Кратчайшее содержание поэмы «мороз, красный нос» для читательского дневника (н.а. некрасов)

Мороз, Красный нос

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки.

Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги.

Обратите внимание

Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.

За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз.

Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл.

Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…».

Важно

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь.

Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына.

С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое царство, обещает приголубить и согреть…

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном сне…».

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Источник: http://Kratkoe-Soderjanie.ru/n-a-nekrasov/moroz-krasnyi-nos.html

Мороз, Красный нос Некрасов

Произведение «Мороз, Красный нос» написано в 1863-1864 годах. В эти годы Николай Алексеевич уже давно находился в положении успешного и не бедного литератора. Но не потерял близости своей с народом, продолжал жить думами о простых людях, хорошо знал их быт и талантливо передавал ту гамму чувств, которые вкладывал в свои стихи.

Это самое мистическое произведение, которое вышло из-под пера писателя. Это изначально народное произведение. Главные действующие лица — простолюдины, простые персонажи с нравами, понятными любому русскому человеку. Ничего общего с тем, что пропагандировало правительство на тот момент, в творчестве поэта не было.

Но сюжет, где жизнь простых крестьян показана и в горе и в радости стали понятны каждому, даже сейчас спустя полтора столетия. Это неслучайность. Николай Алексеевич, будучи сам по рождению дворянином, проникал во все переживания, страдания, чаяния, молитвы своих героев и показывал картину, не всегда приглядную, но всегда правдивую.

Совет

<\p>

При кажущейся простоте сюжета «Мороз, Красный нос» по своему построению — одно из самых сложных у Некрасова.

Идея поэмы

Изначально поэма задумывалась, как драма, где ключевой смысл заложен в смерти крестьянина. Но постепенно рассказ сложился в эпическое произведение, где на первый план вышла жена крестьянина. Напряжения и остроты добавили произведению постоянные перемещения во временном пространстве.

Поэт как бы «гуляет» во времени, то перемещаясь в недавнее прошлое, то заглядывая вперёд.

В образ Дарьи автор вложил нелёгкую судьбу всех русских крестьянок.

Горькие вдовьи слёзы, описанные в конце произведения — это женские слёзы всех женщин, отягощенных тяжёлой работой, и большим горем, с которым справиться, оказывается, не всегда под силу. Трагическая судьба женщины, которая не боится физического труда и готова выполнять любую мужскую работу, обрывается.

Совет

<\p>

Некрасов относится к своей героине с большим уважением и благоговейным трепетом. Этой сильной и смелой женщине он посылает смерть, как избавление от мук. Известно, что в 1861 году в России произошла реформа, было отменено крепостное право. Оказалось, что реформа не принесла народу того долгожданного облегчения, которое ожидалось.

Чтобы соблюдать, хоть какой-то порядок в обществе, была введена жесточайшая цензура. Писателям нелегко было обходить острые углы и «ловушки», расставленные правительством. Но многим это удавалось, благодаря своему таланту. Николай Алексеевич нашёл свой путь.

Кроме юмористических фельетонов и юмористических очерков, которые цензура пропускала, можно было писать о женщине. А в те годы ей была закрыта дорога и в экономику, и в политику. И если цензор видел, что произведение о женщине, он считал, что оно не представляет особой угрозы для существующей власти. Этим обстоятельством и пользовался литератор.

Горе

История начинается невесело. В семье трагедия — смерть. Готовят к погребению Прокла Севастьяныча. Умер кормилец семьи. Вся семья занята подготовкой к похоронам. Мать занимается доставкой гроба. Самую тяжёлую работу выполняет отец покойного, он готовит могилу. Вдова тоже не сидит без дела — шьёт саван.

Здесь происходит первая вдумчивая оценка, что ждёт Дарью. Какая судьба ей уготована. Доля женская нечасто бывает радостной. Тяжёлая жизнь убивает красоту. Зачем же женщина пришла в этот мир? Работать, страдать и умереть?Но вот время прокручивается назад. Здесь же даётся и другая оценка.

Это пафосное описание русских женщин, где автор буквально выплеснул свою любовь и восхищение. Он не стесняется и сравнивает своих героинь с царицами, описывает простую красоту, ловкость, трудолюбие. Здесь поэт не плачет над горькой судьбой простой селянки. Он поёт ей величавую песнь.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: мать и материнская любовь

Может быть немного идеализируя и преувеличивая, но на то он и поэт. Автор обнаруживает большое знание крестьянского быта и обычаев русского народа. Подробно описана жизнь в доме, в работе на поле, в отдыхе, в обычаях и поверьях. Такой женщиной была и Дарья, до смерти мужа.

Обратите внимание

Но теперь горе сушит её, и она не может сдержать слёзы, которые катятся из глаз. Этими слезами она поливает саван, который шьёт собственными руками.

Родственники обряжают покойного молча. Время для причитаний будет позже, когда совершаться все обряды.

Совет

<\p>

В последний путь конь Савраска, верный помощник во всех делах, везёт своего хозяина в последний путь. Хотя семья боролась за жизнь Прокла всеми известными её способами, он не поднялся, умер. Все соседи вспоминают о нём только хорошее.

Дарья

Это главный образ в произведении. Свою героиню автор поднимает на эпическую высоту, и раскрывает её внутренний мир. Теперь читатель знает что чувствует героиня, о чём думает. Многочисленные образы переданы по-разному, в виде воспоминаний, надежд, мыслей, иллюзий.

Только приехав с кладбища, уставшая женщина хочет приласкать своих осиротевших ребятишек. Но на это у неё нет времени. Обнаруживается, что в доме закончились дрова. И пристроив детей к соседям, на тех же санях, запряжённых верным Савраской, Дарья отправляется в лес за дровами. По дороге в лес на глаза снова выступают слёзы.

И когда героиня въезжает в могильные покои леса из её груди вырывается глухой сокрушительный вой. Жалеть себя некогда, крестьянка начинает рубить дрова. Но все мысли её обращены к мужу. Она зовёт его, говорит с ним, и тут вспоминает свой сон перед Стасовым днём.

Различные ведения крутятся в голове несчастной женщины.

На фоне случившейся трагедии, как обрывочные воспоминания, она видит радостную картину семейной гармонии, где все живы и здоровы, муж и детки. Но тут же какая-то рать окружает её. Но она уже не она, а ржаные колосья. И мужа больше не видно нигде, и рожь нужно жать самой.<\p>

Дарья понимает, что это был вещий сон.

Теперь она одна, без мужа должна выполнять непосильную работу, женскую и мужскую. Ей рисуется её безрадостное существование. Вдруг одолевает страх перед беззаконностью. Страх за своего сына, которого могут отдать в рекруты. Она понимает, что всё переменилось, её ждёт очень тяжёлая жизнь. За этими мыслями она и нарубила дров. Можно ехать домой.

Но взяв топор в руку, крестьянка зачем-то останавливается у сосны.

Стоит под сосной чуть живая,Без думы, без стона, без слез.В лесу тишина гробовая —

День светел, крепчает мороз.<\p>

Дарья начинает забываться. Подобно скульптуре, стынет женщина в лесу, ставшем сказочным. Она входит в мир природы, и уже не хочет из него выходить.

А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне.

Появляется Мороз-воевода, который машет над Дарьей своей булавой. Он добрый старик, готов взять её в свои владения, обеспечить теплом и спокойствием. Крестьяночка покрывается инеем и к ней приходят одно за другим приятные ведения. Лицо больше не искажено муками и страданиями.

Очень чётко писатель показывает сам процесс замерзания. Специалисты говорят, что смерть от обморожения, одна из самых приятных. Замерзая, человек не чувствует холода.

Наоборот, замерзающему кажется, что он в тепле, в безопасности, где-то на тёплом море или у тёплого очага. Картину жизни крестьянки без мужа, которую нарисовал Некрасов, можно назвать страшной.

Её смерть — это избавление от множественных страданий и мук.

Значение поэмы

Произведение «Мороз, Красный нос» остаётся актуальным многие десятилетия.

Поэма была хорошо знакома современникам. С приходом Советской власти не утратила своей актуальности, наоборот, это произведение было хрестоматийным.

Да и сейчас, нет русского человека, который желая как можно образнее высказаться о смелой, проворной, ловкой и красивой женщине, не вспомнил бы некрасовский образ:

В игре ее конный не словит,В беде — не сробеет,— спасет;Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Критики и литераторы высоко оценили художественное мастерство, которое Некрасов вложил в своё произведение. Быль, с элементами мистики, превратилась в настоящий современный эпос.Литератор-француз Шарль Корбэ сравнил некрасовскую поэму с гомеровским эпосом.

Поэма непросто прекрасна. Она необычна и загадочна. И каждое поколение может попробовать найти в ней свою разгадку.<\p>

Источник: https://gfom.ru/moroz_krasniy_nos_nekrasov.php

Н. А. Некрасов – Мороз, Красный Нос

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозитгроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдовакрестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.У судьбы есть три тяжкие доли: повенчатьсяс рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечирусской крестьянки.

Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях»,к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво,терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одеждеи ловкими ко всякой работе.

Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когдаулыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них,не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избувойдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что всеспасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.

Важно

За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, естьлишний кусок к празднику, хата всегда тепла.Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла.Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падаютна её быстрые руки, сшивающие саван.Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу,мать и отец обряжают покойного сына.

При этом печальном деле не говорится лишних слов,не выдается наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечойв головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступаетвремя для причитаний.Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь.

Коньмного служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Прокломв извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Какни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевалитри раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за негочудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во времяпохорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившисьс похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласкиу нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детейк соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящуюот снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца…И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой,сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своейнелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже,зовет его, с ним говорит…».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во снеобступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужуо помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сонеё был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает.

Онапредставляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбесына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты,

потому что некому будет за него заступиться.Сложив дрова на дровни, Дарья собираетсядомой.

Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к соснеи застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбираетсяМороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своецарство, обещает приголубить и согреть…Дарья покрывается сверкающим инеем, а снитсяей недавнее жаркое лето.

Совет

Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С неюдети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на светк весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидятПрокл, Маша, Гриша…Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходятс её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвеньев глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорбии страсти.Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованномсне…».

Читайте также:  Верность — основа настоящей любви

На нашем сайте Вы найдете значение “Н. А. Некрасов – Мороз, Красный Нос” в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Н. А. Некрасов – Мороз, Красный Нос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква “Н”. Общая длина 60 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397794-n-a-nekrasov—moroz-krasnyy-nos

Пересказ поэмы «Мороз, Красный нос»

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки.

Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги.

Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.

За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.

Обратите внимание

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз.

Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл.

Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь.

Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына.

С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое царство, обещает приголубить и согреть…

Важно

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном сне…».

Источник: http://www.testsoch.info/pereskaz-poemy-moroz-krasnyj-nos/

Краткое содержание Мороз, Красный нос – Некрасов Николай Алексеевич

Мороз, Красный нос Краткое содержание поэмы В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, “есть женщины в русских селеньях”, к которым словно не липнет грязь убогой обстановки.

Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги.

Русская женщина “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!”. В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.

За труд ей воздается сполна: семейство ее не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило ее, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на ее быстрые руки, сшивающие саван. Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез – как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний. Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе – Прокл уже не поднялся. Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске. По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы – должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди ее вырывается “глухой, сокрушительный вой”. Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова “и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит… “. Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила ее несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил ее одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон ее был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который ее теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться. Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею “без думы, без стона, без слез”. И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит ее в свое царство, обещает приголубить и согреть… Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша… Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с ее лица. Песня утоляет ее сердце, “в ней дольнего счастья предел”. Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, ее душа умирает для скорби и страсти.

Читайте также:  Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы?

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет “в своем заколдованном сне… “.

(No Ratings Yet)
Loading…

Молюсь і вірю аналіз твору максима рильського.

Ви зараз читаєте: Краткое содержание Мороз, Красный нос – Некрасов Николай Алексеевич« Іван Андрусяк – Не возводять ні мости, ні вежіТвір на тему: Вихваляти себе – негарно (допис у газету) »

Источник: https://ukr-lit.com/kratkoe-soderzhanie-moroz-krasnyj-nos-nekrasov-nikolaj-alekseevich/

Краткое содержание: Мороз, Красный нос

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит
гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова
крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться
с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи
русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях»,
к которым словно не липнет грязь убогой обстановки.

Красавицы эти цветут миру на диво,
терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде
и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда
улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них,
не купишь за деньги.

Совет

Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу
войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все
спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы.

За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть
лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла.
Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают
на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу,
мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов,
не выдается наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой
в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает
время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь
много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом
в извоз.

Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл.

Как
ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали
три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него
чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время
похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись
с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки
у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей
к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую
от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца…
И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой,
сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей
нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже,
зовет его, с ним говорит…».

Обратите внимание

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне
обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу
о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь.

Дарья понимает, что сон
её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она
представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе
сына.

С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты,
потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается
домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне
и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается
Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое
царство, обещает приголубить и согреть…

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится
ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею
дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет
к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят
Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят
с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье
в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби
и страсти.

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном
сне…».



Источник: http://vsekratko.ru/index/nnekrasov/3.html

Ссылка на основную публикацию