Родина в стихотворениях блока и есенина

Образ родины в творчестве Блока и Есенина

Отечество — тот таинственный, но живой 
организм,<\p>

очертания которого ты не можешь для себя отчетливо   определить,<\p>

но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь,<\p>

ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной. М.Салтыков-Щедрин

Тема Родины – одна из самых любимых тем у Блока, Есенина . Они посвящали ей все свои творения, вкладывая в них любовь и чувства, доказывая, что Родина – немаловажная, а порой и самая главная часть их жизни и творчества. Это отношение к родной земле врывалось в их произведения бурным потоком эмоций, в течении которого были и восхищение землей русской, и необъятная любовь к Родине.

“Тема Родины, России, – основная во всех моих стихах…” – нередко упоминал Есенин. Да, именно горячая любовь к России, к тому уголку земного шара, где он родился, была силой, которая воодушевляла его 
на новые произведения.

Лицом к лицу<\p>

Лица не увидать.<\p>

Большое видится 
на расстоянье…

– так можно 
охарактеризовать словами самого 
поэта его взгляд, обращенный 
к России из “прекрасного далека”. Создавая цикл “Персидские мотивы”, Есенин, не будучи никогда в Персии, дает прекрасный образ Родины. Даже находясь в благодатном краю, он не может забыть, что

Луна там 
огромней в сто раз, <\p>

Как бы ни был 
красив Шираз, <\p>

Он не лучше 
рязанских раздолий, <\p>

Потому, что 
я с севера, что ли?

Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен 
и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая 
из-под женского платка, нищая — 
такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:<\p>

 Да, и такой, моя Россия,<\p>

 Ты всех 
краев дороже мне, — 

 признается 
поэт в стихотворении “Грешить 
бесстыдно, беспробудно…”. 

 Поэт страстно 
любил свою страну, соединял ее 
судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: “Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным…” (“Новая Америка”), “…плат узорный до бровей…”, “…мгновенный взор из-под платка…”.

Обратите внимание

Блок и 
Есенин ,такие разные во всем, сходятся в понимании России. Русь для обоих поэтов тайна, мечта, жена и возлюбленная.<\p>

  у Блока 
звучит такая трактовка темы любви к Отчизне: Страх, боль, тоска и любовь до безумия — в каждом слове, в каждой строчке.

<\p>

 Иногда 
к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”.

Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”):<\p>

 Русь, опоясана 
реками 

 И дебрями 
окружена<\p>

 С болотами 
и журавлями, 

 И с 
мутным взором колдуна…<\p>

…Где ведуны 
с ворожеями 

 Чаруют 
злаки на поляк,<\p>

 ]Л ведьмы тешатся с чертями<\p>

 В дорожных 
снеговых столбах.

Символ России во многих стихах Блока сводится к 
образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие 
“Россия”, сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой:<\p>

 О, нищая 
моя страна,<\p>

 Что ты 
для сердца значишь? 

 О, бедная 
моя жена,<\p>

 О чем 
ты горько плачешь?

Россия Блока 
незыблема, неизменна. Но и ей нужны 
перемены, о которых говорится 
в стихотворении “Коршун” 1916 г.:<\p>

 Идут века, шумит война, 

 Встает 
мятеж, горят деревни, 

А ты все та ж, моя страна,<\p>

 В красе 
заплаканной и древней — 

 Доколе 
матери тужить?<\p>

 Доколе 
коршуну кружить? 

 “Коршуну 
кружить” оставалось уже недолго. 
Через год после написания 
стихотворения началась революция.

 
Что ждет после нее несчастную 
Россию, какие пути-дороги перед 
ней откроются? Этого Блок точно 
не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции).

Поэтому в его поэме “Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:<\p>

 И вьюга 
пылит им в очи 

 Дни и 
ночи 

 Напролет…<\p>

 Старый 
мир, к которому принадлежал 
Блок, был разрушен. Каким будет 
новый мир, поэт не мог представить. 
Будущее оказалось скрытым пеленой 
мрака и кровавой дымки.

Важно

 Поэзия 
— великая, истинная — никому 
теперь не нужна, стихов не 
слышно из-за стука шагов дозорных 
по мостовой, из-за частых выстрелов 
и революционных песен.

То, что открылось поэту в грозах революции, «переворачивало» его душу, и теперь он в новом свете увидел родину – во всей ее славе и силе, в ее суровой и бессмертной красоте, полностью и навсегда захватившей его сердце.

Есенин, разделяя вместе с Россией трагические 
повороты ее судьбы,  зачастую обращается к ней, как к близкому человеку, ища сочувствия и ответа на горькие 
неразрешимые вопросы.

Ах, родина! <\p>

Какой я стал смешной. <\p>

На щеки впалые летит сухой румянец. <\p>

Язык сограждан 
стал мне как чужой, <\p>

В своей стране я словно иностранец.

Так он воспринимает революционные события, таким он видит себя в новой России. В 
годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все 
по-своему, “с крестьянским уклоном”. Устами крестьян выражает свое отношение 
Есенин к действиям новых хозяев России:

Вчера иконы 
выбросили с полки, <\p>

На церкви комиссар снял крест…

Но, сожалея 
о “Руси уходящей”, Есенин не хочет 
отставать и от “Руси грядущей”:

Но все 
ж я счастлив.<\p>

В сонме бурь<\p>

Неповторимые 
я вынес впечатленья.<\p>

Вихрь нарядил 
мою судьбу<\p>

В золототканое цветенье.

При всей любви 
к патриархальной России Есенина 
обижает ее отсталость и убогость, он восклицает в сердцах:

Полевая Россия! Довольно <\p>

Волочиться 
сохой по полям! <\p>

Нищету твою видеть больно <\p>

И березам 
и тополям.

Но какие 
бы невзгоды ни терзали Россию, красота 
ее все равно оставалась неизменной, благодаря дивной природе. Чарующая простота есенинских картин не может 
не покорить читатели. Уже за один “Синий туман.

Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет” можно влюбиться 
в Россию поэта. Каждый листок, каждая травинка живет и дышит в стихотворениях Есенина, а за ними – дыхание родной земли.

Есенин очеловечивает природу, даже клен у него похож на человека:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу <\p>

Утонул в 
сугробе, приморозил ногу.

За кажущейся 
простотой образов – великое мастерство, и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви 
и преданности родному краю.

Совет

Но Русь немыслима 
без чувства уважения и понимания 
непростого характера русского народа. Сергей Есенин, испытывая глубокое чувство любви к Родине, не мог 
не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью, народом, который сумел пережить и голод, и разруху.

Ах, поля мои, борозды милые, <\p>

Хороши вы в печали своей! <\p>

Я люблю эти 
хижины хилые <\p>

С поджиданьем седых матерей. <\p>

Припаду к 
лапоточкам берестяным, <\p>

Мир вам, грабли, коса и соха!

В лирических произведениях двух величайших поэтов России — Блока и есенина  — Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.

  Умом 
Россию не понять,

     Аршином общим не измерить:

     У ней особенная стать —

     В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев

Александр Блок и Сергей Есенин — два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга . У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.  Единственное, что их объединяет, — это горячая любовь к Родине.

Родина в 
творчестве А. Блока является неотделимой 
частью, продолжением и дополнением 
всей России. Образ России начинает складываться в творчестве поэта 
в годы реакции.

В таких стихах, как “Русь”, “Россия”, “Осенний день”, “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам 
маяться?”, исполненных сыновней любви к родному краю, возникает образ страны со своей тайной и своей судьбой:<\p>

 Ты и 
во сне необычайно,<\p>

 Твоей 
одежды не коснусь. 

 Дремчю и за дремотой тайна,<\p>

 И в 
тайне — ты почиешь, Русь.<\p>

 Русь опоясана 
реками 

 И дебрями 
окружена,<\p>

 С болотами 
и журавлями 

 И с 
мутным взором колдуна…<\p>

 С какой 
любовью А.

 Блок описывает в 
этом стихотворении русскую природу! 
Необъятные русские дали, бесконечные 
дороги, полноводные реки, бурные 
вьюги, переплетаются с горящи ми селами, серыми избами, тюрьмами, братскими могилами… Такова блоковская Россия. А.

Блок создал свой, самобытный образ России: не матери, как у других поэтов, а красавицы, подруги, “светлой жены”:<\p>

 О Русь моя! Жена моя! До боли<\p>

 Нам ясен 
долгий путь!<\p>

 Наш путь 
— стрелой татарской 

 древней 
воли 

 Пронзил 
нам грудь.

Стихи Есенина достаточно полно характеризуют Россию:<\p>

О Русь — 
малиновые поля<\p>

И синь, упавшая 
в реку, — 

Люблю до радости 
и боли<\p>

Твою озерную 
тоску.<\p>

Есенин старался выразить в стихах черты своего характера, показать, насколько он дорожит своей 
родиной.

Обратите внимание

Поэт постоянно восхищается 
богатой историей и практически 
не изменившимися с течением времени 
традициями и обычаями.

Прочитав его 
стихи, можно представить Россию как страну, где люди живут исключительно 
в рубленых деревянных избах:<\p>

Гой ты, Русь моя родная,<\p>

Хаты — 
в ризах образа.<\p>

Не видать конца и края — 

Только синь сосет глаза.

В своих стихах Есенин много философствует, сравнивает спокойную и невозмутимую Россию с лесом. Описание деревьев занимает в поэзии Сергея Александровича значительную часть. Под красками леса поэт подразумевает 
настроение людей, привыкших испытывать любые трудности и лишения.

Он понимает, насколько отстает Россия от цивилизованных стран Европы. Однако, несмотря на это, Есенин подчеркивает историческую ценность “нетронутого края”, гордится своей 
родиной и русским народом.<\p>

Большую часть 
своих стихов поэт посвящает природе 
родного края.

Он не рассматривает 
какие-либо отдельные достопримечательности 
“дивных уголков природы”, пытается охватить всю Россию в целом. Искусно 
преподносит нам те качества окружающего 
нас мира, на которых мы не заостряли 
своего внимания.

<\p>

С целью подчеркнуть 
особенности русского леса Есенин использует грамотный, отнюдь не лишенный вкуса 
стиль. Как художник-пейзажист рисует красками на холсте, так и С. А. Есенин описывает “близкие сердцу места”, используя при этом перо и чернила.

Сколько чувств и эмоций вложено 
в его слова:<\p>

Тебе одной 
плету венок,<\p>

Цветами сыплю 
стежку серую.<\p>

О Русь, покойный уголок,<\p>

Тебя люблю, тебя и верую.

В философски сложном цикле произведений А. Блока 
создан прекрасный образ Родины. Поэт обращается к историческому событию, но создает произведение о современности. Блока с юности увлекала мысль 
о подвиге.

Вот почему ему так 
близок образ русского воина-патриота, отделенного пятью веками, но близкого своими тревогами и надеждами. В 
“непробудимой тишине” Блок ясно слышит гул грядущих событий, “высокие и мятежные дни”.

Из глухих лет реакции он увидел зарево пожара:<\p>

 Я вижу 
над Русью далече 

 Широкий 
и тихий пожар. 

 “Россия 
— буря” — так говорит поэт. В годы революционного подъема 
Россия повернулась к А. Блоку 
“новым ликом”:<\p>

 На пустынном просторе, на диком<\p>

 Ты все 
та, что бьаа, и не та,<\p>

 Новым 
ты обернулась мне ликом, 

 И другая 
волнует мечта. 

Важно

 Блок, видя, какой ценой обходятся России 
взлеты и падения, обратился 
с яростным призывом к своим 
современникам: 

 На непроглядный 
ужас жизни 

 Открой, скорей 
открой глаза. 

 Пока великая 
гроза Все не смела в твоей<\p>

 Отчизне,— 
Дай гневу правому созреть, 

 Приготовляй 
к работе руки…

В поэме “Возмездие” 
А. Блок пытается предугадать будущее 
России и спрашивает:<\p>

 Какие 
ж сны тебе,<\p>

 Россия. Какие 
бури суждены? 

 Осознание 
трагизма судьбы России заставляет 
поэта только сильнее любить 
ее. А. Блок жил в трагическое 
время. Война сменяла войну, 
за революцией надвигалась революция: 

 Мы — 
дети страшных лет России — 

 Забыть 
не в силах ничего. Испепеляющие 
годы!<\p>

 Безумья 
ль в вас, надежды ль весть? 

 От дней 
войны, от дней свободы — 

 Кровавый 
отсвет в лицах есть.<\p>

Готовый разделить 
судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь 
как неизбежность.

Типичное для русского интеллигента чувство вины перед 
народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и 
кровь в поэме “Двенадцать”. Его последние произведения о 
России противоречивы и трагичны.

Чего стоит одно стихотворе ние “Скифы”! В этих стихах очень ясно виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в стихотворении “Рожденные в года глухие…”. Но в них главное — любовь к России.

В поздних 
стихах Есенина звучат нотки тревоги 
и беспокойства за свою родину. Поэт осознает, насколько тяжела жизнь 
простого народа:<\p>

Сердце плакучая дума,<\p>

Ой, не весел 
ты, край мой родной.<\p>

Тяжелое революционное 
время, страдания и смерть людей 
не смогли изменить отношения Есенина 
к родине. Он по-прежнему оставался 
верен своим убеждениям, считая, что у России великое предназначение.<\p>

О Русь, взмахни 
крылами,<\p>

Источник: http://yaneuch.ru/cat_09/obraz-rodiny-v-tvorchestve-bloka/53264.1319466.page1.html

Родина в лирике А. Блока и С. Есенина

Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: «Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой». Тема России является центральной в творчестве многих поэтов. Творчество Александра Блока, по праву названа мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполненная неисчерпаемым любовным чувством к родине. Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. С болью в душе и сердце поэт восклицает:<\p>

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые Как слезы первой любви.<\p>

Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд новой духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. В стихотворении «Осенняя воля» Блок, обращаясь к Родине-матери, писал: «Дай приют ты в далях необъятных. Как жить и плакать без тебя? ». Правда, впоследствии он, как бы сомневаясь, спрашивает себя о том, является революция для России благом, а может быть, это просто разрушительная сила? Блок понимает, что «в России плохо». Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой родины звучит в словах Христа: «Родной простор печален. Изнемогаю на кресте … ». Но даже в эти трудные годы Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие серьезных изменений, надвигающихся в жизни родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России. Главной, ведущей мыслью этого цикла являются слова: «И вечный бой! Покой нам только снится ». Посвятив теме родины всю свою жизнь, Блок создал величественные, многолики и многоцветные, полные жизни и движений картины родной земли. В его стихах неповторимый образ России — образ прекрасной девушки, невесты, возлюбленной. Блок писал:<\p>

О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь?<\p>

Мотив пути постоянно присутствует в стихах Блока о России, это помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать направленность России в будущее. В отличие от Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин народной жизни. Свое село Константинов он воспринимал как образ Родины:<\p>

Совет

Мое село лишь тем и будет знаменитое Что здесь когда баба родила Российского скандального поэта.<\p>

Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому основная тема его стихов — это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия, определившая многие особенности его стихов о Батькивщыв. Чувство безграничной любви к России звучит почти в каждом стихотворении поэта. Есенин пишет: «Но больше любовь к родному краю меня млоила, мучила и жгла. Есенин — поэт сложной судьбы. В стихотворении «Русь, уходит» он с горечью пишет:<\p>

Я человек не новый. Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, скользит и падаю другой.<\p>

В лирике поэта, посвященной теме Родины, отразились и его раздумья о судьбе родины после революции. Вернувшись в 20-х годах на родину, Есенин замечает в деревне, что является для него символом Родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы: «… Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не нужен …». Но чувство причастности к судьбе России, чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушел из жизни в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую родину добровольно колективизувалы. Недаром Горький писал: «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнут из нашей действительности, он выражал стон и крик многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России».<\p>

Источник: http://www.1kessay.ru/read/1574

Родина в творчестве Есенина и Блока

Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы совместно с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств.

<\p>

“Чувство Родины – основное в моём творчестве,” – говорил Есенин. Родина – это, прежде всего место, где мы родились и выросли. Природа в стихах Есенина – частица повседневного быта, и поэтому солнце сравнивается с тележным колесом, облака с коровами, поливающим поля своим молоком.

И все эти образы образовываются из деревенского фольклора. Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии и раздолья. Мы видим бескрайние поля, избы, и всё это вызывает у нас чувство благоговения. И мы понимаем, что нет ничего дороже Родины.

Есенин смотрит на мир одновременно светлый и унылый, потому что тот самый родной край по виду неброский и небогатый. Но всё-таки он близок сердцу поэта. И пусть родимый жилье низенький, и небеса похожи на дешёвенький ситец, и хлеба небогатые, но всё это поэт согревает своей горячей любовью.

Мы знаем, что любовь к Родине – это основа патриотизма, нравственности и духовности. Для крестьянина нет красоты без труда. В труде выявляются сила и удаль. В стихотворении “Я иду долиной…” радостный труд проявляется в празднике. Любовь к Родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию.

Также с образом Родины у Есенина сочетается образ матери. Мать для Есенина это образ воплощения нравственной чистоты. Революция для Есенина явилась, как осуществление вековой мечты народа о счастливой жизни: “Да здравствует революция на земле и на небесах”.

В стихотворении “Письмо матери”, говоря о “золотой бревенчатой избе”, Есенин утверждает необходимость для человека чувства Родины, связи с отчим домом. В стихотворении же “Неуютная жидкая лунность” Есенин отвергает отсталую Русь и заменяет бесконечными равнинами и усохшими вербами. Воспевая красоту новой “стальной Руси”, Есенин остаётся верным к любви отчего края.

Влюблённость Есенина в красоту деревенской Руси разрешается мотивом духовного и физического слияния с нею, он хотел бы в ней “затеряться”. Избыток счастья поэт испытывает, как самоуничтожение: “Я хотел бы затеряться в землях твоих стозвонных.

” В стихотворении “Там, где вечно дремлет тайна”, дух поэта уходит от земли, где он только “гость случайный”, для того, чтобы смотреть вниз, всё на те же родные пашни и перелески. Революция оживила есенинскую поэзию, нарушила тишину “голубых полей и рощ”. Поэту ещё не понятно, чем обернётся для Руси революция.

Обратите внимание

Он одаривает Родину образами своих радостных предчувствий и ожиданий. Центром всего происходящего является Русь, в её крестьянском обличии: “Нет лучше, нет красивей твоих коровьих глаз”.<\p>

Образ “Руси-метелицы” заполняет собою более того космос: “Над тучами, как корова, хвост задрала заря”.

Поэзия Есенина скорбно окрашивается, поэт грустит по гибнущей деревне, которая осознаётся им, как вечный источник духовности.

Любовь и красота для Блока – наивысшее проявление человеческого духа, они наполнены очистительной силой.

Красотой поэт измеряет реальность реальности. Самой дорогой темой для Блока была тема родной земли и неизменной любви к ней. Во всех стихах мы видим искренность слов о Руси. Тема родины в стихотворении “Россия” уходит как бы в будущее и перекликается с восприятием Родины Пушкиным и Некрасовым. Подлинная народность сближает исповедь Блока со “странной” лермонтовской любовью к отчизне. В стихах этих поэтов сходны более того ситуации. Выражается скорбная любовь: “Твои мне песни ветровые – как слёзы первые любви”.<\p>

Источник: http://www.getsoch.net/rodina-v-tvorchestve-esenina-i-bloka/

Сочинение по Блоку/Есенину

Тема Родины у Блока и Есенина

Тема Родины в творчестве Блока и Есенина занимает одно из ведущих мест. Оба поэта безумно любят свою Россию, им не жить без нее. Стихи о Родине пронизаны глубоким уважением, беззаветной любовью и преклонением перед ней.

Блок любит свою Родину, свою Россию за красоту, таинственность, неразгаданность ее облика. Не случайно он пишет: “Ты и во сне необычайна”. Его Родина – это сторона с “дымными окраинами”, с “разбойной красой”. У блоковской Руси проявляются ее прекрасные черты, облаченную в стихотворную форму:

А ты все та же – лес да поле,

Да плат узорный до бровей.

В раннем творчестве Есенина представлены типичные российские пейзажи:

Положили гурьбой

Золотые снопы,

На гумне вперебой

Зазвенели цепы.

Ему дорог родной край, пусть бедный, пусть нищий. Поэта “мучила и жгла” люовь к своей земле:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Чувства к Родине перекликаются с чувствами к женщине, природе, жизни:

Шагане ты моя, Шагане!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле

Про волнистую рожь при луне.

Блок же идет дальше, восклицая: “Русь моя! Жена моя!”

В этом мне видится неразрывная связь поэтов с самым дорогим, что есть у них – с Родиной.

Родина “открывается” Есенину прежде всего через природу: “белый перезвон берез”, через “розовую воду” озер, через единение с ней.<\p>

Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.

Блок воспевает ширь и необъятность своей земли. Он убежден, что жизнь в такой стране должна быть прекрасна, но он с горечью осознает обратное:

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю.

Поэт готов быть со своей Родиной до конца. Он не изменит ей, ему не жить без нее.

Важно

Есенин также не упускает из виду бедственное положение народа. Но ему свойственен свой, особый подход к этой теме. Крестьянство – вот кто наиболее близок ему. Выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” присутствуют в его стихах.

У Блока слышится протест против условий, унижающих человека:

До коле матери тужить,

До коле коршуну кружить?

Через все творчество Блока “проходит” надежда на то, что он воспрянет и станет свободным.

Эта страна, по мнению Блока, наделена необыкновенным народом, который идет своим путем. И во всех испытаниях верен себе. Родина сильна этим народом.

Русь пережила многие тяжелые времена. И, наверное, долго будет больна, бедна. Блока до слез трогает ее нищета, ее разорение:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви.

Россия для Блока – путеводная звезда, и он не может не верить в ее силы:

Пускай заманит и обманет

Не пропадешь, не сгинешь ты.

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Блок патриот, доказательством тому служат его стихи.

Есенин гордится мощью своей страны, ее необъятностью:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким – Русь.

Но он стоит перед выбором: новое и старое, патриархальное. Понимание необходимости и неизбежности перемен соединялось в нем с болью за то, что уходит в прошлое, что дорого ему:

Полевая Россия!

Довольно волочиться

Сохой по полям!

Вместе с

Неживые чужие ладони,

Этим песням при вас не жить.

Умом он с новым, но душа, душа зовет назад. И беспомощность перед новым звучит в его стихах: “Стальная конница победила живых коней”.

Отношение к Родине Блока и Есенина роднит их. У них много общего, но есть и различия. Понимание Родины Блоком глубокое, философское. Есенин же пришел от малой Родины к Большой не сразу, постепенно.

Тем не менее, мне кажется, что их позиции близки. С моей точки зрения, трудно найти поэтов, чьи позиции по отношению к Родине были бы так схожи.

Совет

Поэт и его Родина – это единое целое. Приходят на память строки Н.А. Некрасова: “Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру…” Тогда б скуден был наш мир. Такие люди несут свет в нашу жизнь. Это мое мнение.

Впрочем, я думаю, со мной согласятся многие. Стихи Блока и Есенина принадлежат не только им. Они являются большой частью российской литературы двадцатого века. Их стихи учат любить Родину, пробуждают сознание людей.

Это поэты с Россией в сердце, граждане своей Родины.

Источник: http://alek-sei.narod.ru/bles.htm

Тема Родины в лирике Блока и Есенина на Сёзнайке.ру

Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя всё лучшее, что было свойственно русским поэтам. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле.

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный», – писал Александр Блок в конце 1908 года К.С. Станиславскому. Созвучное этому признание мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины.

Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!..

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока.

Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – всё это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и всё это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойничью красу!

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

С такими раздумьями и признаниями обращался поэт к России, и поистине не жалость к родине, а совсем иные чувства испытывал он – любовь, обожание, гордость, ту гордость за нее, которая в свое время вдохновила Гоголя на создание гимна России – необгонимой тройки, несущейся с безудержной силой в неоглядную даль.

С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым.

В цикле «На поле Куликовом» голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы».

Обратите внимание

Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед.

Поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены» – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и напряженной борьбе:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

В грозах и бурях революции Родина открылась Блоку как самое близкое и дорогое, что есть в жизни. Россия Блока – надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии.

Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «и невозможное возможно», – она ведет на «вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее. «Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…» – писал Блок за два года до Октябрьской революции.

«Россия – буря», – говорил Блок. Свое новое понимание родины и революции поэт выразил в поэме «Двенадцать». В ней он запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной родины.

Олицетворением новой всемирной и всечеловеческой религии, символом всеобщего обновления жизни стал образ Христа в финале поэмы.

В решающие для революции дни Блок вновь обратился к волновавшему его вопросу об исторических судьбах и задачах России. Его поэма «Скифы» прозвучала одновременно и как грозное предупреждение старому миру:

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы,

и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, –

С раскосыми и жадными очами!

и как страстный призыв ко всем людям доброй воли покончить с «ужасами войны»:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно старый меч в ножны!

Товарищи! Мы станем – братья!

Блок верил в великое будущее России. В 1918 году он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…» Поэт знал – и мог повторить вслед за Брюсовым – знаменательные слова, впервые прозвучавшие в начале века:

Поэт всегда с людьми, когда шумит

гроза,

И песня с бурей вечно сестры.

Важно

В этих строках мы находим верный и глубокий ответ на вопрос о том, что составляет основной смысл стихов Блока, обладающих великой жизненной силой и по праву ставших ныне достоянием самых широких кругов наших читателей.

Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, развивался и рос поэт. Но его постоянной любовью оставалась Родина. Этой большой теме он оставался верен всю жизнь.

И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла».

Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи.

Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски «убогая и обильная». Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями.

В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков.

Совет

Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни».

Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:

Приемлю всё.

Как есть всё принимаю.

Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни.

Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной.

Он возвращается домой, но Россия уже не та, всё изменилось, всё стало для него чужим:

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я будто иностранец.

Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь – советскую – поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».

Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном –

В великих штатах СССР.

Обратите внимание

Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8197-tema-rodini-v-lirike-bloka-i-esenina

Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина

Тема родины часто встречается в творчестве многих писателей и поэтов и это вполне логично.

Именно к ней, к родной земле, поэты всех времен испытывали нежнейшие чувства, хранили в своем сердце память о незабываемом детстве, о родных и близких людях.

Все, что долгое время хранилось в душе «создателей» впоследствии вылилось на страницы книг и у нас есть уникальная возможность окунуться именно в ту атмосферу, что была пережита поэтом.

Я предлагаю рассмотреть, как тема родины отразилась в творчестве двух поэтов, таких как Есенин и Блок.

Блок посвятил всего себя родине, что видно из его слов: «Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

Есенин же писал так:

« Я буду воспевать  Всем существом в поэте  Шестую часть земли<\p>

 С названьем кратким «Русь»».

Мы знаем, что не только поэты разных времен посвящали свою верную любовь родине, каждый человек хочет, чтобы страна жила хорошо, в достатке, каждый гражданин желает быть счастливым.

Такие мечты, несомненно, усиливаются в сложные для государства времена, к примеру, во время революций, когда людей окружает страх, боль, голод, страдания.

Эти ярки картины, бесспорно, занимают значительное место в памяти каждого человека, а поэты, люди с тонкой душой, воспринимают все происходящие близко к сердцу, таким образом, они могут поведать читателю то, что пережили, именно поэтому мы можем почувствовать то, что испытывал народ в страшные времена.

Важно

Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России.

В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок и Сергей Есенин тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены.

Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.

Если обратиться к раннему творчеству Блока, ты в нем проглядывается любовь к родине, зародившаяся еще в детстве. Еще, будучи ребенком, поэт начал осознавать всю прелесть и красоту русской природы.

Поэтому сюжет многих его ранних стихотворений разворачивается на фоне русского пейзажа:  Видно, дни золотые пришли.  Все деревья стоят, как в сияньи.

 Ночью холодом веет с земли;  Утром белая церковь вдали<\p>

 И близка и ясна очертаньем.

Образом прекрасной мечты окутывается раннее творчество Блока, поэт изображает лишь сказочную прелесть и красу страны. Так, в стихотворении «Русь» перед нами предстает чудная, таинственная, волшебная страна, которая появилась из сказки:  Где ведуны с ворожеями  Чаруют злаки на полях,  И ведьмы тешатся с чертями<\p>

 В дорожных снеговых столбах.

 Однако ничто не может быть неизмен ным, поэтому и отношение Блока к России становится иным. В его стихотворениях появляются страшные картины, ведь на сознание «творца» попало под влияние общества. И теперь лирический герой попадает в мир, где звезды и зори сменяет царство мхов, болот, ржавых кочек и пней.

Ужасен и облик людей, обитающих в этом мире. Страшный мир, созданный А. Блоком, – это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть, принять и полюбить страну в таком неприглядном виде.  Революционные события вплотную подвели А. Блока к теме Родины, настоящей, а не выдуманной.

Совет

Теперь образ России поэт связывает не с мистическими, а реальными, земными представлениями. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народному сознанию, постижению судеб страны. В 1905 году было написано стихотворение «Осенняя воля», в котором ярко прозвучал патриотический настрой лирики Блока.

 Приюти ты в далях необъятных!  Как и жить и плакать без тебя! –  так восклицал поэт, обращаясь к России.  Александр Блок говорит о Родине с бесконечной любовью, проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой.

Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:  Россия, нищая Россия,  Мне избы серые твои,  Твои мне песни ветровые –<\p>

 Как слезы первые любви!

По мнению поэта, каков русский народ, такова и истинная Русь.

Именно поэтому, в цикле стихов «На поле Куликовом» идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно:  И, к земле склонившись головою,  Говорит мне друг: «Остри свой меч,  Чтоб недаром биться с татарвою,  За святое дело мертвым лечь!»<\p>

 Напоминая о подвиге былых времен, А. Блок призывает к новому подвигу – возрождению России.

 Не менее интересное мнение о родины преподносит нам Сергей Есенин. В его творчестве мы также сталкиваемся с описанием прекрасных, живописных пейзажей, от которых захватывает дух и «отдыхает сердце».

  Вся красота родного края, где поэт вырос, отразилась в стихах, наполненных любовью к русской земле:  О Русь – малиновое поле  И синь, упавшая в реку, –  Люблю до радости и боли<\p>

 Твою озерную тоску.

Еще с юных лет в сердце Есенина поселилась любовь к родине, к ее грустным раздольным песням, сельской тишине. Все это можно найти в есенинских стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родному краю. «Моя лирика жива одной лишь любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорит поэт.

Обратите внимание

 Ранние стихи Есенина полны звуков, красок. В них природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в бесконечном движении, в непрерывном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения.

Черемуха у него спит «в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам».  С приходом революции начинается новый этап в творчестве С. Есенина.

Теперь его волнует судьба Родины и народа в революционную эпоху:  О Русь, взмахни крылами!  Поставь иную крепь!  С иными именами  Встает иная степь.  Есенин приветствовал революционное обновление России, но, когда начались преобразования в деревне, поэт с неприязнью отнесся к вторжению цивилизации, «железного гостя» в деревенские просторы.

Лишь после зарубежной поездки изменились взгляды Есенина на те перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Теперь он готов всем сердцем воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее:  Полевая Россия! Довольно  Волочиться сохой по полям!  Нищету твою видеть больно  И березам и тополям.

 Я не знаю, что будет со мною…  Может, в новую жизнь не гожусь,  Но и все же хочу я стальною  Видеть бедную, нищую Русь.  Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине.

В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом:  Ой ты, Русь, моя родина кроткая,  Лишь к тебе я любовь берегу.<\p>

Таким образом, в творчестве и А. Блока и С. Есенина теме Родины уделено огромное внимание. Все они воспевали в своих стихах Россию, ее народ, природу.

Являясь истинными патриотами, они не отвернулись от своей страны в нелегкое для нее время, остались верны своему Отечеству. В поэзии А. Блока, С. Есенина, отразилась бесконечная любовь к Родине, вера в ее могущество, тесная связь с природой и русским народом. Поэтому на их стихах, которые всегда помогали и будут помогать людям жить, любить, творить, бороться, и следует воспитывать патриотов.

 

Источник: http://litirus.ru/sochinenie-na-temu/tema-rodinyi-v-tvorchestve-a.-bloka-i-s.-esenina.html

Ссылка на основную публикацию