Аргументы к итоговому сочинению из пьесы Горького “На дне” .Мечта и реальность, Доброта и жестокость. Месть и великодушие
Лука (мечта)-дарит жителям ночлежки мечту, строит «воздушные замки», его мечты являются бесплотными фантазиями,обещает примирение с действительностью, не помогает им физически, дает веру в то, что это возможно, оставляет тех, кто ему поверил, без надежды, когда покидает ночлежку.
Лука (доброта) Считает, что люди должны быть добры друг к другу, жалеет всех, но не помогает. “Добрый, жалостливый”, не говорит людям правду, позволяя мечтать о фантастическом, врет о «бесплатной лечебнице» Актеру, чем косвенно и убивает его, когда правда вскрывается.
Его стремление искоренить зло ничем не подкреплено, не действует во имя добра.
Сатин (отсутствие мечты, реалист) – не мечтает, считает себя мертвым человеком, говорит всем правду, какой бы неприятной она ни была, не любит работать, ценит удовольствия, не способен на действия ради мечты, не ставит целей, вступает в конфронтацию с Лукой.
Василиса Карповна Костылева (жестокость)– жестокая и бездушная женщина, издевается над сестрой, мечтает о смерти мужа, чего и добивается, оказывается в тюрьме.
Настя (мечта) – мечтательная, впечатлительная девушка, любит читать романы, фантазирует, часто принимает желаемое за действительно и сама верит в свою выдумку. Ее мечты – это попытка уйти от жестокой реальности, часто врет. Обитатели ночлежки либо смеются над ней, либо жалеют. Мечтает покинуть ночлежку и изменить свою жизнь,но не действует.
“«Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»” “И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)”
Наташа (мечта) – мечтатель, мечтает о том, что кто-то придет и заберет ее из ада, в отличие от Насти, понимает, что это выдумка и этому не суждено осуществиться.
Наташа (доброта) – добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.
Васька Пепел (доброта, мечта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать.
Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы).
Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.
Месть: Пепел мстит Василисе за ее злобу, за то, что попадает в тюрьму (рассказывает о ее участии в преступлении, хотя она только планировала это сделать)
Клещ (жестокость, злость) – злой, жестокий человек, не проявляет заботы даже по отношению к умирающей жене. До болезни он относился к ней не лучше: бил и унижал. Жители ночлежки считают его «злыднем», «нечистым духом».
Клещ и мечта: мечтает вырваться из нищеты, жить в лучших условиях, так и остается жить в ночлежке, ничего не делает.
Актер (мечта) – когда-то играл в театр, но из-за пьянства его выгнали, считает, что его жизнь кончена, не мечтает до появления Луки, который вселяет в него надежду, лжет ему о «бесплатной больнице». На какое-то время Актер даже перестает пить, чтобы скопить денег на билет, когда узнает, что его мечта не может осуществиться, кончает жизнь самоубийством.
Барон (мечта) – мечтает о прошлом, считает, что в жизни нет ничего хорошего, все хорошее- в прошлом. не заглядывает в будущее, оторван от реальности, в его голове туман, ни о чем не рассуждает.
Источник: https://rustutors.ru/argumenty/argumentyitigovoe/1211-argumenty-k-itogovomu-sochineniyu-iz-pesy-gorkogo-na-dne-mechta-i-realnost-dobrota-i-zhestokost-mest-i-velikodushie.html
Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
Нравственность — вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов.
Не обошел вниманием нравственные вопросы в социально-философской пьесе «На дне» и М. Горький. Едва появившись, эта пьеса была сразу поставлена на сцене Московского Художественного театра, переведена на многие европейские языки.
Спектакли по пьесе Горького и по сей день пользуются популярностью в разных странах.
Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитателей ночлежки.
Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого побольнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявляют они живого человеческого участия.
Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.
Проститутку Настю, мечтающую о большой и чистой любви, соседи по ночлежке изводят насмешками. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — кричат они ей. У Насти нет ни родных, ни близких. На всем свете она одна-одинешенька. Не выйти на улицу — значит для нее умереть с голоду.
Перестать верить в романтическую любовь — значит утратить смысл жизни. Не сочувствие к растоптанной девичьей судьбе и чести звучит в словах ночлежников, а злая, жестокая ирония.
Сидя в своей «пещере», в своей «тюрьме», они ожесточились сердцем, потеряли способность сострадать и поддерживать друг друга.
Глухи ночлежники и к горю умирающей Анны, великой «терпеливице» и горемыке, которая ничего, кроме побоев и обид в своей жизни не видела.
Они упрекают ее мужа Клеща: «Жена твоя зачахла от твоего злодейства», и тут же бросают в адрес измученной страданиями Анны: «Шум — смерти не помеха!». Клещ на самом деле всю жизнь издевался над Анной, он и теперь равнодушен к ее беде.
Озлобленный Клещ ждет смерти жены, надеясь выбраться наконец из ночлежки и начать без Анны-обузы новую счастливую жизнь.
С большим нетерпением ждала смерти своего мужа и Квашня. «Как издох мой милый муженек,… так я целый день от радости просидела: сижу и все не верю счастью своему»,— признается она.
Муж бил ее восемь лет, и очерствела она к нему душой, возненавидела самого близкого, по сути, человека. «Никого нельзя зря бить….
бьют для порядку»,— комментирует ситуацию глупый слуга закона Медведев, вполне допускающий «разумное» насилие.
О смерти мужа грезит и Василиса, жена владельца ночлежки. Костылев вытащил ее из нищеты и сыплет без конца в ее адрес упреки. Брак, основанный на материальной выгоде, не приносит счастья. Василиса имеет любовника, которого пытается уговорить на убийство супруга.
Она жаждет денег и воли, чтобы единовластно хозяйничать в ночлежке. Не задумываясь, отправляет Костылева бывшего любовника на каторгу, не задумываясь колотит свою неприкаянную сестру. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — говорят окружающие. Зависть, ненависть, месть управляют Василисой.
Родную сестру из ревности она ошпаривает кипятком, каждый день избивает ее нещадно.
Васька Пепел, любовник Василисы,— вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обвиняет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он крадет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупает его у Васьки.
Сам Костылев — фигура более чем неприятная. «Кто тебя — кроме черта — любит? — говорят ему. — Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». «Нищей свиньей» зовет он жену, поедом ест Наташу, творит зло под личиной добродетели.
Костылев отказывает Актеру в просьбе скостить половину долга и тут же лицемерно говорит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ».
Хозяин ночлежки рассуждает о грехе, заботится о масле в лампадах и тут же преступает первейшие нравственные заповеди.
Ночлежники отвергают многие общепринятые истины. Бубнов цинично заявляет: «На что совесть? Я — небогатый», Актер погряз в беспробудном пьянстве, заставившем его забыть даже любимое стихотворение.
Бубнов, бывший скорняк, едва не убил за измену свою жену, которая предпочла ему мастера.
Барон, чей дед при Николае Первом занимал высокий пост, был сказочно богат, имел сотни крепостных, лошадей, поваров, опустился на самое дно и живет в ночлежке рядом с вором и проституткой.
Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек кличкам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безучастность и безразличие к судьбе и личности друг друга.
Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, однако в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказывается в центре их внимания.
В каждом из потерявших самих себя героев Лука обязательно видит светлые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни.
Актер, например, заговаривает о творчестве и задумывается о возвращении на сцену.
Лука, в отличие от Костылевых да и от самих ночлежников, отказывается видеть в босяках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают»,— умиротворенно проговаривает он.
Стариком руководит убеждение, что человек от природы хорош, а отрицательные социальные обстоятельства мешают ему таким оставаться, делают его плохим и несовершенным. Лука бескорыстен, он стремится своей проповедью достучаться до сердец ночлежников, пробудить лучшие, скрытые стороны их личности.
Он искренне желает им добра и счастья, подсказывает пути выхода из кризиса, дает веру в достижение новой, лучшей жизни.
После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и красиво, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабости и бесхарактерности героев, в их неумении, неспособности и нежелании преодолеть жизненные обстоятельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.
Большой нравственной проблемой является, несомненно, и отношение общества к таким людям, которые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.
В пьесе «На дне» Горький выступает как писатель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.
Источник: https://5litra.ru/soch/247-nravstvennaya-problematika-pesy-m-gorkogo-na-dne.html
Сочинение к ЕГЭ 2018 на тему: Цели и средства героев пьесы Горького «На дне» — что написать
В этой пьесе мы видим взгляды на жизнь людей из разных слоев общества, оказавшихся «на социальном дне», в трудных условия жизни, которые озлобляют человека, духовно опустошают и способствуют моральному его падению как личности.
Действие пьесы происходит в прекрасное время года — время обновления,но в душах главных героев нет никакой надежды на просвет в будущем, все угнетены земными заботами.
Лука — как небольшой лучик света в этом мраке жизни, вселяющий надежду и веру, однако его сострадание основано на лжи, это сказка для взрослых, поэтому с его уходом вселенная в людей надежда все больше обретает призрачность, герои растрачивают веру в лучшее, поскольку она и так была иллюзорна. Без Луки попавшие под его влияние герои попросту умирают.
Каждый персонаж верит во что-то хорошее, однако все живут прошлым, в их жизни ничего не меняется, они предпочитают жить мечтами, ничего не делая, чтобы что-то изменить.
По сути, цели героев представлены как мечты или сожаления о прошедшем, а средств к достижению этих целей у них никаких нет, а если и есть, то они ими не пользуются, предпочитая плыть по течению.
Цели и средства героев пьесы Горького «На дне». Что писать
Герои пьесы М. Горького «На дне» — обитатели ночлежки, выброшенные на самую обочину жизни вследствие экономического кризиса конца 19 века. Существование в грязном, тёмном и тесном подвале делает их жизнь «дном» в прямом и переносном смысле. Некоторые из них ещё мечтают вернуться к нормальной жизни, сохраняют лучшие душевные качества.
Так, вор Васька Пепел мечтает уехать с Наташей в Сибирь и начать жизнь с чистого листа.
Разорившийся из-за пристрастия к азартным играм аристократ Барон мечтает вернуть свой былой статус.
Падшая женщина Настя живёт мечтами о большой и светлой любви.
Сатин хочет создать свою философию, в основе которой лежит мысль: «Ничего не делай, просто обременяй землю».
Но чтобы мечта превратилась в цель, необходим чёткий план действий, определённые усилия, средства для решения поставленных задач. Ничего этого у людей «дна» нет. Даже слесарь Клещ, который старается найти работу, понимает в конце концов, что его усилий недостаточно, чтобы выбраться из нищеты.
Старец Лука со своей философией утешения лишь старается вселить в людей надежду на светлое будущее, вскармливая их мечты и надежды и притупляя желание ставить цели и добываться их.
Эти люди обречены на гибель, потому что у них нет реальных целей, а значит они не ищут и способы, средства их достижения.
Источник: https://faston24.ru/sochinenie-k-ege-2018-na-temu-tseli-i-sredstva-geroev-pesy-gorkogo-na-dne-chto-napisat/
Сочинение по пьесе «На дне», М. Горького
Максим Горький известен тем, что описывал правду, какой бы горькой она ни была. Восприятие его произведений усиливалось тем, что писатель создавал пьесы, которые не были не просто слова на белом листе бумаги, они оживали на сцене и привлекали зрителя своей наглядностью. Многие авторские работы писателя не сходят со сцены и по сей день. Среди них и произведение М. Горького На дне.
Сочинение На дне
Пьесу На дне, по которой мы пишем сегодня наше сочинение, драматург Максим Горький написал в 1902 году. Затрагивая актуальные проблемы того времени, пьеса получила широкое признание и известность у современников. Не приукрашивая окружающую действительность, Горький поднимал проблему пьянства, окружающей нищеты и существования жестокости.
В своей пьесе Горький описывает босячество и дно общества. Тогда это было в новинку, ведь до этого писатели в своих работах не затрагивали эту сторону жизни русского народа. А вот Горького интересовали люди, которые опустились на дно. Он пытается исследовать душу этих людей и понять, что могло собрать таких разных людей в одном месте.
Почему они так сильно опустились, ведь эти люди не разучились мыслить, сострадать и мечтать о счастье.
Знакомясь с пьесой На дне Горького, мы можем точно сказать, что эта работа может считаться полноценной психологической драмой. В ней мы часто слышим размышления героев о жизни, счастье, правде и неправде. Так Сатин, часто рассуждает о добре, о совести, роли человека и его предназначении. А его фраза: Человек звучит гордо становится популярной и используется в наши дни.
Но эти философские реплики были лишь дуэлью на словах, которую Сатин вел с Лукой. И если Сатин придерживается презрения к нравственности, проповедует ничего неделание и становится сторонником горькой правды, то Лука старался наполнить мир ночлежников мечтами. Он считает, что во благо можно немного солгать.
Лука заставляет героев задуматься о жизни, но вместе с тем, становится причиной гибели всех персонажей. Ведь он им подарил лишь надежду, а им нужны были действия. Лука оказался способен только на обещания, поэтому и сбежал так же внезапно, как и появился в ночлежке. При этом многих героев пьесы к трагичному концу подталкивал и Сатин.
Например, своими речами он лишил уверенности в себе Клеща, который действительно имел шансы возродиться и выйти в люди.
На дне: аргументы для сочинения
Своим произведением На дне Горький показывает, что в этом жестоком мире могут выживать только сильнейшие, уверенно стоящие на ногах люди, а беззащитным ночлежникам остается только исчезнуть. Не зря же ночлежку многие называли могилой, где похоронены живые люди.
А самое страшное, это то, что люди сами опустили руки и потеряли желание жить, смирились с дном своей жизни. А может их показывают для того, чтобы мы могли понять прописную истину: чтобы начать жить, нужно только захотеть, и идти к этому, рассчитывая на свои силы. Писатель говорит, что человек все может, вот только среди персонажей пьесы таких не оказалось.
Не оказалось в ночлежке людей, кто бы действительно захотел изменить свое положение.
Как мы видим, в своей пьесой На дне Горький показывает настоящую суть жизни. И она заключается в постоянной борьбе. Как только человек опускает руки, он теряет надежду, веру в свое в будущее, он тут же оказывается на дне, где теряет свои нравственные качества и отдается на волю случая. И все это действительно страшно.
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-pese-na-dne-m-gorkogo.html
Сочинение на 5.Ру
В своей пьесе великий писатель, драматург Максим Горький поставил целью обличить и показать пороки общества того времени. Именно по этому, как я думаю, он выбрал местом действия своего произведения ночлежку. Пристанище нищих и опустившихся людей. В этой среде большинство проблем общества не прикрыты масками приличия и тактичности.
Какие же пороки общества решил показать Горький? Прежде всего — пьянство и воровство. Вот первые проблемы, которые мы видим в пьесе. Пьют многие — и Актер, и Барон, Настя, Алешка, Бубнов. У всех разные причины: Бубнов, например, от лени.
В этом он признается Луке: «Запой у меня…», «Старсть как не люблю работать». Настя пьет от безысходности и невозможности обрести любовь, какую описывают любовные романы. Многие видят в этом пьянстве вину общества, хотя, на мой взгляд, это проблемы свойственные каждому человеку.
Можно пробовать что сделать и изменить, а можно просто забыться в водке.
Другое дело воровство. Горький прямо указывает на вину окружения Пепла. Вор, сына вора. Окружающее общество не оставило ему выбора. Воровство поощряет домовладелец, скупая краденые вещи.
Полицейский же смотрит на это сквозь пальцы. Пепел тяготится этим и, послушав советам старика Луки, пытается вырваться из этого круга.
Но трясина не выпускает его и вместо вора, пусть и случайно, он становится еще и убийцей.
Другой проблемой, поднятой в пьесе «на дне», является положение женщины в этом опустившимся обществе. Жутко читать разговоры Анны, жены Клеща, с другими жителями ночлежки. С ней разговаривают как с живым трупом, без эмоций и сострадания.
Даже Василиса, которой, как казалось бы, должно житься лучше остальных, страдает от неразделенных чувств к Пеплу, и продолжает избивать младшую сестру из ревности, даже понимая свою неправоту. Положение женщин даже хуже, чем мужчин. Бубнов или Барон, даже Клещ — все они давно огрубели душой.
А Настя, например, не перестает плакать над любовными романами, поэтому сильнее переживает безысходность жизни.
В своей пьесе Горький так же показывает одинаковость и неотличимость высшего сословия и самого низа общества. Барон. Уже в том, какой кличкой наградил автор этого персонажа видно отношение Горького к нему. Это ирония. Никаких баронов в России не было. Да, он был дворянином или барином, но не бароном.
И этот человек, образованный и начитанный, когда попадает на самое дно общества, начинает вести себя так же, как и остальные.
Барские замашки не прошли, как замечает Лука «…барство-то — как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…» Но даже несмотря на свое образование и воспитанность, Барон готов опуститься на четвереньки за водку. Это показывает нам, что люди везде одинаковые и нет отличий дворянин ты или крестьянин.
В одном и том же положении все ведут себя одинаково. А если нет отличий, то почему так несправедливо устроена жизнь. Все одинаковы, но одни живут не зная проблем, а другие недоедают? Все люди равны, а значит, нужно что то менять в этой стране.
Пьеса написана больше ста лет назад, но проблемы ,поднятые в ней, не потеряли своей актуальности и сегодня. Наоборот, сегодняшняя Россия очень похожа на ту, времен написания «На дне».
Пьянство за прошедшие годы не исчезло. К нему добавилась еще и наркомания. Борьба с воровством не приводит к его искоренению.
Социальное разделение, которое не было заметно в Советском Союзе, снова стало актуально. Даже не придется прилагать усилий, чтобы найти в современном обществе сегодняшних Клеща, Пепла или Настю.
А значит, призыв Горького к переменам, пусть и не написанный открыто, важен и сейчас.
VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});
Источник: https://sochinenie-na5.ru/problematika-na-dne/
Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
Пьеса «На дне», написанная Горьким в течение 1902 года, принесла писателю мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.
Пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», – писал Горький.
По мере того как формировалось социальное сознание Горького, становилась более глубокой в сравнении с рассказами 90-х годов и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма».
Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения. Об этом сказал сам Горький.
«Когда я писал Бубнова, – отмечал он, – я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя.
Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел «двойника». Это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме».
Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ-го века.
В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности.
В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.
Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 90 -х годов. Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может. Именно поэтому каждое действие пьесы заканчивается смертью одного из обитателей ночлежки.
Эта разнообразная цепь смертей (от естественной до убийства) становится также символом трагедии такой жизни. Именно поэтому жанр пьесы можно определить как трагедию. Отличие формы «На дне» от традиционного воплощения этого жанра составляет максимальная степень правдивости и типичности.
Вообще трагедия принадлежит к высокому искусству, но Горьгий сумел подняться выше принятых постулатов.
С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пъесе политическое звучание и раскрывается на примере жизни Клеща, связана «сквозная» тема всего творчества Горького. Это попытка решения проблемы гуманизма. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью.
Проблемы утешающих иллюзий – содержание многих произведений писателя 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне». Горький разоблачал эту проблему в самых различных её проявлениях и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей.
Таким образом, основным вопросом пъесы становится вопрос “Что лучше, истина или сострадание?”,” Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.
Мысль о неприятии философии утешительства выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. Ложь – религия рабов и хозяев».
Этой лжи, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека жалость. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина.
Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!..
Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».
Проблема “дна”, которая так глубоко была затронута Горьким, также ярко выражена и на примере судьбы Наташи. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В Наташе ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла.
Главная интрига в том, сумеет ли она сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие.
Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной».
В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью».
Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому Наташа. Василиса – зеркало, в котором отражается будущее Наташи.
В пьесе «На дне» отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/na-dne/2706-sotsialnaya-problematika-v-pese-m-gorkogo-na-dne
Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне» » Шпоры для студентов
Во все времена человек стремился к познанию своего «Я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М.
Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников.
В этом отношении показательная пьеса Горького «На дне».
Это произведение – обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на «дно жизни», лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства.
Но и здесь, «на дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки.
Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.
Под мрачными, темными сводами костылевской ночлежки оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев.
В одном помещении существуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство.
Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд и совесть, попирают моральные нормы.
Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню «Солнце всходит и заходит». Попавшие в их подвал принадлежат к различным общественным слоям, но участь у всех одна – никому не удается выбраться из него.
Слесарь Клещ считает ночлежку лишь временным пристанищем, надеясь, что упорный честный труд спасет его. Сначала он даже презрительно относится к ночлежникам, противопоставляя им себя: «Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу».
Но мечты Клеща не сбываются. Вскоре он вынужден стать обычным обитателем трущобы.
Для большинства ночлежников все лучшее в прошлом: для Барона – это обеспеченная жизнь, для Актера – творческая работа. Однако, как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер, Сатин, «в карете прошлого – никуда не уедешь».
Горький не знакомит читателей с историей жизни своих героев, о ней в пьесе говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, а будущего у них и вовсе нет. Прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток.
Но «На дне» не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологический конфликт. В ней противопоставляются различные взгляды на человека, на правду и ложь жизни, на мнимый и подлинный гуманизм.
В обсуждении этих больших вопросов в той иной мере принимают участие почти все ночлежники. Для горьковской драматургии характерны диалоги-споры, раскрывающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей.
Словесные поединки характерны и для героев этой пьесы.
Многие общепринятые истины отвергаются изгоями общества. Стоит, например, Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит ему: «На что совесть? Я – не богатый», а Васька Пепел приведет слова Сатина: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».
Споры о человеке ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы, но обостряются они в связи с исчезновение странника Луки. Оценка личности Луки и его роли в жизни ночлежников неоднозначна.
С одной стороны: «Хороший был старичок!» (Настя); «Он жалостливый был» (Клещ); «Старик хорош был… закон душе имел!.. Не обижайте человека – вот закон» (Татарин); «Человек – вот правда… Он это понимал…» (Сатин).
С другой стороны: «Старик-шарлатан» (Барон); «Правды он… не любил, старик-то…» (Клещ) и т. д.
Обе эти точки зрения правильны. Сущность позиции Луки раскрывается в двух притчах. Первая – это рассказ странника о том, как он пожалел двух грабителей, замышлявших убийство, накормил и обогрел их, то есть на зло ответил добром. В притче о «праведной земле» ставится вопрос о том, что важнее для человека – правда или надежда. Лука считает, что, пусть и лживая, но надежда.
«Лгал из жалости к вам», – говорит о герое Сатин. Эта ложь давала людям силы жить, сопротивляться судьбе и надеяться на лучшее. Когда же обман раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера – и он повесился, Настя впала в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму при первой же попытке изменить свою судьбу.
Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре о человеке – «ложь во спасение». Ей верят слабые, впечатлительные люди, как верят они в «золотые сны». Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь.
Другой взгляд на человека у Бубнова. Он исповедует правду факта: не следует пытаться что-то изменить, нужно смириться со злом и плыть по течению. Самый сокрушительный удар философии Луки и Бубнова наносит Сатин, который тоже, правда, не пойдет дальше своих слов о всесильном человеке, Человеке с большой буквы, но именно он высказывает мысль о том, что спасение человека в нем саамом.
Каждый из последних трех актов пьесы заканчивается смертью: Анны, Костылева, Актера. Эти события свидетельствуют отнюдь не только о нравственно-бытовых устоях «босячества». Здесь важен философский подтекст. В финале второго действия Сатин кричит: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви…Мертвецы не слышат!».
Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти. Обитающие здесь «босяки» так же глухи, слепы, как прах, преданный земле. Движение драмы Горького сопряжено с пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. В четвертом действии происходят сложные процессы в сонной душе, и люди начинают слышать, чувствовать, что-то понимать.
«Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», закаляется мысль Сатина.
Именно здесь таится главный смысл финала пьесы. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир.
Финал пьесы неоднозначен. Выдвинув в монологе Сатина идею сильной личности, автор помогает героям что-то почувствовать, что-то понять, осознать. Но ответа на вопрос автора: «Что лучше: истина или сострадание?» – в пьесе нет.
Источник: https://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/socialnaya-i-filosofskaya-problematika-pesy-m-gorkogo-na-dne.html
Доброта и жестокость. Аргументы: Крыжовник , На дне-что писать в сочинении? Итоговое сочинение ЕГЭ 2019
Доброта и жестокость, как две стороны одной медали. Тема доброты и жестокости раскрыта во многих произведениях русской литературы.
В качестве аргументов можно привести рассказ А.П. Чехова «Крыжовник».
В этом рассказе мы сталкиваемся с бузумием и неодержимостью главного героя Николая Ивановича. Он безумен в своём желание обзавестись собственным имением и желанием развести в нём крыжовник.
На пути к своей мечте, главный герой становится жестоким, бессердечным и скупым, сметающим и уничтожающим на своём пути всё. Николай Иванович с целью достижения своей мечты женится на богатой вдове и морит её голодом.
Жена умирает, заболев, но даже гибель жены не смогла в нём, что-то изменить. Он равнодушный и жестокий человек.
Другим аргументом к теме доброты и жестокости может служить пьеса Максима Горького «На дне».
В пьесе герои по разным причинам оказались «на дне», они в ночьлежке, ведь все они лишены своего крова. Это приводит к их моральной деградации, они же токи и безразрличны к людям окружающим им.
Ярким примером их жестокости является всеобщая радость от смерти Анны. Они испытывают радость и облегчение от того, что она умерла и теперь они не будут слышать её кашель.
И только Лука, несмотря на весь этот ужас, остаётся добрым и не теряет надежды, даря и вселяя её в других.
В произведении Крыжовник от Антона Павловича Чехова, жестокость присуща главного герою, а именно Николаю Ивановичу, который мечтал на своем домохозяйстве выращивать крыжовник, ради этой мечты он пошел на все, особенно жестокость проявлялась по отношению к его супругу, а самое вопиющее, что он был рад ее смерти. Пример доброты в данном рассказе олицетворяет Иван Иванович (старший брат Николая Ивановича), который понимает, насколько жесток его брат.
В пьесе Максима Горького «На дне» мы видим безразличие и жестокость со стороны практически всех участников, когда умирает Анна, мы не видим со стороны обитателей этой ночлежки сочувствия, а наоборот только радость, что освободилось место.
Доброту и надежды пытается вселить Лука, но к сожаление его доброта стала хуже жестокости, в финале мы видим, что его доброты стало многим жителям ночлежки еще хуже, несколько человек умерло.
Так что после этого произведения начинаешь задумываться, что доброта может быть хуже жестокости.
На примере героя Николая Ивановича из рассказа «Крыжовник» видно, что он человек очень жестокий.
Такие качества, как доброта и сострадание ему не присущи. Герой готов на все чтобы добиться поставленной цели, он не перед чем не остановится. Особенно Николай Иванович жесток по отношению к своей супруге, которую всю жизнь угнетал. Причем после смерти супруги он не ощущает горя, а наоборот даже рад этому.
В произведении «На дне» тоже показана жестокость, которая присуща людям. Многих героев порадовал факт смерти Анны, ведь женщина многим надоела своим кашлем, многие не могли спокойно спать из-за этого. И поэтому вместо сострадания люди проявляют свою жестокость. В противовес этим героям перед читателями представлен образ Луки — доброго и милосердного человека.
Доброта и жестокость — вот две человеческие противоположности, которые дают импульс всем нашим действиям. А как эти черты человеческого характера описаны в произведениях русских классиков. В рассказе «Крыжовник» Чехова главный герой по своей натуре человек действия.
Чтобы добиться своего он проявил сугубо человеческую жестокость- женился на нелюбимоцй женщине, ради её приданого, угробил её и начал двигаться вперед к своей жестокой мечте — добиться положения, купить усадьбу, посадить крыжовник.
Порой жестокость в жизненных ситуациях помогала ему, но эта жестокость и сгубила, главный герой Николай Иванович потерял свои ориентиры, он начал морально падать, его уже ничего не интересовало, он стал обывателем и потерял всю свою былую доброту.
В данном случае внедряемая искусственно жестокость победила доброту и человек морально умер.
То же самое происходт в произведении М. Горького «На дне». На дне оказываются лишь люди, потерявшие всё благодаря людской жестокости, но в них остались элементы человеческой доброты — жизненная философия, умение отстоять за себя, и даже любовь к ближнему. А это и есть доброта в самой жестокой реальности…
Источник: https://www.sportsalo.com.ua/dobrota-i-zhestokost-argumentyi-kryizhovnik-na-dne-chto-pisat-v-sochinenii-itogovoe-sochinenie-ege-2019.html
Проблема гуманизма в пьесе м. горького «на дне»:
Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема
стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького «На дне»
— не исключение.
«Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность»,
сказал об этом драматическом произведении К. С. Станиславский, поставивший
пьесу на сцене МХАТа. Пьеса «На дне» не случайно стала заметным явлением
русской литературы начала XX века.
В ней Горький реалистично изобразил жизнь и
нравы людей, опустившихся на самое социальное дно, и вместе с тем прославил
Человека.
Основная тема пьесы — проблема гуманизма. Изобразив жизнь
обитателей «дна», Горький выступил с обвинением против социальной
несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей
к убогому существованию. Обитатели косты-левской ночлежки
обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной
жизни.
Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить
негодяю, погубившему его сестру. Это привело его в тюрьму и определило в
дальнейшем всю его судьбу.
Бубнов тоже не верит в справедливость закона,
поэтому уходит из своего дома, Оставив мастерскую жене и ее любовнику. Васька
Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, идет по стопам своего родителя — другие
пути для него закрыты.
Трудолюбие Клеща, который не мог смириться со своей
участью ночлежника, не помогает ему вырваться из социального дна.
Конечно, персонажи пьесы не идеальны. Все они совершали в
жизни какие-либо ошибки. Но заслужили ли бни такого жестокого наказания?
Общество не оказало этим людям никакой поддержки, люди отвернулись от них.
Так
в чем же спасение обитателей ночлежки? По словам самого Горького, основной
вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Действительно ли спасительна
ложь? Такой персонаж пьесы, как странник Лука, является попыткой драматурга
ответить на эти вопросы.
Появившись в ночлежке, Лука сразу же заявляет о том, что для
него все люди равны («Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна
блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают»)- Видя бедственное существование
людей «дна», Лука утешает их, дарит им надежду.
Он сидит возле Анны, дни
которой сочтены, выводит ее на свежий воздух, сочувственно выслушивает ее. Он
также стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии советует
ему и Наташе уйти из костылевского дома.
Лука уговаривает Актера бросить пить и
вернуться к нормальной жизни.
Гуманизм Луки, хотя его часто называют антигуманизмом,
состоит в том, чтобы подарить человеку надежду, закрыв его глаза на правду.
Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: «…чего тебе правда больно нужна…
подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя». Но согласен ли с Лукой сам
Горький? Мне кажется, что нет. Иначе навряд ли он показал бы,
806
к чему привела утешительная ложь Луки. Актер, узнав о том,
что старик солгал о лечебнице, теряет последнюю надежду на будущее и решается
на самоубийство. Васька Пепел за убийство Костылева попадает на каторгу.
Судя по другому персонажу пьесы — Сатину, Горький является
сторонником не лжи, а правды во имя спасения. Сатин говорит, что «ложь —
религия рабов и хозяев», а «правда — бог свободного человека».
Автор утверждает
при помощи этого персонажа, что истинная любовь к человеку, настоящий гуманизм
состоят в вере в его способность выдержать правду, какой бы суровой она ни
была.
«Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует
только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это
великолепно! Это звучит… гордо!» Эти известные горьковские строки стали
гимном человеку.
Как видим, проблема гуманизма в пьесе Максима Горького «На
дне» состоит в том вечном вопросе, которым задавалось не одно поколение людей.
Что действительно может помочь человеку: утешительная ложь или горькая правда?
Горький решает проблему гуманизма путем утверждения глубокой веры в человека и
в его силы вынести даже самые тяжелые жизненные испытания.
Этот писатель
известен нам как певец свободы, в том числе внутренней свободы человека.
Поэтому для него неприемлема ложь — она нужна только слабым. Устами Сатина
Горький говорит: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна…
Одних она поддерживает, другие прикрываются ею…
А кто сам себе хозяин, кто
независим и не берет чужого — зачем тому ложь?»
Мы можем соглашаться с Горьким, либо спорить с ним, очевидно
одно — стремление автора помочь людям, оказавшимся на социальном «дне». Сам
факт появления в 1902 году такого произведения уже был актом гуманизма со
стороны Горького, потому что условия существования низшего социального слоя
общества, его «дна» до этих пор никто не отражал в такой полноте.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/problema_gumanizma_v_pese_m_gorkogo_na_dne/25-1-0-2375
Проблематика пьесы Горького На дне
Проблематика пьесы Горького “На дне”
Автор: Горький М.
Пьеса Алексея Максимовича Пешкова, более известного нам под псевдонимом Максима Горького, “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она вызывает споры у читателей.
Это можно объяснить тем, что множество проблем, поставленных автором, в разное время становятся актуальными, некоторые высказывания – крылатыми фразами, а монолог Сатина о человеке даже заучивается наизусть в школе.
Главным в произведении являются не столько человеческие судьбы, сколько столкновения противоположных идей, споры о человеке, о смысле жизни у людей одного социального уровня.
Центром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и трудностями, или жизнь с иллюзиями, с надеждой, что когда-нибудь что-нибудь произойдет и всё станет хорошо.
Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке странника Луки и продолжается после его ухода.
Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя мыслями, что она — свободная во всех смыслах женщина, а Настя — мечтами о красивом и прекрасном чувстве к Гастону, которое на самом деле есть только в книге “Роковая любовь”. И с самого начала в этот розовый мир врывается реальная действительность.
Она то и показывает, кто есть кто в ночлежке. Эти люди жестоки друг к другу, потому что жизнь сделала их такими, а они не смогли вовремя поправить складывающуюся ситуацию.
И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, как они разрушают иллюзии других людей: не дают покоя умирающей Анне, останавливают Клеща с его надеждами выбраться со дна жизни.
Среди этих ожесточенных людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и о лжи обостряется. Именно Лука вызывает наиболее серьезные споры. Он не делает ничего плохого, не унижает людей, как это любили делать многие жители подвала, он всего лишь утешает, дает людям хоть какую-нибудь надежду.
Но помочь людям, которым уже ничего не надо в этой жизни невозможно. Они уже вычеркнуты из общества, они никому не нужны и даже не надеются на светлое будущее. И тогда, поняв все это, Лука начинает лгать, чтобы хоть как-то смягчить боль, которую приносит этим людям жизнь. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии.
Лука как психолог очень тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего именно в данную минуту. И безошибочно дает им советы, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру — бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Пеплу — свободную жизнь в Сибири. Зачем же Лука врет? Само его имя связано со словом “лукавый”, которое означает что-то лживое, нечестное.
Луку можно обвинить в том, что он искушает людей своей ложью, и именно он виноват в смерти Актера. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, понять его речь и действия, понимаешь, что он делает всё это не от какой-то своей прихоти, а от того что, он просто-напросто не очерствел душою, в нем ещё сохранились человеческие чувства.
К тому же нельзя не согласиться с оценкой, которую дает Луке Сатин: “Он врал… Но это только из жалости к вам”. Лука не просто обманывает, этим самым он творит добро. Именно Лука предотвращает убийство Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным.
Лука не просто врет Актеру о бесплатных лечебницах для алкоголиков, он уговаривает его: “Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…”. А виноват в смерти Актера не странник Лука, а сам Актер, который не смог взять себя в руки, совладать со своими проблемами.
Лука не просто утешает, он также обосновывает свою позицию, тем же рассказом том, как он спас двух беглых каторжников, когда работал сторожем. Всем этим он хочет сказать, что спасти человека от всех проблем и научить добру может только добро.
В пьесе, как я уже убедился, главный носитель добра — Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается и словом и делом помочь. Главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин.
Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая всем остальным плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке.
Но последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает слова Луки: «Поверил человек, затем потерял веру и удавился».
Пьеса «На дне» доказала, что спасительная ложь никого не спасет, что вечно жить в иллюзиях нельзя, а выход из них в реальность всегда тяжел или даже трагичен, а главное — что человек живущий в мечтах смиряется со своей беспросветной жизнью и ничего не может поделать.
Источник: https://MirZnanii.com/a/360474/problematika-pesy-gorkogo-na-dne
Пьеса М.Горького «На дне» в кратком изложении | Сайт об истории и культуре России
В пьесе параллельно сосуществуют два сюжетных смысла. К первому можно отнести бытовое действие, а второй имеет философский оттенок. Эти две линии развиваются независимо друг от друга и существуют в разных планах – внешнем и внутреннем.
Внешний план
Действие происходит в ночлежке, хозяином которой является Михаил Иванович Костылев, 51-летний мужчина, проживающий с 26-летней супругой Василисой Карловной.
Постояльцев ночлежного дома автор пьесы называет «бывшими людьми» и причисляет их к низшим социальным слоям общества. Кроме того, здесь же живет и бедный рабочий люд.
Основными персонажами пьесы являются 40-летние Актер, Сатин и слесарь Андрей Митрич Клещ с 30-летней супругой Анной, 28-летний вор Васька Пепел, 24-летняя девица легкого поведения Настя, 44-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летий Алешка и лица без указания возраста – крючники Кривой Зоб и Татарин.
Иногда в ночлежку заходят 50-летний дядя Василисы, полицейский Медведев и 40-летняя продавщица пельменей Квашня. Все они друг с другом находятся в непростых отношениях и часто ссорятся.
Василиса любит Ваську и все время ему говорит об убийстве своего немолодого супруга. Она хочет стать полноценной хозяйкой.
Немного забегая наперед, скажем, что во второй части пьесы Пепел затеет драку с Костылевым и по случайности убьет его, после чего попадет в тюрьму.
Васька без ума от 20-летней Натальи, которая приходится Василисе сестрой. Из-за ревности к Ваське Пеплу Наталью регулярно побивает хозяйка ночлежки.
Актер, который в свое время блистал на сценах театров в провинции под фамилией Сверчков-Заволжский, и Сатин постоянно пьют и играют в карты. Сатин часто ведет нечестную игру.
Выходец из дворян Барон в свое время «спустил на ветер» свое состояние и существует в качестве самого несчастного обитателя ночлежного дома.
Андрей Митрич Клещ трудится по слесарному делу для того, чтобы постоянно покупать лекарства своей больной супруге Анне, которая в финале пьесы умрет, а ее муж, мечтавший о новой жизни, всё равно останется «на дне».
Во время очередной попойки в ночлежный дом заходит странствующий человек по имени Лука. Он начинает рассказывать постояльцам об их светлом будущем, а Анне обещает рай на небесах. Лука поведал Актеру о том, что есть специальная больница, где лечат запойных людей, а Наталье и Пеплу советует бежать из этого места.
Но когда в моральной поддержке странника возникает самая острая необходимость, он уходит, оставив жителей ночлежки один на один со своими проблемами. В результате Актер кончает жизнь самоубийством. В финале пьесы звучит песня, которую исполняют персонажи.
Сатин, узнав о смерти Актера, говорит о том, что тот испортил им хорошую песню.
Внутренний план
В пьесе говорится о мировоззрении Сатина и жизненной философии Луки, а ночлежный дом – это обобщенный символ зашедшего в тупик рода человеческого, потерявшего в начале XX столетия веру в Бога, но не успевшего укрепится в собственных силах. Именно по этой причине все герои пьесы выглядят обреченными. Они не видят перед собой завтрашнего дня.
Мировое развитие двигается к своему закату. Сатин это понимает и не пытается давать людям надежду, которой не суждено осуществиться. Он говорит Клещу о бесполезности его трудов. Но если поступать по его суждениям, тогда как будут жить люди? По мнению Митрича, они умрут с голода.
А с другой стороны, если работать только ради пропитания, то зачем жить?
В пьесе Сатин выведен в образе радикального экзистенциалиста, который понимает, что мир устроен несправедливо и Бога нет. Но ему в противоположность идут размышления Луки, смысл жизни которого в проявлении жалости к обездоленному люду. Он даже готов говорить неправду, лишь бы несчастным стало хоть на мгновение легче. Людям иногда необходимо давать хоть какую-то надежду на жизнь.
Из уст Луки звучит притча о человеке, ищущем праведную землю, и ученом муже, который на карте указывает, что такого места на Земле нет. Тогда первому не осталось ничего другого, как покончить жизнь самоубийством, что и совершает впоследствии Актер.
Лука показан в пьесе не простым странником, а утешающим философом, который говорит о том, что надо жить несмотря ни на что. Человек не может предугадать свое будущее. Ему суждено пройти весь путь до конца. У Сатина и Луки возникает спор. Первый чаще соглашается со вторым.
После появления в ночлежке Луки Сатин начинает рассуждать на тему Человека, которого он не жалеет и не утешает, а говорит открыто о том, что сама жизнь не имеет никакого смысла. Таким образом, Сатин пытается подвигнуть этого самого Человека на протест против привычного уклада жизни и обретение уважения к себе.
Его главная мысль – не стоит отчаиваться и необходимо осознать свою уникальность в этом мироздании. «Человек – это звучит гордо!».
Источник: https://samarus-school.ru/pesa-m-gorkogo-na-dne-v-kratkom-izlozhenii.html