Сочинение 15.3: проблема воспитанности по тексту дорохова

Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным… А. Дорохов (сочинение)

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был.

(4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику.

(6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.

(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.

(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.

—(13)Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.

— (15)А что? — заинтересовался староста.

— (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..

(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»

(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.

(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.

(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки.

(34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях.

(36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.

(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?

(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.

(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.

(По А. Дорохову*)

Сибгатуллина Аделя (группа 3 уровня) 

Как правильно вести себя в обществе? Кого можно считать воспитанным человеком? Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А.Дорохов, поднимая проблему воспитанности.

Эта проблема актуальна во все времена. В любом обществе важно найти правильный подход людям, стараться своим поведением не доставлять им неудобства. А.Дорохов раскрывает данную проблему на примере героя, который оказался в совершенно непривычном для него окружении.

Герой считал себя”отлично воспитанным” человеком. Он умел вежливо поздороваться, внимательно выслушать собеседника, не употреблял грубых слов… Однако стряпуха, у которой он жил во время студенческой практики, назвала его “серым”.

Обратите внимание

Этот случай заставил героя задуматься над тем, “что же такое хорошо воспитанный человек”?

Через мысли героя раскрывается позиция автора. А.Дорохов считает, что правила поведения существуют в любом обществе, однако они разные, зависят от условий, в которых живет человек. “Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними”.

Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, в разном обществе существуют разные нормы поведения. Но где бы ты ни оказался, важно уважать людей вокруг, стараться не обременять их. Тогда ты и будешь по-настоящему воспитанный человек. Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы.

Петра Гринева в произведении А.С.Пушкина “Капитанская дочка” можно считать примером хорошо воспитанного, благородного человека. В любой жизненной ситуации он поступал честно, проявлял уважение к людям вокруг. Его благородство оценил даже идейный враг Пугачев.

Кроме того, приведу в пример невоспитанного, грубого Митрофана из произведения Д.Фонвизина “Недоросль”. Этот герой, наоборот, не был знаком с нормами поведения в обществе. Считая себя лучшим, он оскорблял и унижал окружающих, а потому был неприятен всем, кроме безумно любящей матери.

Таким образом, понятие “воспитанный человек” относительное, разные люди имеют свои представления о том, кого считать таким. Однако все согласятся, что главный критерий воспитанности – вежливость и уважение окружающих.

Мельников Ростислав, 2 уровень.

  В каждом обществе существуют свои нормы поведения, но не каждый способен под них подстраиваться.   В данном для анализа тексте автор поднимает проблему воспитанности. Эта проблема актуальна во все времена, т.к.

у каждого человека есть собственное представление о правилах поведения, но оно не всегда соответствует мнению окружающих. 

  В своем тексте автор показывает, как главный герой, считающий себя “отлично воспитанным человеком”, приехал в деревню, где не смог найти понимания у местного населения.

Важно

Причиной этого недопонимания стали особенности уклада жизни этих людей и их жизненные ценности. 

  Автор считает, что вне зависимости от социального окружения важно уважать мнение других людей, считаться с ними. 

  Я полностью согласен с мнение автора. Действительно, воспитанность – это не заученные фразы, нормы этики и правила, это тактичное отношение к окружающим, дружелюбие по отношению к ним.   Для подтверждения своей позиции приведу в пример произведение А.С.

Пушкина “Капитанская дочка”, где главный герой Гринев всегда относился честно и дружелюбно по отношению к окружающим, тем самым он вызывал уважение не только со стороны своих, но и со стороны захватчиков.   В качестве второго аргумента хочу привести в пример произведение И.С.

Тургенева “Отцы и дети”, где один из главных героев Базаров неуважительно относился к старшему поколению, не считался с окружающими, тем самым он вызвал у них недоверие, и его считали невоспитанным.

 

  Таким образом, воспитанный человек должен соблюдать и уважать нормы поведения в различных кругах общения.

Дорофеев Игорь, 2 уровень.

  Какое поведение и черты присущи воспитанному человеку? Как правильно вести себя в обществе? На эти и другие вопросы отвечает А. Дорохов. 
  В данном для анализа тексте автор поднимает проблему воспитанности.

Эта проблема актуальна всегда, так как вне зависимости от времени жизни человека, развития человеческого общества, воспитанность является важным фактором для хорошего общения между людьми. 
  Рассуждая над данной проблемой, А.

Дорохов рассматривает конфликт во взаимоотношении между главным героем и сельскими жителями, которые не понимают его манеру поведения, привитую во время жизни в городской местности. Осознавая это, главный герой приходит к выводу, что каждый коллектив имеет определенные правила, которые необходимо соблюдать.

 
  Автор считает, что воспитанность должна проявляться в уважении к другим, для этого необходимо быть тактичным с людьми, которые тебя окружают, быть дружелюбным по отношению к ним. Только в этом случае будет достигнуто взаимопонимание. 
  Я полностью согласен с мнением автора.

Совет

Действительно, воспитанность проявляется не в заученных правилах этикета, а в доброжелательном отношении ко всем, кто тебя окружает . 
  Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы. Так, И. С. Тургенев в своем произведении ”Отцы и дети” поднимает проблему воспитанности.

Главный герой Базаров, используя в своих суждениях идеологию нигилизма, не принимает устоявшиеся нормы и правила поведения среди «отцов», поэтому у него не складываются хорошие отношения со старшим поколением. 
  Кроме того, приведу в пример произведение Л. Н. Толстого “Война и мир”. Наташа Ростова вырастает живой и яркой. Она уважает окружающий и проявляет заботу ко всем людям, это проводит к тому, что её все начинают любить такой, какая она есть. 
  Таким образом, можно сделать вывод, что воспитанные люди должны уметь соблюдать порядки и традиции, которые свойственны разным обществам, это приведет к доброжелательности со стороны окружающих. 

Источник: https://5splusom-school.ru/sochineniyarassuzhdeniya_po_russkomu_yazyku_ege/309

Проблема воспитания подрастающего поколения. Сочинение на ЕГЭ. Примеры

1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

7)Сижу в учительской. 8)Входит завхоз. 9)Прервав разговор, обращается к завучу: (10) – Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 11)Пусть ко мне домой ведро отнесет. 12)Голос у завхоза тусклый, ровный. 13)Ни волнения, ни сомнения в нем нет. 14)Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. 15)Только и всего.

Читайте также:  Какие причины могут привести человека к измене?

16)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 17)Привыкли. 18)Никто не подает голоса. 19)И все-таки смотрю на Нину Петровну. 20)Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. 21)Неужели даже не укорит! 22)Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо: 23) – Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам.

24)Постыдись. 25)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 26)Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. 27)Она выходит в коридор. 28)Выискивает глазами кого-то и зовет:

29) – Лида, поди сюда. 30)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

31)Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

32)Никаких продуманных намерений у меня не было. 33)Все вышло само собой. 34)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. 35)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:
36) – Куда вы сахар потащили? 37)А ну живо несите назад! 38)Совсем обнаглел! 39)Средь бела дня детей обкрадывает.

40)Только попробуй еще. 41)На щеках у меня были красные пятна. 42)Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам. 43)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 44)Кажется, понимает. 45)Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках.

Обратите внимание

46)Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад. 47)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной… 48)Получилось совсем иначе. 49)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом.

50)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо. 51)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 52)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 53)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек.

54)Почему же воспитатели ничего не замечали? 55)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание – это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 56)Быть может, и не пропащий он человек.

57)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 58)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия. (по тексту Ф.А. Соколовой)

Ответ:

В предложенном тексте Ф.А.Соколова затрагивает проблему воспитания подрастающего поколения. Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к успешной жизни в обществе. Во все времена воспитание являлось отнюдь не легким делом и сопровождалось многими проблемами. В тексте поставлен очень важный вопрос: как следует воспитывать подрастающее поколение?

Как бывший директор детского дома, Ф.А.Сололова с глубокой заинтересованностью размышляет о том, как трудно приходится честным, порядочным молодым людям устраивать жизнь в современном обществе.

Её глубоко волнует вопрос о том, как сделать воспитанников по-настоящему счастливыми. Не случайно она формирует вопросы от лица воспитанников.

Несмотря на то, что никто не прислал в детский дом писем с упреками, что их не так воспитали, жизненный опыт подсказывает Соколовой, что подобные вопросы у них не раз возникали поскольку именно хорошие качества иногда мешают человеку устроиться в жизни.

Фаина Андреевна благодарна своим воспитанникам за то, что «никто из них не попрекнул нас в том, что мы учили их «не тому добру»». Она считает, что прожила свою жизнь не зря, воспитывая в детях доброту и честность.

С позицией автора трудно не согласиться. Я считаю, что хорошие качества надо прививать человеку с детства. Пусть он вырастет честным, добрым, порядочным, а жизненные препятствия делают его закаленным и стойким.

В литературе есть немало примеров, когда родители внушали своим детям ложные ценности, что ни к чему хорошему не приводило.

Важно

Вспомним гоголевского Чичикова, которому отец дал наставление беречь каждую копеечку, что в итоге развило в нем жадность и стяжательство. Целью всей жизни для него стало накопительство. Для него не важны друзья, знакомые – главное деньги.

Неоднократно предавая, он сам был предан и отброшен к началу пути. Но так не смог обрести истинного понимания настоящих ценностей.

В рассказе Р.Брэдреби «Вельд» главными героями являются Венди и Питер, которые совершают чудовищный поступок: убивают собственных родителей.

И это убийство не случайно, долгие годы дети жили, получая только то, что они хотят, никогда не задумываясь об источнике их благ. Проанализированный текст Ф.А.

Соколовой заставляет понять: пусть часто побеждают расчетливость, обман и жестокость, вера в добро не должна исчезать; не нужно бояться добрым и порядочным людям противостоять плохому: «Гордость и чистота делают человеку честь»

Источник: http://litera.su/learner/composition-ege/problem-of-educating-the-younger-generation

Воспитанность, интеллигентность. Сочинение на ОГЭ. (Задание 15.3) – презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Пишем сочинение на ОГЭ-2015. Задание 15.3<\p>Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе только одно из заданий ( 15.3) Как Вы понимаете значение слова ВОСПИТАННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАННОСТЬ?»взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.<\p>Слайд 5
Описание слайда:

Обратите внимание!<\p>Слайд 6
Описание слайда:

Значение слова (варианты) Воспитанность-умение вести себя в обществе. Воспитанный -тот, кто прилично себя ведет. Воспитание -целенаправленное формирование личности. Источники: В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Москва. ЭКСМО. 2007 г. В.М.Воскобойников. Иллюстрированная православная энциклопедия. Москва. ЭКСМО.2010.<\p>Слайд 7
Описание слайда:

Мудрые мысли о слове. Воспитание- великое дело; им решается участь человека. В.Белинский Воспитание начинается с колыбели. В.Жуковский Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их. Л.Толстой Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме. А.Чехов<\p>Слайд 8
Описание слайда:

Структура сочинения-рассуждения Т<\p>Слайд 9
Описание слайда:

Алгоритм построения сочинения-рассуждения в 15.3: 1.Прочитайте задание. Сформулируйте определение слова, данного в задании . 2. В абзаце 1 напишите вступление , взяв в качестве тезиса данное Вами определение . 3. Найдите в тексте один пример, подтверждающий данное Вами определение. Отметьте номер нужного предложения. 4. В абзаце 2 включите один пример из текста (для этого укажите № предложения или цитату), подтверждающий данное Вами определение (используйте речевые клише). 5. В абзаце 3 – один пример из Вашего жизненного опыта, подтверждающий данное Вами определение (используйте речевые клише). 6. В абзаце 4 напишите заключение (используйте речевые клише).<\p>Слайд 10
Описание слайда:

1. Даю определение Воспитанность – это такое качество, которое нужно каждому человеку, чтобы показать себя с лучшей стороны.<\p>

Слайд 11
Описание слайда:

Речевые клише (синонимы): Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, писатель. Утверждал, считал, писал, рассуждал. Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение, цитата. Справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно, доступно , убедительно.<\p>Слайд 12
Описание слайда:

Речевые клише (основная часть):<\p>Слайд 13
Описание слайда:

Пишу вступление (1абзац) Что такое воспитанность ? Прочитав текст В. Лаптева, я задумалась над значением этого слова и над вопросом о том, нужно ли быть воспитанным и почему. «Воспитание – великое дело; им решается участь человека»,-утверждал великий русский критик В.Г.Белинский. Попробую порассуждать над этим вопросом. 40 слов<\p>Слайд 14
Описание слайда:

Пишу основную часть (2 абзац) Воспитанность – это такое качество , которое дано не каждому. Мне вспоминается такая пословица: «Человек без воспитания- тело без души». И поведение полководца из данного текста доказывает это высказывание в предложении «Старый воин, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы…» 43 слова<\p>Слайд 15
Описание слайда:

Совет

Пишу основную часть (3 абзац) В моей жизни тоже встречались различные ситуации, в которых люди проявляли себя как вежливые и воспитанные или наоборот. Взять хотя бы простую очередь в магазине. Есть люди, которые «лезут» без очереди, грубят, хамят и вызывают лишь негодование. А есть такие, которые вежливо попросят пропустить, если им надо. Таким вежливым и воспитанным многие помогут с радостью. 55 слов<\p>

Слайд 16
Описание слайда:

Пишем заключение (4 абзац) В заключение хочу сказать о том, что воспитание – это целенаправленное формирование личности. Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего-люди. Из них на первом месте – родители и педагоги, которые занимаются воспитанием с самого детства, порой всю жизнь. «Воспитание-это великое дело; им решается участь человека»,-еще в 19 веке утверждал В.Г.Белинский и был совершенно прав. 58 слов<\p>Слайд 17
Описание слайда:

Читайте также:  Роль семьи в романе шолохова «тихий дон»

Пример сочинения-рассуждения. Что такое воспитанность ? Прочитав текст В. Лаптева, я задумалась над значением этого слова и над вопросом о том, нужно ли быть воспитанным и почему. «Воспитание – великое дело; им решается участь человека»,-утверждал великий русский критик В.Г.Белинский. Попробую порассуждать над этим вопросом. Воспитанность – это такое качество , которое дано не каждому. Мне вспоминается такая пословица: «Человек без воспитания- тело без души». И поведение полководца из данного текста доказывает это высказывание в предложении «Старый воин, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы…» В моей жизни тоже встречались различные ситуации, в которых люди проявляли себя как вежливые и воспитанные или наоборот. Взять хотя бы простую очередь в магазине. Есть люди, которые «лезут» без очереди, грубят, хамят и вызывают лишь негодование. А есть такие, которые вежливо попросят пропустить, если им надо. Таким вежливым и воспитанным многие помогут с радостью. В заключение хочу сказать о том, что воспитание – это целенаправленное формирование личности. Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего-люди. Из них на первом месте – родители и педагоги, которые занимаются воспитанием с самого детства, порой всю жизнь. «Воспитание-это великое дело; им решается участь человека»,-еще в 19 веке утверждал В.Г.Белинский и был совершенно прав. 186 слов<\p>Слайд 18
Описание слайда:

Значение слова (варианты) Интеллигентность – это широкий спектр мыслительной деятельности. Интеллигентность – то, что помогает человеку показать себя с лучшей стороны. Интеллигентность – это воспитанность и культура поведения во всем. Источники: Википедия<\p>Слайд 19
Описание слайда:

Мудрые мысли о слове: Интеллигент-это человек, который думает о людях лучше, чем они о нем. Б.Крутиер Обязательность – флаг интеллигентности. И.Шевелев Есть русская интеллигенция. Вы думали – нет? Есть. Не масса индифферентная, А совесть страны и честь. А.Вознесенский<\p>Слайд 20
Описание слайда:

Даю определение Интеллигентность – это качество, которое помогает человеку показать себя с лучшей стороны.<\p>

Слайд 21
Описание слайда:

Пишу вступление (1абзац) Что такое интеллигентность? Интеллигентность – это качество, которое помогает человеку показать себя с лучшей стороны. В своем сочинении я попробую раскрыть эту мысль. 22 слова<\p>Слайд 22
Описание слайда:

Пишу основную часть (2 абзац). Обратимся к тексту А.А. Орлова. В нем писатель показывает себя как настоящий интеллигент. Он пришел в школу учить ребят, но не так, как остальные учителя. Медленно, неторопливо и красиво автор читал художественные произведения, заставляя детей вдумываться в каждое слово. В предложении 29 написано , что с помощью томика Л. Толстого Сан Санычу удалось оградить ребят от баловства и хулиганства. 55 слов<\p>Слайд 23
Описание слайда:

Пишу основную часть (3 абзац) А теперь приведу аргумент из своей жизни. Как- то раз, когда я ехала к своим родственникам, то остановилась на железнодорожном вокзале. И там произошел такой случай: «Какая-то девушка торопливо несла кофе, а из-за угла ей на встречу медленно выходила бабушка. Девушка не заметила бабушку и наткнулась на нее, облив всю старушку этим кофе. Я ожидала криков от нее, но она спокойно стала оттирать пятно, в то время, как девушка что-то возмущенно кричала. Потом ей все же стало стыдно , потому что пожилая женщина не произнесла ни одного упрека или ругательства. Вот это, по-моему, и есть настоящая интеллигентность. 104 слова<\p>Слайд 24
Описание слайда:

Обратите внимание

Пишу заключение (4 абзац). В заключение своего рассуждения хочу сказать о том, что интеллигентность у кого-то воспитывается с детства, к кому-то приходит с возрастом, а кого-то и вовсе обходит стороной. Интеллигентность – очень хорошая и полезная черта воспитанного человека. Чем больше будет интеллигентных людей, тем воспитаннее будет человеческое общество. 45 слов<\p>

Слайд 25
Описание слайда:

Пример сочинения-рассуждения. Что такое интеллигентность? Интеллигентность – это качество, которое помогает человеку показать себя с лучшей стороны. В своем сочинении я попробую раскрыть эту мысль. Обратимся к тексту А.А. Орлова. В нем писатель показывает себя как настоящий интеллигент. Он пришел в школу учить ребят, но не так, как остальные учителя. Медленно, неторопливо и красиво автор читал художественные произведения, заставляя детей вдумываться в каждое слово. В предложении 29 написано , что с помощью томика Л. Толстого Сан Санычу удалось оградить ребят от баловства и хулиганства. А теперь приведу аргумент из своей жизни. Как- то раз, когда я ехала к своим родственникам, то остановилась на железнодорожном вокзале. И там произошел такой случай: «Какая-то девушка торопливо несла кофе, а из-за угла ей на встречу медленно выходила бабушка. Девушка не заметила бабушку и наткнулась на нее, облив всю старушку этим кофе. Я ожидала криков от нее, но она спокойно стала оттирать пятно, в то время, как девушка что-то возмущенно кричала. Потом ей все же стало стыдно , потому что пожилая женщина не произнесла ни одного упрека или ругательства. Вот это, по-моему, и есть настоящая интеллигентность. В заключение своего рассуждения хочу сказать о том, что интеллигентность у кого-то воспитывается с детства, к кому-то приходит с возрастом, а кого-то и вовсе обходит стороной. Интеллигентность – очень хорошая и полезная черта воспитанного человека. Чем больше будет интеллигентных людей, тем воспитаннее будет человеческое общество. 226 слов<\p>Слайд 26
Описание слайда:

http:// school1-gub.ru<\p>

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-vospitannost–intelligentnost-sochinenie-na-oge-zadanie-153

Проблема воспитанности

В чем проявляется воспитанность? Ответ на этот вопрос является главной мыслью статьи З. Паперного: истинная воспитанность есть не столько безупречность манер, сколько внимание к окружающим. Автор поясняет, что “чем плотнее кольцо людей., тем более внимательным и осторожным” должен быть человек. Рассуждения автора основаны на личных наблюдениях.

Самим названием статьи ( “Наедине с толпой “) З. Паперный заинтриговывает читателя, используя сочетание не сочетаемых по смыслу слов (оксиморон). Автор подчеркивает этим одиночество, отчужденность людей в толпе друг от друга, что усилено приемом градации во втором предложении.

В повествовательной части перед нами ряд картин обычного поведения “человека-2003”. Автор максимально сдержан и не дает прямых оценок. Они лишь проявляются в словах разговорного стиля ( “хорошо” стукнуть вместо “сильно “), эмоциональной лексике (проскочить, богатырское движение “).

Поразительно точно сопоставление судорожно выходящей из дверей толпы с позавчерашней простоквашей, вытекающей из бутылки.

Актуальность, яркость языка, эмоциональное напряжение текста, побудительные предложения – все это характеристики публицистического стиля речи. Итак, где она, воспитанность в наше время? Иногда приходится слышать: вот в деревне осталось еще кое-где истинно доброе отношение к людям.

Но ведь там все друг друга знают! А можно ли быть со всеми вежливым в городе, население которого составляет несколько миллионов человек? Отвечать на этот вопрос каждому из нас приходится ежедневно, едва мы переступаем порог собственного дома. Мы попадаем в жесткие условия большого города, который прежде всего равнодушен к своим жителям.

Многоликое однообразие людской массы и составляет портрет толпы. Не могу полностью согласиться с З. Паперным.

В толпе действуют свои законы, которые проявляются независимо от воспитанности и даже воли одного человека. Давно отмечено психологами, например, что помочь упавшему на льду подойдешь тем легче, чем меньше вокруг людей.

Важно

Существует у каждого и так называемая “личная зона”, которая нарушается одним только близким присутствием чужих людей: в этом случае наступает состояние дискомфорта и стресса. В таких условиях человек стремится к одному – “закрыться” от тяжелого воздействия толпы.

О какой вежливости в таком случае можно говорить? По моему мнению, в ситуации “человек в условиях многолюдства” речь должна идти не о воспитанности, а о сохранении человеческого достоинства.

Следует, видимо, дать себе установку не вести себя не по-человечески даже в критической ситуации. Тогда сдержанность поможет не растерять себя и не помешать другому.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Проблема воспитанности« Сочинение ко дню победыАнализ стихотворения Пушкина «Цветок» »

Источник: https://schoolessay.ru/problema-vospitannosti/

9 класс Сочинение-рассуждение 15.3 Памятка Как сформулировать определение данного понятия

Памятка перед сочинением ОГЭ 15.3, формулировка понятия

Всегда отталкиваемся от текста. Перед прочтением текста смотрим на задание 15.3, на то, какое понятие нужно сформулировать. Это понятие кто-то проявляет в тексте или это понятие раскрывается в тексте.<\p>

Слова, которые могут пригодиться при формулировке понятия:

проявление

отсутствие

способность

готовность

формирование

состояние

осознание

это такое чувство, когда ты испытываешь..

это такое понятие, когда..

нравственное качество, когда человек проявляет..

нравственная категория, когда человек соотносит свои действия с понятиями..

Например,<\p>

Совесть – это такая нравственная категория, когда человек соотносит свои поступки с понятиями чести, справедливости и правды.

Равнодушие – это нравственное качество, когда человек проявляет беспечность, безразличие, холодность к окружающим его людям.

Счастье – это состояние безмятежности, радости.

Воспитание – это формирование нравственных качеств в человеке.

Если это качества человека, то можно подобрать синонимы и антонимы к слову: Например, равнодушие – синонимы безразличие, беспечность, безответственность; антонимы отзывчивость, искренность, ответственность.<\p>

Равнодушие – это проявление безразличия, беспечности, безответственности.<\p>

или <\p>

Равнодушие – это отсутствие отзывчивости, искренности, ответственности за происходящее.

Если трудно дать определение, попробуйте из слова, которое нужно объяснить, образовать прилагательное или глагол и начните рассуждение с помощью этих слов.

Например, нужно объяснить слово благородство. Или слово воспитание.

Благородство… Благородный человек – это такой человек, который соотносит свои поступки с понятиями честности, совести и справедливости.

ВоспитаниеВоспитывать – это формировать человека как личность, формировать в человеке положительные качества.

А теперь распределим слова в группы:

нравственные качества<\p> нравственные категории чувство взаимоотношения<\p>
доброта добро дружба
равнодушие совесть любовь
милосердие достоинство сострадание
скромность долг
сострадание справедливость сотрудничество
благородство сила воли вера
совесть вера
достоинство

Разумеется, некоторые слова можно отнести к разным группам (в зависимости от того, как построите высказывание).

Приводим примеры формулировок разных понятий (из сочинений обучающихся).

Преданность – это способность сохранять верность в любой ситуации, готовность прийти на помощь.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Ответственность – это готовность отвечать за свои поступки.

Добропроявление отзывчивости и бескорыстия. Добрый человек никогда не бросит того, кому нужна помощь.

Добро – это такое понятие, которое включает всё хорошее, положительное в человеке. Это могут быть человеческие качества. Это и добрые поступки, которые никому не причинят боли, страдания.

Любовьпроявление доброты, заботы, бережного отношения..

Любовь – это чувство доброты, заботы, бережного отношения..

Выбор – это такое понятие, когда принимаешь решение из нескольких вариантов.

Выбор – это осознанное принятие решения из нескольких вариантов.

Комментируя свое определение, можно связать слово-понятие с другими словами-понятиями. Пример приведен ниже.

Нравственный выбор – это решение, как правильно поступить. Промолчать или высказать свое мнение? Сказать правду или обмануть? Помочь или пройти мимо? Нравственный выбор основан на категориях добра и справедливости. Нравственный выбор связан с моралью, совестью, жизненными принципами.

Дружба – это близкие отношения между людьми. Дружба основывается на доверии, искренности, взаимовыручке.

Жизненные ценности – это ценности, которые человек ценит в жизни. Для кого-то это любовь и дружба. Для кого-то это щедрость души….

<\p>

Жизненные ценности – это система приоритетов человека, это те цели, которые он перед собой ставит. У каждого человека свои ценности.

Для кого-то это карьера, деньги, для другого – семья, любовь, дружба, для третьего – духовное самосовершенствование.

Драгоценные книги – это те книги, которые ведут человека по жизни, это его любимые книги. Это книги, которые ему дороги.<\p>

Духовная стойкость – это готовность человека к жизненным трудностям.

Сила духа – это качество, при котором человек способен выстоять трудности.<\p>

Красота – это то, что восхищает и приносит эстетическое наслаждение.

Нравственная красота – это внутренняя красота человека, которай проявляется в его поступках, словах, мыслях.

Неуверенность – это неуверенность в своих действиях, отсутствие веры в себя.

Справедливостьэто следование правде, честности, совести.

Долг – это обязанность человека перед обществом. Это нравственная категория. Долг может быть воинским, гражданским. Есть родительский долг, сыновний, дочерний.

Благородство – это проявление доброты, отзывчивости, милосердия, самоотверженности. Благородство основано на самоотверженных поступках.

Благородный человек думает прежде всего о других, нежели о себе.

Благородство души – это проявление благородства в помыслах, в мыслях и чувствах, в своих стремлениях.

Воспитание – это формирование положительных качеств, нравственных понятий.

Самовоспитание – это самостоятельная работа человека над собой, над формированием своей личности. Мы говорим о самовоспитании, когда человек развивает и совершенствует себя.

Совесть – это способность нести нравственный самоконтроль. Иногда говорят: мучает совесть. Это происходит тогда, когда человеку становится стыдно за свои действия.

Совестьспособность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания.

Душа – это внутренний мир человека. Это его мысли и чувства, это его желания и стремления. Говорят: душа чиста…<\p>

Внутренний мир – это мысли и чувства, это душа человека. У каждого человека свой внутренний мир. Он формируется с детства. На становление внутреннего мира влияют семья, друзья, окружающая среда, книги, которые человек читает, игры, в которые он играет.

Нравственность – это система правил поведения в обществе, это система общепринятых норм. В основе нравственности лежит понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Нравственность и мораль – схожие понятия.Отличие морали от нравственности.

Нравственность связана с духовной, а мораль – с социальной сферой. Нравственности свойственно постоянство, мораль изменчива.<\p>

Достоинство – это самоуважение, осознание собственной значимости.

Достоинство основывается на честности, правдивости, гордости за свои поступки.<\p>

Достоинство – это нравственная категория, основанная на самоуважении.<\p>

Гордостьчувство уважения к самому себе, преимущества перед другими.

Гордость связана с чувством собственного достоинства, с осознанием собственной ценности.

Гордыня – это пренебрежительное и надменное отношение к другим. Она основывается на высокомерии, самовосхвалении, хвастовстве.

Если в сочинении не набирается 70 слов (а слов должно быть 74-75, необходимо учитывать возможные ошибки на слитные и раздельные написания слов), используйте шаблоны, которые нужно запомнить. Примеры шаблонов приведены ниже.<\p>

Также можно использовать прием вопросно-ответной конструкции предложений. Например:

Что такое преданность? Преданность – это способность сохранять верность в любой ситуации, готовность прийти на помощь. Какие люди способны прийти на помощь? Это преданные, верные люди, которые никогда не подведут ..<\p>

Примеры шаблонов в сочинении (во всех четырех абзацах):

Значение слова … я понимаю так: … – это… Своё понимание значения слова … я раскрою на примере текста ( инициалы и фамилия автора)

В данном тексте мы видим, что … проявляет … Так герой (героиня) произведения …

Примеры проявления … можно увидеть не только в литературе, но и в жизни.

Таким образом, … в жизни человека играет важную роль..

Источник: https://multiurok.ru/files/9-klass-soinieniie-rassuzhdieniie-15-2-pamiatka-kak-sformulirovat-opriedielieniie-dannogho-poniatiia.html

Сочинение. Проблема воспитания молодого поколения в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Воспитание детей – актуальная во все времена проблема. Сколько людей, столько и взглядов существует на методы воспитания и его цели. Человека воспитывает общество, во взаимодействии с которым он постоянно находится: это семья, школа, государство.

И какое бы сильное влияние на умы молодежи не оказывала государственная система просвещения, все-таки семья – самый главный фактор, формирующий будущую личность. Именно этот аспект воспитания раскрывает в своей комедии 1782 года русский писатель Д. И. Фонвизин.

<\p>

В своем произведении автор описывает современную ему молодежь – детей дворян, которые являются оплотом государства. Недаром Д. И. Фонвизин назвал свою комедию «Недоросль», ведь до семнадцати лет они ведут такой образ жизни, что иначе их и не назовешь.

Совет

Они ничем не утруждаются, ни о чем не заботятся, а только в изобилии питаются кулинарными изысками и посещают «девичьи». Однако детство быстро проходит, а на смену ему приходит взрослая жизнь, к которой нужно подготовить будущее поколение.

Родители, зная о том, что в скором времени их чадо должно будет продолжить их дело и пойти на государственную службу, каждый по-своему пытается осуществить эту подготовку в соответствии со своими идеалами.

Одну из провинциальных дворянских семей описал в своем произведении Д. И. Фонвизин. Это супружеская пара Простаковых, у которых есть сын – Митрофан. В будущем он станет крепостником, но каким – зависит от воспитания, которое ему дадут. Мать Митрофана – невежественная, властная, жестокая, хитрая и жадная женщина, которая учит сына учиться «для виду» и ни с кем ничем не делиться.

Естественно, что она воспитывает сына по своему образу и подобию. Она так безрассудно и слепо любит своего ребенка, что видит его счастье лишь в праздной и богатой жизни.

Госпожа Простакова даже подыскала невесту для сына из богатой семьи. Она не гнушается заискивать перед ней любыми способами, лишь бы только женить на ней сына.

Никакие способы достижения своих целей не смущают Простаковых – они попытались даже похитить Софью!

Госпожа Простакова воспитала своего единственного сына так, как хотела сама и как умела.

Что же из этого вышло? В переломный момент жизни, когда у нее отобрали власть и она оказалась «у разбитого корыта», сын отворачивается от нее. Митрофану мать больше не нужна: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!».

Обратите внимание

И в этом вина его родителей, так как это они своим воспитанием превратили Митрофана в злонравного, жестокосердного невежду.

Несмотря на то, что с момента написания комедии прошло не одно столетие, на воспитание детей XXI века по-прежнему решающее влияние оказывает семья. Дети наследуют не только гены родителей, но и их привычки, образ жизни и мыслей, их идеалы. Поэтому родители должны позаботиться не только о физическом комфорте своего ребенка, но и о его духовном развитии.

Источник: http://vsesoch.ru/d-i-fonvizin/1119-sochinenie-problema-vospitaniya-molodogo-pokoleniya-v-komedii-d-i-fonvizina-lnedoroslr.html

Ссылка на основную публикацию