Деятели дегенеративного искусства: schokk vs ппр

Дегенеративное искусство: понятие. Выставка дегенеративного искусства :

Изобразительное искусство способно воодушевлять и зачаровывать, окрылять и восхищать. Творения талантливых мастеров обращают внимание на разные социальные вопросы, побуждая задуматься над своей жизнью, переосмыслить её и что-то изменить.

В изобразительном искусстве бытуют разносторонние направления и веяния, такие многообразные по форме и стилю, что они не всегда могут быть приемлемы для того или иного человека. И всё же, несмотря на различия во вкусах и убеждениях, все художественные течения и приёмы имеют право на существование (если они не побуждают к античеловеческим поступкам).

На протяжении истории осуществлялись попытки борьбы с разными стилями и направлениями в искусстве. Не всегда подобные старания были обоснованы и правильно скорректированы. Зачастую они исходили от одного предубеждённо настроенного человека или группы людей, необъективных в своих взглядах и предпочтениях.

Обратите внимание

Одним из примеров такой борьбы является программа Гитлера-Геббельса по уничтожению авангардного искусства. Вследствие нацистского плана многие незаурядные талантливые картины были уничтожены, а способные утончённые живописцы репрессированы.

Данная программа, осуществляемая фашистскими лидерами, называлась “Дегенеративное искусство” – что включало в себя это понятие? Как реализовывался замысел немецких руководителей? Удалось ли им стать победителями в борьбе с дегенеративным искусством? Давайте узнаем.

А вначале обсудим само значение нацистского термина и историю его происхождения.

Определение

Дегенеративное искусство – именно так именовали фашистские диктаторы все течения авангардизма. Пропагандируя своё мнение в массах, они называли направления данного вида опасным орудием в руках евреев и большевиков, направленным на всех истинных арийцев.

Откуда пошло такое название? Еще в 1892 году была издана социально-психологическая книга врача и журналиста Макса Нордау “Вырождение”. В своём труде европейский учёный еврейского происхождения раскритиковал декадентство, впервые применив к нему термин “дегенеративное искусство”.

Автор, обеспокоенный повсеместным моральным разложением и низвержением духовных ценностей, используя медицинские и социальные аспекты, старался доказать, что представители авангардизма имеют предрасположенность к психическим заболеваниям, что и отражается в их творческих произведениях и работах.

Адольф Гитлер, подхватив эту идею, реализовал её во всей своей жестокости и беспощадности.

Малоизвестная черта жестокого фюрера

Ни для кого не секрет, что лидер немецких национал-социалистов с юности был предрасположен к психическим отклонениям. Однако мало кто знает, что этот жестокий и неуравновешенный человек любил рисовать и за свою жизнь создал несколько сотен полотен.

Еще на заре своей юности Гитлер влюбился в живопись. Он несколько раз поступал в знаменитую Академию художеств в Вене, но так и не был принят по причине отсутствия настоящего таланта. Но всё же не забросил своё хобби. Он обожал рисовать и делал это довольно удачно. Несколько лет занимался собственным бизнесом – продавал картины, изображающие виды старой Вены.

Примечательно, что большинство покупателей будущего фюрера являлись евреями.

Даже во время Первой мировой войны, находясь на фронте, Адольф Гитлер продолжал писать, передавая на бумаге зарисовки военно-полевой жизни: домишки крестьян, полевые госпитали, взрывы снарядов и так далее.

Важно

Как видим, председатель национал-социалистов недаром считал себя компетентным в вопросах живописи, возлагая на свои плечи беспощадную миссию судить инакомыслящих.

Борьбу с так называемым дегенеративным искусством Гитлер доверил Йозефу Геббельсу – одному из своих ближайших сподвижников и верных последователей, занимающему пост министра пропаганды и президента имперской палаты культуры.

Что представляла собой борьба с авангардизмом?

Суть гонимого искусства

Модернизм – это направление в искусстве, возникшее на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, которое характеризовалось разрывом с привычным тогда классическим искусством.

Авангардистские течения отличались своим нетрадиционным видением художественной мысли, а также условностью (или отвлечённостью) стиля.

С помощью резких штрихов и контрастов они изображали не образ человека, а его эмоции и чувственные вспышки.

Какие именно направления модернизма считались в нацистской Германии дегенеративными?

Прежде всего, это был зародившийся во Франции импрессионизм – одно из крупнейших течений в искусстве, отличительной чертой которого являлось открытие различных методов и приёмов для передачи своих мимолётных впечатлений, а также естественного и живого изображения реального мира, учитывая его подвижность и изменчивость.

Другой гонимой ветвью авангардной живописи 20 века был дадаизм, возникший под влиянием бессмысленной жестокости Первой мировой войны. Основными принципами этого течения были отрицание признанных стандартов в живописи, бессистемность, разочарование и нигилистический цинизм.

Не признавал Гитлер и кубизм, характерными признаками которого являлась подчёркнутая геометризация условных форм и раздробление художественных образов на геометральные примитивы.

К другим преследуемым в Германии авангардным направлениям в искусстве относились:

  • Фовизм (выражающийся в динамичных стихийных мазках, контрасте цветов, ярком колорите красок, обобщении пространства и сведении форм к простым контурам).
  • Сюрреализм (проявляющийся в фантасмагорических формах и противоречиях).
  • Экспрессионизм (характеризующийся преувеличением, смещением и упрощением чувств и переживаний автора, передающий образ с помощью угловатых линий, грубых мазков, кричащего колорита, выражающий эмоции, крик, боль, разочарование).

В каких конкретно действиях проявилась фашистская пропаганда против дегенеративного искусства?

Две противоречивые выставки

Для того чтобы очернить модернистские течения перед народом, были созданы две художественные выставки, контрастность которых должна была пробудить в истинных немцах ненависть к авангарду.

18 июля 1937 года в Мюнхене были представлены художественные экспозиции официального изобразительного искусства. Выставка была торжественно открыта самим Гитлером.

Здание для показа было построено специально для этих целей. Оно представляло собой красивый Дом культуры, с просторными залами из мрамора и большими светлыми окнами.

Совет

Через день в помещении напротив была открыта другая выставка – полная противоположность первой. На ней были представлены “неправильные” работы, неугодные властям по своему стилю и изложению.

Чем была примечательна та экспозиция?

Подготовка к выставке

Перед показом неугодных картин были отобраны тысячи работ, которые бы представляли “вырожденное искусство” во всём безобразии.

Специально основанная комиссия должна была ознакомиться с экспозициями немецких музеев и отобрать из их фонда нежелательные образчики.

К слову, такой придирчивый осмотр привёл к тому, что многие заведующие музеев и галерей были сняты с должности и репрессированы.

Кто входил в число германских эстетов и судей? Это были:

  1. Адольф Циглер (художник и глава палаты изобразительных искусств).
  2. Ханс Швайцер (карикатурист, политический деятель).
  3. Вольфанг Вилльрих (нацистский художник).
  4. Франц Хофман (директор Городской художественной галереи).
  5. Клаус фон Баудиссен (министр образования, заведующий Эссенским музеем).

По каким критериям проходил отбор полотен?

Прежде всего, искали картины, в которых присутствовало специальное искажение образа, саркастическое отношение к религии, пропаганда марксизма, большевизма и антивоенных настроений, увлечение эротикой и порнографией, изображение других, более “низких” народностей (темнокожих, иудеев и других).

Как проходила данная выставка?

Экспозиция дегенеративного искусства

Представьте себе неказистое и неуютное здание, душное и затемнённое, с низко опущенными потолками. На его парадных дверях – надпись, запрещающая входить внутрь беременным и несовершеннолетним. Что это за здание и почему на нём помещена такая вывеска?

Это – институт археологии, в котором проходила выставка дегенеративного искусства. Данное помещение было выбрано специально, чтобы настроить посетителей на брезгливое отношение к представленным картинам.

Сами полотна свисали со стен на одних шнурах, без соблюдения каких-либо пропорций и симметричности. Вперемешку с картинами были выставлены изображения реальных уродов и калек, отвратительных в своих заболеваниях. Всё это вызывало у аккуратных и чистоплотных немцев ощущение гадливости и отвращения.

Ситуацию усугубляли глумливые, карикатурные надписи и оскорбительные обращения, целью которых было дискредитировать авангардное искусство в глазах германских посетителей.

Сама выставка была размещена в нескольких экспозиционных залах. В одной аудитории были поданы картины с антирелигиозным содержанием, в другой – полотна, изображающие женщину как безнравственный плод утех, в третьей – работы художников-евреев. Всё это возбуждало в немцах чувство ярости и ненависти к “неправильным” мастерам-авангардистам.

Читайте также:  Смысл песни тает лед

Какие же авторы были представлены на дегенеративном показе?

Гонимые художники

Ниже приводятся имена мастеров, чьи работы отражали современные веяния живописи 20 века, и которые рассматривались Гитлером как вырожденческие.

  • Макс Бекман. Пятьсот его картин были признаны дегенеративными. Художника-портретиста отстранили от преподавания, вскоре после выставки он эмигрировал в Амстердам, позднее – в США.
  • Ханс Беллмер. Фотохудожник и иллюстратор. Создал восемнадцать фотографий, главной фигурой которых была деформированная кукла в эротических образах. За это был причислен к дегенеративному искусству, эмигрировал во Францию.
  • Жорж Грос. График, карикатурист и живописец. Резко, в гротескном стиле критиковал участие Германии в Первой мировой войне, а также умело воссоздал в своих рисунках абсурдность и безысходность, которые царили в стране перед приходом к власти Гитлера. В графике часто использовал эротические темы.
  • Отто Дикс. Автор шокирующих, эмоционально напряженных картин. После причисления своего творчества к вырождающемуся уехал в деревню, где писал одни политически правильные пейзажи.
  • Эмиль Нольде. Более тысячи его работ были конфискованы, а художественная композиция о жизни Христа заняла центральное место в дегенеративной выставке. После того как нацисты запретили художнику писать, он переехал в провинцию и тайком рисовал акварели, в отчаянии закапывая их в землю.
  • Ловис Коринт. Несмотря на то что художник умер за двенадцать лет до экспозиции, около трёхсот его работ были признаны извращёнными, а некоторые даже выставлены на всеобщее обозрение.
  • Эрнст Кирхнер. Яркие полотна мастера с угловатыми линиями и драматическими образами были конфискованы и уничтожены (около семисот картин).

После этого художник покончил жизнь самоубийством.

Высказывание фюрера

Чем был недоволен Гитлер и что он хотел показать, организовывая почти одновременно столь разные по стилю и содержанию художественные выставки?

Свою обвинительную речь несостоявшийся художник произнёс на открытии “Большой германской художественной выставки”.

Фюрер обвинял художников-модернистов в том, что они видят всё “наизнанку”, так как передают в своих картинах мир не таким, каким он есть (зелёного цвета небо, синего – луга, жёлтого – облака).

Обратите внимание

Гитлер называл таких мастеров “несчастными”, потому что они страдали не только расстройством зрения, но и болезненным восприятием окружающей среды.

Также нацистский вождь считал, что своими безобразными картинами живописцы намеренно стараются оскорбить и унизить не только образ человека, но и всю арийскую расу. Под конец оратор призвал сограждан провести беспощадную чистку всех художников-модернистов, намекая на их политический сговор с евреями и большевиками.

Что же ожидало дегенеративные картины?

Судьба полотен

Многие непонравившиеся нацистской власти холсты были уничтожены, некоторые – представлены на выставке, кое-какие – проданы.

Да, спустя несколько лет Геринг предложил сбыть полотна иностранным галереям, дабы тем самым пополнить казну Великого рейха. Гитлер обменял некоторые талантливые авангардные работы на классические картины старинных мастеров.

Дегенеративное искусство сегодня

К счастью, в современном мире нет понятия вырожденного искусства, а тем более сейчас не осуществляются программы по его искоренению. Если кто-то не согласен с тем или иным стилем живописи, то всё решается на уровне различия вкусов и предпочтений.

Каждый человек имеет право на самовыражение и самореализацию, какой бы непонятной и непостижимой она ни казалась. Поэтому очень важно быть толерантным и либеральным по отношению к инакомыслящим. Ведь нетерпимость и излишняя суровость могут повлечь за собой серьёзные непоправимые последствия. Пример тому – фанатичная борьба Гитлера с дегенеративным искусством.

Источник: https://www.syl.ru/article/340520/degenerativnoe-iskusstvo-ponyatie-vyistavka-degenerativnogo-iskusstva

Текст песни(слова) Oxxxymiron, Schokk – Дегенеративное искусство

Все тексты песен(слова) Oxxxymiron Все тексты песен(слова) Schokk

[Выстрел] [Куплет 1, Oxxxymiron]: Пятая колонна, белая ворона, Серый кардинал вашей системы координат. Не вини меня, если твой майк сломан.

Я майки рву, а не ломаю – Халк Хоган!<\p>

ЭмСи з**бали. Я их по-миссионерски, Хоть не проповедник, драл у Blaze'а на диване. Мы летим на гастроли, по сети нас тронь.

Проверился на СПИД – позитивный настрой!<\p>

Ходи, нервно икая. Я не вникаю в гендер и каюсь. В**бал и Герду, и Кая. И пока я Бородино своё не проиграю,

Я как жук-навозник – я толкаю своё дерьмо.<\p>

Меня каждый микшер или комп Тянет на мокрое дело, будто бывших моряков. Твои вирши – анекдот. Тише монитор, batty boy.

Не понял? urbandictionary.

com<\p>

Ты не вождь, как Виннету – ты видно перепутал его С Винни-Пухом, лилипут. Сэмплируй “Тополиный пух”. Ты кормишь слушателей постною кашею.

Ты пёс со стволом – фоторужьё, Простоквашино.<\p>

[Припев, Oxxxymiron]: Нет! Это некрасиво и безвкусно! Твой рэп – это дегенеративное искусство. Мы с вашим партийным курсом несогласны.

Лучше быть за СПИД, наркотики и пи**растов!<\p>

Нет! Это некрасиво и безвкусно! Твой рэп – это дегенеративное искусство. Мы с вашим партийным курсом несогласны.

Лучше быть за СПИД, наркотики и пи**растов!<\p>

[Куплет 2, Schokk]: Еп! Я будто в бассейне, кругом одни засранцы. Вынул х*й, и твоя с*ка тут же мокрая, как сланцы.

Рэп не должен быть порядочным, поверь мне, он не хочет.

У меня железный ч*ен, с*ка, проверь его на ощупь!<\p>

Он стоит, но я з*лупу свою даже не вижу, И приходится стучать на мобилу. Шутки в сторону – всё панчи-х**нчи.

Ну, а серьезно – я всё панчу и панчу.<\p>

Для вас барыга зап*дло, быть торчком з**бись. Давай не будем спорить, у кого х**вая жизнь.

Я начитанный, но скромный, что касается ума –

Мой активный мозг, проснувшись, мне хватает до пупка.<\p>

Важно

Я MC а не рэпак, реалитет, а не имидж. Лучше уж Джи в штанах, чем с пистолетом, но, bitches Ты мне не веришь? Я тоже, ведь мною быть невозможно.

Schokk!<\p>

Чистое мясо, будто вылез из кожи. Ты будто выкидыш мёртвый.

Не повидал этой жизни, я твой Иисус,

Ты как Пётр – отрекаешься трижды.<\p>

Меня не держат правила, я будто еду на красный. За мной в погоне, как менты, русские рэп-пи**расы. Дай пи**ы, от**ярь меня, попробуй, подруга!

Я сквозняк тебе оставлю. Чем? Отверткою в ухо!<\p>

[Припев, Oxxxymiron]: Нет! Это некрасиво и безвкусно! Твой рэп – это дегенеративное искусство.

Мы с вашим партийным курсом несогласны.

Лучше быть за СПИД, наркотики и пи**растов!<\p>

Нет! Это некрасиво и безвкусно! Твой рэп – это дегенеративное искусство. Мы с вашим партийным курсом несогласны.

Лучше быть за СПИД, наркотики и пи**растов!<\p>

Еп!

Текст песни Oxxxymiron, Schokk – Дегенеративное искусство. Авторы текста: Дмитрий Бамберг (Шокк) и Мирон Фёдоров (Оксимирон). Альбом “Schizzo”.

Август 30, 2010.

Читайте также:  Проблема человеческого счастья в рассказе «крыжовник»

Источник: https://www.gl5.ru/o/oxxxymiron/oxxxymiron-degenerativnoye-iskusstvo.html

Дегенеративное искусство. К 75-летию открытия выставки в Германии

Хорошо известно, что новое крайне редко  легко и сразу принимается современниками. Часто то или иное направление, течение в искусстве долго и мучительно ищет признания и понимания обществом.  Для этого требуется время и большая просветительская работа.

Ну, не успевают массы за мелкой группкой впередсмотрящих гениев и талантов, не могут быстро отказаться от уже привычных, годами формировавшихся взглядов и представлений, не в состоянии моментально принять и полюбить творения всех этих возмутителей общественного спокойствия  типа Пикассо, Матисса, Дерена и так далее.

Значительно позже приходит осознание, положительная оценка и, наконец, признание. Высокое искусство делит общество на тех, кто остро реагирует и сопереживает, и тех, кто остается равнодушным и не принимает посланий автора.
Истинный  художник по природе своей не может ходить в строю, а в тоталитарном государстве ему и вовсе нет места.

Был в истории ХХ века страшный период, когда искусство не только расценивалось с позиции идеологии, а само становилось врагом политического строя. Так было и в нашей стране, когда лучших советских художников, писателей, поэтов, композиторов обвиняли в формализме и откровенно травили, в то время как процветали удобные власти деятели культуры.

Несмотря на близкие методы идеологической борьбы за чистоту национального духа, советская власть не посягнула на сами произведения искусства, как это произошло в свое время в  нацистской Германии.

В 1937 году, переломном для тоталитарных режимов Европы – Германии, Советского Союза, Италии, нацистские власти почувствовали полную уверенность в своей силе и поддержку народных масс, и повели атаку не только на самих деятелей культуры, сохранивших независимость и свободу духа, но и на их произведения. Всем знакомы кадры хроники, запечатлевшие костры из книг писателей еврейского происхождения и причисленных к коммунистам на площадях немецких городов. Но эти акции носили скорее символический характер, нежели фактическое уничтожение произведений изобразительного искусства.

Борьба за оздоровление национальной культуры началась в Германии в 1935 году, когда Гитлер выступил на VI партийном съезде НСДАП с изложением новой культурной программы, прямо связав явления кубизма, дадаизма и футуризма в искусстве с процессом политико-экономической деструкции в Германии после заключения Версальского мира и заявил о принципиальном отторжении духа авангарда культурой Третьего рейха. К концу 1936 года общая картина культуры и искусства Германии выглядела совершенно неузнаваемой. За три года после прихода нацистов к власти из страны эмигрировали сотни прогрессивных литераторов, архитекторов, режиссеров, художников и музыкантов, включая самых именитых – Томаса и Генриха Маннов, Марлен Дитрих, Оскара Кокошку, Георга Гросса и других. К «дегенеративному искусству» была отнесена и деятельность художников и архитекторов Баухауса, который был закрыт в 1933 году, после чего Василий Кандинский был вынужден эмигрировать во Францию, а его работы, находившиеся в германских музеях, постигла трагическая судьба.

Совет

Немецкий художественный авангард, с его немалым численным составом и основательной укорененностью в национальной культуре, оставался в такой ситуации не более чем последней помехой в динамичном процессе перерождения нации и страны. С июля 1937 года волна репрессий и беззакония по отношению к мастерам превзошла все ожидания.

К услугам нацистских культур-функционеров было уже около десятка специальных указов и постановлений, позволявших дифференцированно использовать систему преследования неугодных художников. Самым «легким» из наказаний был запрет на экспозицию произведений известного мастера, приобретенных музеями.

Такие работы обычно конфисковывались и поступали в специальные хранилища в Берлине, Мюнхене, Дрездене, Лейпциге и других крупных центрах.

В дальнейшем тот же художник (чаще всего авангардист) становился первым кандидатом на исключение из Академии или Палаты изобразительных искусств, лишался права выставляться в галереях и продавать свои работы; за этим мог последовать запрет на профессиональную деятельность как самое тяжелое наказание. За рамками нацистского законодательства формально оказались только две масштабные акции: сожжения конфискованных произведений «дегенеративного искусства» в Берлине 20 марта 1939 года, а также продажи уцелевшей их части на международных аукционах для пополнения государственной казны.

Для приобретения статуса официального художника нужно было вступить в нацистскую партию, стать членом Культурной палаты рейха (их к 1935 году насчитывалось уже более 100 тысяч человек) и полностью принять правящую идеологию. Но даже членство в нацистской партии не помогло Эмилю Нольде, 1052 картины которого были изъяты из немецких музеев.

В течение 1933-1934 годов отношение к экспрессионизму было неоднозначным.

Геббельс и некоторые другие функционеры нацистского правительства считали, что брутальные работы таких мастеров как Эмиль Нольде, Эрнст Барлах и Эрих Хеккель выражают нордический дух, но в итоге вынуждены были согласиться с Гитлером, объявившим, что в рейхе не место модернистскому экспериментаторству.

Эрих Хекель. Две наклоненные женщины. 1909

К 1937 году концепция дегенеративности прочно укоренилась в нацистской политике.

30 июня 1937 года Геббельс назначил президента имперской Палаты изобразительных искусств Адольфа Циглера (Adolf Ziegler) главой комиссии из шести человек, уполномоченной изъять из музеев и художественных коллекций по всему рейху любые оставшиеся произведения, имеющие отношение к модерн-арт, дегенеративному и подрывному искусству. Эти работы должны были быть выставлены на публике с тем, чтобы окончательно искоренить еврейский дух, проникший в немецкую культуру.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Голова альпийского пастуха (Мартин Шмид). 1917.

Эмиль Нольде. Предсказатель. 1912

Акции подверглись 5 238 работ, в том числе 1 052 работы Нольде, 759 Хеккеля, 639 Эрнста Людвига Кирхнера, 508 Макса Бекмана, работы Александра Архипенко, Марка Шагала, Джеймса Энсора, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Винсента ван Гога.

Обратите внимание

В экспозицию выставки было включено 730 картин, скульптур, графических работ и книг 112 германских художников из 32 германских музеев.

Большая часть экспонатов была изъята из Отдела новой живописи Национальной галереи (в Кронпринцен-пале в Берлине), Государственной Баварской картинной галереи в Мюнхене, Художественного музея в Дюссельдорфе, Фолькванг-музея в Эссене, Кунстхалле в Мангейме и Галереи земли Ганновер.

Выставка открылась в Мюнхене 19 июля 1937 и продолжала свою работу до 30 ноября, после чего отправилась в двухлетний тур по 11-ти городам Германии и Австрии. Вход на выставку был свободный, иллюстрированный каталог стоил 50 пфеннигов.

Выставка была подготовлена в беспрецедентно короткий двухнедельный срок. Вернисаж состоялся в Археологическом институте Мюнхенского университета. Экспозиция была намеренно составлена так, чтобы подчеркнуть «дегенеративный» характер представленных произведений.

Зрители входили на выставку по узкой лестнице и сразу упирались в огромную скульптуру Христа, выглядящую чересчур театрально.

Залы были хаотично заполнены большим количеством картин, по большей части без рам и висящих на простых шнурах,  освещение в залах было очень скудным.

Работы в первых трех залах были представлены по тематическому принципу – в первом были работы на религиозные темы, во втором были представлены преимущественно еврейские художники, третий содержал работы, оскорбляющие женщин, солдат и крестьян Германии.

Остальная часть экспозиции не содержала никакой тематической направленности. Стены были исписаны оскорбительными лозунгами.

Важно

Выставка пропагандировала идею, что модернизм объединяет еврейско-большевистских художников, ненавидящих Германию, хотя лишь шесть художников из 112-ти действительно были евреями.

Признаки, по которым произведения были отобраны в экспозицию:

  1. Нарочитое искажение натуры (Э.Л. Кирхнер, О. Дикс, В. Моргнер),
  2. Издевательское отношение к религии (Э. Нольде, П. Клее),
  3. Наличие большевистского и анархического подтекста (Г. Гросс),
  4. Политическая тенденциозность, в том числе пропаганда марксизма и антивоенного саботажа (Дж. Хартфилд, О. Дикс),
  5. Моральное разложение и увлечение темой проституции под видом социальной критики (О. Дикс, Э.Л. Кирхнер),
  6. Утрата национального (расового) сознания и увлечение экзотикой примитивных народов (художники «Моста»),
  7. Утверждение человеческого идеала в виде идиотов, кретинов и паралитиков (О. Кокошка, художники «Моста»),
  8. Стремление изображать только иудейскую натуру (Л. Майднер, О. Фройндлих),
  9. Утрата здравого смысла ввиду болезненности воображения (И. Мольцан, В. Баумайстер, К. Швиттерс).
Читайте также:  Нужна ли человеку правда? (по пьесе горького «на дне»)

На глумление были выставлены известнейшие картины, в том числе фрагменты знаменитого полиптиха Э. Нольде «Жизнь Христа», групповой портрет художников «Моста» кисти Э.Л. Кирхнера, «Золотая рыба» П. Клее, «Портрет раввина» М. Шагала, «Башня синих лошадей» Ф. Марка.

Франц Марк. Башня синих лошадей. 1913

Рядом с подписями к работам было указано, какую сумму тот или иной музей потратил на покупку этой работы. Многие из этих работ приобретались в начале 1920-х годов в период гиперинфляции, и суммы приобретений выглядели астрономическими.

Через несколько недель после открытия выставки Геббельс приказал продолжить изъятия из коллекций. Таким образом, общее количество изъятых работ составило 16  558 произведений.

Карл Шмидт-Ротлуфф. Две женщины. 1915.

Эрих Хекель. Стоящая обнаженная. 1912

Выставку «Дегенеративное искусство» в Мюнхене посетило более двух миллионов человек – втрое больше, чем проходившую одновременно с ней  Большую выставку в Доме Немецкого искусства, где экспонировались произведения любимцев нацистского руководства Арно Брекера и Адольфа Висселя.

Художники немецкого авангарда были объявлены врагами государства и угрозой немецкой культуры. Многим пришлось спасать свою жизнь. Макс Бекман уехал в Амстердам в день открытия выставки.

Макс Эрнст эмигрировал в Америку при помощи Пэгги Гугенхайм. Эрнст Людвиг Кирхнер эмигрировал в Швейцарию и там покончил жизнь самоубийством в 1938 году.

Пауль Клее умер в 1940 году в Швейцарии, так и не получив гражданства из-за своего статуса «дегенеративного» художника.

Совет

Другие художники остались жить во внутренней эмиграции. Отто Дикс поселился в деревне и писал скрупулезные пейзажи, чтобы не провоцировать контролирующие структуры власти. Эдгару Энде и Эмилю Нольде было запрещено приобретать кисти и краски.

Тем, кто остался в Германии, было запрещено преподавать в университетах, к ним часто наведывалось гестапо для проверки, не нарушают ли они запрет на профессиональную деятельность.

Нольде тайно продолжал писать, но только акварелью, так как масляные краски и растворители своим запахом могли его выдать.

Хотя официально к смертной казни никто не был приговорен, многие еврейские художники, не покинувшие страну, погибли в концентрационных лагерях или по программе насильственной эвтаназии (Action T4), в том числе, немецкая художница Элфриде Лозе-Вехтлер (Elfriede Lohse-Wächtler).

После завершения выставки произведения были рассортированы для продажи и проданы на аукционах в нейтральной Швейцарии, где покупательная активность и цены были значительно выше. Всего состоялось три международных аукциона в Люцерне (30 июня и 26 августа 1939 года, а также 28 июня 1941 года).

«Автопортрет» ван Гога (1888) был продан с аукциона в галерее Фишера (Gallerie Fisher) за 175 000 швейцарских франков (40 000 долларов) «Семья Солер» П. Пикассо (1903) – 36 000, «Синий дом» М. Шагала (1920) – 3 300, «Ресторан в парке» Августа Макке (1912) – 900, «Большой город» Г. Гросса (1917) – 700.

Коммерческого успеха аукционы не имели – Европа стояла на пороге войны, и покупатели не стремились занять место бывших владельцев представленных произведений. Выручка всех трех аукционов составила  681 тысячу рейхсмарок.

Герингом было присвоено 14 полотен для собственной коллекции: четыре – ван Гога, четыре – Мунка, одно – Гогена («Всадники на берегу. Таити»), три – Ф. Марка (в том числе «Башня синих лошадей»), по одной картине Сазанна и Синьяка.

Что касается Гитлера, будучи несостоявшимся художником, он действительно не любил современное искусство и коллекционировал исключительно работы старых мастеров – Тициана, Микеланджело, Леонардо да Винчи.

Обратите внимание

Судьба произведений, не нашедших своего покупателя на аукционах в Люцерне, крайне печальна. Произведения, которые не участвовали в «передвижной выставке», были свезены для хранения на склад на Кёпеникштрассе в Берлине, согласно уцелевшим архивам – 12 890 картин, скульптур, акварелей и печатной графики.

Неизвестное количество вывозилось за пределы города для продажи иностранным покупателям, средняя цена за шедевр составляла 20 долларов. В декабре 1938 года Геббельс и Генрих Гофман, личный фотограф и неофициальный художественный советник Гитлера, приняли решение сжечь оставшиеся произведения искусства.

20 марта 1939 года в Берлине во дворе Главной пожарной охраны на Кёпеникштрассе состоялось  варварское уничтожение картин, рисунков и графических листов. Было предано огню 1 004 картины, 3 825 акварелей, рисунков и графики – в первую очередь работы Э. Нольде, К. Шмидт-Ротлуфа, Э. Хеккеля, О. Дикса, Г. Гросса, К. Кольвиц.

Особые требования к чистоте национального сознания применялись исключительно к сынам рейха. Что же касается поверженных народов, их нравственность не контролировалась так строго.

Так в оккупированной Франции, с которой Германия заключила перемирие после ее постыдной капитуляции в 1940 году, картины запрещенных художников продолжали продаваться на аукционах.

Правда, зачастую представители правительства Виши проявляли излишнее рвение и в угоду оккупантам устраивали показательные культурные акции.

Не удалось уберечь произведения крупнейших мастеров мирового авангарда из музеев Франции, помеченные специальными ярлыками.

Более 600 работ «дегенеративного» искусства Пикассо, Дали, Эрнста, Клее, Леже и Миро было сожжено в ночь на 27 июля 1942 года на террасе сада Тюильри у национальной галереи Жё-де-Пом в Париже (Galerie nationale du Jeu de Paume), в 1940-1944 гг. служившей хранилищем реквизированных у еврейских коллекционеров произведений искусства.

Важно

В мае 1945 года при освобождении Берлина советской армией часть запрещенных произведений «дегенеративного искусства» была обнаружена в подвалах берлинских зданий.

Любопытен факт, что в 2010 году при расширении метро от Александерплац к Бранденбургским воротам в подвале частного дома строители обнаружили 11 скульптур с выставки «Дегенеративное искусство», которые экспонировались весной 2012 года в Берлине.

P.S. По жестокой иронии судьбы термин «дегенеративное искусство» был введен в художественный обиход немецким писателем и общественным деятелем еврейского происхождения Максом Нордау (Max Nordau) в 1892 году для обозначения искаженных образов в искусстве.

Художники, чьи работы были представлены на выставке «Дегенеративное искусство» 1937г.:

Гонениям подверглись следующие направления искусства:

ИСТОЧНИКИ:

Degenerate art

Ю.П. Маркин «Искусство третьего рейха», Москва, ИД «РИП-холдинг», 2012

Laurence Bertrand Dorléac. Art of the Defeat. France 1940-1944. The Getty Research Institute publications program. Los Angeles. 2008
В Берлине показали новые скульптуры “дегенеративного искусства”
В немецкий музей вернулась часть конфискованной нацистами коллекции

На берлинской стройке нашли “дегенеративное искусство”

Источник: http://modernartconsulting.ru/2012/07/degenerate-art/

#schokk – Instagram HashTags Photos and Videos

  • 1 week ago

    Где душа моя? – Съела совесть
    Пустота во мне? – Невесомость
    Я опять во сне, в детской комнате
    Тяжесть памяти, тяжело нести
    Ты же помнишь? Я же помню
    Я ведь не то чтобы случайно обнял, так положено
    Эх, ты молодость неосторожная
    .
    .
    .

    Источник: https://www.yooying.com/tag/schokk

Ссылка на основную публикацию