Сочинение: любовь в лирике анны ахматовой

Любовь в поэзии Анны Ахматовой

Великая земная любовь является движущим началом всей лирики Ахматовой. Благодаря ее великолепным стихам читатель по-другому, более реалистично, видит мир.

Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь “необыкновенным пятым временем года”, с помощью которого ею были замечены и остальные обыкновенные четыре. Любящему человеку мир видится более прекрасным и счастливым, чувства обострены и напряжены. Все обычное преобразуется в необыкновенное.

Мир для человека превращается в огромную силу, и от этого человек, действительно, достигает в ощущении жизни вершин. Постигается необыкновенная, дополнительная реальность: “Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы”.

Обратите внимание

Именно любовь у Анны Ахматовой является основным центром, который сводит к себе весь остальной мир ее поэзии. Однажды Герцен сказал, что женщина “загнана в любовь”, как о великой несправедливости в истории человечества. Да, действительно, вся ранняя лирика Ахматовой “загнана в любовь”.

В своих стихотворениях Анна Ахматова использует огромное разнообразие эпитетов. Они рождаются из слитного восприятия мира. В мире, где чувства материализуются, а предметы одухотворяются, глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нём ухо. “В страсти раскалённой добела”, — скажет Ахматова. И она же увидит небо:

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло.

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло…

Не стоит думать о стихах поэта, как о фрагментарных зарисовках. Это не разрозненные психологические этюды. В них прослеживается острота взгляда, которая сопровождается остротой мысли. Ее стихотворение может начаться как непритязательная песенка, а закончиться, библейски:

Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

Будет камень вместо хлеба

Мне наградой злой.

Надо мною только небо,

А со мною голос твой.

Очень часто в стихах Ахматовой личное, например, как “голос твой”, восходит к общему, сливаясь воедино. Тоска по ушедшему соотносится с картиной, померкнувшего, в этом состоянии мира.

Он весь сверкает и хрустит,

Обледенелый сад.

Ушедший от меня грустит,

Но нет пути назад.

И солнца бледный тусклый лик —

Лишь круглое окно;

Я тайно знаю, чей двойник

Приник к нему давно…

Любовь практически никогда не описывается в спокойном пребывании у Ахматовой. Само по себе чувство всегда острое и необыкновенное. Оно приобретает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении.

Например, первой пробуждающей встречи, или совершившегося разрыва, взлёта или падения; смертельной опасности или смертной тоски. Анна Ахматова больше всего любила писать лирические новеллы, необыкновенные баллады.

Часто новеллы были с неожиданным, прихотливо капризным концом психологического сюжета. “Город сгинул”, “Новогодняя баллада”.

Город сгинул, последнего дома

Как живое взглянуло окно…

Это место совсем незнакомо,

Пахнет гарью, и в поле темно.

Но когда грозовую завесу

Нерешительный месяц рассек,

Мы увидели: на гору, к лесу

Пробирался хромой человек.

Лирические стихи Ахматовой, часто грустны. Они, как бы несут особую стихию любви-жалости. В самых первых стихах Ахматовой порождалась не только любовь любовников. Эта любовь превращалась в другую, любовь-жалость, недаром есть в русском народном языке, в русской народной песне синоним слова “любить” — слово “жалеть”; “люблю” — “жалею”:

О нет, я не тебя любила,

Палима сладостным огнём,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоём.

Важно

Именно сопереживание, сострадание, сочувствие, в любви-жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно народными, эпичными. Любовь у Ахматовой в самой себе несёт возможность саморазвития.

Раскрывается выход из мира замкнутой, эгоистической, камерной любви-страсти, любви-забавы к подлинно “великой земной любви” и “вселюбви”, для людей и к людям.

Наверное, все-таки, поэтому в самых первых стихах вошла в поэзию Ахматовой ещё одна любовь — к родной земле, к Родине, к России.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид”.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Ещё в 20-е годы Мандельштам написал: “…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19-го века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и “Анны Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова”.

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

И я стану — Христос помоги! —

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки…

Не стоит считать, что любовь у Ахматовой это только любовь-счастье, тем более, благополучие.

Довольно часто — это страдания, пытка, своеобразная “антилюбовь”, и мучительный, вплоть до распада, до прострации, излом души, болезненный, декадентский.

В ранних стихах Ахматовой этот образ такой “больной” любви был и образом больного предреволюционного времени 1910-х годов и образом больного и старого мира.

Дал Ты мне молодость трудную.

Сколько печали в пути.

Как же мне душу скудную

Богатой Тебе принести?

Долгую песню, льстивая,

О славе поёт судьба.

Господи! я нерадивая,

Твоя скупая раба.

Ни розою, ни былинкою

Не буду в садах Отца.

Я дрожу над каждой соринкою,

Над каждым словом глупца.

В стихах 1917 года отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению к ней. “Замкнуло слух” — не от искушения, не от соблазна, а от скверны. А в1922 года она писала:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Подобное изложение не было эпизодическим, эмоциональным всплеском. Строки стихотворения написанного в 1922 года стали эпиграфом к стихам 1961 года “Родная земля”. У Ахматовой любовь к Родине представляется таким образом — будет Родина, значит, будет жизнь, дети, стихи. Если нет её, значит, нет ничего:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Анны Ахматовой обладает прекрасным свойством, которое основано на исконной национальной особенности — чувстве сопричастности с миром, сопереживания миру и ответственности перед ним: моя судьба — судьба страны, судьба народа — история.

Источник: https://school-essay.ru/lyubov-v-poezii-anny-axmatovoj.html

Тема любви в творчестве Ахматовой

Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников. Ранняя любовная лирика Анны Ахматовой воспринималась как своеобразный лирический дневник.

Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно ее поэзии. Ахматова говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии – обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый. Любовь в лирике А.

Ахматовой предстает как “поединок роковой”, она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а, наоборот, в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи – начало драмы или ее кульминация. “Мукой живой души” платит ее лирическая героиня за любовь.

Сочетание лиризма и эпичности сближает стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы, драмы, лирического дневника.

Совет

Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное в себе и окружающем мире. В ее стихах поражает струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила Ахматовой.

Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается “крылатость” творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года.

Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного.

Интимная лирика А – Ахматовой не ограничивается лишь изображением отношений любящих. В ней всегда – неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека.

Своеобразие ахматовских стихов о любви, оригинальность поэтического голоса, передающего самые сокровенные мысли и чувства лирической героини, наполненность стихов глубочайшим психологизмом не могут не вызывать восхищения.

Как никто другой Ахматова умеет раскрыть самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения. Поразительная психологическая убедительность достигается использованием очень емкого и лаконичного приема красноречивой детали (перчатка, кольцо, тюльпан в петлице…).

“Земная любовь” у А. Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека “земному миру”. Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны.

Пронизывающая поэзию А.

Ахматовой идея духовной связи с Родиной выражается в готовности пожертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми (“Молитва”), что впоследствии так трагически сбылось в ее жизни.

До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обреченной видеть крестные муки своего сына, просто потрясают в “Реквиеме”: Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: “Почто Меня оставил!” А Матери: “О, не рыдай Мене…” Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Таким образом, поэзия А.

Ахматовой не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.

Анна Ахматова как бы объединила “женскую” поэзию с поэзией основного потока.

Обратите внимание

Но это объединение лишь кажущееся – Ахматова очень умна: сохранив тематику и многие приемы женской поэзии, она коренным образом переработала и то, и другое в духе не женской, а общечеловеческой поэтики.

Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой.

(1

Источник: https://schoolessay.ru/tema-lyubvi-v-tvorchestve-axmatovoj/

Сочинение на тему: ВЕЛИКАЯ И ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Тема любви присутствует в творчестве каждого по­эта, поскольку она является основным стержнем по­эзии вообще. Часто именно любовь толкает нас к твор­честву, вдохновляет и пробуждает скрытые таланты. Но поэт редко бывает счастлив в любви.

Анна Ахматова первым своим сборником стихов открыла удивительный мир новой любовной лирики, женской поэзии, не всегда веселой и радостной, но то­скующей и печальной. В книге «Вечер» уже начинают проявляться черты, на многие годы определившие по­этическую репутацию Ахматовой.

В основном это сти­хи-миниатюры; они сюжетны и драматичны. В них очень важным элементом является небольшая по­дробность, деталь, которая кажется незначительной, но очень тонко передает психологическое состояние человека.

Например, в стихотворении «Песня послед­ней встречи» смятение и волнение передано лишь од­ной деталью:

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Стихи из сборника «Вечер» напоминают своей предельной откровенностью дневниковые записи, и, как дневник, они фиксируют поступки.

Но это не просто изображение событий любовной драмы, это раскрытие души современной Ахматовой женщины, это глубокая психологичность в понимании человече­ской натуры.

Стихи этого сборника наполнены реа­лиями быта, внешние приметы времени соединяются в них с переживаниями героини. То, что творится в душе лирического героя Ахматовой, — это не про­сто терзания частного лица, а свойство психики чело­века вообще.

Важно

Любовное чувство, которое передает Ахматова, очень напряженное. Но в ее поэзии мало символов, от­влеченных слов, а стихи — скорее не песни, а новеллы со сложным и емким сюжетом. Обычно они рисуют только начало драмы, или кульминацию, или еще чаще окончание. В любом случае всегда остается что-то, что читатель должен домыслить сам.

Любовь как непонятное и коварное чувство в представлении Ахматовой кажется то змейкой, кото­рая «у самого сердца колдует», то голубком. Любовь всегда уводит человека «от радости и от покоя» к бу­ре чувств и переживаний. Но в то же время она мно­гое дает человеку.

Читайте также:  Смысл двух превращений шарика («собачье сердце»)

Влюбленный видит мир по-друго­му, останавливает свое внимание на том, чего ранее не заметил бы, не оценил. Этим, вероятно, и объясня­ется предметность стихов Ахматовой: у нее встреча­ются стихи, полностью построенные на обиходе, на бытовых мелочах.

Любовь в лирике Ахматовой, от­тененная этими подробностями, становится земной, простой и доступной каждому человеку, но это по- прежнему великая любовь, сильное, всепоглощающее чувство.

Спектр ее проявлений варьируется от «люб­ви, воздушной и минутной», и «печали, для всех не­явной», до «страсти, раскаленной добела», и «терпкой печали». Часто это любовь-жалость, любовь-состра­дание, сочувствие.

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

Совет

Героиня ахматовской лирики являлась отображе­нием бесконечного разнообразия женских судеб, ты­сяч разных характеров и качеств: любовницы и же­ны, вдовы и матери, любящей и любимой, тоскующей и играющей, изменявшей и оставляемой. Герой так­же сложен и многолик: брат, друг, любовник, ковар­ный и великодушный, убивающий и возвращающий к жизни:

На кустах зацветает крыжовник,

И везут кирпичи за оградой.

Кто ты: брат мой или любовник,

Я не помню, и помнить не надо.

Как светло здесь и как бесприютно, Отдыхает усталое тело…

А прохожие думают смутно:

Верно, только вчера овдовела.

Любовь воспринималась Ахматовой как «пятое вре­мя года», в свете которого необычными кажутся и ос­тальные четыре. Это чувство необычное и острое, под­чиняющее себе человека, оно меняет всю его жизнь, освещая ее и обжигая этим светом.

В последующих сборниках тема любви приобретает несколько иное звучание. Это уже не прежнее всепоглощающее чувст­во, и уже жизнь не только подчиняется любви, а вно­сит в любовные переживания новые оттенки чувства.

Любовь стала не только более многоцветной, но и по- настоящему трагедийной.

Совет

В стихах Ахматовой не было экзотики, она далека от романтического воспевания действительности и лю­бования красотой. Простая жизнь с ее земными пред­ставлениями о привязанности, грусти, тоске интересо­вала поэтессу гораздо больше. Нежность и хрупкость чувств сочетались в ее стихах с твердостью и стойкос­тью духа.

Стихи Ахматовой — это книга женской души, в ко­торой постоянно жила мечта об истинно высокой люб­ви, как, впрочем, и в душе любого человека. Поэтому ее стихи были популярны при ее жизни, и поэтому же они не оставляют никого равнодушным и сегодня.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему лирика ахматовой
  • тема любви в лирике ахматовой
  • тема любви в лирике ахматовой сочинение
  • сочинение на тему любовная лирика анны ахматовой
  • сочинение по ахматовой тема любви

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-velikaya-i-zemnaya-lyubov-v-lirike-anny-axmatovoj.html

Тема любви в творчестве Анны Ахматовой (стр. 1 из 3)

Введение.

Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства.

На рубеже прошлого столетия, накануне революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась «женская поэзия» — поэзия Анны Андреевной Ахматовой.

Пожалуй, тема любви в творчестве замечательного поэта была одной из главных тем.

Эта тема очень важна в начале двадцатого века потому что, в это время великих потрясений, человек продолжал любить, быть высоким, благородным, страстным.

Очень много критиков изучали творчество Ахматовой. Среди них хотелось бы выделить Н.В.Недоброво, который был одним из первых, кто оценил творчество Ахматовой. Он писал, что любовная тема в произведениях Ахматовой намного шире и значительнее своих традиционных рамок.

О том, что «великого поэта в той или иной общественной ситуации или глазами того или иного поколения можно прочитывать по–разному» писал в своей статье «Жизнь и творчество Анны Ахматовой» А.И.Павловский. Ахматова повествовала о горестях и блужданиях, обидах и власти, бурях и пустынях своей любви – своей и только».

В.Виноградов же подходил к стихам Ахматовой как к некой «индивидуально – замкнутой системе языковых средств».

Будучи другом самой Анны Андреевны, критик А.Найман писал о том, что «её основное и поэтическое ощущение – ощущение крайней непрочности бытия, близости неотвратимо надвигающейся катастрофы».

Обратите внимание

Также все писавшие об Анне Ахматовой отмечали её трагичность интонации, с которой повествуются её произведения. Любовный роман, выразившийся в стихе, является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной.

Несмотря на то что все критики по-разному оценивали творчество Ахматовой, они были едины в том, что она была великим поэтом, большим и глубоким художником.

Анна Андреевна прошла большой жизненный путь, поняв бесперспективность того круга жизни и людей, из которого вышла, но это далось ей с большим трудом, ценой мучений и крови. Она человек большой воли и непреклонного мужества.

Все эти статьи, посвящённые теме любви в творчестве Анны Ахматовой, позволяют определить круг проблем:

1. Разгадать загадку популярности любовной лирики Ахматовой.

2. Найти различия ранней лирики и лирики в 20 – 30 годы.

3. Что нового привнесла лирика Ахматовой в русскую литературу.

Целью моего реферата стало решение исследовать тему любви в творчестве Анны Ахматовой, познакомиться с мнениями критиков и сделать свои выводы.

Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место.

Неподдельная искренность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников.

Ранняя любовная лирика поэта воспринимается как своеобразный лирический дневник. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии — обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый. (стихотворение «Песня последней встречи»).

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушным жёлтым огнём.

29 сентября 1911

Царское село.

Важно

Любовь в лирике А. Ахматовой предстает как «поединок роковой», она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а наоборот, в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи — начало драмы или ее кульминация.

«Мукой живой души» платит ее лирическая героиня за любовь. Сочетание лиризма и эпичности сближает стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы, драмы, лирического дневника. Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире.

В ее стихах поражает «струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила Ахматовой…» (Н. В. Недоброво).

Едва ли не сразу после появления её первой книги, а после «Четок» и «Белой стаи» в особенности, заговорили о «загадке Ахматовой». Сам талант был очевидным, но непривычна и неясна была его суть. «Романность», подмеченная критиками, далеко не все объясняла.

Как объяснить, например, пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью и отчетливостью рисунка, что свидетельствуют о властности и незаурядной, почти жесткой воле? Сначала хотели эту волю не замечать, потому что она противоречила «эталону женственности».

Вызывало недоуменное восхищение и странное немногословие ее любовной лирики, в которой страсть походила на тишину предгрозья и выражала себя обычно лишь двумя — тремя словами, похожими на зарницы, вспыхивающие за грозно потемневшим горизонтом.

В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову.

Она писала впоследствии в «Поэме без героя», что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие.

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве иль против течения, —

Только прочь от своих могил.

На галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Оттого, что по всем дорогам,

Оттого, что ко всем порогам

Приближалась медленно тень,

Ветер рвал со стены афиши,

Дым плясал вприсядку на крыше,

И кладбищем пахла сирень.

И царицей Авдотьей заклятый,

Достоевский и бесноватый

Город в свой уходил туман,

И выглядывал вновь из мрака

Старый питерщик и гуляка!

Как перед казнью бил барабан…

И всегда в духоте морозной,

Предвоенной, блудной и грозной,

Жил какой – то будущий гул,

Но тогда он был слышен глуше,

Он почти не тревожил души

И в сугробах невских тонул…

Самым первым предвестием такого тревожного ощущения было стихотворение «Первое возвращение» с его образами смертельного сна, савана и погребального звона и с общим ощущением резкой и бесповоротной перемены.

Совет

В любовный роман Ахматовой входила эпоха — она по-своему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту тревоги и печали, имевших более широкое значение, чем собственная судьба.

Именно по этой причине любовная лирика Ахматовой с течением времени, в предреволюционные, а затем и в первые послереволюционные годы, завоевывала все новые и новые читательские круги и поколения и, не переставая быть объектом восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходила из казалось бы предназначенного ей узкого круга читателей.

А.И.

Павловский в своей книге «Анна Ахматова — жизнь и творчество» говорил, что Ахматова действительно самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала «целую книгу женской души». Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ее основным нервом, ее идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви.

Герцен сказал однажды как о великой несправедливости в истории человечества о том, что женщина «загнана в любовь». В известном смысле вся лирика (особенно ранняя) Анны Ахматовой «загнана в любовь».

Именно здесь рождались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики двадцатого века. В ее поэзии есть и «божество», и «вдохновение».

Сохраняя высокое значение идеи любви, связанное с символизмом, Ахматова возвращает ей живой и реальный, отнюдь не отвлеченный характер. Душа оживает «Не для страсти, не для забавы, // Для великой земной любви»:

Эта встреча никем не воспета,

И без песен печаль улеглась.

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась.

Сводом каменным кажется небо,

Уязвлённое желтым огнем,

И нужнее насущного хлеба

Источник: http://MirZnanii.com/a/356911/tema-lyubvi-v-tvorchestve-anny-akhmatovoy

Любовь в лирике Ахма­товой — Сочинение

В чем состоят оригинальность и психологическая глубина воплощения любовного чувства в лирике Ахма­товой?

В первых книгах, поэтессы всеобщее внимание об­ратили на себя стихотворения на традиционную тему любви. Молодая поэтесса сумела найти совершенно оригинальные краски, образы, тональность для во­площения вечных коллизий, переживаний любящей души.

В нескольких строках стихотворения «Он любил» ей удалось создать характер человека, далекого от бытовых проблем, мечтателя, уносящегося в экзотические края, возвышенный и туманный мир грез. Последняя строка — «…А я была его женой» — превращает сти­хотворение-портрет в своеобразную сценку, даже пьесу.

Читайте также:  Анализ рассказа и. бунина «кукушка»

Приоткрывается конфликт двух душ. Намек, доверие к интуиции читателя, способного понять, прочувствовать всю сложность характеров и их соседства, близо­сти и скрытого противостояния, позволяют поэтессе быть столь краткой.

Обратите внимание

Неожиданно наполняются худо­жественно выразительным значением отдельные слова и сочетания. Определение «стертые карты Америки» не просто фиксирует состояние географической карты одной из частей света.

Оно подготовлено указанием на возвышенно-экзотические явления, которые любил ге­рой («за вечерней пенье белых павлинов»), и становит­ся эпитетом, художественно обобщающим его харак­теристику.

Он весь устремлен к необычному, хотя бы пальцем по карте и в мечтах путешествует по странам, обещающим загадки и открытия. Ясен и метафориче­ский смысл нелюбви героя к «чаю с малиною». Образ обобщает представления о скучно-обыденной жизни с детским плачем и женскими истериками, столь не­приятной ему.

Хотя в характере героя «Он любил» можно почув­ствовать некоторые стороны натуры Н. Гумилева, но и здесь Ахматова имеет в виду широкий круг коллизий человеческой жизни, отношений между любящими. Личный план переживаний она переводит в общечело­веческий, никогда не забывая о читателе, пытаясь дать ему слово, образ, эмоцию для выражения состояния души.

Использование психологической детали портрета, поведения героя роднит художественные принципы Ахматовой с достижениями русской психологической прозы XIX века. Достаточно сказать:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

(«Песня последней встречи»)

И становится очевидным, как мучительно пытается скрыть героиня за внешним спокойствием бурю чувств: отчаяние, надежду, любовь, готовность умереть вместе с любимым.

Последние строки стихотворения «Сжала руки иод темной вуалью…» — «улыбнулся спокойно и жутко / И сказал мне: “Не стой на ветру”» — вновь кратко, но предельно выразительно воплощают исход разы гравшейся любовной драмы. Совет поберечь здоровье для готовой на все ради возвращения любимого лучше пространных объяснений свидетельствует об оконча­тельном разрыве, отчуждении, катастрофе любви.

Здесь искали:

  • сочинение по ахматовой тема любви в творчестве

Источник: http://Sochineniye.ru/lyubov-v-lirike-ahma-tovoj/

Сочинение на тему: ВЕЛИКАЯ И ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Тема любви присутствует в творчестве каждого по­эта, поскольку она является основным стержнем по­эзии вообще. Часто именно любовь толкает нас к твор­честву, вдохновляет и пробуждает скрытые таланты. Но поэт редко бывает счастлив в любви.

Анна Ахматова первым своим сборником стихов открыла удивительный мир новой любовной лирики, женской поэзии, не всегда веселой и радостной, но то­скующей и печальной. В книге “Вечер” уже начинают проявляться черты, на многие годы определившие по­этическую репутацию Ахматовой.

В основном это сти­хи-миниатюры; они сюжетны и драматичны. В них очень важным элементом является небольшая по­дробность, деталь, которая кажется незначительной, но очень тонко передает психологическое состояние человека.

Например, в стихотворении “Песня послед­ней встречи” смятение и волнение передано лишь од­ной деталью:

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Важно

Стихи из сборника “Вечер” напоминают своей предельной откровенностью дневниковые записи, и, как дневник, они фиксируют поступки.

Но это не просто изображение событий любовной <\p>

драмы, это раскрытие души современной Ахматовой женщины, это глубокая психологичность в понимании человече­ской натуры.

Стихи этого сборника наполнены реа­лиями быта, внешние приметы времени соединяются в них с переживаниями героини. То, что творится в душе лирического героя Ахматовой, – это не про­сто терзания частного лица, а свойство психики чело­века вообще.

Любовное чувство, которое передает Ахматова, очень напряженное. Но в ее поэзии мало символов, от­влеченных слов, а стихи – скорее не песни, а новеллы со сложным и емким сюжетом. Обычно они рисуют только начало драмы, или кульминацию, или еще чаще окончание. В любом случае всегда остается что-то, что читатель должен домыслить сам.

Любовь как непонятное и коварное чувство в представлении Ахматовой кажется то змейкой, кото­рая “у самого сердца колдует”, то голубком. Любовь всегда уводит человека “от радости и от покоя” к бу­ре чувств и переживаний. Но в то же время она мно­гое дает человеку.

Влюбленный видит мир по-друго­му, останавливает свое внимание на том, чего ранее не заметил бы, не оценил. Этим, вероятно, и объясня­ется предметность стихов Ахматовой: у нее встреча­ются стихи, полностью построенные на обиходе, на бытовых мелочах.

Любовь в лирике Ахматовой, от­тененная этими подробностями, становится земной, простой и доступной каждому человеку, но это по – прежнему великая любовь, сильное, всепоглощающее чувство.

Спектр ее проявлений варьируется от “люб­ви, воздушной и минутной”, и “печали, для всех не­явной”, до “страсти, раскаленной добела”, и “терпкой печали”. Часто это любовь-жалость, любовь-состра­дание, сочувствие.

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

Совет

Героиня ахматовской лирики являлась отображе­нием бесконечного разнообразия женских судеб, ты­сяч разных характеров и качеств: любовницы и же­ны, вдовы и матери, любящей и любимой, тоскующей и играющей, изменявшей и оставляемой. Герой так­же сложен и многолик: брат, друг, любовник, ковар­ный и великодушный, убивающий и возвращающий к жизни:

На кустах зацветает крыжовник,

И везут кирпичи за оградой.

Кто ты: брат мой или любовник,

Я не помню, и помнить не надо.

Как светло здесь и как бесприютно, Отдыхает усталое тело…

А прохожие думают смутно:

Верно, только вчера овдовела.

Любовь воспринималась Ахматовой как “пятое вре­мя года”, в свете которого необычными кажутся и ос­тальные четыре. Это чувство необычное и острое, под­чиняющее себе человека, оно меняет всю его жизнь, освещая ее и обжигая этим светом.

В последующих сборниках тема любви приобретает несколько иное звучание. Это уже не прежнее всепоглощающее чувст­во, и уже жизнь не только подчиняется любви, а вно­сит в любовные переживания новые оттенки чувства.

Любовь стала не только более многоцветной, но и по – настоящему трагедийной.

Совет

В стихах Ахматовой не было экзотики, она далека от романтического воспевания действительности и лю­бования красотой. Простая жизнь с ее земными пред­ставлениями о привязанности, грусти, тоске интересо­вала поэтессу гораздо больше. Нежность и хрупкость чувств сочетались в ее стихах с твердостью и стойкос­тью духа.

Стихи Ахматовой – это книга женской души, в ко­торой постоянно жила мечта об истинно высокой люб­ви, как, впрочем, и в душе любого человека. Поэтому ее стихи были популярны при ее жизни, и поэтому же они не оставляют никого равнодушным и сегодня.

Глоссарий:

– сочинение на тему лирика ахматовой

– тема любви в лирике ахматовой

– тема любви в лирике ахматовой сочинение

– сочинение на тему любовная лирика анны ахматовой

– сочинение по ахматовой тема любви

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-velikaya-i-zemnaya-lyubov-v-lirike-anny-axmatovoj/

Тема любви в лирике А. Ахматовой

Тема любви в лирике. Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Чет­ки», «Белая стая») — почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально имен­но в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.

Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза со­временникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в «Аполлоне», но, к сожалению, тяжелое знамя акмеиз­ма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный об­лик и заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеиз­мом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литера­туроведческими теориями.

Проводила друга до передней,

Постояла в золотой пыли.

С колоколенки соседней Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово, —

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо.

Особенно интересны стихи о любви, где Ахматова — что, кстати, редко у нее — переходит к «третьему лицу», то есть, казалось бы, использует чисто повествовательный жанр, пред­полагающий и последовательность, и даже описательность, но и в таких стихах она все же предпочитает лирическую фраг­ментарность, размытость и недоговоренность. Вот одно из та­ких стихотворений, написанное от лица мужчины:

Подошла. Я волненья не выдал,

Равнодушно глядя в окно.

Села словно фарфоровый идол,

В позе, выбранной ею давно.

Быть веселой — привычное дело,

Быть внимательной — это трудней…

Или томная лень одолела

После мартовских пряных ночей?

Утомительный гул разговоров,

Желтой люстры безжизненный зной

И мельканье искусных проборов

Над приподнятой легкой рукой.

Улыбнулся опять собеседник

И с надеждой глядит на нее…

Мой счастливый богатый наследник,

Ты прочти завещанье мое.

В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцаю­щей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в под­сознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову.

Обратите внимание

Она пи­сала впоследствии в «Поэме без героя», что постоянно слыша­ла непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на кото­рых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие.

Самым первым предвестием такого тревожного ощущения было стихотворение «Первое возвращение» с его образами смертельного сна, савана и погребального звона и с общим ощущением резкой и бесповоротной перемены, происшедшей в самом воздухе времени.

В любовный роман Ахматовой входила эпоха — она по-сво- ему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту тревоги и печали, имевших более широкое значение, чем соб­ственная судьба.

Именно по этой причине любовная лирика Ахматовой с те­чением времени, в предреволюционные, а затем и в первые по­слереволюционные годы, завоевывала все новые и новые читательские круги и поколения и, не переставая быть объек­том восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходи­ла из, казалось бы, предназначенного ей узкого круга читателей.

Эта «хрупкая» и «камерная», как ее обычно назы­вали, лирика женской любви начала вскоре, и ко всеобщему удивлению, не менее пленительно звучать также и для первых советских читателей — комиссаров гражданской войны и ра­ботниц в красных косынках.

На первых порах столь странное обстоятельство вызывало немалое смущение — прежде всего среди пролетарских читателей.

Все мы бражники здесь, блудницы,

Как невесело вместе нам!

На стенах цветы и птицы

Томятся по облакам.

Ты куришь черную трубку,

Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.

Навсегда забиты окошки.

Что там, изморозь иль гроза?

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза.

О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать не­сколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее кумирах, о пред­метах ее восхищения.

И одним из неоскудевающих источников творческой радо­сти и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла эту любовь через всю свою жизнь, не побоявшись даже темных дебрей литературоведения, куда входила не однажды, чтобы прибавить к биографии любимого поэта несколько новых штрихов.

Источник: https://www.prepodka.net/tema-lyubvi-v-lirike-a-ahmatovoj/

“ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ” В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел ее поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Таким образом, на рубеже XIX и XX столетий в России возникла “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой.

Лирика Ахматовой первых ее книг (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”) – это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в “романности” ее любовной лирики – каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви.

Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение “Сжала руки под темной вуалью”), напечатанный в первый же год литературной известности Ахматовой, и другие ахматовские миниатюры.

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся –

И загадочных, древних ликов

На меня посмотрели очи…

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его – напрасно.

Отошел ты, и стало снова

На душе и пусто и ясно.

(“Смятение”)

О. Мандельштам писал об Ахматовой, что она “принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой – не будь Толстого и “Анны Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова… Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу”.

Для того чтобы проникнуться чувствами, испытываемыми лирической героиней, совсем не обязательно знать все, что было в ее жизни.

Часто Ахматова описывала лишь небольшой фрагмент происходящего, заставляя читателя додумывать, что было между героями прежде.

Читая ее стихотворения, становишься невольным свидетелем чьего-то разговора, иногда создается впечатление, что кто-то открывает тебе свою душу:

Хочешь знать, как все это было? –

Три в столовой пробило,

И прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:

“Это все… Ах, нет, я забыла,

Я люблю вас, я вас любила

Еще тогда! – “Да”.

(“Хочешь знать, как все это было?”)

А иногда кажется, что кто-то доверил тебе самое сокровенное – почитать свои спешные записи в дневнике:

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики. А я была его женой.

(“Он любил”.)

Несмотря на то, что Ахматова часто дает только фрагменты того или иного события, ее стихи о любви не производят впечатления отрывочных зарисовок. В них большая обобщающая сила. Ахматова отразила в своей лирике целую вереницу женских судеб. Это и жена, и любовница, и вдова, и мать. По выражению Александры Коллонтай, Ахматова дала “целую книгу женской души”.

Любовь в стихах Ахматовой не всегда счастливая и благополучная. Даже наоборот. Часто это страдание. Это чувство не может быть спокойным:

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведет

От счастья и от покоя.

Совет

В оценках литературных критиков Анна Ахматова является поэтом, впервые сумевшим так полно рассказать о реальной любви. Душа оживает “Не для страсти, не для забавы, для великой земной любви”. В ее стихотворениях мы видим обычный мир, раскрывающийся под влиянием любви в новом свете. Саму же любовь Ахматова делает настолько “земной”, что называет ее “пятым временем года”:

То пятое время года,

Только его славословь.

Дыши последней свободой,

Оттого, что это – любовь

Высоко небо взлетело,

Легки очертанья вещей,

И уже не празднует тело

Годовщину грусти своей.

“Великая земная любовь” – основа всей лирики Ахматовой. Любовь у нее – повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство. Я думаю, что Анна Ахматова имела все основания сказать о себе: “Я научила женщин говорить”.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/velikaya-zemnaya-lyubov-v-lirike-anny-axmatovoj/

«Великая земная любовь» в лирике Ахматовой

       Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел ее поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов.

Таким образом, на рубеже XIX и XX столетий в России возникла “женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой.
      Лирика Ахматовой первых ее книг (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”) — это лирика любви.

Ее новаторство как художника проявилось в “романности” ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение “Сжала руки под темной вуалью…

”), напечатанный в первый же год литературной известности Ахматовой, и другие ахматовские миниатюры. В кратком событии, одном жесте, взгляде Анна Ахматова передает историю десяти лет жизни:

Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня посмотрели очи„. Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его — напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.

(“Смятение”)

       О. Мандельштам писал об Ахматовой, что она “принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.

Не было бы Ахматовой — не будь Толстого и “Анны Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова” Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу”.

       Для того чтобы проникнуться чувствами, испытываемыми лирической героиней, совсем не обязательно знать все, что было в ее жизни. Часто Ахматова описывала лишь небольшой фрагмент происходящего, заставляя читателя додумывать, что было между героями прежде.

Читая ее стихотворения, становишься невольным свидетелем чьего-то разговора, иногда создается впечатление, что кто-то открывает тебе свою душу:

Обратите внимание

Хочешь знать, как все это было? — Три в столовой пробило, И прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: “Это все… Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще тогда/ — “Да”.

(“Хочешь знать, как все это было?”)

     А иногда кажется, что кто-то доверил тебе самое сокровенное — почитать свои спешные записи в дневнике:

Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. Л я была его женой.

(“Он любился)

      Несмотря на то, что Ахматова часто дает только фрагменты того или иного события, ее стихи о любви не производят впечатления отрывочных зарисовок. В них большая обобщающая сила. Ахматова отразила в своей лирике целую вереницу женских судеб.

Это и жена, и любовница, и вдова, и мать. По выражению Александры Коллонтай, Ахматова дала “целую книгу женской души”.
     Любовь в стихах Ахматовой не всегда счастливая и благополучная. Даже наоборот. Часто это страдание.

Это чувство не может быть спокойным:

То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя… Но верно и тайно ведет

От счастья и от покоя.

     В оценках литературных критиков Анна Ахматова является поэтом, впервые сумевшим так полно рассказать о реальной любви. Душа оживает “Не для страсти, не для забавы, для великой земной любви”. В ее стихотворениях мы видим обычный мир, раскрывающийся под влиянием любви в новом свете. Саму же любовь Ахматова делает настолько “земной”, что называет ее “пятым временем года”:

То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой, Оттого, что это — любовь. Высоко небо взлетело, Легки очертанья вещей, И уже не празднует тело

Годовщину грусти своей.

     “Великая земная любовь” — основа всей лирики Ахматовой. Любовь у нее — повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство. Я думаю, что Анна Ахматова имела все основания сказать о себе: “Я научила женщин говорить…”

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/akhmatova-a-a/862-velikaya-zemnaya-lyubov-v-lirike-akhmatovoj

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой

В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия женской души, копившаяся веками получила все же выход в революционную эпоху в Россия в поэзии Анны Ахматовой.

<\p>

За 50 лет поэтического труда Ахматова приобрела всеобщее признание, переведена на все языки мира.

Последними внешними знаками такого признания стали присуждение в 1965 году почетной степени доктора литературы Оксфордского университета, а годом ранее торжественное вручение в Риме международной поэтической премии «Этна-Теормина».

Важно

Ахматова в литературе сразу же вступила как зрелый поэт. Ее первые стихи в России появились в 1911 году, в журнале «Аполлон», а в 1912 году вышел поэтический сборник «Вечер».

В этой первой книги задается тема нелюбимой и брошенной женщины. Много в этой книге разочарований в любви, печали, грусти. И одновременно есть такое пронзительное и страстное стихотворение как «Сжала руки над темной вуалью».

Главное в этом стихотворении – страшное непонимание двух любящих людей.

Следующий сборник поэтессы «Четки» продолжает развивать тему любви. Уже в первом стихотворении «Смятение» задаются основные мотивы книги:

Было душно от жгучего света,
А взгляды его —  как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Герой поэзии Ахматовой сложен и многолик. Это – муж и брат, любовник, друг, представленный в бесконечном разнообразии ситуаций. Он может быть коварным и великодушным, ревнивым и благосклонным, страстным и равнодушным.

Да и лирическая героиня Ахматовой представлена в разнообразии женских судеб: любовницы, жены, вдовы, матери, сестры. По меткому выражению Александры Коллонтай, Ахматова дала целую книгу женской души.

Она выразила в поэтическом слове историю женского характера.

Огромное влияние на Анну Ахматову оказал И. Анненский, у которого она восприняло искусство передачи душевных движений, оттенков психологических переживаний через бытовое и обыденное.

Вспомним стихотворение «Лотова жена». Древнейший библейский сюжет о жене Лота, оглянувшейся назад вопреки запрету на Содом и превратившейся в соляной столп, лег в основу этого произведения. Веками этот сюжет воспринимался как история о неистребимом женском любопытстве и непослушании. Ахматовская героиня не могла не обернуться:

Совет

На красной башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.

Библейский сюжет у Ахматовой превратился в рассказ о самоотверженной любви, это рассказ не о женском любопытстве, а о женской самоотверженности.

В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь пятым временем года. Из этого необычайного пятого времени года увидены остальные четыре, обычные.

И главная мысль этого стихотворения заключается в том, что любовь преображает человека, что в состоянии любви весь мир видится заново. Обострены слух и зрение, напряжены все чувства, кажутся необычными привычные понятия и предметы, обстановка.

В состоянии влюбленности человек начинает восприниматъ мир с удесятеренной силой, мир открывается по-другому, в иной реальности:

То змейкой,  свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и покоя…

Стихи Ахматовой о любви можно было бы назвать психологическими этюдами: острота взгляда сопровождается остротой мысли («Пока не свалюсь под забором», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».). Любовь у Ахматовой всегда трагична, это — пытка, страдание, мучение, тяжелый излом души. Её стихи необычайно драматичны.

Это всегда либо начало, либо кульминация, либо конец любовной драмы. («Тяжела ты, любовная память»). Поэт всегда старается занять позицию, которая позволила бы ей предельно четко раскрыть чувство, до конца обострив ситуацию, найти последнюю правду.

Обратите внимание

Вот почему у Ахматовой появляются стихи, произнесенные как бы из-за смертной черты («Чугунная ограда…»).

Стихи Ахматовой о любви почти всегда пронизаны чувством грусти, но главное, что делает их такими проникновенными, это сочувствие, сострадание, сопереживание в любви. И открывается выход из мира камерной, замкнутой, эгоистической любви-страсти, любви-забавы к подлинно великой земной вселюбви для людей и во имя людей.

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/ahmatova/336-temalyubvivpoezii.html

Ссылка на основную публикацию