какие проблемы в романе “Война и мир”
Толстого.
Проблема поиска смысла жизни. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог утрата смысла жизни.
Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев) , Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.<\p>
Одна из философских проблем романа это вопрос о свободе и необходимости.
По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход.
Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами.
Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость.
Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.
Проблема великого человека
В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру.
Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.
Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.
Народный характер войны показан Толстым различными способами.
Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.
Проблема истинного и ложного патриотизма.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми.
Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.
Источник: https://info-4all.ru/drugoe/kakie-problemi-v-romane-vojna-i-mir/
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (План-сочинение)
Мысль семейная в романе. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» определяет широту и разнообразие тематики произведения, на фоне которой одной из центральных становится тема семьи, т. к. именно она, по мысли писателя, является основой основ. Подробно изучает автор романа «анатомию» трех семей: Болконских, Ростовых и Курагиных.
Семья Болконских. Л. Н. Толстой представляет в романе три поколения семьи Болконских. Главой семьи является старый князь Николай Андреевич Болконский, которого беспрекословно слушаются и сын Андрей, и дочь Марья. Долг, честь, благородство, патриотизм — это принципы, по которым живут Болконские.
Эти черты характера сумел воспитать в своих детях Николай Андреевич. Показательна сцена прощания отца и сына перед его отъездом в армию: «Целуй сюда… спасибо, спасибо! За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься Служба прежде всего».
В семье Болконских ценятся ум и деятельность — качества, не очень востребованные в высшем свете, но этот факт совершенно не заботит старого князя, каждый день занимающегося с дочерью геометрией.
За внешней холодностью и даже суровостью скрывается отцовская любовь и забота о будущем Марьи: «Нельзя, княжна, нельзя… математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится — слюбится».
Сын Андрея — Николенька — в эпилоге еще маленький мальчик, но уже в нем видна та же работа души и ума, которая отличает всех Болконских.
Семья Ростовых. Это семейство предстает на страницах романа после рафинированного салона А. П. Шерер и кардинально отличается от «приличьем стянутых масок» светских львов и львиц. В доме Ростовых царит простота и естественность. Атмосфера взаимопонимания, уважения и радушия — вот воздух, которым дышат и Наташа, и Николай, и маленький Петя.
Чувства доминируют в этой семье, и постижение сути «народного» духа является интуитив ным проникновением. Эта открытость, «ум сердца», широта души предстают в эмоциональной русской пляске Наташи. Все члены семьи Ростовых очень близки друг с другом (несколько не вписывается только старшая сестра Вера).
Для дома Ростовых истинный патриотизм также естественен, как и для семьи Болконских. Неразрывная связь с народом проявляется в решении отдать подводы раненым и оставить свои вещи, когда оставаться в Москве было просто невозможно. Семья считает это решение единственно возможным. Материал с сайта //iEssay.ru<\p>
Семья Курагиных. Л. Н.
Толстой стремится представить в романс реалистичную картину, а потому показывает и иной тип семейных взаимоотношений, где царят холодный расчет, ложь и раздор. Сплетни и интриги — это мир князя Василия Курагина, в который он органично вводит и своих детей — Анатоля и Элен.
За мнимым блеском и роскошью скрывается алчность, эгоизм и способность ради достижения своих целей пойти на преступление. Семья Курагиных — это «светская чернь».
Семья, по Л. Н. Толстому, становится достойной наградой для его любимых героев. Эпилог романа — это гимн духовным и нравственным основам семьи. Здесь две счастливые семьи — Пьера и Наташи и Николая и Марьи — как бы объединяют в себе «ум сердца» Ростовых и «ум ума» Болконских. Материнство становится высшим призванием женщины.
На этой странице материал по темам:
- сочинение по плану война и мир
- что отличало семью Болконских от высшего света
- план сочинений по роману война и мир
- Сочинение на тему семья в романе война и мир
- план сочинения по войне и миру
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/sochineniya/vojna-i-mir/tema-semi-v-romane-l.-n.-tolstogo-vojna-i-mir-plan-sochinenie
Проблема значимости романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого “Война и мир” для русского читателя. (по П. Вайлю и А. Генису)
В тексте по П. Вайлю и А. Генису затронута проблема
значимости романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого “Война и мир” для русского
читателя.
Авторы подчеркивают важность литературы для русского
читателя. Они обращают внимание на то, что русские писатели 19 века в своих
произведениях поднимали многие социальные, нравственные, философские проблемы.
Литературоведы подтверждают свою мысль, приводя в пример, роман Л. Н. Толстого
“Война и мир”, главной проблемой которого является борьба русского народа с
французскими захватчиками.
Но в нем также поднимается много глобальных проблем.
Автор убежден, что
художественный талант позволил Л. Н. Толстому поднять в романе-эпопее “Война и
мир” глобальные философские и нравственные проблемы. Любимые герои писателя
ищут ответы на вопросы, волнующие и сегодняшнего читателя.
Я разделяю точку зрения критиков. Действительно, Толстой
в своем романе поднимает проблемы, которые актуальные и в наши дни.
Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал:
«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.
Она
делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и
понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие
эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.
Одним словом,
делает вас мудрыми». Лихачев показал насколько важна литература для читателя.
Как писал А. М. Горький: “Наша литература – наша
гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся философия, в ней
запечатлены великие порывы духа…” Максим Горький восхваляет русскую литературу,
он подчеркивает ее важность.
Таким образом, в
русской классике 19 века затронуто множество глобальных проблем, которые
остаются актуальными до сих пор.
(1)Так
сложилось, что для России литература — точка отсчёта, символ веры,
идеологический и нравственный фундамент, а писатели и поэты — властители дум,
идейные вожди, носители абсолютной истины, кумиры и идолы. (2)«Поэт в России
больше, чем поэт» — эти слова Евтушенко определяют место литературы в жизни
русского общества.
(3)«Больные вопросы», «проклятые вопросы», «великие вопросы»
— так характеризовались на протяжении всего 19 в. те социальные, философские,
нравственные проблемы, которые поднимались в произведениях Пушкина, Лермонтова,
Гоголя, Салтыкова- Щедрина, Толстого, Достоевского, Чехова.
(4)Эти вопросы
звучали в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени», в «Обломове» и «Грозе», в
«Преступлении и наказании» и «Кому на Руси жить хорошо?».
(5)Каких бы сторон жизни ни касались мастера слова, со страниц
их творений всегда слышалось: «кто виноват?», «что делать?». (6)Эти вопросы
звучали и в прозе, и в драматургии, и в поэзии.
(7)Писатели по-разному
интерпретировали историю, политику, религию, национальный характер, но
пропущенные через живую душу живого творца, который был зеркалом жизни, эти
явления становились близкими и понятными гражданам своей страны.
(8)Русская литература золотого 19 века стала неразрывным
единством, некой типологической общностью, перед которой отступают различия
между отдельными писателями.
(9)Они старались понять, как же нужно жить, чтобы
«не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? (10)В чём смысл и цель
жизни? (11)Свободен ли человек в выборе жизненного пути? (12)Несёт ли человек
ответственность за то, что совершается в окружающем мире? (13)Все эти вопросы
чрезвычайно сложны, и писатели мучительно искали на них ответа, поскольку
русская литература была литературой любви, делания и служения.
(14)По-моему, все наиболее мучительные вопросы, тревожившие
литературу 19 в., нашли отражение в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
(15)Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать
жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой — Россия.
(16)«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и
бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.
(17)А спокойствие — душевная подлость», —таково его жизненное
кредо.
(18)Неслучайно писатель всю жизнь повторял одну и ту же молитву:
(19)«Господи! (20)Научи меня жить!» (21)Неслучайно его
произведения стали Библией для целого поколения. (22)Неслучайно критик П. В.
Аненнков отмечал, что «редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли
и поступка, как граф Л. Н. Толстой».
(23)Главной темой романа «Война и мир» является героическая
борьба русского народа с французскими захватчиками. (24)Но наряду с главной
темой, Лев Николаевич поставил много глобальных философских и нравственных
проблем.
(25)Одной из таких проблем является поиск смысла жизни и её цели.
(26)И мысль Толстого-философа во много определила мысль Толсто го-художника.
(27)«Люди, как реки…
» — говорил он, подчёркивая этим сравнением необъятность,
сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней
жизни, поскольку писателя прежде всего интересует путь духовного развития
человека, путь, ведущий к нравственному идеалу.
(28)Духовная красота любимых
героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и
чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы
народа.
(29)Любимые герои Толстого ищут ответа на вопрос, волновавший
лучших людей России в то время: что делать? (30)К какому практическому делу,
большому, нужному, приложить свои силы? (31)Чему посвятить жизнь? (32)Особенно
ярко эти поиски можно проследить на примере нравственных исканий Андрея
Болконского и Пьера Безухова.
(33)Конечно, герои Толстого не пророки и не мессии. (34)Но они,
как и герои других авторов (Чацкий, Татьяна Ларина, Базаров, Рахметов),
помогают нам, читателям 21 века.
(35)Почему? (36)Может быть, они отвечают на
вопросы, волнующие и нас? (37)Может быть, русская литература и есть русская
национальная идея? (38)А утрата литературы — это угроза национальной безопасности,
утрачивая литературу и язык, мы утрачиваем страну? (39)Как же нужно жить, чтобы
«не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? (40)Просто и ясно.
(41)Честно. (42)Не боясь высоких слов, если они связаны со служением Отечеству,
Истине, Семье, Любимым.
(По П. Вайлю и А. Генису*)
*Пётр Вайль — блестящий эссеист, путешественник и гурман, автор
«Гения места» и «Карты родины», соавтор «Русской кухни в изгнании», «Родной
речи» и других книг.
Александр Генис — русский писатель, эссеист, литературовед,
критик, радио ведущий.
Источник: https://easy-ege.blogspot.com/p/blog-page_74.html
Патриотическая тема в романе Л. Толстого «Война и мир»
«Война и мир» — заглавие вечной книги, великого романа-эпопеи Л. Н. Толстого. Война… Это слово ужасает любого человека, потому что война — «страшное дело». Участие в этом деле может быть чудовищным преступлением, а может быть вынужденной самозащитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным.
Во время войны 1812 года, описанию которой посвящены многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независимо от сословной принадлежности, пола, возраста, потому что Россия оказалась в смертельной опасности.
Все были охвачены единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и высокопарных лозунгах, а в поистине героических поступках, каждый из которых по-своему приближал победу.
Это нравственное чувство, безусловно, давно жило в душе каждого русского человека, таилось где-то в глубине его души, но настал момент — тяжелая для родины пора — и оно вырвалось наружу, достигло наивысшего своего проявления. Русский народ благодаря ему предстал в войне 1812 года настоящим героем-богатырем.
«Когда «силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»»,— отмечает исследователь К. Лому-нов,— наш народ поднялся на священную освободительную войну». Сам Толстой говорил, что «цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия». Эта цель была ясна всем: от полководца до простого солдата, крестьянина, партизана.
Осознавая весь ужас положения, в котором оказалась родина, люди шли на смерть, проявляли истинный героизм, до конца выполняли свой долг. Именно в России Наполеон столкнулся с необыкновенной духовной стойкостью, мужеством, непоколебимостью и любовью к отечеству.
Рисуя эпизоды различных сражений, Толстой показывает, что не численное превосходство, не военное мастерство и стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление воюющих влияет на ход боя, обеспечивая победу.
Воодушевившись сам, заражает этим чувством своих подчиненных Тимохин, человек, которого никто не считает героем и который сам абсолютно не думает о собственном героизме. «Что себя жалеть теперь!» — восклицает он.
Мужественно сражается и решает исход сражения и Тушин со своей батареей, про которую все забыли. Он не говорит громких слов, он молча делает великое дело. Тушин показал себя настоящим храбрецом. Внешне этот человек ничем не примечателен, но сила духа его и внутренний стержень очевидны.
Центральная, вершинная часть романа — Бородинская битва. Именно здесь с наибольшей силой и яркостью проявились народный патриотизм и героизм, потому что именно здесь каждый осознал и понял весь смысл и все значение этой войны как священной, освободительной войны.
У русских участников Бородино не было сомнения в исходе сражения. Для каждого из них он мог быть только один: победа любой ценой. Русский народ вел бой за свою землю, за родину. Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба отечества. «…
Считаю,— говорит Андрей Болконский,— что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нем,— он указал на Тимохина,— в каждом солдате».
Воины надевали перед сражением чистое белье торжественно, как к важнейшему в жизни делу, готовясь к исполнению своего долга — умереть, но не допустить победы врага.
Внутренний огонь все сильнее разгорался во всех, кто сражался: в людях батареи Раевского, в Пьере Безухове, Андрее Болконском, героически пожертвовавшем собой, и в других. Благодаря этому огню, русская армия одержала величайшую победу над своими противниками.
В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине «народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу. Эта война велась без знания правил военного искусства. Восхищают своим подвигом партизанские отряды Денисова и Долохова, которые благословляет сам Кутузов.
Удивляет старостиха Василиса, «побившая сотни французов», и безымянный дьячок, «взявший в месяц несколько сот пленных». Партизанские отряды, вооруженные всего лишь топорами и вилами, по частям уничтожали великую наполеоновскую армию.
Эти отряды были хорошим подспорьем в делах действующей армии. Их сила состояла в ярости, во внезапности, в непредсказуемости, с которой они нападали на врага, и в неуловимости.
Наполеон «не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам…».
Л. Н. Толстой, рисуя образы партизан и солдат таких, например, как Тихон Щербатый и Платон Каратаев, сосредоточил в них основные качества русского народа. Щербатый — яркий образ народного мстителя. Он активен, бесстрашен, жесток.
Он оказался «самым нужным человеком» в отряде Денисова. В нем сочетаются находчивость и удаль русского крестьянства.
Тихон, так же как и многие другие, восстает против врага не потому, что его кто-то принуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.
Переполнено патриотизмом и сердце Платона Каратаева, хотя в романе он противопоставлен Щербатому. «…Червь капусту гложет,— замечает Платон,— а сам прежде того пропадает».
«Москва, она всем городам мать»,— также справедливо говорит Каратаев. Он олицетворяет собой мудрость, долготерпение и доброту русского человека.
Попав в плен и познакомившись там с Пьером Безуховым, Каратаев учит его терпеливости и всепрощению.
Общенародное единство выразилось и в отношении к собственному имуществу, тому, что наживалось многолетним трудом, было по-настоящему дорого, в умении пожертвовать им.
Смоленский купец Ферапонтов, проникшись стихийным патриотическим чувством, призывает солдат грабить его же лавку, хотя поначалу в его душе заговорил хозяин. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» — все-таки прокричал он, и в итоге сам поджег свой двор.
Семья Ростовых по настоянию Наташи, которой владело гуманное и патриотическое чувство, оставляет в Москве все имущество и отдает подводы раненым.
Смоленские сцены романа, по словам К. Ломунова, замечательны тем, что «в них наглядно показано, как в русском народе родились чувства оскорбления и негодования, вызванные вражескими действиями, перешедшие вскоре в прямую ненависть к захватчикам».
Народному патриотизму писатель противопоставил лжепатриотизм отдельных представителей светской знати, проявившийся только лишь в высокопарных фразах о любви к родине и ничтожных деяниях.
К таким персонажам относятся князь Василий Курагин и его дети Ипполит, Элен, Анатоль; гости салона Анны Павловны Шерер; Борис Друбецкой, главная цель которого не постоять за родную землю, а сделать собственную карьеру; Долохов, ищущий наград и чинов; Жюли Курагина, введшая штраф за разговор на французском языке; Берг, старающийся извлечь из войны как можно больше выгод для себя. К счастью, подобных им все же было немного.
Толстой рисует величие подвига русского народа и вместе с тем бичует войну, приносящую тяготы, бедствия, муки. Многие разорены. В огне пожарищ гибнут города и села. Русская армия терпит огромные потери.
Но все это писатель называет «страшной необходимостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя освобождения родной земли.
Он вкладывает в уста Кутузова справедливые, замечательные слова о русском народе: «Чудесный, бесподобный народ!»
Источник: https://5litra.ru/soch/163-patrioticheskaya-tema-v-romane-l-tolstogo-voyna-i-mir.html
Нравственная проблематика романа л.Н.Толстого «Война и мир» «Настоящая жизнь»
Роман
Л.Н.Толстого «Война и мир» можно сравнить
с огромной Вселенной, океаном, вобравшим
все оттенки человеческих судеб, чувств,
размышлений. Это роман-эпопея, который
охватывает жизнь человека во всех ее
проявлениях.
Реальные исторические
события (Шенграбен, Аустерлиц, Тильзитский
мир, Бородино) определяют эпический
размах изображенной Толстым жизни,
однако ее глубинный смысл открывается
лишь при обращении к частным судьбам
конкретных героев, ведь людей во все
времена волновали их счастье, здоровье,
любовь, дружба, ненависть, рождение
детей, смерть близких.
Все идет своим
чередом и не зависит от политической
близости или вражды Наполеона и
Александра. Эту-то жизнь Толстой и
называет «настоящей».Толстой
показал, что историческая жизнь – лишь
часть того огромного материка, который
называется человеческой жизнью.
«Настоящей» жизнью для автора является
естественное течение человеческой
частной жизни, которая шире и богаче
жизни исторической («Жизнь между тем,
настоящая
жизнь людей
с своими существенными интересами
здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими
интересами мысли, науки, поэзии, музыки,
любви, дружбы, ненависти, страстей шла,
как и всегда, независимо и вне политической
близости или вражды с Наполеоном
Бонапарте…»). Основами этой «настоящей
жизни» как раз и становятся те вечные,
общечеловеческие нравственные ценности,
которые делают эту жизнь одухотворенной
и осмысленной: семья и любовь, духовный
поиск и естественность, истинная любовь
к Отечеству и «простота, добро, правда».
Роман «Война и
мир» выявляет систему нравственных
ценностей Толстого, основные нравственные
идеалы автора: естественность как
синоним нравственности, истинный патриотизм, «народное чувство»,
способность к духовному преображению,
стремление к духовному совершенству
как основа человеческой жизни.
Путь исканий Андрея Болконского: проблемы чести, нравственного выбора, истинной любви и патриотизма
Исторический
комментарий. Тулон – город на юге
Франции. В 1793 году приверженцы королевской
власти изгнали представителей
революционной власти и вели осаду в
Тулоне. Наполеон участвовал в осаде
Тулона, шел впереди штурмующей колонны,
был ранен.
Тулон сдался. Это было первое
выигранное Наполеоном сражение, обычный
офицер впервые обратил на себя внимание,
о нем впервые узнали в Париже. Бонапарт
получил чин бригадного генерала, началось
его стремительное восхождение к
императорству.
Наполеону было тогда 24
года.
Духовная
жизнь человека, по Толстому, сложный,
многогранный процесс. Душа любимых
героев Толстого стремится к движению,
преображению – и эта способность
человека является нравственным идеалом
автора. Пьер Безухов и Андрей Болконский
проходят на страницах романа сложный
путь духовных исканий.
<\p>
Впервые
мы встречаем князя Андрея в салоне Анны
Павловны Шерер.
Он холоден, немногословен,
гримаса презрения всякий раз готова
исказить его красивое лицо; чувствуется,
что его тяготит всё, что его окружает:
«Эта жизнь, которую я веду здесь – не
по мне!» – скажет князь Андрей Пьеру об
угнетающей его порочности светской
жизни, объясняя причину своего решения
пойти на войну.
Князь Андрей не хочет
допустить, чтобы случайности жизненного
потока распоряжались его судьбой: не
он будет соответствовать окружающей
жизни, а жизнь должна быть по нём. Он
верит в свое высокое предназначение,
верит в свою звезду, в свой Тулон.
Эта
вера связана с осознанием его «сил
великих», данных ему природой, и с
фамильной «болконской» гордостью. Князь
Андрей считает, что вправе добиться
славы, и поэтому он идет на войну, оставляя
свою жену, в тревоге и замирании ждущую
появления их ребенка.
У Болконского
свое понимание славы: «Слава – та же
любовь к людям, желание сделать для них
что-нибудь, желание их похвалы», «слава
– та же любовь людская». Понимание славы
тесно связано в сознании Болконского
с пониманием героической личности;
Наполеон для князя Андрея – прежде
всего герой, а герой, чтобы быть таковым,
должен стремиться к славе. В мечтах
князя Андрея армия попадает в безвыходное
положение – и он один спасает ее и
выигрывает сражение.
Впервые
несовпадение желаемого и настоящего
открылось князю Андрею во время
Шенграбенского сражения, успех которого
во многом зависел от действия батареи
капитана Тушина.
Этот маленький капитан,
на вид такой невоенный, даже смешной,
оказался настоящим героем, никому,
однако, кроме Болконского, неизвестным
и даже чуть не наказанным после сражения.
Вместо желаемого Тулона – урок героизма,
который получен от невзрачного капитана,
робеющего перед начальством.
Жизнь
предстала князю Андрею в несовпадении
видимого и настоящего: «Всё это было
так странно, так непохоже на то, чего он
надеялся».<\p>
Во
время аустерлицкого сражения, казалось
бы, наступил момент славы: князь Андрей
поднимает знамя и увлекает за собой
солдат.
Однако в самый момент этого
несомненного подвига к Болконскому не
приходит высокое состояние духа, которое
бы отвечало этой минуте; вместо этого
что-то случайное, второстепенное,
бессмысленное бросается в глаза.
Героическая минута оказалась наполненной
той самой мелочной суетой, которая
всегда была оскорбительна для князя
Андрея в жизни.
Наполеон, представший
ему на фоне огромного, бесконечного
неба, кажется ему не героем, а маленьким
человечком с его «мелким тщеславием».
В этот момент действительно ценным для
князя Андрея становится это огромное
небо Аустерлица. Небо навсегда останется
с князем Андреем как символ величия,
идеальности, но и отрешенности, холодности.
Небо – это совершенство, которое князь
Андрей искал и не находил на земле.
Навсегда непереходим для князя Андрея разрыв между идеальным совершенством
«неба» и реальной жизнью «земли», земной
реальности отношения людей. Разрыв
между высоким и обыденным, земным –
трагическая тема образа князя Андрея.
Многое
переоценивает князь Андрей после войны
1805-1807 годов: ничтожность «идеи Тулона»
перечеркнула прежнюю систему ценностей,
обратила князя Андрея в тихое течение
обычной земной жизни. Однако ему не
будет дано мирное семейное счастье,
которое так высоко ценимо автором,
которое естественно и привычно для
Ростовых.
Почти на глазах Болконского
умирает от родов жена Лиза; он ею
пренебрегал когда-то, презирая в ней
светскую пустоту, но он слишком многим
пренебрегал когда-то и был высокомерен
к обычным, невыдающимся людям.
Позже
князь Андрей скажет Пьеру, что он был
виновен перед женой и надеялся оправдаться,
однако жизнь не дает князю Андрею
возможность оправдания.
Он живет в своем
имении Богучарово тихой домашней жизнью:
когда крестят ребенка, он замирает от
страха, как бы не утопили; сидя на
маленьком детском стульчике, дрожащими
руками капает из склянки лекарство во
время болезни сына.
Есть новая человечность
в этом «опрощенном» князе Андрее, занятом
будничными заботами, узнавшем прозу
самых обычных чувств, но есть и другое
– безрадостность этого опрощения.
Простая жизнь не просто дается князю
Андрею, тайная её глубина и значительность
для него не открыта.
Словно какая-то
пелена заслонила от Болконского светлую,
ясную сторону жизни, и он погружается
в томительное, безрадостное существование,
в котором нет весны и молодости, не
случайно слово «молодые» становится
для князя Андрея синонимом слова
«другие»: «Пускай другие, молодые вновь
поддаются на этот обман…» Это одна из
самых драматичных полос жизни Болконского,
когда он готов отречься не только от
молодости и счастья, но и от самого
будущего: «Наша жизнь кончена!», «Он
должен доживать свою жизнь».
Внутреннее
возрождение князя Андрея началось со
времени встречи с Пьером в Богучарово.
Впервые после возвращения и переосмысления
жизни князь Андрей получает возможность
высказаться и быть понятым.
Мысли,
которые он высказывает, трагичны: жить
возможно только для себя (родные – это
тоже «я»), взаимопонимание между людьми
невозможно, потому что у каждого своё
понимание добра и зла, справедливости
и несправедливости, у каждого своя
личная правда, общей правды нет и быть
не может.
И опять во всей своей страшной
простоте встаёт вопрос: зачем? Зачем
жить, в чём смысл жизни? Без решения этих
вопросов ни Пьер, ни Андрей не могут
жить. Однако происходит странное: чем
более говорил князь Андрей, чем мрачнее
были его слова, тем «взгляд его оживлялся
больше».
Князь Андрей оживает именно
потому, что между людьми есть отвергаемая
им духовная связь и жить возможно не
только для себя. «Свидание с Пьером было
для князя Андрея эпохой, с которой
началась хотя во внешности и та же самая,
но во внутреннем мире его новая жизнь».
По
Толстому, жизнь оказывается богаче,
мудрее любого нашего о ней предположения.
Разве мог князь Андрей предполагать,
отправляясь по опекунским делам в
отрадненское имение Ростовых, что там
его ожидает чудо, способное перевернуть
всю его жизнь? Антитеза помогает более
глубоко понять состояние героя: весенняя
природа, излучающая тепло и радость, и
состояние князя Андрея, которое давно
уже стало для него привычным, – состояние
долгой, нескончаемой тоски, ощущение
жизненной пустоты.<\p>
Чудо
явилось князю Андрею мгновенно – в
облике черноволосой тоненькой девушки,
в которой было столько радости жизни,
яркости и счастья (не случайно так
«многоцветно» описание Наташи: черный,
желтый, белый – и все это на фоне яркой
майской зелени). Ощущения Болконского
Толстой отражает в довольно парадоксальных
деталях: ему стало «отчего-то больно»,
«невольно с любопытством спрашивал
себя». Мир Наташи, в котором князь Андрей
увидел то, чего уже давно не было в его
жизни, прежде всего счастье, для героя
Толстого тайна, притягательная и
одновременно раздражающая, поскольку
уже не позволяет князю Андрею оставаться
в его безнадежной тоске. Мир Наташи
более явственно показывает, насколько
князь Андрей одинок: для него все еще
«молодые» – это «другие», все еще яркая
и светлая сторона жизни закрыта другой
– тусклой и безрадостной. Лексический
повтор слова «досадовал» подчеркивает,
что Болконский и не желает пока стать
частью этого яркого – но все же другого
мира («Он досадовал на этого глупого
старика…досадовал на себя за то, что
остался»).
Но
все же энергия жизни настолько сильна,
что властно втягивает Болконского в
свою орбиту, словно князь Андрей
распахивает окно не только в сад, но в
саму жизнь.
Магия отрадненской ночи
очаровывает его своей красотой:
«Серебристо-освещенные дерева, серебристые
листья и стебли, блестящая росой крыша,
ярко-белые стволы и сучья». Основным в
описании ночи становится мотив света
– свет струится отовсюду, выявляя
могучую силу красоты, объединяющей небо
и землю в единое целое.
Художественное
пространство становится в этом отрывке
беспредельным, постоянно расширяющимся,
охватывающим и каждый стебель серебристых
дерев, и блестящую крышу, и луну, и небо.
НЕБО! Вот что впервые после Аустерлица
вновь пришло к Болконскому: беззвездное
весеннее небо в Отрадном стало для князя
Андрея пробуждением от тяжкого сна
безверия и обреченности.
И впервые слово
«молодые» оказалось отнесенным не
только к Наташе, но и князю Андрею: «В
душе его вдруг поднялась такая неожиданная
путаница молодых мыслей и надежд,
противоречащих всей его жизни, что он,
чувствуя себя не в силах уяснить себе
свое состояние, тотчас же заснул». Одно
лишь прикосновение к миру Наташи стало
для князя Андрея новой эпохой жизни:
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один
год…надо, чтобы не для одного меня шла
моя жизнь, чтобы на всех она отражалась».
Эпизод
ночи в Отрадном композиционно обрамлен
двумя встречами князя Андрея со старым
дубом. Не случайно Толстой использует
прием олицетворения: словно не описание
природы, не пейзаж в обычном смысле
слова, сколько особая философия отношения
к жизни, отраженная в метафорическом
образе дуба.
Обломанная кора, «старые
болячки» этого «сердитого и презрительного
урода» говорят о недоверии к весне и
счастью, к обновлению самой жизни. Прием
антитезы позволяет нам более отчетливо,
явственно увидеть этого темного, старого,
мрачного великана среди «улыбающихся
берез». Все: не только весна, но любовь
и счастье – «глупый, бессмысленный
обман».
Градация позволяет нам более
ярко ощутить энергию презрения и
отрицания, исходящую от старого дуба:
«Нет ни весны, ни солнца, ни счастья».
Однако на обратном пути из Отрадного
князь Андрей с трудом разглядел среди
«шатра темной, сочной зелени» своего
старого знакомца: «Ни корявых пальцев,
ни болячек, ни старого горя и недоверия
– ничего не было видно».
«Весеннее
чувство радости и обновления» показывается
Толстым как всеобщий закон жизни, основа
которой – движение, изменение, преодоление
неверия и отчаяния.
Потрясенный,
князь Андрей понимает, что прикоснулся
к одной из величайших стихий мира –
стихии вечного движения и самообновления
жизни: «Все лучшие минуты вдруг в одно
и то же время вспомнились ему.
И Аустерлиц
с высоким небом, и мертвое укоризненное
лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка,
взволнованная красотою ночи, и эта ночь,
и луна – все это вдруг вспомнилось ему».
Все эти минуты объединяет одно – это
минуты открытий, прозрений, прикосновений
к вечным тайнам жизни и смерти.
Эпизод
ночи в Отрадном имеет огромное значение
для понимания концепции образов Андрея
Болконского и Наташи Ростовой, для
открытия авторской философии жизни как
вечного движения и естественного
обновления.<\p>
Встретившись
с Наташей в Отрадном, князь Андрей
окончательно решает: «Нет, жизнь не
кончена в тридцать один год.
Мало того,
что я знаю всё то, что есть во мне, надо,
чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка,
которая хотела улететь в небо, надо,
чтобы не для одного меня шла моя жизнь».
«Чтобы не для одного меня шла моя жизнь»
– постоянная тема князя Андрея. Именно
это побуждает его принять участие в
законодательной комиссии Сперанского.
Но одна встреча с Наташей на балу рушит
иллюзии князя Андрея в действительной
пользе этой комиссии. Князь Андрей вдруг
вспомнит своих богучаровских мужиков,
Дрона-старосту и поймёт, как далека была
его законодательная деятельность от
их реальной жизни. И всё это открыла для
князя Андрея не столько даже сама Наташа,
сколько её облик.
Всё, что казалось
«таинственно и привлекательно в
Сперанском, вдруг стало ясно и
непривлекательно».<\p>
Любовь
к Наташе – новый и наиболее счастливый
этап жизни князя Андрея.
«Я не жил прежде,
теперь только я живу», Для Наташи не
было мучительных вопросов о смысле
жизни, над разрешением которых бились
и Пьер, и Андрей, но самим своим
существованием, тем, что жила,
и тем, как
жила, Наташа уже отвечала на все эти
вопросы.
Князь Андрей «не думал о ней,
он только воображал её себе, и вследствие
этого вся жизнь его представлялась ему
в новом свете». В исканиях князя Андрея
и Пьера сам образ Наташи – это словно
особое средство, особенный способ
познания жизни. Любовь к Наташе наполнила
смыслом жизнь князя Андрея, придала ей
особую поэзию. Однако в том, что счастье
жизни с Наташей оказалось разрушенным,
есть доля вины и князя Андрея. Для Наташи
год ожидания оказался роковым, так как
она жила каждым мигом, каждой минутой,
чего не понял князь Андрей. Наташа
различала жизнь именно по минутам,
каждая из которых должна быть прожита
полноценно, максимально насыщенно,
потому что каждая невосполнима.
Разрыв
с Наташей возобновляет страдания князя
Андрея от «неидеальности» жизни, которые
он знал всегда. Он не может простить
Наташе её падения, он хотел видеть и
видел в ней идеал, но Наташа оказалась
реальной, земной – это для князя Андрея
трудно перенести.
Впечатление краха
соединяется у Болконского с начавшейся
войной, вторжением завоевателей, пожаром
Смоленска, разорением родового имения
Болконский Лысых Гор. Однако любимые
герои Толстого всегда умели забыть свои
личные боли и обиды перед лицом опасности,
грозящей России. Именно служение России
спасает князя Андрея.
«Служить в рядах»
– так решает Болконский.<\p>
Война
1812 года принесла князю Андрею еще одно
новое ощущение – счастье прощения,
отчего любовь к Наташе стала более
тёплой, глубокой. «Мужчина не должен и
не может забывать, прощать», «Я говорил,
что падшую женщину надо простить, но я
не говорил, что я могу простить.
Я не
могу», – считал прежде князь Андрей,
однако преодолевая надменность
непрощения, он тем самым продолжает
свой духовный путь.
Андрей Болконский
– образ трагический и потому, что его
жизненный путь обрывается на страницах
романа, и потому, что ему так и не удалось
преодолеть роковой разрыв между «небом»
и «землей», между идеальным и неидеальным.
«Он слишком хорош, он не может, не может
жить», – сказала Наташа княжне Марье.
Князь Андрей действительно «слишком
хорош», действительно «не может жить».
Неидеальная, мирская, земная любовь к
Наташе борется в князе Андрее с надмирной
любовью ко всем, а значит, ни к кому в
отдельности. И всегда бывшее символом
князя Андрея небо – далёкое, высокое,
совершенное, но леденящее – побеждает.
Однако
духовный след Андрея Болконского на
земле не прервался, не исчез: не случайно
роман заканчивается эпизодом с Николенькой
– сыном князя Андрея. Путь чести
Болконских продолжается: «А отец? Отец!
Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он
был доволен…»
Источник: https://StudFiles.net/preview/3493936/
Идея мира в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир»
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» ключевым является слово «мир». Оно содержится и в самом названии произведения. В каком значении использовал его автор в названии? Вопрос возникает потому, что в современном русском языке существуют два омонимичных слова «мир».
Во времена Толстого они различались и на письме. Основные значения слова «мip», согласно словарю В. Даля, были: 1) вселенная; 2) земной шар; 3) все люди, род человеческий. «Мир» же употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры.
В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени. И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна антитеза: война — мирное время и что слово «мир» следует понимать только как антитезу слову «война». Но у Толстого все намного сложнее.
Название романа отражает основные значения слова «мир». Кроме того, даже этими приведенными выше значениями не исчерпывается употребление слова «мир» в романе.
Прежде всего для Толстого важно было показать, что человек не является только представителем того или иного национально-исторического, социального, профессионального мира; человек, по Толстому, — сам мир.
Яркость, пластичность изображения человека в «Войне и мире» основаны на принципе «человек — особый мир». Более всего в романе Толстого интересует внутренний мир Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи и других близких автору героев.
Описывая их внутреннюю жизнь, Толстой использует свой любимый прием, названный Н. Г. Чернышевским «диалектикой души». У каждого толстовского героя свой мир, и даже самые близкие отношения между двумя людьми не могут объединить индивидуальные миры.
Идеально близкими показаны в эпилоге отношения между княжной Марьей и Николаем Ростовым, и все же у каждого из них было что-то свое в жизни, недоступное другому. Княжна Марья не могла понять отношения Николая с крестьянами и его любви к хозяйству.
«Она чувствовала, что у него был особый мир, страстно им любимый, с какими-то законами, которые она не понимала». Но и Николай, в свою очередь, испытывал чувство удивления перед ее душевной чистотой, пред тем «почти недоступным» ему «возвышенным нравственным миром, в котором всегда жила его жена».
Изображение внутреннего мира человека у Толстого сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров: мир Ростовых, лысогорский мир, мир высшего света, мир штабной жизни, мир фронтовой жизни армии, мир народа.
Такое понимание мира ассоциируется в романе с образом шара. Мир-шар предстает как замкнутая сфера, он имеет свои законы, необязательные в других мирах. В произведении Толстого на героев оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Один мир нередко враждебен другому.
В одном случае человек, сливаясь с миром, остается свободным и счастливым (в плену Пьер попадает в мир народа, соединяется с ним и становится лучше и чище; перед ним открываются истинные жизненные ценности, он наконец-то находит для себя объяснение жизни и ее смысла), в другом — мир, чуждый человеческой сущности героя, подавляет его, лишает свободы и делает несчастным. Примером этого может служить эпизод с Наташей в опере.
Приехав в оперу, Наташа попала в чуждый ей мир света. Сначала все, что происходило вокруг нее и на сцене, казалось ей «так вычурно-фальшиво и ненатурально». Ей была неинтересна опера, неинтересны люди, ее окружавшие, все ей казалось неестественным и притворным.
Но вот появился Анатоль Курагин, он обратил на нее внимание. И тут чужой для Наташи мир стал давить на нее, подчинять ее волю. После третьего акта «Наташа уже не находила этого (того, что происходило около нее) странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя».
Наташе представили Анатоля, она почувствовала, что очень понравилась ему и он ей начал нравиться. Тут мир света уже полностью завладел ее чувствами и желаниями. «Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась».
После этого начались все горести и страдания в жизни Наташи.
Подчинение миру света Наташи произошло не само по себе, все случилось не без участия Элен Безуховой и, конечно, Анатоля Курагина, главных и в то же время типичных представителей этого мира.
Вообще все герои «Войны и мира» делятся на людей мира и людей войны. Люди мира — это князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Ростовы — к ним тянутся другие, и они способны объединять людей вокруг себя. Князя Андрея в полку солдаты очень любили и звали «наш князь».
Во время Бородинского сражения на батарее Раевского солдаты тоже привязались к Пьеру, впустили его в свою дружную семью и называли «наш барин». Вместе люди мира составляют силу объединения, которой противостоит сила разъединения, состоящая из людей войны, таких, как Анатоль, Василий и Элен Курагины, Друбецкие и др. Эти персонажи Толстого неспособны создавать свои миры.
Каждый из них за себя, каждый привык только использовать людей, его окружающих, каждый все время старается что-нибудь урвать, каждый занят только своими интересами, интригами, и ему нет дела до остальных. И в мирное время эти люди находятся в состоянии войны. Они постоянно воюют за свои интересы. Часто люди войны разрушают круглые миры других людей.
Они врываются и приносят много горя и страданий людям мира. Достаточно вспомнить, сколько неприятных минут, разочарований принесла Элен в жизнь Пьера и как роковым образом повлиял Анатоль на жизнь Наташи и князя Андрея. Силы разъединения способны действовать и в большем масштабе.
Интриги, авантюры, борьба за выгоду, стремление что-нибудь урвать для себя приводят к разрушениям в мировом масштабе, они приводят к войне народов, которая уничтожает не только маленькие миры людей, но и разрушает большой мир.
Наполеоновские войны 1805 и 1812 годов вызваны силами разъединения, во главе которых стоял сам Наполеон, злой гений, ради личной славы, своего самолюбия, для удовлетворения своего эгоизма способный жертвовать чужими жизнями, убивать ни в чем не повинных людей, стирать с лица земли города и целые народы.
Захваченная «наполеоновской идеей» Россия была вовлечена в кампанию 1805 года из-за борьбы интересов в высших правительственных слоях общества. Война 1805 года была абсолютно ненужной и непонятной для русского народа, для русского солдата. В Аустерлицком сражении простые солдаты не знали, ради какой цели они борются, не понимали, за кого они умирают, поэтому силы русского народа не объединились, и сражение было позорно проиграно.
Война — это всегда разрушение, но, как это ни парадоксально, и на войне возможно объединение. Отечественная война 1812 года — это пример объединения всей нации, всего народа перед величайшей опасностью.
Солдаты объединяются друг с другом, офицеры с солдатами, и тогда сражения обязательно выигрываются. Ведь только всем вместе можно победить врага.
Полк князя Андрея, батарея Раевского воспринимаются как большие дружные семьи, где один за всех и все за одного. Вся Россия объединилась и победила Наполеона.
Да, люди способны объединяться в экстремальных ситуациях, перед лицом опасности. Но опасность проходит, и опять начинается борьба людей друг с другом за наследство, за карьеру, за власть; война разъединяет их. В этом причина пессимизма Толстого.
Люди еще не научились единению в мирное, спокойное время, не умеют жить «всем миром». От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, со всеми. Идея мира для Толстого является ОДНОй из главных в романе.
Основное значение слова «мир» здесь — это идея всеобщего единения.
Счастье, по Толстому, может быть обретено лишь в гармонии со всем миром: с другими людьми, с природой, с вселенной, От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, с вселенной — таково представление Толстого об идее мира в романе. Человек, чувствующий связь с вселенной, может быть по-настоящему счастлив, спокоен, умиротворен, он не боится смерти. Достаточно вспомнить мысли и описания чувств Пьера в очень важный и трудный период его жизни в плену у французов, когда он начинает себя ощущать частью безграничного мира.
«Пьер взглянул на небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! — думал Пьер. — И все это поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к товарищам». Ощущение себя частицей огромного мира проявляется и во сне, который Пьер видит после убийства Каратаева.
«Живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров» — это Земля, вселенная; поверхность шара «состояла из капель, плотно сжатых между собой» — это маленькие миры людей. Капли эти «то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие». Но они оставались неотделенными частицами этого колеблющегося шара. Отделиться значило погибнуть.
Самая глубокая, важная потребность человека, согласно взглядам автора «Войны и мира», — преодолеть свою ограниченность и слить свое «я» со всем бесконечным миром.
Эта потребность проявляется в настойчивых жизненных поисках князя Андрея и Пьера.
Князя Андрея все время мучит жгучий интерес к тому, чем живут, чем счастливы другие люди, он испытывает горечь оттого, что им нет дела до него, он жаждет влиять на их судьбы.
Князь Андрей говорит: «Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!» — это и есть главная идея «Войны и мира», вложенная Толстым в уста своего любимого героя — князя Андрея.
Важно подчеркнуть то, что единение героев романа с миром не только не уничтожает отдельное человеческое «я» в безликости всеобщего, но напротив, расширяет личность и утверждает подлинный смысл ее жизни. Чем шире мир, с которым ощущает свою связь герой, тем светлее и радостнее его существование. «Человек чувствует себя личностью только потому, что он соприкасается с другими личностями.
Если бы человек был один, он был бы не личностью», — записал Толстой в своем дневнике. Но как же добиться этого единения, жизни «всем миром»? Толстой отвечает на этот вопрос образами своих героев. Прежде всего, надо научиться понимать других людей, как понимал и чувствовал их князь Андрей. «Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми».
Еще надо уметь делить с другим человеком не только радость, но и страдания, как Наташа. В начале романа Наташа могла лишь передавать другим радость, веселье, хорошее настроение, но делить страдание, сочувствовать она не умела.
«Нет, мне слишком весело, чтобы портить свое веселье сочувствием чужого горя», — думала она в начале романа. И лишь в конце, пережив много страданий, она научилась разделять горе другого.
«Друг мой, маменька, — говорила она, напрягая все силы любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя».
Большое значение в своем романе Толстой уделяет внезапно и беспричинно возникшим симпатиям между героями, например, Тушина к князю Андрею, старого Болконского к Пьеру, князя Андрея к семейству Ростовых, солдат и ополченцев к князю Андрею и Пьеру. Симпатии, которые испытывают князь Андрей, Пьер, Наташа и другие, обладают очень широким диапазоном, они симпатизируют многим людям по разным причинам. И чаще всего по таким, которые не могли бы и сами назвать.
«Да, лучшее средство к истинному счастию в жизни — это: без всяких причин пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви и ловить туда все, что попало, и старушку, и ребенка, и женщину, и квартального», — писал Л. Н. Толстой в своем дневнике.
«Паутина любви», бескорыстной симпатии героев друг к другу опутывает всю книгу. Без любви жить «всем миром» – нельзя. Примечательно, что в эпилоге Николеньке снится эта «паутина любви», «нити Богородицы», она опутывает его, и он чувствует «слабость любви».
Таким образом, идея мира в романе Толстого «Война и мир» многопланова и многогранна. Своим романом Толстой доказывает, что, с одной стороны, каждый человек — это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой — частица всеобщего мира, Земли, вселенной.
Но и индивидуальный мир, и всеобщий мир могут существовать только при единении людей друг с другом и природой. Разъединение всего сущего, а война разрушает эти миры, по Толстому, самое страшное зло. В своих дневниках он определил зло как «разобщение людей». Л. Н.
Толстой своим романом предостерегает людей от этого зла, указывая путь к счастью через единение людей.
Источник: https://school-essay.ru/ideya-mira-v-romane-epopee-lva-tolstogo-vojna-i-mir.html