Анализ произведения «слон» (а. и. куприн)

Анализ рассказа Куприна Слон

Этот рассказ Куприна – светлое и доброе произведение. В нем царят любовь к детям и бережное отношение к их мечтам. Все герои рассказа положительные. И все в нем складывается прекрасно, хоть и начинается повествование с печальной сцены – болезни девочки Нади.

Доктора, которые осматривают больную, не могут понять причины болезни. Но один из них подозревает, что виной всему – безразличие к жизни. И он дает безутешным родителям совет исполнять любые желания их горячо любимой дочурки.

О том, что и отец, и мать безгранично любят свое чадо, сразу ясно. Они предстают перед читателем удрученными горем и уставшими от забот. У матери заплаканный вид, а отец заметно нервничает.

Обратите внимание

И, они бы рады исполнить любой каприз девочки. Да вся беда была в том, что она ничего не хотела. И тут автор прибегает к такому разрешению проблемы, как связь с природой, животным миром. Девочка неожиданно заявляет, что хочет увидеть в своем доме слона.

Это животное в рассказе выступает в роли ее спасителя. Во-первых, автор хотел подчеркнуть, что действительно неразрывна связь человека и природы, а общение с другими ее творениями способно творить чудеса.

Неслучайно выбирает он именно слона. Ведь это животное, воспитанное в цирке, умно и дружелюбно по отношению к людям. А еще – сильно. Куприн наделяет здесь Томми не только физической силой, но и целительной.

И еще один момент: помогает девочке справиться с хандрой и то, что исполняется ее заветная мечта. Ей не понравился заводной слон, купленный отцом. Хотя она и, не желая огорчать папу, благодарит его.

Но все же, она хотела видеть именно живое существо.

А то, что слон должен был непременно посетить больную именно в ее доме, то это и понятно: девочка хотела не просто любоваться на животное в цирке, а общаться с ним.

Какой бы безумной не казалась эта идея, но отец Нади решает во что бы то ни стало исполнить ее. Немец, хозяин животных, к которому он обратился со своей странной просьбой, вначале недоумевает. Но потом идет навстречу странному посетителю. А ведь у него тоже была маленькая дочь. И, вероятнее всего, он представил себя на месте отца Нади.

Так как рассказ наполнен только положительно настроенными героями, то все проходит безо всяких препятствий. Слон наконец посещает больную девочку. Она играла с ним весь день. И, благодаря своему большому другу, даже с аппетитом поела.

Сны, которые видела Надя после визита Томми, были радостными. Животное самым положительным образом повлияло на состояние здоровья девочки. И, происходит настоящее чудо – на следующий же день она чувствует себя совершенно здоровой!

Важно

В рассказе представлена почти утопическая картина общества. Отношения между людьми кажутся идеальными, ведь все, с кем мы сталкиваемся на его страницах – люди отзывчивые и понимающие. Было бы хорошо, если ситуации разрешались всегда так и в действительности, а мечты сбывались и чудеса происходили. А ведь самое главное в нем то, что происшедшее чудо было сотворено любящими людьми.

3 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/analiz-rasskaza-kuprina-slon

Анализ рассказа Слон Куприна сочинение

Рассказ Куприна «Слон» — очень доброе произведение. Он пропитан любовью к детям и заботой о них, заботой о том, о чем они мечтают.

Рассказ и его герои излучают положительную энергию на протяжении всей истории, несмотря на то, что рассказ начинается с описания заболевшей девочки.

Врачи, пытавшиеся помочь девочке, не могли определить причину её болезни, и только лишь один из них предполагает, что корень болезни лежит в том, что девочка потеряла интерес к жизни. Он дал родителям совет исполнять любое пожелание их дочери.

Однако, было понятно, что девочка является смыслом жизни для своих родителей. Она ни в чем не нуждалась и ей нечего было хотеть.

Девочка выглядит так, как будто на неё давит не её болезнь, а жизненный опыт, который выматывает её с каждым днём все больше и больше.

Тогда автор как бы предложил выход из ситуации, напомнив всем о связи человека с природой и животным миром. Тогда девочка делает неожиданное заявление о том, что хочет видеть в своем доме настоящего, живого слона.

Слон в рассказе является символом спасения. Автор, таким образом, подчеркивает, насколько люди взаимосвязаны с природой, и какие чудеса она может творить.

Совет

Куприн не случайно сделал слона символом рассказа. Слон — большое и сильное животное, которое дружелюбно относится к людям, и особенно к детям.

Ключевым моментом рассказа стала покупка отцом девочки заводного слона. Слон не понравился Наде, но она не говорит об этом отцу, не желая его обидеть и оскорбить, и благодарит его. Однако это не меняет ситуации и девочка по-прежнему страдает. Неживых игрушек в её доме было много, но они уже не приносили ей удовольствия, а скорее раздражали её.

Отец, человек взрослый, понял, чего на самом деле хотела его дочь. Он обращается к владельцу животных в городе. Сначала он не воспринимает всерьёз просьбу отца Нади, но после долгих уговоров, соглашается, видимо поставив себя на место отца Нади.

Дальше все проходило спокойно. Слон, наконец, осчастливил Надю своим появлением. Настоящий, большой, но безгранично добрый слон провёл с девочкой весь день. После появления такого гостя ей сразу стало гораздо легче. А буквально на следующий день Надя уже чувствует себя абсолютно здоровой.

Данный рассказ представляет общество людей, готовых прийти на помощь в самых разных ситуациях. Конечно, картина мира в данном рассказе утопична. Но автор выражает надежду на лучшее.

Сочинение по произведению Куприна Слон

Александр Иванович любил животный мир, он часто включал в свои произведения моменты и случаи с животными, будь какая-то интересная выдумка или рассказ, основанный на реальных событиях.

Рассказ «Слон» насыщен положительными эмоциями. Основная мысль рассказа укладывается в проблеме человека, который перестаёт ценить то, что имеет, в частности природный мир, который существует с рождения.

Одна из проблем, воспитание детей, проявляется в этом рассказе во время общения родителей с девочкой. Девочка была окружена различными игрушками самых разных видов и форм, однако они все были бездушные, неживые.

Обратите внимание

Отсутствие внимание родителей для ребенка стало одним из ключевых моментов, из-за этого у девочки начала развиваться апатия и равнодушие к жизни. Куприн раскрывает данную проблему, описывая все эмоции и чувства родителей по отношению к Наде.

Их волнения, опасения и прочие чувства показывают родителей, как заботливых и добрых людей.

Главным героем является девочка Надя, у которой нет никаких желаний у неё полная апатия ко всему происходящему, её родители пытаются найти решение данной проблемы и находят его в связи с природой.

Надя попросила слона, который смог бы спасти её от апатии. Конечно же, родители могли исполнить любое желание любого ребенка, но достать слона было достаточно трудновато. Однако папа собрался с мыслями и приступил к решению проблемы.

В этом месте рассказа раскрывается тема связи ребенка и родителя.

Отец девочки сначала принёс игрушку в виде слона, которая была подвижной. Однако ни одна игрушка не способна заменить настоящее живое существо, которое излучает тепло и заботу.

На этом моменте раскрывается название данного рассказа, родители приводят уже настоящего серого слона к Наде. Слон являлся неким целителем для спасения Нади.

После появления удивительного животного в доме, Надя начала проявлять интерес к жизни, и апатия начала отступать. Девочка всячески общалась со своим новым другом, рассказывала про свои сны и игрушки, поддерживала некий контакт.

Слон был достаточно спокойным и послушным, он с удовольствием проводил время с Надей, ему это нравилось.

← Анализ рассказа Тапер
← Анализ рассказа Поединок↑ КупринОбраз Мануйлихи в повести Олеся →
Анализ рассказа Изумруд →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/kuprin/analiz-rasskaza-slon

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок литературного чтения «Что дороже всего?» Рассказ А.И. Куприна «Слон»

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения 3 класс.

Тема урока : «Что дороже всего?» Рассказ А. И. Куприна «Слон» (2 урок).

Урок –исследование.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации учебной деятельности: работа в парах, в группах, фронтальная.

Методы, педтехнологии:  технология развития критического мышления (ТРКМ) –с использованием стратегий: «дерево предсказаний, «чтение с остановками», составление синквейна;технология коллективного сотрудничества; проблемно- диалоговое обучение

Будут учится работать с художественным текстом, понимать характеры и поступки героев, раскрывать авторский замысел. На материале рассказа А.И.

Куприна «Слон» воспитывается бережное отношение к окружающему миру и пропагандируются семейные ценности.<\p>

Важно

Работая на уроке с художественным текстом, показать детям, что тема , затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.

<\p>

Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, развитие этических чувств.

Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.

Ход  урока.

I. Организационый момент.Психологический настрой.

— Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

— Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Я хочу, ребята, чтобы вы поздоровались с нашими гостями. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь. Поздоровайтесь кивком головы.

«Здравствуйте!» говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

II. Стадия вызова.

1) Проблемный вопрос.

На доске:

— Что на свете дороже всего? ( Ответы детей).<\p>

— Прозвучали разные варианты ответов. К концу урока мы с вами методом исследования найдем ответ на поставленный вопрос.

2) Биография писателя. (Слайд 2)

-Ребята, посмотрите на экран, вы узнали этого человека? (А.И.Куприн)

— Это русский писатель Александр Иванович Куприн, живший на рубеже 19-20 веков, оставивший нам прекрасные и светлые произведения.

— Что вы узнали о жизни этого писателя? (Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 146 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище.

В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.)<\p>

Совет

Рассказ о А.Куприне (подготовленный ученик) . (Слайд 3). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер.

Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом.

Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть». На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь.

Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

-Как вы думаете, жизнь писателя повлияла на его творчество? (Ответы детей)<\p>

Обращение к выставке.

— Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, «Сапсан», «Мария Ивановна», «Козлиная жизнь», «Барбос и Жулька» и др. Вы видите эти книги на выставке.

Читайте также:  Экзистенциализм в романе мастер и маргарита

<\p>

— Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?<\p>

— Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)

3) Задачи урока.

— С каким произведением А. Куприна мы начали работать? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим сегодня перед собой?

Задачи урока.

  • продолжить знакомство с произведением А.И. Куприна «Слон»;
  • учиться работать с текстом;
  • правильно выражать свои мысли, развивать речь;
  • слушать и принимать другую точку зрения;
  • узнать, что на свете дороже всего.

-Каждое произведение литературы всегда «загадка». А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст. Вот сегодня на уроке мы будемпытаться находить и разгадывать загадки, которые нам преподнесет рассказ А.И.Куприна «Слон».

Зачем же русский писатель  Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто лет тому назад? На этот вопрос вы ответите в конце урока.Я предлагаю вам сегодня поработать  не только читателями, но также и «исследователями».<\p>

4) Проверка домашнего задания.

Беседа,выборочное чтение.

-Давайте вспомним, с чего начинается рассказ «Слон»? Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями к этому произведению. (Слайды 5-8 По щелчку на Слайде, появляется иллюстрация )

— Так чем же больна девочка Надя? (Ей неинтересно жить.)

— Прочитайте строки, описывающие насколько серьёзной была болезнь девочки.

— Иными словами, Надина болезнь не физического, а душевного происхождения, что не менее опасно.<\p>

— Когда в состоянии Нади произошел переломный момент? (Ей приснился необычный сон)

— Поняли ли родители просьбу Нади?

— Как девочка отреагировала на игрушку? 

-Какое чувство родителей проявляется здесь?( Беззаветная любовь и старание развлечь Надю, которой ничего не надо.)

-Какое желание выразила девочка, какую мечту попросила осуществить?

-В чём состояла трудность исполнения желания?<\p>

— Как вы думаете, какой самый волнительный момент в рассказе?( разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи.

Ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.

)

— Почему хозяин зверинца согласился?

— Почему Наде выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? Найдите и прочитайте отрывок.<\p>

Словесное рисование.

— Перед нами галерея портретов героев рассказа, которые вы выполняли дома.

— Охарактеризуйте персонажей, представленных на ваших рисунках.( Дети дают словесный портрет Нади, родителей,немца-дрессировщика, дополняют ответы друг друга.)

Образ Нади — это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне.

Родители. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения.

Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку.

И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок.

Немец-дрессировщик. Этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека.Он проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально.

5) Приём «Дерево предсказаний» Работа в группах.

— Предлагаю поработать в группах. Выберите ответственного.

— Как,  по-вашему,  будут развиваться  события дальше? Обоснуйте свою точку зрения.

— Как сможем их проверить? (Прочитать продолжение рассказа).

III. Осмысление.

https://www.youtube.com/watch?v=gPBLEXWcZuE

Чтение рассказа до конца. Прием «Чтение с остановками».

Читать продолжение рассказа будем с остановками Для чего будем делать остановки?(лучше понять прочитанное, выделить главное)

1 часть

— Почему Надя просыпается чуть свет?

— Какие перемены произошли в настроении девочки?

2 часть

— Таким ли она его представляла?( Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке.)

— Почему не испугалась?( Она только немножко поражена громадной величиной животного)

Физкультминутка. Прослушать Сен-Санс «Карнавал животных» Слон.

— А теперь давайте попробуем представить слона. Поможет в этом музыка.

3 часть

— Надя сама протягивает слону руку. О чём это говорит? (Она его не боится.)

— Отчего Надя хохочет и хлопает в ладоши?

— Что значит «густо» смеётся? Какой человек может так смеяться?( Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон.)

— Что необычного узнали о слоне?( Он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.)

4 часть

— Надя разными способами развлекает слона. Для чего она это делает? (Ей интересно общаться с ним. У девочки появилось желание  общаться.)

— Почему Томми переворачивает страницу с нарисованным слоном? (Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. )

5 часть

— Что вас удивило в этой части?

— Почему слона посадили обедать за стол вместе с Надей? (Родители не хотят огорчать свою дочь, надеются, что вместе со слоном девочка пообедает. )

6  часть

-Почему Наде и Томми снятся такие сны?

7 часть

— Опишите состояние девочки в конце рассказа? О чем это говорит?

— Что чувствует мама? Почему она крестится?

— Сейчас вернемся к «Дереву предсказаний».

— Оправдались ли ваши предположения?

— Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?

— Что же излечило шестилетнюю девочку от тяжелой угрожающей болезни?

6) Работа в группах.

Задание для группы №1.

  1. Восстановите последовательность событий, которые отражены в плане, пронумеруй.
  • «Я уже совсем здорова»
  • «Слон такой большой!»
  • «Он пришёл?»
  • «Здравствуйте, Томми!»
  • «В эту ночь во сне…»
  • «Он очень любит булки»
  • «Давайте играть, Томми»
  • «Они пообедают вместе»
  1. Проверьте правильность у другой микрогруппы.

Задание для группы №2.

  1. Откройте на рабочем столе ноутбука файл «А.И. Куприн «Слон». Распределите слайды в правильном порядке.
  2. Проверьте правильность у другой микрогруппы.

Задание для группы №3.

1. Хочется ли вам, чтобы встреча Нади и слона повторилась?

Придумайте свое продолжение этого рассказа.

Задание для группы №4.

1. Дополните предложения.

В прочитанном отрывке А.И.Куприн не описывает состояние родителей. Но мы постоянно чувствуем их присутствие. Мы считаем, что родители, наблюдая за общением Нади и слона, испытывают чувство___________________________________

          Они   ________________________________________________

__________________________________________________

— В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

— Какой мы увидели в рассказе семью Нади? ( ответы детей)

— Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская  любовь способна творить настоящие чудеса.<\p>

— Как вы считаете, что хотел сказать нам своим рассказом А.И.

Куприн? (Ответы детей)<\p>

— Жизнь людей на земле – и взрослых,и детей- на протяжении всей истории человечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезни подстерегают буквально каждого.Иногода невозможность помочь самым близким и дорогим людям вызывает отчаяние.

 И поэтому любое участие, любая помощь, которая так необходима в такой критический момент, воспринимается как чудо. Необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека.

Папа Нади борется за жизнь дочери всеми возможными способами. Ведь счастье маленьких детей полностью зависит от родителей. Таким автор представляет настоящего отца семейства. Немец-дрессировщик с сочувствием отнесся к судьбе незнакомой ему девочки, проявил чувство сострадания и старался помочь.

Обратите внимание

Это пример внимательного, доброго человека.
Другой нитью проходит тема детских мечтаний. У каждого из нас найдется вспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием. Наденьке очень повезло, что ее папа, во что бы то ни стало, устроил встречу дочери со слоном, пусть даже и жили они на втором этаже.

Рассказ «Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видят в ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи.

Слон Томми вызвал у нас чувство симпатии. Оказывается, эти огромные животные при правильном обращении могут быть добрыми к людям и воспитанными.Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к детям, потому что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.

IV. Рефлексия.

https://www.youtube.com/watch?v=KqUe3K6oXko

Возвращаемся к вопросу начала урока.<\p>

— Что же дороже всего на свете? (Семья – самое ценное. Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки.  Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.

— Прекрасный русский писатель,ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом с вами самые дорогие для вас люди.

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

Работа в группах.

— Ребята, что вы вкладываете в понятие семья, что для вас значит это слово? Предлагаю снова объединится в группы и составить синквейн с этим словом.

Составление синквейна «Семья»<\p>

Семья!

Дружная, любящая.

Заботится, оберегает, поддерживает!<\p>

Помогает преодолевать любые трудности!<\p>

Крепость!<\p>

Возвращение к  книжной выставке.

Высказывание К.Г. Паустовского (Слайд 9)

«…каждым своим рассказом призывает к человечности. Oн повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье» К.Г. Паустовский

Работа с листами самооценки.

— Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу. Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке.

1. Я давал ответы на поставленные вопросы 1 2 3 4 5

2.Я внимательно работал с текстом 1 2 3 4 5

3.Я активно работал в группе 1 2 3 4 5

4.Моя группа работала 1 2 3 4 5

Ответственные собирают листочки и вкладывают в конверт.

V.Итог.

— Поделитесь своими мыслями. Вам поможет следующий слайд – закончите предложения.

Слайд 10

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Мне показалось интересным…
  • Меня удивило…
  • Я хочу похвалить…, за …

— Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок!

VI.Домашнее задание

— Хочется ли вам ещё раз перечитать этот рассказ? Подготовьте пересказ.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/07/11/urok-literaturnogo-chteniya-chto-dorozhe-vsego-rasskaz-a-i

Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон»)

Тема урока: Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон»)

Цель: увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты.

Ход урока

Слайд 1 Эпиграф к уроку (на доске):

               Любят тебя без особых причин;

               За то, что ты внук,

               За то, что ты сын,

               За то, что малыш,

               За то, что растешь,

               За то, что на маму и папу похож…

               И эта любовь до конца твоих дней

               Останется тайной опорой твоей.

             В. Берестов

Организационный момент

Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. С хорошим настроением принимаемся за работу! Значит, у нас все получится!

Стадия вызова

(Слайд 2). “Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

Учитель: <\p>

— Прочитайте внимательно эпиграф к уроку.

(На доске рисунок слона и эпиграф) <\p>

— О чем говорится в этом эпиграфе? (о родительской любви)

— А почему изображен слон?<\p>

(Слайд 3).

— Тема нашего урока Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон»), который вы читали дома.

Читайте также:  Проблемы в романе булгакова «мастер и маргарита»

— На какие вопросы вы хотели бы найти ответ? ( о какой силе идет речь, что за мечта, что за силы любви?)

— Это и будут цели нашего урока.

Слайд 4  Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека?

— Что вы можете о нём сказать?<\p>

Любит он природу, животных? Почему так решили?

— Кто он может быть по профессии? (писатель, с его произведением мы познакомились на прошлом уроке)

-О чём писал Александр Иванович Куприн? 

 Ребята, что, по вашему мнению, может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?

После каждого вида работы, вам следует оценить себя и обвести в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке.<\p>

Учитель: Интересный случай из жизни А.Куприн.<\p>

— Выделите цветным карандашом главную мысль этого текста.

<\p>

Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал, как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс.

Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”.

На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

— Кто может вступить со мной в диалог. А остальные присоединяться.

— Оцените себя по первому заданию.

Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича?<\p>

— Кем для него были животные? 

Слайд 5 Учитель:Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране.<\p>

— Если захотите их прочитать, то где это можно взять книги? 

Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг

Учитель: <\p>

-Вы дома самостоятельно прочитали рассказ «Слон».

— Во время чтения в тексте встретились непонятные слова?<\p>

— Так как рассказ был написан в 1907 году, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.<\p>

— Объяснить значение этих слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку. Игра «Объяснялки». Соедините правый столбик слов со значением второго столбика.

Гостиная Работница в частном доме, убирающая комнаты.
Горничная Комната для приема гостей.
Барышня Люди в качестве зрителей, слушателей
Публикум Девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.
Попона Безразличный, безучастный к людям, к окружающим.
Равнодушно Покрывало, укрывающее спину, туловище.
Щеколды Зеленоватые съедобные орехи.
Фисташки Род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

— Проверим под документ – камерой, что у вас получилось.

— Оцените себя по 2 заданию

Слайд 6 Учитель: Ребята, что вам известно об этих животных? Где живут слоны?

Проверка Д / з <\p>

— Вы дома должны были посчитать какая была высота, длина и масса слона в привычных нам единицах измерения с помощью таблицы.

1 ряд – высота (3аршина 4 вершка – 2 м 29см)

2 ряд – длина (5 с половиной аршин – 3 м 90 см 5 мм)

3 ряд – масса (112 пудов – 1т 792 кг)

1 аршин – 71 см

1 вершок – 4см

1 аршин – 16 вершкам<\p>

1 пуд – 16 кг

Работа над темой.

Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).<\p>

Слайд 7

Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона?<\p>

– Почему рассказ называется «Слон»? Что включает в себя это название? 

— Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем – то более важном? (говорится о родительской любви)

(Слон – это мечта. Эта мечта помогла больной девочке победить болезнь. Слон – это родительская любовь. Эта любовь – символ того, что все можно преодолеть, если любишь.)

– Любовь нужна всем, и дарить ее можно родственникам и друзьям, знакомым и незнакомым, животным и растениям. Любовь можно дарить всему, что нас окружает.

Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда даришь людям свою любовь, то душа становится богаче, сердечнее, отзывчивее.

– Вы можете придумать другое название? (Предложения детьми разных вариантов названий рассказа.)

Физкультминутка.

Проблемный анализ. Работа в группах.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам поработать в группах.

Учитель: Совещаясь в группе, вы находите ответ на поставленный вопрос и составляете рассказ-ответ, а другие группы оценивают вас по алгоритму.

1. Состав микрогруппы:___________________________________

  1. Проследите, каким было настроение Нади. Найдите доказательства в тексте. Дополните предложения.

В этот день Надя проснулась ________________________________________________

Это говорит о том, что ______________________________________________________<\p>

Во время чаепития Надя_____________________________________________________

На следующее утро девочка просыпается ______________________________________

Теперь Надя _______________________________________________________________<\p>

Чем больна девочка?________________________________________________________

2. Выборочное чтение по ролям:

-Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца.<\p>

-Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки? (с.30- 32: автор, папа, хозяин зверинца,- до слов: «Я сам хозяин этого дома.»)

3. Оцените работу всей группы: отлично<\p>

довольны<\p>

есть замечания

  1. Состав микрогруппы:___________________________________

  1. Восстанови последовательность событий, которые отражены в плане, пронумеруй. Использованные цитаты проверьте по тексту 6 главы.

«Я уже совсем здорова»

«Слон такой большой!»

«Он пришёл?»

«Здравствуйте, Томми!»

«В эту ночь во сне…»

«Он очень любит булки»

«Давайте играть, Томми»

«Они пообедают вместе»

  1. Откройте на рабочем столе ноутбука файл «А.И. Куприн «Слон». Распределите слайды в правильном порядке.

  2. Оцените работу всей группы: отлично<\p>

довольны<\p>

есть замечания

3.Состав микрогруппы:___________________________________

1. Дополните предложения.

В шестой главе А.И.Куприн не описывает состояние родителей. Но мы постоянно чувствуем их присутствие. Мы считаем, что родители, наблюдая за общением Нади и слона, испытывают чувство____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

  1. Выберите и выпишите пословицы, которые подтверждают заботливое отношение родителей к дочке (3 – 5 пословиц). Используйте дополнительную литературу .

__________________________________________________

3. Оцените работу всей группы: отлично<\p>

довольны<\p>

есть замечания

4.Состав микрогруппы:___________________________________

  1. Подберите слова, которые характеризуют игрушечного и живого слона.

Сделайте вывод: -Желание Нади увидеть живого слона — это каприз или мечта? (Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке).<\p>

__________________________________________________________________________

  1. Составьте синквейн на тему: «Слон»

Алгоритм написания синквейна:

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Как помог Наде? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное.

Слон.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  1. Оцените работу всей группы:<\p>

отлично довольны есть замечания

Слайд 8 Учитель: Давайте выслушаем первую группу. Чем же больна девочка?(ей не интересно жить)

Учитель: Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово апатия? (толковый словарь Ожегова – состояние полного безразличия, равнодушия.)<\p>

— Оцените 1 группу.

Слайд 9 Учитель: Выслушаем вторую группу. Оцените 2 группу.

Слайд 10 Выслушаем третью группу. Оцените 3 группу.

Слайд 11Выслушаем ответ 4 группы. Оцените 4 группу.

— Оцените себя в зачетках.

Физкультминутка для глаз.

5. Тест.

— Сейчас проверим, насколько вы были внимательны во время урока. Выполним тест..5 вопросов слайды 12 – 16

Слайд 17 – ответы

Оцените себя в зачетках

Учитель:<\p>

— Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”?. Рассказ А. Куприна <\p>

Слон” удивительный пример добра ,волшебства в реальном мире.

— Надя чувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (благодаря родителям, семье)

Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)

Музыка и слова Наталья Ахмадова « Песня про родителей»

Слайд 18 Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей.<\p>

А как вы относитесь к своим родителям?<\p>

— Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)

— А готовы вы ли для родителей на все?

— На что вы готовы?

— Берегите своих родителей. Чтобы с вами не случилось, какими бы вы не были, родители любят вас и готовы на все.

Учитель:Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)

Рефлексия.

Слайд 19 Учитель:Я предлагаю составить диаманта – 7 строчное стихотворение. Составим вместе.

Слон

Добрый, интересный

Играет, выступает, ест

Семья ради ребенка готова, даже привести слона.

Сплачивает, оберегает, объединяет, воспитывает, развивает

Понимающая, любящая, крепкая, дружная

Семья

— Оцените, как вы поняли прием диаманта.

Учитель:Сейчас каждый из вас оценит свою работ – участие в диалоге.

Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников. Слайд 20 В Индии есть бог Ганеша в виде слона. Этот бог символизирует мудрость, литературу и культуру.

— Кто скажет, этот год объявлен годом чего? (2014 год — Президентом России Владимиром Путиным объявлен годом культуры)

— Развивайте культуру речи, культуру общения<\p>

Слайд 21 Домашнее задание (по выбору).

Учитель:Создать книжку малышку «Моя мечта – моя семья»

Учитель:Придумать продолжение рассказа.

Учитель: Посмотреть мультфильм “Девочка и слон”.Чем отличается рассказ от мультфильма?

Учитель: Мы много говорили о любви родителей к детям, а что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастливая? Напишите на сердечках.

У. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.<\p>

Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».<\p>

Источник: https://multiurok.ru/files/sila-miechty-i-liubvi-po-rasskazu-a-kuprina-slon.html

Куприн Александр рассказ

Автор: Куприн, Александр Иванович

Название произведения: «Слон»

Число страниц: 6

Жанр: рассказ

Главные герои: Надя, мама, папа, доктора, слон Томми, хозяин зверинца

Краткое содержание рассказа «Слон» для читательского дневника

Маленькая Надя болеет странной болезнью, в которой даже ученые доктора не могу разобраться.

Единственное лекарство, которое они прописывают исполнять все желания и капризы девочки.

Но Надя ничего не хочет. Она не хочет сладкого, она не хочет подруг, и ее родители не находят себе места.

Но вот однажды Надя просыпается и говорит, что хочет слона.

Довольный папа бежит в магазин и приносит ей большого заводного слона.

Но Надя грустно улыбается и говорит, что хочет живого слона.

Папа нервно курит, а потом решительно бежит в зверинец.

Он смотрит представление и видит трех слонов.

После выступления он подходит к хозяину зверинца, и рассказывает ему о больной девочке, чье может быть последнее желание увидеть живого слона.

Немец соглашается помочь, если папа договорится с полицией и расширит двери.

И вот слона приводят в дом.

Его заставляют подняться на второй этаж, угощая вкусным тортом.

Утром просыпается Надя, ее заставляют умыться и позавтракать и ведут к слону.

Надя знакомится со слоном, угощает его чаем и булками, показывает картинки в книге и вместе со слоном обедает.

Утром Надя просыпается совсем здоровой и с прекрасным аппетитом.

 План для пересказа произведения:

Болезнь девочки

Просьба больной – слон

Слона привели

Восторг девочки

Привязанность героини

Выздоровление

Рисунок — иллюстрация рассказа «Слон»

Главная мысль:

Для родного ребенка родители готовы совершить самое невозможное, лишь бы он был здоров и весел.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас тому, что иногда все наши болезни проистекают просто от того, что нам скучно и нечего хотеть.

Он учит сочувствию и взаимовыручке. Учит всегда приходить на помощь тому, кто в этой помощи нуждается.

Синквейн:

Родители.

Добрые, заботливые.

Волнуются, угождают, любят.

Даже настоящего слона раздобыли.

Семья.

Краткий отзыв о рассказе «Слон» для читательского дневника

Рассказ Куприна «Слон» просто чудесный.

В нем так проникновенно описано и отчаяние родителей и внезапное выздоровление девочки после встречи со слоном, что не верить написанному просто невозможно.

Пословицы:

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Худого ребенка еще больше жаль. 

Неизвестные ранее слова и их значение:

Зверинец — зоопарк.

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/kuprin-aleksandr-rasskaz-slon

История про обыкновенное чудо — рецензия на книгу А.Куприна «Слон» с иллюстрациями Г.Спирина

Перед нами книга, напоминающая старинную шкатулку, из которой мы достаем одну за другой винтажные открытки с посланиями, вырезки из старых газет и разные детали быта. В «Слоне» мы погружаемся в историю, рассказанную Александром Куприным и проиллюстрированную всемирно известного художником Геннадием Спириным.

При имени Куприна сразу же вспоминаются повести о неразделенной любви и трудных судьбах: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Но вместе с тем писатель очень любил писать о животных. Их присутствие побуждает нас быть милосерднее, добрее и живее. В рассказе для детей «Слон» больную девочку Надю вернул к жизни большой, добрый, морщинистый великан.

Девочка Надя болеет, и жизнь угасает в ней: ни аппетита, ни сил, ни желаний – полная апатия. Доктор говорит родителям, что единственное средство вылечить ее – развеселить.

Важно

И вот однажды сон о слоне пробуждает в Наде тень интереса к жизни. У нее появляется мечта – увидеть слона, и не игрушечного, не нарисованного, а живого.

Милая моя девочка, я рад все для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это все равно, как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.

Отец ходит из угла в угол, пытаясь придумать, что же делать. Внезапно идея осенила его, он решительно направился поговорить с директором цирка, где выступали слоны, и упросить его на один день привести слона домой к дочери.

Удивительная доброта объединяет людей в этой истории Куприна. Девочка больна, но изо всех сил старается не расстраивать родителей. Отец делает все возможное и невозможное, чтобы порадовать дочь. Хозяин зверинца, где живет слон, идет им навстречу и разрешает привести того к девочке в дом.

В полном соответствии с реалистичной манерой писателя изобразил Геннадий Спирин слона. Реалистичные, трогательные, детально прорисованные иллюстрации во всем созвучны тексту. На нас с книжных страниц смотрит действительно не нарисованный, а самый настоящий слон, как и просила девочка Надя. «Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые».

Слон пожал девочке руку при встрече и очень обрадовался сладким булкам, которыми его угощали. Девочка пьет чай, а слон Томми сахарную воду. Надя знакомит его со своими куклами, беседует с ним, а потом так и засыпает рядом.

Ей снится сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток». Слона уводят утром к себе в зверинец, а девочка просыпается бодрая. Счастливая, она просит передать Томми, что уже совсем здорова.

Вот такое обыкновенное чудо описал Куприн, которое могло произойти в жизни каждого, и причина тому – доброта. Современники называли Куприна «писателем без выдумки», ведь он практически не отходил от реальности, а порой даже перенасыщал текст натуралистическими подробностями.

Совет

Для писателя чудо – это способность не сломаться ни перед болезнью, ни перед другими трудностями и сохранить в себе все лучшее, доброе, искреннее. Как известно, художник отражает в произведении самого себя.

В жизни писателя присутствовала жажда приключений, познания себя, постоянная борьба с внешними обстоятельствами и внутренними ограничениями, поэтому и темы для рассказов Куприн черпал не в сказках и легендах, а в реальной жизни.

Иллюстрации в рассказе «Слон» – сдержанные по цвету, в коричневой гамме, почти монохромные, будто покрытые лаком, пожелтевшим от времени в начале книги и все более яркие, освещенные солнцем по мере возвращения к девочке Наде жизненных сил.

Произведением «Слон» Александра Куприна издательство «Рипол» открывает авторскую серию иллюстратора Геннадия Спирина, в которую войдут как не изданные ранее, так и его знаменитые хиты.

Художник уже много лет проживает в США, однако его творческий путь начался в Москве в 1979 году, когда он начал работать художником-иллюстратором. Его акварельные работы для детских книг получили множество наград, и он является одним из лучших признанных во всем мире художников-иллюстраторов.

Геннадий Спирин в своем творчестве использует прием стилизации иллюстраций под полотна старинных мастеров эпохи Ренессанса. Этот ход завораживает, будто сам Брейгель, Ботиччели, Рафаэль, Тициан продолжают создавать для нас свои полотна. Рисунки в детской книге становятся не просто картинками к тексту, а копилкой шедевров, иллюстрирующих историю.

В данной книге приведены исторические справки о быте того времени, о проделках слонов, о здании цирка, о популярных тогда игрушках. Все это тоже усиливает ощущение старины и реальность истории, которую рассказал автор.

Куприну свойственна неспешная беседа с читателем, четкая простая сюжетная линия и детализированное изображение окружающего мира. И, конечно, главное, что воспевает автор – преданность, бескорыстная помощь и дружба.

Обратите внимание

Когда человек стоит на грани жизни и смерти, становится ясно, ради чего стоит бороться. Все лучшее исходит от любви и должно побеждать.

Эта звонкая, трогательная проповедь любви актуальна и теперь. Ребенок после прочтения этой книги может задуматься о том, как важно быть добрым, отзывчивым, о том, как и почему совершается подвиг, о чем же мечтает он сам.

Екатерина Плаксина, специально для KidReader.ru

Источник: http://kidreader.ru/review/2157

А.И. Куприн «Слон»

1.Организационый

Момент

2. Первичный синтез

3. Анализ произведения

Физминутка

(под музыку)

Вторичный синтез

Обобщение

Итог

Рефлексия

Удивитесь Вы сегодня

Не один лишь только раз!

Книги открывают тайны

Для любознательных ребят!

— Сейчас мы вспомним произведения поэтов, которые изучили в разделе…

— Предлагаю поработать следующим образом:

Каждый ряд получает карточку — пазл с утверждением. Если вы согласны с утверждением, то ставите галочку в окошечко под словом «Да» напротив своего имени.

Если не согласны с утверждением, то ставите галочку в окошечко под словом «Нет». После выбранного вами ответа, карточку с заданием передаете вперед.

Последний ученик сигнализирует о выполненной работе и зачитывает правильный ответ, по большинству выбранных.

— Просигнализируйте, готовы ли вы к ответу.

— Оцените свою работу.<\p>

— Чтобы проверить верно ли выполнено задание, для этого нужно…..?

— Сравнив работу с эталоном, оцените еще раз вашу работу.<\p>

— Сделаем вывод? В разделе «Были — небылицы» мы познакомились…

— А вы не заметили что-то интересного на вашей карточке?

— Что нужно сделать?

— Посмотрите, с каким произведением мы сегодня на уроке познакомимся?

-Где сейчас мы можем посмотреть автора данного произведения?

-Какая страница?

-Сформулируйте тему урока?

— Цель урока?

-Какие задачи на уроке вы перед собой поставите?

— Вы были правы.<\p>

Мы сегодня узнаем о жизни и творчестве А.И.Куприна, познакомимся с новым произведением «Слон» и поработаем над ним.

— Приступаем к выполнению первой задачи.

— Ребята, посмотрите на экран, что вы можете сказать об этом человеке?

— Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей.

— Семья Куприных была гостеприимной, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.

(После второго чтеца)

— Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? 

— Что вы запомнили о жизни и творчестве писателя?<\p>

— Прежде, чем читать, давайте подготовимся.

— Сейчас возьмите карточки с желтой бахромой. Делаем вдох и при выдохе дуем на бахрому так, чтобы стало видно картинку.

— На экране чистоговорка. Прочитаем медленно. Теперь прочитаем, выделяя звук [с].<\p>

— А теперь самое время познакомиться…

Чтение учителем 1 части под «Прелюдию № 4» Фр.Шопена.

Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного отрывка? Почему?

— Как зовут главную героиню рассказа?

— Кто приходит к Наде?

-Отчего же заболела маленькая Надя?

— Как вы понимаете слово «равнодушие»?

— Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю?

— Как себя чувствуют родители больной девочки?

— Приступим к чтению 2 части «по цепочке».

-Родители переживают из-за болезни дочери? 

— Как описывается состояние Нади.
— Прочитайте момент, как переживает папа. (Выборочное чтение)

— Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. (Чтение 3 части)

— Что приснилось Наде?

— «Почему девочке захотелось увидеть именно слона?» Какое странное желание!

— Какого слона принёс Наде папа?

— Почему игрушечный слон не понравился девочке?

— Как вы думаете, это была просьба или каприз девочки?

— Почему вы так считаете?

Физминутка для глаз

— Можно ли предположить, что произойдёт дальше?

— Есть ли надежда, что девочка поправится?

— Я предлагаю сейчас подойти к мольбертам и цветом показать душевное состояние девочки после того, как ей приснился слон.

— Давайте вспомним, какая была тема сегодняшнего урока.

— Цель урока

— В начале урока вы ставили перед собой задачи.<\p>

— Все ли задачи урока достигнуты вами?

Оцените вашу работу на уроке.<\p>

Д/зДочитать рассказ до конца.

Посмотреть мультфильм «Девочка и слон»<\p>

(по желанию).

«Были — небылицы».

— Зеленый – мы готовы отвечать.

— Красный – мы работу не завершили.

!    — Я доволен своей работой и могу двигаться дальше.
?   — Я доволен, но мало отвечал, не совсем все понял. Справлюсь сам.
   — Я не доволен. Мне нужна срочная помощь!

Сверить задание с эталоном.

Оценивание.

Мы познакомились с произведением М. Горькова «Случай с Евсейкой» и К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

Карточка в виде пазла.

Соединить карточки.

Мы будем читать произведение «Слон».

В учебнике.

Страница ….

А.И. Куприн «Слон».

Познакомиться с произведением А.И.Куприна «Слон».

Познакомиться с жизнью и творчеством А.И. Куприным.

Познакомиться с новым произведением «Слон».

Мы поработаем над произведением.

Человек добрый, любит животных.

3 ученика зачитывают биографию.

О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.

Ответы учащихся.

Речевая разминка.

«Кто спрятался?»

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Лошадка»

Вытянуть губы. Приоткрыть рот.

Процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

«Индюки болтают»

Языком быстро двигать по верхней губе – «ба-ба-ба-ба…».

«Слоник пьёт»

Важно

Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».
«Набирать водичку», слегка при этом причмокивая.

Су-су-су:  не найдем слона в лесу.
Полетим на самолете мы в далекие края
Слон слониха и слонёнок – там живет его семья.

Познакомиться с новым произведением.

Мне было очень грустно, музыка помогла почувствовать состояние девочки и близких.

Главную героиню зовут Надя.

Доктор Михаил Петрович.

Ей было скучно, она страдала от одиночества.

Это безразличие к чему – либо.

Не давать ей скучать, исполнять все капризы, рассмешить, развеселить.

Мама очень переживает, плачет.

Очень переживают.

Наде приснился слон.

Ей нужен большой друг, защитник.

Папа принес игрушечного слона.

Папа давно обещал сводить Надю в зверинец посмотреть на живого слона.<\p>

Нет, это не каприз, а просьба.<\p>

Она не хотела огорчать отца и поблагодарила его за игрушечного слона.

Возможно, папа приведет в дом живого слона и девочка поправится.

Тема урока А.И. Куприн «Слон».

Познакомиться с произведением А.И.Куприна «Слон».

Познакомиться с жизнью и творчеством А.И. Куприным.

Познакомиться с новым произведением «Слон».

Мы поработаем над произведением.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/238297-ai-kuprin-slon.html

Ссылка на основную публикацию