Тема любви в романе Бориса Пастернака “Доктор Живаго”
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака. Теория литературы. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл. Развитие речи. Подготовка плана сочинения и подбор цитат по одной из «вечных» тем. Анализ интертекстуальных связей стихотворения «Гамлет». Доклад по творчеству Б. Л. Пастернака. Внеклассное чтение. Б. Л. Пастернак. «Нобелевская премия».<\p>
Антиромантической<\p>
в повседневном, обыкновенном выражении<\p>
в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок<\p>
облик Лары глазами Юрия Живаго<\p>
“ Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это<\p>
не высшая деятельность человека, а нечто простейшее… Точно она воду носит или чистит картошку”<\p>
“ И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда”<\p>
Какой показана любовь?<\p>
— Антиромантической: в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, как видится нам облик Лары глазами Юрия Андреевича:<\p>
1) “Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее… Точно она воду носит или чистит картошку” (ч. 9, гл. 12, с. 302).<\p>
2) “И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда” (ч. 9, гл. 13, с. 305).<\p>
3) “Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде… она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16, с. 411).<\p>
4) Юра и Тоня на ёлке у Свентицких (ч. 3, гл. 4, с. 97).<\p>
С чем связана любовь для Юрия Живаго?<\p>
— С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).<\p>
Каково отношение Живаго к дому?<\p>
— Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).<\p>
Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?<\p>
— Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:<\p>
Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье .<\p>
Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?<\p>
— Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).<\p>
Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?<\p>
1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она — Лара того романа, который я как раз начал писать в то время… Она — олицетворение радости жизни и самоотдачи”.<\p>
После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».<\p>
2) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой [5. С. 107].<\p>
3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” [6].<\p>
4) В.Шаламов: “…Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, — Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.<\p>
5) “И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).<\p>
“… заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот,<\p>
за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде… она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более,<\p>
чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал,<\p>
ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках,<\p>
в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках”<\p>
С жизнью дома, семьи, брачного союза и с Тоней, и с Ларой<\p>
Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни<\p>
“ Первым истинным событием после долгого перерыва было<\p>
это головокружительное приближение в поезде к дому,<\p>
который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек.<\p>
Вот что было жизнью, вот что было переживанием,<\p>
вот за чем гонялись искатели приключений,<\p>
вот что имело в виду искусство — приезд к родным,<\p>
возвращение к себе,<\p>
возобновление существования”<\p>
С чем связана любовь для Юрия Живаго?<\p>
— С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).<\p>
Каково отношение Живаго к дому?<\p>
— Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).<\p>
Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье .<\p>
Ю.Живаго (из стих-я № 11)<\p>
Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?<\p>
— Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:<\p>
Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье .<\p>
Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?<\p>
— Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).<\p>
Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?<\p>
1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она — Лара того романа, который я как раз начал писать в то время… Она — олицетворение радости жизни и самоотдачи”.<\p>
Ольга Ивинская и Борис Пастернак<\p>
После возвращения Ольги Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились<\p>
её личные и деловые отношения с Пастернаком.<\p>
Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли,<\p>
развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».<\p>
После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».<\p>
2<\p>
) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой [5. С. 107].<\p>
3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” [6].<\p>
4) В.Шаламов: “…Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, — Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.<\p>
5) “И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).<\p>
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/tiema-liubvi-v-romanie-borisa-pastiernaka-doktor-zhivagho
Изображение любви в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
Любовь всегда была главной и излюбленной темой в творчестве многих писателей, при этом она воспринимается каждым по-своему. В Произведении «Доктор Живаго», написанном Борисом Пастернаком, полностью раскрывается тема этого чувства, в нем оно противоречиво и разнообразно.
Главный герой романа – выходец из русской интеллигенции, человек, который без малейшего колебания принял революцию, – Живаго Юрий Андреевич. Его трагедия в том, что он никак не может до конца разобраться в своих чувствах к его возлюбленным женщинам, а так же побороть сомнения, связанные с ними.
По мнению автора, любовь является очень изменчивой, противоречивой, как и жизнь в те времена, которые описываются в романе. Рассуждая об отношениях между главным героем и его женой Антониной, писатель использует в основном такие понятия, как любовь и долг перед матерью Тони, Анной Ивановной, которая перед своей смертью просила их быть вместе, не смотря ни на что.
Нельзя сказать, что Юрий Андреевич равнодушно относился к своей жене, но и сказать что между ними пылало страстное чувство, какое он испытывал к другой своей женщине, тоже нельзя.
В романе красочно описывается природное происхождение любви к Ларе, к примеру, она задумывается у смертного одра Живаго: «они смогли друг друга полюбить, только потому, что этого так хотели облака, деревья, солнце и воздух».
Эта женщина предстает перед главным героем в разных образах, имеющих природное происхождение – лебедя или рябины, что позволяет понять значение Лары для главного героя – для него она является самим воплощением природы.
Юрий тянется к Ларе, неосознанно, на уровне инстинкта. Он и она должны быть единым целым, ведь того требует и природа, и его душа. Но чувства к Ларе бесплодны, они подчинены страстям. Автор изображает героев своего произведения с совершенно разных сторон, что заставляет задуматься об истине в любви.
Нужно отметить, что писатель усложняет происходящее, добавив в роман нового героя – Марину, чувства Живаго к которой похожи на некое смирение с жизнью. Эта женщина отличалась покорностью и молчаливым подчинением капризам и причудам Юрия, была для него всепрощающей и не замечала его странностей.
Любовь, которая проявляется в данном романе, абсолютно разная, настолько, что можно сказать, что она многополярна.
С особой страстью и трепетом доктор относился к Ларе, из-за возникшего чувства обязанности и долга любил Антонину, а Марину он полюбил, только из-за того, что так вышло.
Но все же Живаго так и не нашел счастья, несмотря на количество его женщин, и все, что для него осталось единственно верным – это смириться с жизнью.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/izobrazhenie-lyubvi-v-romane-borisa-pasternaka-doktor-zhivago.html
Сочинение на тему любви в романе Доктор Живаго, Пастернак читать бесплатно
Тема любви в романе
Свои взгляды на любовь Борис Пастернак в полной мере раскрыл в романе «Доктор Живаго». Будучи в душе поэтом, этот выдающийся писатель даже в книге о революции на первое место выдвинул тему любви.
Тема любви является ключевой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В понимании Пастернака это было противоречивое и неоднозначное чувство, такое же стихийное, как и сама революция.
Уже во второй главе мы знакомимся с «девочкой из другого круга», которая станет той самой музой для главного героя, которая была предначертана ему свыше.
Возможно, если бы не революция, они бы не встретились снова. Но, скорее всего, этим двоим суждено было пройти вместе какой-то отрезок жизни, чтобы понять и переосмыслить некоторые вещи. Главный герой произведения – русский интеллигент Юрий Андреевич Живаго.
Детство его прошло в Москве, в семье Громеко, так как его родители рано умерли. Анне Ивановне и Александру Александровичу он был благодарен за безмятежную юность и искреннюю заботу, которой они его окружили. Так как рос он вместе с их дочерью Тоней, повзрослев, на ней и женился. Другой жизни он себе не представлял.
Тоня стала для него тихой и надежной гаванью, где он всегда мог найти уют.
Уже во второй главе мы знакомимся с еще одной героиней, полной противоположностью Тони. Это «девочка из другого круга» – Лариса Гишар, которая приехала в Россию не так давно и вместе с матерью обосновалась в Москве. Лара с самого начала показана стихийным персонажем. Вокруг нее разворачиваются драмы, балансирующие на грани жизни и смерти.
Юра впервые ее видит в день, когда ее мать Амалия Карловна, заподозрив свою несовершеннолетнюю дочь в связи с ее любовником В. И. Комаровским, решает свести счеты с жизнью. К счастью мать спасли, а от гнета Комаровского Ларисе вскоре удалось отделаться.
Второй раз он видит ее на ёлке у общих друзей, где она решает выстрелить в ненавистного ей Комаровского.
Здесь нужно отметить, что в романе «Доктор Живаго» прослеживается два любовных треугольника. Это Лара-Юрий-Тоня и Лара-Юрий-Павел. За Павла Антипова героиня вышла замуж сразу после разговора в доме у Свентицких. Он ей признался, что с детства ее любит той самой щенячьей, восторженной любовью, а она ему призналась, что видит свое спасение в скорейшем замужестве.
С одной стороны, Лариса хотела поскорее уйти из дома, освободиться от тирании Комаровского. С другой стороны, она искренне хотела построить семью с таким любящим и заботливым человеком как Паша Антипов. После венчания молодые супруги уехали на Урал. Этот брак оказался недолговечным. Павел так и не смог до конца простить и понять Ларису.
Ему всегда казалось, что она вышла за него из сострадания, не испытывая никаких чувств.
Иначе сложились отношения у Лары с Юрой, с которым она встретилась уже годы спустя в военном госпитале. Это была стихийная любовь, разгоревшаяся из тлеющего на дне уголька. Он единственный смог понять боль Ларисы и излечить ее.
Наверное, именно поэтому Пастернак наделил своего героя такой символичной фамилией и профессией. «Живаго» в его понимании означало «живительный», «оживляющий» и было взято из строк церковной молитвы: «сын Бога живаго». Нельзя говорить, что Юрий был равнодушен к своей жене.
Он искренне ее любил и уважал, но в этой любви не было огня.
Любовь заставила героев романа страдать, переживать. В то же время она им помогала выжить в такое нелегкое для страны время. С одной стороны, тема любви у автора представлена, как светлое и чистое чувство, а с другой – как нечто приносящее горе, печаль и тоску.
Тоня в своем прощальном письме мужу признается, что все еще любит его со всеми его достоинствами и недостатками. Так и от Паши Антипова-Стрельникова после отъезда Лары мы узнаем, что он все также ее любил и оберегал на расстоянии.
На мой взгляд, автор хотел показать, что любовь может быть разной: заботливой, бережной, участливой, восторженной и даже стихийной.
см. также:
Другие сочинения по произведению Доктор Живаго, Пастернак
Характеристики главных героев произведения Доктор Живаго, Пастернак
Краткое содержание Доктор Живаго, Пастернак
Краткая биография Бориса Пастернака
Источник: https://www.sdamna5.ru/lyubov_doktor_zhivago
Как Б.Пастернак раскрывает тему любви в романе “Доктор Живаго”?
Сочинения › Пастернак Б.Л. › Доктор Живаго
Готовые Домашние Задания
Тема любви не нова в русской литературе. Русские писатели по-разному описывали это чувство в своих произведениях. Для кого-то любовь – это что-то таинственное, чувство, не поддающееся никаким разрушениям. Для других любовь – это разочарование, горе, чувство, приносящее только несчастья. Борис Пастернак относится к тем писателям, для кого любовь – это единство радости и печали.
В романе Пастернака «Доктор Живаго» костер любви разгорается, а затем ярко пылает во взаимоотношениях мужчины и женщины, одновременно согревая и обжигая героев своим ласкающим и трепетным огнем. Автор изображает треугольник, состоящий из сердец, охваченных пламенем, – это сердца Юрия, Тони и Лары.
Отношение Юрия к Тоне и Ларе весьма своеобразно. Оно существенно отличается от традиционного понимания данной метафорической геометрической фигуры и ее формальных аналогов в литературе. Вспомним, например, треугольник Катерина-Тихон-Борис в пьесе А.Н. Островского «Гроза», в которой Тихон – часть постыдного «темного царства», а Борис – мираж свободного луча света.
Юрий, находясь рядом с одной из любимых женщин, стремится к другой. Он не может и не хочет отдать предпочтение кому-то из них. Для него они неразрывно связаны, как утро и вечер одного дня, потому что каждая привносит что-то новое, особенное и неповторимое в его существование.
Антонина Александровна хлопочет по хозяйству, воспитывает маленького сына, то есть зарождает жизненную суету, как утро, с которого все и начинается. В письме Юре она пишет: «Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги».
Лариса Федоровна, напротив, спокойна в делах и похожа на тихий вечер, итог бурно прожитого дня: «У нее был ясный ум и легкий характер. Она была очень хороша собой. Лара была самым чистым существом на свете… и все в ней – незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос были под стать друг другу».
Каждая из этих женщин старалась быть единственной и неповторимой для своего любимого.
В определенные моменты своей жизни Юрий по-разному относился к Тоне и к Ларе. Обманывая Тоню, он не перестал любить ее «до обожания». Мир ее души, ее спокойствие были дороже ему всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше, чем ее родной отец и чем она сама.
Вот как сам автор говорит об отношении Юры к Тоне: «Идеи «свободной любви», слова вроде «прав и запросов чувства» были чужды ему. Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью.
В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести».
Вообще, отношение главного героя к этим двум любящим его женщинам можно сравнить со стрелками часов, не имеющими возможности, пока они идут, перескочить через определенные промежутки времени. Ведь если бы они замерли на каком-то одном делении, то жизнь бы остановилась.
Недаром в роман введен эпизод с «тифозным часом». Может быть, говоря о нем, Пастернак подразумевал момент осознания влюбленности, ибо приход к этому состоянию у Юрия в обоих случаях осуществлялся медленно.
Искорка начала тлеть в Юрином сердце с первой встречи и с Тоней, и с Ларой, постепенно возгораясь в пламя, которое овладело его чувствами и мыслями.
Тоня и Лара поочередно оберегали и сохраняли душевную чистоту Юры, вдыхали в него животворное тепло. Поэтому, когда Юрий был разлучен с ними обеими, стрелки его жизненных часов навсегда остановились.
Но, несмотря на такой трагический конец, любовь Лары по-прежнему продолжала жить в ее сердце: «О какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают.
Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья…» Пастернак замечает, что никогда героев не покидало ощущение сопричастности миру, способность любоваться его красотой: «Они дышали только этой совместимостью.
И потому превознесение человека над остальной природой, модное нянчение с ним и человекопоклонство их не привлекали».
Любовь и трепетное отношение Тони к Юре тоже достойна всяческих похвал. В своем прощальном письме она пишет: «Ах, как я люблю тебя, если бы ты мог себе представить! Я люблю все особенное в тебе, все выгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении…».
Таким образом, мы видим, что любовь у Пастернака, с одной стороны, прекрасное, светлое и чистое чувство, достойное восхищения, а с другой стороны, окрашено в темные краски, приносящее горе, тоску и печаль.
В русской литературе довольно мало писателей, раскрывающих тему любви подобным образом. Заслуга Пастернака как раз и состоит в том, что он, как истинный психолог, смог передать весь накал страстей героев, показать их чувства, мысли, сомнения, переживания. Под его пером тема любви раскрываться перед нами в новых ипостасях. Это достойно восхищения.
Сочинения по теме:
- Разнообразие женских образов в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго” сочинение
- Душевные порывы Юрия Живаго в романе Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”. сочинение
- Жизнь интеллигенции в революционную эпоху в в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго” сочинение
- Каким рисует Б. Пастернак образ Лары в романе «Доктор Живаго»? сочинение
Источник: https://1soch.ru/pasternak-bl/doktor-jivago/kak-b-pasternak-raskryvaet-temu-lubvi-v-romane-doktor-jivago
Любовь в романе Пастернака «Доктор Живаго»
Любовь — стихия. Любовь Юрия и Тони — это сдерживаемая стихия, это как пламя свечи — светит и согревает. Возле нее тепло и уютно. Юрий Андреевич по-своему любит Антонину Александровну, он привязан к ней. Но вот это пламя вырывается на волю и захватывает героя.
Причем он начинает пылать страстью не к жене, а к Ларе — постороннему человеку. Извечный любовный треугольник, приносящий страдания всем троим. Из-за любви страдает Тоня, которая, переживая измену любимого, не в силах его разлюбить.
Страдает Юрий: как человек чести он не может простить себе измены жене, но и не в силах оставить Лару. Страдает и сама Лара, ставшая причиной разрыва, понимающая и ощущающая причиняемую боль.
И все потому, что стихия вырвалась наружу, теперь это не маленький огонек свечи, любовь Юрия и Лары — это бушующая стихия, пламя вырвавшееся на волю,
Грозящее погубить, сжечь все и вся. Любовь — стихия, приносящая страдания, она дает минуты радости, но потом сторицей заставляет платить за них, посылая испытания. Но любви, как и любой другой стихии нельзя избежать. Она все равно придет, захватит, закружит в своем водовороте, смешает вместе горе и радость. Эта стихия сталкивает совершенно разных людей, словно желая
Узнать, что из этого получится. Тоня и Лара любят одного и того же человека, но они полная противоположность друг другу.
«Должна искренне признать, она хороший человек, но не хочу кривить душой, — полная мне противоположность.
Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги», — так пишет о Ларе Юрию Андреевичу в своем прощальном письме Антонина Александровна.
И все-таки любовь освещает и согревает жизненный путь героев, особенно Лары и Юрия. Да, она осложняет им жизнь, но они живут этой любовью.
«Их любовь была велика. Но любят все, не замечая небывалости
Рекомендуем почитать ►
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака
Чувства. Для них же, — и в этом была исключительность, — мгновения, когда подобно веянью вечности, в их обреченное человеческое существование залетало веянье страсти, были минутами откровения и узнавания всего нового о себе и о жизни».
Да, любовь для героев не была чем-то обыденным, чем-то земным. Любовь для Юры и Лары — это своего рода искусство, причем высокое искусство. Юрий Андреевич боготворит Ларису Федоровну, и даже ревность у него может вызвать лишь что-то низкое и далекое.
Он принимает любовь только близких по духу людей, любовь порочную, низменную он отвергает. «Мне кажется, сильно, смертельно, со страстью я могу ревновать только к низшему, далекому. Соперничество с высшим вызывает у меня совсем другие чувства.
Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства
С ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством совсем другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым.
То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных со мною работах.
Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня».
Мне кажется, эти слова очень хорошо показывают силу и высоту чувств Юрия к Ларе. Живаго не ревнует ее к Антипов, он понимает, принимает, и, самое важное, разделяет ее чувства. Чувства долга, ответственности, и нежной привязанности. Лариса Федоровна говорит Юрию Андреевичу, что «если бы Стрельников снова стал Пашенькой Антиповым», то она бы «на ко-
Ленях ползком приползла» в их дом. «Все бы встрепенулось во мне. Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим. Тобою. И моею близостью с тобой, такой легкой, не вынужденной, саморазумеющейся… Это тот же голос долга, который гонит тебя к Тоне».
Юра, еще мальчик, впервые увидевший Лару, еще девочку в ученическом платье, понял, почувствовал всю ее прелесть, всю ее женственность, всю силу ее любви, ее страстность, стихийность. С первой встречи она заронила в него «свет очарования», — как говорит сам Юрий Андреевич.
«Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете.
Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцами, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью… Все мое существо удивлялось и спрашивало:
Если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь».
Лариса Федоровна освещает путь Юрия Андреевича. С детства она заронила в его душу «свет очарования», она разделила с ним тяготы жизни в его зрелые годы, и она же стояла у «конца его жизни» — Лара пришла проводить Юрия в последний путь.
Любовь Ларисы Федоровны и Юрия Андреевича и была тем, что их объединяло, роднило. Их любовь была «вольная, небывалая, ни на что не похожая!..»
Через эту стихию, через любовь Юрия и Лары, автор раскрывает многие прекрасные черты характера героев. Он показывает их внутреннюю силу, готовность пожертвовать своей любовью, своим счастьем ради спасения, ради покоя и благополучия друг друга. Герои не могли не любить. Нелюбовь — это болезнь. Юрий, Лара, Тоня — они остерегаются, боятся этой болезни?
«Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара», — пишет в письме Юрию Андреевичу Антонина Александровна.
Рекомендуем почитать ►
Разъяснение сути конфликта в пьесе «Вишневый сад»
Но Юрию, Ларе, Тоне, Марине не страшна эта болезнь. Такие богатые душой личности, как они, не любить не могут, любовь у героев в крови. Для них любовь — это жизнь.
Их любовь — высокое, горящее, жертвенное чувство. Она облагораживает их самих и предмет их любви.
Страницы, на которых изображена любовь Юрия, Тони и Лары, являются, как мне кажется, одними из самых прекрасных, трогательных, захватывающих страниц романа.
Но любовь не единственная стихия в «Докторе Живаго». В самом начале мы уже говорили о природных стихиях — вьюге, метели, буране. Эти стихии проходят через все произведение, и им противостоит стихия огня, свеча.
Они возникают в самом начале романа (буря после похорон матери Юрия, манящая свеча в окне Камергерского переулка) и сопровождают героев до конца (гроза в момент гибели Живаго, образ свечи в стихотворении Юрия, переживший и воскресивший его).
Андрей Вознесенский в своей статье «Свеча и метель» пишет: «Мы видим, как в процессе жизни, в душевной смуте автора, героя романа, сначала брезжит пламя свечи, увиденное сквозь морозное окно… Затем ночная, чувственная свеча становится символом его любви к Ларе.
Метель, символ истории, задувает этот одинокий огарок, гибнет личность, одухотворенность, интеллигент — и, наконец, в финале романа расцветает чудо классического стихотворения «Свеча горела», без света которого уже нельзя представить нашей духовной культуры».
Источник: https://www.getsoch.net/lyubov-v-romane-pasternaka-doktor-zhivago/
Тема любви в романе Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”
Текст
Тема любви является ключевой темой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В романе «Доктор Живаго» б. Пастернак раскрывает свой взгляд на это чувство. Любовь у него противоречива и разнообразна в своих проявлениях.
Главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго, русский интеллигент. Он не без колебаний принимает революцию. Трагедия этого героя заключается в постоянных сомнениях, которые возникают у него и по отношению к любимым женщинам.<\p>
Вьюга, метель, буран, появляющиеся уже на первых страницах произведения, сопровождают все события романа.
Это и очистительный ноябрьский снег, падающий на газету с первыми декретами советской власти, которую жадно читает на углу Арбата Юрий Живаго. Это и метель, в которой он, еще не знакомый с Ларой, как бы предчувствующий их встречу, впервые видит с улицы оттаявший от свечи кружок на окне.
В этом доме идет разговор между Ларой и Пашей Антиповым: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало». Это и рождественская морозная ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословила Юру и его будущую жену Тоню.
<\p>
Любовь, по мнению Пастернака, такая же противоречивая и изменчивая, как и вся жизнь того времени, как вьюга, метель, буран. Говоря об отношениях между Юрием Андреевичем и Тоней, автор чаще всего обращается к понятиям любви и долга. В первую очередь, это был долг перед Анной Ивановной, которая завещала “детям” не расставаться.
Слова этой женщины сильно изменили Юрия Андреевича: «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».
Нет, нельзя говорить о том, что Живаго равнодушен к своей жене. Но любовь его совсем не такая, какую он испытывает к Ларе. В романе «природность» этой любви постоянно подчеркивается автором.
Лара у гроба Живаго думает: «Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья… Никогда, никогда, даже в минуты самого царственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее».
<\p>
Лара появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара – воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…».
Доктор инстинктивно стремится к этой женщине, как к части мироздания.
Он и Лара – единое целое, этого требует природа, этого требует его душа. Но любовь к Ларе бесплодна, она подчинена буре страстей. Пастернак изображает своих героев в таких «ракурсах», что читателю невольно приходится задумываться о том, что есть любовь, в чем истина. У Юрия Андреевича и Тони будет ребенок, который будет очень похож на мать Живаго.
Что же это? Почему же отношения с Ларой пустые, хотя они подходят друг другу, как никто другой? И что есть в данном случае истинная любовь? Автор не дает конкретного ответа, предоставляя читателю возможность самому найти истину.<\p>
Стоит отметить, что Пастернак еще сильнее усугубляет ситуацию, введя в роман образ Марины.
Любовь к ней – некий компромисс с жизнью: «Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах». Эту женщину отличала покорность и подчинение фантазиям Юрия Андреевича.
Марина прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».<\p>
Любовь, представленная в романе, очень разная по своей сути. Здесь можно говорить о «многополярности» этого чувства. Страстно Живаго любил Лару, из-за чувства долга – Тоню. Марину же он любил, потому что так распорядилась судьба. Однако Юрий Андреевич так и не находит счастья в любви, и все, что ему остается, – пойти на компромисс с жизнью, смириться с действительностью.
Источник: https://4fasol.com/txt/essay/134829
Сочинение по роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
На днях я познакомилась с произведением Пастернака Доктор Живаго. Теперь передо мной стоит задача написать сочинение по роману.
Доктор Живаго сочинение
Сразу же в своем сочинении на тему Доктор Живаго хотелось бы отметить, что не только Пастернак затрагивает тему человека и революции. Данная тема волновала всех писателей двадцатого века.
Уж очень суровым выдалось время с ее трагичными событиями, мимо которых нельзя было пройти. Вот и Пастернак написал произведение, где раскрыл и показал жизнь и судьбу человека во время революционных преобразований.
О происходящих в стране событиях мы наблюдаем сквозь призму восприятия Юрия Живаго, который и является героем романа.
Читая произведение, мы прослеживаем историю борьбы человека, который не мог смириться с ходом событий, хотя прекрасно видно было, революции не избежать. История давит и просто заставляет смириться. Да и Живаго понимает, что уже пора прибегнуть к коренной ломке, ведь частичные изменения в обществе ни к чему не приведут.
Но, одно дело понимать, а совсем другое дело видеть повсюду кровь, кровь и еще раз кровь. Совсем другое дело ежедневно видеть трупы и переживать за свою семью.
Кажется, одно спасение — бежать прочь, бежать от разрухи, от голода, от ужасов! Но и в дороге герой видит кровавую колошматину, когда белые и красные соперничали в своей жестокости.
Пастернак в Докторе Живаго показал отрезок истории, где изобразил жизнь небольшого круга людей, чьи судьбы были связаны с произошедшими событиями в стране. Читая его работу, мы знакомимся с Юрием и его семьей. Видим его отношение к любимой жене Тоне и вместе с тем, мы видим его отношения к Ларе, хотя в целом, вся их жизнь — это отношение к революционным событиям.
Изучая подробно произведение Доктор Живаго, в своем сочинении отмечу, что сам доктор не был противником революционных событий, но и все эти ужасы видеть не мог. Он не мог видеть расстрелы, женоубийство. Юрий находится все время где-то между за и против революции.
Живаго хотел убежать, чтобы жить спокойно, но героя схватили красные партизаны, которым нужен был доктор, а его семью выслали. Лара и вовсе пропадает бесследно. Очень символичной становится смерть Юрия, и то, каким образом он погибает. Его не расстреляли, нет. Его не посадили за решетку. Но, жизнь с ним обошлась жестоко.
Потеряв любимых, потеряв желание трудится на любимой работе, в полном одиночестве, Юрий умирает в сломанном трамвайном вагоне от сердечного приступа.<\p>
Он умер от удушья, не сумев выбраться на свежий воздух. Этим автор нам показывает людей интеллигенции, которые погибали от нравственного удушья.
Люди задыхались в замкнутом пространстве страны, что была потрясена революцией. Той революцией, что привела к многим смертям, к гонениям, где русскую интеллигенцию расстреливали, высылали, часть ее умирала в лагерях, другая часть не выдерживала, и заканчивала жизнь самоубийством.
Живаго, герой, который потерял все, в том числе и жизнь, но его душа осталась живой и не проданной.
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-romanu-b-l-pasternaka-doktor-zhivago.html
Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго»
«Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пастернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколения и был вынужден по разным причинам оставлять эту работу неоконченной.
За это время во всем мире, а в России особенно, все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками.
Совершенствуясь от опыта к опыту, текст следовал душевному состоянию своего творца, его ощущению времени.
Роман «Доктор Живаго» вначале несколько пугал меня. Два раза, запасшись терпением, я начинала его читать. Дважды откладывала, не справившись с обилием имен и эпизодов в его начале. Книга манила как невзятая высота.
Наконец, в третий раз, когда я лучше запомнила героев, вчиталась. Книга увлекла, взволновала, покорила меня. Каждый рази внимательно вчитываясь в какое-то произведение, я живу созданным автором миром.
Так и теперь, я до сих пор нахожусь под впечатлением от «Доктора Живаго».
В романе революция открылась мне с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Б. Пастернак показывает революцию и Гражданскую войну не из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве» й десятках других произведений.
Это и не изображение из стана белых, как в «Тихом Доне», «Хождении по мукам» и других.
Повествование Пастернака – это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.
Роман назван по фамилии главного героя, Юрия Андреевича Живаго. Он сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного… У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими».
Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне. Затем любимая работа. Живаго становится прекрасным врачом. Еще в университете у него проснулась любовь к поэзии и философии. Рождается сын, и кажется, что жизнь прекрасна. Но неотвратимо в эту идиллию врывается Война.
Юрий едет на фронт врачом.
Итак, мы видим, как творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом и его взгляд становится, силою обстоятельств, мерой и трагической оценкой событий века, а стихотворения – поддержкой и подтверждением надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение.
Юрию Живаго в первую очередь с детства ненавистны те, кто себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Эти отвратительные черты воплощены в адвокате Комаров-ском, сыгравшем трагическую роль в его судьбе.
Живаго, как мне кажется, склонен сочувствовать нравственным идеалам революции, восхищаться ее героями, людьми прямых действий, как Антипов-Стрельников. Но он ясно видит и то, к чему неизменно приводят эти действия.
Насилие, по его наблюдениям, ни к чему, кроме насилия, не ведет. Общий ход жизни нарушается, уступая место разрухе и бессмысленным, повторяющим прежние, призывам и приказам.
Он видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачиваясь и трагедией для того, кто ее исповедует и применяет.
Мне кажется, что именно эта убежденность и отличает «Доктора Живаго» от прозы, над которой Пастернак работал до войны. Автор показывает все ужасы войны, но вместе с тем отмечает, что Первая мировая война – преддверие событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше Поколение несчастий».
Пастернак умело показывает нам, как война губит, калечит судьбы людей.
Очень характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых, который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось».
По, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.
Этот и многие другие примеры Пастернак приводит нам с целью доказать, насколько Дикой является идея переделать жизнь, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности намного превосходящее возможности человека. Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей соответствует его благим намерениям. Фанатизм, говорит нам Пастернак, губителен.
Всего несколько лет прожил после Гражданской войны главный герой. Знаменательно, что Пастернак относит смерть главного героя к 1929 году, времени слома образа жизни страны, времени перемен.
Юрий Андреевич никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику.
Он не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».
Но до окончания войны еще много невзгод пришлось перенести Живаго. Роман Б. Пастернака, мне думается, прежде всего о высокой, о великой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей.
Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Позже угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовью – Ларой. Описания любви Юрия и Ларисы – это, по моему мнению, гимн отношениям между мужчиной и женщиной.
Это именно та любовь, именно та «зарница счастья», о которой мечтает каждый из нас: любовь чистая, непорочная, всепобеждающая.
Читая и перечитывая роман, приходишь к мысли, что главное в нем скорее показано читателю, чем сказано ему в жесткой, настоятельной форме.
Любовь к жизни, чуткость к ее голосу, доверие к ее неискаженным проявлениям – первейшая забота автора. Это проявляется всего сильнее в речи главного героя.
Он ценит чувство меры и знает, к каким гибельным последствиям приводит насильственное вмешательство человека в природу и историю.
Работая над романом, Пастернак понимал, что пишет о прошлом.
Для того чтобы его текст преобразил полузабытые события в слово, необходимое современникам и рассчитанное на участие в духовной жизни последующих поколений, приходилось серьезно думать о языке, освобождать его от устаревших частностей, острота и выразительность которых по опыту и в предвидении не были долговечны. Пастернак говорил, что намеренно упрощает стиль, стараясь передать хоть некоторую часть того неразделенного мира, хоть самое дорогое – издали, из веков отмеченное евангельской темой «тепловое, цветовое, органическое восприятие жизни».
Размышление и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных, а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны.
Сегодня, спустя – многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна,’иного стране не было дано.
Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь Ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями… это было неслыханно безоговорочно.
Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне; эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».
Борис Пастернак хотел показать нам, что всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового.
И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения силой, стоящей выше всех земных властей, и эта сила – Бог. Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове – одна из самых древних, насущных задач человеческого сознания.
Тысячелетиями повторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем я несущем жизнь.
Источник: https://www.slavkrug.org/sochinenie-po-romanu-pasternaka-doktor-zhivago/
Пастернак Б. Л. Доктор Живаго, Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
Пастернак Б. Л.
Сочинение по произведению на тему: Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым.
Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни.
В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.
В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, — это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары — это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, — это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции.
Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить.
Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца.
Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между “за” и “против”.
Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Судьба доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”.
Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья.” Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается.
Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: “.очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого”. Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.
https://vsekratko.ru/pasternak/doktorzhivago9
Источник: https://www.school-essays.info/pasternak-b-l-doktor-zhivago-chelovek-i-revolyuciya-po-romanu-b-pasternaka-doktor-zhivago/