Как проявляется позиция автора в финале рассказа «судьба человека»?

Как в финале рассказа “Судьба человека” проявилась авторская позиция?

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Как в финале рассказа “Судьба человека” проявилась авторская позиция?

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Примеров геройства и мужества, храбрости и стойкости, проявленных простыми людьми в тяжелые времена, в русской истории более чем достаточно. Под этими тяжелыми временами подразумевается, разумеется, не что иное, как война. А война, как известно, в первую очередь, является испытанием человеческой души на прочность.

Каждый герой, с достоинством прошедший это испытание, совершает свой собственный подвиг. Одни, безудержно рвутся в бой, погибая под пулями, другие проявляют завидную выдержку, спасая раненных, третьи обеспечивают всем необходимым и первых, и вторых, до изнеможения работая в тылу.

Поэтому для любого писателя, посвятившего свои произведения непосредственно теме «человека на войне», имеет особое значение судьба отдельного героя.
    Об одном из таких героев, являющихся ярким примером русской самоотверженности, невероятной выдержки, нам поведал Михаил Шолохов.

Обратите внимание

Рассказав о его до потрясения страшной участи, писатель в очередной раз доказал, какой удивительной силой духа способен обладать простой русский мужик, сам до конца не предполагающий, что жизнь с ним так жестоко обойдется.
    При прочтении захватывающей истории нашего героя, Андрея Соколова, любой, наверняка, неподдельно переживает за его судьбу.

У этого, как ни парадоксально, удивительно везучего человека война отобрала все, что так было дорого его сердцу. Однако лишить этого стойкого солдата его доброй и чистой души, она оказалась не в состоянии.

    До того как на долю русского солдата выпали все эти ужасные испытания, в крах разрушившие его жизнь, он ощущал себя совершенно счастливым человеком, наслаждающимся простыми радостями этой быстротечной жизни и мечтающим о тихой и безмятежной старости.

Возможно, в последний раз испытывает непомерную радость наш герой, прорвавшись через линию фронта и наконец-то оказавшись вместе со своими. В тот момент он еще продолжает чувствовать себя счастливчиком.

    Однако, несмотря на тяжелейшие потрясения, которые совсем скоро испытывает Соколов и, учитывая, что все в жизни относительно, можно опять же сказать, что герою Шолохова все-таки повезло. Повезло хотя бы потому, что он остался жив, а главное не зачерствел душой, не обозлился на жизнь, принял свою жестокую участь и при этом остался способным любить.

Несмотря ни на что этот человек не сломался и, найдя своего «сынишку», Соколов готов отдать этому человечку всю свою любовь, все оставшиеся силы. Свою позицию автор выражает, в частности, именно через этот подвиг нашего героя, совершение которого просто неизбежно.

Сущность точки зрения Шолохова, возможно, и заключается в том, чтобы жить не ради себя, а целиком ради других людей, как это на протяжении всего своего жизненного пути делает Соколов. В этом и есть великий подвиг героя шолоховского рассказа.

    В заключении хотелось бы отметить тот страшный факт, что писатель рассказывает лишь о том, как изменила война жизнь отдельного человека. Неизбежно возникает представление истинных масштабов этого ужаснейшего испытания для народа в целом. Сколько в итоге подобных поломанных судеб, сколько разрушенных семей, сколько сирот?! И все же, несмотря на сложность многих из таких судеб, есть люди, русские люди, которые, испытав весь ужас войны, не сломались, а стали еще сильней, остались людьми до самого конца.

Добавил: svetlorusaya

7735 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению “Судьба человека”:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00575441319584034908

Авторская позиция в рассказе «Судьба человека» – Сочинение

Какова авторская позиция М.А. Шолохова в рассказе «Судьба человека?»

В чем гуманистический пафос произведения?

В рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны. Великую народную трагедию военного времени изоб­ражает писатель в этом рассказе. Война противопоставлена у Шолохова картинам мирной жизни.

В небольшом по объему произведении перед читателем про­ходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Андрей Соколов — мирный труженик, ненавидящий войну.

Как ве­личайшую драгоценность хранит он в сердце память о дово­енной жизни своей семьи: «Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка… Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере.

Важно

Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желан­ней ее…».

Счастье мирной жизни Соколова нарушило вероломное нападение врагов. Фашизм, чужая земля несут в себе смерть, разрушение. Война уничтожила семью, дом Соколова. И здесь начинает ощутимо звучать мотив вечной разлуки. В плену герой «почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной, и с детишками разговаривал», а их уже не было на свете.

На долю героя Шолохова выпадают немалые испыта­ния: ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи, трагическая смерть любимого сына Анатолия в пос­ледний день войны. Все это наложило свой отпечаток на на­туру, положение героя. «За что же ты, жизнь, меня так пока­лечила? За что так исказнила?» — спрашивает сам себя Соко­лов и не находит ответа.

И гуманизм писателя в этом присталь­ном внимании к судьбе простого человека, в сочувственной позиции.

Раскрывая образ своего героя, писатель использует порт­ретные детали. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно при­сыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» — спрашивает Шолохов. Противопоставляя войну и мирную жизнь, писатель умело использует пейзажи.

Так, после ряда трагических картин в рассказе дается картина природы: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел.

Все так же лениво шевелил су­хие сережки на ольхе теплый ветер; все так же, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве об­лака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим сверше­ниям весны, к вечному утверждению живого в жизни». Здесь ощутима мысль автора о вечном противоборстве жизни и смерти.

Война разрушила миллионы судеб. Остался сиротой ма­ленький мальчик Ванюша, которого приютил Андрей Соко­лов. И эта любовь к ребенку оказалась той живительной вла­гой, которая стала исцелять израненное сердце героя. Остав­шись в одиночестве, Андрей Соколов заменил отца малень­кому Ванюшке. И эта любовь стала той живительной силой, которая постепенно возвращала героя к жизни.

Совет

Образ Андрея Соколова критики соотносили с образом сказочного солдата, подчеркивая фольклорную основу рас­сказа. Как и сказочный солдат, герой Шолохова был масте­ром на все руки, с честью вышел он из всех испытаний, мно­гократно уходил он от смерти.

В сюжете мы видим троекратность событий — у героя трое детей, трижды он был ранен, трижды говорит о своей вине перед женой. Троекратность со­бытий — излюбленный фолклорный прием.

Также значимо в рассказе противостояние света и тьмы, символизирующее противостояние мира и войны. Когда Соколов попадает в плен, немецкий ефрейтор приказывает идти ему «на заход солнца», туда, где ночь, смерть.

Когда герой совершил побег, он держал путь «прямо на восход солнца», туда, где свет и жизнь. Когда нашелся сын Анатолий, то в жизни его «блеснула радость, как солнышко из-за тучи».

Вообще о диалектическом противоборстве жизни и смерти в рассказе напоминают многие выразительные детали. На­пример, портретные. Глаза у мальчика, усыновленного геро­ем, — светлые, как небушко. У Соколова же — «словно при­сыпанные пеплом».

Мы можем помочь себе, лишь помогая своему ближнему — такова гуманистическая позиция писателя. Война же — со­стояние, противное самой человеческой природе, разуму. И такая позиция в восприятии войны сближает М.А. Шоло­хова со Л.Н. Толстым.

Здесь искали:

  • Как в рассказе выражается авторская позиция? судьба человека

Источник: http://Sochineniye.ru/avtorskaya-pozitsiya-v-rasskaze-sudba-cheloveka/

Авторская позиция в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” Публикация рассказа в конце 1956 г. на страницах газеты «Правда» – презентация

1 Авторская позиция в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” Публикация рассказа в конце 1956 г. на страницах газеты «Правда» <\p>

2 Задачи: Познакомить с биографией и творчеством М.А.Шолохова. Познакомить учащихся с военной тематикой в произведениях советских писателей на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение. Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе. <\p>

3 «Подступ к большому разговору о большой войне» «Подступ к большому разговору о большой войне» (М.А.Шолохов) Лейтмотив урока: Ах, война, что ж ты сделала, подлая Ах, война, что ж ты сделала, подлая (Б.Окуджава) <\p>

Обратите внимание

4 Не все умрет, не все войдет в каталог, Но только пусть под именем моим Потомок различит в архивном плане Кусок горячей, верной нам земли, Где мы прошли с обугленными ртами И мужество, как знамя, пронесли. Не все умрет, не все войдет в каталог, Но только пусть под именем моим Потомок различит в архивном плане Кусок горячей, верной нам земли, Где мы прошли с обугленными ртами И мужество, как знамя, пронесли. (Н.Майоров) <\p>

5 Цели урока Углубить понимание идейно-художественное богатство рассказа. Углубить понимание идейно-художественное богатство рассказа. Осудить фашизм. Осудить фашизм. Возвеличить гуманность русского человека на основе рассказа М.А.Шолохова на основе рассказа «Судьба человека». Возвеличить гуманность русского человека на основе рассказа М.А.Шолохова на основе рассказа «Судьба человека». Закрепить навыки создания сценария по литературному произведению. Закрепить навыки создания сценария по литературному произведению. Продолжить развитие творческого потенциала, диалогической и монологической речи учащихся. Продолжить развитие творческого потенциала, диалогической и монологической речи учащихся. <\p>

6 <\p>

7 <\p>

8 <\p>

9 <\p>

10 <\p>

11 <\p>

12 <\p>

13 Запись 1 <\p>

14 <\p>

15 Запись 2 <\p>

16 <\p>

17 <\p>

18 <\p>

19 <\p>

20 <\p>

21 <\p>

22 <\p>

23 <\p>

24 Постановление суда 1. Войны быть не должно никогда. 2. Осудить фашизм и возвеличит гуманность простого русского человека. 3. Быть непримиримым к злу и ненависти. 4. Высоко оценить нравственное бескорыстие подвига, скромность и мужество Андрея Соколова, человека обыкновенной судьбы. 5. Искусство Шолохова должно каждому помочь стать высоконравственным человеком. 6. Подготовиться к разработке и проведению суда над фашизмом по произведению А.Вознесенского «Ров» на уроке внеклассного чтения. <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/908882/

Позиция главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека»

Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком.

Главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» – простой русский человек. Ему пришлось нелегко в юности; он участвовал в гражданской войне, потом создал семью, строил свою жизнь, старался сделать счастливыми родных и детей. Война заставила его отказаться от надежд сегодняшнего дня.

Необходимость защищать свою Родину с оружием в руках была воспринята Андреем Соколовым как что-то само собой разумеющееся. Главный герой делает свой выбор, идет защищать страну. Другого пути у него просто не было. Андрей стоически выносит все беды, выпавшие на его долю.

О его позиции могут сказать слова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Для воина не может быть невыполнимых заданий. В трудных ситуациях проявляется готовность идти на смерть во имя высокой цели.

Андрей Соколов должен был привезти снаряды, несмотря на то, что путь был очень опасен. Нравственный выбор Андрея – согласие на выполнение задания. «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду»; «Какой разговор!»; «Я должен проскочить, и баста!» Рискованная поездка оказалась причиной того, что Андрей попал в плен.

Любой боец на войне внутренне готов к тому, что в любой момент его может ожидать смерть. Андрей не является исключением. Однако внутреннее примирение с возможной гибелью не имеет ничего общего с ситуацией плена.

В плену человек может легко потерять свое достоинство. Кто-то думает о том, как бы сохранить свою жизнь. Эпизод в церкви, когда Андрей Соколов убивает предателя Крыжнева, имеет огромное значение.

Важно

Здесь снова проявляется проблема нравственного выбора главного героя. Смерть предателя – это залог спасения других людей. Законы военного времени неумолимы, и Андрей прекрасно это понимает. Однако после убийства он все равно переживает содеянное.

И успокаивает себя тем, что предатель не заслуживает иной участи.

Условия плена, а тем паче – фашистского – это жесточайшее испытание, которое только может выпасть человеку. Нравственный выбор в таких условиях – возможность сохранить свою честь, не поступать против своей совести, стойко вынести все тяготы и невзгоды. Андрею это удается.

Ему трудно будет вспоминать о том, что пришлось вынести. Однако теперь эти воспоминания стали частью его жизни: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену.

Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, – сердце уже не, в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», – эти слова главного героя как нельзя лучше показывают его отношение к прошлому, которое скрывает тяготы и мучения фашистского плена. Однако даже в этих словах чувствуется сила характера, которая отличает Андрея Соколова.

Эпизод, когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, вновь показывает нам пример нравственного выбора человека. Русскому военнопленному совершенно нечего было терять. Он уже приготовился к смерти, расстрел казался ему неминуемым. Однако сама мысль о том, что можно выпить за вражескую победу, была для Соколова немыслимой.

Здесь он снова с честью выдержал испытание.

Смертельно голодный человек отказывается от еды, так как не хочет доставлять фашистам радость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Даже фашисты оценили стойкость и достоинство пленного. Андрей спасся от неминуемой смерти и даже получил «в подарок» буханку хлеба и кусочек сала.

И снова мы можем говорить о том, что шолоховский герой – человек высоконравственный, потому что жалкие крохи еды он делит с товарищами, несмотря на то, что практически умирает с голода.

Совет

Нравственный выбор Андрея – решиться на побег из плена, привезти своим немецкого майора с документами. На это также может решиться далеко не каждый. У Соколова достаточно сил, чтобы не думать о сиюминутном сохранении своей жизни.

Однако плен оказался далеко не последним испытанием в жизни Андрея. Гибель жены, дочерей и, как завершающий аккорд войны, гибель старшего сына-офицера – это страшные испытания.

Но и после этого Андрей находит в себе силы, сделать благородный шаг – подарить тепло своего сердца маленькому беспризорному мальчишке. Андрей готов работать на благо Родины, готов растить приемного ребенка.

В этом также проявляется душевное величие главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

Источник: https://www.school-essays.info/poziciya-glavnogo-geroya-v-rasskaze-sholoxova-sudba-cheloveka/

судьба человека

Война
1941 – 1945 годов. День Победы. Мое поколение
почти лишено возможности услышать о
тех событиях из уст их участников. Но
есть литература, бессмертные произведения,
благодаря которым память будет жить.

Одним
из таких произведений является рассказ
М. Шолохова «Судьба человека». В нем
описана жизнь простого русского солдата
Андрея Соколова. Вернее, то, что было
после того, когда настоящая его жизнь
закончилась, когда безжалостная война
внесла свои кровавые правки.

Вместе
с рассказчиком мы невольно вздрагиваем,
ощущая внутренний озноб: «Я сбоку
взглянул на него, и мне стало не по
себе…Видели ли вы когда-нибудь глаза,
словно присыпанные пеплом, наполненные
такой неизбывной смертной тоской, что
в них трудно смотреть? Вот такие глаза
были у моего собеседника».

Никто не в
силах без волнения прочитать и следующий
монолог Андрея Соколова в начале
рассказа: «Иной раз не спишь ночью,
глядишь в темноту пустыми глазами и
думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так
покалечила? За что так исказнила?» Нету
мне ответа ни в темноте, ни при ясном
солнышке… Нету и не дождусь!»

«Судьба
человека»… Сколько их, таких судеб?
Недаром Шолохов выбрал герою такое
простое и распространенное русское
имя. Время неумолимо бежит вперед, людей
поколения Соколова сегодня уже не
осталось, все меньше их, свидетелей той
страшной войны.

Нет в живых и солдата
второго Белорусского фронта Донникова,
рассказавшего о своей судьбе Шолохову
и ставшего прототипом Андрея Соколова.
Ниточка становится все тоньше.

Но она
не оборвется, покуда мы будем читать
подобные рассказы, покуда не погаснет
живой огонь. ..

Языковой
анализ произведения

Задача
писателя – приобщить читателя к своему
материалу не только посредством рассказа.
Писатель-художник должен и своих героев,
и пейзаж, и все зримые подробности,
которые попали в его живописную орбиту,
не отражать как в зеркале, а воссоздавать
в своеобразном, ему одному свойственном
ритме, в своем стиле.

Обратите внимание

У
каждого писателя-художника свое чувство
языка. Стиль – выразитель творческой
психики и жизненной философии писателя.
Недаром живет старый афоризм: стиль –
это человек.

У
Михаила Шолохова свой, удивительный по
меткости словарь, свой стиль и свой ритм
чудесного русского языка. Во всем его
богатстве – все качества, которые и
создают писателя-художника.

«Образ
автора на протяжении всего рассказа
формируется и развивается». В начале
произведения у автора и Соколова «нет
ничего общего». Авторский язык заметно
отличается от языка Соколова
литературностью, живописностью.
Драматически ускоренный рассказ Соколова
резко контрастирует с замедленным
эпическим зачином автора.

«…В
рассказе Соколова очень мало изобразительных
эпитетов (и даже определений вообще),
между тем как авторский текст насыщен
ими».

Язык
Соколова, по сравнению с авторским,
более экспрессивен, отличается разговорным
характером, употреблением просторечных
слов («тюкнуть», «огромадный», «ихний»,
«милаха», «посымали»), в том числе
разговорно–просторечных вводных слов
(«стало быть», «может»).

Особенности
языка рассказа М.А. Шолохова «Судьба
человека»

Структура
рассказа и язык героев

По
своей структуре рассказ «Судьба человека»
представляет сказ в рассказе – здесь
два субъекта: рассказчик-персонаж,
бывалый человек Андрей Соколов, и автор,
который выполняет функцию собеседника
и слушателя; его повествование как бы
обрамляет рассказ Соколова (автору
принадлежит вступление и заключение).
Такое построение произведения
подчеркивает, что главным для автора
было изображение строя мысли и чувства
своего героя, его отношения к окружающему
миру, его представления одолжном и
желаемом, т.е. об идеале.

«Только
не пришлось мне и года повоевать…Два
раза за это время был ранен, но оба раза
по легкости: один раз – в мягкость руки,
другой – в ногу; первый раз – пулей с
самолета, другой – осколком снаряда.
Дырявил немец мне машину и сверху и с
боков, но мне, браток, везло на первых
порах.

Везло-везло, да и довезло до самой
ручки… Попал я в плен под Лозовеньками
в мае сорок второго при таком неловком
случае: немец, тогда здорово наступал,
и оказалась наша… батарея почти без
снарядов; нагрузили мою машину снарядами
по самую завязку, и сам я на погрузке
работал так, что гимнастерка к лопаткам
прикипала.

Надо было сильно спешить
потому, что бой приближался к нам: слева
чьи-то танки гремят, справа стрельба
идет, впереди стрельба, и уже начало
попахивать жареным…»

«Командир
нашей автороты спрашивает: «Проскочишь,
Соколов?» А тут и спрашивать нечего
было. Там товарищи мои, может, погибают,
а я тут чухаться буду? «Какой разговор!
– отвечаю ему. – Я должен проскочить,
и баста!» – «Ну, – говорит, – дуй! Жми на
всю железку!».

Помимо
сведений об определенном из жизни
рассказчика-персонажа, в этом тексте
заключено очень важное образное
содержание. Легко установить, что в
употреблении слов: по легкости, по
самую завязку, чухаться, баста, дуй, жми
на все железку –
обнаруживается
принадлежность Соколова к определенной
культурной, профессиональной и
территориальной среде.

Более
важную образную информацию – о строе
мысли и чувства рассказчика – несут в
этом тексте высказывания: «Только не
пришлось мне и года повоевать…»; «Дырявил
немец мне машину… но мне, браток, везло
на первых порах». «Везло-везло, да и
довезло до самой ручки…»; «Попал я в
плен…при таком неловком случае…»;
«оказалась наша… батарея…» .

Все они
имеют значение объективной необходимости
– безличные предложения, например, в
сравнении с личными, выражают действие,
навязываемое субъекту со стороны, помимо
его воли.

Важно

Эти высказывания семантически
соотнесены с вынесенным в название
рассказа словом «судьба», которое
(среди прочих значений) имеет значения:
«стечение обстоятельств, не зависящих
от воли человека, ход жизненных событий».

Такое
понимание судьбы Соколовым подтверждается
употреблением высказываний: «Надо
было сильно спешить…»; «Я должен
проскочить, и баста!»,
выражающих в
данном тексте самую важную информацию
о строе мысли и чувства героя. Эти
высказывания имеют значение долженствования,
т.е.

обязательности на основе твердого
решения самого говорящего.

В их
употреблении находит выражение главная
мысль рассказа «Судьба человека»,
авторский идеал, представление о
должном и желаемом, – как бы тяжело ни
складывались обстоятельства для
человека, человек может относиться к
обстоятельствам активно, поступать
так, как требует этого его человеческое
достоинство и гражданский долг.

То,
что это – главная мысль, которую хотел
выразить М. Шолохов, подтверждается
всем строем рассказа «Судьба человека».

Композиционно
рассказ Соколова представляет собой
ряд новелл, в каждой из которых идет
речь о каком-то эпизоде из его жизни.

В
каждой из этих новелл обнаруживает себя
скрытая от поверхностного чтения
упорядоченность языковых единиц,
выражающих строй мысли и чувства
рассказчика.

И в каждой новелле выступают
языковые средства, с помощью которых
выражается отношение Соколова к
обстоятельствам.

Так,
о первых впечатлениях от пребывания в
плену Соколов рассказывает следующее:

«Прошел
немного, и догоняет меня колонна наших
пленных, из той же дивизии, в какой я
был. Гонят их человек десять немецких
автоматчиков. Тот, который впереди
колонны шел, поравнялся со мною, не
говоря худого слова, наотмашь хлыстнул
меня ручкой автомата по голове.

Упади
я, – и он пришил бы меня к земле очередью,
но наши подхватили меня на лету, затолкали
в середину и с полчаса вели под руки. А
когда я очухался, один из них шепчет:
«Боже тебя упаси падать! Иди из последних
сил, а не то убьют». И я из последних сил,
но пошел.

Совет

В
этом тексте также встречаются слова,
характеризующие принадлежность
рассказчика к определенной культурной
среде: «хлыстнул, очухался».

Здесь
же находим высказывание, семантически
соотнесенное со словомсудьбав
значении «стечение обстоятельств»:
«Упади я, – и он пришил бы меня к земле
очередью…» –
высказывание с глаголом
в условном наклонении, показывающее,
как бы сложилась судьба рассказчика,
если бы подчинился обстоятельствам.

Наконец, здесь же в предложении: «И я
из последних сил, но пошел
» (где
противительный союзно вносит смысл:
«вопреки сложившимся для рассказчика
крайне сложным обстоятельствам») находит
выражение активное отношение героя к
обстоятельствам.

И
в каждом последующем эпизоде рассказа
Соколова о пребывании в плену непременно
выступают языковые средства, имеющие
значение долженствования.

С
точки зрения отношения к обстоятельствам
оценивает Соколов действующих лиц
своего рассказа в эпизоде, где речь идет
о ночевке пленных в церкви. Главным в
его оценке человека в каждом случае
является верность своему гражданскому
и воинскому долгу.

Кульминацией
эпизода в церкви является рассказ
Соколова о взводном и Крыжневе.

В
речи Крыжнева употреблена пословица «Своя
рубашка к телу ближе»
. Во всем рассказе
«Судьба человека», кроме этой, употребляется
еще одна пословица, в речи самого
Соколова, адресованной автору:«Дай,
думаю, зайду, перекурим вместе.

Одному-то и курить и помирать тошно».
Образный смысл двух этих пословиц
обусловлен тем, что они соотнесены между
собой семантически – они выражают
крайне противоположное отношение
Соколова и Крыжнева к окружающему миру,
к людям.

Авторская
речь

Как
отмечалось в рассказе «Судьба человека»,
повествование ведется не только от лица
Соколова, но и от лица самого автора.
Авторская речь составляет введение к
рассказу Соколова и заключение к нему.
Специфика образа автора в рассказе
«Судьба человека» состоит в том, что он
подвижен — в пределах рассказа в
определенном отношении изменяется
строй его мысли и чувства.

В авторском
повествовании, составляющем экспозицию
рассказа «Судьба человека», речь идет
о трудностях, выпавших на долю автора
в пути, когда в «недобрую пору бездорожья»
ему «пришлось ехать в станицу Букановскую».

В этом тексте многие предложения имеют
значение объективной необходимости и
семантически соотнесены со словом
«судьба» в значении «стечение
обстоятельств»:

«…мне
пришлось ехать в станицу Букановскую;
…Переправляться надо было на утлой
плоскодонке, поднимавшей не больше трех
человек; Во время переправы… мне некогда
было думать о папиросах, надо было,
бросив весло, побыстрее вычерпывать
воду, чтобы лодка не затонула»
.

Употребляются
автором и слова, заключающие в себе
экспрессию преодоления:

«…но
одолеть (т. е. «осилить, преодолеть
что-либо, требующее физических усилий»)
их оказалось не так-то просто; Только
часов через шесть покрыли (т. е.
«преодолели») расстояние в тридцать
километров…»

Обратите внимание

Таким
образом, в авторском повествовании,
составляющем экспозицию рассказа
«Судьба человека», наблюдаются те же
по характеру языковые средства, с помощью
которых изображается герой рассказа.

Проделав
трудный путь по бездорожью, автор
рассказа рад минуте тишины, одиночества.

«Это
был первый после зимы по-настоящему
теплый день. Хорошо было сидеть на плетне
вот так, одному, целиком покоряясь тишине
и одиночеству, и, сняв с головы старую
солдатскую шапку, сушить на ветерке
мокрые после тяжелой гребли волосы,
бездумно следить за проплывающими в
блеклой синеве белыми грудастыми
облаками.»

С
точки зрения человека, только что
преодолевшего тяжелый путь, воспринимает
автор и появление незнакомого человека
с мальчиком:

Изменение
строя, мысли и чувства автора обнаруживаются
в употреблении языковых средств,
соотносительных с теми, посредством
которых в экспозиции рассказа было
выражено предрасположение автора к
тишине, одиночеству.

В
экспозиции рассказа было: «…следить
за проплывающими в блеклой синеве
белыми, грудастыми облаками».Здесь же —«словно под тугими, белыми
парусами, проплывали в
вышней
синеве облака
».

В
экспозиции рассказа слово веснавыступало в значении «время года». И
только. Здесь же наблюдается семантический
сдвиг в этом слове.Веснав этом
контексте приобретает смысл: «созидающая
сила, способствующая утверждению живого
в жизни».

В
экспозиции рассказа языковые средства,
выражающие исходный строй мысли и
чувства автора, были стилистически
нейтральными. Здесь же выступают языковые
единицы, которые имеют окраску высокого
стиля: «в вышней синеве», «минуты
скорбного молчания»
, «к великим
свершениям весны
,к вечному утверждению
живого в жизни.»

От
обыденного взгляда на окружающий мир
до глубокого, философского его осмысления
— так изменяется строй мысли и чувства
автора в рассказе «Судьба человека».

Наконец
автор берет слово уже в эпилоге рассказа:

«Два
осиротевших человека, две песчинки,
заброшенные в чужие края военным ураганом
невиданной силы… Что-то ждет их впереди?
И хотелось бы думать, что этот русский
человек, человек несгибаемой воли,
выдюжит и около отцовского плеча вырастет
тот, который, повзрослев, сможет все
вытерпеть, все преодолеть на своем пути,
если к этому позовет его родина.»

Важно

В
этом фрагменте авторской речи углубляется
одно из высказываний Соколова. Свой
идеал поведения на войне Андрей Соколов
выразил так: «На то ты и мужчина, на то
ты и солдат, чтобы
все вытерпеть,
все снести, если к этому нужда, позвала
».
Слово вытерпеть и его синоним «снести»
означают «перенести, выдержать
страдания».

Слово
«преодолеть», употребленное вместо
словаснести, более точно выражает
характер его действий, поступков, а
формула «если к этому позовет егородина», употребленная вместо «если
к этому нужда позвала»
— более
определенно называет мотивы действий
и поступков Андрея Соколова.

Заключение

В
речи Соколова звучат слова и выражения,
взятые из языка шофера, солдата,
крестьянина, эпитеты и метафоры, связанные
с народно-поэтическим творчеством.

В
том, что и как отбирает герой в неоценимом
фольклорном богатстве, что оказывается
наиболее близким его душевному строю,
с достаточной отчетливостью проявляются
его нравственно-психологические
особенности. Соколов любит ласковые
обращения, слова с уменьшительными
суффиксами (они особенно свойственны
фольклорным произведениям).

В
соответствующем контексте они принимают
ласкательную окраску, отражают открытость,
душевность, дружелюбные чувства героя
(«милая Иринка», «милок», «браток»,
«детишкам», «папанька», «воробышек»,
«звездочка»).

Различия
в языке автора и героя не приводят к
разностильности произведения; общее в
его стилистическом фундаменте заключается
и в том, что «как в речи автора, так и в
речи героя — то и дело смыкаются,
скрещиваются, срастаются извечные,
отшлифованные столетиями речения и
сегодняшние разговорные обороты, подчас
еще совсем не освоенные литературой».

Это общее в ходе развития повествования
крепнет, приобретает более широкие
очертания, более глубокую основу. В
«Судьбе человека» постепенно сближаются
и сливаются голоса автора и героя, столь
различные, несовместимые в начале
рассказа…

Андрей Соколов, заново пережив
в рассказе свою судьбу, поднимается на
высоты человеческого сознания и сливается
в самом своем слоге с художником».

Совет

Таким
образом, автор более глубоко осмысливает
то, что рассказал о своей жизни Андрей
Соколов.

В
авторской речи наиболее определённо
выражена главная мысль рассказа о
неиссякаемой способности человека к
преодолению обстоятельств, как бы трудно
они ни складывались, о способности
человека при любых условиях поступать
так, как требует этого его гражданский
долг и человеческое достоинство.

Список
литературы

Кожинов
В. Голос автора и голоса персонажей. //
Проблемы художественной формы
социалистического реализма. М., 1971, т.
2.

Навозов
А. Шолохов и «Правда» // Михаил Александрович
Шолохов. – М.: Правда, 1966. – С. 199-208

Огнев
А.В. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
М.: Высшая школа, 1984.

Шолохов
М. Собр. соч. в 9 т.  Т.8. М.: Художественная
литература. 1960.

Форш
О. Рожденные бурей…// Михаил Александрович
Шолохов. – Правда, 1966. – С.286-287

Источник: https://StudFiles.net/preview/6213564/

Анализ финала рассказа Шолохова «Судьба человека»

  • «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать  чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», – говорил М. А. Шолохов.

    Стремясь достичь поставленной цели, писатель с мастерством настоящего психолога проникает в самые глубины человеческой души, создает правдивые образы сильных духом людей, мужающих в суровых испытаниях на самых крутых поворотах истории.

    Именно в гармоничном слиянии жизненной правды и художественного мастерства заключается, по-видимому, источник неотразимого, сильного воздействия его произведений на читателей.

    В рассказе Шолохова «Судьба человека» представлена, на первый взгляд, обычная история простого русского человека, прошедшего через многочисленные трудности и испытания военного времени и вышедшего победителем не только в войне, но и в собственной судьбе.

    Жизнь главного героя – Андрея Соколова – ничем не отличается от жизни сотен тысяч русских солдат, ценой тяжелых утрат и трагических лишений отстоявших свою родину, утвердивших великое право на жизнь, на свободу и независимость страны и народа.

    Но именно в типичности, в глубокой народности образа героя Шолохова и заключается основной смысл всего произведения, прозвучавшего на весь мир настоящим гимном всепобеждающей силе человеческого духа.

    Андрей Соколов не просто честно и преданно воевал за родину. Он прошел через страшные испытания – ад фашистского плена, потерю друзей, близких, семьи.

    Обратите внимание

    С большим состраданием описывает автор все, что пришлось вынести его герою, те великие испытания, которые преодолел весь советский народ. Но писатель вовсе не воспевает жертвенность русских людей, он противопоставляет ей волю, мужество, героизм сопротивления.

    Все эти качества заключены в образе главного героя, чья судьба неотделима от судьбы народа, который каждый день находится рядом со смертью и все-таки остается живых.

    Остается благодаря именно этой неистребимой силе, мужеству, воле и героизму, благодаря тому, что, несмотря на все испытания, сумел сохранить главное – отзывчивую, чуткую душу, собственное достоинство, честь, доброту и милосердие.

    • «Немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на берегу безымянной речушки. Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей воде, а верхние все еще жадно протягивают к солнцу точеные, тугие листья…»

    Этот глубоко символический образ искалеченного, но не сломленного дуба проходит через все творчество писателя. Он воплощается в героях его произведений, наделенных богатым и цельным внутренним миром, стремящихся к добру и справедливости, стойко переносящих лишения, невзгоды, жизненные трудности. Таков и герой рассказа « Судьба человека».

    Андрей Соколов – как тот несгибаемый дуб, тянущийся к солнцу, продолжающий жить и дающий жизнь молодой поросли. Эта мысль о всепобеждающей силе человеческой души, русской души, проходит через все произведение Шолохова, но особенно ярко она выражена в финале рассказа. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы .

    Поседевший раньше времени солдат, потерявший жену, детей, испытавший на себе все ужасы военного времени, несущий в своей душе неизлечимые, кровоточащие раны, нанесенные этой беспощадной войной. «Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку.

    А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу … И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез». Ни слова, ни упрека, ни вида страдания – лишь эти мужские слезы по ночам, когда спит сознание, но не может уснуть сердце.

    Что осталось в жизни у этого солдата? Ради чего он продолжает жить? Ради чего, потеряв работу, бредет в поисках новой? Что есть у него? Что было? Уже в молодости, после гражданской войны, «родни – хоть шаром покати, – нигде, никого, ни одной души». Женился на сиротке.

    Судьба не баловала этого человека, но он все же переборол ее, построил свое скромное счастье своими руками, честным трудом. И все отняла новая война: жену, детей, любовь, счастье.

    Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его дом, дом построенный его собственными руками, теперь – воронка от немецкой бомбы.

    Грустные, тяжелые мысли роятся в голове старого солдата: «Иной раз не спишь ночью и думаешь: “За что ж ты, жизнь, меня так покалечила?”». И не находит он ответа на свои вопросы «ни в темноте, ли при ясном солнышке».

    И все-таки, даже оставшись один на всем белом свете, этот человек не чувствует одиночества. Он сохранил в своей душе любовь к людям, теплоту, жажду жизни. И все свое душевное тепло, всю свою богатую, чуткую, любящую душу отдал сиротке Ванюше, заменив , мальчонке отца.

    Важно

    Беспомощный, еще только начавший жить, но ужас избытком хлебнувший горя, ребенок стал новой целью в жизни солдата, он стал человеком, ради которого стоит жить.

    Ваня искренне тянется к Соколову, еще до разговора с ним, в душе стремится найти в этом сильном мужчине своего отца.

    А когда тот подтвердил его надежды, он кинулся ему на шею, «целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке слышно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Не могло в эту минуту не дрогнуть сердце солдата;- «У меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…»

    Соединяя этих двух одиноких, осиротевших людей, автор подчеркивает мысль об обновлении человека после войны. Мысль о том, что русский человек, несмотря ни на какие беды и страдания, выпавшие на его пути, никогда не утратит своей связи с людьми, найдет в жизни цель, будет жить, бороться, трудиться.

    И своим примером возрождать к жизни души окружающих его людей, таких же одиноких, прошедших через годы испытаний и потерь. В заключительных строчках произведения наиболее отчетливо звучит глубокая вера Шолохова в русский народ, в его разум, благородство, силу. А еще – вера в его будущее.

    Соколов берет на себя ответственность за судьбу Ванюши, тем самым открывая это будущее – для себя, для этого маленького мальчика, для всего народа.

    «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

    Жизнь продолжается, человек снова и снова «восстает из пепла» страданий и потерь, снова верит, надеется, строит, идет вперед, хоть и продолжает нести в своей душе трагизм пережитого.

    Перед взором людей, испытавших на себе все тяготы войны, еще долго будут проходить кошмары бесчеловечия, их возмущенная совесть никогда не успокоится. Да это и естественно – ведь забвение пережитого миллионами людей было бы преступлением против прошлого, против памяти народа, против всей истории.

    И все же жизнь неистребима – эту мысль уверенно утверждает Шолохов в рассказе «Судьба человека».

    И жить нужно ради будущих поколений, ради таких вот Ванюшек, хранящих в своих детских сердцах веру и любовь. А они способны сделать многое. «Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Анализ финала рассказа Шолохова «Судьба человека», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.       Нравится

  • Источник: http://soshinenie.ru/analiz-finala-rasskaza-sholoxova-sudba-cheloveka/

    Вопросы и ответы к рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»

    1. Как вы понимаете слово «судьба»? Прихо­дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?
    2. Словари толкуют судьбу в разных зна­чениях. Наиболее распространены сле­дующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2.

      В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте­чение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Бо­жественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетнос­ти человека.

      Мне близко несколько эклек­тичное понимание судьбы как закономер­ной предопределенности свыше жизни от­дельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справед­ливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»).

      Совет

      Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собст­венных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопро­лития, неудачные, не достигающие целей реформы.

      И все это наряду с теми огром­ными талантами, которыми судьба даро­вала нашу землю и которые помогают вы­живать даже в самых сложных обсто­ятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.

      Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистиче­ских позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональ­ное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.

    3. В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
    4. Слова «фатум», «рок» означают неиз­бежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роко­вой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются сино­нимы «участь», «удел».

      «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывает­ся тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благо­склонность.

      «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выраже­ние благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому на­роду Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие.

      Можно сказать о счаст­ливце баловень судьбы, можно опреде­лить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосоче­тания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.

    5. Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро­буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
    6. В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба».

      В годы тяже­лых испытаний для всего советского наро­да, в период Великой Отечественной вой­ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со­временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле­на, потерю близких, погибших на передо­вой и в тылу, людей, не сломленных ду­ховно и физически, пытавшихся и с успе­хом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть по­лезным «на всю оставшуюся жизнь». Та­ков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вы­шедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стре­мящийся поддержать только что начав­шуюся жизнь сироты Вани.

      С другой стороны, в рассказе перед на­ми предстает трагическая в самом высо­ком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения.

      Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверж­дающий их незыблемость.

      Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.

    7. Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
    8. План

      1. Встреча рассказчика с Андреем Соко­ловым и Ваней. Начало повествования.
      2. Довоенная жизнь героя.
      3. Прощание с семьей.
      4. Пленение.
      5. В церкви.
      6. Побег.
      7. Противостояние Соколова и Мюллера.
      8. Подвиг и освобождение.
      9. Известие о гибели семьи.
      10. Вести о сыне. Гибель сына.
      11. Встреча с Ванюшкой.
      12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.

      Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуаци­ях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противни­ками. Несомненно, в этом отношении по­казателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия.

      Он не только принудил Мюллера отступить перед чело­веческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гор­дым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «по­глядывают вроде помягче».

      Кульминаци­ей жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Одна­ко трагические события, и в этом особен­ности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он те­ряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы.

      Обратите внимание

      Мо­жет, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба че­ловеку? «И если в столкновениях с гит­леровцами Андрей сохранил свое чело­веческое достоинство, свою сопротивля­емость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастрачен­ную чуткость, невытравленную потреб­ность дарить тепло и заботу другим».

      Та­ким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет на­чалом новой жизни и новой судьбы Анд­рея Соколова.

    9. Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соко­лова.

      В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очер­ка по предлагаемому плану. Можно пред­ложить свое видение внешности героя, ос­новных эпизодов рассказа, характеристи­ки Андрея Соколова.

    10. Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи. Материал с сайта //iEssay.ru
    11. Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, просто­го рабочего человека, плоть от плоти чело­века Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоци­ональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольк­лору.

      Разговорная народная речь помогает рассказчику выразить свою иронию по от­ношению к врагам, например, Соколов так рисует гитлеровского инженер-майо­ра: «В заду плечистый, как справная ба­ба». Таков рассказ о знании Мюллером русского языка и русского мата.

      Трагические моменты также окраши­ваются разговорной народной речью — «друзья-товарищи», «поскорбел душой», «горючая слеза», «последний путь», «за что же ты меня, жизнь, так покалечи­ла? За что так исказнила? Нету мне отве­та ни в темноте, ни при ясном солныш­ке» и др.

      В композиции рассказа Андрея Соколо­ва можно выделить приемы, свойствен­ные русскому фольклору: зачин, присказ­ки, параллелизмы, повторы, обрамления. Все это подчеркивает, что темой рассказа Шолохова является судьба многостра­дального русского человека.

    12. Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судь­ба человека»?
    13. В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше та­кой человек мог быть только отрицательным героем, не достой­ным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского на­ционального характера.

    Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/sh/sholohov/kontrolnye-voprosy/sudba-cheloveka/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-rasskazu-m.-a.-sholohova-sudba-cheloveka

    Ссылка на основную публикацию