В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике пастернака?

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака

В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из самых главных. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный самоотчет, напряженную авторскую исповедь. Звучит эта тема и в лирике Б. Пастернака.

Своеобразен взгляд поэта на взаимоотношения лирического творчества и действительности. По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи — не творение конкретной личности, а прямое следствие жизни. Художник — тот, кто помогает творчеству природы, ничего не выдумывая, ничего не привнося от себя:

Бывало, снег несет вкрутую,

Что только в голову придет.

Я сумраком его грунтую

Свой дом, и холст, и обиход.

Всю зиму пишет он этюды,

И у прохожих на виду

Я их переношу оттуда,

Таю, копирую, краду.

О том, что искусство зарождается в недрах природы, написаны

Многие стихи Б. Пастернака. Природа поэтична изначально, поэт же только соавтор, соучастник, он лишь проясняет эту поэтичность. Следствием этого прояснения является то, что Б. Пастернак постоянно применяет литературные термины к явлениям природы:

Для этой книги на эпиграф

Пустыни сипли…

Отростки ливня грязнут в гроздьях

И долю, долю, до зари,

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Обратите внимание

Отождествление поэта и природы, передача авторских прав пейзажу — все это, в сущности, служит одной-единственной цели. Стихи, сочиненные самой природой, не могут быть подделкой. Так автор утверждает подлинность написанного. Подлинность, достоверность, по Б. Пастернаку, — главная особенность истинного искусства.

Каким же образом достигается эта подлинность? Самое важное здесь — «не исказить голоса жизни, звучащего в нас». Поэтому обостренная впечатлительность, повышенная восприимчивость ко всем ощущениям, ко всем движениям окружающего мира — главная черта подлинной поэзии. Так возникает у Б. Пастернака образ «поэзии-губки», развернутый в одном из ранних стихотворений:

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

Искусство в таком понимании предполагает обновленный взгляд на мир, который как бы впервые увиден художником. Б. Пастернак считал, что творческий процесс начинается тогда, когда «мы перестали узнавать действительность», когда поэт начинает говорить о ней, как Адам, — как будто бы раньше о ней не было сказано ни слова. Поэтому Б.

Пастернак в своей лирике постоянно подчеркивает необычность самых обыденных явлений, предпочитая ее всякого рода экзотике и фантастике. Простое утреннее пробуждение таит в себе новый взгляд на мир («Я просыпаюсь. Я объят открывшимся»). Поэт ощущает первозданную новизну всего, что происходит вокруг («Вся степь, как до грехопаденья…»).

Поздняя лирика Б. Пастернака добавляет к пониманию поэтического творчества важные моменты. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем, и если раньше поэзия определялась как губка, то теперь, не отменяя прошлого, господствует иной мотив:

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Поэзия в его понимании — непрестанный труд души, движение, в котором главное — не итоги, а открытия.

Совершая открытия, поэт делится ими с другими людьми, делает все возможное, напрягает все душевные силы, чтобы быть понятым.

И это для поэта гораздо важнее, чем слава и успех, потому что поэт прежде всего свидетельствует каждым своим произведением о величии жизни, о неизмеримой ценности человеческого существования.

Важно

Сила, чистота, непосредственность восприятия для Б. Пастернака — необходимое условие поэзии. Новаторство же совпало с поисками наибольшей естественности и достоверности изображения.

В статье о творчестве Ф. Шопена Б. Пастернак отмечал, что оно «насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурой, с которой он писал».

Эти слова в полной мере относятся к поэзии Б. Пастернака.

Источник: http://www.testsoch.info/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-b-pasternaka/

Тема поэзии в лирике Б. Л. Пастернака. – Сочинение

Работая над сочинением по лирике, помните, что свои рассуждения необходимо строить на материале не менее трёх стихотворений. Начните с мысли о том, что каждый поэт размышляет над вопросом, что такое поэзия, и пытается дать ответ на него.

К этой теме обращались А. С. Пушкин, А. А. Фет, А. А. Ахматова, В. В. Маяковский и др. Поэзия для Б. Л. Пастернака — это не нечто искусственное, выдуманное, противостоящее жизни, но это часть жизни.

Подберите три произведения, в которых бы шла речь о поэзии.

Например, в одном из ранних своих стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать…» Б. Л. Пастернак отождествляет раннюю весну, ливень и поэтическое вдохновение.

Акт творчества, рождение поэзии становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной. Поэт, творец стремится «перенестись туда, где ливень/ещё шумней чернил и слёз».

Согласно концепции Пастернака, вдохновение, творчество и сама поэзия не предполагают изоляцию от внешнего мира.

Продолжите свои рассуждения на материале второго произведения. Так, особое понимание поэзии сформулировано в стихотворении «Определение поэзии», в котором автор пытается дать философское определение творчества. Раскройте эту мысль с помощью примеров и комментариев к ним.

В пастернаковском стихотворении поэзия предстаёт как выражение всего сущего в его единстве и бесконечности. Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более ёмкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира.

Совет

В центре его поэтической вселенной прекрасно «уживаются» высокое и низкое: флейты, Фигаро, звезда и грядка, «купаленные доньи», доски.

Тема творчества развивается в стихотворении «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Пастернак говорит о том, что в поэзии должна звучать сама жизнь. Поэт стремится написать обо всём:

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

В стихотворении говорится о попытке не только отразить внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность, добраться «до оснований, до корней, до сердцевины». Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:

В стихи б я внёс дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Большая часть стихотворения посвящена сущности поэзии и её назначению — схватывать «нить событий», открывать новое в жизни. В финале поэзия сравнивается с музыкой Шопена:

Так некогда Шопен вложил Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.

Подводя итоги, отметьте, что согласно концепции Б. Л. Пастернака, подлинная поэзия заключена в самых обыденных вещах и мыслях. Она подобна природе, подобна человеческой жизни.

Источник: http://Sochineniye.ru/tema-poezii-v-lirike-b-l-pasternaka/

Конспект. Б.Пастернак. Краткие сведения.Тема поэта и поэзии в лирике

Б.Л.Пастернак. Краткие сведения о поэте. Тема поэта и поэзии в лирике Б.Пастернака. (анализ стихотворения « Февраль достать чернил и плакать»).

Цели:

1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака.

2. Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу “погружения” в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся.

3. Воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  выставка произведений Б. Л. Пастернака, презентация, аудиозапись стихотворения, видиоролик, приложение к уроку.

Читайте также:  Что приводит к измене?

Ход урока <\p>

I часть: ввод в тему

1.1. Здравствуйте, ребята! В начале урока я предлагаю вам прослушать стихотворение.

1.2. Звучит аудиозапись стихотворения Б.Пастернака «Гамлет…»

II часть: актуализация знаний учащихся

2.1.Вопросы после прочтения стихотворения

– Знакомо ли вам это стихотворение? <\p>

-Какие чувства оно в вас вызывает? <\p>

-Какое впечатление производит? <\p>

-Какие слова вам запомнились? <\p>

– В какое историческое время оно было написано?

– Как называется поэзия начала 20-го века?

III часть: Знакомство с новым материалом.

3.1. Объявление темы урока и задач

Слайд №1

Слайд №2

Оценивание ваших ответов на уроке:

-за активную работу ;

-за умение ставить вопросы;

-за умение анализировать текст;

– за умение выражать свои мысли и чувства;

-за умение составлять связный текст.

3.2. У вас на партах лежат листочки с приложением к уроку, отроем их на 2-ой странице. А теперь прослушаем внимательно биографию Б.Л.Пастернака и заполним хронологическую таблицу (Приложение №1).

– Звучит видиоролик

– А теперь проверим вашу память. После хронологической таблицы запишите два вопроса, связанные с жизнью и творчеством Б.Пастернака. зададим теперь эти вопросы друг другу, соблюдая хронологическую последовательность. Ответы должны быть развёрнутыми, связными, полными. (ученики задают друг другу вопросы).

– Итак, мы видим, что Б.Пастернак жил в сложный период развития нашей страны, когда изменения в политической и экономической сфере требовали определённых перемен и в литературе. Поэтому лирика начала 20-го века изобилует различными направлениями и разнообразием тем.

3.3. – Какие из направлений в литературе 20-го века вы уже знаете? ( символизм, футуризм, акмеизм).

– Перечислите тематическую направленность стихотворений ( тема Родины, природы, историческая тематика, философская лирика, тема поэта и поэзии).

– Вспомним , какая тема есть в лирике любого поэта, начиная от М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина……(тема поэта и поэзии).

– Откройте приложение №2. Здесь у вас даны цитаты из стихотворений разных поэтов, посвящённых теме поэта и поэзии. Прочитаем их и определим, кому они принадлежат.(М.Ломоносов, Г. Державин, А.Пушкин, М.Лермонтов).

– А теперь обратимся к лирике Б.Пастернака и посмотрим, как эта тема звучит у него. (Слайд №3). Прослушайте стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» (чтение учителя).

– В каких строчках, по вашему мнению, наиболее отчётливо прозвучала тема поэта и поэзии? Прочитайте их. (Приложение №4).

(Под ней проталины чернеют,И ветер криками изрыт,И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд).

– А теперь мы с вами посмотрим как эта тема развивается в стихотворении, какими образами пользуется автор для раскрытия внутреннего состояния лирического героя. Для начала поработаем над словами (Слайд №4)

– Перейдём к анализу стихотворения. Прочитаем первую строфу (Слайд №5).

Февраль. Достать чернил и плакать!Писать о феврале навзрыд,Пока грохочущая слякотьВесною черною горит.

– Какая картина предстаёт перед нами в первой строфе? ( конец февраля, наступает весна, она наполняет людей чувством радости полноты жизни, обновления, начала чего-то нового, половодьем чувств, которые нахлынули).

– Каким словом поэт передаёт сильные чувства лирического героя? (навзрыд).

Прочитаем вторую строфу

Достать пролетку. За шесть гривен,Чрез благовест, чрез клик колес,Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Как тема порыва чувств лирического героя передаётся во второй строфе? Какую часть речи использует автор для передачи движения? (Лирический герой не сидит на месте, он весь в движении. О нём рассказывают глаголы.

Обратим внимание, что они стоят в форме инфинитива, которая имеет оттенок побуждения к действию со стороны природы). <\p>

Лирический герой бросается навстречу природе, её стихии, его не останавливает даже Благовест.

Он мчится через него в неизведанную даль, тревожную, полную испытаний.

Прочитаем третью строфу

Где, как обугленные груши,С деревьев тысячи грачейСорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

– Куда же мчится герой? ( герой мчится навстречу весне, навстречу чему-то новому, неизведанному)

– Как вы понимаете строчки:

Обратите внимание

Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей? ( Поэт всегда рисует не просто картину, а состояние души. Состояние природы раскрывает состояние самого героя.

Образ «сухой грусти» , обрушившейся на «дно очей» предполагает рождение ассоциации с глазами влажными от слёз).

<\p>

– Какими средствами художественной выразительности пользуется автор в этой строфе?( эпитет – «грохочущая слякоть», сравнение – «грачи, как обугленные груши», метафора – 2сухую грусть на дно очей»).

– Мы видим, что герой переполнен эмоциями. Его эмоциональность автор подчёркивает, употребляя приём аллитерации ( повтор звука р : груши, деревьев, грачей, сорвутся, обрушат, грусть).

Звук р сближает голос природы с голосом лирического героя, рыдающего навзрыд. Звук л рядом с плачем звучит как благовест, клик колёс, ливень, шумней чернил, лужи.

Этот звук рождает чувства благости, умиротворения.

Прочитаем четвёртую строфу

Под ней проталины чернеют,И ветер криками изрыт,И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд

-Какая картина предстаёт перед нами в последней строфе?

( Весна вступает в свои права и чем больше чувств, переживаний испытывает поэт, тем вернее слагаются его стихи. Потому что только в творчестве поэт может выразить свои чувства. Для поэта в жизни всегда опорой будут стихи и в этом поможет ему природа, с которой он составляет неразрывное целое.)

– Такая противоречивость ( тревога, навзрыд – благость, умиротворение) была свойственна Б.Л.Пастернаку. Отсюда неслучайно в его творчестве приёма антитезы. Например, образ «сухой грусти», обрушившейся «на дно очей» в 3-ей строфе противопоставлен с «глазами влажными от слёз» в 1-ой строфе.

– Что в стихотворении становится средством сближения таких вещей как весна, грачи, проталины, чернила? ( Чёрный цвет.

Он у Б.Пастернака не лишён мрачности, он знаменует победу весны над зимой).

– Итак, творчество по Б.Пастернаку – это продолжение процессов, происходящих в природе через чувства поэта.

IV часть: Итоги урока <\p>

– А теперь ещё раз прочитаем стихотворение Б.Пастернака «Февраль. достать чернил и плакать» (читает ученик, выучивший предварительно стихотворение наизусть).

– Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть, подготовить его анализ.

РЕФЛЕКСИЯ

– Звучит аудиозапись стихотворения Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до сути»

– Что вы думаете о поэзии Б.Пастернака?

– Что вам понравилось в его стихотворениях?

Источник: https://infourok.ru/konspekt-bpasternak-kratkie-svedeniyatema-poeta-i-poezii-v-lirike-1337068.html

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака

Размышляя о природе поэтического творчества, Б. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться.

Они сочли, что оно может быть разложено на средства выразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней, а в наши дни оно познало пудру, уборную и показывается с эстрады”.

Тот же образ развертывается в одном из ранних стихотворений поэта: Поэзия! Греческой губкой в присосках Будь ты, и меж зелени клейкой Тебя б положил я на мокрую доску Зеленой садовой скамейки. Надо заметить, что в такой трактовке поэзии (прежде всего как органа обостренного восприятия мира) Б. Пастернак – полная противоположность В.

Маяковскому. Само стремление вбирать, впитывать краски природы В. Маяковскому чуждо, ведь в природе он видит лишь материал, нуждающийся в обработке (“Если Казбек помешает – срыть!”).

И поэзию В. Маяковский сравнивает с орудием, с оружием, с производством, начиная от бунтарского кастета и кончая штыком, заводом, добычей радия. Б. Пастернак же дает ей по преимуществу “природные” определения:

Это – круто налившийся свист, Это – щелканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок. В. Маяковский ставит поэта в один ряд с рабочим, инженером, политическим деятелем, тогда как Б. Пастернак обычно разграничивает, а иногда противопоставляет эти понятия. По глубокому убеждению Б. Пастернака, поэзия – прямое следствие жизни. Художник не выдумывает образы, а черпает их на улице, помогая творчеству природы, но никогда не подменяя его своим вмешательством. Бывало, снег несет вкрутую, Что только в голову придет. Я сумраком его грунтую Свой дом, и холст, и обиход. Зарождение искусства в недрах природы – излюбленная тема Б. Пастернака. Поэзию рождает сама жизнь, поэт же в лучшем случае – ее соучастник, которому остается только подсматривать и удивляться, собирая готовые рифмы в подставленную тетрадь. Отсюда такое распространение литературных терминов в пейзажах Б. Пастернака: Для этой книги на эпиграф Пустыни сипли… Зовите это как хотите, Но все кругом одевший лес Бежал, как повести развитъе, И сознавал свой интерес. В поздней лирике Б. Пастернака трактовка темы поэта и поэзии несколько видоизменяется. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим, Если раньше в его эстетических представлениях центральное место занимал образ “поэзия-губка”, то теперь, не отменяя первого, звучит другой мотив: Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Одновременно к концу жизни в творчестве поэта звучит в полную силу мысль о том, что его историческое предназначение выполнено. Отсюда необычайно светлая тональность его поздней лирики, несмотря на трагедийность отдельных стихотворений, и чувство доверия к будущему.

Читайте также:  Дружба в романе «герой нашего времени»

За полвека творчества в стихотворениях Б. Пастернака многое менялось, перестраивалось. Но ряду идей, принципов, пристрастий он оставался верен до конца. Одно из таких глубоких убеждений Б. Пастернака заключалось в том, что истинное искусство всегда больше самого себя, так как свидетельствует о величии жизни, о неизмеримой ценности человеческого существования.

(No Ratings Yet)
Loading…

Порабола вирш.

Ви зараз читаєте: Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака« Олесь Бердник – Подорож в антисвітКраткое содержание Остров доктора Моро – Уэллс Герберт Джордж »

Источник: https://ukr-lit.com/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-b-pasternaka/

Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака на Сёзнайке.ру

Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество.

Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии.

Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов.

Важно

Вступление Пастернака в литературу связано с его участием в литературных кружках, формировавшихся вокруг символистского издательства «Мусагет». Символистские концепции, символистская эстетика определили особенности раннего творчества Пастернака.

В 1913 году Пастернак примыкает к литературной группе «Лирика». В 1914 году «Лирика» издает первый сборник стихотворений Пастернака «Близнец в тучах». Налет символизма в этой книге был достаточно силен.

Стихотворения Пастернака той поры изобилуют метафорами, иносказаниями, ассоциативной образностью.

В «Лирике» происходит раскол, и Пастернак примыкает к футуристическому течению русской поэзии, он входит в группу «Центрифуга». В 1917 году Пастернак пишет статью для «Третьего сборника Центрифуги» «Владимир Маяковский. «Простое как мычание». Петроград 1916 г.».

В этой статье Пастернак выражает свою радость от существования талантливого поэта Маяковского и высказывает два требования, которые должны быть применимы к настоящему поэту и которым отвечает поэзия Маяковского. Во-первых, ясность творчества. Во-вторых, ответственность перед вечностью, которая является судьей настоящего поэта.

В своей статье Пастернак соизмеряет творчество с категориями вечности и бессмертия. Так Пастернак понимает роль поэта, и такое отношение к поэту и поэзии пройдет через все его творчество.

С 1918 года происходит постепенное освобождение Пастернака от эстетических требований разных литературных течений.

В статье «Несколько положений» Пастернак заявляет о себе как о поэте самостоятельном, не связанном эстетическими требованиями различных литературных деклараций.

Совет

Теперь Пастернак в своих стихах стремится к простоте, естественность становится для него важнейшим признаком настоящего искусства.

В 1922 году вышел следующий сборник Пастернака «Сестра моя — жизнь». Тема поэта и поэзии звучит в этом сборнике в цикле «Занятие философией». Пастернак пытается дать философское определение творчества в стихотворениях «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». Творчество по своей сути для Пастернака космично, оно генетически связано со вселенной.

Наиболее сложно тема творчества звучит в романе Пастернака «Доктор Живаго» и в последнем поэтическом сборнике поэта «Когда разгуляется». Герой «Доктора Живаго» Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире.

Живаго — творческая натура; в одном из писем Пастернак признавался: «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрий Живаго умирает в 1923 году, среди его бумаг обнаруживаются сочиненные им когда-то стихи, которые и составляют последнюю главу романа.

Эти стихи выражают основную идею Пастернака о вечности поэзии, о бессмертии поэта.

Пастернак — христианский, православный поэт. Творчество для него — это Божий дар, как и сама жизнь.

От православной религии Пастернак берет идею полного принятия жизни во всех ее проявлениях, а также идею абсолютной свободы творчества. Пастернак понимает, что только вера дает раскрытие всех творческих способностей.

Особенно сильно эта идея выражается в поздней лирике Пастернака, льющейся как бы лестницей, по которой поэт приближается к Богу.

Обратите внимание

В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется» тема творчества звучит в стихотворениях «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь» и др. Проанализируем три эти стихотворения.

В стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» Пастернак говорит о том, что в творчестве поэта должна звучать сама жизнь. Поэт хочет написать обо всем:

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Но прежде чем воспроизводить жизнь в стихах, ему надо понять суть всех явлений, которые происходят в жизни:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, — это Божий дар. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» можно назвать поэтическим манифестом Пастернака. В нем Пастернак пишет о том, каким должен быть поэт.

Истинному поэту не надо быть знаменитым, «не надо заводить архива, над рукописями трястись.», ему должны быть чужды шумиха, успех и самозванство.

Пастернак определяет цель поэзии: «цель творчества — самоотдача», а также основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, это ясность и конкретность (в поэзии не должно быть «пробелов», белых пятен, то есть непонятностей).

Читайте также:  Натурализм на примере «пышки» ги де мопассана

Во-вторых, поэт должен быть самобытным, а его творчество индивидуальным, и, в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, то есть любить жизнь, быть близким к ее проблемам:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Важно

И тогда поэт станет способным «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Свое понимание творчества Пастернак выражает в стихотворении «Ночь». Герой стихотворения, летчик, отождествляется с поэтом. Летчик предстает в контексте всего мира.

Он летит над городами, казармами, кочегарками, вокзалами, поездами, а также Парижем, материками, афишами. Летчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса.

Так и художник находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он заложник вечности, времени:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Многочисленные повторы, анафоры, трехстопный ямб, обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем, не отрекаться от жизни.

Таким образом, пройдя через увлечение символизмом и футуризмом, освободившись от давления формы над содержанием, Пастернак приходит к действительной ясности, содержательности стихов.

В течение всей своей жизни Пастернак пытается определить цель искусства, поэзии, назначения поэта; особенно четко, ясно, конкретно это сформулировано в его поздней лирике. Тема поэта и поэзии имеет философское решение в творчестве Пастернака.

Она тесно связана с религиозными убеждениями поэта: творчество воспринимается Пастернаком как ценный Божий дар.

Что же касается «Гамлета», то судьба Гамлета связывается и с судьбой Христа, и с миссией поэта, творца, избранника.

Совет

Гамлет отказывается от себя, от своего права выбора, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет «замысел упрямый» Господа. Он одинок и трагичен в своем подвижничестве.

«Я один, все тонет в фарисействе» — определение положения подвижника, поэта в современном ему мире.

Тема «Гамлета» соотносится с темой стихотворения «Рассвет». Лирический герой берет на себя бремя людских забот. Слияние судьбы лирического героя с судьбой народа — завет свыше. Погружение в повседневность, в жизнь смертных становится не только заветом, но и необходимостью и неизбежностью.

Сроднение поэта с «толпой» — тема, отражающая понимание Борисом Пастернаком сути творчества. Поэзия, по словам Пастернака, как и душа поэта, — губка, впитывающая не только тайны мироздания, но и мелочи жизни.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8487-tema-tvorchestva-v-poezii-borisa-pasternaka

Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки

У каждого поэта есть сфера ему особо близкая, где он осознает себя творчески наиболее свободным и полноценным. Поиск прямого контакта с социальной современностью открыто закреплен в тематике и проблематике лирики Бориса Пастернака позднего периода.

Поэт исходит из очевидных, наличных ценностей жизни, которые могут показаться кому-то малозначительными, но которые тем не менее оправдывают и укрепляют все бытие. Именно с ними особенно тесно связана центральная тема двух последних циклов Пастернака — «Стихотворений Юрия Живаго» и «Когда разгуляется» — тема призвания.

Звуча как творческий самоотчет, она одновременно много шире, так как концентрирует весь комплекс философских, религиозных, этических представлений поэта, его взгляд на собственную судьбу и пути мировой культуры, с пристальным вниманием к «вековым прототипам», непреходящим и обретающим насущный смысл.

Еще в «Охранной грамоте» поэт высказывал догадку о том, что только поэзия может послужить средством постижения сути мира. Поэзия адекватна природе, созвучна ей. Вот почему лирический герой стихотворения «Во всем мне хочется дойти…» стремится разбить стихи, словно сад, внести в них «дыханье роз, / Дыханье мяты, / Луга, осоку, сенокос, / Грозы раскаты».

Среди перечисленных Пастернаком понятий и явлений нет умозрительных, рациональных. Его лирический герой воспринимает мир просто и естественно. Истина жизни является основным материалом для творчества. А поэзия становится незаменимой помощницей в познании «сущности протекших дней», «свойств страсти», «сердечной смуты».

Неслучайно при необходимости дать «определение поэзии» в одноименном стихотворении поэт единым взглядом, и слухом, и осязанием — невыборочно, подряд — охватывает окружающее:

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

«Цель творчества — самоотдача», — провозгласил Борис Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…», противопоставив истинную поэзию окололитературной суете. Стихотворцу, по мнению Пастернака, не пристало стремиться к известности и общественному признанию, для его таланта губительны успех и шумиха.

Поэт постулирует свой основной жизненный принцип — творчество ради самого творчества. Коль скоро поэзия обернулась столь счастливо найденным средством познания мира, способом проникновения в самую сущность окружающей жизни, она просто по определению не может быть нацелена на снискание славы и признания.

Обратите внимание

Поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся пространств. В ней «пахнет сырой резедой горизонт», открыты окна и двери, в ней всегда есть даль, которая зовет своего читателя в просторы безбрежные, мировые, первозданные.

И в этом — сущностная цель лирики поэта, всегда так неудержимо стремившегося найти отклик на свои стихи в душах человеческих.

Он всегда оставался верен созданному им единственному в своем роде образу поэзии, сводимому к идее того, что искусство есть орган восприятия, и одновременно вскрывающему глубокие и стихийные жизненные основания, на которых идея вырастала и осознавала себя. Широчайшим полем ее творческого осуществления стала поэзия Пастернака во всем объеме. Образ поэзии предстает у Пастернака в разнообразии конкретных образных воплощений, ориентированных на обиходную «прозу» жизни и, конечно, на природу:

Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму,

Во здравие жадной бумаги.

В стихотворении «Весна» все та же идея вдохновенно вылилась в мгновенную образную формулу, занявшую достойное место среди самых устойчивых «определений поэзии», данных Пастернаком.

Строфа эта, кроме того, является наглядной иллюстрацией к творческим устремлениям поэта, стремившегося объять ни много ни мало — целый мир, не упустив при этом ни одной самой мельчайшей детали. И настоящее желание — не просто прихоть стихотворца.

Поэт остро чувствовал свою ответственность перед современниками:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник

У времени в плену.

Строки стихотворения «Ночь» — своеобразный призыв Пастернака, обращенный в первую очередь к самому себе. Стихотворение разворачивается как пейзаж, равно космический и очеловеченный. Такова поэтическая вселенная Пастернака, не знающая границ времени и пространства.

Для Пастернака существенна проводимая в стихотворении параллель между летчиком и поэтом: «Не спи, борись с дремотой, / Как летчик, как звезда».
Творчество было смыслом жизни поэта, не писать он попросту не мог.

Важно

Даже в трудные годы гонений со стороны правительственной верхушки Пастернак не отрекся от своих жизненных и профессиональных принципов.

В стихотворении «Гамлет», вошедшем в цикл «Стихотворения Юрия Живаго», мы видим несколько иного Пастернака — усталого, измученного, оказавшегося в конфликтных отношениях со всей современной ему эпохой, утомленного бесконечной полемикой с органами цензуры. И все же не сломленного жестокими житейскими обстоятельствами, по-прежнему верного своим убеждениям и готового продолжать свой поэтический путь.

Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”

Источник: http://shpargalkino.com/obraz-poeta-v-lirike-b-l-pasternaka/

Ссылка на основную публикацию