Три правды в пьесе горького «на дне»

“Три правды” в пьесе А. М. Горького “На дне” и их трагическое столкновение

Беденко Л. С.

учитель русского языка и литературыГвардейской ОШ №1Симферопольского р-на

Республика Крым

Урок литературы 11 класс

Тема:“Три правды” в пьесе А. М. Горького “На дне” и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в человека (Сатин)

Цель урока:продолжить работу над идейным содержанием пьесы и углублённым анализом текста; помочь учащимся осознать основную идею пьесы, создать проблемную ситуацию, путём решения ответа на вопрос: три правды в пьесе и возможность их существования в обществе?<\p>

Оборудование:коллаж героев пьесы в исполнении актёров разных театров; цитаты, подтверждающие каждую правду (появляются по мере выступления учащихся).

Ход урока.

I.Сообщение темы и цели урока.

На доске запись: НИЛ 11 класса: Срочно исследуйте проблему “Три правды в пьесе А. М. Горького “На дне”.

Учитель: На сайте класса появилось задание. НИЛ – это не всем известная река, а Научно-исследовательская лаборатория.

Для выполнения этого задания НИЛ разделилась на 3 группы по 3 человека, и каждая из них стала работать над своей проблемой. Сегодня мы заслушаем защиту их проектов.

Обратите внимание

Но прежде мы проверим готовность оппонентов, экспертов и аудитории к обсуждению данной проблемы.

II. Викторина.

1. Какую пьесу Горького, по словам артиста В. И. Качалова, зрителивстречали “бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая

предвещала грядущие бури и к бурям звала”?

(“На дне”)

Кто из персонажей пьесы “На дне”…

2. … заявляет, что у него “кажется нет характера”?

(Барон)

3. … не хочет мириться с жизнью на “дне” и заявляет:”Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а

вылезу…”

(слесарь Клещ)

4. … живёт мечтою о большой, настоящей человеческой любви?

(Настя)

5. … мечтая о такой жизни, “чтобы самому себя можно было уважать”?

(вор Васька Пепел)

6. …верит, что на том свете ей будет лучше, а всё же хочет хотя бы ещё
немного на этом свете пожить?

(Анна, жена Клеща)

7. …лёг среди улицы, играет на гармошке и орёт: “Ничего не хочу, ничего не
желаю”?

(сапожник Алёшка)

8. … возмущается: “И зачем разнимают людей, когда они дерутся?.. Давать быим бить друг друга свободно… стали бы меньше драться, потому побои-то

помним бы дольше…”?

(полицейский Медведев)

9. …всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту “исчез от полиции…
яко дым от огня”?

(странник Лука)

10. … утверждал: “ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного
человека!”?

(Сатин) Кому принадлежат эти слова:

Важно

11. “Когда труд – удовольствие, жизнь – хорошо! Когда труд – обязанность,
жизнь-рабство!”

(Сатину)

12. “…А куда она – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов не наденешь ни
чести, ни совести.»

(вору Ваське Пеплу)

III. Защита проектов каждой из трёх групп.

Iгруппа:

– Мы исследовали правду Бубнова, которую можно назвать правдой факта. Барон и Бубнов – самые опустившиеся фигуры. Барон издевается над Настей, которая с волнением читает романтические книжки и выдумывает себе другую жизнь – с настоящей любовью. А Бубнов говорит ей спокойно: “Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние.

» Он убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: “Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… чего жалеть…” Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. “Люди все живут… как щепки по реке плывут…

” Он настолько разочарован в жизни, что не признает за человеком никаких прав, сравнивая их со щепками. И какая разница: какая щепка ранее утонет в этой реке жизни. Бубнов считает, что человеку надо говорить только то, что есть фактически. Жалость, утешение, уважение к человеку он полностью отрицает.

Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

(по ходу сообщения учащиеся на доске крепят набранные на компьютере цитаты).

IIгруппа:

– Образ Луки на фоне грубых и ожесточённых ночлежников выделяетсяособенно. Речь его звучит умиротворяющее и вызывает симпатии к нему, Лука для всех находит утешительные слова. При этом Лука не ищет никакой выгоды,единственная причина, побуждающая его утешать – “понять хочется дела-то

человеческие…”

Правда Луки – правда сострадания и веры в Бога. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загородном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть.

“Все ищут люди, все хотят – как лучше, дай им, Господи, терпенья!” – искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет – найдёт. Помогать только надо им…” Он считает, что “во что веришь, то и есть…” Вера – главное для человека. Из уст Луки звучит фраза о том, что человек сам за себя в ответе: “Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…

“, “Человек – всё может… лишь бы захотел…” Лука насет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать…

” Мы пришли к выводу, что правда Луки имеет право на жизнь, (по ходу сообщения на доске появляются цитаты)

III группа:

– Самая колоритная фигура среди обитателей ночлежки – Сатин. В прошломон служил на телеграфе, но, вступившись за сестру, убил негодяя и попал на

каторгу. После неё дорога к честной трудовой деятельности была для него закрыта;

он стал шулером, пьяницей, босяком. Сатин опустился, потерял интерес к труду, к людям. Но он выделяется среди других босяков умом, относительной образованностью, широтой натуры. Правда Сатина в том, что он верит в человека как Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы.

Он не видит смысла в жалости и сострадании. “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью,” – говорит герой. В его уста вложил М. Горький слова о Человеке: “Всё в человеке, всё для человека.

Существует только человек, всё остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит – гордо!” Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который может строить свою жизнь самостоятельно, так, как ему нравится и как его устраивает.

Сатин утверждает, что “Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” И, на наш взгляд, эта правда – самая достойная, вселяющая веру в человека и гордость за него.

(по ходу сообщения на доске крепятся цитаты). В итоге получается таблица:

Три правды в пьесе М. Горького “На дне”.

Бубнов<\p>

(правда факта)<\p>

“На что мне совесть? Я – не богатый” “Люди все живут… как щепки по реке плывут…” “Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…”

“Ты везде лишняя… да и все люди на земле лишние”<\p>

Лука

Сатин

есть…

“Человек – всё может.. лишь бы захотел…” “Всяко живёт человек.

(правда веры в человека) (правда утешительной лжи)
“Всё в человеке, всё для “Во что веришь, то и

человека. Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и мозга. Че-ло-век!

Совет

Это великолепно! Это звучит Как сердце налажено, так и живёт…”
– гордо! Надо уважать “Все ищут люди,

человека! Не жалеть, все хотят – как лучше<\p>

не унижать его жалостью…” дай им, Господи,

“Что такое правда? терпенья

Человек – вот правда”<\p>

Ложь – религия рабов и хозяев…<\p>

Правда-бог.

IV. Вопросы оппонентов. Дискуссия.

– Имеет ли место в нашей жизни правда Бубнова? Правда жестокая и
циничная. Ваше мнение.

  • Горький говорил, что Лука – это пародия на Платона Каратаева и удивлялся, что это не замечают. Согласны ли вы с ним?
  • Существуют ли для Луки “бесполезные люди”?
  • Вы утверждаете, что утешительная правда Луки необходима обществу. А как же тогда объяснить, что Анна расхотела умирать, Актёр повесился, так как Лука ушёл, не оставив адреса лечебницы для алкоголиков, Васька Пепел попал в Сибирь, но уже как каторжник?
  • Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актёра. Как встретят его “бывшие люди”?
  • Почему Горький решил свои суждения о человеке вложить в уста Сатина? Считаете ли вы Сатина положительным героем?
  • Способен ли Сатин к активному действию?
  • Литературовед А. Новикова называет Сатина “новым Данко”, который не может повести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца, ибо “у него нет сил”. Согласны ли вы с таким утверждением?

V. Рефлексия.

  1. Можно ли считать Луку и Сатина антиподами, что они противостоят друг другу?

  2. Ролевая игра (в группах)

– Я предлагаю вам “примерить” правду героев Горького на нашу реальность. Перед вами наша лучшая ученица вдруг на контрольной получает “2”. Она рыдает. Помогите советом, исходя из “правды” героев пьесы, пережить ей этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей действительно помогли.

(Задание-ловушка. Сатин и Бубнов утешать не могут и не хотят.)

VI. Выводы экспертной группы.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек.

И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который “звучит гордо”? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

  1. Подведение итогов, выставление оценок.

  2. Домашнее задание. Подготовиться к тестированию по творчеству А. М. Горького

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/tri-pravdy-v-p-iesie-a-m-gor-kogho-na-dnie-i-ikh-traghichieskoie-stolknovieniie

Литература.Жизнь и творчество Максима Горького. 2 курс – «Три правды» в пьесе Горького «На дне»

Пьеса «На дне» — социально-философское произведение, являющееся, по мнению многих литературных критиков, центральным в творчестве писателя.

«Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей»,— писал литературный критик Д. В. Философов.

«Основной вопрос, который я хотел поставить,— говорил сам Горький,— это — что лучше: истина или сострадание?».

«На дне» — пьеса неоднозначная, допускающая различные  толкования, в том числе и несогласные с замыслом своего автора. В ней отразился личностный конфликт самого автора: противоречие между Горьким-идеологом и Горьким-человеком.

Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише, после того как Максим Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».

В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: не только «на дне» жизни, а в первую очередь — «на дне» человеческой души.

    Рис. 1.  К.С.Станиславский, А.М.Горький и М.П.Лилина (Источник)

Здесь под мрачными и угрюмыми сводами ночлежного дома нашли себе приют люди самого различного характера и социального положения, выходцы почти изо всех слоев тогдашнего русского общества.

Разные пути привели их на “дно”, все они достойны лучшей участи. Большинству из них грозит неминуемая нравственная, и даже физическая гибель.

Но именно здесь, “на дне” среди жалких искалеченных бродяг, среди мрака и безысходности зарождается спор о человеке и о смысле его жизни…

Пьеса Максима Горького «На дне» своим появлением взбудоражила общество. Первое её представление вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники? Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием.

Обратите внимание

Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые — серые, мрачные, грязные. Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру.

Читайте также:  Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?

Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. Но вот герои заговорили.

Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова.

«Органон» в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «тёмный человек».

Этими словами Сатин показывает своё превосходство над остальными ночлежниками.

Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит  в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний.

Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись». У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но «никто этого не знает»). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем».

Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие героя. В. Лужский, исполнявший в М ХТ роль Бубнова, вспоминает беседу с Максимом Горьким: «Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее».

Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура. Он трезво и угрюмо смотрит на жизнь.

Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную «культуру» городской проститутки.) Она уже нашла «возвышающий обман» до прихода Луки.

Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий».

Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат,

Важно

что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других,— о своём.   Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то — проблема наказания, для кого-то — проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях).

Развитие конфликта начинается с появления Луки. Драматург размышлял о проблеме человека многие годы.

Вероятно, появление Луки в первом действии пьесы — кульминационный момент этого действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем — как относиться к человеку; появление Луки — наиболее яркий момент ещё и потому, что от него тянутся лучи-мысли к следующим действиям драмы.

Бубнов, картузник, 45 лет

Справка.

 Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает,неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.

..Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки.  Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. 

.. «В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» Актёр.  

.. В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё».

Сатин, лет под 40

Справка.

 Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной.  

.. Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил».  

Слова Сатина: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?

2. Образы героев, Луки

   Рис. 2.  Образ Луки (Источник)

Лука, странник, 60 лет

Справка.

Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы А. Н.

Островского «Гроза».

Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает.  

В последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?

Для ночлежников правда становиться невыносимой, они находятся на дне, они не могут справиться с правдой.  Правда о своей ненужной жизни никому из героев  не нужна.  

Совет

Все они мечтают вырваться из этой ночлежки. В каждом герое живет страстная  мечта, и Лука видит мечту каждого, он уважает тот мир, который герои сами себе придумали.

Как Лука воспринимает людей? Ему не нужно само утверждаться, он не вздорит с другими людьми, он интересуется ими, относится с любопытством. Каждый человек для него имеет свою ценность.  С другой стороны, люди «уж больно суетятся».

Для Луки цивилизация ценности не имеет. Лука начинает наводить порядок в ночлежке теми силами, которые у него есть, и Лука  выслушивает каждого и слушает всех. Всем дает совет, который соотносится  с внутренним желанием человека. Он говорит: «Человек все может, лишь бы захотел».

Мечта может украсить жизнь, а правда  бывает иногда беспощадна. Каждый герой по-своему не выдерживают реальности. «Зачем.. правда?»

Лука именно тот персонаж, который из людей может извлечь то, что они представляют собой на самом деле, извлечь из них этот внутренний конфликт мечты и реальности и преподнести его зрителям.

  Лука – единственный человек, который не делит людей на хороших или плохих.  Зло и агрессия в человеке возникает тогда, когда он не видит нормального отношения к себе, не видит ни любви, ни жалости, ни сострадания.

  Он иногда чувствует, когда говорить правду, а когда можно и солгать во имя правды.

3. Три правды

Один из главных (если не самый главный) пунктов все рассуждения героев пьесы,— это вопрос о цели жизни человека (или человечества). 

Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают.

И я помру…и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.

В чём правда Бубнова?

«На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…»  «Всё сказки…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»

Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения.

Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью.

Обратите внимание

Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…» Лука несёт людям спасительную веру.

Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»

В чём правда Луки?

«Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел» «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»

Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он

Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.

В чём правда Сатина?

«Всё — в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»  «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»

В пьесе нет авторского героя (резонера). Это полифоническое звучание, где нет главных и второстепенных персонажей.                                                           

В противопоставлении мечты, лжи и правды в пьесе есть  еще один нюанс: мечта – это то, что порождает безумцев, которые странно смотрят на жизнь. Каждый из героев стремятся к прекрасному, искусству (чтение романа, стихов).

В ночлежке искусство (обрывки) –  это единственный источник ярких эмоций, который здесь не хватает, где все темно и серо.

Финальная реплика Сатина – «Дурак, испортил песню»-  относится и к Барону (который сообщает, что Актер повесился), и к самому  Актеру (который повесился). Песня эта – частица искусства.

 «Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно.

Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек.

И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»?

Важно

Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.

Заключение

В пьесе «На дне» М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.

Читайте также:  Краткое содержание повести «приключения капитана врунгеля» для читательского дневника (а. с. некрасов)

   Рис. 3.  К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко  (Источник)

4. Премьера

Первая пьеса Максима Горького «Мещане» поставлена в 1901 году и имела умеренный успех. Пьеса «На дне» (вторая премьера Горького в театре) успех принесла оглушительный.

В пьесе играли выдающиеся актеры: Станиславский – Сатина, Москвин – Луку,

   Рис. 4. К.С. Станиславсий (Источник)

   Рис. 5. Москвин И.М. (Источник)

   Рис. 6. Качалов В.И. (Источник)

   Рис. 7. Книппер-Чехова О.Л. (Источник)

Нет одного ответа, в чем правда?

Дополнительное

Драма (греч.— действие) — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене.

Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель.

    Драматург ограничен и в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа), и в количестве действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть

реализовать себя). Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства.

Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть  лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.

Домашнее задание

Составить цитатную характеристику Луки.

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=TTAZFPWjw9c

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/maksim-gorkiy/maksim-gorkiy-na-dne-chto-takoe-pravda?seconds=0

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/5733/lesson/21547/unit/53304

Сочиненине на тему “Три правды в пьесе «На дне»”

Правда и ложь. Где граница? Трудный и мучительный вопрос для любого человека, который хоть раз в жизни задумывался над своей судьбой. Ах, как тяжело определить, сделать выбор в пользу одного понятия и одним движением перечеркнуть содержание другого определения. Этим движением становится Слово на страницах драмы Максима Горького «На дне». На дне правды или на дне лжи?

У всех без исключения героев пьесы есть своя позиция: от жадного старика Костылева до беспечного пьяницы Алешки, который счастлив потому, что ничего не хочет. У него нет никаких желаний, никаких обязанностей. Все, и даже торговка Квашня, принимают участие в споре о правде и лжи, продолжающемся на протяжении четырех действий. Это очень серьезный спор, и мы, читатели и зрители, внимательно наблюдаем за его развитием. Интересно, кто окажется прав? Наиболее сильная позиция выражена в поступках и высказываниях Сатина, Бубнова и Луки. Сатин в споре о правде и задаче жизни первым задает тон. Кульминацией этого является монолог Сатина о человеке-правде: человек должен знать истину, ее должны знать все! Уже в первом действии мы кое-что узнаем об этом человеке – когда-то он был телеграфистом, любит непонятные слова и считает себя образованным. Кажется, что его меньше всего угнетает обстановка ночлежки. Сатин постоянно шутит, смеется и верит, что воры – это лучшие люди на свете. И вроде все идет своим чередом: задыхается от удушья чахоточная Анна, говорит о своей болезни Актер, юродствует Костылев, огрызается Клещ. Всем скучно. И вот появляется он – странник Лука. Даже Васька Пепел говорит Наташе, что она привела «занятного старикашку». А он-то готов всем предложить утешительную мудрость. Лука, как никто другой, внимателен к людям, присматривается к ним. Он видит, какие они разные. В среде ночлежников такое отношение к человеку само по себе что-то значит. Тем более что за словами Луки следуют добрые дела. Например, он помогает больной Анне.<\p>

Жалостливость – главный козырь в руках Луки. Этот окрашивающий яркими красками жизнь странник пытается указать цель. Однако – прозрачную. И вот тут остановимся, потому что стирается грань между правдой и ложью. Да, Лука красноречив. Он доказывает, что нужно только захотеть – и праведная земля обязательно отыщется. А сам-то ведь так не думает! В его утешительных речах много неправды, иногда он сочиняет очевидные небылицы, например, мифическая лечебница для пьяниц, куда намерен отправиться Актер. Но это лишь минутное облегчение – и Лука терпит поражение. Его уход говорит об этом. И открывается новая правда. О ней теперь говорит Бубнов. Он удивляется, что же заставляет человека врать. Лука, по мнению Бубнова, «врет без всякой пользы для себя». Он понимает, для чего Настя врет. А вот для чего врет Лука – непонятно. Бубнов пытается отыскать причину этой лжи. А сам он кто?<\p>

Совет

У Бубнова была скорняжная мастерская. Он ушел из дому и стал пропойцей. Он в жизни не ищет призрачный мир, как Лука. Поэтому он и становится основным противником «занятного старикашки» в споре о правде – лжи. Бубнова в этом споре поддерживает и Костылев, осуждая Луку как «опасного смутьяна».<\p>

Несмотря на то, что слова Луки действуют на ночлежников «как кислота на старую монету», в споре о правде и лжи открывается скрытая сущность каждого из участников этого спора. Перед нами нитями тянутся судьбы обитателей ночлежки, однако ничто не вносит такого острого драматичного момента, как смерть Актера. Не просто смерть, а само убийство! А ведь он первым поверил Луке. Что же получается? А то, что есть ложь утешительная.<\p>

Вот и поставлена последняя точка в важном споре. Истина находится в самом человеке, существует для человека, она же – дело рук человека. Ничто так не звучит гордо! Но в этом ли правда? Во всяком случае, она уже не ложь.<\p>

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/gorkij/na-dne/tri-pravdy-v-pese-na-dne

Три правды в пьесе М Горького На дне

         «Три правды  в пьесе М Горького «На дне»

Разработка урока литературы с элементами  коммуникативного обучения и технологии РКМЧП;

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде, выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта  (Бубнов),  правды  утешительной  лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин);  создать проблемную ситуацию, пробудить обучающихся  к высказыванию собственного мнения о жизненных принципах Луки,  Бубнова,  Сатина.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения по отношению к такому понятию как  « правда», создать ситуации, которые помогут понять, что из каждого положения есть выход.

Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей обучающихся.

Ход урока:<\p>

Наш урок я  хочу начать стихами. Послушайте, пожалуйста.

Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?… Зловещий мир непознанной эпохи… А был ли правда этот мир таков,

Иль страшен нам, поскольку знаем плохо?..

Мы по спирали времени скользнём
В те времена, где нас не может быть…

Представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на «дно»?

Герои пьесы, которую мы изучаем, сопротивляться перестали, она опустились на «дно жизни».

 – Тема нашего урока: «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

 – Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

– Какие вопросы мы будем рассматривать?

   (Предполагаемые ответы:  Что такое правда? Какой может быть правда? Почему три правды? Какие мысли о правде высказывают герои? Кто из героев задумывается  над этим вопросом?

Обратите внимание

Обобщение учителя:  У каждого героя – своя правда. А мы с вами попытаемся выяснить позиции героев, разобраться в них, понять суть спора, возникшего между персонажами и решить, чья правда ближе нам, современным читателям.

 Литературная разминка.

Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам литературную разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из героев она принадлежит.

– На что совесть? Я не богатый (Бубнов)

-Любить живых надо, живых (Лука)

– Когда труд – обязанность – жизнь рабство (Сатин)

– Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (Сатин)

– Люди живут…как щепки по реке плывут…(Бубнов)

– Все люби на земле лишние (Бубнов)

– Христос всех жалел и нам велел (Лука)

– Человека приласкать – никогда не вредно (Лука)

-Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

Актуализация знаний. Вызов.

–  Вы продемонстрировали неплохое знание текста. Как вы  думаете,  почему вам были предложены реплики именно этих персонажей? ( Лука, Сатин, Бубнов имеют своё представление о правде).<\p>

– Как вы понимаете значение слова «правда»?

ПРАВДА, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет(посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду.

Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.). 3. То же, что правота (разговорное).Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет(посл.). 4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого.

Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая

Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина.

 «Правда Луки»

– В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратимся к истокам имени Лука.  Какие значения оно может иметь?<\p>

1) Восходит от имени апостола Луки.

2) Ассоциируется со словом «Лукавый», то есть хитрый.

3) «Луковка», пока до середины доберёшься,  снимешь много «одёжек!

–  Как появляется Лука  в пьесе? Какие первые слова он говорит? ( «Доброго здоровья, народ честной», он сразу объявляет свою позицию,  говорит, что он ко всем хорошо относится,  «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха».

– Что говорит Лука об отношении к окружающим людям?

Рассмотрим, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки.

– Как он относится к Анне? (Жалеет, говорит, что после смерти она обретёт покой, утешает, помогает, становится необходимым)

– Что советует Актёру? ( Найти город, в котором лечат от алкоголя, там чисто, пол мраморный, лечат бесплатно,  «Человек всё может, лишь бы захотел»).

– Как предлагает устроить жизнь Ваське Пеплу? ( Уехать в Сибирь с Наташей. Сибирь – богатый край, там можно заработать, стать хозяином).

– Как утешает Настю? ( Настя мечтает о большой светлой любви, он говорит ей: «Во что веришь, то и есть»)

– Как разговаривает с Медведевым? ( Называет его «ундером», т. е. льстит, и тот попадается на его удочку).

Так как же Лука относится к обитателям ночлежки? ( Хорошо, в каждом видит человека, открывает положительные черты характера, пытается помочь. Он в каждом умеет открыть хорошее и вселить надежду).

 – Прочитайте реплики, в которых отражается жизненная позиция Луки?

– Как вы понимаете слова : «Во что веришь, то и есть?»

– Ещё какие мысли Луки являются созвучными вашим мыслям?

– Кому из героев нужна поддержка Луки? (Актёру, Насте, Наташе, Анне. Им важнее не правда, а слова утешения. Когда Актёр перестал верить в то, что он может излечиться от алкоголизма, он повесился.

– Человек может добру научиться..очень просто,- говорит Лука. Какую историю он приводит в пример? (Случай на даче)

– Как вы понимаете «историю» о праведной земле?

Итак, правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, даёт им надежду.

– В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)

«Христос всех жалел и нам велел»

«Во что веришь, то и есть»

«Человек всё может – лишь захотел»

«Любить – живых надо, живых»

«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»

– Кто из героев (Лука, Сатин или Бубнов  показался  вам наиболее мрачным персонажем?

-Позиция какого персонажа противопоставлена позиции Луки?<\p>

  «Правда Бубнова»

– Кто это такой? (Картузник, 45 лет)

– Чем он занимается? ( примеряет на болванки для шапок старые, распоротые брюки, соображая, как кроить)

– Что мы о нём знаем? (Был скорняком, подкрашивал меха, руки были жёлтые от  краски, имел своё заведение, но потерял всё)

– Как он себя ведёт? (Недоволен всем, презрительно обращается с окружающимися, смотрим угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в тексте).

-Найдите реплики, характеризующие его мировоззрение.

«Шум – смерти не помеха»

«На что совесть? Я – не богатый»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут..Строят дом, а щепки – прочь».

Читайте также:  Что такое фельетон (на примере советской литературы)?

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».

Когда умирает Анна, он говорит: «Кашлять перестала, значит». Как вы это оцените?

-Как эти слова характеризуют его?

-В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки  веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом).

 Выразителем ещё одной жизненной правды становится Сатин.

«Правда Сатина»<\p>

– Как этот персонаж появляется в пьесе?<\p>

– Что мы понимаем из его первых слов?<\p>

( Появляется с  рычанием. Его первые слова говорят о том, что он карточный шулер и пьяница)

-Что мы узнали об этом человеке?  (Когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.  Сатин любит произносить непонятные слова. Какие?

Органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум».

Сикамбр – древнегерманское племя, означает «тёмный человек».

Сатин чувствует превосходство над другими ночлежниками.

– Как он оказался в ночлежке? (Попал в тюрьму, так как заступился за честь сестры).

-Как он относится к труду? ( «Сделай так, чтобы работа была мне приятна –я, может быть, буду работать…  Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь – рабство!

– В  чём видит правду жизни Сатин? (Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

«Ложь – религия рабов и хозяев»

«Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие,  за любовь, за ум…»

«Правда – бог свободного человека».

-Как, по его мнению, надо относится к человеку? (Уважать.  Не унижать жалостью Человек – это звучит гордо, считает Сатин).

-По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?

 -Сатин считает, что человека надо уважать.

-Лука считает, что человека надо жалеть. <\p>

Обратимся к словарю

Жалеть

1)    Чувствовать жалость, сострадание;

2)    Неохотно расходовать, тратить;

3)    Чувствовать расположение к кому-либо, любить

Уважать

1)    1)   Относиться с уважением;

2)   2)   Считаться с кем-либо, чем-либо

3)    3)   Любить

Что общего в их понимании? В чём разница?

Итак, у каждого из героев своя правда.

Лука – утешительная правда

Сатин – уважение к человеку, вера в человека

Бубнов – «циничная» правда<\p>

 Итог. Чья правда ближе вам?

Синквейн

Выразите свое отношение к вашей работе на уроке.

1)     11  Тема – ваше имя

2)     2)   2 прилаг – оценка вашей работы на уроке

3)      3) 3 глаг. –  описывающие действия объекта, т. е. как вы работали на уроке

4)     4)  Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке

5)      5) Резюме – оценка

 Сегодня мы убедились  в том, что правда у каждого своя. Возможно, вы ещё не решили, каких жизненных позиций вы будете придерживаться в дальнейшем. Я надеюсь, что вы выберете правильный путь.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/tri_pravdy_v_pyese_m_gorkogo_na_dne-44905.htm

Три “правды” в пьесе М. Горького “На дне”

Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне” по теме:

Название пьесы  Максима Горького удивительно точно отражает её содержание. Герои произведения действительно находятся на самом дне жизни, причем не только в плане образа их существования (они живут в ночлежке, пьют, многие не имеют работы), но и в душевном аспекте: люди потеряли надежду и веру.

В пьесе есть три героя-идеолога с четко выраженными позициями в отношении правды. Сатин, первый из них, видит правду в человеке, человека в качестве самой правды.

Он говорит: “Что такое – правда? Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев … Правда – бог свободного человека!” По концепции Сатина люди живут для чего-то лучшего, а истина заключена в них самих.

Важно

Человек свободен, он выше всего, его нужно уважать, а не унижать жалостью, несмотря на то что он вор или аферист.

Позиция второго героя, странника Луки, во многих вопросах схожа с позицией Сатина. Для него тоже важен человек, то, во что он верит. “Человек должен уважать себя, во что веришь, то и есть”. Говорить, что Лука лжет, пожалуй, не совсем верно. Он дает героям надежду, веру, мечту, возвращает способность не сдаваться на пути к своей цели.

Благодаря рассказам Луки даже Актер, несмотря все же на печальный финал, на какое-то время перестает пить и встает на путь исправления. Позицию Луки раскрывает и история “о праведной земле”, которую он рассказывает в ночлежке.

Мораль её в том, что не надо искать эту праведную землю на картах и глобусах, её надо искать в себе, она есть в каждом из нас.

Третья правда в пьесе – правда Бубнова. Его позиция – это правда факта, правда как отсутствие лжи. По его мнению, “люди все живут как щепки по реке плывут” – они не в силах что-то изменить, все люди рождены для смерти. “А я вот не умею врать.

Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться”, – говорит Бубнов.

“Как человека ни раскрашивай все сотрется”, человек неизлечим и не стоит ему пытаться что-то в себе изменить, он полностью зависит от среды, из которой ему не выбраться- смысл убеждений Бубнова.

Сталкиваясь и взаимодействуя друг с другом, три правды удивительно органично показывают читателю внутренний мир ночлежки.

В том раскрывается и позиция самого Горького, которая является резким противником позиции непротивления злу Толстого и смирения Достоевского. “Человек – это звучит гордо”, – говорит Горький устами Сатина.

Однако позиция автора сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Собственное мировоззрение М. Горького – это соединение утешительной правды Луки и правды – человека Сатина.

Совет

Пьеса “На дне” до сих пор есть в репертуарах многих театров, потому что она актуальна во все времена, её проблемы вечны, а взгляд Горького на человека как на того, кто “сам должен стать Богом, если Бог умер” привлекает зрителей своей решительностью и мощью.

Источник: https://otvetto.ru/notes/3982

Три правды в пьесе М Горького На дне

Три правды в пьесе М. Горького «На дне»<\p>

Туман ли? Дымка? Дым ли от костров? … Зловещий мир непознанной эпохи… А был ли правда этот мир таков, Иль страшен нам, поскольку знаем плохо? . Мы по спирали времени скользнём В те времена, где нас не может быть… Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру<\p>

Литературная разминка Ø На что совесть? Я не богатый Ø Любить живых надо, живых Ø Когда труд – обязанность, жизнь – рабство Ø Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека Ø Люди живут…как щепки по реке плывут… Ø Все люди на земле лишние Ø Христос всех жалел и нам велел Ø Человека приласкать – никогда не вредно Ø Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!<\p>

ПРАВДА, 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. 3. То же, что правота (разговорное). Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет(посл. ). 4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого. Правда бывает частная, а бывает мировоззренческая Выясним правду Луки Бубнова Сатина<\p>

«Правда Луки» «Христос всех жалел и нам велел» «Во что веришь, то и есть» «Человек всё может – лишь захотел» «Человека приласкать – никогда не вредно» «Любить – живых надо, живых» «Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил» «Мяли много, оттого и мягок»<\p>

«Правда Бубнова» «Шум – смерти не помеха» «На что совесть? Я – не богатый» «Люди все живут… как щепки по реке плывут. . Строят дом, а щепки – прочь» . «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты» .<\p>

«Правда Сатина» «Ложь – религия рабов и хозяев» «Правда – бог свободного человека» «Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…» «Что такое правда? Человек – вот правда!»<\p>

Всё – в человеке, всё для человека. Существует только человек. Всё же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… жалость унижает человека уважение возвышает человека<\p>

Обратимся к словарю Жалеть 1) Чувствовать жалость, сострадание; 2) Неохотно расходовать, тратить; 3) Чувствовать расположение к кому-либо, любить; Уважать 1) Относиться с уважением; 2) Считаться с кем-либо; 3) Любить;<\p>

Утешительная правда Луки Уважение к человеку, вера в человека Сатина Негативная правда Бубнова<\p>

Синквейн 1) Тема – ваше имя; 2) 2 прилагательных – оценка вашей работы на уроке; 3) 3 глагола – описание действий объекта, т. е. как вы работали на уроке; 4) Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке; 5) Оценка<\p>

Источник: https://present5.com/tri-pravdy-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Три правды в пьесе М. Горького “На дне”

Что есть истина?
Понтий Пилат

Никто не сомневается в том, что истина есть, но в то же время никто не только не обладает истиной, но даже не знает, что это такое. Отсюда и вопросы: “Что есть истина?” Но зато правду знают все, потому что у каждого она своя.

Драма “На дне” позволяет нам ознакомиться с тремя правдами, с тремя людьми.

Первым предстает перед нами со своей правдой бывший хозяин красильной мастерской, а ныне босяк и шапочник Бубнов.

Свою правду он вывел из опыта своей жизни: из-за собственности он чуть не стал жертвой жены и ее любовника, бежал от имущества, жены, общества, но ничего более чистого, чем то, что видел ранее, так и не нашел. Его вывод горек. Все люди – мерзавцы.

Обратите внимание

Те, кто выглядит иначе, просто “раскрасили” себя, как Настя, когда идет на промысел. Но, как себя снаружи ни раскрашивай, все равно сотрется. Реплики Бубнова как бы стирают камуфляжную краску с поступков и слов персонажей:

-Здравствуйте, народ честной!

-Был честной, да позапрошлой весной…

Или :

-В карты играл?

-Играл.

-Вот за это и били.

Такова правда Бубнова, и опровергнуть ее так трудно, что кажется это вообще невозможным.

Вторым приносит свою правду странник Лука, и в чем-то он согласен с Бубновым: “Вот живут столяры, и все хлам народ…” Но он не лишает страдающих людей надежды как на эту, так и на загробную жизнь. Только Лука привел со двора брошенную всеми женщину, только он нашел для умирающей Анны и время, и слово.

Лука говорит ей беспощадную, хотя и мягкую правду о том, что обретет она если не счастье, то покой и тишину за гранью жизни. И неважно, что его правда так неотличима от лжи. И что ее так трудно опровергнуть.

Но нужна ли правда безнадежному больному, доживающему свои последние часы? Можно ли сказать человеку, что дни его сочтены? Что немногие отпущенные ему судьбой сутки он проведет в мучениях? Льву Толстому Лука не понравился… “Ему не веришь”.

Не верит Луке и Бубнов. Не верит в правду Луки и Сатин. Он понял в Луке главное: старик лгал из жалости к людям, а в языке простонародья слово “жалеть” просто синоним слова “любить”.

Странник подействовал на Сатина, “как кислота на грязную монету”, очистил от подвальной коросты. Он заставил вспомнить слова, в которых звучит мечта и надежда на то, что еще не все кончено, что это даже не середина человеческого пути.

Конечная правда человечества: “Это ты, я, старик, Наполеон, Магомет… в одном!”

Кто же прав в споре о правде?

Спор о правде вообще, по-моему, беспредметен. Она действительно есть и у каждого своя. И каждая правда права. Потому и правда. И каждая правда – путь к истине. Она тоже есть, но настолько велика, что мы никогда не сможем ее воспринять. И найдем свою часть истины. Свою правду.

Важно

И в этом смысле правы все трое – Бубнов, Лука, Сатин. Таков человек. Таков Человек. А мы каковы?

Источник: https://home-task.com/tri-pravdy-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Ссылка на основную публикацию