Что такое сентиментализм?

Что такое Сентиментализм

Значение слова Сентиментализм по Ефремовой:

Сентиментализм — Литературное направление второй половины XVIII в. — начала XIX в., пришедшее на смену классицизму, характеризующееся особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека, к природе и отчасти идеализирующее действительность.

Излишняя чувствительность, сентиментальное отношение к кому-л., чему-л.

Значение слова Сентиментализм по Ожегову:

Сентиментализм — Сентиментальное N2. отношение к чем-нибудьLib

Сентиментализм Художественное направление (в России — в конце 18 и нач. 19 в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительносью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы

Сентиментализм в Энциклопедическом словаре:

Сентиментализм — (от франц. sentiment — чувство) — течение в европейской иамериканской литературе и искусстве 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. Отталкиваясьот просветительского рационализма (см.

Просвещение), объявил доминантой»человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативнойличности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств,отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатогодуховного мира простолюдина. Близок предромантизму. Главные представители:С. Ричардсон, Л. Стерн, Л. Голдсмит, Т.

Смоллетт (поздние произведения),Ж. Ж. Руссо и писатели «Бури и натиска» (наиболее радикальное выражениедемократических тенденций сентиментализма). Вершина сентиментализма вРоссии — повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

Значение слова Сентиментализм по словарю Ушакова:

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(сэ), сентиментализма, мн. нет, м. (фр. sentimentalisme).

Определение слова «Сентиментализм» по БСЭ:

Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство)
течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма (см. Просвещение).

Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой
«человеческой природы» С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, С.

остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование
«естественных» чувств. Герой просветительской литературы в С. более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ. богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний С. Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона
(«Времена года», 1730), Э. Юнга («Ночные думы», 1742-45) и Т.

Обратите внимание

Грея («Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Элегический тон сентименталистской поэзии неотделим от патриархальной идеализации. лишь в поэзии поздних сентименталистов (70-80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социально-конкретное раскрытие
«сельской» темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни.

Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах С. Ричардсона, у позднего Г. Филдинга («Амелия», 1752). Однако окончательно С. оформляется в творчестве Л. Стерна, чьё незаконченное
«Сентиментальное путешествие» (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал «нетождественность» человека самому себе, его способность быть «разным».

Но, в отличие от Предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, С. чуждо
«иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истолкованию, диалектика души уловима. Основные черты английского С. (Голдсмит, поздний Смоллетт, Г. Макензи и др.

) — «чувствительность»,
не лишённая экзальтированности, и главное — ирония и юмор, обеспечившие пародийное развенчание просветительского канона и одновременно допускавшие скептическое отношение С. к собственным возможностям (у Стерна).
Общеевропейское культурное общение и типологическая близость в развитии литератур (психологические романы П. Мариво и А.

Прево, «мещанские драмы» Д. Дидро, «Мать» Бомарше — во Франции. «серьёзная комедия» К. Ф. Геллерта, рассудочно-чувствительная поэзия Ф. Г. Клопштока — в Германии) обусловили стремительное распространение С. Однако характерно, что в Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции С. получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж.

Руссо, движение «бури и натиска»).
Творчество Руссо («Новая Элоиза», 1761) — вершина европейского С. Как позднее И. В. Гёте в «Вертере», Руссо детерминирует сентименталистского героя социальной средой («Исповедь»).
В общественный контекст включены и сентименталистские герои Дидро («Жак-фаталист», «Племянник Рамо»). Под влиянием С. развивается драматургия Г. Э. Лессинга.

В то же время французскую и немецкую литературу захлёстывает волна прямых подражаний Стерну.
В России представителями С. были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин («Бедная Лиза», 1792), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский и др. Преимущественно дворянский по своему характеру, рус. С. в значит.

степени рационалистичен, в нём сильна дидактическая установка
(«Письма русского путешественника» Карамзина, ч. 1, 1792). В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в С. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие.

Исследователи находят безусловные черты сентименталистской поэтики в творчестве А. Н. Радищева.
Среди литературных жанров С. — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до саморазоблачения в литературе С. необыкновенно повысила интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его
«героем» биографических легенд о нём. Проблема творческой индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма.В. А. Харитонов.

В сценическом искусстве С. развивался под знаком борьбы с условностями придворного классицистского театра. Культ чувства, повышенный интерес к внутреннему миру человека, характерные для С.

, привели к отказу от классицистской статуарности, условно декламационной манеры чтения стиха. Новый репертуар потребовал от актёра разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи.

Изменения произошли и в оформлении спектакля — стандартные

«дворцовые» декорации сменились более реальной бытовой обстановкой, условный костюм — более близким к современности, появился характерный грим и др. Всё это определило накопление реалистических тенденций в актёрском искусстве, в различной степени проявившихся в творчестве выдающихся актёров 2-й половины 18 в. — Д. Гаррика (Великобритания), Ф. Л. Шрёдера и И. Ф. Брокмана (Германия). Влияние С. в русском театре сказалось в игре А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.Л. А. Левбарг.

Лит.: Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970. Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960. Тройская М. Л., Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965.

Елистратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966. Fitzgerald М., First follow nature, N. Y., 1947. История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957. Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М.

, 1958.

Источник: http://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/sentimentalizm.html

Сентиментализм в русской литературе

Сентиментализм(от фр. sent – чувство, чувствительный, англ. sentimental – чувствительный) – художественное направление в искусстве и литературе, которое пришло на смену классицизму.

Более подробно о классицизме.

Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувства, возникающие во время чтения.

Важно

Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы XVIII века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия XIX века занял ведущее положение.

По времени появления сентиментализм предшествовал романтизму. Это было завершение эпохи Просвещения, поэтому в произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но появились и совершенно новые черты.

Основные черты сентиментализма

  • Во главу угла ставится не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
  • Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые.
  • Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
  • Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
  • Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
  • Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором.
  • Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.

Сентиментализм в Европе

Наиболее законченное выражение это направление получило в Англии, в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии яркими представителями были Ф. Шиллер, И. В. Гете и предреволюционной Франции сентименталистские мотивы нашли наиболее полное выражение в творчестве Жан-Жака Руссо.

С. Ричардсон
Л. Стерн
Ф. Шиллер
И. В. Гёте
Ж. Ж. Руссо

Само название литературного направления укоренилось после написания авторами многочисленных «Путешествий», которые открывали читателю красоту природы, бескорыстную дружбу, семейную идиллию. Затрагивали самые нежные чувства читателей. Первый роман «Сентиментальное путешествие» был написан Л. Стерном в 1768 году.

Сентиментализм в России

В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев,  Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением  «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева.

М. Н. Муравьев
И. И. Дмитриев
Н. М. Карамзин
В. А. Жуковский
А. Радищев

В России существовало два направления сентиментализма:

Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».

В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.

Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.

Читайте также:  Новые фантастические книги в 2018 году

Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.

Отличительные черты русского сентиментализма

  • Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.
  • Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.
  • Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.

Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.

Поделитесь статьей в соц. сетях: <\p>

Источник: http://olgadyachenko.ru/sentimentalizm-russkaya-literatura.html

Сентиментализм

Сентиментализм это одно из основных, наряду с классицизмом и рококо, художественных течений в европейской литературе 18 века. Подобно рококо, сентиментализм возникает как реакция на господствовавшие в предыдущем столетии классицистические тенденции в литературе.

Свое имя сентиментализм получил после выхода в свет неоконченного романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) английского писателя Л.Стерна, закрепившего, как полагают современные исследователи, новое значение слова «sentimental» в английском языке.

Если раньше (первое употребление этого слова Большой Оксфордский словарь относит к 1749) оно означало либо «разумный», «здравомыслящий», либо «высоконравственный», «назидательный», то к 1760-м в нем усиливается оттенок, связанный не столько с принадлежностью к области разума, сколько — к области чувства.

Теперь «sentimental» значит также «способный к сочувствию», а Стерн окончательно закрепляет за ним значение «чувствительный», «способный к переживанию возвышенных и тонких эмоций» и вводит его в круг наиболее модных слов своего времени.

Совет

Впоследствии мода на «сентиментальное» прошла, и в 19 веке слово «sentimental» в английском языке приобретает негативный оттенок, означая «склонный потакать излишней чувствительности», «легко поддающийся наплыву эмоций».

Современные словари и справочники уже разводят понятия «чувство» (sentiment) и «чувствительность», «сентиментальщина» (sentimentality), противопоставляя их друг другу.

Однако слово «сентиментализм» в английском языке, равно как и в других западноевропейских языках, куда оно пришло под влиянием успеха романов Стерна, так и не приобрело характера строго литературоведческого термина, который охватывал бы целое и внутренне единое художественное направление.

У англоязычных исследователей до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман», «сентиментальная драма» или «сентиментальная поэзия», тогда как французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» (французское sentimentalite, немецкое sentimentalitat) как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений. Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимались попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-литературное явление. Главной чертой сентиментализма все отечественные исследователи признают «культ чувства» (или «сердца»), которое в данной системе взглядов становится «мерилом добра и зла». Чаще всего появление этого культа в западной литературе 18 века объясняется, с одной стороны, реакцией на просветительский рационализм (при этом чувство прямо противопоставляется разуму), а с другой — реакцией на господствовавший ранее аристократический тип культуры. Тот факт, что сентиментализм как самостоятельное явление впервые возникает именно в Англии уже в конце 1720-х — начале 1730-х обычно связывают с общественными изменениями, наступившими в этой стране в 17 веке, когда в результате революции 1688-89 третье сословие стало самостоятельной и влиятельной силой. Одной из главных категорий, определяющих внимание сентименталистов к жизни человеческого сердца, все исследователи называют понятие «естественного», вообще очень важное для философии и литературы эпохи Просвещения. Это понятие объединяет внешний мир природы с внутренним миром человеческой души, которые, с точки зрения сентименталистов, созвучны и сущностно сопричастны друг другу. Отсюда проистекает, во-первых, особое внимание авторов этого направления к природе — ее внешнему облику и происходящим в ней процессам; во-вторых, напряженный интерес к эмоциональной сфере и переживаниям отдельного человека. При этом человек интересует авторов-сентименталистов не столько как носитель разумного волевого начала, сколько как средоточие лучших природных качеств, от рождения заложенных в его сердце. Герой сентименталистской литературы выступает как человек чувствующий, и поэтому психологический анализ авторов этого направления чаще всего основывается на субъективных излияниях героя.

Сентиментализм «нисходит» с высот величественных потрясений, разворачивающихся в аристократической среде, к будничному быту простых людей, ничем не примечательных, кроме силы своих переживаний.

Возвышенное начало, столь излюбленное теоретиками классицизма, сменяется в сентиментализме категорией трогательного.

Благодаря этому, отмечают исследователи, сентиментализма, как правило, культивирует сочувствие к ближнему, филантропизм, становится «школой человеколюбия», в противовес «холодно-рассудочному» классицизму и вообще «господству разума» на начальных этапах развития европейского Просвещения.

Однако слишком прямое противопоставление разума и чувства, «философа» и «чувствительного человека», которое встречается в трудах ряда отечественных и зарубежных исследователей, неоправданно упрощает представление о сентиментализме.

Обратите внимание

Зачастую при этом «разум» ассоциируется исключительно с просветительским классицизмом, а вся область «чувств» выпадает на долю сентиментализма. Но подобный подход, который основывается на другом весьма распространенном мнении — будто в основе своей сентиментальности целиком выводится из сенсуалистической философии Дж.

Локка (1632-1704), — затемняет гораздо более тонкие взаимоотношения между «разумом» и «чувством» в 18 веке, а кроме того, не объясняет суть расхождения между сентиментализмом и таким самостоятельным художественным направлением этого столетия, как рококо. Наиболее дискуссионной проблемой изучения сентиментализма остается его отношение, с одной стороны, к другим эстетическим направлениям 18 века, а с другой, — к Просвещению в целом.

Предпосылки для возникновения сентиментализма

Предпосылки для возникновения сентиментализма содержались уже в самом новом способе мышления, отличавшем философов и литераторов 18 века и определившем весь строй и дух эпохи Просвещения.

В этом мышлении чувствительность и рациональность не выступают и не существуют друг без друга: в противовес умозрительным рационалистическим системам 17 века, рационализм 18 века ограничен рамками человеческого опыта, т.е. рамками восприятия чувствующей души. Человек с присущим ему стремлением к счастью в этой, земной жизни, становится главным мерилом состоятельности любых воззрений.

Рационалисты 18 века не просто критикуют те или иные недолжные, по их мнению, явления действительности, но и выдвигают образ действительности идеальной, способствующей человеческому счастью, и этот образ в конечном итоге оказывается подсказан не разумом, а чувством.

Способность к критическому суждению и чувствительное сердце выступают двумя сторонами единого интеллектуального инструмента, который помогал литераторам 18 века вырабатывать новый взгляд на человека, отказавшегося от чувства первородного греха и пытавшегося обосновать свое существование, исходя из врожденного ему стремления к счастью.

Различные эстетические направления 18 века, включая сентиментализм, пытались по-своему рисовать образ новой действительности. До тех пор, пока они оставались в рамках просветительской идеологии, им в равной мере были близки критические взгляды Локка, отрицавшего с позиций сенсуализма существование так называемых «врожденных идей».

С этой точки зрения сентиментализм отличается от рококо или классицизма не столько «культом чувства» (потому что в данном специфическом понимании чувство играло не менее важную роль и в других эстетических течениях) или тенденцией изображать преимущественно представителей третьего сословия (вся литература эпохи Просвещения так или иначе интересовалась человеческой природой «вообще», оставляя за рамками вопросы сословных различий), сколько особыми представлениями о возможностях и путях достижения человеком счастья. Как и искусство рококо, сентиментализм исповедует чувство разочарования в «большой Истории», обращается к сфере частной, интимной жизни отдельного человека, придает ей «естественное» измерение. Но если рокайльная литература трактует «естественность» прежде всего как возможность выхода за пределы традиционно установленных нравственных норм и, таким образом, освещает в основном «скандальную», закулисную сторону жизни, снисходя к простительным слабостям человеческой натуры, то сентиментализм стремится к примирению естественного и нравственного начал, пытаясь представить добродетель не привнесенным, а врожденным свойством человеческого сердца. Поэтому сентименталистам был ближе не Локк с его решительным отрицанием всяких «врожденных идей», а его последователь А.Э.К.Шефтсбери (1671-1713), утверждавший, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры человека трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым надындивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

Это будет вам интересно:  Футуризм

Поэтика сентиментализма

Первые элементы поэтики сентиментализма проникают в английскую литературу конца 1720-х, когда особенно актуальным становится жанр описательно-дидактических поэм, посвященных трудам и досугам на фоне сельской природы (георгики). В поэме Дж.

Томсона «Времена года» (1726-30) уже можно обнаружить вполне «сентименталистскую» идиллию, построенную на чувстве нравственного удовлетворения, возникающего от созерцания сельских пейзажей. Впоследствии подобные мотивы оказались развиты Э.Юнгом (1683-1765) и особенно Т.

Греем, открывшим элегию как жанр, наиболее подходящий для возвышенных медитаций на фоне природы (наиболее знаменитое произведение «Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Значительное влияние на становление сентиментализма оказало творчество С.

Ричардсона, романы которого («Памела», 1740; «Кларисса», 1747-48; «История сэра Чарлза Грандиссона», 1754) не только впервые представили героев, во всем отвечавших духу сентиментализма, но и популяризовали особую жанровую форму эпистолярного романа, столь любимую впоследствии многими сентименталистами.

Важно

К числу последних некоторые исследователи относят и главного оппонента Ричардсона Генри Филдинга, «комические эпопеи» которого («История приключения Джозефа Эндруса», 1742, и «История Тома Джонса, найденыша», 1749) во многом строятся на основании сентименталистских представлений о человеческой природе.

Во второй половине 18 века тенденции сентиментализма в английской литературе крепнут, но теперь они все больше вступают в противоречие с собственно просветительским пафосом жизнестроительства, совершенствования мира и воспитания человека. Мир уже не кажется средоточием нравственной гармонии героям романов О.Голдсмита «Векфилдский священник» (1766) и Г.Макензи «Человек чувства» (1773).

Читайте также:  Какова роль ольги ильинской в духовном преображении обломова?

Романы Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67) и «Сентиментальное путешествие» являют собой образец едкой полемики с сенсуализмом Локка и многими расхожими взглядами английских просветителей. К числу поэтов, развивавших сентименталистские тенденции на фольклорном и псевдоисторическом материале, относятся шотландцы Р.Бёрнс (1759-96) и Дж.Макферсон (1736-96).

К концу столетия английский сентиментализм, все более склоняясь в сторону «чувствительности», порывает с просветительской гармонией между чувством и разумом и порождает жанр так называемого готического романа (Х.Уолпол, А.Радклиф и др.), который некоторые исследователи соотносят с самостоятельным художественным течением — предромантизмом.

Во Франции поэтика сентиментализма вступает в спор с рококо уже в творчестве Д.Дидро, испытавшего на себе влияние Ричардсона («Монахиня», 1760) и, отчасти, Стерна («Жакфаталист», 1773). Наиболее созвучны принципы сентиментализма оказались взглядам и вкусам Ж.Ж.Руссо, создавшего образцовый сентименталистский эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761).

Однако уже в своей «Исповеди» (опубл. 1782-89) Руссо отходит от важного принципа сентименталистской поэтики — нормативности изображаемой личности, провозглашая самоценность своего единственного и неповторимого «я», взятого в индивидуальном своеобразии. В дальнейшем сентиментализм во Франции тесно смыкается со специфическим понятием «руссоизм».

Проникнув в Германию, сентиментализм сначала оказал влияние на творчество Х.Ф.Геллерта (1715-69) и Ф.Г.Клопштока (1724-1803), а в 1870-е, после появления «Новой Элоизы» Руссо, породил радикальный вариант немецкого сентиментализма, получивший название движения «Бури и натиска», к которому принадлежали молодые И.В.Гёте и Ф.Шиллер. Роман Гёте «Страдания молодого Вертера» (1774) хоть и считается вершиной сентиментализма в Германии, на самом деле содержит скрытую полемику с идеалами штюрмерства и не сводится к воспеванию «чувствительной натуры» главного героя. Особое влияние творчества Стерна испытал на себе «последний сентименталист» Германии Жан Поль (1763-1825).

Сентиментализм в России

В России все наиболее значительные образцы западноевропейской сентименталистской литературы были переведены еще в 18 веке, оказав влияние на Ф.Эмина, Н.Львова, отчасти А.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790).

Наивысшего расцвета русский сентиментализм достиг в творчестве Н.Карамзина («Письма русского путешественника», 1790; «Бедная Лиза», 1792; «Наталья, боярская дочь», 1792, и др.). Впоследствии к поэтике сентиментализма обращались А.

Измайлов, В.Жуковский и др.

Слово сентиментализм произошло от английского sentimental, что в переводе означает — чувствительный; французского sentiment — чувство.

Источник: https://www.litdic.ru/sentimentalizm/

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ

Авторы: Н. Т. Пахсарьян<\p>

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimenta­lisme, от англ. sentimental – чув­ст­ви­тель­ный, франц. sentiment – чув­ст­во), ху­до­же­ст­вен­ное на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве Зап. Ев­ро­пы и Рос­сии сер. 18 – нач. 19 вв. Ино­гда рас­смат­ри­ва­ет­ся в рам­ках бо­лее ши­ро­ко­го куль­тур­но­го дви­же­ния пред­ро­ман­тиз­ма.

<\p>

За­ро­ж­де­ние С. свя­за­но с пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем ра­цио­на­ли­стич. прин­ци­пов клас­си­циз­ма с его мо­ну­мен­таль­но­стью, ри­го­ри­стич­но­стью и ге­ро­из­мом, про­ду­ман­но­стью норм и пра­вил; важ­на бы­ла и по­ле­ми­ка с ком­про­мисс­но-двой­ст­вен­ной мо­ра­лью ро­ко­ко. Фи­лос. ос­но­вой С. стал сен­суа­лизм (Дж. Локк), раз­ви­тый в тру­дах А.

 Шефт­с­бе­ри, со­глас­но воз­зре­ни­ям ко­то­ро­го мо­раль за­ло­же­на в са­мой при­ро­де че­ло­ве­ка и свя­за­на не с ра­зу­мом, но с осо­бым «нрав­ст­вен­ным чув­ст­вом»: че­ло­век об­ла­да­ет вро­ж­дён­ны­ми спо­соб­но­стя­ми от­ли­чать доб­ро от зла и стре­мить­ся к доб­ро­де­те­ли; че­рез от­кры­тое про­яв­ле­ние чувств он вы­ра­жа­ет при­над­леж­ность к об­ще­ст­ву и соб­ст­вен­ную ин­ди­ви­ду­аль­ность. Чув­ст­ви­тель­ность ос­мыс­ля­ет­ся как фун­да­мент гра­жд. об­ще­ст­ва, по­это­му на ран­нем эта­пе С. ока­зы­ва­ет­ся бли­зок про­све­ти­тель­ским иде­ям вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка и со­вер­шен­ст­во­ва­ния ми­ра. Сен­ти­мен­та­ли­сты кон­цен­три­ру­ют вни­ма­ние на эмо­цио­наль­ной сфе­ре че­ло­ве­че­ской жиз­ни – «жиз­ни серд­ца» и «дви­же­ни­ях ду­ши»; на пер­вый план вы­дви­га­ют­ся не­зна­чи­тель­ные в мас­шта­бах ис­то­рии, но важ­ные для кон­крет­ной судь­бы со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие в се­мье, дру­же­ском кру­гу, ме­ж­ду влюб­лён­ны­ми. Культ «ес­те­ст­вен­но­го» (в С. обык­но­вен­но сов­па­даю­ще­го с «нрав­ст­вен­ным») в зна­чит. сте­пе­ни спо­соб­ст­во­вал по­пу­ля­ри­за­ции те­мы при­ро­ды, об­ра­ще­нию к пер­во­здан­ным ланд­шаф­там, а так­же к буд­ням сель­ских жи­те­лей – вла­дель­цев не­боль­ших по­мес­тий, де­ре­вен­ских свя­щен­ни­ков, кре­сть­ян, в жиз­ни ко­то­рых об­нару­жи­ва­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ная связь ме­ж­ду при­род­ной доб­ро­де­те­лью че­ло­века и «доб­ро­той» при­ро­ды. Зна­чит. влия­ние на С. ока­за­ли идеи Ж. Ж. Рус­со о «ес­те­ст­вен­ном че­ло­ве­ке», спо­соб­ном со­хра­нить свою нрав­ст­вен­ную не­вин­ность и чис­то­ту вда­ли от со­блаз­нов ци­ви­ли­за­ции.<\p>

Совет

В ли­те­ра­ту­ре С. пер­во­на­чаль­но офор­мил­ся в англ. лит-ре. Его за­ро­ж­дение свя­за­но с по­эзи­ей Дж. Том­со­на («Вре­ме­на го­да», 1730), Э. Юн­га («Ноч­ные ду­мы», 1742–45), Т. Грея («Эле­гия, на­пи­сан­ная на сель­ском клад­би­ще», 1751); сен­ти­мен­та­ли­ст­ские тен­ден­ции за­мет­ны в пси­хо­ло­гич. ро­ма­нах С. Ри­чард­со­на, у позд­не­го Г. Фил­дин­га, но наи­бо­лее яр­ко во­пло­ще­ны в твор­че­ст­ве Л.Стер­на (назв. «С.» ут­вер­ди­лось в Ев­ро­пе по­сле вы­хо­да в свет в 1768 его ро­ма­на «Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ст­вие по Фран­ции и Ита­лии»); сре­ди са­мых зна­чит. пред­ста­ви­те­лей – О. Голд­смит, Дж. Лил­ло и Э. Мур. Во Фран­ции с С. свя­за­но твор­че­ст­во Д. Дид­ро, Ж. Ж. Рус­со (ро­ман «Юлия, или Но­вая Элои­за», 1761,– вер­ши­на франц. С.), Ж. Ф. Мар­мон­те­ля, Ж. П. К. де Фло­риа­на, Ж. А. Бер­нар­де­на де Сен-Пье­ра, Де­ту­ша, П. К. Н. де Ла­шос­се; в Гер­ма­нии – Ф. Г. Клоп­што­ка, Г. Э. Лес­син­га, мо­ло­до­го И. В. Гё­те (ро­ман «Стра­да­ния юно­го Вер­те­ра», 1774), К. Ф. Мо­ри­ца, по­этов «Сою­за ро­щи» (Л. К. Г. Хёль­ти и др.), Жан По­ля; в Поль­ше – Ф. Кар­пинь­ско­го. В Рос­сии С. наи­бо­лее яр­ко про­явил­ся в твор­че­ст­ве Н. М. Ка­рам­зи­на; к сен­ти­мен­та­ли­стам от­но­сят М. Н. Му­равь­ё­ва, И. И. Дмит­рие­ва, Ю. А. Не­ле­дин­ско­го-Ме­лец­ко­го, В. В. Кап­ни­ста, Н. А. Льво­ва; чер­ты сен­ти­мен­та­ли­ст­ской по­эти­ки при­су­щи про­из­ве­де­ни­ям А. Н. Ра­ди­ще­ва.

Ха­рак­тер­ные жан­ры по­эзии С. – эле­гия, идил­лия, по­сла­ние; дра­ма­тур­гии – слёз­ная ко­ме­дия, ме­щан­ская дра­ма; в про­зе пре­об­ла­да­ют эпи­сто­ляр­ный ро­ман, пу­те­вые за­мет­ки, днев­ни­ки и др. фор­мы с яр­ко вы­ра­жен­ным ис­по­ве­дальным на­ча­лом.

Стрем­ле­ние вы­звать у чи­та­те­ля ощу­ще­ние бли­зо­сти рас­ска­зы­вае­мой ис­то­рии к его соб­ст­вен­но­му жиз­нен­но­му опы­ту и её аб­со­лют­ной до­сто­вер­но­сти по­ро­ди­ло свое­об­раз­ные ме­ст­ные ле­ген­ды: напр., о су­ще­ст­во­ва­нии ре­аль­но­го де­ре­ва, под ко­то­рым си­дел Вер­тер, ге­рой ро­ма­на Гё­те; пру­да, где уто­пи­лась бед­ная Ли­за из од­но­им.

по­вес­ти Н. М. Ка­рам­зи­на, и др.<\p>

Позд­ний С. от­ли­ча­ет по­сле­до­ва­тель­ный ин­те­рес к ир­ра­цио­наль­но­му в че­лове­че­ской ду­ше и в ок­ру­жаю­щем ми­ре, к сфе­ре та­ин­ст­вен­но­го, не­по­знан­но­го и страш­но­го, ко­то­рый на­хо­дит во­пло­ще­ние в жан­ре го­ти­че­ско­го ро­ма­на.<\p>

В ар­хи­тек­ту­ре и изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве С.

во мно­гом со­при­ка­са­ет­ся с ро­ко­ко и клас­си­циз­мом. Для ря­да круп­ней­ших мас­те­ров 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. С. – лишь од­на из со­став­ляю­щих их твор­че­ст­ва. В соз­да­нии пей­заж­ных пар­ков 18 в. и ар­хи­тек­ту­ре рас­по­ло­жен­ных в них не­боль­ших двор­цов, па­виль­о­нов и др. строе­ний на­шли от­ра­же­ние свой­ст­вен­ные С. культ при­ро­ды, эле­гич.

и пас­то­раль­ные на­строе­ния (ар­хи­тек­то­ры У. Кент, У. Чейм­берс в Ве­ликобритании, Ж. А. Габ­ри­ель, Р. Мик во Фран­ции, Ф. В. Эрд­манс­дорф в Гер­ма­нии; в Рос­сии – Ч. Ка­ме­рон, П. ди Г. Гон­за­го, В. И. Не­елов). В изо­бра­зит. иск-ве ха­рак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми С. мож­но счи­тать неж­ность, изя­ще­ст­во мо­де­ли­ров­ки и ко­ло­ри­стич.

от­тен­ков, воз­душ­ность да­лей, ли­ст­вы и т. п.; об­щий от­пе­ча­ток бла­го­род­ной про­сто­ты; ут­вер­жде­ние са­мо­цен­но­сти внутр. ми­ра че­ло­ве­ка – в по­этич­ных жен­ских, юно­ше­ских и дет­ских порт­ре­тах скульп­то­ров Э. М. Фаль­ко­не, М. И. Коз­лов­ско­го, жи­во­пис­цев Ж. Б. Грё­за, Ж. Л. Вуа­ля, М. Л. Э. Ви­же-Леб­рён, Т. Гейнс­бо­ро, А. Ка­уф­ман, В. Л.

Бо­ро­ви­ков­ско­го, в ме­лан­хо­лич­ных пей­за­жах с ан­тич­ны­ми руи­на­ми и пар­ко­вы­ми по­строй­ка­ми Ю. Ро­бе­ра, Се­мё­на Ф. Щед­ри­на и др.

Обратите внимание

В му­зы­ке вы­ра­зи­те­ля­ми сен­ти­мен­та­ли­ст­ских на­строе­ний бы­ли К. Ф. Э. Бах и др. пред­ста­ви­те­ли бер­лин­ской шко­лы сер. – 2-й пол. 18 в. (см. так­же Га­лант­ный стиль), в Рос­сии – О. А. Коз­лов­ский. Эс­те­ти­ка С.

ока­за­ла пря­мое воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие опе­ры: в ха­рак­те­ри­сти­ке пер­со­на­жей ак­цен­ти­ро­ва­лись бо­гат­ст­во и утон­чён­ность эмо­ций, вро­ж­дён­ное бла­го­род­ст­во. Из­люб­лен­ным стал сю­жет­ный мо­тив «ис­пы­та­ния доб­ро­де­те­ли», где вы­со­кие мо­раль­ные ка­че­ст­ва гл. ге­роя (в ко­мич.

опе­ре обыч­но про­сто­лю­ди­на) про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся амо­ра­лиз­му его про­тив­ни­ков. Наи­бо­лее от­чёт­ли­во С. про­явил­ся в опе­ра-ко­мик («Де­ре­вен­ский кол­дун» Ж. Ж. Рус­со, 1752). В 1760–70-х гг. опе­ры в рус­ле эс­те­ти­ки С. соз­да­ва­ли П. А. Мон­си­ньи, Ф. Фи­ли­дор, А. Э. М. Грет­ри. Пред­ста­ви­те­ли С. в итал. опе­ре – Н. Пич­чин­ни, П.

 Ан­фос­си, от­час­ти Дж. Паи­зи­ел­ло («Ни­на, или Бе­зум­ная от люб­ви», 1789). В рус­ле С. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки ка­че­ст­вен­но но­во­го син­те­за му­зы­ки и дра­ма­тич. дей­ст­вия в жан­ре ме­ло­дра­мы.

В сце­ни­че­ском ис­кус­ст­ве тео­ре­тич. ос­но­вы С. бы­ли за­ло­же­ны тру­да­ми Ж. Ж. Рус­со («Пись­мо к Д’Аламберу о зре­ли­щах», 1758), Л. С. Мер­сье («О те­ат­ре, или Но­вый опыт о дра­ма­тиче­ском ис­кус­ст­ве», 1773), Я. Лен­ца («За­ме­ча­ния о те­ат­ре», 1774). Но­вый ре­пер­ту­ар, от­каз от ра­цио­на­ли­стич.

мето­да, от дек­ла­ма­ции и ста­ту­ар­но­сти клас­си­циз­ма, культ чув­ст­ва и уг­луб­лён­ный ин­те­рес к внутр. ми­ру че­ло­ве­ка тре­бо­ва­ли от ак­тё­ра раз­ра­бот­ки бы­то­во­го по­ве­де­ния пер­со­на­жей, по­ка­за раз­ви­тия об­раза, пе­ре­да­чи ин­то­на­ций жи­вой взвол­но­ван­ной раз­го­вор­ной ре­чи.

Всё это спо­соб­ст­во­ва­ло на­ко­п­ле­нию реа­ли­стич. тен­ден­ций в ак­тёр­ском иск-ве, в разл. сте­пе­ни про­явив­ших­ся в твор­че­ст­ве вы­даю­щихся ак­тё­ров 2-й пол. 18 в. – Д. Гар­ри­ка (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Ф. Л. Шрё­де­ра и И. Ф. Брок­ма­на (Гер­ма­ния). В Рос­сии влия­ние С. ска­за­лось в иг­ре А. Д. Ка­ра­ты­ги­ной (см.

Ка­ра­ты­ги­ны), Я. Е. Шу­ше­ри­на, В. П. По­ме­ран­це­ва (см. По­ме­ран­це­вы).

Источник: https://bigenc.ru/literature/text/3656416

Что такое сентиментализм в литературе, определение, кратко, примеры

Сентиментализмом называют литературное и художественное течение, распространившееся вскоре после классицизма. Для классицистов первичным являлось рациональное начало, но сентименталисты обратили внимание на душевное состояние человека.

Сентиментализм обращается к чувствам читающего, стремится вызвать определённый эмоциональный отклик.

Истоки сентиментализма лежат в Западной Европе, появление датируется началом XVIII столетия. Российские произведения в таком духе возникли значительно позже, к последней четверти века. Широкое распространение получили только к XIX столетию.

Особенности сентиментализма

Отличительные особенности:

  • Доминирование чувственной сферы.
  • Главные качества человека — способность испытывать сострадание и сочувствовать.
  • Перенос внимания с высших слоёв общества на простых людей.
  • Идея о том, что социальное положение не влияет на душу человека.
  • Основные темы: любовные и дружеские отношения, сочувствие.

Писатели рассматривали необходимость в утешении простого человека, борющегося с неблагоприятной средой и бедами.

Русский сентиментализм

Значительными русскими писателями-сентименталистами являются Карамзин, Жуковский, Радищев, Дмитриев и Муравьёв.

Выделяют 2 разновидности:

  • Революционный — в основе лежит пропаганда борьбы с крепостничеством. Передний план произведений занимает простой человек, борющийся за полноценное и свободное существование.
  • Дворянский — отличается меньшей радикальностью. Авторы говорят о внеклассовом характере чувств, обращают внимание в первую очередь на личность, а затем на социальную прослойку. Однако открытого протеста в подобных произведениях не наблюдается.

Главным отличием от классицизма можно считать отсутствие точных указаний, которых следовало бы придерживаться в процессе написания. По этой причине авторы стремятся к созданию новаторских жанров путём смешивания существующих.

Читайте также:  За что пушкин любит онегина?

Важными фигурами у сентименталистов становятся обычные люди, поэтому язык написания упрощается, возникают просторечные выражения. Русский сентиментализм имеет некоторые различия с европейским в силу особых культурно-исторических черт России: превалируют консервативные позиции, просветительные тенденции, дидактизм (стремление к нравственному наставлению).

Этапы русского сентиментализма

Русский сентиментализм условно разделён на 4 этапа.

1-й этап — XVIII век. В России 1760-х годов появились такие журналы, как «Полезное увеселение» и «Свободные часы», позволившие объединиться поэтическому кругу под началом Хераскова. Именно Херасков считается родоначальником русского сентиментализма.

Тексты поэтов отличались чувственностью и вниманием к природе, душевному состоянию отдельной личности.

2-й этап — с 1776 года. Важнейшими авторами на данном этапе становятся Муравьёв и Николаев. Многозначительным происшествием для течения становится комическая опера «Розана и Любим» Николева. Данный жанр впоследствии становится популярным среди сентименталистов.

Основной конфликт произведения — классовый. Души крестьянства часто показывается как более утончённые, наделённые способностью глубоко сочувствовать, по сравнению с помещичьей душой.

3-й этап — конец 18 столетия. Самое плодовитое время. Начинает писать известный сегодня Карамзин.

Активно издаются различные журналы, распространяющие интересы и взгляды писавших в сентиментализме.

Важно

4-й этап — начало 19 столетия. Происходит кризис сентиментализма в нашей стране. Направление начинает терять былую привлекательность, становится неактуальным для социума.

Сегодняшние критики и специалисты в области литературы склонны считать сентиментализм временной ступенью при переходе от классицистических ценностей к романтическим.

Зарубежный сентиментализм

Традиционно местом возникновения сентиментализма называют Англию. Первым созданным в данном течении творением считается поэтический сборник «Времена года» (Джеймс Томпсон), воспевающий великолепие природных пейзажей.

Продолжателем традиции явился Томас Грей, начавший писать очень схоже. Огромное значение Грей придавал детальному описанию красоты природы, рассуждал о тяготах существования обыкновенных людей.

Английский сентиментализм прославили и такие авторы, как Лоренс Стерн, Сэмюэл Ричардсон. Во Франции представителями являются Жан Жак Руссо, Жак де Сен-Пьера. Отличительной характеристикой французского сентиментализма можно назвать описания чувственных метаний персонажей и прекрасных природных видов, идущих на заднем плане.

Хотя сентименталисты за достаточно короткое время утратили популярность, созданные ими произведения открыли дорогу новым литературным тенденциям в России и Европе.

Источник: https://kreditnyi-zaym.ru/chto-takoe-sentimentalizm-v-literature-opredelenie-kratko-primery/

Сентиментализм в русской литературе: что это, черты и особенности изображения героев, основные представители

В процессе своего развития литература, как русская, так и мировая, проходила множество этапов.

Особенности литературного творчества, которые повторялись на определенном отрезке времени и были характерными для большого количества произведений, обуславливают так называемый художественный метод или литературное направление.

История развития русского литературного творчества напрямую перекликается с западноевропейским искусством. Течения, господствовавшие в мировой классике, рано или поздно находили отражение и в русской. В этой статье будут рассмотрены основные черты и признаки такого периода, как сентиментализм в русской литературе.

Новое литературное течение

Сентиментализм в литературе принадлежит к наиболее заметным направлениям, он зародился в европейском искусстве в XVIII веке, под влиянием эпохи Просвещения. Страной возникновения сентиментализма считается Англия. Определение этого направления произошло от французского слова santimentas, которое в переводе на русский язык означает «чувство».

Такое название было избрано из-за того, что основное внимание приверженцы стиля уделяли внутреннему миру человека, его чувствам и эмоциям. Уставшая от героя-гражданина, характерного для классицизма, читающая Европа с восторгом приняла нового ранимого и чувственного человека, изображенного сентименталистами.

В Россию это течение пришло в конце XVIII века посредством художественных переводов западноевропейских писателей, таких как Вертер, Ж.Ж. Руссо, Ричардсон. Это направление возникло в западноевропейском искусстве в XVIII веке. В литературных произведениях это течение проявилось особенно ярко. Распространилось в России благодаря художественным переводам романов европейских писателей.

Основные черты сентиментализма

Зарождение новой школы, проповедовавшей отказ от рассудочного взгляда на мир, стало ответом на гражданственные образцы разума эпохи классицизма. Среди основных признаков можно выделить следующие особенности сентиментализма:

  • Природа используется как фон, оттеняющий и дополняющий внутренние переживания и состояния человека.
  • Закладываются основы психологизма, авторы ставят на первое место внутренние чувства отдельно взятого человека, его размышления и терзания.
  • Одной из ведущих тем сентиментальных произведений становится тема смерти. Часто возникает мотив самоубийства по причине невозможности разрешить внутренний конфликт героя.
  • Среда, которая окружает героя, второстепенна. Она не имеет особого влияния на развитие конфликта.
  • Пропаганда изначальной духовной красоты простого человека, богатства его внутреннего мира.
  • Разумный и практичный подход к жизни уступает место чувственному восприятию.

Важно! Прямолинейный классицизм порождает совершенно противоположное себе по духу течение, в котором на первый план выходят внутренние состояния личности, вне зависимости от низости ее сословного происхождения.

Уникальность русского варианта

В России данный метод сохранил свои основные принципы, но в нем выделилось две группы. Одна представляла собой реакционный взгляд на крепостничество. Повести авторов, входящих в нее, изображали крепостных крестьян очень счастливыми и довольными своей судьбой. Представители этого направления – П.И. Шаликов и Н.И. Ильин.

Вторая группа имела более прогрессивный взгляд на проблему крепостнического рабства крестьян. Именно она стала основной движущей силой в развитии литературы. Главные представители сентиментализма в России – Н. Карамзин, М. Муравьев и Н. Кутузов.

Сентиментальное направление в русских произведениях прославляло патриархальный уклад жизни, резко критиковал буржуазный слой и подчеркивал высокий уровень духовности у представителей низшего класса. Он пытался через воздействие на духовность и внутренние чувства научить читателя чему-то. Русский вариант этого направления выполнял просветительскую функцию.

Представители нового литературного направления

Придя в Россию в конце XVIII века, новое течение нашло много приверженцев. Самым ярким его последователем можно назвать Николая Михайловича Карамзина. Именно его считают открывателем эпохи литературы чувств.

В своем романе «Письма русского путешественника» он использовал излюбленный жанр сентименталистов – путевые записки. Этот жанр позволил показать все, что увидел во время своего путешествия автор, через его собственное восприятие.

Помимо Карамзина довольно яркие представители этого течения в России – Н.И. Дмитриев, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, В.И. Лукин. В свое время к этой группе принадлежал В.А Жуковский с некоторыми своими ранними повестями.

Важно! Н.М. Карамзин считается самым ярким представителем и основателем сентиментальных идей в России. Его творчество вызывало много подражаний («Бедная Маша» А.Е. Измайлова, Г.П. Каменева «Прекрасная Татьяна» и т.п.).

Примеры и тематика произведений

Новое литературное течение предопределило новое отношение к природе: она становится не просто местом действия, на фоне которого развиваются события, а приобретает очень важную функцию – оттенять чувства, эмоции и внутренние переживания персонажей.

Основная тематика произведений заключалась в изображении прекрасного и гармоничного существования личности в мире природы и противоестественности испорченного поведения аристократического слоя.

Примеры произведений сентименталистов в России:

  • «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина;
  • «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;
  • «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина;
  • «Марьина роща» В. А. Жуковского;
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;
  • «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова;
  • «Генриетта» И. Свечинского.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Жанры

Эмоциональное и чувственное восприятие мира вынуждало к использованию новых литературных жанров и возвышенной образной лексики, соответствующей идейной нагрузке.

Упор на то, что в человеке должны преобладать естественные начала, и на то, что лучшей средой обитания является естественная, предопределил основные жанры сентиментализма в литературе.

Элегия, дневник, психологическая драма, письма, психологическая повесть, путешествие, пастораль, психологический роман, мемуары стали основой произведений «чувственных» авторов.

Важно! Обязательным условием абсолютного счастья сентименталисты считали добродетель и высокую духовность, которые должны естественным образом присутствовать в человеке.

Герои

Если для предшественника данного направления, классицизма, было характерно изображение героя-гражданина, человека, чьи действия подчинены разуму, то новый стиль в этом отношении произвел революцию.

На первый план выходит не гражданственность и разум, а внутреннее состояние человека, его психологический фон. Чувства и естественность, возведенные в культ, способствовали абсолютному раскрытию скрытых чувств и мыслей человека.

Каждый образ героя становился уникальным и неповторимым. Изображение такого человека становится самой главной целью этого течения.

Совет

В любом произведении писателя-сентименталиста можно найти тонкую чувствительную натуру, которая сталкивается с жестокостью окружающего мира.

Выделяются следующие особенности изображения главного героя в сентиментализме:

  • Четкое различение положительных и отрицательных героев. Первая группа демонстрирует непосредственные искренние чувства, а вторая – это эгоистичные лжецы, потерявшие свое естественное начало. Но, несмотря на это, авторы этой школы сохраняют веру в то, что человек способен вернуться к истинной естественности и стать положительным персонажем.
  • Изображение героев-противников (крепостной и помещик), противостояние которых отчетливо демонстрирует превосходство низшего класса.
  • Автор не избегает изображения определенных людей с конкретной судьбой. Часто прототипами героя в книге выступают реальные люди.

Образ автора

Автор играет большую роль в сентиментальных произведениях. Он открыто демонстрирует свое отношение к героям и их действиям. Основной задачей, стоящей перед писателем, является дать возможность прочувствовать эмоции героев, вызвать у него сочувствие к ним и их поступкам. Реализуется эта задача путем вызова сострадания.

Особенности лексики

Для языка сентиментального направления является характерным наличие распространенных лирических отступлений, в которых автор дает свою оценку описанному на страницах произведения.

Риторические вопросы, обращения и восклицания помогают ему расставить правильные акценты и обратить внимание читателя на важные моменты. Чаще всего в таких произведениях преобладает экспрессивная лексика с использованием просторечных выражений.

Знакомство с литературой становится возможным для всех слоев общества. Это выводит ее на новый уровень.

Сентиментализм как литературное направление



Сентиментализм



Вывод

Новое литературное направление полностью изжило себя к концу XIX века.

Но, просуществовав относительно недолгое время, сентиментализм стал своеобразным толчком, который помог всему искусству, и литературе в частности, сделать огромный шаг вперед.

Классицизм, который сковывал творчество своими законами, остался в прошлом. Новое течение стало своеобразной подготовкой мировой литературы к романтизму, к творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Источник: https://uchim.guru/literatura/sentimentalizm-v-russkoj-li.html

Ссылка на основную публикацию