Тема любви в произведениях А.И Куприна
Любовь хотя бы раз в своей жизни испытал каждый человек – будь-то любовь к матери или отцу, мужчине или женщине, своему ребенку или другу. Благодаря этому всепоглощающему чувству люди становятся более добрыми, душевными. Тема любви затрагивается в творчестве многих великих писателей и поэтов, именно она вдохновила их на создание своих бессмертных произведений.
Великий русский писатель А. И. Куприн написал ряд произведений, в которых воспел чистую, идеальную, возвышенную любовь. Под пером А.И.
Куприна родились такие замечательные произведения, как рассказы Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся», «Поединок» и многие другие, которые посвящены этому светлому чувству.
В этих произведениях писатель показал любовь разного характера и разных людей, но суть ее неизменна – она безгранична.
В повести «Олеся», написанной А.И.Куприным в 1898 году, показана всепоглощающая любовь Олеси, девушки из глухой полесской деревушки, к барину Ивану Тимофеевичу.
Во время охоты Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой ведьмы Мануйлихи. Девушка завораживает его своей красотой, восхищает гордостью и самоуверенностью. А Иван Тимофеевич привлекает Олесю своей добротой и интеллигентностью.
Главные герои влюбляются друг в друга, целиком отдаваясь своему чувству.
Влюбленная Олеся проявляет свои наилучшие качества – чуткость, деликатность, наблюдательность, врожденный ум и подсознательные знания жизненных тайн. Ради своей любви она готова на все. Но это чувство сделало Олесю беззащитной, приведя ее к гибели. В сравнении с любовью Олеси чувство Ивана Тимофеевича к ней скорее похоже на мимолетное влечение.
Предложив девушке руку и сердце, главный герой подразумевает, что Олеся, которая жить не может вдали от природы, переедет к нему в город. Ваня даже не думает отказаться от цивилизации ради Олеси.
Он оказался слабым, смирился со сложившимися обстоятельствами и не предпринял никаких действий, чтобы быть вместе с возлюбленной.
В рассказе «Гранатовый браслет» любовь представлена как безответное, бескорыстное, романтическое чувство, которое испытывает главный герой Желтков, мелкий служащий, к княгине Вере Николаевне Шеиной.
Смыслом жизни Желткова стали его письма к любимой женщине, полные чистой, самоотверженной любви. Муж княгини, справедливый и добрый человек, с сочувствием относится к Желткову и, отбросив всякие предрассудки, проявляет уважение к его чувствам. Однако Желтков, осознав несбыточность своей мечты и потеряв всякую надежду на взаимность, совершает самоубийство.
При этом даже в последние минуты своей жизни он думает лишь о своей возлюбленной. И только после смерти главного героя к Вере Николаевне приходит осознание того, что «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Это произведение является глубоко трагичным и говорит о том, как важно вовремя понять любовь другого человека и ответить ему взаимностью.
В своих произведениях А.И.Куприн продемонстрировал любовь как искреннее, преданное и бескорыстное чувство. Это чувство – мечта каждого человека, ради которой можно пожертвовать всем. Это вечная всепобеждающая любовь, которая сделает людей счастливыми и добрыми, а окружающий мир прекрасным.
Источник: https://school-essay.ru/tema-lyubvi-v-proizvedeniyax-ai-kuprina.html
Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся»
Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.
Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах.
Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.
Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом.
Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя.
Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.
А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.
Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя.
Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания быть вместе с другим человеком.
Его чувство, вероятно, основано на смутных влечениях, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.
Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.
В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: Доброта ваша не хорошая, не сердечная. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной.
Его каприз причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.
В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.
Олеся полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ дочери лесов.
Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания.
Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.
Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой.
Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному.
Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.
Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек.
Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.
Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/tema-lyubvi-povesti-a-i-kuprina-olesya/
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
К теме любви обращались многие писатели и поэты русской литературы. Исключением не стал и А.И. Куприн, который подарил миру прекрасные произведения «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Любовь здесь играет ведущую, основополагающую роль. Но не просто искреннее чистое чувство стремился показать читателю автор, главное для Александра Ивановича было отразить всю полноту трагизма и горечи, к которым приводит больная любви.
Наша задача, рассмотреть это более подробно и тщательно.
Как мы уже поняли, любовь в произведениях А.И. Куприна, несомненно, обрекает героев на душевные страдания, терзания и тяжелые муки. Так, к примеру, случилось с героями повести «Олеся», которым не суждено было быть вместе всю жизнь.
Юная девушка Олеся, которая жила с бабушкой-ведьмой в дремучем лесу вдали от цивилизации, обладала исключительными, на мой взгляд, качествами характера. Ей были присущи искренность, доброта, прямодушие, верность и преданность. Она умеет не просто любить, а отдавать всю себя ради светлого чувства.
Олеся бросается в омут с головой, несмотря на то, что прекрасно знает, каковы будут последствия, насколько тяжело ей будет пережить данный период жизни. К сожалению, подобного нельзя сказать о её возлюбленном, Иване Тимофеевиче. Его смело можно отнести к типу нерешительных, даже в какой-то степени слабых людей.
Конечно, душа героя полна искренних порывов, но всё это перечеркивается эгоизмом по отношению к окружающим людям. Иван Тимофеевич, несомненно, любит Олесю, девушка привлекает его своей необычность, неординарностью.
Это доказывает следующая цитата, непосредственно взятая из текста: «Также привлекал меня к Олесе и некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в своих силах, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах».
Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что девушка прельщает героя исключительно на лоне природы, но никак не в цивилизованном обществе. Городской интеллигент внутри себя колеблется на этот счет. Отсюда и рождается нерешительность.
Конечно, Иван Тимофеевич в порыве страсти делает предложение руки и сердца Олесе, но ставит молодую девушку перед непростым выбором: либо старая бабушка, либо он. Я считаю, это говорит о малодушии и низменности. Кроме того, именно главный герой предлагает Олесе посетить церковь, что приведет в итоге к трагедии судьбы девушки. Впрочем, и сам молодой человек не в состоянии забыть прекрасную дикарку, воспоминания о тех счастливых днях ранят его сердце.
Трагизм повести очевиден, судьба героев не сложилась. Но каким образом разворачиваются события в другом произведении А.И. Куприна, «Гранатовый браслет»? В рассказе автор открывает перед нами завесу искреннего романтичного чувства.
Да, несомненно, на любовь Желткова Вера Николаевна не отвечает взаимностью, княгиня просто во время не разглядела истинного теплого чувства. Впоследствии, она очень жалеет об этом.
Желтков на протяжении долгого времени любит Веру Николаевну, эта любовь отличается преданностью и бескорыстность, он ничего не требует взамен. Гранатовый браслет – это символ его высокого чувства, единственная память о нём после смерти.
«Да святится имя твоё» – данные слова говорят о том, что, даже лежа на смертном одре, влюбленный юноша не забывает о княгине, напоследок благословляет её.
Мне хотелось бы закончить своё сочинение цитатой из вышеупомянутого рассказа: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» На мой взгляд, это поистине великие слова, которые не нуждаются в комментарии.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/silver-age/67-sochinenie-na-temu-tema-tragicheskoj-lyubvi-v-tvorchestve-kuprina-olesya-granatovyj-braslet.html
Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
Сочинения › Куприн А.И. › Олеся
Готовые Домашние Задания
Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Повесть «Олеся» – раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей.
Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом.
Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его.
Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором.
Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж.
Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..
любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение.
Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования.
Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне.
Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала».
Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.
Сочинения по теме:
- Сочинение по повести Куприна «Олеся» сочинение
- Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» сочинение
- Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) сочинение
- Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна (“Олеся”). сочинение
Источник: https://1soch.ru/kuprin-ai/olesya/tema-tragicheskoy-lubvi-v-tvorchestve-kuprina-olesya-1
Любовь в повести А.И. Куприна Олеся
Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в заштатном городке Наровчате. Отец писателя, Иван Иванович Куприн, мелкий чиновник, служил письмоводителем у местного мирового посредника. После смерти отца мать была вынуждена отдать сына в сиротское училище.
В 1880 году Куприн сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. Десятилетний мальчик столкнулся в эту пору с несправедливостью, возведённой в закон. Уже, будучи в юнкерском училище Куприн впервые выступил в печати.
Первое, что бросается в глаза, когда читаешь купринские произведения 1890-х годов, – это их неравноценность. Она объясняется его слабой общей культурой и недостаточным знанием жизни.
Таланты, как и люди, бывают добрые и злые, весёлые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне хочется сразу сказать добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой вот бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью « ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».
Куприн жил в иное, чем мы, время, знал совсем другой мир, многое из которого безвозвратно ушло. Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь и бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах.
И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни вольноопределяющихся, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казённой палате и частных поверенных. Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу.
И здесь добрым наставником и старшим другом нашим останется Александр Иванович Куприн. К. Г. Паустовский писал про Куприна:
«Любовь Куприна к человеку проступает ясным подтекстом почти во всех повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов»
Повесть « Олеся» была написана Куприным в 1898 году. 1897 год Куприн провёл в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением. Наблюдения над своеобразным бытом местных крестьян, впечатление от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества. Здесь был задуман цикл так называемых « Полесских рассказов».
Повесть эта – воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и мёдом лесов находит автор героиню своей повести.
История недолгой, но прекрасной по своей искренности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствие Ивана Тимофеевича в непривычной обстановке в глухой деревне.
Затем герой повести слушает рассказы Ермолы о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.
Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «Сказочную избушку», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.
Олеся выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, её всегда преследовала слава ведьмы. Ей даже пришлось переехать из деревни, в которой они жили, и отправится в лесную чащу, на болота, подальше от селений.
И вот в жизни появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом чувства начинают нарастать. Олеся пытается потушить любовь, только зародившуюся в ней. Но стоило только разлучиться им на две недели, и она понимает, что сердцу не прикажешь.
При встрече с любимым она сказала: «Разлука для любви тоже, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает еще сильнее». Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради нее девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своим принципам, не побоялась последствий.
Олеся отдает себя в жертву любви.
Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по- человечески ценно её самоотречение, попытка примерить свой образ жизни с тем, что её чуждо.
Олеся отказывается от своего возлюбленного, уезжает, оставив на память лишь бусы.
В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей полнотой раскрывается характер героев повести.
Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие – все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире».
Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.
Весенние пробуждение природы и зарождение любви совпадает потому, что люди эти живут одной жизнью с природой, подчиняются её законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.
По-моему, Александр Иванович изобразил в своем рассказе идеальную девушку, но если бы хоть некоторые из нас иногда старались быть похожими на Олесю, то, наверное, многие стали бы жить лучше. Только человек, выросший в гармонии с природой, вдали от цивилизации, способен на глубокие чувства.
Из прочитанной мной повести я открыла для себя то, что, кем бы ни был человек, например, потомственной ведьмой или простым рабочим, каждый из нас имеет право на уважение, любовь и жизнь, ведь он не виноват, что он таким родился и вырос. Эта повесть показала мне, что есть на свете и настоящая любовь, которую ничем не испортить. И мне кажется все, кто прочитает эту повесть, поймет это.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Любовь в повести
А.И. Куприна «Олеся»
Выполнила:
ученица МОУ СОШ №3
8 А класса
Пуртова Надежда
Руководитель: Орлова Т.П.
г. Северобайкальск
2008 год
Сведения об участнике:
ФИО:
Пуртова Надежда Александровна
Домашний адрес: Бурятия, город Северобайкальск, ул. 40 лет Победы д.25, индекс 671702
Телефон:
89021644581
Наименование образовательного учреждения:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №3»
Класс:
8 А
Название работы:
Любовь в повести А.И. Куприна «Олеся»
Номинация конкурса:
«За книжными страницами»
Источник: https://MirZnanii.com/a/360638/lyubov-v-povesti-ai-kuprina-olesya
Тема любви в повести куприна олеся
Тема любви проходит красной нитью через все творчество А.И. Куприна. Это чувство переливается в его произведениях разными оттенками, но среди них всегда присутствует трагизм. В произведении «Олеся» трагичность любви раскрывается особенно ярко.
Природная естественность Олеси
Повести «Олеся» присущи черты романтизма. Писатель ограждает свою героиню от воздействия общества и цивилизации. Олеся – девушка с кристально чистой душой. Она выросла в лесной глуши вместе с бабушкой.
Главную героиню характеризует природная естественность, доброта и душевность. Девушка полностью покоряется велению своего сердца, она не умеет подавлять свои подлинные желания.
Судьба посылает Олесе встречу с молодым человеком из неведомого ей мира. Иван Тимофеевич – это городской интеллигент, начинающий писатель.
Между героями зарождается любовь, которая раскрывает истинную сущность их характеров.
Олеся всей душой погружается в свои чувства к Ивану Тимофеевичу, которые придают девушке силы. Ради возлюбленного она готова на все.
Ограниченность души Ивана Тимофеевича
Иван Тимофеевич также не лишен положительных качеств. Однако, молодой человек развращен обществом, испорчен цивилизацией.
Несмотря на свою доброту, этот человек слаб, нерешителен и осторожен, он не способен преступить через предрассудки своей среды.
ЕГО ДУША ОГРАНИЧЕНА РАМКАМИ.
Он не разрешает себе с головой отдаться, захватившему его чувству.
К тому же, молодой человек оказывается не способным на благородство. Он полон эгоизма, который особенно ярко проявляется в момент, когда он заставляет Олесю делать выбор между собой и бабушкой.
Такой привычный в нашем обществе эгоизм шокирует и больно ранит девственную душу девушки. Поведение Ивана Тимофеевича становится причиной истинной трагедии как в жизни девушки, так и в его собственной жизни.
Привычный уклад жизни Олеси и ее бабушки рушится. Они вынуждены покинуть деревню. Но внешние трагические события не отражают и сотой доли тех мучений, которые испытывает разбитое сердце девушки.
Повесть «Олеся» разворачивает перед читателем трагедию несовместимости подлинных, природных чувств и чувств, впитавших в себя пороки цивилизации.
Сочинение » Олеся – Куприн » Сочинение на тему «Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся»)
Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви.
Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся9quot; — моей любимой повести А. И. Куприна.
“Олеся9quot; глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого человека. Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу.
Эти люди такие разные: Олеся — “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич — “человек хотя добрый, но только слабый”.
Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся — “ведьмака9quot;, необразованная девушка, выросшая в лесу.
Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга.
Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.
А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь.
Но я сдержал свой неожиданный порыв. “. Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви.
Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:' я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”.
Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые “выломились9quot; из своей социальной среды.
Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей.
И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто он них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. Куприна. Перед нами пейзажи природы, портреты, их внутренний мир, характеры, настроения — все это глубоко поражает. Повесть “Олеся9quot; — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: https://miyakirb.ru/5450/
Тема любви в творчестве А. И. Куприна:
I вариант
Жить — так жить, Любить — так уж влюбляться. В лунном золоте целуйся и гуляй, Если ж хочешь мертвым поклоняться, То живых тем сном не отравляй.
С. Есенин
Открываешь собрание сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.
Несмотря на множество драматических ситуаций, в произведениях Куприна жизнь бьет ключом. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.
Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Суламифь» он поднимает эту животрепещущую для всех времен тему.
Эти произведения имеют общие черты, самая главная из которых — трагичность судеб главных героев. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна.
В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.
Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича.
Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе.
Такая развязка обусловлена многими причинами, зависящими как От самих героев, так и от обстоятельств.
Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений.
С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, а с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не подвергавшийся влиянию городской цивилизации.
Куприн рисует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда искренней и доброй натуры.
Куприн открывает нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и растений. Наряду с этим Куприн Показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Но все побеждает настоящая любовь. Нитка красных бус — последний подарок сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».
Протестуя против продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написала по мотивам библейской «Песни песней» царя Соломона. Царь полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы возлюбленная погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному.
«Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику.. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня».
Писатель показал чистое и нежное чувство: любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть.
А как захватил меня сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне! Любовь чистая, безответная, бескорыстная. Никакие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться.
Устами генерала Амосова автор говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не иметь выгоды и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Но! Грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убило Желткова.
Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.
Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Эмоциональной кульминацией становится не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с пленительной Шурочкой. И счастье, испытанное Ромашовым этой пред- дуэльной ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно-то и передается читателю.
Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки всему, мне хочется, чтобы так было.
Теперь, прочитав Куприна, я уверена, что эти книги никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, а самое главное — ценить любовь.
2 вариант
И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
А. Пушкин
Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено в следующей фразе: «Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его».
Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.
Подлинной силой человека, способной противостоять опошляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. В одной из работ писатель называет три проявления любви: овеянной «нежным целомудренным благоуханием», «могучий призыв тела» и «роскошные сады, где ра- потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!»
Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет». Герой этого повествования, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного.
Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью». Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей.
В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «…
должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира.
Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.
«Молчать и гибнуть…» Этот талант не был дан Желткову. Но и для него «волшебные оковы» оказались милей жизни. «Маленький» человек оказался выше и благороднее представителей высшей ступени социальной лестницы.
В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» человеческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния буржуазной цивилизации.
Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений.
С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации.
По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.
«Олеся» — художественное открытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести.
Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких.
Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».
Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие.
Ценность его творчества — в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А.
Куприна поднимают извечные проблемы человечества — проблемы любви.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/tema_ljubvi_v_tvorchestve_a_i_kuprina/4-1-0-83
Сочинения на тему Тема любви в повести А.И. Куприна «Олеся» по литературе
Тема любви занимает особое место в творчестве А.И. Куприна. Одно из самых сильных произведений, которое описывает это прекрасное чувство называется «Олеся».
Волею судьбы главному герою необходимо было отправиться в глухую деревушку на окраину Полесья. Иван Тимофеевич – писатель. Он умный, образованный человек. Ему интересны традиции, обычаи, легенды и песни этого края.
Он приехал сюда для того, чтобы пополнить свой жизненный опыт новыми открытиями, наблюдениями, которые будут очень полезны в его работе. Но тут жизнь преподнесла ему еще один неожиданный подарок: знакомство с прекрасной полессккой колдуньей Олесей.
Она покорила его своей очаровательной внешностью, и герой начал испытывать к ней настоящие чувства.
Юная красавица жила вместе с бабушкой Мануйлихой в лесу, подальше от людей, так как их когда-то изгнали из села за подозрения в колдовстве. Иван Тимофеевич – человек просвещенный, поэтому он понимает, что этим женщинам просто «доступны некоторые инстинктивные знания, добытые случайным опытом». Но темные полесские крестьяне считали совсем иначе.
Герой влюбляется в Олесю. Но он человек своего времени, определенного круга и постоянно упрекает девушку в суеверии, сам того не замечая, находится во власти предрассудков и правил, которым придерживаются люди его общества.
Ему было тяжело представить, как юная лесная ведьма, вырванная из «очаровательной рамки старого леса», будет выглядеть в модном платье и разговаривать с женами его сослуживцев. Несмотря на все, рядом с Олесей он выглядит слабым, «человеком с ленивым сердцем», которое никому не подарит счастья.
«Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы», –предсказываетему девушка, гадая по картам.
Ивану Тимофеевичу не удалось уберечь Олесю от беды. Она пыталась сделать приятное своему любимому, отправившись в церковь вопреки своим убеждениям и страху перед ненавистью местных жителей. Лесной колдунье присущи смелость и решительность, которой так не хватает герою. Девушка готова ради любви на все.
Суеверные крестьяне преследовали лесную красавицу и гнали ее из села. Олеся с бабушкой покидают свой дом, но девушка оставляет на память о своей чистой и непорочной любви нитку «коралловых» бус.
Повесть А.И. Куприна «Олеся» вносит новые штрихи в бесконечную тему любви. У автора это чувство показано не только как величайший дар, от которого грешно отказаться, но и любовь, которая немыслима без свободы, без смелой решительности отстаивать и защищать ее, без умения жертвовать ради того, к кому испытываешь ее.
<\p>
Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/452