Образ и характеристика Макара Девушкина в романе “Бедные люди”: описание в цитатах
Макар Девушкин является главным героем романа “Бедные люди” Ф. М. Достоевского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Макара Девушкина в романе “Бедные люди”: описание персонажа в цитатах.
Смотрите: Все материалы по роману “Бедные люди” Макар Алексеевич Девушкин является бедным жителем Петербурга. Возраст Макара – около 46-47 лет:
“…было мне всего семнадцать годочков, когда я на службу явился, и вот уже скоро тридцать лет стукнет моему служебному поприщу…”
“…Стар я стал, матушка…
“
“…не огорчите старика…”
“…неприлично мне на старости лет …”
О внешности Макара известно следующее:
“Дожил до седых волос; греха за собою большого не знаю…”
” …даже лысина моя покраснела …”
“… приметят, что я одет неприлично!…
”
“Да и сапоги-то у меня больно худы, маточка, да и пуговок нет… да того ли еще нет у меня!…”
“… мне без пуговок быть нельзя; а у меня чуть ли не половина борта обсыпалась!…
” (о фраке и поговицах на нем)
“Мой фрак старый продам и в одной рубашке стану ходить по улицам, а уж вы у нас нуждаться не будете…
”
“Ну что бы я тогда, например, с моими сапогами стал делать? Они у меня, замечу вам мимоходом, маточка, почти всегда в заплатках, да и подметки, по правде сказать, отстают иногда весьма неблагопристойно.”
“… в каком вы старом платье ходите. Срам! всё в заплатках. Нового-то у вас нет; это я знаю…”
Макар Девушкин называет себя “маленьким человеком”, то есть простым, бедным и ничем не приметным человеком:
“…потому что я маленький человек …”
“… не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек …”
Макар является мелким чиновником с 30-летним стажем. С 17 лет он состоит на государственной службе:
“… было мне всего семнадцать годочков, когда я на службу явился, и вот уже скоро тридцать лет стукнет моему служебному поприщу…”
” Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен…”
Макар носит невысокий чин титулярного советника:
“… как и я, титулярный советник, и мы с ним во всем нашем ведомстве чуть ли не самые старые, коренные служивые…”
На службе Макар занимается переписыванием документов:
“…я немного делаю тем, что переписываю; да все-таки я этим горжусь: я работаю, я пот проливаю…”
Макар Девушкин принадлежит к сословию мещанин, то есть бедных городских жителей. Вероятно, отец его был крестьянином:
“Не графского рода! Родитель мой был не из дворянского звания и со всей-то семьей своей был беднее меня по доходу. Я не неженка!…”
Всю свою жизнь Макар прожил в одиночестве и бедности на съемных квартирах:
“Неужели ж вы так всю свою жизнь прожили, в одиночестве, в лишениях, без радости, без дружеского приветливого слова, у чужих людей углы нанимая? Ах, добрый друг, как мне жаль вас!” (Варенька о Макаре)
Макар – добрый, незлобивый человек, не способный вредить ближнему:
“… я человек добрый, незлобивый, ко вреду ближнего неспособный…”
“… я не зол и не жестокосерден… у меня сердце овечье. и я, как и вам известно, не имею позыва к кровожадности …”
“… у вас доброе сердце, Макар Алексеевич …” (Варенька о Макаре)
По мнению Вареньки, у Макара слишком доброе сердце:
” … у вас доброе сердце, но я скажу, что оно уж слишком доброе…”
По словам Вареньки, он “сильно все принимает к сердцу”:
” … Вы уж слишком сильно всё принимаете к сердцу; от этого вы всегда будете несчастнейшим человеком…” (Варенька о Макаре)
Макар Девушкин – скромный и благоразумный человек:
“Вы, которого я и все уважали за доброту души, скромность и благоразумие, вы теперь вдруг впали в такой отвратительный порок…” (Варенька о Макаре)
По словам господина Быкова, Макар – человек “благородных правил”:
“Тут он расспрашивал о вас, сказал, что про всё слышал, что вы благородных правил человек…”
Макар Девушкин – смирный человек:
“… я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек …”
“А оттого, что я смирненький, а оттого, что я тихонький, а оттого, что добренький!”
Макар бывает застенчив:
“… уж я застенчив подчас …”
По словам самого Макара, несмотря на то что он с виду кажется “тихоньким”, на самом деле он “про себя не промах”:
“…Вы не смотрите на то, что я такой тихонький… я про себя не промах …”
Из скромности Макар называет себя темным, глупым и тупым человеком (на самом деле он не настолько глуп и темен):
“… я хоть и темный человек, глупый человек …”
“… я туп, я от природы моей туп, так я не могу слишком важных сочинений читать …”
“Ведь я, маточка, человек глупый, простой…”
Макар называет себя “неучем”, “неученым человеком”:
“… Я, конечно, неученый человек и сам знаю, что неученый, что на медные деньги учился…”
“… Я-то, неуч…”
Макар считает себя небрюзгливым и нетребовательным человеком:
“… я не брюзглив и не требователен …”
Макар является верующим человеком. По воскресеньям он ходит на службу в церковь:
“Почти только по воскресеньям у обедни и видимся.” (Варенька о себе и Макаре)
Последнее время Макар снимает “комнату” (угол в кухне) в большом доме, в котором живет множество разных людей. Макар жалуется на крик и шум в жилище:
“Прежде ведь я жил таким глухарем, сами знаете: смирно, тихо; у меня, бывало, муха летит, так и муху слышно. А здесь шум, крик, гвалт!…”
“Я живу в кухне, или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната … так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы еще комната … одним словом, всё удобное. Ну, вот это мой уголочек…”
“… моя квартира стоит мне семь рублей ассигнациями, да стол пять целковых…”
“А ведь я вам почти родная.” (Вареньки о Макаре)
По словам Вареньки, Макар сделал для нее много добра, когда та была в тяжелом положении. За это девушка очень благодарна ему:
“…вы для меня то сделали, чего никакими деньгами не заплатишь…” (Варенька – Макару о его доброте)
Макар Девушкин всем сердцем любит Вареньку, хотя и называет это чувство отцовской любовью. К сожалению, его история с Варенькой заканчивается расставанием: девушка выходит замуж и уезжает из Петербурга.
Это был цитатный образ и характеристика Макара Девушкина в романе “Бедные люди”: описание персонажа в цитатах.
Смотрите: Все материалы о романе “Бедные люди”
Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/05/harakteristika-makar-devushkin-bednye-ljudi-sochinenie.html
Образ Макара Девушкина в романе “Бедные люди”
Девушкин Макар Алексеевич — главный герой романа «Бедные люди» Достоевского, пожилой чиновник. Тип маленького человека.
Ближайшие литературные предшественники героя — гоголевские «маленькие люди» Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Поприщин из «Записок сумасшедшего», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Образ Девушкина, продолжая гоголевскую линию изображения маленького человека, также отчасти полемичен по отношению к нему.
Если герой Гоголя одержим желанием приобрести шинель, вещь, то герой Достоевского одушевлен бескорыстной любовью к живому человеку (фамилия «Башмачкин» — вещная, «Девушкин» — личная. К. Мочульский).
Добрый, смирный, и тихий, Макар Девушкин тридцать лет на службе, всю жизнь переписывает бумаги, подвергаясь насмешкам и издевательствам со стороны сослуживцев и соседей. Он живет в страшной нищете, впроголодь. Он вынужден постоянно как бы оправдываться в своем существовании. Бедность — не только социальная, но и личная трагедия Девушкина.
Она порождает особое душевное состояние, которое герой сам осознает как чувство беззащитности, запуганность, униженность и вследствие этого ожесточенность, мнительность. Время от времени его охватывает тоска от постоянного самоуничижения. Макар Девушкин бессилен помочь Вареньке Доброселовой, когда ей угрожает голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми.
Время от времени в нем поднимается протест. В конце концов он начинает задаваться «либеральными» вопросами: отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны? Отчего такая несправедливость?<\p>
Невзрачная наружность героя контрастирует с его горячим сердцем, душой отзывчивой и впечатлительной.
Он любит цветы, птичек, идиллические картины природы, жизнь безмятежную и мирную. Все его восхищает и трогает. Он глубоко, целомудренно и самоотверженно любит Вареньку, которой бескорыстно помогает из своих скудных средств. Благодаря этой любви он чувствует себя человеком, в нем просыпается сознание собственного достоинства.
Он нарочно поселяется поблизости от нее, чтобы видеть ее окошко. Однако Девушкин старается скрыть их отношения, целомудренно опасаясь возможных насмешек и сплетен. Встречаются они редко и далеко от дома (Девушкин водит ее гулять и в театр), а в остальное время обмениваются письмами.
В них он, человек одинокий и замкнутый, до встречи с ней живший очень уединенно, делится с возлюбленной всеми горькими и радостными событиями своей жизни, трогательно заботится о ней, укоряет ее за то, что она утомляет себя работой, называет ее ласковыми именами: «маточка», «жизненочек».
Идеалист и мечтатель, Макар Девушкин из романа «Бедные люди» Достоевского пытается защитить Вареньку от грубых и грязных посягательств жизни. Он выслеживает офицера, приходившего к Вареньке с «недостойным предложением», является к нему в дом с целью объясниться — и в результате спущен с лестницы.
Драма Девушкина не только в его бедности, но и в неразделенной любви к Вареньке, которая ценит его как друга и благодетеля, но не более. Свою любовь он скрывает под отеческой приязнью, придумывает различные предлоги, чтобы удержать Вареньку, обещает, что сделает все, чтобы она не знала забот.
Он понимает, что малообразован, и жаждет высокого, с энтузиазмом принимает участие в литературных собраниях своего соседа-литератора Ратазяева и даже мечтает сам стать «сочинителем литературы и пиитой». Девушкин заботится о слоге своих посланий.
Он читает «Шинель» Гоголя, которую дает ему пекущаяся о пополнении его образования Варенька, узнает во всех подробностях быта Акакия Акакиевича свою жизнь и тем не менее считает изображение «неправдоподобным», а повесть называет «пасквилем» и «пустым примером из вседневного, подлого быта».
В отличие от гоголевской повести «Станционный смотритель» Пушкина по душе Макару, в ней он узнает свое «собственное сердце, какое оно уже там ни есть». В его последнем, прощальном письме Вареньке звучит глубокое страдание и отчаяние.
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/obraz_makara_devushkina_v_romane_bednye_ljudi/66-1-0-1530
Образ Макара Девушкина в романе “Бедные люди”
(460 слов) «Бедные люди» – это первое произведение Ф.М.Достоевского. Оно поднимает тему «маленького человека», заставляет задуматься о том, что среди неприметных обывателей можно встретить людей с огромным сердцем. В романе можно проследить мировоззрение раннего Достоевского, увидеть отношение автора к простым людям. Образы, созданные в романе – образцы гуманизма и человечности.
Таким и является главный герой романа Макар Девушкин, ничем непримечательный житель Петербурга среднего возраста. Макар уже 30 лет работает мелким чиновником, живёт в съёмной комнате, которая фактически представляет собой лишь отдельный угол на кухне. Сам себя главный герой классифицирует, как «маленького человека» и называет из скромности глупым.
Он всю жизнь провёл в одиночестве, а единственным близким человеком стала дальняя родственница Варенька Добросёлова. Именно в отношениях с ней можно наблюдать всю широту души простого и бедного человека. Когда Варвара попадает в беду, Макар самоотверженно помогает ей, не жалея ни сил, ни последних денег.
После этого случая герои заводят переписку, которая отражает всю полноту чувств Макара и показывает отношение девушки к своему родственнику. Письма и редкие визиты Варвары становятся смыслом жизни Макара. Неприметный титулярный советник показывает себя с лучшей стороны – у этого скромного человека оказывается огромное сердце, переполненное сострадания и любви.
Именно противопоставление идёт красной нитью через весь роман: у маленького человека большое сердце. Антигероем в произведении выступает Быков, от зверств которого и спалась Варвара, искав утешение и поддержку в квартире Девушкина. Быков – огромный детина, наглый и беспринципный помещик, который не считается с чувствами других.
Достоевский сталкивает два образа, маленького человека с большим сердцем и большого человека с сердцем маленьким. Варенька находит доброту там, где не ожидала. Бескорыстие Макара помогло ей восстановиться и духовно, и физически. Вместе с тем автор делает акцент на том, как важна была поддержка близких в то время.
Государство закрывало глаза на бесчинства, рассчитывать можно было только на себя или помощь неравнодушных. Вареньке повезло встретить бескорыстного человека, который спас её от безысходности и жизненной несправедливости.
Однако тяга Достоевского к реализму обнаруживает себя в отрицательных чертах Девушкина. Как только главный герой понял, что не в силах прокормить и себя, и Варвару, он прикладывается к бутылке. Так проявляется слабость его характера, невозможность дать отпор тяжёлым ударам судьбы. Кроме того, Макар необразован.
Он увлекается чтением пошлой литературы, и только Варенька даёт понять ему, что просвещаться необходимо. Достоевский выражает через образ Девушкина основную проблему всех «маленьких людей» – они не только нуждаются в деньгах, но и самовольно держат себя в условных рамках, греша глупостью.
Они не хотят развиваться интеллектуально.
Макар Девушкин собрал в себе черты типичного представителя того времени, когда общество состояло сплошь из маленьких людей. На его примере мы видим отношение «верхушки» к бедным слоям населения.
Видно, что государство не заботилось о таких людях, относилось к ним равнодушно.
Такое отношение настолько плотно укоренялось в сознании человека, что он сам начинал считать себя ничтожеством, хотя способности его были куда больше благодаря добродетели и огромному сердцу.
Источник: https://koreniz.ru/spravochnik/361_obraz-makara-devushkina-v-romane-bednyje-lyudi/
Макар Девушкин
Федор Михайлович Достоевский – признанный классик мировой литературы. Его перу принадлежат знаменитые романы, давшие жизнь нетипичным персонажам и героям с нетривиальной биографией.
Но некоторые характеры, описываемые автором в произведениях, дополняют плеяду образов, разработанных предшественниками Достоевского.
Макар Девушкин – персонаж, позволивший литератору раскрыть тему «маленького человека» в творчестве.
История создания
Роман «Бедные люди» оказался успешным. Произведение принесло молодому Достоевскому славу и статус талантливого писателя. Критики Григорович, Белинский и Некрасов положительно комментировали его работу.
<\p>
Писатель Федор Достоевский
Впервые роман, написанный в эпистолярном жанре, опубликован в 1846 году в «Петербургском сборнике». Работая над ним, Достоевский вдохновлялся примерами из собственной жизни. Его семья была небогата.
Отец работал в больнице, куда судьба приводила немало искалеченных душ. Юношей Достоевский слышал много историй о лишениях и роковых ошибках.
Макар Девушкин, придуманный Достоевским для изображения в романе, имел характеристику фантастического персонажа. Так его окрестили литературоведы. Увлеченный творчеством Шиллера и Пушкина, Достоевский долго искал подходящий образ для героя.
Начав работать с типом личности, которого автор называл «странный человек», Достоевский понемногу стал ощущать сочувствие и интерес к подобным персоналиям.
Описывая эту реалистическую и вместе с тем фантастическую фигуру, он искренне переживал за героя, признаваясь, что в некоторых моментах писал Девушкина с самого себя.
Акакий Акакиевич
Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин – яркий пример «маленького человека», с типажом которого читателей знакомили Гоголь и Пушкин.
Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» обладали схожими чертами характера. Девушкин, в отличие от Башмачкина, одержим любовью не к вещи, а к человеку.
В этом смысле важно значение имени героев. Их фамилии напрямую указывают на приоритеты.
«Бедные люди»
Макар Девушкин – чиновник 47 лет, отличающийся специфичным характером. Этот персонаж встречается читателям и в романе «Белые ночи». Проводя анализ характера и поступков героя, автор тщательно описывал его, предвосхищая последующих героев формата «маленького человека».
Макар Девушкин
Почему Макар Девушкин «маленький человек»? Мелкий чиновник боится обсуждений и пересудов. Он боится оторвать взгляд от стола, чтобы не вызвать недовольства.
Он опасается, что за ним наблюдают, и повсюду видит несуществующих врагов, которые желают ему зла. В душе Девушкина живет страх перед людьми, поэтому он инстинктивно ощущает себя жертвой.
Такую шутку играет с мужчиной его воображение, хотя окружающие готовы признать его равным. Он даже стыдился курить в обществе.
Находясь в вихре собственных фантазий, Девушкин отстраняется от реальной жизни. Его деятельность – активное написание писем, позволяющих избежать прямого общения с собеседниками и излить при этом душу.
<\p>
Варвара Доброселова – преданная читательница и возлюбленная Девушкина. Признания мужчины тяготят девушку.
Она укоряет его в сложности характера и стремлении выставить себя обиженной жертвой и несчастным человеком.
Иллюстрация к книге “Бедные люди”
Макар Девушкин был тихим и скромным человеком, отдавшим 30 лет службе. Он целыми днями занимался бумажной работой и терпел насмешки коллег. Находясь в бедственном положении, мужчина постоянно как бы оправдывает свое существование.
Его бедность носит не только финансовый, но и моральный характер. Внутренний трагизм героя порождает сложное духовное состояние, в котором Девушкин пребывает постоянно. Он испытывает страх и унижение. Его преследуют мнительность и ожесточенность.
Периодически героя охватывает сильная тоска.
Макара Девушкина можно назвать «маленьким человеком» еще и потому, что Девушкин не находит в себе сил помочь возлюбленной Вареньке, когда та оказывается в страшном положении. На пороге голодной смерти больная девушка не дожидается поддержки и участия мужчины.
Инфантилизм героя соседствует со склонностью к философии. Его внешность непримечательна. Он тяготеет к спокойной и размеренной жизни, отличается целомудрием и бескорыстием. Любовь к Вареньке позволяет Девушкину чувствовать себя человеком.
В нем невольно просыпается чувство собственного достоинства.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова
Макар и Варенька видятся редко, хотя он специально поселился рядом с ней. Водя девушку в театр и на прогулку, мужчина опасается слухов и сплетен, оберегает ее честь. Общение героев происходит посредством писем.
Скромный чиновник со скучной работой делится с девушкой душевными переживаниями и предстает нежным заботливым человеком.<\p>
Идеалист Девушкин пытается защитить Вареньку от суровых будней.
Узнав, что Варенька получила недостойное предложение от одного офицера, Макар выслеживает того и заступается за возлюбленную, но героя спускают с лестницы.
Любовь к Вареньке – безответна, и в этом заключается трагизм судьбы Девушкина.
Благодетель и друг в глазах Вареньки, он вынужден демонстрировать отеческую симпатию и обещает ей все, что в его силах, чтобы удержать девушку рядом с собой.
Его образования и воспитания не хватает для участия в литературных собраниях соседа, но, подпитываемый иллюзиями, герой мнит себя будущим писателем, поэтому придирчиво оценивает написанные им письма.
Сцена из спектакля “Бедные люди”
Не случайно в романе упоминается произведение Гоголя «Шинель». Варенька как будто видит в образе гоголевского героя приятеля и дает Девушкину книгу с намеком. Девушкин узнает себя в Акакии Акакиевиче. Последнее написанное им письмо переполнено отчаянием.
Для Макара Девушкина ударом становится замужества Вареньки. Она пренебрегает участием покровителя и отдает себя на волю Быкова, человека, некогда обесчестившего ее. Поступок девушки кажется странным, ее можно укорить в эгоизме и поиске выгодного варианта, коим не являлся Девушкин.
Цитаты
Главный герой романа обладает комплексом неполноценности, и это подтверждают цитаты из произведения. Отзываясь о насмешках товарищей и обсуждениях со стороны, Девушкин пишет Варе:
«Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки».Иллюстрация к книге Гоголя “Шинель”
Для него много значит мнение окружающих, под которое по собственной воле Девушкин вынужден подстраиваться даже в вопросах личной жизни:
«…По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу… но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?».
Прочитав повесть Гоголя, Девушкин чувствует себя раскрытым. Он понимает, как мелка его жизнь, и сам себе сочувствует, пытаясь оправдать выбранный образ жизни:
«Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено!».
Фото
Источник: https://24smi.org/person/5475-makar-devushkin.html
Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского
Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя (ʼʼВсе мы из гоголевской ʼʼШинелиʼʼ вышлиʼʼ). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: ʼʼНовый Гоголь явился!ʼʼ. Ф.М. Достоевский продолжил исследования души ʼʼмаленького человекаʼʼ, углубился в его внутренний мир.
Писатель считал, что ʼʼмаленький человекʼʼ не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, ʼʼБедные людиʼʼ- это был первый роман в русской литературе, где ʼʼмаленький человекʼʼ заговорил сам.
Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки.
Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из базовых позиций Достоевского: главное в ʼʼмаленьком человекеʼʼ – ϶ᴛᴏ его натура.
Для бедного человека основа жизни – это честь и уважение, но герои романа ʼʼБедные людиʼʼ знают, что ʼʼмаленькомуʼʼ в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: ʼʼИ ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пишиʼʼ. Его протест против несправедливости безнадежен.
Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного. Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого.
Макар – ϶ᴛᴏ человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества ʼʼмаленького человекаʼʼ по Достоевскому. Макар Алексеевич читает пушкинского ʼʼСтанционного смотрителяʼʼ и гоголевскую ʼʼШинельʼʼ.
Οʜᴎ потрясают его, и видит он там себя: ʼʼ… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложенаʼʼ.Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У ʼʼмаленького человекаʼʼ в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.
Достоевский показывает ʼʼмаленького человекаʼʼ как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Евгений у Пушкина. Глубина изображения достигается, во-первых, иными художественными средствами. ʼʼБедные людиʼʼ — роман в письмах, в отличие от гоголевских и чеховских рассказов. Достоевский не случайно выбирает данный жанр, т.к.
главная цель писателя — передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя.
Автор предлагает нам прочувствовать все вместе с героем, пережить все вместе с ним и подводит нас к мысли о том, что ʼʼмаленькие людиʼʼ — личности в полном смысле слова, и их личностное чувство, их амбициозность намного больше, чем у людей с положением в обществе.
ʼʼМаленький человекʼʼ более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся, чувствуют ли они сами себя личностями, заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах.
Особенно интересна тема самоутверждения, которую Достоевский поднимает в ʼʼБедных людяхʼʼ и продолжает в ʼʼУниженных и оскорбленныхʼʼ. Макар Девушкин считал свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь о том, как бы изыскать деньги на пропитание.
Он, конечно, не подозревает, что им движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского — ʼʼмаленький человекʼʼ способен и на высокие чувства.
Итак, в случае если у Достоевского ʼʼмаленький человекʼʼ живет идеей осознания и утверждения собственной личности, то у Гоголя, предшественника Достоевского, все по-другому. Осознав концепцию Достоевского, мы можем выявить сущность спора его с Гоголем.
По Достоевскому, заслуга Гоголя в том, что Гоголь целенаправленно отстаивал право на изображение ʼʼмаленького человекаʼʼ как объекта литературного исследования. Гоголь изображает ʼʼмаленького человекаʼʼ в том же круге социальных проблем, что и Достоевский, но рассказы Гоголя написаны раньше, естественно, что и выводы были другие, что побудило Достоевского полемизировать с ним. Акакий Акакиевич производит впечатление человека забитого, жалкого, недалекого. У Достоевского личность в ʼʼмаленьком человекеʼʼ, его амбиции много больше внешне ограничивающего его социального и материального положения. У Достоевского подчеркнуто то, что чувство собственного достоинства его героя много больше, чем у людей с положением.
Новое в ʼʼБедных людяхʼʼ возникает уже на уровне материала, традиционного лишь на первый взгляд. Обильно черпая у своих предшественников — очеркистов ʼʼнатуральной школыʼʼ — там, где речь шла о внешнем антураже событий и бытовых условиях его героев, Достоевский вносит, однако, в эти реалии существенно новые акценты.
К примеру, в это описание очередного жилища Макара Алексеевича Девушкина: ʼʼНу, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! …Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую руку его будет глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, все так простираются.
Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте — Ноев ковчегʼʼ Петербургская трущоба преображается у Достоевского в миниатюру и символ общепетербургского и шире — общечеловеческого — общежития.
Ведь в трущобе-ковчеге представлены едва ли не все и всякие ʼʼразрядыʼʼ, национальности и специальности столичного народонаселения — окна в Европу: ʼʼЧиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный: и о Гомере, и о Брамбеусе, и о разных у них там сочинениях говорит, обо всем говорит — умный человек! Два офицера живут и все в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет. …Хозяйка наша — очень маленькая и нечистая старушонка — целый день в туфлях да в шлафроке и целый день все кричит на Терезуʼʼ Безнадежный титулярный советник и бедняк Макар Девушкин связывает свое человеческое самочувствие отнюдь не с новой шинелью, вицмундиром и подобными вещами. Мирится он и со своей социальной и служебно-иерархической малостью, искренне полагая, что ʼʼвсякое состояние определено всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноватьсяʼʼ.Свою автохарактеристику Макар Алексеевич составляет в точном соответствии не только с официальными нормами благонамеренного чиновника и гражданина, но и с казенным стилем: ʼʼСостою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замеченʼʼ. Всех благ и искушений мира важнее и ʼʼдороже всегоʼʼ для Девушкина то, что он называет своей ʼʼамбициейʼʼ. И что на деле есть развитое чувство своей личности, лишь болезненно обостренное не бедностью самой по себе, а ʼʼдо уничиженияʼʼ доводящей человека нищетой и порожденной этим уничижением мнительностью. Сознание своего права на личность и на признание в нем таковой всеми окружающими (как говорит Девушкин, того,ʼʼчто и я не хуже других … что сердцем и мыслями я человекʼʼ) — вот пафос и сущность маленького человека в понимании и изображении этого типа Достоевским. Утрата личностного самоуважения равнозначна для Девушкина превращению его из неповторимой индивидуальности в ʼʼветошкуʼʼ, ᴛ.ᴇ. некий безликий стереотип бедняков и титулярных советников. Это и есть в его глазах смерть — не физическая, как у героя ʼʼШинелиʼʼ, а духовно-нравственная. И только с возвратом чувства своей личности Макар Алексеевич воскресает из мертвых.
Сам Достоевский вносит в понятие ʼʼбедные людиʼʼ принципиально новый смысл, делая ударение не на слове ʼʼбедныеʼʼ, а на слове ʼʼлюдиʼʼ. Читатель романа должен был не просто проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе.
Быть человеком ʼʼне хуже другихʼʼ – как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше всего желают и сам Девушкин, Варенька Доброселова и другие близкие к ним персонажи романа.
Что же значит для Девушкина быть равным другим людям? Что, иначе говоря, всего дороже маленькому человеку Достоевского, о чем он неусыпно и болезненно печется, что более всего боится утратить? Утрата личностного чувства и самоуважения есть для героя Достоевского в буквальном смысле смерть. Возрождение их — воскресение из мертвых.
Эту восходящую к Евангелию метаморфозу переживает Макар Девушкин в страшной для него сцене с ʼʼего превосходительствомʼʼ, о кульминации которой он так рассказывает Вареньке: ʼʼТут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропалʼʼ.
Итак, в чем же состоит, по Достоевскому, равенство его ʼʼмаленького человекаʼʼ всем и всяким представителям общества и человечества? Он равен им не своей бедностью, которую разделяет с тысячами подобных ему мелких чиновников, и не оттого, что его природа, как считали адепты антропологического принципа, однородна с природой иных людей, а потому, что и он, как миллионы людей, — создание Божие, следовательно, явление изначально самоценное и неповторимое. И в данном смысле Личность. Этот пафос личности, упущенный из виду нравоописателями натуральной школы, — автор ʼʼБедных людейʼʼ рассмотрел и убедительно показал в среде и быте, нищенский и однообразный характер которых должен был, казалось, полностью нивелировать пребывающего в них человека. Эту заслугу молодого писателя нельзя объяснить только его художнической проницательностью. Совершенное в ʼʼБедных людяхʼʼ творческое открытие маленького человека могло состояться потому, что Достоевский-художник был неразделен с Достоевским-христианином.
Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского” 2017, 2018.<\p>
Источник: https://referatwork.ru/category/literatura/view/121679_malen_kiy_chelovek_v_romane_bednye_lyudi_dostoevskogo
Характеристика романа «Бедные люди» Достоевского Ф.М
Характеристика романа
«Бедные люди» Достоевского Ф.М
В 1845 году Ф.М.Достоевский закончил работу над романом «Бедные люди». Признание и слава к автору пришли еще до опубликования. С текстом ознакомились Григорович, Некрасов, Белинский. «О «Бедных людях» говорит уже пол-Петербурга», — сообщал в октябре 1845 года Достоевский своему брату Михаилу. «В ноябре и декабре 1845 года все литературные дилетанты ловили и перебрасывали отрадную новость о появлении нового огромного таланта», — свидетельствовал критик Валериан Майков. В январе 1846 года некрасовский «Петербургский сборник» вышел в свет. Открывал эту книгу роман «Бедные люди».<\p>
Уже название романа указывало на тот материал, который положен в его основу, на преобладающий типаж его героев. Это — бедные люди, влачащие жалкое существование, городская «дробь и мелочь», как говаривал в таких случаях Гоголь.<\p>
У них невидные должности, мелкие чины, обычно не старше чина девятого класса, то есть титулярного советника (титулярным советником является Макар Алексеевич Девушкин). Они ютятся где-нибудь в отдаленных районах, в дешевых квартирках; вечно недоедают, мерзнут в своей ветхой одежде (у Девушкина и сапоги прохудились, и пуговицы чуть ли не с половины борта все осыпались), страдают от болезней, не вылезают из долгов, забирают жалованье вперед, чтобы кое-как выкрутиться, и нередко попадают в сети жадных ростовщиков. Для такого персонажа впоследствии был найден специальный термин — маленький человек. Выражение это, впрочем без четкого терминологического ограничения, употреблялось в 40-е годы XIX века; встречается оно и в «Бедных людях». «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек», — говорит Девушкин. Маленький человек здесь синоним непритязательности, способности примириться и сносить любые невзгоды.<\p>
Оригинальность Достоевского заметна уже и в самом типе романа, в некоторых поэтических его особенностях. Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице — о них повествовал автор, рассказчик, то есть лицо постороннее. В «Бедных людях» герои говорят о себе сами — Варенька и особенно Макар Алексеевич Девушкин. Стороннего рассказчика вообще нет; все мы узнаем от самих героев. Это значит, что слово передоверено маленькому человеку. Он сам поверяет нам свои переживания и думы, настроения и намерения.<\p>
Но это еще не все. Роман почти сплошь состоит из писем героев; лишь небольшой его фрагмент, рассказывающий о прошлом Вареньки, написан в форме ее воспоминаний, но и они приложены к очередному ее письму. «Бедные люди» — роман в письмах. Такой жанр не был изобретением Достоевского. Но заслуга автора заключалась в том, что он решительно поставил этот жанр на службу своей теме — теме маленького человека.<\p>
Ведь письмо — если это письмо частное и обращено к близкому и дорогому человеку, каким является для Макара Алексеевича Варенька, — документ личный и интимный. В нем говорят то, что не предназначено для чужих ушей, что составляет сокровенную тайну души и сердца. Внешние обстоятельства жизни наших героев способствуют развитию переписки (вместе с тем это является и ее мотивировкой, то есть оправданием жанра романа в письмах) — живущие совсем рядом, через дорогу, они не могут видеться часто. Макар Алексеевич боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. Только в письмах может он дать волю своей нежности, заботе, тревогам. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, приобретает необычайную силу и выразительность. «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями», — заметил известный литературовед В.В.Виноградов.<\p>
«С тональными вибрациями» — это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература еще не знала.<\p>
В смысле жизни внешней Девушкин относительно свободен, то есть он может не замечать или преодолеть голод, нужду и т.д. Но во взаимоотношениях с Варенькой все гораздо сложнее.<\p>
Уже первое письмо Варвары Алексеевны действует в этом смысле на Девушкина отрезвляюще. Бедный Макар Алексеевич вообразил, что Варенька для него подняла оконную занавеску — знак ему условный подает. А оказалось: «про занавеску я и не думала; она, верно, сама зацепилась…» Узнав об этом, Макар Алексеевич расстроился, да и в чувствах своих забил отбой, чтобы не подумала, не дай бог, чего-нибудь лишнего. «Отеческая приязнь одушевляла меня, единственно чистая отеческая приязнь, Варвара Алексеевна, ибо я занимаю у вас место отца родного…» (колебания чувств Девушкина — вернее, позиции — отражают его обращения в письмах, от доверчивого «Голубчик мой, Варенька!» до холодно-официального «Милостивая государыня, Варвара Алексеевна!»).<\p>
Эпизод с занавескою характерен тем, что здесь прекраснодушные мечтания и иллюзии героя были опрокинуты и развеяны самой жизнью. И в этом смысле эпизод оказался предвестием заключительных сцен, когда на горизонте обозначилась реальная угроза в лице господина Быкова, и Макар Алексеевич понял, что он может потерять Вареньку навсегда.<\p>
В жанре романа в письмах у автора нет иной возможности высказать свое мнение, как только с помощью реального развития действия. И Достоевский пользуется этой возможностью, сталкивая представления Макара Алексеевича с действительностью и отмечая их несоответствие.<\p>
И все же есть одно место, где автор, выходя за пределы суждений своих персонажей, дает иную, стороннюю точку зрения на все происходящее. Речь идет об эпиграфе, взятом из одного рассказа известного писателя и философа В.Ф.Одоевского. Причем и здесь авторская точка зрения выражена способом «от противного», ибо она противостоит той позиции, которая обозначена в эпиграфе.<\p>
Некое незнакомое лицо, судя по всему ворчун и брюзга, жалуется на писателей: «Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать!»<\p>
Знакомые интонации — ведь и Макар Девушкин был против того, чтобы до «подноготной» докапываться, выступал за успокаивающее, усладительное чтение (однажды он даже Вареньке посоветовал: «Когда конфетку во рту держите — вот тогда прочтите»). В свете эпиграфа некоторые рассуждения Макара Алексеевича приобретают ироническую подсветку.<\p>
Но эта же подсветка усиливает звучание трагической темы романа, которая в авторском стремлении раскрыть весь ход жизни без прикрас противостоит и эпиграфу, и наивным верованиям Девушкина.<\p>
Словосочетание «бедные люди», вынесенное в заглавие романа, играет важную роль в понимании смысла этого произведения. Сначала кажется, что подразумевается лишь недостаточность средств существования, бедность материальная и физическая. Но вот Девушкин говорит о семействе Горшкова: «Бедны-то они, бедны — господи, бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто». Бедность здесь в одном ряду с покорностью, тишиной, смирением. Но это обманчивое смирение. «Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено… Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, — дескать, не про него ли там говорят?.. И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши…»<\p>
Перед читателем возникает целая гамма чувств и переживаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина. Становится понятным, почему Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия.<\p>
Так уже в первом своем произведении писатель приступил к решению той задачи, которую впоследствии определил следующими словами: «При полном реализме открыть человека в человеке».
<\p>
Источник: https://libaid.ru/katalog/d/dostoevskij-fjodor/3472-kharakteristika-romana-bednye-lyudi-dostoevskogo-f-m
Образ Макара Девушкина в книге «Бедные люди» (Достоевского)
11:00, 27 декабря 2018 13 0 381<\p>
Макар Девушкин – представитель галереи «маленьких людей», которые в 19 столетии покорили русскую литературу.
Каждый второй автор того времени пытался создать своего «маленького человека», чтобы отразить свой взгляд на данный тип человеческой натуры. Через этот образ писатели выражали свое мнение о социальном строе, состоянии общества и государства, а также о взаимоотношениях людей между собой.
Макар Девушкин тем интересен нам, что выражает позицию раннего Достоевского, ведь «Бедные люди» — дебют литератора.
Макар работал чиновником, жил бедно и скромно. В его коморке иногда не было даже чая.
Единственным утешением этого человека средних лет, средних интеллектуальных способностей, среднего положения была дальняя родственница Варвара, которая попала в беду и нуждалась в его помощи.
Одинокая жизнь Девушкина преобразилась: он начал жить от письма к письму, от посещения к посещению. Именно в этом отношении Макара к девушке мы видим положительные стороны его натуры: доброту, отзывчивость, готовность пожертвовать всем ради любви.
В маленьком человеке скрывается большое сердце, и Достоевский подчеркивает этот парадокс, невольно сталкивая тщедушного чиновника с крупным дельцом Быковым, фамилия которого говорит за него. Это как раз-таки большой человек, которого уважают и считают образцом мужественности многие люди.
Однако купец, встретив юную особу без поддержки и семьи, надругался над нею и был таков. Его сила – это всего лишь агрессия и наглость. А вот подлинное благородство души проявил тот, кого никто не принимал всерьез, тот, кого все считают «маленьким».
Девушкин содержал Вареньку бескорыстно и помог ей вылечить душевную травму от насилия Быкова. На его примере автор показал, что в России того времени людям приходилось рассчитывать только друг на друга, ведь государство равнодушно внимало их страданиям.
В такой обстановке им необходимо было проявлять по отношению друг к другу сострадание и защиту. Только в этом было спасение от безысходности жизни.
Но Достоевский был правдивым художником и во всем находил противоречивые черты. Так, Макар не был идеалом. Столкнувшись с жизненными трудностями и невозможностью содержать Варю и себя, он запил. Ему не хватило силы и мужества на преодоление препятствий, он был слишком мягок и труслив. Кроме того, в глаза бросается его невежество.
Только Варя смогла хоть немного развить своего временного покровителя, отучив его от плохой и безвкусной литературы. В этих чертах автор выразил общее горе многих «маленьких людей» — их глупость и безволие. Они не могут поменять свою жизнь, и не только из-за нехватки денег.
Главной их проблемой была глупость, выражающаяся в отсутствии интеллектуальных и духовных потребностей.
В образе Макара Девушкина читатель видит не только маленького человека с привычным набором черт и особенностей, но и показатель состояния общества в ту эпоху. Государство и общество своим равнодушием, а иногда и презрением унижали обычного человека до такой степени, что он терял самоуважение и достоинство, хоть и был добродетельным и способным на большее.
Источник: https://advert-journal.ru/obraz-makara-devyshkina-v-knige-bednye-ludi-f-m-dostoevskii/
Готовые школьные сочинения
Окт
24 2010
Типаж героев в романе Достоевского «Бедные люди»
«О «Бедных людях» говорит уже пол-Петербурга», – сообщал в октябре 1845 года Достоевский своему брату Михаилу.
«В ноябре и декабре 1845 года все литературные дилетанты ловили и перебрасывали отрадную новость о появлении нового огромного таланта», – свидетельствовал критик Валериан Майков. В январе 1846 года некрасовский «Петербургский сборник» вышел в свет.
Открывал эту книгу роман «Бедные люди». Уже название романа указывало на тот материал, который положен в его основу, на преобладающий типаж его героев. Это – бедные люди, влачащие жалкое существование, городская «дробь и мелочь», как говаривал в таких случаях Гоголь.
У них невидные должности, мелкие чины, обычно не старше чина девятого класса, то есть титулярного советника (титулярным советником является Макар Алексеевич Девушкин).
Они ютятся где-нибудь в отдаленных районах, в дешевых квартирках; вечно недоедают, мерзнут в своей ветхой одежде (у Девушкина и сапоги прохудились, и пуговицы чуть ли не с половины борта все осыпались), страдают от болезней, не вылезают из долгов, забирают жалованье вперед, чтобы кое-как выкрутиться, и нередко попадают в сети жадных ростовщиков. Для такого персонажа впоследствии был найден специальный термин – маленький человек.
Выражение это, впрочем без четкого терминологического ограничения, употреблялось в 40-е годы XIX века; встречается оно и в «Бедных людях». «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек», – 39 говорит Девушкин.
Маленький человек здесь синоним непритязательности, способности примириться и сносить любые невзгоды. Оригинальность Достоевского заметна уже и в самом типе романа, в некоторых поэтических его особенностях.
Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице – о них повествовал автор, рассказчик, то есть лицо постороннее.
В «Бедных людях» герои говорят о себе сами – Варенька и особенно Макар Алексеевич Девушкин. Стороннего рассказчика вообще нет; все мы узнаем от самих героев. Это значит, что слово передоверено маленькому человеку. Он сам поверяет нам свои переживания и думы, настроения и намерения. Но это еще не все.
Роман почти сплошь состоит из писем героев; лишь небольшой его фрагмент, рассказывающий о прошлом Вареньки, написан в форме ее воспоминаний, но и они приложены к очередному ее письму. «Бедные люди» – роман в письмах. Такой жанр не был изобретением Достоевского.
Но заслуга автора заключалась в том, что он решительно поставил этот жанр на службу своей теме – теме маленького человека.
Ведь письмо – если это письмо частное и обращено к близкому и дорогому человеку, каким является для Макара Алексеевича Варенька, – документ личный и интимный. В нем говорят то, что не предназначено для чужих ушей, что составляет сокровенную тайну души и сердца.
Внешние обстоятельства жизни наших героев способствуют развитию переписки (вместе с тем это является и ее мотивировкой, то есть оправданием жанра романа в письмах) – живущие совсем рядом, через дорогу, они не могут видеться часто. Макар Алексеевич боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов.
Только в письмах может он дать волю своей нежности, заботе, тревогам. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, приобретает необычайную силу и выразительность.
«Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями», – заметил известный литературовед В.В.Виноградов. «С тональными вибрациями» – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература еще не знала.
В смысле жизни внешней Девушкин относительно свободен, то есть он может не замечать или преодолеть голод, нужду и т.д. Но во взаимоотношениях с Варенькой все гораздо сложнее.
Уже первое письмо Варвары Алексеевны действует в этом смысле на Девушкина отрезвляюще. Бедный Макар Алексеевич вообразил, что Варенька для него подняла оконную занавеску – знак ему условный подает.
А оказалось: «про занавеску я и не думала; она, верно, сама зацепилась…»
Узнав об этом, Макар Алексеевич расстроился, да и в чувствах своих забил отбой, чтобы не подумала, не дай бог, чего-нибудь лишнего.
«Отеческая приязнь одушевляла меня, единственно чистая отеческая приязнь, Варвара Алексеевна, ибо я занимаю у вас место отца родного…» (колебания чувств Девушкина – вернее, позиции – отражают его обращения в письмах, от доверчивого «Голубчик мой, Варенька!» до холодно-официального «Милостивая государыня, Варвара Алексеевна!»). Эпизод с занавескою характерен тем, что здесь прекраснодушные мечтания и иллюзии героя были опрокинуты и развеяны самой жизнью. И в этом смысле эпизод оказался предвестием заключительных сцен, когда на горизонте обозначилась реальная угроза в лице господина Быкова, и Макар Алексеевич понял, что он может потерять Вареньку навсегда.
В жанре романа в письмах у автора нет иной возможности высказать свое мнение, как только с помощью реального развития действия. И Достоевский пользуется этой возможностью, сталкивая представления Макара Алексеевича с действительностью и отмечая их несоответствие.
И все же есть одно место, где автор, выходя за пределы суждений своих персонажей, дает иную, стороннюю точку зрения на все происходящее. Речь идет об эпиграфе, взятом из одного рассказа известного писателя и философа В.Ф.Одоевского. Причем и здесь авторская точка зрения выражена способом «от противного», ибо она противостоит той позиции, которая обозначена в эпиграфе.
Некое незнакомое лицо, судя по всему ворчун и брюзга, жалуется на писателей: «Нет чтобы написать что-нибудь 41 полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!..
Вот уж запретил бы им писать!» Знакомые интонации – ведь и Макар Девушкин был против того, чтобы до «подноготной» докапываться, выступал за успокаивающее, усладительное чтение (однажды он даже Вареньке посоветовал: «Когда конфетку во рту держите – вот тогда прочтите»). В свете эпиграфа некоторые рассуждения Макара Алексеевича приобретают ироническую подсветку.
Но эта же подсветка усиливает звучание трагической темы романа, которая в авторском стремлении раскрыть весь ход жизни без прикрас противостоит и эпиграфу, и наивным верованиям Девушкина. Словосочетание «бедные люди», вынесенное в заглавие романа, играет важную роль в понимании смысла этого произведения.
Сначала кажется, что подразумевается лишь недостаточность средств существования, бедность материальная и физическая. Но вот Девушкин говорит о семействе Горшкова: «Бедны-то они, бедны – господи, бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто».
Бедность здесь в одном ряду с покорностью, тишиной, смирением. Но это обманчивое смирение.
«Бедные люди капризны, – это уж так от природы устроено… Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, – дескать, не про него ли там говорят?..
И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши…» Перед читателем возникает целая гамма чувств и переживаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина.
Становится понятным, почему Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия Так уже в первом своем произведении писатель приступил к решению той задачи, которую впоследствии определил следующими словами: «При полном реализме открыть человека в человеке».
Источник: https://www.testsoch.net/tipazh-geroev-v-romane-dostoevskogo-bednye-lyudi/