Анализ пьесы пушкина «борис годунов»

«Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

История создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825 г. Пушкин писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году.

В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашёл историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы – отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении самодержавия и отмене крепостного права, привели Пушкина к событиям Смутного времени начала 17 в.

Он обратился к недавно изданной «Истории государства Российского» Карамзина, которому и посвятил пьесу. Пушкин, как и Карамзин, считал, что народный бунт, приведший к убийству сына Бориса Годунова Феодора, спровоцировал сам царь отменой Юрьева дня – единственного дня в году, когда крепостной мог поменять хозяина.

Тема трагедии – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных.

Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его».

Обратите внимание

Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.

Среди внешних конфликтов исторические конфликты между разными сословиями. В начале трагедии среди людей царит мнимое единодушие: бояре, дворяне, народ и Патриарх зовут Бориса Годунова на царство. Но сцена возле Новодевичьего монастыря проявляет истинную позицию народа: он равнодушен к происходящему, перекладывает ответственность на бояр.

Неоднозначна позиция бояр и дворян. Они доносят друг на друга (Шуйский). Опальные дворяне (Хрущов) и бояре (Курбский) примыкают к Лжедмитрию. Его поддерживают ищущие своей выгоды донские казаки и польская шляхта.

Конфликт между сословиями перерастает в конфликт между сторонниками претендентов на трон (Борис Годунов, Феодор Годунов, Самозванец). Внешний конфликт затрагивает целые страны (Россия, Литва), превращается в межрелигиозный (между православной Москвой и католической Литвой).

Внутренние конфликты раскрывают мотивы поступков героев. В первом монологе царь перечисляет блага, сделанные для народа, и сетует, что чернь за это его проклинает. Но больше всего царя тревожит пятно на совести, сжигающее его душу – убийство царевича Димитрия.

Внутренние конфликты присущи и другим героям: воеводе Басманову, перешедшему на сторону Лжедмитрия ради выгоды и вопреки присяге.

Сам Лжедмитрий не отягощён внутренними конфликтами: любовь Марины важнее для него, чем царская корона.

Внутреннего конфликта нет и у Марины: она хочет быть женой не Самозванца, а царевича Димитрия и склоняет Самозванца к походу на Москву. Так внешний конфликт между Лжедмитрием и его возлюбленной приводит к войне народов.

Внутренний конфликт Бориса Годунова ведёт его к гибели. Этому невольно способствует юродивый, который велит зарезать отнявших копеечку детей, «как зарезал ты маленького царевича».

Важно

Предпоследний монолог Бориса перекликается с его первым монологом о милостях, творимых царём народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ».

Феодору на смертном одре Борис советует отменить опалы и казни, то же самое обещает Гаврила Пушкин народу от имени Димитрия.

Проблематика трагедии актуальна как для Пушкина, так и в наши дни. Основная проблема – взаимоотношения царя и народа.

Проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах Бориса Годунова, Лжедмитрия, воеводы Басманова, Шуйского). Проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь Годунова). Проблема лжи во благо (Годунов, Лжедмитрий).

Проблема чистой совести (Борис, Басманов). Проблема бремени историка и летописца (Пимен). Проблема любви ради выгоды (Марина Мнишек).

Героев трагедии можно разделить на три группы: исторические личности, такие как Борис Годунов, Шуйский, воевода Басманов, Феодор Годунов, Самозванец, Патриарх; вымышленные герои, прототипы которых были в истории: Гаврила Пушкин и Курбский, два беглых монаха, летописец Пимен. Третья группа героев – люди своего времени, не оставившие следов в истории: юродивый, представители разных сословий. Все герои действуют согласно замыслу и исторической канве драмы.

В трагедии есть образы, важные для раскрытия замысла. Конь, раненный в бою и разнузданный Лжедмитрием перед смертью – это символический образ едва живого народа, которому Лжедмитрий хочет дать освобождение. В этой сцене раскрывается авантюрный, но добросердечный характер Григория.

Своеобразна композиция поэмы. Действие занимает шесть лет (с 1598 по 1604 гг.) и распределено на 23 сцены. Начинается и заканчивается оно в Кремлёвских палатах. Первая и последняя сцены – это начало и конец правления Бориса Годунова – от замысла бояр до убийства жены и детей Бориса.

Третья сцена зеркально соответствует второй сцене с конца. В них реакция народа на избрание Бориса Годунова и Лжедмитрия. Поведение народа меняется от покорности своей судьбе и воле царя в начале до бунта и призыва к убийству Борисова щенка в конце. Последнюю ремарку «Народ безмолвствует» Пушкин добавил не сразу.

Это состояние раскаявшегося народа, бунт против нового царя, пришедшего путём убийства старого.

Жанр «Бориса Годунова» – историческая трагедия. В произведении Пушкин показал не только трагедию разных героев, убитых, как Димитрий или Феодор, умерших от раздираемых противоречий, как Борис Годунов, или тех, которых, как знает читатель, убьют вскоре (Лжедмитрий). В трагедии показана духовная смерть всего русского народа, начиная от царя и заканчивая последним крепостным.

Совет

Пушкин отказался от рифмованных строк и написал трагедию пятистопным нерифмованным ямбом, приблизив к разговорной речи и к трагедиям Шекспира – современника Годунова. Многие фразы и даже целые монологи из поэмы стали крылатыми благодаря неповторимому стилю.

Художественное своеобразие связано с предназначением трагедии. Пушкин писал «Бориса Годунова» не для чтения, а для постановки в театре. Поэтому в драме важны не только монологи и диалоги, но и действия, а Пушкин скуп на ремарки, читателю (и актёру) нужно догадываться о душевных переживаниях героев и их возможных движениях.

  • «Борис Годунов», краткое содержание по главам трагедии Пушкина

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина

  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина

  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина

  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Борис Годунов»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/789-boris-godunov-analiz

Анализ пьесы Пушкина «Борис Годунов» | Литерагуру

Мифологический метод исследования в литературе — это способ восприятия, анализа и оценки произведения, где за основу берётся религия и фольклор. Его предтечей была средневековая герменевтика (искусство понимания смыслов и интерпретации текстов) и поздние исследования братьев Гримм в области фольклора.

Зародился Мифологический метод в 30-е годы XIX века в Западной Европе под воздействием Шеллинга и братьев Шлегелей, которые утверждали, что в основе каждой культуры лежит мифология. В России получил распространение в середине XIX века и связан с именами Буслаева, Афанасьева и Проппа.

В эпоху Символизма в XX веке этот метод получил второе рождение в неомифологической школе.

Загадки «Бориса Годунова»

Трагедия Пушкина «Борис Годунов» считается одной из самых сложных в его творчестве, и бытует мнение, что ещё ни одному режиссеру не удавалось поставить её действительно хорошо. Литературоведы посвятили ей множество исследований, но так и не смогли разгадать её загадку.

Есть версии, что в образе Самозванца Пушкин изобразил себя (внешнее и внутреннее сходство), в а образе Бориса — правившего тогда Александра I (они оба цареубийцы), что сцена в корчме на Литовской границе заимствована из оперы Дж.

Россини «Сорока-воровка», а Гришка Отрепьев — это предвестник декабристского восстания («умён, приветлив, ловок», пушкинский Димитрий, кстати, напоминает декабриста хотя бы романтическим возгласом «стократ священ союз меча и лиры!»).

 Тема власти в произведении

Главная тема трагедии Пушкина — это власть, к которой стремятся почти все персонажи, они страстно желают заполучить её, проявляя тем самым свою гордыню.

А между тем, по православной традиции, царская власть — это священная обязанность правителя перед Богом и народом, так сказать, крест, который он должен нести.

Но никто из героев не относится к ней подобным образом, а значит, власть Бориса, Димитрия и кого бы то ни было из дворян не может быть богоугодной.

Народ молится Богу за царя, а так как царь отвечает за благоденствие народа, значит, он молится сам за себя.

Таким образом, возникает прочная взаимосвязь Бога, народа и монарха, их взаимоответственность, отсюда и фраза «прогневали мы Бога, согрешили: // Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли».

Следовательно, начало всем описанным бедам народным положило убийство Димитрия, и власть Годунова в основе своей греховна. Интересно, что сам исторический факт убийства царевича не доказан, возможно, поэтому эта мрачная и тем самым притягательная история уже стала нашим национальным мифом.

Образ исторической личности: Димитрий (Лжедмитрий)

Образ Самозванца в трагедии Пушкина целиком пропитан христианской символикой. Во-первых, сразу читается мотив воскресения царевича (а может, и Иисуса, но судя по настроению произведения, писатель слабо верит в его счастливую возможность).

Во-вторых, проводится параллель между истинным Димитрием, принятым «в лик ангелов небесных», и Самозванцем, «неким духом в образе царевича», которого «Тень Грозного усыновила». И если первый ассоциируется с Христом, то второй — явно, с Антихристом.

Обратите внимание

По церковным преданиям, души умерших приходят не просто так, а в связи с «бесовски мне мечтаниями», а идея Димитрия о самозванстве и его жажда власти вполне подходят под это определение.

К тому же, Гришка в Литве не скупится на несбыточные обещания, как Антихрист в начале своего прихода, когда он казался всем добрым и щедрым.

Образ Бориса Годунова

Образ Бориса обрисован Пушкиным неоднозначно и, в целом, схож с реальной исторической личностью. С одной стороны, это идеальный правитель, заботящийся о народе, ищущий его любви и обладающий «высоким духом державным» (сразу приходит на ум Софокловский Эдип, тоже, кстати, цареубийца).

Он всячески стремится подчеркнуть законность своего престолонаследия и продолжить государственную традицию. Борис трепетно относился к детям, есть исторические свидетельства, что он проводил с ними гораздо больше времени, чем другие правители и находил в этом  душевное успокоение.

В пьесе про него говорят: «А он умел и страхом, и любовью, // И славою народ очаровать», и вот здесь мы переходим к отрицательной стороне личности Годунова.

Слово «очаровать» во времена Пушкина употреблялось в значении «околдовать», монах Пимен говорит о Борисе: «Его любимая беседа: кудесники, гадатели, колдуньи» (то, что реальный правитель к ним обращался — факт исторический), а в православии это считается грехом.

К тому же, Борисово алкание власти свидетельствует о том, что его либеральная политика вызвана не любовью к народу, а желанием возбудить к себе его любовь, потешить самолюбие, потому и наступает разочарование: «Вот черни суд: ищи ж его любви!».

Ещё одна деталь: Годунов воспринимает совесть как голос Божий, основу душевного равновесия (Иоанн Златоуст, кстати, говорил о том же), а если она не чиста, «тогда беда! Как язвой моровой // душа сгорит..

» — тут снова параллель с православием: апостол Павел говорил о «сожжённых совестью», а Иоанн Златоуст, что «огнём поедает совесть». В этом же своём монологе Борис упоминает о «мальчиках кровавых в глазах».

Это, известное в те времена, Псковское выражение о крайнем напряжении, связанном с приливом крови, в устах царя звучит практически как признание своей вины.

Идея трагедии «Борис Годунов»

Основная идея пьесы заключается в том, что Бориса погубило его властолюбие. На протяжении всего действия он находится в конфликте со своей совестью, и единственный выход для него — это покаяние, но не в современном понимании этого слова, а в древнегреческом — » перемена мнения» — то есть отказ от престола и пострижение в монахи.

Проблема в том, что Годунов так чужд православия, что даже на смертном одре не спешит каяться: «Повремени, Владыко патриарх, // я царь ещё…», — ему просто некогда — он передает власть сыну и советует, как должно себя вести.

С одной стороны, это демонстрация любви к своему ребёнку, но с другой, «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».

Важно

Итак, само стремление Бориса к власти и пути её достижения наложили проклятие на него и на народ русский, но искупление греха невозможно, ввиду его человеческой природы. Воскресение богоугодного царевича тоже недостижимо. И в финальном мрачном «народ безмолвствует» заключается все настроение пьесы и её посыл.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-pesy-pushkina-boris-godunov/

Пушкин, “Борис Годунов”: анализ произведения

Историко-эпическая драма «Борис Годунов» была написана в 1825 году в Михайловском. На замысел этого произведения оказало влияние знакомство Пушкина с «Историей государства российского», написанной Карамзиным. В 1826 году, когда Николай I объявил Пушкину о прекращении ссылки, он читал отрывки из этого произведения императору.

Пьесу долго не решались ставить на сцене, считали, что она не постановочная. Впервые драма «Борис Годунов» была представлена на сцене Мариинского театра в сентябре 1870 года.

Тема и проблематика произведения

Тема произведения — искушение властью, показанное на примере Бориса Годунова, сбежавшего келейника Григория Отрепьева и Марины Мнишек, пожелавшей стать царицей. Одновременно в этой драме просматривается идея наказания.

Борис Годунов всю оставшуюся жизнь тяготился свершенным убийством. И когда Лжедмитрий подошел к Москве, страх расплаты за содеянное стал причиной смерти Годунова. Обвинение юродивого только подстегивает, усиливает этот страх.

Композиционное построение драмы

Стиль изложения Пушкин позаимствовал у Шекспира. Все произведение написано белым стихом. Отдельные отрывки изложены в прозе.

В этом произведении Пушкин нарушает главное сценическое правило триединства:

  1. Нарушено единство времени, которое должно укладываться в 24 часа. События драмы развиваются в течение 7 лет.
  2. Нарушено единство места. События происходят в Москве — то в царских палатах, то на улице, в Чудовом монастыре, на литовской границе, в Польше. В пьесе 23 сцены.
  3. Нарушено единство действия. В пьесе показано восхождение Бориса Годунова, рассказывается о его преступлении. Одновременно Пушкин показывает, как завоевывает свой авторитет Лжедмитрий, как он собирает войска.

Трудно назвать главного героя в столь многоплановом произведении. В пьесе насчитывается 80 действующих лиц. Но есть две стороны конфликта — Борис Годунов, который появляется в 6-ти сценах, и Лжедмитрий. Его мы видим в 9-ти эпизодах. Правда, о Борисе и самозванце говорят другие герои пьесы.

В 1598 году, когда умер царь Федор Иоаннович, народ слезно умоляет ближайшего родственника царя и единственного престолонаследника Бориса Годунова принять корону.

Диалог, произошедший между князьями Шуйским и Воротынским, служит своеобразным предисловием, завязкой произведения, из которого читатель узнает о том, что в смерти единственного наследника престола царевича Димитрия виноват Борис Годунов.

И теперь, когда он так близок к своей заветной цели – стать царем, он заперся в монастыре и уже месяц упорствует, отказываясь от шапки Мономаха. Годунов согласится стать царем, но не сразу.

Прошло 5 лет. Пушкин показывает келью в Чудовом монастыре, где беседуют летописец Пимен и юный Гришка Отрепьев. Старец рассказывает Гришке обстоятельства гибели царевича Димитрия, и отмечает, что царевичу примерно столько же лет, сколько и Гришке.

Тогда-то, видать в Гришкиной голове родилась авантюрная идея. Он сбегает из монастыря и добирается через Литву до Польши. Польские паны, имея свои планы на Москву, поддерживают Лжедмитрия, который собирает ополчение для реализации своих планов.

В Самборе ЛжеДмитрий поселяется в замке пана Мнишека, и здесь влюбляется в дочку хозяина — Марину. В порыве страсти он открывает ей, что на самом деле не является наследником престола. Марина осуждает его за слабость и говорит, что будет принадлежать ему только в качестве царицы русского государства.

Совет

Еще через год в 1604 Войско Лжедмитрия переходит границу. С целью разоблачить самозванца, Патриарх предлагает перенести останки убитого царевича в Москву. Предложение не находит поддержки у Бориса и его бояр.

В декабре около Новгорода Северского армия Годунова проигрывает ополчению Лжедмитрия, которого поддерживает народ. На соборной площади юродивый бросает обвинение Борису Годунову в убийстве. Эта сцена считается в пьесе кульминационной.

В Москве Борис Годунов умирает, успев благословить Федора на царство. Однако среди приближенных Годунова объявляются предатели, которые душат жену и сына Годунова.

Боярин Мосальский объявляет: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (пауза) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!». Народ безмолвствует.

Последняя строфа служит развязкой трагедии.

Народ играет в драме не последнюю роль:

  • слезно умоляет Годунова взойти на царство,
  • поддерживает Лжедмитрия,
  • народ воюет,
  • народ безмолвствует, понимая, что свершилось преступление, когда сын и жена Годунова не по своей воле расстались с жизнью.

Но если вначале пьесы народ равнодушно опирается на мнение своих бояр, то в конце пьесы Пушкин показывает народ, имеющий собственное мнение, и поступающий так, как ему подсказывает совесть.

Источник: https://PoetPushkin.ru/pesy/boris-godunov/boris-godunov-analiz.html

Анализ трагедии “Борис Годунов” Пушкина: суть, смысл, идея

“Борис Годунов”.
Иллюстрация Е. Кибрик

“Борис Годунов” является одним из самых известных драматических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.

В этой статье представлен анализ трагедии “Борис Годунов” Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите:

Все материалы по драме “Борис Годунов”

Все материалы по творчеству Пушкина

(С. Бонди, комментарии к книге “А. С. Пушкин. Драматические произведения”, 1943 г.)

“Борис Годунов” написан Пушкиным в важный для него момент перелома в его творчестве: он знаменует переход Пушкина от романтизма к реализму, к объективности, к истории, к народности… Основный замысел трагедии… показать на историческом примере, как происходят восстания, какие исторические силы играют роль в судьбе государства, какова роль отдельных общественных групп в подобных бурных событиях – роль народа, высших классов и иностранного вмешательства.

Эпоха, выбранная Пушкиным, казалась ему крайне поучительной для понимания современности: Борис Годунов, достигший престол с помощью преступления, напоминал Александра I, также вступившего на престол после убийства его отца, в котором он принимал косвенное участие; аналогичным было и недовольство царем.<\p> …

Пушкин вовсе не имел в виду включать историческую пьесу какие-либо намеки на современность… Связь с современностью в замысле Пушкина была не в намеках и иносказаниях, а в том, что, изображения…

события XVII века, он тем самым отвечал на вопросы, которые волновали его самого и его передовых современников, декабристов: как происходят революции в истории? что ими движет? какую роль в них играет народ? чем вызывается их успех? Таков был у Пушкина замысел исторической трагедии.

Пушкин в ней стремился полностью отказаться от всяких литературных и театральных эффектов, от выражения собственного мнения об изображаемых событиях; ему хотелось просто “воспроизвести историческую эпоху и исторических лиц”… Конечно, в полной мере Пушкину не удалось “отказаться от своего образа мыслей, дабы полностью переселиться в век изображаемый”…

Точно также не удалось Пушкину избежать и фактических исторических ошибок: они были вскрыты позднейшей наукой. Создавая свою трагедию, Пушкин нашел образец для нее в драмах Шекспира, преимущественно в… “Ричард II”, “Генрих IV”… Пушкин и самую форму своего “Бориса Годунова” заимствовал у Шекспира.

Он отказался от единства места и времени, ввел в трагедию комические сцены, заменил обязательные пять длинных актов большим количеством маленький сцен и вместо рифмованного шестистопного ямба написал драму белым, нерифмованным стихом, а отдельные сцены – и прозой.

Основным источником для Пушкина при изображении исторических событий царствования Бориса Годунова была “История Государства Российского” Карамзина. Весь ход действия “Бориса Годунова”, речи действующих лиц полны намеками на те или иные события той эпохи, на различные связанные с ними обстоятельства и отношения.

Для того чтобы полностью понимать содержание пушкинской драмы, необходимо знать эти события, обстоятельства и отношения.

Построив свою трагедию на перечисленных событиях, Пушкин в основу ее положил определенную идею, которая состояла в том, что не боярские интриги, не польская интервенция, не слабость сопротивления Бориса…

Обратите внимание

являются причинами успеха восстания, руководимого Самозванцем, и гибели Бориса Годунова, а народ, его настроение, его участие в этом восстании.

Пушкина упрекали современные ему (а также позднейшие) критики в том, что он неудачно выбрал героем трагедии такое лицо, как Борис Годунов, который с самого начала ведет себя как обреченный, почти не сопротивляется, не борется.

Кроме того, по словам критиков, внимание зрителя и читателя двоится между двумя героями, Годуновым и Отрепьевым, и трудно сказать, кто из них настоящий герой пьесы. Эти упреки несправедливы и основаны на непонимании главной мысли пушкинской драмы.

Ни Борис, ни Отрепьев не являются героями трагедии: ее герой – народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц. Глубокий трагический образ Бориса Годунова, страстного честолюбца, не останавливающегося перед преступлением для достижения намеченной цели, способного на хитрую и сложную интригу – и в то же время умного, искренне желающего делать добро России и ее народу, любящего и нежного отца. Все эти противоречивые качества его характера прекрасно разработаны в ходе драмы.

Ему противопоставлен смелый, веселый, решительный и несколько легкомысленный авантюрист Григорий Отрепьев, привлекательный своей всесторонней талантливостью и простодушием баловня судьбы. Рядом с этими главными лицами Пушкин рисует образы бояр, духовенства, монахов, поляков, простого народа, иностранных офицеров-наемников. Среди них самые замечательные – Шуйский, хитрый и бесцеремонный интриган, “лукавый царедворец”, монах-летописец Пимен, бродяга и пьяница Варлаам с его колоритной народной речью, честолюбивая, холодная авантюристка Марина.

Создав в своей драме целый мир живых людей… показав яркую картину исторической эпохи, насыщенную глубокой и верной мыслью, Пушкин имел все основания быть довольным.

(Источник: С. Бонди, комментарии к книге “А. С. Пушкин. Драматические произведения”, 1943 г.)

Это был анализ трагедии “Борис Годунов” Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите:

Все материалы по драме “Борис Годунов”

Все материалы по творчеству Пушкина

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/03/analiz-boris-godunov-pushkin-sut-smysl-ideja.html

«Борис Годунов» – анализ пьесы Пушкина

В трагедии «Борис Годунов» поднимается широкий спектр вопросов: народ и власть, совесть и покаяние, преступление и наказание, любовь и предательство.

Как и все исторические тексты Пушкина («Капитанская дочка», «История Пугачёва, Полтава»), пьеса сохраняет связь с современностью. В 1824 – 1825 гг.

центральный вопрос ответственности власти и роли народа был особенно актуален. Сделав анализ пьесы “Борис Годунов”, мы убедимся в этом.

Историческая основа пьесы Пушкина

Действие пьесы происходит в период правления Бориса Годунова. Молва приписывала ему виновность в смерти царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Говорили, что Борис подослал убийц к семилетнему наследнику, находящемуся с матерью и няньками в городе Угличе.

Боярин Василий Шуйский, проводивший следствие, сделал вывод, что в припадке падучей болезни (эпилепсии) ребёнок случайно заколол себя ножом, которым в тот момент играл. Но современники не поверили подобному объяснению. Историки XX и XXI вв.

Важно

склонны считать Бориса Годунова невиновным в смерти царевича, и это интересная деталь в анализе пьесы “Борис Годунов”.

В 1598 г. после смерти последнего царя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, на трон был избран Борис Годунов. Но другие бояре посчитали себя вправе претендовать на трон. К тому же обнаружились ловкие мошенники, выдающие себя за чудом спасшегося царевича. Таковых было три. Наиболее известен Лжедмитрий I, именно он появится в пьесе Пушкина. Всё это впоследствии привело к Смуте.

Образ главного героя пьесы «Борис Годунов»

Теперь, продолжая анализ “Борис Годунов”, поговорим о главном герое. Царь Борис предстаёт в пьесе сложным и неоднозначным персонажем. Он показан умным правителем, стремящимся как можно лучше выполнить свой долг перед народом. Он заботиться о благоденствии людей и о помощи им в дни бедствий.

Об этом мы слышим в монологе «Достиг я высшей власти…» Так, по приказу Годунова были выстроены «новые жилища» пострадавшим от пожаров. На время его правления пришлись засухи, и царь «отворил житницы» голодным. Но все старания «свой народ в довольствии, во славе успокоить» оказались напрасными.

В ответ правитель встречает только ненависть.

Борис показан мудрым, любящим отцом. Он трогательно успокаивает дочь, потерявшую жениха, и обвиняет себя, грехами навлёкшего бедствия на семью. Царь, умирая, даёт важные советы сыну, которого оставляет править в сложный момент.

Понятна ненависть и зависть бояр. Не упустите их роль, если вы даже делаете краткий анализ пьесы “Борис Годунов”. Их роды более знатны, чем род Годунова, но у них не хватило смелости претендовать на престол.

Показателен диалог Воротынского и Шуйского, рассуждающих о том, что в Борисе есть смелость и твёрдость. Неслучайно один боярин замечает, что Годунов правит, как покойный Иван Грозный, только казней нет.

То есть страх и покорность – вот на чём держится отношение к власти у боярской верхушки.

Но почему же народ не доверяет Годунову? Анализ пьесы помогает это понять, ведь стремления царя быть хорошим правителем вполне искренни. Вот здесь и кроется главная мысль пьесы. Борису власть представляется высшим счастьем. Он желает достичь власти ради власти.

Совет

На самом деле царское положение – это тяжёлое бремя («тяжела ты, шапка Мономаха»), это долг, божественное избранничество на трудный путь. Но могущество, полученное путём преступления, лишено божьего благословения. А преступная власть не может принести счастья и народу.

Знаменательна в этом смысле сцена с юродивым. Борис, выходя из собора, просит юродивого помолиться за него, на что тот отвечает: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит».

Нечистая совесть – главная причина трагедии Бориса, и искупить свою вину благодеяниями он не может.

Образ народа при анализе «Борис Годунов»

Народ в пьесе Пушкина играет важнейшую роль. В сцене избрания Бориса на царствование народ показан равнодушным к происходящим событиям, наивным и простодушным. Комичен диалог двух участников действа: «Один: Все плачут. Заплачем, брат, и мы.

Другой: Я силюсь, брат,  да не могу. Первый: Я также. Нет ли луку?» Они полностью снимают с себя ответственность, им кажется, что боярам лучше известно, что делать: «Один (тихо): О чем так плачут?  Другой: А как нам знать? То ведают бояре. Не нам чета».

Выражением народного мнения о преступной власти становятся слова юродивого о царе Ироде. Летописец Пимен, мудрый старец, размышляет о том, что народ разделяет с властителями их грехи и также несёт ответственность за свершившиеся события. Анализ пьесы “Борис Годунов” Пушкина был бы неполным, если бы мы упустили еще одну деталь.

Самой загадочной фразой, имеющей множество толкований, является заключительная ремарка «народ безмолвствует». Самозванец захватил Москву. Бояре перешли на сторону Лжедмитрия. Люди, столпившиеся у крыльца Борисова дома, слышат крики и женский визг внутри. Когда отворяются двери, на крыльцо выходит Моссальский и сообщает, что Фёдор и Мария Годунова «отравили себя ядом».

Все в ужасе молчат. Моссальский требует, чтобы кричали: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует». В этой реплике отразился не только ужас людей, ставших свидетелями только что совершённого преступления. В ней и безысходность ситуации, невозможность вырваться из замкнутого круга. И самое главное – нравственная оценка беззаконных деяний нового правителя.

Помимо того что вы прочитали анализ пьесы “Борис Годунов”, которую написал Александр Пушкин, мы предлагаем вам посетить наш литературный Блог – там вы найдете множество интересных статей.

Скорее всего, вас также заинтересует по теме:

  • Краткое содержание “Борис Годунов”
  • Биография Александра Пушкина

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/boris-godunov-analiz-pesy-pushkina

Анализ трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”

Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время его ссылки в село Михаиловское. Она была начата им в декабре 1824 года и закончена в ноябре 1825 года.

«Писанная мною в строгом уединении, вдали охлаждаю­щего света, — вспоминал Пушкин позже, — трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа людей избранных».

Основной замысел «Бориса Годунова» — первой рус­ской реалистической трагедии — был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию, — вопрос о самодержавии и крепостном праве и главным образом об участии самого народа в борьбе за снос освобождение.

Пушкин взял нужный ему материал в только что вышедших X и XI томах «Истории государства Российско­го» Карамзина.

Обратите внимание

Там описывались события так называемого «смутного времени» (начало XVII века) — широкое народ­ное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепост­ное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого).

Главную идею трагедии Пушкин стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные поэтом-историком картины того времени. Свою задачу он видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драмати­ческой ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроиз­вести подлинную историческую действительность.

Начало пьесы изображает Москву 1598 года. Только что умер царь Федор Иоаннович, сын Иоанна IV (Грозно­го), не оставив наследника. В последние годы царствования Иоанна IV возвысился молодой, умный и энергичный Борис Годунов, на сестре которого царь женил своего сына и наследника Федора. После смерти Иоанна (1584 год) значение Годунова еще более возросло.

Царь Федор был по своему уму и характеру совершен­но неспособен царствовать. Он тратил все свое время и силы на молитвы и церковные службы, а государством управлял Борис Годунов, получивший титул правителя.

Так как Федор был бездетен, вступить на престол после него должен был его младший брат Дмитрий, бывший еще ребенком. Годунов добился удаления царевича с матерью и другими родственниками из Москвы в Углич.

В 1591 году маленький Дмитрий внезапно умер. Распространились слухи, что он был зарезан по приказу Годунова.

В резуль­тате расследования, которым руководил тайный враг Году­нова Василий Шуйский, народу было объявлено, что царе­вич сам зарезался в припадке падучей болезни.

Со смертью Федора надо было выбирать нового царя, так как законного наследника не было. Предложен был престол Борису Годунову; он долго отказывался, очевидно желая, чтобы его избрание было как можно более торже­ственным и всенародным, и зная об интригах против него знатных бояр и князей. Об этом у Пушкина говорится в первых четырех сценах его пьесы.

Важно

Царствование Бориса Годунова (1598-1603) было про­должением его правления в предыдущее царствование.

Он стремился завоевать популярность среди народа, оказывал ему всяческие «милости»; он продолжал укреплять связи с Западной Европой, обручив свою дочь Ксению с датским принцем; посылал молодых людей за границу для обуче­ния, приглашал на службу иностранных знатоков военного дела (сцена «Равнина близ Новгорода Северского»).

Но Бориса преследовали неудачи. В его царствование случился неурожай и страшный голод; в Москве вспыхнул громадный пожар, уничтоживший часть города и лишив­ший крова множество людей. Датский принц, жених Ксе­нии Годуновой, неожиданно умер. Народ, измученный крепостным правом, виновником которого считал Бориса, копил против него глубокое недовольство.

В последние годы царствования Борис резко усилил репрессии, высылал и сажал в тюрьмы представителей оппозиционных семейств (Романовых, Сицких, Шестуно-вых), окружил бояр шпионами, ввел особую молитву о здоровье царя, которую было обязательно читать за каждым обедом (сцена «Москва. Дом Шуйского»).

Недовольство не утихало. Оно выявилось, когда в Польше появился молодой человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Правительство Году­нова объявило, что это бежавший из московского Чудова монастыря монах Григорий Отрепьев. Пушкин верил в правильность этой версии.

Самозванец стал собирать войско для войны с Бори­сом за «отнятый» у него престол. Началась война, в которой царские войска не хотели сражаться против Самозванца, а народ его поддерживал, потому что рассчитывал на отмену крепостного права. Московские бояре также втайне сочув­ствовали его борьбе против ненавистного им Годунова.

Скоропостижная смерть Бориса во время этих событий ускорила развязку.

Вступивший на престол юноша Федор, сын Бориса, не имел никакой поддержки. Его главный полководец Басманов перешел со своим войском на сторону Самозванца, а бояре в угоду ему убили и Федора и мать его, вдову Бориса Годунова. Самозванец занял Москву и стал царем.

Но ни Борис, ни Самозванец не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц.

Совет

В одной из последних сцен, «Ставка», эту идею прямо выражает приближенный Самозванца Гаврила Пушкин в разговоре с Басмановым. Он говорит:

Я сам скажу, что войско наше дрянь,<\p>

Что казаки лишь только села грабят,<\p>

Что поляки лишь хвастают да пьют,<\p>

А русские… да что и говорить…<\p>

Перед тобой не стану я лукавить;<\p>

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов ?<\p>

Не войском, нет, не польскою помогай,<\p>

А мнением; да!мнением народным…

С точки зрения развития этой идеи становится ясен и, казалось  бы,  разбросанный,  непоследовательный  ход драмы, чередование ее двадцати трех сцен. Басманов со­глашается с суждением Гаврилы Пушкина о решающей роли народа, и оно выражает основную оценку всей исто­рической ситуации и основной политический вывод самого автора.

В двух последних картинах народ действует как актив­ная, решающая сила: в виде бушующей мятежной толпы в сцене у Лобного места и как моральная сила грозной в своем единодушном молчании толпы в последней сцене.

Народ, увидевший, что и новый царь, Дмитрий, начи­нает свое царствование с кровавого злодеяния — убийства безоружного юноши и его матери, — отказывается привет­ствовать этого царя. «Народ безмолвствует…»

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/372-tragediya-as-pushkina-boris-godunov.html

Сочинение Анализ трагедии Пушкина Борис Годунов

Писать пьесу «Борис Годунов» Пушкин начал зимой в 1824 и закончил 1825 году. В этот период Пушкин находился в ссылке, в Михайловском. Это был переломный момент для писателя, он уходил от романтизма к реализму.

«Борис Годунов» это первая реалистичная трагедия, для написания Пушкин изучал материал, где были описаны факты о смутном времени. Главная тема в произведении это вопрос самодержавия и крепостного права. Замыслом автора было не использовать исторические данные для острого сюжета, а показать реальные исторические события.

Пьеса начинается с описания Москвы в 1598 году, когда умирает царь Федор, сын Ивана Грозного, не оставив после себя наследников. Незадолго до его смерти возвысился сам Борис Годунов, брат жены Федора. Царь Федор был верующим, и почти все время молился и был не способен царствовать, вместо него этим занимался Годунов, чье значение возросло после гибели Ивана Грозного.

Не имея детей после смерти Федора, на престол должен взойти его брат. Будучи ребенком не способным править, Дмитрий был отправлен Годуновым с матерью в Углич. В 1591 году появляется слух, что царевич погибает по указанию Годунова. После расследования, которым занимался Василий Шуйский, народу объявляют, что царевич Дмитрий во время припадка зарезался сам.

В результате встал вопрос об избрании царя. Бориса Годунова долго уговаривали, он отказывался, зная, что против него строят козни бояре.

Во время царствования Годунов терпит неудачи, в это время происходит неурожай, произошел страшный пожар в Москве. Народ, уставший от крепостного права, набирал недовольство. К концу своего правления Борис стал более жестоким, усилил гонение оппозиционных семей, повсюду отправлял шпионов.

Пиком стало появление Лжедмитрия в Польше. Годунов объявил, что это бежавший монах Григорий Отрепьев. Собрав войско, Лжедмитрий пошел на царя войной, народ его поддержал в надежде на упразднение крепостного права.

В этот период скоропостижно умирает Годунов. В результате главный полководец предает семью Годуновых и переходит на сторону Лжедмитрия, а бояре чтоб угодить ему убивают жену и сына царя.

Обратите внимание

И Лжедмитрий становиться правителем.

Но у Пушкина главным героем является сам народ, который и решают будущее государства. Именно безмолвие народа показывает, что они не принимают нового царя. В последних сценах трагедии отчетливо видна роль народа. Они как мощная сила и моральная составляющая, за ним стоит последнее слово.

Вариант 2

Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так для различных критиков.

Многие люди, которые пытались снять фильм, по этой трагедии не улавливали саму суть, саму загадку и сложность «Бориса Годунова», поэтому чаще всего фильмы выходили не такими потрясающими как книга. Многие литературоведы писали, что многие моменты из книги напоминают определённых людей в истории, а также события.

Например, что в персонаже Самозванец, Пушкин на самом деле показал себя, в образе Бориса – правителя Александра 1, а Гришка Отрепьев – это некий предвестник восстания декабристов.

Главная тема трагедии «Борис Годунов» – это тема власти и величия, к которой стремятся персонажи повести. Они идут к ней, невзирая на других и на правила приличия, они показывают свой настоящий характер, свою гордость и самолюбие.

Герои забывают о том что царская власть для всех верующих означает, что царь некий посланник Бога, который должен защищать свой народ, от различных бед забыв о своих личных проблемах.

Но не один из героев, не подходит для этого, ведь они все это делают лишь для собственного величия.

Народ великой страны молиться всевышнему за царя, чтобы он правил долго и светло. Подданные подают в отчаянье и начинают презирать себя после того как убили Дмитрия, и на престол зашел Годунов. Самое интересное, что еще неясно, что царевича убили, а также кто это сделал, поэтому многих людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина.

Важно

Основная идея трагедии «Борис Годунов», тем, что царя, Бориса погубила его гордыня, ужасный характер, но самое главное властолюбие. Во время всей истории, он конфликтует со своей совестью, и всеми силами пытается выйти из этого конфликта победителем.

Но все заканчивается тем, что он находит выход только в покаянии. Но не в обычном покаянии перед Богом, рассказывая обо всех своих ошибках и неудачах. Для Годунова покаяние – это отказаться от власти, от престола и величия.

Но он не готов каяться  перед Богом и лишиться власти, даже перед смертельной опасность, но не готов это делать: «Повремени, Владыка патриарх, // я царь ещё…». Годунов передает свою власть сыну и дает ему советы, что и как нужно делать, когда ты царь.

Можно подумать, что он любит своего ребенка, но даже это делается из собственной гордыни: «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».

В конце понятно, что стремление Бориса к власти, собственного величия над другими людьми сделали его очень гордым и нанесли на него некое проклятие судьбы. Может если бы он отрекся от власти, покаялся Богу, он бы смог жить дальше, но из собственных противоречий, он не смог это сделать.

Сочинение по произведению Борис Годунов

Пушкин одно из своих самых выдающихся произведений находясь в изгнании. Поэт работает над произведением-трагедией «Борис Годунов». Данное произведение было действительно современным по тем времена и освещало проблемы того времени. Поднимался вопрос самодержавия и крепостного права. Самое главное то, что Пушкин рассматривает народ, как полноценного участника в борьбе за освобождение. 

В 10 и 11 томах вышла «История государства Российского», которая и стала источником информации для Пушкина. В этих томах было описано «смутное время». В эти времена народ восстал, против закона о крепостном праве.

С трона убрали сына Годунова – Федора, а Борис перед этим событием умер. Поэт, написав свое произведение, показал читателю подлинные действия тех времен.

Пушкин использовал исторический материал не для украшения своего произведения, а лишь с одной целью, показать людям правду.

Совет

Нынешний царь Федор не имел детей, поэтому его наследником был брат Дмитрий. Годунов сделал все так, чтобы ему никто не мешал прийти к власти. Из Москвы выдворяют царевича, а Дмитрий как-то странно умер. Теперь нужно было выбрать царя и им стал Годунов. Первые четыре части произведения Пушкина рассказывают об этих событиях.

На троне у Бориса начались неудачи. Во-первых, в государстве был неурожай и соответственно голод, во-вторых горела Москва и много людей остались без дома. Люди устали от такой власти, от крепостного права.

Злость и ненависть к Борису росла. На закате своего правления царь усилил нажим на людей. Людей сажали, изгоняли.  Так же Годунов придумал молитву, в которой просилось за его здоровье.

Каждый должен был читать ее за обедом.

Однажды объявился самозванец, который представился как Дмитрий (который погиб). Люди поверили ему, и он начал собирать войско против Годунова. Народ был за него, так как самозванец выступал за отмену крепостного права.

Вскоре умер Борис и это способствовало скорому концу нынешней власти. Место правления занял сын Бориса – Федор. Но, его никто не поддерживал, да и лучший полководец Басманов принял сторону самозванца.

Бояре так же не стояли в стороне им в конце концов убили Федора и его мать. Теперь Москву занял самозванец со своими людьми.

Но, все главные герои произведения не являются его ключевыми фигурами, главным является народ. Именно люди решают судьбу всех героев.

Обратите внимание

В конце произведения народ превращается в страшную силу, которая крушит все на своем пути. Теперь люди решают свою судьбу и дальнейшую судьбу действующих лиц.

Но, народ не поприветствовал нового царя Дмитрия, ведь они увидели, что тот тоже начал править с убийством безоружного мальчика и его матери.  

Анализ 4

Одним из трагических произведений великого писателя А.С.Пушкина является поэма «Борис Годунов», в нее он внес массу трагедий как между героями, но так же и заключил в нее трагедию всего общества. Народ и царь – это основная тема, которая вошла в основу произведения Александра Сергеевича Пушкина “Борис Годунов”.

Сам же Борис Годунов был описан как положительный персонаж, на первый взгляд он казался не только хорошим царем, но и являлся прекрасным отцом и семьянином. Который очень сильно старался поддерживать своих детей во всех историях. Вместе со своей любимой дочерью переживает горе о потере ее жениха. Поддерживает своего сына в его желании получать большие знания в науке.

Он очень умен, его желанием было, принести довольствие народу своему, после получения престола.

Борис был хорошим продуманным политиком, душевным человеком в отношении людей, просчитывал шаги наперёд зная всю обстановку страны. Даже, несмотря на все плюсы и положительные качества, население страны его не особо то и любили.

Думая об укреплении связей и западными европейскими государствами, он просватал свою дочь за шведского королевича. В отношении к народу он продолжает политику некоторых московских монархов, он настаивает на том чтобы каждый крестьянин принадлежал одному помещику и не имел ни каких прав.

Тем самым он полностью переходит к враждебному отношению людей к его персоне.

Борис отличался от своих предшественников, тем что завоевал свои престол не честным путем, он не получил его по наследству, а совершил преступление, убив младенца Дмитрия. Так считали не только народ, но и многие писатели того времени.

Это абсолютно не красило его образ, как правителя, но и очень мучительно терзало его душу, это было лишь маленькой частью огромной трагедии его судьбы.

Важно

Активную борьбу с его персоной вели не только бояре, донские казаки и польская шляхта, но и во главе стоял сам народ, это и было основной причиной его трагической кончины.

Тем самым Александр Сергеевич, показывает в своем произведении, если правитель лишится поддержки и уважения своего народа, ухудшая сам свое положение, обманывая крестьян, которые впоследствии его тирании не только возненавидели его, но и считали деспотом. Конечно же ничем хорошим для такого представителя правления как Борис Годунов это закончиться не могло, кроме как смерти от рук тех кого он пытался приручить под собственную власть.

Первое появление этого произведения на свет, где Пушкин, так же являлся героем. Произвело огромное впечатление на общество, которому он впервые его прочитал, кто-то был в недоумении от исходящей импульсивности и в ошеломлении.

И по сей день уникальность этого произведение затягивает читателя в глубину истории, завораживает своим интригующим сюжетом. Образ мыслей писателя не оставляет никого равнодушным, даже критики высказывали свое мнение в воодушевлении.

← История создания драмы Борис Годунов
← Анализ произведения Полтава↑ ПушкинАнализ особенностей литературного языка Пушкина →
Жанр произведения Дубровский →

  • Сочинение Что такое бегство от реальности? (итоговое)
    В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение
  • Как Вакуле удалось преодолеть козни Черта в рассказе Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение 6 класс
    План был простой. Небо без луны и звёзд будет чёрным и ничто оттуда не будет освещать землю. Так и получилось.
  • Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 класс
    Если рассматривать картины знаменитого художника Венецианова, то можно сделать один вполне логичный вывод, этот художник специализировался на написании портретов
  • Сочинение Компьютер в моей жизни рассуждение
    В наше время жизнь невозможна без применения компьютерных технологий. Данная техника стала практически родным человеком, ячейкой общества. Многие люди, просыпаясь первым делом, проверяют свою почту.
  • Сочинение про Лису (описание животного)
    С самого детства, мы встречались с образом этого животного, во многих сказках и повестях. В каждой из них, лисица символизирует собой воплощение хитрости и коварства. Стоит вспомнить известную всем сказку

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-boris-godunov

Анализ драмы “Борис Годунов”

Анализ трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”

План

  • История создания трагедии
  • Место и время произведения
  • Конфликт в трагедии
  • Реализм в произведении
  • Видение автора
  • Судьба произведения
  • Жанр

История создания. 

В декабре 1824 году Пушкин начинает работу над трагедией “Борис Годунов”. В размышлении над актуальными проблемами современности Александр Сергеевич нацеливает свое внимание на один из самых драматических периодов новейшей истории России – время правления Бориса Годунова в конце XVI – начале XVII в.

Перед писателем встают трудные задачи: постичь объективную логику событий, достичь исторической достоверности в изображении прошлого. Михайловский “отшельник” изучает наследие русских летописцев, читает исторические хроники Шекспира, просит прислать произведения “отца исторического романа” В. Скотта.

Фактический материал для осмысления “смутного времени” дают доставленные в Михайловское новые тома “Истории Государства Российского” Н. М. Карамзина.

На пути создания реалистического текста, для достижения реалистичного изображения лиц, исторических характеров, времени и событий избирается драматический жанр.

Полно и объективно возродить минувший век во всей его истине помогает сценическое действие, где все события протекают на глазах публики, характеры самораскрываются с разных сторон.

Место и время произведения

Трагедия “Борис Годунов” разрушает догмы классицизма. Здесь события происходят в разное время, в пространстве и месте – в лесах, московских площадях, в царских покоях, на литовской границе, в год коронации Годунова и приход на престол Лжедмитрия.

В трагедии нет явного романтического разделения настоящего и прошлого, отсутствует авторский субъективизм. Однако позиция автора улавливается ясно.

Злободневно и остро звучат вопросы: какую роль играет народ в истории? какова роль дворянства в России? Пушкин позже признавался, что ему так и не удалось упрятать “уши под колпаком юродивого. Торчат”.

В “Борисе Годунове” драматург-реалист развивает шекспировскую многогранность и вальтер-скоттовский историзм в освещении явлений, стремится найти реальные причины и следствия поступков людей и событий.

Конфликт в трагедии

Глобальный конфликт, в разрешение которого оказываются, втянуты все действующие лица – бояре, церковь, народ, внешние силы – сконцентрирован вокруг образа заглавного персонажа. “Борис Годунов – вчерашний раб, зять Малюты, татарин…” – достиг верховной власти, стал царем.

Вступая на престол, Годунов ведет себя лицемерно, заигрывая с народом и скрывая истинные намерения. Тайна “ужасного злодейства”, совершенного над младенцем Дмитрием, дамокловым мечом висит над ним.

Не складываются отношения Бориса с народом. Царь умеет “…

и любовью, и страхом, / И словом народ очаровать”. Все делает, чтобы “щедротами любовь его найти”. В ответ же получает презрение народное: “Я отдал им житницы, я золото / Рассыпал им, я им нашел работы – / А они меня, беснуясь, прокляли”.

В глазах народа он виновник всех бед на Руси: “Кто не помрет, я всем убийца тайный…”

Почему не понят и не принят народом Борис Годунов, правитель, готовый отдать ему последнюю рубашку? По ходу действия в пушкинской народной драме вырисовывается истинный облик правителя.

Борис узаконил отмену Юрьева дня, закрепившего крепостное право. Осуждая тиранию Ивана Грозного, сам насаждает систему доносов.

Именно из-за его политических ошибок власть завоевана самозванцем Гришкой Отрепьевым.

Реализм в произведении

Реалистическое изображение народа – важнейшее открытие трагедии. Он показан как противоречивое и сложное единство.

Народ – шут, когда проливает луковые (и лукавые) слезы, радуясь воцарению Бориса; “толпа”, “чернь” – когда поддается стихийным рефлексам; судья, нравственная сила – когда “народное мнение” решает участь содеявших преступлений.

Народ разноязычен и многолик: выписан в конкретных лицах, дан как собирательный образ, представлен как реальная историческая сила.

Народная мудрость, дух народа явлены в образе летописца Пимена, устами которого глаголет истины идеальный историк.

В народном сознании хранятся нравственные заповеди, вложенные в уста Юродивого: “Нет, нет! Нельзя за Царя молиться он же Ирод – богородица то не велит”. Молчание народа предрекает трагедию очередному царю-самозванцу. Словесной формулы достаточно драматургу, чтобы передать сложность понимания народа и его роль в истории: “Народ безмолвствует… Народ в ужасе молчит”.

Однако Пушкин

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/11/analiz-dramy-boris-godunov.html

Ссылка на основную публикацию