Мороз, Красный нос
В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки.
Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги.
Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.
За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.
Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.
Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз.
Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл.
Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.
По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…».
Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь.
Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына.
С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.
Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое царство, обещает приголубить и согреть…
Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…
Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.
Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном сне…».
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Источник: https://Kratkoe-Soderjanie.ru/n-a-nekrasov/moroz-krasnyi-nos.html
Мороз, Красный нос Некрасов
Произведение «Мороз, Красный нос» написано в 1863-1864 годах. В эти годы Николай Алексеевич уже давно находился в положении успешного и не бедного литератора. Но не потерял близости своей с народом, продолжал жить думами о простых людях, хорошо знал их быт и талантливо передавал ту гамму чувств, которые вкладывал в свои стихи.
Это самое мистическое произведение, которое вышло из-под пера писателя. Это изначально народное произведение. Главные действующие лица — простолюдины, простые персонажи с нравами, понятными любому русскому человеку. Ничего общего с тем, что пропагандировало правительство на тот момент, в творчестве поэта не было.
Но сюжет, где жизнь простых крестьян показана и в горе и в радости стали понятны каждому, даже сейчас спустя полтора столетия. Это неслучайность. Николай Алексеевич, будучи сам по рождению дворянином, проникал во все переживания, страдания, чаяния, молитвы своих героев и показывал картину, не всегда приглядную, но всегда правдивую.
<\p>
При кажущейся простоте сюжета «Мороз, Красный нос» по своему построению — одно из самых сложных у Некрасова.
Идея поэмы
Изначально поэма задумывалась, как драма, где ключевой смысл заложен в смерти крестьянина. Но постепенно рассказ сложился в эпическое произведение, где на первый план вышла жена крестьянина. Напряжения и остроты добавили произведению постоянные перемещения во временном пространстве.
Поэт как бы «гуляет» во времени, то перемещаясь в недавнее прошлое, то заглядывая вперёд.
В образ Дарьи автор вложил нелёгкую судьбу всех русских крестьянок.
Горькие вдовьи слёзы, описанные в конце произведения — это женские слёзы всех женщин, отягощенных тяжёлой работой, и большим горем, с которым справиться, оказывается, не всегда под силу. Трагическая судьба женщины, которая не боится физического труда и готова выполнять любую мужскую работу, обрывается.
<\p>
Некрасов относится к своей героине с большим уважением и благоговейным трепетом. Этой сильной и смелой женщине он посылает смерть, как избавление от мук. Известно, что в 1861 году в России произошла реформа, было отменено крепостное право. Оказалось, что реформа не принесла народу того долгожданного облегчения, которое ожидалось.
Чтобы соблюдать, хоть какой-то порядок в обществе, была введена жесточайшая цензура. Писателям нелегко было обходить острые углы и «ловушки», расставленные правительством. Но многим это удавалось, благодаря своему таланту. Николай Алексеевич нашёл свой путь.
Кроме юмористических фельетонов и юмористических очерков, которые цензура пропускала, можно было писать о женщине. А в те годы ей была закрыта дорога и в экономику, и в политику. И если цензор видел, что произведение о женщине, он считал, что оно не представляет особой угрозы для существующей власти. Этим обстоятельством и пользовался литератор.
Горе
История начинается невесело. В семье трагедия — смерть. Готовят к погребению Прокла Севастьяныча. Умер кормилец семьи. Вся семья занята подготовкой к похоронам. Мать занимается доставкой гроба. Самую тяжёлую работу выполняет отец покойного, он готовит могилу. Вдова тоже не сидит без дела — шьёт саван.
Здесь происходит первая вдумчивая оценка, что ждёт Дарью. Какая судьба ей уготована. Доля женская нечасто бывает радостной. Тяжёлая жизнь убивает красоту. Зачем же женщина пришла в этот мир? Работать, страдать и умереть?Но вот время прокручивается назад. Здесь же даётся и другая оценка.
Это пафосное описание русских женщин, где автор буквально выплеснул свою любовь и восхищение. Он не стесняется и сравнивает своих героинь с царицами, описывает простую красоту, ловкость, трудолюбие. Здесь поэт не плачет над горькой судьбой простой селянки. Он поёт ей величавую песнь.
Может быть немного идеализируя и преувеличивая, но на то он и поэт. Автор обнаруживает большое знание крестьянского быта и обычаев русского народа. Подробно описана жизнь в доме, в работе на поле, в отдыхе, в обычаях и поверьях. Такой женщиной была и Дарья, до смерти мужа.
Но теперь горе сушит её, и она не может сдержать слёзы, которые катятся из глаз. Этими слезами она поливает саван, который шьёт собственными руками.
<\p>
В последний путь конь Савраска, верный помощник во всех делах, везёт своего хозяина в последний путь. Хотя семья боролась за жизнь Прокла всеми известными её способами, он не поднялся, умер. Все соседи вспоминают о нём только хорошее.
Дарья
Это главный образ в произведении. Свою героиню автор поднимает на эпическую высоту, и раскрывает её внутренний мир. Теперь читатель знает что чувствует героиня, о чём думает. Многочисленные образы переданы по-разному, в виде воспоминаний, надежд, мыслей, иллюзий.
Только приехав с кладбища, уставшая женщина хочет приласкать своих осиротевших ребятишек. Но на это у неё нет времени. Обнаруживается, что в доме закончились дрова. И пристроив детей к соседям, на тех же санях, запряжённых верным Савраской, Дарья отправляется в лес за дровами. По дороге в лес на глаза снова выступают слёзы.
И когда героиня въезжает в могильные покои леса из её груди вырывается глухой сокрушительный вой. Жалеть себя некогда, крестьянка начинает рубить дрова. Но все мысли её обращены к мужу. Она зовёт его, говорит с ним, и тут вспоминает свой сон перед Стасовым днём.
Различные ведения крутятся в голове несчастной женщины.
На фоне случившейся трагедии, как обрывочные воспоминания, она видит радостную картину семейной гармонии, где все живы и здоровы, муж и детки. Но тут же какая-то рать окружает её. Но она уже не она, а ржаные колосья. И мужа больше не видно нигде, и рожь нужно жать самой.<\p>
Дарья понимает, что это был вещий сон.
Теперь она одна, без мужа должна выполнять непосильную работу, женскую и мужскую. Ей рисуется её безрадостное существование. Вдруг одолевает страх перед беззаконностью. Страх за своего сына, которого могут отдать в рекруты. Она понимает, что всё переменилось, её ждёт очень тяжёлая жизнь. За этими мыслями она и нарубила дров. Можно ехать домой.
Но взяв топор в руку, крестьянка зачем-то останавливается у сосны.
Стоит под сосной чуть живая,Без думы, без стона, без слез.В лесу тишина гробовая —
День светел, крепчает мороз.<\p>
Дарья начинает забываться. Подобно скульптуре, стынет женщина в лесу, ставшем сказочным. Она входит в мир природы, и уже не хочет из него выходить.
А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне.
Появляется Мороз-воевода, который машет над Дарьей своей булавой. Он добрый старик, готов взять её в свои владения, обеспечить теплом и спокойствием. Крестьяночка покрывается инеем и к ней приходят одно за другим приятные ведения. Лицо больше не искажено муками и страданиями.
Очень чётко писатель показывает сам процесс замерзания. Специалисты говорят, что смерть от обморожения, одна из самых приятных. Замерзая, человек не чувствует холода.
Наоборот, замерзающему кажется, что он в тепле, в безопасности, где-то на тёплом море или у тёплого очага. Картину жизни крестьянки без мужа, которую нарисовал Некрасов, можно назвать страшной.
Её смерть — это избавление от множественных страданий и мук.
Значение поэмы
☛ Произведение «Мороз, Красный нос» остаётся актуальным многие десятилетия.
Поэма была хорошо знакома современникам. С приходом Советской власти не утратила своей актуальности, наоборот, это произведение было хрестоматийным.
Да и сейчас, нет русского человека, который желая как можно образнее высказаться о смелой, проворной, ловкой и красивой женщине, не вспомнил бы некрасовский образ:
В игре ее конный не словит,В беде — не сробеет,— спасет;Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Критики и литераторы высоко оценили художественное мастерство, которое Некрасов вложил в своё произведение. Быль, с элементами мистики, превратилась в настоящий современный эпос.Литератор-француз Шарль Корбэ сравнил некрасовскую поэму с гомеровским эпосом.
Поэма непросто прекрасна. Она необычна и загадочна. И каждое поколение может попробовать найти в ней свою разгадку.<\p>
Источник: https://gfom.ru/moroz_krasniy_nos_nekrasov.php
Н. А. Некрасов – Мороз, Красный Нос
В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозитгроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдовакрестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.У судьбы есть три тяжкие доли: повенчатьсяс рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечирусской крестьянки.
Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях»,к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво,терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одеждеи ловкими ко всякой работе.
Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когдаулыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них,не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избувойдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что всеспасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.
За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, естьлишний кусок к празднику, хата всегда тепла.Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла.Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падаютна её быстрые руки, сшивающие саван.Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу,мать и отец обряжают покойного сына.
При этом печальном деле не говорится лишних слов,не выдается наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечойв головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступаетвремя для причитаний.Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь.
Коньмного служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Прокломв извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Какни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевалитри раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за негочудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во времяпохорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившисьс похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласкиу нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детейк соседке, отправляется в лес все на том же савраске.
По дороге через блестящуюот снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца…И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой,сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своейнелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже,зовет его, с ним говорит…».
Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во снеобступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужуо помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сонеё был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает.
Онапредставляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбесына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты,
потому что некому будет за него заступиться.Сложив дрова на дровни, Дарья собираетсядомой.
Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к соснеи застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбираетсяМороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своецарство, обещает приголубить и согреть…Дарья покрывается сверкающим инеем, а снитсяей недавнее жаркое лето.
Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С неюдети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на светк весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидятПрокл, Маша, Гриша…Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходятс её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвеньев глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорбии страсти.Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованномсне…».
На нашем сайте Вы найдете значение “Н. А. Некрасов – Мороз, Красный Нос” в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Н. А. Некрасов – Мороз, Красный Нос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква “Н”. Общая длина 60 символа
Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397794-n-a-nekrasov—moroz-krasnyy-nos
Пересказ поэмы «Мороз, Красный нос»
В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки.
Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги.
Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.
За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.
Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.
Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз.
Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл.
Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.
По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…».
Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь.
Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына.
С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.
Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое царство, обещает приголубить и согреть…
Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…
Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.
Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном сне…».
Источник: https://www.testsoch.info/pereskaz-poemy-moroz-krasnyj-nos/
Краткое содержание Мороз, Красный нос – Некрасов Николай Алексеевич
Мороз, Красный нос Краткое содержание поэмы В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, “есть женщины в русских селеньях”, к которым словно не липнет грязь убогой обстановки.
Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги.
Русская женщина “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!”. В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.
За труд ей воздается сполна: семейство ее не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет “в своем заколдованном сне… “.
(No Ratings Yet)
Loading…
Молюсь і вірю аналіз твору максима рильського.
Ви зараз читаєте: Краткое содержание Мороз, Красный нос – Некрасов Николай Алексеевич« Іван Андрусяк – Не возводять ні мости, ні вежіТвір на тему: Вихваляти себе – негарно (допис у газету) »
Источник: https://ukr-lit.com/kratkoe-soderzhanie-moroz-krasnyj-nos-nekrasov-nikolaj-alekseevich/
Краткое содержание: Мороз, Красный нос
В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит
гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова
крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться
с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи
русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях»,
к которым словно не липнет грязь убогой обстановки.
Красавицы эти цветут миру на диво,
терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде
и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда
улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них,
не купишь за деньги.
Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу
войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все
спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.
За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть
лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла.
Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают
на её быстрые руки, сшивающие саван.
Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу,
мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов,
не выдается наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой
в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает
время для причитаний.
Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь
много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом
в извоз.
Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл.
Как
ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали
три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него
чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во время
похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись
с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки
у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей
к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.
По дороге через блестящую
от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца…
И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой,
сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей
нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже,
зовет его, с ним говорит…».
Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне
обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу
о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь.
Дарья понимает, что сон
её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она
представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе
сына.
С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты,
потому что некому будет за него заступиться.
Сложив дрова на дровни, Дарья собирается
домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне
и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается
Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое
царство, обещает приголубить и согреть…
Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится
ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею
дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет
к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят
Прокл, Маша, Гриша…
Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят
с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье
в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби
и страсти.
Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном
сне…».
Источник: https://vsekratko.ru/index/nnekrasov/3.html