Образ Петербурга в русской литературе
Образ Петербурга в русской литературе
(теория)<\p>
У каждой эпохи свой образ Петербурга
Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова,
Державина — Петербург предстает как
«преславный град», «Северный Рим»,
«Северная Пальмира». Им чуждо видеть в
городе будущего какое-то трагическое
предзнаменование.
Только в XIX веке появляется город-призрак,
город-фантасмагория, где соседствует
странное и повседневное, реальное и
фантастическое. Эта традиция изображения
Петербурга открывается в русской
литературе именами Пушкина и Гоголя.
Петербург в описании А.С. Пушкина
Петербург в описании А.С. Пушкина
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин
В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин
провел более трети своей жизни — лучшие
годы юности и годы зрелости, наивысшего
напряжения духовных сил, творческого
подъема и житейских проблем. Ни один
город не был им воспет с таким высоким
чувством, как «град Петров».
Петербург для поэта — воплощение
петровского духа, «Петра творенье»,
символ созидательных сил России.<\p>
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит:
Однако Пушкин чувствовал, что Петербург
— город контрастов, и вот уже по
затопленной столице, преследуемый
Медным всадником, мчится несчастный
сумасшедший Евгений:
Образы Петербурга и его творца Петра в
поэме двойственны. Петербург — город
величия и славы, но в то же время это
город суеты, забот, повседневных тревог
«маленького человека».
Обращение к фантасмагории, как типично
петербургскому мотиву, и к «маленькому
человеку» (бедному чиновнику), как к
петербургскому типу, предвосхищает
поэтику сюжетов петербургских повестей
Гоголя.
Петербург в описании Н.В. Гоголя
Все мы вышли из его шинели.
Ф. Достоевский
В произведениях Н.В. Гоголя образ
Петербурга меняется: великолепие
отступает перед проблемами обезличивания
человека.
В «Петербургских повестях
автор создаёт загадочный и таинственный
образ столицы. Здесь сходят с ума,
трагически ошибаются, кончают жизнь
самоубийством, просто умирают.
Холодный,
равнодушный, бюрократический Петербург
враждебен человеку и порождает страшные,
зловещие фантазии.
В повести «Невский проспект» (Невский
проспект — своего рода символ Петербурга,
его лицо-маска):
«Он лжет во всякое время, этот Невский
проспект, но более всего тогда, когда
ночь сгущенною массою наляжет на него
и отделит белые и палевые стены домов,
когда весь город обратится в гром и
блеск, мириады карет валятся с мостов,
форейторы кричат и прыгают на лошадях
и когда сам демон зажигает лампы для
того только, чтобы показать все не в
настоящем виде».
В повестях «Нос», «Шинель» и «Записки
сумасшедшего» большое композиционное
значение имеет образ петербургского
департамента, гротескные характеры
чиновников и тема «маленького человека».
Определенные параллели к этому можно
найти и в «петербургской» вставной
новелле из «Мертвых душ» — «Повести о
капитане Копейкине».<\p>
Отметим, что в поэтическом мире Гоголя
существует устойчивая ассоциативная
связь между праздностью, злом, дьяволом
и фантасмагорией. И всё это характерно
для гоголевского Петербурга.
Петербург в описании Н.А. Некрасова
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н. Некрасов
Одной из любимых тем лирики Некрасова
было изображение Петербурга, где Некрасов
прожил 40 лет.
В молодости ему пришлось
влачить жизнь голодного бедняка, на
себе испытать нужду и лишения, а также
узнать все превратности жизни в трущобах
столицы.
Петербург предстал перед
читателем резко разделенным на два мира
— владельцев «роскошных палат» и
обитателей подвалов, «счастливцев» и
«несчастливцев».
С сердечной болью описывал Некрасов
петербургские углы и ютящийся в них
нищий, голодный люд. Вместо роскошных
дворцов и великолепных ансамблей
Петербурга Некрасов показал окраины,
где «каждый дом золотухой страдает»,
где «штукатурка валится и бьёт тротуаром
идущий народ», где мерзнут дети на «ложе
своем».
На улицах красивого города он
видит прежде всего людей униженных и
обиженных, видит картины, которые до
него старательно обходили поэты: у
памятника Петру I он замечает «сотни
сотен крестьянских дровней, которые у
присутственных мест дожидаются» (
фрагмент из стихотворения «Размышление
у парадного подъезда» читает ученик).
Роскошную столицу, один из красивейших
городов мира, Некрасов увидел глазами
бедняка и описал ее с горячим сочувствием
к несчастным и обездоленным, с ненавистью
к сытым, праздным и богатым.<\p>
Фрагмент из книги Н.А.Некрасова
«Петербургские улицы»:
«И я спустился в душные подвалы, поднялся
под крыши высоких домов и увидел нищету,
падающую и падшую нищету, стыдливо
прикрывавшую лохмотья свои, и нищету,
с отвратительным расчетом выносящую
их на показ.
И сильней поразили меня такие картины
неизбежные в больших и кипящих
народонаселением городах, глубже запали
в душу, чем блеск и богатства твои,
обманчивый Петербург! И не веселят уже
меня твои гордые здания и все то, что
есть в тебе блестящего и поразительного».
Подведем итоги нашим сообщениям;
во-первых, петербургская тема, поднятая
еще русскими литераторами в XVIII веке, в
XIX веке стала темой первостепенной
важности. Во-вторых, писатели XIX века
придали образу Петербурга новые,
трагические черты.
Петербург в описании Ф.М. Достоевского
В белую ночь мгновенно озарил душу
Достоевского скорбный облик Петербурга.
Н. А. Анциферов
Образ Петербурга занимает видное место
и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около
тридцати лет прожил Достоевский в
Петербурге. Здесь создавалась большая
часть его произведений, в том числе и
романы «Записки из мертвого дома»,
«Униженные и оскорбленные», «Преступление
и наказание», «Братья Карамазовы».
Многие места в Петербурге связаны с
именем великого писателя.<\p>
В своем подходе к изображению Петербурга
Достоевский близок к Гоголю и Некрасову,
особенно к Некрасову.<\p>
Роман Достоевского «Преступление и
наказание» многие критики называют
«петербургским романом».
И это название
в полной мере характеризует произведение.
На страницах романа автор запечатлел
всю прозу жизни столицы России 60-х годов
XIX столетия — города доходных домов,
банкирских контор и торговых лавок,
города мрачного, грязного, но в то же
время по-своему прекрасного.
Источник: https://StudFiles.net/preview/3113121/
Образ Петербурга в русской литературе
Что мы знаем о Петербурге в русской литературе? Чем он характерен и чем отличается от других городов: Москвы, Пскова или Рязани? Чем же мрачный Петербург так привлекает поэтов и писателей? Ответы на все эти вопросы можно найти в великих произведениях русской литературы.
Петербург в них представлен чем-то мрачным, тяжёлым, но, одновременно, порождающим воображение и поощряющим творческую деятельность. Петербург, зачастую, отдельный и вполне самостоятельный персонаж русской литературы (примеры: “Нос” Н. В. Гоголя, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского).
Этот персонаж может обладать как хорошими, так и плохими чертами, потому что каждый автор по-своему относился к Петербургу, по-своему выражал свои чувства к нему.
Каковы же основные характеристики Петербурга и какой же он бывает в произведениях русской литературы? Разберёмся в этом вопросе подробнее:
- Петербург бывает мрачным и тяжёлым. Этот город в силу своего географического расположения часто покрыт туманами, а серых дней в нем больше, чем солнечных. Однако, Петербург – это магнит для писателей и поэтов. Их вдохновляла и продолжает вдохновлять потрясающая архитектура Петербурга, его природа и погода, царящие в нем. Мрачным Петербург, зачастую представляется в русской литературе девятнадцатого века.
- Грязный, душащий город, подавляющий все светлое. В таком городе невозможно остаться светлым и дружелюбным человеком, надеяться на лучшее будущее. Город болен и люди в нем больны. Таким Петербург представлен в произведениях Федора Михайловича Достоевского – выдающегося русского классика.
- Революционный Петербург. Этот образ встречается в произведениях русской литературы начала двадцатого века, преимущественно в лирике. Здесь стоит учесть, что каждый автор по-своему понимал революцию и относился к ней по-разному. Например, в поэме “Двенадцать” А. Блока революция представлена всеобщей сумятицей и непониманием, бессмысленной жестокостью и варварством. Революционный Петербург в стихах Маяковского, напротив, представлен боевым, чистым и четким.
- Светлый и величавый Петербург. Такой образ Петербурга встречается в лирике Анны Ахматовой. Она восхищается своим любимым городом и его архитектурой в своих стихах, однако, тоже называет его холодным. Также величавый Петербург встречается в творчестве Ломоносова и Пушкина.
- Блокадный Ленинград. Этот образ Петербурга встречается в произведениях, посвященных войне. В тот период было неважно: плохой этот город или хороший, – важно было победить врага, отстоять свою родину, свою родную землю.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Таким образом, мы выяснили, какой бывает образ Петербурга в русской литературе того или иного периода. Также, из всего вышеперечисленного становится понятно, что образ Петербурга может различаться у разных писателей: у одних он гротескный и вычурный, у других – тяжелый и мрачный, а у третьих – холодный, светлый и величавый.
Замечание 1
Также, можно смело утверждать, что во многих произведениях русской литературы Петербург играет роль персонажа. Он выступает в них как особый герой, не влияющий на действия человека, но всегда определяющий его сознание.
Значение образа Петербурга
Какую же роль играет образ Петербурга в произведениях русской литературы? Чтобы разобраться с этим, нам нужно проанализировать несколько примеров произведений различных авторов, эпох и направлений. Так, возьмем произведение А.
С Пушкина («Медный всадник»), М. В. Ломоносова, Н. В. Гоголя («Нос»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»), лирику Анны Ахматовой и поэму А. А. Блока «Двенадцать».
Таким образом, обобщая эту информацию, мы получим следующее:
- Петербург в различных произведениях, безусловно, несет в себе историческую ценность, так как достаточно подробно описан в каждом из них. В разные эпохи в произведениях русской литературы мы видим разный Петербург: от молодого, только начавшего свою жизнь города, до современной архитектуры более позднего времени.
- Петербург во всех без исключения произведениях считается городом мрачным и тяжелым, что не может не нести философского подтекста. Город будто наталкивает людей на раздумья, на творчество, на сомнительные дела и мысли. Он переворачивает взгляд на мир, поражает воображение своей красотой, холодностью и грязью. «Город болен» – как писал Федор Михайлович Достоевский. И это, пожалуй, действительно так.
- Петербург имеет социально-общественное значение, так как во многих произведениях он является фоном к действию главных персонажей. Так, именно в этом случае Петербург определяет их действия, их поступки и мысли.
- Петербург может также иметь философско-религиозное значение, так как это центр храмов, церквей. Именно в Петербурге находится культурная и духовная столица нашей родины.
- Культурное значение обусловлено этими же причинами. Петербург – это северная столица России, город культуры и образования.
- Как известно, Петербург – это не только культурная и духовная столица нашей страны, как уже было сказано выше, но и столица переворотов и революций. Именно здесь зародилась и случилась Великая Октябрьская Революция 1917 года. Возможно, это город, который живет своей жизнью, в котором всегда происходят какие-либо изменения и поэтому он так притягивает к себе творческих людей.
К писателям и поэтам, творившем в Петербурге или же писавшим о нем относятся: А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Ломоносов, Ф. Достоевский и многие другие.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что Петербург в русской литературе играет огромное значение. Так, Петербург – это самостоятельный город, живущий как бы отдельно от всей остальной России. Это мрачный город, притягивающий к себе странных личностей. Именно таким его образ навсегда и останется в произведениях русской литературы.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/obraz_peterburga_v_russkoy_literature/
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным.
Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы.
Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.
Особое место в литературном образе Петербурга занимает Петербург Достоевского.
Петербург Достоевского – это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, другого ли, себя ли.
Место действия романа «Преступление и наказание» — распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, дворы-колодцы, закоулки, комнаты-гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями, Сенная площадь и Канава.
Судьбы героев подчас решаются именно на улице ( тем самым Петербург становится городом гибели людей): погибает под колёсами щёгольской коляски Мармеладов, на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна, на улицу идёт Соня продавать себя, на проспекте перед каланчей кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, в Неве находят женщину-утопленницу, на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку, на Сенную выходит каяться перед народом главный герой, по улицам города бродит он перед, и после убийства.
Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу: «Проходя мимо Юсупова сада … он пришёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить его с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекраснейшая и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость».
Петербург слит с состоянием своих героев, в этом городе реальное кажется фантастическим, а фантастика – реальностью. Фантастичным кажется появление Свидригайлова, само существование старухи процентщицы, подчас нереальным Раскольников ощущает своё преступление.
В описании города и его героев преобладает жёлтый цвет.
Грязно-жёлтые обои в комнате Раскольникова, такого же цвета обои и в комнате Сони, и в квартире старухи, жёлтая мебель в кабинете Порфирия Петровича и старухи процентщицы, ярко-жёлты домики на Петровском острове, жёлтые лица и у Раскольникова, и у Порфирия Петровича, и у старухи.
Соня получает вместо паспорта жёлтый билет. Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших. Такое нагнетание жёлтого цвета не случайно. Ведь и сумасшедший дом называют «жёлтым домом». Этот город сводит человека с ума, делая его существование подчас невыносимым.
Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны. «Каморка его … походила более на шкаф, чем на квартиру». «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю её было видно из сеней».
«Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…».
В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.
Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это северное лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.
«Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
Эта удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль Раскольникова, где свершаются преступления.
Петербург – это город одиночества. «Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!» — почти кричит Мармеладов. Здесь человек стремится к уединению, стремится отгородиться ото всех. «Он решительно ушёл от всех, как черепаха в свою скорлупу», — пишет Достоевский о Раскольникове.
Панораме страшного города противопоставлено описание природы в эпилоге романа. «День опять был ясный и тёплый.… С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня.
Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, точно не прошли ещё века Авраама и стад его».
Так противопоставлением свободного воздуха Сибири и душного Петербурга заканчивается петербургский роман Достоевского.
Источник: https://resoch.ru/obraz-peterburga-v-russkoj-literature-peterburg-dostoevskogo/
Петербург в русской литературе
Всё сильнее звучат в литературе, начиная с XIX века, городские мотивы. Как поэт, так и писатель – это чаще всего житель города, горожанин.
Город, как явление неоднородное и неоднозначное, таит в себе парадные улицы, площади и фасады дворцов и тихие старинные закоулки; казённая, официальная часть сочетается в нем с затрапезной, повседневной.
Есть архитектура и есть жильё (по Достоевскому, “дома без архитектуры”).
И увидеть город можно по-разному.
Это могут быть взор приезжего, экскурсанта и глаза ребёнка или взрослого, влюблённого или одинокого; глаза человека, родившегося в городе и сроднившегося с ним всем существом, и глаза человека, выросшего в деревне и попавшего в город, как в ловушку. Один видит город из окна роскошного особняка, а другой из окна больницы или бедной наёмной квартиры. И картины эти будут различными.
Поэты и писатели более других людей способны чуткой душой воспринимать город не просто как внешнюю среду обитания, а как одушевлённое, живое существо. Поэтому образ одного и того же города оказывается совсем не одинаковым у разных поэтов.
<\p>
Тема Петербурга как особая эстетическая и социальная тема была впервые выдвинута в русской литературе Пушкиным.
В “Домике в Коломне”, “Пиковой даме”, “Медном всаднике” (вступление к этой поэме было опубликовано в конце 1834 года) ощущение неповторимой красоты Петербурга было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России.
<\p>
Образы новых для русской литературы героев (чиновника, городского бедняка), проникнутые юмором зарисовки жизни столичного мелкого люда – всё это получило развитие в “Петербургских повестях” Гоголя . Петербург Гоголя – губитель душ, город, где царит чертовщина и процветает пошлость.
Петербургские улицы, петербургские площади, петербургский климат, петербургский ветер в повестях Гоголя – участники и причина происходящих событий. Н.П.Анциферов пишет: “Петербург Гоголя – город двойного бытия. С одной стороны, он “аккуратный немец, больше всего любящий приличия”, деловитый, суетливый, “иностранец своего отечества”, с другой – неуловимый, манящий затаенной загадкой, город неожиданных встреч и таинственных приключений. Таким образом создается образ города гнетущей прозы и чарующей фантастики”.1
В литературном наследии Достоевского можно выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает как фон для развития сюжета. Обычно Достоевский даёт точные топографические указания.
Он любит отмечать отдельные места разнообразного в своих частях и цельного в своём единстве города.
Петербург Достоевского – город бедняков, людей, забитых жизнью; город угрюмый, в котором “так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды”, “так скоро перерабатывается человек”; мистический, “проклятый” город, в котором реальностью становятся фантастические видения Гофмана.<\p>
Интересно сопоставить образ Петербурга в поэзии Ахматовой и Мандельштама. Они живут в одно и то же время, бродят по одним и тем же улицам, принадлежат к одному и тому же литературному течению – акмеизму, но всё же Петербург в их творчестве – разный.
Классицизм архитектуры Петербурга привлекателен для Мандельштама правильностью линий, возвышенностью, гармонией и одухотворённостью его зданий. В то же время в образе Петербурга присутствует и мотив имперский. У Мандельштама Петербург – чёрно-жёлтый (цвета императорского штандарта).
В более позднем творчестве город Петра превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. В стихах 1921-1925 годов Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым ликом (“шоколадные, кирпичные, / Невысокие дома”).
В поздних стихах Мандельштама Петербург-Петрополь превращается в Ленинград и появляется мотив бездомности, незащищённости, обречённости (сходство деталей и архитектурно-бытовой среды Петербурга Достоевского и Мандельштама).
Петербург в стихах Ахматовой – город любви. Она не посвящает стихов отдельным зданиям, как Мандельштам. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви.
Петербург в поэзии Ахматовой – фон, декорация, он помогает лирической героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению, катарсису. Слово “Ленинград” заменит имя Петербурга в “Реквиеме” – как звук и знак, враждебный лирической героине.
И лишь в стихах военных лет обретёт другое звучание, овеянное мученичеством и героизмом.
Петербург Ахматовой и Мандельштама очень разный. Но при всём различии есть в отношении двух поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века, как нечто облагораживающее стихийное состояние человека.<\p>
Источник: https://literatura5.narod.ru/peterburg_l.html
Презентация на тему: Образ Петербурга в русской литературе XIX и XX веков
Описание слайда:
Образ Петербурга в русской литературе XIX и XX веков
Описание слайда:
Цель: показать образ Петербурга в произведениях русских классиков как равноправное действующее лицо
Описание слайда:
Северная столица в произведениях русских писателей Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране.
Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны.
Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России».
Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.
Описание слайда:
Литературная жизнь в конце XVIII – начале XIX веков Три века русской литературы подарили нам три разных Петербурга. В XVIII в. это был величавый «град Петров», воспетый в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина.
При Екатерине II Петербург превратился в признанный европейский центр эпохи Просвещения. Для контроля за состоянием словесности в 1783 г. была основана Российская академия.
Одной из главных целей академии стало следить за чистотой русского языка и воспитывать у общества вкус образцовыми сочинениями.
Пушкинский ПетербургМаленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух лет. Снова он появился в столице в 1811 г., когда поступал в Лицей.
Описание слайда:
Пушкинский Петербург Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание – сопровождает поэта на всем его жизненном пути Люблю тебя, Петра творенье, Город пышный, город бедный Люблю твой строгий, стройный вид, Дух неволи, стройный вид, Невы державное теченье, Свод небес зелено-бледный, Береговой ее гранит… Скука, холод и гранит.
Описание слайда:
Образ Петербурга в произведениях Н. В.
Гоголя “Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”.
(Владимир Набоков)Петербург у Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.
Описание слайда:
Петербург Достоевского Город у Достоевского прямо враждебен человеку: он то сырой и промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов. Петербург Достоевского- это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония.
Он душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Петербург – это символ страшного мира, где все продается и все покупается, где нет спасения бедному и слабому, где царят “волчьи” законы.
Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.
Описание слайда:
Серебряный векПетербург стал родиной русского модернизма и символизма. В Петербурге жили и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, – К. Д. Бальмонт, Вяч. И. Иванов, Л. Н. Андреев, Ф. Н. Сологуб.
Описание слайда:
Петербург Александра Блока Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет…Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей. Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал. Однажды, гуляя с В.
Рождественским у Инженерного замка, Блок сказал: “Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее… За этими руинами всегда новая жизнь. Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город.
Как хотелось бы мне его увидеть!”
Описание слайда:
Первая половина ХХ века1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них были И. А.
Бунин, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, А. И. Куприн и многие другие.
Оставшиеся пытались замкнуться в творчестве, отстаивая принцип независимости литературы от политики.
Описание слайда:
Образ любимой столицы в поэзии А. А. Ахматовой Петербург ХХ в., со всем, что ему “на роду написано”, что с ним было, есть и будет, – город Ахматовой, столица ее поэзии.
Какая доля досталась городу, такая и поэту: А мы живем торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь, Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный.
Описание слайда:
От второй половины XX века до наших дней После войны многие надеялись на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но эти надежды не оправдались. Под угрозой новых репрессий многие писатели старшего поколения почти перестали творить.
Однако в литературу вошло новое поколение, прошедшее войну: Ф. А. Абрамов, Ю. П. Герман, В. Ф. Панова, поэт В. С. Шефнер, драматург А. М. Володин. Их называли «шестидесятниками», хотя они принадлежали к более старшему поколению.
Главной задачей литературы они считали не вмешательство в действительность, а правдивое её отражение.
Описание слайда:
Петербургская литература рубежа ХХ – XXI столетий одновременно является и зеркалом России, и зеркалом города, который по-прежнему сохраняет за собой звание культурной столицы.
Результаты исследования
Описание слайда:
Вывод: Мне хочется верить, что Петербург XXI века сумеет преодолеть свою былую мрачность и «удушливость» , и в произведениях современных писателей и поэтов мы увидим новый Петербург – чистый, свежий, яркий, свободный и прекрасный.
Описание слайда:
Прекрасен город мой роднойС его проспектов прямотой,С блестящей роскошью дворцов,С зеленой прелестью садов!(Наталья Бочагова)
Описание слайда:
Текут года, как быстрая река,И солнце разгоняет в небе тучи.И с каждым днем мой город только лучше! (Таисия Харитонова)
Описание слайда:
БиблиографияАнциферов Н.П. «Душа Петербурга. Петербург Достоевского». – Л., 1990.Блок Александр Александрович, “Город мой” Ленинград, 1957.Викторович В. «Безымянные герои Достоевского». // Литературная учеба. – 1982. №1 – С. – 230-234.Добринская Л.Б. (Сост.
) «Белые ночи». – СПб., Лениздат, 1989.Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С.Пушкина. – М.: Книга, 1970.Журнал «Костер», стихотворения юных авторов о Петербурге,2004.Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда.- Л.: Лениздат, 1989.
– 272 с.“Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976.Пушкинский Петербург. – Л.: “Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во”, 1949.- 414 с.Санкт-Петербург в русской литературе: учебник -хрестоматия для 9-11 кл. гимназии, лицеев. Т-2 – СПб.
, Свет, 1996.
Описание слайда:
Презентацию подготовилаученица 11 класса БГОУ СОШ №317Тюленева Мария Андреевна Руководитель проекта– Лёдова Елена Николаевна
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/obraz-peterburga-v-russkojj-literature-i-i-vekov.html
Образ Петербурга в русской литературе XIX века Подготовила
Образ Петербурга в русской литературе XIX века Подготовила ученица 10 класса: Чекулаева Татьяна 2013 год<\p>
Цель: • определение специфики изображения Санкт Петербурга в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.<\p>
Задачи: • анализ образа Санкт Петербурга в русской литературе XVIII – первой половины XIX веков; • изучение роли Санкт Петербурга в творческом пути писателя; • анализ художественных произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, связанных с образом Санкт Петербурга.<\p>
Метод работы • Анализ художественных текстов и изучение различных научных концепций<\p>
Непохожий на другие российские города, Петербург часто становился объектом философских размышлений, местом действия литературных произведений и героем поэм.<\p>
У каждой эпохи свой образ Петербурга Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира”. Им чуждо видеть в городе будущего какое то трагическое предзнаменование.<\p>
и, т модам ю ы щеголя остёр — Там дам лицеист й , ам всяки ч, над огородами Т скукой да ечных озёр. Над лью солн Над пы А. Блок , ти фонарей и Зажгутся н витрины и Блеснут тротуары. и тусклых В мерцань площадей ами пары. д тянутся ря По А. Блок Весь город в пл авных разворотах, И лишь подчёрк ивает даль В проспектах, арках и воротах Классическая в ертикаль. Давид Самойло в<\p>
Только в XIX веке появляется город-призрак, городфантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина, Гоголя и Достоевского.<\p>
Три великих бытописателя Петербурга А. С. Пушкин Ф. М. Достоевский Н. В. Гоголь<\p>
А. С. ПУШКИН О ПЕТЕРБУРГЕ Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит. . . А. С. Пушкин<\p>
В петербургский период для лирики Пушкина особенно характерны свободолюбивые политические идеи и настроения. Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время – столица империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерии. “Пушкин – до глубины души русский петербургского периода”. А. И. Герцен.<\p>
Его отношение к Петербургу очень явно выражается в таких его произведениях, как “Медный всадник”, «Евгений Онегин» , «Вольность» и т. д.<\p>
«Вольность» Когда на мрачную Неву Звезда полуночи сверкает И беззаботную главу Спокойный сон отягощает, Глядит задумчивый певец На грозно спящий средь тумана Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец… …Молчит неверный часовой, Опущен молча мост подъёмный, Врата отверсты в тьме ночной Рукой предательства наёмной…<\p>
« Медный всадник» Живя в Петербурге, Пушкин не мог не понимать значения этого города для России, не знать историю его создания. Когда Пушкин писал “Медного всадника”, он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы, драматургом, историком. Это время, когда обострялся взгляд человека и художника на город. Никто, как Пушкин, не смог добавить романтики этому городу, образу Невы как одушевленному, живому существу. Для того, чтобы узнать, как относился к городу сам Пушкин, надо просто читать его произведения: все, что он хотел сказать о Петербурге, сказано им самим. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса.<\p>
Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург — город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, по вседневных тревог «маленького человека» .<\p>
Вывод о Петербурге Пушкина: У Пушкина Петербург светский, театральный, праздный и в то же время «пустой» .<\p>
Н. В. ГОГОЛЬ О ПЕТЕРБУРГЕ Все мы вышли из его шинели. Ф. Достоевский<\p>
Впервые в русской литературе Петербург изображён в «Петербургских повестях» во всей наготе, мелочности и трагической нищете повседневной будничной жизни. Гоголь запечатлел в своих произведениях образ Петербурга, увидев в нём не столько город роскоши и великолепия, сколько город резких социальных контрастов.<\p>
В «Петербургских повестях» Гоголь создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.<\p>
«Портрет» , «Нос» , «Шинель» , «Вечера на хуторе близ Диканьки» , «Невский проспект» и многие другие произведения этого автора очень точно описывают его отношение к Петербургу. «Стук, гром, блеск…кареты летали, извозчики, форейторы кричали…пешеходы жались и теснились под домами» – вот впечатление от Петербурга у кузнеца Вакулы.<\p>
«Невский проспект» Такая повесть , как «Невский проспект» , прекрасно иллюстрирует отношение Гоголя к Петербургу. Главная улица города является здесь главным объектом изображения. Эта «всеобщая коммуникация» олицетворяет собою чиновничье бюрократический Петербург. Основное впечатление от его облика «всё не то, чем кажется» . Красота Невского проспекта не может скрыть нищеты, бедности и трагизма жизни бедняков. Наряду с блеском, великолепием Невского проспекта, где, как иронически замечает Гоголь, «человек менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной» , изображены и бедные, заброшенные окраины, где царят беспробудное пьянство, нищета и разврат. «…Он лжёт, во всякое время, этот Невский проспект» .<\p>
Вывод о Петербурге Гоголя: Это город, поражающий социальными контрастами. Парадная красота его пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая по тротуарам Невского щегольски наряженная толпа – это не подлинный Петербург. Оборотной стороной этого фальшивого великолепия выступает Петербург – город мелких чиновников и мастеровых с его мрачными трущобами на окраинах, город тружеников – бедняков, жертв нищеты и произвола.<\p>
Петербург Достоевского Редко где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге. Свидригайлов<\p>
Достоевский был архитектором классицистом. Перед ссылкой он помнил классический Петербург, который был описан в произведении «Белые ночи» . Петербург превратился из города усадеб и особняков в город скученных домов. Пятиэтажки закрывали и так неяркое петербургское небо.<\p>
Писатель сделал город самостоятельным героем своих книг, создав феномен «Петербурга Достоевского» . Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись “Европейская и Русская цивилизация”, что это город, насильственно построенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего богатства.<\p>
Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург – лучшая иллюстрация к его романам.<\p>
Такие знаменитые произведения, как « Идиот» , «Преступление и наказание» , «Подросток» , «Бесы» и другие, показывают нам отношение к Петербургу Ф. М. Достоевского.<\p>
«Преступление и наказание» Действие романа сконцентрировано не только в определенном районе Петербурга, но и в конкретно определенном, предельно сжатом времени: с того момента, как мы застаем Раскольникова в начале романа, и до его признания в убийстве проходит всего около двух недель. Всё это время Петербург давит на героя. «Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на середине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката… Наконец, в глазах его завертелись какие то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом…»<\p>
Петербург Достоевского это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего» ; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город убийца, и город призрак, и город тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город убийца порождает людей убийц.<\p>
Вывод о Петербурге Достоевского: Существует и у Ф. М. Достоевского свой образ Петербурга, глубокий и значительный. Раскрытие его чрезвычайно существенно для понимания Достоевского. Но этот образ не есть продукт его творчества. Он рожден, а не сотворен. Все впечатления петербургской жизни, порожденные пейзажем города, его белыми ночами и туманными утрами, его водами и редкими садами, великой сует северной столицы, – все эти впечатления наслаивались одно на другое, перерабатывались в рожденном гением образе. Петербург Достоевского — это город, несу щий толькогоре.<\p>
Вывод: Каждый из этих писателей видел Петербург по-своему. Они показали нам этот город разным, часто противоречивым, прекрасным, пугающим и живым. Одно роднило образ города в произведениях столь разных писателей – их непреодолимая тяга к нему…<\p>
Применение: • Данная работа может найти применение на уроках литературы при рассмотрении выше указанных произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.<\p>
Использованная литература: • http: //revolution. allbest. ru/literature/00030663_0. html • http: //www. bestreferat. ru/referat 172682. html • http: //www. proza. ru/2013/03/04/2090 • http: //lit. 1 september. ru/2003/45/3. htm • http: //lit helper. ru/p_V_Peterburge_F__M__Dostoevskogo • http: //dostoevsk. narod. ru • http: //festival. 1 september. ru/articles/590114/ • http: //knowledge. allbest. ru/literature/c 2 c 0 b 65625 a 3 ac 68 b 5 d 53 a 88421306 d 27. html<\p>
Источник: https://present5.com/obraz-peterburga-v-russkoj-literature-xix-veka-podgotovila/
Сочинение № 10. Образ Петербурга в русской литературе
Поиск Лекций
Представители разных литературных школ, направлений по-разному воплощали облик города в своих произведениях.
Одним из первых к теме Петербурга – «города пышного, города бедного» – обратился Пушкин, который выделил основную черту облика города, в которой выражается его «духовная сущность»: двойственность, особую метафизическую природу материального и духовного бытия города.
В поэме «Медный всадник» Пушкин ведет разработку образа (речевая ошибка) Петербурга двояко.
В сознании Евгения Петербург не существует как «полнощных стран краса и диво»: он не замечает величия гранитных берегов Невы, прелести узора чугунных оград, стройных громад дворцов и башен.
Эти эстетические оценки связаны с чуждым Евгению миром представлений, с иной жизнью и замыкаются строками о Петербурге – прекрасном городе, который летом приносит наслаждение темно-зелеными садами и прозрачными сумерками белых ночей и где зимой:
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов…
И пунша пламень голубой.
В «Медном всаднике» поэт прослеживает более чем вековую историю Петербурга: замысел Петра, рост северной столицы, трагические события в день наводнения 1824 года.
Но можно посмотреть на город и с другой стороны. В романе «Евгений Онегин» просматривается образ Петербурга не только праздничного, но и будничного:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…
Городская жизнь показана в творчестве Пушкина во всех проявлениях. С поэтическим наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге.
Если смотреть на образ города с точки зрения Достоевского, то мне кажется, что у него город представлен достаточно однобоко (речевая ошибка, правильно – односторонне). Писатель смотрит на Петербург только со стороны (речевая ошибка, правильно – смотрит глазами) «маленьких людей».
Вместе с Раскольниковым, главным героем «Преступления и наказания», мы смотрим на город не только глазами главного действующего лица, но и в какой-то степени глазами Достоевского: «Тут заинтересовало его вдруг: почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь, и вонь, и всякая гадость».
У Н. А. Некрасова большой город обрисован с безжалостной иронией. Н. А. Некрасов запечатлял (грамматическая ошибка) город с самой мрачной его стороны.
Такое чувство, что отравлен даже воздух, а смерть наполняет ветер, который носится по городу, по проспектам, по улицам Петербурга (грамматическая ошибка, нарушение порядка слов в предложении, правильно – а ветер, который носится по городу, наполняет смерть):
Ветер что-то удушлив не в меру:
В нем зловещая нота звучит,
Все холеру – холеру – холеру —
Тиф и всякую немочь сулит.
При чтении поэзии Некрасова создается впечатление, что это «лишний город», как были «лишние люди», по словам известного исследователя темы Петербурга в русской литературе Н. Анциферова.
Тем не менее поэт всматривается в неповторимую индивидуальность города. Н. А. Некрасову редко удавалось отмечать красоту Петербурга, но все же он смог увидеть «убор из инея», который украшает город Петра, он смог увидеть также пышность и великолепие Петербурга:
Серебром отливают колонны,
Орнаменты ворот и мостов,
В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей…
Уличная жизнь у Некрасова практически всегда иронично показывается в описаниях образа Петербурга:
Лица воинов жалки на вид,
И подмоченный звук барабанный
Словно издали жидко гремит…
Интересен образ Петербурга Александра Блока. Если вчитаться в его произведения, то создается впечатление, что он как бы «переделал» (неточность или речевая ошибка) Петербург А. С. Пушкина, руководствуясь своей жизненной философией. На мой взгляд, А.
Блок несколько прохладно и отрешенно разрабатывает тему Петербурга (речевая ошибка – лексическая несочетаемость: тема не может разрабатываться отрешенно или прохладно) в своем творчестве.
В творчестве (речевая ошибка – повтор) поэта вы не найдете стихотворений, целиком посвященных описанию города или его отдельных топонимов, в отличие, например, от Мандельштама.
Образ Петербурга в творчестве Ахматовой представлен в нескольких ипостасях (речевая ошибка).
Во-первых, это необычайно притягательный, торжественный и отчасти печальный город, описание которого «вбирает» в себя достижения всей предшествующей литературы. (Ошибка построения текста: есть «во-первых», но нет «во-вторых».)
Стихи Ахматовой о Петербурге во многом автобиографичны. В них отражены основные «вехи» жизни:
Там впервые предстал мне жених,
Указавши мой путь осиянный…
«Стихи о Петербурге» воплощают очень светлое восприятие города, который становится своеобразной «рамкой» для лирического, очень личного воспоминания.
Тема города переплетается в стихотворении с темой любви и памяти о ней.
Узнаваемые детали города (речевая ошибка – повтор) позволяют не только воскресить в памяти былую любовь, но и поверить в ее вечное бытие в воспоминания («Ведь под аркой на Галерной / Наши тени навсегда»).
А вот в поэме «Реквием» образ города искажается, становится странно уродливым. Так поэт в образе города (речевая ошибка – повтор) воплощает время, в котором умерли красота и свобода: «И ненужным привеском болтался / Возле тюрем своих Ленинград».
Сочинение полно и многоаспектно раскрывает тему. Учащийся хорошо знает тексты авторов, писавших о Петербурге, много цитирует, знаком с произведениями критиков.
Однако различные части сочинения недостаточно связаны между собой, а большое количество упоминаемых авторов и произведений не дает возможности рассмотреть какие-либо тексты боле подробно.
В сочинении имеются речевые ошибки. Оценка – «хорошо» .
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s29333t5.html
Сочинение на 5.Ру
Сочинение на тему: Петербург в произведениях русских писателей XIX века
К теме Петербурга обращался в своем творчестве едва ли не каждый из русских писателей и поэтов.
Это объясняется тем, что петровская столица с момента своего возникновения воспринималась художниками слова, обществом в целом как символ России, олицетворяющий ее величие, красоту и открытость миру и вместе с тем воплотивший в себе противоречивость и драматизм русской жизни.
В русской поэзии первой четверти XIX века запечатлен образ декабристского и пушкинского Петербурга, города вольнолюбивых надежд, высоких стремлений.
В первой главе «Евгения Онегина» Пушкин рисует картины петербургской жизни 1810-х годов, насыщая повествование языком эпохи, в том числе гражданской лексикой («вольность», «гражданин», «свобода»), именами «властителей дум» того времени (Адам Смит, Руссо, Байрон, Чаадаев, Шишков). В то же время он пишет о противоречивости столичной жизни, двойственности вызываемых Петербургом чувств:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
В поэме Медный Всадник» противоречивая природа города, возникшего не в результате естественного исторического развития, а по воле царя-преобразователя, отражена в композиции произведения (парадный Петербург во вступлении противопоставлен образу гибнущего, затопляемого города в основной части поэмы) и в характере его основного конфликта (мелкий городской чиновник, осознавший себя жертвой Петра и его творения, бросает вызов Медному Всаднику — символу города).
Петербург Некрасова — это «город роковой», беспощадный и жестокий к своим жителям. В поэме «Несчастные» Некрасов пишет о молодых людях, которые рассчитывают обрести в Петербурге славу и богатство:
…Воображенье
К столице юношу манит,
Там слава, там простор, движенье…
Однако провинциала часто ждет крушение надежд. Громадный город, подобно бездушному механизму перемалывает людские судьбы:
Пройдут года в борьбе бесплодной,
И на красивые плиты, Как из машины винт негодный,
Быть может, брошен будешь ты?
В то же время у Некрасова есть образы городского пейзажа, отразившие своеобразнее очарование Петербурга. В цикле «О погоде» поэт, описывая столицу, подчеркивает невесомость, «волшебное сияние» зимнего города, который увиден как бит сквозь морозную дымку, отливающую серебром:
Улицы, зданья, мосты
При волшебном сиянии газа
Получают печать красоты…
В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей,
И, как бабочек крылья, красивы
Ореолы вокруг фонарей!
Характерны для Некрасова стихи, описывающие эпизоды из жизни городских низов. Как правило, колорит таких стихотворений мрачен, их звучание трагично. В финале стихотворения «Утро» мы слышим выстрел:
Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел — кто-то покончил с собой…
К числу типично петербургских произведений Некрасова относятся «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…, «Еду ли ночью по улице темной..» .
Достоевский в своих романах продолжает и развивает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга. Как и у этик авторов, у Достоевского с образом Северной столицы связаны мотив безумия и идея иллюзорности внешнего облика города.
В «Подростке» герой, фантазирующий о конце петербургского периодам русской истории, рисует в своем воображении, как «весь этот гнилой, склизкий город подымется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди него, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне».
Если в произведениях Пушкина и Гоголя уже намечена тема вины города перед человеком, то у Достоевского, подробно разрабатывающего эту тему звучит и мысль о соучастии города в преступлениях героев. «Самый фантастический, самый отвлеченный и умышленный» Петербург Достоевского диктует жителям свою волю, определяет их мысли, поступки, судьбы.
Образ Петербурга в произведениях русской литературы XIX века отличается многообразием пейзажей, красок, символов, подробностей городской жизни; предстает как важный элемент образа России, воплощающий ее прошлое, настоящее и будущее.
VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});
Источник: https://sochinenie-na5.ru/peterburg-v-proizvedeniyax-russkix-pisatelej-xix-veka/