Образ дороги в творчестве русских художников

Дорога в живописи

Александр Григорьевич Стройло.
«Дорога к Маленцу».
2001.

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.<\p>

Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое,

То сердечная тоска……<\p>

Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег…. На встречу мне Только версты полосаты

Попадаются одне…

Скучно, грустно….. завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.<\p>

Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Александр Сергеевич Пушкин.
1826.

* * *

Александр Иванов.
«Аппиева дорога при закате солнца».
1845.

Дорога. Это слово от той же основы, что и дергать. Первоначальное значение – углубление, овраг, долина, ров – связано, вероятно, с прокладыванием следа, колеи, с очищением пространства.

Т. М. Андрианова. «Слово о словах». «Начальная школа» №5 1991 год.

* * *

Алексей Кившенко.
«Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октября 1877 года».

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с дорогой».
1855.

Дорога:

1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы.
Мы въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой. (М. Лермонтов. Княжна Мери.)

2. Место для прохода, проезда.
Чтобы пробраться к ручью, надо было топором прочистить себе дорогу через зелень. (Миклухо-Маклай. Путешествия.)

3. Путешествие, поездка.
Я не спала в дороге четыре ночи. (А Чехов. Вишнёвый сад.)

Обратите внимание

4. Направление, путь следования.
Дороги он не знал, но был уверен, что если побежит, то непременно очутится дома. (А. Чехов. Беглец.)

5. Средство к достижению чего-либо.
Война была дорогой к власти, Карл [XII] это понимал. (А. Н. Толстой. Пётр Первый.)

Канатная дорога – сооружение, предназначенное для перевозки грузов (реже пассажиров) в вагонетках, подвешенных к стальному проволочному канату и передвигающихся по нему.
Туда и дорога – получил по заслугам, нечего жалеть.

По дороге – 1) мимоходом, заездом, попутно; 2) в одном и том же направлении; 3) об общих стремлениях, общей цели.
Дать (или уступить) дорогу – 1) отойти в сторону, дав место для прохода, проезда; 2) предоставить возможность действовать, выдвинуться в какой-либо области.

Забыть дорогу – забыть.
Знать дорогу – уметь находить доступ куда-либо.
Перебить (или перейти, перебежать и т. п.) дорогу – захватить, перехватить то, на что рассчитывал другой.

Стать (или встать, стоять) на дороге; стать (или встать, стоять) поперёк дороги – быть препятствием кому-либо в чём-либо, мешать.

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1981 год.

* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Зимняя дорога».
1870-е.

В России с отправлением в дорогу связано множество примет и обычаев. Приведённые ниже бытуют повсеместно и в наши дни.

<\p>

«В дорогу отъезжать надо во вторник или в субботу, так как остальные дни недели, по народному убеждению, почитаются несчастливыми для отъезда в дорогу».

«Выезжать в дорогу в понедельник не должно, потому что, как уверяют, в этот день путь благополучен быть не может. Точно так же не предвещает ничего хорошего, если через дорогу перебежит заяц или другое какое животное».

«Если по дороге встретится поп, девка или кошка – толка мало будет, а если попадутся навстречу собака или нищий, в особенности же, если последний с корзиной, — то ожидай в делах удачи».

«Когда встретившийся по дороге спросит другого «Куда ты идёшь?» Тот, кого спросили так, должен возвратиться домой, иначе от слова «куда» случится какая-нибудь неудача».

Чтобы путь был удачен, нужно и уезжающим и провожающим посидеть минуту в полном молчании непосредственно перед выходом из дома. Причём садиться нужно обязательно на что-нибудь твёрдое.

В русских деревнях и сегодня повсеместно распространён запрет поднимать что-либо с дороги, т. к. можно «перенять» болезнь, «посаженную» на лежащий на дороге предмет.

Например, для того, чтобы избавиться от бородавок нужно на деревянной палочке сделать насечки по числу бородавок, а затем бросить её на дорогу.

Кто на неё наступит или её подберёт, тот и «возьмёт» себе бородавки, а у больного они сойдут сами собой.<\p>

Энциклопедия суеверий. Москва. «Локид» — «Миф». 1995 год.

* * *

Борис Михайлович Козмин.
«Берёзовая аллея. Старая дорога, ведущая в Петровское».
1988.

Василий Васильевич Верещагин.
«Кочевая дорога в горах Алатау».
1869-1870.

Василий Васильевич Верещагин.
«Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх».
1875.

Василий Васильевич Верещагин.
«Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся».
1873.

Василий Васильевич Верещагин.
«На большой дороге. Отступление, бегство».
1887-1895.

Василий Иванович Суриков.
«Дорога в Хотьково».
1884.

Василий Игоревич Нестеренко.
«Дорога на Алупку».
1990.

Василий Шульженко.
«На просёлочной дороге».

Винсент Ван Гог.
«Мост Ланглуа в Арле с дорогой вдоль канала».
1888.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог.
«Два тополя по дороге к холмам».
1889.
Музей искусств Кливленда, Кливленд.

Винсент Ван Гог.
«Дорога в Сен-Реми с женской фигурой».
1889.
Музей искусств Никидо, Касама.

Винсент Ван Гог.
«Дорога через ущелье».
1889.
Музей изобразительных искусств, Бостон.

Винсент Ван Гог.
«Дорога через ущелье».
1889.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Генрих Семирадский.
«Дорога из Рима в Альбано».
1873.

Генрих Семирадский.
«По дороге на праздник урожая».
1890-е.

Генрих Семирадский.
«Греческий торговец (Дорога к святыне)».

Григорий Григорьевич Мясоедов.
«Дорога во ржи».

Дирк Боутс.
«Дорога в рай».

Дмитрий Белюкин.
«Дорога к храму».

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Три дороги, три пути, по которому идти. Вправо, влево или вперёд».

Иван Константинович Айвазовский.
«Дороги от Млета до Гудаура».
1868.

Иван Константинович Айвазовский.
«По дороге в Ялту».
1860-е.

… 2

ДОРОГА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Источник: http://aria-art.ru/0/D/Doroga/1.html

Образ дороги в искусстве

  Слайд 1

Что такое дорога? это путь в школу и обратно или еще куда – нибудь.

 Я никогда не задумывалась о смысле этого слова.  После урока РХК для меня он открылся в новом свете,   я увидела дорогу, чем — то большим, чем путь домой…

 Поэтому объектом своего исследования я выбрала  дорогу. Слайд 2

В результате исследования я выяснила ,что дорога -один из центральных символов — образов любой культуры .слайд3

Люди верили, что он наделен священными силами, и почитали его. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми  возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.

Образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в сказках слайд 4<\p>

 «Колобок», «Лиса и Волк», «Кот и Лиса», «Как Иванушка дурачок за чудом ходил»,  «Гуси лебеди», в которых герои идут, бегут, крадутся по дороге.

Былинах  слайд 4    Пословицах   слайд 6

Для русской классики одним из таких устойчивых моментов стал мотив путешествия, странствия, дорожная тема. Этот мотив отразился в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимняя дорога» слайд  7,«Бесы», повестях «Метель» и «Капитанская дочка»… Непременным спутником образов метели, вьюги является дорога.

Удивителен и образ (гоголевской птицы-тройки ,казалось бы, навсегда ушедший из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого. Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русской литературе, как будто и в этом беге, в звенящих бубенцах заключена непостижимая загадка судьбы, неудержимо влекущей нас по ведомому только ей пути. Н.

Важно

Некрасов — самобытный певец народа. Он начал свой творческий путь стихотворением «В дороге» (1845), а поэмой «Кому на Руси жить хорошо» о странствиях по Руси семи мужиков закончил. Приходят новые времена. Приходит и новое понимание многих художественных приёмов:   но  снова и снова звучат в нём мотивы пути и дороги, эти бессмертные знаки непрекращающегося нашего движения .

слайд 8

Попытка найти свой путь, дойти до «земли обетованной» — такая дорога стала любимой в русской живописи.  

Впервые тема возникает в русской живописи в середине ХIХ века.В картинах

  Л.И.Соломаткина  слайд 8

И.Е.Репина слайд 9

 М.В.Нестерова слайд 10″

Перова. Слайд 11<\p>

 С.В.Иванова слайд 12

Русская дорога очень                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 часто, как и в литературе оказывается дорогой зимней:  «Зима» А.К.Саврасова слайд 12. «Вьюга» П.П.Соколоваслайд 14

Читайте также:  Человек в творчестве пушкина

, А.О.Дезарно «Карета, застрявшая в снегу» слайд 15    С этими «дорожными» холстами в русскую живопись вошла та странная, по выражению М.Ю.Лермонтова, любовь к России, которая выражалась в привязанности к бедным селеньям и скудной природе, к смиреной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу (Ф.В.Васильев. «Оттепель».

1871) слайд 16 На холстах появлялись дороги из ниоткуда в никуда, которые не начинались нигде и никогда не заканчивались (В.И.Куинджи «Осенняя распутица». 1872)слайд 17)   (И.М.Прянишников «Порожняки». Слайд 18. По такой дороге не шли — странствовали — и странствовали вечно.

<\p>

И, только пережив это вечное странствование, ощутив бездорожье и распутицу как неизъяснимую красоту, можно было выйти на другую дорогу — «широкую, ясную». Дорога, как мечта о счастье, гармонии, покое и воле в картинах «Рожь» И.И.Шишкина слайд 19, «Радуга» А.К.Саврасова (1875слайд 20, «Зреющие нивы» Г.Г.Мясоедова (1892)слайд 21.

По шумной, широкой, ухоженной дороге возвращаются с ярмарки селяне в одноименных холстах «Возвращение с ярмарки» И.М.Прянишникова и А.П.Рябушкина слайд 22

 Апофеозом всех исканий русской живописи стала картина И.И.

Левитана «Владимирка» слайд 23                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        .

По такой дороге мог идти и «народ-богоносец», и просто человек – странник                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Двадцатый век принес новое восприятие темы. Полубезумный «крестный ход», обреченной на хождение по мукам русской интеллигенции запечатлен в картине И.Е.Репина «17 октября 1905 года» (1907)слайд24                                                                             . Остановился на скрещении трех дорог, раздумывая о выборе пути, «Витязь на распутье» В.А.Васнецова слайд  25.<\p>

Совет

Однако,  новые дороги чаще всего не уходят вдаль, не пересекаются с реальностью — они параллельны ей и никогда не сойдутся. Бездушное пространство-время, в котором несутся «в светлое будущее» хрупкие красные всадники, замерло в «Красной коннице» К.Малевича (1932)слайд 26 А стремительно, устрашающе надвигающийся на зрителя черный состав в композиции А.Лабаса «Поезд идет» (1929)слайд 27выглядит приговором «дореволюционной» дорожной поэтике.<\p>

Новая интерпретация дороги — как пути, одновременно и к смерти, и к светлому будущему, появляется в работах военных лет и в произведениях военной тематики. Радость мирного труда, жизни без войны, дороги «на работу и домой» запечатлены в работах художников первых послевоенных лет (Ю.И.Пименов. «Садовое кольцо».1957)слайд28                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

В искусстве последних десятилетий холстов, в которых дорога предстает как предмет пластического постижения, практически нет. Зато есть желание найти «тропинку к самому себе». (И. В.Николаев «Выхожу один я на дорогу». 1986) слайд29. Какой выбрать путь? Что предназначено человеку на земле? Вопросы, не потерявшие смысла и насущности и в наши дни — свобода это

тема выбора и выбор свободы — об этом задумываются художники. (В.А.Мишин  «Формула». 1977) слайд 30.Человек всегда оставляет след, память о том, что он здесь был — это и есть дорога, данная нам судьбой (Д.В.Шагин «Дорога домой».

1982)(слайд 31<\p>

  Немало музыкальных произведений посвящены образу дороги. Достаточно назвать такие имена: композиторы: М.И. Глинка, П. И. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов, Г. Свиридов,Чайковский.

Слайд32                              

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными:   .

слайд33                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

В 20 веке тема дороги была подхвачена композиторами песенниками. Символом этого направления стала песня «Эх, дороги» .  В ней глубоко отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, о потерях и лишениях на том трудном, суровом пути, который прошел человек по дорогам войны.  

Читайте также:  Почему важно уметь признавать свои ошибки?

Во второй половине 20 века образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций, БАМА .

<\p>

Такие песни нашли свое отражение и получили широкое распространение в авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров под гитару.

Обратите внимание

В настоящее время встречаются песни в исполнении певцов, где тоже присутствует дорога, путь, расставание и, конечно же, любовь.

 НО  самый  главный путь, самая главная дорога, это та, которую должен пройти человек – это путь жизни, путь духовного, нравственного совершенствования. И эту дорогу каждый выбирает сам.  

 С момента рождения мы идем по дороге, постоянно наблюдая, изучая, совершенствуя свои знания и умения. Учимся говорить, любить, размышлять, встречаться и расставаться, радоваться и печалиться, преодолевать препятствия и укреплять силу воли. Учимся жить.

Слайд 34                                                                                                                            Итак, дорога это — это художественный образ и сюжетообразующий компонент. Дорога — это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.

Дорога — это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.<\p>

             Не выдернуть из прошлого страницу,

           На будущем не стоит ставить крест,<\p>

      Ты отпусти из пальчиков синицу,<\p>

          Журавлик где-то кружится окрест…

     Мы сами себе звезды выбираем,

          За светом их по тропочкам бредем.<\p>

 Себя в пути теряем и ломаем,<\p>

     Но все равно идем, идем, идем…

                                      Валерий  Егоров «Журавлик»

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/01/06/obraz-dorogi-v-iskusstve

Урок №1-№2 (36-37) — Искусство

Символы в жизни и искусстве

     Центральные
символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они
наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и является символом
жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как
бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными
верованиями, дерево — символ Вселенной.

     Для
русского человека особое значение имеет образ-символ дороги. Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был
пройти каждый.

Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни
человека — от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, — отражали его
представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру
восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает
русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми
переменами.

     Образ
дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре.
Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном
смысле.

Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных,
графических произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать
имена композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г.
Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И.

Левитана, Н. Рериха;
поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих
других.

Рассмотри картины русских художников, посвященные образу дороги.

     Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в картине И. Левитана «Владимирка». Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь.

Важно

Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.

Послушай  ЗДЕСЬ песню «Зимняя дорога» Г.Свиридова

Описание картины Шишкина «Рожь»

Могучее дерево

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Предгрозье

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Засохшая сосна

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Дорога

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Музыка поля

Ласточки  «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Ржаной простор

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!

Н. А. Некрасов

    Образ Руси,
бешено несущейся по неизведанной дороге, не так оптимистично безмятежен, как
может показаться с первого взгляда.

     В таких
народных песнях, как «Не одна-то ли во поле дороженька», «Ах, ты поле мое» и
др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к
природе, родному краю, близкому человеку.

Как правило, песни подобного рода
отличаются  распевностью,  широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен
переплетаются с поэзией народной речи.

Совет

Создается чрезвычайно красочный и
выразительный, прямо-таки зримый образ, который захватывает человека целиком.

 Особый
пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки,
в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и
ассоциировался со свободой, волей.

Примером могут служить песни «Ах ты, степь широкая» Послушай ЗДЕСЬ, «Степь да степь кругом» Послушай ЗДЕСЬ, «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др.

Здесь нашли преломление творческие
устремления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции,
и студенческой молодежи.

     Есть
музыкальные сочинения, непосредственно передающие переживания от пути, дороги,
быстрой езды, например: «Попутная песня» М. Глинки, «На тройке» П.
Чайковского(из цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя дорога» Г.

Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Есть и
такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе,
например, у С. Рахманинова (Прелюдия для ф-но Послушай ЗДЕСЬ) или в кантате С.

Танеева «Иоанн Дамаскин» Послушай ЗДЕСЬ.

     Дорожной
тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными,
например: «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу»
и др.

     Тема дороги
была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом
этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946)
Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня «Эх, дороги». Слушать ЗДЕСЬ.

Обратите внимание

В ней сжато и емко с
философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и
лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по
свидетельству современников, эта песня — воспоминание стала любимой песней
маршала Г. Жукова.

Читайте также:  Анализ стихотворного цикла тургенева «деревня» («люблю я вечером к деревне подъезжать»)

Подобно тому как «Священная война» А. Александрова стала символом своего
времени и одновременно положила начало целому пласту песен военных лет, песня
«Эх, дороги» подвела итог тем страшным и победным годам войны.

Можно сказать,
что, продолжая традиции прошлого, эта песня выросла из них и стала
художественным символом своей эпохи.

     Во второй
половине XX в. Образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов,
строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня
А.

Пахмутовой  «Геологи». Часто использовалась тема дороги в
получившей широкое распространение  в
60—70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических  слетах, у походных костров. Послушай ЗДЕСЬ песню Ю .

Визбора «Дорога»

Творческие задания:

• Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные
произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.

• Найдите отрывки из литературных произведений
(поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую
тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственно-эстетического
смысла.

• Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных
иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».Слушать ЗДЕСЬ.  Обратите внимание на стилевые особенности
музыки Г. Свиридова. Почему его творчество сравнивают с песнью о России?

• Как композитор в инструментальную пьесу вводит
«вокальное» начало? Какое значение придается смене «вокальных» интонаций
«инструментальными»?

• С какой музыкальной формой можно сравнить композицию
«Тройки»?

• Посмотрите фрагмент кинофильма «Метель».

Какую роль
играет в нем музыка Г. Свиридова?Какими средствами композитору удалось осуществить
ритмизацию действия?

Художественно-творческое задание

Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ
дороги в творчестве русских и зарубежных художников».

Источник: https://www.sites.google.com/site/iskusstvosk5/urok-no32

дорога на картинах известных художников

Посмотреть на процесс создания всем известных картин — это может быть очень интересным. Поль Гоген предоставил нам такую возможность, написав Винсента Ван Гога за работой. А Ван Гог знаменит подсолнухами — их он и рисует.

Сочинение о картине Портрет Ван Гога рисующего подсолнухи Поля Гогена<\p> Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа.

Алексей Гаврилович Венецианов

Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям. Сочинение о картине Мороз и солнце Виктора Цыплакова<\p>

Незамысловатая картина представляет сосну на пригорке, причем не целиком. Все остальное пространство — небо и песок. Шишкин выписывает детали и здесь, но все же картина несколько непривычна по композиции. Сочинение о картине Сосна на песке Ивана Шишкина<\p>

Важно

Безыскусная на первый взгляд картина Алексея Саврасова изображает даже и не зиму, а пространство. И не дорогу — даль. Практически сведенный до белого и темного колорит интересен для анализа. Сочинение о картине Зимняя дорога Алексея Саврасова<\p>

Интересный зимний пейзаж Густава Курбе изображает пустынную окраину деревни в отвратительную, промозглую, холодную и сырую погоду. А где же лошади и люди? В стойлах и в корчмах, пожалуй. Сочинение о картине Окраина деревни зимой Гюстава Курбе<\p>

Вот необычная золотая осень — странная композиция, нарочитый сюжет, деревенская жизнь как она есть — люди ходят, разговаривают, перевозят что-то на телегах… Непонятно, праздник это али будень. Исаак Бродский, Золотая осень — интересная картина. Сочинение о картине Золотая осень Исаака Бродского<\p>

Весьма современно выглядящее полотно придворного портретиста изображает зиму — не буран, не мороз, но пасмурную, влажную, сырую и тоскливую русскую зиму. Бродский, одна из картин с названием «Зима». Сочинение о картине Зима Исаака Бродского<\p>

Совершенно гениальная и необычная по колориту картина Николая Крымова, изображающая типичную сценку летнего грозового дня в южных районах. Ветер, движение в небе и не менее напряженное движение на земле. Сочинение о картине Ветреный день Бык Николая Крымова<\p>

Мастер фотографического, сказали бы мы сейчас, реалистичного русского пейзажа — Иван Шишкин. Картина «Рожь» наполнена жизнеутверждающими, спокойными, полными сдержанного достоинства слегка приглушенными оттенками желтого и темно-зеленого. Сочинение о картине Рожь Ивана Шишкина<\p>

Источник: http://1001kartina.su/tag/doroga/

«Образ дороги в искусстве»

Образ дороги в искусстве<\p>

Презентацию подготовила<\p>

учитель музыки Е.В.Ватаманюк<\p>

МБУ «Школа №91»<\p>

г.о.Тольятти<\p>

2017<\p>

Виктор Михайлович Васнецов «Витязь на распутье»<\p>

Виктор Михайлович Васнецов «Иван царевич на сером волке»<\p>

Виктор Михайлович Васнецов «Ковер-Самолет»<\p>

Исаак Левитан «Владимирка»<\p>

Это печально известный Владимирский тракт, по которому гнали ссыльных каторжан в Сибирь. Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Пройдя 15—25 вёрст, арестанты останавливались на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев. В 1919 году часть Владимирского тракта от московской Рогожской заставы переименована в Шоссе Энтузиастов. Под «энтузиастами» инициатор переименования А. В. Луначарский подразумевал революционеров и политических заключённых, которые следовали в ссылку этим трактом.<\p>

Алексей Саврасов «Распутица»<\p>

Алексей Саврасов «Зимняя дорога»<\p>

В таких народных песнях, как «Не одна-то ли во поле дороженька»,<\p>

«Ах, ты поле мое» и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку.<\p>

Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой .<\p>

Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Это песни «Ах ты, степь широкая»,<\p>

«Степь да степь кругом», «Колодники»,<\p>

«Ямщик, не гони лошадей»<\p>

и др.<\p>

Сверчков Н.Е. Откуда дровишки<\p>

Сверчков Н.Е. Тройка зимой<\p>

Есть музыкальные сочинения, непосредственно передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например:<\p>

«Попутная песня» М. Глинки,<\p>

«На тройке» П. Чайковского<\p>

(из цикла «Времена года») или<\p>

«Тройка» и «Зимняя дорога» Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»).<\p>

Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, например, у<\p>

С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева «Иоанн Дамаскин».<\p>

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен,<\p>

многие из которых стали народными, например:<\p>

«Мой костер»,<\p>

«Что ты жадно глядишь на дорогу»,<\p>

«Выхожу один я на дорогу» и др.<\p>

Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления<\p>

стала написанная уже после Великой Отечественной войны<\p>

(1946) Ан. Новиковым на слова<\p>

Л. Ошанина песня «Эх, дороги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений<\p>

на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору.<\p>

Во второй половине XX в. Образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня<\p>

А. Пахмутовой «Геологи». Часто использовалась тема<\p>

дороги в получившей широкое распространение в 60—70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.<\p>

  • Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.
  • Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственно-эстетического смысла.
  • Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его творчество сравнивают с песнью о России?
  • Как композитор в инструментальную пьесу вводит «вокальное» начало? Какое значение придается смене «вокальных» интонаций «инструментальными»?
  • С какой музыкальной формой можно сравнить композицию «Тройки»?
  • Посмотрите фрагмент кинофильма «Метель». Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова? Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия?

Художественно-творческое домашнее задание<\p>

Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зару-<\p>

бежных художников»<\p>

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/obraz-dorogi-v-iskusstve.html

Ссылка на основную публикацию