Патриотизм в романе толстого «война и мир»

Патриотическая тема в романе Л. Толстого «Война и мир»

«Война и мир» — заглавие вечной книги, великого романа-эпопеи Л. Н. Толстого. Война… Это слово ужа­сает любого человека, потому что война — «страшное дело». Участие в этом деле может быть чудовищным преступлением, а может быть вынужденной самоза­щитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным.

Во время войны 1812 года, описанию которой посвя­щены многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независи­мо от сословной принадлежности, пола, возраста, по­тому что Россия оказалась в смертельной опасности.

Все были охвачены единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и высокопарных лозунгах, а в по­истине героических поступках, каждый из которых по-своему приближал победу.

Это нравственное чувст­во, безусловно, давно жило в душе каждого русского человека, таилось где-то в глубине его души, но настал момент — тяжелая для родины пора — и оно вырва­лось наружу, достигло наивысшего своего проявле­ния. Русский народ благодаря ему предстал в войне 1812 года настоящим героем-богатырем.

«Когда «силы двунадесяти языков Европы ворва­лись в Россию»»,— отмечает исследователь К. Лому-нов,— наш народ поднялся на священную освободи­тельную войну». Сам Толстой говорил, что «цель на­рода была одна: очистить свою землю от нашествия». Эта цель была ясна всем: от полководца до простого солдата, крестьянина, партизана.

Обратите внимание

Осознавая весь ужас положения, в котором оказа­лась родина, люди шли на смерть, проявляли истин­ный героизм, до конца выполняли свой долг. Именно в России Наполеон столкнулся с необыкновенной ду­ховной стойкостью, мужеством, непоколебимостью и любовью к отечеству.

Рисуя эпизоды различных сражений, Толстой по­казывает, что не численное превосходство, не военное мастерство и стратегические планы мудрых полко­водцев, а воодушевление воюющих влияет на ход боя, обеспечивая победу.

Воодушевившись сам, заражает этим чувством своих подчиненных Тимохин, человек, которого никто не считает героем и который сам абсо­лютно не думает о собственном героизме. «Что себя жалеть теперь!» — восклицает он.

Мужественно сражается и решает исход сражения и Тушин со своей батареей, про которую все забыли. Он не говорит громких слов, он молча делает великое дело. Тушин показал себя настоящим храбрецом. Внешне этот человек ничем не примечателен, но сила духа его и внутренний стержень очевидны.

Центральная, вершинная часть романа — Боро­динская битва. Именно здесь с наибольшей силой и яркостью проявились народный патриотизм и геро­изм, потому что именно здесь каждый осознал и по­нял весь смысл и все значение этой войны как священ­ной, освободительной войны.

У русских участников Бородино не было сомнения в исходе сражения. Для каждого из них он мог быть только один: победа лю­бой ценой. Русский народ вел бой за свою землю, за родину. Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба отечества. «…

Считаю,— говорит Андрей Бол­конский,— что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нем,— он указал на Тимохина,— в каждом сол­дате».

 Воины надевали перед сражением чистое белье торжественно, как к важнейшему в жизни делу, гото­вясь к исполнению своего долга — умереть, но не до­пустить победы врага.

Важно

Внутренний огонь все сильнее разгорался во всех, кто сражался: в людях батареи Раевского, в Пьере Безухове, Андрее Болконском, героически пожертво­вавшем собой, и в других. Благодаря этому огню, рус­ская армия одержала величайшую победу над своими противниками.

В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине «народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу. Эта война велась без знания правил военного искусства. Восхищают своим подвигом партизанские отряды Денисова и Долохова, которые благословляет сам Кутузов.

Удивляет старостиха Василиса, «побив­шая сотни французов», и безымянный дьячок, «взяв­ший в месяц несколько сот пленных». Партизанские отряды, вооруженные всего лишь топорами и вилами, по частям уничтожали великую наполеоновскую ар­мию.

Эти отряды были хорошим подспорьем в делах действующей армии. Их сила состояла в ярости, во внезапности, в непредсказуемости, с которой они на­падали на врага, и в неуловимости.

Наполеон «не пе­реставал жаловаться Кутузову и императору Алек­сандру   на   то,   что   война   велась   противно   всем правилам…».

Л. Н. Толстой, рисуя образы партизан и солдат та­ких, например, как Тихон Щербатый и Платон Кара­таев, сосредоточил в них основные качества русского народа. Щербатый — яркий образ народного мстите­ля. Он активен, бесстрашен, жесток.

Он оказался «са­мым нужным человеком» в отряде Денисова. В нем сочетаются находчивость и удаль русского крестьян­ства.

Тихон, так же как и многие другие, восстает про­тив врага не потому, что его кто-то принуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.

Совет

Переполнено патриотизмом и сердце Платона Ка­ратаева, хотя в романе он противопоставлен Щербато­му. «…Червь капусту гложет,— замечает Платон,— а сам прежде того пропадает».

«Москва, она всем горо­дам мать»,— также справедливо говорит Каратаев. Он олицетворяет собой мудрость, долготерпение и доброту русского человека.

Попав в плен и познако­мившись там с Пьером Безуховым, Каратаев учит его терпеливости и всепрощению.

Общенародное единство выразилось и в отношении к собственному имуществу, тому, что наживалось многолетним трудом, было по-настоящему дорого, в умении пожертвовать им.

Смоленский купец Фера­понтов, проникшись стихийным патриотическим чувством, призывает солдат грабить его же лавку, хотя поначалу в его душе заговорил хозяин. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» — все-таки про­кричал он, и в итоге сам поджег свой двор.

Семья Рос­товых по настоянию Наташи, которой владело гуман­ное и патриотическое чувство, оставляет в Москве все имущество и отдает подводы раненым.

Смоленские сцены романа, по словам К. Ломунова, замечательны тем, что «в них наглядно показано, как в русском народе родились чувства оскорбления и не­годования, вызванные вражескими действиями, пе­решедшие вскоре в прямую ненависть к захватчи­кам».

Народному патриотизму писатель противопоста­вил лжепатриотизм отдельных представителей свет­ской знати, проявившийся только лишь в высокопар­ных фразах о любви к родине и ничтожных деяниях.

К таким персонажам относятся князь Василий Курагин и его дети Ипполит, Элен, Анатоль; гости салона Анны Павловны Шерер; Борис Друбецкой, главная цель которого не постоять за родную землю, а сделать собственную карьеру; Долохов, ищущий наград и чи­нов; Жюли Курагина, введшая штраф за разговор на французском языке; Берг, старающийся извлечь из войны как можно больше выгод для себя. К счастью, подобных им все же было немного.

Обратите внимание

Толстой рисует величие подвига русского народа и вместе с тем бичует войну, приносящую тяготы, бед­ствия, муки. Многие разорены. В огне пожарищ гиб­нут города и села. Русская армия терпит огромные по­тери.

Но все это писатель называет «страшной необхо­димостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя ос­вобождения родной земли.

Он вкладывает в уста Ку­тузова справедливые, замечательные слова о русском народе: «Чудесный, бесподобный народ!»

Источник: https://5litra.ru/soch/163-patrioticheskaya-tema-v-romane-l-tolstogo-voyna-i-mir.html

Патриотизм русского народа в романе толстого «война и мир»

ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО НАРОДА. Роман «Война и мир» — великое произведение русской и мировой литературы, грандиозная эпопея, героем которого яв­ляется русский народ, проявивший невиданный героизм и пат­риотизм в борьбе за свободу и независимость своей родины в войне 1812 года.

Огромный жизненный материал этого романа объединен единым замыслом. «Я пытался писать историю народа», — говорит Толстой. Народ, по мнению Толстого, — это не толь­ко крестьяне, но и дворяне, те люди, которых тревожит судьба страны, кто находится в водовороте великих собы­тий.

Колоссальная волна гнева поднялась в народе после нападения французов. Все русские люди, за исключением небольшой кучки придворных аристократов, не могли себе представить, как они смогут жить под властью французов. Всякий русский поступал так, как он находил это возмож­ным для себя.

Кто поступал в действующую армию, кто уходил в партизанские отряды. Такие, как Пьер Безухов, отдавали часть своих денег на снаряжение ополченцев. Мно­гие, как смоленский купец Ферапонтов, сжигал лавки и свое имущество, чтобы ничего не осталось врагам.

А многие просто собирались и уходили из своих родных мест, унич­тожая после себя все.

Толстой отмечает в русских людях простое, порой неосмыс­ленное чувство патриотизма, которое выражалось не в гром­ких фразах о любви к отечеству, а в решительных действиях.

Жители Москвы без всякого призыва покидали древнюю сто­лицу. Толстой подчеркивает, что для москвичей не могло быть вопроса о том, что хорошо было бы под управлением францу­зов в Москве или дурно.

Просто так нельзя было жить, так как это было хуже всего.

Важно

То же самое происходит и в других городах и деревнях рус­ской земли, На территории, куда враг уже вступил, он видел кеназиеть и неподдельное возмущение народа» Крестьяне отка­зывались продавать французам продовольствие и сено.

Стихийно возникло партизанское движение, без какого бы то ни было приказа свыше» По образному выражению Толстого, «партиза­ны подбирали то опавшие листьл, которые сыпались е общего дереза французского войска, а иногда и трясли это дерево .

Не только простой народ, но и передовые слои дворянства и интеллигенции прониклись ожесточением к врагу» Недаром князь Андрей говорит, что они разбили его дом, а теперь идут разорять Москву, оскорбляя ее каждую секунду. И поэтому, по его понятиям, они не только враги, но и преступники.

Князь Андрей честно выполняет свой долг, вступая в действующую армию в самом начале войны, хотя до этого и решил, что никогда больше не будет военным Он не остался в штабе, как ему предлагали, а идет на передний край событий» Особенно ярко проявился героизм и неподдельная любовь россиян к родине в Бородинском сражении.

Накануне сражений Андрей Болконский говорит” «сражение выиграет тот, кто твердо ре­шил его выиграть… и кто будет злее драться,,» Завтра, что бы ни было, мы выиграем сражение».

Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские люди обнаружили изумительную стойкость духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызы­вали в непобедимом до сих пор Наполеоне сначала удивление, а потом страх, Нельзя не гордиться русскими людьми. И мож­но не сомневаться, что у такого народа — великое будущее.

Источник: https://www.prepodka.net/patriotizm-russkogo-naroda-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/

Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Н.Толстого “Война и мир” | Литература для всех

Скачать файл

Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры.

В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой, кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья».

Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые — патриоты по сути — отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю.

Совет

В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов».

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. “Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги”. Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

    Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова.

По распоряжению графа Растопчина, по Москве расклеиваются глупые «афишки», призывающие  жителей города не оставлять столицы, а затем, Растопчин, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и “приехали нас учить — славные учителя!”

Читайте также:  Сочинение: мои размышления о войне (1941-1945)

Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: «…наибольших для себя выгод и удовольствий… Трутневое население армии». К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

Берг в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках.

Обратите внимание

Борис Друбецкой, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».

Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением воз­буждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти ».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо.

Перед Бородинским сражением ополченцы надевают белые рубахи, готовясь стоять насмерть. Защитники батареи Раевского погибают все, но никто не отступил, никто не бросил позиции. Полк князя Андрея Болконского восемь часов стоял под артиллерийским огнем, две трети солдат и офицеров погибло, но они до конца проявляли выдержку и мужество.

Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот.

«Тащи все, ребята, не оставляй французам!» — кричит он русским солдатам. А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк.

И что заставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь в общем горе.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в опасности». А его сестра Наташа освобождает подводы для раненых, хотя без семейного добра она останется бесприданницей.

Важно

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины. 

<\p>

Источник: https://xn--80aaxunszl.xn--p1ai/articles/writers/tolstoy/istinnyj_i_lozhnyj_patriotizm_v_romane_l_n_tolstogo_vojna_i_mir/

Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”

МОУ  Ловецкая средняя общеобразовательная школа   

Реферат

по литературе. 

Тема : « Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»    
  

Выполнила: ученица 11 класса Давыдова Анна.

                                             Руководитель: Симакова Л.Г.

                                             Рецензент: Кротова Е.Н.  
  

2007г.

План :  

1.Введение. 

2.Истинный    и   ложный   патриотизм   в  романе. 

3.Значение   Кутузова как предводителя русской армии. 

4.Подлинные  герои  1812  года. 

5.Заключение. 
      
   

Введение. 

      Роман « Война и мир » создавался   с 1863 по 1869 гг.   В   нем  более   600   действующих   лиц . Судьбы   героев   прослеживаются  на  протяжении  15  лет  в  мирных  условиях  и  в  условиях   войны .

   Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого .

Исторические события  громадного  значения ,  самые  глубокие  основы  национальной   жизни  России ,  её  природа ,  судьба  лучших  её людей ,  народная   масса ,  приведённая  в движение  ходом  истории ,  богатство  нашего  прекрасного  языка  –  всё  это   воплотилось  на  страницах  великой  эпопеи .   Сам  Толстой  говорил  :  « Без  ложной  скромности,  это – как   «Илиада»,   т. е.

  сравнивал  свою   книгу  с   величайшим  созданием  древнегреческого  эпоса.<\p>

  « Война   и   мир »  –  это один  из  самых  увлекательных  и  захватывающих  романов  мировой  литературы.

  Действие  его   совершается  то   в  зареве  московского  пожара,  заливающего  трагическим  светом  неисчислимые  толпы  народа,  то  при  восковых  свечах  в   великосветских  салонах ,  в  гостиных  и  кабинетах  Ростовых ,  Безуховых ,  Болконских , Курагиных ,  то   при свете  лучины  в  крестьянской  избе ,  то при  отблесках  партизанского  костра в  зимнем  лесу ,  то  при  свете  солнца ,  освещающего  деревенские  избы  и   барские  особняки ,  поля  сражений  и  поля  посевов ,  города ,  леса ,  деревни ,  дороги  России .<\p>

    Необозрим горизонт   огромной  книги,  где  мир  и  жизнь  преодолевают  смерть  и  войну,  где  с   такой  глубиной, с  такой  проницательностью   прослежена  история души   человеческой  –  той  « загадочной  русской  души »  с её   страстями   и   заблуждениями ,  с  неистовой  жаждой  справедливости  и  терпеливой  верой  в добро,  о которой  столько  писали  во  всём  мире   и  до  Толстого  и  после него , но после – уже  со  ссылками на  него,  с  цитатами  из   книги. «  Война  и  мир »   –  книга  предельно  эмоциональная,  горячая , полная  насмешки ,  полемики  и  любви .  Она  создана  « умом  сердца » ,  который  так  высоко   ценил  Толстой   в  людях  и  в  искусстве .  В этом  плане  «  Война  и  мир »  принципиально отлична  от                     « объективной »   исторической  прозы  и  представляет  явление  небывалое  в  жанре   исторического романа .<\p>

    Это  великая   книга  жизни,  где  рассказ  об  отдельных  людях,  о  самых  глубоких ,  скрытых  от внешнего   взгляда  движениях  их  души  соединяется,                  « сопрягается» с  повествованием  и  размышлением  о   судьбах  поколений ,  народов,  всего мира .  Толстой   стремился  к  целостному  отображению  истории  и  жизни ,   для  себя   единственною целью  считал  правду ,  ибо  « одна  низкая  истина  дороже  для  нас  тьмы   возвышающих  обманов» .  Шолохов  сказал  как-то ,  что писать  правду  нелегко,  но  этим  не  ограничивается  писательское  предназначение ,  –   сложнее  писать  истину  .   Истина  же  –  в  глубинном  постижении  народного  характера  .<\p>

   Толстой  писал  войну  без  приукрас, и так же, в  свойственной  ему манере, он описывал  народный  патриотизм. Именно любовь к Родине, способность пожертвовать ради неё  всем самым ценным, в том числе и жизнью, так ярко раскрыл автор  в своём романе. В «Войне и мире» мы можем увидеть настоящих  героев, истинных защитников земли Русской.<\p>

Совет

  Многих героев романа «Война и мир» можно назвать образцами для подражания, и это особенно важно именно сейчас, когда подрастающему поколению  просто необходимы новые нравственные идеалы. В свое время советская идеология с её духовными ценностями была сломлена, а новая, к сожалению,  так и не создалась.

  Лишённая нравственных ориентиров, молодёжь пошла по иному пути  развития и сейчас у неё другие ценности, как то: деньги, влияние, престиж. О патриотизме сейчас многие даже не задумываются.

Если раньше служение Отечеству было священным долгом каждого гражданина, то сегодня ребята идут в армию только если не удастся «откосить».<\p>

  Да, взгляды на патриотизм у нынешних подростков коренным образом отличаются от тех, что были в советские  времена.

Но это можно и нужно изменить! И нет лучшего помощника в этом деле, чем классическая русская литература. Во все времена литературные произведения оказывали большое влияние на умы  молодёжи, и  я считаю, что это самый действенный способ «достучаться» до подростков.

Именно проверенные временем книги помогают нам сформировать свою систему ценностей, привносят первые представления о добре и зле, прививают нравственно-духовные идеалы.

  Роман «Война и мир» идеально подходит для этих целей. На фоне нынешней безнравственности и бездуховности эта книга остаётся настоящим памятником народного патриотизма. 
 

Истинный и ложный патриотизм в романе. 

  Отечественная  война   1812  года со стороны России была освободительной,  Россия   отстаивала   свою  независимость ,   русские  люди  защищали   свое   Отечество  .  Естественно ,   поэтому   автор  затрагивает  в  своем  романе  проблему   патриотизма ,   но   рассматривает   ее  неоднозначно  .<\p>

  Писатель  изображает  патриотизм  истинный  и патриотизм ложный .

Обратите внимание

   Настоящий патриотизм  –   это   прежде  всего   священный   долг ,  подвиг  во имя  Отечества ,  умение  в  решающую  для Родины  минуту  подняться  над  личным ,  проникнуться  чувством  ответственности    за  судьбу  народа  .<\p>

  Ложный   патриотизм – это  чувство ,   отталкивающее  своей   фальшью ,   эгоизмом   и лицемерием .

  В  « Войне  и  мире  »  великолепно  показано ,  насколько  пуста  и  ничтожна  и  умственная , и  нравственная  жизнь  Курагиных  и  Карагиных .  Очень наигранно ведут   себя   светские  вельможи   на  обеде  в  честь   Багратиона : при  чтении   стихов   о   войне   «  все   встали  ,  чувствуя ,   что  обед   был  важнее   стихов  ».

 <\p>

    Лжепатриотическая   атмосфера   царит   в   салоне  Анны   Павловны   Шерер,    Элен      Безуховой    и   в   других    петербургских    салонах  ;  «…

спокойная,   роскошная ,  озабоченная   только   призраками  ,  отражениями    жизни ,   петербургская   жизнь  шла  по – старому! ;   и  из – за  хода   этой   жизни  надо  было  делать  большие  усилия ,  чтобы  сознавать  опасность  и  то  трудное положение ,  в  котором  находился  русский  народ .

  Те  же  были  выходы ,  балы ,  тот  же  французский  театр ,  те  же  интересы  дворов ,  те  же  интересы  службы  и  интриги .   Только   в   самых   высших  кругах   делались  усилия  для   того ,  чтобы   напоминать   трудность   настоящего   положения  »  .

Действительно, вышеупомянутые    персонажи   были   далеки  от   осознания   общероссийских   проблем ,  от понимания   великой беды  своего народа.

   
Лжепатриотизм   проявляет   и   граф   Растопчин ,   который   расклеивает   по   Москве   глупые   «  афишки  »  ,   призывает   жителей   города  не  оставлять столицы,  а затем ,  спасаясь  от  народного  гнева ,  сознательно  отправляет  на  смерть безвинного   сына купца  Верещагина .  Подлость  и предательство сочетаются  с  самомнением ,  надутостью :  « Ему  не  только  казалось , что он управлял внешними действиями   жителей  Москвы ,  но  ему  казалось ,  что  он  руководит  их  настроением   посредством   своих   воззваний   и   афиш ,   писанных тем   ерническим   языком ,   который  в  своей  среде презирает  народ   и  которого он не понимает ,   когда  слышит   его   сверху  » .

  Таким   лжепатриотом   является  в  романе   Берг ,   который    в   минуту  всеобщего   смятения   ищет   случая   поживиться   и   озабочен   покупкой  шифоньерочки   и   туалета   « с  аглицким   секретом » .   Ему   и   в   голову   не   приходит ,  что  сейчас   стыдно   думать   о   шифоньерочках .

Важно

   Таков ,   наконец ,  Друбецкой ,  который ,   подобно   другим   штабным   офицерам ,   думает  о  наградах   и   продвижении   по   службе ,   желает   «  устроить   себе   наилучшее   положение ,   особенно   положение   адъютанта   при   важном   лице, казавшееся   ему   особенно   заманчивым   в    армии».

<\p>

    Накануне   Бородинской   битвы   Пьер    заметил    на    лицах    офицеров оживление.

Он понимал, что «причина  возбуждения,  выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него           не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и  которое  говорило о  вопросах не  личных, а общих , вопросах   жизни и смерти .

»<\p>

  Все они – лжепатриоты . В то время,  как  простые  солдаты отдавали             свои  жизни, защищая  Россию, московская  элита  ела вместо  французских       блюд  русские  щи и  перестала  употреблять  в  разговоре  французские  слова.

  Можно  ли  сопоставить   эти  «жертвы»  с  жертвами   солдат?  Думаю,  ответ  очевиден.<\p>

  С. П. Бычков писал: “По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы”.  

                    
Значение Кутузова как предводителя русской армии.
 

  Кутузов  в  « Войне  и  мире »  явился  настоящим  историческим  и  художественным  открытием  Толстого . Именно  он,  а  не  Александр I,  сыграл важную роль в победе над французами. Российский  император представлен в  романе  слабым,  тщеславным человеком ,  который верил  австрийцам  больше ,  чем  Кутузову , и   своими  распоряжениями  немало мешал  ему .

<\p>

  Рисуя образ Кутузова, Толстой не побоялся  показать  его старческую слабость.    « В длинном   сюртуке на огромном толщиной  теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим , белым глазом на оплывшем лице » – таков был  Кутузов перед Бородином. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости ».

Совет

Эта многократно подчёркнутая Толстым физическая немощность главнокомандующего только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей  от него. «Сегодня , перед сражением, он  преклоняет колени перед  иконой – так же, как люди, которых он завтра пошлёт в бой.

Читайте также:  Трагедия совести в пьесе островского «гроза»

» Эта  немаловажная  деталь  также  указывает  на  близость Кутузова  к  народу,  одухотворённость  его  тем  самым   « народным  чувством » , которое  так  ценил  Толстой.

  Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис “Рыцари Лебедя”. Он не хотел казаться великим человеком — он был им.

<\p>

  Кутузов  возвеличивается в  нашем сознании как  полководец ,  умеющий  подчинять  все  мысли  и  действия  народному  чувству . <\p>

  Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое   зависело для русских, Кутузов   « не делал никаких распоряжений, а только соглашался или   не соглашался на то, что предлагали  ему ».

В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея   Болконского: «Он  всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит.

Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный   ход событий, и он умеет видеть их, умеет  понимать   их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ».

Кутузов знал, что          « решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не  место,  на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он  следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ».

Сплоченность с народом,   единение с простыми людьми делают Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.<\p>

Обратите внимание

  Кутузов  в романе — выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ,  и действует сообразно этому. О себе он не думает.

  Поэтому  на  совете  в  Филях  для него существует один   вопрос : «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или  отдать Москву без сражения? » И  даже зная, что его будут обвинять во  всех смертных грехах, Кутузов принял решение об отступлении. Правота Кутузова  в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки » Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

  С. П. Бычков писал: “Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел главные черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату”.<\p>

Источник: https://stud24.ru/literature/ideya-patriotizma-v-romane-lntolstogo/224888-658370-page1.html

Как Л. Н. Толстой понимает патриотизм? (по роману «Война и мир»)

Патриотизм, по мнению Л. Н. Толстого, не громкие слова, не шумная деятельность и суетливость, а простое и естественное чувство «потребности жертвы и сострадания при сознании общего несчастия».

Это чувство — общее у Наташи и Пьера, оно владело Петей Ростовым, когда он ликовал, что попал в Москву, где скоро будет сражение; то же чувство влекло толпу к дому обманувшего ее графа Растопчина, потому что люди из толпы хотели сражаться с Наполеоном.

В основе всех этих поступков, при всей их разности, лежало одно чувство — патриотизм.

Никто не заставлял москвичей уезжать, наоборот, граф Растопчин уговаривал остаться и называл трусами тех, кто покидает город. Но они ехали, «потому что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве? Под французами нельзя было быть: это было хуже всего…»

Как выяснилось, пишет автор, при трагических обстоятельствах люди все-таки оказываются лучше, чем можно было бы подумать: «Наполеону не покорюсь», — говорили те, от которых никто не ожидал такого поведения. И когда Наполеон 2 сентября 1812 года стоял на Поклонной горе, ожидая депутацию бояр с ключами от Москвы, он не мог себе представить, что она пуста.

Нет, не пошла Москва мояК нему с повинной головою.Не праздник, не приемный дар,Она готовила пожарНетерпеливому герою… —

так писал А. С. Пушкин.

По дороге к Бородинскому полю, где готовилось решающее сражение, Пьер Безухов многое увидел и услышал. Слова были простые и понятные, их говорил ополченец: «Всем народом навалиться хотят…»

Толстой считает, что патриотизм — это естественное чувство людей, живущих жизнью своего народа. Поэтому он отказывает в нем Бергу, Курагиным, Растопчину.

Наташа не может и не хочет понять мать, которая «в такую минуту» думает об имуществе и запрещает разгружать подводы, на которых хочет вывезти из Москвы «оставшееся добро». Дочь думает о раненых, которых нельзя оставить французам. Думать о себе было «дико и неестественно». «Графиня поняла это и устыдилась», — пишет Толстой.

Важно

Так отвечает автор на вопрос о том, что такое патриотизм, и хочет быть понятым читателями.

Описание Бородинского сражения, которое занимает двадцать глав третьего тома романа, это — центр произведения, решающий момент в жизни всей страны и многих героев книги.

Здесь скрестятся все пути, здесь каждый характер раскроется по-новому и здесь появится громадная сила: народ, «мужики в белых рубахах» — сила, выигравшая войну.

На лицах людей, которых видел Пьер, было «выражение сознания торжественности наступающей минуты», была «скрытая теплота патриотизма… которая объясняла, зачем эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Что же решило эту победу? Толстой считает: не распоряжения командования, не планы, а множество простых, естественных поступков отдельных людей: то, что мужики Карп и Влас не везли сено в Москву за хорошие деньги, а жгли его, то, что партизаны уничтожали великую армию Наполеона по частям, что партизанских отрядов «различных величин и характеров были сотни…»

Толстой совершенно точно понял значение того чувства, под влиянием которого началась партизанская война: патриотизм народа.

Выросшая из этого чувства «дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Это ли не великое чувство патриотизма, проявленное народом в Отечественной войне 1812 года?

Совет

Л. Н. Толстой открыл читателям столько пружин человеческого поведения, в частности патриотизма, о котором сегодня просто не говорят или говорят стыдливо.

А ведь это гордое чувство, которое позволяет человеку ощутить свою причастность ко времени, к событиям, жизни, определить свою позицию в ней. Материал с сайта //iEssay.ru<\p>

Казалось бы, что общего между тем временем, о котором писал Л. Н.

Толстой, и нашим, между войной 1812 года и 1941-го? В 1812 году не было ни бомб, ни самолетов, не было ужасов и зверств Майданека, Бухенвальда, Маутхаузена — лагерей смерти.

Но почему же тогда в землянках и госпиталях сорок первого, при блокадных коптилках люди читали «Войну и мир» как самую «сегодняшнюю» для них книгу, почему любимым стихотворением — от первоклассника до генерала долгие четыре года войны было лермонтовское «Бородино»?

Л. Н. Толстой писал и о нас, потому что знал про человека такое, чего хватило на сто с лишним лет. И когда началась Великая Отечественная война, оказалось, что Толстой сказал о каждом человеке что-то очень важное, и люди бросились к нему. Нам еще черпать и черпать из неиссякаемого источника его книги душевные силы, стойкость и то сложное чувство, которое называется патриотизмом.

На этой странице материал по темам:

  • лев толстой определение патриотизма
  • краткий ответ патриотизм в понимании толстого
  • толстой патриотизм
  • скрытая теплота патриотизма в романе война и мир
  • лев толсой- определение патриотизма

<\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/sochineniya/vojna-i-mir/kak-l.-n.-tolstoj-ponimaet-patriotizm-po-romanu-vojna-i-mir

Сочинение: что такое патриотизм. Отражение темы в романе

Образование 13 января 2017

Школьная программа включает в себя экскурс по самым ключевым моментам истории России. Финалом изучения списка произведений становится заданное сочинение. Что такое патриотизм?

Страна отцов – Отчизна

Наши предки жили, полностью отдавая себя развитию своей страны. Они честно трудились, рожали детей, праздновали и отчаянно сражались за каждый сантиметр родной земли. У них не стояло вопроса: “Нужно ли мне вставать на защиту Родины?” Они просто шли и боролись за независимость и мирную жизнь, о чем и будет это сочинение.

Патриотизм – это безоговорочная и беспрекословная любовь к своей стране, каждому деревцу и даже самой маленькой речке. Наши прапрадеды отдавали свою жизнь служению родному краю: возводили и облагораживали храмы и монастыри, создавали парковые зоны для отдыха, следили за чистотой окружающего пространства. Они делали это по собственному желанию горячего сердца.

Душа настоящего патриота всегда готова встать на стражу своего наследия.

Защита и приумножение

Жители любимой страны всегда заботятся об окружающей среде, потому что хотят сохранить природное богатство для потомков. Для чего писать такое сочинение? Что такое патриотизм – знает далеко не каждый. А ведь если не любить свою Родину в первозданном виде и не проявлять заботу об окружающей природе, то со временем она просто исчезнет.

Родные просторы в виде чистых озер и бурных рек, лесов, полных ягод, грибов и целебных трав, прекрасных цветов на полях, не будут выглядеть так всегда без помощи человека. Созидательный труд и преумножение богатств, готовность встать на защиту своей Родины – это истинный патриотизм. Это история, которую создали для детей предки.

Они призывали потомков относиться к Родине вежливо и быть готовыми, как они, отдать свою жизнь за нее.

Видео по теме

Уважение чужой культуры

Как понять суть слова “патриотизм”? Сочинение на эту тему раскрывает основные тезисы определения. Во-первых, патриот любит не только тот город или селение, где он родился, а всю необъятную страну.

В детстве многим людям кажется, что не бывает более прекрасного вида из окна и душистей травы и ароматнее цветов, чем именно в этом месте и в это время. На самом деле Родина – она прекрасна по определению.

Это не конкретное место, это огромная страна, на территории которой много прекрасных мест.

Патриотизм, сочинение о котором является больше рассуждением на заданную тему, также предполагает безусловное уважение чужих стран и культур. Невежество в виде высказываний: “Россия только для русских”, “Наши танки и балерины самые лучшие” – не является проявлением патриотизма.

Знание истории

Тестирование в школе проводится в разных формах, например, это может быть сочинение. Что такое патриотизм – объясняется с младших классов, но уяснить это понятие некоторым не позволяют личные убеждения.

Настоящий патриот знает историю своей страны, в памятные праздники чтит имена героев, бережет оставленное природное и архитектурное наследство. Он смотрит на реальность открытым взглядом, принимая все несовершенства своей Родины.

Обратите внимание

Патриот не будет стремиться переехать в другую страну, а постарается посвятить свою жизнь улучшению быта на родной земле. Большой вклад в развитие и повышение уровня территориального субъекта играет правильное образование.

Человеческие ресурсы – это тоже своеобразное богатство (ученые, врачи, учителя). Истинный патриот никогда не потеряет свои корни на чужбине.

Сочинение: “Патриотизм в романе “Война и мир”

Это заглавие принадлежит произведению Льва Николаевича Толстого, которое включено в обязательную школьную программу. Война – это ужасно и страшно в любой исторический период. События 1812 года, описанные в книге, стали примером безоговорочного героизма и проявления личного благородства.

Наполеон подверг русский народ смертельной опасности, поэтому человеческий дух миллионов был сплочен чувством единения. Это был яркий пример того, как проявился патриотизм в “Войне и мире”. Сочинение на эту тему пропитано героическими поступками, которые совершали все, независимо от сословия, социального статуса, возраста и половой принадлежности.

Нравственность и моральные устои не давали оставаться в стороне во время таких серьезных событий для Родины.

Идти на смерть до конца, выполняя свой долг

Именно в Российской империи Наполеон был встречен невероятной силой сплоченности и боевого настроя.

Люди шли на верную смерть, чтобы внести свой вклад в защиту Родины, важно было осознание, что шли до конца и сделали все, что могли. Не стратегические планы и не военные умения помогали бойцам.

Воодушевление и важность исторического момента, духовная стойкость и всеобщий настрой вдохновляли на подвиги.

Не считать себя героем

Сочинение “Война и мир. Тема патриотизма” не может быть раскрыто в полной мере без упоминания героев, отчаянно сражавшихся за победу: Пьера Безухова, Тушина, Андрея Болконского.

Читайте также:  Чего можно и нужно бояться?

Бородинская битва наиболее ярко охарактеризовала горячий настрой русских. Для каждого из них возможен был только один исход: победа, другого не дано. Перед каждым сражением они облачались в чистое белье, как перед важным мероприятием.

Они готовы были погибнуть, но не допустить победы вражеского войска.

Общенародное единство

Отношение к личным имущественным благам во время военных действий характеризует патриота как человека, готового пожертвовать всем ради победы. Толстой в своем романе описывает подвиг русского народа, но в то же время ненавидит войну, которая принесла столько горя и тягот.

Разорение и огромные потери армейского состава были названы “страшной необходимостью”. В романе Кутузов говорит про русских «Чудесный, бесподобный народ!». И это справедливо, во имя освобождения родной земли они вынесли тяжелые испытания. Каждый должен написать подобное сочинение.

Что такое патриотизм? Важно определить значение этого понятия для себя лично.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/179017/

Патриотизм в романе-эпопее «Война и мир»

Главная тема романа – тема подвига русского народа (независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия.

Полумиллионная армия, возглавляемая крупным полководцем, обрушилась всей своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить сию страну. Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства.

Народ истреблял французов всеми дозволенными и недозволенными средствами. Создавались кружки и партизанские отряды, истребляющие французские войсковые соединения. В той войне проявились лучшие качества русского народа. Вся армия, переживая необыкновенный патриотический подъем, была полна веры в победу.

Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты надевали чистые рубашки и не пили водку. Для них это был священный момент. Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но “выигранное сражение” не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага.

Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни.

Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен французов. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов – командир большого, активно действующего партизанского отряда. Подлинным полководцем народной войны показал себя М.И. Кутузов.

Он является выразителем народного духа. Все поведение Кутузова свидетельствует о том, что его попытки разобраться в происходящих событиях были активными, правильно рассчитанными, глубоко продуманными. Кутузов знал, что русский народ победит, потому что отлично понимал превосходство русского войска над французским. Создавая свой роман “Война и мир”, Л. Н.

Толстой не мог пройти мимо темы русского патриотизма.

Важно

Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Толстой начал свое повествование с первых столкновений русской армии с французами в 1805 г.

, описав Шенграбенское сражение и битву при Аустерлице, где русские войска потерпели поражение. Но и в проигранных сражениях Толстой показывает настоящих героев, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Мы встречаем здесь героических русских солдат и мужественных командиров.

С большой симпатией Толстой рассказывает о Багратионе, под предводительством которого отряд совершил героический переход к деревне Шенграбен. А вот другой незаметный герой — капитан Тушин. Это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Он совершенно не способен к соблюдению парадного военного устава, что вызвало недовольство начальства.

Но в бою именно Тушин, этот маленький, неприметный человек, показывает пример доблести, мужества и геройства. Он с горсткой солдат, не зная страха, удерживал батарею и не покинул своих позиций под натиском неприятеля, не предполагавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек».

Внешне неказистым, но внутренне собранным и организованным предстает в романе и ротный командир Тимохин, рота которого «одна удержалась в порядке». Не видя смысла в войне на чужой территории, солдаты не ощущают ненависти к противнику. Да и офицеры разобщены и не могут донести до солдат необходимость сражаться за чужую землю.

Изображая войну 1805 года, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. Иное дело – война 1812 года. Ее Толстой и рисует иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.

После вступления наполеоновской армии на территорию России против врага поднялась вся страна. На поддержку армии встали все: крестьяне, купцы, мастеровые, дворяне. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» все и все поднялось против врага. Крестьяне и купцы отказывали в снабжении французской армии. Их девиз: «Лучше уничтожить, но не дать врагу».

Вспомним купца Ферапонтова. В трагическую для России минуту купец забывает о цели своей повседневной жизни, о богатстве, о накопительстве. И общее патриотическое чувство роднит купца с простыми людьми: «Тащи все, ребята… сам запалю». С действиями купца Ферапонтова перекликается и патриотический поступок Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы.

Она заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных. Это были новые отношения между людьми перед лицом общенациональной опасности.

Совет

Интересную метафору использует Толстой для изображения действий двух армий, русской и французской.

Сначала две армии, подобно двум фехтовальщикам, сражаются по определенным правилам (хотя какие могут быть правила на войне), затем одна из сторон, почувствовав, что отступает, проигрывает, вдруг отбрасывает шпагу, хватает дубину и начинает “дубасить”, “гвоздить” противника.

Игрой не по правилам называет Толстой партизанскую войну, когда весь народ поднялся против врага и победил его.

Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые “не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его”, тому Тихону Щербатому из села Прохоровского, который в партизанском отряде Давыдова “был самым полезным и храбрым человеком”. Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над ее полководцем, признанным миром гениальным.

Патриотизм –чувство объединяющее.

настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. “Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества.

Обратите внимание

И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина – Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину.

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай – де Толли, И.В.Гурко, И.И.

Дибич – Забалканский, Р.Д.Радко – Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство.

Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его – патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал : “Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма.

Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницей бытия его”.

Важно

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского – одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки.

Безотчетное сознание того, что “теперь мы не хуже других”, подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью.

За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально – русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально – психологические качества русского солдата.

Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.

Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Совет

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период “советского патриотизма” – после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе – это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно – нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s24546t10.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]