Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах
Евгений Базаров – один из главных героев романа И. Тургенева «Отцы и дети». Именно с помощью этого образа автор активно раскрывает проблему взаимоотношений разных поколений людей.
Внешность Евгения Базарова
Евгений Базаров – человек «высокого роста». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Его возраст граничит с отметкой в 30 лет – Базаров находится в самом расцвете своих сил как умственных, так и физических.
Он не уделяет должного внимания одежде и своему внешнему виду. Костюм его старый и ветхий, он выглядит неопрятно. Базаров не пренебрегает личной гигиеной, но и не отличается таким усердием к своему туалету, как, например, Павел Кирсанов.
Семья Евгения Базарова
У Базарова небольшая семья – в ее составе мать и отец. Отца Базарова зовут Василий Иванович. Он штабс-капитан в отставке. Базаров-отец часто помогает своим односельчанам и оказывает им медицинскую помощь. Василий Иванович по происхождению простой человек, но он довольно образованный и разносторонне развитый. Мать его Арина Власьевна, дворянка по происхождению.
Она владелица небольшого имения в провинции, «душ, помнится, пятнадцать». Делами поместья занимается его отец. Сама же Арина Власьевна очень образована и немного знает французский язык (что было привилегией дворян). Евгений Базаров единственный ребенок в их семье, поэтому к нему отношение со стороны родителей довольно трепетное.
Они часто попускают ему прохладное отношение к себе.
<\p>
Происхождение и род занятий
Евгений Базаров – студент. Он пошел по стопам своего отца и в будущем свяжет свое деятельность с медициной. «Я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» – так говорит он о себе сам.
Отец его старался дать сыну хорошее образование и воспитание, поощрял его любознательность и любовь к исследованиям: «рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания». Это значительно помогло Базарову стать успешным в своей профессии.
Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.
<\p>
Образ жизни и привычки
Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».
Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”
Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации.
В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы.
В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.
Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.
<\p>
Суть нигилизма Евгения Базарова
Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России.
В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов.
Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
<\p>
Личностные качества
Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения. Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье.
«Человек простой» – говорит Кирсанов-сын.
У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.
У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность.
Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие.
У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.
Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые.
На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть.
Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте.
Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».
Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».
<\p>
Фольклорные элементы в образе Базарова
Евгений Базаров не обладает даром красноречия. Он не любит утонченную манеру разговора аристократов. «Об одном прошу тебя: не говори красиво» – говорит он своему другу Кирсанову. В манере разговора Евгений придерживается принципов простого народа – немного грубая речь с множеством вкраплений фольклора – пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки Базарова отображают позицию молодого лекаря в обществе.
Многие из них относятся к положению народа и его невежества. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». В этом случае ситуация усугубляется тем, что у Евгения двоякое отношение к простым людям. С одной стороны, он презирает мужиков за их необразованность и излишнюю религиозность.
Не упускает возможности высмеять этот факт: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» С другой стороны по своему происхождению Евгений ближе к простым людям, чем к аристократии.
Он искренне сочувствует мужикам – их положение в общество крайне затруднительно, многие находятся на грани нищеты.
Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Он считает, что порой стремление к образованию переходит все границы здравого смысла и люди забивают себе голову совсем не нужной им информацией: «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
<\p>
Отношение Базарова к любви и романтике
Будучи циником и прагматиком, Базаров полностью отвергает чувства любви и симпатии. «Любовь — белиберда, непростительная дурь» – говорит он. В его глазах мужчина, позволивший любви овладеть своим умом, не достоин уважения.
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».
В первую очередь это происходит из-за пренебрежительного отношения Базарова к женщинам в целом. В его понятии женщины весьма глупые создания. « Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший». Он рассматривает любовную связь с женщиной только с позиции физиологии, остальные проявления ему не знакомы, поэтому он их и отвергает.
В этом отношении Базаров допускает противоречия. Несмотря на высказывания о бесполезности для общества женщин он предпочитает их общество, особенно в том случае, если представительницы противоположного пола обладают привлекательной внешностью.
<\p>
История любви Базарова и Одинцовой
Евгений Базаров очень цинично относился к любым проявлениям нежности и любви. Он искренне не понимал людей, которые теряют голову от любви – ему казалось это чем-то неприличным, а такое поведение недостойным для уважающего себя человека. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он».
В один прекрасный момент Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой – молодой вдовствующей девушкой, и попадает в сети любовных уз. В начале Евгений не осознавал своей влюбленности. Когда он с Аркадием Кирсановым посетили Одинцову в ее номере, Базаров ощущал непонятное, несвойственное для него смятение.
Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.
Однако происходит все наоборот – поездка в имение Одинцовой стала губительной для влюбленности Кирсанова, но подала надежду для Базарова.
В начале Евгений пытается скрыть свои чувства. Он начинает вести себя слишком вольготно и развязно. Однако это длится недолго – любовные переживания все больше овладевают Базаровым: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».
Возникшее чувство стыда и недовольства постепенно уходит – Базаров решается признаться в своих чувствах, но взаимности не добивается. Он замечает, что Одинцова тоже не ровно дышит по отношению к нему, поэтому ее пренебрежение чувствами действуют на него удручающее. Евгений не знает точной причины отказа, и не решается узнать об этом у своей возлюбленной.
Таким образом, Евгений Базаров – очень противоречивый персонаж романа Тургенева. Он талантливый и умный, но его грубость и цинизм перечеркивают все его достоинства.
Базаров не умеет находить компромисс в общении с людьми, его возмущает факт несогласия с его точкой мнения.
Он готов выслушать оппонента, но на практике все выглядит иначе – это всего лишь тактический ход – для Базарова все решено, его не интересуют другие позиции.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-evgenij-bazarov.html
Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», который является частью школьной программы, главным героем выступает Евгений Базаров, который предстает перед читательской аудиторией как человек нового поколения, представитель новой формации.
Он противопоставляет себя существующему миру с его правопорядками, загнившими нормами морали, которые издавна попираются самими людьми, которые их же и изобрели, чтобы прикрывать свои пороки, таиться от собственных страстей и тем самым продолжать жить в рамках дозволенного, приличного.
Но не таков образ Базарова, он не желает признавать нормы, причисляя себя к нигилистам, проповедует принципы отрицания, отрекаясь от всего того, что так дорого старшему поколению.
Он выступает с резко критическими заявлениями против отжившего крепостнического строя, с его укладом порабощения воли людской, против той несвободы, которой довольствуются крестьяне, не в силах изменить свою судьбу. И в этой позиции суждения Базарова нельзя отнести к его индивидуальным взглядам и воззрениям, это скорее предчувствие перемен, отражение того духа времени, в котором живет и существует данный герой.
Неудивительно, что в спорах со своим главным оппонентом, которым в романе И.С. Тургенева предстает Павел Петрович Кирсанов, Базаров выходит победителем, ведь он является носителем новых взглядов и приверженцем свежих идей.
Несмотря на то, что взгляды Базарова могут показаться излишне радикальными, они имеют право на свое воплощение, поскольку вековые идеи гуманизма не способны в корне изменить общественного уклада и даровать ту свободу в широком понимании этого слова, о которой мечтает отчаянно главный герой.
Порой только решительные действия способны обеспечить видимый результат, в этом проявляется прямолинейность и непоколебимая уверенность в собственной правоте, которые являются одними из центральных в образе Базарова.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
На протяжении романа «Отцы и дети» личность Базарова и его характер постепенно раскрываются более полно, позволяя глубже проникнуть в тайники его души, понять его сложную душевную организацию.
Но писатель не разделяет категорических суждений своего героя, трагически заканчивает его судьбу, пытаясь показать несостоятельность тех позиций, которые отстаивал главный герой, ведь они идут вразрез с общечеловеческими ценностями и светлыми идеалами гуманизма.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/08/obraz-bazarova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti.html
Сочинения на Getsoch.ru
Образ Базарова в романе «Отцы и дети»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Евгений Базаров — главный герой романа Тургенева «Отцы и дети».
Он яркий представитель новой волны, которая затем повлияла на всю общественную жизнь в России. Именно Базаров выражает демократические мысли в романе.
Это новый тип литературных персонажей — люди простого происхождения, сумевшие своим трудом и талантом пробиться в жизни.
В наше время многие черты героя кажутся нам отталкивающими: развязность, излишняя прямота, жесткость, презрительность, самоуверенность и надменность. Даже его внешний вид отрицает условности — балахон с кистями, красная рука (так отличающаяся от холеной кожи дворян).
То, что он называет себя нигилистом («не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип») сегодня говорит лишь о критичности его мышления и пытливом уме.
Вся жизнь Базарова основана на отрицании патриархальных устоев: самодержавия, крепостничества и религии.
Такой человек никогда не пойдет ни у кого на поводу и всегда имеет свою точку зрения на происходящее: все происходящее в обществе (нищета, темнота, бесправие) порождены его безобразным состоянием и настало время перемен.
Поэтому он, как 150 лет назад, так и сейчас, остается неудобным как для власти, так и для обывателей с закостеневшим мышлением.
Базаров – ярый ненавистник всякой позы и пафоса, а также романтизма. Он не понимает отношений между мужчиной и женщиной и не верит в высокие чувства: «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».
Встреча с Одинцовой стала для героя настоящим испытанием. Пробудившиеся чувства преображают героя, и он пребывает в растерянности от этих новых ощущений. Но такой Базаров становится более близким и понятным читателю. Он бесится и терзается от непонимания того, что с ним происходит, но перед самой смертью все равно посылает за любимой, чтобы простить ее и проститься.
В герое много хороших черт характера. Базаров — материалист, приверженец точных наук, противник всяческого невежества, с огромной работоспособностью, трудолюбием и силой воли.
Он может оказывать влияние на окружающих людей, причем высказывает свои суждения со свойственной ему прямотой. Слуги в доме Кирсановых сразу его полюбили, да и людей одного круга он умеет располагать к себе.
Но беда в том, что Базаров не знает, как применить свои знания и умения для общества. Евгений, знающий и толковый доктор, все равно оказывается «лишним человеком».
Тургенев не старался сделать из Евгения идеального героя. Но автор уверен, что такие честные, бескомпромиссные люди необходимы обществу, что способность не жалеть себя, искать истину и признавать свои ошибки – это черты по-настоящему выдающегося человека.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/431-obraz-bazarova-v-romane-ottsy-i-deti.html
Образ Базарова в романе «Отцы и дети» – Русская историческая библиотека
Базаров, герой тургеневского романа «Отцы и Дети», представляет собою тип «нигилиста». Он сурово и страстно отрицает все, чему поклонялись «отцы», т.
е старшее поколение Он – демократ по происхождению и по взглядам, – враг аристократизма, враг дворянства, хотя и мужика идеализировать он тоже не станет.
Он вообще отрицает всякий идеализм, метафизику и существование «принципов» – все сводит к физиологии, к физической жизни: «принципов вообще нет, – говорит он, – а есть ощущения». Крайний материализм XVIII в. Гольбаха и Ламетри словно воскрес с новой силой в речах этого русского студента.
Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958
Твердо стоя на своей крайней точке зрения, Базаров отрицает все, кроме экспериментальной (основанной на опытах) науки. Так он решительно отвергает любовь, как какое-то идеальное чувство:
«любовь в смысле идеальном он называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства, или болезни, и не раз выражал свое удивление, почему не посадили в желтый дом Тогенбурга, со всеми «миннезингерами и трубадурами»».
«Чепухой», «гнилью», «романтизмом» называет он любовь детей к родителям, чувство дружбы, патриотизм и религию… С насмешкой отзывается он об «искусстве»; «ерундой» называет он сочинения Пушкина, с презрением относится к Рафаэлю, к музыке.
«Природа не храм, и человек в ней работник» – говорит он решительно.
Демократизм его выражается в том, что он, стоя на своей материалистической, все уравнивающей, точке зрения, отрицает всякое неравенство в жизни, – для него нет разницы не только между «дворянами» и «мужиками», – он не признаёт даже существования «великих людей» и «героев»:
«Все люди, – заявляет он, – друг на друга похожи, как телом, так и душой: у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены, – и так называемые нравственные качества одни и те же у всех; небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди – это деревья в лесу: ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой…»
Это грубое, донельзя упрощенное, обобщение, конечно, сплошь неправильно, но оно объясняет нам прекрасно состояние души русского человека, желающего «сплеча» расправиться со всеми остатками старины, – безразлично – темными и светлыми, которые дожили до 1860-х годов.
Нигилисты, вроде Базарова, рассуждали так: «были до нас дурные и хорошие люди, происходили злоупотребления и находились люди, обличавшие зло, говорившие, вроде Рудина, пышные речи о служении человечеству, – а жизнь все текла по старому, темная, беспросветная… Не лучше ли сплеча все разрушить, «расчистить место» (слова Базарова) для «новой жизни».
Какова будет она, ни Базаров, ни его единомышленники не думали, – они считали своим долгом «разрушить старое», выдохшееся, выцветшее, одряхлевшее, а там – будь что будет»[1].
В этих мыслях в речах чувствуется отчаяние, которое росло в душе нескольких русских поколений, путавшихся в роковом «заколдованном кругу»: самосознание интеллигенции прояснилось, добро и зло определилось, – а борьба во имя «добра» оказывалась бесплодной…
И вот, в лице нигилиста Базарова русское общество приходит даже к такому крайнему «пессимизму», что отказывается верить в плодотворность реформ («самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок», – говорит Базаров).
Только одно «знание», по мнению Базарова, спасет нас и наш народ.
Что же делает Базаров для такого «спасения»? – Он только желчно и зло говорит – издевается, оскорбляет других: он не служит своим знанием людям и сторонится от них.
Едва ли в том, что он посоветовал Аркадию дать отцу на прочтение какую-то брошюру по естествознанию, можно усмотреть серьезное «служение» его своей идее – необходимости распространять трезвое знание среди народов!».
Таким образом, перед вами, в лице героя романа не «общественный деятель», а какой-то, опять-таки, «лишний человек» – тот же Рудин, только озлобленный, – пессимист-индивидуалист, у которого смелое «слово» заменяет «дело». Он сам замечает иногда неустойчивость своего миросозерцания и насилует себя, чтобы быть последовательным: вот почему себя он сам называет «самоломанным».
Но не всегда он справляется с противоречиями – они прорываются сквозь крепкие оковы его воли, – и тогда, за его злыми и смелыми словами, виднеется несчастный человек… Отрицая «принципы», – он, тем не менее, говорит: «мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – т. е., другими словами, признает «принцип полезности».
Насмешливо относясь к «любви», уверяя всех, что он смотрит на «любовь» только «с физиологической точки зрения», – он влюбляется в Одинцову так, что не в силах вырвать из сердца своего чувства, – даже перед смертью он хочет ее видеть. В отношениях к старикам-родителям, сквозь напускное пренебрежение к ним, проглядывает его нежная, трогательная любовь…
Характернее всего расставанье Базарова с другом его, Кирсановым, он прощается с ним, холодный и равнодушный. «И у тебя нет других слов у меня?» – грустно спрашивает Аркадий…
Базаров смущается от этого прямого вопроса, и у него вырывается восклицание: «есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это – романтизм, – это значит рассиропиться!»
В начале романа Базаров представлен задорным, самонадеянным человеком, который верит в свои смелые «слова», – но жизнь доказывает ему ложь этих слов, доказывает ему, что он заблуждается.
Он напрягает все силы, чтобы отстоять свои идеи, – он и себя не щадит, готов отказаться от личного счастья, принести в жертву счастье близких: «решился все косить – валяй и себя по ногам!» – гордо говорит он…
Но в конце романа он представлен человеком, обессиленным той упорной борьбой, которую он вел с самим собой.
В ненужности этой жертвы, так как она принесена «ложному богу», – его трагизм, его «донкихотство». И он сознает, по-видимому, это и сам, – и во второй половине романа он представлен пессимистом, разочарованным, измученным духовно человеком.
Особенно тяготит Базарова сознание, что в его безотрадной философии чего-то нет существенного…
Но он так и не понял, что вся беда его не том, что в нем не было альтруизма, что он среди «живых» людей – одинок и никому не нужен, ни с чем не связан, ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим, – словом, «лишний человек»…[2]
«Я думаю, – говорит он Аркадию, – я вот лежу здесь, под стогом.
Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотное в сравнении с остальным пространством, где меня нет, и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»[3]
Таким образом, в лице своего героя Тургенев изобразил сильного человека, но заблудшегося. В мировоззрении его вскрыл романист коренные ошибки, а в душе его нашел разлад: «слова» Базарова, оказались «напускными», а сам он – «самоломанным»…
Так, устами Тургенева, человек 1840-х годов судил, в лице Базарова, чуждое ему поколение молодежи 1860-х годов за крайности её житейской философии.
Он отдает должное этому сильному и честному поколению, но он не обольщается этой силой, видит бесплодность её умствований и сожалеет, что направлена она неверно.
[1] «Что же вы делаете?» – спрашивает Павел Кирсанов Базарова. «А вот, что мы делаем!» – отвечает тот.
«Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда… Потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве… когда грубейшее суеверие нас душит… Самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
[2] «Это что же значит? Очевидно, Базаров столь легко сходящийся с людьми, столь живо интересующейся ими и столь легко начинающий питать к ним злобу, сам страдает от этой злобы более, чем те, к кому она относится. Эта злоба не есть вырождение нарушенного эгоизма или оскорблённого себялюбия, она есть вырождение страдания – томление, производимое отсутствием любви.Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобно, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви. Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; но сердце требовало полноты, требовало чувств. И вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя» (критик Александровский).
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/4901-obraz-bazarova-v-romane-ottsy-i-deti
Образ Базарова в романе «Отцы и дети»
И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.
Образ Базарова — новый герой русской литературы
Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.
На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец
И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:
В этом замечательном человеке ( прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.
Детство Базарова
О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем , что его дед был крепостным
«Мой дед землю пахал»,
с гордостью заявляет герой.
Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.
Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович.
Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее.
Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.
Базаров — разночинец
И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:
«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».
Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром Писарев писал:
«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».
Образ Евгений Базарова как человека дела
Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:
- в отношении к обитателям Марьина,
- в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
- в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.
Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью ( уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну).
Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам.
Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.
Базаров — нигилист
Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции Чернышевского
(«Прекрасно то, что полезно»).
Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.
Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.
Для Базарова — практика есть критерий истины
Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Евгений Базаров как человек идеи
Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.
Автор неоднозначно относится к своему герою. С одной стороны,
«Базаров — мое любимое детище»,
— писал Тургенев. С другой стороны, все построение романа, вся система образов, все художественные средства говорят о том, что герой как нигилист чужд писателю. Наверное, справедливым будет сказать, что
- Базаров-человек интересен автору, нравится ему;
- Базаров-нигилист чужд Тургеневу, хотя и интересен.
Автор показывает, как, соприкасаясь с действительностью, рушится философия образа Евгения. Силой своей убежденности он побеждает Павла Петровича в спорах, хотя ничего и не доказывает. Но герой в романе одинок, у него нет последователей: нельзя считать последователями Аркадия, на котором его идеи
«болтаются, как одежда с чужого плеча»,
который, женясь на Кате, забывает своего учителя, или Ситникова с Кукшиной, само появление которых в романе гротескно. Доведенные до абсурда идеи нигилизма — вот смысл образов этих героев.
Испытание любовью раскрытие образа Базарова
Но самое жизненное испытание героя — испытание любовью — рушит теорию. Автор три раза заставляет Базарова приехать в Марьино, в Никольское, в родительский дом. Любовь, охватившая Евгения, «пробила брешь» в его теории.
Он стал осознавать романтика в самом себе, в выражении лица Одинцовой он уже видит что-то особенное (это он, говоривший, что никаких загадочных взоров не существует), перед смертью, обращаясь к Одинцовой, Базаров начинает говорить языком поэтов:
«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»
(он, призывавший Аркадия не говорить красиво).
Вторая часть романа строится как опровержение теории героя. Если первая часть знакомит нас с его образом как нигилиста, то вторая рассказывает о нем как человеке. Изменяются его отношения с людьми, меняется его отношения к людям. Его благородство после дуэли признает даже Павел Петрович. Он не может не признать его благородства и силы характера.
Характер Базарова
Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти
Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так природа, вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:
«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»
Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.
Наша презентация по теме:
Тургенев — один из великих русских писателей. Образ базарова как главного героя его романа «Отцы и дети» неоднозначен. Недаром сам роман вызвал массу отрицательных откликов и либералов, и революционеров-демократов. Позиция автора, как уже говорилось, не высказана прямолинейно.
Характер героя проявляется:
- в портрете ( балахон Евгения, обнаженная красная рука, лицо, выражавшее «самоуверенность и ум» и т.д.),
- в его речи, зачастую афористичной
«Друг Аркадий, не говори красиво», «Рафаэль ломаного гроша не стоит», «Всякий человек сам себя воспитать должен»,
- в отношении к нему других героев, их отзывах.
Тургенев создал роман, который и сейчас читается как достаточно современная вещь. Его главный герой заставляет современного читателя, размышляющего о судьбах и истории России, еще раз задуматься о теориях, которые оказываются сильнее человеческой личности, и о роли этих теорий в нашей истории.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь<\p>
Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-obraz-bazarova-v-romane-ottsyi-i-deti
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева Отцы и дети. (стр. 1 из 2)
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Автор: Тургенев И.С.
«Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей»,– пишет о Базарове в одном из писем к Случевскому 14 апреля 1862 года И. С. Тургенев.
Первоначально по замыслу автора Базаров – «…не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского).
Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая.
Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает… Знает довольно много – энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесподобнейший субъект – ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки».
Прототипом главного героя, Базарова, был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
Первое наше знакомство с Базаровым происходит 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки.
Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери. По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине.
Он признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит мастерскую человека, и не более того.
«Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.
Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою – оно не прочитывается прямо, но, если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
Не раз он высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки…Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», он отрицает даже любовь.
Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.
«Я разделяю почти все его убеждения», – писал Тургенев о Базарове. Действительно, во многом сходны их взгляды на окружающую действительность, на различные общественные прослойки. Автора и героя сближают сознательное отношение к жизни, постоянные поиски.
Для Тургенева эти поиски означали стремление понять человека, его духовный мир, научить его быть счастливым. Базаров – талантливый медик. По сути дела, у врача та же цель, что и у настоящего писателя. Базаров не стремится извлечь выгоду из своей профессии.
Он предпочитает бескорыстно лечить больных крестьян, занят экспериментом, ибо знает, как мало известно еще медицинской науке.
Но в отношении Тургенева к Базарову сказалась и сословная неприязнь писателя, его умеренно – либеральные иллюзии.
Будучи ярым сторонником постепенного реформаторского преобразования России и противником всякого насилия (революции), Тургенев не верил и не мог верить в перспективность революционной демократии.
Вот почему автор сделал Базарова отчасти трагическим героем, он лишил его оптимизма, устремления в будущее, веры в светлые идеалы, он, наконец, сделал его нигилистом.
И автор, и герой болезненно воспринимают зло, творящееся в России, они пытаются разобраться в его причинах, видят их в неправильном устройстве общества, ищут средства искоренения социальных бед. Тургенев борется за свою правду в романах и статьях. Его герой неуязвим в спорах, он не идет на компромиссы с совестью.
Писатель и персонаж его романа стремятся говорить правду о жизни, им ненавистно пустословие. Тонкие психологи, они чувствуют малейшую фальшь и выражают к ней свое презрение: автор – изобразительными средствами, герой – действием.
Они не проводят жизнь в праздных развлечениях, большую часть времени посвящают труду. Тургенев – автор известных романов, повестей, пьес. Базаров много работает, кроме медицины занят химией и другими естественными науками.
В своем Базарове Тургенев хотел изобразить выдающегося представителя бурной эпохи, в шторой многое его восхищало, но со многим в ней он не соглашался.
Писатель считал, что Россия рано или поздно пойдет по «западному» пути развития, он не был сторонником революционного вмешательства в жизненное течение. Базаров стоит на позициях революционной демократии.
Он хочет разрушить старое, гневно бичует пороки общества. Кроме того, автор и герой – люди разных темпераментов, наклонностей.
Герой Тургенева противоречив. Стремясь переделать общество, он эгоистически боится, что кто-то воспользуется плодами его стараний. Тургенев в этом смысле «бескорыстнее» Базарова. главная цель писателя – помочь людям разобраться в жизни.
В поступках Базарова, в способах обрисовки его характера чувствуется авторское отношение. Тургенев явно симпатизирует своему «нигилисту», ставит его выше других персонажей.
Сила Базарова в его целеустремленности, смелости, широте взглядов, способности к самоанализу. Но Тургенев не может согласиться с огульным отрицанием того, что ему так дорого.
Двойственность авторского отношения выразилась в противоречивости характера героя.
Образ автора, как правило, многограннее образа любого его героя. Личность писателя раскрывается в каждой строчке. Тургенев был первым писателем, затронувшим проблему разночинцев-демократов. От него зависело, как изобразить враждующие стороны, повествуя об отцах и детях.
Тургенев проводит своего героя через главное испытание – испытание любовью. Умный и сильный, выходивший из всех предшествующих коллизий победителем, но потерпевший фиаско в любви, наш герой заметно эволюционирует в сторону скептицизма и пессимизма.
Попав во власть романтики, которую ранее считал белибердой, он поступается многими своими убеждениями и взглядами. Вполне естественно, что на первых порах Базаров не хочет сам себе сознаться в своём поражении.
Но как бы он ни храбрился, ему не удаётся стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. После знакомства с ней в Базарове медленно назревают перемены, сопровождаемые внутренней борьбой героя с самим собой.
Поначалу он ничуть не уступает себе: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», «посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа», «этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр. Первый сорт».
Но проходит время. В поведении Базарова мы можем наблюдать некоторую растерянность, он не понимает, что же с ним происходит, он не верит в возможность каких-либо чувств. Он уже не может сохранять обычную выдержку и самообладание, легко раздражается.
Тургенев пишет: «Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас бы отказался с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило».
Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Он начинает оперировать такими понятиями, как красота. Несмотря на то, что его любовь отвергнута, Базаров выходит из этого испытания обогатившим свою душу, себя.
Пусть открытие способности любить Базарову стало болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным как для автора, так и для читателя.
Во взглядах Базарова можно обнаружить много общего с идеями революционеров – шестидесятников. Но автор романа в перспективность революционно – демократического движения не верил. Он фактически привёл своего «революционера» Базарова в конце романа в тупик, лишил его веры в будущее, заставил отказаться от борьбы.
Именно в этом сказалась позиция Тургенева. Однако автор не злорадствует над поверженным Базаровым, а, напротив, жалеет его, сочувствует ему, чем вызывает у читателя большую симпатию к трагической судьбе своего героя. Как медик, он первый поставил себе диагноз, но не испугался смерти, а просто смирился с ней.
Единственное, о чём он жалел, это о том, что не успел достичь своей жизненной цели.
Писатель отмечал, что восхищался Базаровым, а, работая над сценой его смерти, плакал навзрыд. Это были слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором отразилась часть его собственного идеала.
Тем не менее, писатель утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя билось во имя временных, преходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, говорят о «вечном примирении и о жизни бесконечной…
»
Источник: https://MirZnanii.com/a/361599/obraz-bazarova-v-romane-isturgeneva-ottsy-i-deti
Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.
Происхождение Базарова
Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование.
Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены.
В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.
Нигилизм Базарова
Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.
Личность, по мнению Базарова, — это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отл
ичает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.
Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.
Значимость героя для общества
Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.
Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.
Любовь в жизни Базарова
Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события.
Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычнго уклада жизни.
Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.
Развенчание теории Базарова
Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др.
, хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души.
И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.
Источник: https://spadilo.ru/obraz-bazarova-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/
Образ Евгения Базарова в романе “Отцы и дети”
Один из противоречивых, но самых понравившихся читателям героев. Многие назвали его человеком современного поколения, реформатором.
Так почему же Базарова можно назвать “рефлектирующим нигилистом”? Для начала, давайте определимся, что такое нигилизм? Нигилизм – это отрицание всех устоявшихся и сложившихся норм и принципов, культурного и духовного мира.
По мере развивающихся событий в сюжете “Отцы и дети” личность Базарова испытывает серьёзные изменения и раскрывается с разных сторон.
В начале романа Базаров вместе со своим приятелем Аркадием Кирсановым приезжает в поместье, которым управляет отец друга – Николай Петрович.
В ходе развязки сюжета сразу становится понятно, что Базаров – отъявленный нигилист. Евгений – молодой человек, студент медицинского заведения, он самоуверенный, умный и не брезгует поработать руками.
В поместье находится антипод – Базарова – Павел Петрович, брат Николая Петровича. Павел Петрович из хорошей семьи и имеет аристократические черты характера. Это становится, понятно посмотрев на его поведение, вежливые манеры, как элегантно он одевается. В связи с чем, между такими совсем разными людьми, возникают споры.
Так как Базаров отрицает все духовные и культурные ценности, он утверждает, что искусство, театр и поэзия – всё это глупость. В настоящем развивающем обществе куда важнее такие профессии, как биолог или медик, так считает Базаров. Но по сути утверждений Базарова, Павел Петрович не согласен с ним, он считает, что духовные мир не менее важен, чем физические ценности.
В один момент в результате их противостояния и взаимном презрении, между ними происходит дуэль.
И очень символичным является то, что когда Базаров, ранил Павла Петровича, он не праздновал победу, а сразу побежал помогать оказывать помощь.
Этот момент показал нам, что Евгений не такой уж и бесчувственный человек, каким мы представляли его на первый взгляд, и что чувство сострадания ему не безразличны.
На протяжении романа нигилизм Базарова претерпевает серьезных изменений. Если вначале Евгений считал, что надо ломать все старые устои и строить новые, то через время он сталкивается с явлением, которое стало переломным моментом в его судьбе – Базаров вопреки собственным доводам влюбляется в помещицу Одинцову.
Сначала он, конечно же, как и присуще настоящему нигилисту, пытается отогнать от себя эти мысли. Но позже, когда он понял, что не в силах противостоять таким сильным чувствам, как любовь, признаётся в любви Одинцовой. Тем самым он признал, что с ним произошло то, что он всю жизнь отрицал, и он не способен идти против этого.
Финал романа грустный – Базаров получает заражение крови и умирает. Но перед смертью у него есть немного времени, чтобы вспомнить и обдумать прожитую жизнь. Отчётливо видно, что такой перспективный человек, как Базаров, не раскрыл свою большую часть потенциала и не сделал множество дел, которые еще мог бы сделать.
В конце произведения нам переставлен уже совершенно другой Базаров. Он даже произнес несвойственные ему фразы с романтическим духом.
Так почему же Базарова мы можем назвать “рефлектирующим нигилистом”? Потому что его нигилизм не бездумный, Евгений не стремится угнаться за модой, как, его друг и соратник Аркадий, который позже откажется от идеи нигилизма. Базаров – нигилист, но думающий.
И уже глядя в лицо смерти, Евгений Базаров понимает, что был не прав и соглашается, что нельзя отрицать всё на свете, потому существуют такие ценности, от которых просто нельзя отказаться: любовь, семья, искусство, дружба, героизм.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/01/evgeniya-bazarova.html