном, наиболее личной сферой нашего существования.

Читатели, знакомые с английской поэзией, часто предполагают, что все элегии являются размышлениями о смерти. В русской традиции такая ассоциация не является полностью правильной. Общеизвестно, что влиятельный перевод Жуковского «Элегии на сельском кладбище» Томаса Грея положил начало целой «кладбищенской школы» русских поэтов.

Тем не менее, тема смерти была отнюдь не определяющей чертой российской элегии. Гораздо чаще элегические стихи были о потере, а конкретнее – об эмоциональном отклике поэта на нее. В примере Батюшкова физическая потеря была преобразована в духовную выгоду.

Современники Батюшкова считали произведение «Мой гений» элегией, но мы могли бы с полным правом назвать его стихотворением о любви (которое исторически является поджанром элегии). Действительно, строки 5-8 включают в себя одну из самых традиционных особенностей любовной поэзии: пересчет и прославление физических качеств возлюбленной (ее глаза, ее волосы, ее одежда, ее лицо).

Отсылку к пастушке не следует воспринимать буквально; это тоже указывает на жанр – классическую традицию пасторали, которая была населена счастливыми парами пастухов и пастушек.

Одним из важнейших элементов российской элегии является лексика. Примечательно, что в таком коротком стихотворении, как «Мой гений», повторяются так много слов: «память», «печальный», «помню», «милый», «сладкий» («сладость», «усладить»).

Эти слова были названы «сигнальными», ввиду того, что они как будто указывают на российский элегический стиль с большей уверенностью, чем какая-либо конкретная тема или размер. В действительности практически каждое имя прилагательное в этом стихотворении можно классифицировать как «слово-сигнал» элегической школы.

Обратите внимание

После беззастенчиво напыщенного языка оды восемнадцатого века ограниченный лексикон элегии выделяется тем более резко.

(Wachtel M. The Cambridge Introduction to Russian Poetry. – New York: Сambridge university press, 2004. – P. 73-74)

Источник: https://analiz-stihotvoreniya.ru/k-batyushkov-moj-genij-majkl-uochtel/

Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений». Очарован навеки

Искусство и развлечения 13 декабря 2015

Судьба Константина Николаевича Батюшкова трагична и неординарна. Он написал свое стихотворение «Мой гений» под влиянием очень сильных чувств, которые не умерли, не забылись с течением времени. Они привели к тяжелой душевной болезни. Чтобы провести анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений», следует ознакомиться с биографией поэта.

Радость и полнота жизни

Константин Батюшков (1787 – 1855) родился в Вологде в дворянской семье, принадлежащей к старинному роду. До десяти лет он получал домашнее воспитание, позже его отдали в Петербург, в иностранные пансионы.

Образование юный дворянин получил отличное и владел несколькими иностранными языками. С 17 лет он жил в доме своего родственника, где с увлечением изучал все, что написали французские просветители, а также античную литературу и произведения итальянского возрождения.

Особое влияние, как потом покажет время, на него оказал Тассо.

В этот период он писал эпиграммы. В 1807 г. Батюшков вступил в народное ополчение и, даже будучи тяжело раненым, остался в армии и продолжил военную карьеру в 1808 г. в Швеции. Но в 1909 г.

он вышел в отставку и начал заниматься только литературой. К 1910 году он уже стал зрелым поэтом, познакомился с кружком Карамзина, Жуковского, Вяземского.

Вечера проходили в дружеских рассуждениях о поэзии, которые одухотворяли прекрасные женщины салонов.

Разносторонне одаренные посетители салонов, люди самых разных художественных направлений, доброжелательные и воспитанные, оказывали большое влияние на Константина Батюшкова.

Много позже он встретит в салоне Оленина ту, которая станет музой на всю его дальнейшую жизнь. Ей он посвятит цикл произведений.

Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» подробно расскажет об этой юной покорительнице сердец.

Но пока он пишет свои произведения «Веселый час», «Счастливец».

Анна Федоровна Фурман

Во время войны Батюшков не ушел в действующую армию, но принял участие в 1813 – 1814 гг. в заграничном походе, храня в душе прекрасный образ, встреченный в 1813-м. После ужасов войны появился некий перелом в его настроении и разочарование в просветительских идеях.

В салоне А.Н. Оленина он вновь встретил его дальнюю родственницу, жившую в этом гостеприимном доме. Анна Фурман отличалась редкой красотой. Она была очаровательна и внешностью, и скромным поведением. Многие ей отдавали свои сердца.

Но юная красавица пока еще не сделала свой выбор.

Раз и навсегда ею пленился Константин Батюшков и твердо решил жениться на Анне Федоровне. Даже здороваясь с ней, он каждый раз краснел и быстро терял нить разговора.

Важно

А комплименты, которые он делал, не отличались оригинальностью. Он никак не мог завоевать сердце девушки. Он посватался, получил согласие, но чувствовал, что девушка его не любит, и разорвал помолвку в 1815 г.

Родители и друзья не поняли этого и обиделись.

Видео по теме

Покорившая воображение: анализ произведения

После того как с болью в сердце он принял такое решение, через несколько месяцев родилась элегия «Мой гений», написанная четырехстопным ямбом. Благодаря этому, текст очень ясен, а композиция его стройна.

В это время поэт много путешествовал, но нигде не находил себе места – рассудок и сердце его были не в ладу между собой, о чем говорит первое двустишие. И расстояние, разделившее его с любимой, – только мираж. Милый образ и в дальней стране неизменно вместе с ним.

Читайте также:  Художественный мир бориса виана «пена дней»

Он помнит все: и голубые глаза, и нежный голос, и золотистые вьющиеся волосы, обрамляющие прелестное лицо. Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» говорит, что поэт по частичкам собирает портрет девушки. Даже простое, полностью скрывающее её фигурку платье и то мило поэту. Во всех странствиях Анна повсюду с ним.

Он видит ее своим хранителем. Ничто плохое не сможет с ним произойти, пока они в разлуке. Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» подтверждает старую мысль, что при расставании настоящая любовь только усиливается. Даже во сне он не забывает прекрасную Анну – она его услада в объятиях Морфея.

Этот образ преследует его и днем, и ночью. Все смысловые пласты следуют один из другого (любовь – творчество – утешение). Таков анализ стихотворения К.Н. Батюшкова «Мой гений».

Образ, навсегда хранящийся в сердце

Итак, навсегда расставшись с Анной Федоровной, поэт со всей искренностью верит, что их встреча – случайный подарок судьбы, который надо бережно хранить. Любовь сама по себе, считает поэт, бесценный дар, даже если нет взаимности. Его чувства год от года только усиливаются. Это краткий анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений»

Поэты 20 – 30-х годов 19 века

В эти годы творили замечательные поэты, такие как Кюхельбекер, Языков, Вяземский, Дельвиг.

Следует сопоставить хотя бы два произведения поэтов-романтиков, к примеру, выбранное нами стихотворение Батюшкова и «Разуверение» Баратынского, полное глубочайшей скорби, в котором поэт просит не играть с его чувствами, возвращая нежность. Нет, он больше никогда не поверит человеку, хоть раз обманувшему его.

Не следует тревожить еще не полностью покинувшие поэта чувства. Волнение поднимется в душе, но к чему оно? В любовь он больше не верит и просит все забыть. На эти стихи написан проникновенный романс М.И. Глинки.

Теперь следует произвести анализ стихотворения Константина Батюшкова «Мой гений».

План анализа:

  • Общая тональность элегии (нежность).
  • Какие темы намечаются в стихотворении (печаль, разлука).
  • Как раскрывается тема успокоения поэта (перед ним встает образ милой девушки).
  • Как он возвращается к реальности (никак – повсюду мечты).
  • Какими мыслями заканчивается стихотворение (утешение).

Вот каким образом можно произвести анализ стихотворения «Мой гений» (Батюшков) по плану.

Печаль и воображаемый мир

В 20-х годах Константин Николаевич уезжает в Италию на службу. Он работает в Неаполе, в русской миссии. Но неотступные мысли о любви полностью им завладевают и не дают покоя.

Нежность и тоска по прелестной Анне преследуют его. В результате он заболевает. Никакое лечение не помогает – он не может вернуться назад, он потерян для нормальной жизни в обществе.

Батюшков возвращается на родину, к родственникам в Вологду.

Спустя двадцать лет он умирает, так и не выйдя из мира иллюзий.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/125434/

анализ план стихотворения “Мой гений” К. Н. Батюшков

анализ план стихотворения “Мой гений” К. Н. Батюшков

  1. Отсюда:
    Батюшков

    Панова Е. А. Память сердца : (Лингвопоэтический анализ стихотворения К. Н. Батюшкова Мой гений) <\p>

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И СТИЛЬ БАТЮШКОВА-ПОЭТА<\p>

  2. Стихотворение К. Н. Батюшкова Мой гений (1815 г. ) по праву считается одним из лучших произведений поэта.

    В Опытах в стихах и прозе Батюшков поместил стихотворение Мой гений в раздел элегий, тем самым определив его жанровую принадлежность. И уже на уровне жанра можно оценить новаторство и самобытность Батюшкова, его отличие от многих предшественников и современников. Элегия Мой гений написана в ином эмоциональном ключе. связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман.

    Действительно, тема воспоминаний о любви присутствует в тексте и выражена с помощью лексических единиц (память сердца, любовью, образ милый и др.) , дан и портрет возлюбленной. О память сердца! ты сильней Рассудка памяти печальной, И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. В стихотворении используется традиционная для любовной темы поэтическая лексика и фразеология.

    Однако при удивительной прозрачности и ясности стихотворение Батюшкова завораживает каким-то ускользающим смыслом, в нем ощущается нечто, что выводит его содержание за рамки только любовной темы. В мифологических словарях указывается, что Гений первоначально понимался как олицетворение внутренних сил и способностей .

    Совет

    В словаре стихотворения преобладают лексемы и словосочетания, относящиеся к внутреннему миру лирического субъекта и выражающие его состояние или его оценки и восприятие: память сердца, сильней, рассудка памяти печальной, сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый, незабвенный, любовью, засну ль, усладит и др.

    Это объясняется в первую очередь жанровой природой произведения, так как в элегии раскрывается внутренний мир я . Элегия имеет стройную ритмическую структуру: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой) .

    Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста. Можно сказать, что Мой гений в высшей степени соответствует требованию, предъявляемому Батюшковым к поэтическому тексту: текст должен быть ясен, а его композиция стройной. Стихотворение не разбито на строфы, но тематически (и ритмико-синтаксически) отчетливо делится на три части: 4 + (4 + 4) + 4.

    Первая часть посвящена памяти сердца , вторая – портрету пастушки , третья – хранителю гению . Первые две строки, задающие противопоставление сердце – рассудок , строятся по принципу параллелизма, однако это неполный параллелизм, и грамматические различия оказываются значимыми: асимметричность приводит к появлению добавочных смыслов.

    Центральная часть элегии – портрет пастушки – занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание) . Идеальный портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем.

    При этом героиня наделяется божественными признаками, и ее образ сливается с олицетворением гения-хранителя: несмотря на зримость , это почти бесплотное видение. Концовка стихотворения возвращает к его началу (память сердца пленяет сладостью – хранитель гений усладит печальный сон ) и свидетельствует о том, что лирическое волнение успокаивается.

    Если учесть сильные позиции текста, то выстраивается ряд: мой гений (заглавие) – память сердца (начало текста) – моя пастушка (начало третьего четверостишия) – хранитель гений (начало последнего четверостишия) – любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) – печальный сон (конец текста) . Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами, относящимися к одному денотату. Мой гений, таким образом, предстает синкретичным образом, многозначным и многоплановым.

<\p>

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/analiz-plan-stihotvoreniya-moj-genij-k-n-batyushkov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]