Кратчайшее содержание поэмы «мцыри» для читательского дневника (м.ю. лермонтов)

Лермонтов МЦЫРИ краткое содержание по главам

Здесь вы можете прочитать краткое содержание поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Эта романтическая поэма была написана в 1839 году и опубликована при жизни поэта в  1840 году. Поэма «Мцыри» — один из последних классических образцов русской романтической поэзии.

Мцыри – краткое содержание

Краткое содержание поэмы дано по главам.

Глава 1.

Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.

(1-я Книга Царств)

«Немного лет тому назад» в месте, где сливаются две реки — Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря «теперь один старик седой», который и рассказывает историю жизни Мцыри.

Глава 2

Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути.

Он был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно:

…Без жалоб он томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре. Вначале мальчик «бродил безмолвен, одинок», но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мальчика звали Мцыри.

Уже будучи юношей, Мцыри должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего.

Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.

Глава 3.

Исповедь Мцыри.

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла,

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

Глава 4.

Обратите внимание

Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую он вел в монастыре, была для его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как и все дети, хотел иметь семью:

И видел у других

Отчизну; дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Мцыри дал себе клятву бы на миг прижаться своей грудью к груди хоть незнакомой, но родной. Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

Глава 5

Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания своей юности.

Глава 6

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

Мцыри любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами — словом, гордой природой Кавказа.

Глава 7

Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.

А мой отец? он как живой

В своей одежде боевой

Являлся мне, и помнил я

Кольчуги звон, и блеск ружья,

И гордый непреклонный взор,

И молодых моих сестер…

Глава 8

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…

Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, «для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы». Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату. Он радовался дружбе «краткой, но живой // Меж бурным сердцем и грозой».

Глава 9

Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам, «как зверь, был чужд людей».

Глава 10

Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.

Глава 11

Кругом меня цвел Божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Важно

Мцыри любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.

Глава 12

Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как «сладко вольный».

Глава 13

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней,

Смеясь неловкости своей.

И беден был ее наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув.

Встреча с девушкой настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего.

Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.

Глава 14

Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать.

…Я цель одну —

Пройти в родимую страну —

Имел в душе…

Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.

Глава 15

Мцыри заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал.

…Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…

Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы «вырвал слабый… язык».

Глава 16

Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.

…Сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови… да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Глава 17

Совет

Мцыри выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага.

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Глава 18

Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук.

…Он завыл.

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков…

Мцыри побеждает в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству:

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!..

Глава 19

Мцыри во время битвы получает глубокие раны, которые до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.

Глава 20

Мцыри вышел из леса уже утром. Ветер принес звуки человеческого жилья — где-то недалеко был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир.

Внезапно местность показалась ему знакомой. Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Мцыри отказывается верить, что вышел снова к монастырю — своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости его догадки.

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

Глава 21

Мцыри сравнивает себя с темничным цветком:

…Вырос одинок

И бледен он меж плит сырых,

И долго листьев молодых

Не распускал, все ждал лучей

Живительных. И много дней

Прошло, и добрая рука

Печально тронулась цветка,

И был он в сад перенесен,

В соседство роз. Со всех сторон

Дышала сладость бытия…

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…

Глава 22

Также как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.

Хотел я встать — передо мной

Все закружилось с быстротой;

Хотел кричать — язык сухой –

Беззвучен и недвижим был…

Я умирал. Меня томил

Предсмертный бред.

В бреду Мцыри казалось, что он лежит на дне глубоком реки, и этот бред был ему приятен. Он  видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему:

Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье,

И холод и покой.

Я созову моих сестер:

Мы пляской круговой

Развеселим туманный взор

И дух усталый твой.

Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.

О милый мой! не утаю,

Что я тебя люблю,

Люблю, как вольную струю,

Люблю, как жизнь мою…

Мцыри в бреду, его находят монахи.

Глава 24

Мцыри опечален лишь одним — тем, что похоронен будет не в «земле родной».

Глава 25.

Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку — рука горячая.

Знай, этот пламень с юных дней,

Таяся, жил в груди моей;

Но ныне пищи нет ему…

Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.

Глава 26

Мцыри завещает похоронить его под акацией:

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Сюжет поэмы Мцыри тесно связан с кавказскими реалиями.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/lermontov-mtsyiri-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/

«Мцыри» М.Ю. Лермонтов Кратко

Всем своим творчеством Лермонтов воспевает образ вольной красоты Кавказа. Уже в самых ранних стихотворениях поэт восхищается гордыми народами и величественной горной природой этих мест. Отсюда и художественные образы героев Лермонтова, которые вторят основной тенденции литературы XIX века — направлению романтизм.

Героя-романтика и величественный дух Кавказа соединяет в себе одно из лучших сочинений поэта — поэма «Мцыри». В приведённой ниже статье можно познакомиться с кратким содержанием этого произведения, но насладиться его истинной красотой и богатством поэтичного языка великого русского поэта, не прочитав «Мцыри» в оригинале, нельзя.

Краткий пересказ сюжета поэмы Лермонтова «Мцыри»

Историю главного героя поэмы Мцыри предвосхищает лирическое вступление и описание места, где некогда стоял монастырь. Теперь здесь выполняет свой «последний долг» глубокий старец, ухаживающий за могилами.

Когда-то некий генерал вез мимо этих мест пленного мальчишку. Ребёнок занемог и военный оставил его в монастыре на попечении монахов. Для юного Мцыри жизнь в монастыре была ни чем не лучше военного плена. Он так и вырос в мечтах о родных краях и свободе, которой был лишён.

Дождавшись удачного момента, Мцыри бежал без оглядки. Юноша очутился в диком лесу, где господствовала природа. Он быстро сбился с тропы и брёл туда куда глаза глядели. В пути он повстречал молодую девицу с кувшином воды и почувствовал прикосновение любви.

Обратите внимание

Мцыри не было уже суждено обзавестись семьёй, горечь этого осознания выжигала его душу. Второй важной встречей для юноши стала стычка с диким барсом. В жестоком поединке Мцыри одержал победу, но получил серьёзные ранения, с которыми выжить у него не было шансов.

Петляя кругами, герой вновь вышел к стенам своей тюрьмы, и его вернули в монастырь. Находясь в тяжелом состоянии, он попросил лишь одного — перенести его в сад на траву. От туда он мог ещё раз взглянуть в сторону Кавказа.

Мцыри умер, но ни на секунду не пожалел о своём поступке и о том, что прощается с жизнью. Пусть и не на долго, но он успел ощутить вкус свободы, что для него в миллион раз лучше, чем жизнь до старости в глухих стенах монастыря.

Краткая характеристика героев поэмы «Мцыри»

Основной персонаж поэмы, от лица которого и идёт повествование — молодой горец Мцыри.

Главного персонажа поэмы в детстве пленили и увезли из родных мест. В дороге он заболел и остался жить в монастыре. Вырастившие его монахи, готовили Мцыри к постригу. Но они не смогли усмирить в его душе бунтаря.

Свобода — всё, что было нужно этому человеку. Здесь, среди монастырских стен, он страдает и рвётся на волю. Однако побег показал юноше, что в дикой природе он не меньше чужак.

Читайте также:  Образ кулигина в пьесе а. н. островского «гроза»

Ему, выросшему в неволе, свобода может принести лишь гибель.

Другие персонажи поэмы «Мцыри»

В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.

Эпизодический герой, военный, который пленил Мцыри мальчишкой, но оставил в монастыре по дороге, так как тот серьёзно заболел и мог не перенести дальнейшей дороги.

Эпизодический герой, вырастивший и воспитавший Мцыри. Он любил юношу как родного сына, сочувствовал ему и выслушал его последнюю исповедь.

Девушка, которую главный герой встретил в часы своей свободной жизни. Эта эпизодическая героиня помогла Мцыри понять прелесть первой любви.

Серьёзный противник, с которым сразился Мцыри в своём первом и последнем в жизни бою.

Краткое содержание поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» по плану

I. Мцыри исповедуется

В начале поэмы читатель знакомится с местностью, где ранее стоял монастырь. Затем автор говорит об одном из послушников этого монастыря — Мцыри. Юноша находится при смерти и рассказывает своему воспитателю старому монаху о своих душевных переживаниях.

II. Жизнь до плена

Мцыри родился и рос до 6 лет в семье горцев на Кавказе. И был счастливейшим из детей.

III. Взятие в плен

Но в шестилетнем возрасте мальчишку пленили русские военный. Его вывезли из родных мест. По дороге герой тяжело занемог. Генерал, пленивший его, был вынужден оставить мальчишку у монахов.

IV. Узник монастыря

Мцыри прожил в монастыре много лет. Здесь он вырос и повзрослел, при этом он так и не смирился со своей участью. Все его мечты — вернуться в родные края.

V. Три дня и три ночи свободы

Однажды послушник Мцыри сбегает из монастыря. Он проводит среди дикой природы три дня и три ночи. Он сталкивается со стихией, встречает юную грузинку, сражается с барсом один на один и одолевает хищника.

Встреча с девушкой помогает юноше понять, что он мог бы любить, с барсом — что он силён и отважен, а со стихией — что он ничтожен и чужд к жизни на воле. Ранения, голод и непогода ослабляют молодого послушника.

Он теряет сознание возле стен монастыря, куда случайно возвращается, окончательно заплутав.

VI. На смертном одре

Монахи вскоре находят обессилевшего юношу. Они несут его обратно за монастырские стены и пытаются выходить. Его раны слишком тяжелы, особенно та, что в душе — Мцыри окончательно понял, что ему никогда не вернуться к родным. Герой умирает и просит лишь об одном — перенести его в сад, где мягкая, пахучая трава и можно последний раз взглянуть в сторону Кавказа.

Кратко о значении и истории создания поэмы Лермонтова «Мцыри»

Читать текст этого произведения следует сквозь призму исторических событий, которые и повлекли пленение вымышленного Лермонтовым романтического героя Мцыри.

Временные рамки повествования принадлежат первой половине XIX века, то есть эпохе завоевания кавказских земель: присоединение территорий и обращение горцев в православие.

Так и рождается мальчик Мцыри, вынужденный томиться в монастыре и постричься в монахи против своей воли.

Важно

По мнению литератором и историков, Лермонтов мог взять за основу поэмы рассказ реального человека, монаха, которого поэт встретил по дороге в Грузию.

В поэме также часто слышатся мотивы народного грузинского фольклора, например, сцена с барсом очень напоминает «Мальчик и тигр» из народных сказаний. «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году, поэма претерпела много исправлений, чтобы избежать запрета под грифом «цензура».

Удалены были в основном небольшие фрагменты, в которых особенно трепетно воспевалась свобода или звучали антихристианские мотивы.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/lermontov/mcyri

М ю лермонтов – мцыри: краткое содержание

«Мцыри» — это одно из самых романтичных произведений М.Ю. Лермонтова. Практически 10 лет потребовалось для того, чтобы появилось это прекрасное творение. Замысел поэмы появился у поэта еще в юные годы.

Еще маленького Лермонтова бабушка привозила на Кавказ, где он впервые услышал легенды и предания, одна из которых нашла отражение в поэме. Это предание о встрече юноши и тигра, которое в поэме будет показано в сражении Мцыри и барса.

Уже будучи взрослым, поэт возвращается и все воспоминания о Кавказе вспыхивают с новой силой. Лермонтов – Мцыри: краткое содержание тема нашей статьи.

  • В 1830г. Лермонтов пишет «Исповедь», а спустя несколько лет создает «Боярин Орша».
  • В обеих поэмах в центре сюжета герои-монахи. Это были зарисовки для будущего шедевра, которые позже будут включены в «Мцыри».
  • Эти поэмы не принесли должного удовлетворения Лермонтову и послужили лишь подготовкой для его романтического творения.

В 1837г. во время поездки по Военно-грузинской дороге Михаил Юрьевич встретил пожилого монаха, точнее монастырского служка. У них завязалась беседа и поэт узнал, что его новый знакомый оказался последним из монастыря, который находился поблизости Мцхете.

Еще маленьким мальчиком его доставил в монастырь генерал Ермолов. Ребенок был болезненным, поэтому его было решено оставить. Когда он вырос, монах сделал несколько попыток сбежать и одна из таких попыток чуть не лишила его жизни.

Смирившись, он решил остаться  в монастыре.

Услышанная история настолько впечатлила Лермонтова, что он соединил ее со своими ранними набросками и получилась поэма «Мцыри». Поэт оставил практически без изменений рассказ монаха, но изменил одну важную деталь. В поэме герой не смог смириться с жизнью в монастыре. По мнению Лермонтова, это ключевой момент в произведении.

  1. Некоторые считают, что в основу сюжета легла история художника Захарова. По своему происхождению он был чеченцем, но его схватили в плен русские.
  2. Генерал Ермолов отвез его в Тифлис, где художник вырос. Литературоведы до сих пор спорят о том, какая история послужила основой для произведения.
  3. Поэту удалось создать образ романтического героя с бунтарской и страстной душой. Но чтобы не послужило источником вдохновения, Михаил Юрьевич создал одну из самых романтичных поэм в русской литературе.

Мцыри — горский юноша, получивший воспитание в монастыре, должен был получить постриг. Но он помнит о родном Кавказе и не может смириться с монашеской жизнью. Юноша делает попытку убежать, но она не удается и тогда он погибает от тоски. Перед смертью, Мцыри исповедуется и в исповеди он дает выход своим чувствам.

Другие герои

  1. Генерал — именно он привез мальчика в монастырь и оставил его там.
  2. Старик-монах — вылечил и дал воспитание Мцыри, позже выслушивает его исповедь.
  3. Девушка-грузинка — ее встречает юноша во время своего странствования и он влюбляется в нее.

Знакомство с историей Мцыри

Там, где сливаются две речки, Арагва и Кура, стоит монастырь, который уже разрушен. Там остался только монах-сторож, который обметает пыль с его плит. Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал, который вез с собой мальчика-горца. Но мальчик был болен и его пришлось оставить в монастыре.

Маленький горец растет замкнутым, сторонится людей. Один из монахов берет на себя заботу о нем, дает ему воспитание. Мцыри нужно готовиться к принятию пострига, но незадолго до этого юноша исчезает. Его возвращают в монастырь спустя три дня. Мцыри умирает и воспитавший его старец приходит исповедать его.

Воспоминания о Кавказе

Свою исповедь Мцыри начинает с упреков. Он упрекает монаха за его заботу, воспитание. Юноша молод, ему хочется жить полной жизнью. Старец тоже был когда-то молод, но в отличие от воспитанника, он жил, а Мцыри — нет.

Юноша рассказывает о виденном им на воле, и особое место в его рассказе занимает Кавказ. Он напоминает ему о его семье, доме, песнях, которые пели ему сестры, речке, у которой он играл на песке. Вспоминает Мцыри и свой аул, старцев и отца, облаченного в кольчугу и держащего в ружье. Это видение вызывает тоску по своему дому.

Восхищение природой и встреча с девушкой

Мцыри дал себе обещание, что он непременно сбежит, чтобы посмотреть на жизнь своими глазами. Когда до пострига оставалось три дня, он уходит из монастыря. Первое, что увидел юноша, была гроза.

Это природное явление его заворожило, он почувствовал, что ему по душе буйство стихий, ведь он чувствовал то же самое.

Мцыри хочет поймать молнию, но на этом месте прерывает свое повествование: он задает монаху вопрос о том, смог ли он увидеть все это в монастыре?

Когда гроза закончилась, Мцыри продолжил свое странствование. Он не знает куда податься: ведь общество людей ему чуждо, и он решает отправиться подойти к ручью. Ведь природа всегда была ему близка, он понимал о чем переговаривались птицы, шептались камни и деревья.

 Небо было настолько голубым и чистым, что юноша представлял полет ангела на небосводе. Мцыри наслаждался волшебными звуками, но он не может передать все те чувства, которые в нем пробудила природа.

Юноша мог бесконечно наслаждаться окрестностями, но он начал ощущать жажду и решил спуститься к потоку, несмотря на опасность.

У ручья юноша слышит прекрасный голос — это пела девушка-грузинка. Она двигалась легко, иногда поскальзывалась на камнях и смеялась над своей неловкостью. Мцыри видел всю ее красоту, но больше всего его восхитили ее глаза. В них он нашел отражение любовных тайн. Юноша покорен. Но он ненадолго прерывает свой рассказ: ведь старец не поймет любовных переживаний.

Сражение с барсом

Проснувшись ночью, Мцыри продолжает свой путь. Он хочет добраться до родных краев. Ориентиром ему служат горы, но все-таки сбивается с пути. Юноша понимает, что заблудился в лесу. Потому что воспитываясь в монастыре, Мцыри потерял природное чутье, которое свойственно горцам.

В лесу юноша встречает барса. Мцыри решает напасть на него. Он почувствовал вкус битвы, у него возникла мысль, что он мог бы быть храбрецом среди горцев. Схватка была долгой, Мцыри получил раны, которые еще были видны на его груди. Но юноша смог одолеть барса.

Возвращение в монастырь

Наконец, юноша выбрался из леса, но не может понять, где он находится. Постепенно к нему приходит осознание того, что Мцыри вернулся в монастырь. Он с ужасом понимает, что ему не суждено добраться до родных краев.

Юноша винит себя в том, что он вернулся в монастырь. Отчаяние сменяется предсмертным бредом. Ему кажется, что он находится на дне реки, а вокруг него плавают золотые рыбки. Они начинают разговаривать с юношей, и слушая их речи, Мцыри  забывается.

Там его находят монахи.

Совет

Исповедь подошла к концу. Юноша делится со своим воспитателем тем, что с раннего возраста у него внутри бушует пламя, которое и погубило его. Мцыри огорчает только одна вещь: его тело будет покоится не в родной земле. И что его рассказ о всех его переживаниях останется неведом людям.

Мцыри просит монахов перед смертью вынести его в сад, чтобы он смог в последний раз полюбоваться видом цветущей природы, горами Кавказа. Легкий ветерок напомнит ему заботливую руку родных или друзей, шум ветра споет ему о его родном крае. Воспоминания о родных краях принесут Мцыри успокоение.

Тест по повести Мцыри

Мцыри Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов

Источник: http://vse-kratko.ru/mcyri-kratkoe-soderzhanie/

“Мцыри” – краткое содержание поэмы М.Ю. Лермонтова

Меню статьи:

Написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году романтическая поэма «Мцыри», повествует о мальчике-сироте, взятом в плен и впоследствии ставшим беглым монахом. Основа сюжета взята из кавказской жизни. Мцыри становится воплощением гордого, независимого духа горцев. Его личная трагедия в какой-то мере пересекается с душевным поиском самого автора.
<\p>

Главные герои

Мцыри– главный и единственный герой поэмы. Угрюмый, одинокий, но в тоже время подверженный сильным внутренним страстям, юноша.

С безудержной силой жизни внутри, так и не смогший смириться с вынужденным пребыванием в монастыре и жизнью монаха.

Старый монах– безликий персонаж, о котором известно лишь то, что он спас пленного Мцыри в детском возрасте и стал единственным безмолвным свидетелем его предсмертной исповеди.

<\p>

Глава первая: живое прошлое

Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в прошлом и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт».
<\p>

Глава вторая: пленный ребёнок

«Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух

Его отцов».

Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность.
<\p>

Глава третья: без сожаления

Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.
<\p>

Читайте также:  Топ-8 новогодних фильмов по книгам

Глава четвертая: мечта

И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.
<\p>

Глава пятая: «Ты жил, – я также мог бы жить!»

Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!
<\p>

Глава шестая: родной Кавказ

Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.

«Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней…»

Глава седьмая: отцовский дом

Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины прошлого. В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.
<\p>

Глава восьмая: он просто жил…

«Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.»

Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.
<\p>

Глава девятая: гроза утихла

Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.
<\p>

Глава десятая: на краю бездны

Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.
<\p>

Глава одиннадцатая: волшебное утро

Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»
<\p>

Глава двенадцатая: грузинка

Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.
<\p>

Глава тринадцатая: тоска юноши

Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.
<\p>

Глава четырнадцатая: судьба

«Пройти в родимую страну – Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог. И вот дорогою прямой Пустился, робкий и немой. Но скоро в глубине лесной Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал».

Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.
<\p>

Глава пятнадцатая: чёрные глаза ночи

Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой помощи.
<\p>

Глава шестнадцатая: голос крови

За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.

Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.
<\p>

Глава семнадцатая-девятнадцатая: смертельная схватка

Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.

«Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье… Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле».

И хотя зверь был побеждён, для главного героя эта схватка не прошла бесследно, на его груди остались раны.
<\p>

Глава двадцатая: возвращение

Утром Мцыри осознал, что возвратился туда, откуда начал своё путешествие. Он вернулся в свою «тюрьму». Осознание собственного бессилия, фатальности случая лишили его последних сил. « И смутно понял я тогда, Что мне на родину следа Не проложить уж никогда».

Глава двадцать первая: цветок

Мцыри сравнивает себя с домашним цветком, который рвался к свету, свободе,… но оказавшись в «саду средь роз» в незнакомых суровых условиях – вянет и гибнет под палящими лучами солнца.
<\p>

Глава двадцать вторая: безжизненная тишина

Это утро было полной противоположностью его первого пробуждения на воле, краски поблекли, осталась лишь гнетущая, звенящая тишина.
<\p>

Глава двадцать третья: иной мир

Прощальный взгляд на окружающую красоту, прерывается предсмертным забытьем, в котором душа героя устремляется к свободе и покою, но уже в другом мире.
<\p>

Глава двадцать четвертая: не забывайте!

В последний час жизненного пути Мцыри томит мысль о том, что его история канет в забытье.
<\p>

Глава двадцать пятая: минуты блаженства

Понимая, что умирает, юноша остаётся непреклонным; за те несколько минут блаженного счастья, которое ему довелось испытать, готов променять и рай, и вечность.
<\p>

Глава двадцать шестая: завещание

Прощальная речь главного героя оканчивается завещанием, – похоронить его в саду, где цветут две акации и откуда виден Кавказ. В его словах таиться глубокая убеждённость, что его свободный дух и память навсегда останутся живыми для его «милой родины» и народа.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-lermontov/mcyri.html

Отзыв мцыри для читательского дневника

Некоторые книги, изучаемые в ходе школьной программы, воспринимаются учениками как лишняя нагрузка. Прекрасные произведения школьники читают быстро, мимоходом или прямо на уроках, поэтому много чудесных мыслей писателей и поэтов не достигают в полной мере ума и сердца ребёнка.

Остаётся непонятым – какие чувства пытался вызвать автор в душе своих читателей, что он хотел сказать. Некоторые произведения имеет смысл прочесть повторно уже во взрослом возрасте – иногда они воспринимаются совершенно иначе.

Всем известно наименования поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри”. Но что же означает это слово? Это грузинское имя, так звали мальчика, который попал в плен во время войны.

Его тяжелая судьба и короткая жизнь составляют основу этого произведения. Поэма грустная и навевает печальные мысли. Об этом говорит эпиграф, взятый автором из Библии: “Вкушая вкусих мало меда и се аз умираю”. Эти слова означают, что человек уходит из жизни, повидав мало радостей и не познав всей её полноты.

Главных героев мало – Мцыри и старик, с которым он разговаривает на протяжении всей поэмы. Читателю рассказывают, что русский генерал, проезжая мимо отдалённого монастыря, оставляет в нём ребёнка – мальчика лет шести, который внезапно заболел.

Монахи приняли мальчика и стали учить его православной вере. Один из насельников монастыря опекал его и заботился о нём. Подросшего юношу стали готовить к постригу.

Однако Мцыри, воспользовавшись первой же возможностью, сбегает из монастыря. Он не понимает всех благ, которые там получает, а воспринимает монастырь как тюрьму. Иначе не может быть для человека, выросшего в горах. К тому же, это горец и в крови его предков заложен дух свободы.

Обратите внимание

Даже оказаться в замкнутом пространстве для него сложно. Вряд ли он смог бы прожить в монастыре всю свою жизнь.

Задумывая побег, он хочет хотя бы раз посмотреть на вольный мир. Три дня он был на воле.<\p>

Поэт использует весь свой дар, чтобы передать великолепие природы в описании. Мцыри попадает под грозовой дождь и особенно сильно ощущает свою нежную душу в единении с природой. Он хочет потрогать рукой молнии.

Природа для него она живая: он слышит, как переговариваются деревья, камни и кусты, и эти речи ему понятны. Он наслаждается великолепием небесного свода и долго сидит у горного ручья.

Вскоре Мцыри сбивается с пути. Он так и не смог вернуться в свой аул. Встреча с могучим барсом закончилась для него плачевно: он смертельно ранен. Когда его нашли монахи, он уже близок к смерти.

Только одно печалит его: что он будет похоронен не в родной земле. Но он умирает спокойно, примирившись с действительностью и не храня зла в душе.

После прочтения у читателя возникают различные мысли. Некая мрачность, тяжесть, оставшиеся на душе, вполне характерны для поэзии Лермонтова. В стихах поэмы прослеживается протест против одиночества, любовь к родной земле и бунт против установленных правил. Стихи звучат отрывисто, чётко, быстро.

Тема жажды свободы и поиска сокровенного не теряет своей актуальности и доныне. Поэму Мцыри интересно перечитывать и в настоящее время.

Важно

Автор иносказательно говорит своему читателю, что любое стремление выполнимо, если страстно хотеть чего-нибудь и идти к этой цели. Важно не бояться вовремя сделать решительный шаг.

В созданном образе юноши можно увидеть самого автора: его душу, стремление к воле и сокровенные мысли.

Лермонтов тоже признавался, что он живёт “в стране рабов, в стране господ” и что общество, с которым он связан фактом рождения, ему чуждо. В молодом возрасте умирать страшно. Поэт, как и Мцыри, тоже погиб молодым и, в сущности, был одинок всегда.

Источник: https://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-otzyv-mcyri-dlya-chitatelskogo-dnevnika-318520.html

«Мцыри»

Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры».

Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.

) и осеняет благодать Божья многострадальную страну — цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре.

Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински.

Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня.

Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди — и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета.

Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи.

Совет

Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил.

Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке.

Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки — в союзе с дикой природой — зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы.

Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев.

Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом.

Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

И только один грех тяготит его душу. Грех этот — клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы.

Обратите внимание

И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается — на восток, на восток, на восток.

Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам — на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут.

Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы.

Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка — вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни…

Читайте также:  Сочинение: мое мнение о повести «портрет» н.в. гоголя

Однажды русский генерал едет в Тифлис и везет с собой пленного шестилетнего мальчика, который по дороге серьезно заболевает. Генерал понимает, что может не довезти его живым и оставляет пленника в мужском монастыре. Мальчик тоскует по родине, но со временем привыкает к плену и даже кажется, что забывает родной язык. Он готов принять монашеский обет, но ночью внезапно исчезает. Его ищут три дня и находят в степи, в окрестностях Мцхета.<\p>

Бездыханное тело приносят в обитель. Он очень истощен, но отказывается от пищи и не желает ни с кем говорить. К нему приходит чернец, который когда-то его выходил, и в разговоре с ним Мцыри открывает свои истинные мысли и желания. Он говорит о своем побеге и его последствиях для себя. Несколько дней он жил на воле так, как когда-то жили его предки. Его очаровал шум ручья и прекрасные виды, он все время видит образ грузинки с кувшином. Он сравнивает себя с дикими горными барсами, и даже вступает в схватку с одним из них. Честно выиграв поединок, Мцыри понимает, что мог бы быть достойным представителем своих предков. Он потихоньку вспоминает родной язык, родной аул, лица родных (отца, сестёр и братьев.) Он отправляется в путь, идет по солнцу и звездам, но внезапно обнаруживает, что снова вернулся к тому месту, откуда начинал свой побег.<\p>

Важно

Это сильно разочаровало Мцыри. Он чувствует, что судьба смеется над ним. Он уверен, что побег не состоялся, потому что за годы в плену (в монастыре) он потерял не только физическую форму, остроту ума, обоняние, но и силу духа. В нем погас «луч-путеводитель», звериное чутье своего пути, которое есть у каждого горца от рождения и без которого на Кавказе ни человек, ни зверь не смогут выжить. Его душа находится во власти внутренней тюрьмы. Это чувство внутренней несвободы не дает ему наслаждаться жизнью и убивает у Мцыри инстинкт жизни, желание жить, с каким рождаются настоящие, а не приёмные дети природы. Он не может больше жить, как раб и просит, чтобы его похоронили в том месте сада, откуда будет «виден и Кавказ».<\p>

Источник: https://www.allsoch.ru/lermontov/mtciri/

Мцыри – краткое содержание

«Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал
Ребенка пленного он вез.

Тот занемог…»

Один монах пожалел ребенка и оставил его у себя. Мальчик выздоровел и стал жить в монастыре. Поначалу Мцыри (по-грузински значит «послушник») был диковат и всех боялся.

«Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской

По стороне своей родной».

Время шло, и мальчик забыл свой родной язык и привык жить в плену. Он не знал никакой другой жизни, поэтому был готов в самом расцвете лет принять схиму и стать монахом. Но перед самым торжественным событием послушник исчез из монастыря в то самое время, когда все святые отцы, попадав ниц перед алтарем, не могли даже поднять глаза, поскольку боялись грозы, которая разбушевалась.

Пропавшего Мцыри искали три дня, а потом нашли его в степи. Он был без чувств, ослаблен, истощен и изранен, словно побывал в бою. И пришёл к нему чернец, тот монах, который спас его когда-то. Старик, полагая, что юноша не выживет, решил исповедать его. На что Мцыри ему отвечает:

«Людям я не делал зла
И оттого мои дела
Немного пользы вам узнать.

А душу можно ль рассказать?»

И далее…

«Знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…

…Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы

Где люди вольны, как орлы».

Он говорил о своей родине, о пышных полях, зеленых холмах и тёмных скалах. Во время ненастья он вдруг вспоминает своего отца – отважного бойца в кольчуге, ему видится блеск его ружья, вспоминает он и песни своих сестер, и принимает решение, наперекор всему найти путь домой.

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

Уже давно Мцыри мечтал о воле, хотел взглянуть на просторы лугов и полей, его неумолимо тянут к себе горы Кавказа.

Он рассказывает, как убежал из монастыря во время грозы, и в ту пору, когда святые отцы, боясь непогоды, молят Бога защитить их, он дружит с грозой.

Он не боится ни молнии, пытаясь словить её рукой, ни змеи, которую встречает меж камней, и сам чувствует себя змеем, соединившись с природой, в попытке спрятаться от людей.

Наутро, проснувшись, Мцыри обнаруживает себя, лежащим на краю бездны.

Совет

Он любуется природой, и спускается с высоты к горному потоку, чтобы утолить мучавшую его жажду, и слышит около ручья песню молодой грузинки, идущей за водой.

Мрак очей красавицы смутил юношу, и мысли его помутились, что он потерял сознание, а когда очнулся, она была уже далеко. Потом Мцыри засыпает и во сне опять видит прекрасную девушку.

Проснулся он уже ночью, превозмогая голод, желая лишь одного, увидеть родину, он отправляется в путь. Но в лесу Мцыри теряет облик гор и сбивается с дороги и даже с вершин деревьев он видит один лишь лес. Он рыдает впервые в жизни, упав на траву, и от дикой тоски грызет землю.

На поляне он видит барса, который глодает свежую кость. Мцыри вооружается палкой, и вот барс, почуяв врага, нападает на него. Они сражаются на смерть.

«Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов

не из последних удальцов».

Юноша побеждает зверя. Во время боя он сам ощущает себя диким барсом. Он уважает противника, считая, что тот встретил смерть без страха, лицом к лицу. Но и сам Мцыри изранен, тело его изодрано мощными когтями. Но он собирает остаток сил, чтобы увидеть родину, и опять идет.

«Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!»

Он вышел к аулу, всё казалось знакомым, и он в ужасе понял, что вернулся к своей «тюрьме», что зря блуждал три дня, и зря надеялся увидеть родной Кавказ.

«И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой

Тоску по родине святой…»

Словно не желая верить в своё поражение, он надеялся, что это всего лишь сон, но звон колокола стер пелену с его глаз. Мцыри понял, что родины своей ему не увидеть никогда. Отчаявшись, он упал в бреду на песок.

Теперь, когда его нашли, он сожалеет лишь о том, что его тело будет тлеть на чужбине. Его страсть к Родине настолько велика, что его предсмертное желание лишь о том, что он, не думая, променял бы на пару минут в горах, где прошло его детство на целую вечность и рай.

Обратите внимание

Он просит старика, чтобы похоронили его под Акацией в саду, откуда можно видеть Кавказ, чтобы навечно заснуть с мыслью о родной стороне.

«И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»

Источник: http://tululu.org/sam/kratkoe_soderzhanie/lermontov_mihail_jurevich/mcyri.html

Краткое содержание Мцыри. М. Ю. Лермонтов

Краткое содержание

Развалины монастыря в Грузии, чью тайну оберегает «один старик седой, развалин страж полуживой».

«Из гор к Тифлису» русский генерал везет пленного шестилетнего мальчика, который, не выдерживая тягот пути, «знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». Монах оставляет ребенка у себя. Тот живет в монастыре, ведя уединенный образ жизни.

Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток.

В скором времени юноша должен принять монашеский обет. Осенней ночью Мцыри исчезает, и в течение трех дней его разыскивают, после чего все же «…в степи без чувств нашли». Он худ и бледен. К нему приходит «чернец с увещеваньем и мольбой». Юноша говорит, что не сделал в жизни никому зла, а можно ли рассказать душу?

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Душа Мцьфи стремилась «в тот чудный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы». Он спрашивает старика, зачем тот спас его от смерти в детстве.

Смерть его не пугает, так как у него никого и ничего нет и ему нечего терять:

…у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Он поклялся:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой…

Но этому не суждено осуществиться.

…И я как жил в земле чужой,

Умру рабом и сиротой.

Мцыри сожалеет о том, что он не сможет познать в полной мере всех чувств, которые одолевают человека в юности.

…Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, — я также мог бы жить!

На воле Мцыри видел пышные поля, груды темных скал, которых разделял поток, горные хребты, «седой, незыблемый Кавказ», покрытый снегом, при виде которого тайный голос шептал юноше, что там его родина.

Перед ним проходят образы детства и его звуки: отцовский дом, бегущие табуны, лай псов, смуглые старцы, «блеск оправленных ножон кинжалов длинных», отец, колыбельные песни, шум речного потока, рассказы о прошлом.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…

Побег из монастыря был задуман юношей «давным- давно». В ту ночь, когда юноша убежал из монастыря, была гроза. Он не чувствовал опасности и не взывал к Богу, как другие монахи, чтобы тот защитил его. Горячее сердце юноши находилось в дружбе с грозой.

…О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Важно

Мцыри долго бежал; измученный, он прилег отдохнуть. Гроза тем временем утихла. Убедившись, что нет погони, юноша «молча лежал». Ему не было страшно, когда неподалеку кричал шакал или скользила по камням змея.

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

Когда Мцыри очнулся, он обнаружил, что находится «на краю грозящей бездны», на дне которой шумел водный поток.

Он любуется природой, чтобы утолить жажду, спускается к горному потоку, видит молодую грузинку, которая направлялась к берегу, «держа кувшин над головой», и от которой «думы пылкие» его «смутились», но она уходит туда, где «приросли к скале две сакли дружною четой». Он засыпает и видит во сне молодую грузинку, а проснувшись ночью, снова отправляется в путь.

..Я цель одну —

Пройти в родимую страну —

Имел в душе…

Он теряет дорогу, в отчаянии бросается на землю и рыдает. Мцыри рассказывает старику, что в детстве он никогда не плакал, но в тот момент он «плакал без стыда». Из чащи выскакивает барс, который грызет сырую кость.

Почуяв врага, барс вступает в битву с юношей, которому удается встретить его сильным ударом. Бой продолжался.

Барс бросился на грудь Мцыри, но тот сунул ему в горло «надежный сук», а потом они оба упали на землю, где и продолжилась схватка.

…Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков…

Барс «встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!»

Мцыри показывает следы когтей барса и продолжает свой рассказ. Раненный, он выходит из лесу и видит вдали аул.

И тут все ясно стало мне…

О! я узнал его тотчас!

Он понимает, что «на родину следа не проложить уж никогда», так как раны его смертельные. Мцыри бредит. Его находят, когда он в беспамятстве. Юноша прощается со стариком, так как чувствует приближение смерти. Он просит чтобы его похоронили в саду, откуда виден Кавказ.

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком…

Источник: https://lit-kratko.ru/kratkoe-soderzhanie-mcyri-m-ju-lermontov/

Ссылка на основную публикацию