Женские образы в романе
Искусство и развлечения 16 ноября 2014
Этот выдающийся роман был создан в средине XIX века и сразу же его признали классикой. Имя главного героя стало нарицательным. Книга была написана ко времени. На повестке политической жизни России стояла отмена крепостного права.
Пушкин и Лермонтов уже создали Онегина и Печорина – лишних людей в российском обществе, людей, не оставляющих за собой в Истории никакого следа. Иван Александрович Гончаров, руководствуясь своим творческим умением, создает образ еще более бесполезного человека – Ильи Ильича Обломова.
Он доводит лень в характере этого помещика до ужасающих размеров.
Как важно это было прочитать дворянам, воспитывающимся в XIX веке в традиционном стиле – в пренебрежении ко всякому труду! В их понимании, работа была мужицким занятием! Гончаров же и сам же в молодости получил аналогичное воспитание, поэтому знал о чем и как следовало писать…
О теме статьи
Предметом нашей статьи станет не главный герой – Илья Ильич Обломов. Нас привлекает другое: мастерски созданная писателем в романе система образов. «Обломов» Гончарова, благодаря удачно выбранному типажу своих героев, прогрессивная мысль России в лице Николая Добролюбова нарекла «знамением времени».
Как мы уже упоминали, книга писалась в период пробуждения национального самосознания, накануне освободительной крестьянской реформы. Крепостное право, этот давно отживший феномен, вот-вот должно было быть ликвидировано.
И роман Гончарова, который являлся настольной книгой Императора Александра II, прозванного Освободителем, действительно поспособствовал его отмене.
О персонажах романа
В книге Ивана Александровича немного героев. Это позволяет автору представить по ходу романа развернутую характеристику каждому из них. Причем Гончаров талантливо использует выстроенную им самим систему образов-антиподов: Штольц – Обломов, Ильинская – Пшеницына.
Женские образы в романе “Обломов” – сюжетообразующие. Вначале это была мать, затем предмет влюбленности главного героя – Ольга Ильинская и, наконец, женщина, ставшая ему супругой и народившая ему сына Андрюшу – Агафья Матвеевна Пшеницына.
Сам же Илья Ильич Обломов – человек крайне безынициативный и инертный, лелеющий свою лень и постоянно пребывающий в пассивном размышлении. Он по своей натуре – ведомый. Поэтому вся его жизнь как бы проистекает в русле, обозначенном другими людьми.
Точнее сказать – близкими ему женщинами.
Видео по теме
Образы женщин. Мать Обломова
Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.
Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез.
Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья.
Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.
Женские образы в романе “Обломов” характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.
Ольга Ильинская
Другой женский образ – Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе “Обломов” обрели в нем наиболее яркую составляющую.
В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность – многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.
Вдова Пшеницына
Сюжет романа автору не удалось бы раскрыть без наличия еще одного персонажа – Агафьи Матвеевны Пшеницыной, органично дополнившей женские образы в романе. Обломова она действительно любила.
Агафья Матвеевна – настоящая хозяйка домашнего очага: добрая, любящая, заботливая. Более того, она готова на жертвенность ради этой любви. Эта женщина происхождением – не из дворянского сословия, как Ильинская, она – из мещан.
Как и большинство населения в то время, она неграмотна.
Идея создания образа Ольги
Ильинская – дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума Ильи Обломова, однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу – вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.
Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.
Ольга всецело увлечена своим замыслом – перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга.
Поэтому свое рассудочное стремление – изменить Обломова – она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии.
Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.
Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги – «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны – естественность, а с другой – органичное соединение размышления и действия.
Рассудочность любви Ольги
Рассуждая столь абстрактно, Ольга переступает границу дозволенного в отношении главного героя. Она пытается манипулировать Ильей Обломовым, используя убеждение, сарказм. Древние греки когда-то называли такую рассудочную любовь коротким словом “прагма”. Таким образом, прагматичная любовь Ольги, как мы видим, не смогла преодолеть недостатки Обломова. Не дано подобному чувству исцелять!
Роль женских образов в романе Гончарова «Обломов» велика. Согласитесь, не будь в ней интриги, внесенной Ольгой Ильинской, то сюжет книги потерял бы свою красную нить.
В результате Обломов, дотоле признавшийся в любви к Ольге, идет на попятную. При этом возвращаясь к обычному своему образу жизни. Он расстается с ней, написав прощальное письмо. Илья Ильич понимает, что публичный образ жизни, к которому его склоняет Ольга – не подходит ему.
Образ Ольги… Только ли образование вызвало у нее стремление к дальнейшему развитию? Вряд ли. Этот типаж женщины – революционный для русской литературы.
Рассмотрим это на сравнительном примере. Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» чем-то напоминает пушкинскую Татьяну Ларину. То же дворянское происхождение, образованность, сходная внешность, изящество. Однако на этом подобие заканчивается.
Если Татьяну можно назвать «нежной мечтательницей», то Ольга – самодостаточная личность, деятельная и энергичная. Это – характер, это сущность женщины-воина. Таким образом, женские образы в романе И. А.
Гончарова, созданные через четверть века после пушкинских, эволюционизировали, стали другими, соответствуя динамике развития российского общества.
То, что она расстанется с Обломовым – неминуемо. Ольга Ильинская, наконец, признает свою несовместимость с избранником и оставляет Обломова со словами, что любила его будущего.
Девушка осознает: совместная жизнь с Ильей Ильичем будет для нее в перспективе означать обоюдное неприятие каждым супругом жизненных ценностей другого. Поэтому она строит свою жизнь по-другому: выходит замуж за такого же деятельного, как и она, Штольца.
Впрочем, Ильинская обладает еще большей жизненной энергией, чем ее муж.
Интересную точку зрения на это чувство Ольги высказал литературный критик Николай Добролюбов. Он считает, что Ильинской свойственно выбирать партнеров исходя из собственного интереса, т. е. личных выгод. Поэтому, по его мнению, если Штольц перестанет устраивать ее меркантильный интерес, Ольга оставит и его.
Простая и душевная Пшеницына Агафья
Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов» начинается с момента его размолвки с Ольгой и переездом на Выборгскую сторону на постой к вдове Пшеницыной.
Ранее эта вдова потеряла мужа-чиновника и осталась с двумя детьми. Это взрослая женщина, искренне желающая тихого семейного счастья. Ей на момент знакомства с Ильей Обломовым примерно лет тридцать.
Агафье не присуща аристократическая утонченность внешности, которой отличается образ Ольги Ильинской. Внешне она полна и белолица. У нее крупные руки и округлые локти.
Ее серые глаза – зеркало души – простодушны и наивны.
Действительно, Агафью Матвеевну не интересует все, что не касается домашнего хозяйства. Сама молчаливая, она даже и не пытается слушать не интересующие ее разговоры. Впрочем, как хозяйка, эта женщина – всеведущая и всеумеющая. Если обсуждается интересующая ее тема, вдова Пшеницына, словно по мановению волшебной палочки, становится деловитой и сообразительной.
Эта женщина понравилась Илье Ильичу сразу же, когда он по совету Тарантьева приехал к ней – пожить на Выборгской стороне. Ее образ, несомненно, ближе для души Обломова, чем образ Ольги Ильинской.
Именно такую женщину он представлял себе в детстве, когда читал о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
Дело в том, что главный герой романа, инфантильный по своей природе, подсознательно желал для себя жену-мать, ухаживающую за ним.
По своей природе Агафья Матвеевна добра. Она услужлива по отношению к своим близким людям. Ее не привлекают развлечения: посещения театров либо прогулки. Заботы: накормить, одеть, помочь – стали смыслом ее жизни. Поэтому, когда в ее доме появился Илья Ильич, он стал для нее объектом ухода.
Два основных женских образа в романе Гончарова «Обломов» – это два человека, испытывающие, казалось бы, одно и то же чувство.
Но, в отличие от рассудочной любви Ольги Ильинской, любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной к Илье Ильичу совершенно другого свойства. Эта любовь искренняя, сердечная, не предполагающая оговорок разума.
Автор с теплой иронией говорит о любви Пшеницыной к Обломову. Она влюбилась, не задумываясь, как будто «попав под тучу», простудилась и заболела лихорадкой.
Верность Агафьи Пшеницыной
Неслучайно наивысшей степени духовности достигает характер в женских образах романа И. А. Гончарова «Обломов», причем именно в образе неграмотной, несовременной Агафьи Матвеевны.
Вдова Пшеницына, незаконная жена Обломова, привлекает читателя своей цельностью, искренностью. Для нее в семейной жизни главное – не материальный аспект, а душевность отношений.
Такая женщина действительно будет рядом с любимым человеком в горе и в радости, в богатстве и нищете. Для обеспечения надлежащего ухода за болеющим Обломовым она продает свои ценные вещи.
А когда узнает о том, что ее братец и кум низко обманывают и разоряют Илью Ильича, то разрывает с ними всякие отношения.
После смерти Обломова она теряет всякий интерес к жизни. «Будто душу вынули», – говорит она о себе. Разве это не высокое чувство?
Какая она – любовь Агафьи?
Агафья Пшеницына интуитивно воспринимает любовь, как нечто естественное, не связанное с рассудком. Она полюбила Илью Ильича бескорыстно, не за присущие ему добродетели. Ее чувство вспыхнуло также не из-за жертвенности, т. е. не вопреки тому, что Обломов несовершенен.
Агафья полюбила его именно как человека, который изначально сам по себе прекрасен. Такая любовь на Руси называлась христианской (ранее это чувство не оценивали с позиций рассудочности или сердечности).
Суть же любви христианской в том, чтобы просто любить, потому что человеку свойственно такое чувство, а не потому что другой человек – объект любви – заслуживает чем-то этого. Агафья Пшеницына бескорыстно любит Обломова.
Очевидно поэтому, чтобы подчеркнуть истинность их любви, Иван Александрович ввел в сюжет романа эпизод, когда пришедшая к Обломову во сне покойная матушка благословила его на отношения с Агафьей.
Взгляды на любовь Агафьи и Ольги
Роль женских образов в романе Гончарова “Обломов”, таким образом, также сводится и к оригинальному авторскому философскому толкованию любви. Если Ольга желает видеть в Илье Ильиче настоящего мужчину и пытается соответствующим образом его перевоспитать, то Агафье Матвеевне всего этого не нужно. Любовь Ильинской – это восхождение к идеалу. Любовь Пшеницыной – обожание.
Впрочем, и та и другая, будучи влюбленными в Обломова, сами испытывают духовное пробуждение. Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – высокохудожественны и неповторимы. Еще зоркий Белинский тонко подметил эту особенность Ивана Александровича Гончарова – «тонкой кистью» выписывать женские персонажи. Ни одна из героинь гончаровских книг не повторяет ни в коей мере другую.
Все они индивидуальны, штучны, особенны.
Вывод
И. А. Гончаров мастерски изобразил в романе «Обломов» два действительно прекрасных женских образа. В этом проявились его талант, наблюдательность, знание жизни. Женщина, активно обустраивающая жизнь, и женщина – хранительница домашнего очага.
Женские образы в романе “Обломов” актуальны и для нашего времени. Илья Александрович, как настоящий волшебник слова, тонко раскрывает черты каждого из этих персонажей.
В результате и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына – персонажи, показанные своим создателем мастерски, с огромной художественной силой и убедительностью.
Характерно, что и Ольга, и Агафья, по ходу сюжета книги, очно не встречаются. Каждая из них живет и действует в своем окружении. Одна – деятельная, активная, поддерживающая и помогающая; другая – уютная, домашняя, самоотверженная, любящая до конца. Какой из них вам больше нравится? Решайте сами.
Источник: https://monateka.com/article/129806/
Женские образы в романе “Обломов” Гончарова
Введение Портретные характеристики женских образов Два типа русской женщины Два типа любви Заключение
Введение
Роман ” Обломов ” Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества.
Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе “Обломов” – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.
Как и мужские, женские образы в “Обломове” также противопоставляются, что явственно видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.
Портретные характеристики женских образов
Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя. Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, <\p>
для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное.
Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью “будто там покоилась мысль”, зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд.
В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки. Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование.
Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.
Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами.
Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью.
Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.
Два типа русской женщины
Женщины в романе Гончарова “Обломов” – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.
Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях.
Она словно часть той самой далекой и “прекрасной” Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях.
В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет.
Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце.
И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу “обломовщины”, состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.
Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу.
Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья.
Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская.
Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой “обломовщиной” – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга. После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.
В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму.
На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального.
Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.
Два типа любви
В “Обломове” Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым.
С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути.
Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть.
Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться. Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе “обломовщину”, ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.
Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа.
Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте.
Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.
Заключение
Женские образы в романе Гончарова “Обломов” – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов.
Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви.
Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.
Подробное описание женщин и характеристика их ролей в романе будет особенно актуально для 10 классов во время написания сочинения на тему “Женские образы в романе “Обломов”.
Источник: https://ege-essay.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov-goncharova/
Роль и место женских образов в романе И. А. Гончарова “Обломов”
Русская литература имеет целую галерею пленительных женских образов, таких как Татьяна Ларина, Катерина Кабанова, Маша Миронова и другие. Женщина занимает очень важное место в судьбе героев разных произведений.
Не является исключением и роман И. А. Гончарова “Обломов”. Илье Ильичу Обломову по-настоящему повезло в жизни, потому что в ней была встреча с такой незаурядной женщиной, как Ольга Ильинская.
Но Обломов не оценил в должной мере эту яркую и сильную личность.
Ильинская существенно отличается от многих женщин своего времени. В ней чувствуется сила характера, именно поэтому у девушки есть собственное мнение, которое она готова отстаивать при необходимости. Далеко не все могут понять Ольгу, но она не переживает по этому поводу.
Ольга Ильинская – человек совершенно самодостаточный, поэтому она менее всего нуждается в чьих-то советах и помощи. Это девушка по натуре своей деятельная, энергичная. Она берется за воспитание Обломова именно потому, что чувствует себя достаточно сильной личностью, способной повлиять на другого человека.
Для нее это был своего рода эксперимент. Она хотела проследить, как любовь перевернет Обломова.
На фоне активного и деятельного Штольца и незаурядной, яркой Ольги Ильинской Обломов кажется особенно жалким и незаметным. Ольга производит на него сильное впечатление, он попадает под ее обаяние, восхищается ею, находит ее удивительно талантливой и красивой.
Но вместе с тем Обломов и Ольга никогда не смогут понять друг друга, они слишком разные люди. Ольга, безусловно, оказывает на Обломова сильное влияние. Он даже начинает предпринимать какие-то попытки для изменения собственного образа жизни.
Но ему очень быстро надоедают столь тягостные попытки соблюсти внешние приличия и сделать свою жизнь более похожей на жизнь окружающих людей.
“Власть” Ольги над Обломовым оказывается непрочной, но это ничуть не умаляет всех достоинств этой незаурядной девушки. Конечно, ее таланты и обаяние заслуживают иного применения, чем бессмысленное растрачивание богатств своей души на человека, который все равно не в состоянии этого оценить.
Ведь Обломов начинает сомневаться в искренности чувств Ольги, он не понимает, является ли ее чувство настоящей любовью, или это всего лишь замена любви, обусловленная желанием любить и наслаждаться этим чувством.
Разумеется, если бы сам Обломов испытывал к Ольге настоящие чувства, ему бы и в голову не пришла мысль задаваться подобными вопросами. Любовь сама по себе явилась бы достойным оправданием всех намерений, предпринимаемых ради другого человека.
А потому со временем Ольга понимает, что ее эксперимент с воспитанием Обломова не удался, он оказался сложнее, чем она думала. Кроме того, Ольга поняла, что ей в жизни нужен человек сильный, который станет для нее ведущим. Таким в итоге и стал для Ольги Ильинской Андрей Штольц.
Полной противоположностью Ольги Ильинской в романе является Агафья Матвеевна Пшеницына – “хозяйка”, которая вся в быту, вся при вещах. И именно Агафья Матвеевна Пшеницына искренне заботится об Обломове, старается выполнять все прихоти и капризы. Она не пытается переделать Илью Обломова.
Ее он вполне устраивает таким, каким является на самом деле. И с ней сам Обломов чувствует себя на удивление комфортно и счастливо. Для Обломова Агафья Матвеевна воплотила в себе идеал того покоя жизни, картина которого запечатлелась в его душе в детстве, в родном доме.
А Выборгская сторона стала для Обломова второй Обломовкой. Агафья Матвеевна очень проста и безыскусна, кроме того, ей свойственны истинное человеколюбие и сострадание. Ее любовь в противоположность любви Ольги Ильинской идет не от ума, а от сердца.
Она помогает Обломову во всем, невзирая на то что подобное участие в судьбе другого человека, в сущности, оказывается для самой Агафьи нелегким.
Бедную вдову можно осудить, сказать, что она исполняет лишь сиюминутные желания и потребности своего любимого человека, вместо того чтобы заставить его действовать и самостоятельно строить свою жизнь… Но на самом деле каждый человек сам ответствен за свою судьбу, и никто другой не в силах заставить человека изменить собственное поведение. Обломов таков, каков он есть. И заслуга Агафьи в том, что она понимает и принимает его, делая счастливым настолько, насколько это возможно. Заботы об Обломове, добровольно взятые на себя Агафьей Матвеевной, та жертва, на которую не смогла решиться Ольга.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/rol-i-mesto-zhenskix-obrazov-v-romane-i-a-goncharova-oblomov/
Сочинение на тему Женские образы в романе «Обломов» Гончаров читать бесплатно
Женские образы
Особый интерес в романе И. А. Гончарова «Обломов» представляют женские образы. Именно в отношении к ним наиболее ярко проявляются положительные качества главного героя – Ильи Ильича Обломова.
Из содержания романа становится ясно, что герой намеренно избегает общения с противоположным полом, чтобы не обременять себя лишними заботами. Однако автор упоминает, что в ранней молодости, когда люди полны искренности и влюбленности, Обломов также любил пообщаться с красавицами.
В своих увлечениях он не позволял отношениям зайти далеко и не отдавался страсти со всей душой.
Как не избегал он этого, и его настигла настоящая любовь, изменившая и преобразившая его. Его музой стала Ольга Ильинская – неординарная молодая особа, с которой его познакомил Штольц. Её трудно назвать красавицей, но природная грация и уверенность в себе давали о себе знать. Андрей Иванович не зря выбрал именно её для знакомства с другом.
Он разглядел в ней сообразительную и незаурядную личность. Она говорила и смотрела прямо, без всякого кокетства и жеманства. Её поступки не расходились со словами. За это она нравилась Штольцу и он любил подолгу с ней беседовать. Уезжая из Петербурга, он вверил ей друга и попросил приложить максимум усилий чтобы «расшевелить» его, поднять с дивана, приобщить к активной жизни.
Ей нравится эта затея, и она с удовольствием берётся за дело.
Постепенно Обломов влюбляется в неё и начинает изменяться. У него появляется интерес к книгам, газетам, окружающим событиям. Он встает с кровати и меняет свой халат на нормальные вещи. Часто выходит в свет с Ольгой, посещает театры и проводит с ней много времени.
Ольга гордится результатам своей работы и даже начинает восхищаться собой. Она начинает походить на доктора, который работает над спасением безнадежно больного.
Ильинская часто и настойчиво повторяет Обломову, что в жизни необходима цель, и что каждый день необходимо выполнять определенные обязанности, забыв о лени. В её устах жизнь становится обязанностью, а любовь – долгом.
Когда Обломов признается ей в любви, она приходит в восторг, но не от самой любви, а от результатов своего эксперимента. Уже и Обломов начинает задумываться, а любовь ли это. Со временем становится ясно, что изменения Ильи Ильича только внешние. В душе от так и остался верен своей «обломовщине».
Другой женский образ, появившийся позже в романе и заслуживающий внимания – это Агафья Матвеевна Пшеницына. Она вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми. Это простая женщина, для которой ежедневный труд является смыслом жизни. Она отличается неуемной активностью и постоянным движением. На жизнь И. И. Обломова она оказала большое положительное влияние.
С тех пор, как он стал постояльцем в её квартире, её жизнь изменилась. Она не просто влюбилась в Илью Ильича, а старалась как можно лучше обеспечить его уют и покой. Он ощутил на себе всю заботу и ласку этой женщины и постепенно стал также влюбляться в неё. Она готова была заставить всех ходить на цыпочках, лишь бы не тревожили покой Ильи Ильича.
Для неё он был особенным человеком, настоящим дворянином от мозга и костей.
Пшеницына стала отражением простоты и сострадания в романе «Обломов». Даже когда её гость остается совсем без денег, она, не задумываясь, отдает свои последние украшения на оплату его долга.
Агафья Матвеевна готова продать и последние вещи, лишь бы прокормить Обломова. В отличие от Ольги Ильинской она не пыталась подвести его к действиям, а просто бескорыстно заботилась о его сиюминутных желаниях.
Тишина и спокойствие были очень милы сердцу главного героя. Он их везде искал, но нашел только рядом с Пшеницыной.
см. также:
Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров
Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров
Краткое содержание Обломов, Гончаров
Краткая биография Ивана Гончарова
Источник: https://www.sdamna5.ru/zhenskie_obrazy_oblomov
Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов» (1)
Вершина творчества И.А. Гончарова – роман «Обломов», работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая судьба Ильи Ильича Обломова, безвременно ушедшего из жизни. Это был человек умный, добрый, но безвольный, апатичный, настоящий русский барин, не приспособленный к труду.
В системе художественных образов важное место занимают женские характеры. В любви к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной раскрываются качества личности главного героя.<\p>
Не случайны совпадения в имени и фамилии персонажей: Илья Ильич – Ильинская. Это подчеркивает то, что они предназначены друг для друга.
Обломова поразило и другое совпадение: Пшеницына была вдовой коллежского секретаря, а именно такой чин выслужил сам Илья Ильич. К тому же дом Агафьи Матвеевны напоминал ему Обломовку. Идеал женщины главного героя не прост, в нем есть два начала, причем одно из них заключено в Ольге, другое – в Пшеницыной.
<\p>
Героини различаются по возрасту, происхождению, воспитанию, образованию. Ольга – молодая барышня, дворянка. Ей 20 лет, она рано лишилась родителей, росла в доме своей тетки – светской дамы. Однако девушка не стремится к пустым светским развлечениям, не желает жить по правилам «высшего общества». Жизнь Ольги наполнена музыкой, книгами. Агафья Матвеевна – мещанка, вдова.
Ей «лет 30», у нее есть двое детей. Агафья Матвеевна с трудом может прочесть только заглавие книги. Круг ее интересов замыкается на хозяйстве. Она никуда не ездит, нигде не бывает.<\p>
Ольга «в строгом смысле не была красавица», но она является воплощением благородства, грации, гармонии. У Ольги удивительный голос, мягкий, «с нервной дрожью чувства».
Автор называет ее глаза «умными», «ласковыми». Взгляд Ольги – «зоркий, бодрый, ничего не пропускающий…» В Агафье Матвеевне Пшеницыной в первую же встречу Обломов обращает внимание не на глаза, не на улыбку, а на ее тело – горло, локти, грудь.
О ней он говорит совсем другие слова: «Какая еще свежая, здоровая женщина, и какая хозяйка!»<\p>
Объединяют Ольгу и Агафью Матвеевну такие черты, как простота и естественность. Ольга в отличие от других светских женщин идет «простым, природным путем жизни». В девушке нет жеманства, кокетства, лжи, расчета. Она естественна в проявлении мыслей и чувств. В свете Ольга одинока.
Ее замечательные качества не ценят «умные и бойкие кавалеры», а «небойкие» считают ее слишком мудреной и немного боятся. Агафья Матвеевна тоже проста и естественна, бескорыстна, не расчетлива. Простота Ольги согрета высокой духовностью, а в «хозяйке дома» на Выборгской стороне нет поэзии мысли, стремлений познать суть человека и мира.<\p>
Обе женщины трудолюбивы.
Только в Ольге идет постоянный труд души, а Агафья Матвеевна работает для насыщения плоти. «Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет».<\p>
Обломов в любви к Ольге проявляет лучшие черты личности – нежность, поэтичность, желание духовно развиваться.
На Агафью Матвеевну он глядел «…с легким волнением, но глаза не блистали у него, не наполнялись слезами, не рвался дух на высоту, на подвиги. Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей».
Когда Обломов видит сон, то в его воображении возникает идеальная картина семейного счастья: «Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй». Но тут же звучит ее приглашение: «Чай готов!» Все это уравнивается: «Какой поцелуй! Какой чай!» Ольга условно для Обломова – «поцелуй», а Пшеницына – «чай».
Ильинская вызывает яркую страсть, «горячку», а Агафья Матвеевна – спокойное течение чувства.<\p>
Ольга – целеустремленная, волевая девушка. В отношениях с Обломовым она лидер. Девушка требует от Ильи Ильича деятельности. Она желает, чтобы Обломов устроил свои дела и не прятался от проблем. Ее не устраивает «голубиное счастье». Она сама стремится приносить пользу людям, обществу. Агафья Матвеевна не предъявляла Обломову никаких требований. Она нашла наслаждение и смысл жизни в служении новому барину. Пшеницына сравнивается с лошадью, на которую надели хомут. Агафья Матвеевна холит, лелеет Обломова, преданно ему служит. В ее отношении к Илье Ильичу сквозит рабская покорность. Но это подчинение желаниям мужа не тяготит ее.
Ольга постоянно не удовлетворена собой, жизнью. Она стремится к своему «чему-то». Наконец она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие-то туманные вопросы и сомнения тревожат ее, она чего-то допытывается.
Это творческая личность. И, может, она еще добьется новых проявлений своей богато одаренной натуры.
Агафья Матвеевна в своей жизни с Обломовым, наоборот, обрела полный душевный покой: «…лицо ее постоянно высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».
Как Захар является двойником Обломова, так и у Агафьи Матвеевны есть своеобразное отражение – Анисья. Жена Захара – «живая, проворная баба… с заботливой улыбкой, с… крепкой шеей и грудью и красными цепкими, никогда не устающими руками».
С Пшеницыной их объединяет хозяйская хватка: «…взаимное влечение Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование». Обе женщины берут на попечение своих мужей. Захар без Анисьи ни с чем не управляется, а Обломов без Агафьи Матвеевны беспомощен, как ребенок.
<\p>
У Пшеницыной была такая же, как Захар, неловкая и неумелая кухарка Акулина. Этот женский образ служит для того, чтобы оттенить хозяйственность Пшеницыной, показать, что она любое, даже не приспособленное к жизни растение выходит.
И после смерти Обломова Агафья Матвеевна «…по-прежнему была живым маятником в доме: она смотрела за кухней и столом, поила весь дом чаем и кофе, обшивала всех, смотрела за бельем, за детьми, за Акулиной и за дворником».<\p>
Ограниченная Пшеницына преданно и самоотверженно любила своего мужа.
Но она же и погубила его своей приземленностью, своим бесконечным уходом за его чревом. В жизни у нее остался другой «барчонок» – сын от Обломова Андрей. Но она его отдала на воспитание Штольцу, подальше от собственной «черноты». Ольгу с Пшеницыной теперь связывала память о «чистой, как хрусталь, душе покойника» – Обломова.
<\p>
Центральные женские характеры в романе – это два полюса. Ольга – женщина будущего, свободная и активная, желающая достичь определенных духовных высот, задающая «мятежные» вопросы о смысле жизни. Пшеницына оправдывает свою фамилию. Ее удел – хозяйство.
Источник: https://velib.com/sochinenie/zhenskie_obrazy_v_romane_ia_goncharova_oblomov_1/
Женские образы в романе Обломов Гончарова сочинение
Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” (1859) бесспорно является одним из самых значимых произведений в русской литературе XIX века и в творчестве писателя.
Это произведение посредством главного героя и исследованием русского характера ввело в литературу понятие “обломовщина”, которое и по прошествии многих лет не утрачивает свою актуальность. Сюжетная линия романа развивается вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Но также особую роль в ней играют женские образы.
Основные героини – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – привнесли многое в жизнь Обломова, хоть и являются совершенно разными личностями, можно даже сказать – противоположностями друг друга.
Ольга Ильинская, нравственное и духовное развитие которой на протяжении всего произведения могут наблюдать читатели, является девушкой хорошо воспитанной, постоянно устремленной к новым знаниям и свершениям. Она развивается как личность, поэтому находится в гармонии с собой.
Ольга естественна и непринужденна – в ней нет ни лжи, ни манерности, ни кокетливости. Девушка прекрасна как внутренне, так и внешне, что не остается незамеченным окружающими. В ней сочетаются статность и грация, вся ее фигура изящна и пропорциональна.
Переломным моментом в жизни Ольги, способствующим смене ребяческой стеснительности и робости на уверенность взрослой девушки, становится влюбленность в Илью Ильича.
Ильинская загорелась желанием помочь своему возлюбленному, вывести его из вечной лености, вдохнуть в него желание действовать.
На некоторое время ей это удалось, однако она оказалась не в состоянии полностью изменить его характер.
Из-за своего амбициозного желания сделать из Обломова другого человека Ольга не замечала его истинных чувств и совершенно не ценила его настоящего. Позже она скажет, что “любила будущего Обломова”.
Совсем другая история развивается у главного героя с Агафьей Пшеницыной. Она принимает Обломова таким, какой он есть. Агафья самоотверженная, великодушная простая русская женщина, готовая на многое ради свои близких. Эта простота выделяется и в ее облике – в округлых локтях, фигуре, в скромной ухмылке.
Возможно, иногда женщина кажется наивной и недалекой, но такова ее сущность, так писатель раскрывает ее образ. Счастье для Пшеницыной заключается в возможности любить и посвящать себя любимым. Она сумела окружить Обломова нежностью и заботой, подарить ему так искомую умиротворенность.
Агафья, в отличии от Ольги, любила Илью Ильича не за что-то, а всего лишь за то, что он есть.
Безусловно, обе героини в равной степени помогли раскрыться характеру Обломова, с их помощью он стал для читателей более понятным персонажем. Немаловажны и характеры самих женщин – это два типичных женских образа XIX века.
Гончаров не только повествует в своем произведении об “обломовщине” и ее последствиях, но и размышляет о женской судьбе, олицетворяемой исканиями Ольги и Агафьи.
Несмотря на все недостатки и достоинства этих героинь, нельзя сказать, что одна из них лучше, а другая – хуже. Они просто разные.
Женские образы в романе Обломов Гончарова
Сейчас читают:
- Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир сочинение
Самый значимый образ в романе – это, конечно же, Наша Ростова. Читая произведение, мы словно проживаем жизнь вместе с Наташей, прослеживая ее превращение из озорного подростка в сильную и волевую женщину. Толстой не одарил Наташу красотой, - Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 7 класс
Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами.<\p> - Чацкий – победитель или побежденный сочинение-рассуждение 9 класс
Его возлюбленная предпочла ему другого, более скромного и непременно услужливого героя Молчалина. Ведь обладающий услужливостью герой всегда будет принят высшим обществом. Чацкий же таким качеством не обладал, и как следствие из высшего общества - Сочинение машина (автомобиль) будущего 5 класс
Машина будущего – это классно! Я думаю, что в будущем не будет никаких проблем, все будет удобно для людей, для каждого человека. Пробок не будет совсем! Чуть затор, полицейские будут его у транять, ведь появится больше возможностей для - Бунтующее сердце образ Базарова сочинение 10 класс
Образ Базарова – один из самых сложных и в тоже время предсказуемых, законченных. Нигилизм, принимаемый, как бунт против всего мира, это защитная реакция от неминуемо приближающегося конца. Базаров сам признаёт, что он не творец, не созидатель, - Сочинение Век живи век учись по пословице
В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov-goncharova
Женские образы в романе «Обломов»
В романе «Обломов» Гончаров описал множество персонажей. С помощью разнообразия характеров, поступков многих героев, читателю легче понять ход мыслей автора, его замысел. Женские образы в романе «Обломов» раскрыты очень детально. Они знакомят с бытом прошедшего времени, нравами и моральными принципами, позволяют лучше понять, может ли женщина повлиять на судьбу любимого мужчины.
Ольга Ильинская. Ее простота и таланты
Возлюбленная Ильи Ильича Обломова Ольга Ильинская принадлежала к знатному дворянскому роду. Молодая двадцатилетняя барышня жила с тетей. Богатые родители давно умерли. В наследство девушке досталось огромное поместье. «Имеет деревню, сад, и дом, совершенно готовый для житья».
Увлекается пением и игрой на фортепиано. Любит читать книги, изредка вышивает.
Происхождение и талант не сделали ее гордой и заносчивой. Девушка всегда открыта для общения с людьми. В имение Ильинских часто приходят гости.
<\p>«Она шла легким путем жизни и по здравому, не перехитренному воспитанию, не уклонялась от естественного проявления чувства, воли, мысли». Андрей Иванович Штольц рассказывал Обломову, что в ней все просто до «едва заметного движения глаз, рук или губ.
Нет жеманства, кокетства, лжи, никакой мишуры, ни умысла!». Не часто встретишь подобные черты у барыни.
Внешность. Влюбленность Ольги
«Ольгу нельзя было назвать красавицей, то есть отсутствовала белизна кожи в ней, яркий колорит губ, и щек, глаза не горели внутренним огнем, без кораллов на губах, нет жемчуга во рту». Ее интеллигентность и воспитанность как будто дополняли те черты внешности, которые могли бы сделать ее еще привлекательней.
Считать ее слишком мудрой невозможно, скорее, в силу юного возраста. Слишком умные и серьезные кавалеры обходили ее стороной. На первой встрече Илья Ильич тоже относится к девушке с опаскою. Он считает, что она может играть чужими чувствами. Уже на первой встрече с Обломовым она начнет проявлять к нему интерес. Ольга целый вечер не сводит с него глаз.
А когда барин признается ей в любви, это повергнет ее в смущение. Данный факт говорит о порядочности, искренности, чистоте помыслов молодой дворянки. Вскоре у нее с Обломовым начнется роман. Девушка отдается чувству с головой. Она с трепетом ждет встречи с любимым, ее заботит его здоровье, настроение.
Когда мужчина не может приехать на свидание, барыня готова сама мчаться на встречу в любое другое место. Она полна стремлений и планов на будущее. Столкнувшись с тем, что Илья Ильич не смог оправдать ее надежд, разрывает отношения, продолжая любить его.
Каким бы положительным не казался характер Оли, она не смогла измениться ради возвышенных чувств.
Девушка возвела определенные рамки. Илья не вписывался в них.<\p>«Хотелось бы тебе узнать, пожертвовала бы я собственным спокойствием, пошла бы с тобой по пути? Никогда, ни за что!».
Знакомство с вдовой Пшеницыной. Скромность и работоспособность женщины
Полной противоположностью Ольги является вдова Агафья Матвеевна Пшеницына, в доме которой поселится Обломов. Она была супругой покойного чиновника, жила вместе с детьми Ваней и Машей. В характере вдовы отсутствовала гордость и заносчивость. Женщина очень работящая.
Разводит птицу, продает яйца, ходит сама на рынок. Считает, что в этом нет ничего постыдного, ведь необходимо кормить семью. «У нас много кур; мы яйца продаем и цыплят. С графского дома все у нас берут».
Пшеницына постоянно пребывает в заботах по дому.
<\p>«У нее все закипает в руках! Летает с утра и до вечера, хозяйство ее идет бодро, весело, с оригинальным оттенком. Руки белые, но с выступающими наружу крупными узлами жил. Она прятала их под шаль». Это говорит о том, что Агафья стыдится своей простоты, трудолюбия.
А подобными человеческими качествами нужно гордиться. Становится понятно, что барышня обладает излишней скромностью.
Неприхотливость Агафьи. Любовь к Обломову
В одежде не придерживается определенных правил. Рада тому, что есть возможность набросить на плечи хоть что-то. «Платье по отношению к шикарной шали казалось старо и поношенно». Когда продаст и эти вещи, то будет ходить в ситцевых одеждах и со старым платком на шее.
Новые наряды обменяет на деньги, чтобы купить Обломову вкусностей. Она полюбит его всем сердцем, бескорыстно. У нее нет желания что-либо в нем менять, как планировала Ольга. Женщина говорит, что до тридцати лет не испытывала подобных чувств.
Сравнивает любовь, поселившуюся в ее сердце, с внезапной лихорадкой. Проявляет чрезмерную опеку над Ильей Ильичем. «За другими жены так не смотрят – ей богу! Она все увидит, ни одного нештопанного чулка нет – все сама».
После смерти Обломова часто ходит на кладбище, не может смириться с тяжелой утратой. Ради блага их сыночка отдает его на воспитание Штольцам.
Образ матери Ильи Обломова
В главе Сон Обломова читатель знакомится с матерью маленького Ильи. Она являлась дворянкой. Жила, придерживаясь принципа, что необходимо радоваться тому, что имеешь. Стремления к лучшему отсутствовали в ее характере. Как и множество домочадцев имения Обломова была ленива, любила поспать, поговорить.
Считала себя хорошей матерью.
Чрезмерно опекала сына, выполняла все его детские и юношеские требования.<\p>«Мать положит голову Илюши на колени, и расчесывает ему волосы, любуясь их мягкостью. И разговаривает с ними о будущем сыночка, делает его героем созданной ею эпопеи». Часто позволяла ребенку оставаться дома, в моменты, когда он должен пребывать в пансионе.
Это поспособствовало тому, что из него вырос ленивый и слабохарактерный мужчина.
Образ служанки Анисьи
«Она была активная, проворная баба, лет сорока семи, с бегавшими во все стороны глазами, заботливой улыбкой». Вскоре стала супругой старого слуги Захара.
Своей заботой, зорким женским взглядом ей удавалось поддерживать в доме порядки. Супруг хоть и часто ворчал на нее, но помогал. Умерла от холеры. Очень схожа с Агафьей Пшеницыной.
В их образы автор вложил всю сущность простой работящей женщины, готовой ради близких людей на все.
Другие материалы по роману «Обломов»:
Краткое содержание
<\p>
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1192-zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov.html
Женские образы в романе “Обломов”: краткая характеристика, описание героинь
Агафья Пшеницына и Илья Обломов. Художник М Клячко |
В своем романе “Обломов” Гончаров представил целую галерею ярких, запоминающихся и трогательных женских персонажей.
В этой статье представлена краткая характеристика женских образов в романе “Обломов”: описание главных и второстепенных героинь.
Смотрите:
– Все герои романа в таблице
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Обломов” В романе “Обломов” можно выделить четыре ярких женских образа: 1. Юная красавица Ольга Ильинская
2. Вдова Агафья Пшеницына
3. Кухарка Анисья
4. Мать Обломова
Ольга Ильинская
Ольга Сергеевна Ильинская – молодая дворянка в возрасте 20 лет, умная, красивая, грациозная девушка. Ольга – естественная, искренняя девушка, спокойная и сдержанная в своих манерах. Она любит музыку и хорошо поет. Ольга Ильинская – гордая и самолюбивая девушка. Она бывает насмешлива и лукава, но при этом добра и ласкова. Ольга – энергичная, упорная, настойчивая и решительная девушка.
Ольга Ильинская влюбляется в Обломова, но не принимает его таким, какой он есть. Она всячески пытается изменить Обломова и сделать из него живого, целеустремленного человека. В конце концов Ольга понимает, что Обломова изменить невозможно, и разрывает отношения с ним. Спустя некоторое время Ольга выходит замуж за Штольца, такого же живого и энергичного человека, как и она сама.
Смотрите: Подробнее об Ольге Ильинской >>
Агафья Пшеницына Агафья Матвеевна Пшеницына – бедная дворянка, вдова с двумя детьми. Ей около 30 лет. Агафья является хозяйкой дома, где Обломов снимает квартиру. Агафья – трудолюбивая и хозяйственная женщина. Она сама печет пироги, варит варенье, штопает одежду и т.д. Необразованная и глупая Агафья едва умеет писать и с трудом может поддержать беседу. При этом она добра и простодушна. Агафья сближается с Обломовым, когда тот разрывает отношения с Ольгой Ильинской. Агафья любит Обломова таким, какой он есть. Она окружает его заботой и уютом. В конце концов Обломов женится на ней, у супругов рождается сын Андрюша. Когда Обломов умирает, Агафья тяжело переносит эту утрату и теряет смысл жизни.
Смотрите: Подробнее об Агафье Пшеницыной >>
Анисья Анисья является простой крестьянкой, кухаркой барина Ильи Обломова. Ей 47 лет. Анисья – трудолюбивая, энергичная и опытная хозяйка. Это добрая и тихая женщина.
Кухарка Анисья и слуга Захар женятся в зрелом возрасте. Анисья пытается учить Захара, как лучше убираться в доме и т.д. Сам Захар прекрасно понимает, что его жена умнее его, но все равно ворчит на нее.
Несколько лет спустя Анисья умирает от холеры. После смерти Анисьи и Обломова одинокий Захар спивается и становится бродягой.
Смотрите: Подробнее об Анисьи >>
Мать Обломова
Мать Ильи Ильича Обломова является одной из второстепенных героинь романа. Наиболее подробно ее образ описан в главе “Сон Обломова”.<\p>
Госпожа Обломова почти не занимается хозяйством и целыми днями пьет чай и бездельничает. Мать безумно опекает своего единственного сыну Илюшу. Она ни шагу не дает ему ступить самостоятельно, оберегая от всяческих трудностей. Женщина боится, что мальчик простудится, набьет синяков и т.д. В результате Илья Обломов вырастает ленивым, апатичным, несамостоятельным человеком.
Смотрите: Подробнее о матери Обломова >>
Это была краткая характеристика женских образов в романе “Обломов” И. А. Гончарова: краткая характеристик главных и второстепенных героинь.
Смотрите: Все материалы по роману “Обломов”
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/05/zhenskie-obrazy-oblomov-goncharov.html