«очарованный странник»: русский национальный характер

Русский национальный характер в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

    В своем творчестве Н.С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре произведений этого писателя всегда стоят неординарные личности. В их изображении автор достигает крайней степени типизации, поэтому они становятся символами всего народа в целом.

    Так, в повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин. Читатель знакомится с ним во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру.

Именно благодаря наблюдательности и любви к людям рассказчика, мы, вслед за ним, видим во Флягине «типического, простодушного, доброго русского богатыря».

    Как же описывает его автор? Этот герой, конечно же, огромного роста, с открытым лицом и густыми волосами: «Ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптях по лесу». Мы уже догадываемся, что это не просто портрет, но портрет психологический.

Обратите внимание

С его помощью автор лаконично пытается рассказать, что внешность «русского богатыря» является полным следствием его внутренний жизни, так как он человек природы, полностью чист и истинен.

Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать, если это будет необходимо.

    Но если внешнюю красоту и мужественность можно осознать, только лишь взглянув на человека, то красота внутренняя раскрывается, прежде всего, делами и поведением. Так каковы же дела нашего героя?

    Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина.

Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному.

Вот в этом, по мнению автора, и проявляется широкая богатырская душа русского человека, которую никто не может понять умом, как говорил в свое время Тютчев.

    Если же вспомнить другого классика русской литературы — Некрасова, то можно сказать, что остановить на скаку лошадь может не только русская баба, но и русский мужик. Иван рассказывает, как он усмиряет лошадь: «Зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется — она и усмиряет». 

    Герой вообще очень привязан к лошадям. Он очень ярко и живо описывает их: «Кобылица была, точно, дивная, ростом не великонька, в подовье арабикой, но стремительная, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые».

    Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. Так, будучи еще совсем мальчиком, герой ехал с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва. 

    Много позже, после гибели Груши, Флягин бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. Так, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу.

Важно

    Эта природная доброта полностью раскрывается в герое, когда тот становится нянькой. Он по-настоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает, считает ее родным ребенком. В обращении с девочкой герой заботлив и нежен.

Когда он встречает мать своей воспитанницы, то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет.

И та любовь, которую Флягин испытывал к ребенку и из-за которой он не хотел расставаться с «дочкой», помогает ему понять, что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать…

    Герой также проходит испытание женской любовью, ведь только настоящий цельный характер способен сильно и беззаветно любить. В жизни Ивана Северьяновича появляется Груша. Между ними возникает истинное родство душ.

Но так сложились обстоятельства, что герой помогает Груше совершить самоубийство. Он сталкивает девушку с обрыва в реку, так как понимает, что ее дальнейшая жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя.

Он готов расплатиться за свой поступок и искупить его.

    И герой искупает свой грех девятью годами плена у татар. За все это время он так и не смог привыкнуть к степям. В плену Флягина мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи герой «выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться: «так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь».

    Гораздо позднее, когда Флягин уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но герой даже и не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

    В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается идти уже туда. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Эти слова символизируют главное свойство русского характера — готовность пострадать за других и умереть за Родину.

Совет

    В своей повести Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/leskov-n-s/ocharovannyj-strannik/4815-russkij-natsionalnyj-kharakter-v-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik

Изображение русского национального характера в повести Н. Лескова «Очарованный странник»

В своих произведениях Н. С. Лесков раскрывает душу русского человека, пытается выявить в русском характере только ему свойственные черты и особенности. Одним из найденных им типов стал герой повести «Очарованный странник».

Мы знакомимся с Иваном Флягиным во время путешествия автора-рассказчика по Ладожскому озеру. В портрете героя угадываются фольклорные и прежде всего былинные черты. Лесков сопоставляет Ивана с Ильей Муромцем. Слова «он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, напоминающий дедушку Илью Муромца…

» можно рассматривать в качестве определяющего ориентира к авторскому пониманию этого образа.

Иван Флягин прожил нелегкую жизнь. Ему выало немало страданий, но он постоянно стремится найти себя, понять жизнь и людей. Он все время путешествует, и мотив дороги еще больше подкрепляет авторскую мысль о том, что герой находится в постоянном поиске, в движении.

Из каждого этапа жизни герой выносит определенный опыт, делает какие-либо выводы. Жизнь его начинается с преступления. В азарте быстрой езды он по неосторожности губит монаха, который заснул на возу с сеном.

И хотя Иван Флягин еще очень молод и не очень-то раздумывает над своим преступлением, монах все время является ему во сне, будоража его душу. И тот начинает понимать, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех.

Одним из важных моментов в жизни Флягина стало воспитание девочки, от которой уехала мать. Мы видим, что служба в няньках помогает герою раскрыть его щедрую душу, его огромную доброту. Когда же ему приходится выбирать между долгом и милосердием (отдавать или не отдавать девочку приехавшей за ней матери), он поступается долгом и делает так, как велит ему сердце.

Затем Иван попадает в плен к татарам. Здесь он начинает любить свою родину, и ему открывается свойственная русскому человеку тоска по родимой земле.

Обратите внимание

Флягин не может стать своим среди татар, потому что его душа этого не принимает. Иван всем сердцем тоскует по русским просторам, вспоминает, как волнуется «серебряное море». Часто представляет он русскую степь, коорой нет ни конца, ни края. Видится ему и монастырь или храм, которому в татарских краях неоткуда взяться.

Когда же герою становится невмоготу, он уходит куда-нибудь подальше и молится по-православному. Он бросает своих татарских жен и детей не потому, что черств сердцем, а потому что ту жизнь, которую он ведет в плену, он не воспринимает всерьез. Она для него чужая, а значит, чужое все то, что с ней связано. Как только представляется случай бежать, он им пользуется.

Но и на Руси нет герою покоя. Он все не может пока найти свое место в жизни. Иван бросается в беспробудное пьянство, однако случай спасает его, и он навсегда излечивается от пагубной привычки. Он встречает цыганку Грушу. Груша наделена необыкновенной красотой и талантом петь.

Сила чувств к ней Флягина настолько глубока, что он живет отныне не для себя. Любовь изменяет его, перерождает нравственно. Он снова совершает преступление — толкает Грушу в реку. Но теперь уже он делает это не походя (как в случае с монахом), а для того чтобы спасти душу женщины.

Иначе она грозит руки на себя наложить, а самоубийц, как известно, церковь не прощает.

И опять Иван в пути. Чтобы искупить свой грех, он идет в солдаты, меняясь жребием с незнакомым человеком, пожалев его родителей-стариков. Однажды ему приходится совершить подвиг.

После этого он рассказывает командиру всю правду о себе, раскрывает «прежнее бытие и звание». Он сам судит себя, осознав себя «великим грешником».

Он растет духовно, потому что несет ответственность за свои поступки перед Богом и людьми.

Важно

Жизнь Флягина удивительна: в ней есть какая-то тайна, загадка. Так, например, видения и чудеса сопровождают героя на протяжении всей его жизни, Лесков подчеркивает этим непредсказуемый характер русской жизни, когда реальность порой оказывается зыбкой, а видения реальностью.

Очень многое кажется перевернутым с ног на голову. Например, убиенный монах, являясь к Флягину, называет его своим братом и плачет о его судьбе. Груша, которую герой должен был убить, чтобы душа ее не страдала, становится его ангелом-хранителем.

Она спасает его, когда во время военной службы он попадает в опасную ситуацию.

Религиозно-мифологические элементы в повести поднимают ее над повседневностью и выводят на уровень библейского толкования судьбы человека. На примере истории Ивана Флягина автор показывает путь человека, смысл которого состоит в обретении души.

Герой Лескова последовательно проходит стадии: грешник — скиталец — странник — праведник. Иван начинает с неразличения добра и зла. Он даже не чувствует вины за гибель монаха, а жалея голубков, не жаеет кошку, отсекая у нее хвост.

Но затем происходит пробуждение души героя. Причем важным моментом является то, что помогают ему в этом Грушина красота, ее пение и любовь к ней, Таким образом, через любовь и красоту герой идет к пониманию добра.

Именно в любви к Груше Иван Флягин перестает жить для себя. Убивая цыганку, он берет ее грех на свою душу.

В конце повести Иван становится монахом. Но и в монастыре он не успокаивается. Он продолжает духовно расти и говорит, что ему «за народ помереть хочется».

Слово «очарованный» в отношении к герою Лескова можно понимать по-разному. Он живет загадочной жизнью, в которой находится место видениям, странным событиям, ангелам-хранителям и даже колдовству. Кроме того, под очарованностью можно понимать и тот период «сна души», в котором некоторое время пребывает герой.

Совет

В повести «Очарованный странник» Лесков создал образ русского «очарованного богатыря», который типизирует в себе черты национального характера: бесстрашие, чувство собственного достоинства, артистизм натуры. Но главная суть этого русского человека — жить для других, отдавая всего себя своему народу.

Источник: http://5litra.ru/soch/1023-izobrazhenie-russkogo-nacionalnogo-haraktera-v-povesti-n-leskova-ocharovannyy-strannik.html

Сочинение на тему Русский национальный характер в повести Очарованный странник, Лесков читать бесплатно

Русский национальный характер

­

Многие люди считают Н. С. Лескова самым русским писателем, так как он шире всех знал русский народ таким, каков он на самом деле. Одной из вершин его творчества является повесть «Очарованный странник» о настоящем русском богатыре, в чьем лице наиболее широко раскрыт русский национальный характер.

Повесть отличается глубиной и искренностью, обнажая как светлые, так и темные стороны характера. Главный герой Иван Северьяныч обычный человек из народа, родившийся и выросший в Орловской губернии. Вся его жизнь — это череда разнообразных событий, как важных, так и второстепенных.

Через эти связанные между собой события писатель раскрывает истинный образ героя, подводя повесть к логическому завершению.

Чем больше читаешь про скитания Ивана Флягина по необъятной стране, тем яснее проглядывают в нем черты русского человека. У него дерзкий и в то же время добрый характер. Он обладает неуемной силой духа и жизненной силой. Прослеживая путь его жизни, можно понять, что он достиг очищения. Все грехи, которые он когда-то осознанно или неосознанно совершал, были вымолены и выстраданы.

В своем отношении к жизни он достиг истинно народной мудрости и, в конце концов, превратился в настоящего русского богатыря. Детство и юность у Ивана были тяжелыми. Он не раз становился на неверный путь, но следуя своему внутреннему голосу, сходил с него. Однажды, будучи молодым форейтором, он забил до смерти бедного монаха. Это событие мучило его до конца жизни.

Все остальные грехи его были оправданными.

Автор показывает, что его герой далек от идеала, но он настоящий, живой человек, который в равной степени обладает как недостатками, так и достоинствами. Судьба Ивана не раз делала крутые повороты, что соответствовало его импульсивному характеру. Но каждый раз он руководствовался своими внутренними порывами, а не рассудком и был по-своему прав.

Некоторые его действия были и вовсе необъяснимы. Например, его желание повеситься, когда невмоготу было больше в саду бить камешки молотком, или нежелание возвращать ребенка родной матери, а затем побег с той же самой матерью и ребенком. Нет в его поступках ни капли логики или рациональности, но именно так проявляется искренность русского характера.

Читайте также:  Аргументы: человек и общество в пьесе «на дне»

Обратите внимание

Особенно ярко показана наивность и простосердечность этого героя. На определенном этапе он спас семью графа, который предложил ему за это выбрать любое вознаграждение. Иван, недолго думая, пожелал гармошку, которую тут же выбросил.

Все свои деньги, которые он зарабатывал у князя, обманувшего Грушеньку, он оставлял хозяину, перед тем как пойти в трактир. В итоге он отдал все сбережения в монастырь, как вклад за душу глубоко любимой им Груши и отправился на войну.

Ради красивой лошади, которая ему понравилась, он готов вступить в бой с татарином и терпеть десять лет плена. Услышав пение Груши, он бросил ей под ноги пять тысяч казенных денег, восхищаясь ее красотой.

Одним словом, русский характер настолько противоречив, что его сложно до конца понять. Но именно в этих контрастах и противоречиях и кроется гармония.

см. также:
Другие сочинения по произведению Очарованный странник, Лесков

Характеристики главных героев произведения Очарованный странник, Лесков

Краткое содержание Очарованный странник, Лесков

Краткая биография Николая Лескова

Источник: http://www.sdamna5.ru/russky_ocharovatelny

«Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник»»

Исследовательская работа<\p>

на тему<\p>

«Русский национальный характер в произведении<\p>

Н.С. Лескова «Очарованный странник»»<\p>

Работу выполнил:<\p>

учитель русского языка и литературы МКОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области»<\p>

Клочкова Ирина Васильевна<\p>

Лесков – самобытный писатель русский…<\p>

Читая его книги, лучше чувствуешь Русь<\p>

со всем её дурным и хорошим…<\p>

М.Горький «Н.С. Лесков». 1923<\p>

Цели:<\p>

Показать, каким изображён русский национальный характер в произведении<\p>

Н. С. Лескова «Очарованный странник»<\p>

Задачи:<\p>

1. Изучить характер русского народа в произведениях Н. С. Лескова.<\p>

2. Изучить язык Н.С. Лескова.<\p>

ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.С.ЛЕСКОВА<\p>

«Очарованный странник».<\p>

Уже в названии произведения – «Очарованный странник» –<\p>

зашифрован определённый смысл. Н.А.Бердяев считал<\p>

странничество важным элементом русского национального<\p>

самосознания. Для русской почвенной культуры характерно<\p>

ощущение безграничного пространства. От него идёт<\p>

стремление освоить эти просторы, пройти по ним. Калики<\p>

перехожие, старцы без пострига, бродячие проповедники,<\p>

святители русской земли – все они пускались в странствие<\p>

по Руси, чтобы, подобно «русскому Христу», «исходить её,<\p>

благословляя». Освоение мира проходит через<\p>

странничество. При этом странник<\p>

не имеет на земле своего дома,<\p>

так как ходит в поисках Царства Божия и проповедует<\p>

его пришествие. Поиски Царства Божия – это вечное<\p>

странничество в поисках смысла жизни, ибо, как считал<\p>

С.Л. Франк, «единственное человеческое дело только<\p>

в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел<\p>

искать и найти смысл жизни».<\p>

Иван Северьяныч Флягин<\p>

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому сопутнику … по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого»<\p>

« Очарованный – это значит «околдованный», находящийся во власти мифологических сил.<\p>

«Околдованность» составляет вторую сторону образа героя, которая соотносится с его национальным характером, как соотносятся в самой повести два её начала – национальное и мифологическое.<\p>

Иван Флягин «много повидал на своем веку» и, выдержав все выпавшие на его долю трудности, сумел сохранить душевную доброту, жизнелюбие, любовь к людям, чувство участия и сострадания ко всему народу. Герой Лескова наделен особой интуицией, восприимчивостью и артистизмом. Как и многие другие былинные герои, он постоянно в дороге, постоянно в поисках своей личной судьбы, своей истины. Проходя через огромные реальные пространства и жизненные испытания, он вместе с тем проходит сложный путь духовного возрождения.<\p>

Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается совершенно новым для него нравственным влечением «постраждовать». Если раньше долгие годы своей жизни он сам ощущал себя вольным сыном природы, то теперь он впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком. По его собственному признанию, смерть Груши всего его «зачеркнула». Думает он «только одно, что Грушина душа теперь погибшая» и его обязанность — «за нее отстрадать и ее из ада выручить».<\p>

Русский национальный характер в повести Лескова .<\p>

№<\p>

Глава<\p>

1<\p>

2<\p>

2<\p>

Название эпизода<\p>

О герое, цитаты<\p>

3<\p>

Форейское озорство, спасение графа<\p>

История с кошкой<\p>

«молитвенный сын» Голован-форейтор монаха «жизни решил»и спас графскую семью от неминуемой гибели (воз оказался на краю пропасти). «Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало». В благодарность «выпросил» у графа гармонию и «пошёл от одной стражбы к другой, всё более и более претерпевая»<\p>

Особенности языка<\p>

Вывод<\p>

«Вражеский немец» осудил графского спасителя «за кошкин хвост целую гору камня перемусорить», но «цыган спас меня», тогда «заплакал» Иван и «пошёл в разбойники».<\p>

Разговорная лексика<\p>

Озорство,<\p>

беспечность, откровенность, бесстрашие.<\p>

Разговорная лексика<\p>

Обида, месть<\p>

<\p>

Глава<\p>

3<\p>

Название эпизода<\p>

4<\p>

4<\p>

О герое, цитаты<\p>

5,6<\p>

Нянька барского дитяти.<\p>

Особенности языка<\p>

«Стал на торжок, чтобы наниматься». « Русский человек со всем справится». Не взял ассигнации от офицера. «Отдал барыньке дитя», с ними уехал.<\p>

Бой с киргизом<\p>

Савакиреем.<\p>

Вывод<\p>

Устаревшие слова<\p>

«Сечётся нагайками» за коня. Убивает противника. «Диво, — говорю, какая лошадь!». Умеет управлять лошадьми, усмирять их нрав. Попадает в плен к татарам. У них за лекаря был. Его женят, рождаются некрещёные дети.«Всё я нигде места под собой не согрею»<\p>

«То дитя любил». Неподкупность, доброта.<\p>

Состязание напоминает былинный поединок русского богатыря с бусурманином.<\p>

Умеет переносить боль: «…я в рот грош взял, чтобы боли не чувствовать».Присуще чувство прекрасного. Безответствен-ность по отношению к детям.<\p>

<\p>

Глава<\p>

5<\p>

Название эпизода<\p>

9<\p>

6<\p>

10<\p>

О герое, цитаты<\p>

7<\p>

Побег от татар<\p>

Особенности языка<\p>

8<\p>

13<\p>

Жизнь у князя.<\p>

«Самый большой фейверк пустил и ушёл», «очутился в остроге, оттуда по пересылке в свою губернию послали, высекли в полиции и в своё имение доставили».<\p>

Вывод<\p>

18<\p>

Конэсер у князя. «Жил три года не как раб, а больше как друг и помощник»<\p>

Разговорный стиль<\p>

Встреча с Грушей<\p>

Оказывается сильнее враждебных обстоятельств<\p>

Устаревшие слова.<\p>

«Вот она, где настоящая красота!» «Она меня красотой и талантом уязвила».<\p>

История «погибели Груши».<\p>

Открылось «природное дарование».<\p>

Восклицательные предложения<\p>

«Пожалей меня, родимый мой, ударь меня раз ножом против сердца». «Колоть её не стал, а взял да так с крутизны в реку спихнул».<\p>

Умеет ценить прекрасное<\p>

Диалогическая речь.<\p>

Чувствует вину, грех за содеянное. Новое странствие во имя искуп-ление греха.<\p>

<\p>

Глава<\p>

9<\p>

19<\p>

10<\p>

Название эпизода<\p>

20<\p>

Скитания<\p>

О герое, цитаты<\p>

Уходит в солдаты на многолетнюю службу вместо молодого крестьянского парня – сына старых, немощных родителей. «Пробыл на Кавказе более 15 лет» Назывался Пётр Сердюков. Вызывается исполнить смертельный приказ (протянуть канат через реку).<\p>

Особенности языка<\p>

Жизнь Флягина в монастыре<\p>

Повествование от 1-го лица позволило автору показать внутренний мир героя<\p>

Монастырь – последнее из описанных в повести мест его обитания. Искушение праведника бесом. В пустом погребе пророчествовал.<\p>

Вывод<\p>

Добрый, готов пожертвовать собой ради другого. Смелый. «Полюбил монастырскую жизнь».<\p>

Сближают повесть с житиями пророческие сны и видения, комическое снижение образа.<\p>

Пророчество, повиновение, покой и послушание. Ему это нравится, в монастыре ему хорошо.<\p>

Противоречивость характера<\p>

Ивана Северьяныча Флягина:<\p>

— добрый<\p>

— чёрствый<\p>

— по-детски наивен<\p>

— неумён<\p>

— откровенный<\p>

— замкнутый<\p>

— бесстрашный<\p>

— жестокий<\p>

— гармония с окружающим миром<\p>

— нет покоя в душе<\p>

— чувство собственного достоинства<\p>

— покорность судьбе<\p>

— напоминает былинного богатыря<\p>

— похож на героя авантюрного романа<\p>

Важно

Герой повести, — считает М.Л.Чередникова — «невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви».<\p>

Н. И. Пруцков пишет :«Вся его жизнь проходит в разнообразных очаро-ваниях, в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно – поэтическое состояние, ещё не пробудившись для сознательной, организованной исто-рической жизни».<\p>

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/russkii-natsional-nyi-kharaktier-v-proizviedienii-n-s-lieskova-ocharovannyi-strannik

Презентация на тему: Особенности русского национального характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Описание слайда:

Особенности русского национального характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Урок литературы в 10 классе

Описание слайда:

Философы и писатели 19 века о русском народе. Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

Описание слайда:

Особенности русского национального характера «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев и поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу…» А.С.Пушкин

Описание слайда:

«Есть один фактор, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во всей эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истиной причиной нашего умственного бессилия: это- фактор географический» . П.Я.Чаадаев

Описание слайда:

У русского человека множество привычек западного человека, а также и множество традиций восточного, а в целом нет ни традиций Запада, ни Востока, да и свои традиции русский народ никак не может выработать.

Описание слайда:

В.Г.

Белинский «Россия до Петра Великого» «Какие хорошие свойства русского человека, отличающие его не только от иноплеменников, но и от других славянских племен, даже находящихся с ним под одним скипетром? – Бодрость, смелость, находчивость, сметливость, переимчивость- на обухе рожь молотит, зерна не обронит, нуждою учится калачи есть, — молодечество, разгул, удальство, — и в горе, и в радости море по калено!»

Описание слайда:

Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями» Патриотизм. «…что такое для русского Россия. Вспомните, что, когда приходила беда ей, тогда из монастырей выходили монахи и становились в ряды с другими спасть ее. Чернецы Ослябя и Пересвет, с благословения самого настоятеля взяли в руки меч, противный христианину, и легли на кровавом поле битвы…».

Описание слайда:

Патриотизм русский не бездумный, а скорее, великодушный. Русский народ не может хранить вечную затаенную злобу, которая в других нациях может передаваться из поколения в поколение.

Совет

У русских есть чудное свойство: как только заметят они, что враг готов пойти на сближение или показывает снисхождение, они сами уже готовы чуть ли не просить прощение. Вот почему, по мнению Н.В.

Гоголя, в России скорее, чем где-либо, могут быть прекращены самые застарелые ссоры и тяжбы.

Описание слайда:

Только в России возможна быстрая замена одних ценностей другими, так как эти ценности лишены почвы, они не укорены в сознании человека. «В десять лет внутри России столько совершается событий, — писал Н.В.

Гоголь, — сколько в другом государстве не совершается в полвека… в последние два, три года даже начали выходить из нее и люди совершенно другие, не похожие ни в чем с теми, которых вы знали еще не так давно »

Описание слайда:

А.И.Герцен «Prolegomena» Русским чужда национальная гордость и часто даже – увы, чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм. «Мы выше зоологической щепетильности и весьма безразличны к расовой чистоте, — это нисколько не мешает нам быть вполне славянами.

Мы довольны тем, что в наших жилах течет финская и монгольская кровь; это ставит нас в родственные, братские отношения с теми расами — париями, о которых человеколюбивая демократия Европы не может упомянуть без презрения и оскорблений. Нам не приходится также жаловаться на туранский элемент.

Мы добились несколько большего, чем чистокровные славяне Болгарии, Сербии и т.п.»

Описание слайда:

Стремясь к абсолютной истине, правде, русский народ не гнушается никаких методов и поэтому часто впадает то в одну крайность, то в другую. Многие идеи и мотивы, будь то нигилизм, атеизм, социализм или республиканизм, заимствованы русскими с Запада. На Западе эти идеи родились, оформились, однако в России они воплотились в жизнь.

Описание слайда:

Ф.М. Достоевский «Пушкин» «Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное.

Обратите внимание

Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите… Для настоящего русского Европа и удел всего арийского народа также дороги, как и сама Россия, как и удел своей земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».

Описание слайда:

«Мы не краснеем от того, что происходим из Азии, — писал А.И. Герцен, — и не имеем ни мыслящей необходимости присоседиться к кому бы то ни было справа или слева. Ни в ком мы не нуждаемся, мы – часть света между Америкой и Европой, и этого для нас достаточно».

Описание слайда:

« Неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего кроме дряни?… Как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе…Мне было несносно, и пошел я искать праведных…» . А.Ф.Писемский Н.С.Лесков «ничего, кроме мерзости».

Описание слайда:

Тема русского национального характера в творчестве Н.С.Лескова Тема народного героизма Тема странничества Тема праведничества

Описание слайда:

Тема народного героизма Герой Лескова – богатырь обликом и духом. Описывая внешность Флягина автор подчёркивает его сходство с былинными героями. Ему присущи жизнелюбие, молодечество, озорство.

Но как и для богатырей, поступки героя, в которых всё это выплёскивается (непреднамеренное убийство монашка, борьба с татарином, усмирение коня), — лишь «проба сил» и преддверие главного дела жизни: патриотического подвига.

Описание слайда:

«Мне за народ помереть очень хочется» – этими словами Флягина автор зафиксировал момент, когда его герой прозрел и «дорос» до такого душевного состояния, которое характеризуется устремленностью к Богу и к Божественной истине, тем особым состоянием души, которое можно назвать духовным богатырством. Предназначение былинного богатыря – совершение патриотического и христианского подвига. Одним из определений героя повести становится – «богатырь-черноризец», и это еще раз подчеркивает его характеристику как национального героя.

Описание слайда:

Тема странничества “Очарованный странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словам Достоевского). Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству. Он ищет и не может обрести себя. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Странничество – важный элемент русского национального самосознания.

Описание слайда:

Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми, но он нигде не задерживается надолго. В жизни он не участник, а только странник.

Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это не следствие душевной слабости и пассивности, а полное принятие своей судьбы.

Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.

Описание слайда:

Важно

Тема праведничества Своих идеальных героев Лесков называл «праведниками», ибо поступали они, как и древние святые подвижники, во всем «по закону божьему» и жили по правде. Национальный святорусский уклад бытия с его воззрениями и обычаями — это для лесковских героев единственно приемлемый образ жизни. Главное, что определяет их поведение в жизни, — служение живому делу.

Описание слайда:

Формирование русского национального характера и саму идею праведности Лесков связывал с христианством. Народ хранит тот «живой дух веры», без которого христианство теряет жизненность и становится абстракцией. Подобно другим лесковским героям, Флягин не изначально безгрешен , он проходит многотрудный путь духовного роста, важно, что он к этому росту оказался способен.

Описание слайда:

Вывод: Привычному для русской литературы XIX века герою, стремящемуся утвердить себя и свою позицию, Лесков противопоставляет человека , связанного в большей мере с культурно-историческим прошлым.

Лесков в своей повести «Очарованный странник» через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, родине, природе.

Это основные черты русского национального характера.

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/osobennosti-russkogo-nacionalnogo-kharaktera-v-povesti-ns-leskova-ocharovannyjj-strannik.html

Сочинение на тему Изображение русского национального характера в произведениях Н. Лескова (по повести «Очарованный странник

Изображение русского национального характера в произведениях Н. Лескова (по повести «Очарованный странник») Н. С. Лесков — один из крупнейших русских писателей второй половины девятнадцатого столетия. Он хорошо знал жизнь народа, всегда оставался независимым в суждениях о нем, о его будущем.

В своем творчестве писатель пытался воссоздать тип человека, в котором наиболее полно отразился характер русского народа. Горький писал о Лескове, что тот «в совершенстве обладал редким даром вдумчивой, зоркой любви и способностью глубоко чувствовать муки человека, слишком разнообразные и обильные.

Эта особенность лесковского таланта ярко выразилась в повести «Очарованный странник. О смысле названия этого произведения много спорят. «Очарованныйозначает и заколдованный, и скованный, и восхищенный чем-то.

Одни считают, что герой повести оказался в плену у злых сил, другие — что он попал под обаяние красоты, третьи понимают очарованность героя, как некую предопределенность его судьбы.

Главный герой «Очарованного странника — Иван Северьянович Флягин. Среди других пассажиров он следует на пароме на остров Валаам.

Сначала его никто не замечает, и только когда Флягин заводит разговор, всем удается как следует разглядеть его и приходится удивиться, как до сих пор он не обратил на себя внимания.

Иван Флягин ничем не выделяется из общей массы, он простой, обычный человек, но в то же время его рассказ выдает в нем человека незаурядного и оригинального. Душа Флягина всю жизнь искала истины, идеала, правды.

Совет

Ему пришлось пройти нелегкий, полный горестей и преград путь. С детства Иван страстно увлекался лошадьми. Он был привязан к ним, его безудержно тянуло к этим животным, о них он говорит с необыкновенной теплотой и восхищением. Однако такая любовь не мешает герою быть жестоким к людям.

Он убивает монаха, и это становится определенной вехой в его жизненном пути. Незрелая юная душа не испытывает терзаний совести, она еще не ведает сострадания и раскаяния. Иван идет по жизни дальше. На этом пути им руководит не разум, а чувства.

Он становится нянькой маленькой девочки, пытается повеситься, не выдержав суровости судьбы, связывается с конокрадами, разочаровывается в них. В его поступках и движении вперед нет логики. Жизнь влечет героя, и он слепо следует за ней. В его поведении все случайно, случай гонит его по миру.

Душа Ивана словно спит, но она все же стремится вперед.

Флягин попадает в плен к татарам, где старается не уронить достоинства русского человека. Это оказывается для него важным. До последних сил держится он в бою, который заканчивается смертью соперника. Иван не видит в этом своей вины, его не пугает ужас смерти. Не изменяет Флягин в татарском плену и своей вере. Его мучает тоска по родине.

Проявляя ум, хитрость, сообразительность, ловкость, Флягин бежит из плена. Впереди — долгий жизненный путь, новые проблемы; которые нужно решать. Утешение Иван находит в выпивке. Его ждет новое испытание — знакомство с Грушей, чувства к которой поражают героя в самое сердце!

Судьба Груши жестока. Она просит Флягина избавить ее от мучений и помочь покончить с суровой жизнью. «Ничего у меня на душе нет, ни чувства, ни определения, что мне делать…- говорит герой после смерти Груши. Но жизнь зовет его дальше.

Долгие годы служит Флягин на Кавказе, пока не совершает наконец подвиг на переправе. Именно во время этого эпизода в Иване пробуждается совесть.

Из не обремененного самоанализом человека он превращается «в значительную личность, имеющую глубокие связи со своей родиной и народом.

Обратите внимание

Литературовед Б. М. Другов подчеркивает, что «к концу повествования незаметно слабеет впечатление неприглядного облика героя, и читатель видит поднимающуюся во весьрост гигантскую фигуру беглого раба, благородного в поступках и бесстрашного перед лицом смерти.

В конечном итоге Флягин оказывается в монастыре. Он уже не может жить по-старому, душа его призвала сюда. Иван ищет себя, свое «Я, смысл жизни, и не находит, потому и приходит в монастырь, надеясь там обрести все это. Путь Ивана Флягина тернист.

Он лежит через грехи, через многие страдания, через сон души. Этот путь удивителен.

Вначале герой не может отличить добро от зла, но он все же приходит к возвышению духа. Флягин демонстрирует чувство собственного достоинства, бесстрашие.

Лев Аннинский справедливо считает Ивана Северьяновича «визитной карточкой «русскости: воплощением богатырства, широты, мощи, вольности и таящейся на дне души праведности.

Сам Лесков высоко оценивал «Очарованного странника: «Он занимателен, оригинален, и от него Русью пахнет. Лесков, Сочинение

Источник: http://www.testsoch.info/sochinenie-na-temu-izobrazhenie-russkogo-nacionalnogo-xaraktera-v-proizvedeniyax-n-leskova-po-povesti-ocharovannyj-strannik/

Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник»)

Категория: Сочинения по повести Очарованный странник (Лесков Н.С.) <\p> Actionteaser.ru — тизерная реклама

Максим Горький считал Николая Лескова «самобытнейшим» писателем русским, ярко отразившим в своем творчестве противоречия жизни России второй половины XIX века. Лесков, писал он, прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа…

» Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древнего быта, любил полуголодный, полупьяный народ, и вполне искренне считал его способным ко всем добродетелям, но любил все это, не закрывая глаз. Довольно трудно сопоставить творчество Н. С.

Лескова с фундаментальными произведениями других русских писателей XIX века — и не потому, что его талант не так велик, как у классиков русской литературы, а потому, что Лесков, в своих произведениях, смотрит на жизнь под другим углом зрения. Л. А.

Аннинский так говорит об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее — из нутра. Они с необъятной высоты видят в русском мужике… неколебимо прочные основы русского эпоса.

Важно

Лесков же видит живую шаткость этих опор: он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос». Необычность творческого подхода писателя к своим произведениям заключается в том, что он смотрит на жизнь широко и не пытается заковать образы героев в рамки определенной традиции.

В каждом его произведении читатель чувствует, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а о судьбе России. Произведение Н. С. Лескова «Очарованный странник» по праву считается вершиной творчества автора. В этой повести герой русской жизни отчетливо выражен в образе беглого крепостного Ивана Флягина.

Повесть «Очарованный странник» — это произведение о жизни простого русского человека. Она богата приключениями и необычными жизненными ситуациями. Но если более вдумчиво и глубоко рассмотреть эту повесть, то за обыденным бытовым повествованием можно увидеть исследование жизни и судьбы русского народа. Вот таким я впервые увидел его на страницах повести: «…

он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого». Каждый новый эпизод повести раскрывает передо мной новый этап в духовном развитии героя.

Герой пока еще не согласует своей жизни с жизнью других людей, не чувствует ответственности перед ними. Флягину предстоит многое испытать и пережить, прежде чем эта ответственность откроется ему. Путь, каждый проходит герой повести, это поиск своего места среди людей.

Богатырская сила Ивана ищет выход: стихийный прорыв энергии происходит и в драке Флягина с уланом-ремонтером, и в схватке с Савакиреем. А татарский плен становится одновременно и возможностью спасения, и десятилетней тюрьмой. Здесь, в татарском плену, неожиданно для самого героя открывается недостатснностъ одного только непосредственного бытия.

Татары дают Флягину жен, те рожают ему детей, но детей чужого народ с его бедами и радостями так и не стала его жизнью. Тоска по родине, по несоизмеримо богатейшей и полной жизни своего народа заставляет Ивана Сеаерьянова мечтать об освобождении и добиваться его.

Во всех жизненных испытаниях Иван Северьянович остается верным своему слову и долгу, совершая поступки, полные, благородства и героизма. Но при всем этом Лесков не идеализирует героя, во всех подробностях изображая его дикарскую жестокость, запойные выходы.

Совет

В «Очарованном страннике» продолжается традиция русской литературы — испытание героя любовью как высшая проверка его человечности. Талант и красота обладают у Лескова поистине магической силой воздействия. В Груше талант неотделим от суеверий, примитивности представлений.

Но чем больше рассеивается дымка романтической исключительности вокруг образа Груши, тем сильнее и человечнее любовь к ней Флягина. Чистота и величие чувства Ивана Северьяновича в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества. Простой мужик поднимается в нем до неизмеримо нравственных высот. Сюжетные повороты повести всякий раз оказываются неожиданными.

И не князь убивает Грушу,! а Иван Северьянович помогает ей уйти из жизни. Именно тогда и происходит рождение подлинной человечности героя, берущего на себя всю полноту ответственности за судьбу другого человека. После гибели Груши герой идет в солдаты за другого, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел.

На всем протяжении жизни Флягину уготованы искушения ее соблазнами, и герой в высшей степени открыт для всякого рода искушений, потому что живет преимущественно не разумом, а чувствами. Судьба Ивана Северьяновича и вся его жизнь находятся под постоянной угрозой. Но герой ни разу я не жалуется ни на людей, ни на обстоятельства, тем самым приумножая свое духовное богатство.

Герой никогда не теряет своей человечности, а свое назначение находит в любви к своей родине и народу. Поэтому в финале повести он говорит о том, что дух повелевает ему ополчаться в виду предстоящей войны. И Иван Северьянович собирается клобучок снять, а амуничку надеть, повинуясь внутреннему зову, своему истинному призванию— помереть за свой народ.

Могучую силу сопротивления социальным обстоятельствам дает русскому человеку, по мнению писателя, особое свойство, в высшей степени присущее национальному характеру. «Ты не такой, как я свистун, а ты настоящий, высокой степени артист..

— говорит с удивлением и невольным уважением Ивану Северьяновичу князь, отмечая особый душевный склад личности героя, богатство и пустоту ее, особую чуткость к добру и красоте.

В русскую литературу Лесков вошел как великий рассказчик, благодаря таланту которого читатель услышал народный голос, а услышав, приблизился к постижению тайны незыблемости истинно человеческого в постоянно меняющемся мире.<\p> 

В лесу моего детства Даже когда я был совсем маленький, мои родители выбирали время летом или ранней осенью, и мы всей семьей отправлялись в Славяногорск. За все это время жизни в маленьком палаточном городке я успел очень хорошо узнать и полюбить могучий и таинственный славяно-горский лес.<\p>

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на «дно» жизни И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился

Обратите внимание

Краткое содержание Кладовая солнца. Пришвин М.М.    В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые.

    «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.<\p>

Реалистический роман, в котором Чернышевский в образной форме выразил свой социальный идеал, был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы и явился новаторским переосмыслением и развитием жанра утопии.

    Роман содержит наиболее полное и всестороннее изложение социальных идеалов Чернышевского. Говоря об утопизме “Что делать?”, мы имеем в виду не “мечтательность” идеала и даже не то, что Чернышевский не видел роли пролетариата, а был идеологом крестьянской революции, а<\p>

В мае природа своим пышным расцветом извещает нам, что уже недолго осталось ждать лета.

В эту пору особенно ярко зеленеют растения, одевают нарядную бело-розовую одежду фруктовые деревья, раскрывая свое объятие солнечным лучам. Воздух преисполнен птичьего щебетания, благоуханием весенних цветов. И люди двигаются как-то живее, смотрят веселее, поменяв теплую одежду на легкую и яркую.

Озираясь вокруг, будто проникаешься той атмосферой радостного ожидания, которая властвует всюду. Ведь это пора люби

Писатель Василь Быков известен нам как правдивый, искренний рассказчик о человеческой судьбе в годы Великой Отечественной войны. Тема войны является основной в его творчестве.

Большую известность получили такие его повести, как “Альпийская баллада”, “Третья ракета”, “Сотников”, “Карьер”. Но в творческом багаже писателя есть и другая, не менее значимая по своей драматичности тема: судьба крестьянства в период коллективизации.

Она затрагивает одну из самых сложных, болезненных проблем истории наше

Важно

В своих произведениях М.Ю. Лермонтов часто для описания местности, используемой в работе, показывает читателю всю красоту Кавказа. Это любимое место писателя. Его поражает не только красота природы, но и так же характер, бытность и нрав народа.

Он считает их вольными, независимыми от каких-либо общественных обязательств, свободными в своих решениях людьми.

Их не в коем случае нельзя запирать в неволе, ограничивать в принятии решения самостоятельно, а самое главное нельзя заглушать свободу их нра

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», увидевший свет в 1862 году, вызвал вокруг себя небывалую полемику. Это неудивительно: писатель показал в романе перелом общественного сознания России, появление в ней новых сил.

    Особенно сильные споры велись вокруг центральной фигуры романа – нигилиста Евгения Базарова.

Этот герой выступает в романе как противник всего, созданного и накопленного русским дворянством и человечеством вообще: морально-нравственных ценностей, культуры, простых человеческих чув

«Маленький принц» — трогательная, наполненная тонким лиризмом сказка, которую сразу же полюбили взрослые и дети. Маленьких читателей она захватывает интересным сюжетом, необыкновенными приключениями, которые происходят с волшебным мальчиком-принцем.

Взрослым нравится философское содержание, которое заставляет задуматься над важными вопросами жизни и человеческих отношений, над такими вечными ценностями, как любовь, верность и чувства обязанности перед людьми. Героем сказки выступает ребенок.

В э

Исторический прототип: итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII в. большой популярностью (самая известная среди них — «Тарар» на либретто П.Бомарше).Замысел этой «маленькой трагедии» возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) сложился своеобразный культ, одним из проявлений которого стали сенсационные публикации, касавшиеся жизни великого композитора и его таинственной смерти. Широкое<\p>
Сейчас смотрят:{module Лесков:} Actionteaser.ru — тизерная реклама Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-leskova/sochineniya-po-povesti-ocharovannyj-strannik/10006-russkij-natsionalnyj-kharakter-v-izobrazhenii-leskova-po-povesti-ocharovannyj-strannik.html

III. Особенности русского национального характера в литературе XIX века (на примере повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”)

В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”.

Добрый и простодушный русский исполин — основной герой и центральная фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь чужда умеренности добродетельных героев-буржуа.

Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия.

Совет

Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. Он спасает людей от неминуемой гибели не ради какой-либо выгоды, вознаграждения, даже не из чувства долга.

Когда Флягин видит человека в смертельной опасности, он просто бросается ему на помощь. Совсем мальчиком спасает графа с графиней от гибели, а сам чуть не погибает. Еще он идет вместо сына старухи на пятнадцать лет на Кавказ.[5]

За внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяныче огромная доброта, свойственная русскому народу. Мы узнаем эту черту в нем, когда он становиться нянькой. Он по-настоящему привязался к девочке, за которой ухаживал. В обращении с ней он заботлив и нежен.<\p>

“Очарованный странник” — это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского).

Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству. Он ищет и не может обрести себя. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.

Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или стро-гие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую “опера-цию”, которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: “Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”. Но несмотря на такую ужив-чивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это — не следствие ду-шевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно пола-гаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хра-нит.[5]<\p>

Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает. Путь, который проходит герой повести, — это поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой.[6]

Не случайно в ответ на просьбу мистера Рарея, который “с аглицкой, ученой точки берет”, поведать ему секрет его мастерства Иван Северьянович простодушно говорит: “Какой же секрет? — это глупость”.

Эта “глупость” хорошо просматривается, когда Флягин усмиряет коня, от которого отступился Рарей. Иван Северьяныч разбивает горшок о голову коня и одновременно хлещет его нагайкой по обоим бокам. К тому же он пугает его страшным зубовным скрежетом.

Обратите внимание

Конь в конце концов в изнеможении сдается. Итак, Флягин побеждает не рассудительностью, а “глупостью”, нутряной хитростью.[6]

В психике Ивана Северьяныча нет и следа приниженности, наоборот, ему в высшей степени присуще чувство собственного достоинства, самоуважения.

Об этом говорит уже присущая ему манера держаться: “Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, “бывалого”.

Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою”.[2]

Гордость Ивана Северьяныча — это не просто общечеловеческая, а именно народная, мужицкая гордость, которая, как и у героев русских былин и сказок, сопряжена у него с пренебрежительно-снисходительным отношением к дворянам и князьям как к людям иной, более слабой породы, ничего не смыслящим в практической жизни и ни к чему не способным.[6]

Флягин остро реагирует на оскорбление. Стоило управляющему графа — немцу наказать его за проступок унизительной работой, как Иван Северьяныч, рискуя собственной жизнью, бежит из родных мест.

Впоследствии он вспоминает об этом так: “Отодрали меня ужастно жестоко, даже подняться я не мог… но это бы мне ничего, а вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да мешки бить… это уже домучило меня… Просто терпения моего не стало…” Самым страшным и непереносимым для простого человека оказывается не телесное наказание, а оскорбление чувства собственного достоинства. Герой Лескова — не мститель, не боец против господ, но с отчаяния он убегает от них и идет “в разбойники”.[6]

В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма.

Важно

Несмотря на многие неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря.

Специфически народный характер патриотического чувства, по мысли писателя, проявляется в том, что желание Ивана Северьяныча идти на войну — это желание постраждовать одному за всех. Глубоко переживает “черноземный Телемак” свою причастность к родной земле.

Но, наверное, только любовь к Родине, к Богу, христианское стремление спасают Флягина от гибели в течении девяти лет жизни у татар. Он за все это время так и не смог привыкнуть к степям. Он говорит: “Нет-с, домой хочется… Тоска делалась”.

Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “…Тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь”.[2] Из рассказа Ивана Северьяновича о самом себе явствует, что самыми тяжелыми из пережитых им многообразных жизненных ситуаций были именно те, которые в наибольшей мере связывали его волю, обрекали его на неподвижность.[5]

Сильна в Иване Флягине православная вера. Среди ночи в плену он “выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться… так молиться, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку видишь”.

[2]<\p>

Флягин — необыкновенно одаренный человек, для него нет ни-чего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства.

Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.[6]

В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Флягин не успокаивается. Он предвидит войну и собирается туда идти. Он говорит: “Мне за народ очень помереть хочется”. В этих словах отражено главное свойство русского человека — готовность пострадать за других, умереть за Родину.

Совет

Описывая жизнь Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/5533

Ссылка на основную публикацию