Основные мотивы лирики некрасова

Урок 2. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Урок 2. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Цель урока: знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразием.

Методические приемы: групповая работа, сообщения обучающихся, чтение стихов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ конспекта предыдущего урока.

2. Чтение наизусть «Любимые строки Н. А. Некрасова».

II. Запись, темы, эпиграфа, плана урока

Эпиграф:

Некрасов — целое поэтическое государство,<\p>

живущее по своим законам.

Р. Гамзатов

План:

1. Своеобразие лирики Некрасова.

2. Основные темы, идеи:

а) о назначении поэта и поэзии;

б) тема родины и народа;

в) идеал общественного деятеля;

г) Некрасов — поэт-сатирик;

д) любовная лирика.

III. Слово преподавателя

Н. А. Некрасов — один из трех гигантов русской поэзии ХIХ века. Продолжив традиции своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии.

Он прокладывал свои пути в литературе как поэт новатор.

Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

В чем же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?

• Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

• Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т. д.

• Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».

• Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

• Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

• Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

IV. Чтение и анализ стихотворений

— Каковы основные темы лирики Некрасова?

1. Тема поэта и поэзии.

Обратите внимание

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

а) «Поэт и гражданин» (1856)

— О чем спорят герои стихотворения?

— Кто победил в этом споре?

(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Звучит стихотворение «Муза» (1852)

— Кто такая Муза?

(Муза — 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)

— А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному.

С одной стороны, Муза — крестьянка, потому что крестьянская тема — среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего.

Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка — сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»)

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей… согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.

в) «Элегия (1874)

В письме к А. Н. Ермакову (А. Н. Ермаков был инженером путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом.

После смерти его жены сестра Некрасова — Анна Алексеевна — воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него) 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи.

Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Записываем определение жанра элегии.

Элегия — жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

— Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

— О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)

— О чем говорится во второй строфе стихотворения?

(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

— Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

— О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?

(Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).

— Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки.

Важно

Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни.

Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза — страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).

2. Тема родины и народа.

Слово преподавателя

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа; бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги — все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой).

Стихотворения для чтения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном о разгаре…»

а) «Размышления у парадного подъезда»

Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений…» автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону и споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической уверенности.

— Какие композиционные особенности стихотворения вы мо жете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес. Даже при беглом чтении «Размышлений…» становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны — «владелец роскошных палат», с другой — обездоленные бедняки).

Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости (или резкости)).

б) «Забытая деревня»

— О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение?

(Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая.

Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения. Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов.

Автор наверняка сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)

— Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

(Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого я с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого — рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)

— Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении?

(Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревня — вся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I — старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине — Александре II. Можно истолковать и так.)

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступ

3. Идеал общественного деятеля.

Совет

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). Слушаем стихотворение.

Слово преподавателя

Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворение «Памяти Добролюбова».

Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты был…» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.

Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.

В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.

В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.

В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля» (к пятилетию со дня смерти друга).

Белинскому посвящены и поэмы «В. Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856).

Все свое творчество Некрасов посвятил народу. И тяжело больной, он не переставал думать о нем. Так, стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели — это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

4. Некрасов-сатирик.

В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония — сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника

— Каков тон стихотворения?

— Каково отношение поэта к своему герою?

Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек».

— Каков герой этого стихотворения?

(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).

— Что хотел сказать нам о нравственности автор?

(Некрасов хотел показать, каким гибким стало понятие нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)

5. Любовная лирика Некрасова

Обратите внимание

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Читайте также:  Татьяна в романе «евгений онегин»: сочинение

Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…»

— Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?

(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Слово преподавателя

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла.

Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

V. Домашнее задание

1. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-2-osnovnyie-tiemy-i-idiei-liriki-n-a-niekrasova.html

Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова

    Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. 

    Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения.

Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии.

Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. 

    Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства.

Стихотворение «Родина» – это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души.

Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы – они рождали ненависть, сопротивление, стремление выбраться из этого мира. Поэтому так отрадно звучат в стихотворении строки: 

    И набок валится пустой и мрачный дом,

    Где вторил звону чаш и гласу ликований
    Глухой и вечный гул подавленных страданий,
    И только тот один, кто всех собой давил,
    Свободно и дышал, и действовал, и жил. 

    С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, он рано открыл для себя «незримые, невидимые лиру слезы», стоны и печаль:

    Волга! Волга!… Весной многоводной

    Ты не так заливаешь поля,
    Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля…

    Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:

    Сейте разумное, доброе, вечное…

Важно

    Мотив заступничества за народ звучит во многих стихах Некрасова, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю. 

    Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:

    Вынесет все – и широкую, ясную

    Грудью дорогу проложит себе…

    Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир – это не только «страшный мир», есть в нем и другая сторона. 

    Мир света и надежды связан у поэта прежде всего с природой. Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов:

    Там зелень ярче изумруда, 

    Нежнее шелковых ковров, 
    И, как серебряные блюда, 
    На ровной скатерти лугов
    Стоят озера.

    Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено описание весны в стихотворении «Зеленый шум»: 

    Как молоком облитые, 

    Стоят сады вишневые,
    Тихохонько шумят;
    Пригреты теплым солнышком,
    Шумят повеселелые
    Сосновые леса…

    Ну а как же без стихов, посвященных любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»)? В них поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:

    Я мучился: я плакал и страдал,

    В догадках ум испуганный блуждал, 
    Я жалок был в отчаянье суровом…

    Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя самые сокровенные чувства: 

    Мы с тобой бестолковые люди:

    Что минута, то вспышка готова!…
    После ссоры так полно, так нежно
    Возвращенье любви и участья…

    В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:

    Я счастия тебе желаю и молю,

    Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
    Души моей смягчает муки. 

    Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта, – предназначение поэта и поэзии – проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и облачая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

    Его преследуют хулы:

    Оно ловит звуки одобренья
    Не в сладком ропоте хвалы,
    А в диких криках озлобленья. 

    Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:

    Не может сын глядеть спокойно

    На горе матери родной. 

Совет

    Поэтически манифестом Некрасова стало стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога поэта с читателем, демократом по своим убеждениям. Читатель предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны – эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни: 

    Пора вставать! Ты знаешь сам, 

    Какое время наступило
    …
    Проснись, громи пороки смело…

    Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

    Поэтом можешь ты не быть,

    Но гражданином быть обязан. 

    Муза – «печальная спутница печальных бедняков», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с Некрасовым через всю его жизнь:

    Чрез бездны темные Насилия и Зла,

    Труда и Голода она меня вела – 
    Почувствовать свои страданья научила
     И свету возвестить о них благословила…

    Да! Лирика Некрасова многоводна, как река. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…» – призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание великого русского поэта потомкам.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/nekrasov-n-a/raznoe/5299-osnovnye-motivy-liriki-n-a-nekrasova

Сочинение на тему «Основные мотивы лирики Некрасова»

С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глубиной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления. С любовью, с сочувствием и пониманием создавал Некрасов образ простого человека. Он подмечал в нем живой ум, талант. Для него

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Особое место в его творчестве занимают женщины-крестьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и трудную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замечательные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда. В их душах таились сокровища доброты и благородства.

Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная лишений и невзгод жизнь не сломила воли, не принизила характера русской женщины. Поэма «Мороз Красный Нос», стихотворения «Арина», «Мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская» говорят о том, что Некрасов твердо верит в их прекрасное светлое будущее.

Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремление современной ему передовой молодежи, будил ее сознание, призывал к действию:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило.

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать.

В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского он писал:

Узы дружбы, союзов сердечных

Все порвалось, мне с детства судьба

Посылала врагов долговечных,

А друзей уносила борьба!

Поэт очень жалеет, что «песни вещие их не допеты». Николай Алексеевич также высоко ценил труды критика:

Белинский был особенно любим…

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Обратите внимание

На эту тему были написаны многие стихи, среди них «Поэт и гражданин», «Газетная», «Блажен незлобивый поэт».

Особенно мне нравится «Памяти Добролюбова». В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников, «штурманов будущей бури».

Здесь, по его словам, «старался выразить … идеал общественного деятеля». С точки зрения поэта, это человек суровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине.

Он целомудренно сдержан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:

Учил ты жить для славы для свободы.

Но более учил ты умирать…

Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отдавал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало светлое будущее:

Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой

Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордится им как истинным героем:

Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды высоко ценятся. Некрасов скорбит, что такого человека потеряла русская земля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором

Сокровища душевной красоты

Совмещены были благодатно.

Н. А. Некрасов говорит, что

Когда б таких людей

Ты иногда б не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.

В «Памяти Добролюбова» немало художественно-изобретательных средств. Особую выразительность придают риторические восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмоциональность речи поэта. Например:

Как женщину, ты родину любил…

Важно

Такие эпитеты, как «любовнице суровой», «светлый рай», «вещее перо» и др. , помогают представить нам, оценить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и другие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.

Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.<\p>

Источник: https://schoolsochinenie.ru/osnovne-motiv-liriki-nekrasova.html

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова. Анализ творчества

Категория: Некрасов Н.А. <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.     Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения.

Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.

    Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» – это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы – они рождали ненависть, сопротивление, стремление выбраться из этого мира.

Поэтому так отрадно звучат в стихотворении строки:     И набок валится пустой и мрачный дом,     Где вторил звону чаш и гласу ликований     Глухой и вечный гул подавленных страданий,     И только тот один, кто всех собой давил,     Свободно и дышал, и действовал, и жил.

Читайте также:  Кратчайшее содержание книги «старосветские помещики» для читательского дневника (н.в. гоголь)

    С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, он рано открыл для себя «незримые, невидимые лиру слезы», стоны и печаль:     Волга! Волга!…

Весной многоводной     Ты не так заливаешь поля,     Как великою скорбью народной     Переполнилась наша земля…     Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:     Сейте разумное, доброе, вечное…     Мотив заступничества за народ звучит во многих стихах Некрасова, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю.     Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:     Вынесет все – и широкую, ясную     Грудью дорогу проложит себе…     Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир – это не только «страшный мир», есть в нем и другая сторона.     Мир света и надежды связан у поэта прежде всего с природой. Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов:     Там зелень ярче изумруда,     Нежнее шелковых ковров,     И, как серебряные блюда,     На ровной скатерти лугов     Стоят озера.     Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:     Как молоком облитые,     Стоят сады вишневые,     Тихохонько шумят;     Пригреты теплым солнышком,     Шумят повеселелые     Сосновые леса…     Ну а как же без стихов, посвященных любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»)? В них поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:     Я мучился: я плакал и страдал,     В догадках ум испуганный блуждал,     Я жалок был в отчаянье суровом…     Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя самые сокровенные чувства:     Мы с тобой бестолковые люди:     Что минута, то вспышка готова!…     После ссоры так полно, так нежно     Возвращенье любви и участья…     В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:     Я счастия тебе желаю и молю,     Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,     Души моей смягчает муки.     Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта, – предназначение поэта и поэзии – проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и облачая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:     Его преследуют хулы:     Оно ловит звуки одобренья     Не в сладком ропоте хвалы,     А в диких криках озлобленья.     Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:     Не может сын глядеть спокойно     На горе матери родной.     Поэтически манифестом Некрасова стало стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога поэта с читателем, демократом по своим убеждениям. Читатель предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны – эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:     Пора вставать! Ты знаешь сам,     Какое время наступило     …     Проснись, громи пороки смело…     Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:     Поэтом можешь ты не быть,     Но гражданином быть обязан.     Муза – «печальная спутница печальных бедняков», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с Некрасовым через всю его жизнь:     Чрез бездны темные Насилия и Зла,     Труда и Голода она меня вела –     Почувствовать свои страданья научила      И свету возвестить о них благословила…

    Да! Лирика Некрасова многоводна, как река. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…» – призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание великого русского поэта потомкам.<\p> 

Моїм самим улюбленим куточком зимової природи є засніжений і чарівний ліс.Взимку він особливо казково виглядає. Ялини і сосни запорошені снігом, на гілках в променях зимового сонця виблискує діамантами іній. Ліс взимку таємничий і повний фантастичного чарівності.Тому, як тільки видаються вільні дні, а погода не лякає своїми тріскучими морозами, ми з батьками стаємо на лижі і вирушаємо у захоплюючу прогулянку по зимовому лісі.Він зустрічає нас чарівною красою білосніжних узлісь. Ніби нареченої у<\p>

Сам писатель рассказывал, с каким трудом у него “выстраивалась” “Царь-рыба”: “Не знаю, что тому причиной, может быть, стихия материала, которого так много скопилось в душе и памяти, что я чувствовал себя буквально им задавленным и напряженно искал форму произведения, которая вместила бы в себя как можно больше содержания, то есть поглотила бы хоть часть материала и тех мук, что происходили в душе. Причем все это делалось в процессе работы над книгой, так сказать, на ходу, и потому делалось с бол

Совет

С раннего детства эта профессия привлекает как мальчишек, так и девчонок своей героической романтикой, чему во многом способствуют художественная литература и кино.

Так профессия милиционера представляется многим полной увлекательных приключений и захватывающих событий, тогда как на самом деле защита правопорядка требует ежедневного и подчас монотонного труда и рутинной работы.

<\p>

Королева изображена автором в сказке с определенной иронией: “В королевстве, где мы с тобой находимся, есть Королева, такая умная, что и сказать нельзя! Она прочитала все газеты в мире и уже забыла все, что прочитала, – вот какая умная!” Такое событие, как выбор жениха, произошло через скучную жизнь: “Однажды сидела она на троне, – а веселья в этом немного, как говорят люди, – и пела песенку: “Почему бы мне не выйти замуж? ” “А и в самом деле!” – подумала она, и ей захотелось замуж”. Королева –<\p>

Моей любимой актрисой является Одри Хепбёрн. Это знаменитая британская актриса, которая снималась с 1948 года по 1992. За время своей карьеры она многое дала современному кинематографу. Картины с ее участием приятно смотреть в любом возрасте. Они понятны, остроумны, добры и пробуждают только самые лучшие чувства и эмоции. Когда я смотрю фильмы с ней, то удивляюсь, как такая хрупкая девушка смогла пережить Вторую Мировую войну и блокажу фашистами. При этом остаться такой веселой, непосредственной

Функции образов природной стихии в творчестве А. С. Пушкина разнообразны: эстетическая, философская, символическая, сюжетная. В «Капитанской дочке» и «Медном всаднике» образ стихии выполняет прежде всего символическую и философскую функции.

В «Медном всаднике» Пушкин изображает стихию воды, наводнение, а в «Капитанской дочке» перед нами описание бурана, метели. Обе стихии представляют собой сложные символы и помогают Пушкину раскрыть в этих произведениях свою философию.

В «Капитанской дочке» ст

Азазелло — один из подручных Воланда; маленький широкоплечий человек с огненно-рыжими волосами, торчащим изо рта клыком, когтями на руках и гнусавым голосом.

Имя персонажа напоминает о демоне иудейской мифологии Азезеле, обитающем в пустыне; это одно из традиционных именований беса; в романе Булгакова употреблено в итальянизированной форме.

Азазелло выполняет в основном поручения, связанные с физическим насилием: выкидывает из Москвы Лиходеева, вместе с Бегемотом избивает и похищает Варенуху, бье

Каждое поколение на протяжении четырех веков по-разному пе­реживает трагедию Вильяма Шекспира «Гамлет», написанную в 1601 году. Тайну, скрытую в трагедии, каждый раскрывает по-своему. Гамлет?..

Понимаем ли мы значение этого имени? — оно велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это вы, это я, это каждый из нас.

Обратите внимание

Тревога души так велика, что потрясение от встречи с Призраком при­водит Гамлета на грань безумия, так как он совершает страшное открытие. Он находит виновников смерти его о

Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году.

Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут<\p>

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость.

Каждый человек для К. – это только потенциальный покупатель.     Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.

    Но такое «замирание» все же лучше по

Сейчас смотрят:{module Некрасов:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-nekrasova/10486-osnovnye-motivy-liriki-n-a-nekrasova-analiz-tvorchestva.html

Основные мотивы лирики Некрасова

С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глубиной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления. С любовью, с сочувствием и пониманием создавал Некрасов образ простого человека. Он подмечал в нем живой ум, талант. Для него

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Особое место в его творчестве занимают женщины-крестьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и трудную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замечательные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда. В их душах таились сокровища доброты и благородства.

Важно

Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная лишений и невзгод жизнь не сломила воли, не принизила характера русской женщины. Поэма “Мороз Красный Нос”, стихотворения “Арина”, “Мать солдатская”, “В полном разгаре страда деревенская” говорят о том, что Некрасов твердо верит в их прекрасное светлое будущее.

Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремление современной ему передовой молодежи, будил ее сознание, призывал к действию:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило.

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать.

В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского он писал:

Узы дружбы, союзов сердечных

Все порвалось, мне с детства судьба

Посылала врагов долговечных,

А друзей уносила борьба!

Поэт очень жалеет, что “песни вещие их не допеты”. Николай Алексеевич также высоко ценил труды критика:

Белинский был особенно любим…

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

На эту тему были написаны многие стихи, среди них “Поэт и гражданин”, “Газетная”, “Блажен незлобивый поэт”.

Особенно мне нравится “Памяти Добролюбова”. В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников, “штурманов будущей бури”. Здесь, по его словам, “старался выразить. ..

идеал общественного деятеля”. С точки зрения поэта, это человек суровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине.

Он целомудренно сдержан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:

Учил ты жить для славы для свободы.

Но более учил ты умирать…

Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отдавал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало светлое будущее:

Читайте также:  Анализ стихотворения в.в. маяковского «прощанье»

Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой

Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордится им как истинным героем:

Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды высоко ценятся. Некрасов скорбит, что такого человека потеряла русская земля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором

Сокровища душевной красоты

Совмещены были благодатно.

Н. А. Некрасов говорит, что

Когда б таких людей

Ты иногда б не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.

Совет

В “Памяти Добролюбова” немало художественно-изобретательных средств. Особую выразительность придают риторические восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмоциональность речи поэта. Например:

Как женщину, ты родину любил…

Такие эпитеты, как “любовнице суровой”, “светлый рай”, “вещее перо” и др., помогают представить нам, оценить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и другие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.

Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.

Источник: https://home-task.com/osnovnye-motivy-liriki-nekrasova/

7. Основные мотивы лирики н.А.Некрасова. Образ белоруса в поэзии

«Я лиру посвятил народу своему», — с
полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов.
Поэт жил в эпоху великих преобразований,
когда общественно- политические реформы
потребовали реформ в искусстве, в том
числе и поэзии.

Такой глубочайшей
реформой было по своей сути творчество
Н. А. Некрасова, который повернул поэзию
лицом к народу, наполнив ее народным
мироощущением и живым народным языком.

Он один из первых, кто проложил дорогу
демократической поэзии.

Тема поэта и поэзии

Тема предназначения поэта и поэзии
является традиционной для русской
литературы. Она прослеживается в
творчестве Державина, Кюхельбекера,
Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А.
Некрасов не исключение.

Если у Кюхельбекера,
Пушкина поэт — «пророк» находится над
толпой в борьбе за идеалы свободы, добра
и справедливости, идет к людям «глаголом
жечь сердца», то у Лермонтова пророк
уже другой: он бежит от людей в пустыню.
Видя их пороки, он не находит в себе сил
для борьбы.

Поэту Некрасова — это пророк,
которого к людям «послал бог гнева и
печали», его путь тернист, потому что
поэт проходит этот путь с карающей лирой
в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает,
что снискать всеобщую любовь таким
образом невозможно.

Поэтическим манифестом поэта стало
стихотворение «Поэт и гражданин» (1856),
написанное в форме диалога поэта с
читателем — гражданином, демократом
по своим убеждениям, который предъявляет
поэту требования от имени лучших людей
страны — эти требования отвечают духу
времени, духу самой жизни:

Пейзажная лирика

Вся лирика Некрасова проникнута
чувством любви не только к русскому
народу, «которому пределы не поставлены»,
но и к родной земле, с ее бескрайними
нивами, зелеными лесами, суровыми зимами.
Некрасовский мир — это не только
«страшный» мир, есть в нем и другая
сторона. Мир света и надежды связан у
Некрасова прежде всего с природой.

Любовь к полям и лесам своей родины
зародилась у Некрасова в ранние детские
годы. Он восхищался родной ярославской
природой, красотой ее зеленых просторов…

Любовная лирика

Обратите внимание

Лирика Некрасова во многом
автобиографична. В цикле стихов,
обращенных к жене Авдотье Яковлевне
Панаевой («Поражена потерей невозвратной…»,
«Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша
жизнь текла мятежно…» и др.), поэт
правдиво раскрывает свои душевные
переживания.

В любовной лирике герой берет на себя
вину в наступлении охлаждения, мучительно
кается в разрыве отношений, трагически
переживая страдания любимой им женщины.

Народ и идея народного служения
стали для Некрасова главной очищающей
силой, источником нравственного
обновления, духовной опорой. «Он как бы
лечился народом», — скажет о нем К.
Чуковский. В 1845 году выходит стихотворение
Некрасова «В дороге». Оно стало настоящим
потрясением для русской поэзии.

Некрасов
сделал крестьянина главным героем
лирического стихотворения, изобразив
его как человека с индивидуальной
судьбой.

Таким образом, уже в первом
зрелом произведении поэта проявились
новаторские тенденции: глубокое раскрытие
внутреннего мира крестьянина, сочетание
индивидуального и типического, эпические
элементы, народный язык, социальный
критицизм, новизна способов выражения
авторского сознания.

Чтобы понять себя, осветить так или
иначе историю своей души, поэт обращается
к поре детства. Стихотворение «Родина»
(1846) — это попытка проанализировать
влияние крепостничества на формирование
детской души. Деспотизм и рабство не
только оставляли в детской душе страшные
следы — они рождали ненависть,
сопротивление, стремление вырваться
из этого мира.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/1725688/page:6/

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова -Школьное -История русской литературы

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова

Плач детей

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?

«В золотую пору малолетства

Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!

Колесо чугунное вертится,

И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки,-
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
– Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!-
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы – спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…»

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

    Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” — это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.

Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.

Важно

    Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению.

Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции.

По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека.

В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

    В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом…”).

Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:

    Толпе напоминать, что бедствует народ,<\p>
    В то время как она ликует и поет,
    К народу возбуждать вниманье сильных мира —
    Чему достойнее могла служить бы лира?..

    Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.

    Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”.

Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”.

Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье.

Совет

В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье — это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.

    В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами.

Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись!..

Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу… герой”).

    В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

    Ты проснешься ль, исполненный сил?

    Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая “покаянная лирика” — “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя…”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

    Умру я скоро…<\p>
    Жалкое наследство,
    О родина, оставлю я тебе…     Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник — страдалец, идущий на жертву.

Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

    Не хуже нас он видит невозможность<\p>
    Служить добру, не жертвуя собой.

    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.     По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей…”).

Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

    Мы с тобой бестолковые люди:<\p>
    Что минута, то вспышка готова!
    Облегченье взволнованной груди,
    Неразумное, резкое слово.

    Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.

19.05.2016, 3243 просмотра.<\p>

Источник: https://myfilology.ru/russian_literature/shkolnoe/osnovnye-motivy-liriki-na-nekrasova/

Ссылка на основную публикацию